Фирма кронштадт беспилотники руководство

— Как долго шли работы над «Орионом» («Иноходцем»), если вести отсчёт от начала проектирования до первого полёта 10 октября 2016 года? Какие ресурсы для этого потребовались?

Сергей Богатиков: В 2011 году АО «Кронштадт» стало одним из четырёх российских компаний — головных исполнителей ОКР (опытно-конструкторских работ. — RT) по созданию новейших комплексов с БЛА (БПЛА) для Минобороны России.

Опытно-конструкторская работа «Иноходец-БЛА» стартовала в конце 2011 года. В октябре 2012 года состоялась защита технического проекта, спустя год — защита этапа рабочей конструкторской документации. 10 октября 2016 года первый в России беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полёта «Орион» совершил дебютный полёт. Первый комплекс с БЛА «Орион» был передан Министерству обороны России в апреле 2020 года.

В начале 2020 года компания «Кронштадт» стала первой в истории России отечественной компанией, получившей заключение о возможности серийного изготовления крупноразмерного БЛА. Сегодня наш «Орион» — постоянный участник авиакосмических салонов и военно-технических форумов в России и за рубежом, и, как вы знаете, полученные Минобороны по контракту комплексы принимают участие в учениях.

Наша компания является предприятием полного производственного цикла по созданию беспилотных авиационных комплексов. Мы выполняем весь комплекс работ, от проектирования до испытаний и сертификации, имеем более чем десятилетний опыт разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных систем. У нас сильное конструкторское бюро. Только разработчиков в «Кронштадте» около 400 человек, большая часть из них — молодые люди до 40 лет.

При изготовлении комплекса «Орион» используются только российские материалы, узлы и агрегаты. «Кронштадт» разработал и внедрил на опытном производстве технологию создания длинномерных композитных конструкций из полимерных материалов на основе углепластика до десяти метров длиной. Детальное компьютерное моделирование позволяет добиться быстрой и точной сборки комплекса.

У нас собственный центр разработки программного обеспечения — он расположен в Санкт-Петербурге. Мы сами делаем универсальный наземный пункт управления для беспилотных летательных аппаратов как самолётного, так и вертолётного типа.

У «Кронштадта» есть опытное производство в Москве. Аппараты выпускаются там мелкими сериями, но мы расширяем эту производственную площадку. До конца нынешнего года на опытном заводе в эксплуатацию будет запущено несколько корпусов: под агрегатную сборку, под изготовление наземной части комплексов с БЛА и лабораторный корпус.

Сейчас строится серийный завод в Дубне, который станет, по сути, первым специализированным центром беспилотного производства в России. На нём будут собираться как беспилотники самолётного типа, так и беспилотные вертолёты. Вертолётной темой мы занялись в этом году — приобрели научно-производственное предприятие «Стрела», которое как раз специализируется на разработке беспилотных воздушных судов вертолётного типа.

— Хорошо, но разведывательно-ударный беспилотник — всё-таки очень сложное изделие. Трудно поверить, что «Кронштадт» исключительно собственными усилиями разрабатывает и изготавливает «Орион». Какой вклад в реализацию этого проекта вносят другие отечественные предприятия?

Николай Долженков: Да, вы правы.Кооперация у нас довольно широкая. В перечне ключевых поставщиков компонентов для «Ориона» у нас более 50 предприятий. Это поставщики целевой нагрузки (аппаратуры наблюдения), бортовых и наземных компонентов.

Доля собственных работ АО «Кронштадт» в проекте «Орион», в зависимости от модификации аппарата, составляет от 40 до 60%. Эти показатели больше, чем у традиционного авиационного КБ, и с дальнейшим совершенствованием беспилотных комплексов наша доля работ будет возрастать.

Сейчас предприятиями, входящими в группу компаний «Кронштадт», выполняются все работы, связанные с изготовлением и сборкой планера аппарата, выполняется основной объём работ по двигателю, производству компонентов авионики, например бортовой информационно-вычислительной системы, и ряда другого оборудования.

Самое главное в БЛА — это программное обеспечение. Вот оно на 90% производится в группе компаний «Кронштадт», это самые ответственные и дорогостоящие работы. А комплекс связи «Ориона» — уже полная ответственность нашей компании, в том числе и в варианте комплекса со спутниковой связью.

Если говорить про такие специфические компоненты, как целевые нагрузки, оптические и радиолокационные приборы, разведывательная аппаратура, то их разработка требует специального оборудования, коллектива узкоспециализированных сотрудников и значительного опыта. Поэтому за поставкой данных компонентов мы обращаемся к специализированным организациям.

— «Орион» относится к классу средневысотных дронов большой продолжительности полёта, или MALE (Medium-altitude long-endurance). В чём специфика БПЛА данного типа, насколько в принципе сложно создавать такие аппараты?

Сергей Богатиков: «Орион» — беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полёта, первоначальной задачей которого было проведение воздушной разведки днём и ночью в широком диапазоне климатических условий.

Сегодня «Орион» используется не только для разведки, но и для ударных целей. Совершенная аэродинамика планера позволяет ему достигать рекордно высоких показателей по дальности и продолжительности полёта — аппарат может находиться в воздухе более суток. У «Ориона» открытая архитектура, что позволяет нам подстраиваться под потребителя. По требованию заказчика мы можем устанавливать на БЛА те полезные нагрузки и авиационные средства поражения, которые он захочет.

Несколько слов стоит сказать о беспилотных аппаратах класса MALE. Это крупноразмерные беспилотники, оснащённые всеми системами «большого» самолёта. В настоящий момент такие БЛА являются наиболее высокотехнологичными из числа серийно выпускаемых.

До недавнего времени аппараты класса MALE производились только США и Израилем. Позднее к этой группе стран примкнули КНР и совсем недавно Турция. Ну и Россия, конечно. Наличие собственной программы MALE БЛА можно назвать показателем технологической состоятельности страны в области беспилотной техники.

— Что вы можете сказать в общих чертах о разведывательных и ударных качествах «Ориона»? В чём вы смогли превзойти израильские и натовские БПЛА с примерно такими же массогабаритными характеристиками?

Сергей Богатиков: Могу сказать, что за время выполнения НИР (научно-исследовательских работ. — RT) и ОКР по БЛА тяжёлого класса удалось существенно наверстать отставание от ведущих мировых лидеров.

Проект «Орион» — яркое тому доказательство. Мы создали универсальную платформу, которую постоянно развиваем и используем для отработки передовых технологий и разработки новых аппаратов.

На мой взгляд, в будущем основными конкурентами (российских аппаратов. — RT) на экспортном рынке будут отнюдь не американские или израильские БЛА. Ими станут китайские беспилотники. Только посмотрите, какую экспозицию КНР презентовала на международной выставке в Чжухае этой осенью (Airshow China 2021. — RT). Номенклатура китайских беспилотников и, что важно, темпы их разработок значительно превышают то, что делается во всех остальных странах.

— Китай действительно умеет удивлять, но будем надеяться, что и наша страна в будущем получит немалую долю на международном рынке БПЛА. В начале нашего разговора было сказано, что сейчас строится завод в подмосковной Дубне. Какие планы связывает «Кронштадт» с этой новой производственной площадкой?

Сергей Богатиков:

В наукограде Дубна «Кронштадт» строит первый в России специализированный серийный завод по производству крупноразмерных беспилотников. Такого раньше не было в нашей стране. Строительство завода мы начали в апреле этого года, запуск производства планируется уже в конце года. Это рекордные сроки, некоторые говорят, что таких темпов строительства не было даже в СССР.

На заводе в Дубне будет производиться вся наша линейка беспилотников: флагманские «Орионы», тяжёлые разведывательно-ударные «Сириусы», контракт на поставку которых Минобороны России и мы подписали на форуме «Армия-2021», перспективные ударные скоростные БЛА «Гром», беспилотные летательные аппараты радиолокационного дозора «Гелиос-РЛД».

Здесь же будет производиться линейка беспилотных воздушных судов вертолётного типа, разработанная специалистами НПП «Стрела», входящего в «Кронштадт». Имеются в виду беспилотные вертолёты для пожаротушения и выполнения других гражданских задач. Один из таких образцов — аппарат БВС-ВТ450 — мы показывали на форуме «Армия-2021». Также в Дубне будут выпускаться законтрактованные на форуме Министерством обороны беспилотные вертолёты «Платформа» и «Термит».

Предприятие будет производить десятки беспилотников ежегодно. Отмечу также, что новый завод расположен рядом с уже входящим в компанию «Кронштадт» Дубнинским машиностроительным заводом имени Н.П. Фёдорова, где будут изготавливать наземную часть управления нашими беспилотными комплексами.

Наземные пункты управления, созданные нашими специалистами, универсальны. Они позволяют управлять беспилотниками и самолётного, и вертолётного типов, причём не только разработки и производства нашей компании. Такие эксперименты уже были произведены.

Например, мы проверили взаимодействие с аппаратами «Орлан-10» и ZALA. В результате была успешно смоделирована и отработана задача совместных действий смешанной группировки разнотипных БЛА в условиях, близких к реальному полю боя, насыщенному средствами радиоэлектронного и огневого противодействия.

Полученный положительный результат по управлению группами разнотипных БЛА продемонстрировал перспективность и правильность пути развития по использованию технологий искусственного интеллекта. То есть на базе наземного пункта управления из разведывательно-ударного комплекса «Орион-Э» можно создать централизованную систему управления разнородными беспилотными летательными аппаратами.

61619a4902e8bd23172a8f9a

Проверка технических систем беспилотного летательного аппарата «Орион» («Иноходец») © Пресс-служба АО «Кронштадт»

В преддверии форума «Армия-2022» новый гендиректор группы «Кронштадт» Олег Шилов рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости о причинах смены руководства предприятия и разработке новых дронов.

– Олег Александрович, вы возглавили группу «Кронштадт» относительно недавно – в 2022 году, сменился также в компании и генеральный конструктор; связаны ли эти кадровые перестановки со специальной военной операцией на Украине?

– Отвечая на этот вопрос, я прежде всего хотел бы поблагодарить бывших генконструктора и гендиректора «Кронштадта» – Николая Николаевича Долженкова и Сергея Анатольевича Богатикова. Стоявшую перед ними задачу проектирования и испытания опытных образцов беспилотников они выполнили. Сегодня же «Кронштадт» вступает в новый этап серийного производства беспилотной техники. Смена руководства не связана с СВО, это всего лишь совпадение.
Наш генеральный конструктор Алексей Поляков – как и я, человек для компании не новый, он многие годы работал у нас главным конструктором программы «Орион», поэтому и назначение его на новую должность было логичным и не повлекло за собой серьезных изменений.
Сейчас перед нами стоят задачи по налаживанию серийного производства линейки беспилотников, соблюдению сроков, обозначаемых госзаказчиком в лице Минобороны РФ, проведению импортозамещения. Не забываем мы и про новые перспективные проекты. И, надо сказать, мы уже смогли добиться определенных успехов: серийное производство «Орионов» налажено и на московской площадке, и в Дубне, где мы внедряем все актуальные и современные технологии.

– Что касается предприятия в Дубне, не так давно в «Кронштадте» заявляли о планах перевода завода на режим работы в три смены. Насколько это позволит нарастить производство «Орионов»? Какие новые образцы беспилотной техники будут там в обозримом будущем размещены?

– Я бы не стал сейчас называть конкретное количество машин, это все-таки прерогатива военного ведомства. Трехсменный режим работы был запущен примерно месяц назад на всех «узких местах», чтобы обеспечить бесперебойное выполнение ГОЗ.
В Дубне мы планируем строить всю линейку беспилотников «Кронштадта». У нас предусмотрена организация нескольких поточных линий, которая позволит обеспечить выпуск БПЛА разных типов. Да, важно сказать, что мы закупили современное оборудование, благодаря чему полностью ушли от «бумажных» технологий – у нас запущено все «в цифре». На производстве специалисты работают на планшетах, в которых они в любой момент могут посмотреть всю необходимую конструкторскую документацию.

– Речь идет исключительно об отечественном оборудовании?

– Оборудование у нас разное, и, что важно, доля отечественного оборудования велика, правда, есть еще и иностранное. Однако здесь я могу сказать точно, что импортной техники, с обслуживанием которой могут возникнуть проблемы из-за очередного ужесточения санкций, у нас нет. Оборудование было приобретено еще в прошлом году. В этом плане риски минимальны.

– Как и все предыдущие годы «Кронштадт» участвует в форуме «Армия», почему в этот раз вы отказались от уличной экспозиции?

– Это не совсем так, в Парке «Патриот» мы выставим только один БПЛА – «Орион». Предыдущие годы мы активно занимались продвижением, но, сегодня лучшая реклама для нас – это бесперебойное серийное производство беспилотников и их эффективная работа, на этом мы и концентрируем все основные усилия и средства компании.

– На каком этапе находится работа по проектам дронов «Гром», «Гелиос» и «Сириус»?

– Работы по всем этим БПЛА ведутся активно. Первый вылет «Сириуса» запланирован на этот год. Что касается «Грома» и «Гелиоса», сегодня они находятся на стадии эскизного проектирования, которое мы планируем завершить в 2023 году. Позже сможем поговорить с вами про сроки появления опытных образцов. Пока говорить об этом не хотелось бы.

– Как проходят испытания «Орионов», оборудованных спутниковой связью?

– Испытания идут полным ходом, и мы планируем завершить их к концу этого года.

– Означает ли это, что после завершения испытаний все БПЛА «Орион» будут оснащаться спутниковой связью?

– У нас существует несколько модификаций «Ориона», мы готовы параллельно производить разные версии этого разведывательно-ударного беспилотника. Решение всегда остается за заказчиком.

– Получила ли развитие представленная вами на «Армии-2021» линейка малоразмерных дронов (самолеты «Мерак» и «Луман», а также коптеры «Мицар» и «Алиот»)?

– Это направление развивается весьма успешно, к концу этого года мы будем готовы показать образцы наших малоразмерных беспилотников. Все упомянутые дроны будут иметь двойное назначение.

– Год назад на выставке MILEX состоялась международная премьера «Орионов» – скольким странам на сегодня уже поставлены эти дроны?

– Сегодня приоритет номер один для «Кронштадта» – это поставки беспилотников для российской армии.

– Какие конструктивные недостатки и трудности в эксплуатации «Орионов» были выявлены в ходе специальной военной операции?

– Тут я бы не стал конкретизировать, это все-таки закрытая информация. Понятно, что эксплуатация дает нам большую «пищу для размышления», и мы ее учитываем при серийном производстве. Улучшение техники – это постоянный процесс, который будет продолжаться вне зависимости от того будут ли отказы у наших беспилотников или нет.

– Отказался ли «Кронштадт» от каких-либо проектов за период СВО ввиду их несостоятельности или необходимости переключиться на другие, более важные направления?

– Я бы вообще не связывал наши перспективные разработки с проблематикой спецоперации – все проекты, над которыми сегодня «Кронштадт» работает, в любом случае будут доведены до конца. Напротив, СВО только подтвердила правильность принятых компанией ранее стратегических решений и корректность выбранного курса.

– Последнее время в СМИ активно обсуждалась тема возможной закупки Россией военных дронов у Ирана, в том числе ударных Shahed 171 Simorgh, а также размещения их производства на российских мощностях. Как бы вы оценили иранскую беспилотную отрасль? Могли бы пригодиться российской оборонке наработки ИРИ в сфере создания военных дронов? Готов ли «Кронштадт» на той же площадке в Дубне разместить производство иранских БПЛА?

– Не хотел бы комментировать данную тему. По моему мнению, на любые подобные сообщения в прессе следует реагировать спокойно. Мы будем концентрироваться на поставленных нам задачах, а не распылятся на другие вещи, прежде всего, на такие слухи.
Компания «Кронштадт» готова сотрудничать с любыми российскими и иностранными компаниями, если это будет направлено на укрепление обороноспособности страны и внесет вклад в развитие беспилотной авиации России.


Источник:

РИА Новости, 09.08.2022, Олег Шилов: работаем над наращиванием производства боевых дронов

Пять лет назад состоялся первый полёт тяжёлого разведывательно-ударного беспилотника «Орион». Этот аппарат стал первым российским БПЛА, относящимся к элитному классу MALE (Medium-altitude long-endurance). «Орион» получил успешное боевое крещение в сирийской операции, и с 2020 года беспилотник поставляется в части Воздушно-космических сил РФ. К юбилею дебютного полёта этого уникального дрона RT побеседовал с руководством предприятия-разработчика — генеральным директором АО «Кронштадт» Сергеем Богатиковым и генеральным конструктором этой компании Николаем Долженковым. Они рассказали о возможностях своего детища и поделились планами по наращиванию производства других БПЛА.

Как долго шли работы над «Орионом» («Иноходцем»), если вести отсчёт от начала проектирования до первого полёта 10 октября 2016 года? Какие ресурсы для этого потребовались?

Сергей Богатиков: В 2011 году АО «Кронштадт» стало одним из четырёх российских компаний — головных исполнителей ОКР (опытно-конструкторских работ. — RT) по созданию новейших комплексов с БЛА (БПЛА) для Минобороны России.

Опытно-конструкторская работа «Иноходец-БЛА» стартовала в конце 2011 года. В октябре 2012 года состоялась защита технического проекта, спустя год — защита этапа рабочей конструкторской документации. 10 октября 2016 года первый в России беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полёта «Орион» совершил дебютный полёт. Первый комплекс с БЛА «Орион» был передан Министерству обороны России в апреле 2020 года.

В начале 2020 года компания «Кронштадт» стала первой в истории России отечественной компанией, получившей заключение о возможности серийного изготовления крупноразмерного БЛА. Сегодня наш «Орион» — постоянный участник авиакосмических салонов и военно-технических форумов в России и за рубежом, и, как вы знаете, полученные Минобороны по контракту комплексы принимают участие в учениях.

Также по теме


«Мини-беспилотная авиация»: какого эффекта можно ожидать от боевого применения квадрокоптеров

На юге России войска 8-й армии успешно применили квадрокоптер, способный проводить дистанционное минирование. Об этом сообщает газета…

Наша компания является предприятием полного производственного цикла по созданию беспилотных авиационных комплексов. Мы выполняем весь комплекс работ, от проектирования до испытаний и сертификации, имеем более чем десятилетний опыт разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных систем. У нас сильное конструкторское бюро. Только разработчиков в «Кронштадте» около 400 человек, большая часть из них — молодые люди до 40 лет.

При изготовлении комплекса «Орион» используются только российские материалы, узлы и агрегаты. «Кронштадт» разработал и внедрил на опытном производстве технологию создания длинномерных композитных конструкций из полимерных материалов на основе углепластика до десяти метров длиной. Детальное компьютерное моделирование позволяет добиться быстрой и точной сборки комплекса.

У нас собственный центр разработки программного обеспечения — он расположен в Санкт-Петербурге. Мы сами делаем универсальный наземный пункт управления для беспилотных летательных аппаратов как самолётного, так и вертолётного типа.

У «Кронштадта» есть опытное производство в Москве. Аппараты выпускаются там мелкими сериями, но мы расширяем эту производственную площадку. До конца нынешнего года на опытном заводе в эксплуатацию будет запущено несколько корпусов: под агрегатную сборку, под изготовление наземной части комплексов с БЛА и лабораторный корпус.

Сейчас строится серийный завод в Дубне, который станет, по сути, первым специализированным центром беспилотного производства в России. На нём будут собираться как беспилотники самолётного типа, так и беспилотные вертолёты. Вертолётной темой мы занялись в этом году — приобрели научно-производственное предприятие «Стрела», которое как раз специализируется на разработке беспилотных воздушных судов вертолётного типа.

— Хорошо, но разведывательно-ударный беспилотник — всё-таки очень сложное изделие. Трудно поверить, что «Кронштадт» исключительно собственными усилиями разрабатывает и изготавливает «Орион». Какой вклад в реализацию этого проекта вносят другие отечественные предприятия?

Николай Долженков: Да, вы правы.Кооперация у нас довольно широкая. В перечне ключевых поставщиков компонентов для «Ориона» у нас более 50 предприятий. Это поставщики целевой нагрузки (аппаратуры наблюдения), бортовых и наземных компонентов. 

Доля собственных работ АО «Кронштадт» в проекте «Орион», в зависимости от модификации аппарата, составляет от 40 до 60%. Эти показатели больше, чем у традиционного авиационного КБ, и с дальнейшим совершенствованием беспилотных комплексов наша доля работ будет возрастать.

  • Проверка технических систем БПЛА «Орион»
  • © Пресс-служба АО «Кронштадт»

Сейчас предприятиями, входящими в группу компаний «Кронштадт», выполняются все работы, связанные с изготовлением и сборкой планера аппарата, выполняется основной объём работ по двигателю, производству компонентов авионики, например бортовой информационно-вычислительной системы, и ряда другого оборудования.

Самое главное в БЛА — это программное обеспечение. Вот оно на 90% производится в группе компаний «Кронштадт», это самые ответственные и дорогостоящие работы. А комплекс связи «Ориона» — уже полная ответственность нашей компании, в том числе и в варианте комплекса со спутниковой связью.

Если говорить про такие специфические компоненты, как целевые нагрузки, оптические и радиолокационные приборы, разведывательная аппаратура, то их разработка требует специального оборудования, коллектива узкоспециализированных сотрудников и значительного опыта. Поэтому за поставкой данных компонентов мы обращаемся к специализированным организациям.

«Орион» относится к классу средневысотных дронов большой продолжительности полёта, или MALE (Medium-altitude long-endurance). В чём специфика БПЛА данного типа, насколько в принципе сложно создавать такие аппараты?

Сергей Богатиков: «Орион» — беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полёта, первоначальной задачей которого было проведение воздушной разведки днём и ночью в широком диапазоне климатических условий.

Также по теме

Российские военнослужащие подготавливают к запуску БПЛА
«Подавление каналов управления»: как российская армия совершенствует способы борьбы с БПЛА

Морская пехота Каспийской флотилии на тактическом учении впервые задействует мобильные подразделения по нейтрализации БПЛА. Об этом…

Сегодня «Орион» используется не только для разведки, но и для ударных целей. Совершенная аэродинамика планера позволяет ему достигать рекордно высоких показателей по дальности и продолжительности полёта — аппарат может находиться в воздухе более суток. У «Ориона» открытая архитектура, что позволяет нам подстраиваться под потребителя. По требованию заказчика мы можем устанавливать на БЛА те полезные нагрузки и авиационные средства поражения, которые он захочет.

Несколько слов стоит сказать о беспилотных аппаратах классаMALE. Это крупноразмерные беспилотники, оснащённые всеми системами «большого» самолёта. В настоящий момент такие БЛА являются наиболее высокотехнологичными из числа серийно выпускаемых.

До недавнего времени аппараты класса MALE производились только США и Израилем. Позднее к этой группе стран примкнули КНР и совсем недавно Турция. Ну и Россия, конечно. Наличие собственной программы MALE БЛА можно назвать показателем технологической состоятельности страны в области беспилотной техники.

Что вы можете сказать в общих чертах о разведывательных и ударных качествах «Ориона»? В чём вы смогли превзойти израильские и натовские БПЛА с примерно такими же массогабаритными характеристиками?

Сергей Богатиков: Могу сказать, что за время выполнения НИР (научно-исследовательских работ. — RT) и ОКР по БЛА тяжёлого класса удалось существенно наверстать отставание от ведущих мировых лидеров.

Проект «Орион» — яркое тому доказательство. Мы создали универсальную платформу, которую постоянно развиваем и используем для отработки передовых технологий и разработки новых аппаратов.

  • БПЛА «Орион» на взлётно-посадочной полосе
  • © Пресс-служба АО «Кронштадт»

На мой взгляд, в будущем основными конкурентами (российских аппаратов. — RT) на экспортном рынке будут отнюдь не американские или израильские БЛА. Ими станут китайские беспилотники. Только посмотрите, какую экспозицию КНР презентовала на международной выставке в Чжухае этой осенью (Airshow China 2021. — RT). Номенклатура китайских беспилотников и, что важно, темпы их разработок значительно превышают то, что делается во всех остальных странах.

— Китай действительно умеет удивлять, но будем надеяться, что и наша страна в будущем получит немалую долю на международном рынке БПЛА. В начале нашего разговора было сказано, что сейчас строится завод в подмосковной Дубне. Какие планы связывает «Кронштадт» с этой новой производственной площадкой?

Сергей Богатиков:В наукограде Дубна «Кронштадт» строит первый в России специализированный серийный завод по производству крупноразмерных беспилотников. Такого раньше не было в нашей стране. Строительство завода мы начали в апреле этого года, запуск производства планируется уже в конце года. Это рекордные сроки, некоторые говорят, что таких темпов строительства не было даже в СССР.

На заводе в Дубне будет производиться вся наша линейка беспилотников: флагманские «Орионы», тяжёлые разведывательно-ударные «Сириусы», контракт на поставку которых Минобороны России и мы подписали на форуме «Армия-2021», перспективные ударные скоростные БЛА «Гром», беспилотные летательные аппараты радиолокационного дозора «Гелиос-РЛД».

Также по теме

Испытательные пуски гиперзвуковой ракеты «Циркон»  с АПЛ «Северодвинск» в Белом море
«Повышение боевого могущества»: как прошли запуски гиперзвуковой ракеты «Циркон» с атомной подлодки

В ходе государственных испытаний российские гиперзвуковые ракеты «Циркон» были впервые запущены с атомной субмарины, причём как из…

Здесь же будет производиться линейка беспилотных воздушных судов вертолётного типа, разработанная специалистами НПП «Стрела», входящего в «Кронштадт». Имеются в виду беспилотные вертолёты для пожаротушения и выполнения других гражданских задач. Один из таких образцов — аппарат БВС-ВТ450 — мы показывали на форуме «Армия-2021». Также в Дубне будут выпускаться законтрактованные на форуме Министерством обороны беспилотные вертолёты «Платформа» и «Термит».

Предприятие будет производить десятки беспилотников ежегодно. Отмечу также, что новый завод расположен рядом с уже входящим в компанию «Кронштадт» Дубнинским машиностроительным заводом имени Н.П. Фёдорова, где будут изготавливать наземную часть управления нашими беспилотными комплексами.

Наземные пункты управления, созданные нашими специалистами, универсальны. Они позволяют управлять беспилотниками и самолётного, и вертолётного типов, причём не только разработки и производства нашей компании. Такие эксперименты уже были произведены.

  • БПЛА «Орион» с боеприпасами
  • © Пресс-служба АО «Кронштадт»

Например, мы проверили взаимодействие с аппаратами «Орлан-10» и ZALA. В результате была успешно смоделирована и отработана задача совместных действий смешанной группировки разнотипных БЛА в условиях, близких к реальному полю боя, насыщенному средствами радиоэлектронного и огневого противодействия.

Полученный положительный результат по управлению группами разнотипных БЛА продемонстрировал перспективность и правильность пути развития по использованию технологий искусственного интеллекта. То есть на базе наземного пункта управления из разведывательно-ударного комплекса «Орион-Э» можно создать централизованную систему управления разнородными беспилотными летательными аппаратами.

Пять лет назад состоялся первый полёт тяжёлого разведывательно-ударного беспилотника «Орион». Этот аппарат стал первым российским БЛА, относящимся к элитному классу MALE (Medium-altitude long-endurance). «Орион» получил успешное боевое крещение в сирийской операции, и с 2020 года беспилотник поставляется в части Воздушно-космических сил Российской Федерации. К юбилею дебютного полёта этого уникального дрона RT побеседовал с руководством предприятия-разработчика — генеральным директором АО «Кронштадт» Сергеем Богатиковым и генеральным конструктором этой компании Николаем Долженковым. Они рассказали о возможностях своего детища и поделились планами по наращиванию производства других БЛА в материале под заголовком «Технологическая состоятельность»: руководители «Кронштадта» — о возможностях БПЛА «Орион» и планах по развитию компании».

Беспилотный летательный аппарат «Орион» на взлётно-посадочной полосе © Пресс-служба АО «Кронштадт»

— Как долго шли работы над «Орионом» («Иноходцем»), если вести отсчёт от начала проектирования до первого полёта 10 октября 2016 года? Какие ресурсы для этого потребовались?

Сергей Богатиков: В 2011 году АО «Кронштадт» стало одним из четырёх российских компаний — головных исполнителей ОКР (опытно-конструкторских работ. — RT) по созданию новейших комплексов с БЛА (БПЛА) для Минобороны России.

Опытно-конструкторская работа «Иноходец-БЛА» стартовала в конце 2011 года. В октябре 2012 года состоялась защита технического проекта, спустя год — защита этапа рабочей конструкторской документации. 10 октября 2016 года первый в России беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полёта «Орион» совершил дебютный полёт. Первый комплекс с БЛА «Орион» был передан Министерству обороны России в апреле 2020 года.

В начале 2020 года компания «Кронштадт» стала первой в истории России отечественной компанией, получившей заключение о возможности серийного изготовления крупноразмерного БЛА. Сегодня наш «Орион» — постоянный участник авиакосмических салонов и военно-технических форумов в России и за рубежом, и, как вы знаете, полученные Минобороны по контракту комплексы принимают участие в учениях.

Наша компания является предприятием полного производственного цикла по созданию беспилотных авиационных комплексов. Мы выполняем весь комплекс работ, от проектирования до испытаний и сертификации, имеем более чем десятилетний опыт разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных систем. У нас сильное конструкторское бюро. Только разработчиков в «Кронштадте» около 400 человек, большая часть из них — молодые люди до 40 лет.

При изготовлении комплекса «Орион» используются только российские материалы, узлы и агрегаты. «Кронштадт» разработал и внедрил на опытном производстве технологию создания длинномерных композитных конструкций из полимерных материалов на основе углепластика до десяти метров длиной. Детальное компьютерное моделирование позволяет добиться быстрой и точной сборки комплекса.

У нас собственный центр разработки программного обеспечения — он расположен в Санкт-Петербурге. Мы сами делаем универсальный наземный пункт управления для беспилотных летательных аппаратов как самолётного, так и вертолётного типа.

У «Кронштадта» есть опытное производство в Москве. Аппараты выпускаются там мелкими сериями, но мы расширяем эту производственную площадку. До конца нынешнего года на опытном заводе в эксплуатацию будет запущено несколько корпусов: под агрегатную сборку, под изготовление наземной части комплексов с БЛА и лабораторный корпус.

Сейчас строится серийный завод в Дубне, который станет, по сути, первым специализированным центром беспилотного производства в России. На нём будут собираться как беспилотники самолётного типа, так и беспилотные вертолёты. Вертолётной темой мы занялись в этом году — приобрели научно-производственное предприятие «Стрела», которое как раз специализируется на разработке беспилотных воздушных судов вертолётного типа.

— Хорошо, но разведывательно-ударный беспилотник — всё-таки очень сложное изделие. Трудно поверить, что «Кронштадт» исключительно собственными усилиями разрабатывает и изготавливает «Орион». Какой вклад в реализацию этого проекта вносят другие отечественные предприятия?

Николай Долженков: Да, вы правы.Кооперация у нас довольно широкая. В перечне ключевых поставщиков компонентов для «Ориона» у нас более 50 предприятий. Это поставщики целевой нагрузки (аппаратуры наблюдения), бортовых и наземных компонентов.

Доля собственных работ АО «Кронштадт» в проекте «Орион», в зависимости от модификации аппарата, составляет от 40 до 60%. Эти показатели больше, чем у традиционного авиационного КБ, и с дальнейшим совершенствованием беспилотных комплексов наша доля работ будет возрастать.

Сейчас предприятиями, входящими в группу компаний «Кронштадт», выполняются все работы, связанные с изготовлением и сборкой планера аппарата, выполняется основной объём работ по двигателю, производству компонентов авионики, например бортовой информационно-вычислительной системы, и ряда другого оборудования.

Самое главное в БЛА — это программное обеспечение. Вот оно на 90% производится в группе компаний «Кронштадт», это самые ответственные и дорогостоящие работы. А комплекс связи «Ориона» — уже полная ответственность нашей компании, в том числе и в варианте комплекса со спутниковой связью.

Если говорить про такие специфические компоненты, как целевые нагрузки, оптические и радиолокационные приборы, разведывательная аппаратура, то их разработка требует специального оборудования, коллектива узкоспециализированных сотрудников и значительного опыта. Поэтому за поставкой данных компонентов мы обращаемся к специализированным организациям.

— «Орион» относится к классу средневысотных дронов большой продолжительности полёта, или MALE (Medium-altitude long-endurance). В чём специфика БПЛА данного типа, насколько в принципе сложно создавать такие аппараты?

Сергей Богатиков: «Орион» — беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полёта, первоначальной задачей которого было проведение воздушной разведки днём и ночью в широком диапазоне климатических условий.

Сегодня «Орион» используется не только для разведки, но и для ударных целей. Совершенная аэродинамика планера позволяет ему достигать рекордно высоких показателей по дальности и продолжительности полёта — аппарат может находиться в воздухе более суток. У «Ориона» открытая архитектура, что позволяет нам подстраиваться под потребителя. По требованию заказчика мы можем устанавливать на БЛА те полезные нагрузки и авиационные средства поражения, которые он захочет.

Несколько слов стоит сказать о беспилотных аппаратах класса MALE. Это крупноразмерные беспилотники, оснащённые всеми системами «большого» самолёта. В настоящий момент такие БЛА являются наиболее высокотехнологичными из числа серийно выпускаемых.

До недавнего времени аппараты класса MALE производились только США и Израилем. Позднее к этой группе стран примкнули КНР и совсем недавно Турция. Ну и Россия, конечно. Наличие собственной программы MALE БЛА можно назвать показателем технологической состоятельности страны в области беспилотной техники.

— Что вы можете сказать в общих чертах о разведывательных и ударных качествах «Ориона»? В чём вы смогли превзойти израильские и натовские БПЛА с примерно такими же массогабаритными характеристиками?

Сергей Богатиков: Могу сказать, что за время выполнения НИР (научно-исследовательских работ. — RT) и ОКР по БЛА тяжёлого класса удалось существенно наверстать отставание от ведущих мировых лидеров.

Проект «Орион» — яркое тому доказательство. Мы создали универсальную платформу, которую постоянно развиваем и используем для отработки передовых технологий и разработки новых аппаратов.

На мой взгляд, в будущем основными конкурентами (российских аппаратов. — RT) на экспортном рынке будут отнюдь не американские или израильские БЛА. Ими станут китайские беспилотники. Только посмотрите, какую экспозицию КНР презентовала на международной выставке в Чжухае этой осенью (Airshow China 2021. — RT). Номенклатура китайских беспилотников и, что важно, темпы их разработок значительно превышают то, что делается во всех остальных странах.

— Китай действительно умеет удивлять, но будем надеяться, что и наша страна в будущем получит немалую долю на международном рынке БПЛА. В начале нашего разговора было сказано, что сейчас строится завод в подмосковной Дубне. Какие планы связывает «Кронштадт» с этой новой производственной площадкой?

Сергей Богатиков: В наукограде Дубна «Кронштадт» строит первый в России специализированный серийный завод по производству крупноразмерных беспилотников. Такого раньше не было в нашей стране. Строительство завода мы начали в апреле этого года, запуск производства планируется уже в конце года. Это рекордные сроки, некоторые говорят, что таких темпов строительства не было даже в СССР.

На заводе в Дубне будет производиться вся наша линейка беспилотников: флагманские «Орионы», тяжёлые разведывательно-ударные «Сириусы», контракт на поставку которых Минобороны России и мы подписали на форуме «Армия-2021», перспективные ударные скоростные БЛА «Гром», беспилотные летательные аппараты радиолокационного дозора «Гелиос-РЛД».

Здесь же будет производиться линейка беспилотных воздушных судов вертолётного типа, разработанная специалистами НПП «Стрела», входящего в «Кронштадт». Имеются в виду беспилотные вертолёты для пожаротушения и выполнения других гражданских задач. Один из таких образцов — аппарат БВС-ВТ450 — мы показывали на форуме «Армия-2021». Также в Дубне будут выпускаться законтрактованные на форуме Министерством обороны беспилотные вертолёты «Платформа» и «Термит».

Предприятие будет производить десятки беспилотников ежегодно. Отмечу также, что новый завод расположен рядом с уже входящим в компанию «Кронштадт» Дубнинским машиностроительным заводом имени Н.П. Фёдорова, где будут изготавливать наземную часть управления нашими беспилотными комплексами.

Наземные пункты управления, созданные нашими специалистами, универсальны. Они позволяют управлять беспилотниками и самолётного, и вертолётного типов, причём не только разработки и производства нашей компании. Такие эксперименты уже были произведены.

Например, мы проверили взаимодействие с аппаратами «Орлан-10» и ZALA. В результате была успешно смоделирована и отработана задача совместных действий смешанной группировки разнотипных БЛА в условиях, близких к реальному полю боя, насыщенному средствами радиоэлектронного и огневого противодействия.

Полученный положительный результат по управлению группами разнотипных БЛА продемонстрировал перспективность и правильность пути развития по использованию технологий искусственного интеллекта. То есть на базе наземного пункта управления из разведывательно-ударного комплекса «Орион-Э» можно создать централизованную систему управления разнородными беспилотными летательными аппаратами.

Проверка технических систем беспилотного летательного аппарата «Орион» («Иноходец») © Пресс-служба АО «Кронштадт»

«Кронштадский» взлёт. Беспилотный, но управляемый

Истребитель пятого поколения Су-57 запущен в серийное производство на фактически возрождённых из руин советских предприятиях. На них же модернизируется парк создававшихся в советское время истребителей и бомбардировщиков, которые сегодня оснащаются суперсовременными и пока недосягаемыми для НАТО гиперзвуковыми ракетами. Чем-то это напоминает время, предшествовавшее первым дням Великой Отечественной. Вот и в наше время внуки тех, кто защищал страну, в рекордные строки поставили на серийное производство отечественные БПЛА на первом построенном в постсоветской России авиационном заводе.

Их не видно и не слышно… Они могут летать на минимальной высоте и подниматься в стратосферу. Но теперь они не только наблюдают за театром военных действий в качестве разведчиков, но и наносят удары. В мире бум развития беспилотной авиации. Беспилотники делают или пытаются делать практически все развитые и полуразвитые страны. Это кажущийся бесчеловечным прообраз авиации будущего — авиации следующего поколения. Во-первых, дрон дешевле, чем полноразмерный самолёт. Во-вторых, сама технология изготовления проще, а конструкция кроме того, что при использовании углеволокна становится легче, она ещё и, как ни парадоксально, может принимать на себя более серьёзные нагрузки. Ну и самое главное — беспилотные летательные аппараты позволяют сохранить человеческую жизнь.

Потерять беспилотник не страшно. Потерять лётчика, который может быть сбит в воздушном бою, — трагедия. Ещё страшнее — трагедия мирного населения, до которого искусственному интеллекту и западным «ассам» дела нет. В России создание беспилотных летательных аппаратов неразрывно связано с защитой населения как своей страны, так и иноземья.

B 1998-м в небо поднимается первый беспилотник военного назначения RQ-4 Global Hawk.

© af.mil

B 1998-м в небо поднимается первый беспилотник военного назначения RQ-4 Global Hawk.

На грани фантастики

Фантастика, но первое появление беспилотников напрямую связано с игровым кино. В 1993 году выходит на экраны фильм Remote, «Дистанционное управление», который, кроме обычных зрителей смотрели, по случайному совпадению, и авиационные конструкторы… И уже в 1998-м в небо поднимается первый беспилотник военного назначения «Глобал Хоук». Дальше — больше. Вслед за «Хоуком» появляются и другие машины. Затем опять кино. Используемые кинооператорами на съёмках квадрокоптеры пробуют применить в качестве носителей оружия. Получается!..

И начинает развиваться целая индустрия — сначала управляемых дронов, затем — беспилотных, использующих системы искусственного интеллекта — базу памяти объектов, по которым нужно нанести удар. А дальше — беспилотники-разведчики, беспилотники — постановщики помех, дроны-камикадзе…

Главная особенность сегодняшних беспилотных летательных аппаратов — их практически не видят радиолокационные станции. Погрешность обнаружения таких радиопрозрачных машин составляет 0-1,5%. И на этом фоне беспилотники становятся мощнейшим оружием…

«Народная» стройка на частные средства

В начале Отечественной советский народ ушёл не только на фронт войны, но и на фронт тыла. И на этом втором фронте оборонки совершил казалось бы невозможное — обеспечил боевые части военной техникой и военным вооружением так, что мы дошли до Берлина и взяли Берлин, а потом смогли обеспечить пусть и холодный, но мир во всём мире. Это было общим народно-государственным делом.

Часто трудно сравнивать прошлое и настоящее. Но событие, прошедшее на днях, напоминает о героическом прошлом.

«В кратчайшие сроки в подмосковной Дубне завершено строительство первого в России завода по выпуску ударных беспилотников самолётного и вертолётного типа. И теперь предприятие приступило к серийному выпуску ударных беспилотников: ударных беспилотников «Орион», «Сириус» и двух типов ударных вертолётных беспилотников».

Речь идёт о предприятии, построенном за собственные средства компании АО «Кронштадт». И в этом, возможно, разница с теми далёкими уже от нас историческими временами. Завод построен на частные, а не на государственные или народные средства… Заводу пока ещё не дали имя, хотя оно уже, вероятно, есть, но мы о нём не знаем. Важно другое, новый завод построен в рекордно короткие сроки.

Hовый завод построен в рекордно короткие сроки.

© kronshtadt.ru

Hовый завод построен в рекордно короткие сроки.

— Представьте, — рассказывает генеральный директор АО «Кронштадт» Сергей Богатиков, — там, где мы сейчас с вами находимся, в марте прошлого года было болото. Мы за 9-10 месяцев произвели такую работу, которая, к сожалению, у других наших коллег занимает не меньше 3-5 лет. Строительство длилось с апреля по декабрь 2021 года. А уже в декабре стало известно о том, что строительство завода по серийному производству крупноразмерных БПЛА завершено. На предприятии площадью около 45 000 кв. м создано три цеха: участок изготовления деталей и оснастки из композитных материалов и малярное отделение, цех агрегатной сборки и цех окончательной сборки. Помимо новой производственной зоны реконструированы и модернизированы мощности «Дубнинского машиностроительного завода». Производство создаёт более полутора тысяч рабочих мест, а общая площадь территории составляет более 50 гектаров.

Но главное заключается в том, что этот первый в России завод беспилотных летательных аппаратов — производство замкнутого цикла. Всё, из чего делаются тяжёлые беспилотники и что на них устанавливается, за исключением вооружения, производится здесь же, в соседних цехах.

Сорок пять тысяч квадратных метров производственных площадей, своя система энергоснабжения и, что самое удивительное — все эти тысячи квадратных метров бетонного пола завода выведены под ноль — без идеально ровной поверхности невозможно настроить аппаратуру беспилотника и сделать точную выкройку ткани, из которой он формуется.

В цехах завода в Дубне выполняются все технологические этапы создания беспилотников: от обработки и нарезки ткани из углеволокна для создания деталей до окончательной сборки.

Министр оценил

Интерес российского военного ведомства к боевым беспилотникам тяжёлого самолётного типа понятен. Региональные вооружённые конфликты последних лет доказали высокую боевую эффективность таких ударных средств, которые, по мнению многих военных аналитиков, в условиях безъядерного конфликта могут оказаться высокоэффективным средством поражения личного состава и технических средств противника. По мощности и результативности их атаки эксперты сравнивают с применением современных высокоточных ракетных комплексов.

Первый в России серийный завод в Дубне, производящий (причём на высоком технологическом уровне) БПЛА, пожаловала высокая инспекция. Министр обороны генерал армии Сергей Шойгу, его замы, руководители заинтересованных министерств и ведомств, главы областей и районов Московской области познакомились с первым, построенным с нуля, российским авиационным заводом беспилотных летательных аппаратов.

Завод компании «Кронштадт» в Дубне посетили федеральные министры - Сергей Шойгу и Денис Мантуров и губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв.

© mil.ru

Завод компании «Кронштадт» в Дубне посетили федеральные министры — Сергей Шойгу и Денис Мантуров и губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв.

В рамках перспективных программ компании министра обороны ознакомили с уже законтрактованными военным ведомством комплексами БПЛА «Сириус» (ОКР «Иноходец-РУ»), а также БПЛА радиолокационного дозора «Гелиос-РЛД» и скоростным ударным БПЛА «Гром».

В конструкции беспилотников, производимых предприятием, до 90% применяются детали из отечественных полимерно-композиционных материалов. А в целом, практически всё производство основано на российских мозгах и материалах. Так, в цехе полимерно-композиционных материалов Сергей Богатиков доложил министру обороны, что до 90% деталей дронов изготовлены из современных российских композитов. Полимеры, в частности, широко используются при производстве разведывательно-ударных беспилотников «Орион».

«Орион» — и наводчик, и разведчик, и бомбардировщик

В цехе окончательной сборки БПЛА главе ведомства представили в разной степени готовности поставляемые в войска разведывательно-ударные дроны «Орион». Чтобы не быть голословным, генеральный директор «Кронштадта» Сергей Богатиков доложил министру обороны Сергею Шойгу о создании будущих лётных образцов беспилотника «Орион» со спутниковой связью и показал первый лётный образец такого дрона с антенной спутниковой связи. Выяснилось, что наличие блока подобной аппаратуры позволяет существенно увеличить дальность применения аппарата — он может действовать вне зоны прямой радиовидимости наземного пункта управления.

Пять лет назад тяжёлый беспилотник «Орион» впервые оторвался от взлётно-посадочной полосы.

© kronshtadt.ru

Пять лет назад тяжёлый беспилотник «Орион» впервые оторвался от взлётно-посадочной полосы.

Пять лет назад тяжёлый беспилотник «Орион» впервые оторвался от взлётно-посадочной полосы. Затем цикл сложнейших испытаний, в том числе и в реальных боевых условиях в Сирии, где боевая версия «Ориона» «Иноходец» послужил и наводчиком, и разведчиком, и бомбардировщиком, при этом не была потеряна ни одна машина.

Сегодня «Орион» производят уже серийно. Россия опять сделала невозможное — подняла в воздух машину, не имеющую себе равных — 30 часов полёта без посадок и дозаправок, диапазон рабочих высот от 10 метров до 7 500, коэффициент заметности в рамках статистической погрешности близкий к нулю.

Но одним «Орионом» «сыт не будешь». Шойгу рассказали, что с 2023 года компания «Кронштадт» начнёт серийно поставлять в войска уже законтрактованный минобороны новый ударный беспилотник «Сириус». Он является дальнейшим развитием «Ориона», имеет два двигателя, увеличенную взлётную массу и дальность действия 3 тысячи километров.

С 2023 года компания «Кронштадт» начнёт серийно поставлять в войска новый ударный беспилотник «Сириус».

© РИА Новости

С 2023 года компания «Кронштадт» начнёт серийно поставлять в войска новый ударный беспилотник «Сириус».

А на подходе — дрон радиолокационного дозора «Гелиос-РЛД» и скоростной ударный беспилотник «Гром». «Это концепция верного ведомого, он обеспечивает прорыв в первую очередь воздушной эшелонированной обороны. Мы готовы выполнить по нему работы в 2024 году», — пояснил министру Богатиков.

Серийные поставки новых ударных дронов «Сириус» начнутся в 2023 году, заверил Сергей Богатиков министра обороны, а первый полёт «Сириус» выполнит в мае этого года. «Полностью завершён выпуск РКД. Сейчас ведётся изготовление лётных образцов. Первый полёт совершаем в мае этого года. Заканчиваем лётные испытания в конце этого года», — сказал он, добавив, что параллельно с изготовлением опытных образцов на опытном производстве уже идёт подготовка серийного производства.

«Ларёк» открывается не просто

На самом деле производство самых современных беспилотных летательных аппаратов, буквально со входа на завод, напоминает, скорее, швейное ателье — начинается всё с «утюга и раскроя ткани»…

После раскройного цеха — цех вакуумной инфузии. Слова заумные — метод простейший. Для сравнения возьмём вакуумный мешок для одежды. Воздух вытягивается пылесосом, одежда спрессовывается — экономится место. Здесь точно так же. Это термомешок, это своеобразный промышленный пылесос. Углеволоконная ткань, отформованная на мастер-модели, пропитывается связующим веществом — смолой, затем в специальном термопластиковом пакете создаётся абсолютный вакуум, после чего деталь идёт в печь.

И вот здесь для обычного человека начинается путаница. Оператора беспилотного летательного аппарата все воспринимают как лётчика, управляющего машиной на расстоянии. Но на самом деле оператор — это тот человек, который в режиме реального времени лишь контролирует полёт БПЛА. Машина из точки «А» в точку «Б» летит сама, задача оператора — скорректировать полёт, если на маршруте, вдруг, появится дополнительная цель.

Цифровой пульт управления полётом беспилотника располагается в обычном стандартном контейнере.

© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru

Цифровой пульт управления полётом беспилотника располагается в обычном стандартном контейнере.

Сам цифровой пульт управления полётом беспилотника располагается в обычном стандартном контейнере, который можно перевозить на трейлере. Здесь, на заводе, главный конструктор «Орионов», «Иноходцев» и «Сириусов» Николай Долженков эти контейнеры долгое время называл «ларьками». Смеялись все. Ларёк не ларёк, но продукты он предоставляет исключительно качественные — все беспилотники «Кронштадта» обладают элементами искусственного интеллекта. И вот производство беспилотных летательных аппаратов в нашей стране уже поставлено на поток.

«Орион», «Сириус», «Гром», как и другие БПЛА мира… Их ещё называют шестым поколением авиации, в котором лётчиков заменит искусственный интеллект. Спасение ради спасения самих лётчиков. А что касается гражданского населения, инфраструктуры его жизнедеятельности, то никакому ИИ (также и западным «ассам») до них дела нет и не будет. ИИ нужен, а наши лётчики нужнее, никаким ИИ их не заменить.

Прямая речь

«Должны быть специалисты довольно высокого класса. Здесь гальваника, двигатели, сервисное обслуживание, контракты жизненного цикла. <…> Дальше у нас следующий шаг — это вертолётные беспилотники, палубные беспилотники. Дальше идёт разработка вооружения для беспилотников».

Министр обороны генерал армии Сергей Шойгу. Посещение первого в России специализированного завода компании «Кронштадт» в Дубне 27 января 2022 г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сирдалуд для собак инструкция по применению цена
  • Должностные инструкции тренера по фигурному катанию
  • Колхаминовая мазь инструкция по применению цена отзывы
  • Webasto thermo top evo start инструкция по эксплуатации
  • Цель клинических руководств