Формы руководства практикой

Руководство
педагогической практикой студентов как форма формирования новых
профессиональных компетенций педагога-стажиста.

Пишукова
Т.Н., заместитель директора по УВР,

                                                 
Лобанова Л.П., учитель начальных классов

                                       
МАОУ СОШ №143,  г. Екатеринбург.

Современная
система образования предъявляет высокие
 требования к
профессиональной компетентности педагога. Сегодняшний педагог  выполняет
одновременно несколько функций: обучающую, воспитательную, развивающую,
методическую, пропагандистскую и др. Успешная реализация каждой из них требует
от педагога определённых знаний, умений, навыков и способностей, а также
личностных качеств. Педагог, с точки зрения науки, – это специалист, владеющий
на высоком уровне приемами и способами педагогической деятельности, сознательно
изменяющий и развивающий себя в ходе её осуществления, вносящий свой
индивидуальный творческий вклад в развитие педагогической науки и практики,
стимулирующий в обществе интерес к результатам своего труда.

Совершенствовать педагогическое мастерство возможно
по направлениям, которые тесно взаимосвязаны: это организация методических
объединений и курсы повышения квалификации, самообразование (приобретение
знаний, умений, навыков), самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и
опыта деятельности, качеств личности) и саморазвитие (совершенствование
психических процессов и способностей), изучение передового педагогического
опыта и взаимопосещение уроков. Одно из направлений совершенствования
педагогического мастерства является руководство педагогической практикой
студентов.

Студенты
Свердловского областного педагогического колледжа по специальности
«Преподавание в начальных классах» на протяжении ряда лет проходят все виды
педагогической практики на базе нашего образовательного учреждения: «Особенности
деятельности классного руководителя в адаптационный период младшего школьника»,
«Введение в профессию», «Проектирование учебно-методических материалов и
предметно-развивающей среды кабинета», «
Организация работы
классного руководителя», «Пробные уроки»,
«Организация
внеурочной деятельности и общения младших школьников»,
 «Исследование
личности учащихся», «Моделирование уроков по учебным предметам начальной
школы».

Педагогическая
практика для студента является очень сложным и ответственным этапом на пути к
профессии учителя. Как расценивают сами студенты цель педагогической практики?
Будущие педагоги отмечают несколько позиций:

·         
 смысл педагогической практики заключается
в том,  что она дает возможность  «примерить»  на себе роль учителя;

·         
  возможность применять теоретические
знания на практике;

·         
 приобретение навыков общения с детьми.

В
свою очередь перед  педагогическим коллективом ставится  цель —
обеспечение
условий для комплексной подготовки студентов  к педагогической деятельности, их
успешной интеграции в педагогическую среду. Наш педагогический коллектив видит
достижение этой цели через реализацию следующих задач:

1)      организовать
педагогическое сопровождение студентов;

2)      создать
условия для адаптации и преемственности от теоретической подготовки в колледже 
 к практической деятельности в школе;

3)      повысить
уровень профессиональной мотивации педагогов, студентов  в процессе прохождения
педагогической практики.

Руководство
педагогической практикой студентов для каждого педагога дело серьёзное и
затратное по времени и силам. Мы задумались над вопросом:
что
даёт практика студентов педагогу? 

     Мы понимаем, что 
опыт практической деятельности в школе – самая ценная составляющая часть
педагогического образования студентов. Подготовка будущих учителей предстает
сложным процессом, требующим наличия разных форм знаний и опыта. Основной
формой учебно-воспитательной работы в начальной школе является урок. Именно на
уроке учащиеся усваивают знания и приобретают навыки использования их в
практической учебной работе. На уроке также закладываются основы формирования
личности каждого учащегося.

Планируя
ход будущего урока со студентом, педагог пытается передать свои знания,
делится  приёмами, которыми он  пользуется, начинает выискивать вместе со
студентом  логические цепочки, связывающие  этапы уроков.  И в свою очередь
будущие педагоги, начиная готовиться к уроку,   пытаются найти и показать,
прежде всего, оригинальное, необычное построение занятия, новизну в приемах
работы, наиболее эффективные формы, методы и приемы
проведения уроков. Получается своеобразный обмен опытом работы,  и новизну,
которую приносят студенты, мы, конечно же,  берём себе на заметку.

      Наступает
день, когда студент даёт свой урок. Ты, как учитель-наставник, начинаешь
переживать: всё ли получится, всё ли предусмотрели. Разбор проведённого  урока 
превращается в своеобразную конференцию, на которой слушаешь, что не получилось
и над чем ещё надо  работать. А если  к
разборам  пробных
уроков подключаются методисты, преподаватели  педагогики и психологии, которые
проводят анализ   всесторонне, глубоко и обстоятельно, то оказывается
значительная помощь не только студентам, но  и самому педагогу-наставнику.   

Во
время анализа пробных уроков отмечается всё положительное и отрицательное,  
указываются практикантам пути закрепления положительного и ликвидации
отрицательного.  Педагогу с одной стороны, нужно вселить веру в практиканта и
подкрепить его для последующих пробных уроков, а с другой — отметить недостатки
и конкретно указать возможные пути исправления, потому что студент уйдёт, а
тебе с детьми работать дальше.

        Разумеется, не
всё сразу получается на практике, но   становится радостно, когда понимаешь,
что урок состоялся! Очень приятно, когда студент  использованные «изюминки»
урока, созданные презентации по темам, дидактический, раздаточный материал  и
некоторые самостоятельно разработанные и изготовленные наглядные
пособия   оставляют в копилку учителям, за что хочется  сказать спасибо.

 Ещё
хотелось бы отметить один момент — это внеурочная деятельность. Готовя какие-либо
мероприятия, будущие учителя применяют разнообразные формы работы, внося  в
деятельность  обучающихся  что-то новое. Например, выход на экскурсию с
применением  групповой работы,  создание фильма к мероприятию, в котором каждый
из учащихся класса принимает участие. Этот пример становится заразительным для
обучающихся,  и они уже потом  начинают предлагать педагогу свою помощь в
создании каких-то интересных моментов в проведении мероприятий.

Педагогическая
практика позволяет не только студенту, но и педагогу приобрести положительный
профессиональный опыт,   что не менее важно, проверить уровень своей
профессиональной подготовки, выявить «слабые места», осознать причины неудач
или затруднений и целенаправленно работать над их устранением. 

Руководство
педагогической практикой студентов – одно из условий  развития таких
профессиональных компетенций педагога как:

·       методическая;

·       исследовательская;

·       управленческая;

·       коммуникативная;

·       образовательная.

 Работа со студентами
даёт возможность  педагогу-стажисту осваивать новые роли:  наставника,
методиста, эксперта.

Для
конкретного педагога и педагогического коллектива в целом педагогическая
практика студентов является площадкой  по обмену опытом, одной из форм
повышения квалификации, совершенствования профессионального мастерства.

ЦЕЛИ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ.

Вопросы:

  1. Основные цели практики.
  2. Формы организации практики.
  3. Руководство практикой.

1). Рабочие учебные планы по специальностям состоят из дисциплин и видов учебной работы студентов, объединенных в циклы:

  • общеобразовательные дисциплины,
  • общегуманитарные дисциплины,
  • социально-экономические дисциплины,
  • общепрофессиональные дисциплины,
  • специальные дисциплины,
  • производственное обучение и профессиональная практика.

Блок профессиональной практики составляет не менее 60% с учетом лабораторно-практических работ от общего объёма учебного времени и включает следующие виды:

  • учебная,
  • по приобретению профессиональных навыков (производственное обучение и пр.);
  • по приобретению и закреплению профессиональных навыков (на приобретение рабочей профессии, обучение на производстве и пр.);
  • технологическая,
  • преддипломная.

Профессиональная практика проводится в соответствующих организациях, на рабочих местах, предоставляемых работодателями на основе договора, и направлена на формирование профессиональных компетенций. Сроки и содержание профессиональной практики определяются рабочими учебными планами и рабочими учебными программами.

Согласно графику учебного процесса студенты колледжа проходят практику по профилю специальности.  Квалификационный экзамен проходит при обязательном участии работодателей – социальных партнёров колледжа. При сдаче квалификационного экзамена студенты получают сертификат о присвоении квалификационного разряда.

Производственная практика проходит в заключительный период производственного обучения.

Её цели, задачи, содержание и формы проведения договором об организации производственного обучения.

Основные цели практики – закрепление и совершенствование профессиональных ЗУНов студентов, обеспечение профессиональной адаптации, развитие умений профессионального самоконтроля, сотрудничества и взаимодействия с членами трудового коллектива.

Содержание производственной практики определяется рабочей учебной программой, перечнем учебно-производственных работ, перечнем квалификационных (пробных) работ. Содержание практики и график отработки тем программы согласовываются с организациями – работодателями.

2). Формы организации практики определяются учреждением образования по согласованию с работодателями. Наиболее распространенные формы:

  • Обучение группы студентов на выделенном предприятием самостоятельном учебном участке;
  • Обучение в составе ученических бригад на учебно-производственном участке;
  • Обучение в составе бригад квалифицированных рабочих;
  • Обучение на индивидуальных рабочих местах под руководством закрепленного квалифицированного рабочего-наставника;
  • Обучение на штатных рабочих местах предприятия.

Каждая форма организации практики имеет свои особенности и с точки зрения содержания работы мастера, и относительно выполнения учебной программы, и относительно тех целей воспитания и развития, которые стоят перед студентами в заключительный период их обучения. Наиболее благоприятные условия для прохождения учебной программы складываются, когда практика организуется на самостоятельном участке, выделенном предприятием. В таком случае мастер имеет возможность реализовать все задачи обучения в условиях производства.

Если такой вариант невозможен, и проводится распределение студентов учебной группы по нескольким объектам (бригадам, звеньям, индивидуальным рабочим местам), то мастеру, помимо решения организационных задач, необходимо сотрудничать с наставниками, бригадирами и другими прикрепленными специалистами, реализуя цели и задачи практики.

Обязательно при любой форме организации практики мастер должен осуществлять групповое обсуждение хода практики, результатов по отдельным её этапам и при необходимости привлекать к обсуждению специалистов предприятия.

Производственная практика завершается выполнением студентами квалификационных работ, перечень которых разрабатывается в учреждении образования и согласовывается с работодателями.

3). Общее руководство практикой студентов в организации образования возлагается на одного из заместителей директора, который организует производственную практику и отвечает за её качественное проведение.

Непосредственное руководство практикой осуществляется прикрепленными приказом директора специалистами (преподавателем или мастером) или квалифицированными рабочими.

2.1. Формы проведения производственной практики

Основной
формой проведения производственной
(преддипломной) практики является
непосредственное участие обучающегося
в процессе профессионально-практической
деятельности хозяйствующих субъектов
РФ.

2.2. Место и продолжительность проведения учебной практики

В
соответствии с ФГОС ВПО область
профессиональной деятельности бакалавров
включает:

​ экономические,
финансовые, маркетинговые,
производственно-экономические и
аналитические службы организаций
различных отраслей, сфер и форм
собственности;

​ финансовые,
кредитные и страховые учреждения;

​ органы
государственной и муниципальной власти;

​ академические
и ведомственные научно-исследовательские
организации;

​ общеобразовательные
учреждения, образовательные учреждения
начального профессионального, среднего
профессионального, высшего профессионального
и дополнительного профессионального
образования.

Таким
образом, производственная (преддипломная)
практика проводится в сторонних
организациях любой организационно-правовой
формы, обладающих необходимым кадровым
и научно-техническим потенциалом.

Базами
производственной (преддипломной)
практики являются подразделения,
осуществляющие функции планирования,
анализа и контроля финансово-хозяйственной
деятельности, бухгалтерии коммерческих
и некоммерческих организаций, финансовых,
кредитных, страховых организаций,
инвестиционных и внебюджетных фондов,
государственных учреждений.

Производственная
(преддипломная) практика у бакалавров
по направлению 080100.62 «Экономика» в
соответствии с рабочим учебным планом
дневного отделения предусмотрена в
восьмом семестре.

Обучающиеся
заочного обучения проходят производственную
(преддипломную) практику в десятом
семестре.

2.3. Взаимодействие обучающегося с руководителем производственной практики

Ответственность
за организацию и проведение практики
возлагается на декана факультета,
заведующего кафедрой и руководителя
практикой от кафедры, осуществляющих
руководство и координацию производственной
(преддипломной) практикой по направлению
подготовки 080100.62 «Экономика».

Руководитель
практики от кафедры:

– участвует
в разработке индивидуальных заданий
по практике;

– устанавливают
связь с руководителями практики от
организаций;

– оказывает
консультационно-методическую помощь
обучающимся, при выполнении ими
индивидуальных заданий на практику;

– посещает
места прохождения практики и проверяет
соответствие выполняемой работы
обучающихся, программе практики;

– анализирует
отчетную документацию обучающегося
по итогам практики и оценивает их работу
по выполнению программы практики;

– организует
и проводит итоговые конференции (круглые
столы, публичные защиты и т.п.) по окончании
практики;

– составляет
отчет по итогам проведения конкретного
вида практики, отчитывается на заседании
кафедры.

Распределение
студентов на практику осуществляется
руководителем соответствующего вида
практики и оформляется распоряжением
декана факультета.

Руководитель
производственной (преддипломной)
практики организует контроль своевременного
выхода студента на практику. Каждому
студенту, направляемому на практику,
руководителем практики от кафедры или
факультета персонально выдается
направление перед началом практики. В
направлении предприятием, организацией
делаются отметки о прибытии и убытии
студента с места практики. Отметки
скрепляются печатями.

До
начала прохождения производственной
(преддипломной) практики, в установленные
сроки, обучающийся обязан:

– согласовать
место прохождения практики с деканом
и с руководителем практики, ознакомиться
с программой практики на кафедре;

– посетить
организационное собрание, проводимое
деканатом и кафедрой, получить направление
на место прохождения практики,
индивидуальное задание и составить
календарный план прохождения практики.

Во
время практики обучающийся обязан:

– своевременно
выполнять все виды работ, предусмотренные
программой проведения практики и
требованиями принимающей организации;

– подчиняться
правилам внутреннего трудового распорядка
организации (предприятия);

– проявлять
инициативу в решении поставленных по
практике задач и применять полученные
теоретические знания и навыки.

По
окончании практики обучающийся обязан
представить письменный итоговый отчет.

Обучающийся
имеет право:

​ вносить
предложения по совершенствованию
организации практики;

​ по
всем вопросам, возникающим в процессе
прохождения практики, обращаться в
деканат, к руководителю практики от
КазГУКИ и руководителю от организации
(предприятия);

​ самостоятельно
выбрать место прохождения практики,
согласовав его с руководителем от
кафедры, ведущей практику, и деканатом,
если программа практики будет реализована
в данной организации (на предприятии);

​ в
случае невозможности решения задач
практики в данной организации с
письменного разрешения декана факультета
и по согласованию с руководителем
практики от кафедры изменить место
прохождения практики.

Руководитель
практики – представитель предприятия
должен быть высококвалифицированным
специалистом соответствующего
структурного подразделения. Руководитель
практики – представитель предприятия
(организации) распределяет обучающихся
по рабочим местам, контролирует
соблюдение трудовой и производственной
дисциплины практикантами, знакомит с
организацией работ на конкретном рабочем
месте, контролирует ведение дневников,
подготовку отчетов, составление
обучающимся отчетов о практике. На
крупном предприятии руководитель
практики – представитель предприятия
может возложить руководство практикой
на работников подразделения, где
непосредственно работает обучающийся.
В этом случае за каждым работником –
руководителем практикой в подразделении
закрепляется не более 4-5 обучающихся.

По
итогам практики руководитель практики
– представитель предприятия и
непосредственные руководители в
подразделениях готовят характеристику
– отзыв от предприятия (организации).
Данный отзыв прилагается к отчету о
практике или заносится в соответствующий
раздел «Дневника практики».

Отзыв
руководителя практики должен отражать
следующие моменты:

​ характеристика
бакалавра как специалиста, овладевшего
определенным набором профессиональных
компетенций; способность к организаторской
и управленческой деятельности, к
творческому мышлению, инициативность
и дисциплинированность;

​ отражены
направления дальнейшего совершенствования,
недостатки и пробелы в подготовке
студента;

​ дается
оценка выполненным работам студента.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция кассы меркурий 185 ф скачать
  • Смидовичский район руководство
  • Менеджмент как вид деятельности по руководству людьми это
  • Управа лианозово официальный сайт руководство
  • Инструкция по уходу за изделиями из трикотажной пряжи