Формула эффективного руководства это

Эффективность управления: как ее измерить, оценить и достичь

Автор: Александр Aлександрович Oгapкoв, кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана по научной и воспитательной работе Волгоградской академии государственной службы при Президенте РФ.

Эффективность (результативность) является отношением результата (эффекта) и затрат. Это классический метод определения обобщающего показателя экономической эффективности управленческого труда. Эффект может оказаться положительным, если результат приближается к идеальному состоянию, удовлетворяет целевую функцию и соответствует системе ограничений. Но он может оказаться и отрицательным, если не удается выбранными средствами достичь цели или удается, но невозможно при этом соблюсти систему ограничений.

Эффективность управления — это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), имеющих как количественные, так и качественные характеристики.

Основными понятиями эффективности управления являются:

  • эффективность труда работников аппарата управления;
  • эффективность процесса управления (функций, коммуникаций, выработки и реализации управленческого решения);
  • эффективность системы управления (с учетом иерархии управления);
  • эффективность механизма управления (структурно-функционального, финансового, производственного, маркетингового и др.)

При применении целевого подхода следует учитывать следующее:

  • достижение цели не является легко измеримым, если организации не производят осязаемой продукции;
  • организации предпринимают попытки достижения нескольких целей, а достижение одной из них зачастую препятствует или затрудняет выполнение других задач;
  • само существование общего набора «официальных» целей, на достижение которых направлены усилия всех сотрудников, является спорным.

Меру достижения системы целей можно оценить по показателям и параметрам, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Объекты анализа Параметры, показатели анализа
Миссия Наличие. Четкость. Актуальность
Цели объекта управления Объем производства продукции. Ассортимент продукции.

Качество продукции.

Себестоимость. Фондоотдача. Соответствие требованиям экологии. Рентабельность. Прибыль. Выручка. Финансовая устойчивость. Ликвидность. Платежеспособность. Норма прибыли по инвестициям. Объем капиталовложений. Риск. Цены продукции. Объемы и темпы продаж продукции. Послепродажное обслуживание.

Прочие характеристики

Цели субъекта управления Экономичность. Гибкость. Адаптивность. Оперативность. Надежность.

Параметры элементов системы управления.

Поскольку прямая оценка результатов труда в управлении ограничена, используется косвенная оценка, включающая определение удельного вклада работников в итоговые показатели деятельности аппарата управления, реализуемые в конечных результатах деятельности управляемого объекта.

Соотношение результативности управления Ру и удельных управленческих затрат Уз дает показатель для сравнительной оценки эффективности управления Эу:

Эу = Ру / Уз.

Модификацией является метод определения показателя эффективности коллективного управленческого труда:

Э = В / (Зпл + Фоб + Е * Фос)

где В — объем конечной продукции, руб.; Зпл — затраты на оплату работников, руб.; Фоб — текущие затраты на оборотные фонды, руб.; Фос — стоимость основных промышленно-производственных фондов, руб.; Е — коэффициент эффективности производственных фондов (может использоваться нормативный).

Измерить результативность труда управленческих работников возможно также опосредованно, через параметры состояния производства, что предполагает формирование системы показателей в зависимости от индивидуальных условий организации.

Различают три вида эффективности:

  • индивидуальная эффективность — базовый уровень, который отражает степень и качество выполнения задач конкретными служащими или членами организации, так как подлежащие выполнению задачи являются частью рабочего процесса или должностных обязанностей в организации. Менеджеры традиционно оценивают индивидуальную эффективность с помощью оценочных показателей, которые являются основой для увеличения заработной платы, продвижения по службе и других стимулов, действующих в организации;
  • групповая эффективность — члены организаций редко работают в одиночку, в изоляции от остальных ее участников, но в некоторых случаях групповая эффективность представляет собой простую сумму вкладов всех членов группы, а в других случаях эффективность представляет собой нечто большее, чем сумма отдельных вкладов, проявляется синергетический эффект;
  • организационная эффективность — факт достижения организационных целей меньшим числом работников или за меньшее время, она включает в себя индивидуальную и групповую эффективность, но за счет синергетических эффектов превышает их сумму.

В любом случае главная задача системы управления состоит в обеспечении активного воздействия на управляемый объект с целью улучшения его показателей. Различные свойства и параметры деятельности субъекта и объекта управления часто не согласуются между собой, находятся в диалектическом противоречии, в связи с чем существует проблема определения обобщающего показателя, который явился бы измерителем эффективности управления.

Однако характеристики систем управления и условия, в которых они работают, настолько различны, что целесообразно применение разных критериев эффективности для различных систем.

Формула эффективного руководства (предложена академиком В. А. Трапезниковым) состоит из четырех звеньев, отражающих требования к руководителю: «знает» — «может» — «хочет» — «успевает».

Оценка эффективности управления во многом затруднена из-за специфических особенностей управленческого труда, но содержание и процесс управленческой деятельности находятся в непосредственной зависимости от требований к руководителю:

  • компетентность — руководитель, в дополнение к волевыми качествами (твердость, энергия, настойчивость, гибкость), профессионально знает, что должен делать и как делать;
  • достоинство и высшая ответственность во всех делах — руководитель должен проявлять эти качества как по отношению к себе, так и ко всем, с кем он ежедневно взаимодействует: с поставщиками, потребителями, коллегами;
  • чувство нового и умение рисковать — умение идти впереди того, что делается сегодня, всегда искать новые возможности, прислушиваться к их зову, готовность и способность использовать их;
  • чувствительность и подвижность — чувствовать возникающие нужды, время, события — это значит уважать мнения других, постоянно стремиться к саморазвитию и быть готовым к изменениям;
  • высокая работоспособность, постоянное стремление быть лучшим и делать все наилучшим образом и проч.

Также популярен среди менеджеров комплексный подход к организации эффективной деятельности, который разработан в 1644 г. легендарным самураем в истории Японии Миямото Мусаши и представляет собой девять правил искусства борьбы на мечах (кендо):

  1. Никогда не имей коварных мыслей.
  2. Неустанно тренируйся следовать выбранному пути.
  3. Освой навыки и развивай умения.
  4. Ежедневно расширяй знания в разных областях.
  5. Учись различать во всем выгоду и убыток.
  6. Развивай в себе способность видеть все «насквозь» с первого взгляда.
  7. Старайся познать суть того, что скрыто от глаза.
  8. Не ослабляй внимания даже по отношению к мелочам.
  9. Не трать время на бесполезные занятия.

Показателен американский стандарт критериев оценки профессиональных, психофизиологических и личностных качеств управленческого работника:

  • уровень общего образования, определяющий степень функциональной грамотности человека (навыки чтения, письма, счета, включая владение арифметическими действиями с простыми числами, дробями), а также уровень понимания(понятливости), необходимые для освоения сравнительно несложных профессий (работ);
  • профессиональная подготовка как формальная, так и полученная благодаря опыту и самообразованию, но в любом случае отражающаяся в знаниях, умениях, навыках, достаточных для выполнения на среднем уровне различных профессиональных функций;
  • умственные и физические способности, отвечающие специфике профессии и позитивно влияющие на результаты обучения и труда, планирование и развитие карьеры;
  • типы и черты темперамента — в оптимальном варианте сильная, уравновешенная, подвижная нервная система — как благоприятный фактор овладения работником навыками и искусством управления (менеджмента), выполнения сложных, точных, ответственных, опасных, монотонных работ, а также ускоренной его адаптации к изменениям производственной и социальной среды, перемене профессии, работы;
  • профессиональные интересы (предпочтения, склонности), проявляющиеся в адекватных видах деятельности и активизирующие их;
  • состояние здоровья, в первую очередь органов и систем, вовлеченных в данную профессиональную деятельность, с точки зрения их соответствия требованиям профессии.

Перечисленные выше показатели, характеризующие работника, оцениваются по степени значимости, сложности и сопоставляются с профессиональными функциями, видами работ при профотборе персонала. В то же время они могут быть использованы и для классификации профессий по медицинским и психологическим критериям.

Принципы эффективности:

  • многоуровневая субординация критерия;
  • соизмеримость и сопоставимость показателей;
  • учет социально-экономических условий, воспроизводственных пропорций и органического строения капитала;
  • выбор эталона, нормали, нормализованного режима функционирования или состояния организации;
  • учет фактора времени, риска и неопределенности и др.

Научитесь эффективному управлению изучив курсы «Управление проектами» и «Стратегический менеджмент»:

Управление проектами: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс

Управление проектами: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс

Эффективность: как ее измерить, оценить и достичь

Эффективность (результативность) является отношением результата (эффекта) и затрат. Это классический метод определения обобщающего показателя экономической эффективности управленческого труда. Эффект может оказаться положительным, если результат приближается к идеальному состоянию, удовлетворяет целевую функцию и соответствует системе ограничений. Но он может оказаться и отрицательным, если не удается выбранными средствами достичь цели или удается, но невозможно при этом соблюсти систему ограничений.

Эффективность управления — это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), имеющих как количественные, так и качественные характеристики.

Основными понятиями эффективности управления являются:

  • эффективность труда работников аппарата управления;
  • эффективность процесса управления (функций, коммуникаций, выработки и реализации управленческого решения);
  • эффективность системы управления (с учетом иерархии управления);
  • эффективность механизма управления (структурно-функционального, финансового, производственного, маркетингового и др.)

При применении целевого подхода следует учитывать следующее:

  • достижение цели не является легко измеримым, если организации не производят осязаемой продукции;
  • организации предпринимают попытки достижения нескольких целей, а достижение одной из них зачастую препятствует или затрудняет выполнение других задач;
  • само существование общего набора «официальных» целей, на достижение которых направлены усилия всех сотрудников, является спорным.

Меру достижения системы целей можно оценить по показателям и параметрам, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Объекты анализа Параметры, показатели анализа
Миссия Наличие. Четкость. Актуальность
Цели объекта управления Объем производства продукции. Ассортимент продукции.

Качество продукции.

Себестоимость. Фондоотдача. Соответствие требованиям экологии. Рентабельность. Прибыль. Выручка. Финансовая устойчивость. Ликвидность. Платежеспособность. Норма прибыли по инвестициям. Объем капиталовложений. Риск. Цены продукции. Объемы и темпы продаж продукции. Послепродажное обслуживание.

Прочие характеристики

Цели субъекта управления Экономичность. Гибкость. Адаптивность. Оперативность. Надежность.

Параметры элементов системы управления.

Поскольку прямая оценка результатов труда в управлении ограничена, используется косвенная оценка, включающая определение удельного вклада работников в итоговые показатели деятельности аппарата управления, реализуемые в конечных результатах деятельности управляемого объекта.

Соотношение результативности управления Ру и удельных управленческих затрат Уз дает показатель для сравнительной оценки эффективности управления Эу:

Эу = Ру / Уз.

Модификацией является метод определения показателя эффективности коллективного управленческого труда:

Э = В / (Зпл + Фоб + Е * Фос)

где В — объем конечной продукции, руб.; Зпл — затраты на оплату работников, руб.; Фоб — текущие затраты на оборотные фонды, руб.; Фос — стоимость основных промышленно-производственных фондов, руб.; Е — коэффициент эффективности производственных фондов (может использоваться нормативный).

Измерить результативность труда управленческих работников возможно также опосредованно, через параметры состояния производства, что предполагает формирование системы показателей в зависимости от индивидуальных условий организации.

Различают три вида эффективности:

  • индивидуальная эффективность — базовый уровень, который отражает степень и качество выполнения задач конкретными служащими или членами организации, так как подлежащие выполнению задачи являются частью рабочего процесса или должностных обязанностей в организации. Менеджеры традиционно оценивают индивидуальную эффективность с помощью оценочных показателей, которые являются основой для увеличения заработной платы, продвижения по службе и других стимулов, действующих в организации;
  • групповая эффективность — члены организаций редко работают в одиночку, в изоляции от остальных ее участников, но в некоторых случаях групповая эффективность представляет собой простую сумму вкладов всех членов группы, а в других случаях эффективность представляет собой нечто большее, чем сумма отдельных вкладов, проявляется синергетический эффект;
  • организационная эффективность — факт достижения организационных целей меньшим числом работников или за меньшее время, она включает в себя индивидуальную и групповую эффективность, но за счет синергетических эффектов превышает их сумму.

В любом случае главная задача системы управления состоит в обеспечении активного воздействия на управляемый объект с целью улучшения его показателей. Различные свойства и параметры деятельности субъекта и объекта управления часто не согласуются между собой, находятся в диалектическом противоречии, в связи с чем существует проблема определения обобщающего показателя, который явился бы измерителем эффективности управления.

Однако характеристики систем управления и условия, в которых они работают, настолько различны, что целесообразно применение разных критериев эффективности для различных систем.

Формула эффективного руководства (предложена академиком В. А. Трапезниковым) состоит из четырех звеньев, отражающих требования к руководителю: « знает» — « может» — « хочет» — « успевает».

Оценка эффективности управления во многом затруднена из-за специфических особенностей управленческого труда, но содержание и процесс управленческой деятельности находятся в непосредственной зависимости от требований к руководителю:

  • компетентность — руководитель, в дополнение к волевыми качествами (твердость, энергия, настойчивость, гибкость), профессионально знает, что должен делать и как делать;
  • достоинство и высшая ответственность во всех делах — руководитель должен проявлять эти качества как по отношению к себе, так и ко всем, с кем он ежедневно взаимодействует: с поставщиками, потребителями, коллегами;
  • чувство нового и умение рисковать — умение идти впереди того, что делается сегодня, всегда искать новые возможности, прислушиваться к их зову, готовность и способность использовать их;
  • чувствительность и подвижность — чувствовать возникающие нужды, время, события — это значит уважать мнения других, постоянно стремиться к саморазвитию и быть готовым к изменениям;
  • высокая работоспособность, постоянное стремление быть лучшим и делать все наилучшим образом и проч.

Также популярен среди менеджеров комплексный подход к организации эффективной деятельности, который разработан в 1644 г. легендарным самураем в истории Японии Миямото Мусаши и представляет собой девять правил искусства борьбы на мечах (кендо):

  1. Никогда не имей коварных мыслей.
  2. Неустанно тренируйся следовать выбранному пути.
  3. Освой навыки и развивай умения.
  4. Ежедневно расширяй знания в разных областях.
  5. Учись различать во всем выгоду и убыток.
  6. Развивай в себе способность видеть все «насквозь» с первого взгляда.
  7. Старайся познать суть того, что скрыто от глаза.
  8. Не ослабляй внимания даже по отношению к мелочам.
  9. Не трать время на бесполезные занятия.

Показателен американский стандарт критериев оценки профессиональных, психофизиологических и личностных качеств управленческого работника:

  • уровень общего образования, определяющий степень функциональной грамотности человека (навыки чтения, письма, счета, включая владение арифметическими действиями с простыми числами, дробями), а также уровень понимания(понятливости), необходимые для освоения сравнительно несложных профессий (работ);
  • профессиональная подготовка как формальная, так и полученная благодаря опыту и самообразованию, но в любом случае отражающаяся в знаниях, умениях, навыках, достаточных для выполнения на среднем уровне различных профессиональных функций;
  • умственные и физические способности, отвечающие специфике профессии и позитивно влияющие на результаты обучения и труда, планирование и развитие карьеры;
  • типы и черты темперамента — в оптимальном варианте сильная, уравновешенная, подвижная нервная система — как благоприятный фактор овладения работником навыками и искусством управления (менеджмента), выполнения сложных, точных, ответственных, опасных, монотонных работ, а также ускоренной его адаптации к изменениям производственной и социальной среды, перемене профессии, работы;
  • профессиональные интересы (предпочтения, склонности), проявляющиеся в адекватных видах деятельности и активизирующие их;
  • состояние здоровья, в первую очередь органов и систем, вовлеченных в данную профессиональную деятельность, с точки зрения их соответствия требованиям профессии.

Перечисленные выше показатели, характеризующие работника, оцениваются по степени значимости, сложности и сопоставляются с профессиональными функциями, видами работ при профотборе персонала. В то же время они могут быть использованы и для классификации профессий по медицинским и психологическим критериям.

Принципы эффективности:

  • многоуровневая субординация критерия;
  • соизмеримость и сопоставимость показателей;
  • учет социально-экономических условий, воспроизводственных пропорций и органического строения капитала;
  • выбор эталона, нормали, нормализованного режима функционирования или состояния организации;
  • учет фактора времени, риска и неопределенности и др.

Налоговый учет и оптимизация в торговых компаниях и маркетплейсах. Про схемы

Схемы дробления в торговле, которые легко раскрывает налоговая? Франшиза: когда можно оформить договор концессии, а когда переквалифицируют в дробление? Нюансы экспорта и 0% ставки НДС? Договор аренды: как провести налоговый анализ договора и исключить риски? Когда займы и агентские договоры переквалифицируют в куплю-продажу? Ответы смотрите в новом видео.

Свежие облигации: Делимобиль на размещении. Про тачки

Прошло 8 месяцев с момента размещения первого выпуска облигация Делимобиля, ну или, как называют его прошаренные инвесторы, собираясь в клубе анонимных лудоманов, Каршеринг Руссия. Выпуск был прошлым летом одним из моих любимых наравне с ВУШ. Настало время второго выпуска «Делика».

Свежие облигации: Делимобиль на размещении. Про тачки

05 сентября 2019

Формула эффективного менеджмента

Формула эффективного менеджмента

Я, как и многие другие специалисты, уверен, что невозможно найти идеального менеджера, не допускающего ошибок.
Однако, это вовсе не означает, что организации не могут работать в полную мощь и достигать наилучших результатов. Для того, чтобы компания функционировала максимально эффективно, необходимо собрать менеджеров с разными типами управления в одну команду для активного взаимодействия.
Далее в статье представлю основные рекомендации по успешному руководству компанией из книги Адизеса «Командное лидерство».

Формула успешного управления

Адизес считает, что существует четыре основных стиля менеджмента, каждый из которых играет важную роль в управлении компанией:

  1. Producer – реализует поставленную цель для удовлетворения потребности клиентов компании.
  2. Administrator – занимается организационными вопросами.
  3. Entrepreneur – генерирует новые идеи, проводит эксперименты, быстро адаптируется к новым видам деятельности, в случае необходимости корректирует стратегию развития компании.
  4. Integrator – создает системы ценностей компании, повышает командный дух и сплоченность.

Таким образом, формулу успешного управления можно назвать аббревиатурой PAEI. В процессе реализации поставленных целей каждый из стилей менеджмента отвечает на следующие основные вопросы:

  • P — что?
  • A — как?
  • E — когда?
  • I — кто?

Один управленец не может комбинировать одновременно все четыре стиля, ведь они нередко конфликтуют между собой. Формируя команду, менеджеры должны профессионально выполнять свою роль, не забывая при этом о существовании коллеги и трех других типов управления.

Основные упущения руководителей

Одной из главных ошибок менеджеров выступает игнорирование трех других ролей и концентрация исключительно на своем стиле руководства. Такое упущение не позволяет управленцу эффективно выполнять работу.
Ицхак Адизес выделяет четыре основных архетипа начальников:

  1. Одинокий рейнджер. Своевременно и качественно исполняет свою работу. Однако, творческие идеи и креативные мысли ему не присущи. Не умеет организовывать людей. Под его руководством организация не может стремительно развиваться, так как не развивается он сам.
  2. Бюрократ. Не умеет отступать от правил и рисковать, уделяет чрезмерно много внимания административным и организационным вопросам. Негативно относится к переменам, не пересматривает свои решения.
  3. Поджигатель. Генерирует новые идеи, большое внимание уделяет инновациям. Старается внедрить как можно больше нововведений, но они не всегда приносят желаемый результат.
  4. Суперпоследователь. Подстраивается под мнение коллег, не имеет своей точки зрения на ситуацию. Избегает принятия важных решений.

Как усовершенствовать свой стиль управления

Для того, чтобы не попасть в ловушку монополии одного стиля управления, менеджерам необходимо оценить свой тип поведения и сделать его более гибким.
Адизес представил в своей книге несколько советов, приведу их далее.

Для продюсера:

  • не живите только сегодняшним днем, четко планируйте свои будущие действия;
  • прислушивайтесь к мнению коллег и подчиненных, позволяйте им проявлять инициативу и предлагать новые идеи;
  • проводите совещания и переговоры с сотрудниками организации, чтобы всегда быть в курсе актуальных новостей;
  • раздавать команды – не значит работать в команде;
  • помните о том, что процесс также важен, как и результат.

Правильный процесс рано или поздно приведет к правильным результатам, — Ицхак Адизес.

Для администратора:

  • не ставьте инструкции и регламенты во главу угла;
  • пересматривайте принятые решения;
  • позвольте сотрудникам иметь свою точку зрения;
  • при отборе сотрудников прислушивайтесь к ощущениям и интуиции, а не к тестам;
  • рискуйте и не придерживайтесь мнения о том, что запрещено все, кроме того, что разрешено.

Делайте правильные вещи вместо того, чтобы делать все правильно, — Ицхак Адизес.

Для предпринимателя:

  • строго регламентируйте сроки выполнения поставленных задач для себя и подчиненных;
  • не принимайте решения спонтанно, не проанализировав все нюансы;
  • записывайте все окончательные решения;
  • принимайте решение только после того, как сможете ответить на вопросы: «Что?», «Как?», «Когда?», «Кто?», «Что не?», «Как не?»;
  • не забывайте, что коллеги также могут предлагать хорошие идеи, прислушивайтесь к мнению коллектива.

То, что на совещаниях говорите только вы, совсем не означает, что слушать должны только они, — Ицхак Адизес.

Для интегратора:

  • руководитель не может действовать пассивно, подчиняясь обстоятельствам;
  • высказывайте свое мнение, иначе коллеги подумают, что у вас его нет;
  • не хвалите сотрудников слишком много;
  • не проводите ненужные совещания;
  • не избегайте конфликтов – они ведут к переменам.

Если вам все равно что, как и зачем делать, главное, чтобы царило одно только согласие, это не мотивация, а капитуляция, — Ицхак Адизес.

Как сработаться с управленцами с разными стилями руководства

Чтобы успешно и эффективно взаимодействовать с менеджерами, необходимо подстраиваться под их стиль работы.
Ицхак Адизес приводит несколько советов, как сработаться с менеджерами.
Как взаимодействовать с продюсером:

  • сообщайте обо всех вопросах, как о проблемах, иначе он может не воспринимать их всерьез;
  • предлагая новую идею – начните с конца, выделив суть;
  • выдвигайте свои предложения по реализации конкретных задач;
  • делегируя полномочия другим сотрудникам, сообщайте менеджеру о том, кто и за что отвечает.

Как взаимодействовать с администратором:

  • акцентируйте внимание на том, что вы несете ответственность за свои действия и последствия;
  • оперируйте фактами, а не туманными возможностями;
  • не отступайте от намеченного плана при выполнении заданий;
  • предлагайте только одно решение и четко описывайте детали его осуществления.

Как взаимодействовать с предпринимателем:

  • преподносите проблемы, как возможности;
  • все предложения формулируйте так, чтобы менеджер мог внести свои правки и дополнения;
  • документируйте принятые распоряжения и относите на подпись руководителю незамедлительно;
  • делайте небольшие ошибки, предлагая новый проект– руководитель внесет правки и будет считать себя соавтором идеи.

Как взаимодействовать с интегратором:

  • контактируйте с другими сотрудниками, которые имеют авторитет для управленца;
  • не торопите руководителя с принятием решения;
  • предоставляйте полезную информацию;
  • сообщайте об утвержденных с другими сотрудниками решениях и предоставляйте детальный план их реализации.

Вывод

Эффективное управление предполагает использование навыков партнерского взаимодействия, влияние на подчиненных по средствам своего авторитета (без обращения к прямым директивным методам) и умения подстраиваться. Все это основано на психологии и НЛП. Думаю, стоит уделять достаточно времени изучению этих аспектов.

К списку постов

Эффективность (результативность) является отношением результата (эффекта) и затрат. Это классический метод определения обобщающего показателя экономической эффективности управленческого труда. Эффект может оказаться положительным, если результат приближается к идеальному состоянию, удовлетворяет целевую функцию и соответствует системе ограничений. Но он может оказаться и отрицательным, если не удается выбранными средствами достичь цели или удается, но невозможно при этом соблюсти систему ограничений.

Эффективность управления — это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), имеющих как количественные, так и качественные характеристики.

Основными понятиями эффективности управления являются:

  • эффективность труда работников аппарата управления;
  • эффективность процесса управления (функций, коммуникаций, выработки и реализации управленческого решения);
  • эффективность системы управления (с учетом иерархии управления);
  • эффективность механизма управления (структурно-функционального, финансового, производственного, маркетингового и др.).

При применении целевого подхода следует учитывать следующее:

  • достижение цели не является легко измеримым, если организации не производят осязаемой продукции;
  • организации предпринимают попытки достижения нескольких целей, а достижение одной из них зачастую препятствует или затрудняет выполнение других задач;
  • само существование общего набора «официальных» целей, на достижение которых направлены усилия всех сотрудников, является спорным.

Меру достижения системы целей можно оценить по показателям и параметрам, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Объекты анализа Параметры, показатели анализа
Миссия Наличие. Четкость. Актуальность
Цели объекта управления Объем производства продукции. Ассортимент продукции.

Качество продукции.

Себестоимость. Фондоотдача. Соответствие требованиям экологии. Рентабельность. Прибыль. Выручка. Финансовая устойчивость. Ликвидность. Платежеспособность. Норма прибыли по инвестициям. Объем капиталовложений. Риск. Цены продукции. Объемы и темпы продаж продукции. Послепродажное обслуживание.

Прочие характеристики

Цели субъекта управления Экономичность. Гибкость. Адаптивность. Оперативность. Надежность.

Параметры элементов системы управления.

Поскольку прямая оценка результатов труда в управлении ограничена, используется косвенная оценка, включающая определение удельного вклада работников в итоговые показатели деятельности аппарата управления, реализуемые в конечных результатах деятельности управляемого объекта.

Соотношение результативности управления Ру и удельных управленческих затрат Уз дает показатель для сравнительной оценки эффективности управления Эу:

Эу = Ру / Уз.

Модификацией является метод определения показателя эффективности коллективного управленческого труда:

Э = В / (Зпл + Фоб + Е * Фос)

где В — объем конечной продукции, руб.; Зпл — затраты на оплату работников, руб.; Фоб — текущие затраты на оборотные фонды, руб.; Фос — стоимость основных промышленно-производственных фондов, руб.; Е — коэффициент эффективности производственных фондов (может использоваться нормативный).

Измерить результативность труда управленческих работников возможно также опосредованно, через параметры состояния производства, что предполагает формирование системы показателей в зависимости от индивидуальных условий организации.

Различают три вида эффективности:

  • индивидуальная эффективность — базовый уровень, который отражает степень и качество выполнения задач конкретными служащими или членами организации, так как подлежащие выполнению задачи являются частью рабочего процесса или должностных обязанностей в организации. Менеджеры традиционно оценивают индивидуальную эффективность с помощью оценочных показателей, которые являются основой для увеличения заработной платы, продвижения по службе и других стимулов, действующих в организации;
  • групповая эффективность — члены организаций редко работают в одиночку, в изоляции от остальных ее участников, но в некоторых случаях групповая эффективность представляет собой простую сумму вкладов всех членов группы, а в других случаях эффективность представляет собой нечто большее, чем сумма отдельных вкладов, проявляется синергетический эффект;
  • организационная эффективность — факт достижения организационных целей меньшим числом работников или за меньшее время, она включает в себя индивидуальную и групповую эффективность, но за счет синергетических эффектов превышает их сумму.

В любом случае главная задача системы управления состоит в обеспечении активного воздействия на управляемый объект с целью улучшения его показателей. Различные свойства и параметры деятельности субъекта и объекта управления часто не согласуются между собой, находятся в диалектическом противоречии, в связи с чем существует проблема определения обобщающего показателя, который явился бы измерителем эффективности управления. Однако характеристики систем управления и условия, в которых они работают, настолько различны, что целесообразно применение разных критериев эффективности для различных систем.

Формула эффективного руководства (предложена академиком В. А. Трапезниковым) состоит из четырех звеньев, отражающих требования к руководителю: « знает» — « может» — « хочет» — « успевает».

Оценка эффективности управления во многом затруднена из-за специфических особенностей управленческого труда, но содержание и процесс управленческой деятельности находятся в непосредственной зависимости от требований к руководителю:

  • компетентность — руководитель, в дополнение к волевыми качествами (твердость, энергия, настойчивость, гибкость), профессионально знает, что должен делать и как делать;
  • достоинство и высшая ответственность во всех делах — руководитель должен проявлять эти качества как по отношению к себе, так и ко всем, с кем он ежедневно взаимодействует: с поставщиками, потребителями, коллегами;
  • чувство нового и умение рисковать — умение идти впереди того, что делается сегодня, всегда искать новые возможности, прислушиваться к их зову, готовность и способность использовать их;
  • чувствительность и подвижность — чувствовать возникающие нужды, время, события — это значит уважать мнения других, постоянно стремиться к саморазвитию и быть готовым к изменениям;
  • высокая работоспособность, постоянное стремление быть лучшим и делать все наилучшим образом и проч.

Также популярен среди менеджеров комплексный подход к организации эффективной деятельности, который разработан в 1644 г. легендарным самураем в истории Японии Миямото Мусаши и представляет собой девять правил искусства борьбы на мечах (кендо):

  1. Никогда не имей коварных мыслей.
  2. Неустанно тренируйся следовать выбранному пути.
  3. Освой навыки и развивай умения.
  4. Ежедневно расширяй знания в разных областях.
  5. Учись различать во всем выгоду и убыток.
  6. Развивай в себе способность видеть все «насквозь» с первого взгляда.
  7. Старайся познать суть того, что скрыто от глаза.
  8. Не ослабляй внимания даже по отношению к мелочам.
  9. Не трать время на бесполезные занятия.

Показателен американский стандарт критериев оценки профессиональных, психофизиологических и личностных качеств управленческого работника:

  • уровень общего образования, определяющий степень функциональной грамотности человека (навыки чтения, письма, счета, включая владение арифметическими действиями с простыми числами, дробями), а также уровень понимания(понятливости), необходимые для освоения сравнительно несложных профессий (работ);
  • профессиональная подготовка как формальная, так и полученная благодаря опыту и самообразованию, но в любом случае отражающаяся в знаниях, умениях, навыках, достаточных для выполнения на среднем уровне различных профессиональных функций;
  • умственные и физические способности, отвечающие специфике профессии и позитивно влияющие на результаты обучения и труда, планирование и развитие карьеры;
  • типы и черты темперамента — в оптимальном варианте сильная, уравновешенная, подвижная нервная система — как благоприятный фактор овладения работником навыками и искусством управления (менеджмента), выполнения сложных, точных, ответственных, опасных, монотонных работ, а также ускоренной его адаптации к изменениям производственной и социальной среды, перемене профессии, работы;
  • профессиональные интересы (предпочтения, склонности), проявляющиеся в адекватных видах деятельности и активизирующие их;
  • состояние здоровья, в первую очередь органов и систем, вовлеченных в данную профессиональную деятельность, с точки зрения их соответствия требованиям профессии.

Перечисленные выше показатели, характеризующие работника, оцениваются по степени значимости, сложности и сопоставляются с профессиональными функциями, видами работ при профотборе персонала. В то же время они могут быть использованы и для классификации профессий по медицинским и психологическим критериям.

Принципы эффективности:

  • многоуровневая субординация критерия;
  • соизмеримость и сопоставимость показателей;
  • учет социально-экономических условий, воспроизводственных пропорций и органического строения капитала;
  • выбор эталона, нормали, нормализованного режима функционирования или состояния организации;
  • учет фактора времени, риска и неопределенности и др.

Управленческие решения, принимаемые в организации, являются практически центральным звеном менеджмента компании. Основные функции, в конечном счете, можно свести к подготовке, принятию и реализации решений.

При этом следует отметить, что руководитель является центром управленческого аппарата и исполнительным органом, отвечающим за текущую деятельность всего предприятия.

Деятельность руководства среднего звена

Всю деятельность в компании можно подразделить на два уровня руководства: высшее руководство и работа руководителем среднего звена.

Задачи руководителя: ключевые обязанности, требования, роль, функция и достижение целиВам будет интересно:Задачи руководителя: ключевые обязанности, требования, роль, функция и достижение цели

От деятельности управления в среднем звене, то есть от начальников отделов и различных подразделений компании, в итоге зависит успешная деятельность всей фирмы.

Общее представление о сущности

Руководитель среднего звена — это человек, который представляет собой посредника между высшим руководством компании и низшими звеньями. В свою очередь, менеджер среднего звена подготавливает информацию для высшего руководства, а также доводит эти решения до сотрудников низших звеньев в виде конкретных поставленных задач.

Цель управления - это... Структура, задачи, функции и принципы управленияВам будет интересно:Цель управления — это… Структура, задачи, функции и принципы управления

руководитель среднего звена это

Таким образом, руководитель среднего звена — это директор (начальник) подразделения (отдела, филиала) компании, имеющий в своем подчинении несколько сотрудников. При этом количество сотрудников в подчинении не имеет значения. Их может быть и 2 человека, а может быть и 10.

Наиболее типичные должности руководителей среднего звена следующие: заведующий отделом (сбыта, продаж), управляющий по сбыту, директор филиала. Специфика деятельности в рамках должности определяется сутью работы подразделения и особенностями самой организации.

работа руководителем среднего звена

Роль

В современных условиях кризиса компании в России пытаются видоизмениться, адаптироваться с целью выживания в тяжелых экономических условиях. При этом в организации может меняться многое — от структуры до пространственной организации — с целью экономии. В таких случаях обязанностью руководителя среднего звена выступает связующая роль между идеями высшего руководства и их внедрением среди исполнителей. Менеджер среднего звена должен понятно и просто донести до своих сотрудников, чего же желает начальство. Только в случае правильного донесения такой информации возможен успех фирмы и ее «выживание» на рынке.

SWOT: расшифровка аббревиатуры, анализ, сильные и слабые стороныВам будет интересно:SWOT: расшифровка аббревиатуры, анализ, сильные и слабые стороны

Основополагающей ролью менеджера среднего звена выступает эффективное руководство своим звеном (отделом) в компании, а также доведение сведений и приказов до своих подчиненных от высшего руководства. Он выступает своеобразным проводником идей, целей, миссий, задач и планов к исполнителям от начальства. Руководитель среднего звена реализует стратегическую миссию компании в конкретные практические действия.

Однако такое возможно только в случае правильного и своевременного обучения и повышения квалификации начальника.

Рассмотрим роль руководителя среднего звена в медицинской организации. В настоящее время для руководителей среднего звена в упомянутых организациях основным направлением их деятельности выступает усовершенствованное и качественное обеспечение лечебного процесса. Поэтому руководитель среднего звена — это человек, который обязан иметь полную информацию о потенциале каждого из своего сотрудников, об их личностных и ролевых особенностях, предпочтениях, интересах, карьерных планах. Такая информация позволит ему оценить соответствие своих сотрудников занимаемой должности в медицинском учреждении, что непосредственным образом влияет на эффективность лечебно-оздоровительного процесса.

руководители среднего звена должности

Подготовка и обучение

Задачей любой компании для достижения ее конечных целей является в итоге наличие грамотных специалистов через организацию такого процесса, как подготовка руководителей среднего звена.

В случае, если у руководителя среднего звена не получается управлять своими подчиненными, то высшее начальство будет оценивать именно его качества и способности, а в случае необходимости направит на повышение квалификации.

Обучение руководителей среднего звена, как правило, включает следующие блоки знаний:

  • приобретение и развитие навыков управления (уменение управлять персоналом, правильно подбирать кадры, своевременно мотивировать сотрудников);
  • обучение навыкам коммуникации (умение публично выступать, предотвращать конфликты, эффективно взаимодействовать);
  • совершенствование личностных качеств (психологические особенности, стремление к личному росту и совершенствованию карьеры).

» class=»page-contents-link»>

роль руководителя среднего звена в медицинской организации

Основные требования

Руководитель среднего звена — это специалист, которому необходимо иметь до 400 умений и навыков. Именно на них формируются основные требования к представителям среднего звена: руководитель организации, подразделения, аппарата управления должен иметь не только специальную, но и управленческую подготовку.

Менеджер должен обладать следующими умениями:

  • руководить людьми;
  • планировать и организовывать работу;
  • подготавливать, принимать управленческие решения и организовывать их выполнение;
  • привлекать подчиненных к активному участию в подготовке решений по различным направлениям деятельности;
  • контролировать ход выполнения работ по реализации решений;
  • правильно распределять обязанности между своими заместителями, помощниками и подчиненными;
  • формулировать и выбирать стратегические направления деятельности организации, аппаратов управления и сосредоточивать на их решении основное свое внимание;
  • изучать и правильно оценивать результаты исследований общественного мнения;
  • изучать и правильно оценивать результаты социологических исследований;
  • пользоваться услугами консультантов по вопросам управления;
  • создавать положительный социально-психологический климат в коллективе;
  • организовывать свой труд и труд подчиненных (организовывать рабочие места, условия труда, изучать передовые приемы выполнения работ, учитывать и анализировать затраты рабочего и нерабочего времени, планировать свое время и т.п.);
  • разрабатывать критерии и показатели оценки работы подчиненных.

Руководитель должен обладать следующими управленческими навыками:

  • аналитическими, которые представляют собой способности руководителя анализировать информацию, понимать соотношение между частями и единым целым, устанавливать взаимосвязи, выявлять как трудности, так и благоприятные возможности, формулировать выводы для принятия решений и составления планов;
  • административными, к ним относят навыки по сбору, обработке и анализу информации и осуществлению на ее основе функций управления;
  • коммуникативными, т. е. навыками, которые необходимы для правильного понимания окружающих, эффективного взаимодействия с ними. Одним из наиболее важных коммуникативных навыков является навык правильного общения с людьми;
  • техническими, т. е. способностью выполнять определенную конкретную работу: например, обучать своих подчиненных их обязанностям и представлять руководителям информацию о проблемах, возникающих в процессе работы.

подготовка руководителей среднего звена

Должностные обязанности

Должностные обязанности менеджера среднего звена:

  • организация технологии работы подразделения, за которое он отвечает;
  • определение и оптимизация организационной структуры подразделения;
  • рациональное делегирование полномочий между сотрудниками подразделения;
  • определение основных требований по должностям;
  • разработка основных обязанностей по должностям;
  • наделение подчиненных соответствующими правами;
  • определение границ ответственности среди подчиненных;
  • рациональная организация рабочего пространства и места;
  • определение ключевых показателей работы подразделения в целом и каждого сотрудника в отдельности;
  • формирование системы мотивации среди подчиненных;
  • организация обучения подчиненных, повышения их квалификации;
  • рациональный подбор и отбор кадров на должности в подразделении.

обучение руководителей среднего звена

Формула эффективного руководства

Формула эффективного руководства достаточно проста и представлена в таблице ниже.

1. Не жалеть времени на планирование своей деятельности.
2. Повышать эффективность деятельности каждого отдельного работника.
3. Стараться избавиться от нерадивых работников.

» class=»page-contents-link»>

 руководитель среднего звена обязанности

Выводы

Руководители среднего звена в компаниях на сегодняшний день являются центральным звеном, так как выполняют посредническую функцию между высшим руководством и исполнителями «снизу». При этом от того, насколько точной и рациональной будет работа именно среднего звена, зависит продуктивность и эффективность всего процесса.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Налоговый вычет по иис подробная инструкция газпромбанк
  • Руководство по обеспечению экологической безопасности вооруженных сил
  • Правильная техника скандинавской ходьбы с палками инструкция видео
  • Руководство по техническому обслуживанию трактора мтз 82
  • Кофемашина крупс капсульная инструкция по эксплуатации видео