начальств.
состава
на знаках
различия
1. Заместителю руководителя, главному инженеру и главному бухгалтеру знаки различия устанавливаются на один ранг ниже знаков различия соответствующего руководителя.
2. Главному бухгалтеру централизованной (узловой централизованной) бухгалтерии отделения железной дороги, главному бухгалтеру важнейшей железнодорожной станции по перечню, утвержденному МПС, устанавливается 4 звезды среднего начальствующего состава. Начальнику учетно-контрольной группы централизованной (узловой централизованной) бухгалтерии отделения железной дороги знаки различия устанавливаются на уровне знаков различия главного бухгалтера соответствующего линейного предприятия (организации) отделения железной дороги.
3. Работникам предприятий, создаваемых на базе служб или отделов управления или отделения железной дороги, знаки различия устанавливаются на уровне знаков различия работников соответствующих служб и отделов.
Президент ОАО РЖД
Знак различия Президента ОАО «РЖД» состоит из галуна особого гражданского плетения серебристого цвета шириной 30 мм, окантованного кантом красного цвета с обоих сторон галуна. Над галуном располагается звезда особого рисунка серебристого цвета с внутренней звездой красного цвета диаметром 35 мм, помещенная в венок из двух веток серебристого цвета особого рисунка. Звезда в венке располагается на расстоянии 10 мм от верхнего края галуна до нижнего края венка.
Первый вице-президент ОАО «РЖД»
Старший вице-президент ОАО «РЖД»
Вице-президент ОАО «РЖД»
1) Первая должностная категория высшего состава ОАО «РЖД»
- Начальник департамента,
- начальник железной дороги
2) Вторая должностная категория высшего состава ОАО «РЖД»
- Начальник управления ОАО “РЖД”,
- главный ревизор по безопасности движения поездов,
- главный экономист, главный бухгалтер – начальник службы бухгалтерского и налогового учета железной дороги – филиала ОАО “РЖД”;
- начальники дирекций “Желдорреммаш” и “Вагонреммаш”;
- начальник ЦУП, директоры “Трансконтейнера”, “Энергосбыта”, “Рефсервиса”, ГВЦ.
3) Третья должностная категория высшего состава ОАО «РЖД»
- Начальник службы железной дороги – филиала ОАО “РЖД”;
- начальник дорожного центра фирменного транспортного обслуживания,
- начальник регионального центра “Желдорконтроль”,
- начальник отделения железной дороги,
- советник, помощник президента ОАО “РЖД”,
- начальник дирекции – структурного подразделения железной дороги – филиала ОАО “РЖД”,
- Управляющий строительно-монтажным трестом – филиалом ОАО “РЖД”,
- Директор завода – филиала ОАО “РЖД”,
- Руководитель иного функционального филиала ОАО “РЖД”.
4) Четвертая должностная категория старшего состава ОАО «РЖД»
- Начальник инспекции ОАО “РЖД”,
- начальник отдела департамента и управления ОАО “РЖД”, центра “Желдорконтролъ”,
- советник, помощник вице-президента ОАО “РЖД”,
- главный специалист департамента и управления ОАО “РЖД”, центра “Желдорконтроль”,
- ревизор по безопасности движения поездов железной дороги – филиала ОАО “РЖД”,
- главный ревизор по безопасности движения поездов отделения железной дороги – филиала ОАО “РЖД”,
- Начальник самостоятельного отдела, ВЦ железной дороги – филиала ОАО “РЖД”
5) Пятая должностная категория старшего состава ОАО «РЖД»
- начальник структурного подразделения функционального филиала ОАО “РЖД”,
- начальник структурного подразделения отделения железной дороги – филиала ОАО “РЖД” (дистанция, депо, железнодорожная станция внеклассная и 1 класса);
- начальник структурного подразделения дирекции железной дороги – филиала ОАО “РЖД” (путевая машинная станция, ДОП и др.),
- начальник отдела (основного, определяющего техническую, экономическую и социальную политику) в отделении железной дороги – филиала ОАО “РЖД”,
- ведущий специалист департамента и управления ОАО “РЖД”, центра “Желдорконтроль”,
- начальник агентства (отдела) фирменного транспортного обслуживания в отделении железной дороги – филиала ОАО “РЖД”,
- начальник ИВЦ отделения железной дороги -филиала ОАО “РЖД”.
6) Шестая должностная категория старшего состава ОАО «РЖД»
- начальник отдела в службе железной дороги – филиала ОАО “РЖД”,
- помощник (советник) начальника железной дороги – филиала ОАО “РЖД”,
- начальник детской железной дороги – филиала ОАО “РЖД”, директор ПКТБ; проектного и научно-исследовательского института; дорожного центра рабочего снабжения – филиала ОАО “РЖД”.
7) Седьмая должностная категория старшего состава ОАО «РЖД»
- начальник отдела в дирекциях “Вагонреммаш” и “Желдорреммаш”,
- специалист 1 категории департамента и управления ОАО “РЖД”, центра “Желдорконтроль”,
- начальник железнодорожной станции 2,3 класса;
- начальник вокзала (внеклассного),
- начальник промывочно-пропарочной станции,
- начальник резерва проводников пассажирских вагонов,
- начальник восстановительного поезда,
- начальник отдела в отделении железной дороги – филиала ОАО “РЖД”,
- начальник цеха завода – филиала ОАО “РЖД”,
- начальник района (контактной сети, электроснабжения),
- начальник тяговой подстанции,
- начальник ремонтно – ревизионного участка дистанции электроснабжения,
- диспетчер всех наименований в управлении железной дороги – филиала ОАО “РЖД”.
Восьмая должностная категория среднего состава ОАО «РЖД»
- начальник сектора в отделении железной дороги – филиала ОАО “РЖД”,
- ревизор по хозяйству в отделении железной дороги – филиала ОАО “РЖД”,
- начальник оборотного локомотивного депо, главный механик, технолог, энергетик в структурных подразделениях отделения железной дороги – филиала ОАО “РЖД”,
- начальник вокзала 1 и 2 класса,
- дежурный по отделению железной дороги – филиала ОАО “РЖД”,
- диспетчер всех наименований в отделении железной дороги – филиала ОАО “РЖД”,
- диспетчер всех наименований внеклассных станций,
- диспетчер (станционный) железнодорожной станции 1 класса,
- начальник материального склада железной дороги – филиала ОАО “РЖД”,
- ведущий специалист управления железной дороги – филиала ОАО “РЖД”, управления функционального филиала ОАО “РЖД”,
- начальник (директор) учебно-производственного центра и технической школы железной дороги – филиала ОАО “РЖД”.
9) Девятая должностная категория среднего состава ОАО «РЖД»
- Начальник путевой машины тяжелого типа, электростанции, контрольно-измерительного вагона,
- приемщик: локомотивов, моторвагонного подвижного состава и вагонов в депо; по качеству ремонта пути,
- дежурный по железнодорожной станции (внеклассной),
- диспетчер маневровый станций 1 и 2 класса,
- дежурный локомотивного депо (основного),
- машинист-инструктор локомотивных бригад,
- начальник участка производства,
- начальник ПТО локомотивов и вагонов,
- начальник пункта подмены локомотивных бригад,
- специалист 1 категории органа управления железной дороги – филиала ОАО “РЖД”, управления функционального филиала ОАО “РЖД”,
- ведущий специалист отделения железной дороги – филиала ОАО “РЖД”, структурного подразделения функционального филиала ОАО “РЖД”.
10) Десятая должностная категория среднего состава ОАО «РЖД»
- старший мастер всех наименований структурного подразделения железной дороги – филиала ОАО “РЖД”,
- старший электромеханик структурного подразделения железной дороги – филиала ОАО “РЖД”,
- специалист 1 категории отделения железной дороги – филиала ОАО “РЖД”,
- специалист 2 категории органа управления железной дороги – филиала ОАО “РЖД”,
- дежурный по железнодорожной станции 1 и 2 класса,
- инспектор по качеству и приемке работ структурного подразделения железной дороги – филиала ОАО “РЖД”,
- прораб дистанции гражданских сооружений, ведущий специалист структурного подразделения отделения железнойдороги – филиала ОАО “РЖД”,
- начальник (заведующий) военно-учетным бюро органа управления железной дороги – филиала ОАО “РЖД”,
- заведующий: билетной кассой, объединенной кассой, билетным бюро, группой учета и отчетности по продаже пассажирских билетов бюро по розыску грузов и багажа,
- начальник билетных касс в Московском и Санкт-Петербургском железнодорожных агентствах обслуживания пассажиров,
- заведующий домом отдыха локомотивных бригад,
- дежурный по железнодорожной станции 3 класса,
- начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда,
- начальник железнодорожной станции 4 и 5 класса)
11) Одиннадцатая должностная категория среднего состава ОАО «РЖД»
- дежурный по железнодорожной станции 4 класса,
- начальник (заведующий) военно-учетным бюро отделения железной дороги – филиала ОАО “РЖД”,
- ревизор-инструктор по контролю пассажирских поездов,
- начальники баз всех наименований,
- мастер всех наименований,
- специалист 1 категории структурного подразделения отделения железной дороги-филиала ОАО “РЖД”,
- специалист 2 категории отделения железной дороги – филиала ОАО “РЖД”.
12) Двенадцатая должностная категория младшего состава ОАО «РЖД»
- начальник гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций станции (объекта),
- начальник грузового района железнодорожной станции,
- дежурный по железнодорожной станции 5 класса,
- заведующий: очистными сооружениями водоснабжения и канализации; сортировочной платформой; контейнерной площадкой, контролер-ревизор пассажирских поездов,
- начальник склада всех наименований структурного подразделения железной дороги – филиала ОАО “РЖД”,
- начальник мастерских всех наименований структурного подразделения железной дороги – филиала ОАО “РЖД”,
- начальник карьера,
- преподаватель (старший преподаватель) учебно – производственного центра и технической школы железной дороги – филиала ОАО “РЖД”,
- мастер производственного обучения учебно – производственного центра и технической школы железной дороги – филиала ОАО “РЖД”,
- начальник лаборатории всех наименований структурного подразделения отделения железной дороги – филиала ОАО “РЖД”)
Нашивки РЖД носятся на левом рукаве костюмов и верхней одежды.
Цвет нашивки соответсвует цвету предмета форменной одежды, на который она пришивается. Более подробные примеры ношения представлены на иллюстрациях:
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)
ПРИКАЗ
№77 от 17 марта 2020 г
Об утверждении образцов знаков различия работников открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
В соответствии с подпунктом 6.10 пункта 6 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3342; 2016, № 40, ст. 5752), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые образцы знаков различия работников открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра транспорта Российской Федерации И.С. Алафинова.
Министр Дитрих
Приложение
1. Для работников открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – работники ОАО «РЖД») в качестве основных устанавливаются нарукавные и нагрудные знаки различия.
2. Нарукавные знаки различия предназначены для ношения на пиджаке (жакете) и состоят из галунов серебристого цвета с окантовкой красного цвета, нашиваемых непосредственно на внешнюю сторону рукавов от шва до шва. Нижний край первого галуна нашивается на расстоянии 8 – 10 см от нижнего края рукава. Галуны устанавливаются двух видов:
- широкий – 3 см,
- узкий – 1 см.
На нарукавном знаке различия генерального директора – председателя правления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» располагается широкий галун особого плетения. На высоте 1 см от верхнего края нарукавного знака с внешней стороны рукава располагается звезда особого рисунка серебристого цвета, окантованная красным цветом, с сиянием диаметром 4 см. Звезда обрамлена шитьем в виде венка из двух виноградных веток шириной 1,5 – 2 см серебристого цвета особого рисунка по пять элементов.
На нарукавном знаке работников ОАО «РЖД» вне категории должностей располагается широкий галун особого плетения. На высоте 1 см от верхнего края галуна с внешней стороны рукава располагается шитье длиной 15 см и высотой 1,5 – 2 см в виде двух расходящихся виноградных веток серебристого цвета особого рисунка по четыре элемента. Над шитьем располагаются в зависимости от уровня должности звезды особого рисунка серебристого цвета, окантованные красным цветом, с сиянием диаметром 3 см.
На нарукавном знаке работников ОАО «РЖД» высшей категории должностей располагается широкий галун особого плетения. На высоте 1 см от верхнего края галуна с внешней стороны рукава располагаются в зависимости от уровня должности звезды особого рисунка серебристого цвета, окантованные красным цветом, с сиянием диаметром 2,5 см.
На нарукавном знаке работников ОАО «РЖД» старшей категории должностей располагаются три узких галуна. На высоте 1 см от верхнего края галуна с внешней стороны рукава располагаются в зависимости от уровня должности звезды особого рисунка серебристого цвета, окантованные красным цветом, диаметром 2 см.
На нарукавном знаке работников ОАО «РЖД» средней категории должностей располагаются два узких галуна. На высоте 1 см от верхнего края галуна с внешней стороны рукава располагаются в зависимости от уровня должности звезды особого рисунка серебристого цвета, окантованные красным цветом, диаметром 2 см.
На нарукавном знаке работников ОАО «РЖД» должностей младшей категории располагается один узкий галун.
Для работников ОАО «РЖД» рядовой категории должностей нарукавные знаки различия не предусмотрены.
3. Нагрудные знаки различия предназначены для ношения на рубашке (блузке) и представляют собой прямоугольник, окантованный красным цветом, в цвет рубашки (блузки). На прямоугольник нашиваются галуны серебристого цвета с окантовкой красного цвета. Галуны устанавливаются двух видов: широкий – 2 см, узкий – 0,7 см. Ширина нагрудного знака различия – 7 см. Нагрудный знак различия располагается на левой стороне груди.
На нагрудном знаке различия генерального директора – председателя правления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» располагается широкий галун особого плетения. Над галуном – звезда особого рисунка серебристого цвета, окантованная красным цветом, с сиянием диаметром 2,5 см. Звезда обрамлена шитьем в виде венка из двух виноградных веток серебристого цвета особого рисунка по пять элементов.
На нагрудном знаке работников ОАО «РЖД» вне категории должностей располагается широкий галун особого плетения. Над галуном – шитье в виде двух расходящихся виноградных веток серебристого цвета особого рисунка по четыре элемента. Над шитьем располагаются в зависимости от уровня должности звезды особого рисунка серебристого цвета, окантованные красным цветом, с сиянием диаметром 2 см.
На нагрудном знаке работников ОАО «РЖД» высшей категории должностей располагается широкий галун особого плетения. Над галуном в зависимости от уровня должности – звезды особого рисунка серебристого цвета, окантованные красным цветом, с сиянием диаметром 1,5 см.
На нагрудном знаке работников ОАО «РЖД» старшей категории должностей располагаются три узких галуна. Над верхним галуном в зависимости от уровня должности – звезды особого рисунка серебристого цвета, окантованные красным цветом, диаметром 1,5 см.
На нагрудном знаке работников ОАО «РЖД» средней категории должностей располагаются два узких галуна. Над верхним галуном в зависимости от уровня должности – звезды особого рисунка серебристого цвета, окантованные красным цветом, диаметром 1,5 см.
На нагрудном знаке работников ОАО «РЖД» младшей категории должностей располагается один узкий галун.
4. В качестве знаков различия работников ОАО «РЖД» по категориям должностей используются элементы форменной одежды.
5. Фуражка генерального директора – председателя правления открытого акционерного общества «Российские железные дороги», работников ОАО «РЖД» вне категории должностей и высшей категории должностей имеет на козырьке бортик серебристого цвета, расположенный на расстоянии 3-5 мм от внешнего края козырька, и шитье, состоящее из двух виноградных веток серебристого цвета особого рисунка по пять элементов, размещенных навстречу друг к другу. На околыше располагается кокарда(1).
(1) Кокарда – розетка диаметром 3 см с серебристой зубчатой окантовкой и окружностью красного цвета, внутри окружности – перекрещивающиеся технический ключ и молоток.
Фуражка работников ОАО «РЖД» старшей категории должностей имеет на козырьке бортик серебристого цвета, расположенный на расстоянии 3-5 мм от внешнего края козырька. На околыше располагается кокарда.
На фуражке остальных категорий должностей работников ОАО «РЖД» на околыше располагается только кокарда.
6. На воротнике пиджака генерального директора – председателя правления открытого акционерного общества «Российские железные дороги», работников ОАО «РЖД» вне категории должностей и высшей категории должностей размещается шитье в виде виноградных веток серебристого цвета особого рисунка по 3-5 элементов в зависимости от уровня должности.
7. На левом рукаве пиджака (жакета) и верхней одежды работников ОАО «РЖД» средней, младшей и рядовой категории должностей на расстоянии 8-10 см от плечевого шва размещается нарукавный знак принадлежности работника к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги». Размеры нарукавного знака: ширина – 7,5 см, высота – 5 см.
8. Для всех категорий работников установлены пуговицы серебристого цвета с бортиком и изображением официального логотипа открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденного распоряжением открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 12 марта 2015 г. № 608р. Диаметр пуговиц: большой – 22 мм, малой – 14 мм.
9. Зажим для галстука серебристого цвета с изображением официального утвержденного логотипа организации. Диаметр логотипа – 14 мм.
ПЕРЕЧЕНЬ
должностей работников ОАО «РЖД», приравненных к категориям должностей, предусмотренным приказом Минтранса России от 17 марта 2020 г. № 77 «О знаках различия работников открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
I. Аппарат управления ОАО «РЖД» |
||
Руководитель организации |
|
|
Вне категории 1 уровень |
|
|
Вне категории 2 уровень |
|
|
Вне категории 3 уровень |
|
|
Высшая категория 1 уровень |
|
|
Высшая категория 2 уровень |
|
|
Высшая категория 3 уровень |
|
|
II. Филиалы ОАО «РЖД» |
||
1. Железная дорога | ||
1.1.Орган управления филиала | ||
Вне категории 3 уровень |
|
|
Высшая категория 2 уровень |
|
|
Высшая категория 3 уровень |
|
|
Старшая категория 1 уровень |
|
|
Старшая категория 2 уровень |
|
|
Старшая категория 3 уровень |
|
|
1.2. Структурное подразделения железной дороги |
||
Старшая категория 1 уровень |
|
|
Старшая категория 2 уровень |
|
|
Старшая категория 3 уровень |
|
|
Старшая категория 4 уровень |
|
|
Средняя категория 1 уровень |
|
|
Средняя категория 2 уровень |
|
|
Средняя категория 3 уровень |
|
|
Средняя категория 4 уровень |
|
|
Младшая категория |
|
|
нет знаков различия | Рядовая категория | Проводник пассажирского вагона |
2. Функциональные филиалы ОАО «РЖД», имеющие в своем составе региональные структурные подразделения |
||
2.1. Орган управления функционального филиала | ||
Высшая категория 1 уровень |
|
|
Высшая категория 2 уровень |
|
|
Высшая категория 3 уровень |
|
|
Старшая категория 1 уровень |
|
|
Старшая категория 2 уровень |
|
|
Старшая категория 3 уровень |
|
|
Средняя категория 2 уровень |
|
|
2.2. Структурное подразделение функционального филиала, имеющее в своем составе региональные структурные подразделения (ЦДИМ, ЦДМ в ЦДИ) |
||
Высшая категория 2 уровень |
|
|
Высшая категория 3 уровень |
|
|
Старшая категория 2 уровень |
|
|
2.3. Структурное подразделение функционального филиала не имеющее в своем составе региональных структурных подразделений, региональное структурное подразделение филиала (региональное структурное подразделение структурного подразделения филиала ЦДИМ, ЦДМ в ЦДИ) |
||
Высшая категория 3 уровень |
|
|
Старшая категория 1 уровень |
|
|
Старшая категория 2 уровень |
|
|
Старшая категория 3 уровень |
|
|
Старшая категория 4 уровень |
|
|
Средняя категория 1 уровень |
|
|
Средняя категория 2 уровень |
|
|
Средняя категория 3 уровень |
|
|
Средняя категория 4 уровень |
|
|
Младшая категория |
|
|
нет знаков различия | Рядовая категория |
|
2.4. Структурное подразделение регионального структурного подразделения функционального филиала |
||
Старшая категория 3 уровень |
|
|
Старшая категория 4 уровень |
|
|
Средняя категория 1 уровень |
|
|
Средняя категория 2 уровень |
|
|
Средняя категория 3 уровень |
|
|
Средняя категория 4 уровень |
|
|
Младшая категория |
|
|
нет знаков различия | Рядовая категория |
|
III. Петропавловское отделение Южно-Уральской железной дороги |
||
Высшая категория 1 уровень |
|
|
Высшая категория 2 уровень |
|
|
Высшая категория 3 уровень |
|
|
Старшая категория 2 уровень |
|
|
Старшая категория 3 уровень |
|
|
Старшая категория 4 уровень |
|
|
Средняя категория 1 уровень |
|
|
Средняя категория 2 уровень |
|
|
Средняя категория 3 уровень |
|
|
Средняя категория 4 уровень |
|
|
Младшая категория |
|
|
нет знаков различия | Рядовая категория |
|
3. Функциональные филиалы ОАО «РЖД», не имеющие в своем составе региональные структурные подразделения |
||
Высшая категория 2 уровень |
|
|
Высшая категория 3 уровень |
|
|
Старшая категория 2 уровень |
|
|
III. Структурные подразделения ОАО «РЖД» |
||
Высшая категория 2 уровень |
|
|
Высшая категория 3 уровень |
|
|
Старшая категория 1 уровень |
|
|
Старшая категория 2 уровень |
|
|
Старшая категория 3 уровень |
|
У всех работников железных дорог всегда имелась своя отличительная профессиональная форма, причём, каждая дорога привносила в служебную одежду свои отличительные элементы, характерные для определённого региона.
Всё это происходило по той простой причине, что большую часть работников РЖД представляли милые и красивые россиянки. Например, на Северо-Кавказской железной дороге, в зимнее время, проводницы кокетливо одевали на свои прекрасные головки кубанки, их пальто оторачивалась натуральным каракулем.
Ко всем видам верхней одежды, а это шинель или пальто , форменный китель , рубашка , к которым необходимо было пришить на каждую плечевую сторону погон , прикрепить отличительные знаки, шевроны , петлицы , что могло свидетельствовать о ранге, о занимаемой должности, об отношении к определённой службе того или иного работника. В комплект входили стандартные и нестандартные брюки или юбки , имелись форменные фуражки .
Стандартные погоны были выдержаны в той же цветовой гамме, что и одежда . Предпочитался синий или чёрный цвет. В летний период, на южных железных дорогах носили форму светлых тонов, начиная от кипельно-белых тонов и заканчивая пошивом формы светло-кремовых оттенков.
История железнодорожной формы
Что касаемо погонов, то они, конечно, пришли на железную дорогу от военных, поскольку сама транспортная структура РЖД создавалась по военизированному образцу, что закреплено было документально. Сам погон в своё время создавался на основе эполет.
Его необходимо жёстко крепить на плечевом шве, второй край мог пристёгиваться посредством форменной пуговицы у воротника.
Сами эполеты создавались на прообразе металлических, наплечных рыцарских доспехов, служившие воину в качестве защиты от рубящего удара холодным оружием. Рыцари знатного происхождения крепили на плечевых местах латы, изготовленные в виде их фамильного герба.
Изначальное предназначение погона в воинских подразделениях заключалось в удержании портупеи, или лямок от сумки для патронов, или ранцевых лямок в стандартном положении, исключая сползание названной амуниции с плеча, а также предохраняя форменную одежду от возможного протирания. В родах войск, в которых в амуниции отсутствовала патронная сумка , применялись шевронные галуны или рукавные нашивки .
Исторический путь развития железнодорожной формы не стал исключением и эволюционировал точно также, как развивалась жизнь нашего российского общества, в зависимости от решения различных социальных вопросов и требований той или иной эпохи.
Такая историческая, закономерная зависимость подтверждена самим временем.
Об этом же свидетельствует и сама эпоха, когда в обществе существовала строгая классовая градация с закреплением иерархической лестницы. Когда разразилась вторая мировая война, а тыловая часть страны превратилась в единый трудовой фронт, работники железной дороги всех рангов стали вновь носить на своих плечах погоны . По окончанию кровопролитной войны. люди возвращались к мирному труду, восстанавливая города, заводы, строя новое жильё для советских людей. Железнодорожная форма претерпела в очередной раз изменения, став больше похожей на бытовую одежду, при этом знаки различия были сохранены.
Форма специалистов Института Корпуса инженеров путей сообщения
Первые образцы железнодорожной формы появились в 1809 году, когда создавался Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Данное учебное заведение должно было готовить технические кадры для железных дорог. Кадеты и выпускники учебного заведения по сути дела носили форму военного образца. Звания и чины работающего люда различались по серебряным эполетам и золочёным звёздочкам на них. Все институтские воспитанники носили офицерский мундир, но эполеты на нём отсутствовали.
Пуговицы
Прошло девять лет и на мундирах железнодорожников появляется зелёная выпушка. С 1830 года гладкие пуговицы заменяются на новый формат. Теперь на них изображены в крестообразном положении якорь и топор. У высшего начальствующего состава на мундирах появляется государственный герб в виде двуглавого орла. Пуговицы с якорем и топором прослужили до 1932 года, после чего появился знак, состоящий из молотка и ключа.
Эмблема МПС
Во второй половине девятнадцатого столетия в 1871 году Министерство Путей Сообщения обретает новую эмблему, на которой изображены колесо и распростёртые два крыла. В последующем эмблема вновь поменяла свой вид, но смысловая её расшифровка свидетельствовала о том, что основное кредо российских дорог не поменялось, они по-прежнему стремились увеличить скорость, быть всегда точными, создавать для пассажиров комфорт. Впервые единой формой для железнодорожников стала с 1876 года. Исключением становится лишь территория Финляндии, несмотря на то, что эта страна тогда находилась в составе Российской империи.
Разряды служащих
Градация служащих, работающих в Министерстве путей сообщения в то время, происходи по четырём разрядам. К первому разряду были отнесены все те, кто по своей дипломной специализации считался инженером путей сообщения и занимал соответствующую должность. Ко второму разряду была отнесена чиновничья «братия», служившая в центральных учреждениях. В состав третьего разряда входили чиновники, работающие в региональных учреждениях. К четвёртому разряду отнесли всех остальных железнодорожных служащих.
У персонала служащих депо и станций, форменный костюм , отличался только цветом выпушки на кителях двух родов. Цвета были: жёлтый с синим и красный с зелёным.
Форма железнодорожникон начала XX века
Последняя форменная реформа железнодорожников прошла 24.08.1904 года. С этой поры, инженерный и чиновничий составы обладали семью установленными формами обмундирования, в которую входили: дорожный, летний, будничный, особый, обыкновенный, праздничный и парадный комплекты одежды.
Ранее, вплоть, до 1867 года инженерный состав носил мундиры военного образца. В последующем выпускникам института стали присваивать гражданское звание инженеров с присвоением чина губернского или коллежского секретаря.
О железнодорожной форме времён первой половины девятнадцатого столетия известно немного. Главным проектантом и создателем железной дороги, идущей из Санкт-Петербурга в Царское село, господином Францем Антоном Риттером фон Герстнером закупалась форма, предназначавшаяся для вагонных кондукторов, в странах Западной Европы. Управление Санкт-Петербургской-Московской железной дороги в канун начала регулярного движения между Москвой и Санкт-Петербургом издало положение, в котором весь персонал обслуги разделялся на четыре ротные единицы. Военная терминология по-прежнему сохранялась. Первая рота состояла из кочегаров, машинистов и их помощников. Вторая рота включала в себя: кондукторов и обер-кондукторов. Они носили военный мундир, роль головного убора выполняла каска . Предписывалось обязательное ношение фашинного ножа и чёрной портупеи.
С 1855 года нижние чины : машинисты и мастера, прослужившее пять лет на Николаевской дороге, носили серебряные галуны на рукавных обшлагах, за десятилетнюю службу им полагались в дополнение галуны на фуражку и воротник.
У дорожного матера имелся металлический нагрудный и нарукавный знак. Помимо этого, у специалистов первого класса на фуражке имелись галунные полоски в количестве трёх штук. Специалисты второго класса носили на фуражке два галуна и у спецов третьего класса имелся один галун.
Закончилась крымская война, российская казна значительно опустела, требовались инвестиции частного капитала, который с перспективой на будущее вложился в железную дорогу России. За двенадцатилетний период удалось основать пять десятков железнодорожных акционерных обществ, которые вводили форму строго своего образца.
Форма советского периода
В послеоктябрьское время, вплоть до 1932 года, служащие и нижние чины железной дороги носили форму, оставшуюся со времён существования Российской империи.
Начиная с 1932 года, форменный костюм железнодорожника становится тёмно-синего цвета. Отличительные знаки петлиц отображались на эмали красного цвета. Для рядового и младшего состава – это были углы, среднее звено носило в петлицах шестигранники, а высший командный состав – звёздочки.
Погоны
В середине Великой Отечественной войны, в 1943 году на армейской и железнодорожной форме вновь засверкали погоны . Средний, старший и высший командный состав железнодорожников носил погон со светло-зелёным подбоем отороченный серебряным галуном. Рядовому и младшему составу полагались погоны , изготовленные из суконного материала чёрного цвета. Данная амуниция была изготовлена в комбинированном варианте: у начала рукава, погон имел шестиугольную поперечную форму, а от воротника пришивался, как прямоугольник.
Эмблемы по отраслям
Отраслевое значение хозяйства железнодорожников определялось посредством эмблемы, для её изготовления использовался оксидированный металл. Вся административная служба носила эмблему с серпом и молотом, наложенные на французский молоток и ключ, для связистов выпускалась эмблема в виде скрещённых молний. Те, кто на железной дороге обеспечивали безопасность движения, отличались эмблемой со светофором. Машинисты локомотивов носили на эмблеме изображение паровоза, у проводников была эмблема с изображением вагона, у железнодорожных строителей на эмблеме красовался мост. Гражданским костюмом форма становится с 1955 года. Различительные знаки появляются на петлицах.
Форма в послевоенный советский период
На железных дорогах Советского Союза в 1963 году заменяют символы эмблемы, появились крылья и колесо. Ключ и молоток в виде технического знака остался прежним.
Начиная с 1973 года, на основании приказа Министерства путей сообщения СССР, на железнодорожном транспорте изменяются различительные знаки рабочих и служащих. Рядовой и младший состав теперь обязаны были носить на левых рукавах курток, жакетов, пиджаков и пальто различительный знак пятиугольной формы. Ширина его равна шестидесяти пяти миллиметрам, а высота варьировалась от восьмидесяти пяти до ста восьми миллиметров. Пятиугольное поле знака имело чёрный цвет, окантовка отображалась зелёным цветом. В венок помещался технический знак жёлтых тонов. Выше венка отображалась эмблема железнодорожного транспорта. Нижняя часть венка разрывалась надписью «Метро» или «МПС».
Через шесть лет производится очередные изменения форменной одежды у рабочих и служащих, работающих на железнодорожном транспорте. Основные детали одежды остались без изменений, включая цветовую гамму: светло-серую для летнего периода и чёрную для зимнего сезона. Приказ утвердил должностной табель, кто должен был обеспечиваться отраслевой одеждой в полном объёме. В первую очередь – это касалось тех людей, кто обеспечивал непосредственное движение поездных составов, занят был в перевозке грузов или обслуживал пассажиров. Означенным приказом определялись размеры скидок в процентном соотношении, определена была стоимость всей одежды и сроки ей ношения. Различительные знаки старшего административного звена тоже видоизменялись. Петлицы и галуны приобрели золотистый цвет. У рядового и младшего состава изменяются параметры пятиугольной нашивки , но меняется только высота, теперь она варьируется от девяносто до ста миллиметров. Петлицы для всех составов выпускаются с размерами шестьдесят на тридцать миллиметров.
Начиная с 1985 года, весь начальствующий состав старшего и высшего звена снабжаются двубортными пиджаками и пальто , все остальные работники обеспечиваются однобортной верхней одеждой. Цветовая гамма брюк выдерживается в том же цвете, что пиджаки и пальто . Теперь зимняя одежда приобрела тёмно-синий оттенок. Для летнего сезона цвета формы не изменялись. В качестве головного убора для мужчин выдаются фуражки с наличием тульи, выдержанной в костюмной гамме, околыш имеет чёрный цвет. Для женского пола, приказом определены шерстяные береты , костюмный цвет сохраняется. На зимний период времени железнодорожники снабжаются шапками ушанками, в качестве материала служит серый каракуль для начальников высшего звена, чёрный каракуль носят старший и средний состав служащих. Для всех остальных категорий зимний головной убор изготавливается или из искусственного меха, или из цигейки, цвет чёрный. Верхняя часть шапок изготовлена из чёрной суконной ткани. Различительные знаки от 1979 года не претерпели никаких изменений. Шитье, галуны, эмблема, кокарда , пуговичный набор должны были выдерживаться в жёлтой цветовой гамме.
Форма российских железнодорожников
С наступлением 1995 года, происходят очередные изменения в различительных знаках и в форменной одежде железнодорожников.
Приказ Министерства путей сообщения РФ от 22.12.1994 N 14Ц «О форменной одежде».
Вновь возвращаются погоны , правда теперь в виде полу-погонов, звёздочки имеют поперечное размещение. Вид эмблемы теперь представлен крыльями эллипс образным колесом. Старший и высший начальствующий состав получает эмблему, вышитую с использованием золотистых нитей. Для рядового, для младшего состава и среднего звена начальников эмблему изготавливают из металла с золотистыми оттенками. Параметры кокарды на головном уборе имеют следующие размеры: ширина двадцать миллиметра, высота тридцать миллиметров. Темно-зелёный цвет поля, золотистое обрамление в виде лавровых листьев, расположенных в основании эллипса. Расположение технического знака с золотистым цветом сделано на поле кокарды . Женщины носят кокарду в виде эллипса на пилотке, размеры её несколько отличаются: ширина двадцать семь миллиметров, высота тридцать четыре миллиметра. Перекрещённые молоток и разводной ключ представляют собой технический знак, находящийся на тёмно-зелёном поле. На правой и левой частях окружности изображена усечённая рессора.
Современная форма РЖД
Последние изменения форменной одежды железнодорожников проводились в 2010 году.
Приказ Минтранса РФ от 27.11.2009 N 217 «О знаках различия и порядке их ношения с форменной одеждой работниками организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно участвующими в организации движения поездов и обслуживании пассажиров».