Федеральное государственное учреждение «Государственный Эрмитаж», музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, расположенный в комплексе Зимнего дворца центра города Санкт-Петербург. Один из крупнейших и значимых художественных и исторических музеев мира. Свою историю начал с частной коллекции произведений искусства, приобретённых Императрицей Екатериной II. Первоначально собрание размещалось в дворцовом флигеле — Эрмитаже, откуда и закрепилось общее название будущего музея. До середины XIX века Эрмитаж соответствовал своему названию Ermitage — уединённое место, посещать музей могли лишь избранные.
Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает 5 зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы, главным из которых принято считать Зимний дворец, также музею принадлежат Восточное крыло Главного штаба на Дворцовой площади, Меншиковский дворец, фондохранилище в Старой Деревне и другие здания. Коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.
Руководство Государственного Эрмитажа
Пиотровский Михаил Борисович — Генеральный директор Государственного Эрмитажа
Вилинбахов Георгий Вадимович
Заместитель генерального директора по научной работе, Государственный герольдмейстер Российской Федерации, профессор Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица, доктор исторических наук
Адаксина Светлана Борисовна
Заместитель генерального директора, главный хранитель
Антипова Марина Владимировна
Заместитель генерального директора по финансово-плановой работе
Богданов Алексей Валентинович
Заместитель генерального директора по эксплуатации, кандидат технических наук, доцент Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы
Попечительский совет Государственного Эрмитажа
Потанин Владимир Олегович
Президент компании «Интеррос», председатель Попечительского совета
Авдеев Александр Алексеевич
Посол РФ в Ватикане
Блаватник Леонид Валентинович
Президент компании «Access Industries»
Греф Герман Оскарович
Президент, председатель Правления ОАО «Сбербанк России»
Дерипаска Олег Владимирович
Генеральный директор ОАО «Базовый элемент»
Кудрин Алексей Леонидович
Декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ
Пьер де Лабушер
Любимов Юрий Сергеевич
Статс-секретарь — заместитель Министра юстиции Российской Федерации
Пиотровский Михаил Борисович
Генеральный директор Государственного Эрмитажа
Силуанов Антон Германович
Министр финансов Российской Федерации
Акимов Андрей Игоревич
Председатель Правления ОАО «Газпромбанк»
Фридлянд Леонид Яковлевич
Президент компании «Меркурий»
Швыдкой Михаил Ефимович
Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству
Дин Гилфиллан
Генеральный директор JTI Россия
Якобашвили Давид Михайлович
Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей
25 ноября 2019 года Российский музей «Эрмитаж» подписал соглашение с сирийским Управлением культурного наследия и музеев о сотрудничестве в реставрации памятников Пальмиры, планируется издание книги о том, как пальмирские памятники оказались в РФ. С сирийской стороны подписал соглашение директор DGAM Махмуд Хаммуд. Перед подписанием соглашения Пиотровский, арабист по образованию, прочитал в музее лекцию об Эрмитаже на арабском языке. Пиотровский и Хаммуд также открыли фотовыставку «Две Пальмиры» о сирийском городе и Санкт-Петербурге.
16 ноября 2019 года государственный Эрмитаж представил в зале Леонардо да Винчи картину Сандро Боттичелли «Мадонна делла Лоджиа» из коллекции Галереи Уффици, написанная в 1467 году. Вместе с ней в зале выставлена греческая икона «Богоматерь с младенцем Элиуса», которая относиться к этому же стилю. Изучить полотно смогут незрячие и слабовидящие люди, для них выставят тактильную копию картины и предоставят информацию с помощью аудиогида.
12 ноября 1917 года народный комиссар просвещения Анатолий Васильевич Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. Царская резиденция открыла свои двери не только придворным особам, а всем желающим. В новое учреждение поступили художественные произведения из императорских дворцов столицы и пригородных резиденций — Гатчины, Петергофа и Царского села, а также дворцов петербургской знати. Кроме того, фонды Эрмитажа пополнились коллекцией Академии художеств и училища технического рисования барона Штиглица.
17 февраля 1852 года В Санкт-Петербурге, при участии Императора Николая I, состоялось открытие Публичного музея, Нового Эрмитажа, одного из пяти связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной. Здания были построены специально для этой цели, по проекту баварского архитектора Лео фон Кленце. Тогда уже музей представлял богатейшие коллекции памятников древневосточной, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы.
11 февраля 1764 года Начал свою историю Императорский Эрмитаж как частная художественная коллекция Екатерины II, после того как в Берлине она приобрела у коммерсанта Иоганна Эрнеста Гоцковского коллекцию из 225 работ голландских и фламандских художников, общей стоимостью в 183 тысячи талеров, в счёт его долга, возникшего из-за неудачной поставки зерна русской армии, при участии князя Владимира Сергеевича Долгорукова. Поначалу великие картины размещались в апартаментах дворца, получивших первоначальное название Императорский Эрмитаж.
Адрес |
Дворцовая наб., 34, г.Санкт-Петербург, Россия, 190000 |
Телефоны и факсы |
тел.: +7 (812) 571-34-65, +7 (812) 710-96-04; факс: +7 (812) 571-90-09; тел.: +7 (812) 710-96-01; |
Электронная почта |
interface@hermitage.ru |
Веб-сайт |
http://www.hermitage.museum.org |
Руководитель |
Пиотровский Михаил Борисович |
Контакты с руководством компании |
тел.: +7 (812) 710-96-01; |
Для контактов тел.: +7 (812) 571-34-65, +7 (812) 710-96-04; факс: +7 (812) 571-90-09; директор Пиотровский Михаил Борисович тел.: +7 (812) 710-96-01; |
Специальная информация |
|
Организационно-правовая форма | Государственное предприятие |
Год основания компании | 1764 |
Деятельность Государственный Эрмитаж |
Хранение и собирание ценностей мировой культуры. Научно-исследовательская и просветительская деятельность |
Услуги |
1. Музеи, художественные галереи |
2. Музеи национальные (государственные) и частные |
3. Консультанты по музейному делу и экскурсоводы по музеям |
«Государственный Эрмитаж» в Санкт-Петербурге — крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры.
Руководство государственного Эрмитаж
Директор компании — Пиотровский Михаил Борисович.
Официальный сайт: http://www.hermitagemuseum.org/
Новости
В здании Эрмитажа произошел пожар
В здании Эрмитажа в Зимнем дворце в Петербурге произошел пожар. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе ГУ МЧС по Петербургу.
На третью очередь фондохранилища Эрмитажа выделят 7,4 млрд руб
Правительство России выделит Эрмитажу 7,4 млрд руб. на строительство третьей очереди реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня». Об этом сообщила журналистам вице-премьер РФ Ольга Голодец, отметив, что в рамках третьей очереди будет построено 80 тыс. кв. м новых площадей для Эрмитажа.
ссылка: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20121214153100.shtml
Глава «Эрмитажа» Михаил Пиотровский поблагодарил прокуратуру за быструю проверку выставки братьев Чепменов
Глава Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский поблагодарил петербургскую прокуратуру за то, что проверка выставки братьев Чемпенов прошла быстро и четко, а также выразил уверенность в том, что другими результаты проверки быть не могли. Ранее в ведомство поступили жалобы по поводу экстремизма указанной выставки, однако прокуратура не согласилась с мнениями обвинителей.
ссылка: http://www.dp.ru/a/2012/12/14/Mihail_Piotrovskij_poblag/
Михаил Пиотровский: Эрмитаж чуть не стал жертвой доносных настроений
Выставка британских художников братьев Чепменов в Санкт-Петербургском Зимнем дворце вызвала широкий общественный резонанс и закончилась проверкой прокуратуры. О низком культурном уровне страны, о смешивании всевозможных табу и об огельминтизации Эрмитажа – в материале «ФедералПресс».
ссылка: http://fedpress.ru/news/poli
Михаил Пиотровский, «Эрмитаж»: «Проект Hermitage Line важен, прежде всего, для российской культуры»
Председатель совета директоров Татфондбанка Ильдус Мингазетдинов и гендиректор Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) Михаил Пиотровский подписали соглашение о создании электронного издания музея Hermitage Line*. Торжественное мероприятие состоялось вчера в Казани. Основное отличие Hermitage Line от официального музейного сайта в том, что здесь акцент будет сделан на аналитические статьи, рецензии и эссе.
ссылка: http://www.business-gazeta.ru/article/61420/
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский провёл ежегодную встречу с журналистами
В среду, 5 декабря, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский рассказал представителям средств массовой информации о том, что будет являться приоритетом для музея в следующем году. Михаил Борисович отметил, что сотрудники будут уделять большее внимание современному искусству зарубежных государств. Именно это искусство будет в числе основных приоритетов в 2013 году. Об этом сообщает РИА Новости.
ссылка: http://www.ermitazh.net/new
Михаил Пиотровский: Эрмитаж для президента — понятие нарицательное
В последнее время все первые лица иностранных государств, приезжающие в Россию, обязательно посещают Петербург. Причем в поездке по северной столице их сопровождает Владимир Путин. Вместе они гуляют по городу, заходят в ресторан. И без посещения Эрмитажа еще не обошелся ни один визит на берега Невы на высшем уровне. О том, что обычно смотрят высокие гости в главном музее Петербурга и как при этом ведет себя президент, рассказал в интервью корреспонденту Ъ ОЛЬГЕ ДРАМАРЕЦКОЙ директор Эрмитажа МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ.
ссылка: http://www.kommersant.ru/doc-rss/563360
Государственный Эрмитаж, расположенный в Санкт-Петербурге, является одним из самых значительных музеев не только России, но и всего мира. Официальный сайт Эрмитажа — www.hermitagemuseum.org
Его коллекция включает более трёх миллионов экспонатов, представляющих собой произведения искусства и памятники мировой культуры с каменного века и до современности.
Получить максимально полное представление о музее до его посещения позволит официальный сайт Эрмитажа. Здесь собрана самая полезная и актуальная информация для посетителей, публикуются материалы, касающиеся выставок и предстоящих событий. Стоит отметить, что Вы сможете ознакомиться со сведениями о текущих выставках, а также информацией о представлениях, запланированных на ближайшее будущее. Кроме того, на сайте доступен архив прошедших выставок.
Здесь же можно ознакомиться с историей одного из крупнейших художественных музеев мира, его новостями и коллекциями. Отражены на сайте и программы, адресованные как взрослой, так и детской аудитории.
Всё это доступно по соответствующим вкладкам основного меню, которым располагает веб-ресурс учреждения. Соответствующее меню представлено в левом верхнем углу сайта.
Помимо прочего, Эрмитаж Санкт-Петербург официальный сайт позволяет своим пользователям осуществить виртуальный визит в музей. Для этого достаточно выбрать объект для посещения и начать своё виртуальное путешествие по нему. Так, Вы сможете не выходя из дома увидеть экспонаты Главного музейного комплекса, Главного штаба, Зимнего дворца Петра I и Дворца Меншикова. Также имеется возможность увидеть Эрмитажный театр, посетить Музей Императорского фарфорового завода, проникнуться атмосферой Реставрационно-хранительского центра.
Виртуальный тур — это также возможность познакомиться с галереей драгоценностей (бриллиантовой и золотой кладовыми), выставочными проектами и центрами, а также внешними видами вокруг Главного музейного комплекса.
Официальный сайт музея позволяет не только посетить объекты комплекса, но и получить максимально полное представление о каждом из них, чему способствует представленная на веб-ресурсе подробная информация о каждом из объектов, фото и видеоматериалы.
В числе прочего сайт — это возможность ознакомиться с публикациями музея. Здесь Вы сможете перейти к общему списку материалов либо выбрать нужную публикацию по заданному критерию: названию, автору, типу.
Особое внимание на ресурсе уделено коллекциям учреждения. Здесь можно посмотреть археологические памятники, произведения изобразительного и прикладного искусства, нумизматическую и прочие коллекции.
Примечательно, что на веб-ресурсе Вы можете не только получить необходимую информацию о музее, но также поддержать Эрмитаж, расположенный в городе Санкт-Петербург. Причём сделать это можно в режиме онлайн, для чего достаточно заполнить простую форму.
В предложенной форме понадобится указать фамилию, имя и отчество (при наличии), номер мобильного телефона (по желанию) и адрес электронной почты. Здесь же следует выбрать цель пожертвования. Это может быть уставная деятельность музея, археологические экспедиции либо один из предложенных проектов. Также потребуется указать сумму пожертвования и перейти к оплате.
Если Вас интересует не только виртуальное, но и реальное посещение Эрмитажа, стоит обратить внимание на раздел «Билеты», которым располагает официальный сайт, и который позволит Вам приобрести электронный билет в музей. Также в данном разделе имеется возможность ознакомиться со стоимостью входных билетов для различных категорий посетителей и в различные музейные объекты.
Если Вы желаете приобрести продукцию музея, стоит посетить интернет-магазин. Здесь представлен широкий ассортимент книг и репродукций, одежды и аксессуаров, декора для дома и украшений, канцелярских товаров и продукции для детей.
На сайте Эрмитажа города Санкт-Петербург Вы также сможете посмотреть контактную информацию учреждения, благодаря которой можно связаться со специалистами музея по телефону или электронной почте.
Своим посетителям Эрмитаж позволяет не только знакомиться с материалами, которыми располагает официальный сайт музея, но также воспользоваться мобильным приложением, ссылки на которое в числе прочего представлены на веб-ресурсе.
Также Вы можете обратиться в официальные группы художественного музея в различных социальных сетях, посмотреть видеоматериалы на YouTube.
Эрмитаж в Санкт-Петербурге – один из самых крупных художественных музеев во всем мире. Его первые здания были заложены во время правления императрицы Елизаветы. Несмотря на то, что Эрмитажу уже более 250 лет, он до сих пор поражает гостей и критиков своей роскошью и богатыми коллекциями. Ее основа была собрана во времена правления Екатерины II, которая и подписала указ о строительстве зданий для хранения картин, скульптур и других предметов искусства.
В настоящее время музейный комплекс состоит из 6 зданий. Главное из них – Зимний дворец. Также в состав Эрмитажа входят Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. В этих шести зданиях для зрителей открыты 365 выставочных залов. Но, помимо них в распоряжение Эрмитажа также входят Главный штаб, Музей Императорского фарфорового завода, реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» и Меншиковский дворец. Общая площадь Эрмитажа в Санкт-Петербурге составляет более 233 квадратных километров.
Содержание
1
История Эрмитажа
В отличие от многих других музеев, создание которых растянулось на многие годы, можно легко ответить на вопрос «Сколько лет Государственному Эрмитажу?». Он был основан и открыт в 1764 году, то есть отметил свой 250-летний юбилей в 2014 году. Архитектор Эрмитажа в Санкт-Петербурге – Франческо Растрелли, именно он построил главное здание музея – Зимний дворец.
Основание Эрмитажа
Изначально Императорский музей Эрмитаж был частной коллекцией Екатерины II, потому как императрице понадобилось место, чтобы хранить переданные из Берлина 317 картин, имеющих особую ценность. Собрание живописи оценивалось в 183 тысячи талеров, а 1 талер состоял из 26 граммов серебра.
Коллекцию императрице передал Иоганн Эрнест Гоцковский, в счет своего долга, который образовался из-за его неудачных попыток поставлять зерно для русской армии. В переданное собрание картин входили полотна именитых художников, таких как Рембрандт и Рубенс, а также других мастеров. Сейчас от первоначальной коллекции в Эрмитаже осталось 96 холстов. Изначально они выставлялись в уединенных комнатах дворца – Малом Эрмитаже.
В 1768 году в коллекцию Эрмитажа вошли более 5 000 рисунков, который принадлежал австрийскому дипломату. В нее входили, в том числе, работы Жана Фуке – это приобретение посодействовало развитию графических экспонатов. В 1769 году князь Белосельский-Белозерский посодействовал в приобретении собрания полотен, принадлежавшего министру польского короля. Оно состояло из 600 картин, в том числе в коллекцию входила работа Тициана.
В 1772 году императрица Екатерина, с помощью князя Голицына, приобрела во Франции коллекцию картин барона Пьера Кроза. Это было одно из лучших собраний живописи в Париже. В него входили 400 картин XVI—XVIII века. Они принадлежали кистям Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка и других.
В 1779 году коллекция Эрмитажа вновь расширилась. Было приобретено собрание живописи, принадлежавшее британскому премьер-министру. Это помогло добавить к экспозиции еще несколько шедевров Рембрандта и Ван Дейка. А в 1781 году в Париже была приобретена коллекция, принадлежавшая графу Бодуэну, включавшая в себя 119 картин тех же художников. После в Эрмитаж были добавлены античные скульптуры, в том числе созданные Микеланджело.
Уже через несколько лет после открытия музея становится ясно, что здание не вмещает все приобретения. И в 1771 году начинается строительство Большого Эрмитажа. К 1796 году коллекция картин Екатерины II насчитывала 3996 работ. Так императрице удалось собрать уникальное собрание живописи, хотя до ее правления в стране не было ни одной значительной галереи.
Эрмитаж в XIX веке и начале XX
Последующие российские императоры поддерживали начатое Екатериной IX дело. Александр I и Николай I покупали не только большие коллекции живописи, но и отдельные работы художников, которые до этого не были представлены в Эрмитаже. Полотна, преподносимые императорам в дар, также часто отправлялись в музейное собрание.
До правления Николая I Эрмитаж был частным императорским музеем. Он же перевел его в статус публичного, дав возможность большому количеству людей прикоснуться к искусству. До этого, даже именитые личности, как Александр Пушкин не могли войти в Эрмитаж по своему желанию. В 1852 году было открыто здание Нового Эрмитажа, которое возводилось специально для открытия общественного музея. Уже к 1880 году каждый год выставочные залы посещали более 50 тысяч человек.
Император также активно приобретал художественные ценности по всему миру. К сожалению, большая часть важнейших из них была продана в США советской властью.
Особое влияние на музей оказал Андрей Иванович Сомов, работающий на должности хранителя картин и рисунков, а после повышенный до старшего хранителя Эрмитажа. Он проработал на благо искусства 22 года, и положил начало новой странице в истории российского искусствознания. Андрей Иванович исследовал и каталогизировал живопись и рисунки, пополнял хранилища, покупая и принимая в дар собрания российских коллекционеров и музеев. Сомов издал каталог «Картинной галереи Эрмитажа».
В 1895 году часть коллекции, состоявшую их работ российских мастеров, была передана в Русский музей. Вскоре в Эрмитаж поступили экспонаты с археологических раскопок, благодаря которым удалось обогатить тематический отдел.
К концу XIX века в Эрмитаже хранились тысячи полотен, и он по праву считался центром русского искусствознания. Однако как только возник научный подход, выявилось немало ошибок. Например, многие картины Рафаэля или Леонардо да Винчи, который император приобретал за большие деньги, оказались работами их учеников.
Эрмитаж после революции 1917 года и во время войны
После революции 1917 года в Эрмитаже случились весомые преобразования. Коллекция музеев быстро пополнялась ценными работами, изъятых из частных коллекций и ставших народной собственностью. В это время в галереях появились работы Боттичелли, Ван Дейка, Рембрандта, Делакруа и других. Из Зимнего дворца в музей были перенесены предметы интерьера и императорские подарки. В 1932 году в музее появились 515 китайских серебряных ямбов – их от переплавки спас Н. В. Алабышев.
До революции коллекция Эрмитажа состояла из работ, написанных до XVIII века. После же – она пополнилась работами других художников, появились картины Ван Гога, Матисса, Пикассо и других.
Но одновременно с этим, собрание не только пополнялось, но и вывозилось. Например, Бриллиантовая комната была переведена в Кремль, а некоторые работы старых мастеров, как Рубенс, Рембрандт, Тициан и других, были переданы в Музей изобразительных искусств.
Советская власть активно проводила распродажи в конце 1920-х и начале 1930-х годах. Были проданы 48 мировых шедевра, которые были вывезены их России. В их числе оказалась единственная картина Ван Эйка, личные вещи Рафаэля и Боттичелли.
Как только работникам музея стало известно о начале Великой Отечественной войны – началась эвакуация ценностей на Урал. Более 1,2 миллиона экспонатов были вывезены в Свердловск, ныне – Екатеринбург. Подвалы Эрмитажа стали бомбоубежищами, но сотрудники не переставали заниматься научной деятельностью, и иногда даже вели лекции по искусствоведению.
Восстанавливать музейные залы начали еще до окончания войны, а сразу после ее завершения – возвращать экспонаты. Благодаря подвигу работников Эрмитажа в годы войны не было утрачено ни одной ценности, но некоторым потребовалась реставрация. Вскоре музей вновь открыл двери для посетителей.
После войны коллекция Эрмитажа пополнилась трофеями из музеев Берлина. В 1958 году ценности были возвращены в столицу Германии.
Современный период в истории Эрмитажа
Как только пал железный занавес, Эрмитаж, первый из музеев России, объявил о том, что в его хранилищах имеются трофейные произведения искусства, которые считались утраченными в ходе войны. Среди них оказались работы Сёра, Мане, Домье, Ван Гога и других. Они пополнили постоянную экспозицию музея.
В постсоветский период музеем активно приобретались предметы искусства XX века. Так в выставочных залах появились работы Утрилло, Сутина, Руо и других. До этого ни одна из картин этих авторов не была представлена в российских музеях.
На рубеже XX и XXI века был учрежден Международный фонд друзей Эрмитажа. В 2002 году в экспозиции появилась одна из версий картины Малевича «Черный квадрат», а 4 года спустя запустился проект, направленный на приобретение современного искусства.
В 2006 году обнаружили пропажу 221 экспоната. Все они были небольшие: ювелирные изделия, иконы, столовые приборы и посуда. Для объявления о краже была созвана пресс-конференция. Выяснилось, что кражу осуществляла одна из сотрудниц, вместе с семьей. Незадолго до того, как обнаружили факт пропажи, она скончалась. Украденные вещи удалось вернуть лишь частично.
Из-за пандемии коронавируса в 2020 году, Эрмитаж временно приостановил показ экспонатов. Зато были запущены онлайн-экскурсии на нескольких языках, которые посмотрели более 10 миллионов человек.
Описание Эрмитажа и выставок
Невозможно увидеть весь Эрмитаж за один визит. Даже есть тратить всего по 1 минуте на осмотр каждого экспоната, то потребуется 7 лет без сна и отдыха, чтобы увидеть все сокровища музея. Поэтому лучше предварительно ознакомиться с выставками, и выбрать маршрут экскурсии исходя из собственных интересов. Перед посещением ознакомьтесь с тем, что находится в Государственном Эрмитаже и в каком здании.
Зимний дворец
На первом этаже Зимнего дворца открыта выставка древнего искусства и археологии, на втором – живописи Англии и Франции XVI-XVIII веков, а также роскошные залы (Тронный, Гербовый, Александровский, Петровский, Фельдмаршальский, Концертный зал, Аванзал и др.) и личные помещения членов императорской семьи, а на третьем – классическое искусство Азии.
Малый Эрмитаж
Малый Эрмитаж соединен переходом с Зимним дворцом, в нем есть площадка, где выставлены мозаики и рельефы Древнего Рима. Это переход назван в честь архитектора Александра Сивкова, который объединил здания в один музей.
В Малом Эрмитаже можно увидеть копии Бахчисарайского фонтана, множество мозаик и знаменитые часы «Павлин», сделанные английскими мастерами в XVIII веке и работающие до сих пор.
В галереях Малого Эрмитажа хранятся экспонаты эпохи средневековья, а также картины и скульптуры XV-XVIII веков.
Старый (Большой) Эрмитаж
Отдельный экспонат Старого Эрмитажа – лестница, соединяющая первый и второй этаж. Она сделана в XIX веке из белого и розового мрамора, и установлена на месте Овального зала, от которого к настоящему времени остался только плафон с богиней Минервой.
Здание Старого Эрмитажа намного меньше Нового и Зимнего дворца. Но здесь хранятся не менее ценные экспонаты, например, гости могут увидеть предметы искусства эпохи Возрождения, в том числе фрески и рельефы, выполненные Антонио Росселино, Сандро Боттичелли, Тинторетто и других. Отдельный зал посвящен Леонардо да Винчи. В нем реконструированы французские интерьеры XVII века, а также выставляются его картины «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». Еще один зал демонстрирует работы Тициана.
Новый Эрмитаж
На первом этаже Нового Эрмитажа оформлена выставка античного искусства. Отдельное внимание заслуживает украшение музейных залов: стены, потолки и паркет украшены мозаиками и медальонами. К ним ведет Главная лестница, выполненная из белого мрамора, которую окружают колонны из гранита. В одном из залов можно увидеть древнейшие находки.
Здесь же есть зал Большой вазы, названный так в честь главного экспоната. Это 19-тонная Колыванская ваза, вырезанная из зелено-серой яшмы в 1843 году. У стен располагаются скульптуры из мрамора эпохи правления Траяна. Античный дворик воспроизводит убранство домов богатых римлян и греков, а в залах демонстрируются копии работ известных греческих скульпторов и оригинальные вазы.
Второй этаж Нового Эрмитажа хранит собрание живописи. В отдельном зале собраны 23 картины Рембрандта. Самая знаменитая из них – «Возвращение блудного сына», а «Даная» закрыта особым стеклом после нападения вандала. В зале Рафаэля можно увидеть керамику, картины художника и его учеников.
В Большом зале представлены работы итальянских художников, оригинальная мебель, а в Испанском просвете – картины Веласкеса, Сурбарана, Мурильо и других. Галереи Нового Эрмитажа украшает лепнина и работы российских камнерезов.
Эрмитажный театр
Эрмитажный театр построен на месте Зимнего дворца Петра Великого. Архитекторы смогли частично восстановить цокольный и первый этажи. Сейчас здесь можно увидеть кабинет императора, столовую и парадный двор с санями.
Театральное фойе оформлено в серо-голубых тонах, украшено тяжелыми люстрами и медальонами, лепнинами и потолочной росписью. Зрительный зал устроен по принципу античного амфитеатра, с 6 рядами мест для гостей. Здесь созданы идеальные условия для камерной оперы, поэтому часто в зале выступают певцы Мариинского театра и собственный оркестр.
Дворец Меншикова
Дворец Меншикова – первое строение Северной столицы из камня. При владельце в нем проходили пышные балы и развлекательные мероприятия. К сожалению, долгое время дворец был невостребованным, и ему потребовалась масштабная реконструкция, до сих пор восстановлены не все помещения. Здание передали музею в 1981 году, тогда было решено, что в его залах будут воссозданы интерьеры начала XVIII века.
Здание Главного штаба
Главный штаб – последнее приобретение музея. Он состоит из двух зданий, соединенных триумфальной аркой. Архитектором Главного штаба стал Карл Росси, посвятив строение победе в войне 1812 года.
Долгое время здание не использовалось для экспозиций и выставок, а выполнял лишь официальные и административные функции. До сих пор часть здания используется представителями военных ведомств.
В другой половине была проведена реконструкция. В нее были перемещены некоторые коллекции живописи и предметов искусства из Зимнего дворца.
Полезная информация для посетителей
Главный корпус Эрмитажа, Зимний дворец, расположен по адресу: Дворцовая площадь, 2.
Ближайшая станция метро – Адмиралтейская, от нее до Эрмитажа около 10 минут пешей прогулки. Рядом с Зимним дворцом находится остановка «Дворцовая набережная». Здесь останавливаются автобусы № 7, 10, 24 и 191, а также троллейбусы № 1, 7, 10 и 11.
Обратите внимание, что правила посещения и график работы Эрмитажа изменились в связи с коронавирусной инфекцией. Более подробно о новом режиме работы и о том как купить билеты в Эрмитаж в 2022 году читайте в нашей статье.
Узнать подробную информацию о режиме работы и стоимости входных билетов можно в статье: перелинковка на нужную статью.
В высокий туристический сезон, с мая по октябрь, в Эрмитаж могут выстраиваться длинные очереди. Государственный музея – один из самых посещаемых в мире: в 2019 году гостями стали почти 5 миллионов человек. Поэтому рекомендуется приобретать электронные билеты онлайн, и входить через отдельный вход через Шуваловский проезд.
Каждый третий четверг месяца – вход в Эрмитаж бесплатный, но занимать место в очереди нужно еще до открытия музея.
Для детей в Эрмитаже предусмотрены образовательные квесты и другие мероприятия. Для взрослых и студентов проводят тематические экскурсии.
Официальный сайт музея: https://www.hermitagemuseum.org/.
Телефоны для справок: администратор входной зоны: +7 (812) 710-90-79
круглосуточная справка автоответчик: +7 (812) 710-96-25
Схема проезда: