Физика в ученическом эксперименте электричество руководство по выполнению лабораторных работ

Лаборатория
L-микро

Физика
в ученическом эксперименте

Руководство
по выполнению лабораторных работ

НАЗНАЧЕНИЕ
КОМПЛЕКТА

Комплект
«Электричество» предназначен для
проведения фронтальных лабораторных
работ в
условиях типового кабинета физики
средних общеобразовательных учебных
заведений.

Состав
комплекта обеспечивает проведение
фронтальных экспериментов по
электродинами­ке,
описанных в наиболее распространенных
учебниках физики: «Физика-8» (авторы
Перышкин А.В.,
Родина); «Физика-10» (авторы Мякишев
Г.Я., Буховцев Б.Б.); «Физика-10» (авторы
Шахмаев Н.М. и др.); «Физика-11» (авторы
Мякишев Г.Я.. Буховцев Б.Б.).

Полный перечень
лабораторных работ, проводимых с
использованием комплекта, представ­лен
в оглавлении настоящего руководства.

Кроме того, комплект
может использоваться учениками для
выполнения других наблюдений и опытов,
а также при решении экспериментальных
задач.

СОСТАВ
КОМПЛЕКТА

Комплект содержит
основные элементы электрических цепей,
необходимые для сборки экс­периментальных
установок при изучении электрических
и магнитных явлений.

При
монтаже электрической цепи ее элементы
размещаются на специальном планшете
(12), представляющем
собой металлический лист размером
310×200 мм толщиной 0,5 мм. На планшете
нанесено
защитное покрытие, предохраняющее от
замыкания при случайном касании
соедини­тельных
проводов его поверхности.

Элементы,
используемые при сборке большинства
схем, закреплены на магнитных подстав­ках.
Магниты запрессованы в основания
подставок. На верхней поверхности каждой
подставки установлены
гнезда для подключения соединительных
проводов и нанесено условное графиче­ское
обозначение закрепленного на ней
элемента электрической цепи.

В комплект входят:

  1. ключ-выключатель;

  2. прямоугольная
    кювета из прозрачного полистирола и
    съемные электроды из меди (2 шт.)
    и

    оцинкованного
    железа (1 шт.);

  3. низковольтная
    лампа накаливания 3.5 В 0.25 А;

  4. проволочные
    резисторы номиналом 12 Ом и 6 Ом (4).
    Проволочный резистор величиной

    12
    Ом изготовлен из нихромовой проволоки
    диаметром 0,25 мм. На его подставке рядом
    с услов­

    ным
    обозначением постоянного резистора
    стоит знак «R|».
    Проволочный резистор величиной

6
Ом изготовлен из нихромовой проволоки
диаметром 0,36 мм. На его подставке рядом
с услов­ным
обозначением постоянного резистора
стоит знак «Кг».

  1. переменный
    проволочный резистор 10 Ом с открытым
    токосъемным механизмом;

  2. электродвигатель
    постоянного тока с закрепленным на
    якоре шкивом и съемной муфтой;

  3. проволочные
    катушки с подвесом из монтажного провода
    (2 шт.);

  4. постоянные
    полосовые магниты (2 шт.);

  5. пружинные зажимы
    (2 шт.). Пружинные зажимы используют для
    подключения соединитель­

    ных
    проводов к лепесткам электродов (2) и
    гальванических элементов.

  1. компас;

  2. соединительные
    провода длиной 16 см (2шт.), 24 см (3 шт.) и
    43 см (2 шт.).

РАБОТА
С КОМПЛЕКТОМ

Для
проведения лабораторных работ совместно
с комплектом используется источник
элек­тропитания с выходным постоянным
напряжением 4,5 В, лабораторный амперметр
и лаборатор­ный
вольтметр.

Металлический
планшет используют в тех работах, где
электрические цепи собирают из де­талей
на подставках с магнитными держателями.
Поверхность планшета необходимо
оберегать от царапин в целях сохранения
защитного покрытия. В опытах по
исследованию действия магнитно­го
поля на стрелку компаса планшет и детали
с магнитными держателями должны
располагаться возможно
дальше от компаса.

Если
в кабинете физики нет подводки
электроэнергии к столам учеников, то
проводить ра­боты с комплектом
возможно, используя в качестве источников
электропитания сухие гальвани­ческие
элементы. Наиболее удобны батарейки с
прямоугольным корпусом и выводами в
виде пло­ских
пластин. Напряжение на выводах батареи
должно быть в пределах 4 — 4,5 В.

При
ухудшении контакта штекеров соединительных
поводов в гнездах подставок в прорезь
штекера вводят тонкий металлический
предмет и с его помощью слегка разводят
контактные ле­пестки.

Для
замены перегоревшей лампы выворачивают
шуруп, которым держатель цоколя лампы
прикреплен к подставке. Держатель вместе
с лампой отделяют от подставки, удаляют
негодную лампу и ввинчивают новую. Затем
держатель с лампой устанавливают на
прежнее место и при­крепляют
к панели шурупом.

СБОРКА
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ И ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ
ТОКА В ЕЕ РАЗЛИЧНЫХ УЧАСТКАХ

Цель
работы:

Оборудование:

  1. Овладеть
    приемами сборки электрической цепи,
    составленной из последова­

    тельно
    соединенных элементов.

  2. Убедиться
    в том, что сила тока в любом участке
    последовательной цепи

    одинакова.

  • источник
    электропитания • амперметр • лампа
    • ключ

  • соединительные
    провода • металлический планшет

Ход
работы

1. Рассмотрите
источник электропитания и определите
поляр­

ность
его выходных гнезд.

2. Рассмотрите
панель с выключателем и определите:

-гнезда
для подключения проводов;

-какому
положению подвижной пластины ключа
соответствует его
условное обозначение на схемах.

3. Рассмотрите
панель с лампой и укажите на ней гнезда
для

подключения
проводов.

Рис 1

4. Рассмотрите
соединительный провод и определите:

-для
чего задняя часть штекера имеет
отверстие;

-для чего
металлический стержень штекера имеет
прорезь.

5. Рассмотрите
амперметр и определите:

  • какая из клемм
    прибора соединяется с положительным
    полюсом источника электропитания;

  • какую максимальную
    силу тока можно им измерить;

  • какова цена
    деления его шкалы.

  1. Нарисуйте в
    тетради схему электрической цепи,
    изображенной на рисунке 1.

  2. Соберите эту
    электрическую цепь.

Начинают
сборку с того, что все детали электрической
цепи располагают на металлическом
планшете в том порядке, как это показано
на рисунке 1. Затем соединяют проводом
положитель­ный полюс источника
электропитания с гнездом амперметра,
помеченным знаком «+». Потом
ам­перметр
соединяют с лампочкой. Далее лампочку
с ключом и, наконец, ключ соединяют с
отрица­тельным полюсом источника.

Укажите, в чем
отличие этой схемы от предыдущей.

  1. Проверьте,
    насколько собранная цепь соответствует
    ее условной схеме, нарисованной в
    тетра­

    ди.

  1. Проверьте,
    разомкнут ли контакт ключа.

  1. Подключите вилку
    источника электропитания к розетке
    электросети кабинета, закрепленной

    на
    рабочем столе.

  2. Замкните
    ключ. По отклонению стрелки амперметра
    и свечению
    лампочки убедитесь в том, что собранная
    цепь работает.

  3. По
    показанию амперметра определите
    величину силы то­ка
    в цепи. Измеренное значение силы тока
    запишите в тетрадь рядом с нарисованной
    схемой.

  4. Разомкните
    ключ и разберите электрическую цепь.
    Для этого
    вначале отключите вилку источника
    питания от ро­зетки,
    затем отсоедините провода от гнезд
    источника

    электропитания
    и только после этого завершите разборку
    остальной
    части цепи.

  1. Нарисуйте
    в тетради схему электрической цепи,
    изображенной
    на рисунке 2.

Рис 2

  1. Соберите
    эту электрическую цепь. Сборку
    по-прежнему начинают от положительного
    полюса

    источника
    питания.

  2. Выполните действия,
    указанные в пунктах с 8 по 13.

  3. Нарисуйте
    в тетради схему электрической цепи,
    изображенной на
    рисунке
    3. Укажите, в чем отличие этой схемы от
    предыдущей.

  4. Соберите
    эту электрическую цепь и еще раз
    выполните действия,
    указанные
    в пунктах с 8 по 13.

  5. Сравните
    значения силы тока, полученные в трех
    опытах, и сделайте вывод о величине
    силы тока в различных участках
    последовательной
    цепи.

Рис.3.

ИЗМЕРЕНИЕ
НАПРЯЖЕНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ УЧАСТКАХ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ

Цель
работы:

измерить
напряжение на контактах двух проволочных
сопротивлений, соединенных последовательно,
и сравнить его с суммой напряжений на
контактах каждого из этих сопротивлений.

Оборудование:

  • источник
    электропитания • вольтметр •

    проволочный
    резистор r1

  • проволочный
    резистор R2
    ключ • соединительные
    провода • металлический планшет.

Ход работы

1. Рассмотрите
вольтметр и определите:

— клемму,
которой прибор соединяется с положительным
полюсом источника электропитания;

— максимальную
величину напряжения, которую можно
измерить
данным вольтметром;

— цену
деления его шкалы.

  1. Нарисуйте
    в тетради схему электрической цепи,
    изобра­женной
    на рисунке 1.

Рис.1.

  1. Соберите
    эту электрическую цепь. Вначале на
    металличе­ском
    планшете располагают детали электрической
    цепи, как
    это показано на рисунке 1. После этого
    соединяют друг

    с
    другом те элементы цепи, которые нужно
    подключить по­следовательно,
    начиная от положительного полюса
    источ­ника.
    Затем параллельно сопротивлению ri
    подключают

    вольтметр
    так, чтобы его клемма, помеченная знаком
    «+»,через
    другие элементы цепи оказалась
    подключенной к по­ложительному
    полюсу источника питания.

  2. Проверьте
    правильность сборки цепи. Подключите
    вольт­метр,
    как это показано на рисунке 2.

Рис 2

  1. Включите источник
    электропитания в сеть.

  2. Замкните
    ключ и по отклонению стрелки вольтметра
    убедитесь,
    что цепь работает.

  3. С
    помощью вольтметра измерьте напряжение
    Ui
    на клеммах
    сопротивления r1
    .
    Величину напряжения запишите в тетради
    рядом со схемой.

8
.Разомкните
ключ.

Рис.3.

9.Подключите
вольтметр, как это показано на рисунке
3 и зарисуйте в тетради схему.

10.По
показанию вольтметра измерьте напряжение
U2
на концах сопротивления R2.
Величину

напряжения
запишите в тетради рядом со схемой.

11.Подключите
вольтметр, как это показано на рисунке
4 и зарисуйте в тетради схему.

12.Измерьте
напряжение Из на концах участка цепи,
состоящего из двух соединенных
последова­тельно
сопротивлений r
1
и
R
2.

13.Разберите
электрическую цепь.

14.Вычислите
сумму напряжений Ui
и U2.

15.Сравните
сумму напряжений Ui
+ U2
с величиной напряжения Uз
и убедитесь в справедливо­сти
утверждения о том, что напряжение на
участке цепи, состоящем из последовательно
со­единенных
элементов, равно сумме напряжений на
каждом из этих элементов

Рис.4.

Цель
работы:
Оборудование:

научиться изменять
силу тока в цепи с помощью переменного
резистора.


источник
электропитания • переменный резистор
• лампа • проволочный ре­зистор
r1

ключ • соединительные провода •
металлический планшет.

Ход
работы

Рассмотрите
устройство переменного резистора.
Определите:

— при
каком положении ползунка сопротивление
между выводами

1 и
2 наименьшее и наибольшее;

— при
каком положении ползунка сопротивление
между выводами

2 и
3 наименьшее и наибольшее;

Рис1

  • между
    какими выводами сопротивление остается
    постоянным

    при
    любом положении ползунка;

  • какое
    гнездо на панели соединено с подвижным
    контактом пе­

    ременного
    резистора;


к
каким гнездам панели нужно подключить
провода, чтобы с помощью переменного
рези­стора
можно было изменять силу тока в цепи.

  1. Нарисуйте в
    тетради схему электрической цепи,
    показанную на рисунке 1.

  2. Переведите
    ползунок переменного резистора в одно
    из крайних положений.

  3. Соберите
    электрическую цепь. Переменный резистор
    включите так, чтобы, меняя положение

    ползунка,
    можно было регулировать силу тока в
    цепи.

  4. Включите
    источник питания, замкните ключ и по
    показанию амперметра определите
    величину

    тока
    в цепи. Измеренное значение силы тока
    запишите в тетрадь.

  5. Повторите измерение
    силы тока в цепи еще четыре раза. Для
    этого переведите ползунок пере­

    менного
    резистора сначала в среднее положение,
    затем на максимальное удаление от
    исходно­

    го положения, затем опять
    в среднее и, наконец, верните в исходное.

  6. Сделайте
    вывод о том, в каких пределах можно
    было регулировать силу тока в собранной
    цепи

    с
    помощью данного переменного резистора.

  7. Отключите источник
    питания от сети и замените лампу на
    проволочный резистор.

  8. Повторите действия
    указанные в пунктах с 5 по 7.

  9. Сделайте
    вывод о том, каким образом с помощью
    переменного сопротивления удается
    изме­

    нять
    силу тока в электрической цепи.

НАБЛЮДЕНИЕ
ХИМИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО
ТОКА

Цель
работы:

1.
исследование зависимости электропроводности
раствора от его концентрации;

2. Наблюдение
химических реакций в растворе при
прохождении через него элек­трического
тока.

Оборудование:


источник
электропитания • амперметр • лампа •
кювета с медным и цинковым электродами
• ключ • стакан с кипяченой водой •
поваренная соль • стеклянная палочка.

Ход
работы

  1. Соберите
    экспериментальную установку, изображенную
    на рисунке 1. Для подключения
    со­

    единительных проводов к
    электродам кюветы на их штекеры надевают
    пружинные зажимы.

    Зажимы крепятся
    к отогнутым лепесткам электродов.
    Цинковый электрод подключают к
    от­

    рицательному
    полюсу источника.

  2. Налейте
    в кювету воду, замкните ключ и определите,
    какую ве­личину
    тока показывает амперметр.

  3. Постепенно
    добавляйте в кювету соль, помешивайте
    раствор палочкой
    и наблюдайте за изменением показаний
    амперметра.

  4. После
    того, как раствор станет насыщенным и
    соль перестанет растворяться,
    наблюдения можно прекратить. Разомкните
    ключ. —

  5. Сделайте
    вывод о том, как зависит электропроводность
    раствора от
    его концентрации.

  6. Обратите
    внимание на то, что при разомкнутом
    ключе никаких внешних
    проявлений протекания химических
    реакций в кювете не
    наблюдается.

  7. Замкните
    ключ и обратите внимание на образование
    пузырьков водорода
    вблизи поверхности цинкового электрода.
    Водород об­разуется в кювете в
    результате химических реакций,
    происходя­щих
    в растворе при прохождении через него
    электрического тока.

  8. Разомкните
    ключ и поменяйте местами подключение
    соединительных проводов к электродам.

    При
    этом медный электрод окажется
    подключенным к отрицательному полюсу
    источника пи­

    тания, а направление
    тока в растворе изменится на
    противоположное.

  9. Замкните ключ и
    наблюдайте за выделением газа и
    изменением цвета раствора.

  10. Разомкните
    ключ и сделайте общий вывод о наблюдаемых
    внешних проявлениях химических

    реакций
    в растворе при прохождении через него
    электрического тока.

Рис.1.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Книжные памятники Свет

Обратная связь
Версия для слабовидящих

Войти

НЭБ

  • Коллекции и спецпроекты

  • Новости

  • Электронные читальные залы

  • Информация для библиотек

  • Вопросы и ответы

  • Обратная связь

Наши продукты

  • Книжные памятники

  • Свет

  • Мы в соцсетях

    Версия для слепых

    Физика в ученическом эксперименте. Электричество. Руководство по выполнению лабораторных работ

    Физика в ученическом эксперименте. Электричество. Руководство по выполнению лабораторных работ

    Скачать
    rusmarc-запись

    Физика в ученическом эксперименте. Электричество. Руководство по выполнению лабораторных работ

    Скачать rusmarc -запись

    Электронная копия документа недоступна

    2006

    Год издания

    Москва

    Место издания

    О произведении

    Издательство

    МГИУ

    Серия

    Лаборатория L-микро

    ISBN

    5-276-00865-5

    Библиотека

    Российская национальная библиотека (РНБ)

    Еще

    Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

    Пожалуйста, авторизуйтесь

    Вы можете добавить книгу в избранное после того, как
    авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то
    зарегистрируйтесь.

    Физика в ученическом эксперименте. Электричество. Руководство по выполнению лабораторных работ

    Физика в ученическом эксперименте. Электричество. Руководство по выполнению лабораторных работ

    Заглавие серии:

    Лаборатория L-микро

    Описание:

    Физика в ученическом эксперименте. Электричество. Руководство по выполнению лабораторных работ. — Москва : МГИУ, 2006. — 29 см. — (Лаборатория L-микро)

    Дата создания:

    2020-06-14 08:10:55

    Пожалуйста, помогите актуализировать информацию

    Загрузить фотографию актуальной обложки книги

    Дополнить или обновить информацию о книге

    Купить

    • Посмотреть

    • Посмотреть

    • Посмотреть

    • Посмотреть

    • Посмотреть

    • Недоступно

    • Посмотреть

    • Посмотреть

    • Посмотреть

    • Посмотреть

    • Посмотреть

    • Посмотреть

    • Посмотреть

    • Посмотреть

    • Посмотреть





    Реферат по теме Физика в ученическом эксперименте. Электричество. Руководство по выполнению лабораторных работ

    ОГЭ по физике: тенденции, перспективы (Шилинг Г.С.)

    Получить презентацию и заказать свидетельство участника вебинара https://sibou.ru/webinars/237 В рамках вебинара рассматриваются вопросы, …

    Западно-Сибирский МОЦ

    Помогите сайту стать лучше, ответьте на несколько вопросов про книгу:
    Физика в ученическом эксперименте. Электричество. Руководство по выполнению лабораторных работ

    Опросы

    Является ли она узкоспециализированной?

    Содержание

    • Объявление о покупке
    • Наличие в библиотеках
    • Рецензии и отзывы
    • Похожие книги
    • Наличие в магазинах
    • Информация от пользователей
    • Книга находится в категориях

    Реставрация Физика в ученическом эксперименте. Электричество. Руководство по выполнению лабораторных работ

    Мойка листов, чистка, отбеливание, устранение заломов, восстановление разрывов, следов от влаги,
    травление насекомых, реставрация обложки и корешка, устранение укусов от собак и восстановление
    заломов на картоне, восстановление после падений, восстановление тиснения и рисунков,
    художественная покраска всех элементов обложки от мастеров Ленинской библиотеки.
    Мелкий ремонт (удаление пятен, плесени) или реставрацию обложки, уголков, корешка, листов, переплета книги

    Показать контакты

    Объявление о покупке (разыскивается книга)

    Подпишитесь на новые объявления

    Школьная STEM-лаборатория как пространство формирования универсальных учебных действий

    Bessoloff

    Рецензии и отзывы

    Физика в ученическом эксперименте. Электричество. Руководство по выполнению лабораторных работ. В книге описывается один из экспериментов, проходивших в 20-е годы в школе рабочих- журналистов Коминтерна.

    Информация от пользователей

    Физика в ученическом эксперименте. Электричество. Руководство по выполнению лабораторных работ. В книге описывается

                             Департамент образования города Москвы

    Государственное образовательное учреждение

    среднего профессионального образования

    «Технологический  колледж №28»

    Евдокимов П.Е.

    Москва

    2010

    Методические указания при проведении лабораторных работ

    по дисциплине «ФИЗИКА».

    Раздел «Электричество».

    В настоящем пособии описывается методика проведения лабораторных работ по физике, раздел «Электричество». Преподаватель дает полную информацию, какое использовать оборудование, как провести лабораторную работу, т.е. порядок ее проведения, какую форму отчета должен представить студент по окончании работы. В качестве дополнительного материала студенту представлена таблица, показывающая, как на схемах изображаются те или иные приборы и оборудование.

    Автор: Евдокимов Павел Евгеньевич, преподаватель физики и электротехники.

    Рецензент: Плотникова Ирина Анатольевна, преподаватель математики и физики.

    Редактор: Малькова Людмила Алексеевна, зам.директора по учебно-методической работе.

    Рукопись рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии естественнонаучных дисциплин, протокол № 2 от 25 октября 2010 г.

    Для проведения лабораторных работ используется  комплект приборов и приспособлений «L- микро», питание электрических схем осуществляется от источника питания постоянного тока напряжением 4,5 вольта. Электрические схемы собираются по описанию лабораторной работы, проверяются лаборантом или преподавателем, после чего студент приступает к выполнению работы. При выполнении работ студент обязан строго выполнять правила техники безопасности, изложенные в  инструкциях, помещённых на стенде лаборатории. Заполнение отчёта производится аккуратным почерком на листе формата А4, после окончания работы студент приводи в порядок рабочее место и предоставляет  оформленный отчёт на подпись преподавателю или лаборанту. Без подписи преподавателя или лаборанта работа считается не выполненной.  Выполняя работы, следует помнить:

    1.Амперметр обозначается буквой А, подсоединяется последовательно участку цепи, на котором проводятся измерения. Сила тока измеряется в амперах (А), миллиамперах (мА),  микроамперах (mА). Последовательное подсоединение обусловлено очень малым внутренним сопротивлением амперметра, (R вн), что исключает погрешности при проведении измерений.

    2.Вольтметр подсоединяется параллельно участку цепи, на котором производятся измерения. Обозначается  латинской заглавной буквой V. Напряжение измеряется в вольтах (В), милливольтах (мВ), микровольтах(mВ). Вольтметр обладает очень высоким внутренним сопротивлением (R вн).

    3. Полярность источника обозначается: «+» — положительный электрод (вывод источника ЭДС)

     «-« — отрицательный электрод (вывод источника ЭДС)

    4. Соединительные провода обозначаются прямыми линиями, пересекающимися строго под прямым углом. Если в месте пересечения есть точка, это означает неразъёмный контакт двух проводов (пайка и т.д.), если точка отсутствует – провода не имеют электрического контакта.

    5. Условные обозначения элементов цепи приведены ниже:

                                    

    .

    33 — конденсатор оксидный неполяризованный,
    34 — конденсатор проходной (дуга обозначает корпус, внешний элекрод),
    35 — конденсатор переменной емкости (стрелка обозначает ротор);
    36 — конденсатор подстроечный, общее обозначение
    37 — варикап.
    38 — конденсатор помехоподавляющий;
    39 — светодиод,
    40 — туннельный диод;
    41 — лампа накаливания осветительная и сигнальная
    42 — звонок электрический
    43 — элемент гальванический или аккумуляторный;
    44 — линия электрической связи с одним ответвлением;
    45 — линия электрической связи с двумя ответвлениями;
    46 — группа проводов, подключенных к одной точке электрическою соединения. Два провода;
    47 — четыре провода, подключенных к одной точке электрическою соединения;
    48 — батарея из гальванических элементов или батарея аккумуляторная;
    49 — кабель коаксиальный. Экран соединен с корпусом;
    50 — обмотка трансформатора, автотрансформатора, дросселя, магнитного усилителя;
    51 — рабочая обмотка магнитного усилителя;
    52 — управляющая обмотка магнитного усилителя;
    53 — трансформатор без сердечника (магнитопровода) с постоянной связью (точками обозначены начала обмоток);
    54 — трансформатор с магнитодиэлектрическим сердечником;
    55 — катушка индуктивности, дроссель без магнитопровода;
    56 — трансформатор однофазный с ферромагнитным магнитопроводом и экраном между обмотками;
    57 — трансформатор однофазный трехобмоточный с ферромагнитным магнитопроводом с отводом во вторичной обмотке;
    58 — автотрансформатор однофазный с регулированием напряжения;
    59 — предохранитель;
    60 — предохранитель выключатель;
    б1 — предохранитель-разъединитель;
    62 — соединение контактное разъемное;
    63 — усилитель (направление передачи сигнала указывает вершина треугольника на горизонтальной линии связи);
    64 — штырь разъемного контактного соединения;

    Условные обозначения. Электроизмерительные приборы (ГОСТ 2.729-68)

    В таблице приведены некоторые из условных графических обозначений электроизмерительных приборов.

     Наименование

    Обозначение

    Прибор электроизмерительный:

    а) показывающий

    прибор показывающий

    б) регистрирующий

    пибор регистрирующий

    в) интегрирующий
    (например, счетчик)

    прибор интегрирующий

    Примечание: Для указания назначения электроизмерительного прибора в его обозначение вписывают условные графические обозначения, установленные в стардартах ЕСКД, а также буквенные обозначения единиц измерения или измеряемых величин, например:

    а) амперметр

    A

    б) вольтметр

    V

    в) вольтамперметр

    VA

    г) ваттметр

    W

    д) варметр

    var

    е) микроамперметр

    μA

    ж) милливольтметр

    mA

    з) омметр

    Ω

    и) мегаомметр

    к) частотометр

    Hz

    л) фазометр:
    измеряющий сдвиг фаз
    измеряющий коэффициент мощности

    φ

    cosφ

    м) счетчик ампер-часов

    Ah

    н) счетчик ватт-часов

    Wh

    о) счетчик вольт-ампер-часов

    varh

    п) термометр

    t °

    р) индикатор полярности

    ±

    с) измеритель уровня сигнала

    dB

    Электросчетчик

    гальванометр

    Гальванометр

    гальванометр

    Осциллограф

    осциллограф

    Датчик измеряемой
    неэлектрической величины

    датчик

    Датчик давления
    с токовым выходом

    датчик давления

    Датчик температуры

    Датчик температуры

    Термопара
    (утолщенная сторона изображения
    обозначает отрицательную полярность)

    Термопреобразователь бесконтактный

    Наименование

    Обозначение

    6. После оформления лабораторной работы студент защищает работу в предусмотренные учебной программой сроки

    7. В конце семестра по итогам защищённых  работ студент получает оценку «зачёт» 

    СБОРКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ И ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ ТОКА В ЕЕ РАЗЛИЧНЫХ УЧАСТКАХ.

    Цель:  овладеть приемами сборки электрической цепи, составленной

     из последовательно соединенных элементов;

                убедиться в том, что сила тока в любом участке последовательной

    цепи одинакова.

    Оборудование:  — источник электропитания;

    — амперметр;

    — лампа;

    — ключ;

    — соединительные провода;

    — металлический планшет.

    Ход работы

    1.        Рассмотрите источник электропитания и определите полярность его выходных гнезд.

    2.        Рассмотрите панель с выключателем и определите:
    — гнезда для подключения проводов;
    — какому положению подвижной пластины ключа соответствует его условное обозначение на схемах.

    3.        Рассмотрите панель с лампой и укажите на ней гнезда для подключения проводов.

    Puс. 1

    4.        Рассмотрите соединительный провод и определите:
    — для чего задняя часть штекера имеет отверстие;
    — для чего металлический стержень штекера имеет прорезь.

    5.        Рассмотрите амперметр и определите:

    • какая из клемм прибора соединяется с положительным полюсом источника электропитания;
    • какую максимальную силу тока можно им измерить;
    • какова цена деления его шкалы.
    1. Нарисуйте в тетради схему электрической цепи, изображенной на рисунке 1
    2. Соберите эту электрическую цепь.

    Начинают сборку с того, что все детали электрической цепи располагают на металлическом планшете в том порядке, как это показано на рисунке 1.

    Затем соединяют проводом положительный полюс источника электропитания с гнездом амперметра, помеченным знаком «+». Потом амперметр соединяют с лампочкой. Далее лампочку с ключом и, наконец, ключ соединяют с отрицательным полюсом источника.

    1. Проверьте, насколько собранная цепь соответствует ее условной схеме, нарисованной в тетради.
    2. Проверьте, разомкнут ли контакт ключа.
    3. Подключите вилку источника электропитания к розетке электросети кабинета, закрепленной на рабочем столе.

    11.        Замкните ключ. По отклонению стрелки амперметра и свечению лампочки убедитесь в том, что собранная цепь работает.

    Укажите, в чем отличие этой схемы от предыдущей.

    1. По показанию амперметра определите величину силы тока в цепи. Измеренное значение силы тока запишите в тетрадь рядом с нарисованной схемой.
    2. Разомкните ключи,  разберите электрическую цепь.
    1. Для этого вначале отключите вилку источника питания от розетки, затем отсоедините провода от гнезд источника электропитания и только после этого завершите разборку остальной части цепи.
    2. Нарисуйте в тетради схему электрической цепи, изображенной на рис 2.
    1. Нарисуйте в тетради схему электрической цепи, изображенной на рисунке Укажите, в чем отличие этой схемы от предыдущей.
    2. Соберите эту электрическую цепь и еще раз выполните действия, указанные в пунктах с 8 по 13.
    3. Сравните значения силы тока, полученные в трех опытах, и сделайте вывод о величине силы тока в различных участках последовательной цепи.
    4. Соберите эту электрическую цепь. Сборку по-прежнему начинают от положительного полюса источника питания.
    5. Выполните действия, указанные в пунктах с 8 по 13.

    ИЗМЕРЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ

    НА РАЗЛИЧНЫХ УЧАСТКАХ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ

    Цель работы:

    измерить напряжение на контактах двух проволочных сопротивлений, соединенных последовательно, и сравнить его с суммой напряжений на контактах каждого из этих сопротивлений.

    Оборудование:

    • источник электропитания • вольтметр • проволочный резистор R1
    • проволочный резистор R2 • ключ • соединительные провода • металлический планшет.

    Ход работы

    1.        Рассмотрите вольтметр и определите:

    —        клемму, которой прибор соединяется с положительным полюсом источника электропитания;

    —        максимальную величину напряжения, которую можно измерить данным вольтметром;

    —        цену деления его шкалы.

    1. Нарисуйте в тетради схему электрической цепи, изображенной на рисунке 1.
    2. Соберите эту электрическую цепь. Вначале на металлическом планшете располагают детали электрической цепи, как это показано на рисунке 1. После этого соединяют друг с другом те элементы цепи, которые нужно подключить последовательно, начиная от положительного полюса источника.

    Рис 4

      Затем параллельно сопротивлению R1 подключают вольтметр так, чтобы его клемма, помеченная знаком «+», через другие элементы цепи оказалась подключенной к положительному полюсу источника питания. Проверьте правильность сборки цепи. Подключите вольтметр, как это показано на рисунке 2. Включите источник электропитания в сеть. Замкните ключ и по отклонению стрелки вольтметра убедитесь, что цепь работает.

    1. С помощью вольтметра измерьте напряжение U1 на клеммах сопротивления R1 . Величину напряжения запишите в тетради рядом со схемой.

    1. Разомкните ключ.
    2. Подключите вольтметр, как это показано на рисунке 3 и зарисуйте в тетради схему.
    3. По показанию вольтметра измерьте напряжение U2 на концах сопротивления R2. Величину напряжения запишите в тетради рядом со схемой.

    11.Подключите вольтметр, как это показано на рисунке 4 и зарисуйте в тетради схему.

    1. Измерьте напряжение U3 на концах участка цепи, состоящего из двух соединенных последовательно сопротивлений R1 и R2.
    2. Разберите электрическую цепь.
    3. Вычислите сумму напряжений U1 и U2.
    4. Сравните сумму напряжений U1+ U2 с величиной напряжения U3 и убедитесь в справедливости утверждения о том, что напряжение на участке цепи, состоящем из последовательно соединенных элементов, равно сумме напряжений на каждом из этих элементов.

    РЕГУЛИРОВАНИЕ СИЛЫ ТОКА ПЕРЕМЕННЫМ РЕЗИСТОРОМ

    Цель работы:      научиться изменять силу тока в цепи с помощью переменного резистора.

    Оборудование:     • источник электропитания • переменный резистор • лампа • проволочный резистор Ri • ключ • соединительные провода • металлический планшет.

    Ход работы.        

    1.        Рассмотрите устройство переменного резистора. Определите:

    —        при каком положении ползунка сопротивление между выводами   А

    1        и 2 наименьшее и наибольшее;

    —        при каком положении ползунка сопротивление между выводами

    2        и 3 наименьшее и наибольшее;

    • между какими выводами сопротивление остается постоянным при любом положении ползунка;        рис1
    • какое гнездо на панели соединено с подвижным контактом переменного резистора;
    • к каким гнездам панели нужно подключить провода, чтобы с помощью переменного резистора можно было изменять силу тока в цепи.
    1. Нарисуйте в тетради схему электрической цепи, показанную на рисунке 1.
    2. Переведите ползунок переменного резистора в одно из крайних положений.
    3. Соберите электрическую цепь. Переменный резистор включите так, чтобы, меняя положение ползунка, можно было регулировать силу тока в цепи.
    4. Включите источник питания, замкните ключ и по показанию амперметра определите величину тока в цепи. Измеренное значение силы тока запишите в тетрадь.
    5. Повторите измерение силы тока в цепи еще четыре раза. Для этого переведите ползунок переменного резистора сначала в среднее положение, затем на максимальное удаление от исходного положения, затем опять в среднее и, наконец, верните в исходное.
    1. Сделайте вывод о том, в каких пределах можно было регулировать силу тока в собранной цепи с помощью данного переменного резистора.
    2. Отключите источник питания от сети и замените лампу на проволочный резистор.
    3. Повторите действия указанные в пунктах с 5 по 7.
    4. Сделайте вывод о том,  каким образом с помощью переменного сопротивления удается изменять силу тока в электрической цепи.

    ИЗМЕРЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРОВОДНИКА ПРИ ПОМОЩИ АМПЕРМЕТРА И ВОЛЬТМЕТРА

    Цель: —  освоить метод измерения сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра;

               — убедиться в том, что сопротивление проводника не зависит от силы тока в нем и напряжения на его концах.

    Оборудование: источник электропитания • амперметр  • вольтметр

    • проволочный резистор R1 • ключ • соединительные провода • металлический планшет.

    Ход работы

    1. Зарисуйте в тетрадь схему электрической цепи, изображенной на рисунке 1.
    2. Подготовьте таблицу для записи результатов измерений и вычислений:

                                                                                                                     Рис.1

    № опыта

    Сила тока I,А

    Напряжение U,B

     Сопротивление R, Ом

    1. Соберите электрическую цепь, проверьте правильность сборки и включите источник питания.
    1. Установите ползунок переменного сопротивления в одно из крайних положений.
    2. Измерьте силу тока и напряжение на сопротивлении R1.  Данные занесите в таблицу.
    1. Повторите опыт еще два раза, установив ползунок переменного сопротивления сначала в среднее положение, а затем в другое крайнее положение.
    2. Отключите источник питания от сети.
    3. Вычислите, применяя закон Ома для участка цепи, величину сопротивления R1. Используйте результаты измерений, полученные в каждом из трех опытов.
    4. Сопоставив величины сопротивлений, измеренные при разных режимах работы электрической цепи, сделайте вывод о том, зависит ли сопротивление проводника от силы тока в нем и приложенного к нему напряжения.

    ИЗМЕРЕНИЕ МОЩНОСТИ И РАБОТЫ ТОКА

    В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЛАМПЕ.

    Цель: изучение метода измерения мощности и работы тока в электрической лампе с помощью амперметра, вольтметра и секундомера.

    Оборудование: • источник электропитания • лампа • переменный резистор • амперметр • вольтметр • ключ • часы с секундной стрелкой • соединительные провода • металлический планшет.

    Ход работы

    1. Нарисуйте в тетради схему электрической цепи, изображенной на рисунке 1.
    2. Соберите электрическую цепь,  проверьте правильность сборки и включите источник питания.
    3. Замкните ключ, одновременно с этим заметьте и запишите показания часов.
    1. С помощью амперметра и вольтметра измерьте силу тока и напряжение на лампе. Показания приборов запишите в отчёт.                                   Рис.1        
    2. Разомкните ключ, одновременно еще раз заметьте и запишите показания часов.
    3. Вычислите, сколько секунд горела лампа, с помощью секундомера.
    4. Вычислите мощность и работу тока в лампе.

    Методические указания при проведении лабораторных работ по дисциплине «ФИЗИКА».

    Раздел «Электричество».

    Евдокимов П.Е. – преподаватель физики ГОУ ТК № 28

    Сдано в печать 08.11.2010.

    Формат бумаги 60х90/16

    Тираж 26 экз.

    Государственное образовательное учреждение

    среднего профессионального образования

    «Технологический колледж № 28»

    Адрес: Москва, ул. Кабельная, 2

    Тел. 8 (495) 673-54-22

    E-mail: 78@prof.educom.ru

    Лабораторные работы по физике электричество 8 класс Разработала учитель физики Андреева Юлия Вячнславовна Мбоу сош № 12 г. калуга Сборка электрической цепи измерение силы тока на ее различных участках.

    Цель работы:

    научиться собирать электрические цепи, пользоваться амперметром и измерять силу тока в цепи;
    убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова.

    Оборудование:

    источник тока, амперметр, лампочка, соединительные провода, ключ.

    ХОД РАБОТЫ:

    1. Внимательно рассмотрите рисунки 1), 2), 3).

    1 2 3

    1. Начертите электрические схемы по этим рисункам, покажите направление тока в цепи

    2. Определите цену деления амперметра.

    3. Определите погрешность измерения амперметра.

    4. Соберите электрическую цепь по схеме (1). Замкните ключ. Проведите измерение силы тока в цепи. Запишите результат измерения с учетом погрешности измерения.

    5. Аналогично проведите измерения для схемы (2) и схемы (3)

    6. Выводы: Сравните полученные результаты, сделайте вывод, занесите результат с таблицу

    Результаты

    Схема электрической цепи

    Цена деления амперметра, А

    Погрешность измерений, А

    Показания амперметра с учётом погрешности измерений

    I, A

    1

    2

    3

    ИЗМЕРЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ УЧАСТКАХ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ

    Цель работы: научиться собирать электрические цепи, пользоваться вольтметром и измерять напряжение на участке цепи

    Оборудование: запишите самостоятельно

    ХОД РАБОТЫ

    1. Соберите электрическую цепь А В

    2. Определите цену деления вольтметра

    3. Измерьте напряжение на участке АВ. Нарисуйте схему

    подключения вольтметра

    1. Измерьте напряжение на участке ВС. Нарисуйте схему

    подключения вольтметра

    1. Измерьте напряжение на участке АС. Нарисуйте схему

    подключения вольтметра С

    1. Сравните напряжения на участке АС полученные измерением

    и вычислением.

    1. Заполните таблицу:

    Измеряемый

    участок

    Схема

    Напряжение

    U, B

    1

    АВ

    }

    2

    ВС

    3

    АС

    Контрольные вопросы:

    2. Почему при измерении напряжения вольтметр подключают параллельно?

    Работа и мощность тока

    Цель работы: определить работу и мощность тока

    Ход работы

    1.По фотографиям определите силу тока и напряжение в цепи

    2. Считая время работы равное 1 минуте, вычистите работу и мощность тока.

    3. Ответы запишите в таблицу

    Сила тока

    I, A

    Напряжение

    U,B

    Работа тока

    A, Дж

    Мощность

    N, Вт

    1

    2

    3

    4

    Сделайте вывод: от чего зависят работа и мощность электрического тока

    Рисунок 1 Рисунок 2

    Рисунок 3 Рисунок 4

    Регулирование силы тока реостатом и измерение сопротивления с помощью амперметра и вольтметра

    Цель: самостоятельно

    Оборудование: источник питания, реостат, резистор, амперметр, вольтметр, соединительные провода.

    Указания к выполнению работы

    1. Рассмотрите реостат. Установите, при каком положении ползунка сопротивление реостата является наибольшим и наименьшим.

    2. Соберите цепь, соединив последовательно источник питания, амперметр, реостат, резистор и ключ. К зажимам реостата присоедините вольтметр.

    3. Изобразите в тетради схему цепи.

    Положение

    ползунка

    I, А

    U, В

    R, Ом

    1

    2

    3

    4. Плавно перемещая ползунок, измерьте силу тока и напряжение при его трех различных положениях. Рассчитайте сопротивление реостата, соответствующее каждому из этих случаев. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

    5. Постройте график зависимости силы тока от напряжения на участке цепи

    Контрольные вопросы:

    1. Что такое реостат?

    2. Что такое амперметр, правила подключения прибора.

    3. Что такое вольтметр, правила подключения прибора.

    4. Укажите схему(ы), в которой допущена ошибка (какая?)

    1. Сформулируйте закон Ома (математическая запись закона).

    2. Решите задачу: Чему равно сопротивление лампы накаливания, если при напряжении 120 В сила тока в ней составляет 0,5 А?

    Библиография:

    1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.edu.ru

    2. 1С: Школа. Физика, 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий (CD). – М.: Министерство образования РФ, ГУРЦ ЭМТО, ООО «Дрофа», ЗАО «1С», ЗАО НПКЦ «Формоза-Альтаир», РЦИ Пермского ГТУ, 2004 (http://repetitor.1c.ru

    3.    Физика 7-11 класс. Библиотека электронных наглядных пособий (Министерство образования Российской Федерации, ГУ ФЦ ЭМТО,  «Кирилл и Мефодий», 2003)

    4. Сайт «Физика в анимациях» www.infoline.ru/g23/5495/physics.htm.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Часы skmei 1019 инструкция на русском
  • Icom ic 735 инструкция на русском
  • Ивермек инструкция по применению для животных поросят дозировка от глистов
  • Smi mass production tool инструкция на русском
  • Аципол для детей капсулы инструкция по применению после года