О площадке
Театр Образцова — самый крупный кукольный театр в мире. В двух зданиях на Садовом расположились три сцены, библиотека, музей театральных кукол. А начинался этот театр в 1931 году с пяти актёров, художницы, концертмейстера и художественного руководителя, по совместительству режиссёра, Сергея Владимировича Образцова, который работал в театре 60 лет, до самой смерти. Своего помещения в театре не было, а от сцены к сцене труппа перемещалась на телеге, в которую был запряжён мерин Картер. В 1936 году у театра появилась помещение на площади Маяковского. На Садовое театр переехал в 1970-х годах, к тому времени это уже был Главный центральный театр кукол, с музейной коллекцией и библиотекой, членством в международном союзе UNIMA и рекордом Гиннесса за самое популярное представление — «Необыкновенный концерт». Помещение — под стать регалиям: чего стоят хотя бы уникальные стены-трансформеры. В репертуаре — широкий ассортимент спектаклей для детей, а также редкие, но меткие постановки для старших зрителей.
Читать полностью
Театр, который начинается не с вешалки, а с куклы, театр, один из спектаклей которого занесен в книгу рекордов Гинесса, театр, где даже взрослые могут почувствовать себя детьми. Все это — театр кукол имени Сергея Образцова в Москве. Об истории одного из крупнейших в мире театра кукол расскажет сегодня Diletant.media.
Образцовый театр кукол
Академический Центральный Театр кукол (так когда-то назывался театр имени Образцова) был создан в далеком 1931 году. Инициатором открытия стал Дом Художественного Воспитания Детей (был и такой). В это сложно поверить, но сперва в театре работало всего 12 человек! С первых же дней руководство театром взял на себя выдающийся театральный деятель Сергей Владимирович Образцов. К началу работы театра Образцов уже был известен как артист эстрады, который работал в жанре «романсов с куклами» и ставил кукольные спектакли — вы удивитесь — в жанре водевиля! К тому же именно он впервые показал на сцене взаимодействие актера и куклы. В одной из эстрадных миниатюр Образцов играл отца куклы Тяпы, надетой на его руку. Это был настоящий прорыв в области театров кукол.
Сергей Владимирович Образцов
Догнать и перегнать
Само собой, театр, предназначенный для детей, призван был их воспитывать и учить уму-разуму. Но при этом театр кукол должен был стать театром-лабораторией, идти впереди планеты всей в области кукольного жанра. Уж очень любили в Советском Союзе «догонять и перегонять». Правда, обеспечить материальными благами театр не торопились — негоже небожителям-театралам думать о низменном.
Одним из главных открытий театра считается спектакль «По щучьему веленью»
Тем не менее, труппа под руководством Образцова взялась за дело, и каждый год аккуратно поставляла два-три новых спектакля. Театр постоянно находился в поиске собственного стиля, перемежая агитационные спектакли и народные сказки. Одним из главных открытий театра считается спектакль «По щучьему веленью», который был представлен на сцене в 1936. Его особенностью была уникальная ширма круглой формы, которая дополняла карнавальную атмосферу спектакля.
Спектакль «По щучьему веленью» 2014 года
Кукольная сатира
Еще одним прорывом театра стало создание жанра сатирического спектакля. Первые пробы проводились еще во время Великой Отечественной войны, когда театр был эвакуирован в Новосибирск и ездил с выступлениями в расположения армии.
Спектакль «Необыкновенный концерт» занесен в книгу рекордов Гинесса
Солдатам показывали «Фронтовую программу» — этакий набор пародийных зарисовок на разные политические темы. Но вершиной сатирического жанра в театре кукол стал спектакль «Необыкновенный концерт», который даже занесен в книгу рекордов Гинесса!
Спектакль «Необыкновенный концерт»
Возвращение к истокам
Отличался театр от многих других еще и тем, что старался быть доступным максимальному количеству зрителей. Актеры под руку с куклами разъезжали по дворам, школам, домам культуры и паркам. Именно тогда была предпринята попытка возродить ярморочный балаган как традиционную форму театра кукол. В то время в театре работала знаменитая пара «петрушечников»: Зайцев и Триганова. В 1932 году состоялась первая премьера Академического Центрального Театра — спектакль «Джим и Доллар». Пьесу специально для московского театра написал Андрей Глоба. В 1940 театр ставит первый спектакль для взрослых — «Волшебная лампа Алладина».
Спектакль «Волшебная лампа Алладина»
После 1956 московский театр кукол становится частым гостем фестивалей, проводимых по инициативе Международного союза деятелей театра кукол. Многочисленные гастроли учеников Образцова послужили толчком к открытию театров кукол в Польше, Болгарии, Венгрии и Чехии.
Кукольное новоселье
В 1937 театр становится настолько популярным, что правительство решает отвести ему помещение в самом центре Москвы на площади Маяковского. Но в свое современное знаменитой здание на Садовом кольце театр переехал только в 1970. Это особый архитектурный комплекс, который является образцом для многих кукольных театров мира. Все дело в сложном раздвижном занавесе и трансформирующихся стенах, которые создают эффект «бегающего звука».
Сказочные часы
Как ни странно, изначально здание театра представляло собой унылый серый блок, который никак не походил на храм искусства. Тогда-то Сергею Образцову и пришло в голову украсить фасад сказочными часами, которые стали настоящим символом театра. Над созданием концепции любимых башенных часов Образцова работали Павел Шимес и Дмитрий Шаховской, а сам часовой механизм создал Вениамин Кальмансон.
Сказочные часы на фасаде здания стали настоящим символом театра
Эти часы, размеров 4 метра в длину и 3 в ширину, по сути представляют собой конструкцию из 12 домиков, каждый из которых, как вы уже догадались, соответствует своему часу. Внутри домиков спрятаны фигурки сказочных персонажей. В полдень и полночь все фигурки показываются одновременно, в остальное же время можно увидеть лишь одного персонажа, услышать крик петуха и любимую детскую песню «Во саду ли в огороде». Правда, жители близлежащих домов стали жаловаться, что ночное пение петуха мешает им спать. Так что петуха пришлось перевести на ночной тихий режим.
Знаменитые часы на фасаде театра кукол имени Образцова
Екатерина Астафьева
© РИА Новости / Рудольф Алфимов | Перейти в медиабанкВ 1931 году дирекцией Центрального дома художественного воспитания детей было принято решение создать театр кукол, который стал бы центральным, главным в СССР, базой для организации сети кукольных театров.
В 1931 году дирекцией Центрального дома художественного воспитания детей было принято решение создать театр кукол, который стал бы центральным, главным в СССР, базой для организации сети кукольных театров.
1 из 15
© Фото : предоставлено театром кукол имени С. В. ОбразцоваГосударственный Центральный театр кукол (ГЦТК) был создан 16 сентября 1931 года. Первые пять лет своей жизни он работал в школах, клубах, московских дворах, пионерских лагерях, а также выезжал на гастроли по стране.
Государственный Центральный театр кукол (ГЦТК) был создан 16 сентября 1931 года. Первые пять лет своей жизни он работал в школах, клубах, московских дворах, пионерских лагерях, а также выезжал на гастроли по стране.
2 из 15
© Фото : предоставлено театром кукол имени С. В. ОбразцоваОрганизовать такой творческий коллектив было поручено одному из самых известных в то время кукольников, актеру Музыкальной студии Художественного театра, звезде эстрады и художнику – Сергею Владимировичу Образцову.
Организовать такой творческий коллектив было поручено одному из самых известных в то время кукольников, актеру Музыкальной студии Художественного театра, звезде эстрады и художнику – Сергею Владимировичу Образцову.
3 из 15
© Фото : предоставлено театром кукол имени С. В. ОбразцоваВ 1946 году был поставлен самый знаменитый спектакль театра – сатирическое обозрение «Необыкновенный концерт». Этот спектакль был показан в разных странах мира в общей сложности более 10 тысяч раз и за свое долголетие попал в Книгу рекордов Гиннесса.
В 1946 году был поставлен самый знаменитый спектакль театра – сатирическое обозрение «Необыкновенный концерт». Этот спектакль был показан в разных странах мира в общей сложности более 10 тысяч раз и за свое долголетие попал в Книгу рекордов Гиннесса.
4 из 15
© РИА Новости / Александр Лыскин | Перейти в медиабанкГЦТК показывает свои спектакли за рубежом с 1948 года. За время своего существования он побывал в 85 странах мира. С 1956 года театр Образцова является постоянным участником международных кукольных фестивалей, которые проводятся под эгидой УНИМА (UNIMA Union Internationale des Marionnettes – Международный Союз деятелей театра кукол). Под влиянием гастролей ГЦТК били созданы государственные кукольные театры в ряде стран, например, в Польше, Болгарии, Венгрии, Чехии и др.
На фото: артисты японского театра кукол дарят Сергею Образцову (слева) кукол-персонажей сказок.
ГЦТК показывает свои спектакли за рубежом с 1948 года. За время своего существования он побывал в 85 странах мира. С 1956 года театр Образцова является постоянным участником международных кукольных фестивалей, которые проводятся под эгидой УНИМА (UNIMA Union Internationale des Marionnettes – Международный Союз деятелей театра кукол). Под влиянием гастролей ГЦТК били созданы государственные кукольные театры в ряде стран, например, в Польше, Болгарии, Венгрии, Чехии и др.
На фото: артисты японского театра кукол дарят Сергею Образцову (слева) кукол-персонажей сказок.
5 из 15
© Фото : предоставлено театром кукол имени С. В. ОбразцоваИзначально все спектакли в театре ставились только для детей – «Волшебная калоша» Матвеева, «По щучьему велению» Тараховской, «Кот в сапогах» Владычиной, «Конек Горбунок» Курдюмова, «Терем теремок» Маршака и другие. Первый спектакль для взрослых был поставлен в 1940 году – «Волшебная лампа Алладина» Гернет, где впервые были применены тростевые куклы. Также для взрослых были поставлены спектакли «Ночь перед Рождеством» (по Гоголю) и «Король Олень» (по Гоцци).
На фото: сцена из спектакля «Старый сеньор и…» в театре кукол имени Образцова.
Изначально все спектакли в театре ставились только для детей – «Волшебная калоша» Матвеева, «По щучьему велению» Тараховской, «Кот в сапогах» Владычиной, «Конек Горбунок» Курдюмова, «Терем теремок» Маршака и другие. Первый спектакль для взрослых был поставлен в 1940 году – «Волшебная лампа Алладина» Гернет, где впервые были применены тростевые куклы. Также для взрослых были поставлены спектакли «Ночь перед Рождеством» (по Гоголю) и «Король Олень» (по Гоцци).
На фото: сцена из спектакля «Старый сеньор и…» в театре кукол имени Образцова.
6 из 15
© РИА Новости / Григорий Сысоев | Перейти в медиабанкВо время Великой Отечественной войны артисты Государственного Центрального Театра кукол выезжали в расположения действующей армии и показывали солдатам «Фронтовую программу» из пародий на политическую тематику. После войны театр продолжил свою работу в Москве, одновременно расширяя и гастрольную деятельность.
Во время Великой Отечественной войны артисты Государственного Центрального Театра кукол выезжали в расположения действующей армии и показывали солдатам «Фронтовую программу» из пародий на политическую тематику. После войны театр продолжил свою работу в Москве, одновременно расширяя и гастрольную деятельность.
7 из 15
© Фото : предоставлено театром кукол имени С. В. ОбразцоваСпектакль «По щучьему велению», пронизанный сказочной атмосферой, с уникальной конструкцией круглой ширмы многие театроведы называли «главным кукольным спектаклем XX века».
Спектакль «По щучьему велению», пронизанный сказочной атмосферой, с уникальной конструкцией круглой ширмы многие театроведы называли «главным кукольным спектаклем XX века».
8 из 15
© Фото : предоставлено театром кукол имени С. В. ОбразцоваЛучшими спектаклями для детей, по мнению ряда критиков, в театре Образцова являются «Буратино», «Наша Чукоккала», «Хитрый ежик», «Маугли», «Конек-горбунок». Они до сих пор пользуются большой популярностью.
На фото: сцена из спектакля «Конек-горбунок» в театре кукол имени Образцова.
Лучшими спектаклями для детей, по мнению ряда критиков, в театре Образцова являются «Буратино», «Наша Чукоккала», «Хитрый ежик», «Маугли», «Конек-горбунок». Они до сих пор пользуются большой популярностью.
На фото: сцена из спектакля «Конек-горбунок» в театре кукол имени Образцова.
9 из 15
© РИА Новости / Григорий Сысоев | Перейти в медиабанкСпектакли театра кукол всегда восхищали зрителей новаторской изобретательностью и живым артистизмом. Популярность театра росла. В 1937 году правительство решило предоставить в распоряжение труппы помещение в центре Москвы на площади Маяковского. К тому времени театр расширил штат и создал собственный музей, который впоследствии стал уникальной сокровищницей кукол.
Спектакли театра кукол всегда восхищали зрителей новаторской изобретательностью и живым артистизмом. Популярность театра росла. В 1937 году правительство решило предоставить в распоряжение труппы помещение в центре Москвы на площади Маяковского. К тому времени театр расширил штат и создал собственный музей, который впоследствии стал уникальной сокровищницей кукол.
10 из 15
© РИА Новости / Анатолий Гаранин | Перейти в медиабанкВ 1992 году театр получил название Государственный Академический Центральный Театр кукол имени С.В.Образцова.
На фото: художественный руководитель и создатель Государственного центрального театра кукол Сергей Образцов, 1930-е годы.
В 1992 году театр получил название Государственный Академический Центральный Театр кукол имени С.В.Образцова.
На фото: художественный руководитель и создатель Государственного центрального театра кукол Сергей Образцов, 1930-е годы.
11 из 15
© РИА Новости / Рудольф Алфимов | Перейти в медиабанкСреди лучших спектаклей театра Образцова для взрослых – «Необыкновенный концерт», «Под шорох твоих ресниц», «Чертова мельница», «Мой, только мой!», «Божественная комедия», «Ноев ковчег», «Дон Жуан», «Полоумный Журден», «Шлягер, шлягер, только шлягер», «Про Федота стрельца, удалого молодца», «Геракл». Получившие зрительскую любовь и признание, многие из них и сейчас не сходят с афиши театра.
На фото: сцена из спектакля «Ноев ковчег» в постановке Государственного академического центрального театра кукол под руководством Сергея Образцова.
Среди лучших спектаклей театра Образцова для взрослых – «Необыкновенный концерт», «Под шорох твоих ресниц», «Чертова мельница», «Мой, только мой!», «Божественная комедия», «Ноев ковчег», «Дон Жуан», «Полоумный Журден», «Шлягер, шлягер, только шлягер», «Про Федота стрельца, удалого молодца», «Геракл». Получившие зрительскую любовь и признание, многие из них и сейчас не сходят с афиши театра.
На фото: сцена из спектакля «Ноев ковчег» в постановке Государственного академического центрального театра кукол под руководством Сергея Образцова.
12 из 15
© Фото : предоставлено театром кукол имени С. В. ОбразцоваВ 1970 году Государственный Центральный театр кукол переехал в новое здание на Садовом кольце. Металлические часы, украшающие фасад здания, являются визитной карточкой театра. Циферблат часов окружают 12 окошек, которые открываются поочередно каждый час, и животные – сказочные персонажи под музыку «Во саду ли, в огороде» приветствуют собравшихся перед театром. Ровно в полдень и в полночь можно увидеть всех животных.
В 1970 году Государственный Центральный театр кукол переехал в новое здание на Садовом кольце. Металлические часы, украшающие фасад здания, являются визитной карточкой театра. Циферблат часов окружают 12 окошек, которые открываются поочередно каждый час, и животные – сказочные персонажи под музыку «Во саду ли, в огороде» приветствуют собравшихся перед театром. Ровно в полдень и в полночь можно увидеть всех животных.
13 из 15
© РИА Новости / предоставлено театром кукол имени С. В. ОбразцоваЦентральный театр кукол является российским и мировым центром подготовки профессиональных актеров, режиссеров и художников-кукольников. 14 сентября 1981 года театру было присвоено звание «академический». Театр является уникальной школой искусства играющих кукол, «выпускники» которой живут и работают не только в России, но и в Германии, Польше, Чехии, Словакии, Южной Корее, на Кубе, в Италии, Испании, США, Швейцарии и других странах.
На фото: сцена из спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в постановке Государственного академического центрального театра кукол под руководством Сергея Образцова.
Центральный театр кукол является российским и мировым центром подготовки профессиональных актеров, режиссеров и художников-кукольников. 14 сентября 1981 года театру было присвоено звание «академический». Театр является уникальной школой искусства играющих кукол, «выпускники» которой живут и работают не только в России, но и в Германии, Польше, Чехии, Словакии, Южной Корее, на Кубе, в Италии, Испании, США, Швейцарии и других странах.
На фото: сцена из спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в постановке Государственного академического центрального театра кукол под руководством Сергея Образцова.
14 из 15
© Фото : предоставлено театром кукол имени С. В. ОбразцоваЗа десятки лет Государственный Центральный театр кукол превратился в крупнейший мировой кукольный центр с самой полной и единственной в России библиотекой, где собрана вся известная литература о куклах, а также крупнейшим в мире Музеем театральных кукол всех известных систем от античности до наших дней.
На фото: художественный руководитель и создатель Государственного центрального театра кукол Сергей Образцов.
За десятки лет Государственный Центральный театр кукол превратился в крупнейший мировой кукольный центр с самой полной и единственной в России библиотекой, где собрана вся известная литература о куклах, а также крупнейшим в мире Музеем театральных кукол всех известных систем от античности до наших дней.
На фото: художественный руководитель и создатель Государственного центрального театра кукол Сергей Образцов.
15 из 15
28.03.2016 08:56
Театр кукол имени Образцова раскрывает свою историю
В Москве есть театр, который за одну неделю успевает отметить сразу два профессиональных праздника — 21 марта День кукольника и 27 марта День театра. Конечно же, это Государственный академический центральный театр кукол имени С.В.Образцова. Сегодня мы поздравляем кукольников с прошедшими праздниками и знакомимся с историей театра.
В 1931 году Сергеем Образцовым был создан «театр-лаборатория, движущий вперёд развитие кукольного жанра». Не имея собственной сцены, труппа из двенадцати человек экспериментировала с оригинальными конструкциями кукол, ставя спектакли разных жанров – от народной сказки до агитационного памфлета. Спустя годы Театр кукол имени С.В.Образцова стал уникальным явлением мировой культуры – это самый большой театр кукол с крупнейшим музеем театральной куклы от античности до наших дней и наиболее полной библиотекой об искусстве куклы.
Сергей Владимирович Образцов не пошёл по стопам отца, известного инженера, чьим именем названа одна из столичных улиц, а получил театральное образование в студии МХАТ и вышел на эстраду, исполняя пародийные репризы с куклами. Он создал и более шестидесяти лет возглавлял театр кукол, живший по законам театра драматического. По мнению литератора Корнея Чуковского, «Он сам изобрёл свою профессию, сам создал целую отрасль искусства, и его куклы, по-моему, талантливее многих живых артистов».
Возможно, в представлении многих горожан театр кукол это зрелище анахроническое, пришедшее из глубины веков, когда кукольники на площадях развлекали народ незатейливыми сценками. Действительно, это история древняя, возникшая в Древней Греции, Индии, Китае, Египте, вышедшая из языческих обрядов, но со временем ставшая самобытным явлением в мире искусства.
Современный театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов со своими героями. В качестве примера такого взаимодействия можно привести спектакль Театра кукол имени Образцова «Безумный день, или Женитьба Фигаро»: в ролях каждого из персонажей пьесы Бомарше заняты и люди, и куклы. Куклы разыгрывают сценку, затем исчезают за ширмой и вместо них перед зрителями появляются театральные артисты, продолжающие кукольный диалог. Замена происходит вполне органично, «ведь куклы так похожи на людей». Так же органично смотрятся сцены, когда, например, Фигаро-человек общается с Сюзанной-куклой. Это высочайший уровень мастерства в традициях Сергея Образцова, который воспитал несколько поколений актёров, режиссёров, сценографов, художников.
Театр был создан по инициативе Дома художественного воспитания детей 16 сентября 1931 года и показывал одно представление с участием кукол-марионеток приглашённых артистов И.Зайцева и А.Тригановой «Цирк на сцене». Первый собственный репертуарный спектакль был поставлен 17 апреля 1932 года – в политическом памфлете «Джим и Доллар» разоблачались пороки загнивающего буржуазного мира. В годы Великой Отечественной войны артисты театра создали фронтовую бригаду и выступали перед бойцами на передовой (по воспоминаниям артистов один из концертов проходил в восьмистах метров от немецких позиций), перед ранеными в госпиталях со специально подготовленной сатирической «Фронтовой программой», в эвакуации детям показывали сказочные спектакли.
Большинство спектаклей были рассчитаны на детскую аудиторию – «По щучьему велению», «Весёлые куклы», «Волшебная лампа Аладдина», «Маугли», «Конёк-Горбунок» и другие, но с годами репертуар прирастал «взрослыми» постановками – «Необыкновенный концерт», «Божественная комедия», «Дон Жуан-76», «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Вместе с Образцовым долгие годы работали стоявшие у истоков Евгений Сперанский и Семён Самодур, а в 1940-е годы к ним присоединились Зиновий Гердт, Владимир Кусов, Николай Гжельский. В современную труппу входят десятки актёров, из которых добрая половина удостоена почётных званий Народный артист России или Заслуженный артист России.
В 1937 году власти предоставили театру сцену на пересечении улицы Горького и Оружейного переулка (бывший Реалистический театр).
В декабре 1970 года театр переехал в новое здание на Садовой-Самотёчной улице. По словам Образцова, «здание это начали строить ещё в 30-е годы для студии Станиславского, а потом передали нам». Начинка театрального комплекса была оснащена сложной сценической машинерией, раздвижным занавесом, стенами-трансформерами и считается эталоном стационарного театра кукол. Сергей Образцов устроил в фойе «Уголок живой природы» с бассейном для экзотических рыбок и деревом с канарейками. В наши дни этот «живой уголок» представлен игуаной, которого зовут Тёма.
В середине 1930-х годов на месте деревянного дома генерала Дукмасова началось строительство Оперно-драматической студии имени К.С.Станиславского, но война помешала реализовать проект. Говорят, что за облицовкой современного Театра кукол скрыта лоджия с колоннами, оставшаяся от прежнего недостроя.
Фасад украшен металлическими часами, которые создали скульпторы Дмитрий Шаховской, Павел Шимес и инженер Вениамин Кальмансон. Каждый час открываются дверки одного из домиков и горожан приветствует одно из двенадцати сказочных животных. Только в полдень и в полночь можно увидеть одновременное появление всех зверей и птиц. Говорят, что 16 декабря 1970 года случился транспортный коллапс на Садовом – сотни горожан впервые наблюдали за этим диковинным аттракционом.
В нынешней театральной афише 35 спектаклей для разной аудитории. Для удобства зрителей на сайте театра указаны возрастные ориентиры, для кого предназначена та или иная постановка: «Для тех, кому уже исполнилось 3 годика», «Для тех, кому «стукнуло» 5 лет», «Для тех, кому миновало 7 лет», «Для тех, кто вырос». Из свежих постановок можно упомянуть «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (2014), «Аленький цветочек» (2015), «Три Поросёнка» (2015). Готовится к постановке спектакль «Дон Кихот».
«Три поросёнка»
Режиссер-постановщик Екатерина Образцова и главный художник театра Сергей Алимов создали спектакль по сказке Сергея Михалкова. Маленьких зрителей ждут увлекательные приключения трех братцев — кругленьких розовых поросят с задорными хвостиками.
«Аленький цветочек»
Режиссер Борис Константинов определил жанр спектакля как «сказ для всей семьи» и сделал акцент на милосердие, заботу и любовь. Эти чувства вершат судьбу заколдованного сада и его безобразного хозяина, для сотворения чуда порой достаточно лишь доброго сердца.
«Безумный день, или Женитьба Фигаро»
Следуя Бомарше, обожавшему всевозможные розыгрыши и переодевания, режиссер Борис Константинов разыграет хорошо знакомую зрителям пьесу как первую репетицию знаменитого театрального шедевра. Бродячие артисты-кукольники собрались в деревенском сарае репетировать модную комедию, чтобы потом сыграть её в замке испанского гранда, заказавшего праздничное представление. Глава труппы раздает актерам листочки с ролями и начинает репетировать, привлекая в театральное действо всех рогатых, хвостатых и пернатых обитателей сарая.
Вечер воспоминаний об артисте Семёне Самодуре
Заглянем за кулисы театра
Перед началом спектакля и в антракте зрители могут посетить Музей театральных кукол Театра Образцова, насчитывающий около 4000 единиц хранения. «Музей собирает и хранит куклы, технологии, изображения, документы, которые отражают исторический переворот не только в искусстве играющих кукол, но и во всей культуре куклы. Здесь сберегаются художественные открытия, переместившие куклу из области ремесла и народного творчества в сферу высокого профессионального искусства. Здесь отражён процесс художественного сотворчества выдающихся деятелей искусства играющих кукол стран Европы, Азии, Северной и Латинской Америки, Австралии, результатом которого стало создание профессионального театра кукол XX века. Тот самый процесс, где древняя магия, народное творчество профессиональные художественные школы и течения превратились в качественно новое явление культуры». (Б.Голдовский. Из вступления к альбому «Музей театральных кукол ГАЦТК им. С.В. Образцова»).
Надо заметить, что песня Андрея Макаревича про то, как «кукол дёргают за нитки», написана не про Театр Образцова. Все известные типы кукол представлены только в местном музее, а на театральную сцену выходят так называемые «тростевые куклы», которые в отличие от марионеток, управляются кукловодами снизу.
Вход в музей свободный при наличии билета на спектакль. Основал музей актёр и режиссёр Андрей Федотов, он же в 1937 году положил начало уникальному книжному собранию на русском и иностранных языках, посвящённому театру кукол. Сейчас общий фонд библиотеки — 11 000 единиц. Пользоваться библиотекой могут работники тетра, а также все те, кому нужна специальная литература по театру кукол.
Государственный академический центральный театр кукол имени С. В. Образцова
Садовая-Самотёчная улица, дом 3
http://www.puppet.ru
Кстати, рассказывая о мире кукол-артистов, не используйте словосочетание «кукольный театр», — оно огорчает кукольников не меньше, чем пожарных, если их называть «пожарниками». Правильно — «театр кукол».
Рубрики: Репортаж, Культура.
Метки: музей, история, спектакль, куклы.