Минтруд подготовил профессиональный стандарт «руководитель медорганизации». В целом предполагается 5 основных направлений работы менеджеров в медицинской организации, которым не нужно заканчивать медицинский вуз
Публикация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации по направлениям:
-
Организация здравоохранения и общественное здоровье
-
Государственное и муниципальное управление,
Эффективность деятельности медицинской организации во многом зависит от качества принимаемых управленческих решений. Для формирования управленческого потенциала отрасли сегодня необходимо предусмотреть единую систему специальной подготовки и допуска к рынку труда в сфере здравоохранения руководителей всех компетенций, востребованных в медицинских организациях. Особое значение в формировании управленческого потенциала имеют критерии отбора управленцев с немедицинским образованием в руководящий состав медицинской организации.
Профстандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья»
Сегодня существует профстандарт специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья, но в нем не отражены те должности, которые предусмотрены в Едином квалификационном справочнике.
В квалификационных характеристиках по должностям, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения») содержатся должности руководителей, не предусмотренные профессиональным стандартом «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья», утвержденным приказом Минтруда России от 07.11. 2017 г. №768н.
Требования к уровню образования директора медицинской организации
Требования к квалификации директора, заведующего, управляющего, начальника медицинской организации предусматривают возможность наличия высшего (экономического, юридического) образования, специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
Медицина нуждается в специалистах с немедицинским образованием
Кроме того, анализ деятельности медицинских организаций на современном этапе развития здравоохранения в Российской Федерации, проведенный экспертами, участвующими в разработке проекта стандарта, показал, что спектр востребованных трудовых функций для привлечения специалистов с немедицинским образования предполагает расширение перечня должностей в медицинской организации,
Привлечение специалистов с немедицинским образованием к управлению медицинской организацией и подготовка таких специалистов по программе магистратуры «Общественное здравоохранение» и программе дополнительного профессионального образования «Организация здравоохранения и общественного здоровья» даст возможность эффективного решения задач здравоохранения на межсекторальном уровне и освободить специалистов с медицинским образованием от непрофильного труда.
Руководитель медицинской организации — кто это?
Цель профессиональной деятельности руководителя медицинской организации: обеспечение деятельности медицинской организации.
Стандарт профессиональной деятельности руководителя медицинской организации даст представление гражданам-получателям медицинских услуг об обязанностях соответствующих работников медицинских организаций по отношению к пациентам и их законным представителям.
Самим руководителям медицинских организаций профессиональный стандарт обеспечит понимание квалификационных требований и алгоритма профессиональной деятельности, необходимых для выполнения трудовой деятельности в сфере руководства медицинской организации в зависимости от должности и условий работы, что позволит определять набор навыков и умений для выполнения той или иной трудовой функции и профессионально реализовать обоснованные действия.
Профессиональный стандарт может применяться работодателями для контроля деятельности работников с целью повышения эффективности их труда, управления персоналом. Профессиональный стандарт может быть использован для планирования и организации мероприятий по профессиональному развитию работников, например:
-
для разработки индивидуального плана профессионального развития и карьерного роста работников;
-
для проведения оценки деятельности персонала в целях оптимизации использования потенциала работников;
-
для организации повышения квалификации работников.
Разработанные на основании квалификационных характеристик Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих должностные инструкции могут быть уточнены с учетом профессиональных стандартов.
Основные задачи руководителя медицинской организации
Профессиональная деятельность таких специалистов предполагает решение множества организационно-управленческих задач: администрирование, анализ показателей общественного здоровья для выявления потребности населения в медицинской помощи на основе статистической информации всех уровней, выявление тенденций динамики показателей деятельности медицинской организации, принятие оптимальных управленческих решений, направленных на обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности, управление финансовым и юридическим блоком в медицинской организации и, наконец, общее руководство медицинской организацией, в части блока трудовых функций, обеспечивающих доступность и качество медицинской помощи, но напрямую не затрагивающих лечебный процесс.
Так, за рубежом многие образовательные программы строятся на развитии дуальных компетенций: с одной стороны менеджера общего профиля, сведущего в области статистики и количественного анализа, с другой – специалиста в сфере здравоохранения, хорошо осведомленного в вопросах общественного здоровья, структуры, организации и финансирования системы здравоохранения, знающего проблемы и требования общества, национальное законодательство и этические нормы.
Некоторые зарубежные университеты предлагают программы магистратуры по деловому администрированию именно в сфере администрирования здравоохранением Master of Business (Health) Administration (MBus(Hlth)). А при получении степени магистра в области государственного управления, что является необходимым условием для работы в правительственных структурах, выпускники могут фокусироваться на работе в различных секторах общественной жизни, в т.ч. в здравоохранении или общественном здоровье.
Руководитель медорганизации без медицинского образования
Профессиональный стандарт «Руководитель медицинской организации» разработан в соответствии с методическими рекомендациями по разработке профессиональных стандартов, утверждёнными приказом Минтруда России от 29.04.2013 г. № 170н и макетом профессионального стандарта, утверждённого приказом Минтруда России от 29.09.2014 г. № 665н. В представленном проекте профессионального стандарта «Руководитель медицинской организации» (далее-проект стандарта) объединены действия, умения и знания, свойственные специалистам с немедицинским образование, организующим деятельность персонала по обеспечению оказания медицинской помощи, а также требования к образованию и обучению, иные условия допуска специалистов к работе в сфере здравоохранения, как к виду профессиональной деятельности.
При описании трудовых функций были учтены положения нормативных правовых актов, определяющих деятельность медицинской организации, использована терминология Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и иных нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья.
Зачастую руководители частных медицинских организаций имеют немедицинское, а экономическое, юридическое и иное образование в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Приказ Данный предусматривает, что должность руководителя медицинской организации (за исключением должности «главный врач») могут занимать лица не только с высшим медицинским образованием, но и с высшим (экономическим, юридическим) образованием (при наличии специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении).
В связи с этим возникла необходимость разработать отдельный профессиональный стандарт, описывающий требования к руководителям медицинских организаций.
Проект профессионального стандарта включает в себя не все возможные должности руководителей медицинских организаций различного уровня. Это обусловлено тем, что в настоящее время разрабатывается профессиональный стандарт «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации», включающий в себя квалификационные требования по управлению основными направлениями деятельности организации. Поэтому в проект профессионального стандарта «Руководитель медицинской организации» включаются только должности руководителей, характеризующиеся спецификой, связанной с отраслью здравоохранения.
Трудовые функции руководителя медицинской организации
В проекте профессионального стандарта «Руководитель медицинской организации» выделены следующие обобщенные трудовые функции:
-
«Администрирование деятельности медицинской организации и ее структурных подразделений» (ОТФ А);
-
«Менеджмент обеспечения качества и безопасности деятельности медицинской организации» (ОТФ В);
-
«Организация, координация и реализация деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения» (ОТФ С);
-
«Управление финансово-экономической сферой медицинской организации» (ОТФ D);
-
«Управление медицинской организацией» (ОТФ F).
На основе этих функций и выделяются должности: мененджер по качеству, финансовый директор и т.д.
В основу распределения трудовых функций и трудовых действий положен компетентностный подход, когда ведущим критерием подбора и расстановки кадров является не владение теоретическими знаниями, а умение применить их для решения практической задачи обеспечения качества и безопасности в сфере здравоохранения с учетом специфики деятельности конкретной медицинской организации.
-
Выполнение обобщенной трудовой функции А предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:«Управление процессами информационно-справочного сопровождения пациентов, управление формированием баз данных»;
-
«Менеджмент процессов прикрепления и открепления пациентов к медицинской организации».
Выполнение обобщенной трудовой функции В предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:
-
«Разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК) в медицинской организации»;
-
«Совершенствование системы менеджмента качества»;
-
«Мониторинг осведомленности и обучение персонала»;
Выполнение обобщенной трудовой функции C предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:
-
«Оценка и прогноз состояния здоровья населения с учетом социальных детерминант и факторов риска заболеваний»;
-
«Планирование, реализация и оценка мероприятий и программ по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения»;
-
«Информирование и обучение населения по вопросам профилактики заболеваний и укрепления здоровья»;
Выполнение обобщенной трудовой функции D предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:
-
«Организация планирования деятельности медицинской организации»;
-
«Организация финансово-экономической деятельности медицинской организации»;
-
«Анализ эффективности деятельности медицинской организации»;
-
«Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд медицинской организации»;
Выполнение обобщенной трудовой функции F предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:
-
«Стратегическое планирование и прогнозирование деятельности медицинской организации»;
-
«Управление ресурсами медицинской организации»;
-
«Взаимодействие с вышестоящими и партнерскими организациями»;
-
«Обеспечение развития медицинской организации».
Основанием для такого подхода к структурированию документа стал анализ необходимых трудовых функций в медицинской организации на современном этапе, которые могут реализовать специалисты с немедицинским образованием.
Администрирование деятельности медицинской организации и ее структурных подразделений
В настоящее время в медицинских организациях сформировалось направление, охватывающее значительный объем работ административного характера, который нуждается в едином системном управлении и требует не сугубо медицинских знаний, а профессионального подхода к менеджменту и организации в здравоохранении. В рамках проектов «Бережливая поликлиника» и «Моя поликлиника» широкую распространенность получил опыт привлечения специалистов с немедицинским образованием к администрированию в медицинских организациях.
Высококвалифицированные администраторы с более широким кругом системных задач приходят в медицинских организациях на смену регистраторам, функции которых полностью переходят в автоматизированный режим.
Передача таких функций как управление процессами информационно-справочного сопровождения пациентов, управление формированием баз данных, менеджмент процессов прикрепления-открепления пациентов к медицинской организации, управление документооборотом медицинской организации специалистам с немедицинским образованием, позволит перераспределить нагрузку на медицинский персонал, что особенно важно в условиях недостатка врачей и медицинского персонала в медицинских организациях.
Менеджер по качеству и безопасности деятельности медицинской организации
Медицинская организация – это социально-техническая и экономическая отраслевая единица, ориентированная на обеспечение качества медицинских услуг, которая выполняет задачу удовлетворения их спроса на основе самостоятельных решений и ответственности за риск, в условиях внешних и внутренних ограничений, обусловленных задачами здравоохранения в целом.
Исходя из данного определения видно, что обеспечение качества медицинских услуг –это мультисекторальная функция, которая включает не только саму медицинскую помощь, но и ее хозяйственное, техногенное, экономическое и административное сопровождение. И рассматривать подходы к управлению качеством необходимо системно.
В Российской Федерации после обучения по программам подготовки специалистов в области управления качеством не предусмотрено отдельное изучение специфики отрасли здравоохранения. В связи с чем в проекте стандарта предусмотрено требование к образованию и обучению, наличие дополнительного профессионального образования в виде специальной подготовки в области организации здравоохранения.
Упоминание о должности уполномоченного по качеству в «Методических рекомендациях «Об организации контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности аптеками лечебно-профилактических учреждений», утвержденных Руководителем Росздравнадзора от 01.08.2008 г., имеет рекомендательный характер для аптек в учреждениях здравоохранения в части обеспечения качества лекарственных препаратов.
Менеджер по качеству в медицинской организации
В настоящем проекте стандарта управление качеством медицинской помощи будет идти через внедрение системы менеджмента качества и отработку стандартных операционных процедур для каждого этапа ее оказания, включая внедрение инновационного медицинского оборудования и процедуры эффективного межведомственного взаимодействия при оказании медицинской помощи
Государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 No294, предусмотрено внедрение системы управления качеством медицинских услуг в 2015–16 гг. в 90%, а в последующие годы в 95% медицинских организаций.
Развитие этого направления требуют аккумуляции в единую систему управления качеством и безопасностью медицинской помощи.
Подготовленные кадры, способные реализовывать межсекторальное взаимодействие специалистов, обеспечивающих оказания медицинской помощи, будут замыкать на себе организационное и методическое руководство по обеспечению качества и безопасности медицинской помощи.
Организационно-управленческая деятельность в части обеспечения доступности и качества медицинской помощи включает в себя, в том числе, трудовые действия по разработке системы менеджмента качества и положений о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Профессиональная деятельность специалиста в области менеджмента качества предполагает решение множества организационных задач и принятие оптимальных управленческих решений, направленных на обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности, через разработку, внедрение и совершенствование системы менеджмента качества всей медицинской организации. Виды основных трудовых функций и трудовых действий определены и гармонизированы относительно требований профессионального стандарта «Специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья» к должностям главного врача и его заместителей с медицинским образованием (Приказ Минздрава России № 767-н от 07.11.2017).
Организация, координация и реализация деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения
Профилактика неинфекционных заболеваний и укрепление здоровья населения являются приоритетными стратегическими направлениями государственной политики в РФ в области охраны здоровья нации.
Организация профилактики в Российской Федерации в настоящее время базируется на реализации популяционной стратегии, стратегии высокого риска и стратегии вторичной профилактики. На практике выявляется значительный дефицит популяционной составляющей. Низкая активность первичного звена здравоохранения в этом направлении обусловлена загруженностью врачей.
Формирование инновационного профессионального кадрового потенциала, отвечающего современным требованиям системы охраны общественного здоровья, – один из путей эффективного решения новой стратегии «Здравоохранение».
Более пяти лет в медицинских вузах Российской Федерации идет подготовка и выпуск необходимых для страны современных профессиональных кадров в области профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения – магистров по направлению подготовки 32.04.01 «Общественное здравоохранение», имеющих как медицинское, так и немедицинское базовое высшее образование. Данная магистерская программа изначально разрабатывалась при поддержке Минздрава России для создания необходимого странового кадрового потенциала для межсекторального решения проблем борьбы с неинфекционными заболеваниями и укрепления здоровья населения и организации и проведения профилактической деятельности в соответствии с современными международными подходами.
Наличие образования по направлению «32.04.01 «Общественное здравоохранение»
Однако, к сожалению, пока в Российской Федерации не существовало профессионального стандарта для должностей, требующих данный уровень образования. В связи с этим у выпускников данной инновационной образовательной программы возникают серьезные проблемы с трудоустройством, хотя потребность в таких специалистах на федеральном, региональном и местном уровнях очень высокая.
Безусловно, данная проблема требует скорейшего разрешения. И введение должности в медицинской организации «Уполномоченный по профилактике заболеваний и укреплению здоровья», обобщенной трудовой функцией которого является «Организация деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения», будет первым вкладом в появление на российском рынке труда магистров общественного здравоохранения, подготовленных из широкого спектра медицинских и немедицинских специалистов и осуществляющих свою деятельность в различных государственных, общественных и коммерческих структурах, что, в свою очередь, будет способствовать развитию межсекторального взаимодействия в сфере профилактики заболеваний, охраны и укрепления общественного здоровья.
Важнейшей составляющей для функционирования популяционного компонента профилактики в успешных проектах, опыт которых накоплен с середины прошлого века, является межсекторальное взаимодействие, которое, в соответствии с приказом Минздрава России от 30.09.2015 № 683 н осуществляется с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями.
Также, в соответствии с приказом ФФОМС от 11 мая 2016 г. №88 «Об утверждении регламента взаимодействия участников обязательного медицинского страхования при информационном сопровождении застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи», в информировании граждан о возможных профилактических мероприятиях участвуют страховые представители.
Чем должны заниматься менеджеры по профилактике и укреплению здоровья населения?
Таким образом, уполномоченные по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения с базовым высшим немедицинским образованием могут осуществлять следующие трудовые действия (которые в настоящее время либо отсутствуют, либо возложены на врачебно-сестринский персонал):
1. В центрах медицинской профилактики (субъект РФ) и в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь:
-
оценка и прогноз состояния здоровья населения, его детерминант и факторов риска, факторов, способствующих укреплению здоровья;
-
мониторирование состояния здоровья населения и факторов риска основных заболеваний;
-
организация и проведение профилактических мероприятий и программ;
-
организация межсекторального взаимодействия на уровне субъекта РФ по проблемам профилактики заболеваний и укрепления здоровья;
-
организация межсекторального взаимодействия на территории прикрепления медицинской организации — координация взаимодействия между организациями (управами, школами, предприятиями, ЦСО, ДК и т.д.);
-
координация взаимодействия между министерствами и ведомствами, организация крупных популяционные мероприятий;
-
определение и отстаивание приоритетов в укреплении здоровья и профилактике заболеваний;
-
поиск и критический анализ профессиональной информации с помощью современных информационных технологий в международных базах данных;
-
организация и проведение научно-практических исследований по проблемам общественного здоровья;
-
составление аналитических отчетов и подготовка презентационных материалов по проблемам состояния здоровья населения и приоритетам профилактики и укрепления здоровья;
-
организация школ здоровья и школ для больных основными заболеваниями;
-
планирование, организация и координация реализации коммуникативных программ по профилактике заболеваний и укреплению здоровья и оценка их эффективности;
-
организация массовых акций, направленных на формирование здорового образа жизни населения;
-
формирование эффективных партнерских отношений с участниками коммуникативной программы на различных уровнях управления, с представителями различных слоев населения, в том числе и группами риска;
-
формирование межсекторальной команды для реализации коммуникативной программы;
-
планирование и реализация информационно-образовательных кампаний с привлечением средств массовой информации.
2. В страховых медицинских организациях
- организация и проведение коммуникативных компаний по информирование пациентов об услугах профилактического характера;
Менеджер по экономике и финансам: Управление финансово-экономической сферой медицинской организации
Осуществление обобщенной трудовой функции «Управление финансово-экономической сферой медицинской организации» — это одна из обобщенных трудовых функций, которая не вызывает сомнения в привлечении кадров с немедицинским образованием, но и она предполагает знание не только общих подходов к планированию деятельности организации, анализу финансово-хозяйственной деятельности, но и знание специфической, характерной только для здравоохранения, системы обязательного медицинского страхования, правил оказания платных медицинских услуг, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1006, особенностей государственных закупок (указание в конкурсной документации лекарственных препаратов не по их торговым наименованиям, а по международным непатентованным наименованиям и т.д.).
При разработке возможных наименований должностей использовались данные квалификационных характеристик, других нормативных правовых актов.
Управление медицинской организацией
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010г. №541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» требования к квалификации директора, заведующего, управляющего, начальника медицинской организации предусматривают возможность наличия высшего профессионального (экономического, юридического) образование и специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
В тоже время Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» в лицензионных требованиях, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее — лицензия) определяет наличие у руководителя медицинской организации — высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».
Несмотря на указанные законодательные коллизии в современных условиях возрастает роль экономических и юридических знаний в практике руководителя медицинской организации.
Руководитель медицинской организации с немедицинским образованием реализует управленческие функции, связанные со стратегическим планированием организационного развития, обеспечением и внутренним контролем процессов административной и финансово-хозяйственной деятельности. Это в свою очередь позволяет системно выстраивать управленческую вертикаль медицинской организации и обеспечивать эффективность управленческой деятельности, и соответственно профессиональной специализации разделять трудовые функции и действия руководства, и обеспечивать системность и преемственность управленческих решений.
Скачать профстандарт «Руководитель медицинской организации»
Популярные статьи в категории:
Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру
Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ.
Главный врач (президент, директор, заведующий, управляющий, начальник) медицинской организации
Главный врач <*> (президент, директор, заведующий,
управляющий, начальник) медицинской организации
———————————
<*> Наименование должности «Главный врач» может применяться только при наличии у руководителя медицинской организации высшего профессионального (медицинского) образования.
Должностные обязанности. Осуществляет руководство деятельностью медицинской организации. Организует работу коллектива организации по оказанию и предоставлению качественных медицинских услуг населению. Обеспечивает организацию лечебно-профилактической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности организации. Осуществляет анализ деятельности организации и на основе оценки показателей ее работы принимает необходимые меры по улучшению форм и методов работы. Утверждает штатное расписание, финансовый план, годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс организации. Обеспечивает выполнение обязательств по коллективному договору. Обеспечивает работникам своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Совершенствует организационно-управленческую структуру, планирование и прогнозирование деятельности, формы и методы работы организации, осуществляет подбор кадров, их расстановку и использование в соответствии с квалификацией. Организует и обеспечивает получение работниками организации дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Принимает меры по обеспечению выполнения работниками организации своих должностных обязанностей. Обеспечивает и контролирует выполнение правил внутреннего трудового распорядка, по охране труда и пожарной безопасности при эксплуатации приборов, оборудования и механизмов. Представляет организацию в государственных, судебных, страховых и арбитражных органах, на международных мероприятиях, в государственных и общественных организациях по вопросам в сфере здравоохранения, предварительно согласованным с вышестоящим органом, в ведении которого находится данная организация. Осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, службами гражданской обороны, медицины катастроф, территориальными органами внутренних дел и другими оперативными службами. Принимает участие в конференциях, семинарах, выставках. Обеспечивает проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; теоретические основы социальной гигиены и организации здравоохранения; системы управления и организацию труда в здравоохранении; статистику состояния здоровья населения; критерии оценки и показатели, характеризующие состояние здоровья населения; организацию медико-социальной экспертизы; организацию социальной и медицинской реабилитации больных; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; основы менеджмента; порядок заключения и исполнения хозяйственных и трудовых договоров; основы страховой медицины; правила по охране труда и пожарной безопасности; основы медицины катастроф.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
Для президента медицинской организации — стаж работы в медицинских организациях не менее 25 лет.
- Содержание профстандарта «Специалист в сфере организации здравоохранения и общественного здоровья»
- Когда применение профессионального стандарта обязательно?
- Проект профстандарта «Руководитель медицинской организации»
- Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту?
Профессиональный стандарт «Специалист в сфере организации здравоохранения и общественного здоровья» был утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №768н от 07 ноября 2017 года. Его действие распространяется на такие категории медицинских работников, :
- Врач-статистик
- Врач-методист
- Заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда) медицинской организации – врач-специалист
- Заместитель руководителя (начальника) медицинской организации
- Главный врач медицинской организации
- Директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа.
Профстандарт №768н используется при приеме на работу, разработке должностных инструкций и кадровой политики организации в целом, формировании тарифной сетки по заработной плате, планировании и проведении аттестации медицинских работников. Также это нормативный документ должен учитываться при разработке программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации врачей.
Основное содержание
Профессиональный стандарт оргздрава описывает требования к образованию и трудовые функции, которые будет выполнять работник. Также в нем содержатся требования к опыту практической работы и особые условия допуска к ней. Все вместе трудовые функции составляют функциональную карту вида профессиональной деятельности.
Описание трудовых функций
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
A |
Ведение статистического учета в медицинской организации |
7 |
Статистический учет в медицинской организации |
A/01.7 |
7 |
Оказание медицинской помощи в экстренной форме |
A/02.7 |
7 |
|||
B |
Организационно-методическая деятельность и организация статистического учета в медицинской организации |
7 |
Организация статистического учета в медицинской организации |
B/01.7 |
7 |
Ведение организационно-методической деятельности в медицинской организации |
B/02.7 |
7 |
|||
Оказание медицинской помощи в экстренной форме |
B/03.7 |
7 |
|||
C |
Управление структурным подразделением медицинской организации |
8 |
Организация деятельности структурного подразделения медицинской организации |
C/01.8 |
8 |
Планирование деятельности структурного подразделения медицинской организации |
C/02.8 |
8 |
|||
Контроль деятельности структурного подразделения медицинской организации |
C/03.8 |
8 |
|||
Оказание медицинской помощи в экстренной форме |
C/04.8 |
8 |
|||
D |
Управление организационно-методическим подразделением медицинской организации |
8 |
Анализ и оценка показателей деятельности медицинской организации |
D/01.8 |
8 |
Управление ресурсами медицинской организации |
D/02.8 |
8 |
|||
Взаимодействие с руководством медицинской организации и структурными подразделениями медицинской организации |
D/03.8 |
8 |
|||
Планирование, организация и контроль деятельности организационно-методического подразделения медицинской организации |
D/04.8 |
8 |
|||
Разработка и внедрение системы менеджмента качества в медицинской организации |
D/05.8 |
8 |
|||
Оказание медицинской помощи в экстренной форме |
D/06.8 |
8 |
|||
E |
Управление процессами деятельности медицинской организации |
8 |
Проектирование и организация процессов деятельности медицинской организации |
E/01.8 |
8 |
Управление ресурсами по обеспечению процессов деятельности медицинской организации |
E/02.8 |
8 |
|||
Менеджмент качества процессов медицинской организации |
E/03.8 |
8 |
|||
Оказание медицинской помощи в экстренной форме |
E/04.8 |
8 |
|||
F |
Управление медицинской организацией |
8 |
Управление ресурсами медицинской организации, взаимодействие с другими организациями |
F/01.8 |
8 |
Организация деятельности медицинской организации |
F/02.8 |
8 |
|||
Менеджмент качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации |
F/03.8 |
8 |
|||
Стратегическое планирование, обеспечение развития медицинской организации |
F/04.8 |
8 |
|||
Оказание медицинской помощи в экстренной форме |
F/05.8 |
8 |
Рассмотрим на примере.
Главные врачи медицинских организаций имеют 8-й квалификационный уровень. Их функционал обширен, предполагает большую ответственность, поэтому и требования довольно высокие. Основные обязанности, которые выполняет главврач медицинской организации, описаны в таблице выше для квалификационного уровня 8.
Чтобы соответствовать профстандарту, такой специалист должен иметь высшее образование по одной из специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», интернатуру, ординатуру по специальности ОЗ. Также пройти профессиональную переподготовку по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» при наличии подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из медицинских специальностей. Стаж на руководящих позициях в медицинской организации должен быть не менее 5 лет.
Согласно профессиональному стандарту главному врачу необходимо:
- соблюдать врачебную тайну и клятву врача, принципы врачебной этики и деонтологии при работе с пациентами и их родственниками;
- знать требования охраны труда и пожарной безопасности;
- соблюдать правила внутреннего распорядка и требования законодательства РФ в сфере охраны здоровья;
- постоянно развиваться профессионально.
При этом профессиональное развитие может осуществляться в самых разных формах: от выступлений на конференциях до вебинаров и обучения с использованием дистанционных технологий на образовательных порталах.
Когда применение профессионального стандарта обязательно?
С 01 июля 2016 года применение профстандартов стало обязательным в 2 случаях:
- если работник в соответствии со своей должностью выполняет работу, с которой связано предоставление льгот, компенсаций или каких-либо ограничений (ТК РФ, ст.57);
- если требования к квалификации работника установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Применение профессионального стандарта оргздрава обязательно, поскольку на медицинских работников распространяется право на досрочную пенсию, сокращенный рабочий день и прочие льготы. К тому же федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (п.1 ч.1 ст.100) установлено, что право на осуществление медицинской деятельности на территории РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в соответствии с федеральными государственными стандартами и имеющие действующий сертификат специалиста.
Проект профстандарта «Руководитель медицинской организации»
Параллельно с действующим нормативным документом «Специалист в сфере организации здравоохранения и общественного здоровья» разработан проект профессионального стандарта «Руководитель медицинской организации».
Он предполагает, что в структуре управления медицинской организацией должна появиться еще одна должность – директор, топ-менеджер с немедицинским образованием. В область его ответственности будут входить финансовые потоки, контроль качества и общий менеджмент, а главный врач сможет больше времени уделить контролю лечения пациентов. Но на практике эти две сферы сильно переплетаются между собой, например, при распределении бюджета медучреждения. Какая роль в решении этих вопросов будет отведена главному врачу, пока неизвестно.
Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту?
Образовательные программы АБиУС разработаны в строгом соответствии с требованиями действующих профессиональных стандартов и других нормативных актов федерального законодательства РФ.
Программа профессиональной переподготовки «Организация здравоохранения и общественного здоровья» содержит все важные для руководителя медицинской организации темы:
- медицинское и социальное страхование;
- организация медицинской помощи населению;
- контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
- правовые основы здравоохранения;
- экономика медицины;
- медицинская статистика и другие.
Все разработчики образовательных программ АБиУС проходят двухуровневое проверку уровня квалификации и могут приступить к разработке программы, только если имеют реальный опыт работы в профессиональной области.
АБиУС имеет государственную лицензию на образовательную деятельность №453 от 01.09.2015. Все бланки дипломов, удостоверений и сертификатов защищены от фальсификаций. Сведения о выдаваемых документах вносятся в государственную систему ФИС ФРДО.
Гибкий график обучения позволяет слушателям комфортно распределять время между учебой, работой и семьей.
В Академии выстроена простая и прозрачная система взаимодействия с обучающимися. У каждого слушателя есть персональный куратор, который помогает решать возникающие вопросы на всех этапах обучения.
Связаться с методистами, менеджерами и кураторами можно не только по бесплатной горячей линии 8 800 5000 949, но и через личный кабинет в системе дистанционного обучения, по электронной почте, в официальных группах АБиУС в соцсетях и WhatsApp: 8 988 050 35 90.
Особенности профессиональной деятельности руководителей медицинской организации (главврачей): права, пределы полномочий и ограничения
Деятельность любой организации в сфере здравоохранения связана не только предоставлением соответствующих медицинских услуг, но и с внушительным комплексом иных мероприятий, включающих в себя административную, кадровую, закупочную работы и т.д.
Управлением и координацией всех этих направлений, а также принятием управленческих решений по всем видам деятельности организации здравоохранения занимается руководитель медицинской организации – главврач.
В этой статье мы подробно рассмотрим нюансы деятельности главврача, а также основные требования, предъявляемые к лицу, занимающему данную должность.
Правовой статус руководителя медицинской организации
Правовой статус руководителя медицинской организации можно охарактеризовать как должностное лицо, поскольку деятельности руководителя медицинской организации свойственны такие признаки, как:
- осуществление властных (управленческих) полномочий;
- выполнение организационно-распорядительных функций;
- выполнение административно-хозяйственных функций.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323), равно как и Трудовой кодекс Российской Федерации, не содержит специальных норм, касающихся статуса руководителя медицинской организации. Однако с рядом базовых требований, касающихся данной должности, медицинская организация сталкивается еще на стадии получения лицензии для осуществления медицинской деятельности.
Так, одним из обязательных лицензионных требований, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее – ПП РФ № 291), является наличие у руководителя медицинской организации:
- высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;
- стажа работы по специальности не менее 5 лет (при наличии высшего медицинского образования); не менее 3 лет (при наличии среднего медицинского образования).
То есть без подтверждения указанных требований медицинская организация не сможет получить лицензию для осуществления медицинской деятельности.
Кроме того, словосочетание «руководитель медицинской организации» встречается в Кодексе административных правонарушений Российской Федерации. Так, в статье 6.29 предусмотрена ответственность для руководителя медицинской организации за непредставление или несвоевременное представление уведомления о возникновении конфликта интересов в уполномоченный орган. За это правонарушение предусмотрен штраф от 5 до 10 тысяч рублей.
Подробнее конфликт интересов с участием главного врача рассмотрим далее.
Квалификация и должностные обязанности
Безусловно, наибольший интерес для описания правового статуса руководителя медицинской организации представляют должностные обязанности, которые и наделяют его статусом «должностного лица». В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (далее – Приказ № 541н), главный врач наделен широким спектром должностных обязанностей, которые можно условно классифицировать по группам:
Классификация должностных обязанностей главного врача | ||
---|---|---|
Организационные | Управленческие | Обеспечительные |
|
|
|
В связи с тем, что спектр обязанностей главного врача очень широк, предполагается, что он знает основные нормативные акты Российской Федерации, а также нормативные акты и процедуры, непосредственно связанные с деятельностью медицинской организации.
Так, руководитель медицинской организации должен знать Конституцию РФ; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; теоретические основы социальной гигиены и организации здравоохранения; системы управления и организацию труда в здравоохранении; статистику состояния здоровья населения; критерии оценки и показатели, характеризующие состояние здоровья населения; организацию медико-социальной экспертизы; организацию социальной и медицинской реабилитации больных; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; основы менеджмента; порядок заключения и исполнения хозяйственных и трудовых договоров; основы страховой медицины; правила по охране труда и пожарной безопасности; основы медицины катастроф.
Требования к квалификации предъявляются следующие:
Высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
Важно отметить, что Приказ № 541н не ограничивается должностью главного врача в качестве руководителя медицинской организации. В Приказе также упоминаются такие наименования должностей как президент, директор, заведующий, управляющий, начальник.
Из всех этих наименований отдельное упоминание получил президент, для которого дополнительно предъявляются требования, касающиеся стажа работы в медицинских организациях – он не должен быть менее 25 лет. Примечательно, что данное требование не соотносится с положениями профессионального стандарта, который будет рассмотрен далее.
Главный врач = руководитель медицинской организации?
Корректность использования этих наименований как взаимозаменяемых ставится под вопрос все в том же Приказе № 541н, который содержит примечание, согласно которому наименование должности «Главный врач» может применяться только при наличии у руководителя медицинской организации высшего профессионального (медицинского) образования. Это примечание вступает в некоторый диссонанс с ПП РФ № 291, утверждающим лицензионные требования для осуществления медицинской деятельности, согласно которому наличие высшего медицинского образования у руководителя медицинской организации обязательно и не ставится под сомнение.
Похожий вопрос возникает у руководителей частных медицинских клиник. До соответствующего решения Верховного суда существовало мнение, согласно которому руководитель медицинской организации не был обязан иметь высшее медицинское образование. Росздравнадзор регулярно проводит мониторинг медицинских организаций на предмет соблюдения данного лицензионного требования. Некоторые организации обжалуют предписания надзорного органа. Так поступила и одна из стоматологических клиник, убежденная в возможности отсутствия высшего медицинского образования у своего руководителя.
В своем Определении от 19 сентября 2018 г. № 308-КГ18-13416 Верховный суд поддержал выводы кассационной инстанции, подтвердив, что образовательный ценз для руководителей медицинских организаций является лицензионным, а значит обязательным требованием. Руководителем является то лицо, которое указано в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и именно это лицо должно отвечать лицензионным требованиям.
Дополнительные разъяснения по данному вопросу выпускал и Минздрав в письме от 07.04.2017 г. № 17-2/2125.
Тем не менее, ни разъяснения Минздрава, ни выводы Верховного суда не соотносятся с возникшей правовой коллизией. Фактически, руководитель юридического лица и руководитель медицинской организации – это не одно и тоже. Для руководителя юридического лица действующим законодательством не предусмотрено наличие высшего медицинского образования. Таким образом, понятия «руководитель юридического лица» и «руководитель медицинской организации» нуждаются в разграничении.
Профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья»
Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 Трудового кодекса РФ).
Предполагается, что в будущем профессиональные стандарты заменят квалификационные справочники. Однако сейчас необходимо ориентироваться на оба типа нормативных актов.
Профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» (далее – профстандарт) был утвержден Приказом Минтруда России от 07.11.2017 № 768н.
Основной целью профстандарта является «обеспечение деятельности организации здравоохранения, направленной на укрепление общественного здоровья и совершенствование управления медицинской организацией». Он охватывает такие группы занятий, как «врачи» и «руководители учреждений, организаций и предприятий».
Профстандарт содержит следующие обобщенные трудовые функции для данных групп:
- Ведение статистического учета в медицинской организации;
- Организационно-методическая деятельность и организация статистического учета в медицинской организации;
- Управление структурным подразделением медицинской организации;
- Управление организационно-методическим подразделением медицинской организации;
- Управление процессами деятельности медицинской организации;
- Управление медицинской организацией.
Нас интересует раздел 3.6. Профстандарта, который подробно описывает обобщенную трудовую функцию «Управление медицинской организацией».
Возможными наименованиями должностей для работников, реализующих эту обобщенную функцию, являются:
- главный врач (начальник) медицинской организации;
- главный врач (начальник) медицинской организации обособленного подразделения медицинской организации;
- директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа.
Рассмотрим требования, предъявляемые к образованию, в сравнении с требованиями, которые содержатся в Квалификационном справочнике:
Требования к образованию главного врача | |
---|---|
Профстандарт (Приказ № 768н) | Квалификационный справочник (Приказ № 541н) |
|
|
Как можно заметить, Профстандарт утратил упоминание о высшем юридическом и экономическом образовании, которое, в сочетании с подготовкой по менеджменту в здравоохранении, может выступать аналогом сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», согласно Квалификационному справочнику.
Требования к стажу работы, на первый взгляд, полностью совпадают в Квалификационном справочнике и Профстандарте – не менее 5 лет. Однако в Квалификационном справочнике речь идет о стаже «на руководящих должностях», а в Профстандарте – о стаже «на руководящих должностях в медицинской организации». То есть требование сформулировано точнее.
Кроме того, в отличие от Квалификационного справочника, Профстандарт содержит дополнительные параметры, соответствие которым обязательно для данной должности – особые условия допуска к работе. Так, в качестве таких условий Профстандарт фиксирует:
- Сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»;
- Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- Отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.
Очевидно, что положения Профстандарта существенно шире, чем положения Квалификационного справочника. Тем не менее, в Профстандарте мы не найдем такой должности, как Президент.
Различное содержание Квалификационного справочника и Профстандарта на практике вызывает ряд вопросов, главным из которых является — на какой документ ориентироваться? Ответ на этот вопрос дал Минтруд в Письме от 13.12.2016 № 15-2/ООГ-4380. Ведомство уточнило, что в случаях, если наименования должностей, профессий, специальностей содержатся и в квалификационных справочниках, и в профессиональных стандартах, то работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт использовать, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Если же к сравнению мы добавим еще и ПП РФ № 291, утверждающее лицензионные требования для медицинских организаций, получим следующую картину:
Требования к образованию и стажу руководителя медицинской организации | ||
---|---|---|
Профстандарт (Приказ № 768н) | Квалификационный справочник (Приказ № 541н) | Лицензионные требования (ПП РФ № 291) |
Образование | ||
Высшее образование — специалитет по одной из специальностей:
Подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или профессиональная переподготовка по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» при наличии подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из медицинских специальностей. |
Высшее профессиональное образование по специальности:
Послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении. |
Высшее медицинское образование; Послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование, предусмотренное квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификат специалиста, а также дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье». |
Стаж | ||
Стаж работы на руководящих должностях в медицинской организации не менее 5 лет | Стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет |
|
Представляется, что со временем эти нормативные акты должны быть гармонизированы.
Ограничения для руководителей медицинских организаций
В связи с тем, что в должностные обязанности руководителя медицинской организации входят также и управленческие функции, связанные с принятием решений, на данную категорию работников распространяются особые ограничения.
Кроме того, эти ограничения распространяются и на иных медицинских работников, так как они способны влиять на решения, принимаемые пациентами.
Речь идет об ограничениях, предусмотренных статьей 74 ФЗ № 323 – «Ограничения, налагаемые на медицинских работников и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности».
В соответствии с этой статьей, руководители медицинских организаций не вправе:
Запрет | Исключение |
---|---|
Принимать от производителей лекарств, их поставщиков и представителей подарки, денежные средства, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний. | Исключение касается только денежных средств, полученных по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также вознаграждений, связанных с осуществлением медицинским работником педагогической или научной деятельности. |
Заключать с такими компаниями соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий. | За исключением договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий. |
Получать от таких компаний образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам. | Кроме случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий. |
Предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную и (или) неполную информацию об используемых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий. | — |
Осуществлять прием представителей компаний. | За исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, участия в порядке, установленном администрацией медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, направленных на повышение их профессионального уровня или на предоставление информации, связанной с осуществлением мониторинга безопасности лекарственных препаратов и мониторинга безопасности медицинских изделий. |
Выдавать рецепты на лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия. | — |
Все эти запреты направлены на исключение возможности возникновения конфликта интересов в медицинской организации.
Контроль соблюдения указанных ограничений предусмотрен, в том числе, Приказом Минздрава России от 07.06.2019 № 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» (пункт 2), согласно которому такая форма контроля является одной из ключевых задач медицинской организации при проведении внутреннего аудита.
Нарушение указанных ограничений ведет к наложению ответственности на медицинского работника или руководителя медицинской организации. На данный момент Кодекс административных правонарушений РФ (далее- КоАП РФ) не содержит отдельного состава для данного правонарушения.
Попытки дополнить КоАП РФ предпринимались в 2016 году (проект Федерального закона № 1093620-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере здравоохранения»), однако в 2018 году этот законопроект был отклонен. Таким образом, учитывая отсутствие специального состава правонарушения, медицинскому работнику за нарушение данных ограничений может грозить дисциплинарная ответственность.
Конфликт интересов и его урегулирование при осуществлении медицинской деятельности
Понятие «конфликт интересов» в законодательстве Российской Федерации содержится в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Тем не менее, не смотря на существующее определение этого понятия, ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан» дает специальное определение этого понятия в статье 75:
Конфликт интересов – это ситуация, при которой у медицинского работника или фармацевтического работника при осуществлении ими профессиональной деятельности либо у члена медицинской профессиональной некоммерческой организации, участвующего в разработке клинических рекомендаций, или члена научно-практического совета возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей, а также иных обязанностей, в том числе связанных с разработкой и рассмотрением клинических рекомендаций, вследствие противоречия между личной заинтересованностью указанных лиц и интересами пациентов.
Наличие специального определения свидетельствует о распространенности практики возникновения конфликта интересов в здравоохранении, а также о высоком риске возникновения конфликта интересов. В связи с этим, ФЗ № 323 предусматривает механизм урегулирования такого конфликта.
Данный механизм предусматривает наличие у медицинского работника обязанности в письменной форме сообщить о существовании конфликта интересов руководителю медицинской организации, который, в свою очередь, в семидневный срок обязан в письменной форме уведомить об этом Министерство здравоохранения.
Невыполнение обязанности по представлению информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности является составом правонарушения, предусмотренного статьей 6.29 КоАП РФ. Ответственность по данной статье предусмотрена следующая:
- Для медицинского работника — штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей;
- Для руководителя медицинской организации — штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.
Непосредственно урегулированием конфликта интересов занимается специальная Комиссия Минздрава по урегулированию конфликта интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности. Порядок работы Комиссии регламентирован Приказом Минздрава России от 21.12.2012 № 1350н.
Для урегулирования конфликта интересов проводится заседание Комиссии с участием медицинского работника, в ходе которого уточняются обстоятельства возникновения конфликта интересов. По итогам заседания выносится одно из следующих решений:
- О рассмотрении поступившего уведомления, если изложенные в нем обстоятельства не входят в компетенцию Комиссии, и передача в уведомления в компетентные органы;
- О не подтверждении наличия конфликта интересов при осуществлении медицинской или фармацевтической деятельности;
- О подтверждении наличия конфликта интересов при осуществлении медицинской или фармацевтической деятельности.
В последнем случае, если Комиссия установила факт действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председательствующий Комиссии передает информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в правоприменительные органы в течение 3 рабочих дней, а при необходимости — немедленно.
Следует отметить, что отдельные эксперты критикуют существующую систему урегулирования конфликта интересов в здравоохранении, указывая на ее коллизионность. В частности, они указывают на неопределенность составляющих правового понятия «конфликт интересов» применительно к сфере здравоохранения. В качестве примера они приводят интересное судебное решение, являющееся примером практики по статье 6.29 КоАП РФ (невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности).
Речь идет о решении Оренбургского областного суда от 11 ноября 2016 года по делу № 21-578-2016. По материалам дела врач государственного медицинского учреждения направил пациента на диагностическое исследование в частную клинику, в которой этот врач работал по совместительству. Изначально прокуратурой и территориальным управлением Росздравнадзора этот факт был квалифицирован как конфликт интересов, а при пересмотре федеральным Росздравнадзором и районным судом, а в последствии и областным судом — как ситуация, в которой отсутствуют признаки конфликта интересов. В указанном решении суд заново сформулировал определение для понятия «конфликт интересов», и оно отличается от положений ФЗ № 323. Определение звучит следующим образом:
«Конфликт интересов — ситуация, когда медицинский работник заинтересован не в оказании качественной медицинской помощи, а в получении прибыли от пациента. При этом между получением медицинским работником выгоды и его дальнейшим исполнением своих профессиональных обязанностей должна быть установлена причинная связь».
Таким образом, при применении 75 статьи ФЗ № 323, а также при применении статьи 6.29 КоАП РФ возможны коллизии. Представляется, что определение «конфликта интересов» при осуществлении медицинской деятельности должно быть доработано.
Заключение
Деятельность руководителей медицинских организаций связана не только с огромным объемом различных по своей природе функций, за невыполнение или некорректное выполнение которых существует риск быть привлеченным к ответственности, но и с трактовкой действующего законодательства, определяющего, в том числе, требования к лицам, занимающим эту должность.
Существующие в законодательстве нюансы и противоречия создают лишние сложности при осуществлении должностных обязанностей руководителя медицинской организации.
Представляется, что нормативные акты и отдельные их нормы, регламентирующие профессиональную деятельность руководителей медицинских организаций, нуждаются в доработке и гармонизации друг с другом. До тех пор следует внимательно следить за разъяснениями контролирующих органов и судебной практикой.
На сегодняшний день, в условиях нарастающей конкуренции, люди хотят не просто получить квалифицированную медицинскую помощь, они хотят удовлетворить и другие потребности: в уважении, заботе, внимании, безопасности, комфорте и т.д. ведь это в немалой степени влияет на выбор пациентом своей клиники.
Именно поэтому каждой организации сферы здоровья и красоты необходимо формировать высокую культуру обслуживания пациентов, обучиться навыкам клиентоориентированного взаимодействия. Сегодня в своей клинике я ставлю эти задачи в приоритет. Мы определяем те ценности, которые наша медицинская клиника ставит перед собой.
- Доверие к персоналу нашего медицинского центра;
- Удовлетворенность пациента качеством оказания медицинских услуг;
- Удовлетворенность пациента результатом лечения;
- Комфортные условия пребывания в нашей клинике;
- Индивидуальный подход к каждому пациенту/клиенту;
- Полнота и разнообразие предоставляемых услуг;
- Соблюдение конфиденциальности;
- Доброжелательность персонала клиники;
- Возможность выбора времени и способа оплаты.
Удовлетворяя потребности клиентов и соблюдая данные ценности, предприятие не только будет оставаться «на плаву» даже в самые тяжелые времена, но и гарантировать себе долгое нахождение в числе лидеров рынка медицинских и beauty-услуг.
Доход предприятия медицины или индустрии красоты сосредоточен в руках управленца. От его работы и эффективности зависит то, насколько успешным окажется медицинская клиника, стоматология или салон красоты.
Но, каким бы хорошим вы не были управленцем и специалистом, как владелец вы не сможете потянуть весь груз обязанностей по управлению компанией. Особенно, если вы задумываетесь о развитии и масштабировании собственного бизнеса. Одному такую «ношу» не потянуть, поэтому каждому владельцу необходимо доверенное лицо, т.е. – управляющий.
Но как поступить владельцу бизнеса, если рынок не располагает по-настоящему опытными и квалифицированными управляющими, которые владеют всеми необходимыми навыками для управления предприятием, увеличения дохода и получения прибыли.
Конечно, можно самому владельцу продолжать «тянуть на себе» всю клинику, работая «не поднимая головы», но тем самым владелец теряет большую долю эффективности и лишает себя профессионального роста и личной жизни.
Какие ошибки совершают 95% руководителей:
- Не ставят планы, не отслеживают их выполнение;
- Нет системы показателей и оценки результатов сотрудников и самих управляющих;
- Отсутствие выстроенной системы обучения сотрудников, из-за чего 70% пациентов приходят один раз и не возвращаются.
- Нет системы продвижения, маркетингу не уделяется достаточно внимания или рекламные бюджеты используются неэффективно.
А можно обучить вашего управляющего и делегировать ему основные функции управления!
Основная цель должности управляющего клиникой или салоном – осуществлять координацию между руководством и сотрудниками, в частности, специалистами. Помогать ген.директору управлять предприятием. Создавать жизнеспособную процветающую организацию, где счастливые от полученных услуг клиенты перезаписываются и приводят своих друзей, а персонал специалистов полностью укомплектован, обучен и получает хорошую зарплату.
Это инициативный, целеустремленный, трудоспособный, стрессоустойчивый человек. Лидер по своей натуре, с коммуникативными навыками, который постоянно обучается на семинарах, тренингах, читает профессиональную литературу по своему профилю. Изучает самые лучшие технологии и внедряет в компанию все успешные методики и инструменты. Он умеет разрешать конфликтные ситуации. Может подключиться в сложных ситуациях с клиентами и сотрудниками и готов обучать и вести за собой специалистов и сотрудников, направлять их и помогать им в работе с клиентами и в коллективе.
Какие основные функции управляющего напрямую влияют на рост дохода компании:
- Управление персоналом, мотивация сотрудников;
- найм и обучение персонала, проведение аттестаций;
- выстраивание системы мотивации сотрудников, в том числе; материальной и нематериальной;
- постановка планов по каждому сотруднику;
- ввод отчётов и показателей;
- проведение собраний;
- использование стратегии безопасности при работе с сотрудниками;
- создание и контроль за соблюдение должностных обязанностей;
- управление доходом. Генерация прибыли;
- бюджетирование и финансовое планирование;
- ведение документации и отчётности;
- планирование, введение показателей работы клиники.
- Организация работы клиники: создание структуры предприятия⠀
- формирование целей и задач для компании в соответствии со стратегией владельца;
- оптимизация бизнес-процессов;
- оценка и контроль результатов;
- поддержание дисциплины;
- управление системой маркетинга, привлечения клиентов;
- информирование компании о ситуации на рынке;
- выработка стратегии поиска новых клиентов;
- контроль за сервисом и работой с клиентами;
- работа с жалобами и в конфликтных ситуациях;
- помощь в работе с ключевыми клиентами.
Всему этому необходимо обучить своего управляющего и прописать все пункты в его стандартах должности. Прописав все обязанности управляющего, тем самым вы обеспечиваете себе безопасность при работе с ключевыми сотрудниками. Имея стандарты должности как обучающие руководства, вы не будете бояться потерять даже самого бывалого сотрудника, а на адаптацию нового стажера будет уходить куда меньше времени.
Из чего должны состоять стандарты должности управляющего:
- Цель, миссия, девиз, кредо компании;
- Обязанности и должностные инструкции сотрудника;
- Организационная политика компании;
- Общие обязанности штатного сотрудника;
- Основные функции и обязанности управляющего;
- Внутренние правила для сотрудников;
- Правила внешнего вида;
- Принципы работы с клиентами;
- Принципы работы с недовольными клиентами;
- Техника продаж и тренировки по продажам.
Внедрив в свой бизнес грамотную систему управления, должность управляющего, систему обучения сотрудников и прописав стандарты должности для каждого, вы сможете гарантировать для себя следующий результат:
- Выполненный план по доходу и выработке специалистами;
- Доход компании, превышающий расходы плюс созданные резервы компании (деньги, расходные материалы и т.п.);
- 100% довольные обслуживанием клиенты, всегда возвращающиеся и приводящие своих друзей и знакомых;
- Довольные специалисты, желающие продолжать сотрудничать и отлично обслуживающие клиентов. Хороший дружный коллектив.
Надеюсь, что эту статью вы нашли для себя полезной. Внедряйте весь представленный алгоритмы формирования функционала управляющего и используйте на практике. Желаю вам сформировать свой идеальный штат лояльных сотрудников, который не только будет радовать вас своими результатами, но и делать ваших клиентов здоровыми, красивыми и счастливыми!