Глобальные компетенции руководства

Главные компетенции руководителя 2022 года

Какие учебные программы сейчас нужно проектировать L&D? Почему хороший лидер должен сомневаться и уметь самостоятельно составлять диаграммы? Когда нужно подумать за сотрудников, а когда дать им волю? Подробно рассказываем какие связки компетенций нужны лидеру сегодня.

Тренд на обучение Soft Skills сохраняется. Но исследование Аналитика Ancor от 2021 года показывает, что несмотря на важность «мягких» навыков, возрастает значение Digital Skills.

В условиях турбулентности к прежним обязательным компетенциям добавляться новые, более специфические.

Эксперты приводят различные списки компетенций, но среди этой россыпи можно выделить навыки, которые упоминаются чаще всего.

Борьба со стрессом
Критическое мышление
Цифровые навыки
Управление гибридной командой
Новое лидерство

Борьба со стрессом

Как показывает исследование «Сколково» «Под давлением: лидерство в новых реалиях» руководители столкнулись с огромным комплексом проблем.

Источник

Вал проблем вызывает у руководителя подавленное состояние, которое приносит вред ему самому, команде и компании в целом.

В стрессовой ситуации в первую очередь страдают когнитивные способности: человек может впасть в апатию и перестать думать, либо же мысли начинают зацикливаться. Есть и третий вариант, когда давление обстоятельств наоборот заставляет думать активней, но для этого нужно суметь собраться.

Как СберУниверситет обучает лидеров цифровых команд, помогая им оставаться мотивированными и вовлечёнными

Диджитал-площадка на платформе Talent Rocks позволяет СберУниверситету эффективно решать задачи обучения руководителей с учетом особенностей целевой аудитории курса и вызовов, стоящих перед разработчиками программы.

Talent Manager Blog

Если лидер «закрывается» или его мысли ходят по кругу это быстро становится заметным. Александр Вечерин из ВШЭ отмечает: если сотрудники видят, что руководитель с ними и продолжает работу, это действует успокаивающе на команду.

Исследователи из бизнес-школы университета Мейнута (Ирландия), 316 дней изучали поведение 179 менеджеров из 79 компаний. Под прицел попали их твиты и реакция читателей-сотрудников. Оказалось, что тревожность постов передается сотрудникам. И чем менее тревожен руководитель в обычной жизни, тем больше беспокойства вызывали его высказывания в социальной сети.

Состояние неопределенности проходит, но на его место приходит задача сохранить бизнес и людей, поэтому стрессовая ситуация затягивается. Срабатывает принцип «надеть маску на себя, а потом на ребёнка».

Источник Unsplash

Критическое мышление

Это довольно обширный набор инструментов на стыке «мягких» и «твердых» навыков. И о его важности говорили ещё шесть лет назад на Международном экономическом форуме. О нём же подробно пишут тренеры компании Business Relations.

У критического мышления несколько определений, но все в итоге говорят об одном — это навык анализа информации, который позволяет работать с данными без искажений.

При оценке событий с помощью критического мышления опыт руководителя не всегда играет ведущую роль (а иногда вредит), а уровень эмоций стремится к нулю. Критическое мышление позволяет постоянно «снимать показания» и выстраивать объективную картину мира, что особенно важно во времена перемен.

Источник Unsplash

Проще всего описать эту компетенцию через примеры вопросов, которые может задать себе руководитель и возможные варианты ответов.

Вопрос Варианты ответа
Почему наша гипотеза провалилась? Мы недостаточно серьёзно отнеслись к аналитике. Я поставил руководителем не того сотрудника. Мы не довели часть процессов до завершения.
Почему мы не должны запускать проект сейчас? У меня пока нет ответа на этот вопрос. Мне с командой нужно изучить ситуацию и тогда мы сможем скорректировать сроки.
Почему сотрудник Х регулярно задерживает срок сдачи пятничных отчётов? Надо вместе с ним изучить его процессы в течение недели и найти слабое место. Возможно? у него сложности с выгрузкой данных. Нужно запретить назначать ему встречи на пятницу.
Мы сделали всё так, как нам сказали сверху, но не добились результата. Надо проверить все наши действия и подготовить аналитический отчёт. Сам процесс хороший, но я должен внести в него правки и защитить их перед начальством.
Сотрудники замолкают, когда я вхожу в кабинет. Возможно, у меня слишком директивный стиль руководства и стоит больше времени проводить с ними. Или снять свой портрет в их кабинете.

Критическое мышление помогает найти ошибки и пути их исправления, даёт качественную обратную связь и аналитику. Ещё оно показывает пробелы в собственных навыках и компетенциях сотрудников, что позволяет построить качественную траекторию обучения.

Цифровые навыки

Пандемийный 2020 заставил руководителей прикоснуться к технологиям: научиться запускать Zoom и создавать встречи, использовать Telegram для групповых чатов, работать в Miro. К тому же многие переместились на удалёнку и принести распечатку на согласование больше не получалось.

Проректор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Валерий Катькало отметил, что события 2020 привлекли внимание к цифровым компетенциям и устранили иллюзию, что можно обойтись без них.

Как Talent Rocks помогает ГК «Галс-Девелопмент» в программах смешанного обучения для руководителей

Когда речь идет об обучении руководителей важнейшей задачей становится обеспечение удобного канала коммуникации и быстрого доступа к учебному контенту.

Talent Manager Blog

Сегодня можно назвать актуальными следующие Digital skills:

  • Информационная безопасность. В мае 2022 количество запросов на обучение по теме ИБ выросло на 30%, по сравнению с 2021.

    К слову, недавнее исследование Nord Pass показало, что огромное количество руководителей использует пароли вроде «123456», «password» или собственное имя. А это ставит под угрозу безопасность всей компании.

  • Работа с BI-инструментами (средства визуализации данных). Это позволит быстрей оценивать ситуацию и отслеживать работу сотрудников.
  • Управление проектами с помощью таск-трекеров (система постановки задач). Особенно актуальным этот навык становится в распределённых командах. Так руководитель сможет лучше наладить процессы и отслеживать загрузку сотрудников.
  • Удалённое общение и коллективная работа (мессенджеры, программы для конференций, доски визуализаций).

Это необходимый минимум, для повседневной работы, но, в каждой компании или отделе набор инструментов может отличаться.

Источник Unsplash

У цифровых навыков есть и другой разрез. Руководители могут выступать внутренними заказчиками для IT-подразделения. В этом случае менеджеры должны знать про доступные технологии и ограничения. Так, сеть гипермаркетов «Лента» анализирует список покупок и создаёт индивидуальные подборки продуктов. Банки уже давно используют Big Data при выдаче кредитов, а в Google большие данные позволяют узнать настроение сотрудников и предсказать потенциальное увольнение.

Конечно, сами руководители вряд ли будут писать на Python, но смогут сформулировать условия, по которым нужно провести анализ.

Управление гибридной командой

Ещё одна компетенция, которая выстрелила в 2020. Многим руководителям пришлось постигать её самостоятельно и набивать шишки.

Эта компетенция намного сложней, чем кажется и включает сразу несколько составляющих:

  1. Умение ставить задачи. Сотрудник в офисе может подойти и уточнить что-то в моменте. Но при общении в мессенджере вопрос 10 минут может растянуться на час. Чём чётче будет поставлена задача и обозначен желаемый результат, тем меньше времени уйдёт на её выполнение.
  2. Считывание эмоционального состояния сотрудников. Как он вёл себя на созвоне, как пишет в чатах (если пишет вообще), сколько ошибок совершил. Часто руководители не замечают таких «звоночков», пока на стол им не ложится заявление об уходе. По данным компании Humu, если сотрудник не видит своей значимости или признания талантов, то вероятность увольнения возрастает почти в семь раз.
  3. Корректное и доверительное отношение к сотрудникам. Давать свободу принмать решния и не застревать в микроменеджменте, учитывать разницу часовых поясов, находить время общения тет-а-тет не только на рабочие темы. Именно такие советы дают основатель Abbyy Давид Ян и другие специалисты.
  4. Умение вдохновлять. Хоть удалёнка и гибридная работа стали нормой, проблема общения с коллегами остаётся, особенно в турбулентное время. Умение «зажечь» или успокоить команду зависит не только от личной харизмы, но и от правильного выбора слов, открытости, навыков рассказчика.
  5. Использование цифровых инструментов. Руководитель и сотрудники должны «играть на одном поле», чтобы избежать разрывов в коммуникациях и процессах.

Talent Rocks для корпоративного обучения в смешанном формате

Единая цифровая площадка для программ обучения, объединяющих разные форматы: онлайн и офлайн, синхрон и асинхрон

Новое лидерство

Долгое время считалось, что агрессивная борьба на рынке — единственный способ выжить на рынке. Так зародился образ холодного, расчетливого менеджера, готового идти по головам и жертвовать сотрудниками. А популярность тренингов по «агрессивным переговорам» была немногим выше, чем у «эффективных».

Такой стиль руководства хорош работ на коротких дистанциях, но в долгосрочной перспективе они оставляют после себя выжженные кабинеты и выгоревших сотрудников.

Если посмотреть на популярные причины увольнения, то наиболее популярными после зарплаты (треть опрошенных) окажутся: выгорание, желание сохранять work-life balance, конфликты с руководством и коллегами. Но часто у этих причин один корень — руководитель, который не умеет распределять задачи, делегировать их или создать рабочую атмосферу. В США агрессивное поведение руководителей приносит ежегодно 24 миллиарда долларов убытков.

Актуальной становится старая картинка:

По словам Дмитрия Адушева, регионального директора «Почты России», новое лидерство — вовлекающее. Руководитель не только ставит задачи и контролирует их исполнение, но и становится коучем для сотрудников.

В новых условиях лидер становится модератором, который выслушивает предложения и на их основе принимает решения, разрешает споры в команде. Он же не только ведёт, но и оберегает, разрешает конфликты, уничтожает почву для их возникновения.

Впрочем, агрессия не всегда вредит. Если руководитель сильный и уверенный в себе визионер, который чётко видит путь, он может быть жёстким при достижении цели, но при этом проявлять эмпатию, советоваться с сотрудниками и помогать им. Но не отступать от своего плана.


Список навыков далеко не полный. И все из них можно развить, натренировать и сделать естественной частью себя. Обучение никогда не заканчивается, но всегда приносит пользу.

bannerTR

«Глобальные компетенции – как компонент функциональной грамотности»

        Почему понятие глобальные компетенции стало актуальным для современной школы?

Определение «Глобальные компетенции» в системе функциональной грамотности:

Глобальная компетентность (глобальные компетенции)-

  • компонент функциональной грамотности,
  •  одна из ключевых компетенций, составляющих основу ориентации и успешного существования в современном социуме

А.А.Леонтьев

Глобальные компетенции – это целостно интегрированный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков

Коваль, Дюкова, 2019

Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения на протяжении  всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные,  глобальные проблемы и вопросы  межкультурного взаимодействия, понимать и  оценивать различные точки зрения и  мировоззрения, успешно и уважительно  взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения  устойчивого развития и коллективного  благополучия.

(PISA 2018 Assessment and Analytical  Framework)

В исследовании PISA-2018 глобальные компетенции представлены как составляющие глобальной компетентности и рассматриваются как:

1. способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы) 

Глобально компетентный человек обладает навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире, способен использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях. Сочетая знания, полученные при изучении школьных дисциплин, и приобретенные в школе способы мышления, такой человек способен задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию относительно местных, глобальных или межкультурных проблем. Он также демонстрируют медиаграмотность, т.е. способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ.

2. способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения

Глобально компетентный человек способен рассматривать глобальные проблемы, а также взгляды и поведение других людей всесторонне. Он учитывает и ценит то, что позволяет преодолевать межкультурные различия и находить точки соприкосновения с представителями других культур (например, основные права человека, общий опыт). Сохраняя свою культурную самобытность, он одновременно осознает сущность культурных ценностей и убеждений окружающих его людей. Признание позиции или убеждений другого не обязательно означает их принятия. Однако способность видеть сквозь иной «культурный фильтр» дает возможность углубить собственные взгляды и, таким образом, принимать более зрелые решения при взаимодействии с другими людьми.

 3. способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола

Глобально компетентный человек способен понимать культурные нормы, интерактивные стили и степень формальности межкультурного контекста и может соответствующим образом адаптировать свое поведение и общение. Он стремится к уважительному диалогу, выражает желание понять других людей и общаться с ними.

4. способность и склонность предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия 

Глобально компетентный человек содействует улучшению условий жизни в своем сообществе, в построении более справедливого, мирного, инклюзивного и экологически устойчивого мира. Этот аспект отражает роль молодых людей как активных и ответственных членов общества и связан с их готовностью реагировать на ту или иную местную, глобальную или межкультурную проблему или ситуацию.

Проблемы разработки инструментария «Глобальные компетенции» в исследовании PISA:

1) Еще нет четкого научного определения и описания области, которая оценивается.

2) «Правильные», «неправильные» ответы другие. «Правильный», «неправильный» ответ должен оценивать степень готовности обучающегося к решению глобальных задач, как самостоятельно, так и совместно с представителями различных национальностей и культур.

3) Сложно создать валидный и надежный инструмент. Многие задания не были взяты в исследование PISA для апробации, т.к. у разработчиков не было единого подхода к определению что правильно, а что неправильно.

4) При разработке первых заданий PISA по глобальным компетенциям выявилась опасность односторонности или предвзятости выдвигаемых оценок в предлагаемых ситуаций. Это проявилось, в том числе, в частом использовании стереотипов в ситуациях, где предлагалось проверить способности к межкультурному взаимодействию.

Пример ситуации: Учащийся участвует в совместной работе с двумя школьниками, приехавшими из других стран. Он ждет двух сокурсников, которые опаздывают, и задается вопросом «Почему они могут опаздывать». Разрабатывается задание с выбором ответов, среди которых «люди в стране XY не ценят встречи вовремя» или «люди в стране XY, похоже, не соблюдают договоренности».

Очень аккуратно следует подходить к отбору ситуаций и к формулируемым ответам.

5) Предложенные ситуации подразумевают четко выраженные социально желательные реакции учащихся через стереотипное содержание и варианты ответа. Такие задания реально оценивают как учащиеся могут угадать и соответствовать социальным ожиданиям, а не глобальные компетенции, т.е. не соответствуют своему назначению. Явные варианты ответов не работают в заданиях.

6) Нет начальной шкалы измерения, чтобы выявить сложность заданий. После апробации появилась информация.

Глобальная компетентность рассматривается на международном уровне как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобальную компетентность (глобальные компетенции) можно рассматривать как специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков

Материал, подлежащий проверке в российском мониторинге, учитывал также подходы ООН при характеристике глобальных проблем, таких, как «Север – Юг», Мировой океан, изменение климата, вода (дефицит воды, доступ к чистой воде), демографическая проблема (старение, дети), продовольственная проблема, миграция и беженцы, энергетическая и сырьевая проблемы, гендерное равенство, здравоохранение, питание, права человека. Следует подчеркнуть, что формирование аналитического и критического мышления, которое рассматривается в международном мониторинге как умение и подробно характеризуется в материалах PISA, имеет прямой аналог в российских нормативных документах в структуре метапредметных результатов образования (в частности, в перечне познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий и характеристике умений работы с информацией).

Анализ содержательной составляющей глобальной компетентности в международном исследовании PISA и нормативных документов отечественного образования послужил основой разработки предметного содержания глобальной компетентности, подлежащего формированию и проверке в национальном мониторинге. Для 5-го и 7-го классов были отобраны следующие дидактические единицы: 5 класс Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное отношение к живой природе). Здоровье как ценность. Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентификация с определенной культурой). Права человека как ценность. Семья (аспект: роль семьи в воспитании и образовании ребенка). 7 класс Основные причины возникновения глобальных проблем. Человек и природа (аспект: экологический кризис и его причины). Здоровье (аспект: глобальные проблемы и основы здорового образа жизни).

Целенаправленное формирование глобальной компетентности связано с реализацией требований ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным образовательным результатам и в отечественном образовательном учреждении должно отвечать следующим условиям:

1. быть целостным и непрерывным с 5-го по 9-й классы основной школы;

2. определять общие цели и дифференцировать задачи по их достижению на каждом этапе формирования (то есть в каждом классе основной школы);

3. сочетать образовательные и воспитательные задачи;

4. учитывать требования преемственности содержания и их последовательное усложнение;

5. отбирать содержание с учетом возрастных особенностей школьников, накопленных ими контекстных знаний, а также «чувствительных» для российского общества вопросов;

6. развивать метапредметные умения и способствовать достижению метапредметных образовательных результатов;

7. развивать интегративные подходы и организовывать междисциплинарную интеграцию учителей.

Во многом формирование глобальных компетенций обусловлено укладом и традициями школы, уходом от формализма при проведении мероприятий. Педагоги должны обладать умением «раскручивать» програмный материал в проектную деятельность и организовывать в нетрадиционной форме диспуты, споры (в спорах рождается истина и умение выслушать оппонента, воспринимать с уважением иную точку зрения). Особенно это можно использовать на уроках обществознания, истории, МХК, литературы. Благоприятная почва при организации работы краеведческих направлений. Организовывать тренинги, отходить от массовости и ценить качество. Если раскручивать проект, то раскручивать его до состояния ВАУ! И проект должен быть проектом, а не так, как сейчас — проектная деятельность утратила своё предназначение.

Задачи, которые предстоит решить педагогическому коллективу

1) В условиях предметного обучения преодолеть «раздробление» предметного содержания в области глобальных проблем между учебными дисциплинами

2) Добиваться выполнения требований к метапредметным результатам образовательного процесса, используя различные формы межпредметной интеграции

3) Осознать, что на понимание сущности межкультурного взаимодействия влияют не только учебные возможности отдельных дисциплин, но и атмосфера и стиль школьной жизни в целом, особенности различных взаимодействий, в которые вступают ученики на уроках, во внеурочное время.

4) Реализовать на практике личностно-ориентированный подход, осуществлять уважительное сотрудничество всех участников образовательного процесса.

Организация деятельности учителя при формировании глобальной компетентности школьников «Новый взгляд»

  1. Целенаправленное формирование глобальной компетентности не требует серьезной перестройки предметной деятельности учителя: важно проанализировать свои подходы к уроку и увидеть потенциал
  2. Работа на уроке: включение заданий в мотивационную часть урока, при изучении соответствующего по содержанию материал,  при закреплении изученного, для организации дискуссии, при отработке соответствующих умений (навыков), в ряде случаев для проверки знаний.
  3. Внеурочная деятельность: проведение внеклассных мероприятий (в том числе и он-лайн формате), которые направлены на развитие и проявление качества глобально компетентной личности
  4. Поиск единомышленников, работа в команде
  5. Работа по формированию глобальных компетенций – один из ответов на вопрос: как и чему учить сегодня для успеха ученика в будущем

В чем выражается сформированность глобальных компетенций?

  • Критическое рассмотрение с различных точек зрения проблем глобального характера и межкультурного взаимодействия
  • Осознание, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды (наши собственные и других людей)
  • Открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству
  • Эффективные индивидуальные или групповые действия (деятельность) во имя коллективного благополучия и устойчивого развития в различных ситуациях

Вывод: ГК направлено на достижение метопредметных образовательных результатов через междисциплинарную интеграцию учителей. Формирование ГК не заканчивается на уровне ООО, это такое  состояние человека, которая подвергает его к обучению в течении всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, никогда не заканчивается.

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение , российской академии образования.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Белоножко М.Л.

1

Лаврищев М.П.

1


1 ГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Современный мир характеризуется глобализационными процессами, под действием которых происходит изменение многих социально-экономических аспектов, в том числе и трансформации форм и методов управления. Возникающие в силу этого новые задачи в вопросе личной эффективности руководителей предъявляют новые требования к знаниям, навыкам, деловым и личностным качествам менеджеров. Поэтому выявление приоритетных профессиональных компетенций менеджера, работающего в условиях глобализации, очень важно для эффективного определения его роли, статуса и функций. Особую актуальность с социологической точки зрения представляет анализ суждений о приоритетности профессиональных компетенций менеджера как самими руководителями, так и компаниями-работодателями. В данной статье авторы рассматривают процесс формирования модели профессиональных компетенций менеджера в условиях глобализации. В основе разработки модели лежат результаты проведенных социологических исследований. Важное влияние на модель оказали итоги исследований в данной области других социологов и собственные логические заключения.

глобализация

профессиональные компетенции

менеджеры

модели компетентности

1. Абрамов Р. Н. Социология профессий и занятий в России: обзор текущей ситуации // Социологические исследования. – 2013. – № 1. – С. 99–109.

2. Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы. – М.: Изд-во ГИППО, 2008. – 352 с.

3. Макарова М.Н. Новый профессионализм: универсальность контекста// Философия. Психология. Педагогика. Вестник Удмуртского университета – 2009. – № 1. – С. 47–62.

4. Миллс Р. Компетенции (карманный справочник). – М.: Изд-во ГИППО, 2005. – 128 с.

5. Попов А.А. К основаниям построения отечественной теории компетенций // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – № 132, июль. – С. 48–50.

6. Спенсер С., Спенсер Л. Компетенции в работе: модели высокой производительности. – М.: Изд-во ГИППО, 2005. – 384 с.

7. Управление персоналом в кризисных и межкризисных условиях // Проблемы и пути усовершенствования экономического механизма предпринимательской деятельности // Материалы 1У межд.научно-практ. конференции – Днепропетровск: Стратегия, 2012.

8. Хатламаджиян Д.Г. Сравнительный анализ компетенций российских и зарубежных менеджеров // Terra economicus. – 2011. – № 3–4. – С. 228–230.

Происходящие в современном мире процессы глобализации оказывают воздействие и обусловливают изменение многих социально-экономических аспектов, в том числе систем менеджмента организаций. Новые формы и методы хозяйствования, освоение хозяйствующими субъектами инновационных подходов к управлению персоналом ставят новые задачи в вопросе личной эффективности руководителей в условиях глобализации. Интеграционные процессы, ставка на инновационное развитие, изменение характера коммуникаций, современные глобальные угрозы предъявляют новые требования к знаниям, навыкам, деловым и личностным качествам управленцев.

Рост транснациональных компаний и стремление российских организаций к конкурентоспособности актуализируют исследования профессиональных компетенций современного менеджера в разрезе принадлежности к организациям таких типов. Интерес представляет выявление тех компетенций руководителя, которые позволяют осуществлять трудовую деятельность в условиях работы международных структур.

Среди множества важных компетенций руководителя следует выделить наиболее значимые в различных условиях и определить, какие из них актуализируются при включении менеджера в глобализационные процессы. Выявление приоритетных профессиональных компетенций менеджера в контексте глобализации необходимо для качественного подбора руководителей на управленческие должности; эффективного определения ролей, статусов и функций руководителей; формирования результативных программ базовой и дополнительной подготовки менеджеров. Российская система образования также переходит к компетентностному подходу в образовательном процессе.

Особую актуальность с социологической точки зрения представляет анализ суждений о приоритетности профессиональных компетенций менеджера как самими руководителями, так и компаниями-работодателями. Результаты фундаментальных исследований и существенный теоретический вклад в развитие науки в области профессиональных компетенций внесли Д. Мак Клелланд, Р. Бояцис [2], Р. Миллс [4], С. и Л. Спенсеры [6], С. Уиддет, С. Холлифорд и др. Серьезные исследования профессионализма и управленческих стратегий современных российских и зарубежных менеджеров проводят А.А. Попов [5], А.В. Брюханов, А.Е. Чирикова, Д.Г Хатламаджиян [8], М.Н. Макарова [3], О. Ильина, О.И. Шкаратан, Р.Н. Абрамов [1] и др.

Авторами была сформирована модель профессиональных компетенций современного менеджера в условиях глобализации на основе проведенных исследований.

На первом этапе исследования (ноябрь 2011 – март 2012 г.) был проведен экспертный опрос руководителей в организациях Тюмени. Областной центр Тюменского региона был выбран в качестве экспертной базы исследования в связи с его уникальной ролью в российской экономике. На территории Тюменской области расположено большое количество крупных российских и международных организаций, связанных с нефтегазовой и другой промышленностью. Согласно методологическим посылкам, экспертный опрос проводился с помощью опросного листа, в который был включен перечень профессиональных компетенций (знаний, умений, навыков, способностей, качеств) для оценки степени их важности в работе менеджера. Было опрошено 269 экспертов, в т.ч. 222 (82,5 %) руководителя российских организаций и 4 (17,5 %) руководителя международных компаний.

На втором этапе исследования (сентябрь 2012 – январь 2013 г.) был проведен контент-анализ требований, предъявляемых к профессиональным компетенциям менеджеров в объявлениях о вакантных должностях, опубликованных в СМИ и на интернет-порталах на территории России. В анализируемую совокупность было включено 200 объявлений о вакантных должностях, в том числе 118 объявлений российских компаний и 82 объявления международных компаний.

Формируя модель профессиональных компетенций современного менеджера, для отражения влияния процессов глобализации на изменение приоритетных компетенций авторы представляют модель в виде трех блоков:

– базовый блок – это те профессиональные компетенции руководителя, которые актуальны для менеджеров независимо от включения в глобализационные процессы;

– усиливающий блок отражает компетенции, получающие особую значимость именно в условиях глобализации;

– снижающий блок содержит профессиональные компетенции менеджера, которые теряют высокую степень значимость в условиях глобализации.

Фундаментом модели авторы ставят профессиональные компетенции менеджера, которые по итогам экспертного опроса и контент-анализа требований работодателей вошли в число приоритетных (для менеджеров как российских, так международных компаний). На основе этого построены поисковые модели приоритетности для деловых и личностных качеств, знаний, умений и навыков, способностей менеджера. Для сравнительного анализа степени приоритетности компетенций, по мнению самих менеджеров и компаний-работодателей, авторы построили шкалу координат, в которой профессиональные компетенции – это точки, построенные по оси абсцисс (отражает результаты контент-анализа объявлений о вакантных должностях менеджеров) и оси ординат (мнения экспертов-менеджеров). Так как методика обработки данных этих исследований существенно отличается, для построения графика нет сопоставимых относительных величин. В данном случае авторы использовали абсолютные величины: для результатов контент-анализа – количество единиц счета, для итогов экспертного опроса – расчетное количество баллов (рис. 1). Таким образом, чем выше показатели нахождения точки в системе координат, тем более желаемым является компетенция для работы менеджера. В данной системе координат нашли отражения те профессиональные компетенции, которые попали в число приоритетных по итогам какого-то одного исследования и нашли какое-либо отражение в итогах другого.

Проведя на графике медианы, авторы получили диапазон наибольшей приоритетности. Таким образом, наиболее востребованными личностными качествами менеджера являются: активная жизненная позиция, инициативность, энтузиазм; коммуникабельность; целеустремленность; ответственность и лидерские качества.

Подобную систему координат авторы используют для установления значимости определенных знаний в работе менеджера (рис. 2). Достаточно высокую оценку по итогам двух видов исследований получили «знания технологий в сфере деятельности компании» и «знание нормативно-правовой базы», которые включены в модель профессиональных компетенций современного менеджера в условиях глобализации.

pic_98.wmf

Рис. 1. Поисковая модель приоритетности деловых и личностных качеств менеджера по результатам экспертного опроса и контент-анализа требований компаний

pic_99.wmf

Рис. 2. Поисковая модель приоритетности знаний менеджера по результатам экспертного опроса и контент-анализа требований компаний

Аналогичным путем выявлены ключевые навыки и умения (рис. 3) и способности (рис. 4), необходимые для эффективной работы руководителя. В данное сравнение не включены результаты контент-анализа по позиции «управленческие навыки», сформулированные так работодателями. Данное исследование посвящено выявлению составных частей этого понятия и, значит, в таком обобщенном виде не представляет интереса для сопоставления.

По итогам графического сопоставления авторы посчитали необходимым включить в формируемую модель следующие умения и навыки: навыки использования современных технологий, опыт ведения переговоров и умение ставить задачи перед подчиненными и контролировать их выполнение.

Наиболее значимыми способностями стали: работоспособность, высокая производительность труда; риторические способности и аналитический склад ума. Таким образом, был сформирован базовый блок модели профессиональных компетенций современного менеджера в условиях глобализации (рис. 5).

pic_100.wmf

Рис. 3. Поисковая модель приоритетности умений и навыков менеджера по результатам экспертного опроса и контент-анализа требований компаний

pic_101.wmf

Рис. 4. Поисковая модель приоритетности способностей менеджера по результатам экспертного опроса и контент-анализа требований компаний

Блоки модели, отражающие изменение значимости профессиональных компетенций в условиях глобализации, сформулированы на основе отличий в приоритетных характеристиках менеджеров международных компаний по результатам наших исследований и результатам исследований других социологов. Один из этих блоков отражает профессиональные характеристики менеджера, которые получают особую значимость в условиях глобализации, другой – компетенции, важность которых снижается под влиянием глобализационных процессов.

Резюмируя итоги проведенных исследований с данной позиции, необходимо отметить, что, по мнению экспертного опроса руководителей, в условиях глобализации усиливается роль ответственности, амбициозности, инновационности взглядов, социальной ответственности, командности, знаний и стремлений к международным стандартам; снижается значимость целеустремленности, самостоятельности, креативности, высокой производительности труда. По результатам контент-анализа требований компаний к менеджерам под влиянием глобализационных процессов становятся более важными уверенность в себе (амбициозность), коммуникабельность, ответственность, командность, знание технологий управления персоналом и рекламы, навыки поиска и привлечения клиентов, ведения переговоров, планирования, знание и стремление к международным стандартам, высокий уровень интеллекта, аналитический склад ума; менее важными становятся целеустремленность, лидерские качества, знание технологий в основной сфере деятельности компании, навыки организации и анализа финансово-хозяйственной деятельности.

pic_102.wmf

Рис. 5. Модель профессиональных компетенций современного менеджера в условиях глобализации

Блок актуализирующихся профессиональных компетенций указывает на необходимость включения в состав ключевых дополнительных профессиональных компетенций. Повышение значимости в условиях глобализации компетенций, включенных в состав базового блока, отмечены знаком «плюс». Компетенции, актуальные для менеджеров российских организаций, теряющие высокую степень значимости при включении бизнеса в глобализационные процессы, обозначены в базовом блоке знаком «минус». Авторы считают необходимым сформировать блок компетенций, которые, несмотря на то, что не вошли в базовый блок, являются достаточно весомыми в деятельности руководителей отечественных предприятий и становятся менее важными в условиях международной деятельности.

При включении организации в глобализационные процессы актуализируются требования к формированию некоторых профессиональных компетенций менеджеров. Так, в условиях глобализации повышается роль командности и снижается значимость лидерских качеств, самостоятельности; важной характеристикой становится уверенность в себе и уходит на второй план целеустремленность. От менеджера в международных компаниях требуется инновационность, но при этом роль креативного подхода к работе снижается. Новое звучание получают коммуникабельность и ответственность менеджера, в т.ч. социальная. В условиях глобализации от менеджера требуются знания не столько технологий в основной сфере деятельности компании, сколько универсальные знания международных стандартов и технологий управления персоналом, рекламной деятельности. На фоне снижения требований к навыкам менеджера по организации и анализу финансово-хозяйственной деятельности повышаются требования к навыкам поиска и привлечения клиентов, ведения переговоров и планирования. Относительно способностей менеджера в условиях глобализации можно утверждать, что второстепенной компетенцией становится высокая производительность труда, а первостепенными – высокий уровень интеллекта и аналитический склад ума. Это подтверждается и результатами исследований профессиональных компетенций менеджеров в кризисных предприятиях и организациях [7].

Представленная модель представляет собой обобщенные профессиональные компетенции менеджера без учета влияния сферы деятельности, уровня иерархии и т.п. Целью дальнейших исследований авторов является формирование моделей профессиональных компетенций менеджеров разных уровней управления, организаций разных размеров (малый, средний бизнес) и форм собственности.

Рецензенты:

Силин А.Н., д.соц.н., профессор Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тюмень;

Ткачева Н.А., д.соц.н., доцент, профессор Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тюмень.

Работа поступила в редакцию 08.10.2013.


Библиографическая ссылка

Белоножко М.Л., Лаврищев М.П. ПРИОРИТЕТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕНЕДЖЕРА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПОИСКОВАЯ И ОПТИМАЛЬНАЯ МОДЕЛИ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10-6.
– С. 1375-1380;

URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32551 (дата обращения: 21.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. Статья раскрывает основные подходы к организации учебно-воспитательной деятельности, способствующие формированию глобальной компетентности школьников и роль школы в этом процессе. Авторы утверждают, что массовый запрос на формирование направления функциональной грамотности «глобальные компетенции» еще не сформировался, и раскрывают противоречие между признанием необходимости формирования глобальной компетентности и реализацией этого процесса в общеобразовательной организации на современном этапе. В статье обсуждаются изменения, которые сопровождают переход школы к целенаправленному формированию глобальной компетентности, показаны пути совершенствования деятельности учителя.

Ключевые слова: PISA, функциональная грамотность, глобальная компетентность, «глобальные компетенции», формирование глобальной компетентности школьников.

Включение в структуру функциональной грамотности компонента «глобальные компетенции» отражало вызовы глобализации и специфику современного этапа мирового образовательного процесса. Исследование глобальной компетентности школьников, впервые проведенное в международном масштабе в рамках PISA – 2018, свидетельствует, что формирование личностных и социальных ценностей, освоение знаний о глобальных проблемах и межкультурных взаимодействиях, развитие познавательных, коммуникативных и регулятивных умений, обучающихся не происходит стихийно и спонтанно, несмотря на наличие элементов «глобальных компетенций» в содержании отдельных школьных предметов [7]. В международном масштабе показано, что больших успехов обучающиеся достигают в том случае, когда образовательная программа включает знаниевый компонент «глобальных компетенций», при этом в процессе обучения уделяется внимание проблематике и ценностям глобальной компетентности [8, с. 33-39]. Работа с образовательными организациями, деятельность в системе повышения квалификации учителей позволяют сделать вывод о том, что в российской школе появилось осознанное позитивное отношение к организации деятельности по данному направлению функциональной грамотности. [4, с. 52-53]. Однако существуют определённые ограничения и препятствия для ее целенаправленного практического воплощения, во многом связанные с тем, что массовый запрос на формирование данной компетентности еще не сложился.

Какие факторы лежат в основе противоречия между признанием необходимости формирования глобальной компетентности и реализацией этого процесса в общеобразовательной организации? Это сложность и относительная новизна поставленной задачи, проявляющаяся в отсутствии единства взглядов профессионального сообщества, недостаточном уровне подготовки учителей, отождествлении целей образовательного процесса с достигнутыми учеником успехами в определенной предметной области. Вопросы «как?», «когда?», «какими средствами?» оказываются для учителя не менее существенными, чем осознание цели формирования глобальной компетентности, то есть ответ на вопрос «зачем?». Специфика данного направления функциональной грамотности, его личностно-ориентированная, ценностно-интегративная и метапредметная суть порождают трудности реализации «глобальных компетенций» в предметном пространстве современной школы и сложность оценки результатов, достигнутых школьниками. Наконец, фактор времени, которое требуется и на организацию данного процесса, и на достижение высоких результатов, влияет на отношение учителей к практической деятельности в области «глобальных компетенций».

Целенаправленная деятельность образовательного учреждения начинается с целеполагания: данный вид функциональной грамотности должен найти свое место в системе образовательной и воспитательной работы педагогического коллектива. В условиях предметного обучения системный подход и единство целей помогут преодолеть «раздробление» предметного содержания в области глобальных проблем между учебными дисциплинами и формировать метапредметные знания и умения средствами отдельных учебных предметов, используя различные формы межпредметной интеграции. Основой для координации действий могут служить а) требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к метапредметным результатам образовательного процесса, б) метапредметные содержательные компоненты учебных программ, в) методические рекомендации и учебные материалы, разработанные в системе российского образования для 5-9 классов основной общеобразовательной школы и прошедшие апробацию в ходе региональных мониторингов [2; 5].

Специфика направления «глобальные компетенции» создает условия для интеграции урочной и внеурочной деятельности школьников, комплексного подхода к образовательной и воспитательной работе. Значение педагогического воздействия внеурочной деятельности учеников заключается в создании условий формирования «некогнитивных видов опыта, которые не сводятся к традиционным знаниям, умениям, навыкам. К ним, например, относятся такие виды опыта, как творческий, деятельностный, личностный» [6, с. 144.]. Некогнитивный опыт формирующейся личности составляет основу освоения важных для российского социума отношений и ценностей.

В свою очередь, «оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку сформированности определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни» [1, с. 19].

Международное исследование позволило оценить степень вовлеченности пятнадцатилетних в деятельность в рамках «глобальных компетенций». Один из аспектов исследования отражал стремление школьников стать ответственными членами общества.

Российские участники, как и представители других стран, отметили свое стремление активно содействовать коллективному благополучию и устойчивому развитию. 61% российских респондентов, оценивая суждение «Когда я вижу, что некоторые люди в мире живут в плохих условиях, я чувствую, что должен что-то сделать», ответили, что согласны или совершенно согласны с ним; 67% согласились с утверждением «Забота о состоянии мировой окружающей среды имеет для меня большое значение» [8, с. 142-143]. Вместе с тем, менее половины опрошенных российских школьников считают, что могут что-либо сделать для решения глобальных проблем. Полученные результаты косвенно свидетельствуют о недостаточной практической направленности образовательного процесса и отсутствии у школьников соответствующих социальных практик.

Организацию и проведение мероприятий (в том числе и в онлайн формате), которые направлены на развитие и проявление у школьников качеств глобально компетентной личности, должна взять на себя школа.

Главным звеном в системе деятельности образовательного учреждения в области «глобальных компетенций» выступает учитель. Важно, чтобы его работа осуществлялась в команде единомышленников. Целенаправленное формирование глобальной компетентности школьников не требует серьезной перестройки предметной деятельности отдельного учителя: важно осознать соответствующие цели, наметить область применения своих усилий в команде и проанализировать свои подходы к урочной и внеурочной работе. Опыт показывает, что подобный анализ позволяет заинтересованному учителю реализовать потенциал, уже освоенный им (например, изучение знаниевой составляющей – глобальных проблем, вопросов межкультурного взаимодействия; работа по формированию познавательных умений; опыт организации проектно-исследовательской деятельности учеников).

Творчески работающий учитель может самостоятельно разрабатывать задания, направленные на формирование глобальной компетентности учеников. Несмотря на то, что эта работа требует значительных затрат времени, ценность подобного подхода связана с возможностью непосредственно отразить в учебных ситуациях реальные события из жизни класса или вопросы местного значения. При самостоятельной разработке заданий желательно опираться на следующие рекомендации: определять цель разработки задания (использование на уроке или во внеурочной деятельности, на определенном этапе урока и пр.); выбирать формат задания в соответствии с целью; учитывать возрастные особенности, познавательные возможности и социальный опыт учащихся; учитывать психологически и эмоционально значимые аспекты содержания, избегать соответствующих рисков; исключить возможность неоднозначного толкования задания; обращать внимание на связь глобального аспекта и жизненных реалий российского общества; отбирать содержание в соответствии с Примерной основной образовательной программой основного общего образования; учитывать межпредметные связи и возможности взаимодействия с преподавателями других предметов в данном классе; определять способ оценивания выполненного задания.

Используя сформированный банк заданий по «глобальным компетенциям» и соответствующие пособия [3], учитель может включать комплексные задания или их фрагменты в мотивационную часть урока, в объяснение нового материала, в закрепление изученного, в процесс проверки знаний. Эти задания целесообразно использовать при формировании ряда познавательных умений, которые связаны с аналитическим и критическим мышлением (выявлять и анализировать различные точки зрения, формулировать аргументы, объяснять сложные ситуации или проблемы, оценивать информацию, оценивать действия и их последствия). Они могут сыграть роль своеобразного триггера в дискуссии.

Обращение образовательной организации к «глобальным компетенциям» связано с более широким контекстом – организацией школьной жизни в целом и взаимодействия школы и социального окружения. Утверждение в школе личностно-ориентированного подхода как основы всех видов деятельности, уважительное сотрудничество всех участников образовательного процесса (учителей, администрации школы, родителей и учеников), однозначная реакция на случаи унижения или травли (буллинга) и являются воплощением эффективного взаимодействия, в том числе, и межкультурного. Школа, в которой сформирован подобный фундамент социализации учащихся, имеет все необходимые предпосылки для эффективного формирования их глобальной компетентности.

Литература

1. Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 13-33.

2. Демонстрационный вариант 2019 Электронный ресурс. URL: http://skiv.instrao.ru

3. Ковалева Г.С., Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. 5, 7 классы / Под ред. Г.С. Ковалевой, Т.В. Коваль. М., СПб.: Просвещение, 2020. 79 с.

4. Коваль Т.В., Дюкова С.Е. «Глобальные компетенции»: опыт разработки национальных учебно-диагностических материалов || Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2. № 2 (70). С. 42-57.

5. Открытый банк заданий 2020 Электронный ресурс. URL: http://skiv.instrao.ru

6. Сериков В.В. Педагогическая реальность и педагогическое знание. Опыт методологической рефлексии. М.: Редакционно-издательский дом Российского нового университета, 2018. 292 с.

7. Функциональная грамотность: глобальные компетенции. Отчет по результатам международного исследования PISA-2018. Электронный ресурс URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%9C%D0%A1%D0%98/%D0%93%D0%9A%2

0PISA-2018_.pdf

8. OECD (2020), PISA 2018 Results (Volume VI): Are Students Ready to Thrive in an Interconnected World? PISA, OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/d5f68679-en.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гевискон таблетки от изжоги инструкция цена
  • Форжект инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Будесонид ректальная пена инструкция по применению
  • Переплет журнала своими руками пошаговая инструкция
  • Starline a39 2can 2lin инструкция по эксплуатации