Экскурсии классное руководство

Экскурсионная
деятельность в работе в классного руководителя.

Важным
фактором воспитательных технологий является экскурсионная деятельность,
формирующая универсальные учебные действия, а не только освоение учащимися
конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В основе
экскурсионной деятельности лежат наглядность, обязательное сочетание показа с
рассказом. Планирование экскурсионной деятельности основано на следующих
направлениях: научно-позновательное, духовно-нравственное,
гражданско-патриотическое, Экологическое, трудовое, досугово – развлекательное,
осуществляется согласно плану воспитательной работы.

Цель
экскурсионной деятельности
:

 — формирования
дружного классного коллектива,
создание условий для позитивного общения  учащихся в школе и за ее пределами,
для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности в реальных
жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности и расширение учебных
знаний на всех возрастных этапах.

Задачи
экскурсионной деятельности
:


выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в рамках
экскурсионной деятельности;

— создание
условий для индивидуального развития ребенка;

— формирование универсальных
умений;

— развитие опыта
творческой деятельности, творческих способностей детей;

— создание
условий для реализации учащимися знаний, умений, навыков;

— развитие опыта
неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

— расширение
рамок общения школьников с социумом;

— для развития
потенциала учащихся, прежде всего, одаренных.

Механизм
реализации

Организация
экскурсионной работы предполагает алгоритм проведения экскурсий. Можно выделить
этапы работы по организации экскурсионной деятельности:

1.
Подготовительный этап.
Включает коллективное
целеполагание. Необходимо учесть желание детей и родителей при выборе
экскурсионных объектов, аргументировать предложенные учителем места для
посещений. Классному руководителю необходимо изучить интересы и особенности
личностного развития учащихся, провести опрос родителей о состоянии здоровья
детей. На основе полученных данных разработать план экскурсионной деятельности.
На этом этапе происходит распределение ролей, передача организационных функций
(кто-то играет роль фотографа, кто-то планирует маршрут и т.д). Участники
экскурсионной деятельности, по поручению классного руководителя ищут и изучают
материал, связанный с темой экскурсии, структурируют возможные ожидания и
представления. На данном этапе классный руководитель выступает в роли
координатора. Он ставит задачи, устанавливает сроки выполнения, оказывает
помощь при необходимости. Подготовительный этап включает проверку готовности
класса к участию в экскурсионной деятельности.

2.Этап
проведения экскурсионной деятельности.
 
Во время экскурсии дети и родители могут исполнять активные и пассивные роли,
это зависит от тематики экскурсии, места проведения, желания и настроения
детей. В процессе экскурсионной деятельности дети учатся общаться и
взаимодействовать со взрослыми, выстраивать отношения, приобретают не только предметные
знания, но и определенные социальные навыки (покупка билетов, правила поведения
в транспорте, технике безопасности и т.д.), познают окружающий мир, учатся
высказывать свою позицию и спорить.

3.
Завершающий этап.
Завершающий этап предполагает
групповую рефлексию.

Примеры:

·       
Дневник путешественника. Тетрадь в которую
дети вносят информацию о посещенных объектах, вклеивают фотографии или
выполняют задание классного руководителя.

·       
Билет на выход. Билеты (ответы)передаются
классному руководителю после экскурсии или на первом классном часу после
мероприятия.  (Варианты вопросов 1. Что я узнал? (оснать прирост знаний) 2.Что бы
мне еще хотелось узнать?(ближайшее планирование) 3.Какой вопрос бы я задал,
если бы был экскурсоводом?. (стереть границы, встать в позицию экскурсовода)

·       
Чемодан, мясорубка, мусорная корзина. Все
что пригодиться в дальнейшем –чемодан, то что требует переработки и уточнения –
мясорубка, выброшу и забуду  — корзина

В
ходе рефлексии участники экскурсионной деятельности определяют,  что
понравилось и произвело впечатление, что не оправдало ожидание, что интересно
было узнать. Этот этап может быть очень эмоциональным т.к. дети заново
переживают положительные эмоции.  Классному руководителю важно сделать акцент
не только на том, что было хорошо, но и выделить то, что не получилось и что
делать с этим дальше. Необходимо разобрать ситуации, где поведение детей
требует коррекции. Очень ВАЖНО не осуждать личность ребенка, а только его
поступок! Делать это необходимо деликатно, поддерживая и давая положительный
посыл. Классный руководитель подводит детей к выводу о том, что занимаясь
экскурсионной деятельностью мы видим какие мы, определяем достоинства и
недостатки, а значит это поможет нам стать лучше. Это определенная надежда на
то, что следующая поездка или поход в музей будет еще лучше.

Результативность.

Это
этап применения полученных знаний. Посетив музеи и побывав на различных
экскурсиях у учеников накапливается информация, фотографии, впечатления. Возникают
вопросы, которые требуют поиска дополнительной информации. Такие вопросы и
поиск ответов на них превращаются в школьные исследовательские проекты.
Учащиеся занимающиеся экскурсионной деятельностью с удовольствием участвуют в
метапредметных олимпиадах. Многие участники экскурсионный деятельности
становятся призерами и победителями в конкурсах туристической, краеведческой,
экологической направленности.  Особое место занимает школа безопасности, дети
посещающие туристические места, как никто другой осознают важность соблюдения
правил для безопасного путешествия и поведения в общественных местах . Кроме
того, «по следам» экскурсионной деятельности создаются творческие выставки
рисунков, фотографий, сочинений, различных творческих работ.

Результаты.
по экскурсионной деятельности за 2019-2010 г
.

1)    Городской
проект – метапредметная олимпиада школьников «Парки, Музеи, Усадьбы» может быть
отнесена к разным направлениям экскурсионной деятельности в зависимости    от
тематики посещенных мест.

В олимпиаде приняли участие 74% учащихся
класса (20 человек), 2 команды стали победителями.   

2)    2
учащихся выиграли окружной тур конкурса юных экскурсоводов «Путешествие по
Москве» и заняли 3 место на городе. Сейчас ребята продолжают работать над
проектом, представляя второй историко-культурный объект города.

3)    »
По музею в тапочках» ( 7 человек победители),

4)     «Моя школа — Мой
город — Моя страна конкурс проектных работ

5)    Московский
городской конкурс краеведческих работ «Отечество» два проекта прошли
на региональный тур

6)    Квиз
«Мой район в годы войны» —  команда из 5 учеников заняла 1 первое место среди
школ округа.

7)    Группа
учащихся работает в этом году над метапредметным проектом. «Коробочка желаний
класса». Проект представляет собой туристические места, с описанием
достопримечательностей.

8)     С
начала реализации данной воспитательной практики возрос процент участников в экскурсионной
деятельности в 2018-2019 учебном году 30-40% учащихся принимали участие в
экскурсионной деятельности, в 2019-2020 году 50-70% от численного состава
класса.

9)    Результат
не количественный, но тоже очень важный дети учатся общаться, осваивают правила
поведения и безопасности, расширяют предметные знания.

Экскурсия-
это процесс, в основе которого, прежде всего, лежит опыт зрительного и
художественного восприятия. Важным является и эмоциональная составляющая.
Учащиеся получают положительные эмоции, позитивный настрой от познания является
залогом развития у учащихся познавательных мотивов, т.е. стремления к познанию
нового.

Предложение
педсовету

1)               
Так как все классные руководители
реализуют экскурсионную деятельность в классах предлагаю использовать этапы
подготовки и рефлексии для организации более качественнной воспитательной
практики.

2)               
 Продолжить осуществлять экскурсионную
деятельность в современных реалиях ( дистанционное обучение). Использовать
проект «Москва с тобой», с его помощью можно ознакомиться с экспозициями и
выставками столичных музеев, посетить виртуальные выставки и галереи. В проекте
представлены Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных
искусств имени Пушкина, музей современного искусства «Гараж»,
музей-заповедник «Царицыно», Еврейский музей и центр толерантности.
Для осуществления экскурсионной деятельности в дистанционном формате скоро
можно будет воспользоваться материалами федерального проекта «Цифровая
культура». Это своего рода банк данных библиотек, концертных залов, музеев.
Этот проект позволит учащимся в онлайн формате посещать региональные и
федеральные мероприятия.

 Спланируйте работу классного руководителя по организации тематической экскурсии / прогулки в соответствии с поставленной задачей: «…»

(тема и задача тематической экскурсии (прогулки) формулируются студентом самостоятельно / возраст обучающихся / класс ступени начального общего образования – по выбору студента).

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык оно прониклов 19 веке и первоначально означало « выбегание, военный набег», затем «вылазка, поездка».

За всю историю отечественногоэкскурсоведения существовало немало различных определений экскурсии, отражающих ее сущность. Определение школьной экскурсии заключается в следующем: «Экскурсия – особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах комплекций (музей,  выставка).

Наконец, в начале XXI века экскурсия определяется как «целенаправленное освоение действительности через аудио-визуальное ознакомление с тематически объединенными объектами на местности с помощью экскурсовода». С годами происходило усложнение представлений об экскурсии, а именно: о целях, задачах, формах проведения, в конечном итоге, о ее сущности. Из прогулки, преследующей практические цели, например поиск лечебных трав, экскурсия выросла в мощное средство культурно-просветительной работы.

Действительно, экскурсия может конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, усиливать интерес к получению дополнительных знаний.

Поскольку экскурсия стимулирует мыслительную и физическую активность человека, направленную на достижение поставленной цели, то ее можно считать особым видом деятельности.

Экскурсия как вид деятельности

Деятельность представляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели. Экскурсия сумма взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий. Эти действия разнообразны — передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение памятников, включенных в маршрут, пояснения. Советы экскурсовода делают действия экскурсантов осмысленными, целенаправленными.

Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов.

Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.

Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главные из них — подготовка и проведение экскурсий. Экскурсия — специфический вид деятельности специалиста-экскурсовода.

 Конкретные действия экскурсовода направлены на то, чтобы помочь экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема экскурсии; получить необходимую информацию о них; выработать у них отношение к теме экскурсии; дать экскурсии свою оценку, то есть сделать определенные выводы и, наконец, ощутить величие события или значение произведения искусств, которым посвящена экскурсия. Деятельность экскурсантов выражается в наблюдении и изучении объектов, а также в получении информации о них.

На основании сказанного неверным представляется утверждение о том, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов. Действительно, большая часть работы во время экскурсии выполняется экскурсоводом, тем не менее в экскурсионном процессе – работала серьезная и сложная для обеих сторон – и для экскурсовода, и для экскурсантов.

Специалисты выделяют ряд признаков экскурсии. Общими признаками для всех экскурсий являются следующие:

1. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

2. Наличие квалифицированного экскурсовода, проводящего экскурсию.

3. Протяженность экскурсии во времени (от 45 минут до 3-4 часов).

4. Протяженность экскурсии в пространстве – движение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

5. Показ экскурсионных объектов на месте их естественного или искусственного (в музее, на выставке) расположения.

6. Целенаправленность проведения экскурсии (наличие темы, в процессе раскрытия которой решаются задачи экскурсии).

7. Активная деятельность участников экскурсии (экскурсовода и экскурсантов).

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией и превращает его в любительскую прогулку, прогулку выходного дня, турпоход, тур, просмотр видео- или кинофильма, лекцию, устный журнал и т. п. Помимо общих признаков у каждого вида экскурсий существуют специфические признаки. Например, у автобусных экскурсий – это обязательный выход из автобуса для осмотра достопримечательностей, у производственных – демонстрация действующих объектов (механизмов, станков»..

Экскурсия как вид деятельности выполняет несколько функций.Информационно-познавательная функция. Всякая экскурсия в соответствии со своей темой предполагает освоение определенных пластов культурной или природной среды, а значит, содержит информацию по конкретному разделу знаний – о достижениях медицины, об исследованиях космоса, об исторических событиях, о крупных изобретениях и т. п. Следовательно, экскурсант в процессе экскурсии всегда узнает что-то новое.

Каждая экскурсия должна содержать относительно полную, научно обоснованную и тщательно выверенную информацию по своей теме. Тематическая экскурсия с точки зрения объекта передаваемой информации – более узкий вид экскурсии, поскольку освещает информацию по одному разделу знаний, а обзорная – более широкий, поскольку передает информацию по нескольким разделам знаний.Воспитательная функция. Экскурсия не только дополняет и конкретизирует знания экскурсантов по определенной теме, но и помогает им выработать отношение к тому, что они узнали. Поэтому перед экскурсоводом ставится задача создать в экскурсионной группе атмосферу единомыслия и общего переживания, оказать влияние на формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.

Несмотря на то, что понятие «воспитание» многогранно, в экскурсии присутствуют и естественно интегрируются разные виды воспитания: идейно-политическое и патриотическое, нравственное и эстетическое, трудовое и физическое. Каждая группа тематических экскурсий имеет свои воспитательные задачи. Природоведческие экскурсии воспитывают бережное отношение к природе, животному и растительному миру. Искусствоведческие экскурсии направлены на эстетическое воспитание экскурсантов. Производственные экскурсии воспитывают уважение к труду. Этнографические экскурсии – уважение к обычаям и традициям разных народов.

Для достижения воспитательного эффекта в экскурсию в качестве тематически встроенных и методически оправданных элементов могут быть включены фрагменты из художественных, научно-популярных фильмов или хроникально-документальный фильм полностью; прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи; выступления участников и очевидцев событий; встреча с руководителями и работниками предприятий; прослушивание музыкальных произведений и т. д.

Важной частью экскурсии как воспитательного процесса является послеэкскурсионная работа экскурсантов. Она становится возможной, когда экскурсоводу удалось превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной работы экскурсантов по углублению к закреплению полученных знаний.

Развлекательно-досуговая функция. Экскурсовод всегда должен помнить, что экскурсия – это форма проявления и способ удовлетворения не только познавательных, но и рекреационных потребностей человека, что экскурсия – это способ проведения досуга, свободного от работы времени, если это, конечно, не учебная экскурсия. Поэтому, с одной стороны, экскурсия не должна превращаться в сугубо познавательный вид деятельности, то есть экскурсовод не должен перенасыщать экскурсию большим количеством объектов показа и большим объемом лекционного материала. С другой стороны, всегда следует иметь в виду, что только развлечением сущность экскурсии не исчерпывается. Следовательно, основная сложность заключается в том, что нужно найти «золотую середину» в удовлетворении познавательных и развлекательных потребностей экскурсантов.

Перечисленные выше функции экскурсии являются базовыми, однако, наряду с ними, выделяют еще несколько функций. Отметим две из них.

Эстетическая функция. Данная функция проявляет себя в двух ипостасях. Во-первых, на экскурсии важно показать людям красоту окружающего мира, обратить внимание экскурсантов на особенности объектов, которые кажутся привычными и обычными. Во-вторых, в процессе экскурсии важно не просто передать информацию, но сделать это красиво посредством правильной речи, выразительных средств, отточенностью жестов и движений и т. д.

Коммуникативная функция. Общение участников экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу. Эффективность экскурсии определяется не только знаниями и эрудицией экскурсовода по теме и умением использовать методику передачи этих знаний аудитории, но и способностями установить контакт со всеми участниками экскурсии: с экскурсантами, водителем автобуса, работниками музея. Этому способствуют такие качества экскурсовода, как приветливость, доброжелательность, непринужденность в общении, предупредительность.

Таким образом, каждая конкретная экскурсия одновременно выполняет как минимум три базовые функции, к которым в зависимости от вида экскурсии могут добавляться и другие функции.

Экскурсия является весьма эффективной формой организации учебной и внеклассной работы и в этом отношении выполняет ряд существенных дидактических функций:

с помощью экскурсии реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;

экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой, способствуют изучению явлений и процессов в реальности, взаимосвязи и взаимозависимости, формированию научного мировоззрения;

экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве;

экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства;

формированию познавательных и коллективистических интересов, положительных качеств личности.

В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах: — как самостоятельная форма воспитания и обучения, как составная часть других форм обучения и воспитания; — как форма организации культурного досуга; — как часть тематического цикла, одна из ступеней познаний; — как форма распространения научных знаний, идейного воспитания; — как мероприятие по одному из направлений воспитания – патриотического, трудового, эстетического, экологического; — как форма работы с массовой аудиторией; — как форма межличностного общения экскурсовода и экскурсанта, экскурсантов друг с другом, экскурсантов с объектами показа.

Предлагаемая классификация экскурсий показывает, как можно их применить в деятельности учителя–предметника и классного руководителя.

Экскурсионный метод предполагает проведение занятий вне учебного класса. Он построен на преобладании показа над рассказом.

Основой реализации экскурсионного метода в школе является системная организация экскурсий, которая требует разработки и перспективного планирования. Важнейший принцип, который следует учитывать в работе учителя- предметника или классного руководителя, это принцип осуществления обратной связи, позволяющий отслеживать уровень внимания, качество восприятия и другие достижения учащегося как субъекта образования.

Как показывает школьная практика при относительно большом количестве экскурсий, экскурсионный метод как таковой учителями не используется, чаще учителя полагаются на эрудированность экскурсовода и выступают в роли сопровождающих учащихся.

Педагоги не всегда рассматривают экскурсию, как форму воспитания и поэтому выбор экскурсионных объектов, как правило, осуществляется хаотически и очень часто, пренебрегая  главными помощниками – родителями школьников. Такая ситуация говорит о необходимости в деятельности классного руководителя или учителя-предметника Программы реализации экскурсионного метода, которая включает следующие этапы:

Подготовительный: подготовка школьников, подготовка педагога и подготовка группы к экскурсии, обсуждение темы, маршрута, снаряжения, выполняемых исследований, способов взаимодействия в группе.

Собственно экскурсия: основная задача педагога на экскурсии – организация и поощрение самостоятельности и исследовательских работ школьников с опорой на приобретение ими эмоционально- чувственного опыта общения с объектом экскурсии и восприятия учащимися объекта в его естественном окружении.

Заключительный: включает в себя обсуждения и проработку экскурсии в свободной (выбранной педагогом) форме спустя некоторое время после экскурсии.

При таком подходе экскурсия осуществляется как проект. Её разработка и реализация, а так же последующее использование в образовательном процессе собранных материалов, проводятся педагогом в соответствии с известной проектной методикой.

Такая программа включает в себя использование именно системы экскурсий, подчиненных методическим принципам: от простого к сложному, от близкого к дальнему, от части к целому, от знакомого к незнакомому, от реального к виртуальному.

Практика показывает, что экскурсионные программы помогают школьникам охватить содержание обучения широко, всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых на уроках законов физики и химии, физики и биологии, истории и литературы, географии и экологии, то есть способствуют реализации межпредметных связей. Во время экскурсии учащиеся не только усваивают новые знания или углубляют и расширяют имеющиеся, но и приобретают умения и навыки их применения.

Особо следует подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы учащихся; чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда.

Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения, но в конкретных условиях на первый план может выходить и одна из них.

Учитывая активно-двигательную специфику учебного познания на экскурсии, можно также говорить о ее влиянии на физическое развитие учащихся.

К экскурсоводу, ведущему экскурсии с детской и подростковой аудиторией также предъявляются определенные требования. Во-первых, он должен быть воспитателем, педагогом. Во-вторых, экскурсоводу необходимо знать школьные учебные программы и хорошо, если он будет педагогом-предметником. В–третьих, он должен быть чутким психологом, чтобы понимать детскую аудиторию, уметь быстро и легко устанавливать контакт с группой, поддерживать внимание ребят на протяжении всей экскурсии.

Деятельность экскурсовода отличается от других видов деятельности по уровню психологического напряжения. Она родственна деятельности педагога, писателя, артиста..

Именно знание законов психологии (например, знания возрастных особенностей экскурсантов) позволяет экскурсоводу владеть вниманием группы на протяжении всей экскурсии, учитывая особенности восприятия материала экскурсантами, эффективного воздействуя на сознание и чувства участников мероприятия.

Хотя экскурсионные программы для школьников и пользуются очень большим спросом, включить их непосредственно в процессе обучения проблематично, т.к. требует от педагога огромной предварительной работы по поиску необходимой темы и профессионального экскурсовода, который бы отвечал всем вышеизложенным требованиям.

Путь развития экскурсии идет по Линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы.

В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы.

Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.

Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Ему небезразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Он своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия.

В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия — сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

Экскурсия как форма общения

В словарях русского языка понятие «общение» рассматривается как «взаимные сношения, деловая дружеская связь». Более широко «общение» трактуется в философских словарях как одно из необходимых условий формирования и развития субъектов (личностей), при котором происходит обмен информацией, умениями и навыками.

В практической деятельности человека имеют место два вида общения — прямое и косвенное. Формы прямого общения — беседа, лекция, урок в учебном заведении, диспут, дискуссия, митинг, экскурсия и др. В ходе такого общения формируется общность чувств, настроений, мнений, взглядов, достигается взаимопонимание, происходит усвоение информации, укрепляются взаимосвязи.

Косвенное общение происходит в ходе чтения газет, журналов, книг, слушания радио, просмотра кинофильмов и др. В процессе такого общения отсутствует обратная связь, которая при прямом общении выражает себя в реакции субъекта на получаемую информацию.

Экскурсия как форма прямого общения предполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность миллионам людей получить значительный объем информации, формирует способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими участниками мероприятия, экскурсант при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигаются необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется эмоциональное взаимопонимание их, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов.

Общение людей на экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу общения, сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами, а также отношений личностных и групповых1.

Знание основ психологии и педагогики помогает экскурсоводу правильно организовать процесс экскурсии. Практически общение представляет собой коммуникативную фазу в деятельности экскурсовода.

Правильно организованное общение экскурсовода и экскурсантов является основой такого педагогического процесса, как экскурсия. Коммуникативный компонент — важная часть профессионального мастерства экскурсовода. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями экскурсовода по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, но и способностями в общении с экскурсантами, методистами и другими работниками экскурсионного учреждения, музея, с водителем автобуса. Важную роль в общении с аудиторией играют такие качества, как предупредительность, умение вести нормальный диалог.

Методисты экскурсионных учреждений придают большое значение роли экскурсовода в ходе проведения экскурсии. В этом деле можно увидеть достижения и просчеты. Стремясь повысить активность экскурсантов, экскурсовод использует различные варианты. Делая более пространным рассказ, он невольно превращается в лектора, сводит роль экскурсовода к пассивному восприятию увиденного и услышанного. Более эффективен вариант, когда экскурсовод, делая конкретные пояснения, направляет внимание группы, вызывает вопросы у экскурсантов, заставляет их размышлять, сопоставлять, подводит к оценкам и выводам. И третий вариант — это когда экскурсовод является как бы дирижером группы. Он организует демонстрацию объектов, обеспечивает четкий порядок их наблюдения. Так происходит потому, что экскурсанты заняты активным восприятием увиденного. Вопросы у них появляются после того, как будут осмыслены полученные впечатления. Подобный вариант проведения экскурсии возможен в высококвалифицированной и сплоченной группе.

Памятка классному руководителю по организации экскурсионной работы

Экскурсионная работа – совершенно необходимая педагогическая деятельность, решающая как учебные, так и воспитательные задачи.

Экскурсии:

  • Разнообразят формы обучения

  • Углубляют знания учащихся, расширяют их кругозор.

  • Воспитывают интерес ко всему новому

  • Развивают стремление детей к активной познавательной деятельности

  • Позволяют значительно углубить и сделать более прочным усвоение материала, изучаемого на уроках.

  • Воспитывают любовь к Отечеству, интерес к его прошлому, позволяют ученику ощутить себя причастным к истории культуры.

  • Способствуют развитию эстетического начала в человеке

  • Способствуют формированию и сплочению классного коллектива, обучают детей самостоятельности, умению жить без родителей, подчинять свои интересы интересам других.

  • Обучают учеников умению вести себя корректно в беседе с лектором, с одноклассниками, с классным руководителем, т.е способствуют нравственному обогащению учащихся.

  • Способствуют развитию личности каждого ученика.

При организации экскурсионной работы следует иметь в виду следующее:

Приглашая учащихся на экскурсию, необходимо

  • Рассказать о предмете экскурсии, расширить их знания по теме экскурсии

  • Поставить вопросы, на которые необходимо найти ответы во время экскурсии

  • Желательно предложить ученикам вести постоянный журнал экскурсий

  • Провести с учащимися беседу о правилах общения, правилах поведения на экскурсии

  • Провести беседу по технике безопасности

  • Оформить приказ на проведение экскурсии.

После проведения экскурсии необходимо:

  • Обсудить впечатления (что понравилось, что не понравилось)

  • Оценить поведение учащихся во время экскурсии, пори необходимости сделать корректные замечания

  • Заслушать ответы на вопросы, которые были поставлены перед экскурсией

  • Организовать творческую работу (эссе, сочинения, доклады, сообщения, выпуск тематических газет)

Актуальность проблемы.

Год 2014 объявлен президентом Годом Культуры, а 2015 – Годом Литературы, в связи с этим одной из актуальных проблем является организация учебных экскурсий как формы воспитательной работы. В современных условиях для успешной организации учебного процесса необходим поиск новых форм, методов и средств подачи материала. Острые проблемы воспитания современного подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования. Черты гражданской личности закладываются в детском, подростковом возрасте на основе опыта приобретаемого в семье, школе и формирует в дальнейшем всю жизнь человека. Основу гражданственности закладывает сфера свободного времени, являющаяся важнейшим фактором социализации личности. Сегодня именно от школы в огромной степени зависит, приобретут ли обучающиеся «базовый набор социальных компетенций» — станут ли они полноценными гражданами или же окажутся неприспособленными к жизни в обществе.

«Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной», — эти слова академика Д.С. Лихачева близки каждому учителю, воспитывающему у подрастающего поколения любовь к «малой родине».

Учебные экскурсии в школе имеют, прежде всего, образовательные и воспитательные цели и задачи — открыть обучающимся прекрасное в окружающем их мире — в людях и природе, пробудить у них чувство любви к Родине. Огромную роль в активизации деятельности обучающихся играет поисковый метод. Активный поиск литературоведческой информации. Экскурсия – это интеллектуальная деятельность, способствует прочному усвоению знаний. Познавательно-воспитательная направленность, воспитание эстетического вкуса, дифференцированный подход к обучающимся.

Литературные материалы не только приобщают нас к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей замечательных людей, но помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже осмыслить процесс развития всей русской литературы.

Экскурсии делают процесс обучения более интересным, качественным и результативным. Проблемы воспитания и обучения диктуют необходимость внедрения новых форм работы. Экскурсии являются этой формой учебной работы. Главный смысл состоит в том, чтобы с помощью экскурсий применять новые информационные технологии, погружение обучающихся в историческую эпоху, происходит сплочение коллектива. Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнения.

Основная цель организации учебных экскурсий как формы воспитательного воздействия — помочь обучающимся полнее освоить курс литературы, исследование возможности использования экскурсий для формирования литературоведческого мировоззрения, формировать положительную самооценку через подкрепление любых успешных действий.

Задачи.

а) обучающие.

  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на занятиях;
  • освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;

б) воспитательные.

  • развитие коммуникативных навыков;
  • приобретение навыков групповой работы;
  • формирование позитивного отношения к себе и окружающим, сплочение коллектива.

в) развивающие.

  • формирование потребности в самопознании и самореализации;
  • анализ форм и методов проведения экскурсий;
  • изучение предмета через образы, обогащение теоретическими знаниями.

Основная форма работы – групповые занятия (экскурсии, диспуты, заседания). Индивидуальная работа (беседа, консультация, решение актуальных проблем каждого ребёнка). Работа организуется по определенным правилам, основанным на взаимопонимании, желании помочь и понять друг друга, эмоциональной поддержке, создания климата доверия.

Ожидаемые результаты: осознанное активное участие в экскурсионной жизни большинства обучающихся, сформированная учебная мотивация, ориентация на здоровый образ жизни, осознанное желание участвовать в подготовительной работе к экскурсиям, подготовка материала к заочным экскурсиям.

Результатом реализации может стать: создание условий для приобретения общественного, социального опыта, коммуникативной культуры;осуществление преемственности между средним и старшим звеном школы;сплочение детского коллектива, развитие навыков самоорганизации и самоконтроля, самобытности личности ребенка, формирование духовно-нравственных ценностей посредством игровой практики; привлечение внимания родителей к проблемам воспитания обучающихся и организации досуга детей; привлечение к воспитательной работе в школе родительского актива.

Учебные экскурсии подразделяются на литературные и исторические. Их можно проводить и во внеурочное время, и в дни школьных каникул. Наибольший учебно-воспитательный эффект дает экскурсия, проведенная как своеобразный урок. Рекомендуется проводить не менее двух экскурсий за учебный год.

После экскурсии рекомендации педагога: для самообразования обучающихся; список литературных источников по теме; рекомендации по посещению цикла экскурсий по данной тематике. Преподавание литературы в школе нельзя ограничивать только сведениями из учебников и тем материалом, который обучающиеся получают на уроках. Большую роль учителю могут оказать учебные экскурсии по литературным местам.

Экскурсии имеют не только познавательное значение, но еще и большое воспитательное значение. Учебные экскурсии повышают квалификацию учителя. Они позволяют полнее увязывать учебный материал с жизнью, более конкретно и эмоционально изложить его, что в свою очередь способствует прочному усвоению знаний обучающимися.
Каждая из литературных экскурсий должна быть проведена с максимальным учебно-воспитательным эффектом, что требует тщательной подготовки, как учителя, так и обучающихся. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания. Методика проведения любой экскурсии должна исходить из специфики её как небольшого путешествия.

Подготовка учителя к проведению учебных экскурсий начинается с выбора объекта экскурсии еще при составлении годового календарного плана. С учетом программных требований и доступности расположения литературно-исторических мест учитель еще до начала учебного года намечает объекты учебных экскурсий.

Самое верное средство прикоснуться к поэту сердцем — посетить его родину, воспринять ландшафт, краски, звуки, которые вызывали у него вдохновение, увидеть рядом с собой окружающие его предметы. Чтобы экскурсия обогатила ребят неповторимыми впечатлениями, ее нужно подготовить: не только разработать программу и маршрут, но и настроить обучающихся на активное чтение книг о поэте, писателе и его произведений. Заученные школьниками стихотворения зазвучат во время экскурсий и помогут воспринимать окружающее глазами, слухом и языком поэта.

Для внеклассных занятий характерны свои особые формы работы, встречи с поэтами-земляками; занятия-концерты, на которых звучат стихи в исполнении учеников, литературно-краеведческие экскурсии, экскурсии по памятным местам родного края; уроки внеклассного чтения. Именно такая целенаправленная работа позволяет учителю выявить способных, талантливых детей, а им в свою очередь раскрыть свои творческие способности, окунуться в мир словесности вне школьной программы.

Посещение мест, воспетых в художественной литературе, вызывает обостренное чувство красоты природы. Духовный подъем, вызванный пребыванием в заповедных местах, радость познания, обилие впечатлений, памятные встречи — все это может вызвать у школьников стремление занести свои впечатления в дневник. Ведение дневника, в свою очередь, способствует обогащению словарного запаса, воспитывает интерес к литературному творчеству.

Мои мероприятия.

Влияние внеклассного мероприятия на стимуляцию познавательной активности обучающихся в учебной деятельности очень велико. Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить наиболее оптимальные формы – экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, тематические вечера. Внеурочное мероприятие служит для более детального раскрытия темы. Внеурочные занятия необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний.

Роль самого учителя на таком «уроке» необычно велика. Много впечатлений оставляют у школьников экскурсии по памятным местам края, посещение дома, в котором родился или жил писатель. С. Я. Маршак писал:

Все то, чего коснется человек.
Приобретает нечто человечье.
Вот этот дом, нам прослуживший век,
Почти умеет пользоваться речью…

Я работаю с учениками средних и старших классов — это подростки 12-16 лет. По своему возрасту, развитию и уровню знаний они еще не способны к систематическому и глубокому изучению литературно-краеведческого материала. Ребята этого возраста выступают главным образом как читатели, слушатели и исполнители произведений. Естественно, у ребят появляется желание побывать на родине знаменитых поэтов. К экскурсиям готовимся заранее. Рассказываю о цели посещения литературных мест, советую прочитать биографические, мемуарные и художественные произведения, рекомендую заучить некоторые стихи или отрывки из прозы, указываю справочники, помогающие знакомству с теми местами, куда предстоит отправиться; школьники принимают участие в составлении общего плана экскурсий и распределении конкретных поручений между ее участниками.

«Есенинские встречи», посвященные Дню рождения Сергея Есенина — это добрая и уже многолетняя традиция чествования замечательного российского поэта. Наро — Фоминская земля хранит память о пребывании, пусть недолгого, а всего лишь проездом, – Есенина и Дункан в Литвинове. Проходят годы, но и сейчас не угасла притягательная сила звонкого есенинского слова. А сила эта не только лирическая. К экскурсии в Константиново готовились, провели урок-концерт, на котором звучали стихи С.А. Есенина о природе родного края. Экскурсия на родине С.А. Есенина в с. Константиново дала возможность по-новому воспринять знакомые строки его стихотворений, связала новыми нитями с жизнью и творчеством великого поэта, заставила еще больше полюбить свой край.

IMG_5776
НА РОДИНЕ С.ЕСЕНИНА

В самую красивую пору года мы побывали на родине Есенина — осенью. Читали полюбившиеся нам стихи С.А. Есенина. Прошли по местам юности С. Есенина, где формировались личность и творческие пристрастия, чувство родины и любовь к сельской культуре. Выйдя на берег Оки, мы сразу ощутили высоту птичьего полета, где «только синь сосет глаза». (Приложение 2)

Свои впечатления ребята выразили в сочинениях: «Прекрасное золотое утро! Мы едем на родину Сергея Есенина». «Мы побывали в доме его родителей, в школе, где учился Есенин. Сергей учился на одни пятерки! Нам было интересно узнать подробности о нем и его семье». «Понравилось, когда мы с учителем читали стихи на берегу реки Оки».

Конкурс «Волшебная страна – Поэзия» объединил начинающих поэтов Наро – Фоминского муниципального района. Авторские стихи, написанные ребятами, вызвали живой отклик. Среди гостей — жители города и района, большинство тех, кто сам не может жить без поэзии, кто пишет стихи. Практически каждый в этом нежном возрасте пытался хоть чуть-чуть прикоснуться к волшебному миру поэзии. (Приложение 3)

«Места родные, близкие места» фотовыставка — это вернисаж фоторабот наро-фоминцев, посвященный родному краю. Мы с радостью пришли на открытие выставки. Во все снимки вложено столько любви к родной земле, столько гордости за нее, что чувство необъяснимой радости накрывает тебя волной — какая же красота существует вокруг нас, и это — наша малая родина, наша наро-фоминская земля.

Экскурсия в 30 км от Наро-Фоминска в Культурно-образовательный туристический центр «ЭТНОМИР», где обучающиеся познакомились с жизнью, традициями, культурой многочисленных народов, населяющие нашу планету. (Приложение 2)

Мы совершили незабываемую литературную экскурсию по памятным местам Ясная Поляна – Тула. (Приложение 3)

Старинное родовое гнездо, Ясная Поляна, где Л.Н. Толстой родился и провел большую часть жизни, оставила неизгладимое впечатление на ребят. Посетили могилу Л.Н. Толстого. Мы увидели яблоневые сады, посаженные писателем, пруды, пасеку и конюшню. Впечатления у мальчишек и девчонок разнообразны: «Мы смогли услышать настоящий голос Л. Н. Толстого с помощью звукозаписывающего аппарата», — делится Настя Снатенкова. Ионов Владислав: «Меня очень удивило, что каждый шкаф с книгами делился на каждого члена семьи». В Кучерской избе ребята познакомились с традициями крестьянского гостеприимства.

Посетили Малый театр на Ордынке, где посмотрели спектакль «Бедность не порок» по А.Н. Островскому. Ребята были подготовлены к просмотру спектакля, прочитав предварительно пьесу на классном часе. В спектакле звучала музыка Г.В. Свиридова, русские обрядовые, игровые и лирические песни. (Приложение 4)

Единственный мемориальный музей М. А. Булгакова в Москве вызвал у моих ребят бурю эмоций, и огромное желание прочитать произведения, которые были написаны в этой квартире. (Приложение 4)

Наши ближайшие планы это вместе с классом посетить литературные места – Михайловское, Тригорское, Петровское, Переделкино.

Заочная экскурсия.

В основу заочной экскурсии могут быть положены выступления обучающихся — рассказы о местах, связанных с жизнью и творчеством русских писателей и поэтов. Для подготовки подобного выступления необходимо собрать большой иллюстративный материал. Источниками в этом случае могут быть музейные проспекты и каталоги, фотографии и открытки, иллюстрации из книг и энциклопедий, ресурсы Интернета.

Путешествуем по Пушкинским местам. Где же бывал Пушкин? Конечно же, все сразу назовут Михайловское, но ведь кроме этого семейного имения есть немало усадеб, сел, которые также были посещены поэтом и не менее любимы им. И естественно они хранят воспоминания об этих посещениях. Так, некоторые села вместе с Михайловским образовали «Пушкинское кольцо». Именно об этом кольце я и хотела рассказать на уроке.

Путешествие по литературным местам Подмосковья: Захарово — Большие Вяземы, полотняный завод им. деда Н. Гончаровой. По ходу лекции глубже знакомимся с жизнью и творчеством поэта, составляем конспект. Итогом работы в классе является написание сочинения-рассуждения.

В пятидесяти километрах от Наро-Фоминска расположен великолепный памятник ХVII века – Полотняный завод, старинная усадьба Гончаровых. Усадьба всегда была знаменита, в свое время ее посещали и Екатерина II, и полководец Кутузов, и многие другие известные личности. Но главный гость усадьбы – великий поэт Александр Пушкин. По легенде в парке долго стояла деревянная беседка, на скамейке которой рукой гения была вырезана надпись «Я влюблен, я очарован, я тобой огончарован…»- одной из лучших красавиц того времени: Наталье Николаевне Гончаровой.

Дети много времени проводят за компьютером, поэтому во время заочной экскурсии используем компьютерную презентацию. После проведения урока-экскурсии увеличился процент детей, которые смогли усвоить информацию.

Заключение.

С каждым годом литературные экскурсии занимают все большее место в работе классного руководителя. Уже не требует особых доказательств то, что на самых различных этапах учебного и воспитательного процессов использование экскурсионного материала играет важную роль как в познаватель­ном, так и в воспитательном отношении. Наиболее эффектив­ными являются те экскурсии, которые связаны с биографией писателя, так как они дают новый материал, сти­мулируют интерес к жизни и творчеству того или иного ав­тора.

После посещения Константиново, Мелихово, Ясной Поляны, музеев и театров Москвы А.П. Чехов и Л.Н. Толстой, М.А. Булгаков и С.А. Есенин, А.Н. Островский стали ближе, а их произведения интереснее и понятнее. Литературные экскурсии не только развивают эстетическую культуру, учат понимать прекрасное, но и помогают выполнять главную задачу школы — привитие любви к родной земле, приобщение школьников к литературе о родном крае, открывая в ней животворный родник гражданского становления личности. Знания, приобретенные обучающимися на уроках, являются тем фундаментом, на котором построены основные компоненты внеклассных занятий.

Во время экскурсий, путешествий, как и на уроках литературы, ребята отвечали на сложные вопросы, замечали стилистические особенности, разгадывали литературные загадки, запоминали художественные элементы и символы. Но только с одним существенным отличием: на аудиторных уроках они это делают опосредованно, через репродукции, тексты, видеоматериалы, схемы, документы, а на экскурсионных уроках – непосредственно. Они могут сформулировать свой личный взгляд на тот или иной экспонат и компетентно заявить: «Я это видел собственными глазами!» А как важно в детском возрасте непосредственное эмоциональное восприятие! Его не заменят никакие, даже самые хорошие издания.

Внеклассная работа помогает воспитывать интерес к книге, знакомит с разными видами искусств. Экскурсии по памятным литературным местам, уроки внеклассного чтения углубляют представление об исторических и культурных связях родных мест с жизнью России, раскрывают богатство и разнообразие художественной литературы. Они помогают приблизить к нам писателей, сделать их доступнее, «человечнее».

Сопоставление литературного произведения с изображенной в нем жизнью помогает познанию знаков художественного творчества, способствует проникновению в специфику литературы как образного отражения действительности, способствует воспитанию творческого читателя, прививает интерес к книге, к литературе.

Опыт работы учителей через экскурсионно-развивающую работу переоценить невозможно. Одно дело – изучать литературу и историю на школьных уроках, другое – увидеть шедевры прошлых столетий воочию. Такое запоминается на всю жизнь!

Эффективность системы экскурсионной работы:

Данная система успешно работает на протяжении почти 20 лет. Большинство классных руководителей поддерживает данную форму воспитательной работы, потому что она позволила нам выстроить эффективную воспитательную систему. Её эффективность мы измеряем такими категориями как “Наши достижения”. Наши достижения на уровне города, района, области значительно возросли, школа стабильно занимает призовые места (олимпиады, конкурсы).

Результат:

  • осуществление системной работы с обучающимися школы;
  • высокая степень удовлетворённости родителей обучающихся работой школы;
  • позитивный настрой педагогов;
  • заинтересованность учеников;
  • повышение уровня воспитанности обучающихся школы;
  • формирование активной гражданской позицией у подростков.

Таким образом, экскурсионная работа не только позволяет включить всех обучающихся в коллективную деятельность, она дает возможность каждому ученику занять позицию организатора одной, наиболее интересной для него деятельности и одновременно участвовать в разнообразной групповой работе. Экскурсионная работа помогает в воспитании творческой личности, в воспитании человека, выходящего в жизнь с осознанием собственной ответственности за совершаемые им поступки, с активной гражданской позицией.

Литература.

  1. Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – с. 22–24.
  2. Скаткина М.Н. Дидактика средней школы. — М.: Просвещение, 1982. — С.180.
  3. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / О.И. Лепилкина, Е.Ю. Умнова, А.Е. Зимин и др. — М.: Вентана-Граф, 2005. — 272 с.: ил.
  4. Агеносов. – М.: Дрофа, 2007. – 300 с. – (Элективные курсы).
  5. http://www.9151394.ru/ — Информационные и коммуникационные технологии в обучении.
    http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html — Дистанционный семинар.
    http://www.9151394.ru/projects/liter/litkurs/index.html — Сочинение по литературе как модель исследования.
    http://som.fio.ru/ — сетевое объединение методистов.
    http://www.ug.ru/ -«Учительская газета».
  6. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.//Информатика и образование. 2004.
  7. Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценность, успех. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
  8. Лихачев Д.С. Земля родная. Книга для учащихся 1/1.1983 г. У:- Мамонтов А.З., Щерба Н.Н.

Приложения.

Классное руководство

Экскурсионная работа – совершенно необходимая педагогическая деятельность, решающая как учебные, так и воспитательные задачи.

Экскурсии:

  • разнообразят формы обучения;
  • углубляют знания учащихся, расширяют их кругозор;
  • воспитывают интерес ко всему новому;
  • развивают стремление детей к активной познавательной деятельности;
  • позволяют значительно углубить и сделать более прочным усвоение материала, изучаемого на уроках;
  • воспитывают любовь к Отечеству, интерес к его прошлому, позволяют ученику ощутить себя причастным к истории культуры;
  • способствуют развитию эстетического начала в человеке;
  • способствуют формированию и сплочению классного коллектива, обучают детей самостоятельности, умению жить без родителей, подчинять свои интересы интересам других;
  • обучают учеников умению вести себя корректно в беседе с лектором, с одноклассниками, с классным руководителем – одним словом, способствуют нравственному обогащению учащихся;
  • способствуют развитию личности каждого ученика.

Экскурсионная работа – важнейшая часть деятельности классного руководителя.

При организации экскурсионной работы необходимо иметь в виду следующее:

  • следует составить перспективный план проведения экскурсий, опираясь на предложенную программу экскурсий, разработанную для учащихся нашей гимназии;

Приглашая учащихся на экскурсию, необходимо провести предварительную работу:

  • рассказать учащимся о предмете экскурсии, расширить их знания по теме экскурсии;
  • поставить вопросы, на которые необходимо найти ответы во время экскурсии;
  • желательно предложить ученикам вести постоянный дневник экскурсии;
  • побеседовать с учащимися о правилах общения, о правилах поведения на экскурсии;
  • провести беседу по технике безопасности;
  • подготовить и оформить приказ на проведение экскурсии.

После проведения экскурсии также необходимо провести определенную работу:

  • обсудить впечатления (что понравилось, что не понравилось);
  • оценить поведение учащихся во время экскурсии, при необходимости сделать корректные замечания;
  • заслушать ответы на вопросы, которые были поставлены перед экскурсией;
  • организовать творческую работу (эссе, сочинения, доклады, сообщения, другие творческие работы, выпуск тематических газет).

Однако при оценке этой работы необходимо соблюдать тактичность и объективность, чтобы не обидеть учащихся и не отбить у них желание принимать участие в экскурсиях в будущем.

Соблюдение данных рекомендаций будет способствовать повышению эффективности экскурсионной работы и преодолению формализма при ее организации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Невские весы руководство
  • Линдинет 20 инструкция по применению побочные действия
  • Мазь регенерирующая губернские аптеки инструкция по применению взрослым
  • Тералиджен цена в воронеже инструкция по применению
  • Обогреватель эленберг масляный инструкция по применению