Эвристические управленческие решения
Вячеслав Львович Осипов
Эксперт по предмету «Менеджмент»
Задать вопрос автору статьи
Сущность эвристических решений в управлении
Если воспринимать управленческие решения как эвристические, то необходимо выделить их особенности. Прежде всего, они стимулируют творческий потенциал сотрудников и руководителя.
Методы принятия эвристических решений
1.Метод аналогий
2.Метод использования опыта
3.Метод эвристических рассуждений
4.Метод применения сценариев
5.Метод ассоциации
6.Метод визуализации
7.Метод мозгового штурма
8.Табличный метод
Методология эвристических решений достаточно разнообразна. Этот факт связан с тем, что любой руководитель – это человек, в работе которого преобладает определенный процент творчества. В зависимости от психологических особенностей личности руководителя, процент творческого начала может быть достаточно большим. Рассмотрим самые распространенные методы более подробно.
-
Метод аналогий
Метод аналогий достаточно распространен в практике современного менеджмента. В его основе лежит имеющийся опыт руководителя, который может быть применен в аналогичной ситуации. Рассмотрим практический пример.
Пример 1
Руководитель открывает новый вид производства. Изначально, предприятие производило хозяйственные товары. Теперь возникла необходимость в производстве упаковочных товаров. Внедряя товар на рынок, руководитель применяет аналогичную схему, которая была использована ранее. Он рассчитывает на то, что первоначальная стратегия внедрения окажется такой же успешной, как и первоначальная.
-
Метод ассоциации
Данный метод используется в основном для разработки маркетинговых стратегий. Суть метода заключается в том, что сотрудники собираются в одной комнате и за определенный промежуток времени высказывают ассоциации, которые возникают в связи с проблемой. Один из сотрудников записывает ассоциации. Когда время заканчивается, начинается обсуждение. Из высказанных вариантов выбирается наиболее интересный и формируется стратегия продвижения.
-
Метод визуализации
Суть метода заключается в том, что участники группы визуализируют свои представления о процессе. Рисуя проблему или создавая презентации по ее мотивам, каждый участник проживает ее, ищет пути ее решения. Метод достаточно эффективный и применяется в большинстве успешных фирм.
-
Метод эвристического рассуждения
Суть метода состоит том, что группа исследователей высказывает свои ассоциации, рассуждения и эмоции о проблеме, но особенность заключается в том, что они выстраиваются в логическом порядке. Этот метод применяется в том случае, если решение проблемы не очевидно для большинства. За счет этого метода формируются две и более альтернативы решения проблемы, из которых можно выбрать наиболее привлекательную из них
Рекомендации для использования эвристических методов в управлении
- Проблема новая и может привести к уничтожению предприятия, либо большим финансовым потерям
- Информация, поступающая по проблеме, имеет большой объем
- Наличие опыта применения аналогичных методов в управлении
Применение эвристических решений оправдано со стороны руководителя в том случае, если он не может самостоятельно справится с глобальной проблемой. Данные методы не могут применяться для повседневных решений. Систематическое и очень частое применение данных методов может нарушить сложившийся баланс предприятия и авторитет руководителя. Если сотрудники будут часто принимать групповые решения, то у них снизится работоспособность, потому что времени на выполнение текущих задач не останется.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата написания статьи: 10.05.2017
Автор: Эдyаpд Алeкcaндрoвич Cмиpнoв, доктор экономических наук, профессор кафедры теории организации и управления Государственного yниверситета yправления (ГУУ).
Эвристический метод представляет проверенные временем способы нахождения и реализации различных решений путем общения, переговоров и т. д. Часто нужное решение приходит руководителю не на рабочем месте, а на встрече, отдыхе, салоне самолета или корабля. Когда человек восклицает. «Вот оно! Нашел решение!» — это и есть результат явного или неявного использования эвристического метода.
Эвристический метод основан на логике, здравом смысле и опыте, при которых выявляется новая существенная информация.
Метод используется при недоступности или отсутствии условий для использования формализованных методов принятия управленческих решений (ПРУР). Он практически целиком относится к искусству в управленческой деятельности.
Разработка управленческих решений для нетиповых, обычно творческих задач — довольно трудное занятие. В управленческой практике же таких задач довольно много. Это обусловлено переменами, которые сопровождают производственную деятельность. Обычно такие задачи решаются постепенно путем обсуждения, концентрации идей, развития новых подходов и стимулирования мышления.
Не случайно, собрания, заседания, летучки, планерки и другие формы обсуждения новых проблем и разработки решений прочно вошли в практику работы руководителей и специалистов. Они совместно принимают такие эффективные решения, которые не под силу одному, даже очень талантливому человеку. Множество открытий и изобретений сделано при коллективном обсуждении или с их подачи, а известные слова «эврика» и «эвристика» дали название этому методу.
Собрания и совещания можно проводить двумя способами: без подготовки и с подготовкой. Без подготовки такие мероприятия малоэффективны и не доставляют удовлетворения их участникам. Часто работники с большой неохотой идут на собрания и совещания. Известен афористический закон Паркинсона, который гласит: «Эффективность совещания обратно пропорциональна затраченному времени и количеству приглашенных людей». Подготовленные собрания основаны на различных методах, в том числе на эвристических. Эвристика состоит в последовательном выделении целей и ситуации, а также уменьшении их различий.
Основные условия эффективного использования данного метода:
- необходимость принятия новых и ответственных решений, определяющих развитие крупных компании или судьбу ее персонала;
- большой объем информации, трудности ее обработки;
- наличие организационной культуры обсуждения ответственных заданий.
Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией как участников такого обсуждения, так и его организатора.
Основной набор приемов эвристического метода
Существует около 30 наборов приемов, входящих в состав эвристического метода. Приведем последовательность действий для одного из них:
- обобщение задачи;
- конкретизация задачи;
- формулирование обратной задачи;
- включение в другую структуру;
- критика очевидных решений;
- поиск привнесенных условий;
- движение от конца к началу;
- сближение данных и цели;
- перекодирование текста в модель;
- использование сходных задач;
- рассмотрение с различных сторон;
- анализ условий;
- анализ конфликта;
- выдвижение любых идей;
- переструктурирование.
Рассмотрим вкратце содержание приемов эвристическою метода на примере фрагмента распоряжения. «Генеральный директор компании издал распоряжение: «Начальнику цеха наружной рекламы (имярек) уменьшить количество прогулов и опоздании на работу».
Обобщение задачи. При получении задания (задачи) для выполнения желательно мысленно расширить задание на большую территорию, большее количество параметров или людей, большую стоимость и т.д. Часто это обобщение наталкивает исполнителя на совершенно новое решение, более эффективное.
Например, начальник цеха наружной рекламы мог бы, конечно, тут же издать грозное распоряжение о строгих материальных взысканиях с виновников нарушения дисциплины. Однако он решил выяснить, как обстоят дела в других подразделениях. Оказалось, что примерно так же. Все руководители подразделений получили однотипные поручения.
Начальник цеха предложил генеральному директору издать один приказ по всей компании с одинаковыми, приемлемыми способами уменьшения нарушений. Это, во-первых, дешевле, а во-вторых, не будет двойственности или неравных условий для работников одной компании. Руководитель компании с этим согласился.
Конкретизация задачи — это дополнение ее новыми сведениями, улучшающими понимание сути задания. Для предыдущего примера такой конкретизацией могло бы быть уточнение причин, по которым имеют место прогулы и опоздания. Возможно, это связано с транспортом или с очень напряженным рабочим днем, когда работники не успевают дома отдохнуть и др. В результате решение может принять совершенно другой вид. Например, решение об организации 2-3 рейсов микроавтобуса для перевозки работников от метро до компании перед началом работы и от компании до метро — после окончания работы.
Формулирование обратной задачи заключается в том, что, возможно, она и окажется лучше прямой. Для предыдущего примера обратная задача может иметь следующую формулировку: «Начальнику цеха наружной рекламы. В последнее время участились случаи прогулов и опозданий на работу. Введите по согласованию с работниками гибкий график выхода их на работу». Возможно, такая формулировка обратной задачи принесет компании большую пользу.
Включение в другую структуру означает переложение выполнения задачи на другие структуры (отделы, цеха, заводоуправление). В рассматриваемом примере в приеме обобщения задачи был реализован и этот прием, когда решение задания было переложено на руководителя компании.
Критика очевидных решений заключается в том, что первое решение, которое приходит в голову руководителя, является не самым лучшим. Обычно первое решение не принимается всерьез. Поэтому нереализованное решение начальника цеха наружной рекламы о строгих материальных взысканиях с виновников нарушения дисциплины было бы не самым лучшим.
Поиск привнесенных условий — это выявление и фиксирование явных и неявных условий выполнения задания, чтобы в процессе ПРУР следить за наличием таких условий. Если какое-то условие перестает соблюдаться, то следует пересмотреть процесс ПРУР и перейти к приему «Анализ условий». В рассматриваемом примере такими условиями могут быть, полезность и своевременность распоряжения, положительный пример руководства в дисциплинарном плане.
Движение от конца к началу предполагает оценку конечного состояния результата выполненного решения. Если предполагаемый результат отрицательный, то нет необходимости выполнять всю цепочку решений. Если предполагаемый результат положительный, то надо активизировать выбранный вариант управленческого решения (УР). Для приведенного примера руководитель должен представить себе, хорошо или плохо, если количество прогулов и опозданий резко сократится? Наверное, это хорошо и руководитель должен продолжать подготовку и реализацию УР.
Сближение цели и данных — это стремление уменьшить проблему. Учитывая, что проблема вычисляется как разность между величиной цели и соответствующей ей ситуацией, необходимо изменять ситуацию относительно цели. В данном приеме важно иметь сформулированную цель, а ситуация всегда перед глазами.
Перекодирование текста в модель — это попытка использовать аналитические методы. Всякий текст отражает события па некотором ограниченном участке, а аналитическая зависимость показывает перспективу и ретроспективу процесса.
Использование сходных задач — это поиск уже реализованных аналогии, имеющих хороший результат. Такие аналогии могут быть в различных сферах деятельности.
Рассмотрение с различных сторон позволяет учесть интересы и потребности заинтересованных в разрешении задачи лиц. Лучший результат получается не от самого хорошего решения, а от самого приемлемого для всех участников процесса ПРУР и его потребителей. Если имеется совпадение, когда лучшее решение поддерживается всеми участниками ПРУР и его потребителями, то это — вершина профессионализма руководителя.
Анализ условий является логическим продолжением приема «Поиск привлеченных условий» и заключается в том, что если не все условия выполняются, то необходимо найти причины, проанализировать их и предложить варианты решений относительно соблюдения условий.
Анализ конфликта относится к социально-психологической стороне эвристических методов. Любое УР принимается в социальной системе, в которой основным элементом является человек. Это и субъект решения (руководитель), и объект решения (исполнители), и потребители решения (персонал или население). Результаты реализации любого УР имеют отрицательные последствия различного уровня, поэтому конфликты неизбежны. Тем не менее их можно предусмотреть и частично уменьшить. Это важнейший прием для достижения социально-психологической согласованности УР.
Выдвижение любых идей состоит в реализации творческой части за счет обдумывания вариантов выполнения задания. Дело в том, что после детального обсуждения и корректировки УР с помощью предыдущих приемов наступает общее облегчение от выполненной работы и раскрепощение. Иногда новые идеи оказываются более перспективными, и тогда процесс ПРУР начинается снова по всем приемам эвристического метода.
Учитесь современному менеджменту в удобном для себя месте, времени и темпе.
Вся продуктивная человеческая деятельность — это в основном творчество. Но, в зависимости от объема и глубины знаний, накопленного опыта, интуиции, уровень креативности разный. Изобретательский навык во многом определяется способностью выявлять тенденции развития технологий.
Если разделить все известные методы решения творческих задач на основе доминирования логико-эвристических (интуитивных) методов и соответствующих правил действия, то можно выделить две большие группы методов:
a) логические методы — это такие методы, в которых преобладают логические правила анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, вычитания и т.д;
(b) Эвристические методы.
Для того чтобы глубже понять, что подразумевается под эвристическими методами, необходимо обратить внимание на то, что метод может быть представлен в устной форме в виде системы правил, то есть описания того, как действовать и что делать в процессе решения задач определенного класса. Из разнообразного набора правил действий в решении задач в принципе можно выделить два широких класса рецептов: Алгоритмы или алгоритмические рецепты и эвристика — эвристические рецепты. В то время как алгоритмы строго предписывают наши действия и гарантируют достижение успеха в решении соответствующего типа задач, эвристика и эвристические инструкции предусматривают только стратегии и тактики в наиболее вероятном направлении поиска идеи решения, но не гарантируют успех решения.
Так что же подразумевается под эвристическими методами?
Эвристические методы — это система принципов и правил, определяющих наиболее вероятные стратегии и тактики деятельности решателя, стимулирующих его интуитивное мышление в процессе решения, генерирующих новые идеи, и на этой основе существенно повышающих эффективность решения определенного класса творческих задач.
Целью данной работы является подробное описание эвристических подходов в управлении и, в соответствии с темой, рассмотрение понятий «эвристика» и «эвристические методы».
Понятие «эвристика» и «эвристический метод»…
Термин «эвристика» происходит от греческого heuresko — искать, открывать. В настоящее время используется несколько значений этого термина. Эвристику можно понять как:
1) научно-прикладная дисциплина, изучающая творческую деятельность (в то же время следует признать, что учредителей теории и общепринятых базовых правил нет);
2) методы решения (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределенности, обычно в отличие от формальных методов решения, основанных, например, на точных математических алгоритмах;
3) метод обучения;
4) один из способов создания компьютерных программ.
Некоторые источники указывают, что понятие эвристики впервые появляется в трудах греческого математика Паппа Александрийского, жившего во второй половине III в. н.э., другие отдают предпочтение первому упоминанию в сочинениях Аристотеля.
Многие авторы упоминают о вкладе Раймонда Люллиуса (ок. 1235 — ок. 1315) в эвристику, который уже в XIV в. пытался создать машину для решения различных задач на основе универсальной классификации понятий.
В своих исследованиях о природе научных открытий Имре Лакатос (1922-1974) ввел понятия положительной и отрицательной эвристики. В научной школе определенные правила диктуют, каким путям следует идти в дальнейшем процессе рассуждения. Эти правила составляют положительную эвристику. Другие правила, с другой стороны, говорят нам, каких путей избежать. Это отрицательная эвристика.
Основой эвристики, однако, является психология, в частности, отрасль психологии, называемая психологией творческого или продуктивного мышления. Например, применение эвристических методов технического творчества (прямой и обратный мозговой штурм, метод эвристических методов и метод морфологического анализа и синтеза) в компьютерной инженерии позволяет развить творческое воображение и умение студентов делать первые шаги на пути к изобретательству — созданию новых технических решений. Эвристические методы как готовые схемы действия являются субъектом эвристической логики, а реальный процесс эвристической деятельности — субъектом психологии. Но если эвристические методы могут быть представлены в виде определенной логической схемы, то есть они могут быть описаны математическим языком, то эвристическая деятельность на современном этапе развития науки не имеет своего математического выражения.
В эвристике, будучи молодой, развивающейся наукой, не все понятия достаточно четко определены. Прежде всего, это относится к понятию «эвристический метод». Многие исследователи понимают это как определенный эффективный, но недостаточно надежный способ решения проблем. Это позволяет ограничить перечисление вариантов решения, то есть сократить количество изучаемых вариантов до выбора конечного решения. Понятно, что данное определение термина «эвристический метод» не может считаться удовлетворительным, поскольку оно является лишь внешней особенностью явления, но не раскрывает его существенных характеристик.
Доктрина эвристических методов была впервые разработана и внедрена Сократом. Такие методы — в форме споров — широко применялись в средневековых университетах. Споры строились в соответствии с нормами, которые были творчески переосмыслены в XX веке. Например, они легли в основу проекта В. С. Библера «Школа диалога культур».
Особенности эвристического метода
Доктрина эвристических методов была впервые разработана и внедрена в практику Сократом. Известно, что междисциплинарный фонд эвристических методов насчитывает около 200 глобально протестированных рекомендаций по совершенствованию известных или синтезу новых дизайнерских решений. Использование этих методов и методик помогает решать самые разнообразные проблемы, возникающие в человеческой деятельности.
Эвристические методы позволяют выявить, обработать и упорядочить систему закономерностей, механизмов и методологических средств построения новой задачи и целенаправленных направлений действий, основанных на обобщении предыдущего опыта и упреждающем отражении будущих моделей с целью наиболее эффективного решения проблемы.
Система эвристических методов решения проблем, как и знания в целом, является системой открытого типа, то есть с развитием науки и техники появится все больше и больше новых эвристических методов.
Процесс решения задачи эвристическими методами состоит из 5 последовательных этапов:
- объяснение проблемы технического творчества.
- выбор соответствующих эвристических методов на основе анализа недостатков и недостатков прототипа (прототип — это аналог (устройство, способ, вещество, нагрузка) изобретения, наиболее близкий по своему техническому значению и достигаемому эффекту) и противоречий его разработки.
- преобразование прототипа с помощью выбранных методик и формирование нескольких новых технических решений.
- анализ новых технических решений с точки зрения целесообразности и степени эффективности их использования.
- выполняются этапы 2 — 4, отбирается больше прототипов.
Наибольший эффект в эвристическом обучении дают задачи, предполагающие открытие новых причинно-следственных связей, закономерностей, общих признаков решения целого класса задач на основе связей между определенными компонентами исследуемых конкретных ситуаций, которые еще не известны субъекту. Наиболее выразительной формой эвристического метода является эвристический разговор, состоящий из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом к решению проблемы и требует проведения небольшого поиска.
Итак, попробуем указать один за другим на эвристические методы, которые могут быть широко использованы в творческой деятельности менеджера.
1) Метод мозгового штурма.
Метод и термин «мозговой штурм» был предложен американским ученым А.Ф. Осборном.
Эвристический диалог мозгового штурма основан на совокупности психолого-педагогических законов.
Основными принципами и правилами этого метода являются абсолютное запрещение критики идей, предложенных участниками, и поощрение всевозможных замечаний и шуток. Мы рассмотрим их более подробно в следующей главе.
2) Метод коллективного поиска оригинальных идей основывается на следующих психолого-педагогических законах и соответствующих им принципах.
Специфика метода «мозговой атаки»
Мозговой штурм (brainstorming, brainstorming, brainstorming) — это метод решения проблемы процессом творческого группового мышления, при котором сначала без ограничений продумывается множество вариантов решения проблемы (как логических, так и абсурдных) за короткое время, и только затем из большого количества идей выбираются наиболее удачные, всего 10-15%, которые могут быть использованы на практике. Метод был разработан и описан американским психологом Алексеем Ф. Осборном, который отметил, что некоторые люди хорошо «генерируют» новые идеи, но плохо их анализируют, и наоборот: некоторые люди склонны критично анализировать идеи, а не «генерировать» их. В обычных дискуссиях, когда эти две категории людей вместе, они, как правило, мешают друг другу. В этом контексте Осборн предложил разделить этапы генерирования и анализа идей. Одна группа, получившая задание, должна предлагать только идеи, какими бы фантастическими они ни были. Другая группа должна анализировать только выдвинутые идеи. Осборн назвал свой метод работы интеллектуальной группы «мозговым штурмом» или «процессом генерации идей».
Так что основная идея Осборна проста: отделить процесс генерации идей от их критики.
Алгоритм, в двух словах, следующий:
1) Выберите участников.
2) Сообщите о проблеме, которую необходимо решить.
3) Сеанс мозгового штурма. Задача: собрать как можно больше идей. Здесь есть основное правило: приветствуются любые, даже самые безумные, очевидно порочные идеи, критика строго запрещена (даже в виде скептических улыбок!). Напротив, каждую высказанную идею следует поощрять. Эта поддержка призвана стимулировать творческий процесс.
Руководитель (фасилитатор) направляет процесс, поощряет и эмоционально стимулирует участников.
4) Стадия анализа. Приводится количество идей. Что дальше?
Теперь задача состоит в том, чтобы выбрать наиболее «перспективные», перспективные идеи и развивать их.
Это все, что неоднократно описывается в литературе, «простой и доступный процесс» (Приложение 1).
Но все не так просто. Именно благодаря своей кажущейся простоте и доступности, «мозговой штурм» когда-то был очень популярен. Но есть и другая сторона медали: в литературе отсутствует полное методологическое описание мозгового штурма, которое позволило бы обычному человеку использовать его для решения творческих задач. Кроме призывов «мыслить нестандартно» и «отказаться от стереотипов», литературные источники не дают никаких рекомендаций, как избавиться от этих самых стереотипов, которые еще в детстве были вбиты в подсознание.
Метод «мозгового штурма» предполагает разработку решения как продукта коллективного творчества специалистов во время встречи по определенным правилам с последующим детальным анализом результатов. Его суть заключается в том, что при принятии коллективного решения решаются две основные задачи:
- Формирование новых идей о возможных вариантах развития процесса.
- Анализ и оценка идей
Роль эвристических методов в принятии управленческих решений
Управленческое решение — это результат конкретной управленческой деятельности руководителя.
Управленческое решение является результатом анализа, прогноза, оптимизации экономического обоснования и выбора наиболее предпочтительной альтернативы из множества вариантов достижения цели. [2]
Принятие решений является основой управления.
Решение является результатом выбора из множества вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта или плана работы.
Принятие решений и принятие решений — это творческий процесс в деятельности менеджеров любого уровня, в том числе:
- Формулирование и постановка целей;
- Изучение проблемы на основе полученной информации;
- Выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принятого решения.
- Обсуждение с экспертами различных вариантов решения проблемы (задачи);
- Выбор и формулировка наилучшего решения;
- Принятие решений;
- Определение решения для его исполнителей.
Термин «эвристика» происходит от греческого heuresko — искать, открывать.
Эвристика — это совокупность методов исследования, основанных на использовании творческого мышления, генерации новых идей и опыта человека, принимающего решения, при постановке вопросов и их решении.
В настоящее время используется несколько значений этого термина. Эвристику можно понять как:
- научно-прикладная дисциплина, связанная с творческой деятельностью (в то же время следует признать, что нет основоположников теории и общепринятых базовых правил);
- методы решения (творческие, нестандартные, креативные) задач в условиях неопределенности, как правило, в отличие от формальных методов решения, основанных, например, на точных математических алгоритмах;
- метод обучения;
- Один из способов создания компьютерных программ. [1]
Некоторые источники указывают, что понятие эвристики впервые появляется в трудах греческого математика Паппа Александрийского, жившего во второй половине III в. н.э., в то время как другие отдают приоритет трудам Аристотеля при первом упоминании.
В основе эвристики лежит психология, в частности, ее подполе, называемое психологией творческого или продуктивного мышления. Например, использование в компьютерной инженерии эвристических методов технического творчества (прямой и обратный мозговой штурм, метод эвристических методов и метод морфологического анализа и синтеза) позволяет развить творческое воображение и умение студентов делать первые шаги на пути к изобретательству — созданию новых технических решений. Эвристические методы как готовые схемы действия являются субъектом эвристической логики, а реальный процесс эвристической деятельности — субъектом психологии. Но если эвристические методы могут быть представлены в виде определенной логической схемы, т.е. они могут быть описаны математическим языком, то эвристическая деятельность на современном этапе развития науки не имеет математического выражения.
Виды эвристических методов и их характеристики
Хорошо известно, что междисциплинарный пул эвристических методов содержит около 200 проверенных во всем мире рекомендаций по совершенствованию известных проектных решений или синтезу новых. Применение этих методов и методик помогает решать широкий круг проблем, возникающих в человеческой деятельности.
Эвристические методы позволяют выявить, обработать и упорядочить систему закономерностей, механизмов и методологических средств построения новой задачи и целенаправленных направлений действий, основанных на обобщении предыдущего опыта и упреждающем отражении будущих моделей с целью наиболее эффективного решения проблемы.
Система эвристических методов решения проблем, как и знания в целом, является системой открытого типа, то есть с развитием науки и техники будет появляться все больше и больше новых эвристических методов. [2]
Итак, попробуем поочередно указать на эвристические методы, которые могут быть широко применены в творческой деятельности менеджера.
Применение эвристических методов в процессе принятия решений
Каждый человек должен принимать решения в своей жизни. Его постоянно подталкивает к этому либо личное недовольство своей внутренней или внешней ситуацией, либо социальные потребности.
Мы принимаем большинство решений, не задумываясь, потому что существует автоматизм поведения, сформировавшийся за годы практики. Есть выбор, которому мы придаем мало значения и поэтому мало думаем при принятии решений. Наконец, есть проблемы выбора, которые человек испытывает мучительные размышления при их решении. Эти проблемы, как правило, носят исключительный, не повторяющийся характер и предполагают взвешивание нескольких альтернатив. В таких проблемах либо объект выбора, либо окружение, в котором делается выбор, является новым. Такие проблемы решения называются проблемами уникального выбора.
Процесс решения задачи эвристическим методом состоит из последовательных шагов. Процесс решения проблемы может быть представлен как пятиступенчатый, но реальное количество стадий определяется самой проблемой.
Первый этап — определение проблемы технического творчества. На этом этапе информация собирается, обрабатывается и анализируется. Основная задача этого этапа (решаемая аналитиками) — своевременное обнаружение сигналов функциональных трудностей, предварительное определение их причин и информирование лиц, принимающих решения.
Вторая стадия — диагностика проблем. Первым шагом в решении проблемы является ее определение. Есть два способа взглянуть на проблему. Один из способов трактовать проблему как ситуацию, в которой поставленные цели не достигаются. Можно также рассматривать потенциальную возможность как проблему. Например, проактивное управление будет заключаться в активном поиске возможностей для улучшения работы подразделения даже тогда, когда дела идут хорошо.
Третий шаг — сформулировать ограничения и критерии принятия решений. Когда менеджер диагностирует проблему для того, чтобы принять решение, он должен четко представлять, что можно сделать по этому поводу. Многие возможные решения проблем организации будут нереалистичны, поскольку либо менеджер, либо организация не имеют достаточных ресурсов для реализации решений. Ограничения корректирующих действий будут ограничивать варианты принятия решений. Помимо определения ограничений, менеджер должен также определить стандарты, по которым будут оцениваться альтернативные решения. Эти стандарты обычно называют критериями принятия решений. Они служат в качестве рекомендаций для оценки решений.
Четвертый этап — выявление альтернатив. На этом этапе необходимо сформулировать набор альтернативных решений проблемы. Менеджер обычно сужает количество вариантов, чтобы серьезно рассмотреть только несколько альтернатив, которые кажутся наиболее желательными.
Пятый этап — оценка альтернатив. Для их идентификации необходима предварительная оценка. Оценивая выбор, менеджер определяет преимущества и недостатки каждого из них, а также возможные общие последствия.
Шестой этап — выбор альтернатив. Когда проблема была правильно определена, а альтернативы тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, то есть принять решение относительно просто. Лицо, принимающее решение, просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями. Однако, если проблема сложна и необходимо учитывать множество компромиссов, или если информация и анализ субъективны, то ни одна альтернатива не может быть наилучшим выбором. В этом случае важную роль играют здравый смысл и опыт.
На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».
- Здесь темы рефератов по менеджменту
Читайте дополнительные лекции:
- Стили принятия управленческих решений
- Государство как организация: особенность, структура управления
- Планирование в СССР как инструмент управления
- Новое в типах организаций
- Совершенствование менеджмента качества в системе государственных и муниципальных закупок
- Процессы принятия решений в организации
- Прогнозирование в риск-менеджменте
- Выбор инновационной стратегии поведения организации
- Матричная организация
- Мотивационный процесс
диалектический способ, требующий творческой (эвристической) де ятельности. По логической структуре творческий умственный труд и умственный труд с исполнительскими функциями (эмпирический, аналитический) одинаковы, но различаются по способу мышления. Умственный труд с исполнительскими функциями характеризуется тем, что анализ и синтез осуществляются по уже известному алго ритму, программе действий. В процессе творческого умственного труда происходит поиск алгоритма, программы, по которым нужно совершать действия в целях анализа и синтеза информации.
Таким образом, в целесообразной деятельности персонала управ ления используются методы управления и методы труда (работы). Предлагаемый вариант классификации методов позволяет выбирать их при решении различных задач и в дальнейшем их исследовать.
Эвристика — совокупность приемов исследования, методика пос тановки вопросов и их решения; метод обучения с помощью наводя щих вопросов, а также теория такой методики [125].
Эвристические методы базируются на принципах (требованиях и правилах), определяющих стратегию и тактику лиц, принимающих решения, при решении слабо определенных и неопределенных проб лем. Они стимулируют творческое (образное) мышление в процессе принятия решения, позволяют генерировать новые идеи, использо вание которых дает возможность повышать эффективность решения управленческих задач. Кратко изложим эвристические методы, наи более часто используемые в практике принятия решений.
Методы групповой работы
Метод “мозговой атаки”. Бывают ситуации, когда лицу, прини мающему решение, трудно найти вариант решения. В этом случае можно применить метод “мозговой атаки”. Он позволяет выявить и сопоставить индивидуальные суждения, спектр идей по решению проблемы, а затем принять решение.
100
Существует несколько разновидностей этого метода: прямая “моз говая атака”, обратная “мозговая атака”, “конкуренция идей” и др. [26, 50, 73]. Рассмотрим первую и вторую разновидности.
Прямая “мозговая атака” — форма работы коллективного гене рирования идей по решению творческой задачи. Ее цель — отбор идей.
Правила для участников:
•участники садятся за стол лицом друг к другу;
•запрещаются споры, критика, оценки того, что говорится;
•время выступления для участника — 1—2 мин;
•высказываются любые идеи, вплоть до бредовых;
•количество идей важнее их качества.
Рекомендации:
•идеи следует встречать с одобрением;
•необходимо верить в разрешимость проблемы;
•разрешается задавать вопросы, развивающие идею;
•следует стремиться к решению выдвинутой проблемы;
•все участники равноправны;
•не нужно думать о последствиях сказанного;
•группе не ставится конкретная задача, а характеризуется пробле ма в общем;
•нежелательны переглядывания, перешептывания, жесты, отвле кающие внимание от решения проблемы.
Руководитель должен:
•направлять ход дискуссии, задавать стимулирующие вопросы;
•подсказывать, использовать шутки, реплики, создающие нефор мальную обстановку.
Ограничения и условия:
•количество участников — 4—15;
•желателен различный уровень их образования и специализации;
•необходимо соблюдать баланс в уровне активности, темпера мента;
•время работы — от 15 мин до 1 ч.
Идеи отбирают специалисты — эксперты, осуществляющие оценки
вдва этапа: вначале отбирают наиболее оригинальные и рациональные идеи, а затем оптимальные, с учетом задачи и цели ее решения.
Обратная “мозговая атака”. Технология этой формы коллек тивного взаимодействия предполагает не генерацию новых идей, а критику уже имеющихся.
101
Правила для участников:
•критикуется, обсуждается и оценивается каждая идея по крите риям: соответствия начальным требованиям, возможности ее ре ализации или отсутствия таковой; реализации по затратам, при менимости в другой сфере;
•критика излагается лаконично, позитивно. Идеи, требующие про должительного времени для обсуждения, рассматриваются позже;
•выступать каждому можно много раз, но лучше по кругу;
•продолжительность выступления — 15—20 мин;
•желательно проводить мероприятие в первой половине дня, в спокойной обстановке.
Обратная “мозговая атака” может быть проведена сразу после
прямой, когда после коллективного генерирования идей формиру ются контридеи. При этом производятся:
•систематизация и классификация идей, а также их группирование по признакам, выражающим общие подходы к решению проблемы;
•оценка идей на реализуемость и поиск препятствий к этому;
•оценка критических замечаний, отбор идеи и контридеи, выдер жавших критику.
Целесообразно всех участников разделить на группы:
•генераторов идей (когда проводится прямая “мозговая атака”);
•анализа проблемной ситуации и оценки идей;
•генераторов контридей.
Этот метод базируется на принципах:
•взаимодействия в процессе поиска решения;
•доверия к творческим возможностям и способностям друг друга;
•оптимального сочетания интуитивного и логического (запрет критики, критического анализа идей приводит к торможению ле вополушарных процессов мозга и стимулированию правополу шарных).
Преимущества метода:
•возможность использования всех имеющихся в аппарате управ ления специалистов;
•совершенствование социально психологических внутригруппо вых процессов.
Недостатки метода:
•позволяет найти идею в общем виде, не гарантируя тщательной ее разработки;
102
•неприменим при решении проблемы, требующей громоздких рас четов;
•требует хорошей подготовленности руководителя, владеющего навыками организации мыслетехнических, психотехнических процессов в группе;
•не всегда удается преодолеть инерцию мышления (следствие за кона инерции).
Метод ключевых вопросов. Технологию его реализации [67] це
лесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся при решении проблемы. Задаваемые вопросы служат стимулом для формирования стратегии и тактики решения задачи, развивают ин туицию, формируют алгоритмы мышления, наводят человека на идею решения, побуждают к правильным ответам.
Известно, что еще в Древнем Риме политикам рекомендовалось для сбора более полной информации о событии ставить перед собой ряд вопросов и отвечать на них: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?
Принципиальные требования к использованию метода:
•проблемность и оптимальность. Искусно поставленными вопро сами необходимо снижать проблемность задачи до оптимального уровня или уменьшать неопределенность проблемы;
•дробление информации. С помощью вопросов постараться разде лить проблему на подпроблемы;
•целеполагание. Каждый новый вопрос должен формировать стра тегию, модель решения проблемы.
Рекомендации для руководителя:
•должен стимулировать мысль, а не подсказывать идею решения проблемы;
•в вопросах должна быть минимальная информация;
•при постановке серии вопросов необходимо:
—снижать уровень проблемности задачи;
—задавать вопросы, логически увязанные, интересные по форме, побуждающие к возникновению неожиданных взглядов на реша емую проблему;
•необходимо стимулировать как эмпирическое, аналитическое (аксиоматическое), так и диалектическое (творческое) мыш ление;
103
•проблему следует разбить на подпроблемы, этапы решения.
Рекомендации для членов группы (аппарата управления):
•запоминать наиболее характерные вопросы и стараться система тизировать их;
•ставить перед собой вопросы:
—упрощающие проблему;
—позволяющие осмыслить ее с новой неожиданной стороны;
—стимулирующие использование имеющихся знаний и вырабо танных навыков;
—разделяющие проблему на подпроблемы;
—побуждающие к самоорганизации, самоконтролю. Рекомендуется поэтапная постановка вопросов, стимулирующая
решение проблемы и повышающая ее определенность.
Последовательность действий. Необходимо выяснить:
•что неизвестно;
•что дано;
•в чем состоит условие;
•возможно ли удовлетворить условие;
•достаточно ли условие для определения неизвестного (или нет, или чрезмерно, или противоречиво);
•сделать чертеж (рисунок);
•ввести подходящие обозначения;
•разделить условие на части;
•постараться записать их.
Формирование идеи и разработка плана решения:
•как найти связь между данными и неизвестными;
•известна ли какая нибудь родственная задача;
•нельзя ли ею воспользоваться;
•нельзя ли использовать метод ее решения;
•не следует ли ввести какой либо вспомогательный элемент, что бы воспользоваться прежней задачей;
•нельзя ли сформулировать задачу иначе, проще;
•нельзя ли придумать более доступную задачу, более общую, более частную, аналогичную;
•нельзя ли решить часть задачи, удовлетворить части условия;
•нельзя ли извлечь что нибудь полезное из данных;
•все ли данные и условия использованы;
•приняты ли во внимание все понятия, содержащиеся в задаче.
104
Осуществление плана. Реализуя план решения, контролируйте свои шаги:
•ясно ли Вам, что предпринятый план правилен;
•сумеете ли Вы доказать, что он правилен.
Контроль и самоконтроль полученного решения. Нельзя ли:
•проверить результат;
•проверить ход решения;
•получить тот же результат иначе;
•проверить правильность полученного результата;
•в какой нибудь другой задаче использовать полученный результат;
•решить задачу, обратную этой.
Метод свободных ассоциаций. Отмечено, что на этапе генериро
вания идей при использовании новых ассоциаций повышается ре зультативность творческой деятельности за счет возникновения новых идей. В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неорди нарные связи между элементами решаемой проблемы и прежним опытом лиц, привлеченных к коллективной работе. Данный метод и технология его исполнения учитывает особенности деятельности мозга человека, вырабатывающего новые идеи при возникновении новых ассоциативных связей. Так, если члены группы предлагают слово, понятие, то оно может стать базисом для установления ассо циативных связей.
Например, у некоторых людей слово, услышанное случайно, чей то образ, картина, мелодия рождают идею, способствующую реше нию проблемы. Так, издателю одного журнала предстояло умень шить его себестоимость. Мучительно раздумывая, он пытался найти экономичное решение. Случайно взяв орфографический словарь, он обратил внимание на слово “бумага”, и сразу возник вопрос: “Заме тит ли покупатель и подписчик, что бумага будет более дешевая?”. Зафиксировав внимание на слове “газета”, издатель подумал: “А по чему не напечатать хотя бы один номер журнала на газетной бума ге?”. Слово “картон” ассоциировалось у него с вопросом: “Может быть, и обложку сделать из более дешевого картона?” и т. д. Издатель схватил ручку и начал выписывать слова, давшие целую программу действий [26].
Рекомендации для руководителя:
•не спешить решать задачу (проблему), а попытаться неоднократ но ее переформулировать, посмотреть на нее с другой стороны;
105
•предлагать слово, понятие, попытаться “вызвать” какой то образ, который может стать стимулом для образования неожиданных свободных ассоциаций, способствующих возникновению идеи решения проблемы;
•на начальных этапах генерирования идей на основе образования ассоциаций критика запрещена;
•смена слов, понятий, картин, образующих ассоциации, должна происходить быстро.
Рекомендации для членов группы (аппарата управления):
•высказывать, демонстрировать все, что прямо или косвенно вы зывает возникновение ассоциаций, идей;
•фиксировать любые идеи, зарождающиеся у коллег;
•после наработки идей систематизировать и классифицировать их;
•посредством критического анализа выбрать наилучшие идеи. Метод инверсии [67]. При поиске идеи решение проблемы часто
можно найти, изменив направление поиска на противоположное, противоречащее сложившимся традиционным взглядам, продик тованным логикой и здравым смыслом. Нередко в ситуациях, в ко торых логические приемы, процедуры мышления оказываются бес плодными, оптимальна противоположная альтернатива решения. Классический пример инверсии — изобретение ракеты К. Циолков ским. Он решил, что придумал пушку, но пушку летающую, с тонки ми стенками и выпускающую вместо ядер газы. Метод и технология его исполнения базируются на принципе дуализма (двойственности), диалектического единства и оптимального использования противо положных (прямых и обратных) процедур творческого мышления, диалектического подхода к анализу объекта исследования.
Рекомендации для руководителя:
•побуждать (стимулировать) членов группы к неоднократному пе реформулированию проблемы в целях осмысления;
•наряду с прямой задачей выдвигать обратные;
•добиваться диалектики анализа и синтеза рассуждений;
•предлагать членам группы в процессе решения проблемы исполь зовать противоположные процедуры.
Рекомендации для членов группы:
•помнить, что инверсия — поиск идей в направлениях, противопо ложных традиционным взглядам, убеждениям, здравому смыслу, формальной логике;
106
•начинать решать задачу с попытки ее переформулировать;
•ко всякой идее искать контридею;
•решая задачи, стараться использовать противоположные проце дуры, средства.
Метод и данная психотехнология позволяют:
•развивать диалектику мышления;
•находить выход из безвыходных ситуаций;
•отыскивать оригинальные решения различного уровня трудности. Применение этой формы работы с людьми требует развитых
творческих способностей, базовых знаний, умений и навыков.
Метод (способ) личной аналогии. При решении задач (проблем) иногда осуществляется замена исследуемого объекта, законы функ ционирования которого неизвестны, на аналогичный объект с уже известными свойствами. Обычно используются прямые аналогии, субъективные аналогии, символические и фантастические аналогии [73]. Для лица, принимающего решение, необходимы личные анало гии, когда объекту исследования приписываются свои чувства, эмо ции, цели, функции и т. п. Это дает возможность как бы “слиться” с объектом, “прочувствовать”, осмыслить и испытать его минусы и плюсы на себе. В основу способа положено замещение изучаемого объекта (процесса) другим (собой). Этот психотехнический способ позволяет:
•развивать воображение, фантазию (образное мышление) и на этой основе получать оригинальные решения проблем;
•исследовать объекты, не привлекая средства, ресурсы.
Врезультате успешной мыслительной работы можно получить только идею решения проблемы.
Метод номинальной группы. Используется для поиска наилуч ших вариантов решения задач.
Условия и требования:
•привлекаются эксперты, хорошо решающие проблему, но ранее вместе не работавшие;
•участники в процессе совместной работы могут генерировать собственные идеи, но впоследствии, с учетом позиции коллег, их пересматривать;
•состав группы — не более 12—15 человек (минимум — 6—8 чело век);
•эксперты не должны быть связаны служебными отношениями;
107
•продолжительность работы группы — 5 ч (с учетом освоения ме тода);
•высказанные идеи воспринимаются не только на базе личного от ношения к ним, но и с учетом обстановки в группе;
•происходит взаимное “подпитывание” экспертов, в результате че го идея как бы отделяется от авторов.
Этапы работы группы.
Ведущий:
1)зачитывает тщательно сформулированное задание экспертам. Эксперты в письменном виде предлагают идеи решения. Процедура длится 20 мин;
2)предлагает участникам назвать по одной идее и записать их на доске (вывести на монитор компьютера). Каждый эксперт называет одну идею. По кругу перечисляются идеи, при этом исключаются комментарии к ним и их оценки. Происходит индивидуальный ана лиз каждой идеи всеми участниками;
3)зачитывает первую идею и предлагает каждому высказать свое мнение по одному из четырех вариантов:
•оставить идею в списке;
•уточнить идею, переформулировать, сократить и т. д.;
•объединить с другой идеей;
•вычеркнуть (при полном согласии всех членов группы). Обсуждение идей должно происходить быстро, без повторов и
дискуссий. Это, с одной стороны, углубляет и расширяет сами идеи, а с другой — обучает участников. Индивидуальные знания и опыт становятся групповыми. В итоге эксперты оставляют 12—15 идей.
4)голосование и ранжирование. Каждому эксперту выдают 8 карточек (6 карточек, если группа состоит из 6—8 человек) и пред лагают отобрать 8 наиболее важных идей. Карточки ранжируются: самая важная получает цифру 8, а наименее важная — 1. Из остав шихся шести идей наиболее важной присваивается ранг 7, наименее важной — 2 и т. д. Оценка осуществляется тайно, что усиливает объек тивность подходов к определению приоритетов, но поскольку ранее эксперты были ознакомлены с мнением остальных (на третьем этапе), это способствует унификации позиций участников;
5)подсчет голосов и подведение итогов.
Метод синектики. Дает возможность получить наиболее ориги нальные идеи за счет “обучения” участников использованию в про
108
цессе “мозговой атаки” методов аналогии, интуиции, абстрагирова ния, свободного размышления, применения неожиданных метафор, элементов игры, что позволяет привычную проблему в непривычной ситуации решить неожиданно и оригинально.
Условия и требования:
•проблема формулируется в общем (образном) виде;
•обсуждение следует начинать не с проблемы, а с анализа ее общих признаков, характеризующих сложившуюся ситуацию;
•не рекомендуется останавливаться на одной, даже оригинальной идее решения;
•при затруднениях в решении проблемы следует вернуться к ана лизу ситуации, в которой возникла проблема;
•выдвижение идей и их отбор зависят от мастерства, такта, наход чивости руководителя, его умения стимулировать творческое мышление участников;
•критический отбор и оценку идей решения проблемы лучше осу ществлять поэтапно:
1)анализ каждой выдвинутой идеи;
2)группировка и классификация идей;
3)критический анализ выдвинутых идей;
4)отбор оригинальных, оптимальных решений.
Рекомендации для руководителя:
•применяются все рекомендации методов “мозговой атаки”, анало гии, инверсии, свободных ассоциаций и др.;
•оптимальный состав группы — 3—15 человек с разными способ ностями, профессиональными интересами и подготовкой;
•необходимо побуждать членов группы к многократному пере формулированию проблемы;
•не следует успокаиваться при получении удачной идеи;
•использовать вопросы типа: Ну и что? Как вы себе это представ ляете? А что здесь нового? А что, если сделать наоборот?
Рекомендации для членов группы:
•максимально использовать личный опыт, знания, умения;
•не прибегать к преждевременным, поспешным формулировкам;
•выдвигая идеи, использовать аналогии, метафоры, инверсию, эле менты игры, рассуждения вслух;
•анализировать объект с различных позиций: внешних и внутрен них, научных и житейских, в различных ситуациях.
109
Метод 635. Группа из шести участников анализирует и формули рует заданную (проблемную) ситуацию. Каждый участник заносит в формуляр три предложения по решению задачи (в течение 5 мин) и передает формуляр соседу. Заполняющий формуляр принимает к сведению предложения своего предшественника, а под ними в трех полях вносит еще три собственных предложения. Эти предложения могут использоваться в дальнейшей разработке записанных реше ний, но могут выдвигаться новые. Процесс заканчивается, когда участники обработали все формуляры.
Условия: рекомендуемое количество участников — 6. Время на ро тационную фазу может увеличиваться на последующих фазах. Тех нология позволяет получить до 108 (6 · 3 · 6) предложений.
Метод Дельфи. Внешне метод реализуется как многоуровневая процедура анкетирования с обработкой и сообщением результатов каждого тура экспертам, работающим изолированно друг от друга. Им предлагаются вопросы и формулировки ответов без аргумента ции. Например, в ответах могут быть числовые оценки параметров. Полученные оценки обрабатываются с целью получения средней и крайних оценок. Экспертам сообщаются результаты обработки пер вого тура опроса с указанием расположения оценок каждого. При отклонении оценки от среднего значения эксперт ее аргументирует.
В дальнейшем (во втором туре) эксперты изменяют свою оценку, объясняя причины корректировки. Результаты обрабатываются и сообщаются экспертам. При отклонениях оценок от среднего значе ния эксперты комментируют их. Туры повторяются, пока оценки не станут стабильными.
Итеративная процедура опроса с сообщением результатов обра ботки и их аргументацией побуждает экспертов критически осмыс лить свои суждения. При опросе сохраняется анонимность ответов экспертов, что исключает конформизм (подавление одного мнения другим, более авторитетным).
Методы, приемы индивидуальной работы
Прием “Ожидание вдохновения”. При решении трудных задач, когда не удается сконцентрировать усилия, целесообразно чередо вать напряженную интеллектуальную работу с расслаблением, отк лючением сознания от задачи. Однако перед сном следует вновь
110
вспомнить о задаче и думать о ней, пока не уснешь. Утром или даже ночью, подчас неосознанно, проснувшись, можно встать и решить сложную задачу. Прием базируется на “просоночных состояниях”, возникающих в период засыпания (метод Э. Куэ) и позволяющих “ставить задачи” своему мозгу. Психотехнология учитывает, что с переходом к естественному сну и “отключением” сознания бессозна тельное человека как бы программируется на решение какой либо важной (актуальной) задачи. Этот прием близок к методу самопрог раммирования человека.
Мыслительная технология: “Метод Меттчета”. Рекомендуется использовать следующие “режимы мышления” для создания, конт роля и применения образа мышления при решении проблемы:
•стратегические схемы (действовать в соответствии со стратегией, создавать ее);
•образы (представлять проблему в виде схем, рисунков);
•в параллельных плоскостях (наблюдать за своими мыслями во время их пересечения);
•с разных точек зрения;
•в основных элементах (варианты решений, суждений, понятий, тактик, отношений, препятствий).
Технология может быть использована для организации индиви
дуального мышления лица, принимающего решения, а также для по вышения эффективности его совместной работы с персоналом.
Аналитический прием: “Метод ликвидации безвыходных ситу8 аций”. Используя данный способ, можно моделировать принятие различных управленческих решений, последовательно исключая факторы, приводящие к нежелательным прогнозируемым послед ствиям. Достигается это за счет варьирования решений: приспосо бить, модифицировать, усилить, ослабить, заменить, переделать, объединить использовать что то по другому.
ВЫВОДЫ
1. Методы — в упрощенном понимании это организация приемов и способов деятельности, позволяющая человеку достигать определенные цели. В настоящее время в различных пособиях цитируют Р. Декарта, определяя метод как способ, что вносит
111
терминологическую путаницу в теорию и тактику управления, влияет на совершенствование методов. В целесообразной дея тельности лиц, принимающих решения, и их аппарата управления применяются методы управления деятельностью по разработке, принятию и реализации решений. Эти методы взаимосвязаны и взаимообусловлены уже в силу того, что субъектом и объектом принятия управленческих решений является человек, находящийся на определенном уровне иерархии управления.
2.Предложенный тип классификации методов обоснования, при нятия и реализации решений охватывает все области деятельности лиц, принимающих решения, и персонала управления, наглядно ин терпретирует совокупность методов в виде генеалогического дерева. Это позволяет выбирать их при решении различных задач и прово дить их дальнейшее исследование. В данной работе изложены только некоторые методы, чаще иных используемые в практике управления.
3.Методы творческого труда лиц, принимающих решения, и их аппарата управления при всей простоте использования требуют опре деленных навыков. К наиболее доступным относятся групповые мето ды: “мозговой атаки”, ключевых вопросов, свободных ассоциаций, инверсий, личных аналогий, номинальных групп, синектики, 635, Дельфи; индивидуальные методы: ожидания вдохновения, Меттчета, ликвидации безвыходных ситуаций. Эти методы позволяют отбирать идеи для принятия решений, собирать информацию в условиях неоп ределенности, исследовать объекты управления, развивать мышление.
ВОПРОСЫ. ЗАДАНИЯ
1.Сформулируйте общее определение метода, методов управления и тру да. Что структурно представляет собой понятие “метод”?
2.Изобразите графически классификацию методов разработки, принятия и реализации управленческих решений.
3.Опишите возможности и особенности применения методов (способов): а) “мозговой атаки”; б) ключевых вопросов; в) свободных ассоциаций; д) инверсии; е) личной аналогии; ё) номинальной группы; ж) синекти ки; з) 635; и) Дельфи; к) индивидуальных методов работы.
112
Эвристический метод обучения
Содержание:
- Что такое эвристический метод
- История создания метода
-
Виды эвристических методов
- Метод проб и ошибок
- Метод коллективного поиска
- Метод синектики
- Метод личной аналогии (эмпатии)
- Метод морфологического анализа/морфологического ящика/многомерных матриц
- Функциональный анализ
- Метод эвристических вопросов
- Метод свободных ассоциаций
- Области применения методов эвристики
Что такое эвристический метод
Эвристический метод — это способ открытия нового.
Чаще всего об эвристическом методе говорят в связи с обучением, так как во время него человек открывает что-то новое для себя. Но это не единственная сфера. Учёные различных областей часто прибегают к методам эвристики в своих исследованиях. Суть их заключается в том, что для решения поставленной задачи используются все возможные способы и пути. Среди множества предложенных вариантов находится оптимальный. Зачастую в эвристической методике прибегают к прогнозированию или выстраиванию модели искомого.
История создания метода
Основателем эвристики принято считать древнегреческого философа Сократа. Он приводил своих учеников к знанию путём особых наводящих вопросов. Главный постулат Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». В дальнейшем принципы эвристического метода описывали в своих трудах античные учёные Папп и Архимед.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
В средние века незаслуженно забытый эвристический метод был вновь открыт благодаря трудам Г. Галилея, Ф. Бэкона и Г. Лейбница. Более тщательно этот вопрос изложил математик из Чехии Больцано в своей книге «Наукоучение».
В педагогике принципы эвристического метода активно поддерживали и развивали Ж.-Ж Руссо и Л. Н. Толстой. Руссо выдвинул идею «естественного обучения», которое предполагало получение знания через личный опыт. Толстой, анализируя свой педагогический опыт в крестьянских школах, пришёл примерно к такому же выводу. Он подчёркивал также, что ребёнок должен быть свободен в выборе решения.
В XIX веке за использование эвристического метода в образовании выступали также П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтеров, С. Т. Шацкий, Дж. Дьюи, А. Нилл, С. Френе и другие.
В науке XX века изучение эвристики тесно связано с появлением ЭВМ. Программист может задать машине некую модель желаемого и алгоритмы решения, а компьютер подбирает точный ответ. Появление вычислительной техники упростило и ускорило поиск правильного решения, но не изменило сущность и значение эвристики. В дальнейшем она прочно вошла в такие дисциплины как психодиагностика, статистика, экономика, менеджмент и другие.
Виды эвристических методов
В эвристике выделяют несколько видов открытия нового.
Метод проб и ошибок
К промахам в процессе обучения выработалось негативное отношение как у ученика, так и учителя. Но метод проб и ошибок переворачивает представление о неудачах. Ошибка становится источником новых знаний, понимания того, как не надо делать. С помощью ошибок можно также обнаружить исключения из правил или новые истины, противопоставленные общепринятым. Оценивая ошибки, человек анализирует причины их появления, что приводит к глубинному пониманию происходящего.
Метод коллективного поиска
Нередко называют «мозговым штурмом». Особенность его в том, что к решению приходит не один человек, а группа. В ходе коллективного поиска каждый вносит свою лепту в поиск ответа. Критиковать или не принимать идеи в этой стадии нельзя. Множество идей систематизируются, а затем отбираются лучшие предложения.
Метод синектики
Синектика — это смешение разнородных элементов. Чтобы прийти к идеальному решению, на первом этапе выдвигаются идеи и предложения разного характера, порой даже противоречивого. Неприемлемые отбрасываются, и поиск продолжается. Прием синектики базируется на принципе аналогии. При этом аналогии могут быть разными — личными, словесными или обратными. Чаще всего этот способ направлен на разбор творческих задач, поэтому не предполагает решения слишком узких конкретных проблем. Требует большого мастерства от того, кто его использует.
Метод личной аналогии (эмпатии)
Аналогия — это поиск сходства между двумя объектами. Личная аналогия в эвристике позволяет поставить себя на место исследуемого объекта. Таким образом познание явления или предмета происходит изнутри. Меняется парадигма восприятия. Способ хорошо зарекомендовал себя в педагогике и психологии. При использовании эмпатии развивается воображение, стимулируются творческие способности человека.
Метод морфологического анализа/морфологического ящика/многомерных матриц
При использовании этого метода неизвестные компоненты складывают с известными, а потом оценивают получившееся. Таких комбинаций может быть много. Недостаток морфологического анализа в том, что из множества решений необходимо получить только одно верное, и поиск может затянуться.
Функциональный анализ
Переносит акцент исследования с содержания предмета или явления на его функции. Они могут быть полезными, нейтральными или вредными. Поиск иного применения уже привычных функций, может привести к оригинальным решениям.
Метод эвристических вопросов
Ключевые вопросы этого приема — кто? что? зачем? где? чем? как? когда? — помогают упорядочить информацию в ходе решения проблемы. Иногда эти вопросы позволяют посмотреть на предмет с непривычной стороны.
Метод свободных ассоциаций
Основой служит возможность слова вызывать разные ассоциации у членов группы, решающих проблему. Принцип может быть реализован только в коллективной работе. Источниками идей становятся метафоры и ассоциации. Образы, которые возникают в результате анализа изучаемого понятия, помогают найти необычные свойства или функции предмета. К ассоциативным относится и метод гирлянд случайностей. Суть его в том, что на изучаемый объект переносятся признаки случайно выбранных предметов. В результате получаются нестандартные комбинации, которые могут быть полезны исследователю.
Области применения методов эвристики
Применение эвристических приемов возможно в различных сферах человеческой деятельности. Назовем некоторые области применения эвристики.
- Педагогика. Эвристическое обучение направлено на самостоятельность ребёнка и активизацию творческого мышления. Как правило, оно строится на основе прогнозирования. Ученик выдвигает гипотезу и с помощью учителя и эвристических приёмов либо доказывает её, либо опровергает. В ходе эвристического обучения реализуется несколько принципов: личностное целеполагание, метапредметность, ситуативность, рефлексия.
- Криминалистика. Чтобы раскрыть преступление, следователь должен обработать большой объём информации. Эвристические методы могут быть направлены следователем на свою психическую деятельность, чтобы разрушить негативные стереотипы, профессиональный консерватизм в решении следственных задач. Эвристические приемы уместны в ситуациях, когда следствие заходит в «тупик».
- Медицина. Врачи нередко вынуждены принимать решения, опираясь на свой опыт, выбирая из множества вариантов диагнозов соответствующий ситуации. В отдельных случаях врач может использовать метод проб и ошибок для постановки верного диагноза. Например, для определения степени тяжести заболевания доктор может направить пациента на полное обследование. В ходе него, врач может увидеть, какие показатели в норме, а какие нет. Метод мозгового штурма возможен на медицинских консилиумах, когда группа медиков коллективно решает, в каком направлении продолжить лечение. Эвристические приемы активно применяются в медицине в системах машинной диагностики и наблюдения за пациентом. Из множества данных о больном машина составляет наиболее вероятностное заключение о болезни. Машинная диагностика позволяет ставить диагноз более оперативно, но не исключает участия человека.
Эвристика применима и в области психологии. Эвристические принципы позволяют по-новому взглянуть на проблему самому пациенту, например, с помощью метода эмпатии. Психологи часто используют ассоциативные методы, чтобы увидеть истинные масштабы проблемы подопечного.
- Менеджмент. В сфере управления руководителям нередко приходится сталкиваться с задачами, требующими творческого подхода. Поэтому эвристические способы довольно широко применяются в менеджменте. Как правило, это методы коллективного поиска решений: мозговой штурм, вживание, синектика, ассоциации. В популярных сегодня бизнес-тренингах часто обращаются к такому эвристическому приему как деловая игра. Это способствует развитию воображения, умению стратегически мыслить. Но слишком частое обращение к методам эвристики может привести к обратному эффекту: не все задачи бизнеса требуют творческого подхода, а слишком частые совещания могут подорвать авторитет руководителя и снизить работоспособность подчиненных.
Несмотря на то, что эвристические методы были сформулированы ещё в Древней Греции, эвристика считается молодой наукой, которая открыта изменениям. Её методы и приемы могут изменяться и дополняться вместе с развитием науки и техники.