Этапы руководства детским коллективом

  1. Особенности педагогического руководства ученическим коллективом на разных этапах его развития.

Важнейшим
условием формирования коллектива
выступает организация совместной
деятельности. Особый вклад принадлежит
А.С.Макаренко, разработавшему основы
методики сплочения и воспитания детского
коллектива, к которым он отнес: постановку
общественно значимой и увлекательной
для детей перспективы, включение детей
в совместную деятельность, развитие
самоуправления и традиции, закрепляющие
коллективные достижения. А.С.Макаренко
полагал, что решающее значение в движении
коллектива имеет предъявление требования.
По его мнению, коллектив должен пройти
путь от авторитарного требования
педагога через требования актива к
требованию всех членов коллектива,
выраженному в общественном мнении. В
этой формуле представлены этапы развития
коллектива.

На первом этапе педагог
имеет дело с формальным объединением
детей. В своей классификации А. Н. Лутошкин
сравнил такой коллектив с песчаной
россыпью. Ведь, как и песчинки в горсти,
детей еще ничто не объединяет. Педагог
должен взять на себя организационную
функцию, предъявить требования, задать
правила и нормы взаимоотношений, и самое
главное — заинтересовать детей в
совместной деятельности. Об успешном
переходе к следующему этапу можно судить
по тому, как дети принимают требования
педагога, подчиняются дисциплине. Горсть
песка превращается в «мягкую глину»:
уже «вылепливаются» взаимосвязи,
появляются малые контактные группы и
выделяется актив — инициативная группа
детей.

Второй этап характеризуется
тем, что актив берет на себя часть
организаторских функций. Педагог
помогает освоить управленческие навыки,
распределить обязанности в совместной
деятельности, наладить общение. Для
большинства детей коллектив становится
привлекательным сообществом, совместно
вырабатываются нормы жизни, рождается
общественное мнение. Но еще не всегда
деятельность коллектива успешна, иногда
он не может самостоятельно справиться
с решением коллективных задач. Он похож
на «мерцающий маяк», а педагог, как
смотритель маяка, должен позаботиться
о нем, т.е. взять на себя организаторскую,
коммуникативную и коррекционную
функции.

На третьем этапе достигается
гармоничное сочетание подчинения и
руководства, все члены коллектива
проявляют взаимную требовательность,
заинтересованность в совместной
дея­тельности, переживают за успехи
и неудачи коллектива. И взрослые, и дети
— сотрудники в общем деле. Появляется
реальная защищенность личности в
коллективе, создаются условия для
самореализации личности. Коллектив
успешно осуществляет свою деятельность.
Это — «алый парус», который символизирует
сбыв­шуюся мечту и ощущение радости.
В классификации-аналогии есть еще один
образ: такой коллектив — «горящий
факел», поскольку становится примером
для других.

26. Характеристика содержания воспитания в современных концепциях и программах организации воспитательной деятельности. Понятие «базовая культура личности».

Под
содержанием воспитания понимается
система знаний, убеждений, качеств и
черт личности, устойчивых привычек
поведения, которыми должны овладеть
учащиеся в соответствии с поставленными
целями и задачами.

Концепция – это
система взглядов, определенный способ
понимания целей, задач, организации
воспитательных программ.

До 90-х годов
ХХ века в нашей стране приоритетной
была концепция, представлявшая комплексный
подход к воспитанию. Он предполагает
перспективное, комплексное планирование
работы, систематический учет ее
результатов, корректирование на этой
основе воспитательного процесса. Цель
воспитания в рамках данного подхода –
это всестороннее развитие личности.
Аспектами комплексного подхода к
воспитанию являются:

— тесная
взаимосвязь различных направлений
воспитания (идейно-политического,
нравственного, трудового и др.);


взаимосвязь воспитания и самовоспитания;


единство обучения, воспитания и
развития;

— взаимодеятельность школы,
семьи и общественности.

Главная идея
комплексного подхода – личность, являясь
целостным образованием, не воспитывается
по частям; воспитание обеспечивает ее
целостное развитие.

Культурологическая
концепция (Е. В. Бондаревская). Воспитание
в этой концепции определяется как
процесс педагогической помощи ребенку
в становлении его субъектности, культурной
идентификации, социализации, жизненном
самоопределении. Целью воспитания
является целостный человек культуры.
Человек культуры – это свободная
личность, способная к самоопределению
в мире культуры, гуманная, духовная,
творческая и адаптивная.

Содержание
воспитания включает следующие компоненты
личностного опыта:

— аксиологический
(ценностно-смысловой);

— культурологический;


жизнетворческий (событийный);


морально-этический;

— гражданский;


личностный;

— индивидуально-творческий.

Концепция
Н. Е. Щурковой – формирование образа
жизни, достойного Человека. Воспитание
понимается как целенаправленное,
организованное профессионалом-педагогом
восхождение ребенка к культуре
современного общества, как развитие
способности жить в нем и сознательно
строить свою жизнь, достойную Человека.

Цель
воспитания – это личность, способная
строить свою жизнь, достойную. Человека,
то есть построенную, по мнению автора,
на Истине, Добре и Красоте.

Основу
содержания воспитания составляют такие
направления, как философическое,
диалогическое и этическое
воспитание.

Философическое воспитание
– это воспитание надситуативного
мышления, способности к обобщениям,
чтобы ребенок мог за фактом видеть
явления жизни, за явлением – закономерности,
а за закономерностями «распознавать
основы человеческой жизни».

Диалогическое
воспитание – это стиль педагогического
взаимодействия. Это организация такой
жизни воспитанника, когда он находится
в постоянном диалоге с самим собой, с
картиной, другим человеком и т.д.

Этическое
воспитание – это «возвышение до ученика»,
до той высокой этики, когда взаимодействие
с ребенком выстраивается в системе
«человек – человек».

Программа
воспитания направлена на формирование
ценностного отношения к природе,
человеку, нормам культурной жизни, к
социальному устройству; формирование
жизненной позиции, развитие способности
к индивидуальному выбору жизненного
пути.

Концепция педагогической
поддержки ребенка и процесса его развития
(О. С. Газман) рассматривает воспитание
как специально организованный процесс
предъявления социально одобряемых
ценностей, нормативных качеств личности
и образцов поведения.

Цель воспитания
– дать школьнику базовое образование
и культуру и на их основе предоставить
условия для развития тех сторон личности,
для которых есть наиболее благоприятные
субъективные условия и объективные
возможности.

Основу содержания
воспитания должна составлять базовая
культура личности. Ее приоритетными
направлениями являются культура
жизненного самоопределения, семейных
отношений; экономическая культура и
культура труда; политическая,
демократическая и правовая культура;
интеллектуальная, нравственная и
коммуникативная культура; экологическая,
художественная и физическая
культуры.

Центральное звено базовой
культуры – культура жизненного
самоопределения личности учащегося в
четырех важнейших сферах: человек,
общество, природа, ноосфера (интегративные
продукты человеческой деятельности).

Соседние файлы в предмете Педагогика

  • #
  • #

А.С. Макаренко выделил 4
стадии развития коллектива по характеру предъявляемых педагогом требований и
позиций педагога.

1. Первая стадия характеризуется тем, что педагог организует жизнь и деятельность группы,
объединяя цели и смысл деятельности и предъявляя прямые, ясные, решительные
требования. Преобладают развивающиеся личностные отношения, они еще очень
подвижны, нередко конфликтны. Отношения с другими коллективами складываются
только в системе личностных отношений членов разных коллективов. Заканчивается
первый этап формированием актива. Субъект воспитания – воспитатель.

2. Вторая стадия — требование педагога поддерживаются активом, это наиболее
сознательная часть группы предъявляет их к товарищам, требование воспитателя
становятся опосредованными. Актив становится опорой педагога и авторитетом для
других членов коллектива. Педагог способствует укреплению позиции актива и
расширению его состава, вовлекая всех детей в совместную деятельность. Субъект
воспитания –
 актив.

3. Третья стадия –
большая часть членов группы предъявляет требования к товарищам и себе и
помогает педагогам корректировать развитие каждого. Требования предъявляет
коллектив в форме общественного мнения. Общественное коллективное мнение
представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение
коллектива к различным событиям и явлениям в жизни общества и данного
коллектива. Субъект воспитания – коллектив.

4. Четвертая стадия 
педагог поддерживает самоуправление и интерес к другим коллективам. Происходит
побуждение всех членов коллектива к самовоспитанию, создаются условия для
развития творческой индивидуальности каждого члена коллектива. Каждый
воспитанник сам предъявляет к себе определенные требования.

На основании описания ситуации можно сделать вывод, что коллектив
класса находится на 1 стадии развития.

Основание для данного утверждения: организатором в классе является
педагог. Личностные отношения в классе не сформированы, они подвижны и
конфликтны.

Показатели развития данного
коллектива:

  1. Мобильность – низкая
    (нет интереса, инертность, формальное исполнение обязанностей по изучению
    предмета)
  2. Товарищеские
    взаимоотношения – не сформированы (каждый сам по себе, поэтому легко
    подчиняются неформальным лидерам)
  3. Мажорное
    мироощущение – присутствует (класс сильный, с гуманитарной
    направленностью, т.е. присутствует ощущение  принадлежности к элите)
  4. ответственность за
    коллективное дело – отсутствует.
  5. самостоятельное
    выдвижение общественно-значимых целей – инициативу не проявляют.

Коллектив — группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных
между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей,
норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств
деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого
достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа.

Задача педагога в данной
ситуации – формирование коллектива.

Действия педагога: формированием
актива. Т.е. класс должен перейти на 2 стадию развития.

Программа
работы с классом

         Программа
реализуется через систему классных часов, урочные и внеклассные формы работы;
коллективную, групповую, индивидуальную работу.

1
этап — изучение классного коллектива       

а) Анкетирование.

1.
Социометрия.

2.
Экспресс – методика по изучению социально – психологического климата в
коллективе.

б)
Исследование.

1. Диагностика (Знание особенностей
ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его
реакции в различных ситуациях, что в свою очередь делает воспитательную работу
более рациональной).

Направления диагностики:

Изучение индивидуальных особенностей
личности ученика:


общие сведения;


способности;


темперамент;


тип личности в общении;


самооценка;


успешность в деятельности;


уровень воспитанности.

Изучение межличностных отношений:


социометрия;


социально-психологический климат в классе.

Формы диагностики:


анкетирование;


тестирование;


наблюдения;


беседы.

2
этап  — формирование, углубление и развитие творчества учащихся, переход в
режим функционирования

На
2 этапе формируется Актив класса (Совета класса).

Лидеры
группировок должны стать членами Совета класса, каждому выделяется зона
ответственности. Именно через лидеров педагог сможет оказывать влияние на
остальных членов коллектива.

3
этап – обобщение опыта

На
этом этапе проводится итог деятельности педагога и классного коллектива по
реализации программы.

Принцип построения программы:

Принцип
открытости

Классный
руководитель планирует жизнь в классе совместно с ученическим коллективом.

Принцип привлекательности

Классный
руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.

Принцип деятельности

Желание
учащихся участвовать во всех мероприятиях, проводимых в классе и в школе.

Принцип свободы участия

Представление
возможности выбора заданий с учетом своих интересов, личных качеств и
возможностей.

Принцип обратной связи

Совместно
с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их
мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.

Принцип сотворчества

В
этом принципе объединяются два понятия: сотрудничество и творчество.

Принцип успешности

И
взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности
определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру.

Для
определения методов работы с классом необходимо провести диагностику. На основе
диагностики учитель планирует классную и индивидуальную работу по сплочению
детей, по формированию дружеских взаимоотношений.

Для
диагностики воспитательной возможности классного коллектива (сплоченности)
можно успешно применять следующие методики Диагностические методики изучения
классного коллектива

      Начиная работу с детским коллективом впервые в жизни или продолжая
работу с детьми, классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся
друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в
котором они находятся длительное время вместе.      

          
Диагностическая методика № 1. «Фотография»
         
Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок
своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором
он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой
фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников.
Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного
руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен
обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя,
своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким
настроением он выполняет эту работу.
                  
Диагностическая методика
№ 2. «Урок физкультуры»

          Учащимся предлагается построить класс
на урок физкультуры. Главное требование — учащиеся не имеют права строить
учащихся по росту. На листах бумаги ребята могут по своему усмотрению,
построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или
в парах.
      Данная методика позволяет определить
степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса.
                Диагностическая методика № 3.
«Дом, в котором я живу»
             Учащимся класса предлагается
построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них
людьми. Это могут быть и одноклассники и друзья, и родители, и родственники.
Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг другу, к родным и
близким людям, к товарищам.
               
Диагностическая методика №
4. «Письмо островитянину»
      Учащимся класса предлагается
представить себе, что они находятся на необитаемом острове. Жизнь на острове
трудная, помощи ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает бутылку, в которой
находится записка: «Обратись с письмом к людям, которым ты доверяешь и которых
ты любишь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки».
Учащиеся должны написать письмо тем людям, которым доверяют.
      Классному руководителю следует обратить
внимание на то, каким будет содержание письма, к кому будут эти письма
обращены.

                     Диагностическая методика № 5. «Пьедестал»
      
Учащимся
класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют
право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить,
за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек —
5. У учащихся есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для
себя, если ученик считает нужным это сделать.


http://mifschools.dm0.ru/page/klruk/Picture/1.bmp

      Данная методика позволяет
увидеть взаимоотношение учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу,
определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.
               
Диагностическая методика №
6. «Государство — это мы»

      Учащимся класса предлагается представить
себе, что класс — это маленькое государство, а все ребята — представители этого
государства. Для этого необходимо определить положение, место и предполагаемую
должность каждого в этом государстве и свое собственное место. Эта методика
позволит классному руководителю увидеть, кого ребята определяют на роль лидера
в коллективе и кому отводится место изолированного человека.
                    Диагностическая методика №
7. «Круги на воде»

      Ребятам предлагается листок, на котором
нарисованы круги, в которые нужно вписать имена одноклассников «по степени»
значимости для себя. В каждый круг ребята должны вписать не более трех имен
своих одноклассников.
                    Диагностическая
проективная методика № 8

      Учащимся предлагается определить свое
отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:
      1.   Самый близкий мне человек в
классе, это…
      2.   Ребята, с которыми мне
приятно проводить свободное от учебы время, это…
      3.   Ребята, которых мне приятно
видеть в своем доме, это…
      4.   Ребята, с которыми я хотел
бы общаться в школе, это…
      5.   Ребята, с которыми я хотел
бы общаться вне школы, это…
      6.   Ребята, с которыми я не
общаюсь, это…
      7.   Ребята, с которыми мне
приходиться общаться в школе по необходимости, это…
      8.   Ребята, интересы которых мне
чужды, это…
      9.   Ребята, которые мне
неприятны, это…
      10. Ребята, которых я избегаю, это…
                Диагностическая методика № 9.
«Фильм о моем классе»

         Учащимся класса предлагается выступить в
роли режиссера и снять фильм о своем классе. Каждый кадр фильма должен, быть
снабжен текстом. Для того, чтобы фильм получился, каждый должен придумать свою
сюжетную линию, время действия в фильме и т.д. Чтобы ребятам было легче снимать
фильм, они должны ответить на следующие вопросы:
      1.   Как называется фильм?
      2.   Где происходит действие
фильма?
      3.   Кто является главным героем
фильма?
      4.   Кто играет второстепенные
роли в фильме?
      5.   Каким является фильм по
жанру?
      6.   Каков финал фильма?
      7.   В каком цвете снимался
фильм?

 Эту
диагностическую методику можно использовать в различных вариантах. К примеру,
можно провести классный кинофестиваль, на который жюри отберет несколько
картин. Эти фильмы можно посмотреть на итоговом классном часу или на
родительском собрании. Это исследование весьма информативно и поможет классному
руководителю увидеть интересные и не всегда видимые события и мгновения из
жизни классного коллектива.

Основные направления
работы классного руководителя по организации и развитию классного коллектива:
организация коллективной деятельности;

организация самоуправления;  организация перспективы развития
коллектива; организация традиций коллектива; воздействие на межличностные
отношения в классном коллективе.

Тема: Педагогическое руководство детским коллективом.

Управлять ученическим коллективом — это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: 1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; 2) организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика (А.Т. Куракин).

Важнейшее условие оптимизации — интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая интеграция достигается путем: 1) использования комплекса педагогических воздействий на коллектив; 2) постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жижи; 3) создания таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов; 4) расширения функций ученического самоуправления; 5) объединения усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.

В практике педагогического управления коллективом школьников необходимо соблюдать следующие важные правила:

  1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией школьников. При отрицательном восприятии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути. Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить. Выбирайте посильные цели, видимые и понятые каждому члену коллектива.

  2. Коллектив — динамическая система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.

  3. Высокой эффективности коллективного воспитания классный руководитель добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность, и сотрудничество с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей. Организация и координация воспитательных влияний — важнейшая обязанность классного руководителя.

  4. Формализм — злейший враг воспитания. Перестройка управления коллективом заключается не только в пересмотре целей и содержания коллективного воспитания, но также и в смене педагогической помощи развивающейся личности. Не надо забывать, что приоритет ценностей формирует учитель: какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у тех формируются.

  5. Показатель правильного руководства — наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам жизни класса. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию общественного поведения.

  6. Демократизация воспитания не означает упразднения контроля за выполнением членами коллектива своих обязанностей. Оправдывает себя испытанная в учебных заведениях вертикально-горизонтальная структура контроля и коррекции. Сущность ее в том, что система контроля направляется на все более высокий уровень развития коллектива и каждого ученика (по вертикали), а конкретно осуществляют контроль и самоконтроль в первичном коллективе (по горизонтали).

  7. Психологические исследования показали, что межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру. Первый уровень образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости (персональных отношений). Они проявляются в эмоциональной привлекательности или антипатичности, совместности, затруднительности или легкости контактов, совпадении или несовпадении вкусов, большей или меньшей внушаемости.

Второй уровень образует совокупность межличностных отношений, опосредо­ванных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива (партнерские отношения), на этом уровне отношения между членами коллектива проявляются как отношения между участниками совместной деятельности, товарищами по учебе, спорту, труду, отдыху. Третий уровень образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности (мотивационные отношения): мотивы, цели коллективной деятельности, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности.

Избирательное отношение членов коллектива друг к другу будет существовать всегда. Мудрый воспитатель будет учить терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, нанесенные обиды.

Одна из причин неблагоприятного положения учеников в системе коллективных отношений — неадекватность выполняемых ими ролей реальным возможностям. Если постоянные или временные поручения не способствуют их интересам или возможностям, то они выполняются формально либо совсем не выполняются. Исследования показали, что благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе школьники занимают уже в начальный период своего пребывания в коллективе, и в дальнейшем оно оказывается для большинства стабильным. Для того чтобы руководство этим процессом было эффективным, необходимо контролировать факторы, влияющие на положение ученика в системе стихийно складывающихся внутриколлективных отношений. К таким факторам относятся: особенности самого школьника (сдержанность, эмоциональность, общительность, оптимизм и т.д.); черты, характеризующие его нравственный облик (внимательное отношение к товарищам, справедливость и т. д.); физические данные (сила, красота, ловкость и т. п.).

На положение школьника весьма ощутимо влияет изменение характера деятельности в коллективе. Тогда появляются новые лидеры, которые занимают в силу своей компетентности ведущее положение, тем самым сразу повышая свой престиж. Вдумчивый классный руководитель постоянно заботится об изменении коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые отношения.

1

Концепция детского коллектива (Л.И.Новикова, А.Т. Куракин), стадии развития группы как коллектива

Стадия

Характеристика

  1. Стадия сплочения коллектива

На первой стадии коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагогов, стремящихся ту или иную «организационную единицу» (класс, кружок, пионерскую дружину, школу и т.д.) превратить в коллектив, в такую социально-психологическую общность, где отношения и воздействия детей опосредуются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями, где существует достаточно высокая степень совпадения оценок детей по отношению значимым для коллектива объектам, когда развивающийся коллектив в целом становится референтным для большинства его членов (А. В. Петровский).

В результате работы группы получают возможность более полно удовлетворять свои интересы, занять адекватные их притязаниям и возможностям места в коллективе. Усиливающиеся контакты групп между собой, их связь с коллективом приводят к тому, что группы начинают осознавать себя как часть целого – коллектива. Таким образом, процесс дифференциации групп и стабилизации их положения в коллективе приводит к укреплению официальной структуры коллектива в целом.

Таким образом, на первой стадии детский коллектив выступает преимущественно как цель и объект воспитательных воздействий взрослых. Свои функции как инструмента воспитания он реализует главным образом лишь по отношению к отдельным детям

  1. Стадия превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся

Стабилизация неформальной структуры коллектива за счет самоопределения групп и продолжающегося под воздействием педагогов развития формальной структуры, развитие системы внешних связей делового характера. В это время коллектив выступает как целостное явление уже за счет не только своей формальной, но и неформальной структуры, так как в нем начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции.

На второй стадии развития детский коллектив выступает уже как инструмент целенаправленного формирования определенных качеств личности у всех входящих в него ребят. Неформальная структура его становится более устойчивой, поле моральноинтеллектуального напряжения – относительно стабильным.

На второй стадии детский коллектив используется педагогами как фактор приобщения всех детей к общественной культуре, расширения их социального опыта, обусловливающего формирование социалистической направленности как интегративной черты личности.

  1. Стадия, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника

Коллектив становится важнейшим фактором, побуждающим детей к самовоспитанию.

Коллектив направляет этот процесс, и ребенок в своих попытках самосовершенствования встречает его поддержку. Практически только теперь коллектив достигает высокого уровня своего развития как субъект воспитания, только теперь становится возможным целенаправленно использовать его для индивидуального развития каждого ребенка. В это время его возможности реализуются, с одной стороны, путем продолжающегося совершенствования коллектива как инструмента массового воспитания, с другой – путем воздействия на процессы развития отдельных детей.

На третьей стадии своего развития коллектив используется педагогами в целях корректировки социального опыта и развития творческой индивидуальности каждого отдельного ребенка.

Аналитическая таблица 1. По материалам А.Н. Лутошкина

«Песчаная россыпь»

«Мягкая глина»

«Мерцающий маяк»

« Алый парус»

«Горящий факел»

  1. Тактическая педагогическая  цель на данном этапе

Соединить, «сцепить» людей, чтобы у детей были общие интересы, общие дела.

Цель: классный коллектив может перерасти в хороший, слаженный коллектив. 

В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не всё получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Подлинного мастера – хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.

Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение коллектива.  Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность.

Создать тесную дружбу, единую волю, взаимопонимание, деловое сотрудничество, сплотить группу и сделать ее эффективной.

  1. Состояние деятельности и отношений

Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу.

Группа может принять ту форму, которую захочет педагог, поэтому важно организация детей.

Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности.

Отношения разные – доброжелательные, конфликтные.

Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу.

Принцип «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность сочетаются с взаимной требовательностью.

Развиваются социально-психологические феномены как внутригрупповой фаворитизм и внутригрупповая враждебность.

Группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады, поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию, регулярно проводя тренинговые игры, игры на сплочение. Хорошо помогает общее дело.

  1. Состояние культуры

Отсутствует авторитарный центр.  Структура формальна, лидерство отсутствует,   микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ межличностных отношений.

Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требование педагога.

Скрепляющим звеном здесь ещё являются формальная дисциплина и требования старших. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает вероятность конфликтов.

Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ.

Дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки.

Группа толерантна и стремится к сотрудничеству. Каждый может договорится, прийти к соглашению.

  1. Положение личности в группе

Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу.  

Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других.

Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Появляются лидеры. Каждый способен на общее дело.

Каждый ребенок дружит друг с другом.

Личность открыта педагогу, чувствует тепло и жизнерадостность.

  1. Содержание и способы педагогической деятельности  

 Цель — создание условий, обеспечивающих развитие творческой личности ребенка, способной к самоопределению и самореализации, через эстетическую, нравственную и духовную силу кинематографического искусства посредством создания авторской детской мультипликации с учетом их возможностей, способностей и состояния здоровья.

Все активнее вводятся «бумеранговые» приёмы: создание актива, опора на него, привлечение одноклассников к обсуждению вопросов жизни и работы класса. Здесь организатор, исходя из знания личных и деловых качеств одноклассников, предоставляет активу, помощникам возможность самим принимать решение, оказывает им помощь.

Эффективное сочетание стилей «Возвращающийся бумеранг» и «Разящие стрелы». Как правило, на этой ступени органы самоуправления имеют большой вес и организатор может активнее использовать мнение группы, считаться с позицией большинства, если оно стоит действительно на правильном пути. В целях создания положительного эмоционального климата коллектива в отдельных случаях можно использовать как вспомогательные способы воздействия типа «Снующий челнок» и «Плывущий плот»: быть уступчивым, при необходимости идти на компромисс.

Стиль руководства «Возвращающийся бумеранг» является ведущим на этом этапе работы с коллективом. В основе взаимоотношений организатора и группы – взаимное доверие. Дело в том, что сплочённость и сработанность группы освобождают организатора от необходимости всякого рода напоминаний, проверок, тщательного инструктажа перед началом дела и т. д.

В основе — самоуправление, опора на группу в целом. Распорядительные действия организатора носят вспомогательный характер. К делам коллектива, к руководству привлекаются в разной форме все члены коллектива.

  1. Стиль взаимодействия и возможные (роли) педагога.

В группах на уровне «Песчаная россыпь» предпочтительнее может оказаться стиль руководства «Разящие стрелы» (настаивающий, требующий, приказывающий). Подчёркиваем, стиль предпочтительный, а не единственный: всё зависит от конкретных условий.

Педагог играет роль советника и генератора идей.

Педагог сопровождает, консультирует.

Организатор выполняет чаще функции «мозгового центра», разрабатывающего идеи, подающего инициативу, поддерживающего начинания других ребят.

Организатор направляет усилия на установление связей с другими группами, на формирование активной позиции своего коллектива в школе, среди других объединений.

Обновлено: 17.05.2023

Настоящий, сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, поэтапно, чему способствует совместная деятельность ребят-участников групп. В зависимости от стадии развития детского коллектива вожатый использует различные стили руководства им. Рассмотрим некоторые стили руководства детским коллективом с учетом специфики и характера деятельности.

  • четко ставьте цели и инструктируйте ребят — чаще проводите инструктаж
  • уточняйте, как поняты ребятами конкретные задания
  • кратко с каждым исполнителем уточните его действия
  • проверяйте выполнение заданий
  • отмечайте ошибки и хорошо выполняемые поручения
  • будьте требовательны, но тактичны

Распределение и стимулирование:

  • оценивайте и учитывайте в работе индивидуальность характеров ребят
  • выявляйте общие интересы
  • если необходимо — давайте задания
  • следите за тем, чтобы задания выполнялись точно
  • хвалите в присутствии других
  • недостатки разбирайте наедине
  • поощряйте за позитивную самостоятельную деятельность

Участие в принятии решений:

  • ставьте цель, не уточняя способов достижения
  • ограничивайте прямые указания и контроль
  • создавайте системы самоконтроля
  • проводите консультации по отдельным проблемам
  • поощряйте высказанные замечания
  • предоставляйте больше самостоятельности
  • не самоустраняйтесь от контроля

Передача полномочий:

  • оказывайте поддержку и помощь, если ребята просят о ней
  • избегайте вмешательства в дела без особой необходимости
  • не ослабляйте контроль
  • соизмеряйте возможности ребенка и сложность задания
  • не забывайте хвалить ребят как можно чаще

Педагогический коллектив

В процессе общения полезно задуматься над тем, что движет людьми, когда они совершают те или иные поступки, какие факторы влияют на адекватность нашей оценки другого человека.

Итак, какие же факторы отражаются на нашем восприятии другого человека и на характере наших отношений с ним?

Рассмотрим следующие факторы:

Что необходимо для организации построения отношений с другим человеком?

На пути к взаимопониманию могут встретиться разные трудности:

Есть ряд приемов, способствующих увеличению вероятности успеха в построении общения:

  1. поставьте себя на место другого человека. Как он смотрит на мир? Что значит быть в его положении?
  2. Поразмыслите над тем, во что он вкладывает свои силы?
  3. Установите, что влияет на поведение этого человека. Есть ли силы или обстоятельства, способные привести к переменам в нем?
  4. Работайте над созданием открытых отношений. Это приведете каждого из вас к необходимости мириться с другим.

Настроение

В процессе работы в детском лагере у вожатого возникают ситуации, когда необходимо повысить настроение, снять неблагоприятное эмоциональное или стрессовое состояние.

Компоненты хорошего настроения:

  • Человеческие отношения.
  • Пребывание в обществе счастливых людей
  • Умение заинтересовать своим рассказом
  • Пребывание в кругу друзей
  • Наблюдение за людьми
  • Откровенная и открытая беседа
  • Выражение своей любви
  • Высказывание комплиментов и похвал в чей-либо адрес
  • Встреча за чашкой чая
  • Осознание оказать помощь другим
  • Умение развлечь и развеселить окружающих
  • Приобретение новых друзей
  • Смех
  • Расслабленность
  • Размышление о чем-либо хорошем
  • Размышления о людях, к которым относишься с симпатией
  • Наблюдение за красивым пейзажем
  • Возможность дышать свежим воздухом
  • Ощущение чистой одежды
  • Хороший сон по ночам
  • Прослушивание любимой музыки
  • Улыбка
  • Убежденность в благополучии семьи и близких
  • Занятия физической культурой

Способствует улучшению настроения процесс самоорганизации:

  • Умение настоять на своем
  • Чтение рассказов, романов, стихов
  • Планирование и организация какого-либо действия
  • Четкое выражение своих мыслей
  • Приобретение новых знаний и навыков
  • Получение похвалы или комплимента
  • Качественное выполнение своей работы
  1. уметь отличать главное от второстепенного
  2. знать меру воздействия на события
  3. уметь подходить к проблеме с разных сторон
  4. готовить себя к любым неожиданным событиям
  5. воспринимать действительность такой, какова она в реальности, а не в нашем воображении
  6. стараться понять других
  7. уметь извлекать положительный опыт из всего происходящего

В реальной жизни, вожатый, отправляясь работать на летнюю детскую программу, часто испытывает определенные страхи, которые не способствуют повышению качества работы. Попытаемся помочь понять их, и, тем самым, избежать в своей деятельности.

Есть взаимосвязь между работой и вызываемыми в ходе нее страхами работников. Вот эти разновидности симптоматики организационного дистресса (отрицательной эмоции).

Дистресс — перенапряжение, снижающее жизненную активность, дезорганизующее поведение, ослабляющее попытки достижения цели

Страх получить неудовлетворительную оценку за педагогическую деятельность. Человек перестает себя уважать. Могут пройти годы, прежде чем к нему снова вернется вера в собственные силы и возможности. Поиски разрешения возникшей ситуации, хождение по кабинетам — все это не может не вызвать чувство страха.

Страх потерять собственное Я. Человек фактически становится неким винтиком в гигантском технологическом процессе, отчего утрачивается ощущение личностной самоценности и, напротив, возрастает чувство ненужности, профессиональной обезличенности. Естественно, возникает вопрос как же предупредить подобного рода организационный дистресс?

Решающая роль в создании психологически комфортной, т. е. исключающей дистресс, ситуации принадлежит:

Рекомендации, касающиеся, заботы об индивидуальной мотивации:

Ориентиры для руководителя

(полезны, как директору, так и вожатому)

Для руководителя нет более важных стимулов для улучшения работы, чем личное знание персонала. Это дает возможность оценить качество индивидуального труда, как детей, так и взрослых; оказывать им помощь и содействие в нужный момент. Кроме этого, знающий руководитель будет иметь расширенные возможности для общения с людьми разного характера и шанс предупреждения проблем. Такое взаимодействие дает руководителю возможность делить как радости, так и сложности жизни в лагере.

Существуют некоторые принципы, которые могут помочь руководителю, имеющему небольшой опыт руководства другими людьми:

  1. Доверие. Этот фактор является основным в установлении значимых взаимоотношений с персоналом, как для выполнения им работы, так и для личного взаимодействия. Члену персонала необходимо знать, что руководителю можно доверять с тем, чтобы справляться с проблемами и вести обсуждения объективно и без эмоций. Он должен также знать, что руководитель может решать задачи, привлекая других, и рассматривая различные стороны личных проблем и забот. Член персонала также должен знать, что обсуждение качества его работы с руководителем не будет передаваться по всему лагерю и останется конфиденциальным. Чтобы сохранить такое доверие в отношениях с персоналом, руководителю следует показать, персоналу, что он ценит и уважает персонал независимо от качества работы. Иногда для руководителя может оказаться сложным сохранение такого отношения, но такое поведение должно проистекать от внутреннего уважения члена персонала, которое помогает преодолеть различия или личные конфликты.
  2. Сочувствие. Важна способность руководителя быстро устанавливать связи и свободные отношения с персоналом, который не привык к руководству или если его утомляют контролирующие рамки. Кроме веры в способности персонала нужный климат в коллективе может создать истинное желание общения с разными людьми и навыки человеческих взаимоотношений.
  3. Разделение озабоченностей. Руководитель должен культивировать привычки разделения беспокойства члена персонала, индивидуально или коллективно, оценки выполненной работы. Регулярные похвалы за выполненные работы также помогают подготовить члена персонала к принятию критики, когда в этом возникнет необходимость. Полезно также руководителю иметь привычку время от времени уделять внимание группам или определенным видам работы для наблюдения за их жизнью или реализацией. Если персонал поймет, что это делается из лучших побуждений, то постепенно он привыкнет к этому и станет менее обеспокоен таким прямым наблюдением. Поддержка со стороны руководителя и его оценка могут не ощущаться другими, если это не выразить словами или скрывать под маской благожелательности. Если ранее не был установлен процесс контроля за персоналом, о элементы этого процесса следует обсудить совместно с группой во время процесса обучения. Полезно также высказывать идеи общих ожиданий и критериев, которые будут использоваться для оценки работы. Если замечания в письменном виде с конференции руководства необходимо подшивать в личные дела, то персоналу следует сказать об этом.

P.S — Информация для директора, полезная для вожатого

Критерии оценки успешности работы вожатого

В процессе работы в детском лагере вожатый должен проявить знания в области педагогики и психологии, методов работы с детьми разного возраста, умения применять теоретические знания на практике. Администрация лагеря оценивает следующие умения:

7.1. Наилучшей средой для развития школьников является детский коллектив. Однако реальная группа, с которой работает воспитатель, может находиться на более низком уровне развития. Воспитатель заинтересован в превращении группы детей в полноценный воспитательный коллектив.

Педагоги должны четко отличать истинные детские коллективы от других групп детей.

Коллектив – то организованная группа людей, сплоченная совместной целеустремленной общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями. Как и всякая группа, коллектив – это часть среды, в которой развивается ребенок. Коллектив включает его в целую сеть межличностных и иных отношений. Но если для обычной среды характерно неупорядоченное, разнонаправленное, случайное влияние на ребенка, то в воспитательном коллективе такое влияние в значительной мере упорядочено и целенаправленно. Поэтому детский коллектив – педагогизированная среда (Гликман. И.З.)

Воспитатель, не опирающийся на детский коллектив, слаб. Влияние коллектива на личность нельзя переоценить. Особенно сильным это влияние оказывается тогда, когда личность принимает этот коллектив, его цели, традиции и ценности, дорожит им. Поэтому воспитатели заинтересованы в создании детского коллектива и в овладении методикой работы с ним.

Группа превращается в коллектив только в процессе положительного развития. Поэтому воспитатель старается создать условия для развития группы детей, с которой он работает, для перехода группы на более высокий уровень ее воспитательных возможностей.

А.С. Макаренко выделял три основных этапа развития группы с точки зрения ее воспитательного влияния на личность.

1-й этап. Дети пассивны. Инициатором деятельности является только педагог, от него исходят основные требования к деятельности и поведению членов группы. Нет четкого распределения обязанностей между членами группы. Нет общегрупповых дружеских связей и сплочения. Общественное мнение отсутствует или оно разрозненно и стихийно. Влияние группы на личность стихийно.

Педагог стремится увлечь школьников разнообразной привлекательной деятельностью, развить внутригрупповое общение, привлечь школьников к организации конкретных дел.

2-й этап. В классе появляется официальная структура, ответственные за отдельные участки работы. Образуется актив, который поддерживает педагога. Расширяется дружеское общение и общая сплоченность, появляется общественное мнение в классе. Общая деятельность группы становится более успешной, упорядоченной. Влияние группы на личность усиливается и приобретает воспитательный характер. На этом этапе педагог особый упор делает на работу с активом и на влияние через него на всю жизнь группы.

3-й этап. Педагога поддерживает вся группа, но его руководство незаметно, так как управление группой и отдельными школьниками осуществляется органами самоуправления.

Группа самостоятельна и действует успешно в отсутствии педагога. Дружеские связи охватывают всю группу, она сплоченна. Каждая личность защищена, чувствует себя комфортно. Теперь группа превращается в коллектив и становится мощным воспитательным фактором.

На этом этапе педагог осуществляет свое руководство через актив класса.

7.2. Рассмотрим законы развития коллектива. Группа сплачивается и становится весомым фактором воспитания в процессе совместной деятельности, пронизанных сотрудничеством дел. Поэтому важнейшими средствами сплочения группы являются будущая деятельность (перспектива), текущая деятельность и традиции группы.

Интересная совместная будущая деятельность воспринимается детьми как предстоящая радость. Она привлекает их, поднимает настроение, объединяет и сплачивает.

А.С. Макаренко предлагал делить перспективы на три основные группы – близкие, средние и далекие. Близкая перспектива – это те события, которые произойдут в ближайшие часы, дни, недели. Это масса различных дел: праздники, занимательные уроки, игры, экскурсии, прогулки.

Средняя перспектива включает наиболее крупные события жизни в школе и классе, ожидаемые в ближайшие месяцы. Таких бывает несколько в год: туристические походы, балы, открытие школьного стадиона, экскурсия в другой город и др.

Далекая перспектива включает события, ожидаемые через годы. И в масштабах не только школы, но и города или страны.

Как только школьники увлекутся перспективой совместных дел и если это увлечение будет устойчивым, группа явно сплачивается.

Совместная текущая деятельность тоже сплачивает группу, только если она правильно организована. Рассмотрим общие требования к организации групповой деятельности.

Во-первых, постановка цели перед учащимися. Несомненно, что интерес нельзя рассматривать как единственное средство побуждение к деятельности. Большое значение имеет и осознание необходимости трудиться на общую пользу, а интерес можно стимулировать в процессе деятельности.

Во-вторых, целесообразное планирование и распределение поручений. Выполнение поручений должно сопровождаться сплачивающими отношениями между учащимися, крепнущими в совместном общении, взаимосвязях. Необходимо так планировать деятельность, чтобы она протекала в сотрудничестве детей.

В-третьих, в процессе деятельности учащимся необходим педагогический контроль как стимул, как помощь взрослого человека, более опытного и знающего. Своевременный контроль необходим и как необходимое условие доведения дела до конца.

В-четвертых, деятельность должна носить творческий характер, иметь идею вдохновления (в качестве такой идеи могут выступать социально-культурные ценности общечеловеческого характера: милосердие, истина, счастье, прекрасное и др.)

В-пятых, школьники должны выступать субъектами планирования, организации, проведения и оценки деятельности.

Почему мы уделяем такое пристальное внимание деятельности школьников? Деятельность – важнейшая форма проявления активного отношения человека к окружающей действительности. На формирование сознания и поведения личности серьезное внимание оказывают те отношения, в которые личность вступает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми. В разнообразной деятельности проявляется оценочное отношение ко всему окружающему, наиболее успешно развивается сознание, накапливается опыт, обогащаются чувства. Поэтому правильно поступают те воспитатели, классные руководители, которые заранее тщательно планирую предстоящую деятельность, стараются увлечь ею школьников и создают необходимые условия для их самовыражения.

Традиции также скрепляют группу, способствуют превращению ее в коллектив. Традиции бывают разные. Добрые традиции обеспечивают уверенность и защищенность каждого ребенка, который начинается раскрываться для всех, становясь интересным для окружающих.

7.3. Как управлять детским коллективом? Иногда это представляется весьма затруднительно, так как от педагога часто скрыты внутренние, неофициальные отношения в классе, либо педагог не умеет влиять на эти отношения

Для правильного, то есть эффективного руководства следует научиться пользоваться способами воздействия на внутригрупповые отношения, овладеть методикой параллельного действия и наладить индивидуальное влияние на каждого члена группы.

Существуют разные каналы и способы воздействия воспитателя на внутригрупповые отношения детей. Например, меняя условия и организацию деятельности группы, воспитатель влияет на внутренние взаимоотношения. Ведь известно, что изменение цели, характера деятельности, требований к каждому школьнику и группе в целом – все это влияет на состояние группы и на взаимоотношения школьников. Появление новых задач, изменение условий, трудности или дополнительные стимулы пробуждают совместные переживания и изменяют отношения в группе.

Меняя состав временных групп для выполнения поручений, официальное устройство группы, включая ее в отношения с другими группами, педагог оказывает влияние на внутриколлективные взаимоотношения в своей группе.

Часто дети сопротивляются воспитанию. В этом случае педагогу необходимо использовать методику параллельного действия. Особенности этой методики:

— педагогическая позиция воспитателя по возможности скрыта от воспитанников;

— основное влияние воспитателя идет через группу (результативнее всего это будет в коллективе). Поэтому воспитатель действует на воспитанника не столько непосредственно, сколько через актив и остальных детей.

— взаимодействие воспитателя с воспитанниками происходит формально не в педагогической области, а в области общественной деятельности. Именно через эту деятельность и идет в основном фактическое формирование личности.

— в индивидуальной же работе с детьми педагог стремится действовать на них преимущественно косвенно.

1. выбор школьников, наиболее заинтересованных в налаживании жизни и деятельности группы;

2. вовлечение их в выполнение отдельных конкретных поручений;

3. обучение их основа организаторской деятельности;

4. создание ситуаций успеха в деятельности;

5. эмоциональная поддержка и стимулирование их активности;

6. инициирование поддержки и доверия со стороны школьников;

7. контроль за работой активистов.

Такая работа воспитателя с активом положительно отражается на состоянии всей группы и способствует ее укреплению и развитию.

Много времени воспитатель должен уделять и индивидуальной работе с каждым школьником. Речь идет о пристальном внимании к личности ребенка, уважении ее, знании особенностей характера, интересов, помощи в решении конкретных проблем, заботе о том, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно в коллективе, мог проявить лучшие свои стороны, способности, имел поддержку друзей. Поэтому важной задачей для педагога является изучение каждой личности. Для этого можно использовать массу различных приемов: беседы со школьниками, анкетирование, вовлечение в различную деятельность, наблюдение, беседы с родителями и учителями, сочинения, разработанные в методической литературе методы психолого-педагогической диагностики.

Изучение особенностей школьников позволяет точнее представить себе перспективы их возможного и желательного развития. Когда говорят о проектировании личности педагогом, как раз и имеют в виду представления воспитателя о желательном пути развития воспитанника, о том, как помочь ему достичь намечаемого пути развития.

Воспитатель должен поддерживать личный контакт с ребенком, быть в курсе его достижений и неудач, интересоваться его делами, проявляя уважение и в то же время требовательность к воспитаннику, в случае необходимости оказывать своевременную помощь, стимулировать к самосовершенствованию, учить методике и приемам самовоспитания.

Мы рассмотрели основные направления работы воспитателя, классного руководителя с детской группой и коллективом. Усилия по созданию сплоченного, дружного коллектива не пропадут даром, так как воспитатель получит в его лице надежную опору и защиту в деле воспитания подрастающего поколения.

Глава 8.

В этой лекции – рекомендации, как организовать плодотворное взаимодействие с детьми. Они помогут вам заинтересовать детей обучением, вовлечь в групповую работу и снизить количество конфликтов.

Вложение Размер
как воздействовать на детский коллектив 222.7 КБ
как разрешить кофликт 285.48 КБ

Предварительный просмотр:

Как воздействовать на детский коллектив

В этой лекции – рекомендации, как организовать плодотворное взаимодействие с детьми. Они помогут вам заинтересовать детей обучением, вовлечь в групповую работу и снизить количество конфликтов.

Выстраивайте с детьми личностное общение

В зависимости от ситуации ваше общение с детьми может быть как формализованным, так и личностным. Но важно, чтобы личностного общения было больше: так дети лучше вас понимают и осознают, чего вы от них ждете. Личностное общение предполагает, что дети получают от вас просьбы и различные объяснения, чувствуют, что вы обеспокоены какой-то ситуацией. Формализованное общение – это требования, угрозы и инструкции в адрес детей.

Пример

Как заменять формализованные фразы на личностные

Давайте детям больше самостоятельности

Успешные педагоги редко прибегают к дисциплинарным способам взаимодействия с детьми, потому что это неэффективно. Жесткая дисциплина в классе или группе обычно дает обратный результат: у детей пропадает мотивация к обучению. Ниже читайте советы, как работать с детьми, чтобы они проявляли самостоятельность и сохранили учебную мотивацию.

Совет 1. Организуйте деятельность детей, а не дисциплину. Если будете уделять мало внимания тому, чем и как заняты дети на уроках, то впоследствии придется тратить силы на дисциплину. Чтобы дети плодотворно работали на занятиях, и им было интересно:

– давайте четкие инструкции;

– выделяйте голосом моменты, на которые надо обратить особое внимание, а не просто повышайте голос в любых ситуациях;

– называйте детей по имени, а не по фамилии;

– поощряйте детей за успехи;

– старайтесь общаться с юмором.

Совет 2. Позволяйте детям принимать решения в ходе занятий. Чем больше у них возможностей проявить самостоятельность, тем лучше они усваивают материал, который вы даете. В каких ситуациях ребенок может быть самостоятельным, смотрите на рисунке 1.

Рисунок 1. Когда ребенок проявляет самостоятельность

C:UserselobanovaDesktopШКОЛА14. ПсихпедМодуль 3Тема 2рисы1.1.jpg

Учитывайте знания детей, когда делите их на рабочие группы

Бывает, что вам нужно поделить детей на рабочие группы, чтобы раздать коллективные задания. Прочитайте два совета, как это можно сделать, чтобы обошлось без обид, конфликтов, а работа детей дала результаты (рисунок 1).

Совет 1. Пусть дети сами выберут для себя группу. Не стоит формировать группы бездумно. Составляйте их с учетом того, кому какие знания и навыки надо проработать. Но предложите детям самостоятельно решить, в какую группу они хотят. Так они почувствуют, что управляют учебным процессом наравне с вами и заинтересуются заданием, которое вы для них запланировали.

Пример

Как предложить детям разбиться на рабочие группы

Совет 2. Помогите детям, которые не могут выбрать для себя группу. Не делайте выбор за ребенка, а просто направьте: важно, чтобы он проявил самостоятельность. Но будьте готовы к тому, что ребенок сделает выбор, который не согласуется с вашим мнением.

Пример

Как помочь ребенку выбрать рабочую группу

В работе с детьми подключайте психологические компетенции

Любой педагог всегда немного психолог, ведь дети в классе или группе разные, к каждому ребенку нужно искать свой подход. Чтобы вам будет проще взаимодействовать с детским коллективом, прочитайте и сохраните памятку.

Памятка. Как взаимодействовать с детским коллективом

C:UserselobanovaDesktopШКОЛА14. ПсихпедМодуль 3Тема 2рисы2.jpg

LOGO_Action_MCFR.jpg

Предварительный просмотр:

Вы уже знаете, как разрешить конфликт между двумя детьми. В последней лекции поговорим о столкновении ребенка с группой сверстников. Читайте, чем опасны такие конфликты и как их устранять.

Почему возникают групповые конфликты

Межличностные конфликты приобретают особую остроту, когда против одного ребенка выступает целая группа детей. Это всегда небезосновательный конфликт. Как правило, его провоцирует ребенок – своим поведением или личностными особенностями, например, если он не как все (рисунок 1).

Рисунок 1. Как ребенок может спровоцировать групповой конфликт

C:UserselobanovaDesktopШКОЛА14. Психпед 11.06Модуль 3Тема 4рисы8.jpg

Есть шесть типов детей, которые часто становятся объектами групповой агрессии. Какие дети в зоне риска и что их характеризует, смотрите в таблице.

Какие типы детей страдают от групповой агрессии

Учителя хвалят, приводят в пример, поощряют за хорошее поведение и усердие. Остальные дети испытывают недостаток внимания со стороны педагогов и начинают злиться на ребенка

Назойливый, неразборчиво стремится к вниманию
и взаимодействию с другими, даже когда его открыто прогоняют или игнорируют

Веселит всех, не учитывая ситуацию. Выставляет себя
и других в смешном свете. Может быть единственным, кто говорит правду о ситуации или человеке, но делает это в юмористической форме

Может быть нападающим агрессором – открыто проявлять злость, нападать и обижать других, и отвергаемым агрессором – обидчивым, скандальным, интригующим

Спровоцировать конфликт между ребенком и группой сверстников может и педагог. В каких случаях это возможно, смотрите на рисунке 2.

Рисунок 2. Когда педагог становится инициатором группового конфликта

C:UserselobanovaDesktopШКОЛА14. Психпед 11.06Модуль 3Тема 4рисы9.jpg

Конфликт может произойти и по вине группы детей. Это возможно, если у вас есть дети, которые:

– стремятся достичь популярности, объединив вокруг себя окружающих;

– конкурируют с кем-то из одноклассников или одногруппников.

Каким может быть групповой конфликт

Конфликт между ребенком и группой детей бывает ситуативным и постоянным. Ситуативные конфликты ограничены отдельной ситуацией. В этом случае для работы с конфликтом подойдут приемы из предыдущей лекции. Постоянные конфликты могут проявляться в виде игнорирования ребенка и в виде травли. В выраженных случаях такие конфликты доходят до буллинга.

В детском коллективе буллинг – это результат незанятости детей. Основания для буллинга такие:

– зависть, желание унизить жертву, чтобы удовлетворить амбиции, развлечься, самоутвердиться;

– желание подчинить, контролировать кого-то;

– покорность, внушаемость, неумение постоять за себя, доверчивость жертвы.

Как не спровоцировать групповой конфликт

Чтобы групповой конфликт не произошел по вашей вине, выстраивайте работу с детьми по четырем правилам.

Что предпринять для профилактики групповых конфликтов

Поддерживайте здоровую психологическую обстановку в классе или группе. Для этого используйте приемы, которые найдете на рисунке 3.

Рисунок 3. Как поддержать здоровую психологическую обстановку
в классе или группе

C:UserselobanovaDesktopШКОЛА14. Психпед 11.06Модуль 3Тема 4рисы10.jpg

Если конфликт между детьми все же возник, устранить его помогут советы из памятки. Сохраните ее на компьютер, чтобы всегда была под рукой.

Памятка. Как прекратить групповой конфликт с участием детей

C:UserselobanovaDesktopШКОЛА14. Психпед 11.06Модуль 3Тема 4рисы11.jpg

Вы узнали, как разрешать различные конфликты с участием детей. Это последняя тема модуля. Если уверены в своих силах, пройдите итоговый тест из десяти вопросов.

✓ степень и характер подчинения личности коллективу. Решение этих вопросов очень важно для формирования общественной сути личности и развития ее индивидуальности. В коллективных отношениях отражается то, в какой коллектив попала личность, и степень ее влияния на окружающих. Модели развития отношений между личностью и коллективом:

✓ личность подчиняется коллективу (конформизм);

✓ личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях <гармония);

✓ личность подчиняет себе коллектив <нонконформизм).

В каждой из этих общих моделей выделяется множество линий взаимоотношений.

2. Педагогическое руководство детским коллективом означает управление процессом его функционирования, используя особенности и возможности коллектива в качестве инструмента воспитания.

Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса:

✓ сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках;

✓ организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствование самого коллектива и оптимизацию его влияния на личность каждого отдельного ученика (А.Т. Куракин).

К. Левин выделил три стиля педагогического руководства:

авторитарный (жесткие способы управления, пресечение чьей- либо инициативы и обсуждения принимаемых решений);

демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы);

либеральный (отказ от управления, устранение от руководства).

3. Оптимизация управления ученическим коллективом связана:

✓ с вычленением параметров;

✓ разработкой критериев, характеризующих уровень развития коллектива и положение школьника в системе коллективных отношений;

✓ разработкой методик изучения коллектива, форм и методов использования полученной информации.

Важнейшее условие оптимизации — интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая интеграция достигается путем:

✓ использования комплекса педагогических воздействий на коллектив;

✓ постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жизни;

✓ создания таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов;

Читайте также:

      

  • Почему в одних странах складываются демократические в других тоталитарные режимы кратко
  •   

  • Как сдать анализ кала для детского сада
  •   

  • Александр 1 чем прославился кратко
  •   

  • Положение об эффективном контракте с педагогическими работниками доу
  •   

  • Как убрать детский сад из списка

Детский коллектив

Настоящий, сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, поэтапно, чему способствует совместная деятельность ребят-участников групп. В зависимости от стадии развития детского коллектива вожатый использует различные стили руководства им. Рассмотрим некоторые стили руководства детским коллективом с учетом специфики и характера деятельности.

7cVeVuoTdysm.jpg

Приказание:

  • четко ставьте цели и инструктируйте ребят — чаще проводите инструктаж
  • уточняйте, как поняты ребятами конкретные задания
  • кратко с каждым исполнителем уточните его действия
  • проверяйте выполнение заданий
  • отмечайте ошибки и хорошо выполняемые поручения
  • будьте требовательны, но тактичны

Распределение и стимулирование:

  • оценивайте и учитывайте в работе индивидуальность характеров ребят
  • выявляйте общие интересы
  • если необходимо — давайте задания
  • следите за тем, чтобы задания выполнялись точно
  • хвалите в присутствии других
  • недостатки разбирайте наедине
  • поощряйте за позитивную самостоятельную деятельность

Участие в принятии решений:

  • ставьте цель, не уточняя способов достижения
  • ограничивайте прямые указания и контроль
  • создавайте системы самоконтроля
  • проводите консультации по отдельным проблемам
  • поощряйте высказанные замечания
  • предоставляйте больше самостоятельности
  • не самоустраняйтесь от контроля

Передача полномочий:

  • оказывайте поддержку и помощь, если ребята просят о ней
  • избегайте вмешательства в дела без особой необходимости
  • не ослабляйте контроль
  • соизмеряйте возможности ребенка и сложность задания
  • не забывайте хвалить ребят как можно чаще

Педагогический коллектив

В процессе общения полезно задуматься над тем, что движет людьми, когда они совершают те или иные поступки, какие факторы влияют на адекватность нашей оценки другого человека.

Итак, какие же факторы отражаются на нашем восприятии другого человека и на характере наших отношений с ним?

Рассмотрим следующие факторы:

  1. Житейские стереотипы. Оценивая другого человека, не стоит спешить с окончательными выводами и оценками полезно задаться вопросом относительно делаемых умозаключений, проверяя, не подвержены ли они влиянию какого-либо житейского «штампа».
  2. Установка. Не торопитесь делать свои суждения о людях, особенно если вы их мало и плохо знаете. Легко навесить ярлык, но гораздо труднее от него избавиться.
  3. Эмоциональное состояние человека. Когда у нас на душе радость, весь мир окрашен в светло-розовые тона. И, напротив, человек может быть сильно раздражен и оттого зол на весь белый свет, стоит «на сердце кошкам заскрести», цветовая гамма изменяется на уныло серую. Всегда ли помним мы об этом? В процессе общения мы не только стремимся «проникнуть» в личность человека, но и пытаемся объяснить причины его поведения. Чем вызваны успехи одного человека и неуспехи другого? Почему действия одних людей кажутся значительными, а других — нет? Ответы на эти и другие вопросы можно получить изучив интепретационные ошибки. Зная о них, легче избежать всевозможных осложнении в процессе построения взаимоотношений с руководством.
  • Ошибка первая. Нередко мы склонны объяснять собственные успехи причинами личностного характера («я добился успеха, потому что я способный»), а неудачи — причинами ситуационного характера («я потерпел неудачу, потому что так сложились обстоятельства»). При интерпретации поведения других людей используется совершенно другая логика. Их неудачи мы склонны объяснять личностными моментами, успехи — внешними обстоятельствами.
  • Ошибка вторая. Мы часто полагаем, что так, как думаем мы, думает большинство людей — это ошибка «ложного согласия».
  • Ошибка третья. Это ошибка «неравных возможностей ролевого поведения». Возникает она по той причине, что порой выполняемая социальная роль позволяет человеку демонстрировать свои преимущества и скрывать недостатки. Чаще всего возникает в процессе реализации профессиональной деятельности. Понятно, что возможности подчиненного, в частности вожатого, более ограничены.
  • Ошибка четвертая. Ошибка «иллюзорных корреляций». Она проявляется в нашем стремлении апеллировать к причинам, которые легче припомнить. Но при этом подлинные причины упускаются.

Что необходимо для организации построения отношений с другим человеком?

  1. Установка человека на общение. Вожатому необходимо настроиться на соответствующие отношения с руководителем и коллегами. Необходимо «установить» себя на тех людей, с которыми предстоит иметь дело. Тем самым вы демонстрируете готовность и желание общаться.
  2. Моделирование личностных особенностей собеседника. Важно учитывать интересы людей, с которыми придется сталкиваться в повседневной работе.
  3. Принцип «себе-подобие». Обращаясь к коллегам, руководству лагеря, мы не всегда задумываемся над тем, насколько наша просьба реально выполнима, приятно ли человеку заниматься ею. Не проще ли всегда, стараться представить себя на месте другого?
  4. Самоподача. Мы должны соответствующим образом подать себя. В ситуации общения в детском лагере самоподача может осуществляться разными путями: манерой обращения к человеку, демонстрацией отношения к нему. Мотивы самоподачи могут быть различными: стремление к развитию отношений, самоутверждение личности, необходимость профессионального плана. Независимо от мотивов отношений, главное, чтобы они развивались в нужном направлении.
  5. Если мы хотим расположить руководство к себе, необходимо стремиться к открытой демонстрации намерений; проявлять теплоту и доброжелательность в отношениях с коллегами; быть компетентным в разрешаемой проблеме; убедительно излагать информацию.

На пути к взаимопониманию могут встретиться разные трудности:

  • Недопонимание. Склонность некоторых людей не говорить того, о чем они в самом деле думают и чего хотят на самом деле. Стремление говорить то, что они должны говорить руководителю, а не то, что бы хотели сообщить на самом деле.
  • Отсутствие обратной связи. Неумение слушать собеседника. Отставание слова от мысли. Стремление дать собеседнику желательный для него ответ. Неумение сиюминутную информацию подчинить содержательному рассмотрению.
  • Коммуникативные барьеры: — индивидуальные особенности людей (кто-то более замкнут, кто-то менее решителен, излишне застенчив, чрезмерно назойлив, вздорный, конфликтный), психологические отношения общающихся (взаимные антипатии, неприязнь, несовместимость), отсутствие необходимых навыков, «техник общения».

Есть ряд приемов, способствующих увеличению вероятности успеха в построении общения:

  1. поставьте себя на место другого человека. Как он смотрит на мир? Что значит быть в его положении?
  2. Поразмыслите над тем, во что он вкладывает свои силы?
  3. Установите, что влияет на поведение этого человека. Есть ли силы или обстоятельства, способные привести к переменам в нем?
  4. Работайте над созданием открытых отношений. Это приведете каждого из вас к необходимости мириться с другим.

Настроение

В процессе работы в детском лагере у вожатого возникают ситуации, когда необходимо повысить настроение, снять неблагоприятное эмоциональное или стрессовое состояние.

Есть ряд «детерминантов хорошего настроения». Обратимся к ним.

Компоненты хорошего настроения:

  • Человеческие отношения.
  • Пребывание в обществе счастливых людей
  • Умение заинтересовать своим рассказом
  • Пребывание в кругу друзей
  • Наблюдение за людьми
  • Откровенная и открытая беседа
  • Выражение своей любви
  • Высказывание комплиментов и похвал в чей-либо адрес
  • Встреча за чашкой чая
  • Осознание оказать помощь другим
  • Умение развлечь и развеселить окружающих
  • Приобретение новых друзей

Снижают депрессию:

  • Смех
  • Расслабленность
  • Размышление о чем-либо хорошем
  • Размышления о людях, к которым относишься с симпатией
  • Наблюдение за красивым пейзажем
  • Возможность дышать свежим воздухом
  • Ощущение чистой одежды
  • Хороший сон по ночам
  • Прослушивание любимой музыки
  • Улыбка
  • Убежденность в благополучии семьи и близких
  • Занятия физической культурой

Способствует улучшению настроения процесс самоорганизации:

  • Умение настоять на своем
  • Чтение рассказов, романов, стихов
  • Планирование и организация какого-либо действия
  • Четкое выражение своих мыслей
  • Приобретение новых знаний и навыков
  • Получение похвалы или комплимента
  • Качественное выполнение своей работы

Работая в коллективе, стремитесь выстроить разумно, насколько это возможно, свои отношения как с коллегами, так и с руководством. Воспользуйтесь «Принципами мудрого отношения к жизни»:

  1. уметь отличать главное от второстепенного
  2. знать меру воздействия на события
  3. уметь подходить к проблеме с разных сторон
  4. готовить себя к любым неожиданным событиям
  5. воспринимать действительность такой, какова она в реальности, а не в нашем воображении
  6. стараться понять других
  7. уметь извлекать положительный опыт из всего происходящего

В реальной жизни, вожатый, отправляясь работать на летнюю детскую программу, часто испытывает определенные страхи, которые не способствуют повышению качества работы. Попытаемся помочь понять их, и, тем самым, избежать в своей деятельности.

Есть взаимосвязь между работой и вызываемыми в ходе нее страхами работников. Вот эти разновидности симптоматики организационного дистресса (отрицательной эмоции).

Дистресс — перенапряжение, снижающее жизненную активность, дезорганизующее поведение, ослабляющее попытки достижения цели

Страх не справиться с работой. Стимулирован разного рода обстоятельствами:
неспособностью быстро войти в проблему, неумением рационально организовать свои профессиональные дела, непродуктивным использованием времени, слабыми навыками коллективного труда, неудовлетворительным физическим и психическим состоянием и т. д.

Страх допустить ошибку. Очень часто присущ новичкам, особенно в адаптационный период, однако может иметь место и у опытных работников, находящихся под началом страдающего разного рода психическими комплексами («закомплексованного», как принято говорить в таких случаях), агрессивного, несправедливого директора.

Страх быть обойденным другими. Он проявляется в реакции людей на несправедливость в связи с поощрениями руководства (кого-то продвигают, а кого-то задвигают, причем не всегда понятно — почему). Эта реакция принимает у разных людей разные формы:«каждый… реагирует по-своему: одни испытывают разочарование, спасаются бегством в болезнь, впадают в апатию, другие же проявляют повышенную активность, энтузиазм, заметно улучшают показатели своей работы. Кто начинает трудиться с большей отдачей, надеется поправить, таким образом, свои дела. Смирившиеся полагают, что и выкладываться-то особенно не стоит.

Страх получить неудовлетворительную оценку за педагогическую деятельность. Человек перестает себя уважать. Могут пройти годы, прежде чем к нему снова вернется вера в собственные силы и возможности. Поиски разрешения возникшей ситуации, хождение по кабинетам — все это не может не вызвать чувство страха.

Страх потерять собственное Я. Человек фактически становится неким винтиком в гигантском технологическом процессе, отчего утрачивается ощущение личностной самоценности и, напротив, возрастает чувство ненужности, профессиональной обезличенности. Естественно, возникает вопрос как же предупредить подобного рода организационный дистресс?

Решающая роль в создании психологически комфортной, т. е. исключающей дистресс, ситуации принадлежит:

  • руководителю, его отношению к сотрудникам, его концепции «человеческого фактора».
  • Пониманию руководителем того, что каждый из нас может совершить ошибку…

Рекомендации, касающиеся, заботы об индивидуальной мотивации:

  1. Стремитесь к цели, но живите сегодняшним днем. Иными словами, какие бы великие (и далекие) цели ни ставил перед собой человек, ему не следует забывать и о сегодняшнем дне, ибо «настоящая жизнь всегда присутствует здесь и сейчас». Сладостные мечты не должны отрывать нас от реальности. А в ней мы находим не только радостные моменты. Разочарования, горе, боль, неудачи — все это элементы нашей текущей жизни. И к ним нужно быть готовым.
  2. Возьмите на себя основную ответственность за свою мотивацию к жизни. Цель этой рекомендации — лишний раз подчеркнуть, что за свою жизнь, дела, мотивацию к работе отвечаем, прежде всего, мы сами. Поэтому, прежде всего, неплохо было бы поискать причины возможных неурядиц в самом себе. Не стоит, кроме того, забывать, что многие из нас страдают так называемой «выученной беспомощностью». Нас слишком долго приучали к тому, что о нас позаботятся другие: семья, воспитатели и учителя, вузовские кураторы, администрация учреждений и предприятий, где мы работаем, и вообще государство в целом. В результате мы забыли, что, прежде всего, заботиться о себе должны мы сами. Труднейшая для нас задача. Мы просто не знаем, как это делать, и очень часто продолжаем беспомощно ссылаться на обстоятельства и лица.
  3. Помните: организации и люди развиваются и с помощью кризисов. «Мы тоже развиваемся или имеем возможность развиваться через кризисы и трудности». И мы должны быть внимательны. Дело в том, что в молодости те или иные сложности, неприятности очень часто заносятся нами в категорию случайностей, Но «случайности», увы, нередко повторяются и в гораздо более зрелом возрасте. Проблема заключается в том, как вести себя в подобных случаях, как воспринимать происходящее. Смириться и «утонуть» в рутине повседневных дел или попытаться найти новые решения, преодолеть установившееся течение жизни, спасти столь неизбежное падение мотивации.
  4. Помните: мотивация к работе — лишь часть мотивации к жизни. Когда единственным мотивационным ориентиром выступает труд, о человеке говорят — «трудоголик». И даже при наличии у человека отчетливой ведущей линии жизни она не может оставаться единственной. Служение избранной цели, идеалу вовсе не исключает и не поглощает других жизненных отношений человека… Образно говоря, мотивационная сфера личности всегда является многовершинной.

Ориентиры для руководителя

(полезны, как директору, так и вожатому)

Для руководителя нет более важных стимулов для улучшения работы, чем личное знание персонала. Это дает возможность оценить качество индивидуального труда, как детей, так и взрослых; оказывать им помощь и содействие в нужный момент. Кроме этого, знающий руководитель будет иметь расширенные возможности для общения с людьми разного характера и шанс предупреждения проблем. Такое взаимодействие дает руководителю возможность делить как радости, так и сложности жизни в лагере.

Существуют некоторые принципы, которые могут помочь руководителю, имеющему небольшой опыт руководства другими людьми:

  1. Доверие. Этот фактор является основным в установлении значимых взаимоотношений с персоналом, как для выполнения им работы, так и для личного взаимодействия. Члену персонала необходимо знать, что руководителю можно доверять с тем, чтобы справляться с проблемами и вести обсуждения объективно и без эмоций. Он должен также знать, что руководитель может решать задачи, привлекая других, и рассматривая различные стороны личных проблем и забот. Член персонала также должен знать, что обсуждение качества его работы с руководителем не будет передаваться по всему лагерю и останется конфиденциальным. Чтобы сохранить такое доверие в отношениях с персоналом, руководителю следует показать, персоналу, что он ценит и уважает персонал независимо от качества работы. Иногда для руководителя может оказаться сложным сохранение такого отношения, но такое поведение должно проистекать от внутреннего уважения члена персонала, которое помогает преодолеть различия или личные конфликты.
  2. Сочувствие. Важна способность руководителя быстро устанавливать связи и свободные отношения с персоналом, который не привык к руководству или если его утомляют контролирующие рамки. Кроме веры в способности персонала нужный климат в коллективе может создать истинное желание общения с разными людьми и навыки человеческих взаимоотношений.
  3. Разделение озабоченностей. Руководитель должен культивировать привычки разделения беспокойства члена персонала, индивидуально или коллективно, оценки выполненной работы. Регулярные похвалы за выполненные работы также помогают подготовить члена персонала к принятию критики, когда в этом возникнет необходимость. Полезно также руководителю иметь привычку время от времени уделять внимание группам или определенным видам работы для наблюдения за их жизнью или реализацией. Если персонал поймет, что это делается из лучших побуждений, то постепенно он привыкнет к этому и станет менее обеспокоен таким прямым наблюдением. Поддержка со стороны руководителя и его оценка могут не ощущаться другими, если это не выразить словами или скрывать под маской благожелательности. Если ранее не был установлен процесс контроля за персоналом, о элементы этого процесса следует обсудить совместно с группой во время процесса обучения. Полезно также высказывать идеи общих ожиданий и критериев, которые будут использоваться для оценки работы. Если замечания в письменном виде с конференции руководства необходимо подшивать в личные дела, то персоналу следует сказать об этом.

P.S — Информация для директора, полезная для вожатого

Критерии оценки успешности работы вожатого

В процессе работы в детском лагере вожатый должен проявить знания в области педагогики и психологии, методов работы с детьми разного возраста, умения применять теоретические знания на практике. Администрация лагеря оценивает следующие умения:

  • использовать на практике знания психологических и возрастных особенностей детей и подростков.
  • выполнять требования охраны труда и техники безопасности,
  • проводить диагностику,
  • привлекать детей («застенчивых», «одиноких», «закомплексованных» и др.) к досуговой деятельности в отряде,
  • разделять обязанности с напарником,
  • разрешать нестандартные ситуации,
  • подчиняться решению администрации,
  • проявлять свои способности в объединении детей,
  • планировать и реализовывать коллективные, групповые и индивидуальные формы работы с детьми,
  • принимать ответственность на себя,
  • проводить самоанализ и самооценку совместной деятельности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ацикловир таблетки 500мг инструкция по применению взрослым
  • Кофемашина delonghi инструкция по применению на русском языке видео
  • Должностная инструкция старшей медсестры поликлиники по профстандарту
  • Какое определение принято в инструкции для термина напряжение прикосновения
  • Омега меллер детский инструкция по применению