Факт невозможности участия осуществления руководства в организации

Федеральная Налоговая Служба

Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке

Реквизиты поиска

Сведения обновляются ежедневно.

О размещении на сайте ФНС электронного сервиса “Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке”

(в ред. Приказов ФНС России от 29.11.2013 N ММВ-7-7/532@, от 25.08.2014 N ММВ-7-7/423@)

В целях создания и обеспечения функционирования на сайте Федеральной налоговой службы электронного сервиса “Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке”, позволяющего налогоплательщику проявить должную осмотрительность при выборе контрагента, приказываю: (в ред. Приказа ФНС России от 29.11.2013 N ММВ-7-7/532@)

1. Утвердить состав реквизитов информационного ресурса “Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке” (далее – Информационный ресурс) согласно Приложению N 1 и Порядок формирования и ведения информационного ресурса “Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке” (далее – Порядок) согласно Приложению N 2 к настоящему Приказу. (в ред. Приказа ФНС России от 29.11.2013 N ММВ-7-7/532@)

2. Включить Информационный ресурс в перечень информационных ресурсов, сопровождаемых ФКУ “Налог-Сервис” ФНС России, доступ к которым предоставляется в порядке, утвержденном Приказом ФНС России от 23 августа 2010 г. N ММВ-7-4/401@. (в ред. Приказа ФНС России от 25.08.2014 N ММВ-7-7/423@)

3. Управлению информатизации (В.Г. Колесников) и ФГУП ГНИВЦ ФНС России (В.Б. Безруков) обеспечить в трехдневный срок с даты утверждения настоящего Приказа размещение в ФАП ФНС России программного обеспечения по формированию и ведению указанного Информационного ресурса на местном, региональном и федеральном уровнях.

4. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, ФКУ “Налог-Сервис” ФНС России (И.А. Мирошникова): (в ред. Приказа ФНС России от 25.08.2014 N ММВ-7-7/423@)

4.1. В недельный срок с даты исполнения пункта 3 настоящего Приказа обеспечить установку соответствующего программного обеспечения;

4.2. В недельный срок с даты исполнения пункта 4.1 настоящего Приказа обеспечить первоначальное наполнение Информационного ресурса;

4.3. Обеспечить на регулярной основе формирование Информационного ресурса в соответствии с Порядком.

5. ФКУ “Налог-Сервис” ФНС России (И.А. Мирошникова) в двухдневный срок с даты исполнения пункта 4 настоящего Приказа обеспечить доступ к веб-сервису федерального уровня, предназначенному для формирования Информационного ресурса, возможность просмотра в удаленном доступе информационного ресурса “Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке” и довести до налоговых органов информацию о созданных профилях, обеспечивающих указанный доступ. (в ред. Приказов ФНС России от 29.11.2013 N ММВ-7-7/532@, от 25.08.2014 N ММВ-7-7/423@)

6. Управлению по работе с налогоплательщиками (Т.В. Матвеева) в десятидневный срок с даты утверждения настоящего Приказа обеспечить создание на сайте ФНС России в интерактивном сервисе “Проверь себя и контрагента” раздела “Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке”. (в ред. Приказа ФНС России от 29.11.2013 N ММВ-7-7/532@)

7. ФГУП ГНИВЦ ФНС России (В.Б. Безруков) обеспечить сопровождение программного обеспечения, реализующего формирование информационного ресурса “Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке”. (в ред. Приказа ФНС России от 29.11.2013 N ММВ-7-7/532@)

8. Правовому управлению (О.В. Овчар) обеспечить методологическое сопровождение формирования Информационного ресурса.

9. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы С.А. Аракелова.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В. МИШУСТИН


Приложение N 1
УТВЕРЖДЕН Приказом ФНС России
от 31 мая 2012 г. N ММВ-7-7/380@

Состав реквизитов информационного ресурса “Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке”

(в ред. Приказа ФНС России от 29.11.2013 N ММВ-7-7/532@)

  • ОГРН
  • ИНН
  • Наименование
  • ФИО
  • Правовое положение лица (учредитель или руководитель)
  • Причина невозможности лица принимать участие (осуществлять руководство) в организации, подтвержденная в судебном порядке
  • Судебный акт (N дела)

Приложение N 2

УТВЕРЖДЕН Приказом ФНС России
от 31 мая 2012 г. N ММВ-7-7/380@

Порядок формирования и ведения информационного ресурса “Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) установлен (подтвержден) в судебном порядке”

(в ред. Приказов ФНС России от 29.11.2013 N ММВ-7-7/532@, от 25.08.2014 N ММВ-7-7/423@)

Раздел 1. Общие положения

1.1. Настоящий документ устанавливает порядок действий, выполняемых налоговыми органами в рамках формирования информационного ресурса (далее – ИР) “Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке” (далее – Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации).

1.2. Целью создания ИР “Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации” является формирование на федеральном уровне массива данных для сервиса ФНС России, предоставляющего на Интернет-сайте ФНС России в разделе “Проверь себя и контрагента” в подразделе “Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке” соответствующие сведения, позволяющих налогоплательщику при выборе контрагента проявить должную осмотрительность и исключить заключение сделок с организациями, относящимися к категории “однодневок”.

1.3. Источником данных для формирования ИР “Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации” служат сведения о лицах, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации или в отношении которых данный факт установлен (подтвержден) в судебном порядке (далее – Сведения), сформированные налоговыми органами в соответствии с данными информационного ресурса “Журнал учета заявлений/исков по делам с участием налоговых органов”, утвержденного приказом ФНС России от 22 мая 2007 г. N ММ-3-14/320@.

1.4. Сведения содержат следующую информацию: основной государственный регистрационный номер (ОГРН) организации, в отношении которой судом установлен факт невозможности принятия лицом участия (осуществления руководства) в указанной организации; идентификационный номер налогоплательщика – организации (ИНН), в отношении которой судом установлен факт невозможности принятия лицом участия (осуществления руководства) в указанной организации; полное (либо сокращенное) наименование организации в соответствии с ЕГРЮЛ, в отношении которой судом установлен факт невозможности принятия лицом участия (осуществления руководства) в указанной организации; фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, в отношении которого судом установлен факт невозможности принятия участия (осуществления руководства) в организации; признак лица, характеризующий правовое положение лица, в отношении которого судом установлен факт невозможности принятия участия (осуществления руководства) в организации; причину невозможности лица принимать участие (осуществлять руководство) в организации, подтвержденную в судебном порядке; судебный акт (N дела).

1.5. Направление Сведений, передаваемых на федеральный уровень для включения в Информационный ресурс, осуществляется в автоматическом режиме с использованием WEB-сервиса.

1.6. Участниками информационного обмена являются:

  • на местном уровне – ИФНС России и МИ ФНС России по КН;
  • на региональном уровне – УФНС России;
  • на федеральном уровне – ФКУ “Налог-Сервис” ФНС России. (в ред. Приказа ФНС России от 25.08.2014 N ММВ-7-7/423@)

1.7. Удаленный доступ к ИР “Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации” предоставляется в порядке, установленном приказом ФНС России от 23.08.2010 N ММВ-7-4/401@ “Об изменении порядка подключения пользователей к услуге удаленного доступа к федеральным информационным ресурсам, сопровождаемым ФКУ “Налог-Сервис” ФНС России”. Доступ предоставляется сотрудникам налоговых органов всех уровней без ограничений. (в ред. Приказа ФНС России от 25.08.2014 N ММВ-7-7/423@)

Раздел 2. Действия налогового органа

2.1. Налоговый орган при поступлении судебного акта, в котором содержатся сведения об отказе лица от участия (руководства) в организации или в отношении которого данный факт установлен в судебном порядке вносит данные сведения в ИР “Журнал учета заявлений/исков по делам с участием налоговых органов” в порядке, установленном приказом ФНС России от 22.05.2007 N ММ-3-14/320@.

2.2. На основании данных, внесенных в информационный ресурс “Журнал учета заявлений/исков с участием налоговых органов”, в этот же день формируются Сведения в составе, указанном в пункте 1.4 настоящего Порядка, которые в день формирования в автоматическом режиме с использованием WEB-сервиса передаются в ФКУ “Налог-Сервис” ФНС России. (в ред. Приказа ФНС России от 25.08.2014 N ММВ-7-7/423@)

2.3. В случае внесения изменений в запись “Журнала учета заявлений/исков с участием налоговых органов”, на основании которой Сведения направлялись на федеральный уровень ранее, в ФКУ “Налог-Сервис” ФНС России, направляется корректирующая запись. (в ред. Приказа ФНС России от 25.08.2014 N ММВ-7-7/423@)

При получении в ФКУ “Налог-Сервис” ФНС России корректирующей записи, имеющей идентификатор записи, который ранее был учтен в ИР “Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации”, – запись полностью заменяется, независимо от того, какой из реквизитов был изменен. (в ред. Приказа ФНС России от 25.08.2014 N ММВ-7-7/423@)

Раздел 3. Действия ФКУ “Налог-Сервис” ФНС России

3.1. ФКУ “Налог-Сервис” ФНС России обеспечивает в автоматическом режиме прием поступивших от налоговых органов Сведений и их размещение в on-line режиме в открытом сегменте сети ФНС России (Internet ДМЗ) для сервиса ФНС России, предоставляющего информацию на Интернет-сайте ФНС России. (в ред. Приказа ФНС России от 25.08.2014 N ММВ-7-7/423@)

3.2. Формирует на основе принятых Сведений информационный ресурс “Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке”.

Должная осмотрительность при выборе контрагента: практический аспект

Доказательства проявления должной осмотрительности при выборе контрагента нередко помогают налогоплательщикам отменить в судебном порядке доначисления и санкции фискальных органов. В чем же выражается должная осмотрительность? Как ее добиться с помощью внутренних документов и доступных электронных сервисов? Как аргументировать, что были приняты все разумные меры по проверке поставщиков? Обо всем этом читайте в статье.

Понятие должной осмотрительности

Априори считается, что стороны гражданских отношений проявляют должную осмотрительность, поскольку это соответствует их интересам. На такое положение прямо указано в п. 5 ст. 10 ГК РФ: добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

В отношении налоговых споров понятие должной осмотрительности было введено Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»: налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности.

Вместе с тем соответствующее бремя доказывания возлагается и на налогоплательщика.

Так, в Определении от 15.01.2018 по делу № А67-4506/2016 Верховный суд указал на необходимость приведения налогоплательщиком доводов в обоснование выбора контрагента, имея в виду, что по условиям делового оборота при осуществлении указанного выбора субъектами предпринимательской деятельности оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но и деловая репутация, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставления обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.

Из числа последних судебных актов следует выделить Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 14.05.2020 № 307‑ЭС19-27597 по делу № А42-7695/2017. В нем определена граница между законными интересами бюджета и ответственностью налогоплательщика за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

По мнению суда, один лишь факт отсутствие экономического источника вычета (возмещения) налога из‑за неисполнения обязанности по уплате НДС контрагентом налогоплательщика и (или) поставщиками предыдущих звеньев не может быть достаточным, чтобы можно было считать применение налоговых вычетов покупателем неправомерным.

Признаки проявления должной осмотрительности

Согласно позиции Минфина, в целях проявления должной осмотрительности налогоплательщик вправе самостоятельно определять способы выявления неблагонадежных контрагентов и на основании полученных сведений принимать решение о целесообразности заключения договоров с теми или иными лицами (Письмо от 23.12.2016 № 03‑01‑10/77642).

Приведем примерный профиль добросовестного контрагента на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, а также писем официальных органов. Какие‑то из перечисленных параметров обязательны для исполнения (например, регистрация партнера в ЕГРЮЛ), иные — могут не соответствовать контрольным значениям (например, лимит участия в других организациях руководителей и учредителей контрагента).

Признаки добросовестности контрагента

I. Проверка контрагента через электронный сервис ФНС
«Риски бизнеса: проверь себя и контрагента»

Контрагент занесен в ЕГРЮЛ

Решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала контрагента не принято

Решение о предстоящем исключении контрагента из ЕГРЮЛ отсутствует

В состав исполнительных органов контрагента не входят дисквалифицированные лица

Адрес контрагента не является адресом массовой регистрации в качестве места нахождения юридических лиц

В состав исполнительных органов контрагента не входят лица, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке

Информация о том, что с контрагентом нельзя связаться по указанному им адресу (месту нахождения), отсутствует

Контрагент не имеет долгов по налогам и налоговой отчетности

Руководитель контрагента исполняет обязанности руководителя не более чем в пяти юридических лицах

Участники контрагента являются таковыми не более чем в десяти юридических лицах

II. Проверка документов контрагента

Копии заверенных контрагентом документов (учредительные документы, свидетельство о регистрации в ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, лицензии, приказы о назначении руководителей) подтверждают его юридический статус

Копия паспорта руководителя контрагента подтверждает его полномочия

Подлинность представленных доверенностей, уполномочивающих то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, сомнений не вызывает

Бухгалтерская отчетность подтверждает наличие мощностей для выполнения взятых контрагентом на себя обязательств

Численность персонала подтверждает реальность деятельности

Копии документов о собственности и арендных договоров подтверждают сведения о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и (или) производственных и (или) торговых площадей

III. Анализ открытых источников информации

Контрагент имеет положительный профиль в специализированных информационных сервисах (СПАРК и т. п.)

Контрагент имеет работающий сайт

В Интернете присутствуют отзывы о работе контрагента

Контрагент размещает рекламу в Интернете и СМИ

IV. Сведения о контактах с представителями контрагента

Контакты с сотрудниками контрагента проведены путем (видеосвязи, личной встречи)

Объем собранных сведений и тщательность проверки контрагента должны быть таковы, чтобы в дальнейшем налогоплательщику нельзя было вменить в вину, что на момент заключения договорных отношений имелись доступные, но не предпринятые им меры. Исчерпывающий объем признаков отсутствия вины помогает опровергнуть позицию контролеров.

Так, суд, встав на сторону налогоплательщика, справедливо отметил, что, обвиняя налогоплательщика в неосмотрительности при выборе контрагента, налоговый орган не указал, из каких источников и какую информацию налогоплательщик должен был получить о данном контрагенте (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2018 № 11АП-12961/2018 по делу № А72-13818/2017).

Дополнительно предлагаем изучить перечень вопросов, подлежащих обязательному выяснению у сотрудников и руководителей относительно выбора контрагентов, приведенный в приложениях 1
и 2 Методических рекомендаций «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)».

Государственные источники информации

Государственные органы не только контролируют соблюдение организациями должной осмотрительности, но и содействуют этому, предоставляя соответствующие услуги. Основным источником выступает электронный сервис ФНС «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». ФНС как регистрирующий орган обладает открытыми данными, необходимыми для первичного анализа контрагентов на предмет их благонадежности. В этом сервисе можно проверить интересующую организацию, введя ее ОГРН (ИНН) или наименование.

Кроме того, можно получить сведения о наличии судебных дел и исполнительных производств на сайтах ФНС, ФССП, ВС РФ, проверить достоверность данных паспортов руководителей на сайте МВД.

Вместе с тем информация, подтверждающая существование организации, является необходимым, но недостаточным условием благонадежности контрагента. Как указано в Постановлении АС СКО от 18.01.2017 № Ф08-9955/2016 по делу № А32-2566/2016, свидетельство о государственной регистрации и постановке на налоговый учет, выписка из ЕГРЮЛ, устав общества, свидетельствует лишь о государственной регистрации юридического лица и не характеризуют организацию как добросовестного налогоплательщика, имеющего деловую репутацию, а также как конкурентоспособное лицо на рынке услуг (товаров, работ).

Негосударственные источники информации

Проверить добросовестность контрагентов можно и через коммерческие службы. Подробнее остановимся на Системе профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК), поскольку она довольно часто приводится всеми сторонами судебных споров как источник информации о контрагенте.

СПАРК создана агентством «Интерфакс» в 2004 году и содержит ряд системных списков, помогающих выявить компании с рисками:

  • реестр недобросовестных поставщиков;
  • список дисквалифицированных лиц;
  • список юрлиц, не предоставляющих налоговую отчетность более года;
  • список юрлиц, имеющих задолженность по уплате налогов.

Информация о вхождении компании в данные системные списки служит дополнительным фактором при оценке рисков. Согласно методике СПАРК, большинство компаний, не сдающих отчетность, уже имеют высокий индекс должной осмотрительности (ИДО). А включение организации в один из списков дополнительно сигнализирует о том, что компания «брошена». В случае, если компания входит в состав таких негативных списков, в ее карточке отображается данный факт, который свидетельствует о возможном факторе риска потенциально ненадежной организации.

Проверка контрагента с помощью негосударственных источников информации становится уже не желательным, а обязательным элементом проявления должной осмотрительности. Приведем примеры из арбитражной практики.

1.Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2020 № 10АП-1440/2020 по делу № А41-108989/2017: информация, полученная непосредственно от контрагентов и с использованием информационной системы «СПАРК», не характеризовала контрагентов как недобросовестных, ненадежных и нестабильных участников хозяйственных взаимоотношений.

2.Постановление ФАС МО от 28.01.2013 по делу № А40-62435/12‑116‑140: согласно полученной из СПАРК информации численность персонала организации составляла от 51 до 100 человек, кредитный риск — низкий, адрес регистрации не относился к адресам массовой регистрации, компания не являлась убыточной.

3. Постановление АС СКО от 09.09.2019 № Ф08-7548/2019 по делу № А18-1861/2018: анализ сведений из общедоступного ресурса «СПАРК» указывает на то, что контрагент обладал признаками недобросовестного налогоплательщика.

4. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2018 № 11АП-12961/2018 по делу № А72-13818/2017: согласно информационно-поисковой базе данных «СПАРК-Интерфакс» контрагент на момент взаимоотношений с заявителем имел низкий уровень риска по ИДО.

5. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 № 16АП-186/2020 по делу № А15-4532/2018: согласно информационному ресурсу «СПАРК» контрагент имел высокой риск.

Локальный акт по проверке контрагентов

Факт наличия регламентированной процедуры отбора поставщиков и следования этой процедуре принимается судами как дополнительное доказательство добросовестности.

Например, суд при рассмотрении дела № А41-108989/2017 счел, что налогоплательщик проявил должную осмотрительность при выборе контрагента, поскольку применялась введенная приказами система проверки добросовестности контрагентов, отбор носил конкурсный характер, сохранились документальные подтверждения проведения соответствующей проверки в отношении спорных контрагентов.

Из материалов другого дела (Постановление АС ВСО от 24.03.2017 № Ф02-856/2017 по делу № А19-2223/2016) видно, что заключение сделок без соблюдения установленных внутренних процедур согласования и выбора контрагентов (документированные процедуры «Управление закупками») в числе прочих признаков фиктивности поставщика и сделки позволили налоговому органу наложить соответствующие санкции.

Аналогичным образом при вынесении решения суды приняли во внимание наличие регламента по отбору контрагентов (см. Постановление АС ЦО от 01.02.2018 № Ф10-5960/2017 по делу № А36-2336/2016), составление карты контрагента (см. Постановление АС УО от 28.06.2018 № Ф09-3173/18 по делу № А71-10166/2017).

Как показывает арбитражная практика, налаженная процедура отбора поставщиков не является избыточным проявлением должной осмотрительности. Это, скорее всего, становится данностью. При таких обстоятельствах крупным налогоплательщикам выгоднее создать программный продукт с базой данных по контрагентам. Прочим налогоплательщикам было бы неплохо иметь досье на основных поставщиков. Возможно, целесообразнее вести досье на контрагентов не в бумажном, а в электронном формате, с сохранением собранной информации в виде электронных копий, отсканированных изображений, скриншотов.

Личные контакты с контрагентами

Налогоплательщик не должен ограничиться только формальным получением документов от контрагента, ему следует удостовериться в личности и полномочиях лица, подписавшего договор, его деловой репутации, платежеспособности, наличии у него необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.

Например, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2016 № 09АП-54168/2016‑АК по делу № А40-112921/16суд встал на сторону контролеров, поскольку личные контакты, переговоры между генеральным директором налогоплательщиком и должностными лицами спорных контрагентов отсутствовали. Налогоплательщик не смог указать, каким образом осуществлялось взаимодействие в рамках заключенных договоров с контрагентами, как и с кем из должностных лиц устанавливались контакты при поставке продукции, не назвал конкретных лиц, контролировавших процесс транспортировки товара, каким образом фактически осуществлялась грузоперевозка и на каких транспортных средствах.

Действующее налоговое законодательство довольно либерально в вопросах, касающихся налоговых вычетов. Если перейти с языка права на язык математики (понятно, где убыло, а где прибыло), то становится очевидной следующая ситуация. Благодаря всеобъемлющему электронному контролю конечный получатель налоговой выгоды контролерам известен. При этом пострадавшей стороной выступает бюджет, защита интересов которого — прямая обязанность фискалов.

Как долго государство будет наблюдать за потерей денег через разрывы в цепочке НДС? Рано или поздно наступит момент, когда только исключение контактов с фирмами-«однодневками», а не внушительные досье помогут компаниям предотвратить притязания налоговиков.

Дата публикации: 15.06.2016 12:30 (архив)

Проявить должную осмотрительность при выборе контрагента можно путем его проверки.

Проверка добросовестности контрагента — это комплекс мероприятий, которые:

во-первых, позволяют убедиться в том, что контрагент, с которым вы заключаете договор:

  • действующее юридическое лицо, которое может исполнить взятые на себя обязательства (например, поставить товары, выполнить работы, оказать услуги);
  • не является фирмой-однодневкой, поскольку сделки с такими фирмами увеличивают шансы на проведение выездной проверки вашего учреждения, а расходы на приобретение товаров (работ, услуг) у таких фирм и вычеты предъявленного ими НДС при налоговой проверке могут быть признаны необоснованными.

во-вторых, проведя эти мероприятия, вы получаете документальное подтверждение того, что вы проявили должную осмотрительность при выборе контрагента и перед заключением сделки с ним. Оно вам пригодится, если у ИФНС возникнут претензии к сделке с контрагентом.

Для проверки контрагента можно сделать следующее:

1. Самый простой и быстрый способ — воспользоваться следующими электронными сервисами на сайте ФНС (https://www.nalog.gov.ru/):

  • «Сведения о государственной регистрации юридических лиц» (http://egrul.nalog.ru/). Достаточно ввести ОГРН, ИНН или наименование организации, и вы узнаете, зарегистрирована ли она в ЕГРЮЛ. Если организация существует, то вам будут предоставлены сведения о ее ОГРН, ИНН, юридическом адресе, Ф.И.О. руководителя и учредителей, видах деятельности по ОКВЭД. Если организации в ЕГРЮЛ нет, то заключать с ней сделку нельзя, так как вы не сможете не только учесть расходы и принять к вычету НДС по такой сделке, но и взыскать задолженность с несуществующего контрагента;
  • «Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке» (https://service.nalog.ru/svl.do). По ОГРН или ИНН организации можно узнать, не заявляло ли лицо, которое, по сведениям ЕГРЮЛ, является руководителем или учредителем организации, о том, что оно не имеет никакого отношения к ней;
  • «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года» (https://service.nalog.ru/zd.do);
  • «Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ» (http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/). Такое решение налоговый орган может принять, если организация в течение 12 месяцев не представляла налоговую отчетность и не проводила операций хотя бы по одному банковскому счету. Исключение организации из ЕГРЮЛ приравнивается к ее ликвидации, а значит, она не может заключать и исполнять договоры.

Обратите внимание: копии интернет-страниц (скриншоты) с информацией о контрагенте следует распечатать или сохранить в компьютере. Это поможет вам доказать, что вы действительно проводили проверку контрагента.

2. Получить выписку из ЕГРЮЛ со сведениями о контрагенте.

Для того чтобы получить выписку на бумаге, надо:

1) оплатить предоставление выписки. Реквизиты для заполнения платежного поручения вы можете узнать в той ИФНС, в которую будете подавать запрос. Размер платы составляет:

  • 200 руб. за предоставление выписки на бумаге в течение пяти рабочих дней со дня подачи запроса;
  • 400 руб. за предоставление выписки на бумаге на следующий рабочий день со дня подачи запроса;

2) подать в любую ИФНС:

  • письменный запрос о предоставлении выписки, составленный в произвольной форме. За основу можно взять форму, рекомендованную для запросов о предоставлении сведений из ЕГРЮЛ с использованием сети Интернет. В запросе обязательно надо указать наименование интересующей вас организации, ее ОГРН и ИНН, а также наименование, ОГРН, ИНН вашего учреждения, номер контактного телефона, ваш почтовый адрес или адрес электронной почты. Если вы хотите получить выписку лично (это может сделать руководитель или представитель учреждения по доверенности), то укажите это в заявлении. В случае если в заявлении способ получения выписки не указан, она будет направлена вам по почте;
  • платежное поручение, подтверждающее оплату предоставления выписки.

Выписку в форме электронного документа можно получить бесплатно с помощью электронного сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа», размещенного на сайте ФНС (https://service.nalog.ru/vyp/). Для этого достаточно знать ОГРН организации, сведения о которой вы хотите получить. Выписка из ЕГРЮЛ или справка об отсутствии запрашиваемой информации предоставляется в виде документа в формате PDF и содержит усиленную квалифицированную электронную подпись и ее визуализацию, в том числе при их распечатывании. Такой документ равнозначен «бумажной» выписке (справке), подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью.

Воспользоваться этим сервисом могут:

  • или лица, которые зарегистрированы на сайте ФНС;
  • или лица, имеющие доступ к сервису «Личный кабинет налогоплательщика».

Результаты проверки можно оформить справкой, приложив к ней полученные (распечатанные) документы о контрагенте.




Актуально на: 22 марта 2016 г.

0

Проверка контрагента по ИНН позволит вам убедиться в том, что ваш будущий поставщик (покупатель, заемщик или т.д.) не является фирмой-однодневкой. Сделки с однодневками привлекают внимание налоговиков и увеличивают вероятность проведения налоговой проверки вашей компании.

Кроме того, расходы на приобретение товаров (работ, услуг) у однодневок и вычет предъявленного ими НДС могут быть признаны необоснованными.

По итогам проверки своего контрагента составьте справку, в которой зафиксируйте собранную информацию.

Образец справки о проверке контрагента на добросовестность

Сервисы на сайте ФНС

Проверку проводите через электронные сервисы на сайте ФНС и ФМС:

  • «Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств». Если организация существует, вы увидите информацию о ее ИНН, ОГРН, юридическом адресе, ФИО руководителя и учредителей, видах деятельности;
  • «Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке»;
  • «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года»;
  • «Сведения, опубликованные в журнале Вестник государственной регистрации о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц». Исключение из ЕГРЮЛ приравнивается к ликвидации;
  • «Проверка по списку недействительных российских паспортов». Здесь вы можете проверить данные паспорта руководителя контрагента.

Советуем сделать копии всех интернет-страниц и приложить их к досье на контрагента.

Выписка из ЕГРЮЛ

Можно получить в своей налоговой инспекции выписку из ЕГРЮЛ со сведениями о контрагенте. Это платная процедура:

  • 200 руб. за предоставление выписки на бумаге в течение 5 рабочих дней со дня подачи запроса;
  • 400 руб. за предоставление выписки на бумаге на следующий рабочий день со дня подачи запроса.

Зарегистрировавшись на сайте ФНС, можно получить бесплатную выписку с помощью сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа». Выписка будет подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

Документы от контрагента

Еще одно подтверждение проявления вами осмотрительности при выборе контрагента – это запрос у него документов, подтверждающих государственную регистрацию организации (копия устава, свидетельства о госрегистрации), полномочия руководителя (копии решения о назначении руководителя, страниц паспорта), ведение деятельности (бухгалтерская отчетность за год, предшествующий году совершения сделки), право на ведение определенных операций, если сделка касается лицензируемой деятельности (копия лицензии).

Все эти документы также приложите к оформленной справке о результатах проверки контрагента.

Скачивание формы доступно подписчикам или по временному доступу

Скачать

Также читайте:

Собираем досье на контрагента

Чем доказать проявление осмотрительности при выборе контрагента

Поможет ли осмотрительность избежать претензий налоговиков

Обмен опытом: возражения на обвинения в недобросовестности

Оценка платежеспособности своей и чужой

Управление дебиторской задолженностью

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мкц эвалар для похудения инструкция по применению
  • Духовка самсунг встраиваемая с двумя камерами инструкция по применению
  • Флорасорбин лакто цена инструкция по применению
  • Кокон зевушка инструкция по применению видео
  • Руководство для альпиниста