Эффективность руководства школой



В данной статье рассматриваются условия, необходимые для повышения эффективности управления общеобразовательной организацией, раскрываются факторы, критерии и распространённые препятствия, влияющие на эффективность деятельности общеобразовательной организации.

Ключевые слова: эффективность, условия, управление, общеобразовательная организация, руководитель, взаимодействие

В наше время, всё чаще встаёт вопрос о значительных изменениях, которые претерпевает система образования. В связи с этим, требования к качеству образования повышаются, а это в свою очередь ведёт к актуализации проблемы повышения эффективности деятельности общеобразовательной организации. Проблема эффективности образования разрабатывается и изучается достаточно долго. Майоров А. Н. выделяет 3 подхода эффективности:

– основанная на общенаучных исследованиях эффективность, показывает соотношение между результатами какой- либо деятельности и конечной заданной целью. Критики считают, что для образования этот подход не очень подходит, из-за трудностей и несоответствия целей и результатов.

– предполагается соотношение результатов и затрат. Такой подход сможет спровоцировать получение высокой эффективности, за счёт снижения затрат. В этом случае, образование может перестать выполнять свои социальные функции, оставаясь весьма эффективным.

– подход исходит из понимания эффективности, как большей действенности результативности. Эффективность рассматривается в двух аспектах: учебном(качество подготовки учащихся); социальном(реализация задач и функций, выдвигаемых обществом перед школой, как социальным институтом). [Майоров]

Благодаря грамотному и умелому руководству, деятельность организации будет успешной. При этом процесс управления общеобразовательной организацией представляет собой не только деятельность руководителя, а целенаправленное, сознательное взаимодействие всех участников педагогического процесса для достижения оптимального результата и достижения общих целей [7]. Оно осуществляется на разных уровнях, и базируется на соблюдении ряда принципов, которые лежат в основе деятельности руководителя при выполнении всех управленческих функций. Эффективность управления представляет собой результативность деятельности конкретной управленческой системы, которая отражается в различных показателях, как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причём эти показатели имеют как количественные, так и качественные характеристики [6]. На наш взгляд, понятие «эффективность управления общеобразовательной организацией» — это одно из условий качественного и продуктивного управления, основывающееся на сравнении результатов деятельности и ресурсов, затраченных на их достижение.

Не смотря на разногласия в трактовках, в образовательных организациях создаются условия, для их эффективной деятельности. В начале восьмидесятых годов в США была разработана модель 5 факторов для эффективной деятельности школ: сильное административное руководство; благоприятный психологический климат в коллективе; ориентация на базовые академические навыки; ожидание более высоких результатов от обучающихся со стороны преподавателей; система контроля по достижениям учащихся.

Чиркин В.Е, более полно раскрывает понятие эффективность управления общеобразовательной организацией — это результат достижения целей управленческой деятельности, а деятельность по управлению организацией — это результат достижения целей общеобразовательного учреждения. Говорить об эффективном управлении школой можно в том случае, если необходимые цели и результат достигаются быстро и с экономией ресурсов [7].

Рассуждая о повышении эффективности работы общеобразовательной организации, необходимо обратиться к характеристике личности руководителя. Эффективный руководитель современной школы должен конкретно ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более важными завтра, грамотно распределить должностные обязанности между работниками, а, главное, уметь находить пути их решения. Развивая и совершенствуя личностные качества руководителя, изменяя стиль руководства, можно не только повысить эффективность работы образовательной организации, но и усовершенствовать жизнедеятельность школы в целом.

Зайцева И. К. отмечает, что одному руководителю сегодня невозможно решить все управленческие задачи, поэтому возникает необходимость построения организационной структуры образовательного учреждения. Определяя организационную структуру, субъект управления регламентирует полномочия и ответственность участников совместной деятельности. Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников, уровня компетентности управленческого состава [1]. Эффективное управление осуществляется посредством взаимодействия между субъектом и объектом управления, которое позволяет реализовать управленческие отношения.

Для эффективного функционирования системы управления общеобразовательной организацией требуется создать комплекс необходимых условий. Остановимся на характеристике тех, условий, которые на наш взгляд являются наиболее необходимыми именно в системе образования. Все условия представлены на рис. 1.

Рис. 1. Условия, необходимые для повышения эффективности управления общеобразовательной организацией

Рассмотрим более подробно каждое из представленных на рисунке условий:

Субъект и объект управления должны соответствовать друг другу (взаимопонимание, психологическая совместимость). Если такого соответствия не будет, окажется трудно их “состыковать”, они не смогут понять друг друга в процессе работы, а, следовательно, и реализовать свои потенциальные возможности. Более того, субъект и объект управления должны быть совместимы друг с другом в процессе функционирования. Так, если руководитель и подчиненный не будут совместимы психологически, то рано или поздно между ними начнутся конфликты, которые окажут самое негативное влияние на результат работы.

В рамках единства, субъект и объект управления должны обладать относительной самостоятельностью. Субъект управления не в состоянии предусмотреть все интересы объекта и возможные варианты его действий в той или иной ситуации, особенно если она возникает непредвиденно. Прежде всего, нет гарантии, что принимаемые решения будут оптимальными, так как удаленность от места событий, незнание многих деталей, сопряженных с возникшими обстоятельствами, и так далее препятствуют этому. Субъект управления может задерживать по тем или иным причинам само решение, что влечет за собой потерю времени и все связанные с этим негативные результаты для объекта. Наконец, когда в качестве объекта управления выступают живые люди, обладающие собственными интересами, стремлениями, взглядами на ситуацию, они должны иметь возможность реализовать их на практике. При отсутствии такой возможности люди либо перестанут проявлять активность, либо предпримут все меры, чтобы добиться своего, Если всего этого не учитывать, последствия взаимодействия субъекта и объекта могут быть самыми неприятными.

Субъект и объект управления должны осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, основанное на принципах обратной связи, определенным образом реагируя на управленческую информацию, полученную от другой стороны. Такая реакция служит ориентиром для корректировки последующих действий, которые обеспечивают приспособление субъекта и объекта управления не только к изменению внешней ситуации, но и к новому состоянию друг друга.

Как субъект, так и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; один — в отдаче в данной ситуации команд, другой — в их своевременном и точном исполнении. Возможность субъекта управлять обусловлена готовностью объекта, следовать поступающим командам. Подобная ситуация возникает в том случае, если личные цели участников управленческого процесса будут совпадать и одновременно соответствовать целям объекта управления. То есть степень достижения участниками управленческой деятельности своих целей должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей самого управления, вытекающих из потребностей самого объекта. И это составляет самую большую проблему управления в том случае, когда его субъект и объект не связаны отношениями собственности [2].

Для устойчивого развития школы, необходимы постоянные организационные изменения и движение вперед. Необходимо постоянно поддерживать творческий настрой и разумный энтузиазм педагогического коллектива, в связи с этим, можно обратиться к стратегии по преодолению всего спектра возникающих различных препятствий на пути повышения эффективности деятельности.

На взгляд Лепешевой Е. М., самые распространенные препятствия, которые могут снижать эффективность деятельности общеобразовательной организации, можно разделить на три группы:

– препятствия, порожденные внешней средой: отсутствие ориентации на рыночные факторы; стремление общественности видеть немедленные результаты и пренебрежение скромными постепенными результатами, желание сохранить заведенный порядок, недопонимание сути и значения эффективности, законодательные ограничения, существующая процедура принятия решений в области финансирования;

– препятствия, порожденные собственной организацией: бюрократизация, дефицит ответственности, несовершенная поощрительная система, сопротивление отдельных педагогов, неопределенность целей, неспособность отказаться от неоправдавших или исчерпавших себя инновационных проектов, низкий уровень аналитической культуры, неадекватная информация о проводившихся инновациях и нежелание использовать имеющуюся информацию, завышенная самооценка, завышенные ожидания;

– препятствия, порожденные людьми, — ошибки, мнения, поведение, которые не позволяют добиться повышения эффективности или вовсе отбивают желание добиваться этого, а также дефицит времени, ложные представления, стремление избежать риска [3].

Не сложно доказать, что некоторые проблемы надо относить не к одной группе, а к другой. На самом деле многие из них относятся сразу к двум группам, а возможно и к трем.

На эффективность управления общеобразовательной организацией влияет ряд факторов: потенциал сотрудников, их способности выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации, профессиональная культура руководителя, а именно наличие у него соответствующих личностных качеств и способностей к управленческой деятельности; социальная ответственность, позволяющая учитывать интересы многих субъектов внешней и внутренней среды организации; умение использовать такие социальные факторы управления, как организационная культура, организационный порядок, самоорганизация и самоуправление; умение формировать предпринимательское организационное поведение, создавать инновационную среду и оказывать поддержку сотрудникам; умение использовать эффективные методы и технологии управления, наличие развитой инфраструктуры, включающей законодательную, информационную и консультативную базу [5]. Все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве.

Таким образом, повышение эффективности управления общеобразовательной организацией, связано с множеством факторов и условий. На современном этапе развития общества, несомненно, важно при управлении образовательными системами создавать все обозначенные выше условия, на наш взгляд, лишь при включении всех слоев образовательного процесса в подготовку, принятие и реализацию управленческих решений представляется возможным выяснить необходимые сферы для модернизации и определить пути совершенствования. Но, как известно, многие не компетентны в вопросе управления и влияния на него, поэтому необходимо повышать профессиональное мастерство и управленческую компетентность всех участников системы управления школой. При соблюдении этих условий управление образовательными системами будет действительно эффективным.

Литература:

  1. Зайцева И. К., Миронова Т. В. Управление образовательными системами: Учеб. пособие. — М.: ИКЦ «МарТ», 2003. — 464с.
  2. Курганский С. М. Управление школой в «режиме развития». — Школьные технологии», 2002. — 85с.
  3. Лепешева Е. М. «Директор школы — начало пути. Работа с персоналом». — СПб., 2010. — 102 с.
  4. Майоров А. Н. «Мониторинг в образовании». — М: Интеллект-Центр., 2005.- 424с.
  5. Роньжова Н. В. «Эффективное управление образовательной организацией. Сущность понятия «эффективное управление». Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией». — Молодой ученый. — № 23. — 2016. — С. 512- 517.
  6. Сластёнин, В.А. «Психология и педагогика: Учебный курс». — М.: Юрайт, 2013. — 543 c.
  7. Чиркин В. Е. Государственное управление. Элементарный курс. — М.: Юристъ, 2003. — 320 с.

Основные термины (генерируются автоматически): общеобразовательная организация, управление, субъект управления, повышение эффективности управления, управленческая деятельность, эффективность управления, друг друга, организационная структура, управленческий процесс, эффективное управление.

Эффективность управления образовательной организации

Система образования рассматривается как основа нашей жизни, нашего благополучия. Она в большей степени составляет основу к личному росту человека, для того, чтобы он смог ставить и достигать цели, реагировать на различные жизненные ситуации.

Управление образовательной организацией в современном мире, условиях – это обоснованные действия не только администрации, но и педагогов.

Это процесс, с рядом вопросов, такими, как педагогические, хозяйственные, юридические, финансово-экономические, а также вопросы по системе рационального планирования, организационной деятельности, выбора оптимальных путей для повышения уровня обученности, контроля и т.д.

Решение вопросов зависит от умения руководителя и коллектива использовать достижения информационных наук, опыта, от взаимоотношений в коллективе и работе в учебной и воспитательной деятельности.

Информационные технологии в настоящее время являются важным фактором совершенствования управления, которые предоставляют массу новых возможностей. Этот фактор позволяет повысить эффективность управления образовательными учреждениями за счет автоматизированного сбора достоверной информации, отчетных материалов, структурированного представления информации, использования электронного документооборота для оптимизации времени и средств.

Важным элементом эффективной системы управления образовательной организацией является стиль управления.

Стиль управления – это система поведения руководителя по отношению к своим коллегам, для достижения определенных результатов управленческой деятельности и создания атмосферы доверия и сотрудничества. Он может оказать огромное влияние на подчиненных и на работу всего учреждения в целом.  А разработка функциональных обязанностей для управленцев (руководителей, заместителей руководителя) обеспечат четкость и слаженность в управлении развития образовательной организацией и избавит от перекладывания ответственности с одного должностного лица на другого. Это направлено на повышение культуры управленческой деятельности. Результаты решения этой задачи с учетом того, что она не должна быть неизменной во времени и в обществе – также является основным критерием оценки эффективности системы управления.

Еще одним из важных показателей эффективного управления образовательным учреждением является стабильность рабочего и ученического коллектива. Для этого руководитель постоянно должен находить пути решения кадровой проблемы, создавая собственную систему корпоративных стимулов, льгот, стратегий успеха, заботиться об определенных факторах стабильности коллектива.

Таким образом, понятие управления, несколько лет назад трактуемое как командование, сегодня кардинально меняется: это регулирование информационных потоков и процессов, а не отдавание приказов. Это распределение полномочий и совместное решение возникающих вопросов; ставка на компетентность и авторитет руководителя.

Аттестация образовательной организации как система внешнего менеджмента не получила еще нужного теоретического осмысления. Разрозненные исследования значения аттестации для развития образования, не позволяют создать целостную картину аттестации деятельности учреждения и образовательных процессов, происходящих в нем.

Аттестация как процесс управления является средством повышения качества образовательного процесса и направлена на повышение уровня профессионально-педагогической культуры коллектива, формирование установки на развитие и саморазвитие учителей.

В настоящее время руководителям образовательных учреждений, а так же всей системе образования России приходится существенным образом работать над разрешением негативных явлений в управлении:

  • привлечение и расходование внебюджетных средств;
  • повышение инновационной культуры педагогов;
  • повышение мотивации сотрудников;
  • решение вопросов, связанных с нововведениями, правильная организация, подготовка и способы реализации.

Устранения негативных явлений в управлении, позволяет сделать развитие образовательных учреждений более эффективным.

Кто
он, эффективный руководитель современной школы?

                                                                         
Кто развивается,

                                                                        
тот интересен каждую минуту.

В.Г.
Белинский

Управление школой в современных условиях – сложный
процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение
и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система
рационального планирования, организация деятельности ученического и
педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня
обучения и воспитания, эффективный контроль. Решение этих вопросов обусловлено
умением руководителя школы и педагогов творчески использовать новейшие
достижения науки и передового опыта, от взаимоотношений в коллективе, от
активности учителей и обучающихся в образовательном процессе.

Результат деятельности современной
образовательной организации зависит, прежде всего, от того, какой руководитель
стоит во главе ее управления. В современных условиях конкурентной среды перед
директором школы стоит непростая задача – качественно организовать
образовательный процесс и сделать его экономически эффективным.

На сегодняшний день директор школы
должен иметь навыки управления организацией, знать основы менеджмента и
маркетинга. Современный директор школы – это ключевая фигура в сфере
образования, так как он представляет интересы школы перед государством и
обществом, он должен
хорошо знать
сущность и характер осуществляемых перемен, их нормативно-правовое обеспечение,
все изменения законодательной базы, регулирующей образование.

В последние годы российское
образование претерпевает значительные изменения. Внедрение изменений – нелегкая
задача, которую приходится решать руководителю в современных условиях.В связи с
вступлением в силу закона «Об образовании в Российской Федерации», реализацией
федеральных государственных образовательных стандартов образовательным
организациям предоставлена самостоятельность в осуществлении образовательной
научной, финансово – экономической деятельности, разработке и принятии
локальных актов, в определении содержания образования, выбор образовательных
технологий и учебно – методического обеспечения. Все это ложится на плечи
директора школы. В результате оптимизации образования возникают школы с
контингентом более 1000 обучающихся, так появляются школы – комплексы,
управлять которыми гораздо сложнее.

         В этих условиях современный
руководитель должен быть профессионально грамотным, оперативно принимать
решения, обладать управленческими компетенциями, грамотно разрабатывать
программу развития образовательной организации, организовать эффективное
управление кадрами. Считаю, что первоочередная задача руководителя — мотивировать коллектив на высокие достижения и
помогать каждому, кто хочет достичь высот.

Современный директор школы должен
постоянно развиваться, совершенствоваться, работать над собой, умело владеть
инновационными образовательными технологиями, повышать интерес педагогов, к
различным инновациям, обеспечивать и выстраивать правильное взаимодействие
между педагогами, обучающимися, родителями, а также социальными партнерами
образовательной организации, создавать комфортные условия для всех участников
образовательного процесса, так как именно он отвечает за создание материальных
условий для успешной работы каждого учителя и школы в целом. От его инициативы,
организаторских способностей, целенаправленности, хозяйственных навыков,
настойчивости зависит состояние учебно-материальной и технической базы образовательной
организации, рациональность ее использования и поддержание надлежащего порядка.
Без конструктивных, продуманных управленческих
решений на уровне образовательной организации сегодня невозможно обеспечить
системный характер и эффективность изменений в сфере образования.

Руководитель школы обязан обладать
большим запасом оптимизма, человеческой гуманности, вниманием к людям, большой
любовью к детям, терпением, выдержкой и тактом.Современный директор должен быть
универсальной личностью, прекрасно эрудированной, с гибким мышлением. Считаю,
что руководитель должен вдохновлять своим примером педагогический коллектив,
быть интересным детям, находить общий язык с родителями. Важно создать
сплоченную и дружную команду, которая будет работать на результати решать любые
вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.

В школьном коллективе необходимо
выстроить благополучные человеческие отношения, правильно распределить
обязанности, то технологические вопросы будут решаться гораздо проще. По сути,
директор школы должен быть и менеджером, и психологом, и экономистом, но
невозможно быть лучшим по всем направлениям. Важно найти единомышленников,
которые будут лучшие в своей сфере. Таким образом, эффективный руководитель
должен быть хорошим организатором.

         Кроме того, руководителю
современной образовательной организации необходимо обладать, на мой взгляд,
личностными качествами: стрессоустойчивость, порядочность, наличие
интеллектуальных способностей, ответственность, целеустремленность, иметь лидерские
качества, коммуникабельность, способность убеждать, организаторские
способности, мобильность, чувство справедливости, терпение, высокая
работоспособность, доброжелательное отношение к людям, уверенность в себе. Все
эти качества являются залогом успешного управленца.

Руководитель должен понимать
миссию школы, уметь прогнозировать результат, чтобы реализовать основные идеи
модернизации российского образования.

Таким образом, эффективный
руководитель современной школы – это творческая личность, способная решать
любые задачи, создавать и использовать инновационные образовательные
технологии, личность, постоянно работающая над собой, над своими личными и
профессиональными качествами, личность, вдохновляющая своим примером
педагогический коллектив, стратег, видящий перспективу развития школы на
несколько лет вперед.

Для
эффективного функционирования
образовательного учреждения важны все
компоненты внешней и внутренней среды.
Эффективность функционирования
образовательным учреждением зависит
от механизма и качества обратной связи.

Под
управлением понимается деятельность,
направленная на выработку решений,
организацию, контроль, регулирование
объекта управления в соответствии с
заданной целью, на анализ и подведение
итогов на основе достоверной информации.
Управление школой означает воздействие
руководителей на участников
учебно-воспитательного процесса с целью
достижения запланированного результата.
Объектом управления в данном случае
являются учебно-воспитательные процессы
и обеспечивающие их программно-методические,
кадровые, материально-технические,
нормативно-правовые условия, а целью –
эффективное использование имеющегося
в образовательной системе потенциала,
повышение его эффективности. Эффективность
управления образовательным учреждением
во многом определяется наличием
системного подхода к управлению всеми
его звеньями. Очень важно умение видеть
перспективы развития образовательного
учреждения, строить программную
деятельность с опорой на творческий
потенциал педагогического коллектива.

Эффективность
управления образовательным учреждением
– это результат достижения целей
управленческой деятельности, а
действенность управления образовательным
учреждением – это результат достижения
целей образовательного учреждения.
Если нужные свойства результата
достигаются быстро и с экономией
ресурсов, правомерно говорить об
эффективном управлении школой.

От
того, насколько полно, целесообразно,
реально и конкретно распределены
функциональные и должностные обязанности
между руководителями школы, зависит
эффективность управляющей системы, а,
следовательно, и жизнедеятельности
школы в целом. Итак, технология управления
– это научное обоснованное, целенаправленное
взаимодействие руководителей школы с
другими субъектами учебно-воспитательного
процесса, ориентированного на достижение
запланированного результата. Эффективность
управленческой деятельности во многом
зависит от способности администрации
образовательного учреждения осуществлять
руководство учебно-воспитательным
процессом на основе технологического
подхода. Управленческая деятельность
может быть представлена в виде
технологической цепочки (рисунок 6) [4].

Рисунок
6 ? Технологическая цепочка управленческой
деятельности

Управленческая
практика подтверждает, что мотивация
на успех в любой инновационной деятельности
возможна только через успех достижений
в решении предшествующих задач.

Поэтому
успешное управление – это управление
целенаправленным движением школьного
коллектива от решения простых, оперативных
и доступных задач к решению более
сложных, стратегических целей и задач.

Оценка
эффективности успешного управления
является чрезвычайно важной и вместе
с тем малоразработанной и противоречивой
проблемой.

С
одной стороны
, возможна оценка
эффективности управления по показателям
самого управления, т. е. по оценкам
качества осуществления педагогического
анализа, планирования, организации,
контроля и регулирования независимо
от конечных результатов деятельности
школы как системы или отдельных подсистем.

С
другой же стороны
, управление – не
самоцель, и эффективность его следует
оценивать по тому, какова динамика
педагогических процессов в школе и как
осуществляемые преобразования оказывают
влияние на развитие личности каждого
обучаемого и воспитываемого в ней
ученика.

Повышение
эффективности управления школой
необходимо начинать с создания или
преобразования системы информационного
обеспечения. Руководителя школ должны
иметь обязательный объем информации о
состоянии и развитии тех процессов в
подсистемах, за которые они отвечают и
на которые призваны оказывать
управленческие воздействия.

Планирование
является важнейшим средством повышения
эффективности образовательного процесса.
Планирование – это процесс определения
основных видов деятельности с четким
указанием конкретных исполнителей и
сроков исполнения взаимодействия
управления школой, педагогами, учащимися
и их родителями в ходе образовательного
процесса. Сущность планирования состоит
в обосновании целей и способов их
достижения на основе выявления детального
комплекса работ, определении наиболее
эффективных форм и методов контроля
[19].

К
основным направлениям повышения
эффективности реализации
организационно-исполнительской функции
нужно отнести реализацию
личностно-ориентированного подхода к
организации деятельности; научно и
практически обоснованное распределение
функциональных обязанностей внутри
аппарата органов управления руководителями
школы и членами педагогического
коллектива; рациональную организацию
труда; формирование относительно
автономных систем внутришкольного
управления. Эффективность использования
организационных форм управления школой,
прежде всего, определяется их
подготовленностью, целенаправленностью.
Педсовет, совещание при директоре или
оперативные формы организации
управленческой деятельности достигают
своей цели при условии взаимной
заинтересованности, понимания
необходимости выполняемой работы и ее
значимости [14].

Эффективность
организационного регулирования
измеряется тем, насколько рационально
удается с его помощью организовать
процессы, подлежащие управлению.

Контроль,
является одним из средств повышения
эффективности, так как в результате
контроля выявляются не только недостатки,
но и положительный опыт, который в
дальнейшем получает распространение
в деятельности всей организации.

Эффективность
характеризует степень успешности
функционирования педагогической системы
в достижении цели. Поскольку цели могут
быть различными (дидактические,
воспитательные, образовательные,
управленческие), существуют соответствующие
составляющие педагогической эффективности,
которые, в свою очередь, являются
функциями двух переменных – затрат
(трудовых, временных, материальных
ресурсов) участников образовательного
процесса и результатов педагогической
деятельности, отраженных в определенных
показателях, которыми характеризуется
состояние объекта педагогической
деятельности.

Результаты
педагогической деятельности, отражены
в определенных показателях, которыми
характеризуется состояние объекта
педагогической деятельности.

Для
эффективного управления школой
руководителям необходимо знать, что
является критериями ее успешности или,
наоборот, чем вызваны проблемы, и
отслеживать динамику по этим критериям,
анализируя результаты и корректируя
управленческий стиль. Правильный выбор
критериев эффективности – важнейшее
требование, так как неверно выбранные
показатели не позволяют достичь
результатов, которые определены целью.

Критериальный
комплекс

Критериальный комплекс включает в себя
четыре группы критериев, конкретизированные
в их важнейших показателях и индикаторах
(признаках) (рисунок 7).

Рисунок
7 – Критериальный комплекс.

Оценка
эффективности управления по выделенным
показателям осуществляется на основе
сравнения оцениваемого параметра с
определенным эталоном (нормативом).

Таким
образом, рассмотрев эффективность
управления образовательным учреждением
и выделив критериальный комплекс,
конкретизированный в важнейших
показателях, было показано, что все
функции менеджмента влияют на эффективность
управления. Контроль, является одним
из средств повышения эффективности.
Рассмотрим теперь структуру внутришкольного
контроля.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Отчет об эффективности работы руководителя

ГОУ ЛНР «Лотиковская СШ им. В.Лелеки»

Никифоровой И.А.

за 2020-2021 учебный год

Наш поселок носит имя Лотикова Василия Петровича, который был по
профессии учитель. До 1923 года в поселке не было школы.

В 1923 году на Густаве в жилом доме была
открыта трудовая четырехлетняя школа. В 1930 году школа перешла в здание на улице
Ленина. Здание было перестроено для неполной средней школы. В 1933 году
Лотиковская неполная средняя школа сделала свой первый выпуск. В 1946 году
школа изменила статус на среднюю. В 1952 году было построено новое здание школы
по улице Чкалова. В 1953 году новая школа делает свой первый выпуск – 18
учеников. В 1973 году к основному зданию школы была пристроена пристройка, а в
1975 году был пристроен спортивный зал.

За 69 лет
существования Лотиковской средней школы директорами были:

§  1953-1973 гг. – Носов Всеволод Иванович;

§  1973 -1980 гг. – Заика Николай Дмитриевич;

§  1980-1982 гг. – Юдина Раиса Кузьминична;

§  1982-1986 гг. – Леонова Нина Михайловна;

§  1986-1999 гг. – Мостовая Мария Ивановна;

§  1999 – 2009 — Леонова Нина Михайловна;

§  С 2009 года руководителем общеобразовательного
учреждения является Никифорова Инна Андреевна.

В 2012 году в учреждении была создана
музейная комната «История школы», где освещены все этапы развития школы, её
традиции и достижения.

В 2021 году ГОУ ЛНР «Лотиковская СШ»,
согласно Распоряжения Правительства Луганской Народной Республики от 12.01.2021
г. № 1-р/21 была переименована в Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики «Лотиковская средняя школа имени героя-земляка
Валентина Лелеки».

Управление школой – сложный процесс,
который невозможно выполнить успешно, руководствуясь только заученными
формулами и постулатами. Это многогранная сфера деятельности руководителя, где
соединены аспекты организационного, педагогического, социального,
психологического и технического характера; это влияние руководителя на деятельность
школьного коллектива – учителей, учащихся и родителей; влияние на
учебно-воспитательный процесс с целью обеспечения максимального результата в
обучении и воспитании подрастающего поколения.

Эффективность управления школой начинается
со взаимопонимания между директором школы и учителями, учащимися, родителями,
которое базируется на доверии, уважении, готовности к выполнению заданий с
учетом предложений и видений последних. Я отдаю предпочтение демократическому
стилю управления, который настраивает на активность и инициативность, вызывает
желание реализоваться в полной мере и четко взвешенному формулированию заданий
с обоснованием целесообразности воплощения их в практику. Такое управление
означает диалог, сотрудничество, партнерство, понимание того, что руководитель
зависит от деятельности своих коллег больше, чем они от него, ведь именно
сотрудники обеспечивают возможность существования системы, а также
существование и самого руководителя.

Поэтому целью своей управленческой
деятельности считаю: оказание реальной помощи педагогам, учащимся, родителям;
развитие творческого потенциала каждого учителя; толерантность в общении;
коллегиальность в принятии управленческих решений.

В своей работе опираюсь на основные документы
образования: Закон Луганской Народной Республики «Об образовании», Государственные
образовательные стандарты Луганской Народной Республики, приказы Министерства
образования и науки Луганской Народной Республики, методические рекомендации,
положения, инструкции, приказы отдела образования Администрации
Славяносербского района Луганской Народной Республики.

Наблюдая за стремительным развитием науки
и техники, а вместе с тем за социальным и интеллектуальным  запросами личности,
каждый из нас четко осознает, что школа должна работать в режиме развития,
тянуться к воплощению различных образовательных и управленческих инноваций. Как
говорил В. Сухомлинский «Важнейшее условие успешной работы школы – это богатая
интеллектуальная жизнь педагогического коллектива, любознательность, интерес к
новому в науке, постоянное интеллектуальное возрастание, усовершенствование».

Педагогический коллектив школы работает
над проблемой «Развитие нравственной, физически здоровой личности, способной к
творчеству и самоопределению». Три главные задачи берут на себя педагоги: здоровье
ученика; воспитание его чувств; развитие умственных способностей.

Поэтому педагогический коллектив школы
работает над созданием условий для расширения мировоззренческих позиций учащихся,
развития внутренней свободы, гражданской ответственности и лояльности,
патриотизма и милосердия.

Сегодняшний день требует четкости,
организованности, ритмичности, целенаправленности работы школы, что в полной
мере определяется условием планирования. Хорошо продуманный план – это
первооснова рациональной работы всех участников учебно-воспитательного
процесса. Система планирования работы школы – это визитная карточка
руководителя школы, и каждый план следует рассматривать как маршрутный лист
движения школы в своем развитии. Изучив перспективный план работы школы,
проанализировав состояние преподавания учебных предметов за прошлый год,
определяю основные задачи организации и направления усовершенствования
учебно-воспитательного процесса.

На сегодняшний день я возглавляю
руководство коллективом, в котором 24 педагога, библиотекарь и 14 рабочих
обслуживающего персонала. Из 24 педагогов высшее образование имеют 22, 2
учителя – имеют специальное образование; 10 педагогов имеют «высшую
квалификационную категорию»; 10 – первую квалификационную категорию; 2 – вторую
квалификационную категорию; 2 – «специалист»; 8 учителей имеют звание «учитель-методист»;
1 – звание «Старший учитель».

Для стимулирования творческого
профессионального роста учителей широко используется возможность аттестации
педагогических кадров. Аттестационный процесс способствует повышению уровня
профессионального мастерства учителей, расширению, пропаганде перспективного
опыта, возрастанию качественного состава педагогического коллектива. В 2020-20201
учебном году прошли аттестацию 12 учителей. По итогам аттестации: 4 учителям
установлена квалификационная категория «специалист высшей категории», 6
учителям – специалист первой категории, 2 учителя – соответствуют занимаемой
должности. Двум педагогам было присвоено звание «Учитель-методист» и одному
учителю звание «Старший учитель». Также учителя повышали свой профессиональный уровень
путем самообразования, работая над своими методическими проблемами. Велась
определенная работа по пополнению портфолио каждым педагогом и созданием
персональных сайтов,
целью которой
являлось убедить педагогов в необходимости оформления портфолио каждым
педагогом и работы над его пополнением так как это:

§
способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма
учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать
стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки
уровня профессионализма преподавателя;

§набор
работ преподавателя, который связывает отдельные аспекты его деятельности в
более полную картину;

§способ
фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений преподавателя в
определенный период его деятельности.

Администрацией образовательного учреждения
созданы условия для повышения профессионального мастерства педагогов,
обеспечено системное управление самообразовательной деятельностью учителей в
межкурсовой период. За этот учебный год 10 учителей прошли очные и заочные
онлайн-курсы повышения квалификации согласно графика.

§ 
в
Научно-методическом центре развития образования ЛНР – Носуля О.Л. (учитель
начальных классов), Минько И.Н. (учитель физической культуры); Ефременко И.Р.
(обучение  по  программе  для  кандидатов  в  эксперты  по проведению 
экспертизы  педагогической  деятельности  по  теме «Экспертиза 
профессиональной  деятельности  и  оценка  уровня  профессиональной 
компетентности  педагога»).

§ 
в
Институте профессионального развития ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ» — Максимчук Т.М.
(учитель математики и информатики), Тимощук Т.А. (учитель физики и
информатики), Никифорова И.А. (учитель математики), Радько А.В. (учитель
начальных классов), Ватулина Т.С. (учитель биологии), Минько И.Н. (учитель
технологии); Тимощук Т.А. (обучение по программе дополнительного
профессионального образования «Кандидаты в эксперты по государственной
аккредитации образовательной деятельности»).

Адаптационное внедрение в
учебно-воспитательный процесс инновационных технологий и методик потребовало
оптимального объединения и конструирования разнообразных корпоративно-групповых
и индивидуальных форм методического взаимодействия в работе пяти методических
объединений, динамических групп, работой которых руководит заместитель
директора по учебно-воспитательной работе Минько Л.А. Вся методическая работа в
школе ведется через ШМО:

§  начальные классы (руководитель
А.В.Радько);

§  общественно-гуманитарный цикл (Соколова
И.Н.);

§  географии, биологии, химии (Ватулина Т.С.);

§  математики, физики, информатики (Тимощук
Т.А.);

§  классных руководителей (Иванова Л.Г.).

Значительную поддержку профессиональному росту
коллектива оказывают заседания методических объединений.

Предметными методическими объединениями проведена работа
по следующим направлениям: корректировка учебных программ; работа по повышению
профессиональных компетенций (теоретические и практические семинары); демонстрация
открытых уроков и посещение уроков коллег, анализ проведенных и посещенных
уроков; изучение современных методик преподавания предмета; анализ и
использование комплексов пособий по подготовке к сдаче ГИА; подготовка и проведение
предметных декад; обобщение и трансляция педагогического опыта.

На протяжении года проводились методические оперативки
с целью ознакомления с нормативными документами, государственными стандартами
преподавания отдельных предметов, передовым педагогическим опытом, новинками
методической литературы, периодических изданий по предметам и прочего.

Заседания методических объединений проводились в
соответствии с планом работы. На заседаниях рассматривались вопросы:
взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий, открытые уроки учителей,
рассматривались теоретические вопросы по методике преподавания учебных
дисциплин и психологии ребенка, изучались нормативные документы, освещались
результаты проверок, позволяющие определить рост уровня знаний и воспитанности
учащихся.

Наиболее результативно и качественно проведенными
являются заседания:

§«Метапредметный
подход в обучении на уроках в начальной школе» (руководитель Радько А.В.);

§«Внедрение
оптимальных условий для развития способностей одаренных детей» (руководитель
Тимощук Т.А.)

§«Организация
и проведение исследовательской т проектной работы в школе» (руководитель
Ватулина Т.С.);

§«Современный
урок. Основные пути повышения эффективности урока в школе» (руководитель
Соколова И.Н.);

§«Диагностика
семьи и семейного воспитания. Анализ особенностей семейного воспитания»
(руководитель Иванова Л.Г.).

Я, как директор школы, вместе с учителями,
руководителями ШМО обговариваю планы работы, планы проведения предметных
недель, воспитательных мероприятий. Работа ШМО направлена на усовершенствование
методической подготовки, профессионального мастерства учителя,
усовершенствования методики проведения урока.

Четыре педагога и библиотекарь нашего
коллектива являются руководителями районных МО (учителей 4 классов – Ефременко
И.Р., технологии – Минько И.Н., информатики – Максимчук Т.М., географии –
Андрианова А.С., библиотекарей – Шириевская И.М.).

При активном участии членов
педагогического коллектива на протяжении года были проведены:

ü Методические
семинары:

§  «Технология
продуктивного чтения»;

§  «Предупреждение
перегрузки обучающихся»;

§  «Домашние задания
как средство формирования прочных учебных компетентностей обучающихся:
характер, формы, дозирование, дифференциация»;

§  «Личностное
развитие школьника на всех ступенях обучения через взаимодействие школы и 
семьи»;

§  «Применение
проектной деятельности на уроках начальной школы»;

§  «Ресурсы
современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»;

§  «Самостоятельная
активная познавательная деятельность учащихся на рефлексивной основе»

ü
Круглые столы:

§  Из опыта работы:

¾  
Что
мешает классному быть «классным»;

¾  
Игровые
технологии. Понятие и виды технологии

¾  
Формирование
у обучающихся навыков самообучения, самоконтроля и самооценки на уроках
математики, физики и информатики

ü Педагогические советы
по следующим темам:

§  Профессионализм и
педагогическое мастерство современного педагога;

§  Обеспечение
условий творческого саморазвития личности педагога как ключевая составляющая
повышения качества образовательного процесса;

§  Личность педагогов
в современной школе. Мастерство и культура педагогического общения

Традиционным видом методической работы остается
проведение предметных недель,
которые
содействуют повышению интереса учащихся к изучению предметов.
 В 2020-2021 учебном году было запланировано и проведено
на надлежащем научно-методическом уровне 4 предметных недели: неделя русского языка и
литературы (ноябрь), неделя истории и права (январь), неделя математики,
физики, информатики (февраль), неделя экологии (апрель).

В рамках проведения предметных недель применялись
разнообразные методы и формы их проведения: выпуск стенгазет; викторины,
конкурсы; презентации учеников, творческие работы; конкурс рисунков; КВН;
открытые уроки.

Учителями, с целью обмена опытом, были подготовлены и
проведены открытые уроки для коллег. Уроки были нетрадиционными,
динамичными, с использованием разнообразных форм работы, компьютерных
технологий, музыкального сопровождения. Все учителя-предметники использовали в
своей работе элементы инновационных технологий. В начале учебного года был
составлен график проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий учителями
школы.

О сформированности определенных показателей
методической культуры свидетельствуют:

ü  Участие
педработников в семинарах, дистанционном обучении:

§  
Семинар-практикум
«Современные подходы к формированию орфографической грамотности обучающихся: от
теории к практике» (Радько А.В., Носуля О.Л.)
Межрегиональный
научно-практический семинар «Интеграция
медиаобразования в условиях современной школы» (Тимощук Т.А., Ефременко И.Р.)

§  
Межрегиональный
научно-практический семинар «
Реализация медиатехнологий в
учебно-воспитательном процессе школы
» (Тимощук
Т.А., Ефременко И.Р.)

§  
Всероссийская
онлайн-конференция «Предметная неделя: традиции, новации, компетенции»
(издательство «Просвещение») (Мостовая Д.А.)

§  
Международная
конференция «Основы первой помощи» (учреждение дополнительного образования
«Малая академия наук учащейся молодежи»)

§  
Онлайн-конференция
«Учи.ру и лучшие образовательные практики в России и за рубежом» (Носуля О.Л.,
Ефременко И.Р.)

§  
Международный
практикум «Как преодолеть неорганизованность первоклассников»  (сайт
znanio.ru) (Ефременко И.Р.)

§  
Независимая 
международная  аттестация со сдачей тестирования по теме «Методики формирования
ситуации успеха в учебном процессе» (сайт
znanio.ru) (Ефременко И.Р.)

§  
Международный
практикум «Мнемотехника как механизм запоминания информации. Использование
приёмов мнемотехники в процессе обучения» (сайт
znanio.ru) (Ефременко И.Р.)

ü  Участие
педработников в вебинарах и прохождение тестирования:

§  
www.metaschool.ru:

1.       
Участие
в вебинаре «Математические игры в 1-6 классах» (Минько Л.А., Ефременко И.Р.)

2.       
Участие
в вебинаре «Формулы Крамера в 7-9 классах» (Минько Л.А., Ефременко И.Р.)

3.       
Участие
в вебинаре «Системы счисления в 3-6 классах» (Минько Л.А., Ефременко И.Р.)

4.       
Участие
в вебинаре « Четность в 3-6 классах» (Минько Л.А., Ефременко И.Р.)

5.       
Участие
в вебинаре «Уравнения  с модулем  в 6-9 классах» (Минько Л.А., Ефременко И.Р.)

6.       
Участие
в вебинаре «Задачи на НОД и НОК в 5-8 классах» (Минько Л.А., Ефременко И.Р.)

7.       
Участие
в вебинаре «Уравнения  с параметром в 6-9 классах» (Минько Л.А., Ефременко
И.Р.)

8.       
Участие
в вебинаре «Арифметика остатков в 5-8 классах» (Минько Л.А., Ефременко И.Р.)

9.       
Участие
в вебинаре «Комбинаторика в 3-6 классах» (Минько Л.А., Ефременко И.Р.)

10.   
Участие
в вебинаре «Неравенства с модулем» (Минько Л.А., Ефременко И.Р.)

11.   
Участие
в вебинаре «Логические задачи в 3-6 классах» (Минько Л.А., Ефременко И.Р.)

12.   
Участие 
в  вебинаре  «Принцип Дирихле и игры  в 3-6 классах» (Минько Л.А., Ефременко
И.Р.)

13.   
Участие
в вебинаре «Вероятность в 6-9 классах» (Минько Л.А., Ефременко И.Р.)

§  infourok.ru
:

1.       
Освоение
видеолекции «Воспитательная деятельность классного руководителя»

2.       
Освоение
видеолекции «Образовательные технологии как элемент обучения в рамках
реализации ФГОС»

ü  Участие в
вебинарах, освоение видеолекций:

1.       
на 
сайтах издательства «Просвещение», Корпорации «Российский учебник»,
«Мнемозина», «Бином», «Экзамен»;

2.       
на
образовательных платформах «Учи. ру», «ЯКласс»

ü  Участие
педработников в конкурсах, викторинах:

§  
Онлайн-викторина
«Я помню! Я горжусь!», посвящённой 76-летию Победы в Великой Отечественной
войне 1941-1945 годов (Мостовая Д.А., Ефременко И.Р.)

§  
Конкурс
«Журналистская весна в медиапространстве «Русскогого мира» (Красовская В.В.)

ü Опубликованные
авторские разработки уроков на сайтах:

§  infourok.ru – Носуля О.Л. (1
свидетельство), Радько А.В. (1 свидетельство), Ефременко И.Р. (2
свидетельства), Мостовая Д.А. (2 свидетельства), Соколова И.Н. (9
свидетельств), Максимчук Т.М. (4 свидетельства), Минько И.Н. (4 свидетельства),
Минько Л.А. (3 свидетельства), Леонов В.Ф. (3 свидетельства)

§  videouroki.ru – Тимощук Т.А. (1
свидетельство), Минько И.Н. (5 свидетельств), Минько Л.А. (4 свидетельства)

§  kopilkaurokov.ruНосуля О.Л. (1
свидетельство), Радько А.В. (4 свидетельства), Тимощук Т.А. (1 свидетельство),
Андрианова А.С. (1 свидетельство), Ватулина Т.С. (1 свидетельство), Леонов В.Ф.
(3 свидетельства)

§  multiurok.ru – Носуля О.Л. (2
свидетельства), Радько А.В. (2 свидетельства), Ефременко И.Р. (4
свидетельства), Мостовая Д.А. (1 свидетельство), Минько Л.А. (7 свидетельств)

§  znanio.ru – Ефременко И.Р.
(4 свидетельства), Мостовая Д.А. (1 свидетельство), Минько И.Н. (4
свидетельства), Минько Л.А. (5 свидетельств)

§  «Педагогический
экспресс» — Ефременко И.Р. (1 свидетельство)

ü Создание веб-портфолио
на платформе 4
portfolio.ru (Радько А.В., Носуля
О.Л., Тимощук Т.А, Леонов В.Ф., Андрианова А.С.)

ü Создание личного
сайта на платформе
Wix.com (Максимчук Т.М.)

ü
Поощрения:

§ 
Свидетельство о подготовке к участию в международной  олимпиаде
«Инфоурок» осенний сезон 2020, зимний сезон  2021,
весенний  сезон
2021 по математике, биологии, английскому учащихся
(Минько Л.А., Пономарева Н.В., Соколова И.М.)

§  Свидетельство 
за  подготовку  к  участию  в  международной  олимпиаде  «Инфоурок»  осенний
сезон 2020, зимний сезон 2021, весенний  сезон  2021 по  математике, русский
язык, окружающий мир  учащихся (Носуля О.Л., Радько А,В., Ефременко И.Р.,
Иськова Н.А.)

§ 
Благодарность за активное участие при проведении международной
дистанционной олимпиады «Инфоурок» осенний сезон 2020, зимний сезон  2021,
весенний  сезон
2021 по математике, биологии, английскому учащихся
(Минько Л.А., Пономарева Н.В., Соколова И.М.)

§ 
Благодарность за отличную подготовку учащихся в открытой российской
интернет-олимпиаде по математике для школьников «Осень, октябрь 2020», «Зима,
январь 2021». «Весна, апрель 2020» на сайте «Меташкола» (Минько Л.А.)

§ 
Благодарность за отличную подготовку учащихся в открытом российском
конкурсе по химии «Химия и повседневная жизнь человека» на сайте «Меташкола»  (Пономарева
Н.В.)

§  Благодарность 
за  значимый  вклад  в развитие и  методическое  обеспечение  образовательного 
процесса  по  преподаваемой  дисциплине    в рамках международной
педагогической онлайн-библиотеки методических,
znanio.ru (Минько
Л.А., Минько И.Н.)

§  Свидетельство
о создании официального персонального учительского сайта,
znanio.ru (Минько
Л.А., Минько И.Н.)

§  Благодарность за
создание личной методической библиотеки в рамках проекта «Мультиурок» (Минько Л.А.)

§  Сертификат
о создании персонального са
йта в рамках проекта «Мультиурок» (Радько
А.В.)

§  Удостоверение автора популярных публикаций
педагогического издания и образовательного портала «Знанио» (Ефременко И.Р.)

§  Грамота образовательного портала «Знанио»
за активное применение в учебной деятельности современных образовательных информационно-коммуникационных
технологий (Ефременко И.Р.)

§  Почётная грамота образовательного портала
«Знанио» за использование инновационных технологий, методик и подходов при осуществлении
педагогической деятельности (Ефременко И.Р.)

§  Золотая грамота за личный вклад в развитие
и повышение качества образования, просвещения и науки в области применения современных
образовательных технологий в сотрудничестве с образовательным порталом «Знанио»
(Ефременко И.Р.)

§  Сертификат о создании и осуществлении
активной поддержки и регулярного обновления официального персонального
учительского сайта  на
znanio.ru (Ефременко И.Р.)

§  Сертификат за занятое І место в школе по программе «Активный учитель» на платформе
Учи.ру по итогам сентября, октября, декабря 2020 года (Ефременко И.Р.)

§  Благодарственное  письмо  за  помощь  в 
организации  олимпиады  по  русскому языку, окружающему миру, «Юный
предприниматель и финансовая грамотность» для  1-9 классов на  платформе 
Учи.ру (Ефременко И.Р., Носуля О.Л.), по английскому языку для 1-9 классов
(Носуля О.Л.)

В 2020-2021 учебном году учитель географии Андрианова
А.С. приняла участие и стала призером
II тура ежегодного конкурса «Педагог года Луганщины-2021».

На современном этапе развития учебного заведения внимание
педагогического коллектива направлено на формирование творческой личности
ученика.

Эта идея является ведущей в работе учреждения.
Определены главные направления работы с одаренными детьми:

§
проведение
I (школьного) этапа
Республиканских предметных олимпиад по базовым предметам и участие во
II и III этапах;

§
внеклассная работа по предметам (предметные недели, турниры, соревнования, конкурсы,
викторины, диспуты);

§
индивидуальная работа с учащимися;

§
кружковая работа;

§
краеведческо-поисковая работа;

§
работа спортивных секций.

С целью выявления и поддержки одаренных детей и
ученической молодежи, содействие развитию таланта, духовно-эмоциональных и
умственных способностей учащихся в нашем учебном заведении организована четкая
система работы. Вопросы выполнения мероприятий по реализации Программы развития
одаренных детей и молодежи постоянно слушаются на заседаниях педагогического
совета, школьных методических объединений. В течение учебного года проводятся
научно-практические конференции, семинары, турниры, предметные недели,
олимпиады, круглые столы, проходит защита творческих научно-исследовательских
работ учащихся. Организовываются консультации для учащихся, учителей, родителей
по проблемам развития способностей и задатков у ученической молодежи. Постоянно
пополняется банк данных одаренных детей. Результатами реализации локального
долгосрочного проекта «Одаренный ребенок» стали успешные выступления учащихся в
Республиканских ученических олимпиадах.

Основными задачами по подготовке к олимпиадам по
базовым дисциплинам, конкурсам является стимулирование творческого
самосовершенствования детей, ученической молодежи; выявление и развитие
одаренных учащихся и предоставление им помощи в выборе профессии; повышение
интереса к углубленному изучению базовых, специальных и профессиональных
дисциплин; повышение интереса к углубленному изучению базовых, специальных и
профессиональных дисциплин; повышение уровня преподавания школьных предметов,
профессиональной подготовки ученика; выявление, распространение и внедрение в учебно-воспитательный
процесс современных методов и приемов обучения.

 Анализ участия школьной команды в районных предметных
олимпиадах показал, что призерами стали 40 учащихся из 60 заявленных, что
составляет 67 %, что на 20,3% больше по сравнению с результатами прошлого года.

Учащиеся школы показали высокий результат — 1 место, в
общем рейтинге команд среди школ района, заняли 40 призовых мест:
 14 — первые,
14- вторые, 12 — третьи.

Из них 14 человек приняли участие в 2-х и более олимпиадах
(Кондратенко Иван, 9 класс – 8 олимпиад; Никитина Яна, 11 класс – 7 олимпиад;
Бондарева Диана 8 класс – 6 олимпиад, Галиев Владимир, 7 класс — 5 олимпиад,
Мелентьева София, 7 класс — 4 олимпиады, Шипилова Настасья, 8 класс, Мелентьев
Кирилл, 8 класс, Щербакова Елена, 10 класс — 3 олимпиады), что, с одной
стороны, указывает на высокую активность обучающихся, с другой, ведет к
перегрузке обучающихся, снижает уровень результативности, так как обучающиеся
не имеют возможности сконцентрироваться на более глубоком изучении отдельного
предмета и показать по нему высокий результат. Таким образом, снижается
конкурентоспособность учащихся.

Доля победителей составляет 23,3 %, что на 5 % больше,
чем результативность в 2019-2020 учебном году.

Проведен мониторинг участия школьной команды во II
этапе Республиканских ученических олимпиад по базовым дисциплинам. Школьный
коэффициент (ШК) успеха составляет 51 % (на 17,7% больше, чем в прошлом году).
Следует отметить, что в школе были созданы необходимые условия для развития и
поддержки творческих способностей учащихся, формирования у них навыков
самостоятельного поискового исследования.

Успешно представили школу на районном этапе команды по
математике (ШК- 20%), по истории (ШК 15%),  по биологии (ШК 12%),  по
информатике (ШК -12%), по географии (ШК -11%), по физике (ШК 19%), по
литературе (ШК 9%).

Наблюдается
увеличение призовых мест по географии, истории, биологии, литературе снижение
количества призовых мест по русскому языку, химии. Следует отметить, что по
обществознанию  нет  результативности. Главными причинами затруднений
обучающихся являются:  

— Недостаточная
индивидуальная работа с одарёнными детьми;

— Узкий кругозор участников олимпиады, недостаточная
работа с дополнительной литературой по предметам.

Следует отметить работу учителей методического
объединения математики, физики и информатики (ШК – 41%).

Следует отметить:

ü работу учителей:

§    
Тимощук
Т.А. (ШК – 16%);

§    
Мостовая
Д.А. ( ШК-15%);

§    
Минько
Л.А. (ШК – 13%);

§    
Ватулина
Т.С. (ШК-11%);

§    
Андрианова
А.С. (ШК-11%)

§    
Пономарёва
Н.В. (ШК – 7%).

ü  
  выступления
на олимпиаде следующих учащихся:

§    
Кондратенко
Иван (9 класс) – 1 место – география, биология; 2 место – литература,
математика, информатика; 3 место — химия, физика.

§    
Никита
Яна (11 класс) –1 место – физика, биология, география, 2 место – математика,
русский язык, литература.

§    
Бондарева
Диана (8 класс) – 1 место — химия, информатика; 2 место – биология, математика,
физика.

§    
Шипилова
Настасья (8 класс) – 1 место –математика, литература.

§    
Муха
Николай (11 класс) – 3 место – математика,  информатика.

§    
Морозов
Кирилл (10 класс) – 3 место – физика, информатика.

§    
Мелентьев
Кирилл (8 класс) –2 место — история; 3 место – английский язык.

§    
Мелентьева
София (7 класс) — 2 место – история, география.

§    
Галиев
Владимир (7 класс) — 3 место — география, математика
.

Кроме того, на протяжении 2020-2021
года учащиеся принимали участие в инернет-олимпиадах:

ü Открытая
российская интернет-олимпиада по математике на сайте «Меташкола»;

ü Международная
олимпиада «Инфоурок»;

ü Образовательная
платформа «Учи.ру».

Все эти данные
показывают, что работа с одаренными детьми в школе  ведется в плане развития
учебно- познавательных, коммуникативных, личностных, информационных компетенций
через участие в предметных олимпиадах различных уровней, предметных неделях,
конкурсах, проектной, исследовательской деятельности, участие в научно –
практических конференциях.

Количество победителей и призеров районных олимпиад
свидетельствует о тенденции к повышению качества работы коллектива с учащимися,
мотивированными на учебу, по подготовке их к участию в олимпиадах. Педагоги
используют индивидуальные и групповые задания для обучения, ориентируют
школьников на дополнительную литературу с указанием источника получения
информации.

В целом научно-методическое сопровождение
учебно-воспитательного процесса способствует развитию творческого потенциала
педагогического коллектива.

В школе два компьютерных класса, в которых
используются 21 компьютер. Санитарные нормы в классах соблюдены, локальная сеть
в кабинетах установлена и работает. Только нужна помощь в техническом
обслуживании компьютеров.

В библиотеке школы установлена электронная
библиотека, состоящая из трех компьютеров. Компьютер секретаря, электронная
библиотека, кабинеты информатики подключены к сети Интернет.

Вместе со своим заместителем по УВР Минько Л.А. осуществляю контроль за учебной нагрузкой
учащихся, уровнем их обучения. С этой целью по-семестрово изучаем рейтинги
учебных достижений. Именно анализ и мониторинг дают позитивные, и указывают на
негативные качества учебной работы. Моя задача: анализируя, усовершенствовать и
активизировать работу всех подсистем учебно-воспитательного процесса.

Согласно должностных обязанностей, отвечаю
за обеспеченность школы кадрами. Педагогическими кадрами в этом году школа была
обеспечена полностью, все учителя имеют соответствующее педагогическое образование,
расстановка педагогических кадров осуществлялась соответственно их
специальностям по дисциплинам и квалификационным категориям.

Педагоги школы занимаются
самообразованием, работают по индивидуальным планам. Успешную школу могут
создать только небезразличные, неравнодушные учителя и только те, кто выбрал
эту специальность сердцем. Те, кто просто зарабатывают, никогда ничего путного
не создадут. И ученики никогда не станут уверенными и успешными, если их
учителя будут такими. Учитель, который передает только знания – это ремесленник,
который воспитывает характер – настоящий
мастер
своего дела.

В 2020-2021 учебном году учебно-воспитательный
процесс был направлен на интеллектуальное, социальное и физическое развитие
каждого ребенка как личности, способной самостоятельно мыслить и творчески
действовать, использовать знания в нестандартных ситуациях.

На начало учебного года в школе обучалось
169 учеников. За учебный год прибыло 2 учащихся, выбыло – 2, на конец года – 169
учащихся. 7 учащихся получили аттестат об основном общем образовании (1 –с
отличием), из них 6 желают продолжить обучение в 10 классе. 17 выпускников
закончили школу, получили аттестаты о среднем общем образовании, из них 1
выпускник закончил обучение с золотой медалью «За особые успехи в учении» и 1 –
с Похвальным листом «За отличные успехи в учении».

В прошлом учебном году окончили школу 24
выпускника. Из них – 19 учатся в ВУЗах, 4 – в колледжах, 1 – в училище.

В этом учебном году в 1-м классе обучалось
16 учеников. В 2020-2021 учебном году планируется поступление в 1-й класс – 22 учащихся.
Как руководитель школы, поддерживаю связь с руководителем детского сада
«Незабудка» Гром И.В. Общение, общие мероприятия, планирование дают нам
возможность сотрудничать в направлениях развития ребенка, подготовки его к
школе. За это благодарность педагогическому коллективу детского сада.

Мои усилия и всего педагогического
коллектива школы были направлены на совершенствование организации
учебно-воспитательного процесса, на поддержание структуры учебного года, режима
работы школы, выполнения учебного плана. Все эти организационные мероприятия
влияют на результативность учебного процесса.

Учебные достижения учащихся по окончанию
2020-2021 учебного года:

¾   закончили учебный год 169 учащихся – это
11 классов;

¾   высокий уровень – 26 – 17% (прошлый год 14%)

¾   достаточный – 52 – 34% (прошлый год 38%)

¾   средний – 75 – 49% (прошлый год 48%)

¾   низкий – 0

¾   качество обучения – 51% (прошлый год 52%)

¾   уровень компетентности – 100% (100%)

На результат качества обучения,
безусловно, повлияла ситуация с распространением коронавирусной инфекции и введение
дистанционного обучения.

Школьная библиотека имеет фонд 15412
экземпляра. Из них учебники – 3986, художественная, справочная и методическая
литература – 11392, в среднем обеспеченность учебниками учащихся достаточная и
составляет 97%.

Цель школы – вооружить ученика знаниями и
умениями, помочь ему быть в этом мире здоровой, счастливой и талантливой
личностью, выработать у него социально устойчивый характер. Для такого
характера нужно всего 5 черт: трудолюбие, дружелюбие, щедрость, честность и
чуткость-милосердие. Следует подарить их в детстве, показать их  на примерах,
подправить, чаще поощрять за успехи – и тогда в школе дети приобретут
нравственный «капитал» на всю жизнь. Более 25 лет ГОУ ЛНР «Лотиковская СШ им.В.Лелеки»
ведет работу по нравственному воспитанию учащихся. Поэтому вся воспитательная
работа нацелена на «пробуждение» латентных способностей ребенка и превращение
его из пассивного в активного, из ленивого в трудолюбивого, из неуверенного в
смелого, из неудачника в счастливого человека, который знает, что ему нужно и  как
этого добиться.

Воспитательная деятельность школы реализуется в трёх
сферах: процессе обучения, во внеурочной и внешкольной деятельности. Внеурочная
деятельность в школе традиционно делится на две части: общешкольные дела и
внутриклассная жизнь. Воспитательная деятельность осуществлялась через
организацию системы проведения классных часов, родительских собраний, кружков,
спортивных секций, работу ученического самоуправления, связь с социумом.

Почти все обучающиеся включены в систему
педагогических воспитательных воздействий с учётом их возможностей и творческой
направленности в рамках традиционных направлений деятельности школы.

В течение учебного года ребята приняли
участие в 27 районных и республиканских конкурсах. Призерами творческих конкурсов
районного этапа республиканских конкурсов стали 11 учеников. Грамоты и дипломы
получили 59 учащихся:

§   «Семейный котел-2021» (Булабчиков М., 3 класс; Булабчиков Д., 7 класс;
Токарева В., 6 класс; Ширяева Н., 5 класс);

§   «Человек и его здоровье» (Середа Е.-М., 11 класс);

§   «Люблю тебя мой край родной» (Терезова П.,
6 класс; Стоцкая О., 7 класс; Токарева В., 6 класс);

§   «Мир детства» (Ткаченко М., 5класс;
Васильева С., 6 класс);

§   «Три состояния воды» экологический конкурс
в объективе натуралиста (Бузовский П., 6 класс);

§   «Луганщина через объектив» ( Стоцкая О., 7
класс, Одинец С., 7 класс);

§   «Осенний вернисаж» (Петренко С. 6 класс,
Ширяева Н., 5 класс);

§   «Сохраним живую ель» (Савельева С., 4
класс);

§   «Журналистская весна в медиапространстве Русского
мира» (Щербакова Е., 10 класс);

§   «Моя аграрная Республики» республиканский конкурс
презентаций, фотоколлажей и видеороликов ( Бондарева Д., 8 класс; Курмаз К., 8
класс; Ткаченко М., 5 класс)

§   Конкурс научно-исследовательских работ НО «РМАН»
(Никитина Я., 11 класс; Середа Е.-М., 11 класс);

§   «Крылатые соседи» (Савельева С.  4 класс;
Стригин А., 6 класс);

§   Республиканский конкурс агитбригад
«Патриот»;

§   Конкурс интеллектуальной игры «Квиз, Плиз!»;

§   «Капсула времени» (Афанасьева К., 5 класс; Ткаченко
М., 5 класс, Шипилова Н., 8 класс; Никитина Я., 11 класс; Курмаз К., 8 класс,
Бондарева Д., 8 класс; Петренко С., 6 класс);

§   «Умею защищать себя, чтоб пользу принести», конкурс
рисунков (Величко К., 7 класс);

§  
Конкурс чтецов «Памяти белых
журавлей» (Федоровский С., 7 класс; Солонюк С., 5 класс; Лисовский Я., 7 класс;
Афанасьева К., 5 класс);

§   Конкурс рисунков «Мой город в радуге профессий»
(Алексеева В., 6 класс; Стоцкая О., 7 класс);

§   Конкурс рисунков по произведениям В.Даля (Ширяева Н.,
5 класс; Шипилова Н., 8 класс, Ерошенко Р., 2 класс).

Воспитательная работа школы является гуманистической.
Она ориентирована на личность ребенка, на развитие его способностей, задатков,
индивидуальности, на подготовку его к жизни среди людей, взаимодействию с ними.

В образовательном учреждении создано и успешно
работает ученическое самоуправление. Организация ученического самоуправления
является актуальной социально-педагогической задачей. Развитию личности
способствует содержание деятельности, в которую вовлекается ребенок, проходя
школу ученического самоуправления.

Работа проводилась по
направлениям:

§  «Дорога
познания мира»;

§  «Дорога
здорового образа жизни»;

§  «Дорога
к знаниям»;

§  «Дорога
добра»;

§  «Дорога
к Родине»;

§  «Дорога
творчества».

Участвуя 
в деятельности ДО «Юная гвардия», ученического самоуправления, учащиеся
приобретают гражданские качества, получают опыт социализации, многие развивают
свои лидерские таланты. Поэтому усиление роли и повышение статуса ученического
самоуправления было приоритетной задачей.

 Было
проведено 8 заседаний школьного Совета старшеклассников. На заседаниях
обсуждались планы подготовки и проведения, анализ общешкольных ключевых дел,
уровень проведённых мероприятий, подводились итоги рейтинга «Знай наших»
(соревнования классных коллективов). Ребята стали инициаторами многих
мероприятий и выполняли их с удовольствием. Приняли участие в
онлайн-конференции «Выбор молодежи» и в онлайн -форуме  #ГУ
RU,заняли 
3 место в республиканской игре «Патриот»,  и в игре «Квиз. Плиз».

Традиционно ежегодно в образовательном
учреждении проводится игра-соревнование «Знай наших!» В соревновании между
классными коллективами создаётся дух «здорового» соперничества. Инициируется
работа по развитию собственного воспитательного потенциала классного
коллектива, органов ученического самоуправления, выявляются, развиваются и
поощряются новые инициативы, неординарные идеи. Проводится поощрение классных
коллективов-победителей конкурсов.

Итоги соревнования «Знай наших!»:

1-4
классы

1
м. 4 класс, Классный руководитель: Иськова Нина Афанасьевна

2
м. 3 класс, Классный руководитель: Радько Алла Викторовна

3
м. 2 класс, Классный руководитель: Носуля Ольга Леонидовна

5-8 классы

1
м. 6 класс, Классный руководитель: Соколова Ирина Николаевна

       
7 класс, Классный руководитель: Минько Игорь Николаевич

2
м. 5 класс, Классный руководитель: Тимощук Татьяна Александровна

3
м.  8 класс, Классный руководитель: Пономарёва Наталья Владимировна

9-11 классы

Среди
9-11 классов победителем конкурса стал 11 класс, классный руководитель Васютина
Бэла Николаевна

Развитию способностей детей, организации
досуга способствуют кружки, спортивные секции, которые охватывают 157 детей –
это 86% и привлекают учащихся к участию в фестивалях, конкурсах, соревнованиях.

Одной из основных задач педагогов являлась задача
укрепления сотрудничества и расширение поля позитивного общения с семьей,
вовлечение родителей в воспитательный процесс школы, создание единого
воспитательного пространства «родители — дети — учителя». Родительская
общественность принимает активное участие в работе школы. Одной из основных
форм работы с родителями оставалось родительское собрание. На нем обсуждались
проблемы жизни классного и родительского коллективов. Было проведено 20
родительских собраний очно и 24 онлайн. Классный руководитель направлял
деятельность родителей. В большинстве своем – это был взаимный обмен мнениями,
идеями, совместный поиск обучения и воспитания детей в период пандемии.

На 
каждом собрании  включаются в повестку вопросы о сохранении здоровья детей, о
выполнении ими режима безопасности в школе и дома. Родители младших школьников
принимают самое активное участие во всех школьных делах, они являются и
организаторами и участниками мероприятий. Такое сотрудничество ученик – учитель
– родитель повышает авторитет родителей в глазах их детей, способствует
повышению ответственности детей за порученное дело, прививает навыки
самостоятельности.

Особое внимание и контроль уделяю детям,
которые требуют особого педагогического внимания. Для этого составлены
социальные паспорта, картотеки подростков, склонных к правонарушениям, данные
на их семьи, дневники наблюдений. В школе работает Совет профилактики по
предупреждению правонарушений, ведется ежедневный контроль посещения занятий
учащимися, еженедельно проводится анализ пропусков уроков, индивидуальная
работа с учащимися и их семьями.

В центре внимания всегда стоит вопрос
социальной поддержки учащихся. Целенаправленная работа инспектора по охране
прав ребенка – заместителя директора по воспитательной работе Ивановой Л.Г. и
классных руководителей дает возможность держать этот вопрос на постоянном
контроле.

34 ученика состоят на особом учете и
контроле. Из них 4 – лишенные родительской опеки, 1 – ребенок-инвалид, 11 детей
из 7 многодетных семей, 7 – полусирот, 11 – из неполных семей.

Питание обучающихся ежегодно
организовывается согласно приказов директора. Помещения и оборудование столовой
соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. В образовательном учреждении,
согласно требованиям СЭС и Требованиям ЧСПК в условиях распространения
коронавирусной инфекции был разработан и утвержден раздельный режим питания.

50 учащихся 1-4 классов и 11 учащихся 5-11 классов льготных категорий были обеспечены бесплатным
питанием на сумму 45 рублей в день.

В прошедшем учебном году каждый родитель
был ответственным за прохождение детьми медосмотра. Акты медицинского осмотра
анализируются в приказе, на совещаниях, для составления паспортов здоровья по
классам. 100% обучающихся прошли медосмотр, из них нуждающихся в занятиях по
физкультуре в специальной группе – 5 учащихся, в подготовительной – 9. В этом
году о необходимости прохождения детьми медосмотра информированы и
предупреждены все родители.

В 2020-2021 учебном году по школе не
зарегистрировано ни одного случая детского травматизма во время
учебно-воспитательного процесса, но зарегистрировано 10 случаев бытового
травматизма (основная причина – падение). Родителям необходимо усилить контроль
и ответственность за здоровье и безопасность жизни детей.

Вопросы охраны труда в школе решаются на основе
законодательных, нормативно-правовых актов по охране труда. Понятие «охрана
труда» близко по значению к понятию «гарантия безопасности жизнедеятельности».
Главной целью этой службы в образовательном учреждении является сохранения
жизни и укрепления здоровья обучающихся, сотрудников в процессе учебной
деятельности, воспитания и организованного отдыха. На начало учебного года был
составлен Акт готовности образовательного учреждения к новому учебному году. В
школе создана система управления охраной труда. Приказами назначены лица,
которые отвечают за организацию охраны труда, пожарную безопасность и
электробезопасность.

В школе имеется необходимая документация
по организации работы по охране труда, составлена система противопожарных
мероприятий, два раза в год проводятся тренировки по эвакуации, ежегодно
проводятся первичные инструктажи по охране труда и пожарной безопасности, по
плану проводится обучение сотрудников по вопросам охраны труда. Имеются
необходимые журналы по регистрации всех видов инструктажей по вопросам охраны
труда сотрудников и обучающихся, отработана программа вступительного
инструктажа по охране труда для сотрудников и обучающихся.

Ведется постоянная работа по выполнению
правил техники безопасности: созданы уголки безопасности жизнедеятельности,
учреждение обеспечено противопожарным инвентарем, осуществлена проверка
заземления и сопротивления изоляции, на всех этажах обозначены планы эвакуации,
функционируют пожарные выходы.

Вопросы безопасности жизнедеятельности
учащихся во время каникул, в быту, в общественных местах постоянно
обговариваются на классных часах и родительских собраниях с приглашением
сотрудников МЧС, полиции.

Традиционно в школе проводятся: неделя
здорового образа жизни, месячника здоровья, неделя безопасности жизнедеятельности,
месячник по охране труда.

Много времени забирает у руководителя
школы хозяйственная работа, которую ведет завхоз Хрунина В.И. Все действия  по
вопросам хозяйствования обговариваю с ней. Основной вопрос хозяйства – это
ремонт. В этом учебном году был произведен следующий ремонт: установка противопожарной
двери в библиотеку, текущий ремонт потолка учебного кабинета, частичный ремонт
системы освещения спортивного зала. Все помещения школы были отремонтированы
.

Огромную помощь в ремонте школы оказывают
родители. Классные комнаты родители ремонтируют самостоятельно.

Но хотелось бы, чтобы в классах
обновлялась мебель, были новые приборы, современное оборудование, наглядности.

В принципе, в школе созданы все условия
для работы и учебы. Все предписания СЭС, пожарной охраны, охране труда выполняются.
Есть много того, что соответствует современности, но есть и то,
что требует от меня, как руководителя, внимания. Много еще проблем у школы и их
нужно решать.

На первом месте – капитальный ремонт спортзала
– наружное утепление, замена полов; прочистка канализационной системы, приобретение
и оборудование вытяжного шкафа на пищеблоке.

Основным
источником финансирования школы является бюджет района
. Благодаря дополнительному финансированию
Администрации Славяносербского района образовательное учреждение приобрело 3
компьютера, 6 веб-камер, хозяйственные и лакокрасочные материалы.

Администрация школы тесно сотрудничает с
органами ученического самоуправления, с отделом по жизнеобеспечению поселка.
Самая тесная связь проявляется с участием волонтерских отрядов, с
благоустройством поселка, с сотрудничеством со службами по вопросам прав
ребенка,  организацией совместных праздников поселка, с освещением всех
новостей и событий на  сайте образовательного учреждения.

Сайт школы, в первую
очередь, это «визитная» карточка школы, презентация учебного заведения в
глобальной сети.
  Достижения и направления деятельности школы могут быть
доступны для каждого пользователя сети Интернет. Школьный сайт является
информационной средой, содержащей методические материалы и информационные
ресурсы
. Новая
структура сайта введена с 2020 года, администратором сайта является учитель
информатики Тимощук Татьяна Александровна.
Все компоненты сайта регулярно пополняются и
обновляются. Сайт содержит справочную информацию, интересующую: родителей,
педагогов, детей, выпускников. Очень важно, что наш сайт отражает происходящие
в школе события: конкурсы, мероприятия, общественную жизнь школы, новости
образования, олимпиады. Информация о результатах, поздравления создают ситуацию
публичного признания успехов участников олимпиад и конкурсов. Публикация статей
позволяет самореализоваться и получить оценку читателей. Сайт значительно
расширяет этот круг.

На сайте нашей школы можно найти:

  1.  новости Образования ЛНР;
  2.  новости школьной жизни;
  3.  нормативные документы;
  4.  историю школы;
  5.  фото школы и фотоальбом школьного музея;
  6.  информацию о школьных и районных мероприятиях;
  7.  страницу подготовки к ГИА;
  8.  результаты олимпиад и конкурсов;
  9.  информацию для родителей и педагогов;
  10.  материалы по профориентации для будущих выпускников;
  11.  информация, инструктажи, памятки по технике безопасности.

Используем школьный сайт для качественного и эффективного
решения задач управления школой, для организации дистанционного обучения и дистанционного
проведения родительских собраний, проведения онлайн-конкурсов в условиях 
сохранения рисков распространения и заражения коронавирусной инфекцией.

Выводы:

§   В
школе ведётся преемственность дошкольного и школьного образования. Учебные
программы и учебные планы на 2020 -2021 учебный год выполнены. Для эффективного
обучения используются различные образовательные технологии
.

§  
В школе на достаточном уровне реализуется принцип системы
соуправления,  он действенен и эффективен,  находится в режиме совершенствования
и развития.

§  
В образовательном учреждении осуществляется систематический
контроль обучения детей. Ведётся учёт  
 посещаемости учащихся школы и особенно учащихся «группы риска».
Обследованы жилищно-бытовые условия учащихся, находящихся под опекой, «группы
риска» и 
 неблагополучных семей
.

§  
Увеличилось  количество учителей, принимавших участие в вебинарах,
конкурсах, имеющих высшую категорию, I категорию, все педагоги своевременно
проходят курсы повышения квалификации. Педагогический коллектив функционирует
на принципах непрерывного саморазвития и совершенствования профессионального
мастерства.

§  
Большинство поставленных задач учебного процесса выполнены.
Повышается профессиональный уровень педагогического коллектива. Выросла
активность учителей, их стремление к творчеству.

Осознание своей ответственности – одна из
составляющих успеха школьного коллектива. А секрет успеха – это взаимоуважение,
толерантность, объединяющая идея, содействие творческому росту всех участников
учебно-воспитательного процесса и ответственность каждого за дело, которое
выполняем.

В школе, как и в семье, будет все в
порядке, если думать позитивно, выполнять добросовестно свои обязанности,
сохранять традиции и приумножать инновации.

Школа — это мастерская,
где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущее.

Директор школы:                                                                             Никифорова
И.А.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Толперизон канон 150 мг инструкция по применению
  • Препарат лецитин инструкция по применению отзывы
  • Arctic kelp инструкция по применению на русском языке
  • Цветок из бумаги своими руками для детей пошаговая инструкция простой
  • Анаприлин реневал инструкция по применению 40мг