Образ современного руководителя
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО Саратовский государственный социально-экономический университет
руководитель коллектив влияние требование
Эссе
по курсу «Стратегический менеджмент» на тему:
«Образ современного руководителя»
Выполнила:
Студентка ФЭСа 5 к., 4 гр.
Саратов 2011
Тема данного эссе: « Образ современного руководителя». Я решила рассмотреть именно эту тему, так как в сегодняшней России, действительно, наблюдается дефицит грамотных, квалифицированных и отвечающих современным требованием, кадров, в том числе и управленцев — это проблема, которую нужно решать как можно быстрее, так как. на современном этапе развития бизнеса, роль руководителя вышла на первый план, и именно это него зависит, как будет функционировать весь бизнес. Человек, который желает выжить в современном мире, на мой взгляд, должен быть успешным.
Что нужно, чтобы быть хорошим, успешным руководителем, неся на своих плечах громадную нагрузку и ответственность?
Мне кажется, главное — смотреть вперед и видеть цель, принимать правильные решения, правильно действовать и непременно завершать дело успехом, победой. Успешные директора устанавливают высокие внутренние стандарты работы. У них высокие ожидания в отношении своих учеников и сотрудников; они сообщают об этих ожиданиях людям внутри и за пределами своей школы.
На мой взгляд, основными качествами, которые должны быть присущи хорошему руководителю, являются следующие:
Компетентность.
Коммуникабельность.
Внимательное отношение к подчиненным.
Смелость в принятии решений.
Способность творчески решать проблемы.
Последнее, мне кажется, является самым важным.
хороший руководитель — это творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии.
хороший руководитель — это личность, постоянно работающая над собой, над своими профессиональными и личностными качествами.
хороший руководитель — это стратег, видящий перспективу развития своей организации на несколько лет вперед, исходя из имеющихся социальных условий и ресурсов.
хороший руководитель — это носитель организационных перемен, вырабатывающий новые подходы к решению проблем, пропагандирующий новые ценности среди сотрудников, одержимый идеей, готовый преодолевать ради ее воплощения в жизнь длительные трудности.
хороший руководитель — это лидер, стремящийся не приказывать, а выслушивать коллег, психологически настроенный на одобрение предложений, являющийся энтузиастом и готовящий, поддерживающий энтузиастов.
хороший руководитель — это человек, интегрирующий усилия сотрудников на широкое использование культурно-этнических инструментов управления.
Кроме того, современный директор школы должен иметь и черты менеджера-лидера:
Доступен любому работнику.
Тон обсуждения любых проблем всегда доброжелателен.
Понимает, что управлять, значить делать дело руками других. Отсюда большую часть своего времени он отводит работе с персоналом, постоянно уделяя внимание системам поощрения. Он лично знаком со значительной частью работников.
Противник кабинетного стиля управления, предпочитает обсуждать проблемы на местах, умеет слышать и слушать, решителен и настойчив.
Терпимо относится к выражению открытого несогласия, умело делегирует полномочия исполнителям, строит отношения на доверии.
В трудные минуты не стремится найти виновного, а ищет причину сбоев и отклонений.
Не распоряжается и не приказывает, а убеждает; строгий контроль заменяет доверием.
Стремится развивать коллективные формы работы единой командой.
Всегда открыт для новых идей, создает атмосферу, в которой свободное высказывание идей становится нормой.
Формирует хороший психологический климат в коллективе, не удовлетворяет интересы одних работников за счет ущемления других.
С готовностью, а главное, публично признает заслуги сотрудников.
Не имитирует перемены, а на деле стремится осуществить позитивные изменения.
Именно таким, на мой взгляд, должен быть хороший руководитель.
Лидерство — это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей. Очень часто, к сожалению, особенно в политике, это оказываются личные амбициозные цели самого лидера.
Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности.
Власть лидера основывается на хорошем знании подчиненных, умении поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, стремлении к самосовершенствованию, способности вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут.
Лидер прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров, противников, начальства, умело их использует в официальных и неофициальных контактах. Убеждая других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на компромисс. Но подлинным источником власти лидера над людьми является его независимость, готовность в любой момент освободить занимаемое место, поскольку выражение интересов коллектива вовсе еще не означает покорности ему.
Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. На этом необходимо остановиться и рассказать подробней. Главная задача менеджера — делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы. Он стремится сбалансировать интерес группы, интересы босса и других менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человеческими потребностями подчиненных.
Как стать лидером
Нельзя обозначить лидерство какой-то формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают им от природы. Другие — обучаются этому. А третьи никогда этого не постигают.
В конце концов каждый находит свой стиль. Один динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других. Другой спокоен, сдержан в речи и поведении. Однако оба они могут действовать с равной эффективностью — внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно. Но некоторые характерные черты, все же присущи лидерам различных стилей.
Лидер предан своей фирме, он не принижает свою фирму в глазах сотрудников и не унижает своих сотрудников в глазах руководства фирмы.
Лидер должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслушивает других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей. Пессимист слушает как можно меньше, т. к. ожидает плохих новостей. Оптимист думает, что люди по преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим началом, стремятся к созиданию. Пессимист считает, что они ленивы, строптивы и от их мало прока. Интересно, что оба подхода обычно оказываются правильными.
Лидер любит людей. Если работа менеджера состоит в управлении людьми, как он может выполнять ее хорошо, если не любит людей. Лучшие лидеры заботятся о своих сотрудниках. Их интересует, что делают другие. Хороший лидер доступен и не прячется за дверью кабинета. Лучшие лидеры человечны, они отдают себе отчет в собственных слабостях, что делает их терпимее к слабостям других.
Лидер должен быть смелым. Он всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Но он никогда не делает это необоснованным. Если он разрешит кому-то провести эксперимент и тот окончится неудачей, то он не возложит вину на него и не потеряет в него веру.
Лидер обладает широтой взглядов. Он никогда не скажет: Это не мое дело. Если Вы ожидаете, что Ваша группа сотрудников энергично включится в работу, когда возникнут какие-либо необычные ситуации, нужно продемонстрировать им, что Вы сами готовы взяться за новое дело, когда Вас об этом попросят. Лидер проявляет большой интерес ко всем аспектам деятельности фирмы.
Руководитель должен быть решительным. Лидер всегда готов принимать решения. Когда есть вся необходимая информация, то правильное решение всегда лежит на поверхности. Труднее, когда известны не все исходные данные, а решение все равно необходимо принять. Требуется настоящая смелость, чтобы принять решение и сознавать при этом, что оно может быть ошибочным.
Лидер тактичен и внимателен. Основной принцип: критиковать работу, а не человека, ее выполняющего. Один мудрец сказал, что каждое критическое замечание нужно упаковывать как бутерброд — меж двух ломтей хвалы. Справедливость — тоже важная черта лидера. Например, если сотрудник получает надбавку, а он ничего не сделал, чтобы ее заслужить, у Вас, вероятно появится десяток недовольных. Когда подчиненный совершает ошибку, ему нужно указать на нее, он должен ее признать, а потом надо забыть об этом. Лидер всегда честен. Быть честным по отношению к руководству — это говорить вышестоящим менеджерам то, что им, возможно, не всегда приятно слышать. Быть честным по отношению к подчиненным — это говорить когда они правы, и когда они не правы. Быть честным — это умение признавать свои ошибки. Не всегда легко сказать правду, не ущемив чувства других и не показавшись бестактным, но честность в интересах общего блага — фирмы и ее сотрудников — всегда должна быть превыше всего. Лидер честолюбив. Он радуется не только за себя, но и за достижения сотрудников и разделяет их успех. Он вдохновляет таким образом других своим энтузиазмом и энергией, и все преуспевают по службе. Лидер последователен и скромен. Он не нуждается в лести окружающих, к тому же ему не надо скрывать свои ошибки. Лидер должен быть наставником. Он помогает своим подчиненным развивать в себе уверенность, любовь к людям, честолюбие, энтузиазм, честность, уравновешенность и решительность. Лидер уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия — вот отличительные черты сильного лидера.
Подводя итог, мне бы хотелось выделить основные качества, которыми должен обладать современный руководитель, которые безусловно характеризуют его как ведущую единицу. Это — совокупность организаторских навыков, особенностей мышления (способность работать над несколькими проблемами одновременно, устойчивость в ситуации неопределенности), черт характера (настойчивость, энергичность, сензетивность). Я считаю, что любой успешный руководитель (материально состоявшийся человек) — всегда лидер, и тут нет исключений. Если ты умеешь адекватно планировать деятельность предприятия в условиях финансовой нестабильности в мире, если тебя, с одной стороны, отличает настойчивость в принятии решений, а с другой — понимание в отношении к сотрудникам твоей компании — значит, ты обладаешь лидерскими качествами, которые помогут тебе удержать авангардные позиции на рынке. Лидерство — есть составляющая конкурентного фактора, обеспечивающая авансовое преимущество перед компаниями-конкурентами.
Директорами не рождаются, директорами становятся!
Департамент образования и науки Тюменской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Тюменской области
«Ялуторовский аграрный колледж»
ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО
(эссе)
Составитель:
студентка 122 группы
специальности 080114
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Липчинская Анжела
Преподаватель:
Петроченко М.В.
Ялуторовск 2012
Я думаю лидерство – это дар. Лидер — поцелован богом. Лидер – всегда идет вперед. Идет не один. Рядом с ним люди. Лидер – служит людям. Лидер всегда знает кто он, чего он хочет, поэтому люди тянутся к нему, идут за ним. Он ответственен за всё, ответственен за всех. Он смел и мужественен. Его сила в понимании того, что он не один. Он – мудрец, мастер. Он не выставляет себя напоказ. Он всегда в согласии с собой и окружающими. Он – душа, сердце, руки, мозг группы. Он устремлен в будущее. Он мечтатель. Он заражает мечтой, воодушевляет, вселяет веру, дает поддержку, ведет к цели, успеху.
Руководство – это работа, это функция, это вид профессиональной и служебной деятельности. Руководство – важнейшее условие эффективного управления по достижению цели. Руководитель работает по целям других. Основа его действий – план. Действия руководителя не трудно предсказать. Он полагается на прошлый опыт. Руководитель ориентирован на решение поставленных задач, достижение конкретного результата. Руководитель доминирует над подчиненными. Он является частью организационной системы, он функционер. Руководитель – рационален, педантичен. У него все на своем месте и все на своих местах.
Могут ли две эти системы сочетаться в одном человеке? Наверное, могут, но, на мой взгляд, это крайне редкое явление. Если стоящий во главе организации по натуре лидер – эмоционален, спонтанен, креативен – ему нужно искать вторую половинку – эффективного менеджера. Ну, а если вы эффективный менеджер, функционер – вам необходим помощник, наделенный талантом вдохновения и мудростью.
Я по своей натуре — не лидер, я учусь управлять, руководить. И если я займу главенствующее положение среди себе подобных, то постараюсь проявлять эмоциональность и деловитость, буду доброжелательной и добропорядочной.
Правительство Российской Федерации
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Факультет менеджмента
Эссе по психологии на тему:
«Лидерство и руководство»
Выполнила студентка 124 группы
Матвеева Александра Олеговна
Москва 2013
Лидерство и руководство
С давних времен человечество пытается понять, в чем же секрет успеха известных лидеров и руководителей, как им удается благополучно воздействовать на других людей в направлении к заданной цели. Поиску ответов на эти и многие другие вопросы посвятили свои работы не только многочисленные философы и социологи, но и психологи, поскольку проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии. Ведь всегда находились те, за кем шли толпы людей, кому безоговорочно верили, и те, кому с легкостью удавалось руководить процессом и достигать нужных результатов. Даже в доисторическом человеческом обществе был лидер, именуемый вожаком. На мой взгляд, даже в стае волков или в прайде есть свой лидер-вожак. Поэтому я считаю, что лидерство — это самое что ни на есть естественное явление, в отличие от руководства, которое есть только у людей, и появилось это понятие гораздо позже. Однако так ли отличаются два этих термина? В чем же их колоссальная разница и принципиальное сходство?
Почему некоторым удается вести за собой людей, готовых с охотностью подчиняться любой воле лидера, который при этом не использует ни принуждения, ни собственного статуса или поста? И почему иным не удается этого, даже находясь на вершине власти? Хотелось бы рассмотреть эти два понятия с точки зрения психологии и разобраться, в чем же все-таки заключаются такие явления как лидерство и руководство, в чем их различия, или же это практически неразделимые понятия.
Лидерство и руководство. Сравнение, противопоставление
Лидерство и руководство — это воплощение влияния и власти во взаимоотношениях людей, поэтому их, несомненно, можно назвать важнейшим явлением групповой жизни. Лидеры и руководители сейчас есть практически в каждой социальной общности, иногда ее члены могут даже не подозревать об этом или не признавать, особенно в том случае, когда каждый склонен считать себя лидером (такое может быть в детском коллективе, например, школьный класс, где дети не хотят признавать, что кто-либо является авторитетом для них, однако такой есть всегда: самый умный, самый популярный и т.д.). Однако зачастую люди охотно признают лидера и охотно за ним следуют (ополчения, ставшие частым явлением митинги и т.п.).
Лидерство и руководство обуславливают координацию индивидуальных усилий, организуя их в единый процесс и направляя на достижения целей данной общности, несмотря на то, что их уровни управления групповым процессом все-таки разные: лидерство — преимущественно психологический, в то время как руководство — социальный. Таким образом, лидерство считают, скорее, психологическим феноменом по своей природе, самопроизвольно возникающим в системе неофициальных отношений людей, а также выступающим в качестве средства организации отношений такого типа, управляя ими. Поэтому процесс межличностного влияния, проходящий между лидером как наиболее активным и влиятельным членом группы и последователями, оставшимися членами этой же группы, и есть основа самого лидерства. Главной задачей лидера, в принципе как и руководителя, можно считать изменение поведения, некоторых личностных черт, а также мотиваций, установок и тому подобное. Итоговой целью лидерства должно быть направление людей психологическими средствами на решение тех задач, которые стоят перед группой.
По мнению Р. Хогана, Г. Керфи и Д. Хогана, «лидерство — это убеждение, а не господство. Люди, которые могут требовать от других подчинения своим приказам, потому что имеют над ними власть, не являются лидерами. Лидерство имеет место лишь тогда, когда другие с готовностью принимают на время цели группы как свои собственные». Нельзя с этим не согласиться, поскольку лидер — это не тот, кто стоит с короной и посохом и наказывает тех, кто осмелился его ослушаться, внушая остальным тем самым свое могущество над ними, а тот, кто без всякой атрибутики и статуса способен убедить следовать целям общества.
В это время руководство рассматривается в качестве социального феномена, функционирующего в системе служебных отношений между людьми с целью их организации и управления ими для решения поставленных перед группой задач. Полномочия власти, определяющие иерархичность данного феномена, выражают отношения вида «руководитель-подчиненный» и являются основой руководства. Тем не менее, влияние в руководстве способно отходить не только непосредственно от руководителя, но и от подчиненных, что может побуждать его к коррекции своих действий.
Между этими терминами существует немало схожего вопреки такому количеству очевидных различий:
Во-первых, и лидерство, и руководство выполняют одни и те же функции и представляют собой по сути две стороны единого процесса управления людьми. Это их сходство достаточно очевидно для каждого, если рассматривать этот процесс со стороны руководствующего лица, а не со стороны подчиненных и последователей, для которых, с их точки зрения, процесс управления происходит совсем по-разному и воспринимается, соответственно, иначе.
Во-вторых, они тождественны в своем элементарном управленческом выражении: лидерство описывается «вертикальным» отношением «лидер — последователь», руководство — аналогичным отношением «руководитель — подчиненный».
В-третьих, для обоих феноменов характерна, хотя и в разной степени, реализация влияния в системе неформальных (собственно психологических) отношений.
Хотелось бы, однако, сделать вывод о том, что все эти сходства, по-моему, достаточно поверхностны и не затрагивают внутреннего механизма происходящего в каждом из видов отношений лидер-последователь и руководитель-подчиненный. Тем не менее родственность этих понятий видна.
Ее также можно проследить, учитывая тот факт, что лидер вполне может стать руководителем и наоборот. Так, неформальные объединения людей под руководством лидера могут перерастать в официальные организации, где лидерство уже будет означать и руководство в том числе. В качестве примера можно привести случаи, когда возникали целые исследовательские центры, руководимые всемирно известными учеными — лидерами для многих специалистов в данной научной области. Однако также есть и случаи, когда некоторые виды лидерства вообще трудно отделить от понятия «руководство» (политическое лидерство). Я считаю, что руководитель и лидер в одном лице порождают самое эффективное руководство. По крайней мере, руководитель всегда должен быть в какой-то степени лидером, потому что люди должны охотно подчиняться ему, прислушиваться. Руководитель, желающий стать лидером для своих подопечных, не должен яро доказывать им свое господство. Их отношения необходимо выстроить на уважении с обеих сторон. Возможно, руководитель даже в этом случае должен позиционировать себя таким же, как и его подчиненные, только с немного другими обязанностями, ведь коллектив не хочет ощущать себя подавленным, а их разноуровневость не обязана подчеркиваться руководителем на каждом шагу. Только когда такой руководитель начнет подходить к своей должности с этой точки зрения, психологически будет работать удобнее всем. Главное, не позиционировать свои просьбы как команды, а действия сотрудников как их обязанность, прежде всего должна быть заинтересованность в работе и вера в то, что руководитель-лидер приведет их к нужной цели только благодаря неоценимому вкладу каждого.
В качестве подтверждения своей точки зрения, хотелось бы привести слова специалистов в области управления Г. Кунца и С. О’Доннела: «Если подчиненные руководствуются только правилами и потребностями, установленными руководством, они могут работать примерно на 60 или 65% своих возможностей, просто выполнять свои обязанности удовлетворительно, чтобы удержаться на работе. Чтобы добиться полного использования способностей подчиненных, руководитель должен вызвать у них соответствующий отклик, осуществляя лидерство».
Лидерство
Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Еще одно отличие лидера от руководителя заключается в том, что первый руководит зачастую даже не официально, а фактически, используя свои способности, в то время как второй практически всегда назначается, то есть его появление носит официальный характер, как и его действия.
Уникальность лидера состоит в том, что у него есть не только необходимость направлять своих последователей, но и желание делать это, вести их за собой, в свою очередь эти последователи не просто поддаются воле лидера, идя за ним, но и охотно разделяют его позицию, взгляды, образ действия.
С ранних лет люди пытались открыть секрет успеха этого таланта, выявить качества, способствующие эффективному лидеру. Ответ на данную проблему разделил человечество на тех, кто считает, что эти качества исключительно врожденные, и никакое их развитие не поможет добиться такого же успеха, как те, что родились лидерами, другие же уверены в том, что характеристики эти вполне могут быть развиты или преобретены опытным путем.
Начиная с 20 века психологи стали задумываться над тем, что неверно предполагать, что качества лидера передаются только с молоком матери, и больше их никак не развить. Точка зрения гласила о том, что посредством обучения эти качества могут быть развиты если не у всех, то у некоторых людей точно.
Чтобы выяснить, кто прав, начали проводиться исследования, где учитывались не только психологические характеристики лидера (ум, воля, уверенность в себе и своих поступках, потребность в доминировании, коммуникабельность, способность к быстрой адаптации и быстрому реагированию и многое другое), но и такие черты лидера как рост, вес, телосложение.
Выяснилось, что только 5% таких черт оказались общими для всех. Так, в своем исследовании английский профессор менеджмента Ч. Хэнди выделил следующие черты:
) интеллект (не на уровне гениальности, но, безусловно, выше среднестатистического, а также способность к решению сложных и абстрактных задач)
) инициатива (самостоятельность в принятии решений, непоколебимость, находчивость, способность осознавать потребность в действии и наличие соответствующего мотива);
) уверенность в себе
Также профессор выделил еще одну черту, необходимую настоящему лидеру: способность подниматься над частностями ситуации и воспринимать ее в связи со всей окружающей обстановкой, то есть абстрагировано видеть происходящее (фактор геликоптера).
Однако нельзя не отметить, что есть немало случаев, когда те или иные лица, не обладающие «важнейшими» чертами, тем не менее успешно справляются со всеми функциями лидеров. И наоборот, наличие этих черт у какого-либо индивида далеко не всегда превращает его в эффективного лидера. Поэтому есть еще один фактор, от которого зависит эта эффективность и которым сложно пренебрегать. Этот фактор и есть особенность сложившейся ситуации. Так что следует добавить, что лидер, постоянно «эффективный» в рамках ситуации одного типа, нередко оказывается совершенно «неэффективным» в иных условиях. Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к рещению поставленной проблемы или задач, кто обладает наиважнейшими для данного коллектива личностными чертами и кто, безусловно, разделяет все ценности группы. Поскольку лидера можно сравнить с зеркалом группы, какова группа — таков и лидер.
Однако хочется поспорить с тем, что можно обучить человека быть лидером. На мой взгляд, это возможно, если в нем с детства развивать лидерские качества или же если у человека есть хоть какая-то предрасположенность к руководству или хотя бы часть нужных характеристик. В ином другом случае может оказаться, что человек ввиду своих уже сложившихся качеств просто не способен на это. Например, человек может быть неуверенным и закомплексованным, что порождает нерешительность, а это совершенно несовместимо с лидерством как таковым. Поэтому отчасти, думаю, правы и те, кто считают это врожденным умением.
Лидерство можно классифицировать по его стилям, предложанным К. Левиным, Р. Липпитом, Р. Уайтом. Учитывая подход лидера к принятию решений можно выделить следующие стили:
Автократический — лидер принимает решения единолично, определяя всю деятельность подчиненных и не давая им возможности проявить инициативу.
Демократический — лидер вовлекает подчиненных в процесс принятия решений на основе групповой дискуссии, стимулируя их активность и разделяя вместе с ними все полномочия по принятию решений.
Свободный (или номинальный) — лидер избегает какого-либо собственного участия в принятии решений, предоставляя подчиненным полную свободу принимать решения самостоятельно.
Поэтому в зависимости от того, какую цель преследует лидер, нужно придерживаться того или иного стиля поведения, поскольку каждый из них обладает не только преимуществами, но и недостатками, которые рождают свои, характерные для этого стиля лидерства проблемы и трудности (например, при аристократическом самые высокие показатели произведенной продукции, а при демократическом группа отличается наивысшей степенью удовлетворенности и наиболее благоприятными отношениями с лидером)
Подводя итоги, хочется сказать, что, на мой взгляд, гибкость — основная, доминирующая черта опытного и эффективного лидера. Специфика каждой отдельно взятой ситуации требует определенного к ней подхода, поэтому умный руководитель обязан умело использовать преимущества того или иного стиля, искореняя при этом его слабые стороны. Можно прийти также к заключению о том, что при построении той или иной теории лидерства необходимо учитывать зависимость деятельности лидера от особенностей макросреды, социально-экономических и общественно-политических отношений, присущих данной социальной системе.
Руководство
Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Они частенько занимают пассивную позицию по отношению к целям группы, поскольку в основном уже есть кем-то, кто выше статусом, установленные цели, и задача руководителя сводится к следованию этой цели без каких-либо своих вмешательств. В то время как лидер сам указывает курс, по которому он со своими последователями будет двигаться.
Официально назначенный руководитель обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, Об этом речь шла немного раннее.
Многое зависит также от того, удовлетворен ли руководитель своим статусом на данный момент или же он сремится продвинуться повыше. Это показывает то, как он относится к той группе лиц, которой руководит. В первой ситуации, руководящее лицо отождествляет себя со своим коллективом, является его неотъемлемой частью, всецело защищает интересы группы и делает все от него зависящее ради этого. Вторая ситуация явно говорит о том, что между подчиненными и руководителем нет никакой эмоциональной и психологической привязанности.
Эффективной работу руководителя можно будет назвать лишь тогда, когда группа работает, как единый организм, а каждый ее член действует в рамках тех ценностей и задач, которые выдвигаются коллективом, в то время как сам руководитель максимально рационально использует все ресурсы, которые у него есть, на благо своих подчиненных. Руководствуюшее лицо должно тратить огромные усилия на формирование такого цельного коллектива, способного трудиться вместе и сообща, и из совокупности отдельно взятых работающих лиц создавать нужную рабочую атмосферу, комфортную для обеих сторон.
Таким образом, не смотря на то, что эти понятия достаточно близки, не говоря уже о тех ситуациях, когда они могут быть практически не отделимы, руководство и лидерство имеют огромное количество кардинальных различий с психологической точки зрения. На мой взгляд, в первую очередь, эти термины отличаются отношением подчиненных к лидеру и руководителю, ведь разница в степени подчиненности обоим колоссальна, поскольку лидеру все же подчиняются в основном по собственной воле, иначе говоря, я считаю, что лидера каждый может выбрать себе сам, если можно так сказать, однако руководителя зачастую приходится терпеть во благо какой-либо общественной цели. Здесь уже ты не выбираешь конкретного человека с тем набором качеств, который тебе симпатизирует, а смиряешься с ним ввиду его руководительских способностей и назначенного статуса.
Список использованной литературы
лидерство руководство индивидуальный
Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.- 318 с.
Теги:
Лидерство и руководство
Эссе
Психология
Главная Работы на конкурс Предметное образование Общественно-научные дисциплины Эссе «Образ современного руководителя»
Эссе «Образ современного руководителя»
Автор: Набоких Анна Алексеевна
Место работы/учебы (аффилиация): ГБПОУ Лысьвенский политехнический колледж, 2 курс
Научный руководитель: Михайлова Людмила Аркадьевна
Я всегда мечтала открыть своё дело и задумалась: а хорошим ли руководителем я буду и какими качествами должна обладать, чтобы раскрывать в своих сотрудниках трудолюбие и творческий потенциал. К этому люди идут годами. Они овладевают навыками руководителя и перенимают у своих коллег опыт руководства. Первым делом, руководитель должен обладать знаниями, волей и целеустремленностью. У него должен быть внутренний стержень, харизма, и он должен твердо и уверенно опираться на свои силы.
Самое главное – это видеть цель, верить в неё до конца и идти за ней.
Загрузка…
Добавить комментарий
Смотреть похожие работы
Мы еще не нашли похожих работ, но обязательно найдем!
Мероприятие завершено
Конкурс, в котором работа участвует
Направление
Дата публикации работы
06.04.2019
Эссе «Портрет руководителя».
Самая главная формула успеха – знание,
как обращаться с людьми.
Теодор Рузвельт
Что нужно, чтобы быть успешным руководителем, неся на своих плечах громадную нагрузку и ответственность? Я думаю, не раз мы задумывались над этим вопросом.
На сегодняшний день у слова «руководитель» достаточное количество синонимов, которые помогут нам наиболее ярко описать эту должность и «нарисовать» портрет современного руководителя.
Толковый словарь Ожегова дает такую трактовку: «Руководитель — тот, кто направляет чью-либо деятельность, осуществляет руководство; тот, кто возглавляет учреждение, организацию; лицо, которое руководит кем-чем- нибудь».
Какими же качествами должен обладать руководитель? Что же главное?
Главное, это смотреть вперед и видеть цель, принимать правильные решения, разумно действовать и непременно завершать начатые дела до конца. Успешные директора устанавливают высокие внутренние стандарты работы. У них высокие ожидания в отношении своих учеников и сотрудников; они сообщают об этих ожиданиях людям внутри и за пределами своего учреждения. Но при этом они не должны забывать о том, что «умение ходить по воде не возникает за один день». Необходимо четко оценивать способности и возможности своих сотрудников. Поэтому современный руководитель должен быть компетентным в области психологии и педагогики, и уметь широкий кругозор. Самым важным качеством я считаю умение вызвать у людей энтузиазм и развивать то, что есть лучшее в человеке, с помощью признания его достоинств и поощрения.
По мнению директора Высшей школы экономики Я.И.Кузьминова, «личный пример и личные отношения, которые выстраивает директор – ключевые. Прекрасный менеджер, не любящий людей, прекрасный менеджер, не являющийся учителем, не может руководить учебным учреждением».
Я думаю, что современный руководитель должен соответствовать времени, месту и руководствоваться теми методами, которые были опробованы ранее, могли быть применимы сегодня и давали результат на будущее. «Форматируя прошлое, активируй настоящее» – такой девиз может быть актуален для современного директора.
Для полного завершения портрета руководителя, на мой взгляд, необходимо добавить профессиональную подготовку, в частности повышение квалификации и самообразование. Директор – это личность, постоянно работающая над собой, над своими профессиональными и личными качествами. Он должен помнить, чтобы сделать нужно не так уж много сил. Вот чтобы решить, что именно нужно сделать, нужна действительно огромная сила.
Стоит ли еще дополнять портрет? Я думаю, каждый руководитель может добавить свои штрихи. Главное, что необходимо помнить, что из всех способностей наиболее трудная и редкая – это умение управлять.
Руководитель всегда должен быть примером для подражания.