Функции политической власти:
1)
выработка стратегии управления делами
общества.(жесткая
регламентация
социально-экономических, культурно-духовных
процессов или косвенное
политическое воздействие,
когда власть регулирует не сами
общественные процессы, а факторы,
влияющие на их развитие);
2)
защита основных политических ценностей,
закрепленных в конституциях. четыре
группы ценностей:
—
национально-государственная безопасность
и независимость страны проведение
самостоятельных социально-экономических,
политических курсов, обеспечивающих
суверенную власть над государственной
территорией;
—
законность и общественный порядок
–обеспечение политической и социальной
стабильности в обществе, соблюдение
основополагающих законов государства;
—
экономическое благосостояние и социальная
справедливость, степень
удовлетворения большинства населения
своим материальным положением, системой
распределения и перераспределения
общественного дохода;
—
свобода, участие в управлении общественными
делами, права и обязанности человека и
гражданина, где
свобода понимается как гарантия
индивидуальных прав личности, а участие
во власти –возможность политического
выбора и соглашения субъектов и объектов
властвования;
3)
обеспечение целостности политической
системы государства,
субординация
всех властных органов и институтов, а
также их интеграция на базе единых
правовых норм;
4)
гарантирование политической преемственности
и социальной стабильности. Два
уровня:
высшего
политического руководства(власть
персонифицирована и преемственность,
стабильность обеспечивается либо
наследованием, либо системой выборов
и назначений),
всего
политически дееспособного
населения(преемственность
и стабильность обеспечиваются системой
подготовки и выдвижения руководящих
кадров для различных институтов,
системой политической социализации
граждан, когда они осваивают господствующие
в обществе политические нормы и ценности).
Осуществление политической власти в обществе происходит с помощью особого политического механизма, главными составляющими которого являются господство, руководство, управление, организация и контроль.
№11. Новые
тенденции в развитии политической
власти.
Политическая
власть
самовыражается
в реальной способности той или иной
социальной группы либо индивида
навязывать свою волю при помощи особой
системы средств государственно-правового
воздействия или принуждения, в основном
независимо от того, нравится это или не
нравится всем другим людям.
Новые
тенденции
в развитии политической власти:
—
демократизация
власти,
отказ от авторитарных или тоталитарных
форм в пользу демократических.
—
интернационализация
власти,
рост воздействия международных и мировых
проблем власти, политику и законодательство
отдельных стран;
—
разукрупнение
политической власти, развитие
систем ее диверсификации;
—
негативный
процесс нарастания конфликтности между
различными ветвями власти;
—
высокие
темпы бюрократизации аппарата
властных структур;
—
расширение
арсенала чисто управленческих технологий,
которыми
все более широко и все чаще пользуется
политическая власть.
№12. Политические
элиты и их типологии.
Основоположниками
теории элит выступаю Г.
Моска, В.Парето
и Р. Михельс.
В
настоящее время политическая
элита – это
большая социальная группа, обладающая
достаточно высоким уровнем политического
влияния и являющаяся основным источником
руководящих кадров для институтов
власти того или иного государства или
общества.
Элитарные
теории:
— концепции
макиавеллистской школы,
которые объединяют идеи особых качеств
элиты, ее групповой сплоченности,
признания элитарности любого общества,
закономерно вытекающей из естественной
природы человека;
— ценностные
теории, пытающиеся
совмещать элитарность с демократией;
—
теории демократического элитизма,
сторонники
которых подходят к демократии как
конкуренции на выборах различных
элитарных групп за доверие избирателей;
—
концепции плюрализма элит
исходят из трактовки политических элит
как элит функциональных;
—
леволиберальные концепции элит,
которые являются
своего
рода идейным антиподом плюралистического
элитизма;
Политическая
элита
– это группа лиц, профессионально
занимающаяся деятельностью в сфере
власти и управления государством.
Основные функции и задачи : принятие
и контроль реализации решений; формирование
и репрезентация групповых интересов;
продуцирование политических ценностей;
способность к манипулированию общественным
мнением.
-
Структура
элит:
«селекторат» (лица,
которые потенциально готовы к выполнению
профессиональных функций в политической
сфере, оказывают влияние на выдвижение
представителей населения, и те, кто
сами готовятся к исполнению этих ролей),
«потенциальные
элиты»
(разрозненные
элитарные группировки, еще только
стремящиеся к власти, готовящиеся к
выборам), «самодеятельные элиты»
(авторитетные в обществе представители
этих кругов могут лишь косвенно влиять
на принимаемые в государстве решения),
«правящая политическая элита»
(представители
центральных, региональных и местных
властей), «элиты
в политике»
(разновидности не избираемой элиты,
которые состоят из наиболее авторитетных
представителей технической и гуманитарной
интеллигенции, видных писателей, ученых,
спортсменов, распорядителей шоу-бизнеса,
способных помочь не только выиграть
выборы тем или иным партиям, но и
поддержать их политические требования
в условиях кризисов или рутинного
течения политических процессов),
«связанная
группа» (неформальное
анонимное сообщество политиков, которые
оказывают влияние на принимаемые
решения, но не обязательно обладающие
формальным статусом в системе власти)
Системы
отбора(рекрутирования): гильдийная(закрытость,
медленный, постепенный путь наверх,
подбор и назначение кадров узким кругом
руководителей)
и антрепренерская системы(открытость,
небольшое число формальных требований,
широкий круг селектората).
В чистом виде они встречаются довольно
редко, обе имеют свои плюсы и минусы.
№13
Политические
элиты в России.
политическая
элита – это
большая социальная группа, обладающая
достаточно высоким уровнем политического
влияния и являющаяся основным источником
руководящих кадров для институтов
власти того или иного государства или
общества.
До
1917 г.
политическая элита страны формировалась
по сословно-бюрократическому
принципу, допускавшему возможность
существования контрэлиты, в годы
советской власти – по бессословно-номенклатурному.
Суть номенклатурной системы состояла
в назначении лиц на сколько-нибудь
социально значимые руководящие должности
лишь по рекомендации соответствующих
партийных органов КПСС, в подборе элиты
сверху.
Начиная
с 1990 г.,
перед стремящимися к властным высотам
России людьми открылся весь набор
средств, имевшихся для этого как в
странах Запада, так и Востока. В
политическую элиту стало возможно войти
как через “номенклатурную дверь”
исполнительной власти, так и через
парламент, опираясь на поддержку партий.
Номенклатурное прошлое стало одной из
характерных черт посткоммунистической
российской элиты.
Ее низкие деловые и нравственные качества
во многом объясняют перманентность и
глубину кризиса российского общества
в последнее десятилетие, массовое
распространение коррупции и
безответственности. Нынешняя российская
политическая элита не
стала принципиально новым политико-культурным
явлением, в руководстве остались в
основном кадры, которые начали свой
политический путь в советское время и
выдвинулись на сколько-нибудь значимые
посты в годы перестройки, что позволило
ядру номенклатурной элиты сохранить
свои позиции и в новом российском
обществе.
Вместе
с тем в
90-е годы
начала формироваться так называемая
“новая
элита”,
которую представляли молодые, энергичные
лидеры, активно занимавшиеся бизнесом.
Они сегодня выражают интересы не только
быстро обогащающихся групп финансового,
торгового капитала, но и криминальных
структур. Некоторые из них пошли в
политику, другие остались в бизнесе,
активно пользуясь в своей деятельности
поддержкой политико-административных
структур и органов. Важной тенденцией
политических процессов в России является
выдвижение в республиках, регионах
влиятельного слоя этнократии
(интеллектуальных, политических,
культурных лидеров, носителей местного
или национального сознания), ставшего
важной, ведущей частью региональной
политической элиты. Следует также
отметить, что с
изменением политической системы
источники элитообразовательного
процесса (власть, собственность, деньги,
сила) сконцентрировались в руках
исполнительных органов – президента,
его администрации, правительства. Это
позволило им контролировать и направлять
процессы формирования элиты.
В настоящее время политическая элита
России все больше превращается в
замкнутое образование: стихийное
рекрутирование по существу завершено,
подбор на руководящие должности все
больше напоминает черты номенклатурного
подхода.
№14.Политическое
лидерство. Типологии лидеров.
политическое
лидерство как явление
– это способ взаимодействия лидера и
масс, в процессе которого лидер оказывает
значительное влияние на эту массу. Оно,
по существу, представляет собой особый
род власти, состоящей в способности
одного лица или нескольких лиц, находящихся
на вершине властной пирамиды, заставлять
других делать то позитивное или
негативное, что они, вероятнее всего,
не делали бы вообще.
Исходя из такого понимания феномена
лидерства, политический
лидер может
быть определен как
человек, который осуществляет функции
по управлению обществом, политической
организацией или движением, способен
изменять ход событий и направленность
политических
процессов в стране.
Общие
свойства полит. лидеров:
—
пассионарность,
люди вряд ли берут на себя ответственность
за судьбы народа только ради власти,
славы или богатства, так как надежды
заполучить их часто не сбываются;
—
инициативность
принятие на себя ответственности за
инициативу политических действий;
—
обладание
определенной политической интуицией.;
—
способность
убеждать,
проявление определенной харизмы.
Теория
черт и ситуационные концепции как два
крайних подхода в проблеме лидерства
родили в науке третье, более или менее
компромиссное личностно-ситуативное
объяснение
природы лидерства(отношения между
людьми, а не характеристика отдельного
индивидуума). 4
фактора феномена лидерства:
а) черты и мотивы
лидера как человека;
б) образ лидера и
мотивы, существующие в сознании его
последователей, побуждающие их следовать
за ним;
в) характеристики
роли лидера;
г) институциональный
контекст, то есть те официальные и
правовые параметры, в которых работает
лидер и его последователи, решая те или
иные проблемы.
Политических
лидеров различают по:
уровню
их контроля над властью
(правящие и оппозиционные); масштабу
деятельности
(общенациональные и региональные); стилю
поведения
(авторитарные и демократические);
характеру
руководства (формальные
и неформальные); отношению
к социальным изменениям и реформам
(консерваторы, реформаторы, догматики,
фундаменталисты); ролевым
отношениям к целям политического
движения
(идеологи, идеалисты, прагматики);
отношению
к противникам
(соглашатели, фанатики).
Типы
полит. лидеров(М. Вебер): традиционный,
рационально-легальный
и харизматический.
К.
Ходжкинстон
: лидеров-карьеристов,
лидеров-политиков,
лидеров-техников,
лидеров-поэтов.
С.
Джибб:
лидер-патриарх,
лидер-тиран,
лидер-“идеал”.
М.
Херманн:
лидер-знаменосец,
лидер-торговец,
лидер-служитель,
лидер-пожарный,
лидер-марионетка.
№15 Новые
тенденции в развитии лидерства в мире.
политическое
лидерство как явление
– это способ взаимодействия лидера и
масс, в процессе которого лидер оказывает
значительное влияние на эту массу.
Соседние файлы в предмете Политология
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Структура власти включает следующие компоненты:
1) Источник власти (то, что дает возможность властвовать: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и т.д.)
2) Субъект власти (руководители: человек, общность людей, организация, народ, мировое сообщество, объединенное в ООН)
3) Объект власти (подчиненные: индивид, социальная группа, класс и т.п.)
4) Функции власти (господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация)
5) Ресурсы власти (экономические, социальные, культурно-информационные и т.д.)
Субъекты политической власти: отдельный индивид, правящая олигархия, политическая партия, нация и т.д.
Отличительные особенности субъекта политической власти — его стремление к власти как к самоцели или средству достижения таких жизненных благ, как богатство, престиж, связи и т.д. Субъект власти также характеризуется способностью своевременно принимать правильные политические решения и доводить их до конца, чувством ответственности за последствия проводимой им политики и, самое главное, политической мудростью.
Субъектов политики можно определенным образом классифицировать. Обычно их подразделяют на
- (1) первичные — индивид, класс, нация, большие и малые социальные группы;
- (2) вторичные — общественно-политические организации и движения, партии, политические элиты и другие участники политической жизни.
Первичные субъекты непосредственно генерируют политические интересы, а вторичные — проводят их в жизнь.
Согласно другому делению, субъекты политики могут быть
- коллективными — политические партии, депутатские группы и другие объединения,
- индивидуальными — политические элиты и их лидеры, обладающие властью и играющие в политике определенную роль.
Субъект определяет содержание властного отношения через:
1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;
2) подчинение частной воли всеобщей воле власти;
3) наказание (санкции) в случае отказа подчиниться господствующей воле;
4) регламентацию поведения в соответствии со всеобщим интересом.
Объектом политической власти являются те личности и социальные группы, на которые распространяется эта власть, заставляющая их предпринимать те или иные действия.
При этом различие между субъектом и объектом политики весьма относительно и зависит от конкретной политической ситуации. Каждый человек или социальная группа могут выступать объектами политической деятельности, если она направляется не ими, а другими субъектами, которые сознательно реализуют в ней свои интересы, используют при этом политическую власть.
Наиболее полно сущность политической власти проявляется в ее функциях, среди которых основными являются:
- выработка стратегии управления обществом;
- разработка и принятие решений по основным направлениям развития общества;
- оперативное управление и регулирование общественных процессов;
- контроль важнейших параметров стабильности общественно- политической системы и направленности развития общества;
- установление и поддержание отношений с государствами и народами других стран.
Выполнение этих функций является возможным благодаря определенной организации властных отношений. Форма включения людей и организаций во властные отношения зависит от их социального и политического статусов. Поэтому властные отношения всегда построены вертикально, так как именно сверху вниз осуществляется прохождение команд, руководящих распоряжений, стратегических политических установок и решений. Они фиксируют господствующее положение одних и подчиненное других, то есть отношения субъекта и объекта властвования.
Источниками власти могут выступать могут выступать
- авторитет,
- сила,
- закон,
- богатство,
- знание,
- престиж,
- социальный и политический статус,
- тайна,
- интерес и т.д.
Ресурсы власти — это реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут быть использованы) для укрепления самой власти и ее оснований.
Ресурсы власти
- экономические
В качестве экономических ресурсов выступают деньги или иные средства обмена — недвижимость, природные ресурсы, золотой запас.
- социальные
Социальные ресурсы — это поддержка власти со стороны значимых социальных групп; социальный статус и возможность его повышения или понижения субъектом власти. Власть, стремящаяся расширить свою социальную базу, должна обеспечивать общенациональные интересы, привлекать на свою сторону колеблющихся, стремиться к социальному партнерству с «управляемыми» слоями и группами.
Социальные ресурсы частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие характеристики, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.
- культурно-информационные, духовно-идеологические
Культурно-информационные ресурсы включают множество средств воздействия на аудиторию субъекта культурно-информационной власти (духовные ценности, знания и информация, средства художественного воздействия — театр, музыка, кинематограф и т.п.). К культурно-информационным ресурсам можно отнести: системы хранения и учета национального культурного достояния, методики сбора, обработки и стыковки различных видов стратегической информации, принципы и методы работы средств массовой информации, гарантирующих обществу информационно-культурный плюрализм. Сюда же включается система гарантий, препятствующих доступу к печати, радио и телевидению всякого рода экстремистским элементам.
- силовые — оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди;
Силовые ресурсы — это средства насилия и принуждения, репрессивный аппарат, который может быть использован для достижения целей субъекта власти.
- организационные — наличие организации, заинтересованной и способной добиваться достижения поставленных целей.
- правовые
Правовые ресурсы включают законы и иные нормативные акты, регулирующие отношения в обществе, и их использование для реализации целей субъектов власти.
Разумеется, ресурсы власти являются обоюдоострым инструментом: при научно обоснованном, профессиональном использовании они укрепляют как саму власть, так и ее основания. При некомпетентном подходе они подтачивают, разрушают власть, способствуя возникновению кризисов и революций.
Ключевые функции политической власти: управленческая, функция контроля, политической социализации, мобилизационная, интегративная, координирующая, мотивационная. Далее разберем каждую из них на конкретных примерах.
Суть
Содержание функций политической власти заключается в следующем:
Управленческая функция
Принуждение людей осуществляется не просто так, а для достижения тех или иных целей. Любое государство должно иметь стратегию развития общества. Стратегия — это цель, к чему общество идет. В СССР государство шло к коммунизму, США идут к американской мечте. Для достижения этих целей, для реализации программы стратегии нужна власть — принуждение.
Например, вот решило государство Z, чтобы у каждой семьи в был свой дом, автомобиль и дача, и доход 1500 $ в месяц. Это цель. Как ее достичь? Нужны управленческие решения: повышение МРОТ, доступная ипотека, кредитная амнистия, создание условий для развития бизнеса, повышение качества образования и пр. Ну, хорошо, приняли решения. А как их исполнять органам исполнительной власти?
Они берут и повышают МРОТ — вносят корректировки в закон, и требуют его исполнения. Тоже происходит с остальными решениями. Так, постепенно, лет через десять стратегические цели такого государства, в котором осуществляется социальная политика, будут достигнуты
Функция контроля
Людей нужно контролировать. Ведь их биологическая природа (украсть, обмануть, списать на экзамене — чтобы сэкономить энергию) гораздо сильнее социальной. Чтобы не было коррупции в государстве, чтобы люди закон исполнялся — нужны контролирующие инстанции — из честных и неподкупных людей.
За примерами далеко ходить не надо. В книге Ю. Семенова “Бриллианты для пролетариата” четко показано, как работники Гохрана, которые занимались сохранением драгоценностей, организовали перевозку и продажу золота, бриллиантов и жемчуга за границей для собственного обогащения. А работники контроля тоже вошли в долю Всех, конечно, быстро накрыли доблестные работники ЧК (“чекисты”), но факт есть факт!
Политической социализации
В демократическом обществе государственная власть — всегда сменяема. Вернее сменяемы политические элиты — ее носители. Иначе ее олигархизация неизбежна! Для сменяемости власти нужны выборы, референдумы, плебисциты и иные формы взаимодействия государства и гражданского общества.
А это немыслимо без политической социализации — вовлечения граждан в политическую жизнь. Этой цели служат как государственные, так и негосударственные элементы политической системы общества.
Например, партия Z пополнилась новыми молодыми участниками. Они теперь будут приучаться к политической жизни. Или другой пример: в городе X на базе местного законодательного собрания организован Молодежный парламент — площадка для молодых людей, которые видят себя в политике. Тут они могут высказывать свои мнения, предлагать законодательные и иные инициативы и пр.
Все эти примеры обязательно надо иметь в виду. Именно в таком формате (с названиями городов, стран, с именами людей, с наименованиями организаций) их и нужно приводить на ЕГЭ по обществознанию.
Функция мобилизации
Она означает, что политическая власть позволяет сосредоточить ресурсы, в том числе и человеческий капитал, для достижения государственных целей. Например, в годы Великой Отечественной войны хорошо политическая власть позволила позволила Советскому союзу противостоять агрессии нацистской Германии.
Плакат «За Родину-Мать!». Автор И.М. Тоидзе. 1943 год. Как иллюстрация мобилизационной функции власти
А в 2014 году она же позволила Российской Федерации сконцентрировать силы и ресурсы для проведения Олимпиады в Сочи.
Кстати, механизм и ее осуществления — в структуре органов государственной власти.
Интегративная
Заключается в объединении разных политических групп, интересов в интересах государства. Так, например в годы Первой мировой войны на базе Государственной думы был организован Прогрессивный блок из абсолютно разных партий, чтобы царское правительство могло в военное время быстро принимать нужные законы.
Координирующая
Эта функция смежная с управленческой. Политическая власть координирует все процессы: и размер федеральных налогов, и денежно-кредитную политику, и демографическую…. Все это необходимо для управления государством — макропроцессами.
Мотивационная
Политическая власть дает субъекту (президенту, депутату, мэру, губернатору) и массу полномочий и массу привилегий. Это и хорошая зарплата, и способность распоряжаться ресурсами общества (государственным бюджетом), и престиж да и многое другое. Именно поэтому масса людей хочет оказаться во власти, чтобы получить все эти блага. Так уж устроено общество — согласно теории социальной стратификации.
Именно поэтому для государства очень важна политическая социализация и политический плюрализм. Очень важны конкурентные выборы на альтернативной основе, чтобы к власти продвигались, лоббировались только действительно достойные люди, для которых интересы общества гораздо важнее их личных (корыстных) интересов.
Надеюсь, эта статья была полезной для Вас. И если так — то обязательно поделитесь ею с друзьями в социальных сетях. Для этого достаточно кликнуть по кнопочкам социальных сетей ниже.
Власть—это
- волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти;
- способность одной стороны (индивида или группы) влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова ли эта последняя сторона к сотрудничеству или нет;
- механизм организации и регулирования совместной деятельности людей.
В современной теории политологии существуют следующие подходы к решению вопроса о природе власти:
Классовая концепция |
Элитарная концепция |
Структурно-организационная концепция |
Марксизм, от имени ее создателя Карла Маркса). Все общество во все века состоит из двух классов: господа и подчиненные. Из этого неравенства возникает власть. Преодолеть такой расклад возможно только лишь при социализме, то есть таком политическом строе, где все люди равны. |
Власть принадлежит элите, то есть группе самых достойных людей, способных управлять другими не для собственной выгоды, но для блага всего общества. Это маленькая группа людей, активное меньшинство, которое является организатором любого государства. |
Власть придумали для того, чтобы было проще организовать огромную массу людей, упорядочить их жизнь. Одни созданы чтобы подчинять, а другие ― подчиняться. Власть возникла на основе биологической природы человека. |
Можно выделить следующие компоненты власти:
Субъекты власти— тот, ктоуправляет, властвует (человек, общность людей, организация, народ и др.);
Объекты власти— те, над кемосуществляется власть, те, кто подчиняются(индивид, социальная группа, класс и т.п);
Источники власти— то, благодаря чему мы захватываемвласть(авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.);
Функции власти— то, для чегоона существует(господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация);
Основания власти— то, на что опираетсявласть(база, источники, на которые опирается власть: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные основания);
Ресурсы власти— то, благодаря чему осуществляетсявласть(все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других: принуждение, насилие, убеждение, пообщрение, право, страх, традиции, мифы и т.д.)
Существует множество классификаций (типологий) власти:
Основа классификации |
Виды власти |
Степень институциализации |
Правительственная, городская, школьная и др. |
Субъект власти |
Классовая, партийная, народная, президентская, парламентская |
Режим правления |
Демократическая, авторитарная, деспотическая и др. |
Правовой признак |
Легальная – нелегальная |
Количество индивидов, принимающих ключевые решения |
Коллективная (общественная, классовая, групповая) и личная (единоличная) |
Сферы воздействия |
Экономическая, политическая, информационная, идеологическая, духовная и др. |
Поли тическая/Государственная власть (характерные черты, соотношение)
Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.
Политическая власть имеет ряд характерных ей признаков:
- только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны;
- характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений;
- имеет возможность использовать самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные)
- действует на основе права от имени всего общества
Политическая власть также имеет множество разновидностей. Традиционно выделяют следующие типы политической власти:
Основа классификации |
Разновидности политической власти |
С точки зрения своего предназначения |
Законодательная, исполнительная, судебная |
По месту в структуре власти |
Центральная, региональная, местная |
По основному субъекту |
Монархическая, республиканская |
Функции политической власти:
- формирование и организация политической жизни общества;
- управление делами общества и государства на разных уровнях, руководство органами власти и политическими и неполитическими процессами, контроль политических и иных отношений;
- создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества и другое.
Типы политической власти (господства):
- традиционный— опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности;
- легальный— основывается на правовых нормах и рациональных понятиях;
- харизматический— опирается на особую притягательную силу лидера.
Государственная власть— один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках), подданные (в монархиях).
Отличительные признаки государственной власти:
-
публичный характер, т.е. выступает от имени общества;
-
суверенный характер, т.е. верховенство по отношению ко всем другим субъектам политических отношений;
-
ограниченность территорией, это базовое условие существования государства.
Полятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.
Важно запомнить! Две различных характеристики власти: легальная и легитимная.
Легальная власть — значит разрешена законом, подтверждена законом, регламентирована в государственных документах.
Легитимная власть — значит власть поддерживает народ, разделяет ее идеи.
Теория разделения властей
Одной из самых распространенных классификаций государственной власти является ее деление на законодательную, исполнительную и судебную. Эта типология основывается на теории разделения властей (Дж. Локка и Ш. Монтескье).
- законодательная власть (Федеральное собрание РФ: Государственная Дума и Совет Федерации) — представляет интересы граждан, издает законы;
- испонительная власть (Правительство РФ) — управляет государственными делами;
- судебная власть (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ) — следит за соблюдением законов органами власти.
Цель разделения властей:Предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе; предусмотреть систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении.
Таким образом, разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма.
Однако этот принцип нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.