ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТНИК ЮСТИЦИИ 2 КЛАССА
Швед Андрей Иванович родился 21 апреля 1973 года в Лельчицком районе Гомельской области.
В 1996 году окончил юридический факультет БГУ по специальности «Правоведение».
В 1996–2006 годах проходил службу в органах прокуратуры – от стажера, помощника прокурора района, прокурора отдела прокуратуры города Минска, Прокуратуры Республики Беларусь до руководителя различных структурных подразделений республиканской прокуратуры.
С 2006 по 2010 год работал начальником юридического управления Государственного секретариата Совета Безопасности.
В 2010-2011 годах – заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь.
В 2012–2013 годах – первый заместитель Председателя Следственного комитета Республики Беларусь.
С 2013 по 2020 год – Председатель Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь.
Указом Президента Республики Беларусь от 9 сентября 2020 г. №341 назначен Генеральным прокурором Республики Беларусь. Ему присвоен классный чин государственного советника юстиции 2 класса.
Доктор юридических наук, доцент.
Награжден орденом Почета, орденом Отечества III степени, орденом «За службу Родине» III степени.
День работников прокуратуры отмечают в Беларуси 26 июня — в этот день исполняется 95 лет белорусскому ведомству.
Sputnik к юбилею белорусской прокуратуры попытался выяснить, чем запомнились люди, которые в свое время занимали должность генпрокурора.
Первый прокурор Беларуси
Первый генпрокурор суверенной Беларуси Николай Игнатович в данной должности проработал недолго: в 1991-1992 годах. Профессиональный юрист Игнатович вошел в историю белорусской юриспруденции и криминалистики тем, что расследовал уголовное дело о гибели первого секретаря Центрального комитета Компартии Беларуси Петра Машерова. Кроме этого, Игнатович изобличил матерого преступника, который орудовал на протяжении многих лет в Витебской области и совершил более 30 убийств.
Шолодонов и Капитан
Вторым генпрокурором суверенной Беларуси стал Василий Шолодонов, он возглавлял надзорное ведомство в 1992-1995 годах. В открытых интернет-источниках крайне мало информации о данном периоде. Ветераны правоохранительных органов называют это время «трудным и очень неоднозначным». Василий Шолодонов умер 10 лет назад после трагического случая: в результате бытовой травмы он получил сильнейшие ожоги тела, врачи почти полгода боролись за его жизнь.
Следующим белорусским генпрокурором стал Василий Капитан, он побил рекорд самого непродолжительного нахождения в должности главы надзорного ведомства — с 28 февраля по декабрь 1996 года.
Сумрачный Quasimodo
Профессиональный юрист Олег Божелко был назначен на должность генпрокурора в декабре 1996 года, до этого он несколько месяцев проработал прокурором Могилевской области. В кресле генпрокурора Божелко находился на протяжении 4 лет. Несмотря на то что это был «закат лихих 90-х», генеральный прокурор не баловал общественность заявлениями о громких уголовных делах, хотя и регулярно появлялся в Национальном пресс-центре. По свидетельству ряда журналистов, самым ярким «ньюсом» из уст Божелко была информация о том, как жена одного из политиков откусила кусок уха милиционеру.
Снят с должности Божелко был в 2000 году, в один день с председателем КГБ Владимиром Мацкевичем. В отличие от своих коллег — экс-руководителей силовых структур, Божелко не уехал в Москву и не пошел в коммерческие структуры. В одном из немногочисленных интервью он заявил, что хочет, чтобы «о нем вообще забыли».
Около 10 лет назад появилась информация о том, что высшее руководство страны подумывает вернуть Божелко на государственную службу, не то в Минюст, не то в Совет безопасности, не то в Верховный суд. Но этого не случилось. Ряд источников утверждает, что на «предварительном собеседовании» Божелко якобы «потребовал белого скакуна» и заявил, что если и вернется, то только опять на Интернациональную, 22, в кресло генпрокурора.
Из-за особенностей отношения к своему внешнему виду — генпрокурор Божелко, мягко говоря, никогда не отличался щегольством и элегантностью — его зачастую называли именем известного персонажа романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Ряд источников Sputnik высказали мнение, что «самый сумрачный» генпрокурор современной Беларуси затворник Божелко вряд ли придет на торжества, посвященные 95-летию органов прокуратуры.
Молчание «тигра» Шеймана
На посту генпрокурора внешне непритязательного, но от этого не менее амбициозного Божелко сменил генерал Виктор Шейман, который до этого был и в должности госсекретаря, и в должности главы МВД. После четырех «божелковских» лет Генеральная прокуратура под руководством Шеймана стала одним из самых закрытых ведомств страны. С 2000 по 2004 Шейман, будучи генпрокурором, не просто не дал ни одного интервью, он не провел ни одной пресс-конференции.
До сих пор в открытых интернет-источниках фамилия Шеймана употребляется рядом с так называемыми «эскадронами смерти». Генерал Шейман — «старожил» белорусского списка невъездных: ему с 2006 года запрещен въезд в США и страны Евросоюза.
Шеймана в бытность его работы в Совбезе и Генпрокуратуре называли «серым кардиналом» и одним из самых влиятельных людей в стране. Ходили легенды о его способности создать «атмосферу страха», когда у седых генералов-прокуроров тряслись руки. Его фамилия на каком-то из этапов стала нарицательной, и, к примеру, жесткую женщину у власти могли назвать «Шейман в юбке». Как следует из открытых источников, из-за особенностей характера самого «таинственного и закрытого» белорусского чиновника чаше всего называли Шерхан или Тигр.
Вместе с тем, как отмечают эксперты, самым неожиданным и запоминающимся моментом биографии «старого солдата, не знающего слов любви» Виктора Шеймана стала резкая смена имиджа. Где-то в 2010 году, работая в Администрации главы государства, он сбрил усы, закрасил седину и помолодел лет на 15. В следующем году Шейману будет 60, но эксперты уверены, что «тигр» белорусского истеблишмента никогда не прервет свое молчание — ни по поводу событий начала 2000-х, ни по поводу сбритых усов.
Long-liver fox Миклашевич
Наряду с такими «аксакалами» белорусского истеблишмента, как вице-премьер Владимир Семашко, председатель Верховного суда Валентином Сукало, спикером верхней палаты белорусского парламента Михаилом Мясниковичем, Петр Миклашевич входит в топ-10 чиновников-долгожителей. Сменив на должности генпрокурора «мистического и наводящего ужас» Шеймана, у журналистов и экспертов он стал символом «прокурорской оттепели».
Во времена Миклашевича генпрокуратура стала одним из открытых ведомств — как правило, один раз в месяц либо сам Миклашевич, либо кто-то из его заместителей проводили брифинг, на котором сообщал о наиболее резонансных уголовных делах и задержаниях чиновников. К примеру, о громком задержании гендиректора «МАЗа» Боровского Миклашевич сообщил журналистам на следующий день после того, как подписал санкцию о применении к нему меры пресечения. Причем этот ньюс был озвучен под занавес брифинга, когда журналисты были усыплены списком уголовных дел о мелких взятках в регионах.
Как отмечают эксперты, «не зря то улыбчивого, то резкого и стремительного Миклашевича в кулуарах называли не только очень опытным силовиком, но и чиновником, способным виртуозно станцевать фокстрот, если понадобится». Ряд источников утверждает, что в комплиментарном контексте Миклашевича называли «лисом».
Рокировка, или человек с особым мнением
В феврале 2008 года глава государства провел рокировку — генпрокурора Миклашевича назначил председателем Конституционного суда, освободив от этой должности возглавлявшего его более 10 лет Григория Василевича. Гражданский профессор Василевич был назначен на должность генпрокурора. Через несколько месяцев ему были вручены генеральские погоны.
На посту генпрокурора Василевич запомнился тем, что предлагал возродить практику выездных судов, публичных порицаний, кроме того, он предложил повысить требования к сотрудникам прокуратуры. Проработав чуть более трех лет в должности генпрокурора, он был отправлен в отставку. Прошло уже более 6 лет, Василевич до сих пор работает на юрфаке БГУ, в интернете до сих пор ему вспоминают «коттедж за 1,5 миллиона долларов», и до сих пор — уже более 20 лет — Васильевича называют «человеком с особым мнением».
Государственный советник юстиции 3 класса
Родился в 1968 году в г.Червонограде Львовской области (Украина).
В 1995 году окончил Украинскую государственную юридическую академию по специальности «Правоведение», в 2015 году – Академию управления при Президенте Республики Беларусь по специальности «Государственное строительство».
Принят на службу в органы прокуратуры в 1994 году стажером прокуратуры Железнодорожного района г.Витебска, а затем помощником прокурора этого же района.
В 1996-1998 годах – прокурор отдела прокуратуры Витебской области по надзору за следствием в органах прокуратуры, заместитель прокурора Октябрьского района г.Витебска, заместитель прокурора Витебского района.
С 1998 года по 2006 год – прокурор г.Орши Витебской области, начальник отдела прокуратуры Витебской области по надзору за расследованием уголовных дел в органах прокуратуры, начальник отдела по надзору за оперативно-розыскной деятельностью управления Генеральной прокуратуры по борьбе с коррупцией и организованной преступностью.
С декабря 2006 года по июль 2012 года – прокурор Брестской области.
С июля 2012 года по декабрь 2019 года – прокурор города Минска.
С декабря 2019 года по апрель 2021 года – прокурор Минской области.
Приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 8 апреля 2021 года назначен на должность заместителя Генерального прокурора Республики Беларусь.
— С чего, на ваш взгляд, начинается коррупция?
Коррупция, как и разруха, обычно начинается в головах. Когда чиновник, например, использует служебный транспорт в личных целях, или в его непосредственном подчинении работает близкие родственники, многие с этим свыклись и воспринимают такие факты как «мелочевку». Но все начинается с малого. Поэтому наша задача, всех правоохранительных органов, принимать действенные профилактические меры по недопущению коррупционных правонарушений и, тем более, преступлений. Одними карательными мерами ситуацию не исправишь. И потом, нельзя же ставить на одну доску врача, выписавшего липовый бюллетень за деньги, и чиновника, нанесшего обществу и государству многомиллиардной урон.
— А если он этот урон возместит? Как Вы относитесь к досудебному помилованию человека, который вернул похищенное?
Положительно. Вообще, если есть возможность вынести более мягкое наказание, не нужно этим пренебрегать. За лишением свободы мы никогда не гонимся. Если человек раскаивается и готов возместить нанесенный ущерб (когда речь идет об экономических преступлениях) – нужно дать ему такую возможность. Другое дело, если перед нам «хронический» взяточник, которого уже ничем не исправишь, тогда его стоит изолировать от общества.
Что Вы думаете о тех фактах, когда людей незаконно обвиняют в совершении преступления, и потом еще незаконно садят в тюрьму? Их число ведь продолжает расти.
В качестве примера могу привести следующий факт: суд Брестского района недавно оправдал гражданина, которого следствие обвиняло в нанесении тяжких телесных повреждений. Как выяснилось уже в ходе судебного рассмотрения, дело с самого начала было сфабриковано следователем. Теперь уголовное дело возбуждено уже против него самого. Всего за 2008 год судами вынесено 11 оправдательных приговоров. Каждый такой приговор мы рассматриваем на коллегии, и, как правило, принимаем жесткие меры в отношении следователей, допустивших незаконное уголовное преследование невиновных. Был случай, когда человек два года отсидел незаконно. Больше года находились в местах лишения свободы трое молодых людей из Иванова, которых наши суды несколько раз осудили за разбой. В конце концов Верховный суд отменил все эти приговоры за отсутствием доказательств совершения ими преступления. К сожалению, такие факты еще имеют место. И суды справедливо ужесточают требования к качеству следствия. Мое мнение таково: лучше не посадить десять виновных, чем будет сидеть один невиновный.
— А пьяные за рулем. Сколько бед они приносят людям. Их что, тоже нужно наказывать по минимуму?
Вот здесь я как раз выступаю за ужесточение санкции в отношении граждан, повторно управляющих автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Иначе общество и дальше будет пожинать горькие плоды «работы» этих горе-водителей.
— Вообще, алкоголизация угрожает обществу? Или ситуация не столь критическая?
Угрожает. Стало больше смертей и самоубийств, связанных с употреблением алкоголя. В то же время органы внутренних дел стали больше выявлять закамуфлированные в лесах, подвалах и в заброшенных домах «мини-заводы» по производству самогона. В ближайшее время нам стоит более плотно и радикально заняться этой проблемой. Разве работники леса не знают, что у них там происходит? А коль знают, но не говорят, то либо они в доле с владельцами этих «мини-заводов», либо не соответствуют занимаемой должности. С этим надо будет разбираться. Так же, как и с производством так называемых «чернил»: есть решение облисполкома сократить его на 10 процентов в год. Почему оно не выполняется? Ведь с употреблением алкоголя связано фактически каждое второе тяжкое преступление, а на бытовой почве – до 80 процентов всех преступлений.
— Если человек попадет в места заключения, то это преступник навсегда? Расхожее мнение. Вы с ним согласны?
Я считаю, что государство должно больше внимания и средств уделять ресоциализации людей, которые однажды оступились в своей жизни. Не нужно заносить их навечно в черный список, а надо, наоборот, создавать условия для их скорейшего возвращения к нормальной жизни. Если, например, руководитель предприятия пожелает создать бригаду из таких людей, то, наверное, власти стоит подумать, как поощрить такого руководителя.
Андрей Швед, который до настоящего времени возглавлял Государственный комитет судебных экспертиз, назначен Генеральным прокурором Беларуси. Соответствующее кадровое решение принял сегодня (9 сентября 2020) Президент Беларуси Александр Лукашенко, передает корреспондент БЕЛТА.
«Еще раз хочу напомнить, пользуясь случаем, для особо «просвещенных», которые то ли хайпуют, то ли постятся в интернете по поводу моих кадровых назначений: наверное, это естественный процесс (кадровые назначения. — Прим. авт) после выборов. Как в любом государстве. Основной костяк, в правительстве особенно, мы сформировали до выборов, чтобы люди видели, с кем Президент планирует работать после выборов. Ну и, естественно, как это принято говорить, определенная доводка всегда существует после выборов», — отметил глава государства.
Он подчеркнул, что Александр Конюк работал в должности генерального прокурора 9 лет. «Более того, человек надежный, государственный, человек военный, прошел Афганистан, мы это знаем. Знает иностранные языки. У него есть желание поработать на дипломатической службе. Я не возражаю против такого желания. Надо связаться с министром иностранных дел и попросить его подготовить свои предложения», — сказал Александр Лукашенко.
Говоря об Андрее Шведе, Президент отметил, что это, наверное, самый подготовленный человек к этой должности, он прошел многие ступени в правоохранительных органах, работал и в прокуратуре. «Думаю, что это будет правильное назначение на должность генерального прокурора. Но что меня особо удовлетворяет, о нем хорошего мнения в самой прокуратуре. Это, как они говорят, наш человек», — сказал глава государства.
Александр Лукашенко поручил направить необходимые документы на согласование в Совет Республики Национального собрания. Он также попросил утром 10 сентября собрать центральный аппарат Генеральной прокуратуры, пригласить областных прокуроров. «Я лично приеду и представлю генерального прокурора. Тем более, что есть о чем поговорить, пусть накоротке, с сотрудниками центрального аппарата», — сказал Президент.
«Многие СМИ, я анализирую, начали поговаривать (вы знаете, какие это средства массовой информации), что у нас появился какой-то дефицит кадров, чуть ли не ажиотаж. Никакого ажиотажа нет. Это я констатирую однозначно. Выросло новое поколение людей, специалистов. Кстати, опытных людей, не просто со стороны схватили, назначили. А люди, которые прошли определенные ступени, и не только в данном случае в прокуратуре, а во всем правоохранительном блоке», — подчеркнул белорусский лидер.
Он пожелал Андрею Шведу успехов в работе. «Нет необходимости мне как-то вас наставлять в новой должности. Вы лучше меня знаете, чем там заниматься. А завтра утром поговорим с вашими коллегами, достойно Александра Владимировича (Конюка. — Прим. авт) проводим. Думаю, он принесет нам немало пользы», — резюмировал глава государства.
Биография
Швед Андрей Иванович родился в 1973 г. в д.Глушковичи Лельчицкого района Гомельской области. В 1996 году окончил Белорусский государственный университет.
В 1996-1998 годах работал на различных должностях в органах прокуратуры Минска.
В 1998-1999 годах — прокурор отдела прокуратуры Республики Беларусь по надзору за следствием в органах внутренних дел.
В 1999-2003 годах — старший прокурор отдела прокуратуры Республики Беларусь по надзору за расследованием уголовных дел и исполнением законов по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.
В 2003-2004 годах — заместитель начальника отдела по надзору за исполнением законодательства по борьбе с организованной преступностью и коррупцией управления республиканской прокуратуры по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.
В 2004-2005 годах — начальник отдела по надзору за исполнением законодательства по борьбе с организованной преступностью и коррупцией управления республиканской прокуратуры по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.
В 2005-2006 годах — начальник управления правового обеспечения, информации и общественных связей республиканской прокуратуры.
В 2006-2010 годах работал начальником экспертно-правового отдела Государственного секретариата Совета Безопасности.
В 2010-2011 годах — заместитель генерального прокурора Республики Беларусь.
В 2012-2013 годах — первый заместитель председателя Следственного комитета Республики Беларусь.
С апреля 2013 года по настоящее время работал в должности председателя Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь.
09.09.2020.
Больше интересного — у нас в Telegram https://t.me/brestcity
Новости по теме: назначения
***
Подпишитесь на Новости Бреста в Google
Читайте БрестСИТИ в Яндекс.Новости
———————-
Понравилась новость? Поделитесь с друзьями:
Наш канал в Viber и Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
По этой же теме (региону):
Прокурату́ра Респу́блики Белару́сь (белор. Пракуратура Рэспублікі Беларусь) — единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.
Правовую основу деятельности прокуратуры составляют Конституция Республики Беларусь[1], Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 года »О прокуратуре Республики Беларусь» и иные законодательные акты, определяющие компетенцию, организацию, порядок деятельности прокуратуры и полномочия прокурорских работников, а также международные договоры Республики Беларусь.
Задачи и направления деятельности
Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов[2].
В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за:
- точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями;
- исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
- исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;
- соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;
- соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.
Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, деятельность по профилактике правонарушений.
Прокуратура проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.
Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном процессе в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Система
Единую и централизованную систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, города Минска, являющиеся юридическими лицами, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуратуры, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь.
Организация деятельности
Генеральная прокуратура — центральный орган системы органов прокуратуры:
- контролирует работу органов прокуратуры, обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры по основным направлениям их деятельности;
- анализирует практику прокурорского надзора и состояние законности в Республике Беларусь;
- взаимодействует с другими государственными органами в обеспечении законности и правопорядка;
- организует и проводит повышение квалификации прокурорских работников;
- участвует в нормотворческой деятельности;
- представляет органы прокуратуры в международных отношениях;
- выполняет иные функции, предусмотренные Законом Республики Беларусь от 8 мая 2007 года «О прокуратуре Республики Беларусь» и иными законодательными актами.
Для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, образуется и действует Научно-консультативный совет при Генеральной прокуратуре.
Коллегии
Коллегии органов прокуратуры являются совещательными органами.
В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора (председатель), заместителей Генерального прокурора и иных прокурорских работников.
Персональный состав коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора. Положение о коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь.
В прокуратурах областей, города Минска образуются коллегии в составе прокурора, возглавляющего соответствующую прокуратуру (председатель), его заместителей и иных прокурорских работников.
Персональный состав коллегий утверждается Генеральным прокурором по представлению соответствующего прокурора.
На заседаниях коллегий:
- рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности прокуратуры, требующие коллективного обсуждения и выработки решений;
- обсуждаются проекты важнейших приказов, распоряжений и указаний прокурора;
- заслушиваются отчеты и сообщения руководителей структурных подразделений прокуратуры, нижестоящих прокуроров и иных прокурорских работников, а также руководителей и иных работников государственных организаций, созданных в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь;
- заслушиваются сообщения и объяснения руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных организаций и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, по вопросам исполнения законодательства.
Полномочия
Генеральный прокурор возглавляет систему органов прокуратуры, организует и направляет работу органов прокуратуры, осуществляет контроль за их деятельностью и несёт ответственность за выполнение органами прокуратуры возложенных на них задач, издаёт приказы, распоряжения и даёт указания, обязательные для исполнения всеми прокурорскими работниками и работниками прокуратуры, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами. О результатах своей деятельности ежегодно информирует Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Прокуроры областей, города Минска руководят деятельностью соответствующих прокуратур и подчинённых им органов прокуратуры, издают приказы, распоряжения и дают указания, обязательные для исполнения всеми подчинёнными им прокурорскими работниками и работниками прокуратуры, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуроры руководят деятельностью соответствующей прокуратуры, издают приказы, распоряжения и дают указания, обязательные для исполнения всеми подчинёнными им прокурорскими работниками и работниками прокуратуры, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Прокурорский надзор
- Надзор за исполнением законодательства — точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
- Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности — соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц.
- Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания — соответствие Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь правовых актов и решений (действий) органов предварительного следствия и органов дознания и их должностных лиц.
- Надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении — соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов (судей) по уголовным, гражданским делам, делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, по делам об административных правонарушениях, а также соответствие законодательству правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных исполнительных документов.
- Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера — соблюдение органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждениями, исполняющими принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администрациями мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев законодательства, а также прав осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера, лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, и выполнение ими своих обязанностей.
Акты прокурорского надзора
- Представление – акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям.
- Протест – акт прокурорского надзора, который приносят прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчинённых Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей.
- Постановление – акт прокурорского надзора, содержащий в зависимости от характера нарушения законодательства мотивированное решение прокурора или его заместителя о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности. Постановление как акт прокурорского надзора может быть вынесено и в иных случаях выражения требования, вытекающего из полномочий прокурора.
- Предписание – акт прокурорского надзора об устранении нарушений законодательства, выносимый прокурором или его заместителем в случае нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественным и государственным интересам, если оно не будет немедленно устранено.
- Официальное предупреждение – акт прокурорского надзора о недопустимости повторного совершения должностным лицом, иным гражданином правонарушений, влекущих за собой ответственность, установленную законодательными актами, либо подготовки к совершению ими противоправных действий, объявляемый таким должностному лицу, иному гражданину в целях предупреждения совершения ими правонарушений.
Классные чины
Классные чины прокурорских работников — это личные служебные разряды, присваиваемые прокурорским работникам в соответствии с занимаемой должностью. Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь.
Руководство
Генеральный прокурор[3]
- Швед Андрей Иванович
Заместители[4]
- Дыско Геннадий Иосифович
- Стук Алексей Константинович
- Воронин Максим Валерьевич
- Хмарук Сергей Константинович
Научно-практическая деятельность
На основании Указа Президента Республики Беларусь от 3 августа 2006 г. № 482 »О создании государственного учреждения в структуре национальных органов прокуратуры создан и действует Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь (белор.) (рус.[5], который входит в систему органов прокуратуры и подчиняется непосредственно Генеральному прокурору Республики Беларусь.
К основным задачам Центра относятся:
- осуществление криминологических исследований, направленных на решение стратегических задач в области прогнозирования основных тенденций, динамики и структуры преступности, разработка научно обоснованных предложений об усилении борьбы с преступностью, мерах по её предупреждению, укреплению законности и правопорядка, повышению эффективности прокурорского надзора, совершенствованию правоприменительной практики и законодательства;
- взаимодействие с правоохранительными и иными государственными органами, научными учреждениями, другими организациями, в том числе международными, в целях получения информации, необходимой для комплексного изучения и анализа актуальных проблем укрепления законности и правопорядка;
- обеспечение государственных органов и иных государственных организаций по их запросам криминологической информацией;
- участие в подготовке проектов нормативных правовых актов по проблемам укрепления законности, правопорядка, борьбы с преступностью, во внедрении результатов научных исследований в практическую деятельность органов прокуратуры и других правоохранительных органов, проведение криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов (нормативных правовых актов) в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами.
Образование
- Учреждение образования »Институт переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета»
Периодическое издание
Журнал «Законность и правопорядок» — правовой научно-практический журнал, учреждённый Генеральной прокуратурой Республики Беларусь, издаётся с 2007 года, периодичностью один раз в квартал.
Экспозиции
- Музейная экспозиция, посвящённая истории становления и развития надзорного ведомства Беларуси[6]
- В преддверии 100-летия прокуратуры Беларуси в целях сохранения и приумножения традиций надзорного ведомства в Генеральной прокуратуре состоялась торжественная церемония открытия мемориального знака, а также закладки капсулы времени с посланием к будущему поколению прокуроров[7]
Профессиональный праздник
26 июня — День работников прокуратуры
Критика
Международные санкции
Часть сотрудников Генеральной прокуратуры попала под санкции ЕС, США, Канады, Великобритании и Японии[8][9].
Политические заказы и преследования
BYPOL установил, что в 2020 году Генеральная прокуратура осуществляла прокурорский надзор за ходом расследования в политически мотивированном уголовном преследовании Сергея Тихановского[10].
В результате собственного расследования BYPOL в связи с убийством Романа Бондаренко был установлен точный круг лиц, причастных к убийству. Однако Генеральная прокуратура приостановила уголовное дело, так как не смогла найти, кого привлечь к ответственности[11][12]. На врача, который рассказал о деталях гибели Романа Бондаренко, Генеральная прокуратура завела уголовное дело[13].
В июле 2022 года по иску Генеральной прокуратуры Верховный суд пекратил деятельность ряда независимых профсоюзов. За несколько месяцев до этого были задержаны минимум 19 представителей независимых профсоюзов[14].
Ссылки
- Официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь (белор.) (рус.) (англ.)
- Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 года »О прокуратуре Республики Беларусь»
- Положение о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь
- Официальная страница в Twitter
- Официальная страница в Facebook
- Официальная страница в Instagram
- Официальный канал в Telegram
- Официальная страница в ВКонтакте
- Официальный канал на YouTube
Примечания
- ↑ Конституция Республики Беларусь.
- ↑ Закон Республики Беларусь »О прокуратуре Республики Беларусь» от 08.05.2007 № 220-З. Дата обращения: 4 июля 2020. Архивировано 4 июля 2020 года.
- ↑ Генеральный прокурор Республики Беларусь. Дата обращения: 26 марта 2022. Архивировано 28 декабря 2021 года.
- ↑ Заместители Генерального прокурора Республики Беларусь. Дата обращения: 26 марта 2022. Архивировано 22 января 2022 года.
- ↑ НАВУКОВА-ПРАКТЫЧНЫ ЦЭНТР ПРАБЛЕМ УМАЦАВАННЯ ЗАКОННАСЦІ І ПРАВАПАРАДКУ ГЕНЕРАЛЬНАЙ ПРАКУРАТУРЫ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ. Дата обращения: 14 июля 2022. Архивировано 31 октября 2022 года.
- ↑ В Генеральной прокуратуре состоялась торжественная церемония открытия музейной экспозиции.
- ↑ С участием Генерального прокурора Республики Беларусь Андрея Шведа состоялась церемония открытия мемориального знака и закладки капсулы времени.
- ↑ EUR-Lex - 02006R0765-20220720 - EN - EUR-Lex (англ.). eur-lex.europa.eu. Дата обращения: 9 сентября 2022. Архивировано 9 августа 2022 года.
- ↑ Legislative Services Branch. Consolidated federal laws of Canada, Special Economic Measures (Belarus) Regulations. laws.justice.gc.ca (25 июня 2022). Дата обращения: 9 сентября 2022. Архивировано 9 июля 2021 года.
- ↑ Дело Тихановского: BYPOL установил политический заказ — Аб’яднанне сілавікоў Беларусі (рус.). Дата обращения: 9 сентября 2022. Архивировано 9 сентября 2022 года.
- ↑ BYPOL провёл предварительную проверку по факту смерти Романа Бондаренко — Аб’яднанне сілавікоў Беларусі (рус.). Дата обращения: 9 сентября 2022. Архивировано 9 сентября 2022 года.
- ↑ Генпрокуратура приостановила уголовное дело по факту смерти Романа Бондаренко. belsat.eu. Дата обращения: 9 сентября 2022. Архивировано 9 сентября 2022 года.
- ↑ На врача, рассказавшего о гибели Бондаренко, завели дело – DW – 19.11.2020. dw.com. Дата обращения: 9 сентября 2022. Архивировано 9 сентября 2022 года.
- ↑ «Принимали активное участие в деструктивной деятельности». Верховный суд ликвидировал независимые профсоюзы. Зеркало (19 июля 2022). Дата обращения: 13 сентября 2022. Архивировано 13 сентября 2022 года.
Эта страница в последний раз была отредактирована 22 декабря 2022 в 06:11.
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.
Генеральная прокуратура Республики Беларусь
-
Тип организации:
-
Адрес организации:
Минск,
220030, ул.Интернациональная, 22 -
Сайт:
-
Электронная почта:
-
Число сотрудников:
1 (число в базе данных сайта)
служащие организации
-
1 действующий
-
0 бывших
Елисеев Павел Павлович
Заместитель начальника отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан управления по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов
Минск, 220030, ул.Интернациональная, 22
+375 (17) 337-43-57
Отсутствуют
связанные публикации
Генеральная
прокуратура Республики Беларусь
1. Генеральная
прокуратура Республики Беларусь является
центральным органом системы органов
прокуратуры.
Генеральную
прокуратуру Республики Беларусь
возглавляет Генеральный прокурор
Республики Беларусь.
Генеральный
прокурор Республики Беларусь имеет
заместителей, в том числе одного первого.
2. Генеральная
прокуратура Республики Беларусь:
контролирует
работу органов прокуратуры, обеспечивает
координацию и согласованность действий
органов прокуратуры по основным
направлениям их деятельности;
анализирует
практику прокурорского надзора и
состояние законности в Республике
Беларусь;
взаимодействует
с другими государственными органами в
обеспечении законности и правопорядка;
организует и
проводит повышение квалификации
прокурорских работников;
участвует в
нормотворческой деятельности;
представляет
органы прокуратуры в международных
отношениях;
выполняет иные
функции, предусмотренные настоящим
Законом и иными законодательными актами.
3. Для рассмотрения
вопросов, связанных с организацией и
деятельностью органов прокуратуры,
образуется и действует Научно-консультативный
совет при Генеральной прокуратуре
Республики Беларусь.
Положение о
Научно-консультативном совете при
Генеральной прокуратуре Республики
Беларусь и его состав утверждаются
Генеральным прокурором Республики
Беларусь.
-
секретариат
Генерального прокурора Республики
Беларусь; -
группа советников
Генерального прокурора Республики
Беларусь; -
Управление по
борьбе с коррупцией в государственных
органах; -
Управление по
надзору за исполнением законодательства
о защите государственного строя и
общественной безопасности; -
отдел собственной
безопасности; -
пресс-центр.
Организационно-контрольное
управление:
-
организационно-инспекторский
отдел; -
информационно-аналитический
отдел; -
отдел организации
работы с обращениями граждан.
Управление по
надзору за исполнением законов и
законностью пряво- вьЕх актов:
-
отдел по надзору
за исполнением законов в сфере экономики; -
отдел по надзору
за соблюдением прав и свобод граждан; -
отдел по надзору
за исполнением законов в банковской
сфере; -
отдел по надзору
за исполнением законов в военно-промышленном
комплексе; -
отдел правового
обеспечения.
17. Полномочия Генерального прокурора рб
Полномочия
Генерального прокурора Республики
Беларусь
1. Генеральный
прокурор Республики Беларусь возглавляет
систему органов прокуратуры, организует
и направляет работу органов прокуратуры,
осуществляет контроль за их деятельностью
и несет ответственность за выполнение
органами прокуратуры возложенных на
них задач, издает приказы, распоряжения
и дает указания, обязательные для
исполнения всеми прокурорскими
работниками и работниками прокуратуры,
а также осуществляет иные полномочия
в соответствии с законодательными
актами.
2. Генеральный
прокурор Республики Беларусь назначает
на должности и освобождает от должностей:
— заместителей
Генерального прокурора Республики
Беларусь по согласованию с Президентом
Республики Беларусь;
— начальников
структурных подразделений Генеральной
прокуратуры Республики Беларусь и их
заместителей, советников Генерального
прокурора Республики Беларусь, старших
помощников и помощников Генерального
прокурора Республики Беларусь, помощников
Генерального прокурора Республики
Беларусь по особым поручениям, помощников
заместителей Генерального прокурора
Республики Беларусь, старших прокуроров
и прокуроров структурных подразделений,
старших следователей по особо важным
делам, следователей по особо важным
делам, следователей, старших
следователей-криминалистов и
следователей-криминалистов Генеральной
прокуратуры Республики Беларусь, а
также других работников Генеральной
прокуратуры Республики Беларусь;
— прокуроров
областей, города Минска и приравненных
к ним прокуроров по согласованию с
Президентом Республики Беларусь;
— заместителей
прокуроров областей, города Минска и
приравненных к ним прокуроров, начальников
структурных подразделений прокуратур
областей, города Минска и приравненных
к ним специализированных прокуратур
по представлению соответствующего
прокурора;
— руководителей
государственных организаций, созданных
в системе органов прокуратуры по решению
Президента Республики Беларусь, по
согласованию с Президентом Республики
Беларусь;
— заместителей
руководителей государственных
организаций, созданных в системе органов
прокуратуры по решению Президента
Республики Беларусь;
— прокуроров и
заместителей прокуроров районов, районов
в городах, городов, межрайонных и
приравненных к ним транспортных и
межгарнизонных военных прокуроров по
представлению соответственно прокурора
области, города Минска или приравненного
к нему прокурора.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||