Органы
управления экономическим развитием
Министерство
экономического развития и торговли
РФ1
Сферы
деятельности
-
внешнеэкономическая
деятельность; -
торговля;
-
таможенное
дело; -
управление
федеральным имуществом; -
вопросы,
касающиеся несостоятельности
(банкротства) организаций; -
управление государственным материальным
резервом, кадастр объектов недвижимости,
предпринимательство; -
малый бизнес.
Основные
задачи
-
координация
и контроль деятельности находящихся
в его ведении федеральной службы и
федеральных агентств; -
координация
деятельности Российского фонда
федерального имущества; -
руководство деятельностью
представительств Российской Федерации
по торгово-экономическим вопросам в
иностранных государствах, а также
совместно с Министерством иностранных
дел РФ деятельностью торгово-экономических
отделов посольств Российской Федерации; -
правовое
регулирование в соответствии с
установленной компетенцией.
Важнейшая
задача
Разработка
и представление в Правительство РФ
проектов федеральных конституционных
законов, федеральных законов и актов
Президента и Правительства РФ по
вопросам:
-
анализа
и прогнозирования социально-экономического
развития, сводных финансовых балансов
по Российской Федерации, субъектам
и регионам Российской Федерации,
отраслям и секторам национальной
экономики; -
мониторинга
социально-экономических процессов
в Российской Федерации; -
торгово-экономических
отношений с иностранными государствами; -
торгово-экономических
отношений и экономической интеграции
Российской Федерации с государствами
— участниками СНГ; -
экономических
основ формирования Союзного государства; -
формирования
единого экономического пространства; -
внутренней торговли;
-
развития
электронной торговли.
Федеральная
таможенная служба2
Понятие
Федеральная
таможенная служба— это федеральный
орган исполнительной власти,
осуществляющий функции по контролю
и надзору в области таможенного дела,
а также функции агента валютного
контроля и специальные функции по
борьбе с контрабандой, иными
преступлениями и административными
правонарушениями, осуществляющий
свою деятельность как непосредственно,
так и через свои территориальные
органы.
Полномочия
-
взимание
таможенных пошлин, налогов,
антидемпинговых, специальных и
компенсационных пошлин, таможенных
сборов, контроль над правильностью
исчисления и своевременностью уплаты
указанных пошлин, налогов и сборов и
принятие мер по их принудительному
взысканию; -
обеспечение
соблюдения внешнеторговой деятельности,
запретов и ограничений в отношении
товаров, перемещаемых через таможенную
границу Российской Федерации; -
обеспечение
единообразного применения таможенными
органами таможенного законодательства
Российской Федерации; -
осуществление
таможенного оформления и таможенный
контроль; -
принятие
решений о классификации товаров в
соответствии с Товарной номенклатурой
внешнеэкономической деятельности и
обеспечение опубликования таких
решений; -
обеспечение
в пределах своей компетенции защиты
прав интеллектуальной собственности; -
ведение
реестров лиц, осуществляющих
деятельность в области таможенного
дела, реестров банков и иных кредитных
организаций, обладающих правом выдачи
банковских гарантий уплаты таможенных
платежей, а также ведение таможенного
реестра объектов интеллектуальной
собственности; -
аннулирование квалификационных
аттестатов специалистов по таможенному
оформлению; -
осуществление
производства по делам об административных
правонарушениях и рассмотрение таких
дел.
Федеральное
агентство по государственным резервам3
Понятие
Федеральное
агентство по государственным резервамявляется федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по оказанию государственных
услуг и управлению государственным
имуществом в сфере управления
государственным материальным резервом.
Направление
деятельности
Организует формирование,
размещение, хранение и контроль над
наличием материальных ценностей
государственного материального
резерва и др.
Федеральное
агентство кадастра объектов недвижимости4
Понятие
Федеральное
агентство кадастра объектов недвижимостиявляется федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по управлению государственным
имуществом и оказанию государственных
услуг в сфере ведения кадастров
объектов недвижимости, землеустройства,
инвентаризации объектов градостроительной
деятельности, государственной
кадастровой оценки земель и
государственного мониторинга земель,
а также по государственному земельному
контролю.
Полномочия
-
создание
автоматизированной системы ведения
государственного земельного кадастра
и государственного учета объектов
градостроительной деятельности; -
проведение
территориального землеустройства в
соответствии с решениями органов
государственной власти, а также
территориального землеустройства
на землях, находящихся в федеральной
собственности; -
подготовка землеустроительных
материалов для установления
государственной границы Российской
Федерации, границ субъектов Федерации
и муниципальных образований; -
осуществление
технической инвентаризации объектов
градостроительной деятельности.
Осуществляет
-
государственную
кадастровую оценку земель и представление
ее результатов в соответствии с
законодательством Российской
Федерации; -
ведение
государственного земельного кадастра,
государственного градостроительного
кадастра и государственного фонда
данных, полученных в результате
проведения землеустройства; -
государственный
мониторинг земель в Российской
Федерации в том числе с использованием
автоматизированной информационной
системы; -
создание
и ведение государственного кадастра
объектов недвижимости; -
утверждение заключений экспертных
комиссий при проведении экспертизы
землеустроительной документации; -
государственный
земельный контроль
Федеральное
агентство по управлению федеральным
имуществом5
Понятие
Федеральное
агентство по управлению федеральным
имуществомявляется федеральным
органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по управлению
федеральным имуществом, в том числе
в области земельных отношений, функции
по оказанию государственных услуг и
правоприменительные функции в сфере
имущественных отношений.
Основные
функции
-
проведение
единой государственной политики в
области имущественных и земельных
отношений; -
осуществление
полномочий собственника в отношении
имущества федеральных государственных
унитарных предприятий и государственных
учреждений (за исключением полномочий
собственника, которые в соответствии
с законодательством Российской
Федерации осуществляют I иные
федеральные агентства); -
осуществление полномочий в отношении
акций (долей) акционерных (хозяйственных)
обществ и иного имущества, составляющего
казну Российской Федерации; -
осуществление
полномочий по изъятию у учреждений
и казенных предприятий излишнего,
неиспользуемого либо используемого
не по назначению федерального
недвижимого имущества.
Вопросы,
входящие в компетенцию
-
передача
федерального имущества физическим
и юридическим лицам; -
приватизация федерального имущества,
а также разграничение государственной
собственности, в том числе на землю,
на собственность Российской Федерации,
собственность субъектов Федерации
и собственность муниципальных
образований; -
осуществление
полномочия собственника имущества
должника — федерального государственного
унитарного предприятия при проведении
процедур банкротства.
Федеральная
служба государственной статистики6
Понятие
Федеральная служба
государственной статистикиявляется
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
формированию официальной статистической
информации о социальном, экономическом,
демографическом и экологическом
положении страны, а также функции по
контролю и надзору в области
государственной статистической
деятельности на территории Российской
Федерации.
Основные
функции
-
представление
статистической информации Президенту,
Правительству, Федеральному Собранию
РФ, органам государственной власти,
средствам массовой информации,
организациям и гражданам, а также
международным организациям; -
разработка
и совершенствование научно обоснованной
официальной статистической методологии
для проведения статистических
наблюдений и формирования статистических
показателей, обеспечение соответствия
указанной методологии международным
стандартам; -
разработка
и совершенствование системы
статистических показателей,
характеризующих состояние экономики
и социальной сферы; -
сбор
статистической отчетности и формирование
на ее основе официальной статистической
информации; -
контроль
над выполнением организациями и
гражданами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица,
законодательства Российской Федерации
в области государственной статистики; -
развитие информационной системы
государственной статистики, обеспечение
ее совместимости и взаимодействия с
другими государственными информационными
системами; -
обеспечение
хранения государственных информационных
ресурсов и защиты конфиденциальной
и отнесенной к государственной тайне
статистической информации.
Федеральная
служба по тарифам7
Понятие
Федеральная служба
по тарифамявляется федеральным
органом исполнительной власти,
уполномоченным осуществлять правовое
регулирование в сфере государственного
регулирования цен (тарифов) на товары
(услуги) в соответствии с законодательством
Российской Федерации и контроль над
их применением, за исключением
регулирования цен и тарифов, относящихся
к полномочиям других федеральных
органов исполнительной власти.
Полномочия
Вносит в Правительство
РФ проекты федеральных законов,
нормативных правовых актов Президента
и Правительства РФ и другие документы,
по которым требуется решение
Правительства РФ, по вопросам,
относящимся к сфере ведения Службы,
а также проект ежегодного плана работы
и прогнозные показатели ее деятельности.
Принимает
нормативные акты и методические
указания
-
по
расчету регулируемых тарифов (цен) и
(или) их предельных уровней на
электрическую (тепловую) энергию
(мощность) и размера платы за услуги,
оказываемые на оптовом и розничных
рынках электрической (тепловой)
энергии (мощности), с использованием
установленных методов регулирования; -
по
расчету стоимости отклонений объемов
фактического производства (потребления)
электрической энергии от объемов их
планового почасового производства
(потребления) с использованием
повышающих (понижающих) коэффициентов; -
по расчету регулируемых цен на газ,
тарифов на транспортировку газа,
размера платы за снабженческо-сбытовые
услуги, размера специальных надбавок
к тарифам на транспортировку газа; -
по вопросам
государственного регулирования
тарифов на грузовые железнодорожные
перевозки.
Федеральная
антимонопольная служба8
Понятие
Федеральная
антимонопольная службаявляется
уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по принятию нормативных
правовых актов, контролю и надзору
над соблюдением законодательства в
сфере конкуренции на товарных рынках,
защиты конкуренции на рынке финансовых
услуг, деятельности субъектов
естественных монополий (в части
установленных законодательством
полномочий антимонопольного органа),
рекламы (в части установленных
законодательством полномочий
антимонопольного органа).
Полномочия
-
вносит
в Правительство РФ проекты федеральных
законов, нормативных правовых актов
Президента и Правительства РФ и другие
документы, по которым требуется
решение Правительства РФ, по вопросам,
относящимся к сфере ведения Службы,
а также проект ежегодного плана работы
и прогнозные показатели деятельности
Службы; -
самостоятельно принимает следующие
нормативные правовые акты:
а) порядок определения
доминирующего положения финансовых
организаций на рынке банковских услуг;
б) порядок определения
доминирующего положения финансовой
организации по управлению ценными
бумагами;
в) порядок определения
доминирующего положения лизинговых
организаций на рынке лизинговых услуг;
г) порядок определения
доминирующего положения участников
рынка страховых услуг;
д) порядок определения
доминирующего положения негосударственных
пенсионных фондов.
Федеральное
агентство по управлению особыми
экономическими зонами9
Основные
функции
-
оказание
государственных услуг и осуществление
правоприменительных функции в сфере
управления особыми экономическими
зонами; -
контроль
над выполнением соглашений о ведении
промышленно-производственной или
технико-внедренческой деятельности- -
управление особыми экономическими
зонами в порядке и пределах
предусмотренных законодательством
Российской Федерации; -
отбор заявок на
создание особых экономических зон;
организация ведения банка данных
земельных участков, отведенных для
создания особых экономических зон,
и объектов недвижимости, находящихся
на территории особых экономических
зон.
Основные
права
-
управлять
и распоряжаться объектами недвижимости,
расположенными на территории особой
экономической зоны и находящимися в
государственной и (или) муниципальной
собственности, в порядке установленном
соглашением о создании особой
экономической зоны; -
управлять и распоряжаться земельными
участками в пределах территории
особой экономической зоны на основании
соглашения о создании особой
экономической зоны в соответствии с
законодательством Российской
Федерации; -
осуществлять
мониторинг реализации соглашений о
создании особых экономических зон,
регистрацию юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей в
качестве резидентов особой экономической
зоны
Виктория Андреевна Останкова
Эксперт по предмету «Экономика»
Задать вопрос автору статьи
Органы управления в системе управления экономикой
Замечание 1
Система управления экономикой — это совокупность взаимосвязанных и согласованных методов и инструментов управления экономикой, хозяйством. Данные методы и инструменты управления используются органами управления (управленческим аппаратом).
Система управления экономикой — это иерархическая структура, разделенная на уровни (схема1).
Рисунок 1. Уровни системы управления экономикой, Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
Территориальная система управления экономикой представляет собой пространственную форму общей системы управления и совокупность действий по управлению социально-экономическими процессами, протекающими в пределах регионов. В России территориальное управление (территориальный подход к управлению) наиболее актуально, поскольку она отличается пространственным разнообразием природных и климатических условий и ресурсов, формами хозяйствования, местоположения хозяйственных объектов с точки зрения функциональности и т.д. Территориальное управление включает в себя взаимообусловленные компоненты:
- субъект управления (органы территориальной власти как система исполнительной и законодательной структур);
- объект управления — округа, регионы, муниципалитеты и т.д.
Условия кризиса предполагают возникновение опасности обострения существующих и возникновения новых угроз экономической безопасности государства. Экономическая безопасность и благополучие любого экономического пространства, определяются экономическим состоянием хозяйствующих субъектов. Ответственность за стабилизацию и укрепление экономических позиций в регионах возлагается на региональные и местные органы управления.
«Органы управления экономикой» 👇
В общую систему управления обществом и государством входит один из многозначительных элементов — управление экономикой. В связи с этим органы управления экономикой представляются как органы государственного, общественного и социального управления. Поскольку экономика является совокупностью сфер отраслей и деятельности, рынков и т.п., то соответственно, управление экономикой — это управление различными сферами деятельности и отношений, возникающих в этих сферах. Управление экономикой делится на два уровня:
- микроуровень (в масштабах организации, компании, фирмы, субъекта хозяйствования);
- макроуровень (в масштабах государства).
Органы власти разделяются (схема 2):
Рисунок 2. Органы государственной власти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Органы управления экономикой Российской Федерации
Органами управления экономикой являются:
- Парламент РФ;
- Президент;
- Правительство РФ;
- Министерства и ведомства;
- Органы субъектов РФ;
- Местные органы государственной власти;
- Органы местного самоуправления.
Парламент РФ формирует единую стратегическую политику экономического развития государства, утверждает государственный бюджет. Основной формой управления Парламента РФ является принятие государственных законов, а Счетная Палата контролирует расход средств государственного бюджета.
Президент РФ решает организационные вопросы, в его полномочия входит издание указов и распоряжений и т.д.
Правительство РФ утверждает положения министерств и ведомств, проводит общее руководство различными сферами экономики, участвует в рассмотрении законопроектов и представляет заключения по ним, составляет и исполняет национальный бюджет.
Можно выделить несколько функций правительства, с помощью которых оно осуществляет регулирование экономики в национальных масштабах:
- Законодательная база, в том числе защита прав собственников, предпринимательской деятельности, прав потребителей, разработка законов об экономическом регулировании;
- Контроль уровня трудовой занятости населения и инфляции, то есть стабилизация экономики;
- Регулирование платежного баланса, поскольку он является объективным индикатором уровня состояния национальной экономики;
- Внедрение социальных программ в целях, так называемого перераспределения доходов, то есть уменьшения неравенства между слоями населения.
-
Перераспределение ресурсов. В данной функции государства присутствует два направления:
- государственные программы по улучшению состояния окружающей среды (контроль над предприятиями, производителями за соблюдением законодательной базы использования природных ресурсов, и т.п.)
- Финансирование образовательных программ, профессиональной подготовки, программ бесплатной вакцинации населения, продовольственных программ и т.д.
Государственное регулирование экономики является достаточно важным аспектом совокупной государственной политики.
Министерства и ведомства выполняют оперативное руководство в соответственных отраслях экономики сообразно функциональным направлениям деятельности либо осуществляют межотраслевое регулирование.
Органы субъектов федерации (законодательные, главы администрации, правительства) министерства, департаменты действуют в рамках своей компетенции касательно подведомственных им объектов, исполняют примерно такое же руководство и решают практически те же задачи, что и федеральные структуры.
Формы и методы управления экономикой
Замечание 2
Экономика государства состоит из множественных компонентов – человеческих ресурсов, технического оснащения, сырьевой базы и т.д. Вся эта огромная система должна функционировать синхронно, поскольку эффективная ее работа гарантирует стабильность национальной экономики.
В комплексе инструментов государственного регулирования экономики одним из приоритетных инструментов становятся финансово-кредитные инструменты:
- Налоговая политика;
- Денежная политика;
- Кредитная политика;
- Валютная политика;
- Амортизационная политика;
- Таможенная политика.
В национальных экономиках различных стан складывается определенное соотношение между разными формами регулирование экономики.
Определенная форма регулирование экономики реализуется посредством регуляторов (инструментов). По способу воздействия на объект выделяются прямые и косвенные регуляторы.
Прямыми регуляторами принято называть инструменты, жестко регламентирующие поведение всех субъектов хозяйствования. Они облечены в форму законов, приказов, постановлений, а также в форму решений судебных властей. Косвенные регуляторы предусматривают различные вариации действий и проявляют себя в мотивационном характере поведения объекта регулирования, например, материальная заинтересованность или моральное удовлетворение. К ним также относятся условия налогообложения, уровень цен и тарифов, таможенных пошлин и т. п.
Основными методами государственного регулирования экономики являются:
- Прогнозирование динамики развития национальной экономики;
- Планирование социально-экономического развития государства;
Замечание 3
Важно понимать, что исключительно при условии целесообразного деления прав и обязанностей между верхними и нижними уровнями управления, гарантируется эффективное функционирование всего механизма.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Органы управления экономическим развитием
Центральным органом в сфере экономического развития является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России). На этот федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в рассматриваемой сфере. Кроме министерства, в указанной сфере участвуют находящиеся в его ведении Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.
Сферой деятельности Минэкономразвития являются внешнеэкономическая деятельность, торговля, управление федеральным имуществом, вопросы, касающиеся несостоятельности (банкротства) организаций, а также управление государственным материальным резервом, кадастр объектов недвижимости, предпринимательство и малый бизнес. Свою деятельность оно осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы, в том числе через уполномоченных министерства в субъектах и отдельных регионах Российской Федерации, и управления.
Основными задачами министерства по вопросам управления экономическим развитием являются: координация и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральной службы и федеральных агентств; координация деятельности Российского фонда федерального имущества; руководство деятельностью представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах, а также совместно с Министерством иностранных дел РФ деятельностью торгово-экономических отделов посольств Российской Федерации.
Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Руководство деятельностью ФТС осуществляет Правительство РФ.
Федеральное агентство по государственным резервам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и по управлению государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом. Это агентство, в частности, организует формирование, размещение, хранение и обслуживание запасов материальных ценностей государственного материального резерва и их ведомственную охрану.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государст венного мониторинга земель, а также по государственному земельному
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений.
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере управления особыми экономическими зонами, а также по контролю за выполнением соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.
Кроме того, в сфере экономического развития можно выделить следующие федеральные службы и агентства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ:
Федеральная служба государственной статистики является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории Российской
Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с российским законодательством и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящихся к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).
Источник
Управление в области экономического развития
Содержание управления в области экономического развития
Конституция РФ устанавливает ряд гарантий свободы экономической деятельности: в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8). Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34). Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34).
Основной целью государственного управления в области экономического развития является придание рыночным отношениям установленной правом упорядоченности и цивилизованности, поддержание баланса индивидуальных и общественных интересов при осуществлении экономической деятельности, а также предупреждение и пресечение злоупотреблений со стороны ее участников.
Вопросы экономического развития определяют Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и ряд других.
Так, гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Предмет государственного управления в области экономического развития включает отношения, связанные с защитой конкуренции и антимонопольной деятельностью, которые основываются на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и Федеральном законе «О защите конкуренции». Целями такой деятельности являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно закону «О защите конкуренции» конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Недобросовестная конкуренция — это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Предметом управления в области экономического развития являются отношения, связанные с развитием предпринимательства. Так, закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области экономического развития
Государственное управление в области экономического развития осуществляют прежде всего, Министерство экономического развития Российской Федерации, находящиеся в его ведении Федеральная служба по аккредитации, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, Федеральное агентство по туризму и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций, оценочной деятельности, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии, государственной статистической деятельности, инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Министерство осуществляет мониторинг и анализ социально-экономических процессов, разработку сводного финансового баланса Российской Федерации, годовых, ежеквартальных и ежемесячных докладов о состоянии экономики, мониторинг и прогнозирование конъюнктуры мировых рынков, социально-экономических процессов, мер экономической и торговой политики в иностранных государствах, их влияния на социально-экономическое развитие Российской Федерации.
В функции Министерства входит разработка государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также отраслей и секторов экономики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, прогнозных расчетов общеэкономических показателей системы национальных счетов.
Министерство руководит деятельностью торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах, осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций, по взаимодействию с международными организациями и региональными объединениями иностранных государств по вопросам экономической политики, по обеспечению благоприятных условий для субъектов предпринимательской деятельности за рубежом, в том числе среднего и малого бизнеса, а также осуществляет ряд иных функций в сфере экономики.
Федеральная служба по аккредитации была образована Указом Президента РФ от 24 января 2011 г. № 86 «О единой национальной системе аккредитации» и на нее были возложены функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля деятельности аккредитованных лиц. Данным указом также были определены принципы национальной системы аккредитации: а) осуществление полномочий по аккредитации единым национальным органом Российской Федерации по аккредитации; б) компетентность и независимость единого национального органа Российской Федерации по аккредитации; в) добровольность; г) открытость и доступность правил аккредитации; д) недопустимость совмещения полномочий единого национального органа Российской Федерации по аккредитации и полномочий учредителя; е) недопустимость совмещения единым национальным органом Российской Федерации по аккредитации полномочий по аккредитации и полномочий по оценке соответствия; ж) единство правил аккредитации и обеспечение равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации; з) обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в процессе осуществления деятельности по аккредитации, составляющих государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну, и использование таких сведений только в целях, для которых они предоставлены; и) недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий для пользования услугами аккредитованных лиц; к) создание условий для взаимного признания результатов оценки соответствия государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, а также государствами — основными торговыми партнерами Российской Федерации.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контролю и надзору в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, оказанию государственных услуг, в том числе в электронной форме с использованием официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров.
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма, туристской деятельности3.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Федеральное агентство также является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на подготовку заключений по отчетам оценщиков в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также осуществляет полномочия собственника имущества должника — федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.
Государственное управление в области экономического развития осуществляют также Федеральная антимонопольная служба, Федеральное агентство по государственным резервам руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа.
Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).
Федеральная служба осуществляет лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдачу федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, формирование и ведение государственного реестра выданных лицензий на производство и оборот (за исключением лицензий на розничную продажу алкогольной продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий, государственный контроль за процессом денатурации (введения денатурирующих веществ) этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции и содержанием в них денатурирующих веществ, а также осуществляет ряд других функций в данной области.
Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере управления государственным материальным резервом, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом.
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (Минвостокразвития России), которое осуществляет на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, функции в области создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на территории Дальневосточного федерального округа, по управлению федеральным имуществом, расположенным на территории Дальневосточного федерального округа, а также по контролю осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, переданных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, в порядке и пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа (Минкавказ России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в сфере социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа и координации деятельности по реализации на территории Северо-Кавказского федерального округа государственных программ и федеральных целевых программ.
- Организационно-правовая система управления в сфере экономического развития.
- Содержание управления в области экономического развития.
- Система и компетенция органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области экономического развития.
Источник
УДК 351:330
ОСНОВНЫЕ УРОВНИ И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ
Михайлушкин Павел Валерьевич к.э.н., доцент
Баранников Антон Александрович студент учетно-финансового факультета
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
В статье рассматриваются основные уровни, методы, стратегии и органы государственного управления экономикой страны. Так же отмечаются различные системы управления АПК
Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ, УРОВНИ, ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ, АПК
Эффективное регулирование аграрной экономики невозможно без целостной системы ее управления. Управление экономикой — это деятельность органов государственного, общественного, социального управления, направленная на реализацию поставленных государством целей и задач по социально-экономическому развитию страны.
Вышеупомянутые органы именуются органами власти, имея в виду власть над экономикой.
Содержание всех видов власти, в том числе и экономической, проявляется в строго определенных формах. К ним относятся государство, руководство, управление, организация, контроль и т. д.
Как показывает мировой опыт, успешное социально-экономическое развитие общества во многом зависит от организации государственного управления, от структуры законодательной и исполнительной власти, разграничения полномочий между отдельными ветвями власти, характера взаимодействия органов центральной власти с местными органами управления и др.
Для нормального функционирования государства необходима современная
UDC 351:330
MAIN LEVELS AND INSTITUTIONS OF STATE ECONOMY MANAGEMENT
Mikhailushkin Pavel Valeryevich CandEcon.Sci., associate professor
Barannikov Anton Aleksandrovich
student of the Accounting and financial department
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
In the article, we have considered the main levels, methods, strategies and state institutions of national economy management. Various control systems of agrarian and industrial complex has been shown as well
Keywords: STATE ECONOMY, STATE INSTITUTES, LEVELS, STATE INSTITUTIONS, AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX
отлаженная государственная машина, способная управлять экономикой в масштабах всей страны.
Органы государственного управления (регулирования) участвуют в прямом и косвенном управлении, регулировании экономики в той мере, в которой они придают юридическую форму соответствующим законодательным и нормативным актам, контролируют их исполнение и наказывают за неисполнение, разрешают споры между государством и хозяйствующими субъектами на предмет законности действий, связанных с
государственным регулированием экономических объектов и процессов.
Центральное место в государственной экономической и социальной жизни занимает государственно-административная система, или
государственно-административный аппарат, призванные осуществлять управление экономическими, социальными и политическими процессами.
Эффективность системы государственно-административного управления во многом зависит от подготовки, подбора и расстановки кадров государственных служащих разных уровней. Немаловажное место здесь занимают вопросы оптимального состава и структуры штатного расписания чиновников государственного аппарата, управление персоналом государственных организаций. При таком положении вещей среди представителей государственных и политических кругов, а также научных кругов этих стран зрело осознание необходимости создания системы учебных заведений и институтов, призванных обеспечить подготовку кадров профессиональных государственных служащих, в задачу которых должно входить управление экономическими, социальными, культурными, политическими и иными проблемами.
В Российской Федерации правовой статус государственных служащих всех уровней и видов государственной службы определен Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», а служащие отдельных видов государственной службы имеют правовой статус и компетенцию, обозначаемые в специальных законах. Для ряда специализированных
государственных органов, к числу которых относятся, например,
контрольно-надзорные, правоохранительные, силовые и другие, правовое регулирование характеризуется специфическими особенностями и требует специального нормативного закрепления.
Создание эффективных органов государственного регулирования экономики должно обеспечить решение важных задач социально-экономического развития страны. К их числу относятся:
— экономический рост и экономическое развитие;
— полная и эффективная занятость;
— ориентация на достижение экономической эффективности;
— стабильный уровень цен;
— экономическая свобода;
— справедливое распределение доходов;
— сбалансированность внешнеторгового баланса страны.
В условиях рыночной экономики роль управления, принятия обоснованных управленческих решений очень велика, если не решающая. Руководители органов управления, предприятий, предприниматели должны хорошо знать методы, типы, виды, принципы и функции управления, используя их в определенной последовательности, создавая собственную модель управления.
Особую роль в рыночной модели занимают функции управления, с помощью которых реализуются процессы управления предприятием. Основные функции управления следующие: экономический анализ, прогнозирование, планирование, организация, стимулирование, информация, учет и контроль за ходом производства, за его результатами на предприятии, фирме. Эффективное функционирование современной модели управления невозможно без аппарата управления, в состав которого включаются люди и службы, выполняющие функции управления предприятием.
Управление экономикой осуществляется с помощью законодательных,
исполнительных и судебных органов власти. Каждая из этих ветвей власти выполняет установленные Конституцией РФ функции.
Законодательная власть представлена Федеральным собранием, которое разрабатывает и принимает законы, постановления, являющиеся основой механизма функционирования и управления экономикой.
Федеральное собрание РФ представлено двухпалатным парламентом в лице Государственной Думы и Совета Федерации.
Исполнительной власти принадлежит основная роль в управлении экономикой, так как именно эти органы на федеральном, региональном и местном уровнях призваны исполнять законы, приводить их в действие, обеспечивая тем самым государственное регулирование экономики. Исполнительную власть возглавляет Президент, а непосредственное исполнительное управление экономикой в стране осуществляет Правительство РФ [1]. Высшие исполнительные органы осуществляют управление экономикой посредством президентских указов, постановлений и распоряжений Правительства в области стратегии экономического развития страны, решения социальных проблем, регулирования экономических отношений, развития внешнеэкономических связей.
К числу важнейших органов, ответственных за экономическую ситуацию в стране и ход экономического развития, относятся: Министерство экономического развития и торговли, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов, Министерство сельского хозяйства РФ.
На Министерство экономического развития и торговли возложена функция по разработке стратегии экономического развития страны, прогнозов и планированию экономики, целевых программ по развитию отдельных важнейших направлений экономики.
Министерство финансов отвечает за разработку и реализацию государственного бюджета страны в различных его видах: консолидированный бюджет, федеральный бюджет, бюджет развития. В структуре Министерства финансов создано Федеральное казначейство, которое призвано аккумулировать и
фактически распределять бюджетные средства государства.
Центральный банк Российской Федерации несет ответственность за состояние денежно-кредитной системы в стране, в частности за курс рубля по отношению к другим валютам мира, за его устойчивость и наполнение. Проблема инфляции также находится в сфере компетенции Центрального банка и Министерства финансов.
Одна из главных проблем — установление рациональных связей между Федерацией и ее субъектами. Эффективное хозяйствование на основе рыночных отношений требует разделения власти по вертикали на федеральную, региональную и муниципальную (местное самоуправление).
Г осударственное управление на федеральном уровне — это общегосударственное управление, распространяющееся на объекты федеральной собственности, на экономические процессы, имеющие значение в рамках, масштабах всей страны, на государственные организации федерального подчинения, другие объекты федерального уровня. Это одновременно управляющие воздействия со стороны органов федерального уровня на органы управления субфедерального и муниципального уровней.
Г осударственное управление на уровне субъекта Федерации — это управление, распространяющее свое воздействие на объекты собственности субъекта Федерации, на экономические процессы, имеющие значение в рамках, масштабах субъекта Федерации, на государственные организации субфедерального подчинения, другие объекты субфедерального уровня.
Как указывает А.А. Ремезков, муниципальное управление не относится к государственному, в том смысле, что оно осуществляется самостоятельными органами местного самоуправления. Поэтому и муниципальное регулирование экономики представляет относительно самостоятельную ветвь управления экономикой. Экономическое регулирование на муниципальном уровне управления относится к государственному только в той мере, в которой речь идет о регулировании объектов государственной собственности, находящихся на
территории муниципалитетов. Можно также относить к сфере государственного регулирования объекты собственности, относящиеся одновременно к государственной и муниципальной [5].
Вместе с тем муниципальное управление настолько тесно связано с государственным регулированием экономики, что исключать его целиком из сферы государственного управления и регулирования неправомерно.
Общая схема государственного участия в управлении экономикой представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Схема уровней государственного управления экономикой страны В целом приведенная схема управления экономикой свидетельствует о многоступенчатых уровнях, она характерна для стран с федеральным устройством, к которым относится Россия.
Другой не менее важной проблемой является установление отношений между самими субъектами Федерации, а также между администрацией субъекта Федерации и органами местного самоуправления.
Создание единого правового и экономического пространства в стране является основой усиления государственной вертикали власти, эффективного управления экономикой.
Итак, государственное управление экономикой распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики и жизни. Однако не следует считать, что столь обширное государственное управление лишает предприятия, предпринимателей, граждан экономической свободы. В условиях рынка даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования оно носит ограниченный, вынужденный характер, тем самым создаются социально-экономические и правовые условия и основы для дальнейшего продвижения рыночных реформ и рыночных преобразований во всех сферах экономики. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного управления экономикой, который следует изучать.
В настоящее время в странах Западной Европы, США и других экономически развитых государствах уделяется огромное внимание совершенствованию и повышению эффективности работы государственных органов управления.
Экономикой, прежде всего, ставится задача по значительному сокращению численности штатов органов управления на основе широкого использования возможностей современных вычислительных средств, применения информационно-телекомму никационных технологий. Немаловажное значение придается повышению уровня общей и специальной подготовки специалистов госаппарата, отработке механизмов и процессов принятия управленческих решений и другим мерам.
Все более ускоряющиеся социально-экономические и технологические процессы выдвигают новые требования не только к системе государственно-административного управления, но и, прежде всего, к государственным служащим с точки зрения их профессиональной подготовки. Они должны владеть опытом и навыками работы с новейшими техническими средствами в области управления и регулирования экономики, особенно инновационной деятельности.
Надо отметить, что государственное управление и регулирование экономики взаимосвязаны, и в определенной степени зависят друг от друга и влияют друг на
Научный журнал КубГАУ, №92(08), 2013 года друга.
Существующая система государственного регулирования
сельскохозяйственного производства не всегда эффективно срабатывает на региональном, районном и ином уровнях, не всегда доходит до конкретного предприятия, что снижает ее эффективность. Поэтому, учитывая мировой опыт, необходимо совершенствовать систему государственного регулирования аграрного сектора экономики, создание характерных для рыночной экономики управленческих структур [3]. Для проведения единой агропродовольственной политики необходимо обеспечить четкое разграничение сфер ответственности федеральных, региональных и муниципальных органов управления АПК, их тесное взаимодействие в решении поставленных задач. Должны бесперебойно функционировать по всей вертикали управления — от федерального до районного уровня — ветеринарные, охотничьи, мелиоративные службы, инспекции по карантину растений и другие государственные службы и инспекции.
Одна из важнейших задач — регулирование основных рынков, которое осуществляется Минсельхозом России через государственные специализированные структуры совместно с отраслевыми союзами и ассоциациями.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. Согласно уставу муниципального образования, принимаемому представительным органом местного самоуправления, муниципальное образование самостоятельно определяет структуру и порядок формирования органов местного самоуправления, их наименование и полномочия.
В результате за годы реформ на региональном уровне сложились системы управления АПК с различными вариантами сочетания линейного и функционального управления [4,8]. Как показывает анализ структуры и систем
управления АПК ряда регионов, наиболее типичный вариант — управления (департаменты, министерства) сельского хозяйства и продовольствия субъектов Российской Федерации взаимодействуют с управлениями сельского хозяйства и продовольствия администраций районов функционально, т. е. осуществляются координация совместных действий по отдельным направлениям, контроль за соблюдением требований законодательства по вопросам организации и ведения сельскохозяйственного производства, другие управленческие функции. Аналогично взаимодействуют управления сельского хозяйства и продовольствия администраций районов с сельскохозяйственными и другими предприятиями, кроме государственных, на которых сохраняется прямое (линейное) управление.
Можно отметить, что передача функций управления сельским хозяйством и продовольствием в систему местного самоуправления ослабила систему государственного управления АПК. Для совершенствования управления АПК действуют в двух направлениях: с одной стороны, возвращают государственным органам управления часть утраченных ими функций, с другой — формируют органы хозяйственного управления — территориальные объединения товаропроизводителей. Создание агропромышленных формирований дает возможность решать наиболее актуальные проблемы их участников (предприятий и организаций) и одновременно воздействовать на хозяйственную деятельность экономическими методами в интересах территории и субъектов рынка. При этом государство как субъект управления играет координирующую роль.
Из разнообразных агропромышленных формирований, взаимодействующих с органами управления АПК в районах, можно выделить следующие:
— холдингового типа;
— аграрные финансово-промышленные группы (ФПГ);
— районные агропромышленные объединения;
— отраслевые союзы и ассоциации.
Обобщение опыта показывает, что отраслевые союзы целесообразно создавать
Научный журнал КубГАУ, №92(08), 2013 года в соответствии со следующей схемой (рисунок 2) [2].
Рисунок 2 — Структура управления АПК на основе отраслевых союзов и
ассоциаций
По данной схеме структурная и экономическая политика, формируемая Минсельхозом России, транслируется в регионы посредством либо региональных органов управления АПК, либо отраслевых (межотраслевых) союзов (ассоциаций) федерального уровня. Сверху вниз осуществляется и контроль за реализацией целей и задач аграрной политики. Учитывая добровольный принцип создания союзов (ассоциаций) на любом уровне, в действительности посредническое звено в форме федерального отраслевого (межотраслевого) союза (ассоциации) может отсутствовать. Тогда его функции в полном объеме должны выполнять региональные органы управления АПК.
С целью повышения конкурентоспособности АПК идет поиск и разработка наиболее эффективных рыночных схем управления агропредприятием [6].
К условиям аграрной сферы рекомендуем рыночную модель стратегического управления предприятием (рисунок 3).
Представленная организационная структура стратегического управления предприятием разработана нами на основании всестороннего изучения опыта
регулирования рыночной экономики США и Японии. Основой данной системы являются внутренняя и внешняя ветви структуры управления, предусматривающие постоянное совершенствование количественных и качественных параметров работы агропредприятия.
Такую структуру наиболее эффективно следует применять в крупных агрофирмах, агрохолдингах и других агропромышленных предприятиях, включая совместные предприятия, в которых сельскохозяйственное производство интегрировано с промышленной переработкой, торговлей.
В системе управления АПК важная роль принадлежит органам консультационной деятельности [10].
В современных условиях существенно возросла актуальность и производственная значимость информационно-консуль тационной деятельности в АПК России ввиду резкого сокращения количества высококвалифицированных специалистов, работающих непосредственно в сельскохозяйственных предприятиях, сложности ориентации в рыночных условиях предпринимательских, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, необходимости обновления производства.
Внутренняя ветвь управления
Внешняя ветвь управления
Компетент- ность Преданность делу, престиж Творчество, производи- тельность, экономический интерес Чувствитель- ность, чуткость, информация Капитал Маркетинг Менеджмент Технологии Логистика
Уровень мышления Стабильность профессио- нального роста Способность генерировать идеи и быстро действовать Точные реакции на изменения в окружающей среде Обеспечение темпов роста прибыли Система эффективной реализации продукции Профессиональное управление в рыночных условиях на принципах экономической мотивации персонала Технологический прорыв, конкурентоспособность Контроль системы управления
Рисунок 3 — Организационная структура системы стратегического управления
предприятием
В настоящее время консультационная помощь сельским товаропроизводителям обозначена как мера государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции и устойчивого развития сельских территорий, на которую выделяются значительные средства в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., подпрограммы (направления) «Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства».
В АПК складывается система сельскохозяйственного консультирования, основу которой составляют центры сельскохозяйственного консультирования на федеральном, региональном и районном уровнях. Как показывает анализ результатов мониторинга развития системы сельскохозяйственного
консультирования, количество оказанных консультационных услуг сельским товаропроизводителям и населению ежегодно увеличивается [9]. Это происходит в основном за счет расширения территориальной сети центров сельскохозяйственного консультирования на районном уровне и увеличения количества профессиональных консультантов.
В дальнейшем финансирование развития системы сельскохозяйственного консультирования будет осуществляться в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.
В связи с тем, что организации, занимающиеся информационно-консультационной и инновационной деятельностью, имеют различную ведомственную принадлежность, рассредоточены по территории, и имеется необходимость координации их деятельности, чтобы исключить дублирование и неэффективное расходование средств, целесообразно решение проблемы на основе реализации региональных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, предусматривающих следующие мероприятия по развитию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям:
— развитие инфраструктуры и материально-технической базы региональных и (или) муниципальных центров по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в субъектах Российской Федерации;
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
— оказание консультационной помощи сельскохозяйственным
товаропроизводителям по вопросам сельскохозяйственного производства социального развития села и альтернативной занятости сельского населения;
— проведение обучающих и практических мероприятий, связанных с подготовкой специалистов по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Государственная поддержка, направленная на расширение территориальной сети центров сельскохозяйственного консультирования, позволит создать в АПК страны эффективную систему для информационно-консультационного обслуживания сельских товаропроизводителей и населения, функционирующую в едином информационно-правовом пространстве, ориентированную на повышение эффективности производства, продвижение и реализацию инвестиционных проектов в АПК и являющуюся одним из основных инструментов реализации государственной агропродовольственной политики.
В рамках реализации административной реформы совершенствуется федеральный орган управления АПК — Министерство сельского хозяйства РФ. Сокращаются административные ограничения в предпринимательстве, оптимизируются расходы федерального бюджета на государственное управление, разграничиваются полномочия и сферы ответственности, повышается эффективность взаимодействия органов управления и в конечном итоге эффективность всей системы управления АПК страны.
Список литературы
1.Березенков В.В., Гайдук В.И., Михайлушкин П.В. Коммерческая деятельность: учеб. пособие. -Краснодар, 2010. — С. 256.
2.Булатов Н.С. Мировая экономика: учебник. — М.: Экономист, 2007. — 840 с.
3.Мельников А.Б. и др. Мировая экономика: учеб. пособие. Краснодар: КубГАУ, 2009. — 404 с.
4.Нечаев В. И., Бершицкий Ю.И., Резниченко С.М. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства. — СПб.: Лань, 2009. — 336 с.
5.Ремезков А.А. Государственное регулирование АПК в условиях рыночной трансформации агроэкономики. — Краснодар, 2006. — С. 39
6.Сидоренко В., Михайлушкин П. Современные товарные рынки: учеб. пособие. — Краснодар: Атрии, 2010. — 214 с.
7.Сидоренко В., Михайлушкин П. Государственное регулирование экономики. — Краснодар: Мир Кубани, 2011. — 649 с.
8.Ткачев А.Н. Методология инвестиционного управления агропромышленным комплексом региона. — Краснодар, 2004.
9.Щербанин Ю. А. Мировая экономика: учебник. — М.: ЮНИТИ, 2009. — 447 с.
10.Фигурнова Н.П. Международная экономика: учеб. пособие. — М.: Омега-Л, 2007. — 304 с.
References
1. Berezenkov V.V., Gayduk V.I., Mikhaylushkin P.V. Kommercheskaya deyatelnost: ucheb.
Научный журнал КубГАУ, №92(08), 2013 года posobiye. — Krasnodar, 2010. — S. 256.
2. Bulatov N.S. Mirovaya ekonomika: uchebnik. — М.: Ekonomist, 2007. — 840 s.
3. Melnikov A.B. i dr. Mirovaya ekonomika: ucheb. posobiye. Krasnodar: KubGAU, 2009. — 404 s.
4. Nechayev V. I., Bershitskiy Yu.I., Reznichenko S.M. Regionalnyye aspekty gosudarstvennogo regulirovaniya agropromyshlennogo proizvodstva. — SPb.: Tan, 2009. — 336 s.
5. Remezkov A.A. Gosudarstvennoye regulirovaniye APK v usloviyakh rynochnoy transformatsii agroekonomiki. — Krasnodar, 2006. — S. 39
6. Sidorenko V., Mikhaylushkin P. Sovremennyye tovamyye rynki: ucheb. posobiye. — Krasnodar: Atrii, 2010.-214 s.
7. Sidorenko V., Mikhaylushkin P. Gosudarstvennoye regulirovaniye ekonomiki. — Krasnodar: Mir Kubani, 2011.-649 s.
8. Tkachev A.H. Metodologiya investitsionnogo upravleniya agropromyshlennym kompleksom regiona. — Krasnodar, 2004.
9. Shcherbanin Yu.A. Mirovaya ekonomika: uchebnik. — М.: YuNITI, 2009. — 447 s.
10. Figumova N.P. Mezhdunarodnaya ekonomika: ucheb. posobiye. — M.: Omega-Г, 2007. — 304 s.
Содержание:
Государственное управление экономикой — это управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, финансами и некоторыми другими отношениями, смежными с экономикой, в ряде вопросов (например, экология). Основной задачей государственного управления в экономической сфере является обеспечение роста материального производства, продукции. В конечном счете, это делается для того, чтобы удовлетворить потребности людей, хотя распределение социального продукта между ними и их группами может быть очень разным: Есть богатые и бедные граждане. Процесс управления экономикой предполагает решение многих задач (обеспечение соразмерности экономики, повышение эффективности производства и услуг при меньших затратах и т.д.). Это достигается различными методами, в том числе экономическими (например, создание государством преимуществ для определенных отраслей, что приводит к притоку туда капитала, увеличению производства в этих отраслях) и административными (властными) методами (выдача и отказ в выдаче лицензий, требования к производителям, например, сертификация продукции). Методы власти различны по отношению к подчиненным и неподчиненным объектам управления (предприятиям и т.п.).
В Российской Федерации хозяйственное управление — управление имуществом подразделяется на материальный и функциональный план. На материальном уровне федеральная собственность (предприятия, учреждения, земельные участки, принадлежащие Федерации) находится в ведении федеральных органов, собственность субъектов Российской Федерации — в ведении их органов. Муниципальная собственность (она не является государственной) находится в ведении органов муниципального управления. В функциональном плане управление экономикой связано с профилем деятельности различных федеральных министерств функционального характера (например, Министерства финансов), функциональных департаментов в субъектах Федерации, специализированных управлений администрации в муниципалитетах. Такие департаменты также имеют существенный и функциональный характер (например, департаменты, отвечающие за муниципальные предприятия или муниципальное планирование).
Органы государственного управления в экономике
Высшими федеральными органами государственного управления в сфере экономики в Российской Федерации являются Парламент, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, центральными органами отраслевого управления являются министерства и ведомства (Государственный комитет по рыболовству,
- такие как федеральные министерства, которым непосредственно подчинены предприятия, другая федеральная собственность.
- Такие как министерства промышленности, науки и технологий, сельского хозяйства, финансов.
Федеральная служба по финансовой реорганизации и банкротству, Российское агентство по патентам и товарным знакам, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности и т.д.).
Парламент управляет, прежде всего, постановкой целей. Он определяет общую стратегию экономического развития и устанавливает параметры экономической деятельности на год, принимает годовой государственный бюджет (бюджет доходов и расходов государства) и отчет о его исполнении. Основным видом администрирования является принятие законов (ГК, Земельный, Водный, Налоговый кодексы, законы о разрешении коллективных трудовых споров на предприятиях, о недрах, о животном и растительном мире, о континентальном шельфе и его использовании, о морских экономических зонах и т.д.). Даже законы, не имеющие прямого отношения к экономике, имеют нормы экономического характера (например, ответственность в уголовном праве за кражу или повреждение имущества). Законы, за редкими исключениями, носят общий регулятивный характер, но в то же время вводятся в действие и частные законы.
Многие другие формы парламентской деятельности связаны с экономическими вопросами. Парламентарии заслушивают доклады (в России — информацию) соответствующих министров на пленарных заседаниях и на заседаниях постоянных комиссий и имеют право задавать им вопросы. Парламентские комиссии организуют парламентские слушания, в том числе по экономическим вопросам, с целью привлечения внимания общественности к проблемам общественной значимости, Счетная палата, созданная парламентом, проверяет расходы государственного бюджета и т.д.
Руководящие органы в системе экономического управления
Система экономического управления представляет собой совокупность взаимосвязанных и скоординированных методов и инструментов экономического управления, экономики. Эти методы и инструменты управления используются органами управления (аппаратом управления).
Система управления бизнесом представляет собой иерархическую структуру, разделенную на уровни (Диаграмма 1).
Диаграмма 1: Уровни системы управления бизнесом,
Территориальная система управления экономикой является пространственной формой общей системы управления и комплексом мероприятий по контролю за социально-экономическими процессами, происходящими в регионах. В России территориальное управление (территориальный подход) наиболее актуально, так как характеризуется пространственным разнообразием природно-климатических условий и ресурсов, форм хозяйствования, расположением хозяйственных объектов по отношению к функциональности и др. Территориальное управление включает в себя взаимозависимые компоненты:
- Субъект управления (территориальные органы власти как система исполнительных и законодательных структур);
- Объект управления — районы, области, муниципалитеты и т.д.
Условия кризиса предполагают возникновение опасности обострения существующих и появления новых угроз экономической безопасности государства. Экономическая безопасность и благосостояние любого экономического пространства, определяется экономическим положением хозяйствующих субъектов. Региональные и местные власти отвечают за стабилизацию и укрепление экономических позиций в регионах.
Одним из важнейших элементов общей системы управления обществом и государством является управление экономикой. В этом контексте органы управления экономикой представлены как государственные, общественные и социальные. Поскольку экономика представляет собой совокупность отраслей и сфер деятельности, рынков и т.д., то, соответственно, управление экономикой — это управление различными сферами деятельности и отношениями, возникающими в этих сферах. Экономическое управление разделено на два уровня:
- Микроуровень (в масштабах организации, компании, фирмы, хозяйствующего субъекта);
- Макроуровень (по шкале состояния).
Власти разделены (схема 2):
Рисунок 2: Государственные органы.
Формы и методы экономического управления
Экономика государства состоит из многих составляющих — человеческих ресурсов, технического оборудования, сырьевой базы и др. Вся эта огромная система должна работать синхронно, так как ее эффективное функционирование гарантирует стабильность национальной экономики.
В комплексе инструментов государственного регулирования экономики финансово-кредитные инструменты становятся одними из приоритетных:
- Фискальная политика;
- кредитно-денежная политика;
- Денежная политика; Кредитная политика;
- Денежно-кредитная политика; Денежно-кредитная политика;
- амортизационная политика;
- Таможенная политика.
В экономиках разных стран существует определенное равновесие между различными формами экономического регулирования.
Определенная форма экономического регулирования осуществляется регуляторами (инструментами). В зависимости от типа воздействия на объект различают прямые и косвенные регуляторы.
Прямые регуляторы — это инструменты, которые жестко регулируют поведение всех хозяйствующих субъектов. Они одеваются в виде законов, постановлений, правил, а также в виде решений судебных органов. Косвенные регуляторы предусматривают различные варианты действий и проявляются в мотивационном характере поведения регулируемого объекта, например, материальный интерес или моральное удовлетворение. Это также включает в себя налоговые условия, уровень цен и тарифов, таможенные пошлины и т.д.
Основными методами государственного регулирования экономики являются:
- Прогнозирование динамики развития национальной экономики;
- Планирование социально-экономического развития государства;
Важно понимать, что только при разумном разделении прав и обязанностей между верхним и нижним уровнями власти будет обеспечено эффективное функционирование всего механизма.
Органы экономического управления Российской Федерации
Органы управления экономикой:
- Парламент Российской Федерации;
- Президент;
- Правительство Российской Федерации;
- Министерства и ведомства;
- Органы субъектов Российской Федерации;
- Местные органы государственной власти;
- Органы местного самоуправления.
Парламент Российской Федерации формирует единую стратегическую политику экономического развития государства, утверждает государственный бюджет. Основной формой правления российского парламента является принятие государственных законов, а Счетная палата контролирует расходование средств государственного бюджета.
Президент Российской Федерации решает организационные вопросы, в его полномочия входит издание указов и распоряжений и т.д.
Правительство Российской Федерации утверждает постановления министерств и ведомств, осуществляет общее руководство различными отраслями экономики, участвует в обсуждении законопроектов и дает по ним заключения, готовит и исполняет государственный бюджет.
Можно выделить несколько функций государства, посредством которых оно регулирует экономику на национальном уровне:
- Законодательная база, в том числе защита прав собственников, предпринимательская деятельность, права потребителей, разработка законов об экономическом регулировании;
- Контроль над уровнем занятости и инфляцией, т.е. стабилизация экономики;
- Регулирование платежного баланса, так как является объективным показателем уровня национальной экономики;
- Внедрение социальных программ по так называемому перераспределению доходов, т.е. сокращению неравенства между классами населения.
- Перераспределение ресурсов. В этой функции состояния есть два направления:
- Государственные программы по улучшению состояния окружающей среды (контроль предприятий, производителей, соблюдение законодательства об использовании природных ресурсов и т.д.).
- Финансирование образовательных программ, профессиональной подготовки, программ бесплатной вакцинации, продовольственных программ и т.д.
Государственное регулирование экономики является очень важным аспектом общей государственной политики.
Министерства и ведомства осуществляют оперативный контроль в соответствующих отраслях экономики в соответствии с функциональными направлениями деятельности или осуществляют межотраслевое регулирование.
Федеральные субъекты федерации (законодательные органы, руководители администраций, правительства), министерства и ведомства действуют в пределах своей компетенции в отношении подведомственных им объектов, осуществляют примерно такое же управление и решают практически те же задачи, что и федеральные структуры.
- Безработица: формы, виды и регулирование — понятие и определения
- Натуральное хозяйство: что это такое и существует ли оно сегодня? Сущность, особенности и принципы натурального хозяйства
- Узкая и широкая денежная база — характеристики, суть и отношения с ЦБ
- Экономическое прогнозирования регионов — концепция, сущность, принципы, этапы, цели и задачи
- Мониторинг экономических систем — принципы, концепции, виды и критерии
- Экономическая безопасность малого и среднего предпринимательства — концепция и характеристики
- НЭП: содержание, итоги, уроки — цели и результаты
- Средства промышленного развития — типы, методы и факторы