Как сложен наш мир и тревожен наш век,
Не знаем судьбы наперёд,
Стабильности хочет любой человек
И этим желаньем живёт.
Но кто застрахован из нас от потерь,
От разных болезней, невзгод?
Лишь Фонд гарантирует нам каждый день
Что помощь по зову придет!
ПРИПЕВ
Система ОМС России и в радостный, и в трудный час!
Система ОМС России – защита каждого из нас!
Система ОМС России
С тобой всегда и везде,
и правила у нас простые –
Мы не бросаем в беде!
И школьник, и взрослый, и пенсионер,
Эколог, шахтёр, педагог –
Уверен в России любой человек,
Что с нами он не одинок.
Все граждане наши нам равно важны.
Давайте же помнить о том,
Здоровая нация – сила страны,
И мы к этой цели идем!
ПРИПЕВ
Система ОМС России и в радостный, и в трудный час!
Система ОМС России – защита каждого из нас!
Система ОМС России
С тобой всегда и везде,
и правила у нас простые – Мы не бросаем в беде!
Друг другу во всем помогаем всегда,
Мы делим и радость, и грусть,
Мы стали командой за эти года,
Непросто пришлось – ну и пусть!
В любой ситуации вместе сильны
Как теплого солнца лучи:
На страже здоровья все страховщики,
И Фонд ОМС, и врачи!
ПРИПЕВ
Система ОМС России и в радостный, и в трудный час!
Система ОМС России – защита каждого из нас!
Система ОМС России
С тобой всегда и везде,
и правила у нас простые – Мы не бросаем в беде!
ФФОМС
Полное наименование:
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Краткое наименование:
ФФОМС
ФФОМС (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) — это государственная структура, занимающаяся финансированием медицинского обслуживания граждан РФ.
Официальный сайт — https://www.ffoms.gov.ru
Адрес: 127994, г. Москва, ул. Новослободская, д. 37, корп. 4А
Телефон: (495) 870-96-80
Электронное обращение: https://www.ffoms.gov.ru/for-citizens/feedback/
Краткие сведения
Дата основания: | 24 февраля 1993 года |
Тип: | Государственный внебюджетный фонд |
Глава и руководство
Баланин Илья Валерьевич
Председатель Правления Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Руководство территориальных фондов: https://www.ffoms.gov.ru/system-oms/territorial-funds/
Структура фонда
В структуру фонда входят:
- Управление формирования доходов по ОМС;
- Управление организации ОМС;
- Управление информационно-аналитических технологий;
- Управление правовой и международной деятельности;
- Управление модернизации ОМС;
- контрольно-ревизионное управление и другие.
В субъектах Федерации работают территориальные подразделения ФФОМС.
Председатель фонда назначается/освобождается от должности Правительством РФ. Кандидатура представляется Министром здравоохранения РФ. В настоящее время пост руководителя ФФОМС занимает Елена Евгеньевна Чернякова.
Функции и полномочия
Среди основных функций фонда можно выделить следующие:
- Участие в формировании программы госгарантий бесплатного оказания медпомощи гражданам РФ.
- Накопление и хранение средств обязательного медстрахования, управление ими и резервными средствами фонда.
- Представление отчислений из бюджета ФФОМС в бюджеты фондов, находящихся в субъектах Федерации для финобеспечения их работы.
- Начисление и взыскание со страхователей недоимки по взносам на медстрахование неработающего населения, а также штрафов и пени.
- Определение порядка предоставления отчетов о работе фондов ОМС, а также порядка ведения учета оказанной медпомощи в рамках программ ОМС.
- Разработка и ввод в действие заявлений, актов и иных документов, необходимых для исполнения требований законодательства об ОМС;
- Контроль работы субъектов обязательного медстрахования и участниками ОМС законодательства об ОМС, а также контроль использования средств ОМС.
- Поддержание актуальности федерального реестра страховых медорганизаций, работающих в области ОМС.
- Поддержание актуальности реестра медицинских организаций, работающих в сфере ОМС.
- Ведение единого реестра экспертов качества медпомощи.
- Поддержание единого регистра застрахованных лиц.
- Поддержка международного сотрудничества в сфере ОМС.
Проведение оплаты медпомощи, оказанной застрахованным лицам.
График проверок
Проверки Федерального фонда ОМС осуществляются согласно графику, который утверждается на каждый календарный год председателем фонда. С графиком можно ознакомиться на сайте фонда.
Обращение граждан
Обратиться в ФФОМС по вопросам оказания медицинской помощи можно по телефону горячей линии, указанному выше.
Также можно:
- явиться на прием к руководителю территориального фонда ОМС (потребуется узнать часы приема и записаться на прием. При себе необходимо будет иметь документ, удостоверяющий личность);
- направить письмо Почтой России;
- направить обращение через форму на официальном сайте ФФОМС;
- написать на электронный адрес главного или территориальных фондов.
Скопировать урл
Распечатать
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
-
Гость_Светлана
20 мая 2023 в 21:20
Я вас правильно поняла, что нужно заключить агентский договор с физ.лицом, в котором прописать, что
Как ООО на ОСНО арендовать или нанять автомобиль физлица? -
Редактор Мария Власова
20 мая 2023 в 19:36
Вы являетесь налоговым агентом по физлицам, которым платите доход. Это в общем случае по сотрудникам, а…
Как ООО на ОСНО арендовать или нанять автомобиль физлица?
-
Гость_Светлана
20 мая 2023 в 11:05
«Удерживаете НДФЛ 13% и платите за него как налоговый агент». Подскажите пож.как это оформить?…
Как ООО на ОСНО арендовать или нанять автомобиль физлица?
-
Редактор Мария Власова
20 мая 2023 в 09:38
Вы заключаете с физлицом договор оказания транспортных услуг. Удерживаете НДФЛ 13% и платите за него как…
Как ООО на ОСНО арендовать или нанять автомобиль физлица?
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) является государственным внебюджетным фондом, созданным для финансирования медицинского обслуживания граждан России по программе ОМС. В данной статье рассмотрено, какие задачи и функции стоят перед ФФОМС, какую он имеет структуру, за счет чего формируется бюджет, с какими целями используются накопленные средства фонда.
Структура и управление ФФОМС
ФФОМС был создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 года, а 29 июля 1998 года вместо него принят устав. В соответствии с действующим налоговым законодательством при выплате заработной платы работодатель обязан перечислить страховые взносы в три внебюджетных фонда:
- ПФР — 22% от облагаемого дохода сотрудника;
- ФСС — 2,9% облагаемого дохода;
- ФФОМС — 5,1%.
Взносы в ФФОМС отчисляются с заработной платы работодателем и поступают в фонд каждый месяц. Выплаты в организацию обязательного медицинского страхования являются обязательными. Функционирование данной организации регламентировано рядом законодательных норм и актов, в том числе Бюджетным кодексом, законом «Об обязательном медстраховании граждан Российской Федерации» и внутрифондовым уставом. Общая структурная схема ФФОМС представлена на диаграмме ниже.
Рисунок — Структурная схема фонда ОМС в 2018 г.
Все подразделения составляют единую систему, при этом каждое имеет свои функции и полномочия в области предоставления гражданам права на медицинское обслуживание и контроля соблюдения законодательства в этой сфере. Российская система обязательного страхования предусматривает финансирование деятельности здравоохранительных учреждений посредством работы страховых компаний и фондов; подобные структуры обязаны получить лицензию на этот род деятельности. Схема взаимодействия организаций работает следующим образом:
- Страховая компания оформляет договор с учреждением здравоохранения (больница, поликлиника);
- Страховая компания инициирует подписание договора о сотрудничестве с местным фондом ОМС;
- Территориальный фонд выделяет средства, перечисляемые на счет страховой организации; та расходует их на оплату медицинских услуг, которые предоставляются гражданам, имеющим полис ОМС.
Кроме того, законодательство предусматривает финансирование учреждений здравоохранения без участия страховых компаний, напрямую через региональные фонды и филиалы, однако данная методика практикуется реже. Применение разных способов распределения и перечисления средств требуется по причине того, что в структуре управления каждого региона есть свои особенности. При выборе способа перечисления и распределения учитываются такие моменты, как финансовое положение конкретного субъекта федерации, политическое положение, национальные особенности и другие аспекты.
В процентном соотношении граждане страны, зарегистрированные в системе ОМС, неравномерно прикреплены к страховым компаниям. Статистика показывает, что свыше 70% людей, пользующихся услугами бесплатной медицины, прикреплено к 15 наиболее крупным и известным страховым организациям.
Задачи и направления деятельности ФФОМС
Как государственная организация федеральный фонд обязательного медицинского страхования существует для реализации законодательных норм, регулирующих оказание бюджетных медицинских услуг. Иными словами, целью фонда является то, что каждый человек может претендовать на бесплатную врачебную помощь и регулировать исполнение этого требования. Спектр задач организации сформулирован в законодательных актах следующим образом:
- Финансовая поддержка гражданских прав на получение врачебной помощи в необходимом объеме на бесплатной основе;
- Организация денежных вливаний, которые служат для обеспечения стабильного положения системы обязательного медстрахования;
- Разработка новых и поддержка прежних программ, распределение приоритетов в области страхования;
- Распределение финансирования на реализацию целевых программ и проектов.
Выполнение данных задач осуществляется в рамках всей деятельности фонда, и его основные функции сводятся к следующему:
- Контроль и уравновешивание финансов, распределяемых для филиалов и подконтрольных фондов для реализации базовых задач;
- Регулирование размера отчислений, которые идут на поддержку программы ОМС;
- Выделение финансов на реализацию региональных программ, нацеленных на решение проблем, характерных для конкретной области или населенного пункта;
- Контроль регулярности перечисления взносов со стороны организаций и предпринимателей по разным уровням существующих фондов;
- Проверка расходов, контроль над целевыми затратами, что позволяет наиболее рационально тратить средства и не допустить утечки финансов;
- Создание и изменение методических инструкций для отлаженной работы и взаимодействия фондов и филиалов друг с другом;
- Внесение предложений по улучшению существующей системы, в том числе корректировка нормативно-правовых положений с целью усовершенствования качества работы;
- Контроль и корректировка аспектов базовой программы по обязательному страхованию для расширения спектра услуг;
- Подготовка аналитических отчетов и передача информации в правительственные структуры;
- Проведение учебных курсов для персонала для работы в сфере государственного медицинского страхования;
- Проверка нормативных документов и положений;
- Научно-исследовательские изыскания в медицинской страховой сфере;
- Сотрудничество с другими ассоциациями на международном мировом уровне, обсуждение острых проблем в сфере страхования жизни и здоровья;
- Разработка проекта о формировании фондового бюджета, составление и передача отчетности по реализации бюджетных денег.
Во исполнение установленных функций, ФОМС осуществляет аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости системы, выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в рамках базовой программы ОМС путем направления ТФОМС финансовых средств на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС, национальный проект «Здоровье», пилотный проект в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.
Источники доходов и статьи расходов средств фонда
Расходование средств ФФОМС осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным законом. Успешная работа ФФОМС напрямую связана с бесперебойным пополнением бюджета, и в качестве источников финансирования ОМС используются следующие субъекты:
- Юридические лица (компании, индивидуальные предприниматели), которые вносят страховые платежи за людей, числящихся в штате как сотрудники. Размер взноса составляет 3,6% от фонда по оплате, и из них 0,2% передается в федеральный ФОМС, а все остальное – в региональные подразделения. Из этого распределения можно увидеть, что большая часть выплачиваемых денег остается в региональных фондах;
- Бюджеты, которые перечисляют взносы на граждан, официально не трудоустроенных (несовершеннолетние, граждане на пенсии, безработные);
- Добровольные взносы, вносимые гражданами или организациями (спонсорская помощь, пожертвования и пр.);
- Инвестиции ФФОМС, когда организация использует имеющиеся свободные средства для вложения с целью получения краткосрочной или долгосрочной прибыли.
Российское законодательство определяет перечень категорий, в рамках которых расходуется бюджет фонда. Основными статьями расходов (на них выделяется свыше 60% средств бюджета) считаются оплата медицинских услуг, предоставляемых гражданам на бесплатной основе, зарплата сотрудников, занятых в сфере ОМС, финансирование страховых компаний и здравоохранительных учреждений, содержание резервных (экстренных) фондов.
Возможности граждан, застрахованных в системе
Любой гражданин вправе претендовать на качественную бесплатную помощь врачей и медперсонала, и базовые права регулируются фондом ОМС. Работа организации позволяет претендовать на полноценную помощь на территории России и за пределами, а именно на получение экстренной врачебной помощи в стране и за рубежом, на выбор поликлиники, лечащих специалистов, методов терапии при наличии нескольких вариантов, на выбор страховой организации, оформляющей полис, а также на получение профессиональной помощи.
Заключение
ФФОМС, основанный в 1993 году, призван обеспечивать оказание бесплатной медицинской помощи гражданам РФ и контролировать реализацию базовой программы ОМС. Кроме того, одной из главных функций фонда является распределение финансирования в территориальные фонды и медучреждения государства.
Илья Баланин
Фото: yarwiki.ru
Илья Баланин в 1999 году окончил Костромскую государственную сельскохозяйственную академию по специальности «экономист». После окончания академии работал в Управлении Федерального казначейства по Костромской области, в том числе в качестве руководителя Финансово-казначейского управления администрации Костромы. В апреле 2011 года возглавил Департамент финансов региона.
В сентябре 2016 года Баланин перешел на должность зампредседателя правительства Ярославской области – директора Департамента финансов. Курировал вопросы финансовой, бюджетной и налоговой политики, межбюджетных отношений, а также государственных заимствований и управления государственным долгом. В сентябре 2019 года стал заместителем губернатора – руководителем администрации губернатора Ярославской области. На этом посту Илья Баланин курировал деятельность Департамента финансов, контрольно-ревизионной инспекции и еще ряда управлений.
Указом президента РФ Владимира Путина 2 февраля 2022 года Баланина назначили заместителем руководителя Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств (СНГ), соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Был освобожден от этой должности 25 апреля.
Елена Чернякова проработала в качестве руководителя ФФОМС в течение двух лет. В марте 2020 года перешла на эту должность с поста директора Департамента информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Минфина РФ. В ФФОМС Чернякова сменила на посту Наталью Стадченко, которая возглавляла фонд с 2012 года. Отставка Стадченко произошла в связи с переходом на работу в Федеральное медико-биологическое агентство – она стала замруководителя ведомства.
Что удалось сделать Елене Черняковой на посту председателя ФФОМС
Черняковой, экс-куратору системы «Электронный бюджет», в марте 2020-го было поручено разобраться с проблемой межтерриториальных расчетов и настроить государственную информационную систему в сфере ОМС (ГИС ОМС) для дальнейшего погружения в ЕГИСЗ. Как именно будут реализованы эти и другие инициативы, она рассказала только в июне, выступив перед сенаторами. Глава ФФОМС предложила создать единый тариф для оплаты медпомощи за пределами «родного» региона пациента, а позже выступала за распределение объемов «межтеров», как и другой медпомощи, на год вперед, на заседаниях комиссий по разработке терпрограмм ОМС. Законопроект, реализующий эту и другие идеи, переделывался несколько раз, но до сих пор принят не был.
Решение другой острой проблемы – превышение клиниками установленных объемов ОМС – Елена Чернякова увидела в компенсации сверхобъемов региональными бюджетами, поскольку, поясняла она, именно регионы отвечают за соблюдение план-факта по расходованию бюджетных средств на здравоохранение. Практику взыскания в судах средств за оказанные сверхобъемы, тем не менее, в 2021 году прервал Верховный суд РФ, посоветовав клиникам вписываться в выделенные объемы либо оспаривать их на этапе распределения.
Елена Чернякова стала одной из немногих, кто открыто на федеральном уровне признал нехватку финансирования системы ОМС. «Странно было бы это отрицать», – сказала она в октябре 2020 года, но поспешила добавить, что дефицит вызван сложившейся «макроэкономической ситуацией».
Построение командой Черняковой единого контура в системе ОМС, на которое Правительство РФ заложило 2,8 млрд рублей, застопорилось в середине 2021 года. Сначала федеральные медорганизации, которые только перешли на новую систему финансирования, не смогли вовремя получить средства за оказанную медпомощь из-за сбоя в системе – им пришлось временно присылать счета на бумажном носителе. Затем Счетная палата РФ заметила низкое исполнение бюджета на ГИС ОМС. На сентябрь 2021-го, выяснили аудиторы, все заключенные в 2021 году контракты на создание системы были исполнены только на 34,2%, а сумма принятых и оплаченных расходов составляла 289 млн рублей. В ФФОМС уведомили, что виной тому огрехи подрядчиков, выбивающихся из графика.
В интервью «Российской газете» в феврале 2022 года Чернякова рассказывала о совместных планах фонда и Минцифры развивать портал госуслуг в части получения сведений об оказанной по ОМС медпомощи и формирования направлений на получение лечения. Также в 2022 году планируется начать переход с физических на цифровые полисы ОМС, что Елена Чернякова также активно промоутировала, но не успела реализовать на посту председателя ФФОМС.
UPD. Вслед за Еленой Черняковой Федеральный фонд покинула ее заместитель Ольга Митрофанова, которая до прихода в ФФОМС работала в том же департаменте Минфина, что и Чернякова. Новое место работы Ольги Митрофановой не уточняется.
Подписывайтесь на наши каналы
Telegram
Telegram Live
Конституция РФ обеспечивает правом любого гражданина на бесплатную медицину. Основной инструмент получения качественной медпомощи — система ОМС.
Содержание
- Что собой представляет федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)
- Правовое регулирование
- Структурные особенности и форма управления Федерального фонда
- Виды выплат, которые осуществляет фонд
- Территориальные фонды
- Полномочия территориального фонда
- Основные задачи и функции ФФОМС
- Источники доходов и основные расходы ФФОМС
- Какими правами и возможностями обладают граждане, застрахованные в ОМС
- Что делать, если нужно обратиться в ФОМС
- Расчеты организаций с ФОМС
Что собой представляет федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)
Федеральный фонд ОМС — это некоммерческое государственное учреждение, основанное на базе имущественных взносов, которое реализует финансовую политику в области ОМС. Внебюджетная организация создана для финансирования медицинского обслуживания населения Российской Федерации. Фонд – финансово-кредитная организация, которая обеспечивает финансами затраты на медицинские услуги, оказываемые гражданам в стране.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является связующим элементом между государством и застрахованным населением РФ. Проще говоря, Фонд оплачивает медицинское обслуживание пациентов, обратившихся за помощью в лечебные учреждения, проводит аудит финансовых потоков и весь процесс медицинского страхования.
В конце 1990 г. Советское правительство решило возвратиться к страховой медицине, но только через полгода, летом 1991 г. был принят закон о государственном страховании, а сам Фонд создан лишь в начале 1993 г.
Правовое регулирование
Деятельность самостоятельной организации в области медицинского страхования регламентируют следующие нормативно-правовые документы:
- Конституция Российской Федерации ст. 41 (подготовлены изменения в эту статью, которые вступят после утверждения поправок в ГК);
- Налоговый Кодекс РФ ст. 294.1;
- Бюджетный Кодекс РФ ст. 144.
- Федеральный Закон РФ «Об ОМС» №326-ФЗ, одобренный в последней редакции в 2010 г.;
- Федеральный Закон РФ «Об охране здоровья» №323-ФЗ;
- Федеральный Закон РФ «Об основах ОСС» «265-ФЗ.
Также деятельность учреждения регулируется Постановлениями Правительства, Приказами Министерства здравоохранения, Уставом, внутренними документами, иными нормативными актами.
Структурные особенности и форма управления Федерального фонда
Коллегиальным органом управления считается Правление, состоящее из представителей государственного аппарата и общероссийских общественных структур, которое утверждается Правительством России.
Структура ФФОМС:
- председатель — 1;
- заместитель председателя — 6;
- управление ведомств — 11;
- советник председателя — 1;
- отдел защиты гос. тайны — 1;
- контрактная служба — 1;
- отдел по взаимодействию со средствами массовой информации — 1.
Распоряжением Правительства РФ председателем ФФОМС с 13.03.2020 г. назначена Чернякова Е.Е.
ФФОМС считается главной структурной единицей в системе обязательно медицинского страхования федерального значения. Далее идут территориальные организации и их филиалы. ОМС в РФ имеет двухуровневую систему:
- ФФОМС — федеральный уровень;
- ТФОМС — региональный уровень.
Виды выплат, которые осуществляет фонд
Федеральный фонд — аккумулирует в себе денежные средства, то есть формирует бюджет ОМС. Основная финансовая задача – оплата расходов за счет собственных средств, если наступил страховой случай, тем самым обеспечивая бесплатные медицинские услуги населению.
Фонд мед страхования финансирует медицинские услуги, которые оказываются населению РФ, оплачивает и контролирует механизм оказания медпомощи.
Территориальные фонды
В каждом субъекте России образован территориальный фонд ОМС, выполняющий план федерального органа и подчиняются ему. Также являются некоммерческими учреждениями, основной задачей которых является финансирование бесплатной медпомощи населению на закрепленной территории.
К основным функциям ТФОМС в структуре ОМС относятся:
- гарантия соблюдения прав граждан;
- предоставление гарантированного бесплатного медобслуживания застрахованным гражданам, если наступил страховой случай;
- создание доступных и качественных услуг;
- сбор сведений о застрахованном населении;
- проведение разъяснений среди населения.
Руководителя Территориального ФОМС назначает исполнительный орган власти соответствующего региона.
В правовом аспекте территориальные фонды опираются на Федеральный Закон РФ «Об ОМС в РФ» №326-ФЗ, Приказы Минздрава и Минздравсоцразвития, положение.
Положение разрабатывается каждым ТФОМС и содержит следующие аспекты:
- Общие сведения (полное название, адрес, правовая база).
- Задачи.
- Полномочия, функции.
- Доходы, расходы.
- Органы управления.
- Контролирующие органы.
Если Федеральный Фонд издал приказы, акты, формы отчетности, кадровую политику, проведение процедур и др., то такие требования обязательны для выполнения ТФОМС.
Полномочия территориального фонда
У ТФОМС есть ряд полномочий, которые осуществляют в качестве страховщика:
- разрабатывает региональные программы, рассчитывает тарификацию оплаты медпомощи в подведомственном регионе;
- накапливает средства, которые предназначены для устойчивого функционирования системы ОМС в регионе;
- контролирует правильность и своевременность отчисления страховых взносов;
- рассчитывает подушевые нормативы;
- рассчитывает недоимку, штрафы, пени;
- представляет в суде интересы населения, которое застраховано в СМО;
- проверяет размер, качество предоставленной медпомощи;
- проводит контроль использования средств страховой организацией и учреждения, оказывающего медпомощь.
Региональные органы государственной власти могут издавать нормативные акты, регламентирующие деятельность ТФОМС.
Основные задачи и функции ФФОМС
Фонд ОМС создан, чтобы воплотить государственные программы и выполнить следующие задачи:
- обеспечить соблюдение прав граждан на предоставление им бесплатной медпомощи за счет собственных средств;
- создавать условия для качественного медобслуживания и равенства во всех субъектах;
- накапливать средства для стабильного функционирования.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – главный финансовый инструмент, но помимо финансовой составляющей он выполняет и другие важные функции:
- контролирует ТФОМС;
- устанавливает тарифы и их размер;
- вносит предложения и разрабатывает нормативно-правовые акты;
- выполняет контроль перечисления и целевого расходования денежных средств;
- проводит анализ в системе ОМС;
- вносит предложения по усовершенствованию всей системы ОМС.
Источники доходов и основные расходы ФФОМС
Согласно ст. 26 №326-ФЗ об ОМС доход фондов формируется за счет нескольких источников:
- ежемесячное перечисление страховых взносов работодателей;
- поддержка федерального бюджета;
- начисление штрафов, пени, недоимок;
- инвестиции;
- безвозмездные поступления;
- иные источники.
Расходование средств Фонда целевое и направлено на:
- оплату медицинских услуг;
- осуществление территориальных программ ОМС в сфере здравоохранения;
- подготовку и переподготовку медицинских специалистов;
- закупку оборудования;
- закупку лекарственных средств, реактивов, сопутствующих расходных, перевязывающих материалов и др.;
- субсидирование неработящих граждан;
- финансирование государственных и целевых программ.
Трехлетний Закон о бюджете ФФОМС принимается Государственной Думой, а затем утверждается Президентом РФ.
Какими правами и возможностями обладают граждане, застрахованные в ОМС
Получить полис может абсолютной любой гражданин РФ в любой страховой компании.
Страховые компании проводят свою деятельность только при наличии лицензии на осуществление данного вида деятельности.
Застрахованное население имеет ряд прав и возможностей:
- выбирать учреждения и врача на свое усмотрение;
- получать бесплатные услуги в области здравоохранения;
- получать сведения о качестве медпомощи;
- консультироваться со специалистами;
- выбирать и менять страховую организацию;
- вправе на защиту персональных данных;
- имеют право на возмещение ущерба, нанесенного страховой организацией или медицинским учреждением;
- защищать свои права и интересы.
Получить информацию о полисе и страховой организации можно в личном кабинете портала Госуслуг.
Для выбора медицинской организации потребуется написать заявление о прикреплении к МО.
Что делать, если нужно обратиться в ФОМС
Любой гражданин имеет право обратиться в государственные органы власти всех уровней. Обращения, предложения, заявления, жалобы населения неукоснительно рассматриваются, а затем отправляется официальный ответ.
В каждом фонде проводится личный прием посетителей Председателем или его заместителем. Сведения о днях и часах приема можно узнать на сайте или по телефону фонда.
Обратиться по интересующим вопросам, получить необходимую информацию, узнать контакты можно на официальном сайте ffoms.ru или по телефону горячих линий справочной ОМС.
Для того чтобы быть в курсе всех последних изменений, новостей, введения новых тарифов и многих других информационных материалов в структуре медицинского страхования лучше почитать журнал «ОМС в РФ».
Расчеты организаций с ФОМС
Страховые взносы обязательны для работодателя. В 2020 г. работодатель отчисляет 30% от дохода своих работников в три организации:
- Фонд социального страхования — 2,9%.
- Фонд обязательного медицинского страхования — 5,1%.
- Пенсионный фонд — 22%.
ИП за своих сотрудников платят установленную сумму, меняющуюся ежегодно. В 2020 г. размер фиксированных взносов на ОМС составляет 8426,00 руб.
Существуют льготные категории организаций, отчисляющие меньший процент страховых сборов или полностью освобожденные от выплаты.
Фонды создаются для поддержки населения, а деятельность Фонда ОМС направлена на обеспечение охраны здоровья граждан, а его средства покрывают расходы на лечение. ФОМС — гарант предоставления бесплатной медпомощи населению.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )