Экономические методы централизованного руководства

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Экономика»

преподавательский стаж — 8 лет

Задать вопрос автору статьи

Сущность командной экономики

Командная (административная) система представляет собой экономическую систему (способ организации в сфере общественных отношений), для которой характерны:

  1. Жёсткая централизация хозяйственной жизни на основе государственной собственности;
  2. Применение идеологических и внешнеэкономических методов управления;
  3. Партийно-государственная бюрократия с отсутствующей реальной свободой и подлинной демократией.

Командная экономика является системой с доминирующей общественной (государственной) собственностью на средства производства, коллективным принятием экономических решений, централизованным руководством экономикой методами государственного планирования.

Основные решения при возникновении экономических проблем принимаются на уровне государства, при этом вся совокупность ресурсов составляет государственную собственность.

Централизованным планированием охвачены все уровни, начиная от домашних хозяйств до уровня государства.

Механизм распределения ресурсов

Ресурсы распределяются на основании долговременных приоритетов, по причине чего производство товаров находится в постоянном отрыве от потребностей общества.

На практике происходит полное огосударствление экономики с наличием монополизма в производстве, который затормаживает научно-технический прогресс.

Замечание 1

Дефицит и черный рынок порождается государственным регулированием, при этом воплощение вертикальной формы распределения происходит на номенклатурных уровнях распределения в государстве, которое представляет интересы всего общества.

Доход любого члена общества в данной экономической системе зависит от статуса и должности, поэтому проявляется неравномерное распределение доходов (не только номинальных, но и реальных).

Предприятия любой хозяйственной системы пытаются смягчить жесткое бюджетное ограничение, что частично возможно при функционировании рыночной экономики. Рыночная монопольная власть дает возможность компании производить диктат цен в той или иной степени, при этом обращение к кредиту смягчает эти действия. Однако при этих обстоятельствах бюджетное ограничение рыночного предприятия остается практически жестким, поскольку кредиты чаще всего предоставляются на жестких условиях и только тогда, когда существуют гарантии по его возврату. Также монополизм в сфере ценообразования зачастую ограничен платежеспособным покупательским спросом.

«Механизмы командной экономики» 👇

При выполнении планов предприятия стремятся к исполнению директив, при этом они сталкиваются с бюджетным ограничением. Понятие бюджетного ограничения означает, что денежные доходы предприятия и его денежные фонды потенциально должны приравниваться к расходам предприятия за соответствующий период.

Командная экономика и механизмы ее осуществления

Определение 1

Командная экономика — альтернатива свободной рыночной экономике, поскольку при функционировании классического капитализма хозяйственное развитие регулируется рыночным механизмом с соответствующей ему конкуренцией и свободным ценообразованием.

При командной экономике производственный объем, структура и размеры потребления установлены централизованно, что осуществляется посредством государственного планирования и контроля.

Господство общественной собственности дает возможность общегосударственного планирования процесса распределения ресурсов и контроля исполнения планов.
Планы в такой экономике доводились до национальной экономики в целом, так и в региональные структуры и отдельно взятые предприятия.

Замечание 2

Механизм планирования осуществлялся посредством первичных звеньев экономики, в основу которых были заложены механизмы и достижения функционирования производства прошлых лет. Далее происходит их передача в вышестоящие структуры, где происходит их объединение.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Установление централизма пролетарского государства—первый шаг в создании социалистических производственных отношений. Преимущества централизма. Централизованное плановое управление экономикой в интересах рабочего класса становой хребет общественной собственности на средства производства. Нападки ренегатов и ревизионистов, не выступающих прямо против общественной собственности, на централизм. Действие законов социализма только в плановой, централизованной экономике.

Как наши друзья, так и наши классовые враги хорошо понимают, что без централизованного управления были бы невозможны успехи социализма, и в частности быстрый подъем жизненного уровня народа, что без централизованного управления экономикой — нет социализма как общественного строя.

Централизованное управление экономикой — одно из важнейших наших революционных завоеваний. В. И. Ленин писал:

«Пролетариат сделает так, когда победит: он посадит экономистов, инженеров, агрономов и пр. под контролем [10] рабочих организаций за выработку «плана», за проверку его, за отыскание средств сэкономить труд централизацией, за изыскание мер и способов самого простого, дешевого, удобного и универсального контроля. Мы заплатим за это экономистам, статистикам, техникам хорошие деньги, но… но мы не дадим им кушать, если они не будут выполнять работы добросовестно и полно в интересах трудящихся.

Мы за централизм и за «план», но за централизм и за план пролетарского государства…» [11].

Централизованное управление производством, являющееся выражением общественной собственности, дает возможность избегать потерь, вызываемых анархией производства при капитализме, концентрировать ресурсы на главных направлениях, обеспечивающих научно-технический прогресс, формировать прогрессивную отраслевую структуру производства, удовлетворять потребности производства в кадрах требуемой квалификации, широко внедрять методы оптимизации и вычислительную технику при решении народнохозяйственных задач, использовать помимо материальных стимулов моральные, а также и административные меры, авторитет государственной власти. Это позволяет и в решении задач научно-технического прогресса и повышения эффективности общественного производства двигаться быстрее капиталистических стран.

Государственное централизованное управление превращает экономику в единый механизм, гарантируя обобществление производства на деле. Это важнейшая из форм проявления общественной собственности на средства производства, причем такая, без которой общественная собственность хотя и может еще некоторое время оставаться юридическим и политическим фактом, но перестает быть фактом экономическим.

Эту истину подтвердили события в Чехословакии, когда под лозунгами «демократического», «гуманного» социализма и «социализма с человеческим лицом» ревизионисты во главе с О. Шиком систематически разрушали централизованное управление, а вместе с ним и общественную собственность на средства производства.

Успеху ревизионистских атак в немалой степени способствовало то, что им удалось задолго до своих прямых выступлений внедрить в сознание людей метафизическое представление о связи между собственностью и управлением. Общественная собственность изображалась ревизионистами как изолированный, всецело самостоятельный фундамент, на котором стоит система управления. Существование общественной собственности представлялось поэтому совершенно не зависящим от изменений в системе управления.

О. Шик воспользовался этим представлением, чтобы протащить свои предложения. Казалось, что они не затрагивают общественной собственности на средства производства и суть их лишь в том, чтобы на фундаменте общественной собственности на средства производства воздвигнуть иную, «экономическую, а не административную» систему управления.

Для развития теории управления социалистической экономикой и для борьбы с ревизионизмом в этой области необходимо твердо уяснить, что существование общественной собственности на средства производства обеспечивается при социализме существованием государственного централизованного управления процессом общественного воспроизводства в интересах рабочего класса.

Остановимся на этом вопросе подробнее.

Собственность — одна из важнейших характеристик производственных отношений. Категория собственности, характеризуя производственные отношения, показывает, кому и над какими материальными благами эти производственные отношения позволяют господствовать. Отношения собственности — это отношения между людьми, обеспечивающие господство определенных лиц над определенными материальными благами.

Индивидуум, группа или общество в целом являются при существующих производственных отношениях собственниками данных материальных благ, если производственные отношения, в которые они вступают, обеспечивают им господство над этими материальными благами. Господствующий субъект называется при этом собственником, материальные блага, господствовать над которыми ему позволяют производственные отношения, носят название объекта собственности, а производственные отношения выступают как отношения собственности.

Некоторые экономисты собственность понимают не как характеристику всей системы производственных отношений, а как одно отдельное основное отношение [12], но такое понимание по существу исключает из числа отношений собственности как раз те отношения, благодаря которым обеспечивается реальное функционирование собственности. Критикуя Прудона, Маркс писал: «Собственность образует последнюю категорию в системе г-на Прудона. В действительном мире, наоборот, разделение труда и все прочие категории г-на Прудона суть общественные отношения, которые в совокупности образуют то, что в настоящее время называют собственностью: вне этих отношений буржуазная собственность есть не что иное, как метафизическая и юридическая иллюзия. Собственность другой эпохи, феодальная собственность развивается при совершенно иных общественных отношениях. Определяя собственность как независимое отношение, г-н Прудон совершает нечто худшее, чем методологическую ошибку: он обнаруживает непонимание той связи, которая соединяет все формы буржуазного производства, он обнаруживает непонимание исторического и преходящего характера форм производства определенной эпохи» 2.

Указание на то, кто при данных производственных отношениях и над какими материальными благами господствует, характеризует собственность в основном и главном. Но для полного описания собственности недостаточно сказать, кто посредством данных производственных отношений и над какими материальными благами господствует, надо еще показать, как сохраняется, как воспроизводится это господство, объяснить, почему все новые и новые материальные блага, все новые и новые продукты производства становятся объектами господства определенных лиц или групп лиц. Для полного описания собственности определенной эпохи необходимо следовательно, дать и полное описание господствующей формы производства, полное описание существующих производственных отношений. Маркс писал: «В каждую историческую эпоху собственность развивалась различно и при совершенно различных общественных отношениях. Поэтому определить буржуазную собственность — это значит не что иное, как дать описание всех общественных отношений буржуазного производства» [13].

В соответствии с данным определением собственности общественная собственность на средства производства имеет место тогда и только тогда, когда производственные отношения обеспечивают господство общества над средствами производства.

Итак, общественная собственность на средства производства по своему понятию есть отношения господства общества над средствами производства. Это предполагает, во-первых, превращение всей экономики в «единую фабрику» (централизм, планомерность); во-вторых — подчинение функционирования всего народнохозяйственного механизма общественным интересам [14].

Движимый своими экономическими интересами, «пролетариат берет государственную власть и превращает средства производства прежде всего в государственную собственность» [15]. Налаживая систему всестороннего, всеобъемлющего государственного учета и контроля за производством и распределением, планомерную государственную организацию производства, рабочий класс создает такую систему отношений, которая объединяет всю экономику в единый механизм, развивающийся в его интересах, интересах всех трудящихся.

С уничтожением эксплуататорских классов интересы рабочего класса, оставаясь выражением коренных интересов трудящихся, становятся в то же время выражением интересов всех членов общества. Поскольку они являются наиболее передовыми, общественными интересами, государственная собственность является формой общественной.

Итак, при социализме собственность государства рабочего класса является формой общественной собственности. Более того, общественная собственность на решающие средства производства при социализме не может не иметь государственной формы. Это следует из того, что реальное функционирование общественной собственности на средства производства имеет место тогда и только тогда, когда средства производства используются в общественных интересах. Общественные же интересы при социализме, пока классы еще не уничтожены, имеют классовый характер и суть интересы передового, рабочего класса.

Органом господствующего класса для проведения его интересов является государство. В. И. Ленин писал: «В противоположность буржуазной демократии, скрывавшей классовый характер ее государства, Советская власть открыто признает неизбежность классового характера всякого государства, пока совершенно не исчезло деление общества на классы и вместе с ним всякая государственная власть» [16].

Вот почему социалистическое государство — верховный орган управления всей хозяйственной жизнью общества, субъект общественной собственности на средства производства. В этом и состоит его экономическая роль.

Итак, общественную социалистическую собственность на средства производства дают лишь такие производственные отношения, посредством которых только общество, организованное в социалистическое государство, господствует над решающими средствами производства.

Таким образом, одни производственные отношения дают обществу, организованному в социалистическое государство, и только ему, безраздельное господство над решающими средствами производства. Это отношения социалистические. Другие производственные отношения не обеспечивают господства общества или не обеспечивают его в полной мере, и эти отношения либо совсем не являются социалистическими, либо представляют изуродованные, извращенные, больные отношения социализма, до смерти залечить которые и стараются ревизионисты. Если разрушение производственных отношений и уничтожение общественной собственности проводится при этом даже из самых добрых намерений или называется, как, например, у О. Шика, «совершенствованием системы управления», то разрушение не перестает от этого быть разрушением, а уничтожение не превращается в укрепление и развитие.

Если общественная собственность имеет государственную форму, значит, всякое ограничение функций государства в экономике, всякое принижение государственного планового централизованного управления — шаг к ослаблению общественной собственности. С другой стороны, как показали события в ЧССР в конце 60-х годов, заражение правящей партии оппортунизмом, которое чревато потерей государством его классового характера, тоже есть шаг к подрыву общественной собственности на средства производства.

В самом деле, в той мере, в какой государство перестает защищать в экономике интересы рабочего класса, составляющие при социализме общественные интересы, в такой же мере государственная собственность по сути дела перестает быть общественной. Это следствие того, что государственная собственность является общественной лишь в такой степени, в какой средства производства используются государством в общественных интересах. Здесь недостаточно просто централизма. Централизм должен быть в интересах рабочего класса, а значит, в коренных интересах трудящихся, т. е. он должен быть демократическим централизмом. В. И. Ленин писал: «Когда государство будет пролетарским, когда оно будет машиной насилия пролетариата над буржуазией, тогда мы вполне и безусловно за твердую власть и за централизм». «Мы за централизм и за «план», но за централизм и за план пролетарского государства» [17].

Из понятия общественной собственности на средства производства следует, что переходный период от капитализма к социализму есть период становления общественной собственности. Прежде чем общественная собственность на средства производства смогла развиться в полной мере, необходимо было достичь такой степени централизации в управлении экономикой, которая означала бы обобществление на деле, т. е. планомерное управление общественным производством в интересах рабочего класса и, следовательно, в общественных интересах.

Социализм, писал Ленин, «есть построение централизованного хозяйства» [18], «социализм может сложиться и упрочиться только тогда, когда рабочий класс научится управлять» [19], «превращение всего государственного экономического механизма в единую крупную машину, в хозяйственный организм, работающий так, чтобы сотни миллионов людей руководились одним планом,— вот та гигантская организационная задача, которая легла на наши плечи» [20].

Первым организационным мероприятием Советского государства по созданию пролетарских органов управления промышленностью явилось установление рабочего контроля над производством и распределением.

Вторым шагом было создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ).

Система главков, система трестов и совнархозов, отраслевая система управления — вот те ступени, на которые поднималось управление производством, прежде чем была построена система централизованного управления, вполне отвечающая общественному характеру современного производства.

С развитием централизма повышалась ответственность хозяйственных руководителей. В постановлении, принятом Советом Труда и Обороны 12 августа 1921 г., например, подчеркивалось, что «правление объединения (предприятия)… несет полную ответственность за выполнение производственного плана, качество выпускаемых изделий, сохранность имущества, состояние хозяйства и отвечает за свои действия не только в административном порядке, но также и по суду» [21].

Создавалась и совершенствовалась система социалистического планирования. Был составлен первый перспективный план социального переустройства страны — план ГОЭЛРО. Все больше охватывали производство текущие планы. Первым текущим планом по промышленности явился ориентировочный план топливоснабжения на 1921 г. В дальнейшем начали составляться отраслевые планы. На 1921/22 г. Госпланом были утверждены хозяйственные планы по трем отраслям (металлургии, резиновой и сахарной промышленности), а на 1922/23 г. по 13 отраслям, на 1923/24 г. — по 19 отраслям, на 1924/25 г. — по 22 отраслям, которые охватывали 65— 70% продукции государственной промышленности [22].

В своей зародышевой форме текущие планы представляли собой лишь ориентировочные задания, включавшие некоторые важнейшие показатели по производству продукции и капитальному строительству, и охватывали группы предприятий отдельных отраслей промышленности. В то время они еще не могли быть ни конкретно-адресными, ни директивными. «С повышением же обоснованности отраслевые планы становятся директивными плановыми заданиями» [23].

В октябре 1928 г. советский народ приступил к выполнению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства. Благодаря развитию социалистической экономики и наличию перспективного пятилетнего плана, начиная с 1931 г. стало возможным перейти от годовых контрольных цифр к оперативным годовым народнохозяйственным планам. «Уже разработанный на 1931 г. план предусматривал адресные задания по всем отраслям народного хозяйства» [24]. Планирование становилось все более конкретным и оперативным, все в большей мере подчиняющим общественное воспроизводство интересам рабочих и крестьян.

В это же время совершается переход на отраслевой принцип организации управления, позволяющий теснее связать развитие производства с удовлетворением общественных потребностей.

Таким образом, в годы довоенных пятилеток сложилась система государственного планового централизованного управления производством по отраслевому признаку, обеспечивающая высокую степень централизации управления. Построение такой системы управления явилось одним из важнейших звеньев построения социализма. Оно обеспечило четкое, квалифицированное и оперативное руководство экономикой, позволило государству направлять общественное воспроизводство по единому плану в интересах рабочего класса, коренных интересах трудящихся.

Развитие пролетарского централизма в экономике в государственное плановое централизованное управление экономикой в интересах рабочего класса означало все более полное подчинение функционирования экономики общественным интересам и, следовательно, вызревание ядра отношений общественной собственности, создание социалистических производственных отношений.

О том, что установление централизации в управлении экономикой выражает общественный характер современных производительных сил и означает создание адекватных им производственных отношений, обеспечивающих наиболее быстрое развитие производства, говорят следующие данные развития экономики СССР. В 1940 г. национальный доход был больше, чем в 1913 г., в 5,3 раза, объем валовой продукции промышленности — в 7,7 раза, машиностроение увеличило производство в 30 раз, электроэнергетика — в 24, химическая промышленность— в 16,9 и сельское хозяйство — в 1,4 раза [25].

Тяжелейшим испытанием для экономики социализма, для системы планового централизованного управления экономикой, составляющей ядро отношений общественной собственности на средства производства, явились годы Великой Отечественной войны. Война СССР и гитлеровской Германии представляла собой борьбу двух типов производственных отношений, двух классов, двух мировых систем и показала, на что способен тот и другой общественный строй при максимальном напряжении всех сил. Уже со второго года войны Советский Союз стал выпускать больше техники, оружия и боеприпасов, чем Германия вместе с оккупированными ею странами, хотя война шла на территории СССР и у нас производилось 8,1 млн. т стали и 75,5 млн. т угля, в то время как Германия и оккупированные ею страны выпускали 31,8 млн. т стали и 400 млн. т угля. «С наступлением войны количество продукции, распределяемой из единого центра по государственному плану, увеличилось более чем в два раза» [26]. Централизовав свои ресурсы, советский народ сумел вынести все тяготы войны и победить. Союзники за всю войну поставили всего 2% артиллерийского вооружения, 12% самолетов (уступавших советским по тактико-техническим данным) и 10% танков [27]. Победа советского народа явилась доказательством огромных преимуществ социалистических производственных отношений над капиталистическими.

За послевоенное время народное хозяйство СССР гигантски выросло, превратилось в еще более могущественный и более сложный организм. С 1950 по 1970 г. национальный доход увеличился в 5,2 раза, производственные фонды народного хозяйства — в 6 раз, производство продукции промышленности — в 6,7 раза. «В огромной степени расширились и усложнились межотраслевые связи и взаимозависимости различных отраслей. Все это повышает роль и значение планирования, организации и управления» [28].

Дальнейшее развитие общественной социалистической собственности и перерастание ее в коммунистическую обеспечивается развитием централизма в управлении экономикой на основе роста общественного характера производства, совершенствованием средств и методов, гарантирующих выполнение планов.

XXIV съезд КПСС поставил совершенствование государственного централизованного управления в центр внимания экономистов, организаторов общественного производства, всех трудящихся. Принятое в 1973 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью» предусматривает переход на двух- и трехзвенную систему управления промышленностью, укрупнение производства путем создания объединений и комбинатов и является новым шагом в развитии социалистического централизма.

Для совершенствования управления социалистической экономикой, для борьбы с оппортунизмом и ревизионизмом в этой области требуется ясное понимание того, что без пролетарского централизма, без планомерности нет и не может быть общественной собственности на средства производства, нет и не может быть социализма. Планомерность выступает как характерная черта, как момент, как неотъемлемое свойство, как имманентная сторона социалистического воспроизводства, внутренне присущая ему по самой его природе.

Плановое развитие экономики при социализме — объективная необходимость, закон. Социализм не может развиваться без планирования в масштабах всего общества, без управления экономикой из единого центра. Тот факт, что планирование и управление является субъективной деятельностью и как всякая субъективная деятельность подвергается воздействию людей, не должен скрывать от нас объективной необходимости этой деятельности и объективности ее содержания. Задача планового управления — придать экономике объективно необходимое развитие к обществу без всякого социального неравенства, к обществу без классов, и степень соответствия планирования этой задаче есть мерило соответствия этой субъективной деятельности требованиям объективных экономических законов.

Законы социализма начинают действовать и действуют только в плановой, централизованной экономике, ибо они могут существовать лишь в экономике социализма. А социализма нет без общественной собственности, которая в свою очередь обеспечивается прежде всего планомерным распоряжением средствами производства со стороны общества. Если убрать плановое централизованное управление, то исчезнут вместе с общественной собственностью и законы социализма. Эту истину хорошо понимают враги социализма. Вот почему они ведут свои атаки прежде всего против планового централизованного управления.

Ревизионисты почти никогда не выступают прямо против общественной собственности на средства производства. Они выступают зато против ее ядра — централизма в управлении социалистической экономикой, нападают на программный принцип коммунистов [29]. Но и эти атаки они ведут в свойственной им ползучей манере. Французский ревизионист и ренегат Р. Гароди, например, пытается направить против централизации справедливое отрицательное отношение людей к бюрократизации, отождествляя централизм и бюрократизм и искажая историю развития социализма в СССР. О. Шик же, с готовностью признавая централизм для прошлого, отвергал его для будущего. По словам Гароди, «чехословацкая модель» должна была впервые на деле доказать преимущества социалистических производственных отношений и социалистической демократии над капиталистическими производственными отношениями и формальной буржуазной демократией [30].

Какую демократию несла с собой чехословацкая «модель демократического социализма», продемонстрировала в 1968 г. газета «Млада фронта», опубликовав призыв сжигать книги Маркса и Ленина и вешать коммунистов. В значительной мере подготовленная стараниями О. Шика, эта модель не смогла бы увидеть свет, если бы так легко не принимались на веру его демагогические заявления о том, что время централизма уже ушло, что централизм — преходящее явление и на современном этапе является препятствием к повышению эффективности производства. Ревизионисты утверждали, что определенная степень строго централизованного управления необходима только в отдельные периоды, например в переходный период. Централизация, говорили они, помогла нам ускорить социальную и структурную перестройку экономики и обеспечить прогресс по социалистическим линиям в то время, когда классовое строение управленческого персонала претерпевало радикальные изменения, и она облегчила быстрое выравнивание уровней экономического развития различных частей страны. «Но как только социалистическое экономическое развитие постепенно достигло зрелости, жесткое централизованное планирование и управление стало главным препятствием для большей эффективности» [31]. Дорого обошлось чехословацким коммунистам усвоение той истины, что любой централизм для ревизионистов является жестким, и что ревизионисты главное средство повышения эффективности обязательно назовут главным препятствием.

События в Чехословакии показали, к чему приведет ослабление и урезание роли центрального планирования и его всеобъемлющего характера. Вначале это скажется на исчезновении тех или иных видов средств и предметов потребления, на несбалансированности экономики по целому ряду продуктов, снизятся темпы роста. Затем нарушится общий баланс между ростом заработной платы и ее товарным обеспечением, что при условии непланового стихийного ценообразования приведет к инфляционным процессам, снижению покупательной способности денежной единицы.

Общественное производство все больше и больше будет терять целенаправленный характер, пока прежде единая экономика не превратится в экономику атомарного, товарного типа, в которой каждое предприятие действует на свой страх и риск и связывает их между собой лишь обмен продуктов.

Вместе с утратой основной общественной связи предприятия утрачивают общие экономические интересы и начинают действовать только из усилившихся и обособившихся коллективных интересов. Появляется конкуренция между предприятиями, ускоряющая рост неравенства в доходах.

В такой обстановке находятся теоретики, которые пытаются толкнуть развитие процессов разложения социализма дальше, в сторону закрепления достигнутых на этом пути позиций и допущения любого неравенства в доходах, что уже равносильно допущению эксплуатации. За теоретиками появляются политики, ставящие себе целью осуществить ревизионистские идеи на практике. Происходит оживление и организация контрреволюционных сил, которые при поддержке внешних сил, используя средства массовой информации внутри страны и силу организации в обстановке экономической неустойчивости, постараются окончательно довершить процесс разложения социализма. Путем захвата власти они ликвидируют всякую возможность устранения извращений, установления власти рабочего класса и налаживания социалистического хозяйства, возрождения общественной собственности вместо кооперативной.

Сопутствующее ослаблению централизма и руководящей роли рабочего класса преувеличение роли материальных стимулов ведет к воспитанию мелкобуржуазного потребительского подхода к социализму, когда на первое место ставится личное материальное благополучие и высшей целью становится лучший, чем у окружающих, материальный жизненный уровень. Процветает безответственность, общественные дела двигаются чрезвычайно медленно. Такая среда является воистину питательной для ускоренного роста мелкобуржуазных взглядов, идей, настроений и действий, особенно в кругах интеллигенции. Все это может быть использовано сознательными контрреволюционерами для реализации их планов уничтожения социализма.

Немалое значение имеет и то, что с ослаблением планового централизованного управления нарушается нормальный ход всего общественного воспроизводства и растущие недостатки, минусы, отрицательные явления и т. д. некоторыми людьми воспринимаются как недостатки самого социалистического строя. Это тоже облегчает путь к контрреволюционному перевороту. Именно по такому руслу развивались события в Чехословакии, ход которых был остановлен лишь благодаря интернациональной помощи братских социалистических стран, но правые и сегодня отнюдь не отказываются ни от своих целей, ни от своей тактики подрыва социализма методом тихой контрреволюции [32].

Вопрос о борьбе с оппортунизмом и ревизионизмом занял большое место на состоявшихся в 1973 г. совещаниях ученых в области исторических, философских и экономических наук, где подводились некоторые итоги работы по выполнению постановления ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве». В написанной по результатам этих совещаний книге заведующего Отделом науки ЦК КПСС С. П. Трапезникова говорится, что «современный ревизионизм, как и в начале нашего века, разросся до международных размеров», что теперь «мы вступили в новый период, в котором ревизионизм будет надломлен и разбит» и что «именно на плечи нынешнего поколения коммунистов выпадает великая миссия — взять крепче в руки дело борьбы с ревизионизмом и отстоять марксизм-ленинизм в этой борьбе». Необходимо помнить, что «даже в социалистических странах долго продолжает существовать среда, восприимчивая к буржуазной идеологии. События недавних лет в Чехословакии наглядно подтвердили это. И всем памятно, что даже в руководстве партии там нашлись не только примиренцы, но и прямые покровители и вдохновители антисоциалистических сил» [33].

Опыт компартии Чехословакии подтвердил еще раз, что никогда нельзя забывать ленинского требования быть непримиримым, быть беспощадным к ревизионистам, ибо ревизионизм в теории неизбежно приводит к оппортунистической политической практике. Эти события подтвердили также, что самой страшной опасностью для коммунистических партий социалистических стран было бы заражение их «центризмом».

«Центризм», представляющий самую гнусную разновидность оппортунизма, впервые возник в германской социал-демократии в период расцвета бернштейнианства. Духовным отцом этого течения стал Карл Каутский, которого Ленин с полным основанием назвал ренегатом и отступником первого ранга. Главное усилие «центризма» было направлено на то, чтобы ослабить и обезоружить идейную борьбу революционных сил партии с оппортунизмом, призывая марксистов к уступчивости, терпимости, мирному сожительству с оппортунистами всех мастей. «„Центризм» по существу превратился в опорный пункт оппортунистов и являлся наиболее вредным политическим течением, направленным против революционных марксистов» [34]. Центристы пытаются бороться с ревизионизмом марксистской фразеологией, бумажными резолюциями, увещеваниями, вежливостью, корректностью, а на деле потворствуют и попустительствуют ему.

Марксизму-ленинизму чуждо примиренчество, он беспощадно враждебен всякому оппортунизму и ревизионизму, и для всех последователей Маркса и Ленина работы этих великих идеологов пролетариата являются образцом непримиримости к врагам рабочего класса.

Обратившись к «Философским тетрадям» В. И. Ленина, можно убедиться, что Ленин вырабатывал в себе непримиримость, нетерпимость ко всему, что враждебно делу пролетариата. Словами bien dit (хорошо сказано) он выделяет, например, следующую фразу: «Кто гладит по шерсти всех и вс?, тот кроме себя не любит никого и ничего; кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла. Кого никто не ненавидит, тому никто ничем не обязан» [35].

С этой непримиримостью Ленин обрушивался на оппортунистов. В статье «Открытое письмо Борису Суварину», например, Ленин пишет: «…я выступаю против «центристов» не с личной критикой, а с критикой политической». …«Центристы» своею пропагандой «единства» и «защиты отечества», своим стремлением к соглашению, своими усилиями прикрыть словами самые глубокие расхождения причиняют величайший ущерб рабочему движению, задерживая окончательное банкротство морального авторитета социал-шовинистов, поддерживая, таким образом, их влияние на массы» [36].

Для успешной борьбы с оппортунизмом никогда нельзя забывать «его неопределенности, расплывчатости, неуловимости. Оппортунист, по самой своей природе, уклоняется всегда от определенной и бесповоротной постановки вопроса, отыскивает равнодействующую, вьется ужом между исключающими одна другую точками зрения, стараясь «быть согласным» и с той и с другой, сводя свои разногласия к поправочкам, к сомнениям, к благим и невинным пожеланиям и проч. и проч.» [37].

Общим признаком ревизионистов является, как говорил Ленин, внешняя маскировка под марксизм, непрямая, а потому в ряде случаев и более тонкая борьба с ним. Ревизионисты свое грязное дело делают под предлогом «улучшения», «развития», «уточнения», «благожелания». «И когда их уличают во лжи, в клевете, в инсинуациях, они тут же принимают позу обиженных, оскорбленных, непонятых, впадают в истеричность, бьют себя в грудь, уверяя в своей «честности» и «непогрешимости» [38]. Почувствовав опасность для себя, обнаружив провал своих планов, ревизионисты становятся ортодоксальнее самых ортодоксальных марксистов, причем «белые так перекрашиваются, что выглядят ярче красных» [39].

Ревизионизм в области теории управления социалистической экономикой не лишен ни одного из тех качеств, на которые указывал Ленин. Отрицание планового управления, проявляет ли оно себя в выступлениях против планирования номенклатуры или в виде критики индивидуальных плановых заданий каждому предприятию в отдельности, идет ли оно под лозунгом борьбы с недостатками планирования или под лозунгом его совершенствования и т. д., во всяком случае остается отрицанием централизованного руководства народным хозяйством, отрицанием принципа демократического централизма со всеми вытекающими отсюда последствиями. Член-корреспондент АН СССР А. Ефимов справедливо замечает, что «принцип демократического централизма вызывает наиболее яростные нападки со стороны противников социализма. В последние годы под флагом борьбы с бюрократизацией плана даже в некоторых социалистических странах настойчиво пропагандировалась идея «рыночного социализма», причем в качестве новейшего достижения экономической теории. На деле же она является лишь вульгарной копией «мещански-реакционной критики капиталистического империализма, которая мечтает, как говорил В. И. Ленин, о возвращении назад, к «свободной», «мирной», «честной» конкуренции» [40].

Итак, централизованное плановое управление экономикой — одно из важнейших революционных завоеваний. Без планового централизованного управления экономикой нет общественной собственности на средства производства, нет социалистических производственных отношений. Установление и развитие планового централизованного управления в общественных интересах — центральное звено установления социалистических производственных отношений. Благодаря укреплению и развитию планового централизованного управления экономикой обеспечивается характерная для экономики социализма ведущая роль общественных экономических интересов, составляющая содержание принципа демократического централизма.

Характеристика командной централизованной экономики

Содержание:

  • Командная централизованная экономика — в чем сущность

    • Чем отличается от рыночной экономики
  • Преимущества и недостатки использования
  • Основная цель, какими признаками характеризуется
  • Распределение ресурсов при централизованной экономике
  • Примеры подобной экономической системы

Командная централизованная экономика — в чем сущность

Важной характеристикой любого общества является его экономическая система и отношения, которые в ней складываются. С помощью такой системы государство определяет производственную политику, распределяет результаты труда и экономические блага.

На сегодня выделяют четыре типа экономических систем:

  • традиционная;
  • рыночная;
  • командная;
  • смешанная.

Тип общественной экономической системы определяется формами собственности, способами ее распределения и вариантами экономического регулирования.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Командная экономика, как централизованный вариант, по своему смыслу противоположна рыночной. В ее основе – государственная собственность, распространяющаяся на материальные блага. Исходя из этого, определенным образом решаются экономические задачи. Их руководство осуществляется централизованно, методом директивного планирования.

На государство возлагается обязанность определять, сколько и какой продукции должно быть произведено, какие способы производства будут эффективными. Основой такой экономической системы является государственная собственность на основную часть производственных средств и ресурсов.

Любое предприятие получает государственный заказ, на основании которого составляет производственный план. В заказе прописаны поставщики и пути реализации продукции. Производственные средства отдаются определенным отраслям по приоритетам, указанным в общем плане.

Чертами, характерными для командной централизованной экономики, являются:

  • значительное влияние правительственных структур;
  • ответственность их за производство и реализацию продукции, составление планов, контроль их выполнения;
  • наличие бюрократического подхода;
  • выделение определенного количества производственных ресурсов на военные нужды;
  • не всегда высокая эффективность производства, товары низкого качества.

Чем отличается от рыночной экономики

Характеризуемая экономическая система полностью противоположна рыночной, поскольку основными процессами производства руководит государство, а не частные лица и их объединения – владельцы средств производства.

Государство, осуществляющее полное руководство экономикой, формирует свои решения, определяет тактику и стратегию производства, систему распределения товаров и оказываемых услуг.

Преимущества и недостатки использования

Командная централизованная экономика оценивается как с положительной, так и с отрицательной стороны. Так, к ее плюсам относят:

  • заботу государства о социальной защищенности населения, возможность обеспечить его в будущем;
  • ровное развитие производства с тенденциями показателей к росту;
  • использование административного ресурса для внедрения всеобщего контроля;
  • спокойствие населения, уверенность в завтрашнем дне благодаря его доверию к государству;
  • воспитание у людей высоких моральных качеств;
  • заботу государства о наличии достаточного количества рабочих мест;
  • главенствующую роль государства в ценообразовании.

 Среди минусов:

  • низкий показатель производительности труда из-за отсутствия поддержки хозяйственных планов;
  • медленные темпы приспосабливаемости к переменам;
  • развитие противоречий между работодателями и рабочими;
  • отсутствие заинтересованности работающих в результате труда;
  • политические разногласия, расслоение общества и внутренние противоречия;
  • частый дефицит товаров.

Большинство экономистов считают, что командный механизм экономики дефектен с самого начала. Причина этого в том, что проблемы решают не производители и потребители, а надстроечный аппарат – органы власти. Этим объясняются следующие отрицательные стороны:

  1. Необходимость затрачивать деньги на сбор информации и ее обработку. Поскольку в изучении нуждаются многие предприятия, анализ имеет объемный характер и задействует соответствующие высококвалифицированные кадры.
  2. Проблема в изучении спроса, затрудненный прогноз на востребованные товары и их количество. Часто оценку спроса оценивают по наличию очередей за каким-либо товаром или услугой. Такой метод не является точным и не отличается постоянством.
  3. Время, затраченное на аналитическую функцию и прогноз, тормозит своевременность планирования. Это часто приводит к расхождению между спросом и производством. Кроме того, заметны случаи отставания в развитии технологических процессов.
  4. Отсутствие стимулирования работников. Командная экономика подразумевает регулирование цен и уровня зарплаты государством. Варианты, при которых увеличивается зарплата, несущественны. Поэтому стимулирование проводить сложно, и работники снижают продуктивность своего труда.
  5. Набор продуктов питания, предметов быта и прочих благ при командной экономике составляет ограниченный круг. Такая тенденция к стандартизации ведет к отсутствию конкурентного рынка. Потребители испытывают негативное влияние ограниченного ассортимента.

В то же время, вследствие государственного управления производственными процессами, данная экономическая система получила доверие у населения. В ней граждане видят уверенность в завтрашнем дне и заботу о подрастающем поколении. Централизация власти позволяет избежать не только производственных, но и политических кризисов, создавая иллюзию благополучия и спокойствия.

Основная цель, какими признаками характеризуется

Командная централизованная экономика, на первый взгляд, имеет благоразумные и далеко идущие цели. Основная из них – забота о населении, его спокойной, уверенной в завтрашнем дне жизни. Государство стремится решить все потенциальные проблемы своих граждан, заботится об источниках их доходов и благополучном воспитании подрастающего поколения.

При таком экономическом подходе граждане не могут скопить капитал либо приобрести землю. Хозяином материальных благ и средств производства является общество в лице государства. Производственные предприятия, руководимые государственными органами власти, имеют общенациональную либо муниципальную принадлежность.

Правда, кооперативные собственники все-таки существуют, но их сфера деятельности не является производственной. Они работают для собственной прибыли, например, учреждения дошкольного образования, гаражные кооперативы, жилищные фонды.

Для развернутой характеристики командной централизованной экономике проанализируем ее основные признаки:

  1. Производство. Организовывается согласно воле государства. Его уполномоченные структуры проводят планирование, определяют механизмы распределения ресурсов и сбыта произведенной продукции.
  2. Низкая производительность труда.
  3. Капитал. Средства производства контролируются государством. Оно определяет приоритетные направления их вложения, может по ходу производственных процессов вносить корректировки матобеспечения.
  4. Перспектива развития. Поскольку при командной экономике все направлено на исполнение государственных задач, полноценные стимулы развития отсутствуют. В этом отличие от рыночной экономики, когда к необходимости развиваться приводит существующая конкуренция.
  5. Диалог между властью и обществом. При командной системе в нем нет необходимости. Принятие решений происходит уполномоченными государственными структурами.
  6. Ценообразование. Определение цены на продукцию – приоритетное право государства. При этом в процессе ценообразования не исключено влияние оборота запрещенных товаров.
  7. Отсутствие неравенства среди людей из-за того, что все предприятия принадлежат государству. Доходы населения относительно равны, условия жизни отличаются мало.

Распределение ресурсов при централизованной экономике

При централизованной экономике решения по объемам производства и принципах распределения ресурсов принимает команда ответственных лиц – административный аппарат, занимающийся государственными заказами. ЦПО – центральный плановый орган – структура, разрабатывающая долгосрочные государственные планы. В них закладываются ответы на вопросы:

  • на что направляется производство;
  • благодаря каким ресурсам оно будет функционировать;
  • программа производства;
  • принцип распределения товаров.

Функционирование ЦПО отмечалось в социалистических странах. Они определяли:

  • каков характер производственных процессов;
  • в какой степени будут задействованы имеющиеся ресурсы;
  • как решить социальные вопросы для трудящихся и дать им достойные доходы.

Распределению «сверху» подлежали даже продукты питания, бытовая техника, автомобили, мебель и прочие блага. Государство также регулировало рыночные цены.   

Поскольку все экономические процессы в государстве с таким строем планируются, производитель не боится зря потратить ресурсы. Предприятия работают не ради собственной прибыли, а вкладывают заработанные средства в последующие процессы производства. Некоторых потерь в любом случае не удается избежать, но их размер невелик.

Полностью при централизованной экономике расходуются трудовые ресурсы. Когда их наличие на различных территориях существенно отличается, принимается решение о создании нового предприятия там, где людей больше. Это касается и тех ситуаций, когда экономической прибыли такое предприятие не принесет. Такой подход носит название «обеспечение полной занятости».

При административной системе управления государством уделяется много внимания охране природных ресурсов. Контроль антропогенного влияния на окружающую среду проводят специально уполномоченные органы. По результатам их проверок государство может принять решение о закрытии производства. Например, в случае стойкого негативного воздействия на природу вследствие деятельности предприятия, такого как загрязнение водоемов или атмосферы,

Примеры подобной экономической системы

Командная форма экономики характерна для Корейской Народно-Демократической Республики. Это независимое государство с социалистическим строем, заботящееся о своем народе. По закону власть принадлежит рабочему классу и интеллигенции.

На фоне всеобщей государственной собственности в наши дни в Корее возникают предприятия семейного типа. Это стало возможным после реформирования сельского хозяйства.

Среди прочих представителей – Советский Союз, Куба, Китай.

Централизованное воздействие

Cтраница 1

Централизованное воздействие па экономику в современных условиях осуществляется через планирование путем государственных заказов, контрольных цифр и долговременных экономических нормативов, ценообразования и др. Государственный заказ, контрольные цифры и экономические нормативы — основные направления централизованного воздействия на производителей, заставляющие их вырабатывать продукцию, нужную народному хозяйству и требуемого качества, обеспечивать высокую эффективность производства.
 [1]

Экономические методы централизованного воздействия играют огромную роль в управлении производством. Но эффективность их во многом зависит от правильной организации децентрализованного руководства, основанного на хозяйственном расчете, призванном обеспечить соединение всех интересов в процессе производства.
 [2]

Экономические методы централизованного воздействия играют огромную роль в управлении производством. Но эффективность их во многом зависит от правильной организации децентрализованного руководства, основанного па хозяйственном расчете, призванном обеспечить соединение всех интересов в процессе производства.
 [3]

Важным направлением централизованного воздействия является финансирование. Для развития и расширения предприятия, его технического перевооружения, реконструкции необходимы капитальные вложения, которые покрываются за счет государственного бюджета, фонда развития производства и кредита. Размер ассигнований из бюджета и поступления в бюджет утверждаются предприятию вышестоящей организацией, а следовательно, государство регулирует развитие предприятия в нужном направлении и в тоже время обеспечивает его необходимыми средствами.
 [4]

Административные методы используются для централизованного воздействия на субъект.
 [5]

Экономические методы управления наряду с централизованным воздействием имеют цель создать низовым хозяйственным органам наиболее благоприятные условия для решения их задач в рамках плана.
 [6]

Планирование — одно из основных направлений централизованного воздействия на производителей, заставляющее их вырабатывать продукцию, нужную народному хозяйству, обеспечивать высокую эффективность производства. Но вместе с тем планирование — это и важнейшая функция управления, определяющая его задачи и пути их реализации.
 [7]

Финансирование капитальных затрат является важным направлением централизованного воздействия. Для развития предприятия, как было показано ранее, требуются значительные капитальные вложения, которые покрываются за счет фонда развития производства, бюджетных ассигнований и кредита. Для осуществления крупных мероприятий, связанных с техническим перевооружением предприятий, расширением производства, необходимые капитальные вложения предусматриваются в народнохозяйственных планах.
 [8]

В русле общей тенденции усиления экономических методов управления делаются попытки использовать такую форму прямого централизованного воздействия на предприятия, как государственный заказ.
 [9]

Централизованное воздействие па экономику в современных условиях осуществляется через планирование путем государственных заказов, контрольных цифр и долговременных экономических нормативов, ценообразования и др. Государственный заказ, контрольные цифры и экономические нормативы — основные направления централизованного воздействия на производителей, заставляющие их вырабатывать продукцию, нужную народному хозяйству и требуемого качества, обеспечивать высокую эффективность производства.
 [10]

В-третьих, нередки случаи, когда средства, начисленные по нормативу и предназначенные для поощрения, допустим, за экономию материальных ресурсов, в действительности оказываются ненужными в связи с тем, что в данный период никакой экономии нет. В-четвертых, значительно ослабляется централизованное воздействие на заинтересованность трудовых коллективов в улучшении важных для народного хозяйства показателей работы, например в экономии топливно-энергетических ресурсов, поскольку премиальные средства, раньше начислявшиеся за эту экономию, в новых условиях можно получить за другие результаты, так как для этого достаточно иметь прибыль.
 [11]

Прямые налоги на личные доходы граждан и на прибыль компаний обладают высоким коэффициентом эластичности, то есть зависимости между поступлениями от них в бюджет и колебаниями величины валового национального продукта. Этим обусловлена их роль как рычага централизованного воздействия на экономику.
 [12]

Сейчас становится вполне очевидным, что тот рынок, который привел экономику страны к такому плачевному состоянию, совершенно неспособен вывести ее на нормальный путь развития, вдохнуть в нее живительные силы. Для этого нужны особые, чрезвычайные меры, связанные с резким усилением централизованного воздействия на экономику.
 [13]

На этом рабочем месте обеспечивается как обзор активной информации и оперативный вызов другой необходимой информации, так и централизованное воздействие на объект управления: производственная связь с подчиненным персоналом на рабочих местах, изменение заданий САР и дистанционное управление.
 [15]

Страницы:  

   1

   2

Фиц, Мария — Экономические методы централизованного планового руководства промышленным производством : автореферат дис. … доктора экономических наук : 08.00.21

Карточка

Фиц, Мария.

Экономические методы централизованного планового руководства промышленным производством : автореферат дис. … доктора экономических наук : 08.00.21 / МГУ им. М. В. Ломоносова. — Москва, 1988. — 37 с.

Шифр хранения:

FB 9 88-10/1758-0

FBKHM 9 88-10/1759-9

FB 9 89-2/452-5

Описание

Автор
Заглавие Экономические методы централизованного планового руководства промышленным производством : автореферат дис. … доктора экономических наук : 08.00.21
Дата поступления в ЭК 05.01.1989
Каталоги Авторефераты диссертаций
Сведения об ответственности МГУ им. М. В. Ломоносова
Выходные данные Москва, 1988
Физическое описание 37 с.
BBK-код У630.0-21,0
Язык Русский
Места хранения FB 9 88-10/1758-0
FBKHM 9 88-10/1759-9
FB 9 89-2/452-5

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Philips zoom nite white 22 инструкция по применению
  • Пульт универсальный для телевизора rexant rx 188 инструкция
  • Флюкостат в таблетках инструкция по применению
  • Валемидин инструкция по применению капли как принимать взрослым для профилактики
  • Мотилиум детский инструкция по применению цена