Государственная учетная политика реализуется инструкцией через

1. Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета в органах государственной власти (государственных органах), органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления (муниципальных органах), бюджетных учреждениях, в том числе находящихся за пределами Российской Федерации, а также иных некоммерческих организациях, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не являющихся участниками бюджетного процесса, осуществляющих ведение бюджетного учета (далее в целях настоящей Инструкции — учреждения), в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее в целях настоящей Инструкции — органы казначейства), а также в финансовых органах и органах управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющих составление и исполнение бюджетов (далее в целях настоящей Инструкции — финансовые органы).

(в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.2009 N 152н)

(см. текст в предыдущей редакции)

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О бухгалтерском учете», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящей Инструкцией.

2. Государственная учетная политика реализуется настоящей Инструкцией через:

план счетов бюджетного учета;

порядок отражения операций по исполнению бюджетов и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета;

перечень типовых корреспонденций счетов бюджетного учета (приложение N 1 к настоящей Инструкции);

иные вопросы организации бюджетного учета.

3. Все хозяйственные операции, проводимые учреждениями, финансовыми органами, органами казначейства оформляются первичными документами, приведенными в приложении N 2 к настоящей Инструкции.

Первичные учетные документы, поступающие в учреждение в качестве оправдательных документов на осуществленные им хозяйственные операции, в рамках установленного в Российской Федерации обычая делового оборота, принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству Российской Федерации правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

(абзац введен Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 152н)

наименование документа;

(абзац введен Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 152н)

дату составления документа;

(абзац введен Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 152н)

наименование участника хозяйственной операции, от имени которого составлен документ, а также его идентификационные коды;

(абзац введен Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 152н)

содержание хозяйственной операции;

(абзац введен Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 152н)

измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

(абзац введен Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 152н)

наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

(абзац введен Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 152н)

личные подписи указанных лиц и их расшифровка.

(абзац введен Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 152н)

Документирование операций с имуществом, обязательствами, а также иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бюджетного учета осуществляется на русском языке. Первичные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

(абзац введен Приказом Минфина РФ от 03.07.2009 N 69н)

Для ведения бюджетного учета в учреждениях, финансовых органах, органах казначейства применяются регистры, содержащие обязательные реквизиты и показатели, приведенные в приложении N 3 к настоящей Инструкции.

Формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также правила их ведения, утверждаются финансовым органом.

Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в следующих регистрах бюджетного учета:

Журнал операций по счету «Касса»;

Журнал операций с безналичными денежными средствами;

Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;

Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;

Журнал операций расчетов по оплате труда;

Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

Журнал по прочим операциям;

Главная книга.

Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.

По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.

В органах казначейства и в финансовых органах ведется Журнал по прочим операциям, данные из которого записываются в Главную книгу ежедневно.

При кассовом обслуживании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами казначейства учет операций ведется в отдельной Главной книге по каждому обслуживаемому бюджету на соответствующих счетах.

4. Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного учета, производится в следующем порядке:

ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представления баланса и не требующая изменения данных в журналах операций, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бюджетного учета, в котором производится исправление ошибки, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись «Исправлено»;

ошибочная запись, обнаруженная до момента представления баланса и требующая изменений в журнале операций, в зависимости от ее характера оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью последним днем отчетного периода;

ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бюджетная отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «Красное сторно» оформляются Справкой (ф. 0504833), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.

5. По истечении каждого отчетного месяца первичные учетные документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы. При незначительном количестве документов брошюровку можно производить за несколько месяцев в одну папку (дело). На обложке следует указать: наименование учреждения (органа казначейства, финансового органа); название и порядковый номер папки (дела); отчетный период — год и месяц; начальный и последний номера журналов операций; количество листов в папке (деле).

6. В случае пропажи или уничтожения первичных учетных документов и регистров бюджетного учета руководитель учреждения (органа казначейства, финансового органа) назначает приказом комиссию по расследованию причин их пропажи или уничтожения.

При необходимости для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.

Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем учреждения (органа казначейства, финансового органа). Копия акта направляется в вышестоящее учреждение (орган) по ведомственной принадлежности.

7. Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится учреждением (органом казначейства, финансовым органом) в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.

8. Автоматизация бюджетного учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки первичных учетных документов и отражения операций по соответствующим разделам Плана счетов бюджетного учета.

В условиях комплексной автоматизации бюджетного учета операции формируются в базах данных используемого программного комплекса. При выведении регистров бюджетного учета на бумажные носители допускается отличие выходной формы документа (машинограммы) от утвержденной формы документа при условии, что реквизиты и показатели выходной формы документа (машинограммы) содержат соответствующие реквизиты и показатели регистров бюджетного учета, предусмотренные настоящей Инструкцией и утверждающим документом соответствующего финансового органа.

9. Отражение операций при ведении бюджетного учета осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, установленным настоящей Инструкцией.

Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:

1 — 17 разряд — с 1 по 17 разряды кода классификации доходов бюджета, классификации расходов бюджета, классификации источников финансирования дефицита бюджета (без кода классификации операций сектора государственного управления — (далее — КОСГУ)) (приложение N 4 к настоящей Инструкции);

18 разряд — код вида деятельности:

бюджетная деятельность — 1;

приносящая доход деятельность — 2;

деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, — 3;

деятельность некоммерческих организаций сектора государственного управления, не являющихся участниками бюджетного процесса — 4;

(абзац введен Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 152н)

19 — 21 разряд — код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;

22 — 23 разряд — код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;

24 — 26 разряд — код классификации операций сектора государственного управления (приложение N 5 к настоящей Инструкции).

Разряды 18 — 26 образуют код счета бюджетного учета.

Финансовым органам, органам казначейства и учреждениям разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.

Кроме того, при отсутствии в перечне типовых корреспонденций счетов бюджетного учета (Приложение N 1 к настоящей Инструкции) по исполнению бюджета Федеральное казначейство, финансовые органы, главные распорядители средств бюджетов имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции.

При завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бюджетного учета очередного финансового года не переходят.

Государственная учётная политика

  • Государственная учётная политика — это единый порядок ведения бюджетного учёта устанавливаемый Министерством финансов Российской Федерации в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждениях.

    Государственная учётная политика реализуется Инструкцией по бюджетному учёту через:

    * план счетов бюджетного учёта;

    * порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учёта;

    * порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учёта;

    * корреспонденцию счетов бюджетного учёта;

    иные вопросы организации бюджетного учёта.Учётная политика формируемая участниками бюджетного процесса в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» не должна противоречить государственной учётной политике.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Инструкция по бюджетному учёту — это нормативный правовой акт, устанавливающий единый порядок ведения бюджетного учёта в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях, в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в финансовых органах и органах управления государственных…

Государственный заказчик — в Российской Федерации это государственный орган, орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казённое учреждение, действующие от имени РФ или её субъекта, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством и осуществляющие закупки.

Публичные (централизованные) финансы — система формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти. Публичные финансы включают государственные финансы и муниципальные финансы.

Бюджетное право — основная подотрасль, структурный элемент финансового права, совокупность юридических норм, определяющих основы бюджетного устройства государства, составления, рассмотрения, исполнения и контроля за исполнением государственного бюджета и бюджетов субъектов федерации, входящих в бюджетную систему государства.

Управление делами президента Российской Федерации (Управделами президента) — федеральный орган исполнительной власти (федеральное агентство), организующий и непосредственно осуществляющий материально-техническое обеспечение и социально-бытовое, медицинское и санаторно-курортное обслуживание деятельности федеральных органов государственной власти.

Единый счёт бюджета — счёт (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учёта средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры…

Госуда́рственная услу́га — деятельность, предоставляемая Правительством России, государственным внебюджетным фондом, исполнительным органом субъекта Российской Федерации, при осуществлении государственных функций, определенных Конституцией России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий…

Федеральное архивное агентство (Росархив) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Президента Российской Федерации. Осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела и делопроизводства, а также по контролю, оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в этой сфере.

Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность государственных органов власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

План счетов — система бухгалтерских счетов, предусматривающая их количество, группировку и цифровое обозначение в зависимости от объектов и целей учёта. В План счетов включаются как синтетические (счета первого порядка), так и связанные с ними аналитические счета (субсчета или счета второго порядка). Построение плана счетов обеспечивает согласованность учётных показателей с показателями действующей отчётности.

Госуда́рственный внебюдже́тный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий…

Министерство финансов — государственный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой политики, а также осуществляющий общее руководство и контроль в области организации финансов.

Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) — федеральный орган исполнительной власти, осуществлявший деятельность по контролю и надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами…

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) — упраздненный в 2016 году федеральный орган исполнительной власти. Осуществлял функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций и находившийся в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Управление финансами — целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них , деятельность по привлечению и эффективности использования финансовых ресурсов.

Федера́льная слу́жба — общее название федерального органа государственного управления (исполнительной власти) в Российской Федерации — России.

Бюджетная система Азербайджана состоит из государственного бюджета Азербайджанской Республики, бюджета Нахичеванской АР и местные бюджеты.Государственный бюджет Азербайджана – это главный финансовый документ страны для сбора и применения необходимых денежных средств для осуществления соответствующими органами государственной власти Азербайджана и органов самоуправления обязанностей и функций государства и муниципалитетов. Бюджет включает в себя годовой финансовый план. Годовой период длится с 1 января…

Федера́льное казённое предприя́тие (ФКП) — в Российской Федерации унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Решение о создании, реорганизации и ликвидации ФКП принимает Правительство Российской Федерации. Также Правительство утверждает устав ФКП, являющийся его учредительным документом. По гражданскому законодательству РФ государство несёт субсидиарную ответственность по обязательствам ФКП при недостаточности его имущества.Постановлением Правительства Российской Федерации…

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Банковское право — межотраслевой комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью банковской системы.

Административный орган — сформированная административным законодательством государственная или муниципальная организация, а также индивидуальный субъект, которые имеют полномочия на осуществление в пределах предоставленной им компетенции административно-публичной деятельности от имени государства или муниципального образования и наделены административными полномочиями нормотворческого, регулятивного и (или) охранительно-защитного характера.

Финансовый контроль в бюджетных учреждениях — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности бюджетных учреждений. Формы и методы финансового контроля, общие для организаций любой сферы деятельности, освещены в статье Методы финансового контроля. Настоящая статья посвящена особенностям контроля в бюджетных учреждениях и специфическим методам, характерным для документальных ревизий и проверок, организуемых в них.

Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории «публичные финансы». Формирование местного бюджета регламентировано Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Центра́льные о́рганы госуда́рственного управле́ния (син. центра́льные управле́нческие о́рганы) — органы верхнего эшелона государственной власти, уполномоченные осуществлять государственное управление на всей территории суверенного государства в пределах их компетенции. Полномочия, подчиненность, область деятельности и порядок деятельности центральных органов власти определяются конституцией и законами страны, а также иными актами. Органы государственного управления в целом, и центральные органы в…

Инспе́кция федера́льной нало́говой слу́жбы — это территориальный орган федерального органа исполнительной власти межрайонного, городского (районного) уровня, подотчётный Федеральной налоговой службе Российской Федерации, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налоговых платежей, сборов, а в случаях, установленных законом…

Государственное казначейство Украины — государственный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Украины правоприменительные функции по обеспечению исполнения бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Украины, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами государственного бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств государственного бюджета. Находится в ведении Министерства финансов…

Гражданский контроль — это наблюдение за деятельностью органов государственной и муниципальной власти, прочих государственных органов и должностных лиц, оценка законности и эффективности этой деятельности, а также принятие правовых мер по пресечению выявленных нарушений прав и свобод человека со стороны указанных органов и должностных лиц. Гражданский контроль как система практик является одной из основных функций гражданского общества.

Федеральная государственная информационная система территориального планирования (ФГИС ТП) — информационно-аналитическая система, обеспечивающая доступ к сведениям, содержащимся в государственных информационных ресурсах, государственных и муниципальных информационных системах, в том числе в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), и необходимым для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области территориального…

Учрежде́ние — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство.

Электронный бюджет — единая система управления государственными и муниципальными (общественными) финансами Российской Федерации с применением информационных и телекоммуникационных технологий.

Федеральное казначейство (Казначейство России, сокр. ФК) — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экономический надзор…

Федера́льная интерве́нция — в ряде государств с федеративной формой устройства (США, Бразилия, Венесуэла, Индия, ФРГ) в установленном федеральной конституцией или законом порядке вмешательство центра в дела субъекта федерации в случае нарушения властями последнего федеральной конституции или федеральных законов, неподчинения законным требованиям федерального правительства, нарушений прав человека, серьёзных беспорядков, возникновения угрозы целостности государства, задержки налоговых и других платежей…

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) — федеральный орган исполнительной власти в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации. Образовано было в результате реорганизации Федеральной службы земельного кадастра России (Росземкадастр). Упразднено 1 марта 2009 г.

Государственное агентство СССР — орган специального назначения в системе центральных органов государственного управления Союза Советских Социалистических Республик. Действовал на правах государственного комитета СССР. Наряду с союзными министерствами и государственными комитетами, агентства осуществляли свою деятельность в рамках правительства СССР.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений. Положение о Росимуществе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432.

Государственный сектор экономики (сокр. госсектор) — совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере железнодорожного транспорта. Росжелдор является подчинённым Министерству транспорта Российской Федерации федеральным агентством. Росжелдором может создаваться ведомственная охрана и ведомственная пожарная охрана.

Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН России) — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по реализации государственной национальной политики и реализации государственных и федеральных целевых программ в сфере межнациональных отношений.

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) — федеральный орган исполнительной власти, находившийся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. Было создано 9 марта 2004 года, осуществляло функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере образования, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных…

Государственный служащий — работник (служащий), исполняющий те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе.

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. Образовано указом президента Российской Федерации в 2004 году.

Текущие расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных организаций, оказание государственной поддержки бюджетам других уровней и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование.

Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ) — стандарты бухгалтерского учёта России, регламентирующие порядок бухгалтерского учёта тех или иных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности.

Акима́т, Аппарат акима (администрация; каз. әкімшілік, әкімдік) — региональный орган исполнительной власти в Казахстане, районная государственная администрация в Казахстане.

Важные моменты учетной политики

«Бюджетный учет», 2008, N 1

В начале года учреждение пересматривает учетную политику, которой пользовалось в течение предшествующего отчетного периода, и вносит коррективы. К этому документу нужно отнестись предельно внимательно, ведь именно он будет регламентировать деятельность вашего учреждения в течение всего года. Рассмотрим основные моменты.

Под учетной политикой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

В связи с реформированием бюджетной системы в России с 2005 г. изменились требования к отчетности, возросла ответственность не только за разумное управление финансами, но и за эффективность бюджетной политики.

Данные изменения послужили началом принципиально нового подхода к организации бюджетного учета.

В ранее действовавшей Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н, не были установлены положения о формировании учетной политики для бюджетных учреждений. Такая ситуация обусловливалась достаточно жестким нормативным регулированием бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. В этой Инструкции определялись формы первичных документов и учетных регистров бюджетного учета, регламентировалась форма бухгалтерского учета, применяемого в бюджетных учреждениях. Она также включала в себя положения по бухгалтерскому учету, методические указания и план счетов.

В настоящее время бюджетный учет ведется в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н (далее — Инструкция N 25н). Государственная учетная политика реализуется в соответствии с п. 2 Инструкции N 25н через:

  • План счетов бюджетного учета;
  • порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета;
  • порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета;
  • корреспонденцию счетов бюджетного учета;
  • иные вопросы организации бюджетного учета.

В Инструкции N 25н регламентирован лишь методический раздел учетной политики. В ней определены:

  • критерии, по которым актив признается основным средством, нематериальным активом, непроизведенным активом, материальным запасом;
  • правила оценки нефинансовых активов;
  • порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;
  • порядок определения стоимости используемых материалов.

Организационную часть учетной политики и методическую часть, затрагивающую вопросы предпринимательской деятельности, учреждение должно разработать самостоятельно.

При формировании учетной политики для целей бюджетного учета и налогообложения следует учитывать организационно-правовые формы, отраслевые особенности и виды деятельности, осуществляемые бюджетными учреждениями.

Бюджетные учреждения при формировании учетной политики должны руководствоваться Законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Данный Закон регламентирует следующие правила формирования учетной политики:

  • принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета;
  • принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год;
  • изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года;
  • в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в учетной политике на следующий отчетный год.

Положение об учетной политике учреждения рекомендуется оформлять в виде двух самостоятельных распорядительных документов (приказов, положений и т.п.). Первый документ посвящен учетной политике учреждения в области бухгалтерского учета. Второй — учетной политике в области налогообложения.

Наличие двух самостоятельных положений не случайно. Наряду с тем фактом, что расчет ряда налогов осуществляется на базе бухгалтерского учета, в нормативных документах по налогообложению существует большое количество требований, которые нельзя исполнить, используя лишь действующие методы бухгалтерского учета. Это приводит к необходимости осуществления наряду с бухгалтерским налогового учета с утверждением способов и форм налогового учета внутренним документом учреждения — положением об учетной политике предприятия для целей налогообложения.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета Организационный раздел

Учетная политика учреждения для целей бухгалтерского учета формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается приказом или распоряжением ее руководителя.

В учетной политике учреждения обязательно утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, а также забалансовые счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии со спецификой учреждения и полноты учета и отчетности (об учете на забалансовых счетах мы писали в журнале «Бюджетный учет» N 12/2007, с. 45);
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • формы учетных регистров. Приказ Минфина России от 23 сентября 2005 г. N 123н предусматривает возможность внесения в регистры бюджетного учета дополнительных реквизитов;
  • порядок и сроки проведения инвентаризации;
  • порядок формирования структуры инвентарного порядкового номера основного средства (п. 18 Инструкции N 25н);
  • методы оценки видов имущества и обязательств;
  • порядок документооборота;
  • технология обработки учетной информации. В связи с существованием различных возможностей обработки учетной информации в учетной политике необходимо указать характеристики используемой в учреждении программы;
  • срок, на который выдаются денежные средства под отчет на хозяйственные нужды, командировочные расходы;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Рабочий план счетов, формы первичных учетных документов, составляемых в произвольной форме, а также разработанный график документооборота целесообразнее оформлять в виде приложений к приказу организации об учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Методический раздел

Методика учетной политики отражена в Инструкции N 25н.

В положении можно отразить следующие моменты:

  • учет основных средств осуществляется в соответствии с п. п. 10 — 22 и 38 — 46 Инструкции N 25н;
  • учет нематериальных активов осуществляется в соответствии с п. п. 23 — 28 Инструкции N 25н;
  • учет непроизведенных активов осуществляется в соответствии с п. п. 29 — 37 Инструкции N 25н;
  • учет материальных запасов осуществляется в соответствии с п. п. 47 — 60 Инструкции N 25н;
  • учет исполнения сметы расходов по бюджету;
  • учет движения денежных средств на лицевых счетах;
  • учет движения наличных денежных средств;
  • учет расчетов по оплате труда;
  • учет фактических расходов отражается на счетах 0 401 01 200 «Расходы учреждения» и 0 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» в разрезе необходимой аналитики;
  • учет исполнения сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности, целевых поступлений.

Если учреждение сдает в аренду имущество, то в данном разделе необходимо прописать порядок отражения операций по сдаче имущества. Особое внимание уделить вопросу отражения арендной платы. Арендная плата за пользование федеральным имуществом, закрепленным за арендодателями, перечисляется арендаторами в доход федерального бюджета на счета управлений Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, открытые на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» в подразделениях расчетной сети Банка России или в кредитных организациях в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (Приказ Минфина России от 30 июня 2004 г. N 57н). Порядок отражения в бюджетном учете аренды имущества разъяснен в совместном Письме Минфина России и Федерального казначейства от 13 декабря 2005 г. N 42-7.1-01/2.2-371.

В настоящее время мониторы, системные блоки, принтеры, клавиатуры и другие комплектующие компьютерной техники, которые приобретаются отдельно, а не в комплекте, должны учитываться по статье 340. Ранее указанная техника приобреталась по статье 310 и учитывалась как отдельные инвентарные объекты. До перевода их в состав материальных запасов учреждение должно отразить этот момент в приказе по учетной политике.

Учетная политика для целей налогового учета Общие положения

Учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Система налогового учета определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Налогоплательщик изменяет порядок налогового учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов, если:

  • изменяются законодательство о налогах и сборах или применяемые методы учета;
  • налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности.

Решение о внесении изменений в учетную политику при изменении используемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах — не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

Регистры налогового учета, их формы и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике учреждения для целей налогообложения.

Методический раздел

В перечень методических вопросов включаются методы оценки объектов бюджетного учета, распределения накладных и расходов, осуществляемых за счет различных источников финансирования:

  • оценка стоимости основных средств при приобретении, сооружении и изготовлении (п. 12 Инструкции N 25н);
  • оценка нематериальных активов при приобретении, изготовлении (п. 24 Инструкции N 25н);
  • оценка непроизведенных активов (п. 29 Инструкции N 25н);
  • классификация основных средств (п. 22 Инструкции N 25н);
  • метод амортизации основных средств (п. 38 Инструкции N 25н);
  • оценка материальных запасов и готовой продукции (п. 49 Инструкции N 25н);
  • списание (отпуск) материальных запасов (п. 55 Инструкции N 25н);
  • оценка финансовых активов (п. п. 111, 132, 135 Инструкции N 25н);
  • порядок определения себестоимости выпускаемой готовой продукции, оказываемых услуг и выполняемых работ;
  • порядок распределения накладных расходов. Накладные расходы могут распределяться:
  • пропорционально заработной плате работников, непосредственно занятых выпуском продукции (выполнением работ, оказанием услуг);
  • пропорционально стоимости израсходованных материалов;
  • пропорционально всей сумме прямых расходов;
  • порядок распределения сумм начисленной амортизации по объектам основных средств, приобретенных за счет средств от приносящей доход деятельности и используемых в приносящей доход и бюджетной деятельности.

Налог на прибыль

Бюджетные учреждения применяют общие правила налогового учета доходов и расходов, установленные в гл. 25 Налогового кодекса.

Необходимо выбрать систему исчисления налоговой базы при расчете налога на прибыль, которая определяется на основе порядка группировки и отражения объектов и хозяйственных операций:

  • только в бухгалтерском учете;
  • одновременно и в бухгалтерском, и в налоговом учете;
  • только в налоговом учете.

Отражение доходов для целей налогообложения

Доходы, получаемые бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, делятся на доходы, полученные от реализации товаров, работ и услуг, и внереализационные доходы (ст. 248 НК РФ).

В данном разделе необходимо отразить один из методов признания доходов:

  • метод начисления (ст. 271 НК РФ);
  • кассовый метод (ст. 273 НК РФ).

При выборе кассового метода признания доходов необходимо помнить об ограничении, которое предусмотрено п. 1 ст. 273 Налогового кодекса. Организации имеют право на определение даты получения дохода по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

Отражение расходов для целей налогообложения

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (ст. 252 НК РФ).

В данном разделе следует предусмотреть метод признания расходов в целях налогообложения прибыли. Если налогоплательщик признает доходы по кассовому методу, то и расходы будут признаваться в налоговом учете по этому методу (ст. 273 НК РФ), а если доходы признаются по методу начисления, то и расходы — по методу начисления (ст. 272 НК РФ).

Для целей налогообложения прибыли расходы налогоплательщика на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

Учитывая требования Налогового кодекса, налогоплательщик должен в учетной политике закрепить перечень прямых расходов. Налоговый кодекс предлагает следующий перечень прямых расходов (ст. 318 НК РФ):

  • затраты на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) (пп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ);
  • затраты на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика (пп. 4 п. 1 ст. 254 НК РФ);
  • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда (ст. 255, ст. 264 НК РФ);
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг (пп. 3 п. 2 ст. 253, ст. 259 НК РФ).

Учреждение может устанавливать свой перечень прямых расходов, отличный от того, который предусмотрен в ст. 318 Налогового кодекса, с отражением его в учетной политике.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 Налогового кодекса.

Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

К косвенным расходам относят все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 Налогового кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных Налоговым кодексом.

Расчеты с бюджетом

Установить, что авансовые платежи по налогу на прибыль осуществляются либо путем внесения только квартальных авансовых платежей по итогам отчетного периода, либо путем внесения ежемесячных авансовых платежей в порядке, установленном в следующем пункте положения.

Установить, что ежемесячные авансовые платежи налога на прибыль осуществляются либо равными долями в размере одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль, либо исходя из фактической полученной прибыли, подлежащей налогообложению, нарастающим итогом с начала года до окончания соответствующего месяца.

НДС

Для начала необходимо выбрать: пользоваться или не пользоваться правом на освобождение организации от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в порядке, установленном ст. 145 Налогового кодекса, и представить в налоговые органы необходимые уведомления и документы.

Для целей исчисления НДС установить ведение раздельного учета операций, освобождаемых от обложения НДС согласно ст. 149 Налогового кодекса.

Установить ведение раздельного учета для целей исчисления НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению по различным налоговым ставкам.

Установить раздельный учет финансово-хозяйственных операций, связанных с экспортной деятельностью.

Установить ведение раздельного (обособленного) учета сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0%.

Установить срок уплаты НДС и представление налоговой декларации по НДС: ежемесячно или ежеквартально.

Утвердить порядок нумерации, составления и оформления счетов-фактур, а также ведения журнала учета выставленных счетов-фактур и книги продаж при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Утвердить перечень должностных лиц, ответственных за ведение журнала учета полученных счетов-фактур и обязанных проверять правильность заполнения всех реквизитов счета-фактуры.

Транспортный налог

Необходимо обеспечить раздельный учет транспортных средств, не являющихся объектами обложения транспортным налогом.

Согласно п. 2 ст. 358 гл. 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса часть транспортных средств, перечисленных в этом пункте, не является объектом обложения транспортным налогом. Это:

  • весельные лодки, моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Целесообразно выделить в приказе об учетной налоговой политике отдельный пункт, перечисляющий транспортные средства, не подлежащие налогообложению.

Методика такого раздельного учета (выборка объектов по шифрам, инвентарным номерам, наименованиям и местам нахождения транспорта, по другим признакам) позволит избежать возможных ошибок при исчислении транспортного налога, особенно в учреждениях, имеющих обособленные подразделения и разнообразный транспортный парк.

Налог на имущество

При исчислении налога на имущество налоговая база определяется исходя из остаточной стоимости движимого и недвижимого имущества (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств и отражаемого в активе баланса. Налоговая база определяется в порядке, установленном ст. 376 Налогового кодекса.

Необходимо обеспечить:

  • раздельный учет имущества, не учитываемого при налогообложении;
  • обособленное выделение в учете остаточной стоимости основных средств и имущества, подлежащего принятию в состав основных средств, подлежащего налогообложению, по следующим группам:
  • объекты, место фактического нахождения которых совпадает с местом нахождения головной организации;
  • объекты, место фактического нахождения которых совпадает с местом нахождения каждого обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс;
  • объекты недвижимого имущества, фактически находящиеся вне места нахождения головной организации и обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс (кроме объектов, имеющих место нахождения в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ и (или) за пределами территории РФ);
  • объекты, имеющие место нахождения в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ и (или) за пределами территории РФ;
  • объекты, облагаемые по разным налоговым ставкам.

Методика ведения раздельного учета указанного имущества для целей исчисления налога на имущество должна быть приведена в приложении к приказу об учетной политике.

Также необходимо обеспечить формирование в учете информации об имуществе, подлежащем налогообложению, но не числящемся на балансе учреждения. Сюда входят:

  • объекты, внесенные в совместную деятельность (по договору простого товарищества);
  • объекты, переданные в доверительное управление;
  • объекты, переданные в лизинг, учитываемые на балансе лизингополучателя.

Методика ведения учета указанного имущества для целей исчисления налога на имущество приводится в приложении к приказу.

А.А.Комлева

Редактор-эксперт

журнала «Бюджетный учет»

УЧЕБНИК ПО
БЮДЖЕТНОМУ УЧЕТУ

Постановлением
Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249
утвержден план мероприятий по реализации
Концепции реформирования бюджетного
процесса в Российской Федерации в
20042006
гг. Составной частью данного плана
является реформирование учета в бюджетных
организациях
.

Основополагающие
документы по реформированию бюджетного
учета
:

Федеральный
закон от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ «О внесении
изменений в Бюджетный кодекс Российской
Федерации в части регулирования
межбюджетных отношений»
;

Инструкция
по бюджетному учету, утвержденная
приказом Минфина России от 10 февраля
2006 г. № 25н
;

 приказ
Минфина России от 27 августа 2004 г. № 72н
«Об утверждении Указаний о порядке
применения бюджетной классификации
Российской Федерации при составлении
и исполнении бюджетов всех уровней,
начиная с бюджетов на 2005 год»;

 Методические
указания по внедрению Инструкции по
бюджетному учету, утвержденные приказом
Минфина России от 24 февраля 2005 г. № 26н;

 Инструкция
о порядке составления и представления
годовой, квартальной и месячной бюджетной
отчетности, утвержденная приказом
Минфина России от 21 января 2005 г. № 5н (в
ред. приказа Минфина России от 11 ноября
2005 г. № 137н).

В
соответствии с данными нормативными
документами начиная с 1 января 2005 г.
лимиты бюджетных
обязательств, ассигнования
,
сметы необходимо составлять, а кассовые
и фактические расходы
необходимо вести в разрезе новой
бюджетной
классификации
.
Новые коды бюджетной классификации
необходимо указывать также и в платежных
документах.

С
изменением бюджетной политики возникла
необходимость анализа эффективности
использования бюджета,
оценки его воздействия на экономику,
рационального управления финансами.
Для решения данных задач нужны
принципиально новые сведения, на
получение которых должна ориентировать
новая система учета. К таким сведениям
относят прежде всего данные о рентабельности
финансовых вложений.

Для
получения сведений о рентабельности
финансовых вложений новой системой
учета предусмотрено использование
метода начисления, широко применяемого
в коммерческих
организациях
.
Этот метод позволяет оценивать реальный
финансовый результат деятельности
бюджетной организации и обеспечивать
динамику исполнения обязательства
распорядителей и получателей бюджетных
средств.

Применение
метода начислений позволяет не только
учитывать денежные остатки, но и
контролировать движение активов
и обязательств. При его использовании
меняется значение понятий «доходы» и
«расходы». Доходом признается не
зачисление денег на счет, а увеличение
стоимости чистых активов. Под расходом
понимается уменьшение стоимости чистых
активов.

Новая
система учета, в отличие от старой,
предусматривает внедрение в нее кодов
Бюджетной классификации (КБК), что
позволит объединить учет у исполнителей
бюджета и у бюджетных организаций, а
также осуществлять контроль за движением
бюджетных средств от источников доходов
до конечных получателей.

Новая
система учета первоначально была
изложена в Инструкции по бюджетному
учету, утвержденной приказом Минфина
России от 26 августа 2004 г. № 70н. Однако в
процессе применения данной Инструкции
был выявлен ряд существенных недостатков,
устраненных новой Инструкцией по
бюджетному учету, утвержденной приказом
Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н.

Новая
Инструкция по бюджетному учету
устанавливает единый порядок ведения
бухгалтерского учета в органах
государственной власти, органах
управления государственных внебюджетных
фондов, органах управления территориальных
государственных внебюджетных фондов,
органах местного самоуправления,
бюджетных учреждениях.

Государственная
учетная политика реализуется Инструкцией
через:

План
счетов

бюджетного учета;

 порядок
отражения операций по исполнению
бюджетов бюджетной
системы

Российской Федерации на счетах бюджетного
учета;

 порядок
отражения органами, осуществляющими
кассовое обслуживание исполнения
бюджетов, операций по кассовому
обслуживанию исполнения бюджетов на
счетах бюджетного учета;


корреспонденцию
счетов бюджетного учета (приложение №
1 к Инструкции);

 иные
вопросы организации бюджетного учета.

Все
операции, проводимые учреждениями,
оформляются первичными документами,
приведенными в приложении № 2 к Инструкции.

Для
ведения бюджетного учета в учреждениях
применяются регистры, содержащие
обязательные реквизиты и показатели,
приведенные в приложении № 3 к Инструкции.

Формы
регистров бюджетного учета, учитывающие
специфику исполнения соответствующего
бюджета бюджетной системы Российской
Федерации, а также правила их ведения,
утверждаются органом, организующим
исполнение соответствующего бюджета
бюджетной системы Российской Федерации.

Инструкция
по бюджетному учету введена в действие
с 1 января 2006 г.

Инструкция
по бюджетному учету состоит из четырех
частей. В первой части изложены основы
организации бюджетного учета, дано его
определение, выражены требования по
оформлению и систематизации первичных
документов и учетных регистров, даны
указания о порядке исправления ошибок,
допущенных при заполнении учетных
регистров, указывается на необходимость
осуществления инвентаризации имущества,
финансовых активов и обязательств,
автоматизации бюджетного учета.

Во
второй части Инструкции отражен новый
План счетов бюджетного учета, в третьей

порядок применения Плана счетов, а в
четвертой 
порядок учета операций при централизованном
снабжении материальными ценностями
бюджетных учреждений. Инструкция
содержит три приложения. В приложении
№ 1 изложены корреспонденции счетов
бюджетного учета по основным хозяйственным
операциям
,
приложении № 2 
унифицированные формы первичных учетных
документов и указания по их применению,
а в приложении № 3 
перечень рекомендуемых регистров
бюджетного учета с указанием обязательных
реквизитов и показателей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тиогамма 600 таблетки инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Инструкция по установке сигнализации томагавк tz 9030
  • Elari smartbeat инструкция по эксплуатации на русском
  • Марена красильная инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена
  • Двухкамерный холодильник атлант инструкция по кнопкам