Эффективное научное руководство

Монография подготовлена в рамках реализации проекта «Разработка механизмов повышения эффективности подготовки аспирантов высших учебных заведений к самостоятельной научной и педагогической деятельности», выполняемого по заданию Минобрнауки России в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (на 2009—2013 гг.) (государственный контракт № 14.740.11.0563).
Представлены результаты мониторинга деятельности научных руководителей аспирантов в высших учебных заведениях, а также научно-методические подходы, обеспечивающие повышение эффективности научного руководства аспирантами.
Для научных руководителей аспирантов, а также всех, кто интересуется вопросами диссертационного менеджмента.

Фрагмент текстового слоя документа размещен для индексирующих роботов.
Для полноценной работы с документом, пожалуйста, перейдите в
ридер.

Москва
ИНФРА-М
2022

В научной редакции доктора экономических наук,
профессора С.Д. Резника

ЭФФЕКТИВНОЕ 
ЭФФЕКТИВНОЕ 

НАУЧНОЕ 
НАУЧНОЕ 

РУКОВОДСТВО
РУКОВОДСТВО
АСПИРАНТАМИ
АСПИРАНТАМИ

МОНОГРАФИЯ
МОНОГРАФИЯ

Ñ.Ä. ÐÅÇÍÈÊ
Ñ.Ä. ÐÅÇÍÈÊ

Ñ.Í. ÌÀÊÀÐÎÂÀ
Ñ.Í. ÌÀÊÀÐÎÂÀ

Второе издание, переработанное 

Резник С.Д.
Эффективное научное руководство аспирантами : монография / С.Д. Резник, С.Н. Макарова ; науч. ред. проф. С.Д. Рез  ника. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 152 с. — (Научная мысль). – DOI 
10.12737/1722.

ISBN 978-5-16-009453-3 (print)
ISBN 978-5-16-100577-4 (online)

Монография подготовлена в рамках реализации проекта «Разработка механизмов повышения эффективности подготовки аспирантов высших учебных 
заведений к самостоятельной научной и педагогической деятельности», выполняемого по заданию Минобрнауки России в рамках Федеральной целевой 
программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» 
(на 2009–2013 гг.) (государственный контракт № 14.740.11.0563).
Представлены результаты мониторинга деятельности научных руководителей аспирантов в высших учебных заведениях, а также научно-методические 
подходы, обеспечивающие повышение эффективности научного руководства 
аспирантами.
Для научных руководителей аспирантов, а также всех, кто интересуется 
вопросами диссертационного менеджмента.

УДК 378.2(075.4)
ББК 72

УДК 378.2(075.4)
ББК 72
 
Р34

© Резник С.Д., Макарова С.Н., 2014
ISBN 978-5-16-009453-3 (print)
ISBN 978-5-16-100577-4 (online)

Р34

Р е ц е н з е н т ы:
С.М. Васин — д-р экон. наук, проф., заведующий кафедрой «Управление 
бизнесом» Пензенского государственного университета; 
В.В. Бондаренко — д-р экон. наук, проф., директор Пензенского филиала 
Финансового университета при Правительстве РФ

ФЗ 
№ 436-ФЗ
Издание не подлежит маркировке 
в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1

ПРЕДИСЛОВИЕ

Подготовке монографии предшествовало специальное исследование, 

осуществленное авторами в 2010–2012 гг., в ходе которого было опрошено 567 аспирантов, 187 молодых кандидатов наук, защитивших диссертацию не более 10 лет назад, и 154 научных руководителя аспирантов 
государственных вузов Российской Федерации, представляющих университеты Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Саратова, Воронежа, 
Пензы, Чебоксар. 

Монография написана для научных руководителей аспирантов, 

а также для тех, кого интересуют вопросы диссертационного менеджмента.

Структурно монография состоит из трех глав. 
Первая глава раскрывает теоретический аспект научного руководства 

аспирантами как ключевого фактора в системе подготовки научных 
кадров высшей квалификации, представляет аспиранта и научного руководителя как основных субъектов диссертационного процесса, раскрывает характер и содержание деятельности научного руководителя 
аспиранта.

Вторая глава содержит методические основы исследования деятель
ности научных руководителей аспирантов в высших учебных заведениях 
и результаты анализа практики научного руководства аспирантами в 
российских вузах, в частности: анализ состава и содержания деятельности научных руководителей аспирантов, анализ качеств и компетенций научных руководителей, анализ опыта руководства группой аспирантов, а также организации личной деятельности научных руководителей.

Третья глава раскрывает механизмы и предлагает технологии повы
шения эффективности научного руководства аспирантами, в частности: 
предлагается модель качеств и компетенций научного руководителя аспирантов, раскрывается система взаимодействия научного руководителя 
с аспирантами в процессе подготовки и защиты кандидатской диссертации, предлагается научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение деятельности научных руководителей, а также предлагаются 
технологии организации личной деятельности научных руководителей.

Монография подготовлена коллективом авторов в составе:
Резник Семен Давыдович — директор Института экономики и ме
неджмента Пензенского государственного университета архитектуры и 
строительства, заслуженный деятель науки Российской Федерации, 
доктор экономических наук, профессор.

Макарова Светлана Николаевна — кандидат экономических наук, 

доцент кафедры «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.

Авторы выражают большую признательность рецензентам: доктору 

экономических наук, профессору С.М. Васину (заведующему кафедрой 
«Управление бизнесом» Пензенского государственного университета); 

доктору экономических наук, профессору В.В. Бондаренко (профессору 
кафедры «Экономика организации и управление персоналом» Финансового университета при Правительстве РФ (филиал в г. Пензе) за полезные замечания и предложения по улучшению содержания рукописи.

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы совершенствования системы подготовки научных и на
учно-педагогических кадров являются сегодня предметом многочисленных дискуссий в российском научном сообществе. Наряду с другими 
вопросами предметом обсуждения становятся и перспективы адаптации 
в российских вузах зарубежного опыта организации аспирантских 
программ (PhD-программ, программ докторского образования). 

В частности, с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федераль
ного закона «Об образовании в Российской Федерации»1 вместо ныне 
действующего уровня послевузовского профессионального образования 
введен новый уровень высшего образования — «подготовка кадров 
высшей квалификации» (п. 5 ст. 10 закона № 273-ФЗ). Этот уровень 
будет включать такие программы, как подготовка научно-педагогических кадров (в аспирантуре, адъюнктуре), программы ординатуры, 
программы ассистентуры-стажировки (п. 2 ч. 3 ст. 12 закона № 273-ФЗ).

Одновременно с вступлением в силу ФЗ «Об образовании в Рос
сийской Федерации» утратил силу ФЗ «О высшем и послевузовском 
профессиональном образовании»2, закреплявший правовой статус основных форм подготовки научно-педагогических и научных кадров в 
системе послевузовского профессионального образования (аспирантура, 
адъюнктура, докторантура), предоставляющей гражданам Российской 
Федерации возможность повышения уровня образования, научной и 
педагогической квалификации. 

Таким образом, в настоящее время в России, как и в странах ЕС, 

аспирантура стала третьим уровнем высшего образования, что соответствует Международной стандартной классификации образования. 

В связи с этим первоочередными проблемами, на решение которых 

должна быть направлена совместная деятельность высшей школы, академической и отраслевой науки, становятся проблемы воспроизводства 
кадрового потенциала науки и высшей школы, сохранение преемственности поколений, совершенствование системы подготовки и аттестации 
специалистов высшей квалификации. Преобразования российской 

1 
Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском 
профессиональном образовании» [Принят Государственной Думой 19 июля 
1996 года, одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года; действующая редакция от 01.02.2012]. Документ утратил силу с 1 сентября 2013 года.

2 
Женщины и мужчины России. 2012: стат. сборник / Росстат. — М., 2012; Подготовка научных кадров высшей квалификации в России: стат. сборник 
[Текст]. — М.: ЦИСН, 2011; Россия в цифрах. 2013: крат. стат. сборник / Росстат. — M., 2013.

науки помимо кардинальных финансовых и организационных решений 
нуждаются в серьезном улучшении качества подготовки молодых 
ученых. Оно зависит от многих причин: грамотного отбора и численности аспирантов, создания им условий для успешной научной деятельности, развития системы аттестации научных кадров и др. 

Однако ключевым механизмом в системе подготовки научных кадров 

высшей квалификации является качество научного руководства аспирантами.

Научные руководители в силу своих личностных и профессио
нальных особенностей становятся для аспирантов образцом для подражания, играют особую роль в становлении молодых ученых. 

К сожалению, системе научного руководства аспирантами присущи 

недостатки, обусловленные не только общими кризисными явлениями, 
характерными для системы вузовского образования в целом, но и тем 
обстоятельством, что обеспечение качества работы научных руководителей находится на периферии внимания научной общественности.

Справедливо отмечаемые Высшей аттестационной комиссией мно
гочисленные недостатки, регулярно встречающиеся в диссертационных 
работах, в авторефератах, в аттестационных документах соискателей, 
имеют свои причины. И вина за эти упущения лежит не только на аспирантах и кафедрах, где выполнялись диссертационные работы. Серьезные замечания можно обратить и в сторону научных руководителей 
аспирантов, которые, как правило, остаются за рамками дискуссий и 
справедливой критики научного сообщества.

Содержание деятельности и требования к научным руководителям 

диссертационных работ не имеют адекватного толкования ни в официальных документах ВАК, ни в сборниках методических материалов. 

На наш взгляд, искусству и науке менеджмента научных руководи
телей аспирантов, особенно начинающих руководителей, нужно обучать. К сожалению, применительно к научным руководителям это как-то 
не принято, об этом разговора нет. Получается, если ты ученый, то уже 
владеешь менеджментом. Но на самом деле это далеко не так, вопервых, а во-вторых, еще не каждый ученый, даже высокого класса, 
может стать менеджером, нужно иметь способности к такой деятельности плюс этому нужно обучаться. 

Деятельность научных руководителей, как института подготовки и 

аттестации научных кадров, нуждается в обстоятельном анализе, обобщении, системных рекомендациях, научной и методической поддержке.

Следует выделить ряд направлений, характеризующих состояние и 

тенденции развития системы аттестации научно-педагогических 
кадров, а также руководства аспирантами. Развитию квалификационных научно-педагогических и научно-психологических исследований в России посвящены монографии Н.И. Аристера, К.В. Буллах, 
Н.И. Загузова и др. 

Результаты исследований теории и истории подготовки научных 

кадров через аспирантуру и присуждения научных степеней в норма
тивных правовых актах России представлены в монографиях К.Т. Галкина, О.Н. Горошко, Л.Ф. Петренко, Г.И. Федькина, А.Н. Якушева и др.

Теоретические аспекты и практические рекомендации по оформ
лению диссертаций представлены в трудах А.Ф. Ануфриева, Н.И. Аристера, Ю.Г. Волкова, Э.И. Гитиса, В.В. Глухова, В.П. Горелова, Е.И. Журавлева, Н.И. Загузова, А. Захарова, Ф.А. Кузина, Б.А. Райзберга, 
С.Д. Резника, А.И. Шуйского и др.

Опыт практической деятельности по реализации теории педагогиче
ского менеджмента, ориентированный на конечный результат, представлен в работах Е.В. Бондаревской, К.Я. Вазиной, Т.М. Давыденко, 
Н.П. Капустиной, Ю.А. Конаржевского, В.В. Крыжко, С.В. Кульневича, 
Е.М. Павлютенкова, В.П. Симонова, В.А. Сластенина, П.И. Третьякова, 
Т.И. Шамовой и др.

Теоретические аспекты управления системой государственной аттес
тации научно-педагогических кадров отражены в трудах Т.Г. Браже, 
Н.К. Зотовой, Т.Е. Ковиной, B.C. Конева, И.А. Колесниковой, Б.К. Коломиец, Н.В. Кузьминой, Н.В. Немовой, Г.Б. Скок, Н.Е. Эмануиловой и др.

Вопросы совершенствования аттестации научно-педагогических 

кадров нашли отражение в работах А.Я. Синецкого, К.Т. Галкина, 
А.Н. Якушева, А.Е. Иванова, А.Ю. Климова, С.Д. Резника, В.Г. Выскуба 
и др.

Проблемы повышения эффективности подготовки научно-педагоги
ческих кадров высшей квалификации, являясь одними из приоритетных 
направлений государственной образовательной политики, нашли свое 
отражение в ряде работ современных исследователей: С.С. Балабанова, 
Б.И. Бедного, А.П. Беляевой, В.В. Гвоздевой, А.А. Дорофеева, С.В. Коршунова, В.В. Краевского, В.И. Кружалина, Г.В. Лагунова, В.С. Леднева, 
И.В. Малюгиной, Д.В. Пузанкова, И.А. Майбурова, С.М. Марковой, 
М.И. Махмутова, А.А. Мироноса, А.М. Новикова, С.А. Пиявского, 
В.Г. Разумовского, Н.М. Розиной, Б.А. Сазонова, В.С. Сенашенко, 
М.Н. Стриханова, Р.Г. Стронгина, В.Д. Шадрикова, В.В. Юдина и др. 

Отдельные вопросы осуществления научного руководства аспиран
тами рассматриваются в работах Л.В. Ведерниковой, И.Д. Котлярова, 
С.А. Писаревой, О.А. Поворознюк, С.Д. Резника, А.С. Роботовой, 
В. Ситарова, А.П. Тряпицыной, Л.Б. Эрштейна и др.

Современные социально-экономические условия требуют систем
ного рассмотрения вопросов повышения качества научного руководства 
диссертационными исследованиями.

Учитывая вышеизложенные проблемы, Пензенский государ
ственный университет архитектуры и строительства в рамках реализации 
проекта «Разработка механизмов повышения эффективности подготовки аспирантов высших учебных заведений к самостоятельной научной и педагогической деятельности» осуществил в 2010–2012 гг. по 
заданию Минобрнауки РФ комплексное исследование, одной из целей 
которого является разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности научных руководителей аспи
рантов, призванных обеспечивать высокое качество диссертационных 
исследований и своевременность защит диссертационных работ.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

 
• обобщены теоретические основы функционирования аспирантуры 

как научно-образовательной системы развития кадрового потенциала высшей школы и, в частности, деятельности научных руководителей как института подготовки и аттестации научных кадров;

 
• разработан методический инструментарий, на основе которого 

проведен мониторинг деятельности научных руководителей аспирантов в высших учебных заведениях;

 
• проанализированы нормативные документы, затрагивающие статус 

научных руководителей;

 
• изучен состав научных руководителей аспирантов;

 
• оценена эффективность научного руководства аспирантами в рос
сийских вузах: качества и компетенции научных руководителей аспирантов, организация руководства группой аспирантов, координация и контроль их деятельности, организация личной деятельности научных руководителей;

 
• разработана модель качеств и компетенций научного руководителя 

аспирантов;

 
• предложена система взаимодействия научного руководителя с ас
пирантами в процессе подготовки и защиты кандидатской диссертации;

 
• развито научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение 

деятельности научных руководителей.
Объектом исследования выступают научные руководители аспи
рантов высших учебных заведений российских вузов.

Предметом исследования является содержание деятельности научных 

руководителей аспирантов, их качества и компетенции.

Теоретической и методологической основой исследования являются 

фундаментальные и прикладные исследования в области управления системой государственной подготовки и аттестации научно-педагогических 
кадров, труды исследователей в области менеджмента в системе высшего 
образования; концепции, доктрины и программы Министерства образования и науки РФ по вопросам подготовки научно-педагогических 
кадров. Информационной базой работы являлись положения, регламенты 
и нормативные документы Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки РФ, законодательные и нормативные документы федеральных и 
региональных органов власти, материалы научных конференций.

Новизна данного исследования заключается в обосновании и разра
ботке единого информационного поля для научных руководителей аспирантов, а также для аспирантов и других участников диссертационного и аттестационного процессов, что позволит повысить эффективность их деятельности и на этой основе — обеспечить повышение 
качества и своевременности защищаемых диссертаций, приток в науку 
добротного молодого пополнения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 

НАУЧНОГО РУКОВОДСТВА АСПИРАНТАМИ 

В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

1.1. РОЛь НАУЧНОГО РУКОВОДСТВА АСПИРАНТАМИ В СИСТЕМЕ 

ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ ВЫСшЕЙ КВАЛИфИКАцИИ

Научное руководство аспирантами — важнейшая часть подготовки 

специалистов высшей квалификации.

Для оказания научной и методической помощи при работе над дис
сертацией, контроля над выполнением работы, оказания в случае необходимости психологической поддержки, выработки рекомендаций по 
поводу участия аспирантов в учебном процессе аспиранту назначается 
научный руководитель.

Научный руководитель несет всю полноту ответственности как за 

уровень теоретической подготовки аспиранта и своевременность представления диссертации, так и за ее содержание.

Анализ данных государственной статистики1 показывает, что еже
годно показатели выпуска в соответствии с ростом показателей приема 
и численности аспирантов увеличивались.

Одновременно с ростом количественных показателей функциони
рования института аспирантуры в последние годы происходит снижение 
его качественных показателей. Численность выпуска аспирантов ежегодно увеличивается: с 1992 г. по 2012 г. — в 3,2 раза. Однако удельный 
вес защитивших диссертации в общем объеме выпуска аспирантов остается пока низким: в 2012 г. он составил 27,45% (табл. 1.1). Эффективность функционирования аспирантуры остается относительно низкой.

Сложившееся положение обусловлено рядом факторов: каче
ственным составом лиц, поступающих в аспирантуру, их мотивационными установками, научной и социально-психологической средой, 
формами и средствами коммуникации внутри и вне научного сообщества, системой стимулирования и признания достижений. Возрастает 
процент аспирантов, поступивших в аспирантуру для самоутверждения, 
но не желающих при этом заниматься в будущем научно-педагогической 
деятельностью. 

Улучшение качества подготовки молодых ученых зависит от многих 

причин: грамотного отбора и численности аспирантов, создания им 
условий для успешной научной деятельности, развития системы аттестации научных кадров и др. Но одним из ключевых механизмов в сис
1 
Женщины и мужчины России. 2012: стат. сборник / Росстат. – М., 2012; Подготовка научных кадров высшей квалификации в России: стат. сборник. – М.: 
ЦИСН, 2011; Россия в цифрах. 2013: крат. стат. сборник / Росстат. – M., 2013.

Та б л и ц а  1 . 1

Показатели эффективности аспирантуры в вузах России*

Показатель

1992
2000
2005
2008

коли
чество

отношение  

к 1992 г., %

коли
чество

отношение  

к 1992 г., %

коли
чество

отношение

 к 1992 г., %

коли
чество

отношение 

к 1992 г., %

Численность аспирантов, чел.
36747
100
100212
272,71
122913
334,48
130277
354,52

Прием в аспирантуру, чел.
11238
100
37025
329,46
40319
358,77
44257
393,82

Выпуск из аспирантуры, чел.
9532
100
21015
220,47
28755
301,67
28889
303,07

В т.ч. с защитой диссертации, чел.
2213
100
6630
299,59
9641
435,65
8116
366,74

Выпуск с защитой диссертации, 

%

23,22
100
31,55
135,87
33,53
144,40
28,09
120,97

Показатель

2009
2010
2011
2012

коли
чество

отношение 

к 1992 г., %

коли
чество

отношение 

к 1992 г., %

коли
чество

отношение 

к 1992 г., %

коли
чество

отношение 

к 1992 г., %

Численность аспирантов, чел.
137068
373,00
139908
380,73
139542
379,73
131226
357,11

Прием в аспирантуру, чел.
49736
442,57
48748
433,78
45561
405,42
40802
363,07

Выпуск из аспирантуры, чел.
29678
311,35
29268
307,04
28847
302,63
30885
324,01

В т.ч. с защитой диссертации, чел.
9996
451,69
8854
400,09
8869
400,77
8480
383,19

Выпуск с защитой диссертации, 

%

33,68
145,04
30,25
130,28
30,74
132,38
27,45
118,22

* 
Россия в цифрах 2013: Крат. стат. сборник [Текст] / Росстат. – M., 2013. – С. 378.

теме подготовки научных кадров высшей квалификации является качество научного руководства аспирантами.

Научное руководство аспирантами, зачисленными в аспирантуру 

образовательных учреждений или научных организаций до 1 сентября 
2013 года, осуществляется в соответствии с Положением «О подготовке 
научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского 
профессионального образования в РФ», утвержденным приказом Минобразования России от 27 марта 1998 г. № 814 (в ред. приказов Минобразования РФ от 16.03.2000 № 780, от 27.11.2000 № 3410, от 17.02.2004 
№ 696), решениями Ученого совета учебного или научного учреждения.

Научное руководство осуществляется по отраслям наук. Оплата труда 

научных руководителей аспирантов производится из расчета, как правило, 50 часов на одного аспиранта в год. Вместе с тем есть примеры, 
когда оплата труда научных руководителей производится из расчета 
75 часов в год на одного аспиранта — гражданина РФ и других государств СНГ и 100 часов в год на одного иностранного аспиранта (государства «дальнего зарубежья»)1.

Ректор/директор имеет право устанавливать научным руководителям 

аспирантов доплату без ограничения ее предельных размеров за счет 
бюджетных или внебюджетных средств.

Согласно Положению о подготовке научно-педагогических и на
учных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, количество аспирантов, прикрепляемых к одному научному руководителю, определяется с его согласия 
ректором высшего учебного заведения или руководителем научного 
учреждения (организации). 

Работа с аспирантами неизмеримо сложнее, чем со студентами, если 

правильно и ответственно относиться к ней. Добросовестное отношение 
к делу не позволяет научным руководителям иметь сверхбольшое число 
аспирантов. К примеру, количество аспирантов, прикрепляемых к одному научному руководителю, может быть таким: не более 5 человек — 
доктору наук, профессору и не более 3 человек — кандидату наук, доценту. 

В существующей практике вопрос о праве руководства аспирантами 

и соискателями решает ученый совет вуза или НИИ, который такими 
полномочиями обладает. Однако до сих пор не существует официального 
положения о тех критериях, которыми эти советы должны руководствоваться при назначении научных руководителей. 

Как правило, научные руководители предлагаются кафедрой, а не 

выбираются самими аспирантами, но поучаствовать в этом процессе 
можно и нужно.

1 
Научные руководители аспирантов [Электронный ресурс]. — URL: http://www.
zpu-journal.ru/asp/matriculation/advisers/ (дата обращения 08.09.2013).

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Контрольный листок, 2014, № 11

Актуальная тема

Научное руководство: теория, принципы, практика

© Л.Б. Эрштейн

Светлой памяти Ольги Эрштейн посвящается 

Предисловие

Идея написать работу по теории и практике научного руководства появилась у меня, когда я работал над кандидатской диссертацией. Диссертация была посвящена специфике тьюторской деятельности, и тогда же родилась мысль о том, что одной из функций тьюторской деятельности является научное руководство. Однако, после консультации с научным руководителем, этот вопрос мы решили в диссертацию не включать. С одной стороны, потому что не хотелось перегружать текст исследования и без того достаточно громоздкий и полный. С другой стороны, потому что вопрос научного руководства явно требовал своего специального исследования, которое невозможно было провести в рамках разрабатываемой мной темы.

Тем не менее, идея осталась. Эта идея была подкреплена тем уникальным фактом, что в процессе работы над кандидатской диссертацией мне пришлось взаимодействовать с тремя типами научных руководителей и столкнуться напрямую с мощным влиянием неформального научного руководства. Ко всем своим научным руководителям я до сих пор испытываю чувство благодарности. Каждый из них что-то мне дал, за что им и спасибо.

Мой собственный педагогический опыт, опыт руководства различными видами работ и использования методических приемов тьюторской деятельности в образовательном процессе, давал возможность осмыслить и оценить значение научного руководителя и самого процесса научного руководства в образовательной деятельности. Эти обстоятельства подталкивали меня к написанию целостной работы по проблемам научного руководства. Изучение литературы по данному вопросу подкрепило это желание, ни одного общего исследования этой проблемы обнаружено не было, хотя я не могу, конечно, утверждать, что таких работ нет. Может быть, я их просто не нашел.

Предлагаемая уважаемому читателю небольшая работа носит типично прикладной характер. Я старался не перегружать работу излишними теоретическими обоснованиями и построениями. Работая над этим исследованием, я в значительной степени основывался на своих прошлых работах по теории ценностей и построению общества как экологической системы. Особенно на первой из них. Фактически в своем понимании ценностей я исходил именно из принципов, изложенных там.

Первая глава данной работы посвящена теоретическим основам научного руководства, в ней излагаются понимание и классификация научного руководства, стратегии и стили научного руководства и некоторые другие вопросы. Во второй главе описывается методика научного руководства, а также специфика руководства различными видами работ. Предлагаемые методические приемы могут быть использованы не только в процессе научного руководства, но и в других аспектах педагогической деятельности.

Говоря о стиле данной работы, следует отметить, что я старался следовать традиции своих предыдущих работ, то есть использовал наименее наукообразный стиль, сохраняя при этом жанр научного исследования, и старался сделать работу как можно более понятной и полезной. Я намеренно отказался от принятого в российской науке написания от «мы» и данная работа написана используя местоимение «я», так как никакого «мы» в данном случае не существовало и все, что изложено, отражает исключительно мое личное мнение.

Что хочется подчеркнуть? Данная книга посвящена именно процессу научного руководства, а не методике подготовки научного исследования. Несмотря на то, что эти темы в значительной степени пересекаются, между ними есть и существенная разница, обусловленная тем, что научное руководство есть процесс взаимодействия субъектов научного руководства в процессе подготовки научного исследования, а сама подготовка научного исследования, включает в себя не только научное руководство, но и целый ряд других процессов.

В результате можно говорить, что научное руководство относится к подготовке научного исследования как частное к общему.

Данная работа предназначена для всех, кто интересуется вопросами высшего и постдипломного образования, методики преподавания и вопросами обучения на всех уровнях. Главный интерес, на мой взгляд, она должна представлять для аспирантов, студентов и тех, кому приходится заниматься научным руководством.

Я хочу поблагодарить за критические замечания кандидата технических наук Марию Чирухину, кандидата психологических наук Ирину Перелыгину, аспиранта эколога Елену Гайдученко, кандидата медицинских наук Николая Николаева, доктора медицинских наук, профессора Александра Герасимовича Шлейкина. И своих рецензентов доктора педагогических наук, профессора Александра Васильевича Долматова, доктора медицинских наук, профессора Александра Герасимовича Шлейкина. Особую благодарность я хочу высказать доктору педагогических наук, профессору Александру Васильевичу Долматову. Также я хочу поблагодарить кандидата технических наук Марию Чирухину за помощь в работе над текстом. Кроме того, я хочу выразить отдельную благодарность за помощь в публикации всех моих книг, в том числе и этой начальнику редакционно-издательского отдела Санкт-Петербургского государственного университета низко-температурных и пищевых технологий Ольге Владимировне Жилкиной, без неё моих книг точно никогда бы не было.

Спасибо Вам за то, что вы хотите прочитать эту книгу.

Глава 1. Теоретические основы научного руководства

Краткое содержание первой главы: В первой главе рассмотрено понятие научного руководства, стили, классификация и стратегии научного руководства. Показана взаимосвязь научного руководства с адаптивными процессами в обществе и ценностными процессами.

1. Определение и классификация научного руководства

При рассмотрении проблемы научного руководства обращает на себя внимание отсутствие какой-либо общей теории данного вопроса. Мне не удалось найти даже определение этого социально-педагогического явления. Поэтому, исходя из традиции предыдущих исследований, сначала будет рассмотрено определение научного руководства. Анализируя понятие «научное руководство», несложно увидеть, что это понятие состоит из двух слов: первое слово говорит нам о том, что речь идет о научных исследованиях, второе слово означает, что над этими исследованиями осуществляется процесс руководства. В данном случае имеет место быть именно слово «руководство», которое нельзя заменить словом «управление» потому что «научное управление» это наука о том, как следует управлять. В данном случае речь идет явно о чем-то ином.

Вместе с тем очевидно, что раз речь идет о руководстве, то, стало быть, проблема научного руководства лежит в плоскости науки управления как таковой, и очевидно, что случай научного руководства, является частным случаем управления как такового вообще. В данном исследовании я буду исходить из понимания управления, изложенного как в моих предыдущих работах [39, 40] (список литературы будет опубликован вместе с последней частью — Ред.), так и в работах по теории и практике управления [26]. В моем исследовании по теории ценностей я даю следующее определение управления: «Управление — это целенаправленная деятельность, осуществляемая субъектом над объектом, где субъектом и объектом могут выступать любые социальные единицы в любом сочетании, будь то личность, семья, государство или этнос» [40, 43]. То есть, коротко говоря, управление — это целенаправленное воздействие объекта на субъект. Исходя из этого, научное руководство — это воздействие объекта на субъект, реализующее научную деятельность. Вместе с тем, в литературе по управлению выделяют четыре основных функции управления, и само управление определяется как процесс реализации этих функций, а именно: организации, мотивации, управления и контроля [26]. Таким образом, в первом приближении можно определить научное руководство как целенаправленный процесс организации, мотивации, управления и контроля над проведением научных исследований, происходящий в результате воздействия объекта, которым является научный руководитель. на субъект, в качестве которого может выступать отдельная личность, группа лиц или организация. Однако, как будет показано далее, научный руководитель в случае научного руководства является не столько объектом, сколько субъектом, а сам процесс научного руководства является процессом взаимодействия двух субъектов.

В результате можно определить научное руководство как целенаправленный процесс реализации основных функций управления научными исследованиями, происходящий при взаимодействии двух субъектов, одним из которых является научный руководитель, а другим — руководимый, которым может являться отдельная личность, группа лиц или организация.

Разумеется, различные функции управления представлены в процессах научного руководства по разному, в разных ситуациях, этот вопрос будет рассмотрен несколько ниже. Необходимо отметить что, наряду с понятием «научного руководства» необходимо остановиться на таких понятиях как «ситуация научного руководства» и «субъекты научного руководства».

Научное руководство существует не само по себе, и проявляется в ситуации научного руководства, то есть при конкретных обстоятельствах, характеризующихся потребностью в решении научной задачи и необходимостью в руководстве решением этой задачи. С другой стороны, в процесс научного руководства всегда вовлечены по крайней мере два субъекта научного руководства, а именно научный руководитель и руководимый, каждый из которых играет свою роль в данном процессе.

Научное руководство представляет собой достаточно широко распространенный феномен, оно очень различно как с точки зрения участвующих в нем субъектов, так и с точки зрения особенностей процессов взаимодействия этих субъектов. Так, с позиции участвующих в нем субъектов научное руководство можно разделить на:

1. Научное руководство отдельной личностью — самый типичный случай научного руководства, в данной ситуации один научный руководитель руководит студентом или аспирантом в процессе подготовки ими курсовой работы, диплома, магистерской или кандидатской диссертации.

2. Научное руководство рабочей группой. В этой ситуации научный руководитель руководит группой лиц, в процессе реализации конкретного научного проекта, где каждый из субъектов реализует свою часть общей научной задачи.

3. Научное руководство организацией. В случае научного руководства организацией научный руководитель помогает решить научную задачу, которая стоит перед всей организацией в целом. В ряде случаев он сам формулирует и ставит научную задачу организации и показывает основные пути и направления ее решения, а также осуществляет целый ряд других функций.

Также необходимо заметить, что бывают смешанные типы научного руководства, так, например, в процессе руководства организацией может потребоваться руководство отдельной научной группой или группами, а процесс научного руководства личностью может сочетаться с руководством целой организацией.

С точки зрения особенностей взаимодействия субъектов научное руководство можно разделить на две большие группы:

1. Формальное научное руководство — в этой ситуации официально назначается научный руководитель, который осуществляет научное руководство личностью, группой и организацией, имея на это документально зафиксированные полномочия. Например, когда научный руководитель руководит аспирантом при подготовке кандидатской диссертации.

2. Неформальное научное руководство, в таком случае какое-либо лицо или группа лиц осуществляют научное руководство стихийно, не последовательно, не формально, без каких-либо официальных прав и полномочий. Например, когда студент или аспирант советуется с профессором, не являющимся его научным руководителем, последний реализует деятельность неформального научного руководителя.

Как формальное, так и неформальное научное руководство может осуществляться над личностью, группой или организацией. В результате можно утверждать, что существует шесть типов научного руководства. А именно: Формальное научное руководство личностью, неформальное научное руководство личностью, формальное научное руководство группой, неформальное научное руководство группой, формальное научное руководство организацией, неформальное научное руководство организацией.

С точки зрения взглядов, изложенных мной в предыдущей работе [39], научное руководство представляет собой типичный социальный симбиоз, предназначенный для оптимизации адаптации субъектов научного руководства к окружающей среде. Социальный симбиоз предполагает взаимовыгодное сотрудничество двух разных видов с целью увеличения количества энергии каждым из них. В случае формального научного руководства руководитель получает за свою деятельность заработную плату, кроме того руководство способствует росту его авторитета и социальной реализации его как ученого. Руководимый получает возможность повысить свой социальный статус, улучшить уровень образования, реализовать себя в научной деятельности, которая для него, вследствие выбранной им сферы деятельности, более или менее важна.

В результате в процессе взаимодействия научный руководитель и руководимый оказывают друг другу помощь в достижении тех социальных и личных целей, ради реализации которых осуществлялось научное руководство и, тем самым, реализуется вариант симбиотических взаимоотношений между ними.

Другим аспектом феномена научного руководства является ценностный аспект. Успешность или не успешность научного руководства в значительной степени определяется тем, ценностью какого порядка является научная деятельность для всех субъектов данного процесса. Подробно концепция ценностей разработана мной в иной работе [40], здесь же напомню, что ценностью высокого порядка я называю ценность, от реализации которой субъект не может отказаться даже под влиянием очень серьезных раздражителей, а ценностью низкого порядка называется та, от которой он отказывается даже под влиянием самых незначительных раздражителей. В результате порядок ценностей есть показатель возможности отказа от ценности под влиянием раздражителей разной силы.

В том случае, если для руководителя факт его руководства является ценностью высокого порядка, то есть если он не готов отказаться от руководства даже под влиянием серьезных обстоятельств, и руководимый не готов отказаться от научной деятельности, предполагающей руководство тоже под влиянием раздражителей высокого порядка, научное руководство будет эффективным и успешным. Если же оба они готовы отказаться от своей деятельности под влиянием не очень серьезных препятствий, ситуация научного руководства будет разрушена, и источником разрушения может служить как научный руководитель, так и руководимый субъект или оба вместе.

Конечно, наличие ценностей высокого порядка, где процесс научного руководства и проведение научных исследований являются такими ценностями у всех субъектов ситуации научного руководства, является условием необходимым, но не достаточным для успешной реализации процесса, остальные условия будут рассмотрены мной несколько ниже.

Таким образом, научное руководство является процессом реализации основных функций управления в результате взаимодействия субъектов, одним из которых является научный руководитель, другим — руководимый. В качестве руководимого могут выступать отдельная личность, группа или организация, а взаимодействие может носить как формальный так и неформальный характер.

2. Задачи научного руководства, и роли научного руководителя

Анализируя научное руководство убеждаешься в том, что в числе прочего недостаточно освещены задачи научного руководства как такового. Однако задачи научного руководителя в литературе описаны [1, 9, 17, 22]. Практически все авторы отмечают, что задачами научного руководителя, независимо от вида работ, являются:

1. Выбор темы исследования — научный руководитель совместно с руководимым субъектом выбирает тему исследования.

2. Контроль хода выполнения работы — научный руководитель контролирует процесс выполнения работы и корректирует его по мере необходимости.

3. Помощь при подготовке содержания работы — научный руководитель оказывает разнообразную помощь в подготовке содержания работы.

4. Помощь в определении основных характеристик исследования — научный руководитель совместно с руководимым разрабатывает общие характеристики исследования и помогает их сформулировать.

Так, например, говоря о задачах руководителя дипломной работы, И. Н. Кузнецов указывает: «Руководитель дипломной работы обязан:

• совместно со студентом составить и выдать задание на дипломную работу; оказать студенту помощь в разработке календарного плана-графика на выполнение дипломной работы;

• по возможности рекомендовать студенту необходимую основную литературу, справочно-нормативные и другие источники по теме дипломной работы;

• проводить в соответствии с планом-графиком консультации;

• контролировать ход выполнения работы и нести ответственность за ее своевременное и качественное выполнение до момента защиты (за приведенные в дипломной работе решения, правильность всех данных и за сделанные выводы отвечает студент-дипломник);

• составить отзыв о дипломной работе, в котором дать мотивированное заключение о возможности допуска дипломной работы к защите;

• присутствовать, как правило, на защите студентом результатов дипломного исследования»[22, 204].

Однако, задачи научного руководства включают в себя не только задачи, стоящие перед научным руководителем, но и задачи, стоящие перед руководимым субъектом, как перед второй стороной процесса научного руководства, видимо именно этот факт приводит к тому, что, как уже упоминалось, задачи научного руководства изложены в литературе явно не полностью. Такой подход лежит в русле понимания предмета педагогики, изложенного в работах А. М. Новикова, автор пишет, что предметом педагогики должна быть не только деятельность обучающего, но и деятельность обучающегося [28].

Исходя из понимания основных функций управления и теории ценностей, данные задачи, характерные для формального научного руководства, представляются следующими.

1. Определение целей и задач научного исследования. Научный руководитель и руководимый субъект совместно разрабатывают цели научного исследования и задачи, которые необходимо решить для достижения этих целей.

2. Выбор темы научного исследования — научный руководитель и руководимый субъект совместно выбирают тему научного исследования, исходя из следующих параметров.

a. Особенности работы, над которой осуществляется руководство. Например, в случае кандидатской диссертации учитывается паспорт специальности и ряд других параметров, которые будут рассмотрены мной в дальнейшем.

b. Интересов субъектов научного руководства, как научного руководителя, так и руководимого.

c. Ситуационных параметров, которые в каждом случае индивидуальны, например, научного направления, разрабатываемого кафедрой или организацией, над которой осуществляется научное руководство.

3. Планирование научного исследования. Научный руководитель и руководимый разрабатывают план научного исследования, этапы его проведения, предполагаемые сроки завершения работы.

4. Организация проведения научных исследований. Научный руководитель совместно с руководимым субъектом определяют необходимое для научных исследований оборудование, экспериментальную и теоретическую базу, необходимую для успешной реализации исследования. Также они определяют основные параметры эксперимента, выявляют возможные сложности при проведении исследования и пути преодоления этих сложностей, а также то, каким образом будет проведено данное исследование, что нужно делать для успешной реализации исследования.

5. Контроль проведения исследования. Научный руководитель совместно с руководимым субъектом контролируют процесс проведения исследования. И в случае необходимости проводят соответствующие корректирующие мероприятия.

6. Мотивация проведения научного исследования. Сущность мотивации в ситуации научного руководства представляется следующей. С одной стороны, научный руководитель способствует тому, чтобы достижение исследовательской цели было для руководимого ценностью как можно более высокого порядка, помогая и поддерживая руководимого в процессе проведения исследования, а также контролируя этот процесс, и оказывая необходимую психологическую поддержку. С другой стороны, руководимый, обращаясь к руководителю за разнообразной помощью, способствует тому, что процесс научного руководства становится для руководителя ценностью все более высокого порядка.

Задачи неформального научного руководства могут по сути дела включать все задачи, характерные для формального руководства, но так как неформальное научное руководство осуществляется стихийно, то оно зависит от особенностей данной конкретной ситуации. Неформальный научный руководитель или руководители могут реализовывать как все из перечисленных задач, так и разное их количество в любом сочетании.

Рассматривая цель научного руководства, необходимо отметить, что сама ситуация научного руководства возникает, когда есть необходимость в повышении эффективности научных исследований. То есть тогда, когда для эффективного проведения научных исследований требуется некоторая помощь извне, помощь человека или людей, которые являются экспертами в области проведения исследований, знают каким образом это надо делать, и какие сложности встречаются при проведении этих исследований, и как нужно преодолевать эти сложности. В результате можно утверждать, что основной целью научного руководства является повышение эффективности научных исследований.

В процессе научного руководства все субъекты процесса играют соответствующие роли. В литературе рассмотрены некоторые из ролей научного руководителя. Так Т. И. Березина отмечает, что научный руководитель играет роль наставника, она пишет: «Наставничество не связано какими-либо жесткими формами и методами. Оно реализуется в различных ситуациях и самыми различными путями. Его необходимыми условиями являются время и наличие хотя бы двух человек, один из которых готов оказывать поддержку и осуществлять обучение, а другой — принимать помощь и учиться» [4].

Роль научного руководителя как учителя отмечают многие авторы [4, 6, 11, 15]. Вместе с тем, на мой взгляд, отмеченные роли далеко не полны, исходя из выявленных задач научного руководства, можно отметить следующие роли научного руководителя.

1. Помощник — научный руководитель помогает проведению научных исследований.

2. Учитель — обучает теории и практике реализации научных исследований.

3. Психолог — оказывает психологическую поддержку при проведении научных исследований.

4. Организатор — участвует в организации научных исследований.

5. Ученый — проводит научные исследования.

6. Консультант — консультирует по вопросам проведения научных исследований.

7. Тьютор — оказывает комплексную поддержку при проведении научных исследований, то есть реализует первую, вторую, третью и шестую роли.

8. Эксперт. Как эксперт научный руководитель проверяет результаты научного исследования, выбирает направления дальнейшего исследования, отсекает ненужные материалы и процедуры, дает заключение по качеству тех или иных элементов или всего научного исследования.

Таким образом, научный руководитель играет совокупность совершенно разных ролей, способствуя тем самым достижению цели научного руководства. В свою очередь, руководимый (будь то личность, организация или рабочая группа) играет следующие роли.

1. Ученик — руководимый обучается практике и теории проведения научных исследований.

2. Организатор — руководимый организует научные исследования.

3. Писатель — руководимый учится написанию научных исследований, он пишет и публикует научные труды, тем самым играя роль научного писателя.

4. Ученый — руководимый проводит научные исследования.

5. Исполнитель — руководимый учится выполнять полученные от руководителя рекомендации как можно более точно и эффективно.

В результате можно говорить о том, что руководимый также играет достаточно разнообразные роли, и это требует от руководимого определенных личностных качеств, а также специальной стратегии поведения.

Таким образом, задачи научного руководства обусловлены понятием научного руководства, спецификой взаимодействия научного руководителя и руководимого, в процессе которого оба субъекта научного руководства играют соответствующие, необходимые для решения задач роли.

(продолжение следует)

Календарь
«  Май 2023  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
Архив записей
  • 2012 Апрель
  • 2012 Май
  • 2012 Июнь
  • 2012 Июль
  • 2012 Август
  • 2012 Сентябрь
  • 2012 Октябрь
  • 2012 Декабрь
  • 2013 Февраль
  • 2013 Март
  • 2013 Апрель
  • 2013 Июнь
  • 2013 Октябрь
  • 2013 Ноябрь
  • 2013 Декабрь
  • 2014 Январь
  • 2014 Март
  • 2014 Апрель
  • 2014 Май
  • 2014 Июнь
  • 2014 Июль
  • 2014 Август
  • 2014 Сентябрь
  • 2014 Ноябрь
  • 2014 Декабрь
  • 2015 Январь
  • 2015 Февраль
  • 2015 Апрель
  • 2015 Май
  • 2016 Январь
  • 2016 Февраль
  • 2016 Март

Резник С., Макарова С.: Эффективное научное руководство аспирантами: Монография. Второе издание, переработанное

Артикул: p6297522

Эффективное научное руководство аспирантами: Монография. Второе издание, переработанное - фото 1

О товаре

Монография подготовлена в рамках реализации проекта «Разработка механизмов повышения эффективности подготовки аспирантов высших учебных заведений к самостоятельной научной и педагогической деятельности», выполняемого по заданию Минобрнауки РФ в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (на 2009-2013 гг.) (государственный контракт № 14.740.11.0563).
.Представлены результаты мониторинга деятельности научных руководителей аспирантов в высших учебных заведениях, а также научно-методические подходы, обеспечивающие повышение эффективности научного руководства аспирантами.
.Для научных руководителей аспирантов, а также для всех, кто интересуется вопросами диссертационного менеджмента.
.

Характеристики

Автор:
Резник С., Макарова С.

Серия:
Научная мысль

Раздел:
Менеджмент

Издательство:
Инфра-М

ISBN:

Год издания:
2014

Количество страниц:
152

Формат:
140×205 мм

Вес:
0.15 кг

Отзывов ещё нет — вы можете быть первым.

Дарим до 50 бонусов за отзыв

Научное руководство выпускной квалификационной работой

Для руководства
выполнением выпускной квалификационной
работы назначается научный руководитель
из числа преподавателей выпускающей
кафедры или специалистов-практиков,
имеющих высшее образование и большой
опыт работы в области исследуемой
проблемы.

Научный руководитель:

  • оказывает студенту
    помощь в выборе проблемы исследования
    и формулировке темы ВКР, определении
    ее научного и методического аппарата;

  • помогает студенту
    разработать подробный план ВКР, дает
    рекомендации по отбору научной литературы
    по проблеме исследования;

  • регулярно
    консультирует студента по всем вопросам,
    касающимся выпускной квалификационной
    работы;

  • контролирует
    сроки выполнения и качество работы на
    отдельных этапах исследования, дает
    рекомендации по устранению обнаруженных
    недочетов;

  • проверяет качество
    завершенной работы, ее соответствие
    предъявляемым требованиям, оказывает
    помощь в ее редактировании и оформлении;

  • осуществляет
    помощь в подборе рецензента выпускной
    квалификационной работы.

  • составляет отзыв
    на выпускную квалификационную работу,
    содержащий также характеристику
    студента как исследователя и будущего
    специалиста; вносит на рассмотрение
    кафедры (заведующего кафедрой) предложение
    о возможности (или невозможности)
    допуска ВКР к защите перед Государственной
    аттестационной комиссией.

При выполнении
ВКР студент может обращаться за
консультацией не только к научному
руководителю, но и к другим преподавателям
кафедры, а также различным
специалистам-практикам.

Организация работы над выпускной квалификационной работой Этапы работы студента

После того, как
студентом выбрана тема ВКР, совместно
с научным руководителем составляется
план ее выполнения, отражающий этапы
работы над материалом ВКР и определяющий
их временные рамки (как правило, по
месяцам).

Основными этапами
работы студента над ВКР выступают
следующие:

  • первичное знакомство
    с литературой по проблеме исследования;

  • определение
    объекта, предмета, целей, задач
    исследования, формулировка гипотетических
    предположений;

  • разработка логики
    и методики исследования;

  • сбор теоретических
    и эмпирических материалов;

  • написание
    теоретической части работы;

  • проведение
    опытно-экспериментального исследования;
    написание черново-го варианта работы;

  • доработка текста,
    его оформление;

  • подготовка к
    защите.

Научно-методологический аппарат исследования

Любое научное
исследование помимо обозначения
конкретной темы предполагает определение
необходимых методологических параметров.
К ним относятся: объект
и предмет исследования, его цель и
задачи, гипотеза.

Объект исследования
– это область научной теории или практики
(в нашем случае социальной работы или
социальной педагогики), в рамках которой
ведется исследование, осуществляется
научно-поисковая деятельность. Таким
образом, объект исследования определяет
границы научного поиска, служит
своеобразным поисковым полем. В реальной
исследовательской практике в качестве
объекта исследования, как правило,
выступает какое-либо явление или процесс.
От объекта исследования необходимо
отличать объект научного эксперимента,
которым в области социальной работы и
социальной педагогики наиболее часто
являются люди, социальные группы,
организации, учреждения и т.д. — то есть
то, на что непосредственно направлена
диагностическая и преобразующая
экспериментальная деятельность.

Предмет исследования
является
органической
частью объекта исследования и отражает
наиболее значимые с практической или
теоретической точки зрения свойства,
стороны, особенности объекта, которые
подлежат глубокому специальному изучению
в данной работе. В рамках одного и того
же объекта возможно существование
нескольких предметов исследования,
отражающих конкретные, отдельно взятые
проблемные аспекты в рамках объекта
исследования. Таким образом, объектом
исследования является та область теории
или практики в рамках которой
непосредственно осуществляется научный
поиск, что непосредственно исследуется,
а предметом – то, что в объекте получает
научное объяснение. Это будет в
значительной степени определять разницу
исследований в области социальной
педагогики

и социальной
работы
. Например:

Проблема
исследования:
реабилитация
наркозависимых

для социальной
педагогики

для социальной
работы

Объект
исследования

социальная
реабилитация наркозависимых подростков

социальная
реабилитация наркозависимых с большим
стажем

Предмет
исследования

социальная
реабилитация наркозависимых подростков
средствами арт-терапии

возможности
социальной реабилитации наркозависимых
с большим стажем средствами арт-терапии

* Данный пример не
является абсолютно исчерпывающим.

Цель исследования
– предполагаемый результат научного
поиска, выраженный в теоретических или
практических результатах и форме, то
есть как утверждение теоретической
константы, либо практического действия
(рекомендации), разрешающий проблему
(противоречие), обозначенную в предмете
исследования

Например:

Цель исследования

для социальной
педагогики

для социальной
работы

выявить степень
привлекательности арт-терапии для
наркозависимых подростков

найти наиболее
эффективные способы вовлече6ия
наркозависимых с большим стажем в
реабилитационные программы на основе
арт-терапии

Цель выпускной
квалификационной работы конкретизируется
в системе исследовательских задач.

Задачи
исследования
– это конкретизированные элементы,
составные части цели исследования.
Каждая из этих частей должна подводить
исследователя к достижению цели научного
исследования. То есть решать определенные
конкретные проблемы в рамках предмета
исследования. это данные в конкретных
условиях цели деятельности; они должны
полностью раскрывать цель, представляя
собой звено, шаг, этап ее достижения.
Принято выделять следующие элементы:

  • решение определенных
    теоретических вопросов на основе
    изучения исторических источников и
    документов;

  • разработка и
    апробирование программы (системы мер)
    по изменению негативного «положения
    дел» в избранной сфере исследования
    работе, выявление ее современного
    состояния.

Гипотеза исследования
— предположения (теоретического или
практического характера), дающие наиболее
возможное решение проблемы, обозначенной
в предмете исследования. Гипотеза может
быть подтверждена или опровергнута
результатами исследования.

Требования
к содержанию

выпускной
квалификационной работы

Общие
требования

  • актуальность
    избранной темы;

  • точная формулировка
    объекта, предмета, гипотезы, цели, задач,
    методов исследования;

  • обоснованность
    логики исследования;

  • последовательность
    и четкость изложения материала;

  • убедительность
    аргументации и достоверность выводов;

  • доказательность
    и наглядность описания результатов
    опытно-экспери-ментальной работы;

  • практическая
    направленность исследовательских
    выводов, наличие рекомендаций;

  • достаточное
    количество использованных теоретических
    источников;

  • грамотное оформление
    согласно предъявляемым требованиям
    Государственного образовательного
    стандарта.

Исследование на
уровне выпускной квалификационной
работы предполагает изучение и критический
анализ монографической и периодической
литературы по теме; определение объекта
и предмета исследования; характеристику
целей, задач и методов исследования;
описание и анализ опытно-экспериментальной
работы; обобщение результатов; обоснование
выводов и практических рекомендаций.

При выполнении
ВКР студент не может ограничиться
простым обзором и реферированием
литературных источников, констатацией
и описанием опыта практической
деятельности в исследуемой области.
Исследование должно содержать научную
новизну и носить прикладной характер,
исключение могут составлять ВКР,
связанные с обработкой архивных
материалов и посвященные проблемам
истории социальной педагогики и
социальной работы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Дорогу книголюбам

Дорогу книголюбам

Дорогу книголюбам

  • Каталог

  • Обложка

  • Описание

  • Отзывы

Купить Макарова С.Н. «Эффективное научное руководство аспирантами: Монография - 2-е изд.перераб - (Научная мысль-Образование) /Макарова С.Н.»

Монография подготовлена в рамках реализации проекта «Разработка механизмов повышения эффективности подготовки аспирантов высших учебных заведений к самостоятельной научной и педагогической деятельности», выполняемого по заданию Минобрнауки РФ в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (на 2009-2013 гг.) (государственный контракт № 14.740.11.0563).
.Представлены результаты мониторинга деятельности научных руководителей аспирантов в высших учебных заведениях, а также научно-методические подходы, обеспечивающие повышение эффективности научного руководства аспирантами.
.Для научных руководителей аспирантов, а также для всех, кто интересуется вопросами диссертационного менеджмента.
.

Как получить заказ


Курьером домой

c понедельника, 22 мая

от 310 ₽


Отзывы 0

Описание

Добавить тэги к книге

Эффективное научное руководство аспирантами: Монография - 2-е изд.перераб - (Научная мысль-Образование) /Макарова С.Н.

Эффективное научное руководство аспирантами: Монография — 2-е изд.перераб — (Научная мысль-Образование) /Макарова С.Н.

Макарова С.Н.

Тэги помогают другим читателям выбирать товары, книги и быстро понимать, о чем они.
Пожалуйста, поддержите имеющиеся тэги или добавьте свои.

Мы модерируем тэги перед публикацией. Пожалуйста, наберитесь терпения.

Тэги — это описание книги или товара в одном-двух словах. Используйте их, чтобы помочь другим пользователям выбрать книги и товары

Нельзя
― нецензурно выражаться
― спойлерить
― вставлять ссылки
― писать личную информацию
— добавлять теги больше 25 символов

×

Монография подготовлена в рамках реализации проекта «Разработка механизмов повышения эффективности подготовки аспирантов высших учебных заведений к самостоятельной научной и педагогической деятельности», выполняемого по заданию Минобрнауки РФ в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (на 2009-2013 гг.) (государственный контракт № 14.740.11.0563).
.Представлены результаты мониторинга деятельности научных руководителей аспирантов в высших учебных заведениях, а также научно-методические подходы, обеспечивающие повышение эффективности научного руководства аспирантами.
.Для научных руководителей аспирантов, а также для всех, кто интересуется вопросами диссертационного менеджмента.
.

С товаром «Эффективное научное руководство аспирантами: Монография — 2-е изд.перераб — (Научная мысль-Образование) /Макарова С.Н.» часто покупают

Купить

Иванова Светлана Владимировна

Купить

Купить

Архангельский Глеб Алексеевич

Купить

Рыженкова Ирина Константиновна

Купить

Купить

Купить

Купить

Архангельский Глеб Алексеевич

Купить

Гандапас Радислав Иванович

Купить

Купить

Купить

Иванова Светлана Владимировна

Купить

Колотилов, Евгений Александрович, Парабеллум, Андрей

Купить

Купить

Купить

x

Если Вы обнаружили ошибку в описании товара «Эффективное научное руководство аспирантами: Монография — 2-е изд.перераб — (Научная мысль-Образование) /Макарова С.Н.» Макарова С.Н.,
выделите её мышкой и нажмите: Ctrl+Enter. Спасибо!

Хотите узнавать о скидках,
акциях и Знаковых предложениях?

Подпишитесь на уведомления, чтобы не пропустить выгодные акции и скидки

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Janome модель 340 инструкция по применению
  • Инструкция по охране труда трубопроводчик линейный
  • Рамиприл 5 мг инструкция по применению цена в украине
  • Нд 106 инструкция по применению дезсредства
  • Microsoft azure руководство