Государственный хор под руководством

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ХОРА ИМЕНИ
А.В. СВЕШНИКОВА

Государственный хор – необходимость советской эпохи
История возникновения Государственного хора неразрывно связана с идеологией и историей советского государства. Хоровому пению как средству воздействия и воспитания с самого начала придавалось в нем самое большое значение. Ведущим жанром композиторского творчества должна была стать массовая песня, в которой пелось бы о прекрасном настоящем и светлом будущем, песня, способная сплотить, поднять народный дух и повести за собой к новым трудовым достижениям. Кроме того, перед властями стояла реальная необходимость упорядочить и реорганизовать разные культурные сферы, и, в том числе, хоровое искусство, дабы иметь возможность использовать его достижения в своих целях.

В предреволюционные годы хоровое пение в России достигло очень больших высот. При храмах, на фабриках, в артелях существовало множество профессиональных и любительских певческих коллективов. Одним из самых авторитетных и высокопрофессиональных был Московский синодальный хор, а Синодальное училище при нем было ведущим хоровым учебным заведением и готовило хормейстеров и регентов для всей страны. В этот же период были написаны лучшие произведения русского хорового искусства, активно развивался жанр авторской духовной музыки, непревзойденные образцы которого были созданы П. Чесноковым, А. Кастальским, В. Калинниковым, А. Гречаниновым, а в 1915 году, в разгар Первой мировой войны было написано «Всенощное бдение» С. Рахманинова, ставшее одной из вершин этого направления. Вместе с ликвидацией церкви и религии эта важная линия развития русской музыки на долгие годы была на прервана. Вместе с ней прекратил свое существование и Синодальный хор. В 1919 лучшие из оставшихся хоров были национализированы и вместе со своими руководителями должны были войти в состав некоего единого Государственного хора, который являлся бы лицом страны, выступал на официальных мероприятиях, был бы заодно с новым политическим направлением. Однако эта попытка закончилась неудачей, и коллективы, уже в новом статусе, продолжили самостоятельное существование.

Государственная хоровая капелла. Николай Данилин

Необходимость существования главного хора страны, который бы смог стать символом народного единения, носителем и транслятором идеологии, по-прежнему оставалась. В связи с этим 29 апреля 1936 года Комитетом по делам искусств при СНК СССР был издан приказ № 185: «В целях развития пропаганды хоровой культуры, и особенно русской народной песни, и создания образцового хорового коллектива: Государственной филармонии приступить с 5 мая 1936 года к формированию Государственной хоровой капеллы в составе 150 человек». Именно с этой даты и ведет свою историю сегодняшний Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова. Первый год работы хора был нестабильным в смысле исполнительского состава и руководителей. Изначально возглавить Капеллу было поручено одному из самых авторитетных хоровых дирижеров своего времени, бывшему руководителю Московского синодального хора Николаю Михайловичу Данилину. Он провел первый конкурсный набор артистов, в результате которого было принято 40 человек. В июне было решено объединить отобранных певцов с хоровой капеллой Всесоюзного радиокомитета (70 человек), которой руководил А.В. Свешников, и организовать в составе Государственной хоровой капеллы две бригады – одну под руководством Свешникова, вторую под руководством Данилина (сохранив за Данилиным общее художественное руководство и назначив Свешникова директором). Данилин, совмещавший работу в Госхоре с художественным руководством Ленинградской академической хоровой капеллой, в июле-августе был вынужден уехать в Ленинград, в результате чего Свешников с 1 сентября возглавил работу хоровой капеллы в Москве.

26 февраля 1937 года состоялся первый самостоятельный концерт Государственного хора, в котором исполнялись произведения Н. Римского-Корсакова, А. Даргомыжского, А. Аренского, В. Иванникова, обработки русских народных песен. Несмотря на горячий прием публики и доброжелательные отзывы, через несколько дней по решению Комитета по делам искусств произошла смена руководителей – Свешникова перевели в Ленинградскую капеллу, а Данилина – на Государственный хор, руководителем которого он оставался до мая 1939 года.

На фото: 26 февраля 1937 г. Первый концерт «Госхора СССР». Колонный зал дома союзов. Дирижер А.В. Свешников

Николай Данилин, исполнявший с Синодальным хором «Литургию Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение» С. Рахманинова, в хор к которому «поправить свой голос» приходил Федор Шаляпин, после революции – главный хормейстер Большого театра, педагог хорового училища и московской консерватории, именно Данилин стоял у истоков формирования самобытного облика Государственного хора, он же отбирал соответствующий его значению репертуар, формулировал необходимые для него принципы работы.

Например, он считал ненормальным для хора исполнение в одном концерте сочинений a capella и с симфоническим оркестром, считал недопустимым длительное разучивание сложных произведений, которые впоследствии исполнялись лишь по одному разу. Он требовал к первому хору страны бережного и уважительного отношения, не допускал его использования в качестве «прикладного», «повседневного» инструмента для исполнения хоровой музыки.

После ухода Данилина с мая 1939 года и до октября 1940 года обязанности художественного руководителя исполнял его помощник хормейстер Константин Петрович Виноградов. До этого он работал в Оперном театре им. К.С. Станиславского, а после, с 1946 до 1965 годы был главным хормейстером Ансамбля песни и пляски Советской армии имени А.В. Александрова.

Александр Васильевич Свешников
После 1940 года и на протяжении последующих сорока лет во главе Государственного хора СССР стоял великий хоровой деятель, педагог, организатор, пропагандист хоровой музыки, Александр Васильевич Свешников. Ко времени этого назначения за его плечами была работа с К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко в первой студии МХАТа, организация хора Всесоюзного радиокомитета, из небольшого ансамбля выросшего в гибкий и высокопрофессиональный коллектив с богатым репертуаром – недаром все его артисты были включены в состав Государственного хора. Свою жизнь Свешников посвятил хоровому делу, постоянно созидал новое в этой сфере и никогда не ограничивался одной должностью или одним направлением деятельности. Уже будучи главным дирижером Государственного хора он первое время одновременно оставался руководителем Ленинградской капеллы. В 1937 году Свешников организовал при ней детскую хоровую школу, а в 1944 году ее воспитанники, возвращавшиеся из эвакуации через Москву, стали первыми студентами Московского хорового училища, также основанного Свешниковым. Впоследствии хор мальчиков Московского училища часто принимал участие в концертах Государственного хора.

В 1944 году Александр Васильевич занимает должность декана дирижерско-хорового факультета Московской консерватории, а в 1948 году на 26 лет становится ее ректором. В 1957 году становится главным организатором и председателем Всероссийского хорового общества. Таким образом, в течение почти 30 лет он фактически стоит во главе хорового искусства и хорового воспитания СССР.

На фото: Государственный академический русский хор и хор мальчиков Московского хорового училища

Государственный хор в руках Свешникова смог не только долгие годы оставаться в числе лучших хоров страны, но и по-настоящему оказать влияние на ход советской музыкальной истории. Через опыт Н.М. Данилина, (для первой в истории аудиозаписи «Всенощного бдения» Рахманинова, сделанной Госхором, Свешников использовал экземпляр его партитуры с пометками для Синодального хора), и опираясь на собственную дореволюционную вокально-хоровую деятельность, Александр Васильевич в своей работе фактически сохраняет, восстанавливает историческую линию развития русского музыкального искусства, давая возможность в советскую эпоху звучать церковной музыке, правда, в таком виде, каком это было тогда возможно – поначалу с использованием иной подтекстовки.

Невозможно переоценить и значение деятельности хора в области народной музыки. Народные, революционные, фабричные, деревенские и городские песни стали основой его репертуара. Александр Васильевич сам был автором многих блестящих обработок народных песен для хора, многократно писал статьи о необходимости сохранения в хоровом искусстве русской культуры через народную песню, необходимости учиться на ее образцах, «говорить» через нее со слушателем.

На фото: 1944 г. Афиша концерта в Ленинграде

На фото: 1942 г. Выступление перед бойцами Советской армии

«В 1940-е годы коллектив обрел необычайную популярность именно благодаря тому, что сквозь шум и грохот казенного музыкального официоза в звучании хора прорывалась порой старая задушевная песенная интонация, проникающая в душу слушателя». Эта сторона работы хора была необычайно ценной в том числе для композиторов, известно, например, что «Свиридовские «Пять хоров на слова русских поэтов» писались под влиянием исполнительской манеры Государственного русского хора под управлением Свешникова» – пишет исследователь творчества Г.В. Свиридова, президент Свиридовского института А.С. Белоненко.

Государственный хор русской песни

В 1942 году коллектив был переименован в Государственный хор русской песни, и в годы Великой Отечественной войны его прямым назначением под новым названием было именно «нести русскую песню во всем ее многообразии и богатстве в народ, будить в нем высокие патриотические чувства». Навсегда вошли в историю хора выступления в Ленинграде, на передовых позициях советских войск, в освобожденных городах Европы. Сохранились подлинные высказывания советских солдат, перед которыми выступал хор под управлением Свешникова в Чехословакии в 1945 году: «Слушаешь песню «Вечерний звон», и кажется перед глазами широкая заалевшая от заката река, очень медленно с того берега доносится приглушенный тишиной в вечернем воздухе звон. А потом гремит удалая песня фабричных ребят и другая, рассказывающая о русских моряках, сражавшихся и умиравших под Андреевским флагом…»; «Послушаешь Государственный хор русской песни и на душе становится легко и радостно. Будто на родине побывал. Незримо видишь ты Волгу вольную, Днепр широкий, бескрайние просторы, по которым лихие тройки летят, а из далекого прошлого доносятся бурлацкие песни, незримо видишь ты и девичьи хороводы и буйные ватаги фабричных ребят. Вспоминаются в песнях битвы грозные и чувствуются в напевах родных дух народа-богатыря».

На фото:   Афиши концертов хора военных лет

После войны​

«Нам, советским композиторам, особенно дорого творчество хора еще и потому, что он почти во всех случаях является исполнителем новых произведений» — писал Д.Д. Шостакович.

Хоровые произведения композитора – Десять поэм на слова революционных поэтов, оратория «Песнь о лесах», кантата «Над Родиной нашей солнце сияет», Две обработки русских народных песен – впервые исполнялись хором под руководством Свешникова.

На фото: Е.А. Мравинский, Д.Д. Шостакович, А.В. Свешников

На фото: А.В. Свешников, Д.Д. Шостакович, Д.Б. Кабалевский

Также хор подготовил премьерные исполнения вокально-симфонических полотен Г. Свиридова – «Поэмы памяти Сергея Есенина» и «Патетической оратории», а также упоминавшихся «Пяти хоров на стихи русских поэтов»; хорового цикла В. Шебалина на стихи А. Пушкина, ораторий Ю. Шапорина «Сказание о битве за Русскую землю» и «Доколе коршуну кружить?»; Четырех хоров на стихи А. Твардовского и хоровой миниатюры «Русские деревни» Р. Щедрина; произведений Е. Голубева, А. Эшпая, А. Шнитке, А. Флярковского, Т. Хренникова, Р. Бойко и других композиторов.

​В 1955 году коллективу было присвоено звание «академический», он был вновь переименован в Государственный академический русский хор СССР. Активно расширяющийся репертуар позволял «свешниковцам» успешно выступать на Родине и по всему миру с самыми разнообразными программами, охватывающими все многообразие отечественной и зарубежной музыки – от ренессансной полифонии до современности. Повсюду – в Германии, Румынии, Венгрии, Австрии, Чехословакии, Швеции, Финляндии, Италии, Японии русский хор поражал слушателей своим звучанием и исполнительским мастерством.

1946 г. Афиша концерта в ГДР _____________________ 1965 г. Афиша концерта в Италии

1950 г. Румыния __________________________________________________________ 1954 г. Вильнюс

С хором работали такие выдающиеся дирижеры, как Александр Гаук, Натан Рахлин, Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Игорь Маркевич, Янош Ференчик.

Хор под управлением Свешникова оставил огромное количество фондовых записей. Особое место среди них принадлежит «Всенощному бдению» С. Рахманинова, запись которого была завершена в 1966 году. Благодаря ей весь мир получил возможность познакомиться с «самой прекрасной из партитур Рахманинова, сильно отличающейся от других его сочинений», и вдруг обнаружить, что этот композитор – вовсе не атеист, потому что «душа нередко опровергает то, что провозглашают уста». Запись стала настоящим событием в искусстве, внезапным открытием исторической правды, подлинной древней красоты русской музыки, поразившей весь мир.

С.В. Рахманинов «Всенощное бдение»

Школа Свешникова ​

После смерти Свешникова в 1980 году во главе Госхора стояли разные руководители, и так вышло, что практически все они так или иначе учились или под непосредственным его руководством (в аспирантуре у Свешникова учились Владимир Минин, Борис Тевлин), или в учебных заведениях, им возглавляемых (через Московское хоровое училище прошли Евгений Тытянко и Игорь Раевский, в Московской консерватории в годы ректорства Свешникова учился Игорь Агафонников, продолжателем этой же школы был и ученик Бориса Тевлина Евгений Волков.

С 1980 по 1987 год хор возглавлял народный артист РСФСР, профессор Московской консерватории Игорь Германович Агафонников.
Хормейстер Большого театра (1958-1989), художественный руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Совесткой Армии им. А.В. Александрова (1987-1994), главный хормейстер Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (1995-1998), один из основателей Мужского хора Московского Патриархата, с Государственным хором он впервые в СССР исполнил ораторию «Сотворение мира» Й. Гайдна, «Рождественскую ораторию» Баха, участвовал в премьерном исполнении Третьей симфонии Микиса Теодоракиса в Афинах, впервые в стране исполнил «Три маленькие литургии» О. Мессиана, расширил репертуар произведениями доглинкинской эпохи, организовал гастроли в Югославии, Польше, Чехословакии.

1981 г. Югославия. Концерт на площади

В течение трех лет, с 1987 по 1990 год художественным руководителем коллектива был народный артист России, профессор Московской консерватории и ГМПИ им. Гнесиных, а с 1971 по 1979 год – ректор Института им. Гнесиных, основатель (1972 год) и руководитель знаменитого Московского государственного академического камерного хора Владимир Николаевич Минин. В эти годы Государственный хор активно концертировал, принимал участие в торжествах по случаю 1000-летия Крещения Руси, подготовил мировую премьеру Русской литургии «Запечатленный ангел» Р. Щедрина.

С 1991 по 1995 год руководителем хора был народный артист России Евгений Сергеевич Тытянко.

Более 20 лет до того он был хормейстером Краснознамённого ансамбля им. А. Александрова, затем с 1985 года работал в Ансамбле песни и пляски группы советских войск в Германии. Благодаря его усилиям в 1992 году коллективу было присвоено имя А.В. Свешникова. Он сумел осуществить гастрольные турне коллектива по России, США, Греции, Турции, Египту, Китаю. При нем хор принимал активное участие в записях оперных постановок А. Серова, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова.

1994 г. На гастролях в США

12 лет, с 1995 по 2007 год хор возглавлял народный артист РСФСР, народный артист России, заслуженный артист Белоруссии, лауреат Государственной премии ЧССР, хормейстер и военный дирижер, педагог, полковник Игорь Иванович Раевский.

В разные годы он руководил Ансамблями песни и пляски: ВВС в группе советских войск в Германии, Белорусского военного округа, центральной группы советских войск в Чехословакии, Московского округа ПВО, Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова. Государственный хор под его руководством стал традиционным участником праздников Славянской письменности и культуры, ездил по городам России и зарубежья, впервые побывал в КНДР и Тайване, в 2000 году принимал участие в инаугурации президента В. Путина

2008-2012 годы стали новым ярким и деятельным этапом в истории хора. Должность художественного руководителя занял народный артист России, лауреат Государственной премии России, профессор Борис Григорьевич Тевлин.

Многолетний руководитель хора студентов Московской консерватории (1979-1991), с 1995 года – основатель и руководитель Камерного хора Московской консерватории, с приходом в Государственный академический русский хор, он сразу активизировал его концертную жизнь. Под руководством Тевлина хор принимал участие в Фестивале симфонических оркестров мира, Московском Пасхальном фестивале, фестивале «Апрельская весна» в КНДР, готовил программы с Михаилом Плетневым, Валерием Гергиевым, Михаилом Татарниковым, Александром Сладковским, Александром Рудиным, ездил с гастролями по городам России (Санкт-Петербург, Липецк, Рязань, Касимов, Нижний Новгород, Тула, Саратов, Казань, Орск, Оренбург, Ессентуки, Ставрополь), ближнего и дальнего зарубежья (Украина, Латвия, Польша, Япония). Важную роль в репертуаре играла как хоровая классика, так и музыка современных композиторов: Р. Щедрина, А. Шнитке, Б. Тищенко, А. Рыбникова, Р. Леденева А. Журбина, А. Пахмутовой, Р. Бойко, К. Волкова, Ю. Фалика.

С 2012 по 2019 год хором руководил ученик, помощник Б. Тевлина и хормейстер Камерного хора Московской консерватории, а затем и хормейстер Государственного хора им. Свешникова Евгений Кириллович Волков.

Он продолжил линию активного сотрудничества хора с ведущими музыкантами и коллективами современности – с Государственным академическим симфоническим оркестром России, Российским национальным оркестром, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, оркестрами Большого и Мариинского театров и другими. В 2013 году хор записал Гимн Российской Федерации (дирижер – Юрий Симонов), а в 2016 году создал фонограмму для заключительного концерта Всемирных хоровых игр в Сочи. Коллектив трижды (2015, 2016, 2017 годах) принимал участие в международном проекте «День России в мире – Russian Day», в рамках которого выступил в Париже, Лондоне и Иерусалиме.

С 2020 года хором руководит народный артист России, хоровой и симфонический дирижер, профессор, художественный руководитель Капеллы России имени А. Юрлова Геннадий Александрович Дмитряк.

В статье приведены цитаты из следующих источников: Д.Л. Локшин. Замечательные русские хоры и их дирижеры; Памяти Н.М. Данилина. Письма, воспоминания, документы – составитель-редактор, автор комментариев – А. Наумов; Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания; А. Белоненко. Георгий Свиридов о хоровой музыке; Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова. 75 лет. Юбилейный буклет.

Город

Москва

Год основания

1936

Тип

Государственный русский хор имени Свешникова (Sveshnikov State Academic Russian Choir)

Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова — всемирно известный хоровой коллектив России. Трудно переоценить творческий вклад прославленного коллектива в дело сохранения вековых певческих традиций Отечества.

Дата создания Государственного хора СССР — 1936 год; коллектив возник на базе вокального ансамбля Всесоюзного радиокомитета, основанного Александром Васильевичем Свешниковым.

Подлинно судьбоносными для Госхора были годы художественного руководства Николая Михайловича Данилина, корифея русского хорового искусства. Заложенные великим дирижёром профессиональные основы предопределили пути творческого развития Хора на многие десятилетия вперёд.

С 1941 года во главе коллектива, получившего наименование «Государственный хор русской песни», вновь встаёт Александр Васильевич Свешников. Благодаря его многолетнему подвижническому труду русская песня зазвучала в полный голос во многих странах мира. В концертных программах хора были широко представлены шедевры отечественной и мировой классики, произведения композиторов-современников: Д. Шостаковича, В. Шебалина, Ю. Шапорина, Е. Голубева, А. Шнитке, Г. Свиридова, Р. Бойко, А. Флярковского, Р. Щедрина и др. С коллективом выступали выдающиеся дирижёры — Игорь Маркевич, Янош Ференчик, Натан Рахлин, Евгений Светланов, Геннадий Рождественский. Среди поистине огромного количества фондовых записей коллектива особое место занимает вышедшая в 1966 году грамзапись «Всенощного бдения» С. Рахманинова, удостоенная множества международных наград.

С 1980 по 2007 год во главе легендарного коллектива находилась плеяда известных российских хоровых дирижёров: Народный артист СССР Владимир Николаевич Минин, Народные артисты России Игорь Германович Агафонников, Евгений Сергеевич Тытянко, Игорь Иванович Раевский.

С 2008 по 2012 коллектив возглавлял выдающийся русский хоровой дирижёр, народный артист России, профессор Борис Григорьевич Тевлин. Под его управлением Госхор имени А.В. Свешникова принял участие: в Международном фестивале Памяти Т. Хренникова (Липецк, 2008), фестивале «Апрельская весна» (КНДР, 2009), фестивалях симфонических оркестров мира в Колонном зале Дома союзов (с участием дирижёров В. Гергиева, М. Плетнёва, А. Анисимова, Д. Лисса, А. Сладковского, 2008, 2009, 2010), Всероссийском фестивале хоровой музыки в Кремле (2009), в Международном фестивале «Академия православной музыки» (Санкт-Петербург, 2010), Московских Пасхальных фестивалях Валерия Гергиева (в Успенском соборе Московского Кремля, Рязани, Касимове, Нижнем Новгороде), фестивале «Голоса православия в Латвии» (2010), Фестивале российской культуры в Японии (2010), Втором Большом фестивале Российского национального оркестра в Концертном зале имени П.И. Чайковского (2010), Хоровом фестивале Бориса Тевлина в Кремле (2010, 2011), в концертах в Большом зале Московской консерватории в рамках фестивалей «Русская зима», «Памяти Олега Янченко», «Шнитке и его современники», в концерте «День славянской письменности и культуры» в Государственном Кремлёвском Дворце, в концертах программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны» (Орск, Оренбург, 2011), Торжественном концерте, посвящённом 50-летию первого полёта в космос Ю.А. Гагарина (Саратов, 2011), ХХХ Международном фестивале православной музыки в Белостоке и Варшаве (Польша, 2011).

С августа 2012 года художественным руководителем Госхора является ученик Б. Г. Тевлина, лауреат Всероссийского и международного конкурсов, доцент Московской консерватории Евгений Кириллович Волков.

В репертуаре Госхора огромное число произведений отечественных композиторов, как классических, так и современных; русские народные песни, популярные песни советского периода.

В концертном cезоне 2010-2011 годов Госхор принимал участие в исполнении оперы Дж. Россини «Золушка» (дирижёр М. Плетнёв), «Реквиема» Б. Тищенко (дирижёр Ю. Симонов), Мессы си минор И.С. Баха (дирижёр А. Рудин), Пятой симфонии А. Рыбникова (дирижёр А. Сладковский), Девятой симфонии Л. ван Бетховена (дирижёр К. Эшенбах); под управлением Бориса Тевлина были исполнены: хоры «Царь Эдип», «Поражение Сеннахериба», «Иисус Навин» М. Мусоргского, «Двенадцать хоров на стихи Я. Полонского» С. Танеева, кантата «Машкерад» А. Журбина, русская хоровая опера Р. Щедрина «Боярыня Морозова», хоровые сочинения А. Пахмутовой, большое число произведений a cappella отечественных и зарубежных композиторов.

Источник: сайт Московской филармонии
Фотография с официального сайта хора

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Ссылки по теме

  • Официальный сайт

Хоровое искусство считается одним из самых древних на земле. Неизвестно где и когда группа людей впервые исполнила одну песню, но доказано, что древние греки одними из первых использовали хоровое пение как отдельный вид искусства, а у египтян эпохи Древнего царства возник прототип профессии дирижера. На протяжении веков профессиональный хор использовали примечательно для религиозных действий, а жители сельской местности создавали любительские коллективы. Сегодня некоторые современные хоры достигли не меньшей популярности, чем рок-звезды. Они имеют в репертуаре композиции разных стилей, используют музыкальное сопровождение и выступают а капелла.

Лучшие хоры России: рейтинг

Огромного значения на развития хорового искусства в мире, и России в частности, сыграло появление оперы. Хор перестает быть только частью религиозной службы. В 18 веке он выходит за рамки церкви, а уже в 19 веке на территории России возникает большое количество музыкальных коллективов, и многие из них достигают мировой славы. Благодаря композиторам-романтикам удается вывести народную песню, которая занимала ведущее место в программе выступлений, на новый уровень звучания.

Исторические события начала 20 века принесли значительные изменения в хоровое искусство. Крестьяне и рабочие создают свои любительские коллективы с присущим им репертуаром. Из-за энтузиастов стали образовываться первые хоры под руководством профессиональных хормейстеров. Благодаря таким маэстро как Тараненко, Концевич, Пятницкий и др. организовались труппы, получившие мировое признание. Хоры, попавшие в список лучших, достойны такого звания за вклад в развитие культуры России.

Кубанский казачий хор

Кубанский хор — исключительное явление в российской музыке. Это коллектив, который непрерывно существует 210 лет. Датой основания считают 1811 год. История труппы начинается с Черноморского Войскового певческого хора, который основал протоиерей Кубани. Спустя пятьдесят лет коллектив стали называть Кубанским.

Хор кубанских казаков в основном принимал участие во время богослужений, но параллельно начал организовывать светские мероприятия, выполняя русские народные песни и классические произведения. С приходом власти большевиков в начале 20 века хор подвергся гонением. Это были одни из самых сложных времен для коллектива, когда его часть была вынуждена покинуть страну из-за несогласия с действующей политикой власти. Летом 1921 года большевики огласили деятельность труппы завершенной. Хотя продолжал гастролировать Кубанский мужской квартет, который составляли бывшие участники хора.

Возрождение и реабилитацию коллектив получил в 1936 году. Его руководителями стали Я. М. Тараненко и Г. М. Концевич, работавшие в хоре еще до революции. В конце 30-х годов прошлого века труппа насчитывала до 50 исполнителей. Это были лучшие голоса казаков из деревень и хуторов.

1939 год приносит изменение в деятельность хора. К певцам присоединяется танцевальная трупа, а сам коллектив переименовывают на Ансамбль песни и пляски кубанских казаков. С началом Второй мировой войны деятельность ансамбля оказывается под угрозой, поскольку большую часть певцов призывают на фронт.

Песни кубанского казачьего хора звучат впервые в Краснодарской филармонии после воссоединения состава в 1944 году. В 60-х годах XX века ансамбль вновь решают расформировать (инициатива С. Хрущева). Несмотря на то, что коллектив пытались распустить три раза, он смог выстоять, и окончательно был утвержден как Кубанский казачий хор в 1969 году.

Под руководством В. Захарченко Кубанский хор (с 70-х голов) пережил новый этап развития и расцвета. Тогда ансамбль получил всесоюзную и мировую славу. Дирижер руководил труппой 35 лет, и помог ей выйти на новый уровень творчества. Он вернул в репертуар народные, походные, обрядовые, шуточные и плясовые песни. Нет единой песни, ставшей визитной картой музыкального коллектива, но ценители творчества хора без труда узнают произведения в его исполнении, которые считаются лучшими интерпретациями народного искусства. Выполнение Кубанским казачьим хором песен уникально. Самые известные интерпретации:

  • Прощание славянки
  • Распрягайте хлопцы
  • Любо братцы любо
  • Когда мы были на войне
  • Поставьте памятник деревне
  • Не для меня придет весна
  • Ойся ты ойся
  • Маруся

Кубанский хор песни удостоился чести исполнять духовные произведения на богослужении в церквях. Это единственный музыкальный коллектив, который имеет соответствующее разрешение, выданное Патриархом Московским и Всея Руси Алексеем II (1995 год).

В новом веке и тысячелетии деятельность труппы только набирает обороты. Музыканты активно гастролируют по России, выступают в Европе, Азии, США. В 2011 году, когда отмечали 200-летия рождения хора, его состав установил рекорд, исполнив песню со сводными казацкими хорами с общим количеством певцов в 2500 тысяч человек. Кубанский казачий хор в 2021 году планирует провести ряд концертов на территории Российской Федерации. Коллектив имеет свой сайт, где возможно узнавать последние новости и заказывать билеты на предстоящие выступления. Незаменимый вклад в развитие Кубанского Казачьего хора внесли его солисты. Одним из популярных певцов стал Виктор Сорокин, который начал карьеру в составе коллектива с 2002 до 2019 года.

Песни в исполнении Кубанского хора стали визитной карточкой края. За годы творчества ансамбль собрал значительный репертуар народных произведений разных культур. Его творчество можно назвать отображением исторических эпох, преподнесенных слушателю через песню.

Хор Турецкого

Мужской хор под руководством Михаила Турецкого стал настоящим феноменом в истории российской музыки. Для коллектива не существует произведений, которые они не могут спеть. В исполнении мужского хора звучат народные песни, популярные хиты, джаз и даже роковые композиции. Коллектив полностью отказался от использования фонограммы, звучание воспроизводится исключительно с помощью голоса. Многоголосье и широкий диапазон солистов (4,5 октав) всегда оказывает незабываемое впечатление на зрителей. Современный мужской хор близок и понятен слушателю не только репертуаром, но и исполнением песен более чем на десяти разных языках.

Мужской хор, исполняющий песни а капелла, как коллектив им. Турецкого образовался еще в конце 80-х годов прошлого века. В репертуар в основном входили литургические композиции. Официальным годом появления грузинского мужского хора считается 1990 г., когда состоялись первые концерты группы. В 90-х коллектив посетил с гастролями США, Канаду, Испанию, Великобританию, Францию, Израиль, Польшу. Принимал участие в фестивале Por Me Espiritu, разделив одну сцену с Пласидо Доминго и Исааком Штерном. В конце девяностых музыканты представили свою работу в новом формате и показали зрителю репертуарный спектакль «Вокальное шоу Михаила Турецкого». Эксперимент оказался успешным, и популярность хора мужчин возросла.

От «нулевых» до сегодняшнего времени коллектив остается на вершине известности. В 2010-11 годах русский мужской хор отпраздновал 20-летие творческой деятельности и провел гастрольный тур. Сегодня труппа продолжает активно выступать в турах, организовывать шоу, снимать клипы. Состав мужского хора за более чем 30 лет деятельности менялся несколько раз. Сегодня он насчитывает одиннадцать певцов и неизменного руководителя М. Турецкого. Коллектив имеет официальный сайт и страницу в сети Инстаграм, где почитатели творчества могут следить за деятельностью группы и узнавать последние новости о музыкантах.

За период творчества известный российский мужской хор получил множество наград, среди которых «Орден почёта» за вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность, Орден «Золотая корона канторов мира» от Американской музыкальной ассоциации.

Хор Пятницкого

Хор имени Пятницкого в 2021 году празднует 110-летие. Впервые исполнители народных песен выступили в 1911 году в зале Благородного собрания (сегодня Дом союзов). В репертуаре исполнителей были только народные песни, но благодаря руководителю их звучание было поднесено на новый уровень. Слушатели восторгались чистыми голосами, широким диапазоном, безупречным многоголосьем, и начинали воспринимать «музыку крестьян» как объект, которым можно наслаждаться.

Хор Пятницкого выполнял песни, которые руководитель собирал на территории нескольких губерний и записывал на фонограф. Эти записи помогли сохранить множество народных произведений в сопровождении старинных музыкальных инструментов.

Русскому хору Пятницкого присвоили имя его дирижера после смерти М. Пятницкого (1927 г). В 1936 году ансамбль получил Статус Государственного. А спустя два года к певцам присоединились танцевальная группа. Труппа беспрерывно выступала даже в период Второй мировой войны. Музыканты пели на передовой, поднимая боевой дух солдат. Народный хор Пятницкого подарил звучание песням в популярных советских фильмах и мульфильмах «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы» и др.

За столетнюю историю существования добавлялся репертуар, но до сих пор на выступлениях коллектива звучат народные произведения, а певцы используют диалект региона, из которого происходит песня. Благодаря аутентичному репертуару музыканты «законсервировали» историю для дальнейшего изучения. Коллектив пережил непростые времена в средине 90-х годов прошлого века, но в начале 2000-х опять очутился на подъеме популярности. В 2001 году он получил именную звезду на «Аллее звезд» (Москва), а в 2008 году стал лауреатом премии «Национальное достояние страны».

Хор Попова

Популярный хор, в составе которого выступают только дети, носит имя своего руководителя Виктора Попова. Работа с детьми приносит много радости, но это также тяжкий труд, хотя дирижер не побоялся трудностей, и в 1970 году организовал детский хор. Стать его участником мог любой московский школьник. Для этого было необходимо иметь музыкальный слух, голос и прийти на прослушивание. В. Попов понимал, что быстрых результатов от юных певцов ожидать не стоит, и давал на развитие труппы несколько лет. Но уже в первый год хор начал активно записывать песни для фильмов, выступать на радио и принимать участие в гала-концертах.

Творческий расцвет и огромная популярность коллектива пришлась на 70-80 годы прошлого века, когда исполнители записали известные песни к популярным детским мультикам и фильмам. Хор имени Попова выполнил знаменитые:

  • Спят усталые игрушки
  • Трус не играет в хоккей
  • Песню крокодила Гены
  • Старый барабанщик
  • Самый лучший дом
  • Голубой вагон
  • По секрету всему свету
  • Песня Красной Шапочки

В этот период хор активно гастролирует по Советскому Союзу, отправляется с выступлениями в Японию, Южную Америку.

Несмотря на всесоюзную популярность, хор не имел постоянного места работы. Прослушивания и репетиции проходили в обычных школах, где удавалось найти помещение для нужд певцов. За всю историю существования хора родители не платили за репетиции детей. Сегодня также попасть в коллектив может любой одаренный ребенок и заниматься бесплатно.

Большой хор Попова стал носить имя руководителя после его смерти. Сегодня коллектив продолжает записывать песни, выступать, принимать участие в концертах. В репертуаре певцов народные песни и классические произведения.

Уральский хор

Уральский народный хор через несколько лет отметит свой 80-й день рождения. Его организовали в 1943 году по приказу руководства создать хор народной песни на базе Свердловской филармонии. В первый состав вошли участники местных коллективов народного творчества Белоярского, Покровского, Буткинского и Кувшинского районов Свердловской области. Художественным руководителем коллектива стал Лев Христиансен.

Уже в следующем году состоялся первый концерт артистов. Начиная с 50-х годов прошлого века музыканты вели активную гастрольную деятельность на территории Советского Союза, а также принимали участие в конкурсах за границей (Испания, Бельгия, Франция, Турция, Монголия, Англия, Китай, Мексика, Чили и др.). Песни уральского народного хора срывали овации более чем на 50-ти лучших сценах мира.

Сегодня коллектив продолжает развиваться, принимать новых участников, давать концерты. По-прежнему на первом месте в репертуаре остаются народные песни, воспроизводимые певцами с характерным уральским диалектом. Самые популярные произведения, которые выполняет Уральский хор, «Белым снегом», «На горе, на гороньке», «Дубровушка», «Садил, садил черемушку» и др. Помимо народных, в репертуаре певцов авторские песни композиторов Е. Родыгиного, Ю. Воронищевого, В. Горячих, Е. Щекалева.

Уральский хор исполняет песни, актуальные для сегодняшней молодежи, чем привлекает молодых исполнителей. В составе хоровая, оркестровая и танцевальная группы, что делает каждого исполнителя универсальным, а сам хор уникальным явлением в своем роде.

Хор Минина

Московский камерный хор Владимира Минина основан в 1972 г. В состав входили музыканты и преподаватели. Два года спустя коллектив впервые поехал гастролировать за границу. Минин как дирижер хора добился звучания необычной красоты и чистоты. По словам критиков, сплоченность коллектива можно было сравнить с работой единого организма. Это сказывалось на популярности хора в Советском Союзе и за границей. Коллектив посетил все континенты (кроме Австралии).

Хор под управлением Минина записал более сорока альбомов с классическими произведениями. В репертуаре присутствовали народные песни, произведения советских композиторов, оперные постановки, духовные песни. Коллектив выступал под руководством лучших дирижеров. В конце 90-х годов прошлого века камерный хор Минина десять лет подряд принимал участие в оперных постановках на фестивале в Брегенце. Певцы исполнили «Вестсайдскую историю», «Бал-Маскарад», «Трубадура», «Золотого петушка» и др.

Сегодня руководит хором Тимофей Гольберт, который сотрудничает с коллективом пять лет. В последние годы репертуар пополнился произведениями современных авторов. В 20-х годах XXI века труппа продолжает собирать залы, например, фестиваль «Рождество в хоре Минина», состоявшийся в декабре 2020 года, прошел с аншлагом.

Хор Свешникова

Хор имени Свешникова основали в 1936 году по приказу Комитета искусств, чтобы создать образцовую труппу всесоюзного значения. Сначала у коллектива было два руководителя: М. Данилин и А. Свешников. В следующем году хор представил первый концерт, который прошел с большим успехом.

Хор под управлением Свешникова выполнял разные произведения. В основе репертуара были обработки народных песен, крестьянские, рабочие, солдатские песни, классические произведения европейской хоровой музыки, творения современных советских композиторов, духовная музыка. Чтобы выполнять последнюю, маэстро пришлось прибегнуть к хитрости: хористы исполняли ее вокализом, без слов.

Современники называли звучание коллектива исключительным, таким, которое можно отличить из множества похожих трупп. Солисты хора Свешникова отличались особой выразительностью, обладали характерным звучанием, динамикой, артистизмом. Возможно, артисты приобретали такие качества благодаря особенности работы руководителя. Он считал, что человек, который поет, выглядит и чувствует себя намного счастливее. А. Свешников относился к работе и ученикам с уважением и любовью. Это позволило госхору стать одним из лучших в своем роде.

Заслуга маэстро и в том, что под его руководством был создан хор мальчиков имени Свешникова (1944 г). Стать участником коллектива сегодня можно в семилетнем возрасте. За несколько лет занятий мальчики становятся профессиональными хоровыми исполнителями. Детский хор Свешникова работает наравне с взрослыми артистами: дает концерты по всей территории России, принимает участие в международных детских конкурсах, музыкальных фестивалях. У него широкий репертуар, включающий обработки старинных народных песен, произведения современных российский и зарубежных композиторов. Хор мальчиков училища Свешникова удивляет слушателей многих стран, поскольку выполняет песни на языках оригинала: английском, итальянском, немецком, французском, японском и даже на латыни.

Хор под управлением Свешникова находился под руководством маэстро до 1980 года (год смерти дирижера). В последующие годы коллективом руководили легендарные дирижеры (В. Минин, И. Агафонников, И. Раевский, Б. Тевлин и др). Сегодня хормейстер труппы Г. Дмитряк, который значительно расширил его репертуар. Коллектив по-прежнему собирает огромные залы в родной стране и за ее пределами, оставаясь образцом хорового исполнения.

Хор Яцкевича

Камерный хор под управлением Владимира Яцкевича воплощает современный вид хорового мастерства, объединивший традиционное исполнение и новые обработки академических произведений. Коллектив относительно молодой (более 20 лет), но хор Владимира Яцкевича получил высокие оценки критиков, которые отмечают культуру ансамблевой игры, уникальную атмосферу, царящую на концертах труппы. Такого же мнения придерживаются и зрители, поэтому выступления музыкантов сопровождаются аншлагами.

Владимир Яцкевич учился в академии музыки им. Гнесиных, имеет специальность дирижера оперно-симфонического оркестра. Он является хормейстером и руководителем City orchestra, объединяющим молодых талантливых музыкантов. Хор Яцкевича имеет состав из 36 артистов, многие из которых удостоились звания «заслуженных». Коллектив имеет широкий репертуар. Его основу составляют произведения классиков (Моцарт, Бетховен, Копланд, Бизе, Пуччини, Верди, Чайковский и др.), он также выполняет музыку разных стилистических направлений.

Хор под управлением Яцкевича дает концерты в Москве, Московской области, выступает в качестве приглашенного гостя на фестивалях, гастролирует на территории страны. Хор имеет страницы в соцсетях, где можно увидеть фото, фрагменты выступлений, интересные видео от его руководителя.

Капелла Юрлова

Государственная академическая капелла России имени Юрлова является одним из старейших музыкальных коллективов страны с богатой историей. Годом основания хора считается 1900 г. Его создателем стал И. И. Юхов, имевший регентское образование. Сначала коллектив исполнял духовную музыку, его приглашали на служения в храмы. Со временем хор стали приглашать в театры и консерватории.

Революция 1917/18 г принесла изменения в работу коллектива. Он был национализирован и переименован в Первый национальный хор в 1919 году (официальная дата основания). Хор, носивший в последующие годы имя Глинки, был популярный. Его приглашали на радио, он записывал песни для советских фильмов. В 1958 году руководителем назначили А. Юрлова, и это событие считается переломным в истории коллектива. Молодой дирижер, которому на тот момент было всего 30 лет, отличался огромной энергией и высоким профессионализмом. Всего за два года капелла Юрлова стала одним из лучших хоров страны.

Хоровая капелла Юрлова получила звание академической в 1966 году. Критики считают 60-70 годы периодом творческого расцвета труппы. Она гастролировала по территории страны, выступала на фестивалях и концертах, организованных самым А. Юрловым, а также на международных фестивалях. Большая заслуга капеллы России имени Юрлова в том, что на их выступлениях снова стала звучать духовная музыка, несмотря на политику государства относительно христианской веры.

Государственная хоровая капелла имени Юрлова стала носить имя хормейстера после его смерти в 1973 году. Сегодня коллектив продолжает давать концерты на территории России и за рубежом.

Хор Сретенского монастыря

Сретенский хор имеет долгую историю, связанную с деятельностью Сретенского монастыря. Пик популярности церковного хора припал на конец 18 века, когда широко использовалось участие капелл в церковных обрядах и общегородских крестных ходах. Псалмы хора Сретенского монастыря звучали в 18 и 20 веках, но прекратить существование коллективу пришлось в 1925 году, когда по указу советской власти был закрыт монастырь. Многовековую деятельность капеллы прервали на 70 лет.

Возрождение Сретенского хора произошло в 1994 году. Сегодня в составе тридцать исполнителей. В музыкальный коллектив входят профессиональные музыканты (певцы, аранжировщики, композиторы). Руководит коллективом С. Жила. В «нулевых» хор обрел всероссийскую популярность. Его приглашают на особые мероприятия в Кремль, он выступает на фестивалях, принимает участие в миссионерских поездках с представителями православной церкви.

Хор Сретенского монастыря исполняет разные песни. Кроме акафистов, псалмов, звучат народные, военные песни, современные шлягеры, как «Конь», классические произведения. Певцы исполняют все произведения a cappella. Критики и зрители отмечают особое состояние на концертах. Музыканты создают атмосферу духовного подъема, возвышенности, спокойствия, прикосновения к прекрасному. Часто после начала произведения к певцам присоединяется весь зал.

Песнопения хора Сретенского монастыря звучали почти на всех континентах, музыканты побывали в 45 странах мира. Им аплодировали в Карнеги-Холле, в Нотр-Дам де Пари, Ватикане, Библиотеке конгресса США, зале ЮНЕСКО.

Эти хоры также вносят в клад в развитие музыкального искусства России, и достойны быть в списке лучших музыкальных коллективов страны:

  • Хор Александрова
  • Московский Казачий хор
  • Детский хор радио и телевидения
  • Большой детский хор Попова
  • Мужской хор Рыбина
  • Симфоническая Капелла Полянского
  • Хоровой театр Бориса Певзнера
  • Капелла Судакова
  • Ансамбль песни и пляски воздушно-космических сил
  • Синодальный хор
  • Московская хоровая Капелла мальчиков
  • Хор Новоспасского монастыря
  • Хор сретенского монастыря
    Хор Даниловского монастыря

Хоровое искусство в XXI веке

Хоровое пение остается популярным и востребованным видом искусства, которое трудно заключить в рамки одного течения. Современные капеллы сочетают симбиоз классического репертуара и нынешней популярной песни. Представленные коллективы достигли мирового признания благодаря упорному труду и достижению идеального звучания всех певцов как одного организма. Многие из представленных хоров имеют звание академических — наивысшую степень признания. В XXI веке хоровое искусство остается актуальным и популярным, а молодые музыканты считают честью попасть в состав одной из указанных трупп.

        Видео    |         Аудио    |      Галерея     

Художественный руководительНиколай Азаров
Главный хормейстерАндрей Азовский
Главный балетмейстер заслуженная артистка России Людмила Байкова

 Сайт Академического хора русской песни

Академический хор русской песни создан в 1945 году. Выдающуюся роль в истории коллектива сыграл композитор, исследователь и пропагандист народного искусства народный артист СССР Николай Васильевич Кутузов. Он был бессменным художественным руководителем и главным дирижёром хора с 1954 по 2011 год. Николай Васильевич подготовил сотни концертов, телевизионных и радиопрограмм, посвящённых русской народной песне. В коллективе начинала творческую карьеру народная артистка СССР Людмила Георгиевна Зыкина.

  С 2016 года Академическим хором русской песни руководит талантливый, неординарно мыслящий музыкант Николай Азаров, демонстрирующий как преемственность стиля и традиций хора, так и устремлённость в будущее. Концерты коллектива проходят на самых престижных сценических площадках Москвы, таких как Дом Музыки, концертный зал «Зарядье», Концертный зал имени Чайковского. Это всегда яркие сценические шоу с участием танцевальной группы под руководством заслуженной артистки России Людмилы Байковой и оркестра народных инструментов.


Академический хор русской песни – постоянный участник Московского пасхального фестиваля под руководством Валерия Гергиева, Дней славянской письменности на Красной площади. Коллектив с успехом гастролировал в различных регионах России и за рубежом – в Китае, Индии, Италии, Израиле, Франции, Бельгии, Чехии, Колумбии.

  • 17 мая 1940

    Симфонический концерт
    Государственный симфонический оркестр Союза ССР
    Дирижер – Александр Гаук

    Шапорин. Симфония-кантата «На поле Куликовом»

  • 19 мая 1940

    Хоровой концерт

    В программе: Римский-Корсаков, Чайковский, Глинка, Глазунов, Сахновский, Гречанинов, Кюи, Моцарт, Гайдн, Мендельсон, Гуно, Давиденко, Томилин, Егоров

  • 20 мая 1940

    Гендель

    Оратория «Самсон»

  • 20 марта 1948

    Вечер хоровой музыки

    В программе: Свешников, Новиков, Глинка, народные песни в обработке Свешникова, Рубцова, Егорова, Копосова

  • 24 марта 1948

    Вечер хоровой музыки

    В программе: Новиков, Глинка, народные песни в обработке Свешникова, Рубцова, Римского-Корсакова, Егорова, Копосова

  • 28 марта 1948

    Вечер хоровой музыки

    В программе: Римский-Корсаков, Чайковский, Даргомыжский, Танеев, Глинка, народные песни в обработке Свешникова, Рубцова, Копосова

  • 18 февраля 1950

    Вечера хоровой музыки
    Государственный хор русской песни

    (программа не указана)

  • 21 февраля 1950

    Вечера хоровой музыки
    Государственный хор русской песни

    (программа не указана)

  • 23 февраля 1950

    Вечера хоровой музыки
    Государственный хор русской песни

    (программа не указана)

  • 26 февраля 1950

    Вечера хоровой музыки
    Государственный хор русской песни

    (программа не указана)

  • 28 февраля 1950

    Вечера хоровой музыки
    Государственный хор русской песни

    (программа не указана)

  • 18 февраля 1951

    Хоровой концерт
    Хор русской песни

    В программе: Свешников, Варламов, Соловьев-Седой, Гурилев, Макаров, Блантер, Компанеец, Хренников, Копосов

  • 21 февраля 1951

    Хоровой концерт
    Хор русской песни

    В программе: Свешников, Варламов, Соловьев-Седой, Гурилев, Макаров, Блантер, Компанеец, Хренников, Копосов

  • 23 февраля 1951

    Хоровой концерт
    Хор русской песни

    В программе: Чайковский, Даргомыжский, Римский-Корсаков, Глинка, Калинников, Варламов, Алябьев, Танеев, Блантер, Компанеец, Рубцов, Свешников, Копосов

  • 25 февраля 1951

    Хоровой концерт
    Хор русской песни

    В программе: Чайковский, Даргомыжский, Римский-Корсаков, Глинка, Калинников, Варламов, Алябьев, Танеев, Блантер, Компанеец, Рубцов, Свешников, Копосов

  • 27 февраля 1951

    Хоровой концерт
    Хор русской песни

    В программе: Бах, Лотти, Лассо, Депре, Танеев, Алябьев, Варламов, Глинка, Свешников, Блантер, Компанеец, Копосов

  • 16 февраля 1952

    Концерт хоровой музыки
    Хор русской песни

    В программе: Шостакович, Макаров, Сорокин, Гурилев, Пономаренко, Дюбюк, Блантер, народные песни в обработке композиторов

  • 19 февраля 1952

    Концерт хоровой музыки
    Хор русской песни

    В программе: Шостакович, Макаров, Сорокин, Гурилев, Пономаренко, Дюбюк, Блантер, народные песни в обработке композиторов

  • 22 февраля 1952

    Концерт хоровой музыки
    Хор русской песни

    В программе: Шостакович, Чайковский, Глазунов, Варламов, Лядов

  • 26 февраля 1952

    Концерт хоровой музыки
    Хор русской песни

    В программе: Перселл, Стефани, Депре, Лассо, Лотти, Сертон, Бах

  • 29 февраля 1952

    Концерт хоровой музыки
    Хор русской песни

    В программе: Калинников, Чайковский, Алябьев, Танеев, Козицкий, Свешников, Прокофьев, Кочетов, Палестрина, народные песни, старинный кант XVII века

  • 3 марта 1953

    Хоровой концерт
    Хор Русской песни

    В программе: Свешников, Коваль, народные песни в обработке Свешникова, Колесса, Варламов, Домбровский, Копосов, Лассо, Брамс

  • 5 марта 1953

    Хоровой концерт
    Хор Русской песни

    В программе: Свешников, Коваль, народные песни в обработке Свешникова, Колесса, Варламов, Домбровский, Копосов, Лассо, Брамс

  • 15 марта 1953

    Хоровой концерт
    Хор Русской песни

    В программе: Свешников, народные песни в обработке Свешникова, Блантер, Римский-Корсаков, Варламов, Алябьев, Шуман, Гурилев, Глинка, Брамс, Лассо

  • 11 марта 1954

    Русские и украинские песни в обработке А. В. Свешникова
    (в ознаменование 300-летия воссоединения Украины с Россией)
    Хор русской песни
    Художественный руководитель и дирижер – Александр Свешников

    (программа не указана)

  • 13 марта 1954

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Мясковский. Симфония № 27. Левитин. Оратория «Огни над Волгой»

  • 14 марта 1954

    Русские и украинские песни в обработке А. В. Свешникова
    (в ознаменование 300-летия воссоединения Украины с Россией)
    Хор русской песни
    Художественный руководитель и дирижер – Александр Свешников

    (программа не указана)

  • 16 марта 1954

    Русские и украинские песни в обработке А. В. Свешникова
    (в ознаменование 300-летия воссоединения Украины с Россией)
    Хор русской песни
    Художественный руководитель и дирижер – Александр Свешников

    (программа не указана)

  • 17 марта 1954

    Русские и украинские песни в обработке А. В. Свешникова
    (в ознаменование 300-летия воссоединения Украины с Россией)
    Хор русской песни
    Художественный руководитель и дирижер – Александр Свешников

    (программа не указана)

  • 23 марта 1954

    Вечер итальянкой хоровой музыки

    (программа не указана)

  • 27 февраля 1955

    Хоровой концерт
    Хор русской песни

    В программе: Римский-Корсаков, Варламов, Рахманинов, Колесса, русские песни в обработках Свешникова и Копосова

  • 2 марта 1955

    Хоровой концерт
    Хор русской песни

    В программе: Чайковский, Римский-Корсаков, Калинников, Глинка, Алябьев, Танеев, Шатров, Березовский, Рахманинов, народные песни в обработке А. Свшникова и А. Копосова

  • 3 марта 1955

    Хоровой концерт
    Хор русской песни

    В программе: Йомелли, Палестрина, Лотти, Стьефани, итальянские народные песни в обработке С. Танеева и А. Свешникова

  • 7 марта 1955

    Хоровой концерт
    Государственный Хор русской песни

    В программе: Римский-Корсаков, Варламов, Шатров, народные песни в обработке А. Свешникова

  • 8 марта 1955

    Праздничный концерт

    В программе: русские народные песни, инструментальные пьесы, чтение стихов и фельетонов, романсы, арии из опер, балетные номера, сцена из драматического спектакля, акробатический этюд

  • 22 марта 1956

    Хоровой концерт
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: народные песни, Чайковский, Бортнянский

  • 25 марта 1956

    Хоровой концерт
    Итальянская музыка
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    Йомелли. «Miserere». Палестрина. «Ave Regina». Лотти. «Crucifixus». Стефани. «Кукушка». Итальянские народные песни

  • 3 апреля 1956

    Французская и немецкая хоровая музыка
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: народные песни, Пуленк, Чайковский, Равель, Сен-Санс, Брамс, Вагнер, Шуман, Бах, Рахманинов

  • 4 апреля 1956

    Вечер хоровой музыки
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: народные песни, Чайковский, Глинка, Алябьев, Рахманинов

  • 5 апреля 1956

    Вечер хоровой музыки
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    Йомелли. Реквием. Лотти. «Crucifixus». Палестрина. «Ave Regina». Стефани. «Кукушка». Обработки народных песен

  • 10 марта 1957

    Вечер хоровой музыки
    Государственный Академический Русский Хор Союза ССР

    В программе: Березовский, Чайковский, Калинников, Танеев, Свешников, Тактакишвили, Гурилев, Глинка

  • 11 марта 1957

    Вечер хоровой музыки
    Государственный Академический Русский Хор Союза ССР

    В программе: Бортнянский, Глинка, Калинников, Танеев, Шевченко, Голубев, Свешников, Румянцев, Копосов

  • 13 марта 1957

    Вечер хоровой музыки
    Государственный Академический Русский Хор Союза ССР

    В программе: Депре, Лассо, Вагнер, Аликс, Равель, Шуман, Сен-Санс, Свешников, Румянцев, Голубев, Гурилев, Тактакишвили, Глинка

  • 18 марта 1957

    Вечер хоровой музыки
    Государственный Академический Русский Хор Союза ССР

    В программе: Йомелли, Монтеверди, Палестрина, Лотти, итальянские народные песни

  • 24 марта 1957

    Моцарт

    Моцарт. Реквием

  • 25 марта 1957

    Моцарт

    Моцарт. Реквием

  • 26 марта 1957

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Светланов

    Свиридов. «Поэма памяти Сергея Есенина». Рахманинов. Симфония № 2

  • 9 февраля 1958

    Хоровой концерт
    Государственный академический русский хор СССР

    В программе: Караманов, Соловьев-Седой, Шнитке, Лятошинский, Римский-Корсаков, Балакирев, Чайковский, Рахманинова, русские и украинские народные песни

  • 10 февраля 1958

    Хоровой концерт
    Государственный академический русский хор СССР

    В программе: Караманов, Соловьев-Седой, Шнитке, Лятошинский, Римский-Корсаков, Балакирев, Чайковский, Рахманинова, русские и украинские народные песни

  • 11 февраля 1958

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Светланов

    Глазунов. Симфония № 6. Свиридов. «Поэма памяти Сергея Есенина» для тенора, хора и оркестра на стихи С. Есенина

  • 13 февраля 1958

    Итальянская хоровая музыка
    Государственный академический русский хор СССР

    В программе: Йомелли, Палестрина, Монтеверди, Лассо, Тромбетти, Лотти, итальянские народные песни

  • 16 февраля 1958

    Хоровой концерт
    Государственный академический русский хор СССР

    В программе: немецкая хоровая музыка, русские и украинские народные песни

  • 19 февраля 1958

    Итальянская хоровая музыка
    Государственный академический русский хор СССР

    В программе: Йомелли, Палестрина, Монтеверди, Лассо, Тромбетти, Лотти, итальянские народные песни

  • 21 февраля 1958

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Мелик-Пашаев

    Бетховен. Симфония № 1. Симфония № 9

  • 23 февраля 1958

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Мелик-Пашаев

    Бетховен. Симфония № 1. Симфония № 9

  • 28 февраля 1959

    Хоровой концерт
    Государственный Академический Русский Хор Союза СССР

    В программе: Кастальский, Лятошинский, Свиридов, Римский-Корсаков, Балакирев, Глинка, Рахманинов, Шевченко, Свешников, Яциневич, Гречанинов, Копосов

  • 3 марта 1959

    Хоровой концерт
    Государственный Академический Русский Хор Союза СССР

    В программе: Чайковский, Бортнянский, А. Новиков, Свиридов, Шостакович, Балакирев, Рахманинов, Свешников, Никольский, Гречанинов, Копосов

  • 7 марта 1959

    Концерт, посвященный Международному женскому дню

    В программе: романсы, народные песни, инструментальные пьесы, балетные и чтецкие номера

  • 8 марта 1959

    Хоровой концерт
    Государственный Академический Русский Хор Союза СССР

    В программе: Йомелли, Тромбетти, Паизиелло, Векки, Монтеверди, Гульельми, Лотти, итальянские народные песни

  • 9 марта 1959

    Хоровой концерт
    Государственный Академический Русский Хор Союза СССР

    В программе: Бетховен, Брамс, Сен-Санс, Гретри, Момпоу, Бах, Брукнер, Депре, Лассо, Паизиелло, Гульельми, Гендель

  • 27 февраля 1960

    Вечер хоровой музыки
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Чайковский, Березовский, Свиридов, Кюи, Танеев, Рахманинов, народные песни

  • 28 февраля 1960

    Вечер хоровой музыки
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Йомелли, Паизиелло, Лотти, Гульельми, Эрколано, Пигарелли, итальянские народные песни

  • 2 марта 1960

    Вечер хоровой музыки
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Балакирев, Алябьев, Свиридов, Кастальский, Кюи, Рахманинов, русские народные песни

  • 6 марта 1960

    Немецкая и итальянская хоровая музыка
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Бах, Брукнер, Гульельми, Эрколано, Пигарелли, народные песни

  • 14 марта 1960

    Французская хоровая музыка и русские народные песни
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Гретри, Арма, Пуленк, Равель, Аликс, Момпоу, Сен-Санс, русские народные песни

  • 4 марта 1961

    Хоровой концерт
    Государственный Академический Русский Хор Союза ССР

    В программе: Титов, Глинка, Кюи, Гречанинов, Свиридов, Салманов, Варламов, народные песни

  • 5 марта 1961

    Хоровой концерт
    Государственный Академический Русский Хор Союза ССР

    В программе: Титов, Глинка, Кюи, Гречанинов, Свиридов, Салманов, Варламов, народные песни

  • 6 марта 1961

    Хоровой концерт
    Государственный Академический Русский Хор Союза ССР

    В программе: Дюпре, Бах, Лассо, Брукнер, Григ, Арма, Нобель, Шостакович, Соловьев-Седой, Кастальский, Рахманинов, народные песни

  • 10 марта 1961

    Хоровой концерт
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Перголези, Габриели, Паизиелло, Дуранте, Сканделло, Эрколано, Венециани

  • 11 марта 1961

    Хоровой концерт
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Перголези, Габриели, Паизиелло, Дуранте, Сканделло, Эрколано, Венециани

  • 17 марта 1961

    Моцарт. Реквием

    Моцарт. Реквием

  • 19 марта 1961

    Моцарт. Реквием

    Моцарт. Реквием

  • 21 марта 1961

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Свиридов. «Патетическая оратория». Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Скрябин. Симфония № 4 «Поэма экстаза»

  • 22 марта 1961

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Свиридов. «Патетическая оратория». Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Скрябин. Симфония № 4 «Поэма экстаза»

  • 1 марта 1962

    Бах и Гендель
    Дирижер – Александр Свешников

    Бах. «Сердце, молчи». «Песней мы славим». «Утешение». «Пойте смелей песнь торжества». «Тернистый путь» заключительный хор из «Страстей по Иоанну». Кантата № 50 «Весть о победе». Гендель. «Ода о мире»

  • 3 марта 1962

    Хоровой концерт
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Караманов, Белый, Салманов, Балкашин, Колмановский, Свиридов, Шебалин, Шостакович, Шведов, Чайковский, народные песни

  • 4 марта 1962

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Штогаренко. «Поэма памяти поэта». Кабалевский. Концерт для скрипки с оркестром. Свиридов. «Патетическая оратория»

  • 7 марта 1962

    Хоровой концерт
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Чайковский, Глинка, Кюи, Кастальский, Свиридов, Варламов. Рахманинов, Дуранте, Монтеверди, Брукнер, Лотти, Депре, Аликс, Арма, Григ

  • 13 марта 1962

    Хоровой концерт
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Шведов, Чайковский, Гурилев, Буккалосси, Венециани, народные песни

  • 14 марта 1962

    Вечер итальянской хоровой музыки
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Йомелли, Буккалосси, Венециани, Лотти, Паизиелло, народные песни

  • 15 марта 1962

    Вечер русской хоровой музыки
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Чайковский, Глинка, Кюи, Кастальский, Свиридов, Варламов, Рахманинов, Шведов, Гурилев, народные песни

  • 9 апреля 1963

    Хоровой концерт
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Данькевич, Никольский, Калинников, Крылов, Танеев, Шебалин, Мурадели, Салманов, народные песни

  • 10 апреля 1963

    Хоровой концерт
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Йомелли, Палестрина, Монтеверди, Буккалосси, Венециани, Дуранте, итальянские народные песни

  • 14 апреля 1963

    Хоровой концерт
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Чайковский, Варламов, Салманов, Пахмутова, Гурилев, Мурадели, народные песни

  • 15 апреля 1963

    Хоровой концерт
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Данькевич, Шебалин, Свиридов, Салманов, Соловьев-Седой, Рахманинов, Шостакович, народные песни

  • 16 апреля 1963

    Хоровой концерт
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Депре, Палестрина, Лассо, Шуман, Вагнер, Брукнер, Лотти, Бах, Пуленк, Григ, Гуриди, Сен-Санс

  • 1 апреля 1964

    Хоровой концерт
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Варламов, Юдин, Танеев, Рахманинов, Шебалин, Белый, Попатенко, Мурадели, русские народные песни

  • 2 апреля 1964

    Хоровой концерт
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Иомелли, Дуранте, Россини, Монтеверди, Буккалосси, Джекино, итальянские народные песни

  • 4 апреля 1964

    Вечер хоровой музыки
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Свешников, Веприк, Варламов, Свиридов, Шостакович, русские и украинские народные песни

  • 5 апреля 1964

    Вечер зарубежной хоровой музыки
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Депре, Палестрина, Лассо, Шуман, Россини, Брукнер, Лотти, Бах, Фаш, Пуленк, Григ, Гуриди, Фишор

  • 26 марта 1965

    Хоровой концерт
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Чайковский, русские и украинские народные песни

  • 27 марта 1965

    Хоровой концерт
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Гуриди, Пуленк, Буккалосси, Момпоу Иомелли, Венециани, Сен-Санс, Брукнер. Монтеверди, Шуман, Гульельми, Шуберт, Брамс, Бах

  • 28 марта 1965

    Хоровой концерт
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: русские и украинские народные песни

  • 30 марта 1965

    Хоровой концерт
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Бетховен, Шуман, Шуберт, Брамс, Фишер, Сен-Санс, Брукнер, Венециани, Гульельми, Россини, Лотти, Бах

  • 4 апреля 1965

    Хоровой концерт
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: русские и украинские народные песни

  • 18 марта 1966

    Хоровой концерт
    Русская классическая хоровая музыка и русские народные песни
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Бортнянский, Глинка, Чайковский, Калинников, Алябьев, Черепнин, Римский-Корсаков, Кастальский, Копосов, Мусоргский, Шостакович

  • 19 марта 1966

    Хоровой концерт
    Немецкая и итальянская хоровая музыка
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Йомелли, Депре, Палестрина, Гульельми, Брукнер, Лотти, Брамс, Буккалосси, Россини

  • 23 марта 1966

    Хоровой концерт
    Русская и итальянская хоровая музыка
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Березовский, Чайковский, Калинников, Варламов, Мусоргский, Йомелли, Венециани, Монтеверди, Россини, народные песни

  • 24 марта 1966

    Хоровой концерт
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    Русские и украинские народные песни

  • 27 марта 1966

    Хоровой концерт
    Русские и украинские народные песни, произведения советских композиторов
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Гречанинов, Варламов, Эшпай, Пирумов, народные песни

  • 27 марта 1966 (днем)

    Концерт – встреча хоровой самодеятельности Ленинграда с Государственным академическим Русским хором Союза ССР

    В программе: Чайковский, Гречанинов, Шуман, Шуберт, Бах, Варламов, Пуленк, Брукнер, Танеев, Глинка, народные песни

  • 1 апреля 1967

    Вечер хоровой музыки
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Чайковский, Кастальский, Алябьев, Щедрин, Пирумов, народные песни

  • 2 апреля 1967

    Вечер хоровой музыки
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Йомелли, Монтеверди, Буккалосси, Россини, Гульельми, Лотти, Варламов, народные песни

  • 4 апреля 1967

    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    Бортнянский. «Гимн природе». «Торжественная песня». Концерт для хора. Березовский. Концерт для хора. Чайковский. «На сон грядущий». Щедрин. «Ива, ивушка». Вивальди. Кантата Gloria

  • 6 апреля 1967

    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    Бортнянский. «Гимн природе». «Торжественная песня». Концерт для хора. Березовский. Концерт для хора. Чайковский. «На сон грядущий». Щедрин. «Ива, ивушка». Вивальди. Кантата Gloria

  • 30 марта 1968

    Вечер хоровой музыки
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Чайковский, Алябьев, Кастальский, Щедрин, Шостакович, Бортнянский, Глинка, Танеев, Рахманинов

  • 31 марта 1968

    Вечер хоровой музыки
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Депре, Форе, Шуман, Брукнер, Лотти, Палестрина, Тартини, Монтеверди, Россини

  • 3 апреля 1968

    Вечер хоровой музыки
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Чайковский, Алябьев, Кастальский, Щедрин, Шостакович, Бортнянский, Глинка, Танеев, Рахманинов

  • 5 апреля 1968

    Вечер хоровой музыки
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: русские и украинские народные песни, Варламов

  • 17 ноября 1969

    Вечер хоровой музыки
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Новиков, Свиридов, Щедрин, Бортнянский, канты

  • 19 ноября 1969

    Вечер хоровой музыки
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Римский-Корсаков, Алябьев, Варламов, Свиридов, Рахманинов, Тартини, Лассо, Монтеверди, народные песни

  • 25 ноября 1969

    Вечер хоровой музыки
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Римский-Корсаков, Свиридов, Варламов, Алябьев, Рахманинов, Титов, Бортнянский, канты и хоры, народные песни

  • 11 апреля 1970

    Хоровой концерт
    Государственный академический Русский Хор Союза ССР

    В программе: Ленский, Эшпай, обработки Свешникова, Новиков, Свиридов, Римский-Корсаков, Алябьев, Рахманинов

  • 13 апреля 1970

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Моцарт. Три интерлюдии из музыки к драме Гелбера «Тамос – король Египта». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Левитин. Оратория «Хиросима не должна повториться»

  • 14 апреля 1970

    Хоровой концерт
    Государственный академический Русский Хор Союза ССР

    В программе: Ленский, Глинка, Танеев, Новиков, Козак, обработки Свешникова

  • 7 марта 1971

    Хоровой концерт
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Свешников, Чайковский, Салманов, Караманов, Чесноков, Никольский, Рахманинов, Титов, народные песни

  • 9 марта 1971

    Хоровой концерт
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Караманов, Свиридов, Пащенко, Щедрин, Кодай, Бардош, Титов, народные песни

  • 10 марта 1971

    Хоровой концерт
    Государственный академический Русский хор Союза ССР

    В программе: Эшпай, Пигарелли, Глинка, народные песни

  • 2 марта 1972

    Хоровой концерт
    Государственный академический Русский народный хор Союза ССР

    В программе: Френкель, Пономаренко, Козак, Шуман, Тактакишвили, Рахманинов, русские и украинские народные песни

  • 3 марта 1972

    Хоровой концерт
    Государственный академический Русский народный хор Союза ССР

    В программе: Римский-Корсаков, Мусоргский, Танеев, Титов, Бортнянский, Рахманинов, Сен-Санс, народные песни, старинные напевы и канты

  • 6 марта 1972

    Хоровой концерт
    Государственный академический Русский народный хор Союза ССР

    В программе: Римский-Корсаков, Мусоргский, Танеев, Титов, Бортнянский, Рахманинов, Сен-Санс, народные песни, старинные напевы и канты

  • 8 марта 1972

    Хоровой концерт
    Государственный академический Русский народный хор Союза ССР

    В программе: Френкель, Пономаренко, Козак, Шуман, Тактакишвили, Рахманинов, русские и украинские народные песни

  • 23 февраля 1973

    Хоровой концерт
    Государственный академический русский хор Союза ССР

    В программе: Чайковский, Шебалин, Танеев, Рахманинов, Бардош, Варламов, Козак, народные песни

  • 24 февраля 1973

    Хоровой концерт
    Государственный академический русский хор Союза ССР

    В программе: Римский-Корсаков, Щедрин, Бабаджанян, Иомелли, Паизиелло, Лотти, Вивальди, Титов, Бортнянский, народные песни

  • 28 февраля 1973

    Хоровой концерт
    Государственный академический русский хор Союза ССР

    В программе: Чайковский, Шебалин, Танеев, Рахманинов, Бардош, Варламов, Козак, народные песни

  • 1 марта 1973

    Хоровой концерт
    Государственный академический русский хор Союза ССР

    В программе: Римский-Корсаков, Щедрин, Бабаджанян, Иомелли, Паизиелло, Лотти, Вивальди, Титов, Бортнянский, народные песни

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Pwm контроллер для солнечных батарей инструкция по применению
  • Бизидомик своими руками для мальчика фото пошаговая инструкция по применению
  • Эдас 360 для детей инструкция по применению цена
  • Руководство мид украины
  • Перевод руководства по ремонту