«Организация работы с электронными ресурсами»
Мы живем в то время, когда изменения в образовании происходят все чаще. Ни для кого не секрет, что педагогам приходится приспосабливаться к динамичным реалиям сегодняшнего мира.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль педагога в этой информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, нам необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Что же такое ЭОР и в чем их преимущества?
Электронные образовательные ресурсы – это средства программного, информационного, технического и организационного обеспечения воспитательного процесса. Они обладают современными качествами, необходимыми для удовлетворения потребностей обучающихся.
Использование электронных образовательных ресурсов дает возможность «конструировать» занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения, способствует организации учебно-воспитательного процесса не только в традиционном, но и в инновационном режиме.
Сегодня основными федеральными образовательными порталами, являются:
• ЕК ЦОР — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);
• ФЦИОР — Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/).
Все электронные ресурсы делятся на:
- информационные образовательные ресурсы;
- электронные образовательные ресурсы;
- цифровые образовательные ресурсы.
ЭОР — это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные материалы (электронные приложения), необходимые для организации учебно-воспитательного процесса.
Принципиальным отличием электронных образовательных ресурсов является наличие компонента интерактивности.
Поскольку электронные образовательные ресурсы многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям. Мне хочется остановиться на лишь на некоторых.
по технологии создания:
- текстографические ресурсы – отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге, также они имеют существенные отличия в навигации по тексту
- мультимедиа ЭОР — ресурсы, состоящие из визуального или звукового содержания. Принципиальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.
по типу среды распространения и использования: Интернет-ресурсы, оффлайн-ресурсы, ресурсы для электронных досок;
— по виду содержимого: электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы;
— по реализационному принципу: мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;
— по составляющим: лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы.
Внедрение в образовательный процесс использования ЭОР не исключает традиционные методы обучения, а гармонично дополняет и сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности воспитанников, которые смогут сами провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков без участия педагога или родителя. Что касается исследовательской работы – ЭОР позволяют не только изучать описания объектов, процессов, явлений, но и работать с ними в интерактивном режиме. Кроме того, использование электронных ресурсов влияет и на рост профессиональной компетентности педагога.
Каковы же наиболее продуктивные формы работы?
С некоторыми из них я вас кратко ознакомлю, а более подробно о некоторых расскажут наши педагоги в практической части семинара.
Итак, Интерактивная лекция позволяет достичь целостного восприятия фрагмента учебного содержания в удобном для ребенка темпе, очередности и форме. Она представляет собой последовательность фрагментов информации, сопровождаемых текстом, продублированным диктором, иллюстрациями и анимацией, интерактивными схемами, видеорядом. Такая форма работы будет продуктивна в творческих объединениях естественнонаучной направленности : «Экология живых организмов», «Решение задач повышенной трудности», «Исследователи окружающей среды», «Патриоты Родины», «Юный филолог», «Растительный и животный мир Мордовии», «Мир информатики», «Английский театр».
Виртуальная экскурсия обладает следующими преимуществами:
- минимальные временные затраты;
- доступ к экспонатам любого музея мира;
- мгновенное получение необходимой информации об экспонате;
- большое количество экспонатов.
Такие экскурсии позволяют ребенку развить образное мышление, художественный вкус и стиль, расширить свой кругозор, а также подробно изучить отдельные объекты, удаленные от него. Интересно применение данных электронных ресурсов на занятиях в творческих объединениях: «Счастливый английский», «Я познаю мир», «Маленький иностранец», «По странам и континентам», «Мир вокруг нас», «История города в названиях улиц», «Музейное дело», «LEGO-роботы», «Литературный салон», «В стране рукоделия».
Пошаговое объяснение позволяет включить воспитанника в активную познавательную деятельность. При этом переход к каждому следующему фрагменту вводимой информации невозможен без правильного выполнения предыдущего действия. Таким образом, процесс введения новой информации происходит при непосредственном активном участии ребенка. Пошаговое объяснение целесообразно включать в занятия школы раннего развития детей «Непоседы», использовать в творческих объединениях «Основы проектной деятельности», «Культура здоровья», «Школа безопасности», «3-D моделирование и 3-D печать», «Умелые руки», «Бисеринка».
Виртуальные лаборатории более характерные для таких занятий, которые обеспечивают формирование умений и навыков, значимых с точки зрения осуществления экспериментальной деятельности.
Рассматривая виртуальную лабораторную работу в качестве одной из форм организации деятельности учащихся на основе ЭОР, можно выделить такие ее преимущества:
- безопасность;
- отсутствие необходимости в сложном лабораторном оборудовании;
- возможность индивидуализации деятельности учащихся (работа в индивидуальном темпе, учет особенностей восприятия);
- самостоятельное получение выводов и самопроверка.
Лабораторный практикум позволяют добиться развития активно-деятельностной формы обучения на занятиях в творческих объединениях: «От природы к творчеству», «Юный исследователь», «Интеллектуал», Авиамодельный «Икар», «Экодизайн одежды». Использование лабораторных практикумов и конструкторов позволяет включиться в новый вид деятельности в компьютерном классе и дома. Такая форма может применяться в работе тех самых инженерных классов, открытие которых произойдет, у нас в Центре.
Использование моделей виртуальной лаборатории позволяет решать задачу столько раз, сколько нужно.
Игровые и творческие задания способствуют повышению уровня мотивации и развитию интереса к изучению предметного содержания. Они могут быть введены в занятия практически любых творческих объединений, но особенно интересны в школе раннего развития детей «Непоседы», «Слововеде», «Английском с увлечением», «Здоровей-ке», «Дорожной азбуке», «Интеллектуальных играх», «Туристическом», «Конструировании и оригами», «Цветном ветре», «Жизни на сцене».
Еще одной формой являются Контрольные модули, которые создаются с целью обеспечения контроля степени усвоения воспитанниками знаний, уровня сформированности умений и навыков. Сюда можно отнести участие ПДО вместе с воспитанниками в дистанционных конкурсах-олимпиадах таких как: «Вопросита», «Умната».
Уважаемые коллеги! Вот далеко не полный перечень тех форм ЭОР, которые сейчас открыты и работают. В своем выступлении я затронула те из них, которые педагоги нашего Центра могут использовать в своей практике с учетом той материальной базы, которая у нас есть на СП.
Хочется отметить, что электронные ресурсы как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:
1. Мультимедийность.
Средства мультимедиа – одновременное использование нескольких средств представления информации: графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов, высококачественного звукового сопровождения.
2. Интерактивность.
Интерактивность в ЭОР обеспечивается множественным выбором из элементов множества; вводом текста с клавиатуры с последующим анализом и систематизацией ошибок; активизацией элементов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов; перемещением объектов для составления определенных композиций.
3. Доступность.
Доступность ЭОР обеспечивается их свободным размещение в сети Интернет, позволяя работать с ними любым пользователем бесплатно в любое удобное время. Это обеспечивает реализацию положения ФГОС, в соответствии с которым необходимо обеспечить «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья».
4. Универсальность.
Универсальность – качество электронного ресурса, заключающееся в том, что он позволяет формировать знания, умения на материале, который может быть включен в работу практически любого объединения.
Еще раз обращаю ваше внимание на то, что в сети Интернет электронные образовательные ресурсы систематизированы и представлены в каталогах на следующих порталах:
- федеральный портал «Российское образование»;
- «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»;
- Российский общеобразовательный портал;
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
В заключение хочу сказать: электронные ресурсы помогают развивать творческие способности обучающихся, навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач, развивать умение вести индивидуальную работу, умение самостоятельного поиска решения новой задачи, помогают формировать интерес к занятиям в ТО.
Образованный человек стремится пополнить свои знания, быть в курсе основных событий, происходящих в мире. Задача педагога – содействовать формированию информационной культуры воспитанников, и тогда компьютер станет хорошим помощником на этом пути.
Используйте и создавайте электронные ресурсы!
Для подключения к удаленному рабочему столу с устройств Android, iOS, а также MacOS установите бесплатное приложение Microsoft Remote Desktop (загрузить с: Google Play, App Store, App Center).
Запустите приложение Microsoft Remote Desktop, и выполните следующие действия (Внимание! Если вы используете устройство под управлением iOS вначале создайте учетную запись (шаги 5-7) из главного меню):
- 1. На главном экране нажмите + в правом верхнем углу.
- 2. Выберите Remote Resource Feed.
- 3. В поле Feed URL введите адрес https://rdgw.msal.ru/RDWeb. Если вы используете устройство под управлением iOS, возможно, для входа необходимо будет ввести адрес https://rdgw.msal.ru
- 4. Нажмите Next.
- 5. В поле User Name выберите из выпадающего списка Add user account.
- 6. В поле User Name введите msalлогин, например msalABPetrov.
- 7. В поле Password введите пароль от вашей учетной записи.
- 8. Нажмите Save.
Приложение запустит процедуру соединения с сервером (может занять несколько секунд). Для начала работы перейдите во вкладку Apps.
Краткая инструкция «Электронные ресурсы для первокурсников»
Дата публикации: 16 августа 2022
Электронные ресурсы для первокурсников — краткая инструкция по доступу, поиску и использованию
Метки: Первокурсникам
- Назад
- Вперед
Руководства пользователям по работе с электронными ресурсами
Организационно-технологическая документация ГПНТБ СО РАН : cправочно-информационная работа. Ч. 2: Руководства пользователям по работе с электронными ресурсами / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук; [отв. ред. Н.С. Редькина]. — 2-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск, 2005. – 82 с.
В сборник включены методические рекомендации, облегчающие работу пользователей с локальными и удаленными электронными каталогами и базами данных, приобретаемыми и генерируемыми ГПНТБ СО РАН, доступными бесплатно в Интернете, а также инструктивные документы по организации, учету и поиску ресурсов на веб-сайте библиотеки. Издание переработанное, дополненное, переименованное. Первоначальное название сборника: «Организационно-технологическая документация ГПНТБ СО РАН. Справочно-информационная работа. Ч. 2: Руководства пользователям по работе с электронным каталогом и базами данных». Издание предназначено для специалистов библиотек и информационных служб, пользователей электронных ресурсов.
СОДЕРЖАНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ ГПНТБ СО РАН (РАБОТА ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ). Руководство пользователя
1. Общее описание системы
1.1. Каталог книг и продолжающихся изданий
1.2. Каталог авторефератов диссертаций
1.3. Каталог временного хранения (книги и продолжающиеся издания)
1.4. Каталог баз данных, имеющихся в фонде ГПНТБ СО РАН
1.5. Обменно-резервный фонд
2. Поиск документов
2.1. Простой поиск
2.1.1. Краткое описание интерфейса
2.1.2. Правила составления запросов
2.2. Режим «Стандарт»
2.2.1. Краткое описание интерфейса
2.2.2. Правила составления запросов
2.3. Режим «Эксперт»
2.3.1. Краткое описание интерфейса
2.3.2. Правила составления запросов
2.3.2.1. Оператор AND («И»)
2.3.2.2. Оператор OR («ИЛИ»)
2.3.2.3. Оператор AND NOT («И-Не»)
2.3.2.4. Усечение поискового термина
2.3.2.5. Использование словаря поисковых терминов
2.3.2.6. Выполнение запроса
2.4. Мультипоиск
2.4.1. Краткое описание интерфейса
2.4.2. Правила составления запросов
2.4.2.1. Логические операторы
2.4.2.2.Усечение поискового термина
2.4.2.3. Работа со списком представленных БД
2.4.2.4. Использование словаря поисковых терминов
2.4.2.5. Выполнение запроса
3. Работа со списком документов
3.1. Просмотр найденных документов
3.2. Сохранение документов
3.3. Печать
АЛГОРИТМ ПОИСКА В ЭЛЕКТРОННОМ КАТАЛОГЕ ГПНТБ СО РАН ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ
ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ ГПНТБ СО РАН (ЛОКАЛЬНАЯ СЕТЬ). Памятка пользователя
1. Общие сведения
2. Поиск
2.1. Поиск с использованием словарей
2.2. Поиск без использования словаря
2.3. Поиск с уточнением — логика «И»
3. Просмотр результатов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОИСКУ В БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ БАЗАХ ДАННЫХ И СВОДНЫХ КАТАЛОГАХ, ГЕНЕРИРУЕМЫХ ОТДЕЛОМ НАУЧНОЙ БИБЛИОГРАФИИ ГПНТБ СО РАН. Руководство пользователя
1. Общие сведения
1.1. Ретроспективные библиографические БД
1.2. Фактографические БД
1.3. Биобиблиографические БД
1.4. Библиографические БД с текущим пополнением
1.5.Обзорно-реферативные БД
1.6. Сводные каталоги
2. Поиск в библиографических базах данных и сводных каталогах
2.1. Алгоритмы поиска
2.2. Поисковые поля
2.3. Стратегия поиска, методика составления поискового предписания
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОИСКУ В БАЗАХ ДАННЫХ, ГЕНЕРИРУЕМЫХ ОТДЕЛОМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ГПНТБ СО РАН
1. Общие положения
2. Содержание и структура баз данных
3. Библиографические базы данных
3.1. База данных «Труды сотрудников ГПНТБ СО РАН»
3.1.1. Работа с БД в локальном режиме
3.1.2. Работа с БД через Интернет
3.2. База данных «Статьи по библиотековедению, библиографоведению, книговедению и информатике»
3.2.1. Работа с БД в локальном режиме
3.2.2. Работа с БД через Интернет
4. Полнотекстовые базы данных
4.1. База данных «Учебники по библиотековедению, библиографоведению, книговедению и информатике»
4.2. Электронный учебно-методический комплекс «Высшие библиотечные курсы»
4.3. Электронный учебно-методический комплекс «Обучающие семинары»
5. Фактографические базы данных
5.1. База данных «Учреждения библиотечного образования»
5.2. База данных «Лектор»
5.3. База данных «Статистика деятельности библиотек Сибири и Дальнего Востока»
АЛГОРИТМ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ В БАЗЕ ДАННЫХ ИНИОН «СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»
АЛГОРИТМ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ В БАЗЕ ДАННЫХ «MEDLINE» НАЦИОНАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ БИБЛИОТЕКИ США
ULRICH’S ON DISC (ЭЛЕКТРОННЫЙ СПРАВОЧНИК ПЕРИОДИЧЕСКИХ И ПРОДОЛЖАЮЩИХСЯ ИЗДАНИЙ). Памятка пользователя
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ЦИТИРУЕМОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАЗЫ ДАННЫХ «SCIENCE СITATION INDEX (ВЕРСИЯ DOS/ISIS)». Памятка
ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ С ЗАРУБЕЖНЫМИ ПОЛНОТЕКСТОВЫМИ РЕСУРСАМИ В ГПНТБ СО РАН
Поиск по отдельным ресурсам
Поиск по названиям журналов
ИНСТРУКЦИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ВЕБ-САЙТА ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН
ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ СО СТАТИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ВЕБ-САЙТА ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН
ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ С ДИНАМИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ВЕБ-САЙТА ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Добавил:
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз:
Предмет:
Файл:
IR_programma.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
20.12.2018
Размер:
778.75 Кб
Скачать
Понятие
«электронный
ресурс»
(ЭР)
является обобщающим для материалов,
представленных в электронной форме,
зафиксированных на материальном носителе
или доступных в интерактивном (on-line)
режиме. Электронный
ресурс представляет самостоятельный,
законченный продукт, содержащий
информацию в электронной форме и
предназначенный для длительного хранения
и многократного использования
неопределенным кругом пользователей.
В настоящее время в ЭР включают:
-
электронные
текстовые эквиваленты печатных изданий
(книг, журналов и др.); -
базы
данных; -
новые
формы публикаций, не имеющие печатных
аналогов: электронные объявления,
материалы электронных конференций,
т.е. электронные сообщения, доступные
потребителям через сеть; -
электронные
публикации аудио и видеоинформации; -
мультимедийные
продукты; -
смешанные
программно-информационные продукты
(например, гипертекстовые информационные
системы); -
электронные
игры; -
электронные
образы печатных изданий, когда элементы
последних (например, страницы)
представляются как целостные графические
образы.
Свойства ЭР:
-
машиночитаемость;
-
однородность
массива данных безотносительно
характеристик отражаемого объекта
(черно-белый или цветной, одномерный
или многомерный, текс или звук и т.п.); -
зависимость от
программно-аппаратного обеспечения
(в том числе электропитание, компьютеры,
общесистемные и специальные программы)
для пользования электронными ресурсами; -
способность к
совмещению разнородной информации
(мультимедиа); -
способность к
клонированию, то есть к созданию
абсолютно идентичных копий ресурса; -
возможность
дистанционного управления электронными
ресурсами (обработка, копирование,
пересылка и т.д.); -
неодинаковая
чувствительность к появлению ошибок
в записи: заведомая избыточность данных
некоторых массивов (например, в
музыкальных файлах, в записи изображений)
и ВТО же время уязвимость к появлению
ошибок в некоторых критических местах
(например, в компьютерных программах,
системах управления базами данных и
т.п.); -
возможность
организации контроля и устранения
ошибок в массивах данных.
ЭР различают:
-
по методу
(способу) доступа
электронные ресурсы подразделяются
на локальные и удаленные
-
локальный доступ
означает, что электронный ресурс
зафиксирован на физическом носителе,
который может быть вставлен в компьютер
или периферийное устройство,
присоединяемое к компьютеру; -
удаленный доступ
подразумевает отсутствие носителя,
который пользователь мог бы подержать
в руке; доступ при этом может быть
обеспечен только с использованием
устройств ввода / вывода, которые могут
быть либо присоединены к компьютерной
системе (например, ресурсы в сети или
в среде с разделением времени), либо
предоставлять доступ к ресурсам на
жестком диске или другом накопителе;
-
по отношению
к печатным источникам:
-
электронные
ресурсы, не имеющие печатных аналогов
(электронная почта, домашние страницы
и другие материалы Web-сайтов, дискуссионные
группы в Интернете, некоторые научные
и популярные журналы, базы данных,
мультимедийные материалы, специфические
виды рекламы, вирусы и т.п.); -
электронные
ресурсы, созданные для поддержания
имеющихся печатных ресурсов, например,
для обеспечения сохранности или
расширения и улучшения обслуживания
пользователей (в частности, организация
мультидоступа для спрашиваемых
изданий), и подлежащие долговременному
хранению (электронные книги, цифровые
версии печатных документов и т.п.); -
электронные
ресурсы, создаваемые на короткий срок
в технологических целях на основе
печатных ресурсов и не предназначенные
для долговременного хранения (копии
материалов, используемых в системе
МБА и доставка документов, электронные
справки, квитанции и т.д.); -
по общественному
назначению:-
научные,
образовательные, развлекательные,
художественная литература; -
научно-техническая
информация; -
СМИ (новости, ТВ);
-
объявления,
реклама, пропаганда; -
электронная
коммерция; -
производственная,
технологическая и финансовая информация
и др.;
-
-
по степени
доступности:-
платные;
-
бесплатные;
-
-
по степени
открытости:-
открытые;
-
конфиденциальные;
-
секретные;
-
-
по форме
собственности;-
государственные;
-
частные;
-
муниципальные и
др.;
-
-
по объему.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #