Гуит фтс россии руководство

1. Координация работ и разработка предложений по совершенствованию научно-технической политики ФТС России.

2. Анализ перспективных направлений развития информационных технологий, информационно-технических средств, средств защиты информации, сетей и средств телекоммуникаций, разработка предложений по их применению в таможенных органах.

3. Организация обоснования, планирования, контроля выполнения и внедрения результатов  НИОКР, организация закупки и оснащения таможенных органов информационными и техническими средствами,  средствами защиты информации.

4. Организация разработки и согласования технологий автоматизированного информационного взаимодействия таможенных органов с информационными системами других федеральных органов исполнительной власти с учетом полномочий ФТС России.

5. Разработка порядка и условий использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.

6. Разработка порядка формирования и использования информационных ресурсов таможенных органов и требований к документированию информации, а также порядка получения информации, содержащейся в информационных ресурсах, находящихся в ведении таможенных органов.

7. Разработка (участие в разработке) проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по направлениям деятельности Главного управления.

7.1. Участие в пределах полномочий в подготовке проектов актов Коллегии Евразийской экономической комиссии, Совета Евразийской экономической комиссии по вопросам внедрения информационных технологий в деятельность таможенных органов.

7.2. Организация работы по реализации подписанных соглашений об информационном обмене, заключаемых ФТС России с государственными органами исполнительной власти.

7.3. Организация работы по реализации вступивших в силу международных договоров об информационном обмене, заключаемых ФТС России с таможенными службами иностранных государств.

8. Представление руководству ФТС России предложений об издании, отмене, изменении нормативных и иных правовых актов ФТС России по вопросам, входящим в компетенцию Главного управления, в том числе по перечню технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля, а также в части применения технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов.

8.1. Разработка (участие в разработке) проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных и иных правовых актов ФТС России, определяющих порядок:

1) разработки, модернизации, внедрения и сопровождения специализированного программного обеспечения, приобретения и эксплуатации информационно-технических, общесистемных программных средств и обеспечивающих систем (видеонаблюдение, системы бесперебойного гарантированного энергоснабжения, комплексные системы безопасности, локально-вычислительные сети);

2) сертификации и аттестации информационного и программного обеспечения Единой автоматизированной информационной системы (далее – ЕАИС) таможенных органов, информационно-технических средств;

3) организации эксплуатации и ремонта информационно-технических средств;

4) развития ВИТС ФТС России и организации связи;

5) развития систем видеоконференцсвязи ФТС России;

6) организации обеспечения единства измерений в таможенных органах;

7) применения современных информационных таможенных технологий и информационно-технических средств при проведении таможенного контроля;

8) обеспечения радиационной безопасности;

9) обеспечения информационной безопасности таможенных органов;

10) проведения радиационного контроля (в рамках таможенного контроля) таможенными органами с применением технических средств радиационного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе в международных аэропортах, международных морских и речных портах, приграничных железнодорожных станциях, а также на складах временного хранения, на таможенных складах, в зонах таможенного контроля и особых экономических зонах;

11) организации контроля по предоставлению льгот за работу во вредных условиях;

12) применения технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов.

9. Разработка совместно со  структурными подразделениями  ФТС России технических  требований на проведение НИОКР, закупкам информационно-технических и программных средств, средств защиты информации, услуг и работ для таможенных органов по вопросам, входящим в компетенцию Главного управления.

10. Контроль организации работ Центрального информационно-технического таможенного управления по доработке, модернизации, сопровождению, внедрению программного обеспечения, администрированию информационных систем и баз данных таможенных органов.

11. Разработка предложений и обоснований в проект бюджетной заявки ФТС России на содержание и развитие информационно-технических средств и средств защиты информации таможенных органов.

12. Выполнение функций генерального заказчика НИОКР, функций заказчика на централизованное приобретение  информационно-технических и программных средств, услуг связи в интересах развития таможенного дела в Российской Федерации.

13. Подготовка, заключение и контроль выполнения государственных контрактов в централизованном порядке на:

1) НИОКР по созданию и совершенствованию информационных технологий, информационно-технических средств;

2) закупку информационно-технических средств, средств защиты информации;

3) работу  по настройке и монтажу оборудования на объектах эксплуатации;

4) опытную  эксплуатацию средств таможенного контроля;

5) модернизацию  информационно-технических средств;

6) техническое обслуживание и ремонт технических средств таможенного контроля;

7) работу по изготовлению и закупке запасных частей и принадлежностей для технических средств, находящихся в эксплуатации;

8) проектно-изыскательские работы в интересах развития ВИТС ФТС России, систем бесперебойного гарантированного энергоснабжения, комплексных (интегрированных) систем безопасности.

9) строительно-монтажные работы по оборудованию телекоммуникационных узлов и размещению средств связи;

10) аренду телекоммуникационных услуг и каналов связи;

11)  закупку программного обеспечения;

12)  экспертизу, включая экспертизу государственных контрактов.

14. Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления. Взаимодействие по вопросам информационно-технического обеспечения со структурными подразделениями ФТС России, таможенными органами и учреждениями, находящимися в ведении ФТС России.

15. Разработка предложений и организация обучения и профессиональной подготовки (переподготовки) должностных лиц таможенных органов в области применения общесистемных программных средств, информационных таможенных технологий, программных средств ЕАИС таможенных органов и ВИТС ФТС России, информационно-технических средств, методов и средств обеспечения информационной и радиационной безопасности в практической деятельности таможенных органов.

16. Участие в совершенствовании структуры таможенных органов и систем управления ими в соответствии с требованиями и приоритетами внедрения в процесс совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, современных информационно-коммуникационных технологий, систем и информационно-технических средств.

17. Организация специальной городской, междугородной, радиоподвижной, специальной засекреченной связи и оснащение оборудованием специальной документальной связи в интересах обеспечения деятельности таможенных органов, системы видеоконференцсвязи таможенных органов.

18. Взаимодействие в соответствии с установленным порядком с Аппаратом Правительства Российской Федерации, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, Минкомсвязью России, другими федеральными органами исполнительной власти и организациями, а также с операторами связи по вопросам обеспечения таможенных органов всеми видами связи.

19. Взаимодействие в соответствии с установленным порядком с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», МИДом России, ФСБ России, другими федеральными органами исполнительной власти и организациями по вопросам  пресечения незаконного перемещения ядерных материалов и радиоактивных веществ через государственную границу Российской Федерации и противодействия актам ядерного терроризма.

20. Участие в соответствии с указаниями руководства ФТС России в международном таможенном сотрудничестве по вопросам деятельности Главного управления.

21. Организация разработки телефонных справочников ФТС России.

22. Разработка предложений по планированию капитального строительства объектов ВИТС ФТС России и локальных вычислительных сетей  для таможенных органов.

23. Согласование и утверждение  схем организации связи, технических заданий, проектной документации по организации телекоммуникационных сетей.

24. Координация работ региональных таможенных управлений и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, по организации сетей телекоммуникаций, контроль за выполнением планов и мероприятий по созданию и развитию ВИТС ФТС России.

25. Организация контроля по вопросам обеспечения информационной безопасности таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, включая организацию работ по противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации.

26. Организация работ в рамках системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

27. Информационная поддержка таможенных органов при проведении ими таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами, опасными отходами и другими товарами из контролируемых списков.

28. Подготовка и сопровождение профилей риска, применяемых при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами.

29. Участие в организации совершения  таможенных операций и проведения таможенного контроля, направленных на пресечение незаконного перемещения ядерных материалов и радиоактивных веществ через государственную границу Российской Федерации, осуществляющихся в соответствии с правом Евразийского таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

30. Разработка перспективных таможенных технологий таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов на основе последних достижений науки и техники и повышение эффективности использования аппаратуры радиационного контроля с учетом обеспечения интеграции программных средств с ЕАИС таможенных органов.

31. Организация эксплуатации радиационных источников, содержащих радиоактивные вещества, и ведомственный контроль радиационной безопасности в таможенных органах  и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, при обращении с радиоактивными веществами, приборами или аппаратурой, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.

32. Обеспечение единства измерений и проведение метрологического надзора в таможенных органах.

33. Организация стандартизации, унификации и сертификации разрабатываемых и заказываемых информационно-технических средств.

34. Разработка и согласование со структурными подразделениями ФТС России организационно-технических документов о реализации проекта модернизации информационной системы таможенных органов.

35. Организация контроля за деятельностью таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, по вопросам укрепления и развития информационно-технической базы, по другим направлениям работы в соответствии с функциями Главного управления.

36. Организация работ при применении системы управления рисками в соответствии с правовыми актами ФТС России.

37. Организация учета результатов интеллектуальной деятельности на НИОКР, выполняемых по заказу ФТС  России, таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России.

38. Организация проведения экспертиз государственных контрактов, заключенных Главным управлением.

39. Организация и обеспечение противодействия иностранным техническим разведкам и техническая защита информации.

40. Согласование технологических карт межведомственного электронного взаимодействия.

41. Организация и проведение функциональных проверок, участие в комплексных инспекторских проверках деятельности таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, по курируемым направлениям деятельности Главного управления.

42. Согласование материалов о передаче, списании, утилизации имущества, включенного в классификатор продукции, приобретаемой для нужд таможенных органов.

43. Организация и обеспечение исполнительской дисциплины в Главном управлении.

44. Организация и ведение делопроизводства в Главном управлении.

45. Доклад руководству ФТС России информации об оперативной обстановке, о чрезвычайных происшествиях и о конфликтных ситуациях в Главном управлении.

46. Создание условий для повышения уровня профессиональной подготовки и получения дополнительного профессионального образования должностными лицами Главного управления.

1. Координация работ и разработка предложений по совершенствованию научно-технической политики ФТС России.

2. Анализ перспективных направлений развития информационных технологий, информационно-технических средств, средств защиты информации, сетей и средств телекоммуникаций, разработка предложений по их применению в таможенных органах.

3. Организация обоснования, планирования, контроля выполнения и внедрения результатов  НИОКР, организация закупки и оснащения таможенных органов информационными и техническими средствами,  средствами защиты информации.

4. Организация разработки и согласования технологий автоматизированного информационного взаимодействия таможенных органов с информационными системами других федеральных органов исполнительной власти с учетом полномочий ФТС России.

5. Разработка порядка и условий использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.

6. Разработка порядка формирования и использования информационных ресурсов таможенных органов и требований к документированию информации, а также порядка получения информации, содержащейся в информационных ресурсах, находящихся в ведении таможенных органов.

7. Разработка (участие в разработке) проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по направлениям деятельности Главного управления.

7.1. Участие в пределах полномочий в подготовке проектов актов Коллегии Евразийской экономической комиссии, Совета Евразийской экономической комиссии по вопросам внедрения информационных технологий в деятельность таможенных органов.

7.2. Организация работы по реализации подписанных соглашений об информационном обмене, заключаемых ФТС России с государственными органами исполнительной власти.

7.3. Организация работы по реализации вступивших в силу международных договоров об информационном обмене, заключаемых ФТС России с таможенными службами иностранных государств.

8. Представление руководству ФТС России предложений об издании, отмене, изменении нормативных и иных правовых актов ФТС России по вопросам, входящим в компетенцию Главного управления, в том числе по перечню технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля, а также в части применения технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов.

8.1. Разработка (участие в разработке) проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных и иных правовых актов ФТС России, определяющих порядок:

1) разработки, модернизации, внедрения и сопровождения специализированного программного обеспечения, приобретения и эксплуатации информационно-технических, общесистемных программных средств и обеспечивающих систем (видеонаблюдение, системы бесперебойного гарантированного энергоснабжения, комплексные системы безопасности, локально-вычислительные сети);

2) сертификации и аттестации информационного и программного обеспечения Единой автоматизированной информационной системы (далее – ЕАИС) таможенных органов, информационно-технических средств;

3) организации эксплуатации и ремонта информационно-технических средств;

4) развития ВИТС ФТС России и организации связи;

5) развития систем видеоконференцсвязи ФТС России;

6) организации обеспечения единства измерений в таможенных органах;

7) применения современных информационных таможенных технологий и информационно-технических средств при проведении таможенного контроля;

8) обеспечения радиационной безопасности;

9) обеспечения информационной безопасности таможенных органов;

10) проведения радиационного контроля (в рамках таможенного контроля) таможенными органами с применением технических средств радиационного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе в международных аэропортах, международных морских и речных портах, приграничных железнодорожных станциях, а также на складах временного хранения, на таможенных складах, в зонах таможенного контроля и особых экономических зонах;

11) организации контроля по предоставлению льгот за работу во вредных условиях;

12) применения технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов.

9. Разработка совместно со  структурными подразделениями  ФТС России технических  требований на проведение НИОКР, закупкам информационно-технических и программных средств, средств защиты информации, услуг и работ для таможенных органов по вопросам, входящим в компетенцию Главного управления.

10. Контроль организации работ Центрального информационно-технического таможенного управления по доработке, модернизации, сопровождению, внедрению программного обеспечения, администрированию информационных систем и баз данных таможенных органов.

11. Разработка предложений и обоснований в проект бюджетной заявки ФТС России на содержание и развитие информационно-технических средств и средств защиты информации таможенных органов.

12. Выполнение функций генерального заказчика НИОКР, функций заказчика на централизованное приобретение  информационно-технических и программных средств, услуг связи в интересах развития таможенного дела в Российской Федерации.

13. Подготовка, заключение и контроль выполнения государственных контрактов в централизованном порядке на:

1) НИОКР по созданию и совершенствованию информационных технологий, информационно-технических средств;

2) закупку информационно-технических средств, средств защиты информации;

3) работу  по настройке и монтажу оборудования на объектах эксплуатации;

4) опытную  эксплуатацию средств таможенного контроля;

5) модернизацию  информационно-технических средств;

6) техническое обслуживание и ремонт технических средств таможенного контроля;

7) работу по изготовлению и закупке запасных частей и принадлежностей для технических средств, находящихся в эксплуатации;

8) проектно-изыскательские работы в интересах развития ВИТС ФТС России, систем бесперебойного гарантированного энергоснабжения, комплексных (интегрированных) систем безопасности.

9) строительно-монтажные работы по оборудованию телекоммуникационных узлов и размещению средств связи;

10) аренду телекоммуникационных услуг и каналов связи;

11)  закупку программного обеспечения;

12)  экспертизу, включая экспертизу государственных контрактов.

14. Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления. Взаимодействие по вопросам информационно-технического обеспечения со структурными подразделениями ФТС России, таможенными органами и учреждениями, находящимися в ведении ФТС России.

15. Разработка предложений и организация обучения и профессиональной подготовки (переподготовки) должностных лиц таможенных органов в области применения общесистемных программных средств, информационных таможенных технологий, программных средств ЕАИС таможенных органов и ВИТС ФТС России, информационно-технических средств, методов и средств обеспечения информационной и радиационной безопасности в практической деятельности таможенных органов.

16. Участие в совершенствовании структуры таможенных органов и систем управления ими в соответствии с требованиями и приоритетами внедрения в процесс совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, современных информационно-коммуникационных технологий, систем и информационно-технических средств.

17. Организация специальной городской, междугородной, радиоподвижной, специальной засекреченной связи и оснащение оборудованием специальной документальной связи в интересах обеспечения деятельности таможенных органов, системы видеоконференцсвязи таможенных органов.

18. Взаимодействие в соответствии с установленным порядком с Аппаратом Правительства Российской Федерации, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, Минкомсвязью России, другими федеральными органами исполнительной власти и организациями, а также с операторами связи по вопросам обеспечения таможенных органов всеми видами связи.

19. Взаимодействие в соответствии с установленным порядком с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», МИДом России, ФСБ России, другими федеральными органами исполнительной власти и организациями по вопросам  пресечения незаконного перемещения ядерных материалов и радиоактивных веществ через государственную границу Российской Федерации и противодействия актам ядерного терроризма.

20. Участие в соответствии с указаниями руководства ФТС России в международном таможенном сотрудничестве по вопросам деятельности Главного управления.

21. Организация разработки телефонных справочников ФТС России.

22. Разработка предложений по планированию капитального строительства объектов ВИТС ФТС России и локальных вычислительных сетей  для таможенных органов.

23. Согласование и утверждение  схем организации связи, технических заданий, проектной документации по организации телекоммуникационных сетей.

24. Координация работ региональных таможенных управлений и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, по организации сетей телекоммуникаций, контроль за выполнением планов и мероприятий по созданию и развитию ВИТС ФТС России.

25. Организация контроля по вопросам обеспечения информационной безопасности таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, включая организацию работ по противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации.

26. Организация работ в рамках системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

27. Информационная поддержка таможенных органов при проведении ими таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами, опасными отходами и другими товарами из контролируемых списков.

28. Подготовка и сопровождение профилей риска, применяемых при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами.

29. Участие в организации совершения  таможенных операций и проведения таможенного контроля, направленных на пресечение незаконного перемещения ядерных материалов и радиоактивных веществ через государственную границу Российской Федерации, осуществляющихся в соответствии с правом Евразийского таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

30. Разработка перспективных таможенных технологий таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов на основе последних достижений науки и техники и повышение эффективности использования аппаратуры радиационного контроля с учетом обеспечения интеграции программных средств с ЕАИС таможенных органов.

31. Организация эксплуатации радиационных источников, содержащих радиоактивные вещества, и ведомственный контроль радиационной безопасности в таможенных органах  и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, при обращении с радиоактивными веществами, приборами или аппаратурой, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.

32. Обеспечение единства измерений и проведение метрологического надзора в таможенных органах.

33. Организация стандартизации, унификации и сертификации разрабатываемых и заказываемых информационно-технических средств.

34. Разработка и согласование со структурными подразделениями ФТС России организационно-технических документов о реализации проекта модернизации информационной системы таможенных органов.

35. Организация контроля за деятельностью таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, по вопросам укрепления и развития информационно-технической базы, по другим направлениям работы в соответствии с функциями Главного управления.

36. Организация работ при применении системы управления рисками в соответствии с правовыми актами ФТС России.

37. Организация учета результатов интеллектуальной деятельности на НИОКР, выполняемых по заказу ФТС  России, таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России.

38. Организация проведения экспертиз государственных контрактов, заключенных Главным управлением.

39. Организация и обеспечение противодействия иностранным техническим разведкам и техническая защита информации.

40. Согласование технологических карт межведомственного электронного взаимодействия.

41. Организация и проведение функциональных проверок, участие в комплексных инспекторских проверках деятельности таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, по курируемым направлениям деятельности Главного управления.

42. Согласование материалов о передаче, списании, утилизации имущества, включенного в классификатор продукции, приобретаемой для нужд таможенных органов.

43. Организация и обеспечение исполнительской дисциплины в Главном управлении.

44. Организация и ведение делопроизводства в Главном управлении.

45. Доклад руководству ФТС России информации об оперативной обстановке, о чрезвычайных происшествиях и о конфликтных ситуациях в Главном управлении.

46. Создание условий для повышения уровня профессиональной подготовки и получения дополнительного профессионального образования должностными лицами Главного управления.

Родился в 1975 году в Москве. В 1997 году окончил Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, в 2004 году Российскую таможенную академию.

С января 1999 по декабрь 2011 года проходил службу в Главном научно-информационном вычислительном центре ФТС России в должностях от специалиста 1 категории до заместителя директора ГНИВЦ ФТС России.

С декабря 2011 по ноябрь 2017 года занимал должность заместителя начальника управления, первый заместитель начальника Центрального информационно-технического таможенного управления.

С ноября 2017 года – начальник Центрального информационно-технического таможенного управления.

26 декабря 2018 года назначен на должность заместителя руководителя Федеральной таможенной службы.

Генерал-лейтенант таможенной службы.

Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством»  II степени.

Двое детей.

В Главном управлении информационных технологий ФТС появился новый начальник. Соответствующая информация появилась на официальном сайте ФТС. Им стал Георгий Песчанских, совсем недавно перешедший в таможенное ведомство.

До таможни Георгий Песчанских занимал аналогичную должность в Федеральной налоговой службе, а до этого служил в налоговой полиции, службе по контролю наркотиков и органах безопасности. Ему 55 лет, он является кандидатом экономических и физико-математических наук, доцентом, профессором Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, а также автором многочисленных научных работ.

Очевидно, что опыт последних лет работы поможет новому руководителю наладить эффективную интеграцию ведомственных систем главных фискальных служб.

Прежний руководитель ГУИТ Дмитрий Данилин приказом главы таможни был уволен из таможенных органов 1 сентября.

Шашаев Алексей Евгеньевич

Шашаев Алексей Евгеньевич

Биография

Шашаев Алексей Евгеньевич родился 25 сентября 1962 года в Москве.

Замначальника ИТ-департамента Рособоронэкспорта

С начала 2000-х годов работал заместителем начальника департамента информационных технологий ФГУП «Рособоронэкспорт», гендиректором которого был Андрей Бельянинов.

Начальник ГУИТ ФТС

13 июня 2006 года, через месяц после назначения Бельянинова главой Федеральной таможенной службы (ФТС), был принят на работу в ведомство на должность начальника Главного управления ИТ. При назначении получил специальное звание полковника таможенной службы и надбавку «за сложность, напряженность и специальный режим службы» в размере 120% должностного оклада. Дослужился до звания генерал-лейтенанта таможенной службы.

Перевод на Украину

В 2014 году возглавил представительство ФТС на Украине.

Уголовное дело

2014: Следствие

В октябре 2014 года стало известно о том, что Главное следственное управление СКР по Москве возбудило в отношении Алексея Шашаева уголовное дело по ч. 3 ст. 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия). На 5 ноября 2014 года он вместе с защитниками был вызван в ГСУ СКР для предъявления обвинения. По инкриминируемому преступлению генералу грозило до десяти лет лишения свободы. Почти все остальные фигуранты этого громкого дела сначала были определены в СИЗО.

В свою очередь, защита не исключала, что СКР, заранее известив генерала о следственных действиях, возможно, пытался оказать на него давление, спровоцировав на побег, но Алексей Шашаев «не собирается скрываться, так как намерен доказать свою невиновность», заявила защита.

По версии следствия, генерал-лейтенант Шашаев, руководя главным управлением информационных технологий (ГУИТ) ФТС, и его подчиненная — замначальника отдела планирования оснащения средствами информатизации Елена Соболева злоупотребили полномочиями, вступив в неформальные отношения с компанией «СБЛ-Техноложис» — давним партнером таможенной службы. Стремясь заработать на контрактах с компанией, выпускающей ПО для используемой в ФТС системы на базе Oracle, сотрудники ГУИТ подготовили условия конкурса 2012 года таким образом, что победить в нем могла только «СБЛ-Техноложис». При этом стоимость самого контракта, о котором было объявлено на портале госуслуг zakupki.gov.ru, по версии следствия, завысили до 332 млн руб. с тем, чтобы коммерсанты потом смогли «откатить» его организаторам заранее оговоренные 15% от выплаченных им средств.

Фактическую стоимость контракта, который в итоге был заключен с «СБЛ-Техноложис», СКР определил в 206 млн руб. А ущерб, нанесенный действиями сотрудников ФТС государству, по версии следствия, составил 125 млн руб.

При этом организатором преступной группы следствие считает не таможенников, а предпринимателя Игоря Береговского, являющегося соучредителем «СБЛ-Техноложис». Тот, по версии следствия, вовлек в дело другого соучредителя этой организации — Станислава Сорокина, а уже они вместе уговорили участвовать в конкурсе за откаты гендиректора «СБЛ-Техноложис» Вячеслава Лысакова.

По сведениям издания «Ъ», расследование громкого дела началось после явки с повинной в следственные органы осенью 2013 года Вячеслава Лысакова. Коммерсант, согласившись сотрудничать со следствием, под контролем оперативников обналичил 76 млн руб., которые частями должен был передать Станиславу Сорокину, а тот, в свою очередь, Игорю Береговскому. Последний, рассчитывало следствие, занесет откат своим людям в ФТС.

Однако спецоперация провалилась. Станислав Сорокин, дважды получив купюры, номера которых были заранее переписаны, не передал их по цепочке, а положил в свою банковскую ячейку. На третий раз, когда Вячеславу Лысакову 12 декабря 2013 года удалось наконец встретиться с обоими учредителями «СБЛ-Техноложис» в ресторане «Бакинский бульвар», всех троих задержали сотрудники ФСБ. При этом они оформили получение учредителями ООО 46 млн руб. Правда, сотрудничать со следствием и нести деньги под контролем оперативников в ФТС Игорь Береговский отказался, сообщив, что не располагает никакими коррупционными связями на таможне. В результате все трое были обвинены по ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество в особо крупном размере). Вячеслав Лысаков остался на свободе, а его подельников Сорокина и Береговского арестовал Пресненский райсуд.

После этого следователи и оперативники занялись сотрудницей ФТС Соболевой, готовившей конкурс. Сначала, по сведениям защиты, ей тоже предложили сотрудничать, но она отказалась. А в феврале 2014 года, не обнаружив женщину в Москве, ГСУ СКР объявило ее в розыск. Впрочем, оказалось, что она не скрывается, а лечится в ведомственном санатории ФТС в Кавказских Минеральных Водах. Там, после того как женщина сообщила о своем местонахождении следователю телеграммой, ее и задержали, но Кисловодский горсуд отказал СКР в ее помещении в СИЗО, ограничившись домашним арестом. Только в мае 2014 года после долгих разбирательств Пресненский райсуд определил ее в камеру, причем на заседании обвиняемая и ее защита заявляли об оказанном на них давлении с целью добиться показаний на высокопоставленных сотрудников ФТС.

28 октября 2014 года, когда Елене Соболевой предъявили обвинение в новой редакции, добавив к мошенничеству ч. 3 ст. 286 УК (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий), она дала развернутые показания следствию. В них, в частности, сообщалось, что сотрудница ФТС не признает свою вину, а в преступный сговор с предпринимателями и тем более с генералом Шашаевым она не вступала. По версии обвиняемой, она не разглашала служебную информацию по подготовке конкурса представителям «СБЛ-Техноложис» и не вносила так называемые закладки в условия аукциона, благодаря которым победила именно эта компания.

Необходимость же проведения самого тендера Елена Соболева объяснила «многочисленными сбоями и ошибками» в работе специализированных программ, которые использует ФТС. Кроме того, Елена Соболева обратила внимание следствия на «нестыковку обвинения» в том, что 15-процентная сумма отката, который якобы рассчитывали получить участники преступной группы, явно не соответствует необоснованному завышению стоимости госконтракта на 125 млн руб., как считают в ГСУ СКР.

В свою очередь, защита генерал-лейтенанта Шашаева, ознакомившись с материалами следствия, обратилась в Генпрокуратуру, указав на незаконность и необоснованность возбуждения уголовного дела. Как стало известно «Ъ», адвокаты полагают, что из постановления ГСУ СКР вообще неясно, какие именно преступные действия мог совершить их подзащитный. По их словам, генерал Шашаев лично разработкой конкурсной документации не занимался, каких-либо данных в нее не вносил и из нее не исключал, являясь одним из восьми членов комиссии ФТС по размещению госзаказов. Причем все остальные члены комиссии не являлись подчиненными генерала, а повлиять на решение входившего в нее замглавы ФТС он и вовсе никак не мог.

Ссылку следствия на «закладки» в условиях конкурса, позволившие «СБЛ-Техноложис» его выиграть, адвокаты назвали неприемлемой, так как торги проводились на открытой площадке, каждый их участник имел доступ к информации и мог исполнить требования ФТС. Сами же результаты торгов никем не оспаривались, контракт был полностью выполнен еще в январе 2014 года. «СБЛ-Техноложис» взыскало через арбитраж с ФТС более 30 млн руб.— деньги, не выплаченные компании за последний этап работ в рамках госконтракта.

«Утверждения следствия о совершении генералом Шашаевым преступлений основаны на показаниях обвиняемых, которые одновременно сами являются участниками данного преступления и находятся в зависимости от следствия, поэтому достоверными их признать никак нельзя»,— говорится в обращении адвокатов[1].

Станислав Сорокин решил сотрудничать со следствием, после чего был переведен из СИЗО под домашний арест.

2015: Суд

8 апреля 2015 года стало известно, что в Москве перед судом предстанут бывшие должностные лица ФТС России генерал-лейтенант таможенной службы Алексей Шашаев, полковник таможенной службы Елена Соболева и двое сообщников Игорь Береговский и Вячеслав Лысаков, обвиняемые в мошенничестве и превышении полномочий. Уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направленно в Тверской суд Москвы для рассмотрения по существу.

В конце ноября 2015 года в Тверском суде Москвы прошли новые предварительные слушания по делу о хищении средств ФТС. Судья снова отклонил все ходатайства защиты, но сторона ответчиков намерена оспаривать постановление.

Первые предварительные слушания по делу о краже бюджетных денег, выделенных на подготовку программного обеспечения для ФТС, состоялись в мае-июне 2015 года. Тогда адвокаты заявили несколько ходатайств, в том числе связанных с признанием недопустимыми доказательствами ряд материалов дела и включением в качестве таковых других документов, а также прошением выпустить обвиняемых из-под ареста, избрав им какую-либо другую меру пресечения. Возможность освобождения фигурантов уголовного дела защита объяснила тем, что они не могут повлиять на ход расследования или оказать давление на свидетелей, с тем чтобы те изменили показания в их пользу.

Обвиняемым в миллионных «откатах» по госконтракту чиновникам ФТС дважды не удалось убедить судей

Судья отклонила все эти ходатайства и приступила к слушанию дела по существу. Однако постановление Неверовой было обжаловано в апелляционной инстанции Мосгорсуда. В то же время апелляционная инстанция отклонила жалобу защиты о незаконном продлении сроков ареста представителя ФТС на Украине генерал-лейтенант в отставке Алексея Шашаева, заместителя начальника отдела планирования оснащения средствами информатизации Елены Соболевой, гендиректора ООО «СБЛ-Техноложис» Вячеслава Лысакова и предпринимателя Игоря Береговского, после чего их адвокаты направили надзорную жалобу в президиум Мосгорсуда.

Ее рассмотрели в конце октября 2015 года. Члены президиума назвали необоснованным отклонение ряда ходатайств защиты. Особенно судей смутил отвод адвокатов, а также слабо мотивированный отказ в пересмотре меры пресечения подсудимым. Правда, как выяснилось на том же заседании президиума, от услуг отведенных адвокатов впоследствии отказался и сам подсудимый Береговский.

В конечно итоге президиум городского суда отменил постановление судьи Татьяны Неверовой и вернул дело в Тверской суд на начальную стадию. В конце ноября 2015 года новый председательствующий на процессе судья Тверского суда Алексей Криворучко вновь отклонил все ходатайства защиты, назначив слушания дела по существу на 10 декабря 2015 года. Защита собирается вновь оспаривать итоги предварительных слушаний.[2]

2016: Приговор — пять лет лишения свободы

В конце июля 2016 года суд приговорил Алексея Шашаева к пяти годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима, сообщил Следственный комитет РФ. Чиновника признали виновным в мошенничестве, в результате которого из бюджета были похищены 125 млн рублей.

По версии обвинения, в 2011–2012 гг. Шашаев вместе со своей подчиненной Еленой Соболевой организовал заключение госконтракта с компанией «СБЛ-Техноложис» на поставку ПО для «системы Oracle». Условия контракта, по словам обвинителей, были составлены специально под «СБЛ-Техноложис», а его стоимость — завышена на 125 млн рублей, которые участники сговора планировали разделить между собой.

Алексей Шашаев во время оглашения приговора в Тверском суде Москвы (Фото ТАСС)

Суд приговорил Елену Соболеву к пяти годам лишения свободы. Сооснователь и гендиректор «СБЛ-Техноложис» Игорь Береговской и Вячеслав Лысаков получили соответственно семь и три года заключения.

Суд также обязал осужденных вернуть в бюджет РФ 125 миллионов рублей.

В СК РФ отмечают, что расследование данного уголовного дела представляло особую сложность в виду «тщательной подготовки соучастников к совершению преступления, а также конспирации их противоправной деятельности».

Защита, как ранее писал «Коммерсант», заявляла об отсутствии в действиях обвиняемых состава преступления. Представители защиты утверждали, что Алексей Шашаев был лишь одним из членов комиссии, принимавшей решение о заключении контракта, а стоимость контракта определяли специалисты компании «РДТЕХ», одного из дистрибуторов Oracle. Работы по контракту были полностью выполнены, при этом ФТС в установленное время не перечислила подрядчику 30 миллионов рублей, что было предметом отдельного судебного разбирательства.

Защита намерена обжаловать приговор, сообщает «Интерфакс»[3].

2018: Условно-досрочное освобождение

В сентябре 2018 года Алексей Шашаев освобожден условно-досрочно, когда ему оставалось отбыть 1 год 11 месяцев 4 дня наказания.

2021: Обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями при закупке нерабочего ПО

27 апреля 2021 года стало известно о том, что уже имеющего судимость бывшего ИТ-директора ФТС Алексея Шашаева будут судить вновь. Он обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями.

Как сообщает прокуратура Москвы, в июне 2013 года начальник Главного управления информационных технологий ФТС утвердил акт сдачи-приемки неработоспособного программного обеспечения, которого было куплено более чем за 440 млн рублей. При этом он, как полагает следствие, «осознавал, что приемка неработоспособных ИК ЕАИС (автоматизированных систем) может повлечь причинение существенного имущественного вреда».

Бывшего ИТ-директора ФТС Алексея Шашаева будут судить за покупку нерабочего ПО на 440 млн рублей

Следствие считает, что генерал знал о затягивании сроков исполнения договора по вине исполнителя и об изменениях «внешних условий для применения произведенного в рамках данного контракта продукта». Но руководству об этом Шашаев сообщать не стал из-за возможных репутационных потерь. Кроме того, он не принял никаких мер к изменению контракта и не дал указаний о применении штрафных санкций к исполнителю.

Вместо этого в мае 2013 года он заключил допсоглашение к госконтракту, куда внес изменения о том, что исполнитель не позднее июня 2013 года должен ввести разработанный программный продукт исключительно в опытную эксплуатацию ФТС. Это означало, что использовать ЕАИС в масштабах всей таможенной системы было невозможно.

Алексей Шашаев обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия). Новое уголовное дело направлено для рассмотрения по существу в Дорогомиловский суд Москвы. Обвиняемому избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, сообщает пресс-служба столичной прокуратуры.[4]
[5]

2023: Приговор — пять лет лишения свободы

В начале апреля 2023 года Алексей Шашаев был приговорен к пяти годам лишения свободы, с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти сроком на три года. Бывший начальник Главного управления информационных технологий Федеральной таможенной службы РФ признан виновным по ч. 3 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия).

Как сообщает пресс-служба московской прокуратуры, в 2009 году Шашаев контролировал исполнение госконтракта между ФТС России и коммерческой компанией на разработку и внедрение интегрированных компонентов единой автоматизированной информационной системы, автоматизирующих ключевые рабочие процессы таможенного дела.

Алексей Шашаев

По данным следствия, Шашаев, достоверно зная о необоснованном затягивании исполнителем сроков выполнения контракта, организовал его приемку членами соответствующей комиссии, утвердил акт сдачи-приемки выполненных технических услуг, что позволило принять неработоспособное программное обеспечение, за разработку которого в период с февраля 2010 по июль 2013 гг. на расчетные счета компании-исполнителя перечислена оплата на общую сумму более 440,5 млн рублей.

61-летний Алексей Шашаев взят под стражу в зале суда (он находился под подпиской о невыезде) и будет отбывать наказание в исправительной колонии. Как пишет «Коммерсантъ», бывший ИТ-директор ФТС подробно проанализировал обвинение и вместе со своим защитником попросил судью прекратить уголовное дело за отсутствием события преступления. Однако судья полностью удовлетворила требование прокуратуры. Газета также обратила внимание на то ,что Шашаева снова лишили генеральского звания, повторив в этой части решение Тверского районного суда. Ранее тот приговорил Алексея Шашаева к пятилетнему сроку за мошенничество (ч. 4 ст. 159 УК РФ), также связанное с программными продуктами для ФТС.[6][7]

Примечания

  1. ↑ В таможенные программы заложили откат
  2. ↑ Обвиняемые в хищении средств ФТС не убедили судей дважды
  3. ↑ Представлявшего ФТС в Киеве генерала признали виновным в хищении 125 млн
  4. ↑ Таможенный генерал злоупотребил с международным кредитом. Утверждено обвинение по делу экс-начальника главка ФТС Алексея Шашаева
  5. ↑ Перед судом предстанет бывший высокопоставленный сотрудник Федеральной таможенной службы, обвиняемый в злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшем тяжкие последствия
  6. ↑ Генерала ФТС разжаловали дважды
  7. ↑ Telegram-канал Прокуратуры Москвы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по ремонту автомобилей ford explorer
  • Глиатилин инструкция по применению цена таблетки 400 мг как принимать
  • Поделки из коктейльных трубочек своими руками пошаговая инструкция
  • Sony dsc hx300 инструкция по эксплуатации
  • Замок электромагнитный tantos ts ml180 инструкция