Новое поколение ФГОС действует с 1 сентября 2022 года. Второй иностранный язык можно не учить, а от патриотического воспитания не убежать. Разбираемся, что изменилось для учеников, учителей и родителей
Что такое ФГОС и почему о них пишем
Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до МГУ. На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.
Без ФГОС система образования была бы хаотичной, ведь стандарты пришлось бы закреплять в разных законодательных актах, иногда в каждом регионе в отдельности.
Обновленные требования ФГОС для школы вступили в силу 1 сентября 2022 года и коснулись начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно). Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, уже учатся по новым стандартам.
Что касается изменений ФГОС среднего общего образования (СОО), то они вступили в силу с 23 сентября 2022 года. Коснулись в основном планируемых результатов освоения образовательной программы — предметных, метапредметных и личностных. Есть также изменения в учебном плане и в учебной нагрузке.
С января 2023 года применяются федеральные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования. Школы должны привести свои основные образовательные программы в соответствие с федеральными к 1 сентября 2023 года.
Мы изучили новые стандарты ФГОС, сравнили их со старыми и делимся основными вещами, которые стоит знать.
Какие бывают ФГОС общего образования
Для российских школ актуальны следующие документы:
- ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
- ФГОС основного общего образования (5–9-й классы);
- ФГОС среднего общего образования (10–11-й классы);
- Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Рассмотрим основные изменения подробно.
Три поколения ФГОС для школ
Кратко разберемся, как эволюционировали стандарты современного российского образования.
Первое поколение ФГОС
Введены в 2004 году. Документ назывался «Государственные образовательные стандарты». Первую редакцию критиковали за концентрацию на знаниях, а не на умении применять их тем или иным способом. Хорошим результатом считалось, когда «усвоены знания».
Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Это был важный документ, которому не хватало детализированности, поэтому вскоре его обновили.
Второе поколение ФГОС
ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).
Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». Для наглядности сравним основные отличия первого и второго стандартов ФГОС.
Позиция сравнения | Первое поколение ФГОС | Второе поколение ФГОС |
---|---|---|
Знание | Передается в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записывают | Ученик активно участвует в процессе получения знаний |
Обучение | Система знаний как бы существует в вакууме | Работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни |
Учение | Односторонняя комуникация учитель → ученик | Чтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу |
Сотрудничество | Единоличное руководство учителя | Ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения |
Третье поколение ФГОС
Если кратко, новые ФГОС 2021, скорее, обновили старые стандарты. Некоторые вещи стали необязательными, а другие были конкретизированы. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли. Рассмотрим изменения подробнее.
Новые ФГОС общего образования 2021 года: основные изменения
Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.
ФГОС третьего поколения
Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение
Посмотреть программы
Вариативность. Выражается в следующем: школы получили возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, теперь у него появились конкретные черты.
Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик. Например, в рамках предмета «Информатика» следует понимать назначение языков программирования Python, C++, Паскаль, Java и С#.
- Появление нового понятия «функциональная грамотность»
Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»
К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс органично встраиваются формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.
Чтобы функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу, выпустили специальную методичку. Подход затрагивает все уровни школы.
Единство обучения и воспитания
Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.
- Например, патриотическое воспитание
«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.
Летом 2021 года СМИ активно освещали включение воспитания патриотизма во ФГОС третьего поколения. Тогда у инициативы были только общие контуры, и родители не знали, что ждать. Теперь понятно, что патриотизм понимается как:
- интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
- ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.
Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов
Второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможностей школы.
Старые установки вынуждали преподавать второй иностранный язык по остаточному принципу, часто это было два урока в неделю. Это касалось учреждений, у которых не было возможности обеспечить большее количество уроков.
Согласно ФГОС 2021 школам разрешено не включать второй язык в программы, если для этого отсутствуют кадровые или иные условия. Относится это и к тем, кто пошел в пятый класс в 2021–2022 учебные годы.
А что с шахматами?
Никаких шахмат. Инициатива ввести обязательный предмет «Игра в шахматы» скоро отметит совершеннолетие, но никак не дойдет до реализации. Вот и новый ФГОС не содержит ни слова о них. Однако школы вольны вводить предмет по собственной инициативе.
Краткие выводы
- Проект нового ФГОС вступил в силу 1 сентября 2022 года.
- Обновленные стандарты коснулись детей, которые пошли в первые и пятые классы в сентябре 2022 года.
- Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как знания помогают в реальной жизни.
- Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.
-
Общее описание системы ФГОС
-
Виды и содержание ФГОС
-
ФГОС ДОО
-
ФГОС НОО
-
ФГОС ООО
-
ФГОС СОО
-
ФГОС ОВЗ
-
Кем разрабатываются и утверждаются ФГОС
-
Три поколения ФГОС: что меняется
-
Как применяются ФГОС на практике
-
Курсы для педагогов по ФГОС
ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они разработаны, чтобы жители и крупных городов, и небольших населенных пунктов учились по одной программе и получали равноценные знания. Объясняем, как работает система, что нового в ней и как это применять на практике.
Общее описание системы ФГОС
Образовательные учреждения России — даже частные — должны при составлении своей программы руководствоваться требованиями ФГОС. Они касаются детских садов, школ, ссузов, вузов, курсов — всех, кто руководствуется в работе законом «Об образовании» и имеет соответствующую аккредитацию. Все нюансы перечислены в статье 11 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 20.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации».
Сегодня Стандарты позволяют:
-
составлять учебники и задачи для школьных и университетских экзаменов;
-
формировать методические пособия;
-
выяснять, сколько часов потребуется, чтобы освоить ту или иную дисциплину;
-
разъяснять, что получит ученик или студент после освоения каждой ступени образования;
-
проводить аттестацию персонала учебных заведений, контролировать качество их работы.
Кроме того, в документе зафиксировано все то, что учащийся должен освоить на той или иной ступени: так, без знаний начальной школы ученик не сможет заниматься в средней, без знаний средней — в старшей.
До создания ФГОС образовательные программы по всей стране различались — выпускники школ из разных городов поступали в вуз с разными знаниями. Если в одном городе или селе выпускник получал золотую медаль, то в другом с тем же объемом знаний мог рассчитывать только на «удовлетворительный» аттестат.
Сегодня ситуация кардинальным образом изменилась. Стандарты объединяют разные программы, упорядочивают их части, вносят новое, затрагивают и такие ценности, как патриотизм, толерантность, традиции и нормы общества. ФГОС изменяются минимум раз в 10 лет.
Виды и содержание ФГОС
ФГОС ДОО
Дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) — воспитатели развивают у детей речь, должны заниматься с ними физкультурой, прививать базовые навыки самообслуживания, общения, игры в коллективе.
ФГОС НОО
Начального общего образования (1-4 класс) — здесь у детей формируются знания о языке и культуре страны, закладываются базовые математические навыки и развивается логическое мышление.
ФГОС ООО
Основного общего образования (5-9 класс) — на этом этапе у детей формируется ответственное отношение к учебе и самообразованию, экологическая культура, развитие эстетического сознания, начинается изучение литературного наследия и иностранных языков.
ФГОС СОО
Среднего общего образования (10-11 класс) — ученики должны уметь самостоятельно решать сложные задачи, понимать функции и значение различных социальных институтов, следить за своей речью, знать основы государственной системы.
ФГОС ОВЗ
Стандарты для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования.
Также разработаны госстандарты для бакалавриата, магистратуры, ординатуры — всего 12 документов.
Все ФГОС опубликованы на официальном сайте и состоят из четырех разделов:
-
Общие положения — что включено, какова цель документа.
-
Требования к результатам освоения основных образовательных программ — что после обучения должны знать и уметь учащиеся, есть ли у них собственная позиция по ключевым вопросам, умеют ли они общаться, чего достигли за время обучения.
-
Требования к структуре этих программ — как составить учебный план, что в него включить, как помочь детям учиться.
-
Требования к условиям реализации программ — какое количество пособий и книг понадобится в школе, количество учителей, хватит ли места всем ученикам в учреждении, какое оборудование необходимо.
Кем разрабатываются и утверждаются ФГОС
Разработкой Стандартов занимается Минобрнауки России совместно с учебно-методическими объединениями, образовательными, научными организациями, родителями. При формировании учитывают и положения профстандартов.
Стандарты могут разрабатывать по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. Специалисты разрабатывают проект, который направляется на рассмотрение экспертам Минобрнауки. Они размещают проект на своем портале, после чего ждут результатов независимой экспертизы, корректируют и утверждают сам проект.
Три поколения ФГОС: что меняется
Принято делить ФГОС на три поколения.
Первое поколение — 2004-2009 годы
Как таковых ФГОСов еще не было — были государственные образовательные стандарты, которые стали неактуальными, поскольку во главу угла ставился предметный результат. Личности обучающихся не уделялось никакого внимания. Основой была обязательная для изучения информация, а требования приводились как к пособиям, так и к темам внутри них.
Второе поколение — 2009-2020 годы
Эти ФГОС действовали вплоть до 2020 года. Здесь главными стали универсальные учебные навыки: самостоятельное изучение информации, коммуникация, проектная и факультативная работа. Акцент был направлен на личность ребенка, который должен уважать страну, быть терпимым, вести здоровый образ жизни.
Третье поколение — с 2021 года
Официальный переход на новые ФГОС состоится в сентябре 2021 года. Упор в них делается на уточнении требований к учащимся. До сих пор в документы включались лишь общие рекомендации: школа сама могла определять, когда и что изучать. Программы различались, и было сложно оценивать результаты: вроде бы ЕГЭ для всех один, а нужных знаний кому-то не хватает.
Требования ФГОС третьего поколения содержат:
-
четкие обязательства детского сада, школ, вузов перед учащимися и их семьями;
-
список навыков ученика в рамках школьных дисциплин — решать, доказывать, оперировать понятиями, а также рекомендации по развитию этих навыков;
-
конкретные результаты, которых должен достичь ученик, — сколько слов узнать за год, какие сочинения писать;
-
указания, какие знания в какой момент нужно освоить ребенку — причем, менять содержание тем не рекомендовано;
-
время, необходимое для реализации основных образовательных и воспитательных программ;
-
данные по коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Новые нормы предполагают, что школа учитывает особенности каждого ученика: как психологические, так и возрастные. Предполагается, что нагрузка на детей снизится. Вероятно, новые ФГОС изменят образовательную систему и конкретизируют ее задачи.
Как применяются ФГОС на практике
Чтобы соблюсти необходимые требования, школе нужно разработать основную образовательную программу (ООП) с учебным планом, программами учебных предметов, курсов, дисциплин, а также оценочные и методические материалы по ним.
Учитель должен составлять рабочую программу и проводить уроки в соответствии с требованиями ФГОС.
Для формирования программы по своему предмету учитель должен:
-
Изучить ФГОС соответствующего уровня образования для понимания того, какими знаниями должен будет обладать ученик. Узнать требования к целям программы, задачам обучения.
-
Установить порядок изучения учебного материала.
-
Распределить общее количество часов на все темы и разделы.
-
Включить в программу региональные материалы.
-
Использовать формы обучения, педагогические технологии, методы контроля.
-
В указанные сроки предоставить программу на экспертизу и согласовать ее.
ФГОС устанавливает требования и к структуре программы по учебным дисциплинам. В ней должно быть:
-
место дисциплины в общем плане;
-
содержание дисциплины или курса, а также результаты его освоения;
-
все необходимое для обучения как с методической точки зрения, так и с материально-технической стороны;
-
указано, какая литература обязательна к изучению.
Школьные уроки нужно проводить по ФГОС. Вы можете упростить свою работу и сделать себе несколько шпаргалок с их структурой. Например, на уроке усвоения новых знаний должно быть время на определение целей и задач занятия, актуализацию знаний, объяснение новой темы, проверку ее понимания, на инструкцию к выполнению домашнего задания, обсуждение урока.
Курсы для педагогов по ФГОС
Все программы в Академии бизнеса и управления системами разрабатывались в соответствии с профстандартами и требованиями ФГОС. Помимо этого, во время обучения педагогам объяснят, как применять Стандарты в работе: составлять план обучения, проводить уроки, проверять знания учеников.
Например, в Академии можно пройти программу повышения квалификации по методике преподавания биологии в условиях реализации ФГОС. За две недели педагог узнает все необходимое о преподавании, итоговой аттестации по биологии и инновационных образовательных технологиях. Учиться можно без отрыва от основной работы в любое удобное время.
Педагоги дошкольного образования тоже могут пройти обучение в Академии. Есть целый ряд программ переподготовки и повышения квалификации для воспитателей. Например, курс профессиональной переподготовки «Музыкальный руководитель» поможет получить диплом и начать работать учителем музыки в детском саду. Это позволит не только заниматься любимым делом, но и повысить свой ежемесячный доход за счет надбавок.
Академия работает по государственной образовательной лицензии. После курсов педагог получает свидетельство о должности служащего или удостоверение о повышении квалификации. Все документы об образовании вносятся в государственную систему ФИС ФРДО и позволяют устроиться на работу в любую школу или детский сад.
ФГОС как руководство к действию учителя и школы
Малинова Анна Владимировна
Начальная школа начала работает по новым стандартам. Они предъявляют новые требования к организации учебного процесса и к результатам образования. Что должно стать результатом образования школьника? Это не только знать на конкретном предметом, но и уметь применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. В соответствии с новыми требованиями мы должны перейти от идеологии преподавания – формирования основных элементов научных знаний «к идеологии» развития – раскрытия способностей каждого ученика, готового к жизни в современном мире, умело реагирующего на разные жизненные ситуации.
Такого результата можно достичь через:
— преемственность между всеми ступенями образования –готовности учителей средней школы сохранить и продолжить традиции, заложенные в обучении начальной школы.
— освоение стандарта детьми с разными возможностями, реализацию индивидуального подхода в обучении.
— В начальной школе формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю…»; «Я умею…»; «Я создаю…»; «Я стремлюсь…». Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение». 2. Регулятивные УУД — целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; оценка – выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. 3.Познавательные УУД – общеучебные, логические умения, постановка и решение проблем. 4. Логические УУД — анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез – составление целого из частей. Постановка и решение проблем.
— духовно-нравственного становления личности – например: на уроке окр. мир в течение четверти рассказывалось о бережном отношении к природе, мы проводили опыты, смотрели разные фильмы о природе, как важно любить и беречь ее. В четвертой четверти, было видно, как дети изменили отношение к самой природе. На уроке труда все с удовольствием сажали семена растений и ухаживали за ними. Ждали с нетерпением, когда прорастут ростки, ухаживали за ростками, причем не только за своими растениями, но и за растениями своих одноклассников.
2. Что изменилось в работе учителя при введении ФГОС
Имея опыт работы в школе, выпуска детей и, работая в этом году по ФГОС, отмечаю ряд изменений, которые произошли в работе с учителя. Прежде всего, необходимо было изменить методы работы на уроке. Помогли мне в этом частично курсы, а частично методички созданные по ФГОС.
Изменился учебно-методический комплект.
В учебниках появились странички для подготовки проектов по всем предметам. Например: проект «Скороговорки» в русском языке, «Загадки о цифрах» по математике. В первом классе проект делает ребенок вместе с родителем, по желанию. Моя задача: научиться работать с проектами сначала самой, а потом научиться объяснять детям, как сделать удачный проект. Прежде всего, заинтересовать ребенка выполнить проект, объяснить план действия, помочь в подготовке. Так же есть странички для любознательных, где описана дополнительная информация. Например: по русскому языку рассказывается о происхождении какого-либо слова. А в математике на этих страницах увлекательные – игровые задачки.
Ко многим учебникам есть электронное приложение и у меня появились новые задачи: — научить детей работать с интерактивной доской, для этого необходимо уметь и знать, как работать с ней самому учителю.
— правильно определять место и время на уроке, для работы с электронным приложением
— правильно выбирать упражнение, так как по каждой теме, есть множество разных заданий.
— правильно планировать форму работы с электронным приложением
— научить детей работать с электронным приложением на компьютере, чтобы они самостоятельно могли работать с ним дома.
2. Организация урока
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.
Требования к уроку |
Традиционный урок |
Урок современного типа |
Объявление темы урока |
Учитель сообщает учащимся |
Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач |
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться |
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование |
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели |
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся |
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) |
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля |
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы |
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции |
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию |
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся |
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке |
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока |
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили |
Проводится рефлексия |
Домашнее задание |
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) |
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
В предыдущем выпуске на уроках я сама объявляла тему цель, задачи урока, а сейчас стремлюсь к тому, чтобы дети сами говорит тему урока, сами формулировали, зачем нужно изучать эту тему урока. Например: зачем изучать тему «Алфавит», где пригодится, или «килограмм» зачем изучать эту тему, если ты не будешь работать продавцом, зачем нужно уметь взвешивать.
Раньше только я оценивала работу ученика на уроке. По ФГОС ребенок должен научиться оценивать себя самостоятельно, так же оценивать и деятельность своего товарища. Например: На устном счете дети осуществляют взаимопроверку, а при выполнении задания по русскому языку ставят на полях определенный символ, в зависимости от того, как ребенок справился. Если он считает, что все выполнил правильно, без ошибок, чисто и написал красивым почерком, то ставит себе на полях улыбающийся смайлик. В предыдущих классах при итоге урока я выясняла, что дети запомнили, а что нет. Теперь при итоге урока проводится рефлексия, т.е. дети выполняют небольшое задание по теме и сами выясняют, достигли ли они своей цели или нет, смогли ли они все понять или где-то есть затруднения.
При сравнении традиционного урока и современного становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь активно действует. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, мотивировать, побуждать, вдохновлять учащихся. И по-прежнему актуально приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Изменились и формы организации деятельности учащихся
Учащиеся на уроке в основном работают в группах в парах, самостоятельно. Труднее всего было научить детей работать в парах. Они не привыкли к такой форме деятельности. Им в начале казалось, что ученик должен все делать сам и ни с кем не делиться со своими мыслями. Думал, что все вокруг списывают, не правильно думают и вообще мешают. Но как оказалась, что на самом деле это не так и работать в паре намного легче. Что сосед по парте не враг, который хочет навредить, а товарищ, который хочет помочь. Можно с ним посоветоваться, поделится с мыслями, и выбрать оптимальный вариант для выполнения задания, который, как показывает практика, оказывается верным.
И снова о результатах.
Результаты работы учителя и школы – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (итоговая диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников.
Изменились так же система контроля. В этом году дети писали 3 диагностические работы (входная, промежуточные и итоговые). В каждой работе — нестандартные задания. Например: по математике задачу помимо того, что ее нужно решить, необходимо так же дополнить условие (дописать вопрос, так, что бы задача решалась в 2 действия).
Дети в этом году обязательно должны вести портфолио. Но помимо этого, учитель тоже ведет портфолио на каждого ребенка, где складывает все достижения ученика: диагностические работы, доклады, контрольные работы и др. Это дает объективную оценку по каждому ученику – с чем он пришёл в 1 классе и чему научился. Каких успехов он достиг, какие трудности в учебе он испытывал? Какую индивидуальную, коррекционную работу необходимо провести учителю?
3. Задачи, которые решает учитель для достижения результата.
Учитель должен планировать урок таким способом, что бы:
В течение ещё трёх лет предстоит большая работа по внедрению ФГОС, но начало уже положено.
Обновленный ФГОС
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ- ОБЩИЙ ОБЗОР ВНЕДРЕНИЯ ОБНОВЛЁННЫХ ФГОС НОО И ООО с 01.09.2022 г.
Министерством просвещения РФ утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее- ФГОС) начального общего и основного общего образования ( далее- НОО и ООО соответственно):
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»
Обновлённая редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании школами программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.
Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в 1-8 классы в 2022 году, будут учиться уже по обновлённым ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по обновлённым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей)
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
ОБНОВЛЁННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОО И ООО: ОБЗОР 18 КЛЮЧЕВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ И НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
1.Вариативность
Обновлённые ФГОС НОО и ООО закрепляют требования, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.
Первый- в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.
Второй- школа может разрабатывать и реализовывать программы углублённого изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии.
Третий способ- школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
Вариативность даёт школе возможность выбирать, как именно формировать Программы НОО и Программы ООО. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.
Пункт 6. Приказа № 286 Министерства просвещения России от 31.05.2021 г. ФГОС НОО
Вариативность содержания программ начального общего образования обеспечивается во ФГОС за счёт:
1) требований к структуре программ начального общего образования, предусматривающей наличие в них : единиц(компонентов) содержания образования, отражающих предмет соответствующей науки, а также дидактические особенности изучаемого материала и возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня подготовки (далее-учебный предмет);
целостной, логически завершенной части содержания образования, расширяющей и углубляющей материал предметных областей, и (или) в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета (далее-учебный курс);
части содержания образования, в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета или учебного курса либо нескольких взаимосвязанных разделов (далее- учебный модуль).
2) возможности разработки и реализации Организацией программ начального общего образования, в том числе предусматривающих углублённое изучение отдельных учебных предметов;
3) возможности разработки и реализации Организацией индивидуальных учебных планов, соответствующих образовательным потребностям и интересам обучающихся.
ФГОС предусматривает возможность для Организаций, являющихся частью федеральной или региональной инновационной инфраструктуры, самостоятельно выбирать траекторию изучения предметных областей и учебных предметов, учебных курсов( в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, обеспечивая при этом соответствие результатов освоения выпускниками программы начального общего образования требованиям, предъявляемым к уровню начального общего образования.
Пункт 5. Приказа № 287 Министерства просвещения России № 287 от 31.05.2021 г. ФГОС ООО
Вариативность содержания программ основного общего образования обеспечивается во ФГОС за счет:
1) требований к структуре программ основного общего образования, предусматривающей наличие в них:
единиц(компонентов) содержания образования , отражающих предмет соответствующей науки , а также дидактические особенности изучаемого материала и возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня подготовки(далее-учебный предмет);
целостной, логически завершенной части содержания образования, расширяющей и углубляющей материал предметных областей, и(или) в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета(далее-учебный курс);
части содержания образования, в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета или учебного курса либо нескольких взаимосвязанных разделов (далее-учебный модуль)
2) возможности разработки и реализации Организацией программ основного общего образования, в том числе предусматривающих углублённое изучение отдельных учебных предметов;
3) возможности разработки и реализации Организацией индивидуальных учебных планов , соответствующих образовательным потребностям и интересам обучающихся.
ФГОС предусматривает возможность для Организации, являющейся частью федеральной или региональной инновационной инфраструктуры, самостоятельно выбирать траекторию изучения предметных областей и учебных предметов, учебных курсов(в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, обеспечивая при этом соответствие результатов освоения выпускниками программы основного общего образования требованиям, предъявляемым к уровню основного общего образования.
2. Планируемые результаты
В обновлённых ФГОС подробнее описывают результаты освоения ОПП НОО и ООО-личностные, метапредметные, предметные.
Предметные результаты
Обновлённые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Например, во ФГОС НОО конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ- «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики».
Во ФГОС ООО отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история».
На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Это учебные предметы «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология».
Обратите внимание, что предметные результаты в новых ФГОС не согласовываются с требованиями концепций преподавания физики, астрономии, химии, истории России. Поэтому учителям придется в своих рабочих программах одновременно учитывать и требования ФГОС, и требования концепций. Еще сделали уточнение, что школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения, независимо от содержания примерных ООП.
3. Метапредметные и личностные результаты.
Обновленные ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам. Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
— гражданско-патриотическое;
-духовно-нравственное;
— эстетическое;
-физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
-трудовое;
-экологическое;
-ценность научного познания.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
— овладение универсальными учебными познавательными действиями-базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
— овладение универсальными учебными коммуникативными действиями- общение, совместная деятельность;
— овладение универсальными учебными регулятивными действиями- самоорганизация, самоконтроль.
В прежних ФГОС (2009 и 2010 годов) личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых — каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация»,- это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях. Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания.
4. Пояснительная записка к Программе.
Раньше содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО. Теперь требования стали едиными. На уровне НОО указывать в записке состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности не нужно. А на уровне ООО необходимо добавить общую характеристику программы. Также в пояснительных записках к ООП НОО и ООО необходимо прописать механизмы реализации программы.
5. Содержательный раздел Программ
Изменили требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Еще дополнили содержательный раздел НОО и ООО рабочими программами учебных модулей.
В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО и ООО должен содержать:
-рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
— программу формирования УУД;
— рабочую программу воспитания.
Также в содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ.
6. Рабочие программы педагогов
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий.
7. Рабочая программа воспитания
Внесли изменения в структуру рабочей программы воспитания. Обновленные ФГОС конкретизируют содержание календарного плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел Программ НОО и Программ ООО. Он должен содержать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие.
Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для НОО может, но не обязана включать модули, и описали, что еще в ней может быть (ФГОС НОО). Для ООО модульная структура также стала возможной, а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания. Так, она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей (ФГОС ООО).
8. Программа формирования универсальных учебных действий
По обновленному ФГОС ООО нужно разрабатывать программу формирования УУД, а не программу развития УУД, как это было раньше. То есть теперь программа имеет одинаковое название на уровнях НОО и ООО : «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся».Требований к программе формирования УУД стало меньше. Для уровня ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.
Для ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества (п.32.2 ФГОС ООО)
9. Предметные области и предметы
В предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика». Также изменили структуру предметной области «Общественно-научные предметы». Теперь учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». В предметную область «ОРКСЭ» и «ОДНКНР» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно-подготовить заявление (п.32.1 ФГОС НОО, п.33.1 ФГОС ООО). Форма такого заявления не утверждена, школа вправе разработать шаблон самостоятельно.
Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО
Теперь изучение родного и второго иностранного языка можно организовать , если для этого есть условия в школе (Для Организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей Организации и по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся пункт 32.1 ФГОС НОО, пункт 33.1 ФГОС ООО).
Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого Организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в Организации необходимых условий- п.33.1 ФГОС ООО.
При этом также надо получить заявления родителей. Если ранее в школе не получали таких заявлений, нужно будет их собрать (п.33.1 ФГОС ООО)
10. Объем урочной и внеурочной деятельности
ФГОС НОО(2009 года): 2904- ФГОС НОО(обновленный ФГОС-2021): 2954-
минимум, 3345-максимум минимум, 3190-максимум (п.32.1 ФГОС НОО)
ФГОС ООО(2010 года): 5267- ФГОС ООО(обновленный ФГОС-2021): 5058-
минимум, 6020- максимум минимум, 5549-максимум (п.33.1 ФГОС ООО)
Уменьшили объем внеурочной деятельности на уровне НОО. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года.
11. Особенности обучения детей с ОВЗ
В разделе «Общие положения» указали, что ФГОС НОО не нужно применять для обучения детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями. Адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него внесли вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. При этом для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо внести адаптивную физкультуру. Если школа увеличивает срок освоения адаптированной программы до шести лет, то объем аудиторных часов не может превышать 6018.
12. Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий
Старый ФГОС 2009 и 2010 годов таких требований не устанавливал. Теперь обновленный ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом, если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.
13. Деление учеников на группы
Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. При этом учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей (ФГОС НОО, ФГОС ООО)
14. Информационно-образовательная среда
Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п.34.3 ФГОС НОО, п.35.3 ФГОС ООО)
15. Оснащение кабинетов
Обновленные ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественнонаучного цикла нужно оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования (п.36 .3 ФГОС ООО)
16. Обеспечение учебниками
Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебника в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию (п.36. 1 ФГОС НОО, п.37.3 ФГОС ООО)
17. Психолого-педагогические условия
В обновленных ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п.37 ФГОС НОО, п.38 ФГОС ООО)
18. Повышение квалификации педагогов
Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании ФЗ-273 эта норма по-прежнему закреплена, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он должен это делать(п.38.2 ФГОС НОО, п.39.2 ФГОС ООО)
https://edsoo.ru/
Примерные рабочие программы https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm
Конструктор учебных программ https://edsoo.ru/constructor/
Учебные предметы https://edsoo.ru/study-subject/
Типовой комплект методических документов: https://edsoo.ru/Tipovoj_komplekt_metodich_16.htm
Всероссийские просветительские мероприятия
- «Обновление содержания и методик преподавания предметов естественнонаучного общего образования», 26.05.2021г.
- «Обновление содержания и методик преподавания предметов «Русский язык» и «Литература», 29.06.2021 г.
- «Обновление содержания и методик преподавания предметной области «Общественно-научные предметы», 01.10.2021 г.
- «Обновление содержания и методик преподавания предметной области «Математика и информатика», 27.10.2021 г.
- «Обновление содержания и методик преподавания предметов в начальной школе», 01.12.2021 г.
Семинары
- Семинар по вопросам проведения апробации Примерной рабочей программы ООО предмета «Русский язык», 21.12.2021 г.
- Семинар по вопросам проведения апробации ПРП ООО предмета «Математика», 07.12.2021 г.
- Семинар по вопросам проведения апробации Примерных рабочих программ НОО по математике, 23.11.2021 г.
- Семинар по вопросам проведения апробации Примерных рабочих программ НОО по предметам «Русский язык», «Родной язык (русский)», 09.11.2021 г.
- Семинар по вопросам проведения апробации Примерных рабочих программ, 20.10.2021 г.
- Семинар по функциональной грамотности ФГБНУ «ИСРО РАО», 24.09.2021 г.
- Семинар по апробации примерных рабочих программ, 15.09.2021 г.
- Предметная секция «Русский язык и литература», «История и иностранный язык» в рамках семинара, 13.09.2021 г.
Методические видеоуроки
Методические видеоуроки для педагогов, разработанные в рамках проекта «Обновление содержания общего образования» в соответствии с обновленными ФГОС начального и основного общего образования.
Видеоуроки-результат совместного труда учителей-практиков и специалистов в области теории и методики обучения и воспитания.
Ссылка на весь перечень видеоуроков(единое содержание общего образования)-
https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
Сопровождение внедрения обновлённых Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования 2021 год.
Выступление заместителя Министра просвещения Российской Федерации А. В. Зыряновой на семинаре «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы», посвященный вопросам сопровождения внедрения обновленных ФГОС 07.09.2021 г.
Уважаемые коллеги!
Иститут стратегии развития образования РАО по заданию Минпросвещения России разработал проекты примерных основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в соответствии с обновленными федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования.
Приглашаем Вас к обсуждению разработанных проектов!
Примерная основная образовательная программа Начального общего образования.pdf
Примерная основная образовательная программа Основного общего образования.pdf
ДОКУМЕНТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВВЕДЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕХОДА НА ОБНОВЛЁННЫЕ ФГОС-2021
- Письмо Министерства просвещения РФ № 03-1899 от 11 ноября 2021 г. Об обеспечении учебными изданиями обучающихся в 2022/23 учебном году
- Письмо Министерства просвещения РФ от 31 августа 2021 г. № 03-1420 “Об изучении учебного предмета «Второй иностранный язык»
ДОКУМЕНТЫ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ВВЕДЕНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕХОДА НА ОБНОВЛЁННЫЕ ФГОС-2021
- Научно-методическое сопровождение обновленных ФГОС (В.С. Басюк)
- Научно-методическое сопровождение ФГОС (Т.В. Суханова)
- Обновленные ФГОС НОО, ООО: содержание, механизмы реализации (Д.А. Метелкин)
- Информационно-методическое письмо о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования