Министерство образования, науки и молодёжной политики
Нижегородской области
ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Формы воспитательной работы классного руководителя
Выполнила: студентка группы №246а
Специальность: 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Чиненкова Алина Романовна
Преподаватель: Михайлова Вера Владимировна
Нижний Новгород
2020
«Формы воспитательной работы классного руководителя».
Для осуществления воспитания в детских образовательных учреждениях необходимо решение следующих задач: определение содержания, форм и методов воспитания с учетом возрастных, индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Поэтому важно осознать, что сегодня надо говорить не о мероприятийной деятельности, а о воспитательной деятельности, о человеческом общении, о формировании отношений, о развитии качеств личности.
Воспитание подрастающего поколения – процесс многогранный. В качестве приоритетных направлений в воспитании рассматриваются физическое и нравственное здоровье детей; интеллектуальное развитие; формирование культуры личности и духовных ценностей; гражданское и патриотическое воспитание; эстетическое и трудовое воспитание; формирование жизненных планов школьников, подготовка к семейной жизни и др.
Для реализации педагогических задач используют различные формы внеурочной воспитательной работы:
– традиционные: устный журнал, классный час, этическая беседа, гостиная;
– дискуссионные: диспут, защита проекта, вечер разгаданных и неразгаданных тайн;
– национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы;
– нестандартные: спортивная толкучка, танцевальный ринг, поэтический кросс;
– импровизации: “У зеркала”, “Смешинка”, “Театр-экспром”.
Профессионализм педагога, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом. “Поштучное”, по словам А.С.Макаренко, индивидуальное воспитание – высший пилотаж в работе воспитателя, педагога, классного руководителя.
Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе современной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную деятельность детей (педагоги называют ее развивающей, воспитывающей), а для детей она является их естественной жизнью.
Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и остается очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для обучающихся стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает педагогу ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности. как сейчас говорят.
Однако чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу. Методисты выделяют виды деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей. Так, познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и т.д.
Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей – всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности.
Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы и работа ученических органов управления, вечера, праздники и пр.
Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий обучающихся, которые могут быть организованы в школе. Школьные педагоги, имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещение театров и многое другое.
Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отвести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.
Педагог должен многое знать и уметь для методически правильной организации всех этих форм работы. Прежде всего, в педагогике воспитательной работы в школе не очень ясно само понятие “формы работы” и ее трудно отличить от метода. Однако для воспитателя важно все же знать, как он организует деятельность обучающихся, какими он обладает возможностями, так сказать, методическим арсеналом.
Форму воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самостоятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, они с трудом поддаются классификации. Попытаемся, однако, упорядочить формы воспитательной работы путем выделения преобладающего, главного компонента воспитательного дела. Можно сказать, что в основе нашей типизации – главные средства (методы, типы) воспитательного воздействия, которых мы выделили пять: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг).
Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками:
– словесно – логические – образно – художественные – трудовые – игровые – психологические
Словесно-логические формы.
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на разные темы, классные диспуты, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь – обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения могут быть разными.
Образно- художественные формы.
Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях.
Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых чувств, знали и их разрушительные возможности. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше.
Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.
Заметим в связи с этим, что коллективные, массовые переживания вроде бы занимают большое место в современной жизни, особенно молодежи: рок – концерты, дискотеки, “тусовки” неформалов. Но, увы, не говоря уж о содержании и характере этих представлений, шум и внешние эффекты там часто заполняют внутреннюю пустоту, не оставляют места глубокому внутреннему переживанию. В современной жизни, очевидно, вообще много шума и нет тишины, которая помогла бы человеку открыть самого себя. При организации жизни школьников надо предусмотреть, чтобы в ней были моменты молчания, наполненные созерцанием, проникновением в явления, открытием нового в окружающем мире, людях, себе.
Трудовые формы внеурочной работы.
Положительно воздействует на детей совместная работа, шире – различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.
Игровые (досуговые) формы работы.
Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.
Особое внимание следует обратить на ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.
Для успеха дела при использовании различных форм работы с детьми педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, что любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия. Информация – это то новое и важное, о чем узнают обучающиеся, участвуя в том или ином деле. Переживания – это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия – это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.
Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учету. Приведем наиболее распространенные, чаще всего встречающихся в практике. При этом будем помнить, что многие из них проводятся как в масштабе всей школы, так и в рамках класса или двух параллельных классов. В современной школе классные руководители, учителя организуют вместе с детьми следующие дела: праздники, вечера, ярмарки, “огоньки”, дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы (советские торжественные даты потеснены Святками, Масленицей, европейским днем влюбленных и пр.); традиционное дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели знаний по учебным предметам; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки в город, страну, выход в театр, реже кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки (в основном летом); спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет, праздничных плакатов, открыток и многое другое.
Особо отметим такое явление, как классный час, напрасно вытесненный из практики школы. Классный час имеет, на наш взгляд, по крайней мере два значения, первое из которых – просто время работы классного руководителя с классом, поставленное в расписание уроков. В это время классный руководитель может заниматься с классом тем, чем он вместе с учениками посчитает нужным: беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг и др. К сожалению, бывает, что учителя собирают обучающихся только для решения организационных вопросов и “отчитывания” за плохое поведение и успеваемость. Поэтому есть второе значение понятия “классный час” – собрание учеников класса для обсуждения классных дел. Здесь и нужно дать слово ученическому самоуправлению, которое будет решать организационные и другие актуальные вопросы жизни класса. Думается, что классный час в первом и во втором значениях не обязательно проводить каждую неделю, а достаточно два раза в месяц.
Заметим, что часто граница между разного типа классными часами довольно условна: на классном собрании, посвященном обсуждению проблем класса, могут выступать с беседой, сообщением учитель, родители, какие-то гости. Но скажем, что беседы не должны превращаться в персональные словесные выговоры и назидания.
“Викторина”.
Выступление на педсовете
«Формы работы классного руководителя».
В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с учащимися. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:
по видам деятельности — учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;
по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные;
по времени проведения — кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);
по времени подготовки — формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;
по субъекту организации — организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;
по результату — формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;
по числу участников — индивидуальные (воспитатель—воспитанник), групповые (воспитатель — группа детей), массовые (воспитатель—несколько групп, классов).
Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказан и индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи.
Использование индивидуальных форм работы предполагает решение классным руководителем важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе подросла вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее нескольких коллективных дел.
К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах классный руководитель проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей.
К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся, прежде всего, различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, спортивные соревнования и др. В этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей и т.д
При выборе форм необходимо:
1. Учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы (год, четверть), поскольку каждая форма работы должна способствовать их решению;
2. на основе задач определять содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей;
3. составлять набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом принципов организации воспитательного процесса, возможностей, подготовленности, интересов и потребностей детей, внешних условий (культурные центры, производственное окружение), возможностей педагогов, родителей;
4. организовывать коллективный с участниками мероприятия поиск форм на основе коллективного целеполагания, при этом продумать способы обогащения опыта детей новыми идеями, формами, например через обращение к опыту других, изучение опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов и т.д.;
5. обеспечивать непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.
Формы работы классного руководителя зависят в данном классе от традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия — уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта; формирование навыков критического отношения к информации, и в том числе аудиовизуальной.
Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час — форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.
К выбору форм работы классный руководитель подходит творчески, учетом условий жизни школы, возможностей и особенностей детей, содержания детской жизни, которую предстоит вместе с детьми осмысливать, анализировать, обобщать и корректировать. Планируемые им формы, различного содержания «классные часы», призваны охватить анализом весь целостный учебно-воспитательный процесс, кристаллизовать его ведущие идеи в сознании детей, помочь дать оценку формирующимся идеалам, ценностным ориентациям, вкусам, выразить принципиальное отношение к наносному, чуждому, вредному.
От способов организации воспитательного дела зависит результат взаимоотношения воспитателей и воспитанников.
1. Классный час — форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в котором могут подниматься и решаться важные моральные нравственные и этические проблемы. Он может включать: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно- эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. Темы тематических классных часов определяются потребностями духовного развития учащихся, их интересами, стремлениями. Выделяется классный час (ситуационный) и как час коррекции поведения учащихся.
2. Классное собрание — это форма организации коллективной жизни. Собрание группы (классное собрание).
Цель: помочь в решении проблем, развивать у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно.
Задачи: вызывать воспитанников на откровенный разговор друг с другом, формировать честную дисциплину среди учащихся.
На классном собрании нельзя:
позволять воспитанникам осуждать или обвинять друг друга; — привлекать учащихся к выслеживанию и выявлению правонарушителей; — наказывать группу за поведение отдельных ребят.
Правила организации и проведения собрания: — попытаться самим решить проблему; — не оказывать друг на друга никакого давления — ни юридического, ни словесного; — слушать друг друга, не перебивая.
Структура собрания:
1. представление обсуждаемой проблемы;
2. изложение информации по проблеме;
3. начало дискуссии;
4. предложение решения проблемы;
5. выбор решения;
6. обсуждение предполагаемого результата решения;
7. закрытие собрания.
Продолжительность собрания 45 минут. Как часто организовывать классные собрания, решает коллектив. Решаемые вопросы: — выборы, перевыборы органов самоуправления; — разрешение конфликтных ситуаций; — создание правил группы для достижения желаемого этического поведения; — налаживание дружеских взаимоотношений между учениками; — разрешение проблемных ситуаций, текущих вопросов.
3. Конкурс — это личное или командное соревнование, имеющее целью выявить наилучших участников, исполнителей работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы и составной частью праздников, КВН, брэйн-рингов и др. форм.
4. Конференция — широко используется в учебно-воспитательной работе. Проходит в виде собраний, занятий-конференций научных, научно-практических, читательских, итоговых. Любой вид конференции требует тщательной подготовки: определение темы; оповещение участников (за месяц) о сроках ее проведения; разработка программы, списка предлагаемой литературы для подготовки; формулирование дискуссионно-проблемных вопросов, выносимых на обсуждение. Подготовка участников конференции предполагает изучение различных источников, энциклопедий, справочников; овладение навыками составления планов, написания тезисов, текста доклада.
5. Клубы по интересам — объединение учащихся постоянного состава на длительный срок на основе совместной деятельности. Деятельность клуба может быть связана с приобщением участников к спорту, литературе, музыке, театру, профессии и др. Члены клубного объединения должны принимать активное участие в его работе, иметь права и обязанности. Важно не только их присутствие, но и умение воспринимать информацию, уметь выражать себя, свою индивидуальность. Формы работы клуба: лекции, беседы, диспуты, встречи, соревнования, спектакли, концерты, выставки, дискотеки. Структура клуба включает руководителя, совет клуба, инициативную группу, членов клуба.
6. Вечера — вечернее собрание для дружеской встречи, для развлечения. Могут быть литературные, музыкальные, песенные, танцевальные, поэтические, вечера юмора др. Цель вечеров объединить участников, приобщить к искусству. Организация вечера начинается с его объявления, создания программы, подготовки ведущего, музыкального сопровождения. В заключительную часть вечера желательно включить яркое выступление, музыкальную пьесу, театрализованный номер, танец.
7. Викторина — познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы различных областей науки, техники, литературы и искусства. Имеет большое значение для расширения образовательного кругозора учащихся.
8. Дискуссия — организация обмена мнениями между учащимися. Основным условие подготовки к дискуссии является: ознакомление каждого с информацией, которая имеется у других участников; поощрение разных подходов в обсуждении, допускаются различные совпадения мнений и предложений; предоставление возможности критиковать и отвергать любое высказывание, мнение или решение побуждение учащихся к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения. Дискуссия может проходить в форме: дебатов, заседания группы эксперте круглого стола, симпозиума, судебного заседания, форума.
9. Праздники — массовое мероприятие, посвященное датам и событиям общенародного или группового характера и проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения. Праздник, посвященный торжественным датам, включает в себя две части: торжественную часть в виде поздравлений, приветствий, подведения итогов;∙ концерт, показ спектаклей, сольные выступления, игры, пародии, аттракционы,∙ танцы.
10. Экскурсии — выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест. Она может быть учебного или культурно-просветительного характера. Требуется предварительная подготовка, как со стороны организаторов, так и участников.
11. Игра — соревнование, состязание между учениками по заранее согласованным определенным правилам. Форма организации игр носит разнообразный характер, это: ролевая, деловая, имитационно-моделируемая. В практике широко используются игр интеллектуального и развлекательного характера: викторина, КВН, конкурсы, брэйн-ринги.
12. Дискотека — англ., слово значит — собрание пластинок. «Диск» — по-французски «пластинка», греческое окончание «тека» — «ящик». Формы организации дискотек самые разнообразные: — дансинг — «танцуем без перерыва»; — тематические; — танцевальные; — диско-театры. Методика подготовки и проведения дискотек требует от организатора больших усилий по оснащению фонотеки необходимой аппаратурой, соответствующего оборудования и оформления зала.
Список используемой литературы
1. Алоева, Марина Андреевна.
Классные часы в 5-7-х классах / М. А. Алоева; ред. Г. Н. Сибирцова. — 9-е изд. — Ростов н/Д : Феникс, 20с. — (Сердце отдаю детям).
2. Беспятова, Надежда Константиновна.
Организация и содержание воспитательного процесса в школе : методическое пособие / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. — М. : Айрис-пресс, Айрис-дидактика, 20с. — (Методика).
3. Гуткина Л. Д.
Планирование и организация воспитательной работы в школе / Л. Д. Гуткина ; ред. А. А. Рождественская. — М. : Педагогический поиск, 20с. — (Библиотека администрации школы).
4. Дереклеева Н. И.
Справочник классного руководителя : 5-11 классы / Н. И. Дереклеева. — М. : ВАКО, 20с. — (Педагогика. Психология. Управление).
5. Классному руководителю : учебно-методическое пособие / ред. М. И. Рожков. — М. : Владос, 19с. — (Воспитание и дополнительное образование детей).
6. Лизинский В. М.
Практическое воспитание в школе. Часть I / В. М. Лизинский. — М. : Центр «Педагогический поиск», 20с. — (Библиотека администрации школы).
7. Лизинский В. М.
Практическое воспитание в школе. Часть II / В. М. Лизинский. — М. : Центр «Педагогический поиск», 20с. — (Библиотека администрации школы).
8. Лупоядова Л. Ю.
Копилка классного руководителя : классные часы, игры, викторины, часы общения / Л. Ю. Лупоядова, И. Г. Якимович. — 2-е изд. — Брянск : Курсив, 20с. — (Библиотечка классного руководителя).
9. Настольная книга классного руководителя 5, 6, 7, 8 классов / сост. Е. И. Лунина, Н. С. Шепурева. — 2-е изд. — Ростов н/Д : Феникс, 20с. — (Школа радости).
10. Настольная книга классного руководителя 8, 9,10,11-х классов / сост. Л. С. Бескоровайная. — Ростов н/Д : Феникс, 20с. — (Школа радости).
11.Организация воспитательной работы в классе : методическое пособие для классного руководителя / В. П. Созонов; ред. В. М. Лизинский. — М. : Педагогический поиск, 20с.
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 763 человека из 73 регионов
- Сейчас обучается 453 человека из 71 региона
- Сейчас обучается 57 человек из 27 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Формы воспитательной работы
классного руководителя
Салодкина Евгения Вячеславовна,
МАОУ СОШ № 11 города Тамбова -
2 слайд
Проблемы современного воспитания:
Пренебрежение, которое получает ребёнок от работающих родителей
Ухудшение качества связи между детьми и родителями
Отчуждение родителей от школы
«Параллельная школа» в виде средств массовой информации -
3 слайд
Воспитание требует существенных изменений, неформального подхода к личности растущего человека.
-
4 слайд
Формы воспитания
Формы воспитания — это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приёмы воспитания. -
5 слайд
Факторы, влияющие на выбор форм воспитательной работы:
Цель воспитания
Содержание и направленность воспитательных задач
Возраст учащихся
Уровень воспитанности учащихся и их личного социального опыта
Особенности детского коллектива и его традиций
Особенности и традиции региона
Технические и материальные возможности школы
Уровень профессионализма учителя -
6 слайд
Основные формы воспитательной работы:
Мероприятия
Дела
Игры -
7 слайд
Беседа — это вопросно-ответная форма проведения воспитательного
мероприятия. -
8 слайд
Диспут (лат. disputatio) — способ ведения спора, проводимого с целью установления истины. Данный процесс подчиняется правилам, основные из которых — ссылки на устоявшиеся письменные авторитетные источники и тщательный анализ аргументов каждой из сторон. Это публичный спор на определённую тему.
-
9 слайд
Основные правила диспута:
Истина не принадлежит Вам, как не принадлежит никому.
Не говорите «Вы не правы», а только — «Я с Вами не согласен».
У Вас есть право на собственное мнение, но нет права на факты.
Необходимо опираться на надёжную фактическую базу.
Желательно в начале выступления уточнить аргумент, который вы хотите оспорить.
Обсуждая тему А, не начинайте разговор по теме Б.
Формулируйте тезис в начале и/или в конце Вашего выступления.
Нельзя превращать реплику в доклад: если Вы не можете развить аргумент в течение трёх минут, с Вашими аргументами что-то не так.
Если Ваш аргумент кажется Вам слишком простым и наивным, не стесняйтесь — как раз наивные аргументы часто оказываются продуктивными.
Не оставляйте без внимания ни одного выступления участников: вдруг именно в нём, даже «банальном» и «странном», содержится что-то ценное для общего хода диспута.
Говорите сейчас, здесь, а не потом, в коридоре.
Каждый имеет право на молчание. -
10 слайд
Диспуты позволяют решать следующие задачи:
вовлекают в непринуждённый, живой разговор обучающихся;
учат высказывать своё мнение и обосновывать его;
приучают к диалогу;
способствуют изучению фактического материла учебной темы;
активно способствуют превращению знаний в убеждения. -
11 слайд
Дебаты — чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Дебаты направлены на то, чтобы участники убедили в своей
точке зрения не друг друга, а третью сторону. -
12 слайд
Характеристика дебатов
Дебаты – это интеллектуальная игра, которая ведётся по определённым правилам. Две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) в своей правоте и опыте риторики.
Дебаты могут принимать различные формы. Число участников колеблется от 2-х до четырех в каждой команде. В некоторых видах дебатов участникам разрешается лишь произносить свои речи, в других же им даётся возможность участвовать в перекрёстных вопросах.
Наиболее распространённым и приемлемым для учащихся старшего школьного возраста является следующий формат (вид) дебатов: в дебатах участвуют 2 команды из трёх человек (они называются спикерами). Спикеры обсуждают заданную тему, при этом одна команда утверждает тезис (эту команду называют утверждающей), а другая (отрицающая команда) его опровергает. Команды имеют право на 8-минутный перерыв (таймаут) для консультации друг с другом. За соблюдением регламента игры следит таймкипер, который показывает спикерам, сколько осталось времени до конца выступления или таймаута.
Каждый раунд дебатов судит коллегия, состоящая из нечётного числа судей. Команда, набравшая большее количество голосов судей, побеждает.
То, что в дебатах выигрывает та или иная команда, не означает, что верна позиция, ею отстаиваемая. Ведь эта же команда, волею жребия, могла бы играть и на другой стороне. Победа всецело зависит от мастерства команды: именно индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры и приводят к успеху. -
-
14 слайд
Отличительные черты дебатов: высокая степень стандартизированности: жёсткий временной лимит выступления каждого участника, чёткие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки.
Особенности дебатов: деятельность направлена в первую очередь на развитие навыков работы с документами и дополнительной литературой по проблемному вопросу. -
15 слайд
Форма проведения внеклассного мероприятия с использованием технологии дебатов является эффективным средством обучения школьников умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку, а также развивает уверенность в способности повлиять на общественное мнение или изменить сложившуюся ситуацию.
-
16 слайд
Спасибо за внимание!
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 258 466 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 05.06.2017
- 893
- 0
- 05.06.2017
- 529
- 0
- 05.06.2017
- 429
- 0
- 05.06.2017
- 1014
- 2
- 05.06.2017
- 611
- 0
- 05.06.2017
- 469
- 0
- 05.06.2017
- 506
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Профессиональная компетентность педагогов в условиях внедрения ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
-
Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»
-
Курс повышения квалификации «Основы педагогического дизайна»
-
Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Инструменты и методы воспитания российской гражданской идентичности согласно ФГОС»
Для осуществления воспитания в детских образовательных учреждениях необходимо решение следующих задач: определение содержания, форм и методов воспитания с учетом возрастных, индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Поэтому важно осознать, что сегодня надо говорить не о мероприятийной деятельности, а о воспитательной деятельности, о человеческом общении, о формировании отношений, о развитии качеств личности.
Воспитание подрастающего поколения – процесс многогранный. В качестве приоритетных направлений в воспитании рассматриваются физическое и нравственное здоровье детей; интеллектуальное развитие; формирование культуры личности и духовных ценностей; гражданское и патриотическое воспитание; эстетическое и трудовое воспитание; формирование жизненных планов школьников, подготовка к семейной жизни и др.
Для реализации педагогических задач используют различные формы внеурочной воспитательной работы:
– традиционные: устный журнал, классный час, этическая беседа, гостиная;
– дискуссионные: диспут, защита проекта, вечер разгаданных и неразгаданных тайн;
– национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы;
– нестандартные: спортивная толкучка, танцевальный ринг, поэтический кросс;
– импровизации: “У зеркала”, “Смешинка”, “Театр-экспром”.
Профессионализм педагога, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом. “Поштучное”, по словам А.С.Макаренко, индивидуальное воспитание – высший пилотаж в работе воспитателя, педагога, классного руководителя.
Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе современной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную деятельность детей (педагоги называют ее развивающей, воспитывающей), а для детей она является их естественной жизнью.
Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и остается очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для обучающихся стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает педагогу ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности. как сейчас говорят.
Однако чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу. Методисты выделяют виды деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей. Так, познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и т.д.
Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей – всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности.
Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы и работа ученических органов управления, вечера, праздники и пр.
Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий обучающихся, которые могут быть организованы в школе. Школьные педагоги, имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещение театров и многое другое.
Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отвести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.
Педагог должен многое знать и уметь для методически правильной организации всех этих форм работы. Прежде всего, в педагогике воспитательной работы в школе не очень ясно само понятие “формы работы” и ее трудно отличить от метода. Однако для воспитателя важно все же знать, как он организует деятельность обучающихся, какими он обладает возможностями, так сказать, методическим арсеналом.
Форму воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самостоятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, они с трудом поддаются классификации. Попытаемся, однако, упорядочить формы воспитательной работы путем выделения преобладающего, главного компонента воспитательного дела. Можно сказать, что в основе нашей типизации – главные средства (методы, типы) воспитательного воздействия, которых мы выделили пять: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг).
Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками:
– словесно – логические
– образно – художественные
– трудовые
– игровые
– психологические
Словесно-логические формы.
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на разные темы, классные диспуты, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь – обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения могут быть разными.
Образно- художественные формы.
Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях.
Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых чувств, знали и их разрушительные возможности. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше.
Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.
Заметим в связи с этим, что коллективные, массовые переживания вроде бы занимают большое место в современной жизни, особенно молодежи: рок – концерты, дискотеки, “тусовки” неформалов. Но, увы, не говоря уж о содержании и характере этих представлений, шум и внешние эффекты там часто заполняют внутреннюю пустоту, не оставляют места глубокому внутреннему переживанию. В современной жизни, очевидно, вообще много шума и нет тишины, которая помогла бы человеку открыть самого себя. При организации жизни школьников надо предусмотреть, чтобы в ней были моменты молчания, наполненные созерцанием, проникновением в явления, открытием нового в окружающем мире, людях, себе.
Трудовые формы внеурочной работы.
Положительно воздействует на детей совместная работа, шире – различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.
Игровые (досуговые) формы работы.
Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.
Особое внимание следует обратить на ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.
Для успеха дела при использовании различных форм работы с детьми педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, что любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия. Информация – это то новое и важное, о чем узнают обучающиеся, участвуя в том или ином деле. Переживания – это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия – это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.
Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учету. Приведем наиболее распространенные, чаще всего встречающихся в практике. При этом будем помнить, что многие из них проводятся как в масштабе всей школы, так и в рамках класса или двух параллельных классов. В современной школе классные руководители, учителя организуют вместе с детьми следующие дела: праздники, вечера, ярмарки, “огоньки”, дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы (советские торжественные даты потеснены Святками, Масленицей, европейским днем влюбленных и пр.); традиционное дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели знаний по учебным предметам; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки в город, страну, выход в театр, реже кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки (в основном летом); спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет, праздничных плакатов, открыток и многое другое.
Особо отметим такое явление, как классный час, напрасно вытесненный из практики школы. Классный час имеет, на наш взгляд, по крайней мере два значения, первое из которых – просто время работы классного руководителя с классом, поставленное в расписание уроков. В это время классный руководитель может заниматься с классом тем, чем он вместе с учениками посчитает нужным: беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг и др. К сожалению, бывает, что учителя собирают обучающихся только для решения организационных вопросов и “отчитывания” за плохое поведение и успеваемость. Поэтому есть второе значение понятия “классный час” – собрание учеников класса для обсуждения классных дел. Здесь и нужно дать слово ученическому самоуправлению, которое будет решать организационные и другие актуальные вопросы жизни класса. Думается, что классный час в первом и во втором значениях не обязательно проводить каждую неделю, а достаточно два раза в месяц.
Заметим, что часто граница между разного типа классными часами довольно условна: на классном собрании, посвященном обсуждению проблем класса, могут выступать с беседой, сообщением учитель, родители, какие-то гости. Но скажем, что беседы не должны превращаться в персональные словесные выговоры и назидания.
“Викторина”.
Воспитательные задачи: способствует повышению познавательной активности школьников.
Это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь темой.
Требования к викторине:
– общая тема;
– вопросы должны быть конкретные;
– подобрать определенное количество вопросов;
– учитывать возраст и объем знаний детей, их интересы;
– продумать форму проведения – “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”, “Брей – ринг”, “Счастливый случай”;
– вопросная – ответная (устная или письменная);
– возможно проводить викторину без предварительной подготовки или вопросы даются детям заранее;
Викторина может быть с разными заданиями:
– объясни, если сможешь;
– какое утверждение верно и т.д.
Давать вопросы на расширение кругозора детей, на которые должны найти ответ самостоятельно из источников. Литературу указать.
“Час тихого чтения”.
Воспитательные задачи: прививает любовь к книге, к художественному слову и расширяет кругозор.
Час тихого чтения возникает в противовес беспредельному увлечению школьников теле– и видеофильмами, вытесняющими из жизни школьника общение с книгой, освобождающими развивающуюся психику юного человека от усилий воображения, мышления и памяти.
В тот день, когда происходит “час тихого чтения”, дети и педагоги приносят с собой в школу внепрограммные книги, которые они “сейчас читают”, им предоставляются общее для всех членов школьного коллектива время, когда в тишине и удобстве каждый человек может спокойно почитать принесенную им книгу.
Этот момент предварительно подготавливается: вывешивается объявление, за 1-2 дня появляются листки – памятки, учителя напоминают детям о задуманном деле. В итоге очень редко отдельные школьники забывают захватить с собой в школу книгу. Но и этот редкий случай предусматривается: педагоги и библиотекарь подбирают ряд книг, которые они предложат ребенку.
Воспитательный потенциал “часа тихого чтения” не исчерпывается до конца, если по окончании его не обнародуется список читаемых детьми и педагогами книг. Этот список вывешивается к концу учебного дня. “Что сегодня мы читаем” и “Что читали учителя”. Создается эмоциональная атмосфера, выделяются интеллектуальные лидеры, расширяется поле библиографических знаний. Идею “часа тихого чтения” порой дети переносят в семью, приобщая родителей к чтению книг, давно ими забытых.
Виды и формы воспитательной работы.
№ п/п |
Вид деятельности |
Целевое назначение |
Активные формы организации деятельности |
1. |
Познавательная |
Обогащает представление об окружающей действительности, формирует потребность в профессиональном образовании, способствует интеллектуальному развитию. |
Урочная: семинар, лекция, ролевая игра, защита проекта, творческий отчет, нетрадиционная форма. |
2. |
Общественная |
Содействует социализации учеников, включает |
Выпуск периодической печати, дискуссия, работа самоуправления, шефство. |
3. |
Ценностно – орентированная |
Рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей, формирование культуры, своего “Я”. |
Диспуты на нравственные темы, этикет и профессиональная этика, тестирование, анкетирование, составление психологической карты, акции милосердия. |
4. |
Спортивно – Оздоровительная |
Здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела и отношений. |
Кружки, секции, общефизическая подготовка, спартакиады, товарищеские состязания. |
5. |
Художественная |
Чувственное мироощущение, потребность в прекрасном, реализация индивидуальных задатков и способностей. |
Музыкальные и литературные гостиные, творческие конкурсы. |
6. |
Свободное общение |
Взаимнообогащающий досуг школьников. |
Групповые дела, “огоньки”, час общения, викторина, вечера, именины группы. |
7. |
Трудовая |
Создание, сохранение и приумножение материальных ценностей. |
Общественно-полезный труд по самообслуживанию, дежурство по школе и т.д. |
В
соответствии со своими функциями
классный руководитель осуществляет
отбор форм работы с учащимися. Все их
многообразие можно классифицировать
по разным основаниям:
—
по видам деятельности – учебные,
трудовые, спортивные, художественные
и др.;
— по способу влияния
педагога – непосредственные и
опосредованные;
—
по времени проведения – кратковременные,
продолжительные, традиционные;
—
по времени подготовки – формы работы,
проводимые с учащимися без включения
их в предварительную подготовку, и
формы, предусматривающие предварительную
работу, подготовку учащихся;
—
по субъекту организации – организаторами
детей выступают педагоги, родители и
другие взрослые; деятельность детей
организуется на основе сотрудничества;
инициатива и ее реализация принадлежит
детям;
—
по результату – формы работы, результатом
которых могут быть информационный
обмен, выработка общего решения (мнения),
общественно значимый продукт;
— по числу участников
– индивидуальные, групповые, массовые.
Индивидуальные
формы, как
правило, связаны с внеурочной деятельностью,
общением классного руководителя и
детей. Они действуют в групповых и
коллективных формах и в конечном счете
определяют успешность всех других форм.
К ним относятся: беседа, консультации,
обмен мнениями, оказание индивидуальной
помощи, совместный поиск решения
проблемы, задачи.
К
групповым
формам работы
можно отнести советы дел, творческие
группы, органы самоуправления, микрокружки.
Главная задача классного руководителя
– с одной стороны, помочь каждому
проявить себя, а с другой – создать
условия для получения в группе ощутимого
положительного результата, значимого
для всех членов коллектива, других
людей.
К
коллективным
формам работы
классного руководителя относятся,
прежде всего, различные дела, конкурсы,
спектакли, концерты, выступления
агитбригад, походы, турслеты, спортивные
соревнования и др.
Многообразие
форм и практическая необходимость
постоянного обновления их ставят
классных руководителей перед проблемой
их выбора.
7.Методы работы классного руководителя
Одной
из острых проблем современной дидактики
является проблема классификации методов
обучения. В настоящее время нет единой
точки зрения по этому вопросу. В связи
с тем, что разные авторы в основу
подразделения методов обучения на
группы и подгруппы кладут разные
признаки, существует ряд классификаций.
Наиболее ранней
классификацией является деление методов
обучения на методы работы учителя
(рассказ, объяснение, беседа) и методы
работы учащихся (упражнения, самостоятельная
работа).
Распространенной
является классификация методов обучения
по источнику получения знаний. В
соответствии с таким подходом выделяют:
— словесный метод
(источником знаний является устное или
печатное слово);
—
наглядный метод (источником знаний
являются наблюдаемые предметы, явления,
наглядные пособия);
— практические
методы (учащиеся получают знания и
вырабатывают умения, выполняя практические
действия).
В реальных условиях
педагогического процесса методы
выступают в сложном и противоречивом
единстве.
Метод
сам по себе не может быть ни хорош, ни
плох. В основе воспитательного процесса
кладутся не сами методы, а их система.
А.С.Макаренко отмечал, что никакое
педагогическое средство не может быть
признано всегда абсолютно полезным,
что самое хорошее средство в некоторых
случаях обязательно будет самым плохим.
К.Д.Ушинский
считал, что необходимо изучить законы
тех психических явлений, которыми мы
хотим управлять, и поступать, соображаясь
с этими законами и теми обстоятельствами,
в которых мы хотим приложить.
Выбор
методов не есть произвольный акт. Он
подчиняется ряду закономерностей и
зависимостей, среди которых первостепенное
значение имеют цель, содержание и
принципы воспитания, конкретная
педагогическая задача и условия ее
решения, учет возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #