Этапы руководства службой

Управленческий цикл – это схема поэтапной работы по управлению деятельностью компании. Суть цикла заключается в том, что руководитель делает определенные действия в нужной последовательности и достигает желаемых результатов. 

Составляющие управленческого цикла

В цикл входит четыре основных этапа, которые одновременно являются функциями руководителя. Он должен уметь планировать, организовывать работу персонала, мотивировать работников и затем контролировать правильность выполнения действий. Если в одном из этапов руководитель будет «проседать», то пострадает эффективность работы компании. 

Планирование

Первый этап предполагает постановку целей и их декомпозицию. Руководитель определяет порядок действий и формирует перечень нужных ресурсов. Чтобы достичь цели, руководитель разрабатывать три разновидности планов. Первый план – стратегический, то есть долгосрочный, связанный с положением компании на рынке, производства товаров и услуг, а также расширения ассортимента. 

Тактическое планирование предполагает постановку краткосрочных планов, то есть детализирует стратегию. Операционное планирование предполагает разработку задач для ежедневного выполнения. 

Организация

После того как определены действия для достижения цели, руководитель ставит задачи перед подчиненными. Он определяет ответственных за каждую задачу и сроки выполнения. 

Организация предполагает определение необходимого количества ресурсов для каждой задачи и обеспечение ресурсами исполнителей. Например, отделу может потребоваться материально-техническая база, знания и навыки, программное обеспечение или дополнительные работники. 

Мотивация

Третий этап – это разработка и внедрение системы мотивации. Руководитель должен разработать стимулы для подчиненных: размер денежных выплат и условия их получения, конкурсы, бонусы, социальные выплаты. 

Руководитель не обязан разрабатывать систему мотивации для всех сотрудников компании. Например, он может составить ее только для топ-менеджеров и начальников подразделений. А те, в свою очередь, придумают, как стимулировать линейный персонал. Такое разделение обязанностей считается делегированием и должно быть продумано еще на предыдущем этапе. 

Контроль

Контролирующая функция необходима, чтобы оценить результаты работы и сравнить их с поставленными целями. Чтобы проверить подчиненных, определяются показатели эффективности. 

Контроль осуществляется в несколько этапов. В начале работы проводится сверка: руководитель проверяет, насколько верно подчиненные понимают задачу. Потом в процессе достижения цели делаются проверочные срезы. С их помощью можно корректировать работу сотрудников, если фактические результаты отличаются от запланированных промежуточных. Если отказаться от таких проверок и не выявить причины отставания, то весь процесс может регрессировать на предыдущие стадии цикла. 

Специализированные функции

Помимо основных функций, в управленческом цикле существуют специализированные, которые зависят от отрасли бизнеса. Например, во многих компаниях в цикл следует включать торгово-оперативные функции, которые связаны с процессом сбыта: формирование спроса и предложения, логистика, хранение на складе, доставка. Вот какие еще специализированные функции могут быть:

  • регуляторные – анализ ключевых показателей и работа по их дополнительному повышению, если они соответствуют плановым;
  • вспомогательные – транспортировка товаров и материально-техническое снабжение подразделений;
  • маркетинговые – изучение потребителей, рентабельности и проведение мероприятий по повышению спроса. 

Другие виды управленческого цикла

Некоторые специалисты предлагают альтернативные модели управленческого цикла. От классического варианта, представленного выше, они отличаются количеством стадий. Например, есть модель из пяти функций:

  • функция анализа выполняется в первую очередь. Здесь задача руководителя заключается в изучении текущего положения фирмы, количества имеющихся ресурсов и тех, которые возможно получить в будущем;
  • функция целеполагания, совмещенная с выработкой и принятием решения;
  • функция планирования. Она считается отдельной функцией, не идентичной целеполаганию. Ее суть заключается в декомпозиции уже определенной цели. Руководитель должен прописать способ ее достижения, указать задачи, ответственных и сроки исполнения;
  • функция руководства. После утверждения плана начинается его реализация. Необходимо направлять деятельности подчиненных и вовремя корректировать ее;
  • функция контроля. Последняя часть цикла предполагает проверку результатов и сопоставление фактических показателей с плановыми.

Еще одна вариация управленческого цикла является еще более детализированной. Добавляются несколько новых функций:

  • формулировка проблемы, которая выполняется до постановки цели. Этот дополнительный этап позволяет правильнее сформулировать цель. Ведь если она не решает проблему компании, значит, фирма зря тратит ресурсы на ее достижение;
  • диагностика проблемы, поиск путей ее решения.

Этапы управленческого цикла

Если функций всего четыре, то стадий в управленческом цикле гораздо больше. Чтобы реализовать каждую, необходимо пройти несколько этапов. Вот что потребуется сделать руководителю, независимо от того, в какой отрасли он работает:

  • поставить цели с помощью SMART-техники с учетом миссии компании;
  • провести SWOT-анализ, чтобы оценить исходные внутренние данные и посторонние факторы, которые могут оказать влияние на достижение цели;
  • определить нормы расходов ресурсов;
  • составить прогноз по срокам достижения цели, причем желательно иметь три вида прогноза – оптимистичный (компания выполнила цель быстрее запланированного), нормальный (цель достигнута в соответствии с планом) и пессимистичный (достижение цели затянулось из-за влияния внешних или внутренних факторов);
  • принять управленческое решения. Изучив прогнозы, имеющиеся ресурсы, предприниматель выбирает оптимальный путь достижения цели;
  • составить план действий. После того как выбран путь достижения цели, необходимо упорядочить действия. То есть определить их, обозначить временные рамки для каждого действия, выбрать ответственных и рассчитать, сколько ресурсов потребуется;
  • организовать процесс. Необходимо донести до работников, что им придется делать;
  • мотивировать персонал. Руководитель определяет, какие стимулы действуют на работников и заставляют их работать эффективно;
  • получить от работников информацию о выполнении задач, обработать и систематизировать ее. 

На каждом этапе допускается привлекать подчиненных. Например, когда руководитель собирает информацию, работники помогают в информационной подготовке: сводят ее в отчеты по принятой в компании форме. 

Важно помнить, что переход на следующий шаг управленческого цикла не всегда означает, что предыдущий шаг завершен. Нередко несколько этапов приходится проводить одновременно. Например, в плане по повышению выручки есть несколько действий, которые выполняются разными сотрудниками. Сначала отдел маркетинга должен разработать рекламную кампанию для привлечения новых клиентов. Руководитель обозначает эту задачу, и она запускается в работу. Через какое-то время подключается отдел продаж: менеджеры должны начать работать с новыми покупателями по новым скриптам. Руководитель ставит соответствующую задачу им. Потом он возвращается к стадии планирования и проверяет, насколько повысилась выручка. В зависимости от результатов промежуточного контроля руководитель корректирует планы. Например, он ставит вторую задачу маркетологам: разработать программу лояльности, чтобы стимулировать постоянных клиентов на дополнительные покупку. Таким образом, управленческий цикл является не линейным. 

SMART-техника и SWOT-анализ

Важными инструментами на этапе целеполагания и планирования является SMART. Это техника, которая помогает сформулировать цель так, чтобы повысить шансы на ее достижение. В идеале она должна соответствовать пяти критериям:

  • быть точной, без размытых формулировок;
  • быть измеримой, чтобы факт ее достижения можно было понять по ключевым показателям;
  • быть амбициозной, чтобы достижение развивало компанию;
  • быть основанной на имеющихся ресурсах;
  • быть ограниченной во времени.

Техника SWOT-анализа поможет руководителю в оценке своей компании и внешних факторов, влияющих на нее. Характеристики, достижения фирмы разделяются на сильные и слабые стороны. Затем оцениваются все факторы, которые влияют извне. Они также делятся на позитивные и негативные, то есть на возможности и угрозы. Потом внешние и внутренние факторы объединяются в группы – линия силы, способы улучшения своих характеристик, линия защиты от угроз и линия предупреждения. Благодаря анализу руководитель может увидеть направления, в которых он может развивать фирму, а также заранее подготовиться к угрозам и минимизировать их влияние.

Ошибки при построении управленческого цикла

Если цикл построен неправильно, это может привести к сложностям в достижении результата, а значит, повысится вероятность того, что он вообще не будет достигнут. Кроме того, недостижение цели ведет к большим финансовым потерям, ведь компания уже вложила ресурсы в выполнение плана. Поэтому руководителям важно знать, какие ошибки могут возникнуть в процессе составления цикла. 

Первая ошибка – отсутствие стратегического планирования. То есть руководитель формирует отдельный управленческий цикл для подразделения, филиала, торговой точки, забывая про остальные структурные подразделения. В итоге планы становятся локальными, они не соответствуют стратегическим целям и не связаны с деятельностью других отделов. Например, отдел продаж получает задачу продавать больше единиц продукции, а отдел производства не может создать столько товаров, сколько нужно.

Вторая ошибка заключается в несоответствии структуры компании ее целям. Например, директор хочет увеличить выручку вдвое в течение года. Но его сотрудники до сих пор работают без современного ПО, штат недостаточно большой. 

Третья ошибка заключается в том, что работники не осведомлены о планах руководства, а значит, не понимают своей роли в достижении цели. Это снижает мотивацию. Одним из важных нематериальных способов стимулирования персонала является демонстрация значимости.

Последняя ошибка – пренебрежение контролем. Руководитель не собирает промежуточные данные или собирает недостаточно, поэтому вовремя не замечает слабые места. Он не может скорректировать их и теряет время и ресурсы.

Уметь формировать цикл управления необходимо каждому руководителю, ведь развитие компании представляет собой несколько последовательных циклов.

Новая работа — всегда стресс, даже для руководителя. И если вы знаете часть команды, многое всё равно остаётся неизвестным и новым: нет чёткого понимания, как выстроены текущие бизнес-процессы, как налажено взаимодействие, какие у сотрудников были отношения с предыдущим руководителем и истинные причины его ухода.

Поделюсь простыми и важными шагами, которые помогут понять обстановку, в которой предстоит работать, и организовать рабочие процессы в новой команде.


Запросите полную информацию от вашего непосредственного руководителя: что действительно он хочет получить от вас и вашего отдела, в какие сроки и как будет измеряться результат.

Лучше это уточнить до первого рабочего дня, так как потом вас затянут другие процессы и текучка, — времени будет оставаться только на обед, и то не всегда. Не лишним будет узнать, почему ваш предшественник не выполнил свои задачи. Полученную информацию важно зафиксировать: в письме или чате.

Это нужно для прозрачности отношений и поставленных задач. Бывает, когда с руководителя на новом месте работы начинают спрашивать то, что не обсуждалось на собеседовании. Негатив с обеих сторон нарастает, что приводит к увольнению.

К сожалению, такие ситуации встречаются всё чаще.


Это один из важнейших шагов, — ведь вы будете проводить большую часть дня с этими людьми.

На новом месте важно провести первую встречу с командой для знакомства. Если команда очень большая, состоящая из нескольких групп, то можно провести несколько встреч с разными группами.

Кратко расскажите о себе: как пришли к этой должности и какие ближайшие мероприятия ожидают сотрудников. По возможности проведите ещё и личные встречи с каждым членом команды: если структура большая, можно ограничиться руководителями и лидами небольших команд.

Узнайте у каждого сотрудника:

  • какие задачи решает;
  • что нравится и не нравится в текущей работе;
  • что нравилось и не нравилось в работе предыдущего руководителя;
  • какие проблемы видит в команде;
  • какие сложности видит в компании в целом;
  • чем интересно было бы заниматься в дальнейшем;
  • немного о себе: чем увлекается, чем интересуется вне работы.

Такие беседы помогут лучше понять каждого члена команды, их сильные и слабые стороны, — и то, какие задачи можно делегировать каждому из сотрудников.

Если такие встречи не проводить, то команда почувствует себя ненужной: будет ждать поручений сверху и выступать в роли рядовых исполнителей, что чревато снижением эффективности и в целом демотивацией команды.

Коллеги поделились кейсом: новый руководитель не уделил должного внимания знакомству с командой, — начал раздавать задачи на своё усмотрение. Упала эффективность и мотивация сотрудников. Большая часть команды просто уволилась.


Разберитесь в структуре компании, — важно понять основные бизнес-процессы, которые будут происходить под вашим руководством или при вашем участии. Эту информацию компании обычно хранят на корпоративных порталах и других базах знаний. При этом изучение документов не даст такой глубокой картины, как личные встречи с руководителями других отделов. Благодаря таким встречам вы сможете проанализировать отношения между отделами, найти неформальные связи и понять общие цели.

Встречи можно и не проводить, но тогда есть риск, что вы не получите важную информацию, — а в будущем будет сложнее реализовывать совместные проекты.

Проводя такие встречи на моём прошлом месте работы в iConText Group, удалось на старте найти натянутые — и неочевидные на первый взгляд — отношения между командами, дублирование части процессов. Что помогло оперативно решить проблемы.


Итак, вы собрали необходимую информацию:

  • какие задачи стоят перед вашим отделом, приоритеты;
  • какая у вас команда, её возможности, зоны роста;
  • какие процессы в компании, взаимоотношения между другими отделами, проблемные зоны, как они соотносятся между собой.

Теперь из собранной информации можно сформировать стратегию вашего направления, выделив основные и глобальные задачи. Затем разделите их на цели и поэтапный план действий: что нужно сделать для достижения целей.

В этом шаге важно два этапа:

  1. Защитить стратегию перед руководством. Получить одобрение на реализацию намеченного плана.
  2. Защитить её перед своей командой. Показать общую картину происходящего, рассказать, почему необходимо реализовать эти задачи и куда они должны привести.

Так ваша команда почувствует причастность к общему делу, увидит зоны роста и понимание целей компании. Непонимание целей компании, общей стратегии и целесообразности задач демотивирует сотрудников.

  • Научитесь управлять командой и мотивировать подчинённых
  • Узнаете, как договариваться со своими подчинёнными и коллегами
  • Сможете проводить конструктивные встречи и оптимизировать их количество

На основе новой сформированной стратегии у вас и вашей команды есть детальный план с задачами. Вы должны понимать,какими ресурсами можно его реализовать и какова будет новая структура отдела:

  • какие задачи необходимо распределить между текущими сотрудниками;
  • кого из команды перевести на другую роль, если нужно назначить лидов команд (на основе их пожеланий и возможностей);
  • каких специалистов нужно ещё найти.

Тем самым вы перераспределяете нагрузку и даёте членам команды шанс проявить себя. Новые задачи и назначения вдохнут энергию в команду.

Если же вы распределяете задачи между командой на своё усмотрение, то есть риски, что перегрузите сотрудника или получите человека-оркестр. Такие сотрудники могут быстро перегореть и уйти.


Если ранее в команде ещё не были введены регулярные встречи, то нужно это исправить ?

Рекомендую два эффективных формата встреч: еженедельный статус команды и встречи один на один. Далее по ходу работы можете уже изменять, пробовать другие форматы, в зависимости от предпочтения команды и эффективности таких встреч.

Раз в неделю проводите 30-минутную встречу с лидами команд, где каждый делится статусом по текущим задачам: что в работе, что сделано, что нет, что мешает в работе.

Отличный инструмент для того, чтобы все понимали общую картину задач по отделу и кто чем сейчас занимается.

Раз в две недели руководитель и сотрудник общаются один на один, где обсуждается всё, что накипело; какие задачи нравятся или нет, в каком направлении сотрудник хочет развиваться. Такие встречи помогают на старте выявить выгорание и вовремя среагировать.

К сожалению, новые руководители не всегда использую эти инструменты коммуникации с командой и, в результате, теряют ценных сотрудников. Кто-то начинает перегорать, кого-то может что-то не устраивать, а выяснить это не удавалось.


Держать в голове или в почте все свои задачи и задачи команды — это сложно. Вы не сможете видеть детальную историю задачи, этапы реализации, трудозатраты и так далее. Эффективней для этого создать структуру и системность. Выберите систему управления задачами, где будет фиксироваться вся активность команды, ответственные, сроки.

Подобных систем большое множество: YouGile, Asana, Pyrus, Wrike GanttPro и многие другие. В этих сервисах очень удобно детализировать общую стратегию отдела и сделать декомпозицию по задачам с распределением по сотрудникам. Вы всегда сможете отслеживать прогресс по конкретным задачам, видеть новые комментарии и участие других людей, кто так же подключён к реализации задачи.

Так вы и вся команда сможете видеть весь процесс и зафиксированные договорённости, а также любые изменения по проектам или задачам. CRM-системы полезны при масштабировании задач и погружении новых сотрудников из других команд или отделов.

  • Soft skills — это надпрофессиональные навыки, которые помогают любым специалистам в любой отрасли быть востребованными
  • Сможете прокачать навыки, чтобы быстро решать задачи, убедительно аргументировать свою позицию, грамотно выстраивать коммуникацию — без лишних эмоций и стресса ?

Конечно, рекомендаций для вхождения руководителя в должность на новом рабочем месте намного больше. Но для начала важно начать именно с описанных выше шагов и сделать на каждом их них упор, чтобы ваш первый месяц адаптации прошёл эффективно и максимально гладко, как для бизнеса, так и для новой команды.

Безусловно, часть задач не начнёт сразу решаться так, как вы это запланировали. Возможно недопонимание со стороны команды, срывание сроков, результат может быть не такой, как вы себе представляли, и многое другое, что сложно учесть на начальном этапе управления новой командой. Всё дело в человеческом факторе и новых взаимоотношениях. Вы присматриваетесь к команде так же, как и команда присматривается к вам, не забывайте это. Процесс будет налаживаться постепенно и нужно быть к этому готовым.

Важно помнить, что вы руководите целой командой, а не сотрудниками по отдельности. Формируйте профессиональную команду, развивайте управленческие навыки.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Телеграм Нетологии

По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой совокупность осуществляемых отдельными должностными лицами или органами управления умственных операций, управляющих и контрольных действий, состав которых зависит от того, на каком этапе процесса управления выполняется та или иная функция управления и какие управленческие задачи при этом решаются. Таким образом, можно утверждать, что содержание управленческой деятельности определяется соответствующими функциями управления и характером решаемых управленческих задач.

В связи с вышеизложенным отметим, что наряду с такими основополагающими понятиями, как управление и цель, в дальнейшем будем использовать ряд дополнительных понятий, обеспечивающих систематизацию управления социальными организациями. К таким понятиям относятся процесс, этап, задача и функция управления. Данные понятия в различных работах трактуются по-разному, поэтому предлагаем один из возможных вариантов понятийного аппарата.

Процесс (от лат. processus – продвижение) – совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Таким образом, процесс управления – совокупность последовательных действий для достижения результатов управления.

Расчленяя процесс управления на отдельные элементы (совокупности действий, направленных на достижение промежуточных целей управления), его можно представить в виде последовательно меняющих друг друга этапов, в рамках которых реализуются конкретные функции управления.

Этап (от франц. etape – промежуток времени, отмеченный каким-либо событием) – часть процесса управления, завершающаяся достижением поставленной промежуточной цели за конечный интервал времени. Этапы управления – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих действий, характеризующихся определенными задачами и составом участников и обеспечивающих достижение промежуточной и конкретной цели. Этапы образуют последовательность, при которой завершение предыдущего этапа создает предпосылки для более эффективного выполнения последующего этапа с более совершенной целью, приближающейся к конечной цели управления. Этапы могут перекрываться во времени, поэтому общая продолжительность всего цикла управления, включающего периоды однократного выполнения всех этапов процесса управления, может быть не равна суммарной длительности этапов. В то же время ни один из предшествующих этапов не может закончиться позже, чем последующий этап процесса управления. Этапы включают отдельные операции или работы, которые могут выполняться последовательно и параллельно. Для каждой работы на основе общей цели управления формируется частная цель, как правило, с конкретными количественными характеристиками желаемого результата и срока его достижения. Такую конкретную цель с дополнительными количественными характеристиками желаемого промежуточного результата называют задачей управления.

Таким образом, процесс управления деятельностью организации находит свое выражение в реализации определенных этапов управления, позволяющих в совокупности осуществлять управляющее воздействие и создавать необходимые условия для решения задач организации. Выполняемые в определенной последовательности, они образуют процесс управления, состоящий из нескольких этапов.

По современным представлениям выделяются следующие основные этапы процесса управления, на которых реализуются соответствующие функции управления:

• анализ и оценка управленческой ситуации;

• определение цели и задач предстоящей деятельности;

• сбор информации и оценка обстановки;

• выработка и принятие управленческого решения о выборе наиболее рационального способа достижения поставленной цели;

• планирование предстоящих действий в соответствии с принятым решением;

• организация выполнения принятых решений и планов;

• непосредственное руководство исполнителями в ходе практической деятельности;

• контроль результатов выполнения принятого решения подчиненными исполнителями, выработка при необходимости корректирующего управляющего воздействия;

• оценка эффективности процесса управления;

• подведение итогов и оценка деятельности персонала.

Выделение этих этапов и указанная их последовательность в значительной мере условны, однако дают общее представление о содержании процесса социального управления как целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемую систему для достижения определенных управленческих целей.

Достаточно близким к большинству из вышеизложенных понятий является понятие функции управления.

Функция (от лат. functio – исполнение, осуществление) – деятельность, обязанность, работа, внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений, роль, которую выполняют определенные составляющие по отношению к целому. В соответствии с этим процесс управления деятельностью организации находит свое выражение в реализации определенных функций управлениянаправлениях управленческой деятельности, позволяющих в совокупности осуществлять управляющее воздействие и создавать необходимые условия для решения задач организации и достижения поставленной цели. Выполняемые в определенной последовательности, они образуют управленческий этап, состоящий из нескольких фаз, работ и операций. Таким образом, функции управления – это обобщающее понятие, и в зависимости от рассматриваемой последовательности действий под функцией управления можно понимать весь реализуемый процесс управления или отдельные его этапы и работы. Функции управления характеризуются видом и объемом входной, выходной и обрабатываемой информации и реализуются с использованием специальных устройств в технических системах или с помощью постоянно или временно создаваемых функциональных подразделений в организационных системах управления.

Функциональная структура управленческой деятельности определяет состав и отношения между функциями. Функции являются механизмами процесса разделения деятельности органа управления на взаимосвязанные части, совокупность которых представляет единое целое – процесс управленческой деятельности.

Как известно, в теории управления в качестве общих функций управления выделяются функции планирования, организации, руководства и контроля (рис. 1.6).

Рис 1.6. Общие функции управления

Однако нельзя не подчеркнуть, что общие функции управления потому и называются общими, что они в общем случае проявляются, как правило, обязательно при выполнении любых более или менее самостоятельных управленческих действий и не могут претендовать на строгую последовательность или подчиненность, так как при выполнении каждой из перечисленных функций проявляются остальные общие функции.

Планирование является важнейшей функцией управления, определяющей задачи, наиболее эффективные методы и средства, сроки выполнения поставленных задач, а также исполнителей. Существует множество определений функции планирования, каждое из которых справедливо для определенной сферы применения (государственной, экономической, производственной, социальной и т. д.). Вместе с тем все они согласуются с единым общим определением планирования как функции, в соответствии с которым планирование состоит в определении и ранжировании по важности для выполняемой задачи целей и задач деятельности определенного периода времени, в разработке сбалансированных по необходимым затратам и наличным ресурсам планов действий для их достижения и определении ответственности за исполнение.

Функция организации на практике не является столь однозначной, как планирование, так как она может рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, как функция формирования дееспособной системы управления (совокупности органов управления, различных должностных лиц и определенного порядка их взаимодействия) и обеспечения ее деятельности необходимыми силами и средствами; при этом она обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности организаций на всех иерархических уровнях. Именно с такой точки зрения мы должны подходить к изучению организации управленческой деятельности. Во-вторых, как функция организации выполнения принятых решений и планов; в этом случае она следует за функцией планирования.

Независимо от последовательности осуществления функций организации и планирования в любых условиях они должны предшествовать выполнению функции руководства.

Руководство, или собственно управление как процесс непосредственного воздействия на управляемые элементы, является в отличие от функций организации и планирования действенной функцией управления, осуществляемой в порядке и целях, установленных при организации и планировании. Эта функция наиболее зависима от изменения условий при выполнении поставленных задач. По этой причине руководство должно быть адаптивным. Оно включает оперативную корректировку действий исполнителей при изменении условий выполнения постановленных задач с учетом результатов текущего контроля их выполнения, а также мотивацию (стимулирование) действий исполнителей. Последнее в полной мере соответствует сугубо научной трактовке функции руководства как совокупности побудительной (мотивационной) и наставнической деятельности. В этом смысле оно сводится к применению руководителем, с одной стороны, знаний, умений и опыта, а с другой – предоставленной ему власти для побуждения и принуждения подчиненных к действиям по выполнению поставленных задач.

Контроль выполнения поставленных задач является завершающей функцией процесса управления на определенном этапе. Эта функция важна по той причине, что процесс управления протекает при постоянно изменяющихся условиях выполнения задач и характеризуется различной степенью неопределенности. Контроль дает ответ на вопросы: достигло ли управляющее воздействие поставленных целей и нуждаются ли управленческие решения в корректировке; он обеспечивает обратную связь в системе управления и тем самым дает возможность оценить качество выполнения задачи как на отдельных этапах, так и по его завершении.

Контроль объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), с изучением информации о процессах и результатах его деятельности (анализ), с диагностикой и оценкой этих процессов и результатов деятельности, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления (оценка). Контроль тесно связан с планированием и руководством как функциями управления. Играя, в основном, роль завершающей функции на определенном этапе управления, контроль, тем не менее, осуществляется и текущим порядком, что дает возможность своевременно скорректировать деятельность объекта управления.

Кроме упомянутых функций, являющихся аналогами общих функций управления, управленческой деятельности присущи функции регулирования и координации, выступающие как функции второго порядка (динамические), уточняющие ранее принятые решения, а также организацию взаимодействия в новых условиях.

Положение о структурных подразделениях (департаментах, отделах, дирекциях) организации является локальным нормативным актом, который не обязателен с точки зрения трудового законодательства. Положения о структурных подразделениях помогают решать многие вопросы, связанные с организационным строительством, так как они закрепляют распределение ролей и функций между подразделениями внутри организации. В статье предложена пошаговая технология разработки положения о структурном подразделении, которая может быть использована в работе кадровика любого предприятия.

Положения о структурных подразделениях (департаментах, отделах, дирекциях) закрепляют распределение «ролей» и функций между подразделениями внутри одной организации. Они не являются обязательным документом с точки зрения трудового законодательства, но помогают решать многие вопросы, связанные с организационным строительством. В статье для вас будет представлен пошаговый алгоритм для разработки положения о структурном подразделении.

Типовой шаблон положения о структурном подразделении

Требования к содержанию положений могут быть определены внутренними документами организации (например, стандартом предприятия). Если таких документов в компании нет, то при разработке положения можно использовать типовой шаблон положения о структурном подразделении (см. Таблицу 1).

В любом случае при разработке положения необходимо исходить из того, что в нем должны быть указаны:

  • место в структуре организации (самостоятельное подразделение или входит в состав департамента, управления и т.д.),
  • какими документами в своей деятельности руководствуется (федеральными законами, Уставом, другими документами предприятия),
  • структура подразделения,
  • непосредственный руководитель подразделения,
  • основные задачи подразделения,
  • функции, права, ответственность подразделения.

Положение визируется руководителем подразделения и утверждается руководителем организации.

Пример 1. Пример типового шаблона положения о структурном подразделении

Рассмотрим этапы разработки положения о структурном подразделении на примере разработки положения о кадровой службе (см. Пример 2).

Положение о кадровой службе регламентирует порядок построения и функционирования системы кадрового менеджмента компании. Положение о кадровой службе устанавливает:

  • статус кадровой службы в иерархической структуре компании;
  • цели и задачи кадровой службы;
  • функции кадровой службы компании;
  • взаимоотношения кадровой службы с другими подразделениями компании;
  • права и ответственность сотрудников кадровой службы.

Этапы разработки Положения о кадровой службе

1. В первую очередь необходимо изучить типовые и примерные положения, а также ранее действовавшие организационно-правовые документы.

Особенно полезно изучить типовые образцы тем специалистам, которые работают во вновь созданных фирмах, в которых нет ранее действовавших документов и опираться в работе не на что.

2. Следует также изучить организационную и распорядительную документацию компании: учредительные документы, штатное расписание и др. Цель данного этапа заключается в определении места кадровой службы в компании, зон ответственности и полномочий.

3. Составление проекта Положения, определение его структуры и содержания разделов (см. Таблицу 2).

Таблица 1

4. Обсуждение с руководством компании проекта Положения.

Цель данного этапа заключается в выяснении мнения руководства по поводу разрабатываемого документа, его назначения и принципиальных положений. Важнейшее условие развития кадровой службы компании – позиция высшего руководства, так как невозможно рассчитывать на успех, если высшее руководство не относит проблему управления людьми к числу ключевых приоритетов работы компании. К обсуждению нужно привлечь и руководителей ведущих структурных подразделений.

Часто в компаниях возникает ситуация непонимания менеджерами среднего звена круга задач и функций кадровой службы, так как они видят в ней лишь подразделение, основная задача которого – ведение кадрового делопроизводства. Поэтому их участие в обсуждении содержания Положения о кадровой службе поможет изменить сложившиеся стереотипы и представления.

5. Согласование и подписание документа.

Положение должно содержать визы согласования руководителей структурных подразделений, принимавших участие в обсуждении документа на стадии его разработки. Положение подписывает руководитель кадровой службы и утверждает руководитель компании. Сотрудники кадровой службы должны быть ознакомлены с Положением под расписку.

Положение является фундаментом, на котором строит свою работу кадровая служба. Оно закрепляет ее статус, полномочия и уровень ответственности и является базовым документом, на основании которого разрабатываются должностные инструкции сотрудников кадровой службы.

Пример 2. Пример Положения об Управлении кадров

Руководитель является ведущим и организующим звеном в социальных системах управления. Говоря о функциях руководителя, мы характеризуем основные выполняемые им обязанности, в частности: выработку и принятие управленческих решений; организацию; регулирование и корригирование; учет и контроль; сбор и преобразование информации.

Современные исследования берут за основу классификации функций уже не отдельные циклы управления производством, а всю структуру деятельности руководителя в коллективе. При этом функции руководителя рассматриваются не только в рамках его административной роли, но также учитываются его социальные, социально-психологические и воспитательные обязанности. К перечисленным функциям можно добавить организаторскую деятельность, которая заключается в интеграции личностей в коллектив и коммуникации, состоящей в установлении горизонтальных связей внутри коллектива и внешних вертикальных связей с вышестоящими организационными структурами. Еще выделяют педагогическую функцию руководителя (воспитание и обучение), а также экспериментально-консультативную, представительскую и психотерапевтическую. Причем функции управления коллективами осуществляются не отдельно друг от друга и последовательно, а параллельно и одновременно.

Основные функции руководителя

1. Административно-организационные

Руководитель, в соответствии с официально предоставленными ему правами и обязанностями, должен объединять индивидуальные действия членов коллектива в единую общую силу:

  • распределять обязанности между сотрудниками;
  • контролировать процесс выполнения заданий;
  • оценивать результат и нести ответственность за деятельность отдельных сотрудников и всей группы перед вышестоящими инстанциями.

2. Стратегические, связанные с постановкой целей, выбором методов их достижения

Реализация этих функций позволяет проявить творческий потенциал руководителя, находчивость, выдержку, способность выдвигать новые идеи. В структуру стратегических функций включается способность к прогнозированию, предвидению конечного результата, к оперативной переработке больших объемов информации, поступающей от подчиненных и вышестоящих инстанций, результатов деятельности коллектива. Руководитель должен также накапливать в своей памяти большой объем профессиональной информации.

К функциям данного вида добавляется также планирование как важнейшее проявление прогнозирования. Планирование должно определять конкретные задачи, время и средства их решения и отвечать на такие вопросы:

  • На каком этапе выполнения работы мы находимся в настоящее время (оценка реальных возможностей группы с учетом внешних и внутренних факторов)?
  • Куда хотим двигаться, какие тактические задачи решать?
  • Какими средствами собираемся это сделать?

3. Экспертно-консультативные

В процессе групповой деятельности руководитель обычно является тем компетентным лицом, к которому все обращаются как к источнику достоверной информации и наиболее квалифицированному специалисту. Высокая профессиональная квалификация — одна из основных составляющих авторитета руководителя. Руководитель, назначенный сверху, но не компетентный с точки зрения решаемых коллективом задач, быстро теряет авторитет, ему подчиняются только из-за боязни дисциплинарных взысканий, а подлинного консультанта ищут в лице неформального лидера.

4. Коммуникативные

Руководитель является основным источником важной информации, имеющей значение для успешного функционирования рабочей группы. Эта информация передается в процессе общения с группой и отдельными ее членами. Коммуникативность, умение общаться с людьми, доступность общения — важные качества руководителя. Руководитель может быть открыт для общения с группой и тогда выступает как лидер. Но он может строить систему коммуникативных связей лишь в соответствии с принципом четкой субординации, т. е. коммуникативен только с другими руководителями равного с ним ранга и отдален от группы. Тогда он обрекает себя на эмоциональное одиночество и не может рассчитывать ни на какое иное влияние, кроме официального, должностного.

5. Воспитательные

Принимая важные решения и направляя коллектив на достижение поставленных целей, руководитель в то же время обеспечивает воспитательный эффект в формировании личности своих подчиненных. Функция воспитания включает в себя дисциплинарные методы поощрения и наказания, если сотрудники нарушают регламент работы или нравственные принципы жизни коллектива. Руководитель коллектива, если он хочет быть его воспитателем, должен стремиться стать «лидером мнений», обладающим наибольшим объемом информации. Он должен восприниматься сотрудниками как «один из нас и лучший из нас».

В обязанности руководителя-лидера входит также формирование у сотрудников адекватной профессиональной мотивации. Очевидно, что даже самое совершенное планирование руководителем работы группы не дает эффекта, если люди не захотят качественно выполнять свою работу. Согласно теориям мотивации, люди всегда будут больше работать, если есть возможность больше заработать. Исследования современных психологов показали, что мотивация как внутреннее побуждение деятельности является продуктом сложного взаимодействия различных потребностей человека. По мере повышения культурного уровня деньги не всегда заставляют людей трудиться более усердно. Для людей важен интерес к работе, понимание сущности решаемых задач, общение, взаимопонимание, гуманность. Руководитель должен уметь определить потребности своих подчиненных и создать условия, которые позволят удовлетворить эти потребности при хорошей работе.

К числу воспитательных функций можно отнести также психотерапевтическую. Руководитель должен учитывать эмоциональное состояние своих сотрудников, поскольку оно в значительной степени влияет на их жизнедеятельность и психологический климат в коллективе. Оптимизм и чувство юмора, а не уныние и раздражительность должны быть присущи руководителю-лидеру, ибо это помогает предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.

6. Функция представительства

Руководитель — официальное лицо, представляющее коллектив во внешней социальной среде. На совещаниях, конференциях он выступает от имени всех членов коллектива, по его поведению судят о коллективе в целом. Поэтому поведение руководителя-лидера должно соответствовать высоким стандартам общественного поведения. Он обязан хорошо владеть навыками культурного общения, достойными манерами, культурой речи. Важно также умение правильно одеваться, учитывая внешность и возраст, а также ситуацию общения.

Уровни управления

Многие люди, в том числе и сами руководители-практики, полагают, что повседневная работа начальника цеха, управления или отдела мало отличается от работы руководимых ими людей, тем более что они постоянно взаимодействуют. Но социально-психологические исследования показывают, что управленческая работа по своей сути весьма отличается от работы неуправленческой. Работа начальника цеха имеет гораздо больше общего с работой директора завода, чем с работой подчиненных. Инженер может потратить несколько месяцев на разработку важной конструкции, программист — на создание компьютерной программы. Работа руководителя не бывает такой однородной, поскольку для нее характерны оперативность, разнообразие методов деятельности. Подсчитано, например, что мастер на производстве выполняет в день в среднем 583 операции по управлению.

Вертикальное разделение труда приводит к формированию различных уровней управления. Обычно в организации можно определить, на каком уровне находится один руководитель по сравнению с другим. Организации могут иметь разное количество уровней управления в зависимости от задач, целей, размеров, формальных структур и других внешних и внутренних факторов. И на каждом из уровней этой системы руководители выполняют свои специфические функции. Независимо от того, сколько существует уровней управления в конкретной компании, руководителей традиционно делят на три категории.

Руководитель низового звена. Этот уровень управления находится непосредственно над конкретными исполнителями работ. Большая часть руководителей в компаниях — это руководители низового звена. Их работа характеризуется оперативностью — частыми переходами от одной задачи к другой. Время принятия и реализации решения также непродолжительно. Больше половины рабочего времени руководители низового звена проводят в непосредственном общении с подчиненными, чуть меньше тратят на общение с другими руководителями низового звена и совсем немного — на общение со своим начальством.

Руководитель среднего звена координирует и контролирует работу низовых звеньев. За последние годы существенно увеличилась численность руководителей среднего звена и возросла их значимость. Характер работы среднего звена значительно варьируется в различных компаниях, но в основном эти руководители участвуют в процессе принятия решений: определяют проблемы, проводят обсуждения, дают рекомендации низовым руководителям по организации их деятельности. Руководители среднего звена часто возглавляют подразделения в своих организациях (начальники служб, главные специалисты). По результатам исследований, около трети рабочего времени руководители среднего звена занимаются переработкой служебной информации, изучением документации. Остальная часть рабочего времени у них уходит на деловое общение с другими руководителями средних и низовых звеньев.

Высший организационный уровень — это руководители высшего звена . Данный уровень самый малочисленный, даже в крупнейших компаниях таких руководителей может быть всего несколько человек. Они отвечают за принятие важнейших решений. Сильные руководители высшего звена зачастую определяют облик всей компании. Их работа характеризуется нервным и психическим напряжением, высоким темпом, объемом и огромной ответственностью. Обязанности руководителей высшего звена не имеют четких границ, поскольку компания все время действует, развивается, внешняя среда продолжает изменяться, всегда существует риск неудачи. Успешно действующие руководители высших звеньев в сложных социальных организациях во всем мире ценятся очень высоко.

Все уровни управления компанией взаимосвязаны, и успешность работы каждого из них обусловлена успешностью работы других, т. е. прежде всего тем, как реализуют свои основные функции руководители всех уровней, направляя компанию к успешному решению стратегических задач.

Стили управления

Стиль управления — это определенная система предпочитаемых руководителями методов и приемов управленческой деятельности. Выбор того или иного стиля управления детерминирован множеством взаимодействующих объективных и субъективных факторов. К объективным факторам можно отнести такие, как содержание выполняемой деятельности, мера трудности решаемых задач, сложность условий, в которых осуществляется их решение, иерархическая структура руководства и подчинения, социально-политическая ситуация, и др.

К субъективным факторам относятся типологические свойства нервной системы (темперамент), свойства характера, направленность, способности человека, привычные способы деятельности, общения, принятия решений.

Психологи различают три основных стиля руководства: автократический, демократический и либеральный. В основе такой классификации лежат порядок распределения обязанностей, методы разработки и выполнения решений, формы контактов руководителей с исполнителями, контроль над их деятельностью.

Автократический (авторитарный, директивный) стиль характеризуется чрезмерной концентрацией власти в одних руках. Руководитель-автократ сам принимает решения и волевым порядком проводит их в жизнь. Он сам подбирает себе помощников, но использует их не как советчиков, а лишь как исполнителей своей воли. Он держит всю власть в своих руках; требует дисциплины и идеального порядка; берет на себя всю ответственность за результаты деятельности; держится отчужденно от рядовых исполнителей. К подчиненным он требователен без снисхождения, насаждает суровый психологический климат в группе. Руководитель такого типа оптимален там, где нет времени на совещания и обсуждения ситуации, где необходимо проявить волю и решительность, взять на себя всю ответственность за последствия принятых решений.

К авторитарному стилю руководства тяготеют преимущественно люди холерического темперамента, хотя в виде исключения этот стиль могут использовать сангвиники и флегматики.

Демократический (коллегиальный) стиль руководства строится на двойной основе: делового и личного авторитета. Руководитель-демократ умеет использовать свою власть, не апеллируя к ней. Он предпочитает активное участие своих помощников (инициативной группы) в принятии решений, однако право окончательного выбора оставляет за собой. Действует он по принципу свободы мнений «сверху донизу» и «снизу доверху»; заботится о развитии деловой инициативы подчиненных; контактен с ними, тактичен, терпелив, оптимистичен. Такой стиль оптимален в управлении некоторыми видами производства, творческими коллективами, при нем поддерживается более теплый психологический климат в коллективе. Коллегиальный стиль управления наиболее подходит людям сангвинического, реже — холерического темперамента.

Либеральный (разрешительный) стиль руководства строится на полном доверии к исполнителю. Руководитель-либерал допускает полную свободу действий своих подчиненных в пределах их функциональных обязанностей. Такой стиль руководства неэффективен в сложных экстремальных ситуациях. Либеральный стиль присущ людям меланхолического темперамента, а также флегматикам и в меньшей мере — сангвиникам.

Разные стили руководства взаимосвязаны между собой, так как опытный руководитель способен использовать тот или иной стиль в зависимости от обстоятельств: содержания решаемых задач, конкретного состава руководимой группы. Влияет также уровень управленческой иерархии, на основе которой функционирует руководитель и связанная с этим уровнем мера ответственности. Есть данные, свидетельствующие о том, что на высших уровнях иерархии более предпочтителен авторитарный стиль, тогда как на более низких уровнях руководитель вступает с подчиненными в разнообразные неформальные отношения. В этом случае деловые и личностные контакты более тесные, поэтому преобладает коллегиальный стиль управления.

Эффективность руководства оценивается по таким показателям:

  • производительность труда руководимого коллектива;
  • успешность решения профессиональных задач;
  • психологический климат в коллективе;
  • здоровье сотрудников, наличие травматизма;
  • текучесть кадров.

Личность руководителя

Руководитель — это лицо, наделенное правом принятия решений и выступающее единоначальником в пределах данных ему полномочий.

Цель влияния руководителя на сотрудников — побуждение их к определенному служебному поведению, которое соответствовало бы как требованиям организации, так и собственным представлениям.

Известны два способа воздействия на сотрудников: прямой (приказ, задание) и опосредствованный , мотивирующий (через стимулы). В первом случае возникает ситуация, когда невыполнение необходимых действий приводит к наказанию. Такая формула отношений между руководителем и подчиненным называется принуждением, когда цели руководителя непосредственно не связаны с интересами исполнителей, а иногда могут и противоречить им. Во втором случае складывается ситуация, когда за выполнение необходимых действий поощряют, оказывают влияние на потребности и мотивы сотрудников.

Важным свойством руководителя-лидера является умение быть управляющим, не афишируя этого. Управляющий лидер влияет на членов группы путем личного авторитета, морально-психологического воздействия, проявления инициативы, энергии, привлекательных личных качеств. Если хороший руководитель воспринимается как «мозг группы», то лидер — как «сердце группы». Руководитель-лидер должен объединять в себе эти качества.

Принятие роли руководителя — первый этап его работы. Обычно он сопровождается процессом обучения соответствующим функциям, выработкой определенных позиций, стиля поведения и общения. Понимание и принятие новой для человека роли руководителя — очень сложное дело, требующее напряжения умственных и нравственных сил, внутренней перестройки, осознания своего нового положения. В этот момент человеку очень важно обладать знаниями о себе, о своем психологическом портрете, умением понять и использовать свои сильные, а также нейтрализовать свои слабые стороны. Надо дать время начинающему руководителю на освоение этого сложного дела, на процесс вхождения в роль, налаживание деловых отношений с членами группы.

Следующий этап в системе ролевого поведения руководителя — исполнение роли. Такое исполнение имеет две стороны: поведение руководителя и оценка окружающих. Оценка делается как самим субъектом управленческой деятельности в виде самооценки, так и другими людьми, имеющими различный статус по отношению к нему: сверху (начальником), со стороны (сотрудниками равного статуса) и снизу (подчиненными).

Адекватное понимание и освоение своей роли, способность оправдать ожидания группы — первое и необходимое условие успешного налаживания руководителем отношений с управляемой группой.

Второе условие — хорошее знание состава группы, уровня образованности и квалификации ее членов. Это обеспечивает руководителю понимание интеллектуального и профессионального потенциала группы. Следует учитывать также пол и возраст членов группы. Для руководителя понимание этих особенностей очень важно, поскольку каждый возраст имеет свои психологические особенности. Многие социальные психологи считают благоприятным фактором сочетание в производственных группах мужчин и женщин, что способствует развитию группы и созданию положительного психологического климата.

Третье условие — правильный индивидуальный подход к подчиненным. Руководитель должен помнить, что каждый член коллектива является личностью и индивидуальностью, обладает особым сочетанием индивидуальных свойств: темпераментом, характером, интересами и идеалами, общими профессиональными способностями. Требовательность руководителя к подчиненным в отношении их профессиональных обязанностей должна сочетаться с адекватной оценкой их деятельности, с учетом возможностей, способностей, особенностью стиля их деятельности. Руководитель должен знать не только о производственной деятельности членов группы, но также об их личных делах, возникающих трудностях, а по возможности — способствовать их разрешению.

Четвертое условие — культура общения с членами коллектива. Проведение совещаний, заседаний, различных бесед, дискуссий, переговоров, выдача и разъяснение заданий подчиненным, отчеты перед начальством и т. п. — все это существенно зависит от культуры общения руководителя.

Отбор и аттестация руководящих кадров

Изучение свойств личности руководителя, его психологической пригодности к выполнению сложных функций управления людьми приобретает особую значимость в современных условиях выделения социальной теории управления (менеджмента) как особой прикладной области психологии. Обновленные пути оценки личности руководителя заключаются в использовании комплекса методов, среди которых следует выделить:

  • наблюдение и анализ конкретной деятельности руководителя;
  • опрос-анкетирование для выявления самооценки задач (деловые игры);
  • экспертные оценки специалистов по управлению;
  • психологическое тестирование с использованием интеллектуальных личностных и профессиональных тестов;
  • социометрия с целью установления престижа в группе и психологической совместимости;
  • биографический метод (изучение документов, анализ личности).

Личность — это сложная система разнообразных свойств, поэтому применение одного метода, даже такого, как метод тестов, не может дать правильного прогноза относительно пригодности человека к выполнению руководящих функций.

В Украине, как и в других странах, активные методы социально-психологической подготовки находят все более широкое распространение.

Использование этих методов способствует ускорению адаптации руководителей к изменившимся условиям своего труда или работы на новом месте, позволяет более обоснованно устанавливать организаторский потенциал претендентов на определенную руководящую должность, оказывает помощь руководителям в организации своей деятельности и самовоспитания.

Краткий перечень требований к личности современного руководителя

Руководитель обязан быть управляющим, а не погонщиком, поэтому он должен:

  • вести коллектив;
  • заинтересовывать сотрудников в решении проблем, а не полагаться исключительно на свою власть;
  • всегда говорить «мы», объединяя себя с коллективом, а не только «я»;
  • подавая пример, самому всегда соблюдать дисциплину, а не требовать этого только от подчиненных;
  • исправлять свои ошибки, а не искать виновных;
  • верить в свое дело, быть смелым, целеустремленным, решительным и уметь демонстрировать эти качества своим подчиненным;
  • интересоваться передовым опытом, касающимся управления персоналом;
  • ценить время подчиненных;
  • проявлять строгость и требовательность (без придирчивости);
  • уметь критиковать и воспринимать критику;
  • уметь наказывать и поощрять;
  • быть приветливым, тактичным и доброжелательным;
  • уметь говорить, беседовать, а также слушать.

Актуальность вопроса об этапах процесса руководства связана с тем, что он красной нитью проходит через всю деятельность организации. Эффективность управленческих процессов можно сравнить с часами. Отлаженный и четкий механизм приведет к планируемому результату. Вместе с тем хорошей системе менеджмента свойственна гибкость – способность приспосабливаться к новым условиям.

Сущность управления

Под управлением подразумевается руководство объектом (предприятием, ресурсом) или субъектом (человеком). Менеджмент как процесс является совокупностью различных видов деятельности, координации, поддержания порядка, необходимых для успешной работы предприятия, достижения целей и развития.

Процесс управления включает в себя решение тактической и стратегической задачи:

  • задача, связанная с тактикой, требует поддержания гармонии, целостности и результативности элементов управляемого объекта;
  • стратегия подразумевает развитие, усовершенствование и позитивное изменение состояния.

процесс управления персоналом

Характеристика процессов управления

Процесс управления является непрерывным и цикличным. Он состоит из управленческого труда, предмета, средств и конечного продукта. Управление любым объектом связано с периодической повторяемостью отдельных этапов работы. Это могут быть фазы сбора и анализа данных, выработки управленческого решения, организации его выполнения.

Технология процесса управления совершенствуется вместе с развитием организации. Если руководитель запаздывает, принимая решения, то управленческий процесс становится хаотичным, инерционным.

Замкнутая последовательность управленческих действий, повторяющихся для достижения целей, называется циклом менеджмента. Началом цикла становится выявление проблемы, итогом – достижение рабочего результата. Периодичность управленческих процессов помогает найти общие для организаций разного профиля закономерности и принципы.

процесс управления включает в себя

Принципы менеджмента

Основы процессов управления выражены через фундаментальные принципы. Они объективны и согласованы с законами менеджмента. Список общих принципов менеджмента, который можно найти в учебниках, не маленький. Среди них выделяют:

  • целенаправленность;
  • обратную связь;
  • преобразование информации;
  • оптимальность;
  • перспективность.

Формирование и деятельность системы менеджмента опирается на несколько других принципов.

Разделение труда

Функции менеджмента отделяются друг от друга и становятся основой для структуры управления. Появляются отделы, бригады, выполняющие разные, но единые виды работ.

Объединение функций

Сочетание операций в управленческих функциях. Взаимосвязь функций управляющих органов с внутренней структурой.

Центризм и независимость

Процесс управления и организационная структура остаются централизованными и независимыми от внешней среды.

Подчинение в системе управления

Информационный поток по ступеням связывает высшее, среднее и низовое управленческое звено.

Осуществление принципов способствует эффективному объединению управленческих функций, укреплению связей на всех уровнях управленческих органов.

Управленческие функции

Профессиональную деятельность менеджеров поэтапно отражают управленческие функции.

Группировка функций

Процесс управления включает в себя виды деятельности

Общие (универсальные) функции

Планирование, осуществление прогнозов, координация, организация, контроль, учетная функция и другие. Способствуют развитию, совершенствованию и взаимосвязи управленческих процессов.

Специальные функции

Администрирование, управление персоналом, мотивация. Как инструменты для общих функций, они помогают организовать продуктивную деятельность.

Вспомогательные функции

Обслуживание управленческих процессов для успешного функционирования всех уровней управления.

По характеру деятельности выделяют функции, применяемые в различных сферах, связанные с производством, хозяйственной частью, экономикой, технологией.

Анри Файоль поделил функции управления промышленной организацией на 6 групп: административная, коммерческая, производственная, бухгалтерская, страховая и учетная деятельность.

основы процессов управления

Этапы процесса управления

Каждое управленческое действие и решение сопровождается единством информации, целей, социума и других аспектов. Сущность менеджмента отражает управленческий цикл, который может быть представлен как совокупность этапов.

Процесс управления включает этапы, которые непрерывно чередуются.

Выявление проблемы

Прогноз

Целеполагание

Управленческое решение

Анализ ситуации, постановка «диагноза» проблемы

Определение вероятного варианта развития событий

Выработка целей и задач, стратегии по их достижению

Процесс выработки и принятия оптимального решения

Кроме вышеперечисленных этапов, к процессу управления относят действия по реализации управленческого решения.

Планирование

Создание системы мероприятий для достижения цели

Организация

Мобилизация сотрудников для выполнения задач, распределение ролей

Мотивация

Стимулирование или побуждение исполнителей к работе

Контроль и учет

Наблюдение, координация и обработка результатов

Регулирование

Обеспечение связей между сотрудниками

7 этапов процесса управления персоналом

Управленческие задачи в сфере человеческих ресурсов разнообразны. Процесс управления персоналом состоит из семи этапов.

  • Планирование кадрового обеспечения всех функций предприятия.
  • Привлечение персонала, формирование кадрового резерва, отбор и наем.
  • Трудовая мотивация. Создание материальной (заработная плата, премии) и нематериальной системы мотивации для формирования стабильного коллектива.
  • Система адаптации и профориентации сотрудников. В результате каждый должен быстро войти в работу, знать корпоративные цели, понимать суть и требования к своей деятельности.
  • Оценка сотрудников и труда. Оценка знаний, умений, навыков для эффективной работы. Система оценки труда каждого и информирование коллектива в целом.
  • Перемещение, планирование карьеры, ротация кадров.
  • Подготовка кадров на смену руководителям. Повышение квалификации управленческих работников.

Эффективный процесс управления персоналом невозможен без развития и повышения профессионального потенциала трудящихся. Этот фактор становится решающим в производстве и производительности труда.

процессы управления проектами

Управление проектами

Процессы управления проектами представляют собой совокупность функций и определенных видов деятельности.

Целеполагание и прогноз

Планирование

Управление и распределение ресурсов

Мотивация и контроль исполнителей

Оперативное и текущее управление

Весь проект и каждого исполнителя можно оценить, используя ряд показателей. Это объем, период и качество проведенных работ в соответствии со сроками, объем вложенных ресурсов (материальных, финансовых), кадровый состав проектной группы, предполагаемый уровень риска.

Процессы управления проектами связаны с решением следующих задач:

  • формулирование целей проекта;
  • поиск и выбор вариантов решений по выполнению проекта;
  • создание структуры (команда исполнителей, ресурсы, сроки и бюджет);
  • связь с внешней средой;
  • руководство командой исполнителей и координация хода работ.

Управление информацией

Информация представляет собой совокупность знаний, сведений о каком-либо событии, факте, явлении или процессе. В управлении производством информация становится необходимым средством связи, коммуникации между сотрудниками.

Большое значение информации в системе управления связано с ее универсальностью. Она является не только предметом и продуктом управленческого труда, но и совокупностью данных о состоянии системы управления, внутренней и внешней среды.

Процессы управления информацией представляют собой этапы сбора, передачи, преобразования, обработки и применения информации. В качестве отдельных процессов выделяют хранение и уничтожение информационной базы.

процессы управления информацией

Управление рисками

Управление рисками на любой фирме является не разовым мероприятием, а постоянной необходимостью. Риск-менеджмент стал этапом управления бизнесом, без которого невозможно получение прибыли, достижение целей. Процесс управления рисками включает в себя пять этапов направленных действий.

Анализ рынка

Альтернативные методы управления риском

Выбор методов управления

Осуществление мер по управлению риском

Наблюдение и совершенствование системы оценки риска

В практической деятельности данные процессы не всегда выполняются в данной очередности или могут осуществляться одновременно.

Общая картина должна быть дополнена обратной связью для каждого из этапов, означающей возвращение при необходимости на пройденный этап. Итоговый этап связан с выводами и конечной оценкой. Итоги необходимо использовать при работе над оценкой и минимизацией рисков в будущем.

Управление технологией производства

Системы управления технологическими процессами зависят от организационной структуры, которая представлена на современных предприятиях в трех вариантах.

  • Централизованный способ управления предполагает сосредоточение функций в отделах. На производстве фактически присутствует только линейное руководство. Поэтому централизация применима только на небольшом производстве.
  • Децентрализация — структура процесса управления связана с передачей цехам всех функций. Цеха становятся частично независимыми подразделениями.
  • Сочетание централизации и децентрализованной системы используют большинство производственных предприятий. Оперативные вопросы решаются в цехах или бюро, а методика управления и контроль качества остаются за управленческими отделами. Цеха имеют собственные управленческие аппараты и ведут весь технологический процесс.

технология процесса управления

Управление финансами

Система управления финансами должна присутствовать даже на небольшой фирме и состоять не только из бухгалтерии. Процесс управления включает в себя пять направлений финансовой работы.

Контроль бизнес-процессов

Помогает выявлять возможные потери денежных средств

Создание финансового отдела

Финансовая структура и выделение финотделов — это четкое распределение ответственности, эффективный контроль денежных потоков.

Контроль перемещения денег и товаров

Осуществляется с помощью финансового плана денежных потоков.

Внедрение управленческого учета

Внедряется после разработки показателей для оценки состояния финансов, эффективности отделов.

Бюджетное управление

Процесс управления включает в себя планирование бюджета на основе аналитической информации финотделов.

Анализ процесса управления

Главной целью управленческого анализа является обеспечение руководства информацией для принятия обоснованных решений. К нему относят три направления анализа:

  • ретроспективный (исследует информацию о прошлых событиях);
  • оперативный (анализ текущей ситуации);
  • перспективный (краткосрочный и стратегический анализ возможной ситуации в будущем).

анализ процесса управления

Совершенствование системы управления

Процесс совершенствования управленческой системы проводится на основе анализа данных управленческого, бухгалтерского учета. Для оценки ее эффективности необходимо рассчитать ряд коэффициентов: управляемость, уровень автоматизации труда, экономичность труда, экономическую эффективность управления, результативность управления, производительность труда.

Совершенствование управленческой системы – это неизбежный процесс для успешной организации. На этом этапе процесс управления включает в себя, например:

1) аудит управленческой системы;

2) проверку соблюдения законодательства, международных стандартов, рекомендаций Банка РФ;

3) разработку мер по совершенствованию управленческой системы и актуализацию внутренней документации;

4) сотрудничество совета директоров с акционерами и формирование предложений.

Современное состояние общества и экономики способствует переосмыслению менеджмента и профессионализма управляющего. Для руководителя становится актуальной активная работа на развитие персонала, главного ресурса предприятия. Успешный управленец умеет смотреть в будущее, проявлять гибкость в принятии решений при полной непредсказуемости внешней среды.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство украины при ссср
  • Led crystal magic ball light инструкция к пульту
  • Tops 100 trumpf инструкция на русском скачать
  • Часы casio 3793 aq 180w инструкция на русском
  • Контроль к таблетки для кошек инструкция