Граждан будут принимать руководство района

1. Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

2. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

3. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

4. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

6. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

7. Отдельные категории граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, пользуются правом на личный прием в первоочередном порядке.

(часть 7 введена Федеральным законом от 03.11.2015 N 305-ФЗ)

Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», предложенный депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым и сенатором А.А. Клишасом, фактически создаёт в России новую систему местного самоуправления. Что это будет за система и насколько она в состоянии отвечать тем вызовам, которые сегодня стоят перед муниципальной властью – вопросы далеко не праздные и не риторические.

Если говорить об определении местного самоуправления, которое указывается в тексте законопроекта, о его ликвидации как такового, про что взахлёб писали и пишут отдельные комментаторы – речи всё-таки не идёт. Напротив, говорится о том, что местное самоуправление – признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации форма самоорганизации граждан в целях самостоятельного решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (вопросов местного значения). Но про это и раньше везде и всюду говорилось-писалось-провозглашалось. А что же тогда меняется?

Что меняется (упраздняется)?

А меняется многое и кое-что очень даже радикально. И, самое главное, это новое понимание того, а что теперь будет и что не будет считаться муниципальным образованием. Сейчас к муниципальным образованиям, в рамках пока функционирующей двухуровневой системы местного самоуправления относятся городские и сельские поселения с одной стороны и городские округа с муниципальными районами – с другой стороны. Теперь статья 9 законопроекта (уже принятого в первом чтении в момент написания материала) чётко и однозначно указывает следующие виды муниципальных образований (МО):

  • Городской округ (такие на Смоленщине есть: Смоленск и Десногорск).
  • Муниципальный округ (сейчас в регионе 25 муниципальных районов. Именно они в округа и превратятся, хотя, может, и не все).
  • Внутригородская территория города федерального значения (в силу отсутствия в области таких городов – для нас данный вид МО неактуален).

А где же городские и сельские поселения? Они упраздняются. И вот на данной позиции, автор позволит себе остановиться чуть-чуть более подробно. Начнём с городских поселений. Для примера возьмём два замечательных города Воинской славы на Смоленщине: Вязьму и Ельню. Там избраны и существуют представительные органы местного самоуправления – Советы депутатов. Отельных городских администраций эти, пока ещё муниципальные образования (как и остальные городские поселения в области), не имеют, так как их полномочия выполняют, и уже довольно давно, районные администрации. А вопрос, а что именно делают и чем занимаются вяземские и ельнинские городские депутаты в состоянии поставить в тупик не только местных жителей, но и самих депутатов. По факту их представительство уже давно декорация, а не работа в системе муниципальной власти. Мне, конечно, могут возразить: ну, как же! Некоторые из них стараются помогать людям в решении их проблем. Но, во-первых, они могут это делать, если сильно хотят, и как обычные представители общественности. А, во-вторых, не стоит забывать, что есть и никуда не делись депутаты районного уровня (Вяземский районный Совет депутатов, Ельнинский районный Совет депутатов и далее по списку), которые, между прочим, на территории городских поселений также избираются. Есть ещё и в-третьих. Периодически передвигаясь по просторам Смоленщины, автор порой интересуется у местных жителей (в Вязьме и Ельне тоже): а знают ли они своих избранников в городских и сельских поселениях. И в ответ, обычно, слышится звенящая тишина…

Теперь про сельские поселения. Здесь тоже есть избранные депутаты, которые также, за очень редкими исключениями, работают в глубоком подполье и не видны для людских взоров. На заседания они собираются редко и, при этом, не сказать, чтобы и метко. Но в сельских поселениях, в отличии от городских, есть ещё и администрации с главой поселения во главе, прощу прощения за тавтологию. Работа, без какого-либо существенного объема властных полномочий и соответствующего финансирования, теперь у них простая, работа у них такая: по каждому, порой малейшему поводу, обращаться в администрацию района и просить помощи.

Таким образом, упразднение поселенческого уровня организации местного самоуправления – это не более чем констатация факта того, что, на самом деле, уже имеет место быть.

Здесь есть один важный, по мнению автора, вопрос. Когда это упразднение произойдёт в Смоленской области, с учётом того, что большинство представительных органов городских и сельских поселений было избрано в 2020 году и избрано на 5 лет. Насколько возможна ситуация, что до 2025 года они исчезнут, например, в результате самороспуска? В принципе, возможна…

Окружной вопрос

Что касается такого вида образования как муниципальный округ, стоит и нужно отметить, что, согласно 4 статье законопроекта, муниципальное образование не является административно-территориальной единицей. То есть старое деление теряет актуальность и можно их укрупнять, либо дробить быстро и как угодно. Впрочем, здесь есть один нюанс. Часть 9 статьи 10 законопроекта говорит о том, что цитата: «Границы городского округа, муниципального округа, как правило, устанавливаются с учетом транспортной доступности до их административных центров и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в их состав». Правда эта же часть этой же статьи дальше говорит, что, снова цитата: «Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях». По опыту личных, субъективных наблюдений смею утверждать, что у нас такие территории фактически есть.  И последнее. Согласно законопроекту, изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти.

Про органы

В тех муниципальных образованиях, которые не упраздняются, в принципе, сохраняется та же структура органов местного самоуправления: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация и контрольно-счетный орган. Что касается местной власти на местах, то есть в поселениях, в первую очередь, сельских, предусматривается институт старост (возможны иные названия, с учётом сложившихся исторических традиций) на общественных началах. Как он будет работать на практике – пока не вполне понятно, но, кстати, кое-где у нас это и сейчас уже неплохо работает.

Вертикаль и контроль

Объективно, бояться этих понятий не стоит, потому что, по факту, нужно и то и другое. Главное, чтобы в рамках закона и по делу, а не из соображений личного свойства. Губернаторы, согласно законопроекту, получают право применять в отношении муниципалов разнообразные меры воздействия – от выговора до отставки. При этом, инициатива высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об удалении главы муниципального образования в отставку должна оформляться в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования вместе с проектом соответствующего решения представительного органа муниципалитета.

Реформа на старте

Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», который наверняка станет законом, вступит в силу с 1 января 2023 года. Далее, в 2028 года объявляется переходный период. В течение указанного времени муниципальные районы должны стать округами, а выборы будут проводиться только в существующих городских округах (Смоленск и Десногорск). Честно говоря, даже неясно, будут ли проводиться выборы в муниципальных округах? А вдруг как их границы поменяются? В общем, решайте сами, каково жить во время перемен, которые, так или иначе, коснутся практически всех. Какой уж тут застой…

Сергей Александров

Сегодня Глава муниципального образования «Починковский район» Смоленской области А.В. Голуб в соответствии с графиком провел личный прием граждан. Такая форма обратной связи населения с властью проводится в Починковском районе регулярно и призвана помочь жителям в решении конкретных проблем. При приеме граждан присутствовали руководители структурных подразделений Администрации района, в чью компетенцию непосредственно входит решение поставленных вопросов.  Граждане обратились по вопросам благоустройства придомовой территориии и расписания движения автобуса по муниципальному маршруту.

В ходе приема Александр Владимирович детально разбирал проблемы жителей района и разъяснял гражданам последовательность их решений.Так по вопросу благоустройства придомовой территории Глава района А.В. Голуб рекомендовал домкому провести собрание собственников помещений в многоквартирном доме с целью участия в программе «Формирование комфортной городской среды». Именно в рамках этой программы можно решить вопросы асфальтирования придомовой территории, озеленения, установки дополнительных элементов малой архитектуры. Обязательно необходимо разработать дизайн-проект, заполнить заявку. Вместе с протоколом общего собрания жильцов многоквартирного дома документы направить в Администрацию района для рассмотрения на заседании общественной комиссии.

Всем пришедшим в этот день на личный прием к Главе района даны рекомендации и разъяснения.

Напоминаем, что прием граждан по личным вопросам должностными лицами Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области  осуществляется по предварительной записи в кабинете № 4 (тел. 4-16-91) в здании Администрации района по ул. Советская, д.1, г. Починок.

Районы – территориальные единицы краев и областей с местной системой управления. Обычно они небольшие по размеру и занимаемой площади. Границы районов чаще всего прямолинейные, установлены еще в Советском Союзе. Наличие районирования земель дает возможность более точно оценить территориальную структуру развития, природных условий, сельскохозяйственных показателей, а также демографическую, социальную ситуацию и т. д. Наличие местной системы управления позволяет более оперативно реагировать в случае чрезвычайных происшествий, несчастных случаев, погодных катаклизмов, а также делает более надежной саму вертикаль управления.

Для главы района установлены определенные полномочия, а его избрание подчиняется законодательным нормативам.

отставка главы района

Кто такой глава муниципалитета

Это высшее должностное лицо в пределах муниципального района, деятельность которого регулируется Уставом и Федеральным законом № 131-Ф3, действующим с 6.10.2003 года. Закон регламентирует общие принципы управления для решения проблем на местном уровне. Также их именуют главой муниципалитета, главой города, мэром города и так далее. Выборы главы района осуществляются в порядке, прописанном в законодательстве Российской Федерации.

главы администраций районов области

Какие функции выполняет глава муниципалитета

За главой муниципалитета закреплено несколько функций:

  • Выпуск правовых актов, в рамках имеющихся у него полномочий.
  • Подписывает правовые нормативные акты в установленном порядке, согласно уставу муниципалитета.
  • Регулирует отношения между управляющими органами муниципальных образований, между органами местного управления своего муниципалитета и гражданами, органами гос. власти и организациями.
  • Может принять решение о созыве внепланового заседания.
  • Решает актуальные вопросы местного значения, а также некоторых государственных полномочий.

глава администрации района

Как избирают главу муниципалитета

Как полномочия, так и порядок выборов главы муниципалитета, прописаны в уставе муниципального образования в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом. В соответствии с ним, имеется несколько способов избрания и исполнения полномочий главы муниципалитета:

  • Избрание на муниципальных выборах на должность главы районной администрации. Этот способ дает наибольшее количество рычагов управления и полномочий действующему главе. При этом избиратели влияют на итоги выборов, а значит, и на ситуацию в своем муниципалитете. Данный способ применяется в большинстве муниципальных образований нашей страны.
  • Избрание на муниципальных выборах на должность председателя, в то время как глава определяется на основе конкурса. В этом случае глава муниципального образования подобен королеве Великобритании, которая царствует, но почти не руководит страной. Эта форма избрания применяется не часто.
  • Избрание представительным органом муниципалитета данного района из числа своих членов, а главу местной администрации – на основе конкурса. В этом случае глава муниципального образования является формальной фигурой, а вся власть находится в руках главы местной администрации. Этот вариант стал довольно распространенным в настоящее время.
  • Аналогичный предыдущему вид избрания, но вся власть принадлежит главе муниципалитета. Такой способ избрания применяют в сельских поселениях и в небольших муниципалитетах.

Полномочия главы администраций района области

Важно рассмотреть этот пункт. Глава района имеет следующие полномочия:

  1. Действует от имени района, представляет свой район на региональном уровне, взаимодействует с органами гос. власти, организациями, гражданами.
  2. Подписывает акты, установленные в Уставе, а также принятые местной думой нормативно-правовые акты.
  3. Может издавать правовые акты в рамках своих полномочий.
  4. Может требовать внеочередного созыва местной думы.
  5. Решает вопросы местного уровня, а также имеет некоторые полномочия государственного уровня.
  6. Создает отчеты о итогах своей деятельности за год, которые направляет в районную думу.
  7. Также осуществляет прочие полномочия, прописанные в Уставе и нормативно-правовых актах местной думы.

глава района

Полномочия главы администрации муниципального района

В ходе исполнения им своих обязанностей глава администрации района издает постановления, касающиеся вопросов местного значения, а также по отдельным государственным вопросам. Кроме того:

  • Осуществляет руководящую деятельность в пределах компетенции администрации района.
  • Действует от имени администрации района. Формирует состав администрации. Использует выделенные на содержание администрации средства. Распределяет бюджетные средства, исключая только средства, выделенные районной думе и входящим в нее депутатам.
  • Создает, удаляет, реорганизует муниципальные учреждения и предприятия.
  • Работает над проектами бюджета района. Вносит их в районную думу.
  • Осуществляет назначения и освобождения от должности местных госслужащих, заместителя главы района.
  • Обеспечивает подготовку муниципальных выборов, референдумов и т. п.

главы администраций районов области

Заключение

Таким образом, глава района — высшее должностное лицо на уровне местного самоуправления. Его задача — обеспечивать исполнение Российского законодательства в своем районе или муниципалитете. При этом система довольно бюрократичная и имеет много расплывчатых формулировок. Не совсем понятна и целесообразность существования районной думы. Причем она финансируется отдельной статьей бюджета, и глава администрации района не влияет на этот процесс. Все это способствует росту численности бюрократии в стране и дает дополнительную нагрузку на бюджет.

Какие запреты установлены для родственников на муниципальной службе

Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а служащий не может на ней находиться в случае близкого родства или свойства с другим муниципальным служащим, если между ними возникают отношения непосредственной подчиненности или подконтрольности. Этот запрет действует в том числе в ситуации, когда муниципальный служащий непосредственно подчинен либо подконтролен главе муниципального образования, возглавляющему местную администрацию, который является его родственником или свойственником. Правило установлено в статье 13 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе…». Кроме того, близкий родственник или свойственник главы муниципального образования не может быть назначен на должность главы местной администрации по контракту.

Близкими родственниками или свойственниками являются родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей (ч. 2 ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)

Еще один запрет установлен для должностей председателя, заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования .Гражданина нельзя назначать на эти должности в случае его близкого родства или свойства:

1.с председателем представительного органа;

2.главой муниципального образования;

3.главой местной администрации;

4.руководителем судебного или правоохранительного органа, расположенного на территории муниципального образования.

Муниципальный служащий при наличии близкого родства или свойства с этими лицами также не вправе замещать данные должности в контрольно-счетном органе. Эти ограничения установлены, чтобы избежать возможного отрицательного влияния близких родственных связей на служебные отношения и качество служебной деятельности, злоупотребления служебным положением.

При выявлении родственных связей следует учитывать, что в целях противодействия коррупции установлено ограничение не на любую подчиненность или подконтрольность для близких родственников и свойственников, а только на непосредственную. В то же время специалисты кадровых служб органов местного самоуправления зачастую неверно трактуют понятия «непосредственная подчиненность» и «подконтрольность», так как они не определены законодательством.

Суды разных инстанций толкуют термин «непосредственная подчиненность» как наличие обязанности служащего исполнять приказы или распоряжения ближайшего к нему в иерархии руководителя.

Непосредственную подчиненность можно установить путем анализа должностных инструкций и правовых документов, регламентирующих статус органа местного самоуправления или отдельных его структурных подразделений. Обычно в них указано, что муниципальный служащий подчиняется конкретному должностному лицу, исполняет его приказы и распоряжения.

Подконтрольность означает, что один муниципальный служащий на основании юридических документов, определяющих его статус, вправе контролировать другого служащего, который ему непосредственно не подчинен.

Родственные связи, которые могут привести к возникновению конфликта интересов, выявляют:

1.кадровые службы органов МСУ при приеме на муниципальную службу;

2.сами граждане, поступающие на муниципальную службу;

3.служащие, состоящие друг с другом в близком родстве или свойстве;

4.комиссии по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе.

Чтобы принять решение о наличии или возможности возникновения конфликта интересов, в каждом случае необходимо исследовать документы, определяющие должностные обязанности и взаимные права муниципальных служащих. В первую очередь:

1.должностную инструкцию или должностной регламент;

2.положение о структурном подразделении органа местного самоуправления;

3.нормативные акты, регламентирующие полномочия должностных лиц органа местного самоуправления и муниципальных служащих.

Если в результате их анализа выявлен конфликт интересов и дело дойдет до суда, то последний признает

Если при поступлении гражданина на муниципальную службу выясняется, что возникнет непосредственная подчиненность либо подконтрольность, ему надо отказать в замещении должности. Если две должности предусмотрены в одном структурном подразделении, но не соподчинены и неподконтрольны друг другу, то оснований для отказа в их замещении в силу близкого родства или свойства нет.

Президиум Верховного суда сформулировал эту позицию в Обзоре практики по рассмотрению в 2012–2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков (утв. 30.07.2014)

Если факт непосредственной подчиненности или подконтрольности выяснится уже после поступления на службу, кадровая служба должна принять меры, чтобы устранить нарушение. Решением проблемы может стать перевод одного из служащих на другую должность либо его увольнение. При этом в Законе № 25-ФЗ не указано, кого из двоих служащих следует уволить. Президиум Верховного суда считает, что увольнению подлежит служащий, принятый на службу последним, поскольку именно в силу этого факта возникло нарушение.

Непосредственная подчиненность или подконтрольность одного родственника другому — частный случай конфликта интересов на муниципальной службе. У служащего, оказавшегося в такой ситуации, возникает обязанность письменно уведомить об этом факте представителя нанимателя (работодателя).

Порядок уведомления о возникновении у лиц, замещающих должности муниципальной службы, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утверждает орган МСУ. Он же определяет в этом порядке форму уведомления. В уведомлении должны быть указаны обстоятельства, которые стали причиной возникновения личной заинтересованности, а также предлагаемые лицом меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Законодатель установил запрет лишь на формальные отношения родственников и свойственников, которые подконтрольны или подчинены друг другу на муниципальной службе. Закон не запрещает непосредственную подчиненность и подконтрольность между бывшими супругами, которые расторгли брак формально, даже если фактически они сохранили супружеские отношения. Поэтому вариант отношений «формально врозь, а фактически вместе» не будет свидетельствовать о наличии конфликта интересов.

При каких условиях родственники могут проходить службу в местной администрации

Факт службы родственников в одной местной администрации — это не нарушение ограничения, установленного п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона № 25-ФЗ. Если они не имеют властных полномочий по принятию организационных решений в отношении друг друга, непосредственно не подчинены и неподконтрольны друг другу, то они вправе работать даже в одном структурном подразделении администрации.

Однако здесь надо иметь в виду, что, даже когда непосредственной подчиненности или подконтрольности нет, в ряде случаев может возникать конфликт интересов. Например, если глава местной администрации принимает решение о выплате премии не подчиненной ему непосредственно жене или о привлечении ее к дисциплинарной ответственности. Таких ситуаций следует избегать. Возможное решение — делегировать данные полномочия другому должностному лицу.

Законодательство не запрещает лицам, находящимся в близком родстве или свойстве, одновременно замещать должности в органе МСУ и в подведомственном ему учреждении. Но между этими родственниками может постоянно возникать ситуация конфликта интересов, которую надо будет урегулировать. Например, отводить данных должностных лиц от принятия решения. Это может сделать взаимодействие органа МСУ с подведомственным учреждением затруднительным. Чтобы избежать проблем, рекомендуем перевести муниципального служащего на такую должность, на которой он не будет задействован в принятии решений в отношении подведомственного учреждения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по охране труда для ответственного за электрохозяйство в доу
  • Мегафол удобрение состав инструкция по применению
  • Кватран ксило инструкция по применению отзывы
  • Руководство по созданию интернет магазина
  • Кальцевит для кур инструкция по применению