Философия это руководство к жизни

Скромная девица, благоразумная супруга, заботливая мать стоят гораздо выше всех философов в юбке, всех героинь романов, единственное занятие которых убивать людей стрелами своего ума и взглядом своих прекрасных очей.

Философия — тоска по родине, желание везде быть дома.

ФИЛОСОФИЯ — это маловразумительные ответы на неразрешимые вопросы.

У мира — две оси: любовь и голод. Любовь и голод — основа всего человеческого бытия.

Философская мудрость века настоящего становится всеобщим здравым смыслом века последующего.

Краткие изречения врезываются в умы людей, пускают корни, дают цветы, приносят плоды и не перестают оказывать действие.

Философ — глупец, мучающий себя всю жизнь в чаянии, что о нем будут говорить после смерти.

Даже подделываться под мудрость — уже философия.

Видеть и чувствовать — это быть, размышлять — это жить.

Всё, что действительно существует, существует с безусловной необходимостью и с безусловной необходимостью существует именно так, как существует; оно не могло бы не существовать или быть иным, чем оно есть.

История и философия имеют следующее различие: история рассказывает о вещах, которые никто не знает, словами, которые знают все, в то время как философия повествует о вещах, всем известных, словами, которых никто не знает.

Ни мудрецы, ни невежды философией не занимаются. Занимаются ею те. кто находится посредине между мудрецами и невеждами.

Философия есть общее духовное состояние; философские рассуждения, которые не могут быть поняты каждым образованным человеком, не стоят потраченной на них типографской краски. Что ясно мыслится, то может быть сказано так же ясно и без околичностей.

При определенных условиях философский камень становится булыжником.

Сообразовать философию с видами властей и делать ее орудием для добывания денег и должностей, по-моему, все равно, что причащаться с целью утолить голод и жажду.

То, что составляет специфику всякого бытия и действия, не исчерпывается мышлением, но остается ему совершенно недоступным,

Отчасти подлинную сущность бытия скрывают непосредственные способы его проявления.

Собирают философские камни часто одни, а разбрасывают их другие.

Афоризм — поэзия философии.

Бытие мира разумеется само собой прежде всего прочего.

Нет лучшего доказательства того, что человек не философ и не мудрец, как то обстоятельство, что он хочет всю свою жизнь сделать мудрой и философской.

Я различаю среди философствующих два сорта людей: одни всегда размышляют о своей защите, другие о нападении на своих врагов.

Когда я самостоятельно открыл мысли, уже высказанные великими философами, это отнюдь не возвысило меня в собственном мнении, а, напротив, уронило их. Что это — мания ничтожества или мания величия?

Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости…

Одни философы заблуждаются, а другие изучают их заблуждения.

Ничто существующее исчезнуть не может — так учит философия; и потому несовместно с Вечною Правдой доносить о пропавших без вести!

ФИЛОСОФИЯ — это руководство к жизни.

Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией.

Философы утверждают, что они ищут; стало быть, они еще не нашли.

Философ легко торжествует над будущею и минувшею скорбями, но он же легко побеждается настоящею.

У мира — две оси: любовь и голод. Любовь и голод — основа всего человеческого бытия.

Философствовать — значит всё ещё быть заодно с миром.

Даже подделываться под мудрость — уже философия.

Поскольку философия не есть познание по закону основания, а есть познание идей, она должна быть отнесена к искусству; поскольку же она излагает идею абстрактно, а не интуитивно, — она может считаться знанием, наукой. Но, строго говоря, философия есть среднее между наукой и искусством или нечто соединяющее их.

Никто не может уйти от впечатлений окружающего; и то, что называют новой философией или новой религией, это обыкновенно не столько создание новых идей, сколько новое направление, которое дают идеям, уже обычным среди современных мыслителей.

Философия — тоска по родине, желание везде быть дома.

Стены иногда украшают изречениями, но не теоремами механики.

Всё, что отжило, является необходимой пищей для новых видов бытия.

В сущности, философия — это когда один философ доказывает, что все остальные философы — болваны. Обычно он убеждает нас в этом, а заодно и в том, что и сам он из их числа.

Собирают философские камни часто одни, а разбрасывают их другие.

Философы всегда имеют заднюю мысль.

Бог создал человека по своему подобию, сказано в Библии. Философы делают все наоборот: они создают Бога по своему подобию.

Ни один философ не мог согласовать государственные принципы с моралью; и никто не сумел предложить лучшие принципы, которые не противоречили бы человеческой природе.

Философствовать означает: отвлечение и размышление, познание и разумение самих себя и удовлетворение процессом познания. Вот три предмета философского исследования! Первый из них есть орудие второго и третьего; второй составляет ближайшую цель нашей науки, а третий — отдаленную, но высочайшую.

Все мы философы для других, но не для себя; в момент, когда мы начинаем чувствовать, мы перестаем предаваться мудрым размышлениям.

История философии есть история великих философов — это культ героев.

Дети — единственно смелые философы. И смелые философы — непременно дети.

Философия — маршрут из многих дорог, ведущих из ниоткуда в никуда.

Ничто не возникает из небытия.

С тех пор, как экзистенциалисты открыли, что человек смертен, нас уже трудно чем-нибудь удивить.

Философы больше заслуживают названия анатомов, чем врачей: они вскрывают, но не излечивают.

Направо поехать — женатому быть, налево убитому быть. Средней дороги философ никогда не избирает, богатство ему не нужно, он не знает, что делать ему с деньгами.

Философия — это взгляд на борьбу духа с материей.

Племя философов и каждый философ в частности суть как бы невольные мученики человеческой жажды истинного. … Человек находится в состоянии движения; его способности — в состоянии развития; зависимо от сего развития и вместе с ним возрастает и стремление к большей точности в мыслях, к большей ясности ведения. Поднимаясь и одною ступенью выше в своем умственном развитии, человек делает уже новые вопросы, видит открытым пред собою новое и всегда обширнейшее поле исследования. Будем в бесконечность восходить в разумении истины, хотя бы уразуметь её в почастном её составе не удалось нам никогда! Полное созерцание истины есть состояние покоя; им может наслаждаться одно божество; тварь вся призвана к движению, ей дано только приближаться к тому покою; её ещё ждёт священная суббота!

Мы не можем видеть всё не потому, что наш кругозор ограничен, а потому что нам не нужно всё видеть.

Философия одного столетия — это здравый смысл следующего века.

Философы превосходят остальных людей тем, что, если все законы уничтожатся, философы одни будут жить по-прежнему.

Скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием.

Философы, как и археологи, производят раскопки в труднодоступных местах модели истории.

Наука про право — это часть философии.

Философия не признает иного счастья, кроме себя, счастье в свою очередь не признает никакой философии, кроме себя; таким образом и философ счастлив, и счастливец считает себя философом.

Все философы — мудрецы в своих сентенциях и глупцы в своем поведении.

Науки и искусства обязаны своим происхождением нашим порокам; мы бы меньше сомневались в их достоинствах, если бы своим происхождением обязаны они были нашим добродетелям… Не будь людской несправедливости, зачем понадобилась бы нам юриспруденция? Что сталось бы с историей, если бы не было ни тиранов, ни войн, ни заговорщиков?.. Неужто мы созданы для того, чтобы умереть прикованными к краю колодца, в котором скрылась истина? Одно только это соображение должно было с первых шагов отпугнуть всякого человека, который всерьез стремился бы просветиться, изучая философию.

Философ — тот, кто, не хвастая, обладает той мудростью, которой, хвастая, не обладают другие.

Кто не видит суеты мира, тот суетен сам. Насмехаться над философией — это действительно философствовать.

Философ — человек, который формулирует свои предрассудки и систематизирует свое невежество.

Еще не было никогда философа, который мог бы терпеливо выдерживать зубную боль.

Божественная философия! Ты не сурова и не суха, как думают глупцы, но музыкальна ты, как лютня Аполлона! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.

Философия открывает человеку убежище, куда ни проникает никакая тирания, долину внутреннего мира, лабиринт сердца, и это раздражает тиранов.

Ничто не подтачивает философские воззрения успешнее, чем эклектизм.

Философия — это то, чем занимаются философы (когда они занимаются философией!)

Нельзя представить небытие лягушки, не представив лягушку.

Связь человека с бытием темна.

На философа можно положиться только в одном — в критике других философов.

Он годится, чтобы дробить философские камни.

Нет у человека иной причины философствовать, кроме стремления к блаженству.

Философия — это руководство к жизни.

Поверхностность в философии склоняет человеческий ум к атеизму, глубина — к религии.

Философия — любовь к пустоте.

На вечные вопросы обычно даются временные ответы.

Торжество над самим собой есть венец философии.

Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией.

Основной вопрос философии: что первично, жизнь или кошелек?

С возрастом плотское сменяется духовным: одни ударяются в философию, другие — в религию.

Философ только тот, который спустил до своего уровня высшее и который до того же уровня поднял низшее, тот, который чувствует себя равным и братом всего живущего.

Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которые делают человека лишь педантом, а в использовании фактов, которые делают его философом.

Прежде всего я хотел бы выяснить, что такое философия… Слово философия обозначает занятие мудростью и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек; это же знание, которое направляет самую жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках.

Философия есть у каждого, даже у того, кто не знает этого слова.

Философия каждой специальности основана на связи последней с другими специальностями, в точках соприкосновения которых её и нужно искать.

Учение о всеобщей целесообразности мира может быть источником одного недоумения.

Что же такое философия сегодня, если не критическая работа мысли над самой собой?

Сообщить друзьям о публикации «Философия. Заслуживающие одобрения высказывания о философии» и почитать Шикарные цитаты о нравственности: Нравственность народов зависит от уважения к женщине.

ФАМИЛЬНОЕ ДРЕВО — дерево, на котором ветви
столь неинтересны, что они вынуждены хвастать о своих корнях. Герберт
Прочноу

ФАНТАСТЫ -это люди, которым не хватает
фантазии, чтобы понять действительность. Габриэль Лауб
ФИЛОСОФ — расширитель проблем. Александр
Селезнев

ФИЛОСОФИЯ — это маловразумительные ответы на
неразрешимые вопросы. Генри Адам

ФИЛОСОФИЯ — это приправа, без которой все
блюда кажутся безвкусными, но которая сама по себе не годится для пищи. Жозеф
Эрнест Ренан

ФИЛОСОФИЯ — это руководство к жизни. Пулла
Раджу

ФИЛОСОФИЯ — познание посредством понятий.
Георг Гегель

ФИЛОСОФ — тот, кто, не хвастая, обладает той
мудростью, которой, хвастая, не обладают другие. Луций Сенека

ХАРАКТЕР — знать, чего не хочешь.
Александр Круглов

ХИРУРГ — человек, заранее умывающий руки.
Неизв.

ХЛАДНОКРОВИЕ — умение не отчаиваться, если с
ближним стряслась беда. Неизв.

ХОЛОСТЯК — человек, который никогда не делает
одну и ту же ошибку однажды. Эд Винн

ХОЛОСТЯК — тот, кто никогда и никому не
должен объяснять, почему у него на носовом платке следы губной помады.
Леонард Левинсон

ХРАБРЕЦ — это человек, который мало дорожит
своей жизнью и еще меньше — чужой. Поль Декурсель

ХУДОЖНИК — тот, кто видит вещи не такими,
каковы они, а такими, каков он сам. Неизв.

ХУДОЖНИК — это человек, носящий берет.
Жюль Ренан

ХУДОЖНИК -профессиональный эксгибиционист.
Винсент Ван Гог

ЦЕЛЬ — это путь во времени. Карл
Ясперс

ЦЕНИТЬ — чувствовать, что достойно
любви, не полюбив. Александр Круглов

ЦЕННОСТЬ — то, чему нет цены. Александр
Круглов

ЦЕРКОВЬ — это место, где джентльмены, никогда
не бывавшие на небесах, расхваливают их перед людьми, которые никогда туда не
попадут. Генри Менкен

ЦИВИЛИЗАЦИЯ — прогресс в сторону общества
уединенности. Все существование дикаря публично и управляется законами его
племени. ЦИВИЛИЗАЦИЯ — это процесс освобождения человека от человека. Эйн
Рэнд
ЦИНИЗМ — это, в конце концов, закисший
идеализм. Уил Герберг

ЦИНИК — человек, знающий всему цену, но не
знающий ценности. Оскар Уайльд

ЦИТАТЧИК — человек, употребляющий чужие слова
для подтверждения чужой мысли. Неизв.

ЧЕЛОВЕК — единственное животное, которое
краснеет. Или нуждается в этом. Марк Твен
ЧЕЛОВЕК — индивидуальное животное,
способности которого ограничены, желания же бесконечны. Уильям
Гэзлитт

ЧЕЛОВЕК — свой злейший враг. Марк Туллий
Цицерон

ЧЕЛОВЕК — существо, которое охотнее всего
рассуждает о том, в чем меньше всего разбирается. Станислав Лем

ЧЕЛОВЕК — существо, сделанное в конце
недельной работы, когда Бог уже устал. Марк Твен
ЧЕЛОВЕК — это существо, ищущее причин.
Георг Лихтенберг

ЧЕЛОВЕК — душонка, обремененная трупом.
Эпиктет

ЧЕЛОВЕК — это единственное существо, которое
боится быть тем, что оно есть. Альбер Камю

ЧЕЛОВЕКОНЕНАВИСТНИЧЕСТВО — плевок в зеркало.
Неизв.

ЧЕСТНОСТЬ — этого когда думаешь сказать одно,
а говоришь правду. Александр Перлюк

ЧЕСТОЛЮБИЕ — непреодолимое желание
подвергнуться поруганию врагов при жизни и издевкам друзей после смерти.
Амброз Бирс

ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА
уверенность в том, что пока никого ни в чем нельзя заподозрить. Генри
Менкен

ЧУДО — событие, описанное людьми, услышавшими
о нем от тех, кто его не видел. Элберт Хаббард

ШКОЛА — это заведение, где детей учат нужному
и ненужному вперемешку, всячески мешая им отличать одно от другого. Виктор
Кротов

ШОФЕР — человек, достаточно ловкий, чтобы
водить машину, и достаточно умный, чтобы ее не иметь. Леонард Левинсон

ЭГОИЗМ — это не значит жить так, как хочешь,
это требование к другим жить так, как вы этого хотите. Оскар Уайльд

ЭКОНОМИСТ — это специалист, который назавтра
узнает, почему не произошло то, что он предсказывал вчера. Эрл
Уильсон

ЭКОНОМИСТ — это человек, который знает о
деньгах больше, чем те, кто их имеет. Неизв.

ЭКОНОМИЯ — искусство тратить деньги, не
получая от этого никакого удовольствия. Арман Салакру

ЭКСПЕРТ — это человек, который перестал
мыслить, потому что он знает. Франк Райт

ЭКСПРОМТ — произведение искусства,
вынашиваемое так долго, что появляется на свет уже готовым. Александр
Круглов

ЭЛЕГАНТНОСТЬ — массовая уличная форма
красоты. Неизв. (прислал А.Алисов)

ЭМАНСИПАЦИЯ — это когда к женским
недостатками прибавляются мужские. Аркадий Давидович

ЭРУДИЦИЯ — пыль, вытряхнутая из книги в
пустой череп. Амброз Бирс

ЭСТЕТ — это человек, который достаточно
сложен, чтобы восхищаться хорошей картиной, но недостаточно прост, чтобы ее
любить. Гилберт Честертон

ЭТИКА — цемент науки. Гарри
Абелев

ЭТИКЕТ — это когда зевают с закрытым ртом.
Неизв.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ — проницательная лень. Дэвид
Данхэм

ЮБИЛЕЙ — это ворота, распахнутые человеческой
глупости. Хулио Кортасар

ЯСНОСТЬ — лучшее украшение истинно глубокой
мысли. Люк Вовенарг

А-ВГ-Ж
З-КЛ-Н
О-Р | C-У
 | Ф-ЯВСЕ

скачать
бесплатно электронную книгу с афоризмами!

Сегодня в восприятии многих философия является неким пустым умствованием, оторванным от жизни. И далеко не каждый знает, что философия — одна из важнейших наук, связанная со всеми отраслями знания. Каковы же были исторические пути её развития и прикладное значение? Об этом — в статье Виктории Гриценко.

«Философы лишь различным образом объясняли мир, дело же состоит в том, чтобы его изменить», – писал Карл Маркс в одиннадцатом тезисе о Фейербахе. Философия, по определению, – наука о всеобщем и бесконечном. Так какое же отношение она имеет к практике, тем более – к изменению мира?

Философия возникла в силу трёх причин. Первая – онтологическая – связана с двумя фундаментальными сущностными свойствами человека: трудом и сознанием. Для того чтобы жить собственно человеческим, преобразующим, а не животным, приспособительным, способом, необходимо, во-первых, постоянно практически взаимодействовать с окружающим миром, во-вторых, активно познавать его, причём познавать адекватно и правильно.

Вторая – гносеологическая – проистекает из самой сущности человеческого интеллекта. Обезьяна мыслит конкретно-чувственными образами и улавливает простые связи вещей – человек мыслит абстрактными понятиями и сплетает их в суждения, умозаключения, логические построения, выстраивает причинно-следственные связи. Абстрактные понятия фиксируются терминами, язык становится непосредственной действительностью мысли.

Первые две причины являются необходимыми, но недостаточными для появления философии. Только когда общество начинает делиться на классы, когда класс-труженик (рабы) создаёт столько прибавочного продукта, что способен обеспечить им не только себя, но и нетрудящийся класс (рабовладельцев), рождается последняя – социальная – причина появления философии.

Философия древних греков предельно абстрактна и космоцентрична. Почему так? – Потому что вырабатываемые веками абстракции: «первоначало», «сущность», «бытие», «движение», «причина» – с одной стороны, всеобъемлющи, с другой – предельно просты и бессодержательны. Они, подобно геометрии Эвклида, применимы ко всему сущему и в то же время ничего не объясняют. На первый взгляд может показаться, что споры о том, что лежит в основе мира: материя или идея, – лишены всякого смысла и представляют собой в лучшем случае зарядку для ума, но на деле всё куда сложнее. Милет, крупный ионийский торговый город, место пересечения разнообразных народов, ремёсел и культур, не случайно стал родиной материализма – философского направления, стремящегося объяснить мир из него самого, без всяких посторонних прибавлений. Элея, город холёных и изнеженных рабовладельцев Великой Греции, породила идеализм – философское направление, согласно которому, первичен бог, дух, идея, в общем, нечто нематериальное и полностью не познаваемое.

С тех пор история философии – это история борьбы двух направлений. Борьбы не только теоретической, но и практической, зачастую кровавой. Платон просил своих учеников искать и сжигать труды Гераклита и Демокрита, в Средние века христиане гноили в темницах и сжигали уже самих философов – даже не материалистов, а тех, кто пытался мыслить хоть чуточку самостоятельно, хоть на шаг отойти от догматов церкви. Одна из последних жертв средневекового религиозно-философского мракобесия – Джордано Бруно – блестящий мыслитель, впервые со времён античности дерзнувший заговорить о множестве звёздных систем, о множестве миров и самозабвенно отвергавший теорию двойственности религиозной и научной истины. Восемь лет пыток и костёр – вот расплата за стремление приблизиться к разгадке тайн Вселенной.

Сменяли друг друга эпохи, вместе с ними меняли свою форму материализм и идеализм. Философам-материалистам мы обязаны открытием индуктивного и экспериментального методов в науке, идеалистам – открытием метода дедукции и принципа сомнения. Но нельзя не подчеркнуть, что именно с материализмом связаны крупнейшие открытия в науке, создание механистической и эволюционной картин мира, первых утопических и прекрасных в своей наивности социалистических проектов.

Три крупнейших открытия в естествознании подготовили благодатную почву для научной философии. Законы сохранения вещества и энергии подтвердили концепцию единства и материальности мира, открытие клетки позволило понять преемственность и единство происхождения живой материи, теория Дарвина доказала эволюционный характер развития видов, манифестировала глубокое родство человека и мира и закономерный характер антропосоциогенеза. Диалектический материализм вырос, прежде всего, как творческое обобщение новых открытий в конкретных науках, но и, конечно, как продуктивная переработка диалектики Г.В.Ф. Гегеля и материализма Л. Фейербаха. Английская классическая политэкономия (трудовая теория стоимости) легла в основу материалистического понимания истории.

История человеческой мысли выработала три критерия научности. Первый – опора на достаточную эмпирическую базу. Всякому понятно, что, для того чтобы сделать правильное заключение о какой-либо области действительности, необязательно перебирать абсолютно все объекты из этой области, достаточно репрезентативной выборки. Хороша была бы физика, если бы ей потребовалось перебрать все электроны во Вселенной, чтобы ответить на вопрос о сущности и свойствах электрона. Для философии достаточной эмпирической базой выступает вся система фундаментальных наук: физика, химия, биология, социальные науки. Это не означает, что философ должен уметь решить любое физическое или химическое уравнение. Философия аккумулирует важнейшие достижения конкретных наук под углом зрения её собственного предмета – мира, общества, человека.

Второй – наличие метода, адекватного изучаемому предмету. Коль скоро предмет философии – не что иное, как мир в целом, то и метод её должен быть глобальным, схватывающим всё многообразие сущего. При этом адекватный самому миру метод обязан уметь разворачивать, конкретизировать это многообразие. Объяснение мира из него самого обязательно должно быть дополнено соответствующим пониманием его развития.

Третий – самый сложный – критерий практической проверки. Если проверка выводов конкретных наук осуществляется достаточно быстро, в ходе наблюдения за изучаемым предметом или эксперимента с ним, то философские выводы напоминают обывателю спор про курицу и яйцо. И уж точно мало кто сможет сходу доказать, что мир материален, что он развивается, что в природе и обществе действуют пресловутые три закона диалектики. Ибо для философии практика – вся история мира и человеческого общества, но, впрочем, отдельные заключения могут быть подтверждены в течение каких-то столетий и тысячелетий. Всеобщий закон капиталистического накопления, открытый Марксом, не устают подтверждать учёные – лауреаты Нобелевской премии по экономике, изучающие мировое неравенство: Дж. Стиглиц [1], П. Кругман [2] – а также результаты исследований программы ООН «Millennium Development Goals» [3]. Гипотеза Ленина о неисчерпаемости электрона (не в смысле деления электрона на кварки, а в том смысле, что он не простейшая первочастица, из которых всё состоит) подтверждается на протяжение всего ХХ века интереснейшими открытиями в физике.

Советский диалектический материализм совершил ещё один крупный шаг в развитии научной философии. Ряд философов-диаматчиков поставили задачу перехода от абстрактно-всеобщих (т.е. предельно абстрактных) понятий, логики и смысла к конкретно-всеобщим (т.е. всеобщим, включившим особенное, конкретное и, в перспективе, единичное). Пермская университетская школа научной философии, возглавляемая профессором В.В. Орловым, отталкиваясь от «Диалектики природы» Энгельса, предложила концепцию единого закономерного мирового процесса [4]. В этой концепции мир предстаёт как последовательность форм материи: физическая, химическая, биологическая и социальная – в которой каждая более сложная форма аккумулирует основное содержание предыдущих и дополняет его чем-то принципиально новым. Эта последовательность, по-видимому, не имеет начала, ведь нечто не рождается из ничто. Значит, физической форме должен был предшествовать ряд других, ещё более простых форм. Наиболее вероятными “кандидатами” на звание субфизики являются, по мнению представителей школы, сингулярность, вакуум, тёмная масса и тёмная энергия – поскольку эти феномены не вписываются полностью в известные нам физические явления и взаимодействия, в то же время оказывая на них влияние. Но субфизическая материя – пока гипотеза, а вот сущность, способ существования и теория развития каждой известной формы материи уже тщательно исследованы и установлен ряд конкретно-всеобщих закономерностей их соотношения. Не вдаваясь в детали, можно отметить, что авторы этой концепции сделали несколько открытий не только в философских науках, но и в физике, химии, биологии и современной теории труда [5].

Но, конечно, наиболее выдающиеся достижения марксизма связаны с историческим материализмом как теоретико-методологической базой рабочей борьбы. Классовая теория общества, анализ социальных противоречий в стремительно меняющемся мире позволяли формулировать адекватную стратегию и тактику на каждом этапе рабочей борьбы и вдохновляли её: от Парижской коммуны, первых Советов до современной Кубы и работы независимых профсоюзов по всему миру. Комплексная оценка истории Советского Союза и тем более его распада – предмет отдельного обсуждения, но роль научной теории в построении первого в мире государства, ориентировавшегося не на прибыль и благополучие отдельных лиц, а на разностороннее развитие каждого трудящегося человека в отдельности и общества в целом, отрицать нельзя.

Сегодня только марксизм способен дать адекватный анализ глубинных изменений общества и, прежде всего, новой формы труда – всеобщего / автоматизированного, в терминологии Маркса. В этом ключе становятся кристально прозрачными новые формы производственных отношений, стоимости и собственности. Фундаментальный философский анализ гармонично дополняется анализом конкретно-исторических форм современного капитализма и социализма.

Современный марксизм – это теория, постоянно впитывающая лучшие достижения других философских направлений. Но феноменологи, экзистенциалисты и постструктуралисты всех мастей любят обвинять марксизм в пренебрежении единичным, уникальным, индивидуальным. Сами они – как водится – не видят брёвен в глазах собственных теорий. Да, концепция сущности человека как совокупности его поступков замечательно сформулирована Ж.-П. Сартром. Человек есть то, что он делает. Но в том-то всё и дело, что дальше надо задаться вопросом: какой человек? Рабочий? Труженик? Менеджер? Мелкий предприниматель? Представитель страны центра или периферии мир-системы? – На эти вопросы, в действительности раскрывающие индивидуальность, отвечает только марксизм.

А если совсем-совсем о единичном, то самый важный проект философа – его собственная жизнь. И достойно реализовать этот проект в истории удалось совсем не многим. Согласитесь, трудно сравнивать рассуждающего о бытии фашиста М. Хайдеггера или отказавшегося от прежних убеждений бывшего марксиста Т.И. Ойзермана с К. Марксом и В.И. Лениным, прожившими жизнь так, что она стала лучшим пособием по их философии.

Источники информации

  1. См. например: Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. – М.: Мысль, 2003.
  2. Исквит Э. Пол Кругман: США устанавливают новые рекорды неравенства (интервью) // http://inosmi.ru/world/20140418/219685245.html (дата обращения: 15.03.2015)
  3. См.: Greig A., Hulme D., Turner M. Challenging global inequality: development theory and practice in the 21 century. – London – New York – Canberra, 2007. – р. 3 – 4.
  4. См.: Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение // http://vk.com/wall-58210192?q=Человек%2Смир%2Смировоззрение&w=wall-58210192_30%2Fall(дата обращения: 15.03.2015)
  5. См.: Коблов А. Н. Диалектико-материалистическая концепция развития и современная физика. Иркутск,  1987; Васильева Т. С., Орлов В. В. Химическая форма материи (химия, жизнь, человек). Пермь, 1983; Барг О. А. Живое в едином мировом процессе. Пермь, 1993; Орлов В.В. Философия экономики / В.В. Орлов, Т.С. Васильева. – Пермь: ПГУ, 2012.

Философия – это древнейшая и одна из самых глубоких наук, которая исследует основы бытия, смысл жизни, этику и многое другое. Она была изучаема еще в Древней Греции, где философы искали ответы на фундаментальные вопросы о мире и смысле жизни. С тех пор философия продолжает развиваться и играет важную роль в нашей жизни.

Несмотря на то, что философия может показаться многим людям слишком сложной и далекой от их повседневной жизни, она на самом деле может быть очень полезной для обывателя. Философия помогает людям осознать смысл своей жизни и понять, как жить счастливо и успешно.

Одна из ключевых задач философии — развивать у нас умение мыслить критически и логически. Философия учит нас анализировать информацию и относиться к ней с некоторой долей скептицизма, поскольку истина может быть неоднозначной и зависеть от контекста. Это важно в мире, где многие люди склонны доверять своим интуициям и эмоциям, а не фактам и логике.

Философия также помогает нам понять, какие ценности важны для нашей жизни и как их следует реализовывать. Часто мы сталкиваемся с дилеммами, когда наши ценности конфликтуют друг с другом, например, между свободой и безопасностью, личной выгодой и благом общества. Философия помогает нам разобраться в этих дилеммах и принять правильное решение.

Кроме того, философия может помочь нам лучше понимать наших близких и окружающих людей. Она помогает нам развивать эмпатию и понимать, почему люди по-разному относятся к жизни и ее ценностям. Это важно для развития наших отношений и для нашего общения в мире, где так много людей с различными взглядами и мировоззрениями.

Кроме того, философия может помочь нам осознать, что жизнь более ценна, когда мы живем ее осознанно и полноценно. Философия учит нас не просто существовать, а жить и наслаждаться каждым моментом нашей жизни, в том числе и в трудные времена. Она помогает нам понять, что жизнь может быть хрупкой и непредсказуемой, и что мы должны ценить каждый день и стремиться к нашим целям и мечтам.

В заключение, философия играет важную роль в жизни обывателя, помогая нам понять смысл жизни и достичь счастья. Она развивает наши критические и логические способности, помогает нам принимать правильные решения, развивает нашу эмпатию и понимание окружающих людей. Философия также помогает нам наслаждаться жизнью и ценить каждый момент нашего существования. Именно поэтому философия остается актуальной и необходимой наукой в нашей современной жизни.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Аттенто таблетки 5 20 инструкция по применению цена аналоги дешевые
  • Амосин инструкция по применению цена порошок цена
  • Дефислез глазные капли инструкция для детей
  • Тиотриазолин капли для глаз инструкция по применению
  • Navtex nx 700 инструкция на русском