Структура ФАС России
Схематичное изображение структуры ФАС России (PDF, 1,8 МБ)
Статс-секретарь — заместитель руководителя
Заместитель руководителя
Заместитель руководителя
Заместитель руководителя
Заместитель руководителя
Заместитель руководителя
Шаскольский М.А.— руководитель Федеральной антимонопольной службы (председатель коллегиального органа);
Королев В.Г. — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (секретарь коллегиального органа);
Пузыревский С.А. — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы;
Цыганов А.Г. — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы;
Иванов П.В. — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы;
Евтухов В.Л. – статс-секретарь, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации;
Ересько А.В. — заместитель Министра строительства и ЖКХ;
Колесников М.А. — директор Департамента секторов экономики Минэкономразвития Российской Федерации;
Пак О.Б. – статс-секретарь, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Сниккарс П.Н. — заместитель Министра энергетики Российской Федерации;
Торосов И.Э. – первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации;
Чалик И.П. — заместитель Министра транспорта Российской Федерации
Артемьев Игорь Юрьевич
Руководитель
АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ — СЕКРЕТАРИАТ РУКОВОДИТЕЛЯ
УПРАВЛЕНИЕ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
КОНТРОЛЬНО-ИНСПЕКЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ГОЗ
Цариковский Андрей Юрьевич
Статс-секретарь — заместитель руководителя
УПРАВЛЕНИЕ ПО БОРЬБЕ С КАРТЕЛЯМИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Королев Виталий Геннадьевич
Заместитель руководителя
УПРАВЛЕНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Отдел антимонопольного контроля оптового рынка электроэнергии
УПРАВЛЕНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Голомолзин Анатолий Николаевич
Заместитель руководителя
УПРАВЛЕНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
УПРАВЛЕНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кашеваров Андрей Борисович
Заместитель руководителя
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ
Отдел фондового рынка, негосударственных пенсионных фондов и иных финансовых услуг
Начальник отдела — Прунтов Кирилл Валерьевич
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ РЕКЛАМЫ И НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ТОРГОВЛИ
Цыганов Андрей Геннадьевич
Заместитель руководителя
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
УПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Доценко Алексей Викторович
Заместитель руководителя
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ
КОНТРОЛЬНО-ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Петросян Рачик Ашотович
Заместитель руководителя
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Отдел административного обжалования в строительстве
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА
Отдел контроля торгов отдельных видов юридических лиц
Пузыревский Сергей Анатольевич
Заместитель руководителя
ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Редько Александр Викторович
Заместитель руководителя
УПРАВЛЕНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА
Отдел антимонопольного контроля железнодорожного транспорта
Овчинников Максим Александрович
Заместитель руководителя
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА
Отдел рассмотрения жалоб в сфере размещения ГОЗ
Заместитель начальника управления — Начальник отдела — Игнатущенко Петр Петрович
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ СУХОПУТНОГО И МОРСКОГО ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ СВЯЗИ
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ В СФЕРЕ ГОЗ
Фесюк Даниил Валерьевич
Заместитель руководителя
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ АВИАЦИОННОЙ, РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ И АТОМНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ПРОГРАММ ИНФРАСТРУКТУРНОГО И РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СФЕРЕ ГОЗ
ЮРИДИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ГОЗ
«ФАС больше нет» — заявил экс-глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев на съезде партия «Яблоко» в апреле этого года. Свои слова он объяснил курсом нынешнего руководства, который под видом позитивных перемен по факту сворачивает всё то, чего достигла предыдущая команда за 16 лет. Курс работы регулятора, действительно, изменился, поменялись приоритеты. О том, «куда смотрит ФАС» — в материале konkir.ru.
Среди повседневных забот – антимонопольного регулирования рынков, контроля госзакупок, цен и тарифов в ФАС продолжается кадровая зачистка. Очередь дошла до регионов. Со дня на день новые руководители ожидаются в Санкт-Петербургском и Ленинградском управлениях. Сменилось руководство и в Краснодарском УФАС.
В центральном аппарате смена кадров началась раньше. За три месяца до того, как Игоря Артемьева перевели в Правительство помощником Мишустина, службу покинул его заместитель Анатолий Голомолзин. Перед Новым годом в отставку отправили ещё одного зама — Александра Редькова, в чьё ведение входило регулирование транспортной отрасли. Также из руководящего состава исключили коллегу Игоря Артемьева по «Яблоку» Павла Заборщикова, который отвечал за административное направление работы. В феврале этого года «по собственному желанию» из ФАС ушёл Михаил Евраев, курировавший госзакупки. В конце мая ведомство покинули Андрей Тенишев, возглавлявший антикартельное управление, и Армен Ханян – начальник управления по регулированию ТЭК. В июне заявление написал «правая рука» экс-главы ФАС Игоря Артемьева Андрей Цариковский. Он курировал сферу естественных монополий в промышленности, борьбу с картелями и направление общественных связей.
«Первое, что сделал новый руководитель, он прекратил всю антикартельную деятельность. Собственно, с этим он и пришел, ему сказали, что ФАС слишком активная, и надо прекратить этим заниматься»,- прокомментировал кадровую политику преемника экс-глава ведомства Игорь Артемьев на съезде партии «Яблоко».
В пресс-службе ФАС России на вопрос, с чем связаны столь глобальные кадровые изменения, озвучили официальную версию – по собственному желанию: «Основные причины кадровых изменений в службе так же, как и в предыдущие годы, это инициатива самого гражданского служащего и/или достижение им предельного возраста пребывания на гражданской службе».
При этом новый руководитель ФАС оказался более прямолинеен. В одном из своих первых публичных выступлений Максим Шаскольский заявил, что подходы регулятора изменятся, а к тем, кто не будет их разделять, будут применяться соответствующие кадровые решения.
Первым делом — тарифы
Максим Шаскольский, который возглавляет ФАС уже более полугода, пришёл в ведомство с должности вице-губернатора Петербурга. В зону его ответственности на прошлом месте работы входило тарифное регулирование и энергетика. На новой должности приоритеты, видимо, не поменялись. За тарифами ЖКХ в службе следят пристально, контролируя соблюдение предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги. Эти индексы, пояснили в пресс-службе регулятора, на сегодняшний день являются единственным инструментом сдерживания роста тарифов. «В результате такой работы при допустимом среднем росте в 4% по прогнозу Минэкономразвития фактический размер индексации по поступившим в ФАС России данным от региональных органов регулирования в среднем по стране составит 3,3%. Отметим, что в 2020 году в рамках контроля за тарифными решениями ведомство выдало 96 предписаний, рассмотрело 136 заявлений о досудебных спорах и тарифных разногласиях и 61 дело об административных правонарушениях. По итогам этой работы удалось выявить 2,4 млрд рублей экономически необоснованных средств в тарифах».
В общем, тарифы как росли, так и будут расти. Однако экс-глава ФАС Игорь Артемьев считает, что введённому его командой принципу регулирования «инфляция минус» ничего не угрожает. Своё мнение он высказал коллегам по партии «Яблоко»: «Мы приняли принцип «инфляция минус». Это было поддержано Правительством, вписано в законы и обойти это очень сложно. Сейчас я вижу, что идёт попытка вернуть «инфляция плюс», и это сделано по целому ряду направлений, например, по железным дорогам. Первое, что сделал новый руководитель – сказал, что {нужно} в 2 раза выше инфляции поднять тариф для энергетиков. Как вы понимаете, энергетика – хлеб экономики, всё в себестоимость уходит. Ему указали, что у нас «инфляция минус». <…> В ближайшее время выборы, не думаю, что принцип будут пересматривать, то есть, дело будет жить, несмотря на желание самого регулятора помочь олигархам».
А цены — подождут
Федеральная антимонопольная служба – экономическое ведомство, которое призвано следить за развитием конкуренции в стране. Выше конкуренция – ниже цены. В теории. На деле – конкуренция, вроде, есть, но вот потребительские цены на многие позиции значительно превышают уровень инфляции. Впрочем, не секрет, что показатель инфляции формируется за счёт экстремумов выборки.
Из приведенной таблицы видно, что в мае, июне 2021 года сильнее прочего подорожала свёкла. Следом идут картофель, морковь, капуста…
Вопросы о том, почему так резко дорожают продукты, звучали и в ходе «прямой линии» с президентом РФ Владимиром Путиным 30 июня. Обратившаяся к главе государства женщина спросила, почему российский картофель и морковь стоят гораздо больше, чем эквадорские бананы. Национальный лидер сей факт объяснил низким урожаем и инфляцией.
Такой же вопрос задают и главам отдельных регионов. Так, например, один из пользователей Инстаграм спросил губернатора Ленобласти, существует ли «какой-либо вменяемый комментарий на тему подорожания овощей?». «Только один. Зона ответственности антимонопольной службы, но им, видимо, не до этого, хотя рычаги влияния есть», — ответил Александр Дрозденко.
Konkir.ru обратился в ФАС, чтобы узнать, что это за рычаги, и почему антимонопольная служба ими не пользуется, а если пользуется, то почему нет результата. В ФАС процитировали Постановление Правительства РФ о регулировании цен на социально значимые продукты: «Правительство РФ вправе применять регулирование цен на социально значимые продукты. Соответствующие механизмы предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 года № 530. Документом определен перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, а также утверждены правила их установления. Так, предельные розничные цены могут устанавливаться в случае, если в течение 60 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составляет 10 и более процентов с исключением сезонного фактора», — шаблонно ответила пресс-служба регулятора.
Проще говоря, из ответа следует, что Правительство и антимонопольщики впрягутся, если стоимость какого-либо товара из «социальной корзины» будет расти в течение двух месяцев подряд. Впрочем, цена на свёклу стремительно идёт в рост уже более трёх месяцев, а картофель заметно дорожает с мая.
«Кроме того, для стабилизации потребительских цен на социально значимые продукты применяются такие меры, как повышенные ставки вывозных таможенных пошлин, соглашения по сдерживанию цен между производителями и торговыми сетями, субсидирование производителей, а также меры антимонопольного регулирования», — пояснили в ведомстве, припомнив своё прошлогоднее достижение по сдерживанию роста цен на сахар и подсолнечное масло. «Также на период с 15 февраля по 30 июля 2021 года установлена тарифная квота в размере 17,5 млн тонн на вывоз зерновых культур (пшеница, рожь, ячмень и кукуруза) за пределы РФ в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, что позволило не допустить дефицита зерновых культур на внутреннем рынке».
Продукты питания и тарифы – это далеко не всё. Параллельно дорожают стройматериалы. В ФАС заверили, что проверки производителей металлопродукции идут полным ходом. Три антимонопольных дела по признакам поддержания монопольно высокой цены возбуждено в апреле 2021 года. Одно дело возбуждено по признакам заключения антиконкурентного соглашения. Ответчики — ПАО «Северсталь», ПАО «ММК» и ПАО «НЛМК». Рассмотрение дел продолжается.
Помимо этого, следует из ответа ФАС, служба провела внеплановые проверки в отношении оптовых поставщиков металлопроката в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске и Екатеринбурге. «По результатам анализа полученной информации ведомство сделает выводы о наличии / отсутствии нарушений антимонопольного законодательства», — внушил надежду регулятор, добавив, что в связи с ростом цен на рынке строительства и смежных рынках территориальным управлениям ФАС поручено провести проверки крупных строительных компаний и производителей основных строительных материалов. При выявлении нарушений антимонопольного законодательства ФАС обещает принять соответствующие меры. Хочется надеяться, что последствия этих мер ощутит не только федеральный бюджет за счёт пополнения штрафами, а потребитель за счёт снижения стоимости продукции.
Либерал VS государственник
Антимонопольная служба, как следует из самого названия, призвана быть государственным рычагом контроля над монополистами. Однако, наблюдая за работой ведомства, порой, складывается несколько иное впечатление. Например, крупный госзаказ зачастую распределяется (и распределялся) между несколькими компаниями, приближёнными к первым лицам государства. В качестве наглядного примера можно привести дорожную отрасль и строительство. Самые дорогостоящие тендеры госкорпораций тоже из года в год получают одни и те же компании. Ежегодный рейтинг «королей госзаказа» составляет издание Forbes.
Такая тенденция сложилась довольно давно, что не отрицает экс-руководитель ФАС Игорь Артемьев, определяя форму экономического устройства России трёхэтажной словесной конструкцией: государственно-монополистически-олигархический капитализм. «Реальная власть сегодня присутствует в руках отдельных кланов, олигархических групп. То, чем мы занимались 16 лет в ФАС, то, что нам удавалось сдерживать определенным образом, вот эти вот все усилия по захвату лакомых кусков российской экономики группировками в своих собственных интересах, это время закончилось»,- рассказал Игорь Артемьев «яблочникам» принцип устройства российской экономики. — «Поэтому такая экономика, где правят балом госкорпорации и монополии, она не может быть эффективной в принципе и обеспечить достойные социальные блага обществу. Это всё распределяется и вывозится заграницу очень узкими группировками, которые сегодня имеют реальную политическую и экономическую власть в нашем обществе».
Игорь Артемьев, принадлежа к общей политической системе, известен своими либерально-демократическими взглядами. Несмотря на то, что претензии к ФАС были и при нём, особенно в части госзаказа, команда Артемьева не раз выступала против олигархов. Например, в 2008–2011 годах регулятор судился с Газпромом по поводу закупки труб. Ведомство было не довольно тем, что в тендерах «национального достояния» участвуют не сами производители, а посредники. Среди них «Северный европейский трубный проект» братьев Ротенберг, «Трубные инновационные технологии» Ивана Шабалова. Суд антимонопольщики проиграли, но после жалобы Путину Газпром изменил порядок закупки труб. Тогда же крупный тендер выиграли производители труб, а не посредники. Кстати называться «национальным достоянием» и использовать этот слоган в рекламе Газпрому запретила тоже ФАС. Этот вопрос Артемьев поднял на совещании у президента РФ в 2016 году, напомнив, что национальное достояние России – это люди, культура, но никак не Газпром.
Этим примеры противостояния ФАС с олигархическими структурами и монополистами не исчерпываются. Здесь же можно вспомнить дело против Pacific Andes — гонконгского производителя производителей замороженной и готовой рыбы, спор с компанией ЛУКОЙЛ вокруг тарифов Варандейского терминала, дело в отношении Приморского торгового порта, которым занималось Ленинградское управление, и ряд других громких дел.
Розничная торговля была, пожалуй, единственной сферой, которой ФАС занималась неохотно и даже просила передать эти полномочия другому ведомству. Тем не менее, контроль цен оставили за ФАС. В 2015 году антимонопльщики впервые признали поставщиков гречки виновными в резком росте цен на крупу.
Максим Шаскольский, в свою очередь, считается ставленником близкого к Кремлю олигарха Юрия Ковальчука. На его предприятиях — «Петербургской сбытовой компании» и в аффилированном с ней «Ленэнерго» он работал до назначения на пост вице-губернатора Санкт-Петербурга. В связи с этим возникает вопрос, как будет пресекать нарушения монополистов главный антимонопольщик России и в то же время выходец из монополистических структур, которые теперь обязан контролировать? Пресс-служба ведомства, по крайней мере, уверяет, что миссия, цели и ценности ФАС со сменой руководства останутся неизменными — свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России. Что ж, решение регулятора снизить антимонопольный контроль малого и среднего бизнеса отчасти подтверждает заявленные намерения.
Саша Колесникова
Федеральная антимонопольная служба, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Осуществляет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.
Шаскольский Максим Алексеевич
Руководитель ФАС России
Цариковский Андрей Юрьевич
Статс-секретарь — заместитель руководителя ФАС России
Доценко Алексей Викторович
Заместитель руководителя ФАС России
Цыганов Андрей Геннадьевич
Заместитель руководителя ФАС России
Фесюк Даниил Валерьевич
Заместитель руководителя ФАС России
Редько Александр Викторович
Заместитель руководителя ФАС России
Пузыревский Сергей Анатольевич
Заместитель руководителя ФАС России
Нижегородцев Тимофей Витальевич
Заместитель руководителя ФАС России
Королев Виталий Геннадьевич
Заместитель руководителя ФАС России
Кашеваров Андрей Борисович
Заместитель руководителя ФАС России
Заборщиков Павел Викторович
Заместитель руководителя ФАС России
Евраев Михаил Яковлевич
Заместитель руководителя ФАС России
Управления ФАС России
Васильев Валерий Борисович
Начальник управления защиты государственной тайны
Галимханова Нелли Фидратовна
Начальник управления контроля промышленности
Кашунина Ирина Валерьевна
Начальник управления общественных связей
Ханян Армен Эдуардович
Начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности
Тенишев Андрей Петрович
Начальник управления по борьбе с картелями
Давыдова Леся Евгеньевна
Начальник управления международного экономического сотрудничества
Мильчакова Олеся Владимировна
Начальник управления контроля иностранных инвестиций
Мох Владимир Владимирович
Начальник управления контроля программ инфраструктурного и ресурсного обеспечения в сфере ГОЗ
Стуканов Денис Владимирович
Начальник юридического управления в сфере ГОЗ
Брыкин Дмитрий Михайлович
Начальник управления контроля авиационной, ракетно-космической и атомной промышленности
Вяселева Адиля Искандеровна
Начальник управления регулирования транспорта
Молчанов Артём Владимирович
Начальник правового управления
Юдина Юлия Викторовна
Начальник управления регионального тарифного регулирования
Шаравская Надежда Александровна
Начальник управления контроля социальной сферы, торговли и непроизводственных услуг
Клостер Елена Александровна
Начальник управления контроля здравоохранения
Васильев Дмитрий Андреевич
Начальник управления регулирования электроэнергетики
Матюхин Алексей Геннадьевич
Начальник управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Сергеева Ольга Сергеевна
Начальник управления контроля финансовых рынков
Никитина Татьяна Евгеньевна
Начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции
Грешнев Андрей Алексеевич
Начальник управления контроля сухопутного и морского вооружения, военной техники связи
Белов Сергей Николаевич
Начальник управления делами
Вовкивская Лариса Валерьевна
Начальник управления контроля агропромышленного комплекса
Панютищев Алексей Николаевич
Начальник административного управления — секретариата руководителя
Корнеев Олег Станиславович
Начальник управления контроля строительства и природных ресурсов
Горбунов Василий Александрович
Начальник управления по контролю за государственными и муниципальными информационными системами
Пудов Александр Андреевич
Начальник управления контроля государственного оборонного заказа
Лобов Артем Юрьевич
Начальник управления контроля размещения государственного заказа
Мишеловин Владимир Борисович
Начальник контрольно-финансового управления
Заева Елена Александровна
Начальник управления регулирования связи и информационных технологий
Белоусова Екатерина Викторовна
Начальник управления государственной службы
11 ноября 2020 года Распоряжением председателя правительства России Михаила Мишустина руководителем Федеральной антимонопольной службы РФ назначен Максим Шаскольский. На этом посту он сменил Игоря Артемьева, который занял пост помощника премьер-министра.
15 мая 2019 года Федеральная антимонопольная служба признала Tele2, МТС и «Вымпелком» нарушителями закона «О защите конкуренции», операторы предоставляли компаниям с госучастием более выгодные условия. Служба выявила разницу, которая может достигать до 10 раз, то есть компании с госдолей могли платить в несколько раз меньше, чем частные. Такое обстоятельство создаёт дискриминационные условия и противоречит антимонопольному законодательству. Одним из примеров является осуществление банками информационных, сервисных и транзакционных рассылок СМС-сообщений.
9 марта 2004 года Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе. Руководителем службы назначен Игорь Артемьев.
22 сентября 1998 года Указом Президента РФ № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены Государственный антимонопольный комитет РФ, Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте и Федеральная служба РФ по регулированию монополий в области связи. На их месте образовано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которому переданы функции упраздненных органов. Министром назначен Геннадий Ходырев.
17 марта 1997 года в целях реализации Послания Президента России Федеральному собранию в части приведения структуры Правительства Российской Федерации и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствие с требованиями экономических преобразований Указом Президента РФ от № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. Председателем Комитета назначена Наталья Фонарева.
24 августа 1992 года вышел Указ Президента России от № 915 «О Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в РФ, во исполнение Законов РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О защите прав потребителей» утверждены новое Положение о ГКАП России (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена до 350 единиц. Председателем Комитета назначен Леонид Бочин.
14 июля 1990 года образован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, в соответствии с Законом Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР». Председателем был назначен Валерий Черногородский. Штатная численность работников определена в 150 единиц, введено Временное положение о ГКАП России, которое было утверждено Постановлением Совета министров РСФСР.