Функции среднего уровня руководства

Менеджером среднего звена, как правило, называют человека, которые руководит в компании одним из направлений или отделом. Это довольно сложная работа — с одной стороны, такой управленец является руководителем в классическом понимании слова, который обязан выстраивать систему мотивации, создавать команду, контролировать результаты. С другой стороны, он сам подчиненный — стратегические решения принимают топ-менеджеры, чтобы воплощать в жизнь свои идеи, приходится развивать навыки переговоров и презентаций.

Кто такой менеджер среднего звена: в чем разница между ним и топ-менеджером

Должности руководителей среднего звена зависят от размера компании, какой-то четкой градации нет. В крупной организации таким менеджером будет руководитель отдела, который подчиняется директору направления. Если компания небольшая, то менеджером среднего звена называют уже руководителя направления, а подчиняется он собственнику. Например:

  • Крупная финансовая компания. Руководитель учебного центра — менеджер среднего звена. Директор по HR и развитию персонала — его шеф и топ-менеджер.
  • Небольшая компания. Руководитель ИТ-направления является менеджером среднего звена, подчиняется напрямую собственнику.

«Средним» такого управленца называют из-за расположения его должности в иерархии компании — до топ-уровня еще не добрался, но уже руководит людьми. Типичные должности для менеджера среднего звена — директор филиала, руководитель направления, руководитель отдела.

Руководитель среднего звена, как правило, руководит сложившейся системой, обеспечивает ее работоспособность. В отличие от топ-менеджера, который развивает и обновляет систему.

Что ждут от руководителя среднего звена

Чтобы занять позицию менеджера среднего звена, сотрудник должен соответствовать определенным требованиям. Кроме специфических, присущих конкретной отрасли, существуют и универсальные требования к таким специалистам. Вот что обычно требуют от менеджера среднего звена:

Собирать и формулировать требования от топ-менеджмента. Цели в компании ставит топ-менеджер, директор направления. Задача управленца — уточнить их и убедиться, что все понято верно. Чтобы быть эффективным, управленцу нужно развивать навыки уточнения требований и анализа задач.

Планировать работу. После сбора требований управленец должен составить реалистичный план работы с учетом количества персонала в подчинении, их производительности, наличия ресурсов.

Организовать работу и уметь договариваться. Особенность работы в среднем звене заключается в том, что руководит такой менеджер своим отделом, но для выполнения задач ему нужно привлекать и сотрудников из смежных направлений. Значит, придется учиться не только приказывать, но и договариваться.

Смотрите также: Как определить управленческий масштаб

Мотивировать людей. Чтобы стать эффективным руководителем, придется развивать навыки эмпатии, научиться чувствовать настроение подчиненных, поддерживать их в сложные моменты.

Контролировать работу. Нужно настроить процесс так, чтобы вы в любой момент могли уточнить, на каком этапе выполнения находится любая задача.

Разрабатывать критерии оценки персонала. Вы должны понимать, каким образом оценивать ваших сотрудников. Идеально, когда есть система KPI — тогда управленцу достаточно будет изучить отчет, чтобы понять, насколько эффективен сотрудник.

Создать систему роста для подчиненных. Чтобы сотрудники не испытывали последствий профессионального выгорания, нужно создать систему развития. Хорошо, если люди понимают, куда стремиться и что изучать, чтобы вырасти в должности и справляться с задачами.

Принимать сложные решения. Руководитель среднего управленческого звена должен выполнить задачи, поставленные топами. Конечно, лучше поддерживать персонал и выстраивать доверительные отношения, но иногда приходится принимать сложные управленческие решения. К этому тоже нужно быть готовым.

Разбираться в отрасли. Есть мнение, что руководитель может быть универсалом — сегодня он эффективно работает в отрасли финансов, завтра переходит в производство и все равно показывает отличные результаты. Однако от управленцев все чаще требуют не просто навыков руководства, а опыта работы в конкретной отрасли и знания ее особенностей.

Должностные обязанности

Стандартный перечень обязанностей для руководителя среднего звена такой:

  • Организовать работу отдела.
  • Постоянно оптимизировать производственный процесс.
  • Распределять задачи между сотрудниками.
  • Определять границы ответственности персонала.
  • Определять требования к должностям.
  • Организовать систему отбора сотрудников.
  • Организовать работу персонала — подготовить их рабочие места, убедиться, что им достаточно ресурсов.
  • Мотивировать персонал.
  • Обучать сотрудников самостоятельно или при помощи сторонних экспертов.
  • Организовать систему повышения квалификации.

Ключевые навыки руководителя среднего звена

Аналитика. Управленец должен быстро и эффективно анализировать информацию, обладать системным мышлением.

Технические навыки. Нужно уметь выполнять основную работу руководителя, например, составлять инструкции для повторяющихся задач.

Переговоры. Работа менеджера — постоянные коммуникации. Придется научиться определять приемы манипуляции, противостоять им, использовать их при необходимости.

Генерация идей. Чтобы расти, менеджеру среднего звена следует развивать креативное мышление. Например, овладеть приемами мозгового штурма, отбора идей и их итогового анализа.

Обучение. Важное отличие исполнителя от руководителя — первый делает, второй делает и учит. Нужно научиться передавать знания и навыки, повышать квалификацию подчиненных, заниматься их развитием.

Как развиваться руководителю среднего звена, чтобы стать топ-менеджером

Универсальной инструкции не существует, но вот что точно пригодится при составлении карьерного плана.

Развивайте мягкие навыки. Их важность для руководителя подтверждают десятки исследований. Например, эксперты McKinsey & Company утверждают, что к 2030 году до 800 млн работников по всему миру могут потерять свои рабочие места из-за роботов. Техническую работу будут выполнять алгоритмы, в людях же, и особенно в руководителях, будет цениться эмоциональный интеллект — умение понимать свои и чужие чувства и реагировать должным образом.

Составьте личный трекинг развития. Вам нужно развиваться интеллектуально и эмоционально, тренировать силу воли, практиковаться в коммуникациях.

Найдите баланс. Важно составить стратегию оптимального развития — расти в тех направлениях, которые нужны сейчас и в ближайшем будущем, но помнить о долгосрочной перспективе.

Контролируйте психическое состояние. Есть факторы, которые повышают риски профессионального выгорания. Важно анализировать свое психическое состояние, отслеживать ментальное здоровье, и не допускать большой усталости.

Научитесь входить в ресурсное состояние. Достигать высокого тонуса, создавать и поддерживать энергетический баланс.

Обучение руководителей среднего звена

Развивайте менеджерские компетенции на тренинге «Руководитель среднего звена». Преподаватели Русской Школы Управления помогут участникам обучения создать сбалансированную систему целей подразделения, научат применять системное мышление, грамотно подбирать персонал, мотивировать сотрудников.

Кроме технических навыков, на курсе рассматриваются вопросы поиска и устранения потерь в процессах, перевода подразделения на «бережливый» режим работы, вовлечения персонала в разработку и реализацию непопулярных решений.

Узнать подробности и зарегистрироваться →


Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения

редакции.

From Wikipedia, the free encyclopedia

Middle management is the intermediate management level of a hierarchical organization that is subordinate to the executive management and responsible for ‘team leading’ line managers and/or ‘specialist’ line managers. Middle management is indirectly (through line management) responsible for junior staff performance and productivity.[1]

Unlike line management, middle management is considered to be a senior (or semi-executive) position as middle managers are authorised to speak and act on behalf of the organisation to line managers, junior staff and customers. In this level of management are included division, plant and department managers. [2]

Role in an organization[edit]

Functions of a middle manager[edit]

A middle manager is a link between the senior management and the lower (junior) levels of the organization. Due to involvement into day-to-day running of a business, middle managers have the opportunity to report valuable information and suggestions from the inside of an organization.[3] They are in charge of putting into practice guidelines established previously in the strategic plans by top level managers. [2] Moreover, the middle manager is a channel of communication within the organization, as they pass on major decisions of executives and the main goals of an organization to lower levels of employees. This contributes to better coordination between workers and makes a company more united.[4]

The primary responsibility of a middle manager is to implement a strategy, created by the executive level, in the most efficient way possible. In order to reach the target goals, a manager may adjust and interpret the initial plan.[5] Other functions can be divided into three main categories:[6]

  • Technical

Middle managers are in charge of facilitating any changes needed in an organization and creating an effective working environment. They administer day-to-day routines, monitors performance and make sure everything is done in compliance with organization’s needs.[7]

  • Human resources

One of the most important functions of a middle manager is motivating, leading and inspiring their subordinates. This also includes building a team and supporting any team member when necessary.

  • Strategic

Strategic functions involve analyzing a subordinate group in terms of productivity and financial effectiveness, creating a strategy of improving the current situation and reporting to the executive management in the form of attending a boardroom meeting or a discussion.

Competencies[edit]

A number of competencies are critical to become an effective middle manager.

  • Leadership. The most important competency that consists of many skills. As an inherent leader, middle managers have to possess sense-making and persuading skills. They must be able to motivate, influence and guide their subordinates, become a role model for them, demonstrate the quality and the level of work contribution necessary for the organization and engage in continuous self-development and learning.[7][8]
  • Decision-making. Ability to quickly solve the problems, make decisions under pressure and take responsibility for the outcome.
  • Creativity & Visioning. Managers should have a clear vision of the strategy implementation and be creative in overcoming the possible difficulties.[6]
  • Performance management. Involves managing the performance of subordinates and, specifically, the line managers, effectively, by setting clear and measurable objectives for them and provide coaching. Middle managers must be also skilled in presenting, persuading and influencing people.[citation needed]

Middle manager vs. line manager[edit]

A middle management position is often mistakenly described as a similar to the line management one. However, there are some differences:[6]

  • Middle manager is a semi-executive position – line managers are promoted to become middle managers. Thus, middle managers enjoy greater salary, benefits and a closer position to a boardroom.
  • System of subordination – line managers are subordinate to middle managers. Middle managers are responsible for large teams and are unable to control performance of every single individual. Thus, direct or line manager measures the team performance and reports to the middle manager.
  • Set of duties – unlike line managers, who have a clear procedure of work and set of duties, middle managers have only target goals. The way of achieving those goals is decided by the manager independently.

Criticism[edit]

The role of middle management is subjected to a number of criticisms. This position is often seen as unnecessary and middle managers are blamed for holding back the organization from achieving its full potential and using the influence for their own purposes.

Influence[edit]

Middle management is often accused of possessing too much influence. Their centric position in an organization allows to influence strategy and actions in «both upward and downward direction».[5] When supplying information to the executive level, middle managers interpret it subjectively and may insinuate it with their own opinion and evaluation.[9] Further, proximity to the boardroom makes it easy for the manager to promote their own interests, by «synthesizing» the information and presenting data from a certain strategic perspective.[10] The same level of influence can be exploited by a middle manager towards the lower staff. Driven by the reasons of maintaining a reputation, strengthening the power and influence, middle manager may introduce company’s major strategic decisions in a light, beneficial way for their designs.[11]

Resistance[edit]

Middle managers’ reluctance to lose control in their teams and satisfaction with a settled situation could lead to their resistance in any changes in the strategy or direction of an organization. Usually, the resistance does not take an aggressive form such as refusal to carry out tasks or unconcealed confrontation, but result in a lack of support and eagerness to convey only those tasks, impact of which is clearly visible to the top management.[12] This creates barriers to a growth of a company and lags the overall working process.

Necessity[edit]

The overall necessity of middle managers in an organization is questioned. They are said to be too costly, non-effective and constantly underperforming employees. It has been stated[by whom?] that middle managers do not carry out their main duties of linking the organization and reporting effectively, which leads to a block of communication between different levels of staff.[13] Thus, as rapid growth of globalization put pressures on businesses in terms of cost effectiveness and speed of information flow within the organization, middle management make companies less flexible and competitive.[14]

Future[edit]

Development of information technology enabled an increase in the span of control and reduced the need for middle management. Moreover, an increasingly big number of modern organizations become flatter and downsized in the pursuit of flexibility, higher competitiveness and innovation. According to David Williams, flat organizations promote greater intercommunication and efficiency of the workers.[15] As a result, many organizations are being restructured, middle management is being reduced and their roles are thought to be out-dated and unnecessary.

At the same time, there is still a need in a middle manager as an employee and they continue playing a significant role in organizations, specifically in setting an overall strategy and targets.[16] Changes in the global market forced them to become more flexible, stress-resistant, acquire new skills.

References[edit]

  1. ^ Dance, Anthony (2019). Pragmatic Introduction to Middle Management. Amazon: eBookit. pp. 8–14. ASIN B07L4D3QB9.
  2. ^ a b Business / O. C. Ferrell, Geoffrey A. Hirt, Linda Ferrell (6e ed.). New York, NY: McGraw-Hill. 2019. ISBN 978-1-259-92945-8.
  3. ^ Likert, R (1961). New Patterns of Management. New-York: McGraw-Hill.
  4. ^ Barnard, Chester I. (1973). The Functions of the Executive. London: Oxford University Press.
  5. ^ a b Floyd, S. W.; Wooldridge, B. (1992). «Middle management involvement in strategy and its association with strategic type: A research note». Strategic Management Journal. 13 (S1): 153–167. doi:10.1002/smj.4250131012.
  6. ^ a b c Dance, Anthony (2011). «The ambiguity of the middle management role» (PDF). www.managerperformance.co.uk. Manager Performance. Archived from the original (PDF) on 26 November 2013. Retrieved 21 October 2014.
  7. ^ a b Zhang, Ann Yan; Tsui, Anne S.; Song, Lynda Jiwen; Li, Chaoping; Jia, Liangding (2008). «How do I trust thee? The employee‐organization relationship, supervisory support, and middle manager trust in the organization». Human Resource Management. 47 (1): 111–132. doi:10.1002/hrm.20200.
  8. ^ Rouleau, L.; Balogun, J. (2011). «Middle managers, strategic sensemaking, and discursive competence» (PDF). Journal of Management Studies. 48 (5): 953–983. doi:10.1111/j.1467-6486.2010.00941.x. S2CID 145090455.
  9. ^ Ranson, S.; Hinings, B.; Greenwood, R. (1980). «The structuring of organizational structures». Administrative Science Quarterly. 25 (1): 1–17. doi:10.2307/2392223. JSTOR 2392223.
  10. ^ Dutton, J. E.; Duncan, R. B. (1987). «The influence of the strategic planning process on strategic change». Strategic Management Journal. 8 (2): 103–116. doi:10.1002/smj.4250080202.
  11. ^ Floyd, Steven W.; Wooldridge, Bill (1997). «Middle management’s strategic influence and organizational performance». Journal of Management Studies. 3 (34): 466–482. doi:10.1111/1467-6486.00059.
  12. ^ Connors, J. L.; Rom berg, T. A. (1991). «Middle management and quality control: Strategies for obstructionism». Human Organization. 50: 61–65. doi:10.17730/humo.50.1.2w81h2l600260704.
  13. ^ Scarbrough, H.; Burrell, G. (1996). Clegg, S.; Palmer, G. (eds.). «The Axeman Cometh: the changing role and knowledge of middle managers». The Politics of Management Knowledge.
  14. ^ Dopson, S.; Stewart, R. (1993). «Information technology, organizational restructuring and the future of middle management». New Technology, Work and Employment. 1 (8): 10–20. doi:10.1111/j.1468-005X.1993.tb00030.x.
  15. ^ Williams, David. «The End Of Middle Managers (And Why They’ll Never Be Missed)». forbes.com. Retrieved 26 October 2014.
  16. ^ Balogun, J (2003). «From Blaming the Middle to Harnessing its Potential: Creating Change Intermediaries». British Journal of Management. 14 (1): 69–83. doi:10.1111/1467-8551.00266.

External links[edit]

  • Melissa Korn (5 August 2013). «What It’s Like Being a Middle Manager Today». The Wall Street Journal.
  • Freek Hermkens (3 June 2020) Middle managers are key for lean change in financial services

Менеджмент представляет собой специфический орган (аппарат) управления современной организацией. Без него организация как целостное образование не может существовать и эффективно функционировать. Главная задача аппарата управления — координация и рациональное использование ресурсов организации для достижения ее целей. В аппарат управления входят руководители, специалисты и служащие (технические исполнители).

Менеджер — это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях.

В зависимости от уровня управления различают высших, средних и низших менеджеров, в зависимости от характера деятельности — линейных и функциональных (см. Кто такие CEO, CFO, CCO, CIO, CMO, CRO…).

Уровень управления — часть организации, где могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше- или нижестоящими звеньями.

Фактическое количество уровней управления на предприятиях колеблется от одного-двух в малых фирмах до восьми-девяти в крупных объединениях и корпорациях.

Уровни управления — это результат процесса разделения труда в организациях. В настоящее время все более и более явной становится тенденция к специализации профессиональной деятельности, при которой каждый работник (или каждое подразделение) выполняет предписанные ему функции и не вовлекается в выполнение других функций. При этом чем более крупной является организация, тем более четко прослеживается специализация трудовой деятельности.

Разделение труда может быть вертикальным и горизонтальным. При вертикальном разделении труда каждый руководитель имеет сферу деятельности, за которую он отвечает (сферу контроля) или некоторое число работников, которые ему подчинены. В этом случае распределение задач производится не на одном уровне, а «сверху вниз» — от работников, занимающих высшие посты, до работников, находящихся внизу иерархии. При этом, чем выше должность, которую занимает работник, тем более общие задачи он решает; чем ниже положение работника в иерархии, тем более частными приходят стоящие перед ним цели. Это совершенно естественно, поскольку наиболее значимые с точки зрения функционирования решения принимаются на самом «верху», то есть топ-менеджментом организации.

При горизонтальном разделении труда специалисты распределяются между различными функциональными областями и им поручается выполнение задач, важных с точки зрения данной функциональной области. В данном случае происходит расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений (например, начальники финансового отдела, производственного отдела и службы маркетинга).

Управление в организации всегда имеет структуру пирамиды: на нижних уровнях имеется большое количество руководителей, по мере продвижения вверх их число уменьшается. На этом основании принято выделять менеджеров низшего, среднего и верхнего звена. Подобная классификация основывается на идеях американского социолога Толкотта Парсонса.

Уровни управления в организации

Уровни управления в организации

По мнению Парсонса, любая организация имеет три уровня управления:

  1. институциональный уровень — высший уровень управления, на котором осуществляется планирование деятельности организации на длительный срок, принимаются решения, имеющие очень важные для организации последствия, осуществляется реагирование на перемены, которые уже начались или ожидаются в ближайшем будущем и т.д. Еще одной отличительной чертой этого уровня управления является то, что именно на нем принимаются решения, касающиеся взаимодействия организации с ее внешней средой — конкурентами, государством, общественными объединениями и т.д. На этом уровне принимают решения менеджеры высшего звена (так называемые топ-менеджеры: директора, президенты, вице-президенты предприятий, ректоры университетов и т.п.);
  2. управленческий уровень — это следующий уровень, на котором осуществляется координирование действий различных работников и подразделений для достижения стоящих перед организацией целей. На этом уровне принимают решения менеджеры среднего звена (руководители автономных подразделений и отделов, директора филиалов, в университетах — деканы);
  3. технический уровень управления — это уровень, на котором выполняются стандартные трудовые операции; этот уровень управления можно соотнести с повседневной работой, которая имеется в любой организации. Решения на этом уровне принимают менеджеры низового звена (мастер в цехе, руководитель сектора, в вузах — заведующие кафедрой и т.д.), а их деятельность изучается оперативным менеджментом.

Высший или институциональный уровень управления

На высшем уровне формируются цели и политика предприятия, принимаются решения по стратегическим вопросам, таким, как освоение новых рынков, взаимоотношения с конкурентами, адаптация организации к различного рода переменам во внешней среде.

Работа высших руководителей оценивается как эффективная только при стабильном положении фирмы, высоких прибылях, расширении рынка сбыта, развитии самой фирмы. В последнее время критерии оценки сместились от высокой прибыльности к высоким темпам развития фирмы.

Высший организационный уровень — руководство высшего звена — гораздо малочисленнее других (5-7% от общего количества управленческого персонала). Иногда, даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена — всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе — это глава наблюдательного совета, CEO, исполнительный директор, вице-президент, CFO и т.п. В армии их можно сопоставить с генералами, в среде государственных деятелей — с министрами, а в университете — с ректорами.

К функциям высшего менеджмента относится:

  • формулирование и определение цели бизнеса;
  • создание политики и подготовка планов для достижения целей (см. Планирование в системе менеджмента);
  • создание организационной структуры компании для проведения операций в соответствии с планами (см. Структура управления организацией);
  • обеспечение общего управления в организации (см. Система управления в организации);
  • поиск и обеспечение ресурсов, необходимых для достижения целей политики и выполнения плана компании;
  • эффективное управление бизнес-процессами;
  • оценка общих результатов работы (см. Эффективность управления).

Руководители высшего звена определяют стратегию развития компании в целом, а также определяют ключевые аспекты деятельности основных подразделений (направлений деятельности) организации. Фактически, руководители высшего звена воплощают в жизнь потребности собственников (акционеров) компании — получение максимальной доходности на вложенный капитал (чистая прибыль, размер дивидендов), рост рыночной капитализации компании, завоевание доли рынка, формирование положительного имиджа компании, развитие бренда и т.п.

Топ-менеджер — это в первую очередь лидер организации, ведущий всю свою команду в нужном направлении. Сильные топ-менеджеры могут кардинально изменить состояние компании, например, как в свое время Стив Джобс в компании Apple. Поэтому такие топ-менеджеры всегда ценятся собственниками компаний, за что и получают высокое денежное вознаграждение.

Высший уровень управления разрабатывает долгосрочные планы, формулирует задачи для среднего уровня. Значительное место в институциональном уровне управления занимает адаптация фирмы к изменениям рыночной среды, управление отношениями между компанией и внешней средой.

Средний или управленческий уровень управления

Руководители среднего уровня управления координируют и контролируют работу младших менеджеров, являются связующим звеном между высшим и низшим уровнями управления.

К этому уровню относятся 50-60 % общей численности управленческого персонала организации, а именно:

  • менеджеры, ответственные за производственный процесс в подразделениях, состоящих из нескольких первичных образований (начальники цехов, крупных отделов);
  • менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятием, его филиалов и отделений;
  • менеджеры, руководящие вспомогательным, обслуживающим производством, целевыми программами, проектами.

Функции управления среднего уровня:

  • выполнение задач, поставленных топ-менеджментом;
  • взаимодействие со структурными подразделениями компании с целью обеспечения бесперебойного функционирования организации;
  • постановка задач менеджменту нижнего уровня;
  • координация работы нижестоящих подчиненных структурных подразделений;
  • разработка системы мотивации сотрудников;
  • подготовка аналитической информации руководству относительно своего направления деятельности, подготовка предложений по усовершенствованию работы компании.

Руководители среднего звена, как правило, занимаются координированием и контролем деятельности руководителей низшего звена, решении конфликтных ситуаций (см. Управление организационными изменениями и конфликтами), а также оказывают помощь руководителям высшего звена в принятии решений.  Кроме того, они играют роль посредников между руководителями высшего звена и руководителями низшего звена.

Низовой или операционный уровень управления

К этому уровню относятся руководители низового звена, или операционные руководители, отвечающие за непосредственное использование выделенных им ресурсов: сырья, оборудования, рабочей силы. Они контролируют выполнение производственных заданий, управляют бригадами, сменами, участками. К низшему уровню относятся 35-45 % управленческого персонала. Непосредственно им подчиняются рядовые работники и исполнители.

Младшие руководители (или супервайзеры) в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий с целью достижения установленных плановых показателей. Руководители операционного уровня управления часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье, материалы и оборудование. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой управления в школе бизнеса и т.п.

Функции менеджмента низового уровня:

  • раздавать указания и инструкции работникам;
  • контролировать производительность;
  • планировать деятельность отдела;
  • информировать работников о рабочих процедурах;
  • обеспечивать рабочих необходимыми инструментами, оборудованием, материалами, комплектующими и контролировать их надлежащее использование;
  • предоставлять менеджерам среднего звена данные о работе своего подразделения, озвучивать возникающие проблемы, предлагать пути по оптимизации работы и т.п.

У руководителей низового уровня управления по-особому складываются отношения с подчиненными. Таким руководителям приходится не только принимать решения и осуществлять контроль за их деятельностью, но и выступать в роли наставников. И действительно, именно на этих руководителей осознанно или неосознанно возлагается задача обучать молодых и/или новых сотрудников. Руководители других уровней выполняют такие функции гораздо реже.

Приведенная классификация уровней управления имеет самый общий вид. В зависимости от размера и вида организации, ее отраслевых и территориальных особенностей, а также прочих факторов характеристика состава и функций менеджеров на каждом из трех уровней управления может существенно отличаться.

Управленческие решения, принимаемые в организации, являются практически центральным звеном менеджмента компании. Основные функции, в конечном счете, можно свести к подготовке, принятию и реализации решений.

При этом следует отметить, что руководитель является центром управленческого аппарата и исполнительным органом, отвечающим за текущую деятельность всего предприятия.

Деятельность руководства среднего звена

Всю деятельность в компании можно подразделить на два уровня руководства: высшее руководство и работа руководителем среднего звена.

От деятельности управления в среднем звене, то есть от начальников отделов и различных подразделений компании, в итоге зависит успешная деятельность всей фирмы.

Общее представление о сущности

Руководитель среднего звена — это человек, который представляет собой посредника между высшим руководством компании и низшими звеньями. В свою очередь, менеджер среднего звена подготавливает информацию для высшего руководства, а также доводит эти решения до сотрудников низших звеньев в виде конкретных поставленных задач.

руководитель среднего звена это

Таким образом, руководитель среднего звена — это директор (начальник) подразделения (отдела, филиала) компании, имеющий в своем подчинении несколько сотрудников. При этом количество сотрудников в подчинении не имеет значения. Их может быть и 2 человека, а может быть и 10.

Наиболее типичные должности руководителей среднего звена следующие: заведующий отделом (сбыта, продаж), управляющий по сбыту, директор филиала. Специфика деятельности в рамках должности определяется сутью работы подразделения и особенностями самой организации.

работа руководителем среднего звена

Роль

В современных условиях кризиса компании в России пытаются видоизмениться, адаптироваться с целью выживания в тяжелых экономических условиях. При этом в организации может меняться многое — от структуры до пространственной организации — с целью экономии. В таких случаях обязанностью руководителя среднего звена выступает связующая роль между идеями высшего руководства и их внедрением среди исполнителей. Менеджер среднего звена должен понятно и просто донести до своих сотрудников, чего же желает начальство. Только в случае правильного донесения такой информации возможен успех фирмы и ее «выживание» на рынке.

Основополагающей ролью менеджера среднего звена выступает эффективное руководство своим звеном (отделом) в компании, а также доведение сведений и приказов до своих подчиненных от высшего руководства. Он выступает своеобразным проводником идей, целей, миссий, задач и планов к исполнителям от начальства. Руководитель среднего звена реализует стратегическую миссию компании в конкретные практические действия.

Однако такое возможно только в случае правильного и своевременного обучения и повышения квалификации начальника.

Рассмотрим роль руководителя среднего звена в медицинской организации. В настоящее время для руководителей среднего звена в упомянутых организациях основным направлением их деятельности выступает усовершенствованное и качественное обеспечение лечебного процесса. Поэтому руководитель среднего звена — это человек, который обязан иметь полную информацию о потенциале каждого из своего сотрудников, об их личностных и ролевых особенностях, предпочтениях, интересах, карьерных планах. Такая информация позволит ему оценить соответствие своих сотрудников занимаемой должности в медицинском учреждении, что непосредственным образом влияет на эффективность лечебно-оздоровительного процесса.

руководители среднего звена должности

Подготовка и обучение

Задачей любой компании для достижения ее конечных целей является в итоге наличие грамотных специалистов через организацию такого процесса, как подготовка руководителей среднего звена.

В случае, если у руководителя среднего звена не получается управлять своими подчиненными, то высшее начальство будет оценивать именно его качества и способности, а в случае необходимости направит на повышение квалификации.

Обучение руководителей среднего звена, как правило, включает следующие блоки знаний:

  • приобретение и развитие навыков управления (уменение управлять персоналом, правильно подбирать кадры, своевременно мотивировать сотрудников);
  • обучение навыкам коммуникации (умение публично выступать, предотвращать конфликты, эффективно взаимодействовать);
  • совершенствование личностных качеств (психологические особенности, стремление к личному росту и совершенствованию карьеры).

роль руководителя среднего звена в медицинской организации

Основные требования

Руководитель среднего звена — это специалист, которому необходимо иметь до 400 умений и навыков. Именно на них формируются основные требования к представителям среднего звена: руководитель организации, подразделения, аппарата управления должен иметь не только специальную, но и управленческую подготовку.

Менеджер должен обладать следующими умениями:

  • руководить людьми;
  • планировать и организовывать работу;
  • подготавливать, принимать управленческие решения и организовывать их выполнение;
  • привлекать подчиненных к активному участию в подготовке решений по различным направлениям деятельности;
  • контролировать ход выполнения работ по реализации решений;
  • правильно распределять обязанности между своими заместителями, помощниками и подчиненными;
  • формулировать и выбирать стратегические направления деятельности организации, аппаратов управления и сосредоточивать на их решении основное свое внимание;
  • изучать и правильно оценивать результаты исследований общественного мнения;
  • изучать и правильно оценивать результаты социологических исследований;
  • пользоваться услугами консультантов по вопросам управления;
  • создавать положительный социально-психологический климат в коллективе;
  • организовывать свой труд и труд подчиненных (организовывать рабочие места, условия труда, изучать передовые приемы выполнения работ, учитывать и анализировать затраты рабочего и нерабочего времени, планировать свое время и т.п.);
  • разрабатывать критерии и показатели оценки работы подчиненных.

Руководитель должен обладать следующими управленческими навыками:

  • аналитическими, которые представляют собой способности руководителя анализировать информацию, понимать соотношение между частями и единым целым, устанавливать взаимосвязи, выявлять как трудности, так и благоприятные возможности, формулировать выводы для принятия решений и составления планов;
  • административными, к ним относят навыки по сбору, обработке и анализу информации и осуществлению на ее основе функций управления;
  • коммуникативными, т. е. навыками, которые необходимы для правильного понимания окружающих, эффективного взаимодействия с ними. Одним из наиболее важных коммуникативных навыков является навык правильного общения с людьми;
  • техническими, т. е. способностью выполнять определенную конкретную работу: например, обучать своих подчиненных их обязанностям и представлять руководителям информацию о проблемах, возникающих в процессе работы.

подготовка руководителей среднего звена

Должностные обязанности

Должностные обязанности менеджера среднего звена:

  • организация технологии работы подразделения, за которое он отвечает;
  • определение и оптимизация организационной структуры подразделения;
  • рациональное делегирование полномочий между сотрудниками подразделения;
  • определение основных требований по должностям;
  • разработка основных обязанностей по должностям;
  • наделение подчиненных соответствующими правами;
  • определение границ ответственности среди подчиненных;
  • рациональная организация рабочего пространства и места;
  • определение ключевых показателей работы подразделения в целом и каждого сотрудника в отдельности;
  • формирование системы мотивации среди подчиненных;
  • организация обучения подчиненных, повышения их квалификации;
  • рациональный подбор и отбор кадров на должности в подразделении.

обучение руководителей среднего звена

Формула эффективного руководства

Формула эффективного руководства достаточно проста и представлена в таблице ниже.

1. Не жалеть времени на планирование своей деятельности.
2. Повышать эффективность деятельности каждого отдельного работника.
3. Стараться избавиться от нерадивых работников.

 руководитель среднего звена обязанности

Выводы

Руководители среднего звена в компаниях на сегодняшний день являются центральным звеном, так как выполняют посредническую функцию между высшим руководством и исполнителями «снизу». При этом от того, насколько точной и рациональной будет работа именно среднего звена, зависит продуктивность и эффективность всего процесса.

  1. Уровни менеджмента. Содержание работы менеджеров разного уровня.

Выделяют
следующие уровни менеджмента: высший
менеджмент (стратегическая вершина);
менеджмент среднего уровня; исполнительный
менеджмент (пер вый уровень); техноструктуру
(технические специалисты); вспомогательный
обслуживающий штат управленческой
структуры.

Уровням
менеджмента соответствуют конкретные
должности. Высший уровень – председатель
правления и совета директоров, генеральный
директор, директор, заместители директора,
главный инженер. Средний уровень –
начальник отдела, начальник цеха,
заместитель начальника цеха. Первый
уровень – начальник цехового бюро,
руководитель группы, мастер, бригадир.

Уровни
руководства различаются составом
решаемых задач, степенью важности
выполняемых функций, структурой
обязанностей.

В
качестве основных задач по уровням
руководства можно выделить:


высший уровень –
определение целей, формирование стратегии
деятельности, формирование организационной
структуры, распределение стратегических
ресурсов, согласование интересов
структурных подразделений, выработка
внутренних правил функционирования,
управление прибылью;


средний уровень
– управление подчиненными подразделениями,
планирование, подбор кадров, контроль
и координация деятельности, формирование
заданий;


первый уровень –
руководство деятельностью подчиненных
работающих, организация деятельности
подчиненного подразделения, контроль
за результатами, контроль за использованием
оборудования, сырья, материалов и
энергии, сбор и первичный анализ учетной
информации.

Практически
на всех уровнях выполняются функции
планирования, организации, руководства
и контроля, но их важность с точки зрения
влияния на конечный результат различна.
Если планирование наиболее важно для
высшего уровня, то для первого уровня
самым важным является контроль. Для
персонала высшего уровня менеджмента
необходимо умение концептуально мыслить,
вырабатывать и анализировать перспективные
решения, для первого уровня требуются
навыки управления персоналом и техникой.

Типовыми
управленческими должностями являются:
президент, вице-президент, генеральный
директор, директор, исполнительный
директор, советник, заместитель директора,
начальник управления, главный специалист
(экономист, металлург, механик, энергетик),
главный бухгалтер, начальник цеха,
начальник отдела, заместители начальника
цеха по оборудованию, производству и
экономике, руководитель группы, начальник
центра, начальник бюро, начальник смены,
старший мастер, мастер участка, бригадир.

Содержание
работы менеджера можно представить как
набор задач и вопросов, которые находятся
на «повестке дня». Проанализировав
многообразие задач, можно выявить
ключевые задачи, свойственные только
работе менеджера, и не зависящие от
уровня и стиля управления, выполнение
которых позволяет объединить ресурсы
в «живой и развивающийся организм»,
т.е. преобразовать материалы в изделие
под названием организация
и добиться поставленной цели. Согласно
П. Друкеру можно выделить общие для всех
менеджеров и характерные только для их
работы пять основных задач:

1.
Постановка целей.

Эта задача включает постановку целей,
определение их характеристик и
подразумевает умение не только решать,
что нужно сделать для достижения цели,
но и найти, и сформулировать общую
цель.

2.
Организация работы

— это анализ необходимых действий,
решений и отношений, классификация и
разделение работы, построение
организационной структуры для координации
выполнения работы.

3.
Мотивация и общение

это комплексная задача по созданию из
множества людей единомышленников,
построению отношений с людьми, отношений
их к работе и группового взаимодействия,
стимулирование и вознаграждение за
хорошую работу.

4.
Измерение показателей

заключается в установлении показателей
и критериев, отражающих эффективность
выполнения отдельной работы и организации
в целом, проведении анализа эффективности
каждого работника, оценке и интерпретации.

5.
Развитие своих подчиненных

заключается в развитии и профессиональном
совершенствовании работников, помощи
в раскрытии способностей, укреплении
их личностных качеств и создании условий
для саморазвития.

Эти основные
задачи — базовые элементы содержания
работы любого менеджера. Каждая из задач
требует особых качеств и квалификации.
Умение решать одну из задач еще не делает
человека менеджером. Знание основных
задач позволит оценить и сконцентрированность
направленность программ обучения и
развить умение решать подобные задачи
на практике, т.е. обеспечить готовность
менеджера к работе. Каждый работник
может улучшить свою деятельность в
качестве менеджера, совершенствуя
выполнение именно этих задач, поскольку
при отсутствии умения решать одну из
задач невозможно считать себя настоящим
менеджером. Интересно отметить, что эти
пять задач, слабо корреспондируются с
20—30 предметами, обычно представленными
в программах обучения менеджменту.
Таким образом, для эффективной работы
в качестве менеджера необходимо
концентрировать свое внимание на
выполнении основных задач, а при выборе
или составлении программ обучения
уделять внимание возможности развития
знаний и умений, способствующих решению
этих задач.

Или

Менеджеры
среднего уровня
координируют
работу менеджеров нижнего уровня и
выступают связующим звеном между ними
и высшим руководством. Они принимают
решения в соответствии с содержанием
задач внутренней среды организации
(предприятия).

Менеджеры
низового уровня
организуют
работу непосредственно подчиняющихся
им рабочих или других работников. Они
принимают оперативные решения в
соответствии с конкретными задачами
возглавляемого объекта.

Горизонтальное
деление труда в менеджменте позволяет
выделить линейных и функциональных
руководителей.

Линейные
руководители

— это менеджеры, осуществляющие
координацию деятельности подразделений
в соответствии с целями и задачами
своего иерархического уровня.

Уровень
линейного руководителя

определяется положением возглавляемого
им подразделения в иерархической
структуре организации (предприятия).

Функциональные
руководители

это менеджеры, возглавляющие отделы и
службы в иерархической структуре
организации (предприятия), обеспечивающие
возможность принятия решений линейными
руководителями соответствующего
иерархического уровня.

Уровень
функционального руководителя
определяется
иерархическим уровнем линейного
руководства, работу подразделения
которого он обеспечивает.

Рыночная
экономикапозволяет выделить в среде
менеджеров фигуры:

  • предпринимателя;

  • бизнесмена;

  • коммерсанта.

Предприниматель

основная фигура рыночных отношений,
инновационная деятельность которой
связана с постоянным материальным
риском при организации нового предприятия
или разработкой новой идеи, новой
продукции или нового вида услуг,
предлагаемых обществу в условиях
неопределенности рынка.

Бизнесмен

субъект рыночных отношений, деловая
активность которого связана с наличием
капитала (не только в денежной форме) и
направлена на решение задач, связанных
с осуществлением операций обмена товаров
и услуг между уже существующими рыночными
структурами при использовании сложившихся
в практике форм и методов свободной
хозяйственной деятельности.

Коммерсант
— самостоятельный экономический субъект
рыночных отношений, специализирующийся
на существующих в условиях рынка видах
посреднической деятельности,
удовлетворяющей потребности общества
и конкретной личности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #

    02.09.2019195.58 Кб0м1.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по эксплуатации feron tm22
  • Мануал по 1cd ftv
  • Часы тиссот 1853 мужские инструкция по применению на русском
  • Инструкция по уходу за вязанными изделиями
  • Грунт эмаль по ржавчине инструкция по применению