Функция руководства в политической системе общества

Главная функция политической системы
общества — управление обществом, функция
политического руководства государством.
Она проявляется в определении
стратегических целей и перспектив
общественного развития, в выработке и
реализации политического курса.

Интегративная функция преследует цель
консолидации общественно-политического
строя, достижения динамической
стабильности общества в целом и
составляющих его систем.

Регулятивная функция направлена на
упорядочение и регламентацию политического
поведения и политических отношений в
государстве. Она связана с выработкой
и обоснованием эталонов общественно
приемлемого поведения людей. 

Воспитательная функция проявляется в
том, что политическая куль­тура
способствует интеллектуальному развитию
личности, расширению ее кругозора за
счет уже устоявшихся и вновь полученных
политических знаний. Особенно сильное
воспитательное воздействие на личность
оказывает политическая культура и том
случае, если усвоение знаний сопряжено
с формированием устойчивого интереса
к политической жизни, выработкой
определенных установок на
общественно-политическую деятельность
и находит затем выражение в повышении
социальной активности личности,
определении ею своего места и активной
роли в жизни общества.

Политическая система отражает состояние
общества, включая экономические условия
его существования, социальную и
национальную структуру, демографические
и экологические процессы, уровень
образования населения, состояние
общественного сознания, всю
духовно-идеологическую жизнь, международное
положение. Через политическую систему
выявляются и аккумулируются основные
группы социальных интересов, выстраиваются
социальные приоритеты, что получает
затем закрепление в политике.

4. Типы политических систем, определяемые господствующими производственными отношениями и классовой структурой общества.

Там, где отношения между элементами
политической структуры носят
взаимопроникаю­щий, взаимообуславливающий
характер, формируются органические
систе­мы. Именно они создают целое,
свойство которого больше суммы свойств
его частей. Там же, где происходит простое
соединение качеств, возникают суммативные
системы, порождающие целое, свойство
которого равно сумме свойств его частей.

Целостность и суммативность — понятия
друг — друга исключающие, т.е. политической
системе на 100% целостной не присущи
признаки суммативной и наоборот. Поэтому
можно представить некоторую шкалу, где
стопроцентная целостность совпадает
с ноль-процентной суммативностью.
Системность как свойство нарастает по
мере развития системы от суммативности
к целостности. При этом основное
системообразующее правило выглядит
так: пока права целого больше прав его
частей, целое сохраняет свою целостность;
как только права частей становятся
больше прав целого, оно теряет свою
целостность, превращается в суммативное
и, в конце концов, перестает быть целым.

14.
Место и роль государства в политической
системе общества. Соотношение государства
и политических партий
.(
Еремеева С)

Политическая
система общества
 –
это совокупность взаимодействующих
государственных и негосударственных
организаций, которые связаны между
собой нормами и отношениями
политико-правового характера.

Структура:

  1. субъекты
    политической системы;

  2. политическое
    сознание – теории, убеждения, которые
    определяют осуществление политической
    деятельности;

  3. политические
    отношения, которые появляются между
    субъектами в процессе осуществления
    государственной власти;

  4. политическая
    деятельность, направленная на
    функционирование, развитие политической
    системы;

  5. политические
    и правовые нормы, правила поведения,
    которые регулируют самые важные
    отношения в процессе организации и
    реализации политической власти;

  6. политическая
    культура, которая представляет собой
    систему ценностей, применяемую для
    регулирования функционирования внутри
    системы.

Субъекты:

  1. государство;

  2. политические
    партии;

  3. общественные
    организации и объединения;

  4. политические
    движения;

  5. церковь;

  6. органы
    местного самоуправления.

Функции
политической системы:

  1. выработка
    целей развития общества, планирование;

  2. определение
    стратегического развития общества;

  3. политическая
    интеграция общества;

  4. регулирование
    политических процессов;

  5. соблюдение
    интересов разных социальных групп
    общества;

  6. создание
    единого влияния на социально важные
    отношения.

Государство –
это орган власти, который активно
использует санкции наказания и поощрения
за нарушение или исполнение установленных
правовых норм, правил, установленных
обществом. В политической системе
общества государство занимает ведущее
место. Оно призвано организовывать
управление обществом. Государство
является силой, которая объединяет
общество, разделенное на этнические и
культурные, профессиональные группы,
классы.

Политическая
партия

— это организация, имеющая структуру
(руководящие органы, региональные
отделения, рядовые члены), выражающая
интересы тех или иных общественных
классов, социальных слоев, групп,
объединяющая наиболее активных их
представителей, ставящая, как правило,
своей задачей завоевание политической
власти для осуществления определенной
программы, социальных, экономических,
политических преобразований, достижение
неких целей и идеалов.

Политическая
партия

— организованная группа единомышленников,
представляющая интересы части общества
и ставящая своей целью их реализацию
путем завоевания государственной власти
или участия в ее осуществлении.

Различают
партии, ставящие целью завоевание власти
демократическим путем, участием в
парламентской деятельности, и партии,
которые ставят задачей насильственные
преобразования общественного строя,
насильственный захват власти.

По
участию в делах государства можно
различать не только парламентские, но
и правящие партии, которые уже получили
и осуществляют власть. Партия осуществляет
свою власть главным образом через «своих
людей», своих членов, которых она
расставляет на важнейшие государственные
посты.

В
крайних случаях взаимодействие партии
и государства приводят к такой политической
системе, которая может быть определена
как «партийное государство»: функционирует
одна господствующая партия, ее идеология
становится государственной идеологией,
происходит сращивание партии и
государственного аппарата. Руководитель
партии превращается в фактического
главу государства, важнейшие решения
принимаются в партийных структурах и
лишь оформляются государственными
институтами. В партийном государстве
все другие общественные организации
также подпадают под партийный контроль
и политическая система становится
тоталитарной системой.

Антиподом
политической системы типа партийного
государства являются многопартийные,
плюралистические политические системы,
где важнейшие государственные решения
принимаются демократически.

В
этих системах государство свои отношения
с парламентскими партиями строит, как
правило, по такой схеме: сформированные
как правовые требования притязания тех
или иных классов, социальных групп
становятся предметом рассмотрения в
ходе законодательного процесса при
соблюдении политических, правовых норм
и процедур.

15.
Форма государства: понятие, структурные
элементы.
(Зайцева
Ю и Соболева А)

Форма
государства
 –
это совокупность его внешних признаков,
порядка и способов организации высших
органов власти, реализации политической
и государственной власти.

На
форму государства могут оказывать
влияние следующие факторы:

  1. социально-экономические,
    культурные;

  2. исторические,
    национальные и религиозные традиции;

  3. природные
    и климатические условия;

  4. расстановка
    политических сил и т. д.

Чтобы
иметь более полное представление о
форме конкретного государства, необходимо
проводить анализ его структурных
элементов:

1) форма
правления – организация высших
государственных органов, порядок их
образования, структура, полномочия,
взаимодействие с населением, а также
друг с другом. Основные формы правления:
монархия и республика;

2) форма
государственного устройства – отражает
политико-территориальную организацию
государственной власти, определяет
взаимоотношения между центральной и
местной властью. По форме устройства
государства разделяются на унитарные,
федеративные, конфедеративные;

3) государственно-правовой
(политический) режим – представляет
собой совокупность приемов, способов,
методов, средств осуществления власти.
Основные типы политических режимов:
авторитарный, демократический,
тоталитарный.

Таким
образом, форма государства определяет:

  1. порядок
    формирования органов государственной
    власти;

  2. структуру
    государственных органов;

  3. особенность
    территориальной самостоятельности
    населения;

  4. характер
    взаимоотношений органов государственной
    власти друг с другом;

  5. специфику
    отношений государственных органов и
    населения;

  6. приемы,
    способы, методы осуществления политической
    власти.

В
соответствии с указанной выше
классификацией элементов государства
рассмотрим форму современного Российского
государства.

Российская
Федерация в соответствии с Конституцией
(ст. 1) является демократическим
федеративным правовым государством с
республиканской формой правления.

В
результате можно выделить характерные
черты государственного
строя Российского государства:

  1. демократизм;

  2. федерализм;

  3. республиканская
    форма правления;

  4. разделение
    властей;

  5. политическое,
    идеологическое многообразие;

  6. признание
    и гарантирование Основным Законом
    государства местного самоуправления;

  7. государственный
    суверенитет, носитель которого –
    многонациональный народ Российской
    Федерации;

  8. правовое
    государство;

  9. социальный
    характер, в соответствии с ним политика
    государства сориентирована на создание
    условий, которые обеспечивают человеку
    достойную жизнь и свободное развитие.

Российская
Федерация является полупрезидентской
республикой.

По
своему государственному устройству
Российское государство является федерацией,
которая построена на следующих характерных
признаках федерализма:

  1. добровольное
    вхождение в состав Федерации субъектов
    РФ;

  2. равноправие
    субъектов Российской Федерации;

  3. самоопределение
    народов, наций и национальностей;

  4. государственная
    целостность;

  5. разграничение
    полномочий между федеративными органами
    государственной власти РФ и органами
    власти субъектов Российской Федерации
    и др.

  1. Форма
    правления государства: понятие, виды
    и их характеристика.

Форма правления-это
организация верховной власти государства,
характеризующаяся ее источником,
взаимоотношениями органов государства
между собой и населением. Основными
формами правления, которые существовали
в различные исторические эпохи, являются
монархия и республика.

Несмотря на все отличия монархических
форм государства, следует выделить их
общие черты, которые вполне можно
определить как «юридические свойства
монархии»:

Монархия
переводе с греческого языка данный
термин означает единовластие. Однако
монархия — это не просто власть одного,
а в современном понимании власть
наследуемая.

1) бессрочное, т. е. пожизненное, пользование
властью;

2) занятие трона по наследству или по
праву родства;

3) представительство во внешних сношениях
не по поручительству (мандату), а по
собственному праву;

4) безответственность главы государства
(в Швеции в 1809 г. был принят закон о форме
правления, где говорится, что «поступки
короля не подлежат нареканию»).

Известны две ее формы: абсолютная
(неограниченная) и ограниченная.

Основной признак абсолютной монархическойформы правления — отсутствие каких-либо
государственных органов, ограничивающих
полномочия монарха. Ей свойственны
наличие постоянной армии во главе с
монархом и государственной казны с
системой постоянных податей, с зачатками
таможенной системы, господство дворян,
управляющих с помощью особой касты
чиновников и полицейских. Ликвидируются
или приходят в полный упадок сословные
представительные учреждения, утверждается
политическое и гражданское бесправие
народа.

Ограниченные монархии:
сословно-представительная (в эпоху
феодализма) и конституционная в двух
разновидностях — дуалистической и
парламентарной (в эпоху капитализма).

Форма, при которой власть главы государства
ограничена сословно-представительными
органами (Земский собор в России,
Парламент в Англии, Генеральные штаты
во Франции, кортесы в Испании и т. д.).

Конституционная монархия возникает в
период становления буржуазного общества
и представляет собой такую форму
правления, при которой власть монарха
ограничивается представительным
органом, что закрепляется, как правило,
в конституции, утверждаемой парламентом.
Монарх не вправе ее изменить.

Если в абсолютной монархии конституция
и парламент отсутствуют, разделения
властей не существует, вся полнота
власти сосредоточена в руках единоличного
главы государства — монарха, то в
дуалистической государственная власть
носит двойственный характер. Фактически
и юридически власть разделена между
правительством, формируемым монархом,
и парламентом, который законодательствует.
Управление страной осуществляет монарх,
перед которым (а не перед парламентом)
несут ответственность министры.
Правительство образуется независимо
от партийного состава в парламенте.
Дуализм заключается в том, что монарх
преимущественно выражает интересы
феодалов, а парламент представляет
интересы буржуазии и других слоев
населения.

В парламентарной монархии король
царствует, но не правит; правительство
формируется парламентом из представителей
определенных партий (или партии),
получивших большинство голосов на
выборах, и ответственно только перед
ним; лидер партии, обладающей наибольшим
числом депутатских мандатов, становится
главой правительства; законодательные
акты принимаются парламентом и формально
подписываются монархом; в законодательной,
исполнительной и судебной сферах власть
монарха фактически символична.

Таким образом, монархии как форме
правления присуще общее свойство:
сосредоточение верховной власти в руках
одного лица — главы государства, который
получает эту власть по праву наследования,
причем пожизненно (до его совершеннолетия
управляет государством регент или
регентский совет).

В современных условиях есть такие
нетипичные монархии
, где глава
государства не пожизненный и не
наследственный, а избирается через
определенный промежуток времени.
Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты
(ОАЭ) выборы монарха проводят раз в пять
лет.

Это сближает монарха с президентом, а
форма правления приближается к
республиканской. Однако оба названных
государства являются, несомненно,
монархиями, так как главой государства
может быть избран только один из
правителей его составных частей. В
Малайзии из 13 монархов 9 являются
наследственными, они образуют Совет
правителей и избираются по очереди по
особому списку. Фактически по форме
правления это государство является
парламентарной монархией. В отличие от
Малайзии, в ОАЭ по существу функционирует
коллективный монарх в лице Высшего
совета семи эмиров, который обладает
всей полнотой власти. Национальное
собрание назначается эмирами и имеет
лишь консультативный характер. Таким
образом, этим монархиям присущ
республиканский признак — систематическая
выборность главы государства.

Республика (от лат. res
publico,
 общественное
дело) — это такая форма правления, при
которой государственная власть
осуществляется выборными органами,
избираемыми населением на определенный
срок.

Парламентарная республика
разновидность формы правления, при
которой значительная роль в организации
государственной жизни принадлежит
парламенту. Правительство формируется
парламентским путем из числа депутатов,
принадлежащих к тем партиям, которые
имеют большинство голосов в парламенте,
оно ответственно перед ним, правомочно
осуществлять управление страной до тех
пор, пока пользуется его доверием. В
противном случае правительство либо
уходит в отставку, либо через главу
государства добивается роспуска
парламента и назначения новых парламентских
выборов.

Главной функцией парламента являются
законодательная деятельность и контроль
за исполнительной властью, разработка
и утверждение государственного бюджета,
определение основных направлений
социально-экономического развития
страны, решение вопросов внешней
политики.

Глава государства в таких республиках
избирается парламентом либо специальной
коллегией выборщиков. Он обладает
довольно широкими полномочиями: имеет
право роспуска парламента; обнародует
законы; издает указы; назначает главу
правительства; является главнокомандующим
вооруженными силами и т. д.

Глава правительства (председатель
совета министров, премьер- министр,
глава кабинета министров) назначается,
как правило, главой государства, а
отвечает за свою деятельность перед
парламентом.

Президентская республика
разновидность формы правления, при
которой президент либо совмещает
полномочия главы государства и главы
правительства в одном лице (США), либо
непосредственно участвует в формировании
состава правительства и назначает его
главу. Парламент не вправе отправить в
отставку как правительство в целом, так
и отдельных его членов. Избирается
президент внепарламентским путем,
обладает более широкими, чем в
парламентарной республике, полномочиями
главы государства: объявляет чрезвычайное
положение; утверждает законы путем их
подписания; председательствует на
заседаниях правительства; назначает
членов Верховного Суда и т. д. Президент
не может распустить парламент. Отношения
между ним и парламентом строятся на
системе сдержек и противовесов.

Итак, общими юридическими свойствами
республиканской формы правления
являются:

1) ограничение власти главы государства,
законодательных и исполнительных
государственных органов конкретным
сроком;

2) выборность главы государства и других
верховных органов государственной
власти;

3) ответственность главы государства в
случаях, определенных законом;

4) представительство им интересов
государства в международных отношениях
по поручению избирателей;

5) обязательность решений верховной
государственной власти для всех других
государственных органов;

6) преимуществе

Аннотация содержания темы

После изучения темы обучающиеся боле глубже познают природу политической деятельности и политических процессов, протекающих в государстве. Ознакомятся с понятием и элементным составом политической системы общества, ее функциями и видами политических систем согласно различным основаниям классификации. К роме того студенты изучат состояние политической системы современного российского общества и роль ее институциональных элементов в управлении делами государства.

Вопрос № 1. Понятие и элементы политической системы общества

Понятие политической системы является одним из самых расплывчатых и полемичных вопросов не только в государствоведении, но и даже в политологии, не смотря на обилие научных исследований в данном напровлении.
Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих различных элементов (подсистем) в рамках, через или посредством которых протекают политические властные отношения.
Из определения видно, что политическая система, впрочем как и любая другая система, состоит из нескольких компонентов (подсистем):
1. Институциональный компонент – это государство, политические партии, общественные организации, органы местного самоуправления и другие виды политических объединений, политические лидеры, должностные лица и т. д.
Данный компонент от того и носит такое название, что является главным, так как именно перечисленные субъекты вступают во властные политические отношения и без них вообще невозможно существования политической системы.
2. Субстанциональный компонент. Обозначает сущность политической системы и заключается в политических общественных отношениях, складывающихся по поводу захвата, удержания или осуществления государственной власти.
Именно любое политическое явление имеет своей целью захватить, удержать или осуществлять власть в государстве, поэтому государственно-властные отношения и составляют сущность любого политического отношения, а стало быть, и политической системы в целом.
3. Нормативный компонент. Включает в себя политические нормы, в том числе и позитивного права, политические традиции, обычаи и другие социальные нормы, регулирующие политические отношения государства.
Данный компонент регламентирует политические процессы, протекающие в обществе. В большинстве случаев регулирование осуществляется по средствам правовых норм, но политика это такая сложная система, которая только нормативно-правовыми актами обойтись не может, и поэтому здесь сохраняют большое значение устоявшиеся в обществе правила поведения в виде обычаев, традиций и т. д.
4. Субъективный элемент. Отражает отношение людей к политической действительности в государстве. Состоит названный компонент из политического сознания, представляющего идеологические и психологические элементы системы. Политическое сознание представляет собой единую, целостную систему идей, взглядов, оценок, чувств, эмоций, отношений представляющих собой субъективное отношение индивидов, социальных групп и общностей к действующему или желаемому государственному руководству, другим явлениям политической действительности, к поведению людей в сфере политических отношений.
На политическое сознание граждан могут влиять различные факторы, в том числе харизма политических лидеров, поведения политических деятелей и другие элементы которые казалось бы не имеют существенного значения.
5. Объективный элемент. Состоит из объективных экономических, социальных, национальных, исторических и других детерминантов, которые оказывают влияния на политические процессы в стране. Носят они объективный характер, поскольку не зависят от воли и сознания людей.
Все элементы политической системы имеют большое значение и оказывают взаимопроникающее воздействие, а соответственно неотделимы друг от друга.

Вопрос № 2. Функции политической системы общества

Функции политической системы общества – это детерминированные социальными, экономическими, национальными и другими условиями существования политической системы, ее основные направления воздействия на общество.
Выделяют следующие функции политической системы общества.
1. Функция политического руководства обществом.
Как мы говорили главное, устойчивое, субстанциональное ядро политической системы, т. е. ее сущность заключается в осуществлении государственной власти. Властные же отношения предполагают установление (властным субъектом) для общества (подвластных) правил поведения. Соответственно в рамках политической системы происходит руководство обществом и государством. В этом и заключается главное предназначение политической системы общества.
2. Ориентирующая функция.
В процессе политического руководства или даже при ведении борьбы за власть, правящий класс, политические партии и другие субъекты властных отношений (в зависимости от того или иного политического режима в стране) определяют дальнейшие пути общественно-государственного развития, определяют цели к которым необходимо стремиться, а соответственно ориентируют общество к тому или иному варианту поведения, выступая, в каком то смысле, идеологическим маяком к которому необходимо стремиться. Например, в СССР таким маяком было коммунистическое государство, в Российской Федерации – это правовое государство.
3. Функция политизации общества.
Данная функция заключается в вовлечении как можно большего количества людей и их объединений в политические процессы страны, участии в политической жизни государства, посредствам политического воспитания граждан, повышении политической культуры общества, приобщении индивида к политическим ценностям, привития чувства уважения к государственной власти, приобретении знаний в области политики и т. д.
4. Регулятивная функция.
Заключается в выработке и установлении социальных норм в политической сфере общества. Тем самым устанавливаются правил (должного, возможного и запрещенного) поведения для субъектов политических отношений. По средствам политических норм в итоге достигается упорядочивание социальных связей между различными субъектами политической системы.
5. Охранительная функция.
Любое установленное правило поведения нуждается в закреплении, а если потребуется и в немедленном исполнении мер ответственности в той или иной сфере (в данном случае в политической сфере общества). По этому, чтобы установленные нормы не стали простым пожеланием необходимы меры ответственности и аппарат способный данные меры осуществить в действительности. Таким аппаратом в политической системе выступают органы государства (например, принудительная ликвидация политической партии, деятельность которой направлена на насильственное изменение основ конституционного строя), политические партии (например, правящая партия имеющая большинство голосов в Государственной Думе может выразить не доверие правительству) или само общество (например, отзыв депутата представительного органа власти).
6. Функция эволюционного отбора.
Предполагается, что в процессе политической борьбы на законных основаниях или наоборот революционным путем, во властные структуры попадают лучшие представители общества. Лучшими на разных этапах развития общества являются либо экономически состоятельные лица, либо обладающие непревзойденными ораторскими и руководящими качествами, либо (идеальный вариант) наиболее образованные и опытные граждане.
Борьба за власть ни когда не была легкой. Лицам желающим захватить или удержать власть приходиться прилагать необычайные усилия, чтобы добиться своей цели. Весь этот процесс, «постоянной борьбы», длится несколько лет, в результате которой и происходит своеобразный отбор наиболее приспособленных лиц к управлению делами общества. Слабые же выбрасываются из политической жизни.
7. Стабилизирующая функция.
В обществе существует множество социальных групп, классов и, конечно же, индивидов, каждые из которых обладают собственным мнением, имеют свой интерес, порой антагонистический. В результате политической борьбы и осуществлении власти данные интересы сталкиваются, возникают социальные конфликты дестабилизирующие общество. Поэтому политическая системы и призвана осуществлять роль стабилизирующего фактора устанавливая, как мы уже сказали, правила поведения и ответственность за их нарушения.
Политическая система в этом отношении сплачивает общество, умеряя столкновение классов. В этом проявляется закон диалектики – единства и борьбы противоположностей. По этому, борьба различных интересов не только не тормозит развитие политической системы общества, а наоборот согласно закону диалектики помогает развиваться. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений политической жизни, движущей силой их изменений.
Кроме того данная функция не только помогает консолидировать общество но и обеспечивает стабильность того или иного политического режима в стране.
8. Коммуникативная функция.
Обеспечивает процесс коммуникации между различными субъектами политической системы в процессе отношений складывающихся в политической сфере общества. Общение осуществляется не только между разноуровневыми субъектами (государственные органы и граждане, например), но и между одноуровневыми субъектами. Коммуникативная функция служит вспомогательной, для реализации вышеназванных функций.
9. Функция социальной адаптации.
Иногда в политической жизни государства возникают резкие кардинальные изменения (смена политического лидера или даже политического режима и политической направленности государства) которые могут происходить посредством революционного переворота или другими более легальными способами. Но даже и постепенные реформы вызывают у общества потрясение и неопределенность в политической обстановке, так как человек всегда привыкает к той или иной ситуации и любые изменения вызывают определенные катаклизмы. Все эти негативные моменты и помогает снимать адаптивная функция политической системы общества. В данном случае политическая системы помогает адоптироваться обществу к новым политическим реалиям, новой политической действительности с помощью регулирующего, охранительного, коммуникативного и другого воздействия на общества.
10. Мобилизационная функция.
Заключается в концентрировании, распределении и максимальном использовании ресурсов общества для осуществления политической власти в государстве.

Вопрос № 3. Виды политической системы общества

В литературе выделяют множество оснований классификации политических систем.
1. В зависимости от государственного режима, политические системы можно подразделить на:
1.1. Демократические;
1.2. Антидемократические (тоталитарные и авторитарные).
Данное деление основано на том итоговом политическом состоянии, которое существует в государстве и характеризует политическую обстановку той или иной страны .
2. Национально-религиозные детерминанты позволяют говорить о политических системах:
2.1. Христианских государств;
2.2. Мусульманских стран;
2.3. Арабских стран и т. д.
Понятно, что данная классификация показывает расстановку национальных и религиозных факторов и политических сил в государстве.
3. В зависимости от общественно-экономической формации выделяют:
3.1. Политическую систему рабовладельческого общества;
3.2. Политическую систему феодального общества;
3.3. Политическую систему буржуазного (капиталистического) общества;
3.4. Политическую систему социалистического общества.
Каждый вид вышеназванных политических систем отличает исторически сложившийся способ производства.
4. По территориально-географическим факторам делят:
4.1. Политические системы азиатских стран;
4.2. Политические системы европейских стран;
4.3. Политические системы североамериканского региона и т. д.
В основе этой классификации лежит метод географического детерминизма: предположение, что широким фактором в развитии общества являются географические условия (климат, ландшафт, размер территории страны) основателем которого является Ш.Л. Монтескьё.
5. Исходя из взаимодействия с внешней средой предопределяют политические системы:
5.1. Открытого типа;
5.2. Закрытого типа .
Закрытые политические системы неохотно контактируют с внешней средой, другими политическими системами, развиваются самобытно и не допускают вмешательства других систем их ценностей и ориентиров. Такие системы самодостаточны (например, политические системы социалистических стран или высоко религиозных государств). Открытые системы наоборот готовы к взаимообмену ценностями и ресурсами. Развиваются, как правило, такие системы параллельно все вместе.
6. В зависимости от степени культурной дифференциации и секуляризации политические системы подразделяются на (Дж. Пауэлл):
6.1. Примитивные;
6.2. Традиционные;
6.3. Современные.
«Примитивные системы обладают минимумом структурной дифференциации, национальное целое для них остается без внимания; преобладает «приходская культура». Традиционные системы имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в плане политических позиций характеризуются «культурой подчинения». Люди знают, что существуют политические институты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях. Традиционные структуры подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические (империя инков, Англия при Тюдорах, Эфиопия и др.) и феодальные политические системы. Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном и в культурном плане. Они обладают и политическими структурами (развитыми) и политическими инфраструктурами (партии, движения, группы давления, средства массовой коммуникации). При такой системе функционирует уже не «культура подчинения», а «культура участия». Граждане из «подданных» становятся «участниками». Раньше они были жертвами решений, поступавших на «выход» системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс обсуждения, требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направлять и поправлять политические действия. Современные системы подразделяются на секуляризованные города-государства (ограниченная дифференциация) и на мобилизационные системы (высока степень дифференциации и секуляризации). Сюда относятся: 1) демократические системы (где автономные подсистемы и «культура участия»); 2) авторитарные системы: управление подсистемами и культура «подчинения-участия» (радикально-тоталитарная система, консервативно-тоталитарная система, консервативно-авторитарная, авторитарно модернизирующаяся система)» .
7. По содержанию и формам управления различают системы (Ж. Блондель):
7.1. Либеральные демократии (ориентированы на свободу индивидов в политической сфере государства);
7.2. Коммунистические системы (ставят главной задачей построения общества равноправных граждан живущих без государства);
7.3. Традиционные системы (опираются на правление экономически господствующего класса и неравноправное (имущественное и статусное) положения граждан в обществе;
7.4. Популистские политические системы (опираются на авторитарные методы управления и более равноправное (по сравнению с традиционными) распределение благ;
7.5. Авторитарно-консервативные (ставящие своей целью сохранения неравенства общества и ограничения доступа населения к власти) .
8. Исходя из типа политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса можно структурировать следующие политические системы:
8.1. Англо-американская;
8.2. Европейско-континентальная;
8.3. Доиндустриальная;
8.4. Частично индустриальная;
8.5. Тоталитарная.
9. Согласно классификации С.Н. Айзенштадта рассматривается шесть типов политической системы:
9.1. примитивные системы,
9.2. патримониальные империи,
9.3. кочевые или завоевательные империи,
9.4. феодальные системы,
9.5. централизованные бюрократические империи,
9.6. современные системы (демократические, автократические, тоталитарные) .
10. В зависимости от места и роли государства в политической системе В.В. Радаев и О.Н. Шкартан разделяют политические системы:
10.1. Этакратическую;
10.2. Демократическую .
Этакратической была советская политическая система. В ее рамках повседневная жизнь людей, их жизненные стратегии обусловливались жестким государственным регулированием, которое определяло возможности действия как в публичной, так и в приватной сфере (этакратия — власть государства). Этакратическая система поддерживалась нормализующими и контролирующими механизмами власти. Она воспроизводилась нормативными документами, идеологическими кампаниями, механизмами государственно организованного социального контроля, средствами массовой информации . Демократическая напротив противоположна этакратической системе.

Вопрос № 4. Место государства в политической системе общества

Государство в политической системе занимает центральное место. Оно одновременно выступает ведущим субъектом политической системы, поскольку, во-первых, обладает суверенитетом, т. е. независимостью и самостоятельностью по отношении к кому либо. Во-вторых, только государство одно обладает правом применения силы – все остальные либо получают данное право от государства, либо вообще им не обладают. В-третьих, как мы писали в предыдущих лекциях, политика переводиться с греческого как искусство управления государством и обществом, в связи с чем все другие институциональные элементы политической системы именно стремятся обладать государственной властью, осуществлять власть в своих интересах. Поэтому вся политическая система как бы вертится во круг государства.
Территориально политическая система совпадает с государством, однако по элементному составу она шире государства. Но не надо соотносить политическую систему с государством как целое и часть. Государство больше чем часть политической системы. Так скажем если в политической системе отсутствует какой либо другой институциональный элемент (например, профсоюзы) то она все равно будет существовать и вполне нормально функционировать. И здесь профсоюзы выступают только частью политической системы. Если же из политической системы удалить государство, то попросту не будет и самой политической системы или по крайне мере она будет не полноценной.
Кроме того другие элементы политической системы могут не взаимодействовать между собой (например, партии и религиозные организации), но все они без исключения так или иначе поддерживают коммуникацию с государством.
Более того от государства и зависит в итоге тип политической системы, поддержание того или иного итогового политического состояния государства, нормальное и напротив деструктивное функционирование политической системы, регулирование политических отношений в стране и в этом ракурсе государство можно рассматривать даже шире политической системы.
Все сказанное позволяет заключить, что государство и связанные с ним властные отношения по поводу управления им составляют ядро политической системы, выступает в виде главных, глубинных и в тоже время, всепроникающих пластов политической системы общества.

Вопрос № 5. Роль других институциональных элементов в функционировании политической системы общества

Политические партии.
Согласно федеральному закону «О политических партиях» политической партией признается общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
В Российской Федерации признается политический плюрализм и существует множество официально зарегистрированных партий, одна даже имеет абсолютное большинство в парламенте. Однако, представляется, что в Российской Федерации в истинно идеологическом и психологическом аспектах не существует ни одной партии. Народ устал от политических баталий и абсолютное большинство населения России уже не верит ни кому. Многие даже не стремятся вникать в сущность политических процессов страны.
И в этом по большей своей части виноваты сами партии. Правильно по данному поводу замечает В.М. Сырых: «Оторванные от политических интересов населения, партии основной формой своей политической деятельности избрали участие в формировании представительных органов Федерации и ее субъектов и получение депутатских мандатов. Именно в период предвыборной кампании политические партии просыпаются от «спячки» и с целью привлечения на свою сторону избирателей активно пропагандируют ряд популярных среди населения лозунгов, не предлагая конкретных путей их воплощения в реальной жизни» .
Процесс образования в Росси истинно многопартийного общество еще только начинается и думается он будет долгим и тернистым, тем не менее, хочется надеяться, что у нас все таки будет истинно многопартийное общество с равнозначными политическими партиями которые отстаивают интересы народа и выступают действенной сдерживающей силой произвола государства.
Местное самоуправление.
Местное самоуправление – это самоорганизация населения для решения всех дел местного значения под свою ответственность .
Если в государстве существует действительно действенное местное самоуправления, то можно с уверенностью сказать, что в данном государстве процветает демократия. К сожалению про Россию так сказать нельзя. Пока наше самоуправление является государственным управлением не смотря на то, что в Конституции Российской Федерации в статье 12 провозглашается самостоятельность местного самоуправления от государства.
Местное самоуправление создается для регулирования местных вопросов и по этому это один из важных субъектов политической системы.
Общественные объединения.
Федеральный закон «Об общественных объединениях» определяет общественное объединение как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Непосредственного участия в политической деятельности, в отличии от политических партиях, общественные объединения не принимают однако оказывают на власть косвенное, а иногда даже и прямое воздействие так как являются институтами гражданского общества.
Религиозные организации.
Религиозным объединением в Российской Федерации согласно федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
– вероисповедание;
– совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
– обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Если на первый взгляд может показаться, что религиозные организации стоят в стороне от политики, то это далеко не так. Уже издавна различные религиозные группы занимали и стремились занимать ведущее место в управлении делами общества и государства. На современном этапе происходит секуляризация общества. Однако не только церковь стремиться влиять на власть, сама власть напротив желает заручиться поддержкой религиозных общин, так как религия была и остается мощным духовно-нравственным рычагом воздействия на людей. Необходимо также отметить, что наоборот антирелигиозное общество теряет сплоченность, нравственное саморегулирование и переживает духовный упадок, что ведет к глобальным и серьезным катаклизмам. Государство, поэтому не должно оставаться в стороне от религиозного воспитания граждан, что помогает добиваться внутреннего единства этноса, повышение его духовно-нравственного самочувствия, патриотизма, увеличение его толерантности к происходящим время от времени внутренним проблемам государственной жизни и, конечно же, предсказуемости и стабильности правомерного поведения граждан.
Профсоюзы.
Законодательство Российской Федерации в федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» определяет профсоюз как добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
К сожалению профсоюзов, у нас в Российской Федерации на сегодняшний момент единицы и даже они мало действенны. Созданный же общероссийский профсоюз скорее защищает интересы государства и руководство данного профсоюза, чем работников.
Необходимо только отметить, что профсоюз один из мощных рычагов гражданского общества защищающий права работников и отстаивающий их интересы в борьбе с экономически господствующим классом.
Преступные сообщества.
Многие вообще не выделяют преступные сообщества в качестве институционального элемента политической системы общества и признают только правомерные формы объединения граждан. Мы же поддерживаем мнение В.М. Сырых , что влияние преступных организаций на политические процессы во всем мире и во все времена настолько велико, что их нельзя не учитывать при характеристике и анализе политической системы страны.
И это действительно так. Преступные организации зачастую имеют не только чисто уголовный и экономический интерес, а порой и сугубо политический.
Под преступным сообществом следует понимать сплоченную организованную группу людей, созданную для совершения правонарушений в обществе.
Такие сообщества специально создаются для лоббирования своих интересов во властных структурах, либо для внедрения своих членов на государственные должности или вовсе на свержение существующей власти, государственного строя, политического режима. И история знает не мало ярких таких примеров.
Все сказанное позволяет говорить, что при ведении политической деятельности преступные сообщества не только необходимо признавать в качестве институционального элемента политической системы, но и учитывать их влияние на власть и всячески подавлять их действия.

Вопрос № 6. Общая характеристика политической системы Российской Федерации

Политическая система Российской Федерации в настоящее время находиться не в лучшем состоянии своего развития, хотя и переживает определенный подъем. Это вызвано следующими причинами:
1. Политическая безграмотность граждан, а в связи с этим и их политическая пассивность, крайнее не желание принимать участие в политической жизни государства.
2. Несовершенство политического законодательства, отражение правовыми нормами преимущественно классовых интересов. Законодательство России построено таким образом, что бы народ как можно меньше влиял на политическую конъюнктуру страны.
3. Отсутствие местного самоуправления. Вернее сказать, что оно продекларировано и органы местного самоуправления яко бы созданы и функционируют. Но то, что у нас называют местным самоуправлением является не чем иным как придатком государственной власти полностью и всесторонне ей подчиненным. Сама этимология слова местное самоуправление (самостоятельно, не зависимо от государства) предполагает решение всех местных вопросов населением муниципального образования самостоятельно. На деле за нас все решает государство.
4. Отсутствие как таковых институтов непосредственной демократии. Это подтверждает тот факт, что за всю историю после распада СССР (более 18 лет) было проведено всего лишь два общероссийских референдума. А ведь глобальных изменений в политической обстановке в стране было не мало (например, передача части островов Японии, изменении порядка выборов депутатов Государственной Думы, изменение порядка назначения глав субъектов Российской Федерации, монетизация льгот и т. д.) и при этом мнения народа посредствам референдума никто не спросил, все было решено политической элитой самостоятельно, в угоду их собственных интересов.
5. Существование и активная деятельность в государстве незаконных, вредительских организаций которые систематически в угоду своих экономических интересов лоббируют принятие тех или иных решений, а боле того занимают руководящие посты в государстве.
Список недостатков российской политической системы можно было бы легко продолжить, однако представляется, что они более чем очевидны. Необходимо принимать активные меры по их устранению и главной задачей государства и общества в целом является политизация общества, повышения политического воспитания народа, приобщение всех слоев населения к властной политической деятельности государства, а иначе мы можем остаться без своего государства, все деградируя и деградируя превращаясь в послушных холопов политической верхушки.

Текущая страница: 14 (всего у книги 45 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]

Политической системе присущи свои, собственные функции. Это функции:

1) политического руководства обществом и управления его делами – главная функция, так как отражает назначение политической системы;

2) интеграции, т. е. интеграционная функция. Ее назначение – объединять различные структурные элементы политической системы в единое целое;

3) регулятивная предназначена для регламентации политического поведения и политических отношений в обществе и использует политические нормы и принципы. Регулятивная функция определяется системой политических ценностей, которые утвердились в обществе и отражают политические идеи, убеждения, взгляды и т. д.;

4) политико-идеологическая, призванная проводить в жизнь определенные концепции, теории, лозунги, привлекательные для населения, но выражающие прежде всего интересы тех, кто стоит у власти. Эта функция реализуется в сети политических институтов, политических связей и отношений, которые устанавливаются между различными компонентами политической системы.

Среди функций политической системы называют также информационную, возложенную в первую очередь на СМИ; мобилизационную, которая включает максимальное использование ресурсов общества в соответствии с целями и программами его развития; дистрибутивную, которая предполагает распределение функциональной нагрузки между различными политическими институтами и компонентами политической системы, а также распределение ресурсов и ценностей в обществе; поддержание нормальной жизнедеятельности политической системы и обеспечение ее повседневного действия и дальнейшего развития.

Таким образом, решение политической системой множества задач обусловливает разнообразие ее функций. Ведущими, или приоритетными, считаются функции: политического руководства и управления делами общества; интеграционная; регулятивная. Остальные функции производны от этих трех функций и дополняют их.

Функционирование политической системы выражается в политическом процессе, под которым понимается совокупная деятельность всех субъектов политических отношений, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы, опосредствующей публичную власть (проф. Л.С. Мамут). Обычно в политическом процессе выделяют четыре стадии:

1) конституирование политической системы;

2) воспроизведение компонентов и признаков политической системы;

3) принятие и исполнение политико-управленческих решений;

4) контроль за функционированием политической системы.

Первая стадия – конституирование присуща не только формирующейся политической системе, но и всем другим. Политическая система постоянно возобновляется, например во время выборов представительных органов власти, референдума. Эта стадия является исходной для других стадий.

Стадия воспроизведения компонентов и признаков политической системы – повторение установившихся элементов этой системы, т. е. на данной стадии обновляется, изменяется политическая система, ее отдельные компоненты, связи с другими подсистемами. Не существует единых, универсальных для всех эпох и стран средств и способов воспроизводства политической системы, однако именно на этой стадии происходят пересмотр, уточнение и обновление действующего законодательства, регулирующего деятельность политической системы или ее компонентов.

Стадия принятия и исполнения политико-управленческих решений составляет сердцевину других стадий политического процесса. Здесь важно иметь в виду, что в дифференцированном обществе не может быть политически нейтральных решений, поскольку они строго детерминируются волей и интересами субъектов политических отношений.

И наконец, стадия контроля дополняет и завершает политический процесс. Контроль предполагает корректировку функционирования политической системы в соответствии с волей и интересами ее субъектов и участников политического процесса. Контроль в определенной мере осуществляют в процессе отчетно-перевыборных собраний, при выявлении общественного мнения и др. Создаются специальные институты контроля за политической системой. Это – государственные органы контроля, в том числе финансового, органы ревизии, партийного, общественного контроля в общественных объединениях, контроль населения, избирателей, санкции, которые налагаются на отдельных исполнителей решений, и т. д. Важную роль в этом механизме играют органы прокуратуры и судебные органы. Например, в суд можно обжаловать решения, нарушающие избирательные права граждан, действия избирательных комиссий и др. Институт наблюдателей и доверенных лиц кандидатов в депутаты, в президенты также представляет собой форму контроля за функционированием политической системы.

Стадией контроля не завершается политический процесс. Он спиралеобразный, и вслед за этой стадией начинаются первая стадия, вторая и т. д. Иначе говоря, пока существует политическая система, непрерывно происходит политический процесс.

Коммуникативная подсистема политической системы предполагает как отношения внутри этой системы, так и вовне, при этом как отношения, основанные на нормах права, так и неформальные отношения, не закрепленные в нормах права. Неформальные отношения существуют между государственным аппаратом и представителями бизнеса, союзами промышленников, банков. Они оказывают существенное влияние на политическую жизнь общества и облик политической системы, ее функционирование. Данная подсистема включает и поддержание международных связей с другими государствами, политическими партиями, международными организациями и т. д.

Политическая система выступает в единстве всех указанных подсистем, которые тесно взаимосвязаны и не могут функционировать, если хотя бы одна из подсистем не работает надлежащим образом. В совокупности они определяют политическую активность населения, других компонентов системы, свидетельствуют о приобщении всех субъектов к политической культуре, их ориентированности на определенные взгляды, теории, идеологию.

8.3
Государство в политической системе

Государство занимает важное место в политической системе. Вокруг государственной власти складываются политические отношения и связи. Овладение государственной властью ставят своей задачей многочисленные политические партии и движения.

Особое место и роль государства в политической системе обусловлены свойствами государства, какими не обладает ни одно структурное звено этой системы. В частности, государство:

1) объединяет абсолютно все население, проживающее на его территории, независимо от национальной, социальной, профессиональной и иной принадлежности;

2) выражает общие интересы общества, является официальным представителем общества в целом;

3) определяет основные направления развития и функционирования общества;

4) вправе принимать властные решения, которые распространяются на всех, кто находится на его территории;

5) обладает государственным суверенитетом, т. е. верховенством, единством и независимостью от какой-либо иной власти;

6) является носителем политической власти и распространяет свою юрисдикцию на соответствующую территорию;

7) располагает специальным аппаратом управления и принуждения: судебными органами, армией, тюрьмами, другими карательными органами и учреждениями. Это придает государству реальную силу. Никакие другие органы, кроме государственных, не вправе применять принуждение в отношении всех граждан;

8)  располагает широким арсеналом средств воздействия на граждан, юридических лиц и др. в целях подчинения их своим предписаниям. Это и меры убеждения, и принуждения, и договорные формы, и рекомендации, и поощрения, и меры контроля и надзора и др. Государство также определяет процедуры осуществления другими компонентами политической системы своей деятельности, границы последней, например порядок участия в избирательных кампаниях.

Одновременно государство использует так называемое социальное партнерство, т. е. привлекает к своей деятельности для сотрудничества негосударственные объединения, в том числе союзы предпринимателей, религиозные организации, профсоюзы и др. Тем самым расширяется социальная база государства и усиливаются процессы демократизации последнего.

Таким образом, государство обладает единством законодательных, управленческих, судебных и контрольных полномочий, и это единственная полновластная организация на территории страны. Другие субъекты политической системы не обладают подобными свойствами и полномочиями. Их власть распространяется только на членов данного объединения (политической партии, корпорации и др.), они могут применить принуждение только в отношении своих членов, выражают интересы объединившихся людей, наконец, они не вправе принимать общеобязательные акты, поскольку их решения касаются только членов конкретного объединения. Не обладают они и правом взимать налоги и другие обязательные платежи: их члены уплачивают лишь добровольные членские взносы. Они не наделены суверенитетом, напротив, подчиняются тому режиму правовых отношений, который устанавливает для них государство.

Государство является собственно политической организацией и частью политической системы. В литературе ведется спор о том, правильно ли считать государство главным, ключевым, центральным звеном политической системы. По мнению М.Н. Марченко и С.А. Комарова, правильнее говорить, что государство особое, а не главное звено политической системы. Главным звеном они считают личность.

Кроме того, рассмотрение государства как главного звена политической системы привело бы к смешению государства с такими разнопорядковыми явлениями, как экономические, социальные, идеологические основы политической системы. Однако эти доводы вряд ли убедительны. Представляется, что государство можно отнести к центральному, главному звену политической системы. Подчеркивание же особого места государства в этой системе, по существу, и означает выражение особости в его главной роли среди других элементов.

8.4
Государство и общественные объединения

Взаимоотношения государства и общественных объединений служат важнейшим показателем демократичности государственной власти. Если государство стремится к сотрудничеству с общественными объединениями, обеспечивает их свободное развитие и функционирование, гарантирует их самостоятельность в решении внутриорганизационных проблем, то такое государство следует оценивать как демократическое, поскольку оно гарантирует и реально обеспечивает важнейшее право человека – право на объединение в различные союзы, организации, творческие корпорации и т. д. для выражения и защиты своих интересов и достижения общих целей. Право на объединение относится к важнейшим правам человека. Так, во Всеобщей декларации прав человека (1948) закреплено: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию» (ст. 20). Аналогичное право закреплено в ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950). Там, в частности, записано: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов» (ст. 11). Это право не подлежит каким-либо ограничениям, кроме тех, которые:

а) предусмотрены законом;

б) необходимы в демократическом обществе;

в) могут быть ограничены: интересами государственной или общественной безопасности, предотвращением беспорядков и преступлений, охраной здоровья и нравственности населения, защитой прав и свобод других лиц.

Согласно Конституции РФ: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов» (ст. 30).

Право на объединение включает в себя следующие правомочия:

1) создавать на добровольной основе общественные объединения;

2) вступать в существующие объединения;

3) воздерживаться от вступления в какие-либо объединения;

4) беспрепятственно выходить из любых объединений.

Отношения государства и общественных объединений носят двусторонний характер. Это означает, что государство определяет правовое положение общественных объединений, пределы их деятельности, объем полномочий и т. д., а общественные объединения участвуют в определении политики государства, в различных политических кампаниях, в контроле за деятельностью государственных органов. Например, в Российской Федерации общественные объединения используют широкие политические права и свободы, участвуют в выборах в представительные органы власти, в органы местного самоуправления, проводят митинги, демонстрации, собрания, уличные шествия и т. д.

В литературе выделяют три главных направления сотрудничества государства и общественных объединений:

информирование государством общественных объединений о состоянии дел в той или иной сфере жизни общества, в том числе о принимаемых государственными органами решениях;

совместная деятельность государства и общественных объединений в решении социально значимых проблем, например избирательная кампания, охрана окружающей среды, охрана общественного порядка, охрана труда, охрана памятников культуры и др.;

законотворчество и правотворчество: через депутатов и партийные фракции общественные объединения воздействуют на процесс правотворчества, изучают общественное мнение, проводят общественную экспертизу законопроектов, других нормативных правовых актов, организуют общественную экспертизу в области экологии, проводят благотворительные мероприятия и др.

Государство же, в свою очередь, контролирует:

1) законность деятельности общественных объединений, в том числе путем регистрации их уставных документов, надзора за тем, чтобы их деятельность не выходила за пределы уставных целей и задач;

2) законность источников доходов данных объединений; уплату ими установленных налогов, если они подлежат налогообложению.

Оно может приостановить деятельность общественных объединений или их ликвидировать, а также запретить (по решению суда).

Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» (с послед. изм.) общественное объединение представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставных документах формирования.

Таким образом, законодательством выделяются следующие признаки общественного объединения: а) добровольность создания, формирования или вступления в уже существующее объединение; б) самоуправление собственными делами, т. е. государство не вправе вмешиваться в деятельность объединения, если оно не нарушает законодательство; в) некоммерческий характер деятельности, т. е. общественное формирование не должно ставить целью извлечение прибыли из своей деятельности; г) инициатива граждан в создании общественного объединения; только граждане или негосударственные юридические лица могут создавать общественные объединения, но не государственные органы и не органы местного самоуправления; д) основа объединения – общность целей и интересов.

В отличие от ранее действующего законодательства ныне общественные объединения могут как регистрироваться, так и не регистрироваться в органах юстиции. Незарегистрированное общественное объединение не приобретает прав юридического лица и не вправе участвовать в избирательных кампаниях.

В Российской Федерации предусмотрена возможность создания следующих шести видов общественных объединений:

общественная организация;

общественное движение;

общественный фонд;

общественное учреждение;

орган общественной самодеятельности;

политическая партия.

Из названных видов только общественные организации и политические партии основаны на членстве, остальные объединения состоят из участников, не имеющих членства.

Членами и участниками общественных объединений могут быть как физические лица – российские граждане, так и иностранцы и лица без гражданства, а также юридические лица – общественные объединения. Создаются общественные объединения по инициативе не менее трех лиц, достигших совершеннолетия (18 лет). Для молодежных организаций установлен возрастной ценз их членов и участников в 14 лет, а для детских организаций – 8 лет. Органы государственной власти и местного самоуправления не могут быть учредителями или участниками общественных объединений.

Общественные объединения имеют довольно широкие права. Среди них – право свободно распространять информацию о своей деятельности; проводить митинги, демонстрации, пикетирование; участвовать в выработке решений государственных органов; учреждать свои средства массовой информации; иметь собственность и др.

Среди обязанностей наиболее значительные – соблюдать законодательство, ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества, а также о продолжении своей деятельности, представлять регистрирующему органу годовые и квартальные отчеты о своей деятельности, допускать представителей этого органа на проводимые общественным объединением мероприятия и др.

Как уже указывалось, государство не может вмешиваться в деятельность общественных объединений, если они не нарушают законов. В то же время государство: 1) обеспечивает соблюдение прав и интересов общественных объединений; 2) оказывает им поддержку, которая может выражаться в предоставлении налоговых льгот, в целевом финансировании отдельных общественно полезных программ по заявкам общественных объединений; 3) может заключать договоры на выполнение различных работ и оказание услуг, на выполнение государственных заказов и др.

Все вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, решаются государством с участием соответствующих объединений или по согласованию с ними.

В случаях нарушения Конституции РФ, действующего законодательства нарушения прав и интересов граждан, систематического осуществления мероприятий, противоречащих уставу, деятельность общественного объединения может быть по решению прокуратуры или регистрирующего органа приостановлена на срок до шести месяцев. Данное приостановление влечет для общественного объединения следующие юридические последствия. Ему запрещается:

организовывать митинги, шествия, демонстрации;

принимать участие в избирательных кампаниях;

иметь СМИ;

использовать банковские вклады, кроме выплат по заработной плате аппарату, и др.

Деятельность общественного объединения может быть прекращена в следующих двух случаях: самороспуска и по решению суда.

Последнее означает одновременно запрет данного объединения.

8.5
Государство и политические партии

В политической системе политические партии играют существенную роль. В государствах, где устанавливается многопартийность, чаще всего утверждается режим демократии.

В зарубежной и отечественной литературе существует много определений понятия «политическая партия». В них нередко подчеркивается, что основное назначение партии – участие в выборах в представительные органы. Например, политической партией является любая политическая группа, принимающая активное участие в проведении выборов и имеющая благодаря этому возможность проводить своих кандидатов в государственные учреждения.

Или подчеркивается назначение политических партий – представлять интересы различных социальных групп и общностей. Например, в учебнике проф. В.В. Лазарева и доц. С.В. Липеня по теории государства и права политическая партия определяется как организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Иногда в определении понятия «политическая партия» указывается, что это стабильная иерархическая организация, состоящая из обладающих одинаковыми политическими убеждениями лиц, которые совместно работают над достижением своих целей, имеющих идеальный (модель общества) или материальный (личные выгоды) характер. Основные цели партии так или иначе связаны с осуществлением власти в политических системах.

В российском Законе «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. (с послед. изм.) политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (ст. 3). Главные цели политической партии: а) формирование общественного мнения; б) политическое образование и воспитание граждан; в) выражение мнения по вопросам общественной жизни и доведение его до широкой общественности и органов государственной власти; г) выдвижение кандидатов в депутаты, участие в выборах и в работе представительных органов.

Таким образом, важнейшими признаками политической партии являются:

1) участие в политической жизни, в том числе в государственном управлении;

2) стремление овладеть государственной властью и учреждениями, реализующими государственную власть;

3) связь с избирательной системой – участие в выборах представительных органов власти;

4) форма организации социальных групп и слоев населения;

5) носитель определенной идеологии и форма политического обучения масс;

6) средство рекрутирования и продвижения отдельных индивидов в политические лидеры.

Эти признаки и определяют функции политических партий, среди которых выделяют следующие:

а) социального представительства;

б) борьбы за государственную власть;

в) идеологическую;

г) кадровую;

д) политической социализации, т. е. включенность личности в политику и обеспечение стабильности и преемственности в развитии общества;

е) разработки и осуществления политического курса, что, однако, зависит от положения партии в политической системе – является ли она правящей или оппозиционной.

Между политическими партиями и государством существуют тесные связи и разнообразные формы взаимодействия. Так, и государство, и политические партии – политические организации. Они непосредственно связаны с понятием государственной власти: только государство непосредственно осуществляет государственную власть, а партии ставят целью приход к государственной власти. Вместе с тем они сохраняют по отношению друг к другу большую автономию. Но при тоталитарном режиме нередко происходит слияние государственного аппарата и партийного и одна партия является не только правящей, но и государственной.

Формы взаимодействия государства и партий заключаются в следующем.

1. Участие в формировании выборных представительных органов государственной власти. Это предполагает, что все политические партии в той или иной степени участвуют в организации избирательных кампаний, в выдвижении своих кандидатов в депутаты, поскольку в демократическом обществе единственным средством овладения государственной властью служит победа на выборах.

2. Участие в формировании политического курса государства определяется заинтересованностью партии в проведении выгодной для данной партии и ее сторонников политики. Это относится и к правящей, и к оппозиционной партиям. Возможностей у правящей партии всегда больше. Но и оппозиционные партии имеют определенные возможности для такого влияния. Например, путем: а) участия в предвыборных дискуссиях, дебатах, где выражаются подходы партии к решению тех или иных актуальных проблем; б) обнародования предвыборных платформ, программ; в) подготовки и продвижения на государственные посты своих лидеров; г) формирования общественного мнения и при его помощи давления на государственные органы и курс политики государства.

3. Влияние на процесс законотворчества, правотворчества исполнительных органов и правоприменительной деятельности государственных органов.

Эта форма выражается во внесении предложений о принятии новых законов, иных нормативных правовых актов, об отмене существующих; в использовании права законодательной инициативы через своих депутатов, другие каналы, а также путем давления через общественное мнение на исполнительные и правоохранительные органы.

4. Контроль за государственными органами и процессом управления страной, здесь также используются разнообразные пути, в том числе и общественное мнение.

Государство, в свою очередь, воздействует на политические партии по следующим каналам:

а) регулирует посредством законодательных и иных актов статус политической партии, ее регистрацию, т. е. устанавливает правовые рамки деятельности;

б) регламентирует их участие в избирательных кампаниях, например путем определения порядка выдвижения кандидатов в депутаты, участия наблюдателей в работе избирательных комиссий и т. д.;

в) решает вопросы о конституционности партий через Конституционный Суд;

г) контролирует финансовую деятельность партий, налогообложение их предприятий; соблюдение запрета использовать политическими партиями средств на предвыборную кампанию от иностранных государств, иностранных юридических лиц и иностранных граждан.

Это так называемое внешнее регулирование деятельности партий. Внутреннее регулирование осуществляется самими партиями в своих уставах, положениях, иных актах партийных органов, в которых определяется структура партии, ее цели и задачи, партийная дисциплина и др.

Рассматривая вопрос о типологии партии, следует отметить, что общественные объединения типа партий возникли еще в Древней Греции и Древнем Риме.

Немецкий социолог М. Вебер выделял три этапа (ступени) в формировании политических партий:

аристократические группировки (XVI–XVII вв.);

политические клубы (XVIII–XIX вв.);

современные массовые партии (XIX–XX вв.).

Первые две ступени считаются предысторией политических партий, а в развитой форме выступают лишь массовые организации. По Веберу, процесс становления и развития политических партий связан неизменно со стремлением политически активных людей к власти, к занятию государственных должностей и к извлечению выгод из своего положения.

Первой политической партией считается созданная в Англии в 1877 г. Либеральная партия, которая в настоящее время не играет значительной роли в политической жизни страны.

Существующие современные партии разнообразны как по идеологии, социальному составу, внутреннему устройству, так и по методам деятельности.

Типология партий позволяет выяснить:

во-первых, чьи интересы выражает партия, какие цели ставит;

во-вторых, ограничивает ли она свою деятельность только выборами или стремится стать постоянным участником политического процесса;

в-третьих, на каких принципах строит свою деятельность и какие методы считает для себя приемлемыми;

в-четвертых, каковы взаимоотношения членов партии со своей организацией.

Принято классифицировать партии по следующим основным критериям:

1. По социальному признаку, т. е. тем интересам, которые они выражают. Соответственно выделяют классовые и межклассовые (смешанные) партии, например крестьянские, рабочие, предпринимательские и др.

2. По идеологической ориентации партии делят на либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, национально-патриотические, религиозные и др., например Христианско-демократическая и Социал-демократическая партии Греции, КПСС, Консервативная и Лейбористская партии Великобритании и др.

3. По составу партий французский политолог М. Дюверже (1870–1914) предложил различать кадровые и массовые партии. Состав кадровой партии ограничивается партийными функционерами или фиксированное членство вообще отсутствует: к членам партии причисляют тех, кто голосует за нее на выборах, либо поддерживает ее материально, или участвует в проводимых ею собраниях, митингах и других мероприятиях.

Массовые же партии имеют фиксированное членство, более централизованны, существует жесткая зависимость членов от первичных организаций. Отбор политических лидеров в таких партиях многоступенчатый, а члены партийных фракций в парламенте строят свою деятельность в зависимости от партийных решений.

4. По месту в системе власти партии могут делиться на правящие и оппозиционные. Правящая партия победила на выборах, поэтому имеет большинство мест в парламенте и своих представителей в важнейших государственных органах. Оппозиционные партии противостоят правящей партии и критикуют ее политику. Помимо того, выделяют парламентские и внепарламентские партии. Первые имеют своих представителей в парламенте, хотя они могут быть и неправящими, а вторые – участвовали в борьбе за парламентские места, но не получили их.

5. По используемым методам: со времен Великой французской революции принято деление партий на левые, правые и центристские. Левые партии обычно используют радикально-революционные методы борьбы и тяготеют к коммунистической или социалистической идеологии. Правые партии чаще всего отрицательно относятся к революционным методам борьбы и ориентируются на стабильность в обществе (консервативные, буржуазные партии). Центристские партии проповедуют умеренность в политической борьбе, компромисс, примирение полярных позиций.

Существуют и другие типологии партий.

В литературе принято понятие «партийная система», которое характеризует положение политической партии в обществе, ее взаимоотношения с другими партиями, политику по отношению к различным слоям общества и т. д. Для построения типологий партийных систем применяется, как правило, количественный критерий.

Выделяют системы однопартийные (например, в СССР была только одна партия – КПСС); двухпартийные (например, в США за власть постоянно борются две партии – Республиканская и Демократическая, а в Великобритании – Консервативная и Лейбористская партии); многопартийные (например, в Германии и Франции). Здесь нет доминирующих партий, и к власти могут прийти любые партии, особенно в коалиции с другими.

Многопартийные системы считаются образцом демократии. Вместе с тем они – свидетельство противоречий в обществе и наличия полярных интересов.

Политологи отмечают следующие тенденции в развитии деятельности партий:

1) повсеместное падение влияния партий на массы, что объясняется их отрывом от масс, неумением правильно определить стратегию деятельности, бюрократизацией партийного аппарата;

2) интенсивный поиск путей влияния на СМИ, компьютерные системы;

3) изменение методов борьбы для левых партий: вместо стачек и забастовок они все больше используют избирательные кампании и парламентские формы работы;

4) упрощение организации структур, стремление создать гибкие системы управления партией. Некоторые партии отказываются от постоянного членства и регулярного сбора членских взносов;

я19

Политическая система общества.

Политическая система общества – это сложная, многогранная система отношений государственных и негосударственных институтов общества, выполняющих определённые политические функции.

Политическая система общества – это организованная на единой нормативно-целостной основе совокупность взаимодействий политических субъектов, связанных   осуществлением власти и социальным управлением, и отношений между ними, посредством которых осуществляется политическая власть.

Элементы политической системы:
  • политические организации,
  • политические отношения,
  • политические взгляды,
  • политические нормы.
Функции политической системы общества:
  • выявление, формирование и обоснование интересов больших социальных групп;
  • определение целей и направлений развития общества и государства;
  • участие в борьбе за власть и деятельности государства;
  • интеграция, организация и мобилизация больших социальных групп;
  • политическая социализация;
  • выдвижение политических идей, создание идеологий;
  • формирование общественного мнения;
  • выдвижение политических лидеров, подготовка кадров для государственного аппарата и политических организаций;
  • разработка законов, правил поведения и контроль за их соблюдением.

Политические подсистемы общества.

1.Институциональная (организационная).

Элементы:

  • государство,
  • политические партии,
  • общественные организации,
  • СМИ и др.

Функции:

  • представление различных по значимости политических интересов;
  • социальное управление;
  • создание социальных норм;
  • политическая социализация граждан и др.
 2.Нормативная.

Элементы: политические номы и традиции, регулирующие политические отношения.

Функции: регулирование политического процесса.

 3.Функциональная.

Элементы: средства и способы организации власти – принуждение, согласие, насилие, авторитет и др.

Функции: выбор средств и способов осуществления политической власти.

4.Коммуникативная.

Элементы: разнообразные взаимодействия субъектов политической жизни, политические отношения по поводу политической власти.

Функции:

  • передача информации и обмен ею;
  • организация политического диалога.
 4.Культурно-идееологичекая.

Элементы:

  • ценности,
  • политические идеологии,
  • политические взгляды,
  • политическая культура и др.

Функции:

  • придание смысла политическим действиям,
  • стабилизация и интеграция общества,
  • создание содержательной основы политического диалога.

Классификация политических систем.

По источнику политической власти:

  • демократическая,
  • автократическая.

 По отношению к действительности:

  • консервативная,
  • реформаторская,
  • прогрессивная,
  • реакционная.

 По характеру и направленности политического процесса:

  • командная – характерна для авторитарных и тоталитарных режимов, т.к. все управление обществом построено на централизации и жестком регламентировании;
  • соревновательная – характерна современным демократическим странам с наличием политической конкуренции, свободной системой выборов и т.д.;
  • социопримирительная – характеризуется стремлением смягчить социальное расслоение в обществе, избежать резкой поляризации.

 По взаимодействию с внешним миром:

  • открытые – способны активно взаимодействовать с внешним миром, обладают способностью восприятия ценностей других государств;
  • закрытые – характеризуются ограниченностью контактов с внешней средой, невосприимчивостью других систем ценностей.



Скачать материал

Содержание, структура и функции политической системы общества Орел 2015г.Орло...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 271 человек из 65 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Содержание, структура и функции политической системы общества Орел 2015г.Орло...

    1 слайд

    Содержание, структура и функции политической системы общества
    Орел 2015г.
    Орловский филиал РАНХиГС при президенте РФ
    Выполнил:
    Студент 12 НБОСП
    Воронцова А.В.

  • Политическая система общества - упорядоченная на основе права и иных социальн...

    2 слайд

    Политическая система общества — упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственные органы, политические партии, движения, общественные организации), в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

  • Термин «политическая система общества» обязан своим происхождением широкому р...

    3 слайд

    Термин «политическая система общества» обязан своим происхождением широкому развитию в 60-е годы ХХ в. системного метода исследований (общая теория систем Л. фон Берталанфи) и разработке на его основе теории социальной системы (прежде всего в трудах Т. Парсонса, И.Мертона, М.Леви и др.). В центре внимания советских ученых-обществоведов и ученых из социалистических стран эта тематика оказалась позже: со второй половины 60-х до конца 70-х годов. Если же заглянуть глубже в историю науки, то одним из основоположников системного подхода к политике был выдающийся древнегреческий философ Аристотель, а автором первого научного определения политики и попыток его практического применения к анализу политической реальности считается английский философ и мыслитель Т.Гоббс.

  • Структура политической системы: 


1. Политическое сообщество людей, включа...

    5 слайд

    Структура политической системы:

    1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы – несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.
    2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).
    3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.
    4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.
    5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

  • Подсистемы в структуре политической системы общества: 
1. Институциональная п...

    6 слайд

    Подсистемы в структуре политической системы общества: 
    1. Институциональная подсистема — «каркас» политической системы общества, в которую входят органы государственной власти, политические партии, общественные движения, общественные организации, средства массовой информации и пр.
    2. Регулятивная подсистема — правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, господствующие в обществе политические взгляды, воздействующие на политическую систему.
    3. Функциональная подсистема — это формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.
    4. Коммуникативная подсистема  — охватывает все формы взаимодействия между различными элементами политической системы (классами, социальными группами, нациями, индивидами)
    по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти.
    5. Политико-идеологическая подсистема — совокупность политических взглядов, идей, теорий и концепций, представлений участников политической жизни общества на основе которых возникают, формируются и развиваются различные общественно-политические институты. 

  • Наглядно, в виде таблицы, можно рассмотреть структуру политической системы об...

    7 слайд

    Наглядно, в виде таблицы, можно рассмотреть структуру политической системы общества:

  • Политическая система общества возникла для решения определенных задач. Решени...

    8 слайд

    Политическая система общества возникла для решения определенных задач. Решение их находит выражение в функциях политической системы.
    Функции политической системы:
    1. Политическое руководство обществом — управление общественными делами, целеполагание — определение целей, задач и путей развития общества;
    2. Интегративная функция направлена на согласование разнообразных интересов социальных общностей и государства.

    3. Регулятивная функция — создание особой подсистемы социально-политических норм, следование которым признается эталоном общественно приемлемого поведения.
    4. Мобилизационная функция — обеспечивает максимальное использование ресурсов общества.
    5. Дистрибутивная функция направлена на распределение ресурсов, материальных и духовных ценностей между членами общества.
    6. Функция легитимизации обеспечивает достижение необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным (общепринятым) правовым и политическим нормам.

  • 1.Функция политической коммуникации - обеспечивает связь между элементами пол...

    9 слайд

    1.Функция политической коммуникации — обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между системой и средой;
    2. Контролирующая функция — контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы; контроль конфликтов интересов различных социальных групп с целью сохранения единства и целостности общества.
    3. Мировоззренческая функция способствует выработке видения политической действительности, формирование гражданственности, политической культуры, политических убеждений, ценностных ориентаций, политического сознания, приобщение членов общества к политической деятельности.
    4. Охранительная и стабилизирующая функция обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность и стабильность политического строя;

  • Политическая система современного общества отличается чрезвычайной сложностью...

    10 слайд

    Политическая система современного общества отличается чрезвычайной сложностью, многообразием структурных элементов, функциональных характеристик и взаимосвязей. Она предоставляет одну из его подсистем наряду с экономической, социальной, политической и духовно-идеологической, благодаря этому и функционирует государство.

  • Библиографический список:

1. Василенко И.А. Политология: Учебник - M.: Юрайт...

    11 слайд

    Библиографический список:

    1. Василенко И.А. Политология: Учебник — M.: Юрайт, 2013.- 423с.
    2. Политология: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко — M.: Юрайт, 2013.- 519с.
    3. Хейвуд Э. Политология: Учебник / Пер. с англ. Под ред. Г.Г. Водолазова, В.Ю. Бельского — M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 544с.
    4. Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова — M.: Высшее образование, 2009.- 692с.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 256 549 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 27.12.2020
  • 354
  • 0
  • 27.12.2020
  • 859
  • 17
  • 27.12.2020
  • 317
  • 0
  • 27.12.2020
  • 317
  • 0
  • 27.12.2020
  • 256
  • 0
  • 27.12.2020
  • 459
  • 0
  • 27.12.2020
  • 3018
  • 14
  • 27.12.2020
  • 314
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Рапорта сотрудников на руководство
  • Инженер технолог пищевого производства должностная инструкция
  • Инструкция к телевизору starwind sw led43ua403
  • P8p67 le мануал на русском
  • Винпоцетин инструкция до еды или после