Грановитая палата построена под руководством

История Грановитой палаты

Строительство Грановитой палаты связано с правлением великого князя Московского Ивана III. Он вошёл в историю не только как «собиратель земли Русской», объединивший вокруг Москвы раздробленные княжества. При нём Московский Кремль приобрёл нынешний облик: были отремонтированы стены крепости, построены Успенский собор, Благовещенский собор, башни Кремля.

Предпосылкой к возведению «белокаменного» архитектурного ансамбля Кремля были опустошительные пожары, в ходе которых сгорели многие деревянные крепостные сооружения. Грановитая палата стоит на месте, где ранее размещалась гридница — так в древнерусском зодчестве называли большие помещения для гридей, то есть дружинников, в великокняжеских дворцах.

Грановитая палата являлась значимой частью Московского Кремля. Она задумывалась как тронный зал, в котором великий князь мог принимать гостей и проводить важные церемонии. Как и другие здания, созданные при Иване III, палата является примером сочетания древнерусского зодчества и элементов, характерных для архитектуры итальянского Ренессанса.

Архитекторами Грановитой палаты называют Марка Фрязина и Пьетро Антонио Солари. Последний пользовался особым расположением великого князя и в древнерусских летописях и итальянских письменных памятниках обозначался как «архитектон» или «главный архитектор Москвы». Строительство было завершено в рекордно короткие сроки: всего за 4 года (с 1487 по 1491 гг.).

Палата стала основным помещением для праздничных приёмов заграничных гостей, коронационных церемоний, банкетов. В её стенах праздновали наиболее важные события в истории государства. Например, в 1552 г. Иван Грозный в течение трёх дней отмечал здесь военную победу над Казанью, поражая гостей торжества тем, что знал имена и звания каждого из 200 и более присутствовавших в палате.

Во время первого Стрелецкого бунта в 1682 г. у Грановитой палаты произошла знаменательная сцена. После смерти Фёдора Алексеевича его преемником был выбран малолетний Пётр I, и власть была сосредоточена в руках его матери Натальи Нарышкиной и её родственников, что возмутило Милославских, родственников царевича Ивана — старшего сына покойного царя от первого брака.

Милославские заручились поддержкой стрельцов, воинские начальники которых при Нарышкиных прикарманивали жалованье подчинённых. Затем они спровоцировали бунт, протрубив весть о том, что царевича Ивана задушили. Стрельцы ворвались в Кремль, и царица Наталья вывела на Красное крыльцо живого Ивана. После этого в Грановитой палате установили двойной трон, так как тот был признан соправителем Петра.

Когда Пётр I вступил во всю полноту своей власти и начал одерживать первые крупные победы, он праздновал их в Грановитой палате. В 1709 г. здесь состоялся пир в честь торжества над Швецией в Полтавской кампании. И даже когда столицей стал Санкт-Петербург и Московский Кремль утратил былую значимость, в Грановитой палате праздновалось подписание Ништадтского мира 1721 г.

Грановитая палата была практически полностью разрушена во время Троицкого пожара в 1737 году. Сгорела кровля здания, от пола в сенях и оконных рам сохранился лишь пепел, пострадала оригинальная белокаменная резьба. В XVIII столетии к коронации первой российской императрицы Екатерины I — супруги Петра Великого — стены по европейской традиции затянули бархатными тканями.

При строительстве в 1838—1849 гг. Большого Кремлёвского дворца Грановитая палата была включена в новый комплекс дворцовых строений и через Святые сени соединилась с Владимирским залом. Позже русские зодчие переделали кровлю палаты, сменив стропила из дерева на металлические. В 1846 г. торговец Фёдор Челноков спонсировал работы по изменению верхней части постройки.

В 1882 г. по воле Александра III было восстановлено прежнее убранство здания. Проект перестройки палаты разработал Николай Шохин, участвовавший в реконструкции Потешного дворца и церкви Вознесения Господня в Коломенском. Реставрацией заведовал историк искусств Георгий Филимонов, редактор «Описныя книги царскихъ палатъ Золотой и Грановитой, составленныя Симономъ Ушаковымъ въ 1672 г.».

Обнаружение описи, составленной выдающимся царским иконописцем Симоном Ушаковым, работы которого можно увидеть в Государственном Русском музее и в Третьяковской галерее, позволило палехским мастерам братьям Белоусовым в точности воссоздать фрески, украшавшие стены и своды Грановитой палаты до того, как они были утрачены из-за культурных наслоений XVIII—XIX вв.

После революции 1917 г. Грановитая палата, как и весь Кремль, стала использоваться для нужд советской власти. Красное крыльцо разрушили и построили на его месте двухэтажную столовую для Верховного Совета. Но в целом предназначение здания не изменилось — в главном зале продолжилось проведение протокольных мероприятий. Сегодня Грановитая палата — один из парадных залов при президенте РФ.

Грановитая палата

Архитектурные особенности Грановитой палаты

Своё название Грановитая палата получила благодаря оформлению восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Фасад выложен «бриллиантовым» рустом — кладкой из отёсанных в форме четырёхгранных пирамид камней, свойственной для итальянской ренессансной архитектуры. Похожим образом декорирован Алмазный дворец в Ферраре — его стены выложены 8.500 мраморными блоками в форме клина. Подобное оформление даёт интересную игру света и тени.

Восточный фасад обрамлён угловыми витыми колоннами. Остальные фасады декорированы лишь колончатыми наличниками окон; поначалу они, вероятно, были окрашены красно-коричневым свинцовым суриком, что усиливало выразительность парадного фасада. На северной стене под крышей видно плохо сохранившееся орнаментное изображение мужчины; предположительно, это портрет Солари.

Если декор парадного фасада отсылает к итальянской традиции, то сама конструкция палаты — с высокой кровлей, открытым наружным крыльцом и сенями внутри — соответствует древнерусскому деревянному зодчеству и каменной московской архитектуре. В частности, прообразом могла служить и гридница, стоявшая на месте палаты, и недавно воздвигнутая трапезная Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде.

Снаружи Грановитая палата выглядит очень просто, особенно на фоне величественных многоглавых соборов, сверкающих золотом на солнце. Прямоугольник с прямоугольными же окнами, без позолоты, колоннад, террас и прочего, он привлекает внимание своей простотой, подчёркнутой однотонным белым цветом. Зелёная кровля здания сочетается с отделкой Большого Кремлёвского дворца.

Первоначально палата, вероятно, выглядела более утончённой, но за шесть столетий строение стало казаться ниже из-за прироста культурного слоя. Красное крыльцо, наиболее живописная часть экстерьера Грановитой палаты, украшено двумя белокаменными арками. Над боковыми фронтонами Красного крыльца установлены два двуглавых орла, а на пролётах перил — львы. Отсюда на второй этаж ведёт наружная лестница.

Красное крыльцо и геральдические изваяния Грановитой палаты имеют интересную историю. В 1686 г. резчик Григорий Иванов сделал из белого камня статуи трёх львов и двух орлов. Редкая для древнерусского искусства объёмная белокаменная скульптурная группа сообщила облику Красного крыльца особенную пышность и богатство. После прихода советской власти крыльцо разобрали, а его декор исказили.

Входной белокаменный портал, отделанный итальянской резьбой, превратили в окно, вырубили рельефы львов под наличниками. После того как Красное крыльцо было разобрано, музейные работники переместили двух львов на паперть Архангельского собора. Однако на следующий день львы исчезли. В 1969 г. в Тайницком саду была найдена статуя одного из трёх львов со следами ударов острым предметом.

Красное крыльцо реконструировали таким, каким оно было к моменту разборки. Лестница из 32 ступенек делится на три марша. Правая сторона её примыкает непосредственно к южному фасаду Грановитой палаты, а с левой стороны возведён просторный каменный парапет. На парапетах площадок размещены белокаменные объёмные изваяния львов.

Всего львов три: два лежащих — на парапетах нижней и средней площадок, один сидящий с геральдическим щитом в передних лапах — на верхней. Создание львиных фигур велось с соблюдением старинного технологического процесса, для этого специально изготовили каменотёсные инструменты, которые употреблялись в XVII в.

При входе на лестницу размещены два портика с арками и «разорванными» фронтонами, в которых расположились два белокаменных орла «на оба лица». В отличие от львов двусторонние орлы представляют собой горельефы в виде толстых пластин, соединённых одна с другой перемычкой. Возрождённое Красное крыльцо вернуло нарядность входной группе Грановитой палаты.

Грановитая палата

Залы Грановитой палаты

Внутри Грановитой палаты есть несколько пространств: сени, главный зал, тайник и подклет. Их убранство поражает изобилием цветов и сложностью архитектурных решений. Сводчатый зал, расписные образы святых, люстры невообразимых размеров, бархат и двуглавые орлы, вышитые золотой нитью, — все эти элементы интерьера делают палату одной из самых красочных в Московском Кремле.

Сени

Святые сени — помещение перед входом в Грановитую палату, соединяющее её с Владимирским залом Большого Кремлёвского дворца и с Теремным дворцом. Сени имеют невысокие стены, а потолок покоится на крестовых сводах. Святыми они называются из-за фресок на религиозные темы, которые украшают их стены. В интерьере преобладают молочно-белый и золотой цвета.

В 1847 г. художник Фёдор Завьялов восстановил несколько фресок на стенах сеней. Три из них раскрывают сюжеты из Библии. Это «Ветхозаветная Троица», «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» и «Сон Константина». Ещё две росписи, тематически связанные с религией, имеют историческую основу. Первая посвящена Крещению Руси, а вторая изображает Дмитрия Донского, получающего благословение Сергия Радонежского.

В XIX веке Святые сени были значительно видоизменены. На окнах и дверях появилась искусная резьба, дверные порталы были покрыты позолотой. На некоторых можно увидеть льва и дракона. В северной части помещения установили камин из каррарского мрамора, который более характерен для оформления императорских покоев в Большом Кремлёвском дворце.

Главный зал

Собственно «палатой» называют её главный зал, стены и своды которого расписаны сверху донизу. В центре зала находится столп-пилон с изображениями животных, каждое из которых воплощает качество, нужное мудрому правителю. На склонах свода, переходя от небесного к земному, показаны праотцы, пророки и евангелисты.

На восточной стене иллюстрируется повесть «Сказание о князьях Владимирских». Здесь изображены первые князья династии Рюриковичей — Рюрик, Святослав и Игорь. Рядом их потомок, святой князь Владимир, крестивший Русь в 988 г. Восточная стена, согласно традициям древней Византии, всегда являлась главной; по легенде, на востоке находится рай. В Византии юго-восточный угол был императорским. Стоял здесь и трон государя.

В юго-восточной части изображён сын Ивана Грозного Фёдор — последний представитель династии Рюриковичей. Рядом — Борис Годунов, брат царицы, в то время соправитель Фёдора. Роспись «История царя Давида» украшает южную стену. На западной стене изображена «Притча о праведном и неправедном судье». Надпись рядом гласит: «Судия неправедный пирует, а душа его во ад исходит».

В дневное время палата освещается солнечным светом из 18 окон, расположенных по трём сторонам. В вечернее и ночное время используются четыре круглые массивные люстры из бронзы, покрытые патиной, созданные по образцу новгородских круговых хоросов XV—XVI вв. (хорос — поликандило, т.е. центральная люстра храма, каждый ярус которого сделан в форме обода колеса).

Тайник

Тайник — это вытянутая комната с оконцем напротив тронного места, откуда представительницы царской семьи могли следила за ходом празднеств и церемониальными мероприятиями. В окне была вделана занавешенная смотрильная решётка. Эти ухищрения были нужны потому, что в то время женщины не имели права присутствовать на подобных встречах открыто.

В пожаре 1737 г. комната сгорела, её реконструировали только к коронации Елизаветы Петровны. В 80-х гг. XIX века в тайник переместили элементы отделки из главного зала: бархатные ткани для обивки стен, светильники в форме двуглавых орлов. В начале XXI века помещение вновь отреставрировали: были сделаны подоконные матово-белые доски из мрамора, обновлены росписи.

Подклет

Подклет — нижний этаж Грановитой палаты — складывается из нескольких помещений, перекрытых сводами; эти помещения образованы одной анфиладной и двумя поперечными стенами. Восточное перекрестие стен является опорой для столпа палаты. Подклет в основном сохранил изначальную архитектуру. В нём находились кладовые и печь, отапливающая Грановитую палату.

Грановитая палата

Главный зал Грановитой палаты

Режим работы Грановитой палаты

Осмотр Грановитой палаты зачастую входит в программу обзора достопримечательностей территории Кремля и, в частности, архитектурного ансамбля Соборной площади. Купить входной билет можно в кассе в Александровском саду или приобрести ваучер онлайн. Записавшись на экскурсию в туристическом агентстве, нужно заранее уточнить у сотрудников компании, где и в какое время будет собираться группа.

С середины мая и до конца сентября экскурсии по Соборной площади проводят с 09:00 до 18:00. С первого октября и до середины мая — с 10:00 до 17:00. Во избежание опоздания к началу экскурсии сотрудники музея-заповедника «Музеи Московского Кремля» рекомендуют учесть время, затрачиваемое на обмен ваучеров и проход. Для этого нужно прибыть к кассам Александровского сада за 20—30 минут до начала.

Грановитая палата

Как добраться

Грановитая палата находится на Соборной площади Московского Кремля, вход на которую пролегает через Кутафью башню (адрес: Манежная ул., дом 2/10с2). Но попасть внутрь можно только при наличии билета, а для этого необходимо обратиться в кассы музея в Александровском саду. Кассы расположены в здании Российской государственной библиотеки со стороны Сапожковской площади.

Для тех, кто предпочитает метро: ближайшие станции — «Библиотека имени Ленина», «Александровский сад» и «Боровицкая». От станции «Площадь Революции» время в пути пешком составит 15 минут. Также можно доехать на общественном транспорте. Помимо этого, сюда можно добраться на такси или собственном автомобиле. Рядом находятся парковочные места с почасовой оплатой.

Московский Кремль

Грановитая палата – один из самых красивых и интересных памятников архитектуры в Московском Кремле. В залах палаты с конца XV века проводили торжественные обеды, заседания и церемонии венчания на царство. Главный фасад Грановитой палаты выходит на Соборную площадь, дополняя архитектурный ансамбль необычной отделкой из белокаменных блоков, отёсанных на четыре грани. Внутренние стены и своды палаты украшены расписными фресками, у каждой из которой есть свой сюжет. В наши дни Грановитая палата служит как представительский зал при Резиденции Президента Российской Федерации. В палате проходят встречи глав государств, церемонии награждения и другие важнейшие государственные события.

История достопримечательности

Во второй половине XV столетия, когда все княжества объединились вокруг Москвы, великий князь Иван III решил возвести рядом с дворцом парадный тронный зал для торжественных приёмов. Строительство Грановитой палаты началось в 1487 году. Мастер из Италии Марко Руффо заложил фундамент здания и занялся кирпичной кладкой. Спустя четыре года постройка была полностью закончена ломбардским архитектором Пьетро Антонио Солари. Грановитую палату возвели на месте гридницы – большого помещения, в котором в древности располагались дружинники, гостившие в великокняжеском дворце. В середине XIX века был построен Большой Кремлёвский дворец, и Грановитая палата вошла в обновлённый комплекс дворцовых зданий. Через Святые сени помещения палаты присоединили к Владимирскому залу Московского Кремля. С момента создания палату неоднократно перестраивали. В 1840 году Николай I повелел сделать в Грановитой палате ещё один проход в Святые сени. Позже русские зодчие переделали кровлю палаты, заменив стропилы из дерева на металлические. В 1846 году купец Фёдор Челноков финансировал  строительные работы по изменению верхней части постройки.

В период с XVI века до конца XIX века Грановитая палата служила для проведения собраний Боярской думы, Земских соборов, торжественных пиров и празднеств в честь важнейших событий в истории российского государства. Грановитая палата была практически полностью разрушена во время Троицкого пожара в 1737 году. Сгорела кровля здания, от пола в сенях и оконных рам остался лишь пепел, и серьезно пострадала уникальная белокаменная резьба. Когда в 1753 году начались работы по строительству нового Кремлёвского дворца, итальянский архитектор Бартоломео Франческо Растрелли предусмотрел в своём проекте восстановление Красного крыльца, сохранив подлинный рисунок и рельеф из белого камня. По Красному крыльцу русские правители проходили в Успенский собор на церемонию коронации. Последний раз это произошло в 1896 году, когда венчали на царство Николая II. В 1882 году к коронации Александра III была проведена реконструкция Грановитой палаты под руководством археолога и историка искусств Георгия Филимонова. Каждый этап работ контролировал Николай Шохин. В ходе реставрации были уничтожены практически все новшества в архитектуре палаты, созданные в XVIII-XIX веках: обивка стен, барочные наличники, стеновые панели и прочие элементы декора. Интерьер стал богаче – появились бронзовые люстры и бра, напоминающие старинные новгородские паникадилы. В тот период палехские иконописцы восстановили расписные фрески на стенах и сводах Грановитой палаты.

После революции 1917 года Грановитой палатой и комплексом зданий Большого Кремлёвского дворца завладела комендатура Кремля, и с тех пор там проходили протокольные мероприятия. В середине 30-х годов прошлого столетия Красное крыльцо было разрушено, а вместо него рядом с южным фасадом палаты построили двухэтажную столовую для членов съездов Коммунистической партии и заседаний Верховного совета СССР, переделав портал Святых сеней в окно. Власти города снесли столовую в 1992-1994 годах, а позже заново отстроили Красное крыльцо по архивным документам и фотографиям, повторив архитектурный облик сооружения середины XVIII столетия. В 2012 году во время реставрации были укреплены фундамент здания палаты и несущие стены, полностью заменены кровля и освещение. Специалисты под руководством реставратора Андрея Михайленко воссоздали старинный паркет, используя 16 разных видов древесных пород и обновили росписи 1881 года благодаря сохранившимся описаниям Симона Ушакова. Одновременно с масштабной реконструкцией в палате начались археологические раскопки, в результате которых были найдены более 2,5 тысяч старинных предметов и драгоценностей.

Архитектура Грановитой палаты

Грановитая палата

Здание имеет два полноценных этажа и один высокий цокольный – одностолпная палата, в которой располагается тайник. На втором этаже находится огромный тронный зал высотой девять метров, перекрытый четырьмя крестовыми сводами, а на первом – подклет. Нижний этаж состоит из помещений служебных помещений, в прошлые века там располагались печи.

С западной стороны к цокольному этажу здания примыкают парадные Святые сени, построенные в 1830-1840 годах. Святые сени – большое парадное помещение, расположенное перед входом в Грановитую палату. Оформление нового портала в точности совпадает с декором древнего проёма. Оба портала, украшенные геральдическими изображениями льва и дракона,  существуют и сегодня. На стенах Святых сеней можно увидеть художественную роспись, созданную в 1847 году русским живописцем Фёдором Завьяловым. Панно с изображениями сюжетов из Библии и разных исторических событий написали в 1882 году палехские иконописцы, которые занимались украшением тронного зала.

Старинные обычаи запрещали женщинам, несмотря на царское происхождение, присутствовать на торжественных церемониях в Грановитой палате, поэтому для царицы и приближённых к ней людей напротив тронного места был оборудован тайник. Из небольшого помещения продолговатой формы через окошко, завешанное шторкой, они могли наблюдать за происходящим в тронном зале. По сохранившимся описания интерьера тайник был украшен не менее богато, чем другие помещения Грановитой палаты, красным сукном, золотыми и серебряными элементами, шёлком и другими предметами роскоши. Во время пожара 1737 года тайник полностью сгорел. Спустя несколько лет в помещении провели ремонт, подготовив тайник к коронации Елизаветы Петровны. В конце XIX столетия в особенную комнату перенесли предметы декора, демонтированные в 40-е годы во время восстановления росписей. Во время реставрации в 2011 году специалисты восстановили покрытие стен в тайнике, а также роспись и подоконники из мрамора. Сегодня вход в тайник находится со стороны Владимирского зала.

Рядом с Грановитой палатой была построена Средняя золотая палата, перед которой находилось высокое Верхнее крыльцо и Передние переходы, не сохранившиеся до нашего времени. С Соборной площади на верхнее крыльцо вели три лестницы. С южной стороны находится уличная лестница из камня – Красное крыльцо, служившее для торжественных выходов царя.  Лестница состоит из трех маршей, в которых всего 43 ступени. С Красного крыльца русские цари кланялись народу после венчания на царство в Успенском соборе.

Интересно! В 2004 году на восстановленном в 90-е годы крыльце президент российской Федерации Владимир Путин принимал парад в честь своей инаугурации.

До того как крыльцо разобрали в 30-е годы XX века, лестница выглядела иначе. Ступени из белого камня защищало от повреждений железное покрытие, на каждой площадке между маршами была установлена каменная скульптура льва, украшенная позолотой. Лестницу сверху покрывала медная крыша в форме шатров, увенчанных фигурами орлов. Кровля была полностью уничтожена во время пожара в конце XVII столетия, и с тех пор никогда не восстанавливалась. Красное крыльцо трижды за всю историю Грановитой палаты разбивали и возводили заново. К верхней площадке лестницы выходит резной белокаменный портал, ведущий в сени. В прошлые века на Красном крыльце постоянно находились караульные, охранявшие вход во дворец со стороны Соборной площади. Под каменной лестницей располагались служебные помещения. Сегодня над боковыми фронтонами Красного крыльца можно увидеть двух двуглавых орлов, а на пролетах перил – символичные скульптуры каменных львов.

Грановитая палата

Средняя лестница, в конце XVII века переименованная в Золотую решетку, позволяет попасть в сени Средней золотой палаты. Здесь поднимались в палату только послы иностранных государств, в которых исповедовали другие религии помимо христианства. Паперть Благовещенского собора служила входом в великокняжеский дворец с Соборной площади. Между лестницами Грановитой и Средней золотой палат до XVIII века находились Красные ворота, через которые гости попадали с внутреннего двора дворца на площадь. Из архивных документов и фотографий известно, что до 1681 года за Средней золотой палатой, разрушенной в середине XVIII столетия, находилась Столовая брусяная изба. Палата имеет форму куба с перекрытиями в виде четырёх крестовых сводов с опорами на стены и столб в центре здания. Этот тип залов очень часто встречается в построенных в XV-XVI столетиях гражданских постройках. На главном восточном фасаде закреплена необычная облицовка из белого камня. Подобная обработка блоков, названная «бриллиантовым рустом», часто встречается  в итальянской архитектуре эпохи Возрождения.

Боковые фасады здания Грановитой палаты отличались гладкой поверхностью. Из архивных фотографий известно, что стены были окрашены с выделением кирпичей, а крыша Грановитой палаты состояла из возвышающихся четырёх скатов с позолоченным покрытием. Проём центрального входа имел обрамление из плоских пилястр с резным растительным орнаментом и образами животного мира геральдики. Архитекторы акцентировали внимание на фигуре двуглавого орла – государственном гербе России с древнейших времён. Сегодня Грановитая палата выглядит иначе. В XIX столетии здание было отреставрировано, крыша стала ниже и теперь состоит из трёх скатов. Проёмы окон изначально были оформлены как соединённые между собой арки стрельчатой формы. Арочки разделены выступающим блоком – импостом и заключены в обрамление прямоугольной формы. Окна Грановитой палаты в древности напоминали те, что были установлены в итальянских городских дворцах-особняках XIII-XVI веков. Всего в здании 18 окон, расположенных по трём сторонам постройки. Современный вид окон с резными деревянными наличниками в стиле «барокко» появился в конце XVII столетия. Благодаря объемному главного фасаду и богатому декору Грановитая палата стала неотъемлемой частью архитектуры Соборной площади в Москве.

Удивительная роспись в Грановитой палате

Грановитая палата

В XVI веке внутренние стены и своды палаты были украшены художественной росписью. К середине XVII столетия фрески частично выцвели и потрескались, и в 1668 году Симон Ушаков по просьбе царя Алексея Михайловича обновил живопись, а кроме того – записал в подробностях сюжеты изображений и расшифровал надписи. В период правления Петра Великого роспись была полностью уничтожена, своды выбелены, а стены закрыты малиновым бархатом с вышивкой в виде золотых двуглавых орлов. Таким интерьер палаты сохранился до 1881 года. Фрески, которые сегодня возможно увидеть в Грановитой палате, были восстановлены по сохранившимся описям Симона Ушакова иконописцами братьями Белоусовыми, приехавшими из села Палех Владимирской губернии. Роспись в интерьере Грановитой палаты создана по сюжетам, заимствованным из Библии и Хронографов – памятников древнерусской литературы второй половины XV века, в которых упорядочены даты исторических событий. На своде и откосах свода Грановитой палаты изображены персонажи мифов о сотворении мира. Изначально центральный столп и обрамление порталов украшали позолоченная резьба из белого камня и художественная роспись. В центре композиции находились дельфины, а на фризе – российский герб и королевские звери. На южной стене есть углубления в форме полумесяцев, ограниченные арками и карнизами. Внутри можно увидеть сюжеты из Ветхого Завета и несколько интересных композиций Соломона, сцену из Венчания Владимира Мономаха на царство и фигуру Царя всея Руси и великого князя Московского Фёдора Ивановича. В откосах оконных проемов изображены образы четырёх представителей княжеского рода Рюриковичей.

Грановитая палата

В 1684 году Грановитую палату отремонтировали под руководством Осипа Старцева. Арочные оконные проемы отреставрировали, а окна заменили на те, что сохранились до настоящего времени. Арки украсили деревянными наличниками с резным растительным орнаментом. Над Святыми Сенями были построены Верхние сени, в которых пришлось сделать дополнительно семь окон с двух сторон здания. Над карнизом Грановитой палаты в то время появилась нарядная балюстрада из дерева, а напротив входа из сеней в палату был сооружен новый портал с резными колонками и фронтоном, украшенный в верхней части двуглавым орлом. Обновленный декор придал интерьеру пышность и величие. В 1967-1968 годах году в палате провели очередную масштабную реставрацию, восстановив удивительно красивый резной портал из белого камня в западной стене здания и декоративный рельеф центрального столпа. В то же время обновили росписи на стенах и сводах палаты, замаскировали дефекты в отделке и почистили позолоченные элементы интерьера.

Интересные факты

  1. Грановитая палата – это самая древняя из сохранившихся до наших дней гражданская постройка в Москве и старейшее здание в комплексе Большого Кремлёвского дворца.
  2. Площадь Грановитой Палаты – 495 квадратных метров. Более 200 лет Грановитая палата была самым большим залом, построенным русскими зодчими.
  3. Название палаты при Московском Кремле связано с архитектурой главного восточного фасада, занимающем важное место в облике Соборной площади. Облицовку стены составляют блоки из белого камня, каждый из которых отёсан на четыре грани. Подобная отделка называется «бриллиантовым рустом» и характерна для итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Яркий пример этого стиля – Алмазный дворец в Ферраре.
  4. Правителей короновали в Успенском соборе в Москве вплоть до конца XIX столетия, несмотря на то, что в 1712-1714 годах столица России была перенесена в Санкт-Петербург. В честь коронации в Грановитой палате проходили роскошные пиры, а тронный зал старались сделать красивым и торжественным. Весной 1730 года специально для венчания на царство императрицы Анны Иоановны из Казённого приказа в палату перевезли почти полмиллиона ценных предметов, а перед коронацией Екатерины Второй стены палаты декорировали шпалерами и росписью.
  5. С 90-х годов прошлого века на нижнем этаже Грановитой палаты в подклете располагается кремлёвская резиденция Московского Патриарха – главного духовного лица Русской православной церкви.

Как добраться

Грановитая палата находится на территории Московского Кремля. Чтобы осмотреть здание снаружи, необходимо доехать до станции метро «Библиотека имени Ленина», а затем купить входной билет в кассе, расположенной в Александровском саду. Записавшись на экскурсию в туристическом агентстве, нужно заранее уточнить у сотрудников компании, где и в какое время будет собираться группа.

Грановитая палата в составе архитектурного ансамбля Московского Кремля издавна имела большую ценность для российского государства. Тронный зал, в котором короновали Великих русских князей и царей был построен на рубеже XV-XVI веков Иваном III. В Грановитой палате проводили торжественные приёмы и отмечали значимые события в истории государства. Над проектом старинной постройки работали выдающиеся итальянские архитекторы. Строгое и лаконичное снаружи здание с отделанным в бриллиантовой технике фасадом отличается ярким и необычным интерьером. Библейские и космические сюжеты на высоких стенах и сводах можно разглядывать часами, обнаруживая новые интересные детали. В ходе последней реставрации интерьер Грановитой палаты стал таким, каким он был на протяжении XVII века. Сегодня в Грановитой палате, как и в древние времена, проходят торжественные мероприятия государственного значения, поэтому залы резиденции президента недоступны для свободного посещения. Несмотря на строгие ограничения, попасть в Грановитую палату возможно во время групповой экскурсии. Прогулку по Большому Кремлевскому дворцу организуют столичные туристические агентства. Москвичам и гостям города предстоит записаться заранее, чтобы пройти увлекательный маршрут по парадным залам Большого Кремлёвского дворца, побывать в здании Теремного дворца и в одной из самых древних каменных гражданских построек столицы – Грановитой палате.

Грановитую палату построили по приказу Ивана III в 1487-1508 годах. Это самая древняя сохранившаяся гражданская постройка в Москве.

Путеводитель по архитектурным стилям

Для строительства здания пригласили не только русских зодчих, но и итальянских архитекторов — Алевиза Фрязина, Марко Фрязина, Пьетро Антонио Солари. Грановитой палату назвали из-за облицовки фасада граненым камнем. Такая обработка была характерна для итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Ее называли также «бриллиантовым рустом». Поэтому по стилю Грановитая палата похожа на итальянское палаццо.

Внутри здания огромный зал площадью 495 м2. Долгое время это был самый большой парадный зал Москвы. Интерьеры украшает резьба и позолота. Причем убранство Грановитой палаты несколько раз менялось: сначала были росписи на библейские темы, затем алое сукно, а потом иконопись.

Снаружи вход в Грановитую палату запирает Золотая решетка. По легенде, ее отлили из медных денег, изъятых из обращения после Медного бунта. На самом деле решетка железная, но расписана красками и позолочена.

Также к палате примыкают сени с «тайником». Там царица и ее приближенные, которым было запрещено присутствовать на приемах, могли наблюдать за происходящим.

Красное крыльцо Грановитой палаты, фото 2015 года

С Красного крыльца Грановитой палаты русские цари кланялись земным поклоном народу после коронации в Успенском соборе.

А в 1682 году разъяренная толпа требовала сюда царицу Наталью Нарышкину и ее детей Петра и Ивана для расправы над неугодными боярами.

В Советское время Красное крыльцо Грановитой палаты разобрали. На его месте появилась Депутатская столовая Верховного совета. А в 2004 году на восстановленном крыльце, следуя древним традициям, Президент РФ Владимир Путин принимал парад по случаю своей инаугурации.

Грановитая палата, фото 2015 года

Над боковыми фронтонами Красного крыльца установлены 2 двуглавых орла, а на пролетах перил — львы. К крыльцу ведет Красная лестница в 43 ступени.

Льва называют «Царем зверей». Во многих верованиях это символ высшей божественной силы, власти, величия и мощи. С образом льва связывают храбрость, доблесть, благородство, гордость, справедливость. А львица является символом материнства и воплощением сладострастия. Поэтому в архитектуре часто используют львов в роли стража. Это, например, львиные статуи, «охраняющие» вход. А в Россию львы «пришли» из Италии.

В 1990-е помещения в подклете Грановитой палаты передали Московской патриархии, и сейчас там кремлевская Резиденция Патриарха Московского и всея Руси.

Кремль: мини-путеводитель по территории

Грановитая палата на фотографиях разных лет:

А вы можете что-то добавить к истории Грановитой палаты?

Достопримечательность
Грановитая палата
Granovitaya palata 01.JPG
Красное крыльцо, 2008 год
55°45′02″ с. ш. 37°37′00″ в. д.HGЯO
Страна  Россия
Город Москва, Московский Кремль
Тип здания палаты
Архитектор Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари
Строительство 1487—1491 годы
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771510302110366 (ЕГРОКН). Объект № 7710353029 (БД Викигида)
Commons-logo.svg Грановитая палата на Викискладе

Гранови́тая пала́та — памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из старейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487—1491 годах по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Постройка использовалась для проведения торжественных обедов, заседаний и церемониальных приёмов при венчании на царство[1][2].

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 XV—XVII века
    • 1.2 XVIII—XIX века
    • 1.3 XX—XXI века
  • 2 Архитектура
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Литература

История[править | править код]

XV—XVII века[править | править код]

Грановитая палата была заложена в 1487 году на месте древней гридницы архитектором Марко Руффо для торжественных приёмов в великокняжеском дворце Ивана III. Строительство закончил в 1491-м Пьетро Антонио Солари. Название постройка получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, например Алмазного дворцаruen в Ферраре[1][3].

Рядом с Грановитой палатой была выстроена Средняя золотая палата. Перед ней возвышалось Верхнее крыльцо (Передние переходы), на которое с Соборной площади вели три лестницы:

  • Красное крыльцо — у стены Грановитой палаты, служило для торжественных выходов царя.
  • Средняя лестница (с конца XVII века — Золотая лестница или Золотая решётка) — вела в сени Средней золотой палаты, через неё во дворец попадали послы нехристианских государств.
  • Паперть Благовещенского собора — служила входом во дворец с Соборной площади[1].

Между лестницами Грановитой и Средней золотой палат находились Красные ворота, которые вели с внутреннего двора дворца на площадь. За Средней золотой палатой стояла Столовая брусяная изба, сломанная в 1681 году. К югу от неё возвышалась Набережная палата, просуществовавшая, как и Средняя золотая, до 1753-го[4].

С XVI века в Грановитой палате проходили заседания Боярской думы, Земские соборы, торжественные пиры, празднества в честь покорения Казани в 1552 году, победы под Полтавой в 1709-м, заключения Ништадтского мира со Швецией в 1721-м. В 1653 году в ней состоялся последний Земский собор, после которого Украина вошла в состав Московского государства[3][5].

В 1684 году в Грановитой палате проводились ремонтные работы, которыми руководил Осип Старцев: арочные окна были растёсаны и заменены существующими проёмами, наличники украсили растительным орнаментом, над Святыми сенями устроили Верхние сени. Для их освещения прорубили дополнительные окна: три на южном фасаде и четыре — на западном. Над карнизом палаты создали деревянную балюстраду, дверной проём в южной части фасада переделали в окно, а напротив входа из сеней в Грановитую палату устроили новый портал. Для него создали обрамление из резных колонок и фронтона, над которым находился двуглавый орёл[6][7].

XVIII—XIX века[править | править код]

Император на Красном крыльце, XIX век

Коронования в Успенском соборе происходили вплоть до конца XIX столетия, несмотря на перенос столицы в Санкт-Петербург в начале XVIII века. Во время торжеств в Грановитой палате устраивали пиры, а тронный зал украшали дополнительным декором. В апреле 1730 года к коронации императрицы Анны Иоанновны из Казённого приказа в палату было передано более пятисот драгоценных вещей. К венчанию на царствование Екатерины II стены украсили шпалерами, расписали пространство над окнами, побелили своды[8][9].

Грановитая палата пострадала в Троицком пожаре 1737 года: сгорели кровля, пол в сенях, рамы в окнах, повредилась белокаменная резьба[10]. В 1753-м при строительстве нового Кремлёвского дворца по проекту архитектора Бартоломео Франческо Растрелли было переделано Красное крыльцо с сохранением прежнего рисунка и каменной резьбы[11].

При строительстве в 1838—1849 годах Большого Кремлёвского дворца Грановитая палата была включена в новый комплекс дворцовых зданий и через Святые сени её соединили с Владимирским залом[12]. В 1840-м по указу Николая I пробили второй портал в Святые сени. Обрамление нового проёма точно повторяло декор древнего портала. В эти же годы обновили кровлю палаты, положив её по металлическим стропильным конструкциям. В 1846 году купцом Фёдором Челноковым была почти полностью перестроена венчающая часть здания[13].

В 1882 году к коронации Александра III провели реставрацию. Руководил работами археолог и историк искусства Георгий Филимонов, архитектурные работы велись под надзором Николая Шохина. В результате ремонта демонтировали почти все нововведения XVIII—XIX веков: обивку стен, барочные украшения окон, стеновые панели. Для освещения палаты создали бронзовые люстры и бра в виде паникадил в стиле новгородских светильников XV века. Артель живописцев из села Палех Владимирской губернии восстановила росписи стен и сводов палаты[14][15].

XX—XXI века[править | править код]

Парадный фасад. Вид с Соборной площади, 2008 год

После революции 1917 года палата в составе комплекса Большого Кремлёвского дворца перешла в ведение комендатуры Кремля и её стали использовать для проведения протокольных мероприятий[16].

В 1934 году было разобрано Красное крыльцо и на его месте, вплотную к южному фасаду палаты, построили двухэтажную столовую для членов съездов Коммунистической партии и заседаний Верховного совета СССР. В 1992—1994 годах Красное крыльцо возвели заново в облике середины XVIII века, а столовую демонтировали[17].

В результате реставрационных работ 1967—1968 годов восстановили резной белокаменный портал в западной стене палаты и рельефный декор центрального столпа. В этот же период обновили росписи, устранили трещины и проломы в кладке и штукатурке, заново выполнили позолоту на стенах, порталах и столпе[18][16].

В 2011—2012 годах усилили фундамент, стяжки, несущие стены, полностью заменили кровлю, обновили люстры, воссоздали паркет и ковры, отреставрировали фрески 1881-го. Параллельно велись археологические раскопки, в ходе которых обнаружили около трёх тысяч предметов[19][20][21].

По состоянию на 2018 год Грановитая палата входит в комплекс Большого Кремлёвского дворца, который является правительственной резиденцией президента. В нём проходят встречи глав государств, церемонии награждения и другие государственные события. В подклете палаты оборудована резиденция патриарха[22][23].

Архитектура[править | править код]

Часы, вероятно, подаренные Ивану Грозному — стояли в Грановитой палате во время приёмов, 2010 год

Здание палаты двухэтажное: верхний этаж занимает квадратный тронный зал площадью 495 м², перекрытый четырьмя крестовыми сводами, опирающимися на центральный столп, нижний — подклет. С запада к залу примыкает помещение Святых сеней[1][24].

Вход в Грановитую палату со стороны Соборной площади называется Красным крыльцом и является новоделом XX века, построенным на историческом месте. Над его боковыми фронтонами установлены два двуглавых орла, а на пролётах перил — каменные львы[1][3]. К северному фасаду присоединена небольшая пристройка, в которой находится лестница[24].

Росписи

В XVI веке стены и своды в интерьере палаты были расписаны фресками. В 1668 году роспись возобновил Симон Ушаков, составлявший подробную опись сюжетов и расшифровку надписей в 1672-м по указанию царя Алексея Михайловича. При Петре I стенопись была уничтожена, своды выбелены, а стены затянуты малиновым бархатом с вышитыми золотыми двуглавыми орлами. В таком виде палата сохранилась до 1881 года, когда её роспись возобновили палехские иконописцы братья Белоусовы в соответствии с описью Симона Ушакова[25].

Портал главного хода обрамлён плоскими пилястрами с растительной резьбой и завершён образами геральдических животных. Центральной фигурой композиции является изображение двуглавого орла — старейшее в Грановитой палате и одно из древнейших в Кремле[26].

Источником сюжета для росписи Грановитой палаты послужили Библия и Хронографы. На своде и откосах свода находятся космогонические композиции[27]. Первоначально столп и порталы были украшены золочёной белокаменной резьбой с росписью и позолотой. В центре столпа помещены дельфины, на фризовой ленте — российский герб и изображения животных[25].

В люнетах южной стены помещены сюжеты из Ветхого Завета и три композиции: Соломон, сцена из «Венчания Владимира Мономаха на царство», изображение Фёдора Ивановича. В откосах оконных проёмов — образы двадцати четырёх представителей княжеского рода Рюриковичей[28].

Cени

Святые сени представляют собой большое парадное помещение, расположенное перед входом в Грановитую палату. Они были возведены в 1830—1840-х годах, во время строительства Большого Кремлёвского дворца. До настоящего времени сохранились два портала, украшенные геральдическими изображениями льва и дракона. Два других были утрачены в 1840-х годах[[29]. Украшающие стены живописные панно написаны в 1846—1847 годах художником Фёдором Завьяловым. Росписи на библейские и исторические сюжеты создали в 1882-м братья Белоусовы[30].

Тайник

Тайник — это вытянутое помещение с окном напротив тронного места, откуда царица наблюдала за церемониями. В окне была вставлена смотрильная решётка, которая завешивалась занавеской[31]. Сохранилось описание тайника 1730-х годов:

…стены и потолок обито желтою камкою, а дверь сукном красным, образ Софии Премудрости, оклад и венцы серебреные, в окошках окончины стекляные, у потойного окна подзор и полы парча китайская золото с серебром и с разными шелки, обложено позументом золотным в два ряда, у полу два шнура шелковые, две подушки с полами желтой камки, под подушками на окне обито красным сукном[31].

В пожаре 1737 года помещение сгорело, его восстановили к коронации Елизаветы Петровны, состоявшейся в 1742-м. В 1882 году в тайник переместили элементы отделки палаты 1840-х годов, снятые при возобновлении росписей: обивку стен, люстры и бра в виде двуглавых орлов[31]. В 2010—2011 годах отреставрировали стены, сводчатый потолок и обновили живопись, вновь были сделаны подоконные мраморные доски[32].

Красное крыльцо

Красное крыльцо — открытая каменная лестница, ведущая с Соборной площади к главному проходу в Грановитую палату. Она примыкает к южному фасаду и имеет три марша. К верхней площадке лестницы обращён резной белокаменный портал, через который можно попасть в сени[33].

В XVII веке на Красном крыльце размещался постоянный караул, охранявший вход во дворец с Соборной площади. Под сводами лестницы находились помещения для служащих. Она состояла из 32 ступеней из белого камня, покрытых железными плитами. На лестнице были устроены три отдыха, на каждой площадке стояла каменная позолоченная фигура льва, по левой стороне находились каменные перила. Лестницу покрывала медная кровля в виде шатров, которые завершались фигурами орлов. Во время пожара 1696 года она сгорела и больше не восстанавливалась. Во время царствования Фёдора Иоанновича лестница называлась Золотой, в XVII веке её она также упоминается Большой и Красной[33].

В 1753 году при возведении нового дворца белокаменную аркаду на верхней площадке перед Святыми сенями разобрали. Лестницу же и арки сложили заново в прежних формах. Ещё раз крыльцо демонтировали в 1841-м, затем вновь восстановили. Каменными работами руководил Михей Иванов, фигуры львов выполнил художник и скульптор Сантино Кампиони. Затем их расписал Антон Ланджеротти[33].

После сноса крыльца в 1930-х его восстанавливали в 1992—1994 годах под руководством архитектора Никиты Мухина. Для реконструкции использовались чертежи, сделанные при сносе, модель палаты из Музея архитектуры[17].

Подклет

Подклет — нижний этаж Грановитой палаты — состоит из нескольких помещений, перекрытых сводами. Все комнаты пространства использовались как служебные и не имели нарядной декоративной отделки. В нём кладовые и печь, отапливающая Грановитую палату[34].

См. также[править | править код]

  • Владычная палата

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 Искусство и история, 2006.
  2. Грановитая палата, 2013, с. 21.
  3. 1 2 3 Юдаков, 2010, с. 130.
  4. Вьюева, 2003, с. 5—7.
  5. Грановитая палата, 2013, с. 77.
  6. Вьюева, 2003, с. 11.
  7. Грановитая палата, 2013, с. 88—90.
  8. Грановитая палата, 2013, с. 66.
  9. Грановитая палата, 2013, с. 106.
  10. Вьюева, 2003, с. 46.
  11. Грановитая палата, 2013, с. 94.
  12. Грановитая палата, 2013, с. 77.
  13. Грановитая палата, 2013, с. 106—109.
  14. Грановитая палата, 2013, с. 47.
  15. Грановитая палата, 2013, с. 109—110.
  16. 1 2 Грановитая палата, 2013, с. 94—95.
  17. 1 2 Грановитая палата, 2013, с. 95.
  18. Вьюева, 2003, с. 47.
  19. Обновленная Грановитая палата Московского Кремля вновь открыта для публики. Россия К (21 июня 2012). Дата обращения 11 ноября 2018.
  20. Обновленная Грановитая палата Московского Кремля вновь открыта для публики. РИА Новости (21 июня 2012). Дата обращения 11 ноября 2018.
  21. Грановитая палата, 2013, с. 181—190.
  22. Юдаков, 2010, с. 133.
  23. Грановитая палата, 2013, с. 72.
  24. 1 2 Грановитая палата, 2013, с. 78.
  25. 1 2 Вьюева, 2003, с. 15—30.
  26. Грановитая палата, 2013, с. 100.
  27. Грановитая палата, 2013, с. 113—114.
  28. Вьюева, 2003, с. 32—41.
  29. Грановитая палата, 2013, с. 124—135.
  30. Грановитая палата, 2013, с. 187.
  31. 1 2 3 Грановитая палата, 2013, с. 142—150.
  32. Грановитая палата, 2013, с. 204.
  33. 1 2 3 Грановитая палата, 2013, с. 150—160.
  34. Грановитая палата, 2013, с. 160—165.

Литература[править | править код]

  • Вьюева Н. Грановитая палата. — М.: Худож. и кн., 2003. — 47 с.
  • Грановитая палата Московского Кремля. — СПб.: Арт Деко, 2013. — 256 с.
  • Грановитая палата // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. — М.: АСТ Транзиткнига, 2005. — 86 с. — ISBN 5-9578-2773-8.
  • Искусство и история. Москва. — Casa Editrice Bonechi, 2006. — 128 с.
  • Московский Кремль. Красная площадь: монастыри, соборы, церкви, башни, иконы, история: путеводитель / под ред. И. Юдакова. — М.: Национальное географическое общество, 2010. — 206 с.
  • Насибова А. Грановитая палата Московского Кремля: Альбом. — СПб.: Аврора, 1978. — 86 с.

Грановитая палата – один из самых красивых и интересных памятников архитектуры в Московском Кремле. В залах палаты с конца XV века проводили торжественные обеды, заседания и церемонии венчания на царство. Главный фасад Грановитой палаты выходит на Соборную площадь, дополняя архитектурный ансамбль необычной отделкой из белокаменных блоков, отёсанных на четыре грани. Внутренние стены и своды палаты украшены расписными фресками, у каждой из которой есть свой сюжет. В наши дни Грановитая палата служит как представительский зал при Резиденции Президента Российской Федерации. В палате проходят встречи глав государств, церемонии награждения и другие важнейшие государственные события.

История достопримечательности

Во второй половине XV столетия, когда все княжества объединились вокруг Москвы, великий князь Иван III решил возвести рядом с дворцом парадный тронный зал для торжественных приёмов. Строительство Грановитой палаты началось в 1487 году. Мастер из Италии Марко Руффо заложил фундамент здания и занялся кирпичной кладкой. Спустя четыре года постройка была полностью закончена ломбардским архитектором Пьетро Антонио Солари. Грановитую палату возвели на месте гридницы – большого помещения, в котором в древности располагались дружинники, гостившие в великокняжеском дворце. В середине XIX века был построен Большой Кремлёвский дворец, и Грановитая палата вошла в обновлённый комплекс дворцовых зданий. Через Святые сени помещения палаты присоединили к Владимирскому залу Московского Кремля. С момента создания палату неоднократно перестраивали. В 1840 году Николай I повелел сделать в Грановитой палате ещё один проход в Святые сени. Позже русские зодчие переделали кровлю палаты, заменив стропилы из дерева на металлические. В 1846 году купец Фёдор Челноков финансировал  строительные работы по изменению верхней части постройки.

В период с XVI века до конца XIX века Грановитая палата служила для проведения собраний Боярской думы, Земских соборов, торжественных пиров и празднеств в честь важнейших событий в истории российского государства. Грановитая палата была практически полностью разрушена во время Троицкого пожара в 1737 году. Сгорела кровля здания, от пола в сенях и оконных рам остался лишь пепел, и серьезно пострадала уникальная белокаменная резьба. Когда в 1753 году начались работы по строительству нового Кремлёвского дворца, итальянский архитектор Бартоломео Франческо Растрелли предусмотрел в своём проекте восстановление Красного крыльца, сохранив подлинный рисунок и рельеф из белого камня. По Красному крыльцу русские правители проходили в Успенский собор на церемонию коронации. Последний раз это произошло в 1896 году, когда венчали на царство Николая II. В 1882 году к коронации Александра III была проведена реконструкция Грановитой палаты под руководством археолога и историка искусств Георгия Филимонова. Каждый этап работ контролировал Николай Шохин. В ходе реставрации были уничтожены практически все новшества в архитектуре палаты, созданные в XVIII-XIX веках: обивка стен, барочные наличники, стеновые панели и прочие элементы декора. Интерьер стал богаче – появились бронзовые люстры и бра, напоминающие старинные новгородские паникадилы. В тот период палехские иконописцы восстановили расписные фрески на стенах и сводах Грановитой палаты.

После революции 1917 года Грановитой палатой и комплексом зданий Большого Кремлёвского дворца завладела комендатура Кремля, и с тех пор там проходили протокольные мероприятия. В середине 30-х годов прошлого столетия Красное крыльцо было разрушено, а вместо него рядом с южным фасадом палаты построили двухэтажную столовую для членов съездов Коммунистической партии и заседаний Верховного совета СССР, переделав портал Святых сеней в окно. Власти города снесли столовую в 1992-1994 годах, а позже заново отстроили Красное крыльцо по архивным документам и фотографиям, повторив архитектурный облик сооружения середины XVIII столетия. В 2012 году во время реставрации были укреплены фундамент здания палаты и несущие стены, полностью заменены кровля и освещение. Специалисты под руководством реставратора Андрея Михайленко воссоздали старинный паркет, используя 16 разных видов древесных пород и обновили росписи 1881 года благодаря сохранившимся описаниям Симона Ушакова. Одновременно с масштабной реконструкцией в палате начались археологические раскопки, в результате которых были найдены более 2,5 тысяч старинных предметов и драгоценностей.

Архитектура Грановитой палаты

Грановитая палата

Здание имеет два полноценных этажа и один высокий цокольный – одностолпная палата, в которой располагается тайник. На втором этаже находится огромный тронный зал высотой девять метров, перекрытый четырьмя крестовыми сводами, а на первом – подклет. Нижний этаж состоит из помещений служебных помещений, в прошлые века там располагались печи.

С западной стороны к цокольному этажу здания примыкают парадные Святые сени, построенные в 1830-1840 годах. Святые сени – большое парадное помещение, расположенное перед входом в Грановитую палату. Оформление нового портала в точности совпадает с декором древнего проёма. Оба портала, украшенные геральдическими изображениями льва и дракона,  существуют и сегодня. На стенах Святых сеней можно увидеть художественную роспись, созданную в 1847 году русским живописцем Фёдором Завьяловым. Панно с изображениями сюжетов из Библии и разных исторических событий написали в 1882 году палехские иконописцы, которые занимались украшением тронного зала.

Старинные обычаи запрещали женщинам, несмотря на царское происхождение, присутствовать на торжественных церемониях в Грановитой палате, поэтому для царицы и приближённых к ней людей напротив тронного места был оборудован тайник. Из небольшого помещения продолговатой формы через окошко, завешанное шторкой, они могли наблюдать за происходящим в тронном зале. По сохранившимся описания интерьера тайник был украшен не менее богато, чем другие помещения Грановитой палаты, красным сукном, золотыми и серебряными элементами, шёлком и другими предметами роскоши. Во время пожара 1737 года тайник полностью сгорел. Спустя несколько лет в помещении провели ремонт, подготовив тайник к коронации Елизаветы Петровны. В конце XIX столетия в особенную комнату перенесли предметы декора, демонтированные в 40-е годы во время восстановления росписей. Во время реставрации в 2011 году специалисты восстановили покрытие стен в тайнике, а также роспись и подоконники из мрамора. Сегодня вход в тайник находится со стороны Владимирского зала.

Рядом с Грановитой палатой была построена Средняя золотая палата, перед которой находилось высокое Верхнее крыльцо и Передние переходы, не сохранившиеся до нашего времени. С Соборной площади на верхнее крыльцо вели три лестницы. С южной стороны находится уличная лестница из камня – Красное крыльцо, служившее для торжественных выходов царя.  Лестница состоит из трех маршей, в которых всего 43 ступени. С Красного крыльца русские цари кланялись народу после венчания на царство в Успенском соборе.

Интересно! В 2004 году на восстановленном в 90-е годы крыльце президент российской Федерации Владимир Путин принимал парад в честь своей инаугурации.

До того как крыльцо разобрали в 30-е годы XX века, лестница выглядела иначе. Ступени из белого камня защищало от повреждений железное покрытие, на каждой площадке между маршами была установлена каменная скульптура льва, украшенная позолотой. Лестницу сверху покрывала медная крыша в форме шатров, увенчанных фигурами орлов. Кровля была полностью уничтожена во время пожара в конце XVII столетия, и с тех пор никогда не восстанавливалась. Красное крыльцо трижды за всю историю Грановитой палаты разбивали и возводили заново. К верхней площадке лестницы выходит резной белокаменный портал, ведущий в сени. В прошлые века на Красном крыльце постоянно находились караульные, охранявшие вход во дворец со стороны Соборной площади. Под каменной лестницей располагались служебные помещения. Сегодня над боковыми фронтонами Красного крыльца можно увидеть двух двуглавых орлов, а на пролетах перил – символичные скульптуры каменных львов.

Грановитая палата

Средняя лестница, в конце XVII века переименованная в Золотую решетку, позволяет попасть в сени Средней золотой палаты. Здесь поднимались в палату только послы иностранных государств, в которых исповедовали другие религии помимо христианства. Паперть Благовещенского собора служила входом в великокняжеский дворец с Соборной площади. Между лестницами Грановитой и Средней золотой палат до XVIII века находились Красные ворота, через которые гости попадали с внутреннего двора дворца на площадь.

Из архивных документов и фотографий известно, что до 1681 года за Средней золотой палатой, разрушенной в середине XVIII столетия, находилась Столовая брусяная изба.

Палата имеет форму куба с перекрытиями в виде четырёх крестовых сводов с опорами на стены и столб в центре здания. Этот тип залов очень часто встречается в построенных в XV-XVI столетиях гражданских постройках. На главном восточном фасаде закреплена необычная облицовка из белого камня. Подобная обработка блоков, названная «бриллиантовым рустом», часто встречается  в итальянской архитектуре эпохи Возрождения.

Боковые фасады здания Грановитой палаты отличались гладкой поверхностью. Из архивных фотографий известно, что стены были окрашены с выделением кирпичей, а крыша Грановитой палаты состояла из возвышающихся четырёх скатов с позолоченным покрытием. Проём центрального входа имел обрамление из плоских пилястр с резным растительным орнаментом и образами животного мира геральдики. Архитекторы акцентировали внимание на фигуре двуглавого орла – государственном гербе России с древнейших времён. Сегодня Грановитая палата выглядит иначе. В XIX столетии здание было отреставрировано, крыша стала ниже и теперь состоит из трёх скатов. Проёмы окон изначально были оформлены как соединённые между собой арки стрельчатой формы. Арочки разделены выступающим блоком – импостом и заключены в обрамление прямоугольной формы. Окна Грановитой палаты в древности напоминали те, что были установлены в итальянских городских дворцах-особняках XIII-XVI веков. Всего в здании 18 окон, расположенных по трём сторонам постройки. Современный вид окон с резными деревянными наличниками в стиле «барокко» появился в конце XVII столетия. Благодаря объемному главного фасаду и богатому декору Грановитая палата стала неотъемлемой частью архитектуры Соборной площади в Москве.

Удивительная роспись в Грановитой палате

Грановитая палата

В XVI веке внутренние стены и своды палаты были украшены художественной росписью.

К середине XVII столетия фрески частично выцвели и потрескались, и в 1668 году Симон Ушаков по просьбе царя Алексея Михайловича обновил живопись, а кроме того – записал в подробностях сюжеты изображений и расшифровал надписи.

В период правления Петра Великого роспись была полностью уничтожена, своды выбелены, а стены закрыты малиновым бархатом с вышивкой в виде золотых двуглавых орлов. Таким интерьер палаты сохранился до 1881 года. Фрески, которые сегодня возможно увидеть в Грановитой палате, были восстановлены по сохранившимся описям Симона Ушакова иконописцами братьями Белоусовыми, приехавшими из села Палех Владимирской губернии. Роспись в интерьере Грановитой палаты создана по сюжетам, заимствованным из Библии и Хронографов – памятников древнерусской литературы второй половины XV века, в которых упорядочены даты исторических событий. На своде и откосах свода Грановитой палаты изображены персонажи мифов о сотворении мира. Изначально центральный столп и обрамление порталов украшали позолоченная резьба из белого камня и художественная роспись. В центре композиции находились дельфины, а на фризе – российский герб и королевские звери. На южной стене есть углубления в форме полумесяцев, ограниченные арками и карнизами. Внутри можно увидеть сюжеты из Ветхого Завета и несколько интересных композиций Соломона, сцену из Венчания Владимира Мономаха на царство и фигуру Царя всея Руси и великого князя Московского Фёдора Ивановича. В откосах оконных проемов изображены образы четырёх представителей княжеского рода Рюриковичей.

Грановитая палата

В 1684 году Грановитую палату отремонтировали под руководством Осипа Старцева. Арочные оконные проемы отреставрировали, а окна заменили на те, что сохранились до настоящего времени. Арки украсили деревянными наличниками с резным растительным орнаментом. Над Святыми Сенями были построены Верхние сени, в которых пришлось сделать дополнительно семь окон с двух сторон здания. Над карнизом Грановитой палаты в то время появилась нарядная балюстрада из дерева, а напротив входа из сеней в палату был сооружен новый портал с резными колонками и фронтоном, украшенный в верхней части двуглавым орлом. Обновленный декор придал интерьеру пышность и величие.

В 1967-1968 годах году в палате провели очередную масштабную реставрацию, восстановив удивительно красивый резной портал из белого камня в западной стене здания и декоративный рельеф центрального столпа. В то же время обновили росписи на стенах и сводах палаты, замаскировали дефекты в отделке и почистили позолоченные элементы интерьера.

Интересные факты

  1. Грановитая палата – это самая древняя из сохранившихся до наших дней гражданская постройка в Москве и старейшее здание в комплексе Большого Кремлёвского дворца.
  2. Площадь Грановитой Палаты – 495 квадратных метров. Более 200 лет Грановитая палата была самым большим залом, построенным русскими зодчими.
  3. Название палаты при Московском Кремле связано с архитектурой главного восточного фасада, занимающем важное место в облике Соборной площади. Облицовку стены составляют блоки из белого камня, каждый из которых отёсан на четыре грани. Подобная отделка называется «бриллиантовым рустом» и характерна для итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Яркий пример этого стиля – Алмазный дворец в Ферраре.
  4. Правителей короновали в Успенском соборе в Москве вплоть до конца XIX столетия, несмотря на то, что в 1712-1714 годах столица России была перенесена в Санкт-Петербург. В честь коронации в Грановитой палате проходили роскошные пиры, а тронный зал старались сделать красивым и торжественным. Весной 1730 года специально для венчания на царство императрицы Анны Иоановны из Казённого приказа в палату перевезли почти полмиллиона ценных предметов, а перед коронацией Екатерины Второй стены палаты декорировали шпалерами и росписью.
  5. С 90-х годов прошлого века на нижнем этаже Грановитой палаты в подклете располагается кремлёвская резиденция Московского Патриарха – главного духовного лица Русской православной церкви.

Как добраться

Грановитая палата находится на территории Московского Кремля. Чтобы осмотреть здание снаружи, необходимо доехать до станции метро «Библиотека имени Ленина», а затем купить входной билет в кассе, расположенной в Александровском саду. Записавшись на экскурсию в туристическом агентстве, нужно заранее уточнить у сотрудников компании, где и в какое время будет собираться группа.

Грановитая палата в составе архитектурного ансамбля Московского Кремля издавна имела большую ценность для российского государства. Тронный зал, в котором короновали Великих русских князей и царей был построен на рубеже XV-XVI веков Иваном III. В Грановитой палате проводили торжественные приёмы и отмечали значимые события в истории государства. Над проектом старинной постройки работали выдающиеся итальянские архитекторы. Строгое и лаконичное снаружи здание с отделанным в бриллиантовой технике фасадом отличается ярким и необычным интерьером. Библейские и космические сюжеты на высоких стенах и сводах можно разглядывать часами, обнаруживая новые интересные детали. В ходе последней реставрации интерьер Грановитой палаты стал таким, каким он был на протяжении XVII века. Сегодня в Грановитой палате, как и в древние времена, проходят торжественные мероприятия государственного значения, поэтому залы резиденции президента недоступны для свободного посещения. Несмотря на строгие ограничения, попасть в Грановитую палату возможно во время групповой экскурсии. Прогулку по Большому Кремлевскому дворцу организуют столичные туристические агентства. Москвичам и гостям города предстоит записаться заранее, чтобы пройти увлекательный маршрут по парадным залам Большого Кремлёвского дворца, побывать в здании Теремного дворца и в одной из самых древних каменных гражданских построек столицы – Грановитой палате.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хилак капли глазные инструкция по применению
  • Аквадетрим таблетки инструкция по применению взрослым при коронавирусе
  • Led телевизор hd ready витязь 32lh0202 инструкция
  • Монтаж термопанелей с клинкерной плиткой своими руками пошаговая инструкция
  • Led телевизор hd ready витязь 32lh0202 инструкция