Реформы начались с либерализации цен в январе 1992, что привело к наполнению внутреннего рынка продовольственными и промышленными товарами. Однако за год цены выросли в десятки раз. Большинство населения получала мизерные зарплаты и пенсии, а денежные накопления обесценились. Разрушались оставшиеся без государственного финансирования системы бесплатной медицины, образования и науки. Россия столкнулась с безработицей. Всё это вело к массовому обнищанию населения.
“ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ”
В постперестроечный переходный период (1992-1993) вслед за политическим оформлением новой власти в 1991 г. происходит утверждение экономических и конституционных основ нового государственного устройства России. При этом главную задачу новое руководство страны видело в закреплении политических изменений в российском обществе. Экономика России, ее конституционное устройство должны были прийти в соответствие с новым политическим строем страны, что подразумевало переход к рыночной экономике, ее демонополизацию и приватизацию, создание класса частных предпринимателей и собственников, укрепление власти президента.
На V съезде народных депутатов Российской Федерации (октябрь 1991 г.) Б. Ельцин выступил с программой радикальных экономических реформ, предусматривающей либерализацию цен и зарплаты, свободу торговли и приватизацию. Учитывая сложившееся тяжелое экономическое положение, депутаты в целом одобрили программу и даже наделили президента дополнительными полномочиями для ее проведения. 6-8 ноября 1991 г. было сформировано правительство во главе с Б. Ельциным и двумя вице-премьерами: Г. Бурбулисом (отвечавшим за политические вопросы) и Е. Гайдаром (министром экономики и финансов, курировавшим экономическую реформу). При правительстве также действовал институт советников, где ведущая роль принадлежала американскому экономисту-либералу Д. Саксу.
2 января 1992 г. был сделан первый шаг на пути к рыночной экономике — осуществлена либерализация цен и торговли. По замыслу вице-премьера Е. Гайдара это должно было вернуть деньгам роль стихийного регулятора цен и производства, привести к разрушению монополии посредников в торговой сети. Однако недооценка монополизации производства, а также самоустранение правительства от контроля над формированием цен, привело к их неконтролируемому всплеску. В январе 1992 г. рост цен составил 1000-1200%, а к концу года они увеличились не менее чем в 26 раз. При этом увеличение зарплаты в 1992 г. произошло лишь в 12 раз. Реформой не была предусмотрена индексация сберегательных вкладов населения, что привело к одномоментному их обесцениванию. Не оправдались надежды правительства и на широкомасштабную валютную помощь Запада. В этих условиях правительство Ельцина-Гайдара не смогло выполнить обещанных социальных гарантий при проведении реформ. Политика «шоковой терапии», не подкрепленная западными кредитами и инвестициями, тем не менее продолжалась, и главной целью была объявлена стабилизация финансовой системы, создание бездефицитного бюджета за счет прекращения дотаций убыточным предприятиям и отраслям, снижение социальных выплат населению. Стабилизация финансов России должна была вызвать, по мысли Гайдара, рост внешних и внутренних инвестиций в российскую экономику.
И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России
http://www.bibliotekar.ru/sovetskaya-rossiya/103.htm
УГРОЗА ГОЛОДА
К решению вопроса о либерализации цен руководство России подошло в своеобразной ситуации, важнейшие черты которой состояли в следующем:
— отрицание значительной частью населения идеи введения свободных цен,
— недоверие к любым мерам по социальной защите и поддержанию жизненного уровня,
— ожидание голода,
— рост недовольства.
Опрос, проведенный в ноябре 1991 года, показал, что более половины россиян не поддерживает переход к свободным рыночным ценам, лишь четверть одобряет эту меру. Только 9% граждан — участников опроса ждут улучшения положения. Характерные черты потребительского поведения населения — ажиотажный спрос, бегство от денег…
Ситуация со снабжением городов продовольствием в 1991 году напоминает трагические реалии 1917 года. Из Новгорода сообщали: «Фонды муки на второе полугодие выделены на 6500 тонн меньше фактического расхода прошлого года. Все это вынудило ввести повсеместно нормированный (карточный) отпуск хлеба населению, из расчета 400 граммов на душу населения». Ю. Лужков в ноябре 1991 года докладывал: «Правительство Москвы доводит до Вашего сведения, что снабжение населения продовольственными товарами продолжает оставаться критическим… Из-за недостаточности ресурсов в объеме 40 тыс. тонн и прекращения отгрузки масла животного с Украины, Эстонии, Латвии и Молдовы торговля им осуществляется периодически, остатки масла животного отсутствуют. По союзному контракту закуплено по импорту 20 тыс. тонн масла животного. Необходимо весь закупленный объем направить в Москву… В январе 1992г. Москва может остаться без продовольствия». Информация из Читинской области: «Выделено муки по 260 г на человека. Это ниже нормы военного времени, ситуация с обеспечением хлебом критическая».
Разница между 1917 и 1991 годами была в духе времени. В 1917 году в мире доминировало представление, что усиление влияния государства на экономическую жизнь — благо. Базой таких убеждений были социальные проблемы, порожденные началом современного экономического роста, индустриализацией. В благотворность прямого государственного регулирования в начале ХХ века верили все: эксперты, высокопоставленные чиновники, политики. Без учета этого трудно понять, почему царское правительство, Временное правительство, правительство большевиков с разной степенью эффективности и жестокости проводили продовольственную политику, в основе которой лежало принудительное изъятие зерна у крестьян по ценам, не соответствующим условиям рынка.
На этом интеллектуальном фоне идея В. Ленина о походе в деревню за хлебом с пулеметами не представлялась чем-то экзотическим. Он лишь доводил до логического завершения то, о чем думали квалифицированные специалисты того времени по продовольственному делу.
Осенью 1991 года, когда Россия столкнулась со схожими проблемами продовольственного снабжения городов, с угрозой голода, интеллектуальная атмосфера в мире была иной. Убеждение в благотворности государственного регулирования экономики перестало быть символом веры. В России убеждение в том, что государственные органы способны эффективно решать проблемы, встающие перед страной в условиях кризиса, была подорвана 70-летним всевластием государства. Идея, что, столкнувшись с дефицитом зерна, можно добыть его, посылая вооруженные отряды в богатые хлебом регионы, правительство всерьез не обсуждало. Хлеб крупным городам был необходим. Конфисковать его невозможно. Валюты, чтобы его купить за рубежом, нет. Остается одно: получить продовольствие, заплатив цену, которая будет приемлема для его производителей. Собственно, в этом суть либерализации цен, путь, подобный тому, которым пошел В. Ленин в 1921 году, когда столкнулся с угрозой потери власти.
Как и тогда, сама по себе либерализация цен в 1991 году не давала гарантий решения проблемы снабжения городов продовольствием. Ключевым был вопрос: будет ли село продавать городу зерно за ненадежные, обесценивающиеся рубли? Именно от этого зависело, повторится ли катастрофический сценарий событий времен русской революции начала ХХ века.
Осенью 1991 года российские власти приняли решение не посылать продотряды в деревню, а формировать свободный рынок продовольствия, не имея гарантий, что денежное предложение удастся удержать под контролем, инфляция не достигнет уровня, при котором производители зерна откажутся продавать хлеб городу.
В октябре 1991 года мы предполагали, что можно отложить либерализацию цен до середины 1992 года, а к тому времени создать рычаги контроля над денежным обращением в России. Через несколько дней после начала работы в правительстве, ознакомившись с картиной продовольственного снабжения крупных российских городов, был вынужден признать, что отсрочка либерализации до июля 1992 года невозможна. В этом случае к лету 1992 года мы окажемся примерно там же, где были большевики летом 1918-го. Оставалась единственно возможная линия в экономической политике, дающая шансы на предотвращение катастрофы, — либерализация цен, сокращение подконтрольных государству расходов, скорейшее отделение денежной системы России от денежных систем других постсоветских государств. Речь шла о развитии событий в ядерной державе, стабильность которой во многом зависела от того, что будет происходить с продовольственным снабжением городов. Решение было одним из самых рискованных в мировой истории.
(…)
Материалы первого заседания российского правительства, сформированного в ноябре 1991 года, наглядно показывают, что в те дни никто не знал, как решить неразрешимую задачу. Отсюда колебания относительно того, когда и как либерализовать цены, как это сочетать с обеспечением контроля над денежным обращением. Было лишь понятно, что страна оказалась в экстремальной ситуации…
Отставив идею посылки продотрядов в деревню, правительство могло принять лишь одно решение: ввести рыночные цены на продовольствие. Как показал опыт 1917—1921 годов, если свободной торговле не мешать, то даже при дезорганизации денежного обращения есть шансы, что снабжение городов будет удовлетворительным. Получится ли это на практике — знать не мог никто, но другого выхода не было. Надежда, что рынок заработает, была мотивом принятия решения о либерализации цен 2 января 1992 года.
То, что это решение будет непопулярным, понимали практически все. Это подтвердил опрос, проведенный ВЦИОМ в январе — феврале 1992 года. Но это решение спасло страну. Отметим, что союзное руководство, столкнувшись с экономическим кризисом, обладая армией, КГБ, возглавляя многомиллионную партию, не решилось пойти на либерализацию цен. Оно предпочло закрыть глаза и надеяться, что ситуация разрешится сама собой.
Е.Т. Гайдар. Смуты и институты
http://lib.ru/POLITOLOG/GAYDAR_E/vlast_sobstvennost.txt
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН И ОТСТАВКА ГАЙДАРА
Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые — повышены. Введен 28-процентный налог на добавленную стоимость.
Кроме либерализации цен были временно отменены ограничения на импорт, установлен нулевой импортный тариф. Именно свободный импорт в начале 1992 года сыграл роль катализатора в развитии частной рыночной торговли.
29 января 1992 года президент РФ Борис Ельцин подписал Указ «О свободе торговли». В соответствии с этим указом предприятиям независимо от форм собственности и гражданам было предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. Исключение составляла торговля оружием, взрывчаткой, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами и др. Все это привело к постепенному насыщению потребительского рынка и росту товарных запасов в розничной торговле.
Вместе с тем в экономике страны проявились такие негативные явления, как кризис взаимных неплатежей предприятий, дефицит наличных денег, вызвавший острое социальное напряжение, снижение налоговых поступлений в бюджет, инфляция.
В своих выступлениях накануне либерализации Гайдар говорил о предстоящем первоначальном повышении цен на 200-300%. В действительности же в январе 1992 года их рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 352%.
В апреле 1992 года на VI Съезде народных депутатов России экономическая политика правительства подверглась резкой критике. 11 апреля Съезд принял Постановление «О ходе экономической реформы в Российской Федерации», в котором: отметил целый ряд проблем в экономике: спад производства, разрушение хозяйственных связей, снижение жизненного уровня населения, рост социальной напряженности, нехватка денежной наличности; предложил президенту России внести существенные коррективы в тактику и методы осуществления экономической реформы с учетом замечаний и предложений.
13 апреля Гайдар заявил об отставке правительства, мотивируя ее тем, что принятое на Съезде постановление о ходе реформ фактически означает несогласие депутатов с экономическим курсом, проводимым правительством, а предусматриваемые им дополнительные бюджетные расходы не позволят воплотить в жизнь этот курс без катастрофических для экономики последствий.
В этой ситуации был найден компромисс: съезд принял Декларацию о поддержке экономических реформ, в которой были смягчены нормы принятого Постановления о ходе экономической реформы.
После VI Съезда начала разрабатываться «Среднесрочная экономическая концепция правительства», которая предусматривала снижение доли регулируемых цен и объемов государственных закупок, развертывание массовой приватизации, доведение цен на энергоносители до общемирового уровня лишь в течение 2 лет.
Фактически, под давлением депутатов и директоров государственных предприятий, финансовая политика стала менее жесткой. В сочетании с существенной для России сезонностью некоторых экономических процессов, неурегулированностью финансовых отношений со странами СНГ, приведшей к одновременному функционированию многих центров эмиссии рубля, неподконтрольностью правительству Центрального банка России, это привело к окончанию периода относительной финансовой стабильности и развитию нового инфляционного витка в конце лета — начале осени 1992 года.
Осенью правительство вновь подвергалось критике с требованиями восстановить регулирование цен и увеличить прямое вмешательство государства в происходящие в народном хозяйстве процессы.
В декабре 1992 года VII Съездом народных депутатов Егор Гайдар не был утвержден на пост председателя Совета министров. После утверждения главой правительства Виктора Черномырдина Гайдар был отправлен в отставку.
Деятельность Егора Гайдара оценивается неоднозначно. С одной стороны, его реформа цен в январе 1992 года, фактически означавшая отказ от государственного регулирования цен на большинство товаров, включая товары первой необходимости, позволила практически мгновенно наполнить полки магазинов, полностью опустевшие в предшествовавшие годы. Однако при сохранении доходов населения неизменными, это привело к катастрофическому падению уровня жизни.
Реформаторам удалось сократить дефицит государственного бюджета и перевести советскую плановую экономику на рельсы свободного рынка, но побочным эффектом их действий стали гиперинфляция и экономический кризис.
Специалисты до сих спорят о том, что послужило причиной крушения российской экономики в начале 1990-х годов реформы Гайдара и его сторонников или предшествующие им десятилетия неэффективного советского правления.
Денежная реформа в СССР 1991 года (также известна как павловская реформа — по фамилии премьер-министра СССР Валентина Павлова) — обмен крупных денежных банкнот, проведённый в СССР в январе — апреле 1991 года.
Блок: 1/11 | Кол-во символов: 214
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_1991_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0
Содержание
- 0.1 От советской экономической системы – к рынку.
- 1 Цели реформы
- 1.1 «Шоковая терапия».
- 2 Условия реформы
- 2.1 Приватизация.
- 3 Результаты реформы и критика
- 3.1 Корректировка курса реформ.
- 4 Денежные знаки образца 1991 года
- 4.1 Первые результаты экономических реформ.
- 5 Виды банкнот 1991 года
- 5.1 Финансовый кризис 1998 г. и его последствия
- 6 Галерея монет 1991—1992 годов
- 6.1 Россия в мировой экономике
От советской экономической системы – к рынку.
Выборы Президента РСФСР и августовский политический кризис 1991 г. создали предпосылки для решительных действий в экономике. 28 октября 1991 г. на V Съезде народных депутатов России Ельцин выступил с программой перехода страны к рынку. Президент предложил радикально изменить экономическую систему страны. Он заявил о либерализации цен и торговли. Что стояло за этими словами? Государство должно было отказаться от регулирования цен, чтобы наполнить рынок товарами, преодолеть нехватку (дефицит) самого необходимого.
Предлагалось начать структурную перестройку промышленности, приватизировать большинство объектов государственной собственности, начать земельную реформу и со временем разрешить куплю-продажу земли. Говорилось о необходимости активизировать внешнеэкономические связи России с другими странами, снять ограничения на внешнеторговые операции, ввести российскую национальную валюту (рубль) и обеспечить его конвертируемость (свободный обмен на иностранную валюту).
Самым болезненным было решение о либерализации цен: на это, опасаясь социального взрыва, так и не пошло руководство СССР за годы перестройки.
Из указа Президента РСФСР Б. Н. Ельцина «О либерализации цен». 3 декабря 1991 г.
Осуществить со 2 января 1992 года переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги… Государственные закупки сельскохозяйственной продукции также производить по свободным (рыночным) ценам.
Ответственным за проведение программы реформ стал один из ее разработчиков – вице-премьер правительства РСФСР Е. Т. Гайдар.
Блок: 2/8 | Кол-во символов: 1751
Источник: https://www.ru-history.com/index.php?articles_id=63&view=articles
Цели реформы
Инициатором конфискационной денежной реформы был министр финансов Валентин Сергеевич Павлов. Он намеревался, используя «эффект неожиданности», провести рублёвую реформу и стабилизировать денежное обращение в СССР. Хотя распоряжение Павлова предварялось его собственными публичными заверениями, что денежная реформа проводиться не будет.
Реформа преследовала цель избавиться от избыточной денежной массы, находившейся в наличном обращении, и хотя бы частично решить проблему дефицита на товарном рынке СССР.
Формальной же причиной для проведения реформы была объявлена борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми в СССР из-за рубежа. Кроме того, реформа должна была «заморозить» нетрудовые доходы, средства теневого сектора экономики, спекулянтов и коррупционеров.
Блок: 2/11 | Кол-во символов: 780
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_1991_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0
«Шоковая терапия».
Термин «шоковая терапия» был впервые использован в Польше в связи с перестройкой экономики на рыночные рельсы в конце 80-х гг. Его применяют и для обозначения экономических реформ начала 90-х гг. в России. Правительство полагало, что после введения свободного ценообразования цены вырастут в 3 раза. Для компенсации потерь населения была на 70 % увеличена зарплата бюджетников (учителей, врачей, работников государственных предприятий и учреждений – всех, кто получал зарплату от государства).
Действительность оказалась более суровой. Товарный дефицит, нехватка жизненно необходимых товаров были настолько острыми, что цены на многие из них сразу возросли в 10–12 раз.
Инфляция обесценила денежные вклады в Сбербанке и привела к серьезному снижению жизненного уровня населения.
Резко возросло количество товаров широкого спроса, ввозимых из-за рубежа. Импорт позволил быстрее справиться с дефицитом, но он привел к спаду не выдержавшего конкуренции отечественного производства, к закрытию предприятий. Впервые за многие десятилетия безработица приобрела массовый характер. Особенно сложная ситуация сложилась в военно-промышленном комплексе, в котором были заняты миллионы россиян.
Государственный бюджет лишился традиционных источников доходов. Падение бюджетных поступлений произошло стремительно. Более других от резкого снижения финансирования пострадали наука, культура, образование, здравоохранение.
Социальная цена первого года радикальных экономических реформ оказалась высокой. Но предпринятые правительством шаги дали и положительный результат. Страна сумела избежать вполне реального тогда полного распада хозяйственных связей и экономического коллапса. Стремительное введение рыночных отношений ликвидировало товарный дефицит и наполнило прилавки, по-прежнему недоступные для большинства населения из-за отсутствия денег.
И все-таки население понесло столь значительные потери, что уровень доверия общества к власти существенно снизился.
Блок: 3/8 | Кол-во символов: 1995
Источник: https://www.ru-history.com/index.php?articles_id=63&view=articles
Условия реформы
22 января 1991 года Президент СССР Михаил Горбачёв подписал Указ об изъятии из обращения и обмене 50- и 100-рублёвых банкнот образца 1961 года. О подписании Указа было сообщено по телевидению в 21 час по московскому времени того же дня, когда практически все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты. Наиболее находчивые люди в ближайшие часы после этого смогли разменять имевшиеся у них 50- и 100-рублёвые банкноты в кассах метро, железнодорожных вокзалов и у таксистов (многие кассиры и таксисты, занятые работой, ещё не знали об оглашении указа). Некоторым удалось отправить крупные денежные переводы в отделениях почты при вокзалах, работавших до полуночи. Некоторые покупали за 50- и 100-рублёвые банкноты в кассах железнодорожных вокзалов и аэропортов билеты на дальние расстояния на несколько дней вперёд, а потом, после окончания обмена, сдавали эти билеты и получали деньги. Реформой предусматривалось, что 50- и 100-рублёвые банкноты образца 1961 года подлежат обмену на более мелкие банкноты образца того же 1961 года, а также банкноты 50 и 100 рублей образца 1991 года.
Обмен изымаемых банкнот сопровождался существенными ограничениями:
- Сжатые сроки обмена — три дня с 23 по 25 января (со среды по пятницу).
- Не более 1000 рублей на человека — возможность обмена остальных банкнот рассматривалась в специальных комиссиях до конца марта 1991 года.
Одновременно была ограничена сумма наличных денег, доступных для снятия в Сберегательном банке СССР — не более 500 рублей в месяц на одного вкладчика. Поскольку граждане могли иметь вклады в нескольких сберкассах, в том числе в разных городах, то на последних страницах общегражданского паспорта сотрудниками сберкасс делались отметки о снятых со вкладов суммах.
Блок: 3/11 | Кол-во символов: 1747
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_1991_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0
Приватизация.
Формирование слоя собственников с самого начала являлось важной задачей экономической реформы. Считалось, что его основой станут мелкие предприниматели и акционеры предприятий. Решить эту задачу был призван в первую очередь переход объектов государственной собственности к частным владельцам – отдельным лицам или трудовым коллективам (приватизация).
Приватизация началась осенью 1992 г. У подавляющего большинства населения средств для покупки акций не было. Вот почему правительство решило выдать каждому гражданину приватизационный чек (ваучер). Ваучер можно было обменять на определенное количество акций. Номинальная стоимость ваучера (та, что была на нем указана) рассчитывалась просто: условную стоимость основных производственных фондов по состоянию на 1 января 1992 г. (около 1 трлн 400 млрд рублей) разделили на число российских граждан. Ваучер, таким образом, был оценен в 10 тыс. рублей. Всего за первый год реформ были приватизированы 24 тыс. предприятий, 160 тыс. фермерских хозяйств, 15% всех предприятий торговли.
Главная цель была достигнута: в стране быстрыми темпами формировался слой собственников. Однако ваучерная приватизация не улучшила материального положения россиян и не стала стимулом для развития производства. К тому же слабость государственной власти неизбежно вела к небывалым махинациям в сфере экономики.
Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1366
Источник: https://www.ru-history.com/index.php?articles_id=63&view=articles
Результаты реформы и критика
Планы правительства реализовались лишь частично: конфискационная процедура позволила изъять из обращения 14 миллиардов наличных рублей. Эффект неожиданности реформы должен был помочь в борьбе со спекуляцией, нетрудовыми доходами, фальшивомонетничеством, контрабандой и коррупцией, но на практике главным последствием реформы стала утрата доверия населения к действиям союзного правительства. Однако реформа отвлекла население Прибалтики от баррикад января 1991 года в пользу решения насущных личных проблем.
Непопулярные «шоковые» реформы, проводимые в СССР под руководством Павлова, продолжились. Со 2 апреля, так же неожиданно, в стране были установлены новые цены, которые были до 3 раз выше предыдущих.
Блок: 4/11 | Кол-во символов: 737
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_1991_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0
Корректировка курса реформ.
Результаты первого года реформ были существенны, но решить основную задачу – стабилизировать экономику страны – правительству не удалось.
В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов РСФСР отправил в отставку исполняющего обязанности председателя правительства Е.Т. Гайдара и утвердил в должности премьер-министра B.C. Черномырдина. Приход опытного хозяйственника, бывшего министра газовой промышленности означал неизбежную корректировку курса реформ. Гайдар стремился ослабить роль государства в экономике. Новый глава правительства, наоборот, сделал ставку на усиление государственного регулирования. Особое внимание уделялось топливно-энергетическому и оборонному комплексам.
Но доходы государственного бюджета оставались недостаточными. Трудности объяснялись двумя главными причинами: продолжалось падение отечественного производства и усиливалось «бегство капиталов» за границу – предприниматели не желали оставлять прибыль в России и вывозили ее за рубеж. Государство не имело возможности финансировать новый этап экономической реформы за счет средств бюджета. В то же время главные держатели российских капиталов – финансово-промышленные группы олигархов, созданные в результате приватизации, предпочитали получать доходы не от инвестирования в отечественную промышленность, а от спекулятивных финансовых операций.
Правительство Черномырдина попыталось привлечь деньги зарубежных банков и фирм и получить кредиты (займы) международных организаций. Иностранные компании вкладывать (инвестировать) деньги в российскую экономику не спешили, их отпугивали политическая нестабильность и отсутствие законодательной базы. А вот кредиты получить удалось.
Их выделили Международный валютный фонд и Всемирный банк. Правительство приступило также к выпуску государственных краткосрочных обязательств (ГКО), продажа которых давала большие средства для экономики страны. Другим каналом получения капиталов стало привлечение денежных средств населения в банки.
Всеми этими мерами правительству Черномырдина удалось снизить темпы инфляции, обеспечить относительную стабильность цен и курса рубля. Однако использовались эти огромные средства далеко не всегда эффективно. Кредиты расходовались подчас не на нужды экономических реформ, а на выплаты бюджетникам и решение острых социальных проблем.
Задолженность страны по внутренним и внешним обязательствам нарастала с каждым днем. Продавая ГКО, государство должно было выплачивать их держателям огромные денежные суммы. Постепенно вызревали предпосылки мощного финансового кризиса.
Блок: 5/8 | Кол-во символов: 2578
Источник: https://www.ru-history.com/index.php?articles_id=63&view=articles
Денежные знаки образца 1991 года
Первыми денежными знаками образца 1991 года были новые банкноты 50 и 100 рублей, которые пришли на смену изъятым из оборота старым банкнотам 50 и 100 рублей образца 1961 года. После этого в СССР в денежном обращении имелись банкноты образца 1961 года достоинством от 1 до 25 рублей включительно, металлические монеты, а также новые банкноты 50 и 100 рублей образца 1991 года.
Позже были введены новые банкноты образца 1991 года достоинством 1, 3, 5 и 10 рублей, отличавшиеся от старых оттенком (незначительно), отсутствием надписей номинала на языках союзных республик и другим. Также были введены банкноты номиналов, не существовавших в СССР с 1920-х годов: 200, 500 и 1000 рублей. Старые банкноты 1, 3, 5, 10 и 25 рублей образца 1961 года и все имевшие хождение советские монеты продолжили обращение наравне с новыми, образца 1991 года. Новая банкнота номиналом 25 рублей не выпускалась.
Также Госбанком СССР были выпущены новые монеты образца 1991 года отличающихся от прежних размеров, номиналом 10 копеек (железо, покрытое латунью), 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей (никелевый сплав), 10 рублей (биметалл).
Блок: 5/11 | Кол-во символов: 1142
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_1991_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0
Первые результаты экономических реформ.
В 90-х гг. экономика России становилась многоукладной. Развивались различные формы собственности – индивидуальная частная, государственная, акционерная, муниципальная и др. Отдельные звенья сложной экономической системы оказывались эффективными, другие переживали кризисные явления.
Результаты первых лет экономических реформ противоречивы. Продолжалась структурная перестройка металлургической промышленности: на смену мартеновскому производству (характерному для раннеиндустриального периода) шло кислородно-конверторное производство, присущее развитым индустриальным странам.
Одним из важнейших показателей стало увеличение удельного веса сферы услуг в экономике страны с 37 % в 1980 г. до 51% в 1996 г. (у развитых мировых держав данный показатель составлял в это время 53 %).
Сократился импорт зерновых – 0,6 млн т в 1995 г. (во всем СССР он составлял в 1970 г. 2,2 млн т, в России в 1994 г. – 2,1 млн т). Снизилось производство продукции животноводства, поэтому возрос импорт мяса и мясопродуктов: в 1995 г. он составил 1,2 млн т (в 1980 г. – 0,8 млн т).
Снижение реальных доходов населения изменило структуру потребления. Существенно сократилось потребление мяса и мясопродуктов (этот показатель снизился до уровня 1970 г.). А вот показатели обеспеченности населения телефонами, автомобилями, компьютерной и бытовой техникой выросли. Так, на 100 российских семей в 1992 г. приходился 21 автомобиль, а в 1998 г. – 29.
Блок: 6/8 | Кол-во символов: 1483
Источник: https://www.ru-history.com/index.php?articles_id=63&view=articles
Виды банкнот 1991 года
-
1 рубль (аверс)
-
1 рубль (реверс)
-
3 рубля (аверс)
-
3 рубля (реверс)
-
5 рублей (аверс)
-
5 рублей (реверс)
-
10 рублей (аверс)
-
10 рублей (реверс)
-
50 рублей (аверс)
-
50 рублей (реверс)
-
100 рублей (аверс)
-
100 рублей (реверс)
-
100 рублей (второй выпуск, выпущены 4 марта 1992, аверс)
-
100 рублей (второй выпуск, реверс)
-
200 рублей (аверс)
-
200 рублей (реверс)
-
500 рублей (аверс)
-
500 рублей (реверс)
-
1000 рублей (аверс)
-
1000 рублей (реверс)
Блок: 6/11 | Кол-во символов: 728
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_1991_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0
Финансовый кризис 1998 г. и его последствия
В начале 1998 г. указом Президента Черномырдин был отправлен в отставку. Его преемником стал С.В.Кириенко. Он попытался смягчить последствия финансового кризиса, приближение которого становилось все очевиднее. Выплаты по процентам от ГКО достигли сумм, которые превосходили возможности бюджета.
17 августа 1998 г. правительство объявило о прекращении выплат по ГКО. Фактически государство отказалось платить по долгам. Одновременно был отменен валютный коридор, удерживавший в 1995–1998 гг. более или менее стабильный курс рубля по отношению к доллару. Уже к осени 1998 г. он снизился в 4 раза. Денежные вклады населения второй раз за 7 лет обесценились, доверие к банкам и правительству было утрачено. Банковская система страны оказалась сильно подорванной. МВФ и Всемирный банк объявили о замораживании всех программ помощи России. Сократился импорт, вновь возникла нехватка отдельных товаров.
Правительство Кириенко было отправлено в отставку. Новым главой Кабинета министров был утвержден Е. М. Примаков, провозгласивший курс «опоры на собственные силы» и достижение общественного согласия. Рубль подешевел, импорт сократился, и это объективно усиливало позиции отечественных производителей. Вдвое удалось снизить государственные расходы и бюджетный дефицит. Была ликвидирована задолженность правительства по зарплате бюджетникам и пенсионерам. В мае 1999 г. главой правительства был назначен С. В. Степашин, в целом сохранивший преемственность экономического курса своего предшественника.
В августе 1999 г. новым председателем правительства был утвержден В.В. Путин. С его приходом к руководству исполнительной властью началась разработка принципиально новой экономической стратегии страны.
Блок: 7/8 | Кол-во символов: 1755
Источник: https://www.ru-history.com/index.php?articles_id=63&view=articles
Галерея монет 1991—1992 годов
-
10 копеек (1991)
-
50 копеек (1991)
-
1 рубль (1991)
-
5 рублей (1991)
-
10 рублей (1991)
-
10 рублей (1992)
Блок: 7/11 | Кол-во символов: 213
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_1991_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0
Россия в мировой экономике
Начало трудного и полного противоречий перехода экономики страны к рынку обусловило изменение ее места и роли в мировой экономике. Основа российской экономики осталась прежней – производство и продажа сырья, особенно нефти и природного газа (образно такую экономику называют «экономикой трубы»).
Усилия, предпринятые в конце 90-х гг. для уменьшения зависимости от цен на сырье на мировом рынке, ощутимых результатов не дали. Увеличилось отставание России от ведущих мировых держав. В начале XX в. валовой национальный продукт на душу населения для Европейской России составлял 22 % от уровня США, а в 1994 г. – 18 % . Позиции России серьезно потеснили и новые промышленно развитые страны. В начале XX в. Россия входила в число первой пятерки промышленно развитых держав. В середине XX в. она занимала второе место по объему промышленного производства в мире, ситуация в сельском хозяйстве была также не утешительна, владельцы КФХ были на грани разорения. К его концу по совокупным показателям экономического развития она заняла место во втором десятке стран мира.
Другая проблема состоит в том, что, не завершив индустриализации, страна столкнулась с необходимостью ускоренного продвижения к информационному обществу. От успеха в решении этой задачи зависело, сумеет ли Россия сохранить традиционное, подобающее ей положение в мире.
Блок: 8/8 | Кол-во символов: 1368
Источник: https://www.ru-history.com/index.php?articles_id=63&view=articles
Кол-во блоков: 19 | Общее кол-во символов: 19160
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://www.ru-history.com/index.php?articles_id=63&view=articles: использовано 7 блоков из 8, кол-во символов 12296 (64%)
- https://www.examen.ru/add/manual/school-subjects/social-sciences/history/istoriya-rossii/rossijskaya-federacziya-1992-1998/ekonomicheskie-reformyi-1992-g/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 1303 (7%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_1991_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0: использовано 7 блоков из 11, кол-во символов 5561 (29%)
Поделитесь в соц.сетях: |
Оцените статью: Загрузка… |
Егор Гайдар стал членом Правительства 6 ноября 1991 года. Именно эту дату можно считать точкой отсчета экономических реформ в России. Власть поставила перед собой задачу в как можно более быстрый срок избавить страну от коммунистического прошлого. Сделать это без радикальных перемен в экономике, много лет существовавшей в виде планового хозяйства, было нельзя.
Реформы Гайдара послужили рычагом, создавшим в России свободный рынок. Правительство того периода провело либерализацию розничных цен, реорганизовало налоговую систему, создало новую систему внешней торговли. Все эти резкие перемены были скоро были названы «шоковой терапией».
Либерализация цен
28 октября 1991 года, за несколько дней до назначения Егора Гайдара заместителем Председателя Правительства по вопросам экономической политики, президент России Борис Ельцин выступил с программной речью на Съезде народных депутатов РСФСР. Глава государства объявил о необходимости либерализации цен. Именно она была важнейшим признаком классической рыночной экономики. Инициатива президента была принята делегатами съезда практически единогласно.
Начало экономической реформы Гайдара должно было осуществиться в как можно более сжатые сроки. Планировалось, что о либерализации будет объявлено уже 1 декабря. Этому воспротивились союзные республики, которые все еще имели с Россией единую рублевую зону. Реформы Гайдара запомнились соотечественникам по фамилии этого экономиста не просто так. Хотя новые законопроекты перед парламентом защищал Борис Ельцин, пользовавшийся своими президентскими полномочиями, разработка всех проектов лежала на плечах Егора Тимуровича и его команды.
Фактическое начало экономической реформы Гайдара наступило 2 января 1992 года, когда был принят указ президента «О мерах по либерализации цен». Перемены дали о себе знать мгновенно. Государство прекратило регулировать 80 % оптовых цен и 90 % розничных. Федеральная власть временно сохранила за собой контроль только над социально значимыми потребительскими товарами: молоком, хлебом и т. д. Эта оговорка была принята не зря. Экономическая реформа Гайдара осуществлялась в условиях общественной турбулентности, когда население осталось с пустыми руками после кризиса плановой системы и краха советского строя.
Программа Гайдара
Готовя свою программу, правительство исходило из той точки зрения, что у России нет никакого «особенного пути», и ей необходимо перенять все основные черты западных рыночных экономик. До конца 1991 года еще было непонятно, какую повестку изберет российская власть. Свои проекты предлагали разные политики и экономисты: Явлинский, Шаталин, Сабуров, Абалкин и т. д.
В итоге «победила» все-таки программа Гайдара. Она была не только экономической. Реформы должны были посредством строительства рыночных отношений сформировать в стране новую национальную государственность, место которой пустовало после крушения коммунизма. Свои идеи Егор Гайдар изложил в документах “Ближайшие экономические перспективы России” и “Стратегия России в переходный период”. Согласно этим проектам, реформы проводились на основе принципов приватизации, либерализации и финансовой стабилизации.
Команда Гайдара определила три основные проблемы, которые молодое государство унаследовало от Советского Союза. Это были инфляционный, платежный и системный кризисы. Последний из них заключался в том, что органы государственной власти утратили собственную способность регулировать поток ресурсов.
Планировалось в первую очередь реструктурировать и существенно повысить общий уровень, как это в Польше в свое время сделало правительство Раковского. Гайдар считал, что в таком случае в стране на первых порах около полугода будет сохраняться инфляция. Однако от этого проекта пришлось отказаться. Подсчеты показали власти, что еще полгода кризиса страна просто не выдержит. Поэтому было решено начинать радикальную либерализацию сразу же. Время показало, что ни тот, ни другой путь не сулили экономике ничего хорошего.
Коллапс экономики
Либерализация цен привела к множеству негативных последствий, которые были неизбежны при таком форсированном темпе перемен в экономике. Новый порядок на рынке шел в разрез с монетарной политикой – уже летом 1992 года отечественные предприятия лишились оборотных средств. Весной Центробанк стал выдавать большое количество кредитов промышленности, аграриям, бывшим советским республикам и т. д. Делалось это для того, чтобы покрыть дефицит бюджета. Однако вместе с тем произошел колоссальный скачок инфляции. За 1992 год она достигла уровня в 2 500 %.
Коллапс произошел по нескольким причинам. В первую очередь катастрофа разразилась из-за того, что до либерализации цен не была проведена замена денег, которая избавила бы страну от устаревших советских рублей. Новая валюта появилась только в 1993 году, когда экономическая реформа Гайдара уже была закончена, а сам он ушел из Правительства.
Гиперинфляция оставила без средств к существованию значительную часть населения России. В середине 90-х доля малообеспеченных граждан составляла 45 %. Обесценились советские вклады населения в Сбербанке, потерявшие свою покупательскую способность. Правительство винило в произошедшем кризисе Верховный Совет, который вынуждал его проводить дополнительную эмиссию валюты.
Выпуск дополнительной денежной массы стал практиковаться еще в последние советские годы, когда государство с ее помощью финансировало внутренние расходы. Когда начались реформы Гайдара, эта система окончательно разрушилась. Бывшие республики СССР расплачивались с российскими предприятиями теми же рублями, что только еще больше нагнетало кризис. Летом 1992 года в качестве контрмеры были созданы специальные безналичные корреспондентские счета, с помощью которых стали вестись расчеты с остальными странами СНГ.
Парламент против Правительства
Экономические радикальные реформы Гайдара с самого начала подвергались жесткой критике народных депутатов. Как известно, 6 апреля они открыли свой VI съезд. К этому времени власть получила достаточно сплоченную оппозицию, основу которой составляли аграрные и промышленные лоббисты, недовольные сокращением государственного финансирования.
На одном из своих заседаний съезд принял постановление, в котором были сформулированы основные претензии к политике Правительства. Реформы Е. Т. Гайдара были названы причиной целого ряда экономических проблем: падения уровня жизни населения, разрушения прежних хозяйственных связей, производственного спада, нехватки денег и т. д. В целом отмечалась неспособность Правительства держать ситуацию в стране под контролем. Депутаты считали, что реформы Гайдара проводились без оглядки на мнение общества и владельцев предприятий. В постановлении делегаты съезда предлагали президенту изменить экономический курс с учетом всех их предложений и оговорок.
В ответ на атаку депутатов Правительство вместе с Гайдаром передало Борису Ельцину заявление о своей отставке. В прилагаемом отчете министры раскритиковали предложения съезда, отмечая, что если власть пойдет этим курсом, то государственные издержки вырастут до отметки выше триллиона рублей, а инфляция достигнет порога в 400 % в месяц.
Отставка не была принята, но Ельцин все-таки пошел на уступки депутатам. Он ввел в Правительство новых людей – так называемых «красных директоров», лоббировавших интересы собственников крупных предприятий, получивших свои должности в советские годы. В этой когорте были Владимир Шумейко, Георгий Хижу и Владимир Черномырдин.
Затем последовали попытки стабилизировать финансовую ситуацию. Для этого Правительство сократило государственные расходы, а также ввело новые налоги. В мае 1992 года инфляция несколько снизилась. Было выполнено еще одно требование Верховного Совета – значительно смягчилась денежная политика. Также Правительство выделило 600 миллиардов рублей на выплату задолженностей перед шахтерами и другими бастующими рабочими крупных предприятий
В июле произошли перестановки в руководстве Центрального банка. Новый глава Виктор Геращенко, уже занимавший эту должность в Советском Союзе, выступал против реформы Е. Гайдара, предполагавшей сокращение расходов. Во второй половине 1992 года объем кредитования ЦБ вырос уже в 3 раза. К октябрю дефицит бюджета сократился на 4 % ВВП по сравнению с августовскими показателями.
Начало приватизации
В июне 1992 года Егор Гайдар стал председателем Правительства. Тем же летом в России началась приватизация. Реформаторы хотели осуществить ее как можно быстрее. В Правительстве считали, что России необходимо появление класса собственников, который стал бы опорой и поддержкой экономической политики государства. Приватизация предприятий проходила в условиях, когда заводы и фабрики фактически обанкротились. Предприятия продавались за бесценок. Покупки приняли лавинообразный характер. Из-за многочисленных дырок в законодательстве сделки совершались с нарушениями и злоупотреблениями.
Когда реформы Е. Т. Гайдара уже закончились, в середине 90-х в России прошли залоговые аукционы, на которых самые крупные и важные предприятия страны перешли в руки новых собственников по многократно заниженным ценам. В результате этих сделок появился новый класс олигархов, что привело к еще большей социальной пропасти между богатыми и бедными.
Сторонники реформы правительства Гайдара и приватизации считали, что необходимо как можно быстрее отказаться от старой советской системы народного хозяйства с чрезмерной монополизацией и централизацией. Форсированные темпы продаж привели к многочисленным перегибам и ошибкам. Согласно социологическим опросам, около 80 % населения России считает результаты приватизации нелегитимными.
Ваучеры
Для массовой приватизации был введен ваучер – приватизационный чек, который предназначался для обмена на активы в государственных предприятиях. Его передавали в частные руки. Планировалось, что с помощью этого инструмента муниципальные предприятия перейдут в частную собственность.
Всего было напечатано около 146 миллионов ваучеров. Граждане, получившие чек, могли использовать бумагу для подписки на акции целого предприятия или для участия в аукционе. Также бумагу можно было продать. Жители страны не могли участвовать в приватизации напрямую. Им нужно было акционировать свои предприятия или передать ваучеры в чековые инвестиционные фонды (ЧИФ). Всего было создано более 600 таких организаций.
Практика показала, что приватизационные чеки на деле стали объектами спекуляции. Многие владельцы этих бумаг продавали их коммерсантам с сомнительной репутацией или инвестировали в ЧИФы, надеясь получить значительные дивиденды. В результате такой практики реальная стоимость бумаг быстро падала. В таких условиях население стало стремиться поскорее избавиться от ваучеров. В основном они оседали в руках теневых торговцев, спекулянтов, чиновников и администрации самих предприятий.
Из-за своей поспешности приватизация (название экономической реформы Гайдара) проходила в условиях либерализации цен, когда стоимость ваучерного фонда стала в десятки раз меньше реальной стоимости предприятий. Согласно подсчетам, спекулянты смогли купить 500 крупнейших фабрик и заводов за 7 миллиардов долларов. Однако на самом деле они оценивались в 200 миллиардов долларов. Это был так называемый «дикий капитализм», который позволил 10 % населения установить контроль над национальным достоянием. Основной доход приносил экспорт газа, нефти и цветных металлов. Предприятия с новыми хозяевами не только не возвращали прибыль российской экономике. Они не шли даже на погашение стремительно возрастающего внешнего долга государства.
Аграрная политика
В 1992 году начало реформ Гайдара ознаменовалось еще и переменами в деревне. Важную роль в аграрной экономике стали играть новые формы хозяйств. Появились закрытые и открытые акционерные общества, кооперативы, а также товарищества с ограниченной ответственностью. Всего они составляли около 2/3 аграрного сектора экономики. Кризис сильно ударил по всем этим новым хозяйствам. Не хватало сельхозтехники, автомашин, минеральных удобрений и т. д.
Правительство приняло программу по ликвидации пережитков советской системы – совхозов и колхозов. В марте 1992 года в России было примерно 60 тысяч индивидуальных хозяйств фермерского типа. К осени их количество увеличилось в пять раз. Однако из-за недостатка техники они все равно не смогли обеспечить страну достаточным количеством урожая. Регресс привел к тому, что к середине 90-х производство упало на 70 % по сравнению с последним советским сезоном. Фермер не смог накормить Россию, а все из-за значительного повышения цен на реагенты, технику и т. д.
Оборонно-промышленный комплекс
В 1992 году государство резко сократило закупки вооружения. В советскую эпоху ВПК стал слишком раздутым. На него тратилась львиная доля бюджета. В условиях экономического кризиса государство просто не смогло обеспечить работой большую часть предприятий, что привело к их банкротству и продаже в третьи руки.
Особенно острой стала проблема с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР). Порядок финансирования этого комплекса был разрушен, из-за чего высококвалифицированные коллективы распались и остались без работы. Именно тогда началась так называемая «утечка мозгов» — эмиграция ученых, инженеров, конструкторов и т. д. Они массово уезжали в западные страны в поисках лучшей доли, пока их предприятия простаивали без дела.
Правительство, реформируя ОПК, допустило несколько серьезных ошибок: не стало приступать к реструктуризации или переводу в резерв заводов. Некоторые специалисты отмечают, что власть поступила неправильно, когда сняла ограничение на импорт потребительских товаров, что оставило предприятия без ниши на рынке.
Отставка Гайдара
В декабре 1992 года Егор Гайдар подал в отставку с должности председателя Правительства. Его уход стал компромиссом в отношениях Верховного Совета и президента России. Предполагалось, что договоренность позволит безболезненно провести референдум о новой конституции. Однако в 1993 году депутаты отказались выполнять свои обязательства, что привело к конфликту Правительства и президента. Он закончился октябрьскими событиями, когда Москва пережила несколько дней уличных боев.
В ту кризисную осень Гайдар еще раз вернулся в Правительство и стал там первым заместителем председателя, а также министром экономики. Окончательно высшие руководящие посты он покинул 20 января 1994 года. К этому времени все основные экономические реформы Е. Гайдара уже были проведены, и страна жила в новой экономической действительности.
Положительные итоги реформ
Еще в декабре 1992 года, накануне первой отставки, он подвел итоги своей работы. Глава Правительства на VII съезде народных депутатов подчеркнул главные успехи власти. Была реорганизована налоговая система, началась приватизация и аграрная реформа (реорганизация совхозов и колхозов), реструктуризирован ТЭК, созданы нефтяные компании, сократились расходы на закупку боеприпасов и военной техники.
Министр экономики и коллега Гайдара Андрей Нечаев называл и другие важнейшие шаги Правительства в кризисный период. Помимо уже вышеописанной либерализации цен, государство разрешило свободную торговлю, урегулировало внешние долги с помощью открытия кредитных линий на Западе. Реформа Гайдара 1992 года позволила сократить дефицит бюджета. Важные налоговые нововведения заключались в появлении налогов на нефтяную добычу. Осталась в прошлом плановая система экономики. Государство стало прибегать к госзаказам. В области инвестиций ключевым стали взаимоотношения власти и частных предпринимателей. По-новому была выстроена торговля с бывшими союзными республиками – она перешла на мировые цены и рыночные основы.
Е. Т. Гайдар, экономические реформы которого привели к перестройке всех финансовых отношений, выступал за установление коммерческих принципов в экспорте вооружений для армии. Важным нововведением стало принятие закона о банкротстве. С появлением рыночной экономики были созданы и первые инвестиционные компании, а также биржи, которых не могло быть в СССР.
«Шоковая терапия»
После распада Советского Союза Россия оказалась на перепутье, которого еще не было в истории человечества. Огромному государству с 70-летней жизнью при коммунизме и плановой экономикой за плечами нужно было перейти к цивилизованной рыночной модели. В 1991-1992 гг. еще ни одна страна в мире не проводила над собой такого вынужденного эксперимента. За два года до России подобные преобразования начались в Польше и Чехословакии, однако они еще не дали зримого результата и существовали только в виде набросков.
Суть реформ Гайдара сводилась к тому, что Правительству пришлось буквально вслепую, на свой страх и риск, оперировать больную экономику своей страны. Правда, кое-что все-таки было перенято у бывших товарищей по социалистическому лагерю. Например, в России были созданы временные рабочие места по аналогии с Указом о свободе торговли в Польше. Эти меры позволили наполнить уличные прилавки. Правда, и эти перемены имели свои издержки. Такая торговля приобрела странные формы – новые киоски возникали хаотично и без какого-либо регулирования.
Экономическая реформа правительства Е. Гайдара (переход от социалистической экономики к рыночной) началась слишком запоздало. Фактически время было упущено еще в конце 80-х, когда появились первые серьезные признаки кризиса. Советская сырьевая экономика пережила агонию из-за падения цен на нефть, что привело к очередям в магазинах и карточной системе еще до того, как началась реформа Гайдара. Название «шоковая терапия» было дано переменам заслуженно – систему приходилось менять в авральных условиях.
Первой радикальной реформой стал отпуск розничных цен с 1 января 1992 г. По прогнозам правительства, освобождение цен на внутреннем рынке должно было привести к сравнительно невысокому их росту. Был установлен индекс повышения заработной платы в бюджетной сфере, пенсий, стипендий и других выплат — на 70%. Однако цены сразу же выросли в 10-12 раз, а к декабрю 1992 г. — в 100-150 раз. Результатом явилось резкое падение уровня жизни большинства россиян.
Другой проблемой, с которой столкнулось правительство, явился кризис взаимных неплатежей промышленных предприятий. Уже к 1 июня 1992 г. сумма взаимных долгов в экономике страны составила около 2 трлн руб. В результате этого, не получая денег за производимую и поставляемую продукцию, предприятия страны оказались на грани краха. Хроническими стали задержки с выплатой заработной платы. Выходом из сложившейся ситуации стало предоставление госпредприятиям льготных кредитов Центральным банком России, что, в свою очередь, создало условия для раскручивания инфляционной спирали. Жесткая кредитная политика, проводимая «командой Гайдара», оказалась под огнем острой критики противников курса «шокотерапии». Рост денежной массы (к январю 1993 г. в России было напечатано в 4 раза больше денег, чем в середине 1992 г.) привел к резкому падению курса рубля. Массированная эмиссия денежных знаков не подкреплялась производимой в стране продукцией. На фоне значительного спада производства, достигшего за год проведения реформ 35%, денежная стабилизация была неосуществима. Расчеты правительства Гайдара на помощь международных финансовых организаций не оправдались в связи с неустойчивостью политической и экономической ситуации в России. Все это неизбежно вело к провалу гайдаровского варианта монетаристской модели «шокотерапии» и необходимости корректировки курса экономических реформ.
Одновременно с отпуском цен последовали меры по либерализации торговли. В течение 1992 г. это привело к тому, что в широких масштабах осуществлялось «первоначальное накопление капиталов» за счет спекулятивных операций в торгово-закупочной сфере. В их основе лежало использование значительной разницы между государственными закупочными ценами и розничными ценами свободно регулируемого рынка. Наиболее опасным следствием этого процесса явилось накопление огромной денежной массы вне сферы государственного контроля и налогообложения.
Наконец, третьей важнейшей задачей макроэкономической модернизации явилось разгосударствление собственности в стране путем акционирования и приватизации. Летом 1992 г. была утверждена чековая (ваучерная) приватизация на основе бесплатной раздачи всему населению страны приватизационных чеков номинальной стоимостью 10 тыс. руб. Именно ваучерная приватизация, согласно концепции радикальных экономических преобразований, должна была нейтрализовать негативные последствия рыночных реформ и способствовать формированию среднего класса — слоя собственников-акционеров. Раздача населению чеков на общую сумму 1 трлн 400 млрд руб. (так было оценено все имущество госпредприятий, подлежащих приватизации) началась 1 октября 1992 г. А спустя полтора года, 1 июля 1994 г., было принято решение о переходе ко второму этапу приватизации — денежному. При этом фактически было признано, что ваучерная приватизация не дала ожидаемого экономического эффекта и не привела ни к оживлению промышленного производства, ни к появлению массы граждан-собственников. Более того, в процессе приватизации было допущено множество злоупотреблений, причем чаще всего занижалась реальная стоимость приватизируемых предприятий.
Другие записи
10.06.2016.
Чеченский кризис
Руководство Чечни во главе с пришедшим к власти в результате государственного переворота в сентябре 1991 г. бывшим советским генералом Джохаром Дудаевым сразу же провозгласило важнейшей задачей своей…
10.06.2016.
Президентские выборы 1996 г.
Парламентские выборы 1995 г. в VI Государственную Думу изначально рассматривались в контексте государственно-политического развития России как генеральная проба ведущих политических сил в преддверии главного…
10.06.2016.
Программа реформ Е. Т. Гайдара.
Распад Советского Союза и крах экономической политики, проводившейся «перестроечным» руководством КПСС и характеризовавшейся попытками совместить введение рыночных механизмов с социалистическими методами…
10.06.2016.
Развитие политической системы
Процесс формирования обновленной российской государственности начался еще до распада Советского Союза. Принятие 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете России на I Съезде народных депутатов…
10.06.2016.
Парламентские выборы 1995 г.
С конца 1994 г. политическая жизнь России в значительной степени определялась борьбой ведущих партий и движений за голоса избирателей в VI Государственную Думу. В результате проведения 17 декабря 1995…
Радикальная экономическая реформа.
1.
Начиная со 2 января 1992 г. Россия встала
на путь проведения радикальной
экономической реформы. Основными
шагами данной реформы были:
-
введение
свободного
порядка формирования цен на
большинство товаров (так называемый
«отпуск цен»); -
освобождение
из-под государственного контроля
внутренней и внешней торговли
(либерализация
торговли); -
приватизация
государственной
собственности — создание класса
собственников.
Цели
данных реформ:
-
слом
административно-командной («советской»)
системы управления
экономикой; -
построение
основ рыночной экономики в
относительно короткие сроки (2 — 3 года).
Данный
вид реформ был известен в мировой
практике как «шоковая
терапия». Он
был разработан так называемой «чикагской
школой» экономистов и
применялся
в тех странах, которые стремились не
улучшить регулируемую государством
экономику, а сломать ее, и на ее месте
построить принципиально иную
экономическую систему. До России подобный
вариант реформ был проведен в Польше
(Л. Бальцеровичем), ранее, со своей
спецификой, — в Южной Корее.
Радикальная
экономическая реформа в России проходила
в
несколько этапов:
-
Октябрь
— декабрь 1991 г. —
подготовительный этап — формирование
органов управления будущей реформы,
подбор
команды
реформаторов; -
январь
— декабрь 1992 г. — радикальный этап
реформы (деятельность правительства,
фактически
возглавляемого Е.Т.
Гайдаром); -
декабрь
1992 г. — середина 1994 г. — корректировка
реформ по
ходу их проведения с учетом российской
специфики (деятельность
правительства В. Черномырдина).
2. Впервые курс на проведение именно этого вида реформ был провозглашен Президентом рф б.Н. Ельциным в октябре 1991 г.
Данная
политика была предварительно одобрена
V
съездом народных депутатов РФ, состоявшимся
2 — 5 ноября 1991 г.:
-
Президент
РФ Б. Ельцин был наделен чрезвычайными
полномочиями на
проведение реформ (правом издавать
указы в области экономики, имеющие силу
закона); -
Б.Н.
Ельцин, будучи Президентом РФ, был
одновременно назначен Председателем
Правительства РФ и
получил согласие на формирование
команды реформаторов. Команда реформаторов
была сформирована в конце 1991 г.
Ее
костяк
составили молодые экономисты во главе
с Е. Гайдаром и А. Чубайсом. В
марте 1992 г. Б.Н. Ельцин ушел с поста главы
правительства и назначил исполняющим
обязанности председателя правительства
Е.Т. Гайдара. В данном полуофициальном
статусе (и.о.), без утверждения парламентом,
Е. Гайдар руководил правительством до
конца 1992 г.
3.
Правительство
Ельцина—Гайдара приступило к проведению
реформ 2 января 1992 г.:
-
были
«отпущены»
цены на
большинство товаров; -
был
издан Указ
Президента РФ «О свободе торговли»
от
29 января 1992 г. № 65, которым снималось
большинство ограничений на внутреннюю
и внешнюю торговлю в РФ, существовавших
в советское время.
4.
С
21
августа 1992 г. в
России было объявлено начало приватизации,
которая
проходила в два этапа:
-
«ваучерная»
приватизация — с
августа 1992 г. по июнь 1994 г.; -
денежная
приватизация — с
1 июля 1994 г.
На
первоначальном этапе приватизации вся
государственная собственность,
подлежащая приватизации, была оценена,
и ее общая
стоимость была поделена на общее число
граждан России (в
том числе малолетних). Полученная сумма
составила стоимость
приватизационного сертификата
(«ваучера») и
символизировала часть каждого гражданина
в общей собственности страны. Граждане
могли вложить ваучеры в
приватизируемые
предприятия или продать их.
Номинально
стоимость «ваучера» была объявлена
в
10 тыс. «советских» рублей, что
было достаточно крупной суммой для
среднего гражданина (примерная стоимость
хорошего советского автомобиля).
Однако на деле их стоимость была гораздо
ниже — в
связи с гиперинфляцией «ваучеры»
резко обесценивались и
к концу 1992 г. «ваучер» стоил как
несколько бутылок водки. К тому же
большинство
граждан не имели экономических знаний
и
не знали, как правильно вложить ваучеры
— значительное число ваучеров было
вложено в разорившиеся предприятия; в
огромных количествах ваучеры скупались
всевозможными инвестиционными фондами,
а часто — мошенническими структурами.
В
результате всех данных обстоятельств
продекларированная правительством
идея «разделить государственную
собственность поровну между всеми
гражданами страны» оказалась фикцией
и ваучеры
стали механизмом потери собственности
большинством граждан и ее перехода в
руки узкого класса профессиональных
собственников.
В
результате «ваучерной» приватизации
в
1992 — 1994 гг. было наспех приватизировано
более половины имевшейся государственной
собственности. С
1 июля 1994 г. начался второй — денежный
этап приватизации.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #