Государственный орган осуществляющий руководство в сфере государственных закупок

Контактная информация

117292, Москва,
ул. Кржижановского, 6 (центральный офис)

+7 (495) 956-82-83

+7 (495) 787-92-92

contact@consultant.ru

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ №1489 от 25 декабря 2014 года ФАС России переданы функции Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) по контролю в сфере государственного оборонного заказа. Постановление вступило в силу 1 января 2015 года. Указом Президента РФ №373 от 21 июля 2015 года ФАС России переданы функции в сфере тарифного регулирования.

Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 г. ФАС России — федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 84 территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы. Численность работников службы в регионах составляет 2315 человек. Представительства ФАС России за рубежом, а также подведомственные ей органы государственной власти отсутствуют. Численность работников центрального аппарата составляет 1189 человек. Основная часть руководителей управлений и отделов ФАС России — люди в возрасте от 27 до 35 лет.

ФАС России сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта менеджмента качества ISO 9001. 17 января 2012 года ведомством получен первый сертификат, удостоверяющий соответствие стандарту ISO 9001:2008.

На протяжении последующих лет Федеральная антимонопольная служба неоднократно подтверждала своё соответствие стандарту качества, актуализируя свою деятельность в соответствии с лучшими мировыми практиками.

Таким образом, 18 января 2018 года после успешного прохождения ведомством очередного сертификационного аудита, ФАС России получила сертификат соответствия новейшему стандарту ISO 9001:2015.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. №331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»

Приказ от 14.10.2004 №138 «О символике Федеральной антимонопольной службы»

Приказ от 23.11.2004 №182 «О символике Федеральной антимонопольной службы»

Приказ ФАС России от 03.06.2020 № 521/20 (ред. от 08.07.2022) «О функциональном распределении обязанностей между структурными подразделениями центрального аппарата ФАС России»

Что считается закупкой по 44-ФЗ? Участники закупки Виды закупок по 44-ФЗ Требования к участникам закупок по 44-ФЗ Преференции и льготы при проведении торгов по 44-ФЗ Преимущества участия в закупках по 44-ФЗ Кто осуществляет государственный контроль в сфере закупок по 44-ФЗ Если кратко

В дебрях закона 44-ФЗ легко потеряться. Мы выделили ключевое в главном законе о госзакупках и переписали это простым языком. А перед публикацией показали статью юристам. Далее — самое важное, что нужно знать участникам госзакупок. 

Что считается закупкой по 44-ФЗ. Участники закупки

Закупка по 44-ФЗ — закупка товаров, услуг и работ, где заказчиком является организация, которая закупает товары за счет выделенных ей бюджетных средств. Такая закупка проводится за счет бюджетных средств — федеральных, региональных или муниципальных. Правила проведения процедуры диктует государство. Они прописаны в статьях Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, который строго регулирует все этапы закупки и закрепляет требования к участникам.

Проводить закупки по 44-ФЗ могут:

  • госорганы, 
  • органы управления внебюджетными фондами (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и др.), 
  • казенные учреждения (ФКУ «Финансово-расчетный центр МЧС России» и др.), 
  • бюджетные учреждения, МУПы и ГУПы, 
  • государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос».

Поставщиком может стать любое юридическое и физическое лицо, в том числе ИП и самозанятые (в качестве физлица) при условии соответствия требованиям законодательства. Кроме того, поставщиком может быть иностранное юридическое или физическое лицо. Главное условие — верно оформленные документы, соответствующие единым и дополнительным требованиям к участникам закупок.

Виды закупок по 44-ФЗ

Определяют два вида закупок по 44-ФЗ: 

  1. Конкурентные закупки.
  2. Неконкурентные закупки.

В рамках конкурентной закупки поставщики соревнуются между собой за право получить контракт. Этот способ подразделяется на три типа.

Типы конкурентных закупок

Аукцион. Заказчик инициирует закупку, объявляет требования, сроки и начальную стоимость, а кандидаты отправляют предложения. В назначенный день проводится аукцион, где между участниками происходит торг. Побеждает тот участник, который предлагает заказчику меньшую цену исполнения  контракта.  

Конкурс. При выборе поставщика заказчик ориентируется не только на цену. Репутация, наличие похожего опыта, техническая подготовленность и оснащение организации играют большое значение. В этом типе закупки торги не проводятся. Участники отправляют предложения с указанной ценой, заказчик выбирает из них лучшее.

Запрос котировок. Каждый поставщик, участвующий в закупке, подает заявку с окончательной стоимостью, за которую готов исполнить контракт. Заказчик выбирает из предложенных вариантов самый низкий по стоимости. 

При запросе котировок максимальная цена контракта не превышает 3 миллиона рублей.

Конкурентные закупки подразделяются еще на две категории — закрытые и открытые. При закрытой закупке заказчик отбирает поставщиков и каждому претенденту отправляет личное приглашение для участия. В открытой закупке подать заявку на участие может любой желающий поставщик на электронной торговой площадке. 

Неконкурентная закупка — это закупка у единственного поставщика, которая проводится без конкурса. По закону такой тип закупки возможен в двух случаях: 

  • цена контракта, по общему правилу, не превышает 600 000 ₽,
  • услуга оказывается только одной компанией-монополистом. Например, подведение водопровода или поставка электроэнергии в строящуюся школу.

Требования к поставщикам по 44-ФЗ

Закон № 44-ФЗ предъявляет серьезные требования к потенциальным поставщикам:

  • отсутствие у участника налоговых задолженностей и задолженностей по иным обязательным платежам;
  • отсутствие у участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и преступления, предусмотренные статьями 289 УК РФ (незаконное участие в предпринимательской деятельности), 290 УК РФ (получение взятки), 291 УК РФ (дача взятки), 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве);
  • отсутствие скрытых договоренностей (аффилированности) между поставщиком и заказчиком; 
  • отсутствие у юридического лица административных правонарушений за последние два года; 
  • участник не находится в процессе ликвидации или банкротства.

Заказчик может дополнительно потребовать у поставщика наличие положительного опыта в исполнении государственных контрактов и отсутствие записи в реестре недобросовестных поставщиков.

Преференции и льготы поставщикам по 44-ФЗ

Для некоторых организаций закон № 44-ФЗ предоставляет льготы при проведении торгов. К ним относятся:

  • субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (СМП и СОНО);
  • учреждения уголовно-исполнительной системы;
  • организации инвалидов.

Преимущества предоставляются участникам любых форм госзакупок за исключением закупок у единственного поставщика.

Квоты для СМП и СОНО. Госзаказчик должен закупить у СМП и СОНО не меньше 25% товаров или услуг от своего совокупного годового объема закупок. Для этого организуются специальные процедуры, в которых участвуют только представители малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Если квота не будет выполнена, организация получит штраф в 50 000 ₽. Более того, госзаказчик должен оплатить товары или услуги не позднее 15 рабочих дней с даты заключения контракта.

Преимущества для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов. В случае победы на торгах такие организации вправе требовать увеличить цену контракта от предложенной участником на 15%, но не выше начальной максимальной цены контракта.  Другими словами, к основной сумме, которую заказчик платит поставщику по контракту, может добавиться до 15% от этой суммы. 

Преимущества участия поставщиков в закупках по 44-ФЗ

  1. Единый список требований к поставщику. Список требований к поставщику регламентирован и не меняется от закупки к закупке. После участия в нескольких процедурах готовиться к следующим будет быстрее и проще.
  2. Контроль государства. Статьи 44-ФЗ строго регулируют каждый этап закупки, это помогает соблюдать интересы двух сторон процесса.
  3. Подать заявку может любой участник торгов (если закупка открытая). Это обеспечивает конкуренцию и прозрачность закупок.
  4. Экономия средств на рекламу. Поставщику не обязательно тратить много денег на развитие имиджа организации, если его главный покупатель — государство. Чтобы выиграть закупку, достаточно вести законную предпринимательскую деятельность и производить качественный товар.
  5. Гарантированная оплата. После выполнения всех условий сделки организация получает оплату по контракту.

Кто контролирует закупки по 44-ФЗ

Основным органом, осуществляющим контроль за государственными закупками, является Федеральная антимонопольная служба — ФАС. К полномочиям контролирующего органа относятся: 

  • Составление протоколов об административных правонарушениях и рассмотрение дел о них. Например, если заказчик срывает срок оплаты контракта, то его привлекают к административной ответственности — выписывают штраф от 30 до 50 тыс. ₽. Если нарушение повторяется, то происходит дисквалификация сроком от одного года до двух лет.
  • Выдача предписаний нарушителям о том, что им необходимо устранить. Например, если по закупке подана жалоба на положения документации, по результатам рассмотрения ФАС может принять решение признать ее обоснованной. В таком случае служба выдаст предписание об устранении нарушения. Заказчик будет обязан внести изменения в закупочную документацию.

Подать заявление в ФАС можно, если заказчик или другой участник закупки совершает незаконные действия. Например, заказчик пытается ограничить конкуренцию, выдвигая жесткие требования к товару закупки, которые сводят выбор в пользу одного поставщика. В таком случае обратиться с жалобой могут не только остальные участники закупки, но и другие заинтересованные лица — прокуратура или физическое лицо.

Чаще всего обжалуют:

  1. Документацию и условия закупки. Если формулировки препятствуют подаче заявки или делают ее невозможной.
  2. Проект контракта. Например, заказчик указывает сроки исполнения, в которые невозможно уложиться. На такую хитрость идут организаторы, которые хотят продвинуть «своего» поставщика.
  3. Действия или бездействие заказчика, которые приводят к нарушению порядка закупки или сроков закупки. К действию можно отнести намеренное неразмещение полного комплекта закупочной документации, к бездействию — игнорирование запроса поставщика на разъяснение неясных ему положений в документации.
  4. Действия других участников закупки, связанные с недобросовестной конкуренцией. Если заказчик внес в документацию недостоверные сведения о своем материально-техническом обеспечении и благодаря этому выиграл закупку, то это действие расценивается как недобросовестная конкуренция — введением в заблуждение. 

Полномочия Федеральной антимонопольной службы не распространяются на закупки в сфере обороны и госзакупки, связанные с гостайной. 

Если кратко 

  1. Закупка по 44-ФЗ — закупка товаров, услуг и работ, где заказчиком является организация, которая расходует бюджетные средства. Такая закупка проводится за счет федеральных, региональных, муниципальных средств.
  2. Закупки по 44-ФЗ подразделяются на конкурентные и неконкурентные. Конкурентные, в свою очередь, бывают открытыми и закрытыми.
  3. Поставщик по 44-ФЗ не должен иметь: налоговые задолженности, судимости за экономические преступления, влияние на заказчика, административные правонарушения за два года до подачи заявки, находиться в процессе ликвидации или банкротства.
  4. Преференции по 44-ФЗ предоставляются поставщикам — субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, организациям инвалидов и учреждениям уголовно-исполнительной системы.
  5. Основной орган, регулирующий сферу закупок по 44-ФЗ — ФАС.

Статья актуальна на 22.09.2022

Цель системы закупок в государственном секторе — обеспечить прозрачность и экономное расходование бюджетных средств. Этого невозможно добиться без эффективной системы контроля. Поэтому госзакупки контролируются сразу несколькими органами. Кроме того, существует общественный контроль, а также контроль, который должны осуществлять сами заказчики.

В соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, осуществляется:

1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ФАС России и его территориальные органы);

2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (органы государственного финансового контроля субъектов);

3) органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (органы муниципального финансового контроля).

Уполномоченные органы и организации осуществляют контроль за заказчиками, их контрактными службами и управляющими, членами закупочных комиссий. Однако в системе закупок есть и другие участники:

  • операторы электронных площадок;
  • уполномоченные органы;
  • специализированные организации.

Действия этих участников также контролируются.

Если говорить о том, что именно подлежит контролю, то это каждый этап закупки:

  • планирование процедуры;
  • проведение закупки вне зависимости от способа;
  • исполнение контракта или каждого его этапа;
  • отчетность заказчика и дальнейшее использование закупленных товаров, работ, услуг.
  • Основным механизмом осуществления контроля является проверка, которая может быть как плановой, так и внеплановой. По плану заказчик не может быть проверен чаще, чем один раз в полгода. Но это лишь общий случай — в зависимости от субъекта контроля периодичность меняется. Так, если проверяется закупочная комиссия или специализированная организация, то частота проверок составляет не более одного раза за каждую закупочную процедуру. А вот что касается проверок незапланированных, то тут никакой периодичности нет. Другое дело, что проводить их без веских оснований неправомерно. Поводом для внеплановой проверки являются поступившие сведения и жалобы, поданные от заинтересованного лица или того, чьи права были нарушены.

Порядок осуществления контроля, в том числе предмет, форма, сроки и периодичность проведения проверок, определены Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее — Правила № 1576).

В ходе плановой проверки контрольный орган проверяет закупочную деятельность за последние три года до даты начала проведения проверки (п. 45 Правил № 1576).

Плановые проверки проводятся контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз в шесть месяцев в отношении каждого заказчика, контрактной службы заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки.

Контрольный орган уведомляет о проведении проверки проверяемое лицо не позднее чем за пять рабочих дней до ее проведения. В уведомлении указывается предмет проверки и проверяемый период, сроки ее проведения, основания, а также перечень документов и сведений, необходимых для ее проведения.

Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в ч. 15 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, п. 19 Правил № 1576, к ним отнесены: жалоба участника закупки; заявления физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц; обнаружение органом контроля признаков нарушения; сообщения СМИ; истечение срока исполнения ранее выданного предписания.

За неисполнение законных требований или предписаний (представлений) должностных лиц органов контроля, непредставление достоверной информации и документов ч. 7.1 ст. 19.5, ч. 20 ст. 19.5, ч.ч. 1,2 ст. 19.7.2 КоАП РФ установлена административная ответственность.

При проведении плановых (внеплановых) проверок должностные лица контрольного органа, имеют право:

а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения плановой (внеплановой) проверки;

б) беспрепятственного доступа в помещения и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок, для получения документов и информации о закупках, необходимых контрольному органу, по предъявлении служебных удостоверений и приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) контрольного органа о проведении плановой (внеплановой) проверки;

в) обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

г) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства о контрактной системе, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;

д) выдавать предписания.

Результаты плановой проверки оформляются актом о результатах проведения плановой проверки не позднее 10 рабочих дней со дня окончания плановой проверки.

Копия акта о результатах проведения плановой проверки не позднее 3 рабочих дней со дня его подписания размещается в реестре проверок и (или) ЕИС и направляется субъекту контроля почтой, факсимильной связью или электронной почтой.

По результатам проведения внеплановой проверки членами комиссии по проведению внеплановой проверки принимается решение. После изготовления и подписания полного текста решения по результатам проведения внеплановой проверки, но не позднее 3 рабочих дней, текст решения размещается контрольным органом в реестре проверок и (или) ЕИС. Копия решения направляется субъекту контроля, заявителю почтой, факсимильной связью или электронной почтой.

Отдел по надзору за соблюдением   

прав предпринимателей

прокуратуры края

О полномочиях органов контроля в сфере закупок

Цель системы закупок в государственном секторе — обеспечить прозрачность и экономное расходование бюджетных средств. Этого невозможно добиться без эффективной системы контроля. Поэтому госзакупки контролируются сразу несколькими органами. Кроме того, существует общественный контроль, а также контроль, который должны осуществлять сами заказчики.

В соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, осуществляется:

1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ФАС России и его территориальные органы);

2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (органы государственного финансового контроля субъектов);

3) органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (органы муниципального финансового контроля).

Уполномоченные органы и организации осуществляют контроль за заказчиками, их контрактными службами и управляющими, членами закупочных комиссий. Однако в системе закупок есть и другие участники:

  • операторы электронных площадок;
  • уполномоченные органы;
  • специализированные организации.

Действия этих участников также контролируются.

Если говорить о том, что именно подлежит контролю, то это каждый этап закупки:

  • планирование процедуры;
  • проведение закупки вне зависимости от способа;
  • исполнение контракта или каждого его этапа;
  • отчетность заказчика и дальнейшее использование закупленных товаров, работ, услуг.
  • Основным механизмом осуществления контроля является проверка, которая может быть как плановой, так и внеплановой. По плану заказчик не может быть проверен чаще, чем один раз в полгода. Но это лишь общий случай — в зависимости от субъекта контроля периодичность меняется. Так, если проверяется закупочная комиссия или специализированная организация, то частота проверок составляет не более одного раза за каждую закупочную процедуру. А вот что касается проверок незапланированных, то тут никакой периодичности нет. Другое дело, что проводить их без веских оснований неправомерно. Поводом для внеплановой проверки являются поступившие сведения и жалобы, поданные от заинтересованного лица или того, чьи права были нарушены.

Порядок осуществления контроля, в том числе предмет, форма, сроки и периодичность проведения проверок, определены Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее — Правила № 1576).

В ходе плановой проверки контрольный орган проверяет закупочную деятельность за последние три года до даты начала проведения проверки (п. 45 Правил № 1576).

Плановые проверки проводятся контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз в шесть месяцев в отношении каждого заказчика, контрактной службы заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки.

Контрольный орган уведомляет о проведении проверки проверяемое лицо не позднее чем за пять рабочих дней до ее проведения. В уведомлении указывается предмет проверки и проверяемый период, сроки ее проведения, основания, а также перечень документов и сведений, необходимых для ее проведения.

Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в ч. 15 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, п. 19 Правил № 1576, к ним отнесены: жалоба участника закупки; заявления физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц; обнаружение органом контроля признаков нарушения; сообщения СМИ; истечение срока исполнения ранее выданного предписания.

За неисполнение законных требований или предписаний (представлений) должностных лиц органов контроля, непредставление достоверной информации и документов ч. 7.1 ст. 19.5, ч. 20 ст. 19.5, ч.ч. 1,2 ст. 19.7.2 КоАП РФ установлена административная ответственность.

При проведении плановых (внеплановых) проверок должностные лица контрольного органа, имеют право:

а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения плановой (внеплановой) проверки;

б) беспрепятственного доступа в помещения и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок, для получения документов и информации о закупках, необходимых контрольному органу, по предъявлении служебных удостоверений и приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) контрольного органа о проведении плановой (внеплановой) проверки;

в) обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

г) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства о контрактной системе, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;

д) выдавать предписания.

Результаты плановой проверки оформляются актом о результатах проведения плановой проверки не позднее 10 рабочих дней со дня окончания плановой проверки.

Копия акта о результатах проведения плановой проверки не позднее 3 рабочих дней со дня его подписания размещается в реестре проверок и (или) ЕИС и направляется субъекту контроля почтой, факсимильной связью или электронной почтой.

По результатам проведения внеплановой проверки членами комиссии по проведению внеплановой проверки принимается решение. После изготовления и подписания полного текста решения по результатам проведения внеплановой проверки, но не позднее 3 рабочих дней, текст решения размещается контрольным органом в реестре проверок и (или) ЕИС. Копия решения направляется субъекту контроля, заявителю почтой, факсимильной связью или электронной почтой.

Отдел по надзору за соблюдением   

прав предпринимателей

прокуратуры края

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство работы производственного участка
  • Инванз инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Точилка веритас инструкция на русском языке
  • От чего таблетки пиралгин инструкция по применению взрослым
  • Применение настойки пиона уклоняющегося инструкция по применению