Функция руководства в государственном управлении

Основные функции государственного управления

Содержание:

  • Что понимается под государственным управлением

    • Какие функции на него возложены
  • Виды функций государственного управления

    • Сколько объективно существует
  • Общая характеристика функций госуправления

Функции государственного управления – это конкретный вид воздействия государства в целом на процессы, происходящие в обществе. Функции определяются целями государства и особенностями управляемого объекта, они обеспечивают оптимальное функционирование всех сфер жизни государства и общества.

Что понимается под государственным управлением

Государственное управление – это воздействие государства на общественную жизнедеятельность с целью ее организации, сохранения, изменения.

Государственное управление осуществляет государственный аппарат, который действует от имени народа. Управление осуществляется в законодательной, исполнительной деятельности, правосудии и распространяется на общество как управляемую целостность. Именно от государственного управления зависит развитие страны в социальном и экономическом аспектах. Важную роль играет системность: она помогает достигать целей, осуществлять качественное управление, продуктивно взаимодействовать субъектам и объектам.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Государственное управление имеет следующие цели:

  • социально-экономические (управление упорядочивает жизнь общества, действует в соответствии с интересами граждан, имеет целью достижение экономического благосостояния, построение и поддержание необходимых экономических отношений);
  • политические (управление политическими силами, осуществление деятельности, которая совершенствует структуры государства и общества);
  • обеспечительные (обеспечение прав и свобод граждан, соблюдения законов, порядка и безопасности в обществе, уровня благополучия);
  • организационно-правовые (формирование такой правовой системы, которая помогает государству достигать целей и решать поставленные задачи).

Признаки государственного управления:

  • управление осуществляется при помощи государственной власти: правительства, органов местного самоуправления;
  • управление распространяется на всё общество;
  • управление представляет собой сложную систему: каждый из множества ее элементов преобразует и организует общественную жизнь.

Под понятием государственного управления в широком смысле подразумевается в целом регулирующая деятельность государства. Под государством здесь понимаются представительные и исполнительные органы власти, суды, прокуратуры и т. д. Субъекты в данном случае организуют и воздействуют на социальные отношения.

В узком смысле под государственным управлением понимается деятельность исполнительных органов государственной власти на уровне РФ и ее субъектов. Это деятельность президента, правительства, органов исполнительной власти РФ и ее субъектов, местных администраций. Государственное управление осуществляется с помощью соответствующей формы исполнительно-распорядительной и контрольно-надзорной деятельности.

Какие функции на него возложены

Под функциями государственного управления принято понимать виды властных, целеполагающих, организующих и регулирующих воздействий государства на общественные процессы.

Функции государственного управления

 

Основные функции:

  • анализ – необходимое условие для принятия управленческих решений, нацеленных на достижение результата. Анализ строится на использовании научных знаний, достоверных данных, учета реальных условий развития общества;
  • информационное обеспечение деятельности государственных органов: сбор, обработка, получение, анализ информации, которая нужна для осуществления управленческой деятельности;
  • прогнозирование и разработка моделей развития управленческой системы. Представление возможных состояний и изменений объекта в процессе реализации управления помогает определить результаты воздействия на общество, социальные процессы, а также эффективность работы государственных органов;
  • планирование – определение целей, задач, направлений, ресурсов, сроков, исполнителей, форм, методов исполнения, темпов, показателей развития и результативности процессов в системе управления, контроля деятельности субъекта;
  • целеполагание – процесс обоснования целей государства и субъектов государственного управления;
  • организация – формирование системы управления на основе определенных принципов, упорядочивание, приведение в систему органов государства, штата, персонала. Цель организации – надлежащее функционирование органов государственного управления;
  • распорядительство – своевременное регулирование управленческих отношений, обеспечение оптимальной государственной деятельности за счет принятия необходимых административных актов;
  • руководство – установление и принятие правил и нормативов для действий управленческих органов;
  • координация – согласование действий органов государства для достижения общих целей, надлежащего функционирования. Координационными органами могут быть государственные комитеты, федеральные министерства и другие органы исполнительной власти;
  • контроль – наблюдение за качеством деятельности управленческих органов, соответствием системы управления принятым стандартам, выявление ошибок. Контроль должен предаваться гласности, быть последовательным, обоснованным, законным и своевременным;
  • регулирование – применение определенных методов для организации системы государственного управления, установление общих требований для объектов и субъектов управления в целях обеспечения порядка, равенства в экономических отношениях, соблюдения прав и свобод;
  • учет – фиксирование информации о материальных ресурсах государственного управления, реализации управленческих отношений и решений.  

Виды функций государственного управления

По субъекту, масштабу, средствам и характеру воздействия на объект функции делятся на:

  • социально-организационные (направлены на все сферы общественных процессов, именно в них заключен смысл управленческой деятельности государства);
  • внутриорганизационные (направлены на организацию и регулирование деятельности всех структур государственного аппарата).

По содержанию и глубине действия на общественные отношения функции делятся на следующие разновидности:

  • общие (присутствуют в любом управленческом взаимодействии и отражают сущностные моменты. К ним относятся, к примеру, организация, планирование, прогнозирование, регулирование, контроль и др.);
  • специфические (проявляются в специальных областях, где необходимо действовать именно от имени государства: правоприменение, проведение выборов, перепись населения, лицензирование деятельности, регулирование особых правовых режимов, финансирование, налогообложение, регулирование труда и деятельности предприятий, кредитование и др.).

Сколько объективно существует

Перечень функций органов государственного управления официально не прописан ни в Конституции РФ, ни в законах, регламентирующих деятельность органов государственного управления. Однако большинство научных работ выделяют 12 основных функций, прописанных выше.

Общая характеристика функций госуправления

В сущности функции государственного управления обеспечивают социальное благосостояние общества, гарантию социальных прав и свобод граждан, эффективное управление государством и обществом. Каждая функция предопределена целями государства и спецификой объекта управления.

Функции государственного управления должны обеспечивать:

  • сохранность общества, целостность всех институтов, действующих на территории государства;
  • все социальные права граждан;
  • оптимальные экономические условия для производства товаров, услуг, поддержания высокого уровня жизни;
  • защиту государства, его границ, сохранение суверенитета.

Функции
государственного управления

Функции
государственного управления

это деятельность государственного
аппарата по оказанию влияния на
общественные процессы для достижения
поставленных перед государством целей.

Система
функций государственного управления
предстает как взаимосвязанная совокупность
нормативно регулируемых действий
государственного аппарата, находящаяся
под контролем уполномоченных
государственных и общественных
институтов.

При
рассмотрении вопроса о функциях
государственного управления прежде
всего необходимо четко различать функции
государства

и функции
государственного управления
.

Функции
государства

присущи государству как целостному
политическому образованию и вытекают
из необходимости сохранения суверенитета,
а также защиты и развития существующих
политической, экономической и социальной
систем. Отсюда следует, что государство
самим своим существованием реализует
политическую,
экономическую,
социальную
и
оборонительную
функции.

Политическая
функция
государства
ориентирована на поддержание
государственного суверенитета и защиту
государственных интересов в международных
отношениях. Составной частью политической
функции является функция
политического управления
,
которая осуществляется не только
государством, но и другими субъектами
политической деятельности, например
политическими партиями. Функция
политического управления состоит из
следующих аспектов:

1)
политическое обеспечение государственной
целостности и основ государственности;

2)
развитие демократизма как необходимого
условия жизнедеятельности цивилизованного
общества;

3)
формирование политической культуры
людей, сообщение им необходимых знаний
и навыков политического поведения;

4)
формирование политических идеалов,
ценностей и доктрин, их пропаганда;

5) гуманизация
общественных структур и общественных
отношений.

Экономическая
функция
государства
призвана способствовать экономическому
развитию общества, упорядочению
экономических и хозяйственных отношений,
предотвращению кризисных тенденций и
явлений в экономике, стимулированию
развития важных для государства и
общества отраслей экономики.

Социальная
функция
государства
предусматривает гармонизацию общественных
отношений, предотвращение социальных
конфликтов, создание механизмов
перераспределения национального
богатства в интересах наименее социально
защищенных групп населения. Создание,
поддержание и развитие системы социальных
услуг и социальной защиты населения
также входит в социальную функцию
государства.

Военная
(оборонительная) функция
государства
подразумевает создание и развитие
необходимых институтов, способных
обеспечить защиту суверенитета,
безопасности и территориальной
целостности государства от всех
внутренних и внешних угроз.

Функции
государственного управления

характеризуют непосредственно процесс
воздействия на общественные отношения,
необходимый для достижения целей и
решения задач государственного
управления. Выделяют общие
функции государственного управления
,
характерные для системы в целом, и
частные,
характерные для отдельных отраслей
государственного управления.

К
общим
функциям
государственного
управления
относятся:
организация, планирование, прогнозирование,
мотивация, регулирование, контроль
и
бюджетирование
.

Функция
организации

состоит в определении организационных
положений, устанавливающих порядок
управления и процессуального регулирования:
регламентов, нормативов, должностных
инструкций, требований ответственности
и т. п. Четкая организация является
необходимым условием эффективного
управления, так как позволяет упорядочить
и рационально использовать имеющиеся
в системе управления ресурсы.

Функция
планирования

выражается в постановке целей, определении
необходимых для их достижения ресурсов,
сроков и способов достижения поставленных
задач, создании механизмов поэтапного
контроля за их выполнением.

Функция
прогнозирования

тесно связана с планированием.
Прогнозирование – это выработка научно
обоснованного суждения о будущем
состоянии управляемой системы, вариантах
ее развития, путях и сроках достижения.

Функция
мотивации
,
как правило, реализуется на уровне
отдельных организаций. В сфере
государственного управления она находит
нормативное закрепление в законодательстве
о государственной гражданской службе.
В обществе в целом функцию мотивации
выполняют либо национальная идеология,
либо гражданский патриотизм.

Функция
регулирования

в государственном управлении реализуется
двояко.

В
широком смысле государство осуществляет
регулирование общественных отношений
нормативным путем, т. е. через издание
законов, подзаконных и судебных актов.
Таким образом координируется, направляется
и стимулируется деятельность участников
общественных отношений, защищаются их
законные права и интересы, производится
расстановка структурных приоритетов.

В
узком смысле государственное регулирование
осуществляется в отдельных сферах
общественных отношений с использованием
механизмов прямого и косвенного
государственного вмешательства: через
тарифы, пошлины, налоги, целевые программы,
бюджетное финансирование, государственные
заказы, банкротство, приватизацию.

Функция
контроля

в государственном управлении предназначена
для выявления отклонений управляемой
системы от заданных параметров и
дальнейшего принятия мер для приведения
ее в соответствие с ними. Контроль
следует отличать от надзора,
при котором отклонения только
констатируются, а информация о них
передается в полномочные органы. Таким
образом, контрольная функция
государственного управления заключается
в выявлении отклонений и корректировке
управленческих воздействий. Контроль
в государственном управлении должен
отвечать требованиям оперативности,
гласности, объективности и целесообразности.

Функция
бюджетирования

в американской теории и практике
государственного управления признана
главной функцией управления государством.
В основе теории бюджетирования лежит
представление о том, что любое
вмешательство государства в общественные
отношения может быть осуществлено лишь
при наличии соответствующего бюджетного
финансирования
.
Поэтому любое государственно-управленческое
решение может быть в конечном счете
сведено к решению о финансировании либо
нефинансировании того или иного проекта
из бюджетных средств. Для рационализации
процесса расходования бюджетных средств
в 50-е гг. XX
в. в США была введена в практику
государственного управления система
«планирование – программирование –
бюджетирование» (СППБ). Таким образом,
американское государственное управление
перешло к применению на практике
принципов системного подхода к составлению
государственного бюджета. СППБ требовала
от государственных органов детализации
программных целей и показателей оценки
результатов, прогнозирования расходов
на пять лет вперед, проведения специальных
работ, анализирующих издержки и выгоды.
По такому же пути пошла и Россия: в 2007
г. государственный бюджет России был
принят на три года (2008–2010 гг.). В нас­тоящее
время в контексте стратегического
развития страны до 2020 г.появляется
возможность прогнозирования расходов
на пять лет.

Формы
и методы государственного управления

Формы
государственного управления

это устойчивые способы организации и
совокупности приемов и методов, с помощью
которых система управления достигает
поставленных целей.

Государственное
управление характеризуется большим
разно­образием форм и применяемых
методов. Обобщенно выделяют две группы
форм государственного управления:
правовые
и
организационные.

1.
Правовые
формы государственного управления

включают в себя следующие действия:
издание нормативных правовых актов,
заключение договоров, регистрацию,
лицензирование, применение мер
административного воздействия. Применение
правовых форм всегда предполагает
наступление определенных юридических
последствий. Действия субъекта управления
при применении правовых форм носят
императивный и формально определенный
характер.

2.
Организационные
формы государственного управления

охватывают: принятие управленческих
решений (стратегических и тактических),
определение путей и средств их реализации,
принятие оперативных мер реагирования
на кризисные ситуации.
Организационные формы характеризуются
гибкостью применения, предполагают
проведение широкого спектра мероприятий.
Итогом применения организационных форм
управления зачастую является управленческое
решение, которое впоследствии приобретает
правовую форму.

Организационные
и правовые формы государственного
управления тесно взаимосвязаны и на
практике взаимно дополняют друг друга.
Правовые формы нуждаются в организации
их осуществления, организационные формы
имеют правовые последствия.

Методы
государственного управления

– это способы воздействия государственных
органов на общественные процессы и
деятельность государственных структур
в пределах их компетенции в установленном
порядке.

Через
методы государственного управления
непосредственно осуществляются функции
государственного управления и достигаются
цели и задачи государственного управления.

Существует
две основные группы методов государственного
управления: методы
функционирования органов государственной
власти

и
методы
обеспечения реализации целей и функций
государственного управления
.

Методы
функционирования органов государственной
власти

непосредственно связаны с реализацией
целей и задач государственного управления.
Они содержат механизмы взаимодействия
субъекта и объекта государственного
управления и реализации компетенции
органов управления для решения задач
в соответствии с их полномочиями.

По
характеру воздействия на объект
управления методы функционирования
органов государственной власти делятся
на методы
прямого административного воздействия

и методы
косвенного регулирующего воздействия
.

Методы
прямого административного воздействия

включают в себя методы правового
регулирования
,
убеждения,
принуждения,
публичного
администрирования

и государственного
контроля
.

1.
Метод правового регулирования

предполагает совершение юридически
значимых действий через предоставление
прав и наложение обязанностей, а также
возможности выбора вариантов поведения
в рамках правовых норм.

2.
Метод убеждения

характеризуется широким арсеналом
средств воздействия на человеческое
сознание, которые может применять
государственная власть. Здесь находят
применение технологии public
relations,
пропаганда, авторитет власти, мотивация
должностного поведения. Следует отметить,
что по воздействию на общество убеждение
дает, как правило, гораздо больший эффект
нежели карательно-принудительные
методы.

3.
Метод принуждения

в современной теории государственного
управления трактуется как вынужденный,
необходимый в ряде сфер, например в
правоохранительной деятельности.

4.
Метод
публичного администрирования

охватывает сферу государственного
строительства, формирования и
функционирования властных структур и
правовой системы. Под администрированием
здесь понимается система мер, практикуемых
государственными органами для реализации
их управленческих функций. Публичный
характер администрирования означает,
что деятельность государственных
органов осуществляется в общественных
интересах, гласно, прозрачно и на
общественные средства (государственное
имущество, налоги, финансы).

5.
Метод государственного контроля

подразумевает деятельность уполномоченных
государственных органов по обеспечению
соблюдения законов и других правовых
актов.

Методы
косвенного регулирующего воздействия

включают в себя методы воспитания,
демократизации
управления
,
размещения
государственных заказов
,
налогообложения
и т. д.

Методы
обеспечения реализации целей и функций
государственного управления

отличаются значительным разнообразием
и могут быть структурированы следующим
образом.

Административные
методы
составляют
основу деятельности исполнительной
власти. Их суть заключается в воздействии
на объект управления с целью побудить
к соблюдению установленных норм.
Посредством административных методов
функционирует механизм реализации
властных полномочий субъекта управления,
включающий в себя властную вертикаль,
действующую на основе субординации, и
обязательность исполнения распоряжений
вышестоящего уровня управления.
Невыполнение руководящих указаний
влечет за собой применение санкций.

Административные
методы предполагают прямое управленческое
воздействие на объект управления путем
издания нормативного акта, распоряжения,
команды, предписания, через которые
выражается воля субъекта управления.
Административное воздействие должно
быть обязательно юридически обосновано
и четко определено по объекту воздействия
и применяемым методам.

Социально-политические
методы управления
включают
в себя разнообразные методы воздействия
на общество и общественные отношения,
начиная с создания системы социальной
защиты населения и заканчивая
пропагандистскими акциями. Ключевую
роль в развитии демократических
институтов и формировании гражданского
общества играют выборы как главный
механизм воздействия общества на систему
государственного и муниципального
управления.

Экономические
методы государственного управления

в Российской Федерации основываются
на конституционных положениях,
провозглашающих равенство всех форм
собственности и возлагающих на государство
обязанность обеспечения свободы
экономической деятельности и поддержки
конкуренции.

К
экономическим методам государственного
управления относятся: приватизация;
проведение налоговой, бюджетной,
финансовой политики; материальное
стимулирование; бюджетные трансферты;
субвенции; поддержка депрессивных
территорий; целевые программы и т. п. В
процессе применения экономических
методов регулирования важно не допускать
негативного, тормозящего воздействия
на экономическое развитие общества.

Оперативно-исполнительные
методы
заключаются
в праве органов исполнительной власти
принимать подзаконные акты, а также
обеспечивать контроль за исполнением
уже принятых.

Методы
подбора и расстановки управленческих
кадров
имеют
большое значение для эффективности
системы государственного управления.
Следует заметить, что в современных
принципах кадрового подбора государственного
аппарата уже заложено противоречие. В
некоторых странах система гарантий для
госслужащих включает механизмы их
несменяемости, что, в свою очередь,
порождает кадровый застой в системе
государственного управления и может
приводить к весьма негативным последствиям.
Российская система государственного
управления унаследовала от советского
периода принцип подбора кадров
госслужащих, где зачастую главным
критерием является не профессиональная
пригодность, а лояльность в отношении
вышестоящего руководителя. Прямое
следствие подобной практики –
безответственность на уровнях управления,
растущая неэффективность системы
управления.

Методы
контроля
включают
в себя предварительный, текущий и
последующий контроль, выборочную
проверку, документальную и фактическую
ревизии. Следует отметить, что без
действенных и независимых механизмов
контроля построить эффективную систему
управления практически невозможно.

Социально-психологические
методы управления
пересекаются
с методами убеждения и политтехнологическими
методами. Они также воздействуют
непосредственно на сознание людей для
формирования целевых установок,
ценностных ориентиров, социальной
идентификации.

Политтехнологические
методы управления
предполагают
использование пропаганды, методик
public
relations
и скрытого манипулирования общественным
сознанием. Политические технологии
получают все более широкое распространение,
хотя могут привести и к подмене реальных
управленческих решений в системе
государственного и муниципального
управления политическими технологиями.

Контрольные
вопросы

1. Что такое субъект
и объект государственного управления?

2. В чем состоит
универсальная цель государственного
управления?

3. Каковы основные
принципы государственного управления?

4.
Что представляют собой общие функции
государственного управления?

5.
Какова взаимосвязь правовых и
организационных форм государственного
управления?

6. Какие существуют
методы государственного управления?

Соседние файлы в папке МС

  • #
  • #

    23.02.2015162.43 Кб7Соотношение законодательства о муниципальной службе и трудового законодательства.ppsx

  • #

Функции государственного управления

Автор статьи

Татьяна Васильевна Болотова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

Задать вопрос автору статьи

Общая характеристика функций государственного управления

Все государства имеют свои отличительные особенности, природные ресурсы, финансовые капиталы и интеллектуальный потенциал. Если государственное управление организовывается на должном уровне, то и экономическое и социальное развитие страны также будет налажено. Организация государственного управления строится на основе различных социальных институтов, а также представителей власти и территориального устройства страны.

Государственное управление осуществляется путем выполнения государственными органами функций в различных сферах: законодательной, исполнительной и судебной. Так, именно через определение функций государственного управления познается сущность того или иного государства, так как без взаимодействия с обществом деятельность любой страны теряет свой смысл.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Определение 1

Функции государственного управления – это основные направления деятельности органов государственной власти, призванные обеспечить нормальное функционирование сфер жизни общества и государства.

Замечание 1

Функции государственного управления отличаются своей многогранностью и в некоторой степени являются зависимыми от определенной цели, поставленной в соответствующей сфере государственного управления.

Виды функций государственного управления

Весь перечень функций государственного управления достаточно широк, что позволяет в контексте данной статьи осветить лишь часть таких функций, являющихся основными. Так, к основным функциям государственного управления относятся:

  • информационное обеспечение, которое заключается в том, что для осуществления государственными органами управления производится сбор, обработка, анализ необходимой информации;
  • моделирование и прогнозирование, состоящее в предвидении новых тенденций развития государственного управления, используя при этом профессиональный опыт и практику управления, позволяющем определить те или иные последствия процессов, происходящих в социуме, а также будущее страны в целом;
  • планирование служит определению необходимых направлений, темпов для развития определенных процессов государственного управления, реализации экономических, военных, социальных, культурных и других функций;
  • организация, складывающаяся из формирования определенных принципов для обеспечения целостного действия государственного управления, включающая в себя производство действий и принятие решений, которые обеспечивают надлежащее функционирование органов государства;
  • распорядительство, означающее регулирование отношений управления, которые возникают в связи с осуществлением полномочий органами государства, в оперативном порядке путем принятия различных правовых актов (приказов, указаний, распоряжений, правил, инструкций, руководств и т.п.);
  • руководство, состоящее из установления определенных нормативов и правил по поводу того, как должны вести себя органы управления (должностные лица и служащие);
  • координация, включающая процесс согласования деятельности органов управления государства для того, чтобы был достигнут консенсус в определении направления целей и задач управления;
  • контроль связан с установлением факта того, что состояние системы управления признано соответствующим или несоответствующим требуемым стандартам и тому уровню, который является общепризнанным, а также с наблюдением за тем, чтобы государственное управление было качественным, соответствовало принципам целесообразности и законности;
  • регулирование, предусматривающее использование определенных способов и методов для управления государством в ходе организации целостной системы управления, а также устанавливающее общеобязательные требования и процедуры для объектов и субъектов с целью обеспечить общественный порядок, безопасность, права и свободы граждан.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 02.09.2022

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Демократический стиль руководства основы
  • Руководство по пользованию витафоном
  • Урсофальк инструкция по применению цена в казахстане
  • Руководство умвд уфы
  • Pelvifine pelvic muscle trainer инструкция на русском