Форма учебного занятия на котором студенты под руководством

Чтобы найти престижную работу после вуза, нужно не только слушать умных лекторов, но и ходить на практические занятия. О них и пойдет речь в сегодняшней статье. Читайте и узнаете, какие цели и задачи решают практические занятия в университете и какие их виды и формы существуют.

Не забудьте подписаться на наш информационный канал, чтобы первыми получать свежие новости. И пользуйтесь актуальными акциями и скидками от компании — так ещё выгоднее учиться на отлично.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Практическое занятие в вузе: что это такое

Чем отличаются лекции от практических занятий в вузе? Ответ очевиден — это два разных типа подачи учебного материала, которые дополняют друг друга.

Лекционное занятие — разновидность учебных пар в вузе, во время которых преподаватель даёт информацию в устной форме, а студенты пассивно воспринимают и конспектируют её. На лекциях излагают теоретические вопросы, знакомят учащихся с научными подходами и методами исследований.

Практическое занятие — это форма учебной работы, которая проходит под руководством преподавателя и предполагает активное участие и взаимодействие студентов. Такой тип занятий необходим, чтобы углублять теоретические знания учащихся, переводить их в практические умения и навыки. А также подготавливать студентов к следующему блоку информации.

Лекция & практическое занятие

Зачем нужны практические занятия, неужели недостаточно одних лекций? Давайте узнаем, что по этому поводу говорят учёные.

Лекция & практическое занятие

Согласно «Пирамиде обучения», которую начали разрабатывать ещё в 70-х годах XX века, количество усваиваемой информации напрямую зависит от вида образовательного метода.

Так, самые худшие показатели как раз у лекционного формата — всего 10%. Лучший результат у такой формы обучения, где мы помогаем другим людям освоить новые знания — дополнительная ответственность даёт целых 90%. Немного отстают практические занятия — благодаря им можно усвоить даже новый материал на 70%. Поэтому в университетах лекции всегда совмещают с практикой.

Как появилась «Пирамида знаний»? Её разработала Национальная тренинговая лаборатория США. Участники проекта опирались на исследования Эдгара Дейла, американского преподавателя из университета Огайо, который изучал вопросы восприятия лекционного обучения и первым стал применять аудио-визуальные материалы в образовательном процессе.

Виды практических занятий в вузе

Существует множество видов практических занятий. Особенно это касается университетов, которые применяют современные образовательные модели, такие как Liberal Arts, Agile и Scrum, адаптивное обучение и другие подходы.

Итак, какие виды практических занятий чаще всего встречаются в вузах:

  • индивидуальная самостоятельная работа;
  • решение контрольных робот и проверочных упражнений;
  • лабораторные работы;
  • практические исследования и эксперименты;
  • учебные дискуссии;
  • круглые столы;
  • групповые семинарские занятия;
  • исследовательские практикумы;
  • решение проблемных кейсов;
  • деловые игры;
  • обучающий тренинг.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Виды практических занятий в вузе

Решение кейсов предполагает групповую работу

Формы проведения практических занятий в вузе

Различаются не только виды, но и формы практических занятий в вузе. Особое разнообразие внесла пандемия и тотальный переход на дистанционное обучение. Теперь практические занятия могут проходить в следующих формах:

По месту проведения По форме выполнения
аудиторные; индивидуальные;
онлайн-занятия (дистанционные); работа в малых группах;
частично аудиторные. коллективные.

Преподаватель выбирает вид и форму практического занятия, учитывая сложность учебного материала, общую подготовку студентов и цели обучения. В некоторых вузах учащиеся сами могут принимать активное участие в разработке данного типа занятий.

Цели и задачи практических занятий в вузе

Практическое занятие в вузе любого вида всегда имеет образовательные цели и задачи. Помимо этого, такая форма учебной деятельности позволяет преподавателю увидеть реальный уровень знаний учащихся и скорректировать программу, если это необходимо.

Цель практического занятия в вузе

Какие общие цели стоят перед практическими занятиями в университете:

  • научить студентов применять полученные знания и умения на практике;
  • показать, как активно использовать в работе научные методы: сопоставлять, наблюдать, анализировать, делать выводы и проводить самостоятельные исследования;
  • развить способность самостоятельно искать нужную информацию, работать с научной литературой и осваивать новый материал;
  • привить навыки конструирования учебных ситуаций и поиска эффективных решений;
  • заложить основы критического мышления;
  • научить решать практические задачи;
  • сформировать основные принципы профессиональной этики;
  • развить умение делать грамотные презентации и защищать творческие проекты;
  • сформировать навыки индивидуальной и групповой работы.

Цель практического занятия в вузе

Лабораторная работа по химии в вузе

Задачи практических занятий в вузе

Задачи практических занятий в вузе помогают студентам достичь поставленных целей быстрее и не потерять мотивацию к учёбе, двигаясь маленькими, но эффективными шагами. Среди основных задач можно назвать следующие:

  • использовать знания и умения для решения определённых заданий и упражнений;
  • применять исследовательские методы, пробуя новые подходы;
  • искать необходимую информацию и самостоятельно готовиться к практическим занятиям;
  • проводить мозговые штурмы и другие групповые взаимодействия для поиска нестандартных решений;
  • подвергать сомнению известные истины и учиться делать выводы самостоятельно;
  • решать большое количество контрольных и выполнять самостоятельные работы;
  • изучать правила и нормы профессиональной этики;
  • делать учебные презентации и выступать с защитой проектов.

Студентам очень важно понимать цели и задачи практических занятий в вузе. Это позволяет активнее включаться в работу, проявлять себя и достигать высоких результатов. Поэтому всегда уточняйте задание, если что-то осталось непонятным, и интересуйтесь, для чего конкретно необходима данная работа.

Структура практического занятия в вузе

Каждое практическое задание имеет свою структуру. Как правило, процесс строится по следующей схеме:

  1. Краткое напоминание предыдущего материала учебного курса.
  2. Заявление темы, целей и задач практического задания.
  3. Подробное объяснение практического задания.
  4. Методические указания по его выполнению.
  5. Ответы на дополнительные вопросы.
  6. Постановка контрольных вопросов на практическое занятие.
  7. Формирование команд, если это групповая форма работы.
  8. Непосредственное выполнение задания.
  9. Сдача готовых работ или презентация результатов.
  10. Подведение финальных итогов.
  11. Рекомендации преподавателя и дополнительные задания по теме, если это необходимо.

Главная задача преподавателя во время практического задания — это не контролировать и усложнять жизнь учащимся, как считают некоторые студенты, а научить их думать самостоятельно.

Структура практического занятия в вузе

Во время группового мозгового штурма рождаются нестандартные идеи

Как подготовиться к практическому занятию в вузе

Если на лекции можно просто прийти и послушать новый материал, то практические занятия требуют определённой подготовки. Какие же шаги помогут студенту успешно подготовиться к учебной практике и не ударить лицом в грязь. Инструкция следующая:

  • изучить конспекты лекций и полезную литературу по теме;
  • повторить правила и значимые формулы;
  • решить большое количество типовых задач;
  • просмотреть таблицы, диаграммы и другие визуально-графические материалы;
  • подготовить тезисы для своего выступления;
  • изучить проблемные вопросы и подумать над аргументацией;
  • почитать правила и методические рекомендации;
  • выспаться накануне, ведь здоровый сон очень важен для продуктивной работы мозга.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы точно знаете, для чего нужны практические занятия в университете, как они проходят и какой подготовки требуют. Но если вы не успеваете подготовиться самостоятельно, а, например, к семинару необходимо не только изучить большое количество литературы, но и написать реферат или тезисы для доклада, обращайтесь в наш студенческий сервис. Здесь вам не только помогут выполнить любую письменную работу, но и сделают это качественно и в срок!

Статья: «Роль практических занятий в процессе изучения предмета»

преподаватель высшей квалификационной категории

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж» Ломакина М.И

План

  1. Цели практических занятий.

  2. Задачи практических занятий.

  3. Оснащение практических занятий.

  4. Контроль теоретической подготовки.

  5. Виды практических занятий.

  6. Лабораторные работы.

  7. Коллоквиум.

  8. Вывод.

  9. Литература.

Практическое занятие – это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ. Практическое занятие формирует практические умения ( манипуляции, навыки, вычисления, расчеты, использование таблиц, справочников и др.).

Практическая направленность обучения студентов – основное направление подготовки студентов колледжа. Практическое обучение в колледже проходит в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы. Практические занятия проводятся в соответствии с разработанным тематическим планом и охватывают весь лекционный материал.

Практика намного лучше с точки зрения обучения и, что немаловажно, интереснее теории. С практикой нарабатывается опыт. Теория – это просто информация, все остальное приобретается уже в процессе практики.

Цели практических занятий

Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

Практические занятия имеет цель помочь студентам медицинского колледжа в самостоятельном освоении курса микробиологии путем выполнения отдельных заданий. Самостоятельность выполнения заданий развивает у студента наблюдательность, инициативу, прививает технические навыки получения накопительных культур микроорганизмов, проведения опытов, изготовления микробиологических препаратов, способствует усвоению других методов микробиологических исследований, с которыми будущий медработник встретится на практике, и приучает к правильной записи результатов опытов и наблюдений (записи, схемы, зарисовки, графики).

Задачи практических занятий

  1. Приобретение опыта решения учебно-исследовательских и реальных практических задач на основе изученного теоретического материала.

  2. Формирование навыков обработки результатов проведенных исследований.

  3. Анализ и обсуждение полученных результатов, формулирование выводов.

Оснащение практических занятий

Программные и технические средства, используемые на практических занятиях, вносят свою специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения и расширяют возможности контроля учебного процесса. Активное использование технических учебных средств, в том числе таблиц, слайдов, фильмов, роликов, видеоклипов, видеотехники, с помощью которых иллюстрируется учебный материал, способствует закреплению теоретического материала.

На практических занятиях у студентов закрепляются знания, на их основе вырабатываются практические умения, способствующие формированию профессиональных навыков.

Особенно важны практические занятия при освоении профессиональных модулей, так как они не только развивают интеллектуальные умения студентов, но и готовят их к профессиональной деятельности.

Контроль теоретической подготовки

На практическом занятии необходимо проводить контроль теоретических знаний студентов. Это является одним из основных видов практических занятий. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления, чаще всего является продолжением лекционных форм обучения и служит для осмысления и более глубокого изучения теоретических проблем, а также отработки навыков использования знаний. Занятие дает студенту возможность проверить, уточнить, систематизировать знания, овладеть терминологией и свободно ею оперировать, научиться точно и доказательно выражать свои мысли на языке конкретной науки, анализировать факты, вести диалог, дискуссию, оппонировать. Контроль знаний призван укреплять интерес студента к науке и научным исследованиям, научить связывать научно-теоретические положения с практической деятельностью.

На младших курсах практические занятия проводятся через 2-3 лекции и логически продолжают работу, начатую на лекции.

Виды практических занятий

  1. Ознакомительные проводятся с целью закрепления и конкретизации изученного теоретического материала.

  2. Аналитические ставят целью получение новой информации на основе формализованных методов, усвоения способов преобразования приобретенной информации, формирование системы действий субъекта.

  3. Творческие связаны с получением новой информации путем самостоятельно выбранных подходов в решении реальных практических задач.

Лабораторные работы

Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.

При планировании лабораторных работ следует учитывать, что наряду с ведущей дидактической целью (подтверждение теоретических положений), в ходе выполнения заданий у студентов формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

В микробиологической лаборатории производятся следующие виды исследований:

  1. Бактериоскопическое – изучение микробов под микроскопом.

  2. Бактериологическое – изучение микробов методом культивирования на искусственных питательных средах. Этим методом определяют морфологические и тинкториальные свойства (способность окрашиваться различными красками) микроорганизма.

  3. Серологическое – исследование, при котором, пользуясь определенным антигеном, можно выявить в сыворотке крови больных специфические антитела или с помощью специфических иммунных сывороток определить вид и тип выделенного из организма микроба.

Коллоквиум

Коллоквиум – форма проверки и оценивания знаний учащихся в системе образования, дает возможность диагностики усвоения знаний, выполняет организующую функцию, активизирует студентов. Это одна из наиболее действенных форм обратной связи. Коллоквиум – это коллективная беседа с преподавателем, для его успешной сдачи необходимы две вещи: некоторый багаж знаний, а главное – активность в обсуждении вопросов темы коллоквиума.

Как правило, коллоквиум представляет собой проводимый по инициативе преподавателя промежуточный мини-экзамен один или несколько раз в семестр, имеющий целью уменьшить список тем, выносимых на основной экзамен, и оценить текущий уровень знаний студентов. В ходе коллоквиума могут также проверяться проекты, рефераты и другие письменные работы студентов. Оценка, полученная на коллоквиуме, может влиять на оценку на основном экзамене. В некоторых случаях преподаватель выносит на коллоквиум все пройденные темы и студент, как на итоговом экзамене, получает единственную оценку, идущую в зачет по дисциплине.

Главным преимуществом коллоквиума как формы контроля знаний студентов является тот факт, что оценивание студентов осуществляется в более раскрепощенной атмосфере в процессе непосредственного коллективного общения между преподавателем и студентами группы, что способствует развитию памяти, мышления и устной речи последних. Поэтому на сегодняшний день из всех средств контроля знаний коллоквиум является наиболее эффективным и предпочтительным как для студентов, так и преподавателей.

Вывод

Таким образом, практические занятия составляют значительную часть всего объема аудиторных занятий и имеют важнейшее значение для усвоения программного материала. Они стимулируют мышление, сближают учебную деятельность с научным поиском и, безусловно, готовят студентов к их будущей практической деятельности.

Практические занятия являются значимой формой контроля освоения студентами учебного материала и играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.

Литература

  1. Еременко Л. Е. Особенности организации практического обучения в колледже [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань : Бук, 2014.

  2. Морева Н. А. Педагогика среднего профессионального образования : учеб. пособие / Н. А. Морева. – 2-е изд. – М., 2001.

  3. Семушина Л. Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред проф. образования / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. – М. : Мастерство, 2001. – 272 с.

Интернет-ресурсы

  1. https://www.informio.ru/publications/id535/Prakticheskie-zanjatija-kak-vid-uchebnoi-dejatelnosti

  2. https://megaobuchalka.ru/5/2395.html

  3. https://infourok.ru/doklad-na-temu-rol-seminarskih-i-prakticheskih-zanyatiy-v-formirovanii-u-studentov-navikov-samostoyatelnoy-raboti-2689018.html

  4. https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/d-2c0b65625a3bd68a5c43a89421206c36.html

  5. https://studopedia.ru/10_182399_rol-prakticheskogo-zanyatiya-v-obrazovatelnom-protsesse.html

Требования Федерального
государственного образовательного стандарта направлены на формирование у
студентов определенных профессиональных компетенций, которые способствуют
внедрению молодого специалиста в процесс производства без особых нравственных и
моральных травм.

Современный
выпускник должен обладать мобильностью, позволяющей не только применять на
практике полученные знания, но и выбирать рациональные пути решения различных
задач.

Именно на
формирование такой мобильности в настоящее время должны быть направлены практические
и лабораторные занятия, основной задачей которых является закрепление и
углубление теоретических знаний.

Лабораторное занятие — форма организации
обучения, когда студенты по заданию и под руководством преподавателя выполняют
одну или несколько лабораторных работ.

Основные дидактические цели лабораторных
работ — экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений;
экспериментальная проверка формул, расчетов; ознакомление с методикой
проведения экспериментов, исследований. В ходе работы студенты вырабатывают
умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и
обобщения, самостоятельно вести исследования, пользоваться различными приемами
измерений, оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков.

Одновременно у студентов формируются
профессиональные умения и навыки обращения с различными приборами, аппаратурой,
установками и другими техническими средствами для проведения опытов. Однако
ведущей дидактической целью лабораторных работ является овладение техникой
эксперимента, умением решать практические задачи путем постановки опыта.

В соответствии с дидактическими целями
определяется и содержание лабораторных работ:

— установление и изучение свойств
вещества, его качественных 
характеристик, количественных 
зависимостей;

— наблюдение и изучение явлений и
процессов, поиск закономерностей;

— изучение устройства и работы приборов,
аппаратов и другого оборудования, их испытание,

— снятие характеристик;

— экспериментальная проверка расчетов,
формул;

— получение новых веществ, материалов,
образцов, исследование их свойств.

Практическое занятие — это форма организации
учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под
руководством преподавателя одной или нескольких практических работ.

Дидактическая цель практических работ —
формирование у студентов профессиональных умений, а также практических умений,
необходимых для изучения последующих учебных дисциплин.

Так, на практических занятиях по
математике, физике у студентов формируется умение решать задачи, которое в
дальнейшем должно быть использовано для решения профессиональных задач по специальным
дисциплинам. На практических занятиях по инженерной графике студенты овладевают
навыками выполнения чертежей, необходимыми при выполнении различных графических
работ по специальным дисциплинам.

Особенно важны практические занятия при
изучении специальных дисциплин, содержание которых направлено на формирование
профессиональных умений. В ходе практических работ студенты овладевают умениями
пользоваться измерительными приборами, аппаратурой, инструментами; работать с
нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками,
составлять техническую документацию; выполнять чертежи, схемы, таблицы, решать
разного рода задачи, делать вычисления, определять характеристики различных
веществ, объектов, явлений.

Для подготовки студентов к предстоящей
трудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения —
аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий на
занятиях должен быть таким, чтобы студенты были поставлены перед необходимостью
анализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализа
свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической
задачи. В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности
широко используются анализ и решение производственных ситуационных задач,
деловые игры.

При отборе содержания практических работ
по дисциплине руководствуются перечнем профессиональных умений, которые должны
быть сформированы у специалиста в процессе изучения данной дисциплины. Основой
для определения полного перечня работ являются квалификационные требования к
специалисту.

При том, что задачи у лабораторных и
практических работ различны, структура урока у них в принципе, одинакова и
сводится к следующему:

— сообщение темы и цели работы;

— проверка теоретических знаний, которые
необходимы для рациональной работы с оборудованием, осуществления эксперимента
или другой практической деятельности;

— разработка алгоритма проведения
эксперимента или другой практической деятельности;

— инструктаж по технике безопасности (по
необходимости);

— ознакомление со способами фиксации
полученных результатов;

— непосредственное проведение
экспериментов или практических работ;

— обобщение и систематизация полученных
результатов (в виде таблиц, графиков);

— подведение итогов занятия.

Эффективность лабораторных и
практических занятий зависит в значительной степени от того, как
проинструктированы студенты о выполнении практических и лабораторных работ. Для
этого используются инструкционные карты. При подготовке к работе по карте
студенты получают возможность спланировать свою деятельность.

В инструкционных картах обычно выделяют
следующие разделы:

1) тема;

2) цель работы;

3) пособия и инструменты;

4) вопросы для подготовки к работе;

5) содержание работы;

6) методические указания.

Лабораторная работа №1

Построение чертежа бк (базовой
конструкции)

Женского плечевого изделия

Цель работы:
Изучение базовой конструкции женского ассортимента, закрепление знаний по
техническим расчетам СОКО одежды и освоение методов построения конструкции по
ЕМКО.

Задание 2.1
Расчет параметров конструктивных отрезков

Задание 2.2
Построение БК спинки

Задание 2.3
Построение БК переда

Студент
должен знать:

Последовательность
расчета и построения базовой конструкции женской плечевой одежды.

Студент
должен уметь:

Производить
расчеты величин СОКО, производить выбор величин конструктивных прибавок и
технологических припусков, выполнять построение базовой конструкции женской
плечевой одежды.

Пособия и
инструменты. Плакаты учебные, чертежные принадлеж­ности, форматы А 4. Литература:
Единая методика конструирования одежды. Базовые конструкции женской одежды. М.,
1988.

Вопросы для
подготовки к работе.

1. Объясните
назначение базовой конструкции.

2. С какой
целью применяют прибавки при разработке конструкции?

3.
Перечислите особенности конструкции женской одежды в отличии от мужской.

4. Что
относится к исходным данным для разработки базовой конструкции  жакета?

5.
Перечислите вертикальные и горизонтальные линии основы  конструк-ции? Чем определяется их положение?

6. Какие
конструктивные линии чертежа основы определяют форму изделия?

7. Какие
конструктивные линии определяют качество посадки изделия на фигуре?

Содержание
работы

1.
Ознакомление с системой основных конструктивных отрезков одежды верхней части
тела.

2.
Определение исходных данных для построения базовой конст­рукции (БК) жакета.

3.
Выполнение технического расчета для построения основы кон­струкции жакета.

4.
Построение чертежа базовой конструкции жакета.

5. Проверка
базовой конструкции в макете.      

6. Анализ
результатов работы; формулировка выводов.

Методические
указания

1. Записать
величины размерных признаков базовой типовой фи­гуры в соответствии с ОСТ
17-326-81 (таблица 1).

2. Оформить
таблицу расчетов по СОКО одежды верхней части те­ла (таблица 2).

3.
Определить исходные величины конструктивных отрезков для базовой типовой
фигуры. Рассчитать величины отрезков в чертеже.

4. Выполнить
технический чертеж основы конструкции жакета.

5. Проверить
качество посадки изготовленного макета проекти­руемого изделия.

Таблица 1
Размерные признаки фигуры Т1-Т16-Т19

Символ
размерного признака Тi

Абсолютная
величина размерного признака

Символ
размерного признака Тi

Абсолютная
величина размерного признака

7

34

9

35

12

36

13

38

14

39

15

40

18

44

25

45

26

46

57

47

Таблица 2
Базовая конструкция. Жакет женский. Силуэт полуприлегающий.
Размер Т1-Т16-Т19

Номер
системы

Отрезок

Формула

Исходная
величина отрезка (А-В)

Прибавка
общая

П

Величина
отрезка на чертеже

(А-В)+П

Величина
отрезка в масштабе

М 1:4 …

1

2

3

4

5

6

7

Таблица 3
Прибавки общие к конструктивным отрезкам для различных базовых конструкций
женской одежды (верхняя часть тела)

№№ системы

Обозначение
отрезка

Силуэты по
ассортименту

Прямой

Полуприлегающий

Пальто
зимнее

Пальто
демисез.

Пальто
демисез.

Жакет

Платье

1

11-91

3,25

3,05

3,05

2,10

1,89

2

11-21

2,40

2,20

2,20

1,38

1,03

3

11-31

2,45

2,25

2,25

1,41

1,09

Педагогическая ценность подобных карт
заключается в том, что они представляют собой четкую инструкцию для
самостоятельной работы студентов. Если студент пропустил какое- то занятие, он
может выполнить ее индивидуально во вне учебное время.

Важную роль на лабораторных и
практических занятиях играет педагогическое руководство. На начальных этапах
обучения большое значение имеет четкая постановка познавательной задачи, а
также инструктаж, в процессе которого студенты осмысливают сущность задания,
последовательность выполнения его отдельных элементов. Преподаватель должен
проверить теоретическую и практическую подготовленность студентов к занятию,
обратить внимание на трудности, которые могут возникнуть в процессе работы,
ориентировать студентов на самоконтроль.

При проведении практических занятий
особое значение имеет личностный подход к студентам. Каждый из них имеет
различный уровень теоретической подготовки. Кроме этого, в процессе выполнения
задания, студенты могут применить различный практический прием. Преподаватель
должен четко отслеживать в процессе выполнения задания деятельность студентов и
оценивать их действия.

Выполнение студентами индивидуальных заданий
в ходе прохождения учебной и производственной практики — один из самых
активных, и наиболее часто используемых 
методов обучения. Сбор материала, анализ его в конкретной ситуации формирует
у студента  первоначальный
самостоятельный  профессиональный опыт.

Критерии оценки
знаний

Прежде чем
приступить к оценке знаний студентов по окончании практического занятия
необходимо вернуться к инструкционной карте, чтобы определить, какой результат
должен быть получен.

В нашем случае
студент должен был построить чертеж основы конструкции и выполнить макет
изделия. Значит, при защите лабораторной работы он должен предоставить макет и
рассказать последовательность построения чертежа конструкции. Необходимо
помнить о том, что выполнение практической работы должно привести к получению
определенных навыков. Поэтому нельзя сводить защиту к опросу по теоретическим
вопросам по данной теме.

При выставлении
оценки необходимо применять дифференцированный подход, то есть выставлять
оценку в зависимости от качества выполнения задания.

Таблица 4 Критерии оценки практической работы

№ п/п

Критерий
оценки

Присутствие
показателя

Правильность
выполнения (наиболее важный критерий)

Аккуратность
выполнения

Итог

1

Определение размерных

Признаков

+

Выбраны все,
лишние отсутствуют

Правильно
заполнена таблица

2

Определение величин

Прибавок

+

Выбраны в
соответствии с эскизом модели

Правильно
заполнена таблица

3

Выполнение расчета

+

Для масштаба
1:1 и 1:4

Правильно
заполнена таблица

4

Построение чертежа

+

Масштаб 1:1 и
1:4

Чертеж
выполнен в соответствии с требованиями ЕСКД

5

Изготовление макета

+

Масштаб 1:1

Аккуратность
выполнения

6

Выводы. Внесение

Изменений в чертеж и макет

-/+

Наличие
уточнений

Объяснение уточнений

Список используемой литературы:

1. Майер Д.
Социальная психология. Пер с англ. СПб.,2007.

2. Белкин
А.С. Психология успеха: как ее создать. Екатеринбург, 1997.

3. Зеер Э.Ф.
Личностно – ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 2006.

Учебный процесс в вузе состоит из учебных занятий (аудиторных и самостоятельных), практического обучения, научно-исследовательской работы студентов. На первом курсе это, в основном, учебные занятия. Учебные занятия проводятся в виде пары, состоящей из 2-х академических часов по 45 минут и проходящих без перерывов. Перерывы бывают между парами.

Расписания учебных занятий располагаются на информационных досках факультетов. Там есть вся необходимая информация — корпус, в котором проводится занятие, номер аудитории, фамилия преподавателя.

В расписании указываются такие формы учебных занятий как лекция, практические и лабораторные занятия, семинары. Остановимся на них подробнее.

Лекция — это логически стройное, систематическое, последовательное и ясное изложение того или иного научного вопроса. Лекция часто сопровождается демонстрацией опытов, наглядных пособий. Она предназначена для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер всех других видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Лекция, как правило, проходит для нескольких групп одновременно.

Практические занятия — это занятия, проводимые под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленные на углубление научно- теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы. В процессе таких занятий вырабатываются практические умения (вычислений, расчетов, использования таблиц, справочников и т.п.). Перед практическим занятием следует изучить конспект лекции и рекомендованную преподавателем литературу, обращая внимание на практическое применение теории и на методику решения типовых задач. Логическая связь лекций и практических занятий заключается в том, что информация, полученная на лекции, в процессе работы на практическом занятии осмысливается и перерабатывается, при помощи преподавателя анализируется до мельчайших подробностей, после чего прочно усваивается.

Семинар — это практическое занятие по гуманитарной дисциплине, на котором студенты приобретают умения выполнять и оформлять рефераты, учатся конспектировать первоисточники, устно излагать материал, а также защищать научные положения и выводы.

К семинару нужно тщательно готовиться: внимательно ознакомиться с планом семинара, изучить рекомендованную литературу, по каждому вопросу составить краткий план выступления. В процессе подготовки к семинару обычно требуется законспектировать один или несколько литературных источников: книг, брошюр, статей. При выступлении на семинаре нужно стремиться выразить свои мысли собственными словами, как можно реже прибегая к конспекту.

Лабораторные занятия проводятся в специально оборудованных лабораториях, с применением техники и измерительной аппаратуры. При подготовке к лабораторному занятию необходимо изучить теоретический материал, который будет использоваться в ходе выполнения лабораторной работы. Лабораторные работы способствуют лучшему усвоению программного материала, так как в процессе их выполнения многие расчетные формулы, казавшиеся отвлеченными, становятся вполне конкретными; выявляется множество деталей, способствующих углубленному пониманию изучаемой дисциплины.

Также элементами учебного процесса являются консультации, начиная со второго курса – курсовое проектирование и, наконец, дипломное проектирование.

На консультациях рассматриваются вопросы, касающиеся организации, и методики внеаудиторной самостоятельной работы студентов, связанные с уточнением тех или иных научных данных, новых для студента понятий, методов решения задач; даются сведения о дополнительной литературе. Обычно посещение консультации не считается обязательным, поэтому некоторые студенты ошибочно недооценивают их. На самом деле именно на консультации происходит тесное общение студента с преподавателем на самом доброжелательном уровне.

Изучение многих общепрофессиональных и специальных дисциплин завершается разработкой курсовых проектов или работ. Курсовое проектирование способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению технических задач. При этом студенты получают навыки конструирования, выполнения технических и технико-экономических расчетов, учатся пользоваться технической литературой, ГОСТами, таблицами, справочниками. Курсовой проект обычно состоит из графической части и пояснительной записки.

Дипломное проектирование является завершающим этапом учебного процесса в вузе. Во время дипломного проектирования студент выполняет выпускную аттестационную работу, оформляемую в виде дипломного проекта или дипломной работы с научной направленностью. Защита аттестационной работы происходит в Государственной экзаменационной комиссии. В этой же комиссии перед защитой аттестационной работы студент сдает междисциплинарный экзамен, являющийся частью процедуры государственной аттестации выпускника, по результатам которой студенту-дипломнику присваивается та или иная квалификация.

Важное место в системе подготовки занимают также учебная и производственные практики, обеспечивающие связь теоретического обучения с инженерной производственной деятельностью. Во время практик студенты закрепляют теоретические знания, полученные в вузе, изучая опыт работы предприятий, овладевая производственными навыками и современными технологиями.

Теперь о внеаудиторной самостоятельной работе. В учебных планах на самостоятельную работу студента запланировано 14 часов еженедельно при 36 аудиторных занятиях (в качестве справки – в западных вузах на самостоятельную работу отводится до 60% всего учебного времени). Задания и материалы для самостоятельной работы выдаются во время учебных занятий по расписанию, на этих же занятиях преподаватель осуществляет контроль за самостоятельной работой, а также оказывает помощь студентам по правильной организации работы. Контроль самостоятельной работы студентов в течение семестра (текущий контроль) осуществляется путем проведения письменных контрольных работ, докладов и рефератов, коллоквиумов. Чтобы выполнить весь объем самостоятельной работы, необходимо заниматься по 3 — 5 часов ежедневно. Начинать самостоятельные внеаудиторные занятия следует с первых же дней семестра, пропущенные дни будут потеряны безвозвратно, компенсировать их позднее усиленными занятиями без снижения качества работы и ее производительности невозможно. Первые дни семестра очень важны для того, чтобы включиться в работу, установить определенный порядок, равномерный ритм на весь семестр.

Предназначение
практических занятий – в осмыслении
теории, в приобретении навыков осознанно
применять ее в учебной и профессиональной
деятельности, в развитии умения
убедительно формулировать собственную
точку зрения.

1.2.1. Семинар

Семинар – занятие
по закреплению теоретического материала
под руководством преподавателя. Главной
целью семинаров является обсуждение
наиболее сложных теоретических вопросов
курса, их методологическая и методическая
проработка. В ходе семинара углубляются,
систематизируются и контролируются
знания, полученные в результате
самостоятельной внеаудиторной работы
над первоисточниками, документами,
дополнительной литературой.

Семинарские занятия
предполагают активную работу студентов
– выступления с рефератами или докладами,
устные ответы на вопросы преподавателя,
коллективное обсуждение проблем курса.
Тема семинара является общей для всей
группы студентов, и каждый должен
подготовить ответы на все вопросы, если
преподаватель не распределил вопросы
для подготовки персонально. Сообщения
или доклады, сделанные на семинаре,
обсуждаются, студенты выступают с
дополнениями и замечаниями. Таким
образом, семинары учат студентов умению
четко излагать свои мысли, аргументировать
свои суждения, вести научную полемику,
считаться с точкой зрения оппонентов.
Кроме этого, в ходе семинара выявляются
недостаточно понятые и усвоенные
вопросы, положения.

Подготовка к
семинарским занятиям требует от студента
высокого уровня самостоятельной
деятельности. Ответ должен быть полным
и точным, при этом нужно логически
грамотно выразить и обосновать свою
точку зрения, свободно оперируя понятиями
и категориями данной дисциплины. Как
этого добиться?

Рекомендации:

1.
Приступая к подготовке семинарского
занятия, необходимо внимательно прочитать
его план. Далее нужно изучить соответствующие
конспекты лекций и главы из учебников
и учебных пособий, ознакомиться с
дополнительной литературой, рекомендованной
к этому занятию.

На каждый вопрос
нужно подготовить ответ. Это вовсе не
значит взять первый попавшийся текст
на заданную тему и прочитать его перед
аудиторией. Необходимо просмотреть
как можно больше источников, постараться
увидеть общее и расхождения в трактовках
различных авторов, отметить их. Возможно,
именно это стает хорошим поводом
дискуссии на семинаре, в результате
которой, как известно, рождается истина.

Целесообразно,
как минимум, составить план ответа, еще
лучше – тезисы или конспект. Методы
конспектирования литературы весьма
многообразны. Они будут рассмотрены в
специальном параграфе «Работа студента
с учебной и научной литературой».

2.
Одно из важнейших правил усвоения
знаний, получать которые помогает
внимательное знакомство с новой
литературой, – не оставлять непонятных
слов без внимания. Словари, энциклопедии,
справочники – первые помощники в
подготовке к любой теме. Они всегда
должны находиться рядом. Найти значение
нужного слова сегодня не составляет
особого труда: к услугам студента словари
и энциклопедии в библиотеках, а также
в сети Интернет.

3. Объем выступления
должен соответствовать требованиям
преподавателя. Если заранее это не было
оговорено, то готовьте свой доклад на
5–10 минут, не более.

4. Постарайтесь
добиться, чтобы аудитория вас слушала.
Это возможно, когда выступающий владеет
материалом, продумал логику своей речи,
говорит, не уткнувшись в текст, а глядя
на лица слушателей.

Было бы замечательно,
если бы каждое выступление на семинаре
становилось шагом в овладении ораторским
искусством, которое необходимо каждому
человеку, чья профессиональная
деятельность предполагает общение с
людьми.

1.2.2.
Практическое занятие

Практическое
занятие

– это форма организации учебного
процесса, предполагающая выполнение
студентами по заданию и под руководством
преподавателя одной или нескольких
практических работ. И если на лекции
основное внимание студентов
сосредоточивается на разъяснении теории
конкретной учебной дисциплины, то
практические занятия служат для обучения
методам ее применения. Как правило,
практические занятия ведутся параллельно
с чтением основных курсов. Главной их
целью является усвоение метода
использования теории, приобретение
практических умений, необходимых для
изучения последующих дисциплин.

Разновидностью
практических занятий является тренинг,
который представляет собой систему
упражнений, направленных на развитие
и совершенствование определенных
навыков, необходимых для безошибочного
выполнения конкретных видов практической
деятельности.

1.2.3.Лабораторный
практикум

– это занятие, в
ходе которого студенты осваивают
конкретные методы изучения дисциплины,
обучаются экспериментальным способам
анализа действительности, умению
работать с современным оборудованием.

Как правило,
практикум
предусматривает решение комплексных
учебных задач, требующих от студента
применения как научно-теоретических
знаний, полученных при изучении различных
учебных курсов, так и практических
навыков. Практикум часто проводится в
условиях, приближенных к условиям
будущей профессиональной деятельности.

Этот вид занятий
включает в себя лабораторные работы по
основным темам курса с рекомендациями
по их выполнению, которые предусматривают:
цель и задачи работы, формулировку
задания, алгоритм лабораторной работы,
глоссарий (если этого требует тема
работы), список литературы, которая
поможет при выполнении работы

Работа в условиях
лабораторного практикума может
предполагать как индивидуальную учебную
деятельность студента, так и работу
исследовательских групп, групп-обсерваторий,
позволяющих проводить более масштабные
и целевые исследования. Исследовательская
группа
представляет собой самостоятельное
объединение студентов (3–5 человек), в
основе которого лежит принцип учета
индивидуальных предпочтений студентов
и способностей к выполнению той или
иной деятельности. Эти объединения
носят постоянный характер и стабильны
на протяжении всего лабораторного
практикума. Группа-обсерватория
(англ. observer
– обозреватель) предполагает оперативное
объединение с целью выполнения одной
функциональной исследовательской
задачи. Такие группы формируются по
ходу лабораторного практикума и являются
подвижным, незафиксированным образованием.
Они опираются на инициативу студентов
и предполагают консультирующую роль
преподавателя. Однако они могут быть и
долгосрочными, если обсерваторская
функция будет востребована в процессе
выполнения нескольких работ.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по эксплуатации андроид на русском
  • Фгуп ппп руководство
  • Сборка шкафа купе мираж 11 пошаговая инструкция видео
  • Комод в светофоре инструкция по сборке
  • Приведем только два факта из бездеятельности руководства молодежного объединения