Гусб мвд россии официальный сайт руководство

Родился в 1965 г. в Рязанской области. На службу в органы внутренних дел поступил в 1986 г. курсантом в Чебоксарскую специальную среднюю школу милиции МВД СССР. В 1995 г. окончил Юридический институт МВД России по специальности «Правоведение». За период службы в органах внутренних дел награжден орденом Почета. С 1988 г. служил на различных должностях в ОВД Железнодорожного райисполкома г. Рязани.

С 1991 по 2005 г. прошел путь от старшего оперуполномоченного до начальника Управления по борьбе с организованной преступностью УВД Рязанской области.

В 2005 г. был назначен на должность заместителя начальника Криминальной милиции ГУВД Московской области — начальника Управления по борьбе с  организованной преступностью. С 2008 г. заместитель начальника, начальник Оперативно-розыскного бюро №2 МВД России.

27 сентября 2010 г. Указом Президента РФ назначен на должность начальника Управления внутренних дел по Зеленоградскому административному округу г. Москвы. 

1 июля 2011 г. после прохождения переаттестации Приказом начальника ГУ МВД России по г. Москве Макаров Александр Иванович назначен на должность начальника УВД по Зеленоградскому АО ГУ МВД РФ по г. Москве с присвоением звания «полковник полиции».

12 августа 2011 г. Указом  Президента РФ назначен начальником Управления внутренних дел по Северо-Восточному административному округу ГУ МВД России по г. Москве.  

Указом Президента РФ от 23 февраля 2012 г. №227 присвоено специальное звание «генерал-майор полиции».

Указом Президента РФ от 30 июля 2012 г. № 1049 назначен на должность начальника Главного управления собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 11 июня 2014 г. № 414 присвоено специальное звание «генерал-лейтенант полиции».

Скачать фото

Макаров Александр Иванович

Начальник Главного управления собственной безопасности генерал-лейтенант полиции

Родился в 1965 г. в Рязанской области. На службу в органы внутренних дел поступил в 1986 г. курсантом в Чебоксарскую специальную среднюю школу милиции МВД СССР. В 1995 г. окончил Юридический институт МВД России по специальности «Правоведение». За период службы в органах внутренних дел награжден орденом Почета. С 1988 г. служил на различных должностях в ОВД Железнодорожного райисполкома г. Рязани.

С 1991 по 2005 г. прошел путь от старшего оперуполномоченного до начальника Управления по борьбе с организованной преступностью УВД Рязанской области.

В 2005 г. был назначен на должность заместителя начальника Криминальной милиции ГУВД Московской области — начальника Управления по борьбе с  организованной преступностью. С 2008 г. заместитель начальника, начальник Оперативно-розыскного бюро №2 МВД России.

27 сентября 2010 г. Указом Президента РФ назначен на должность начальника Управления внутренних дел по Зеленоградскому административному округу г. Москвы. 

1 июля 2011 г. после прохождения переаттестации Приказом начальника ГУ МВД России по г. Москве Макаров Александр Иванович назначен на должность начальника УВД по Зеленоградскому АО ГУ МВД РФ по г. Москве с присвоением звания «полковник полиции».

12 августа 2011 г. Указом  Президента РФ назначен начальником Управления внутренних дел по Северо-Восточному административному округу ГУ МВД России по г. Москве.  

Указом Президента РФ от 23 февраля 2012 г. №227 присвоено специальное звание «генерал-майор полиции».

Указом Президента РФ от 30 июля 2012 г. № 1049 назначен на должность начальника Главного управления собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 11 июня 2014 г. № 414 присвоено специальное звание «генерал-лейтенант полиции».

Скачать фото

Об использовании информации сайта

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых
средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо
ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и
страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на
первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации
не требуется.

Информация по обращению граждан в ГУСБ МВД России

Памятка о порядке действий в случае правонарушений со стороны сотрудников органов внутренних дел

Устные сообщения, а также письменные заявления и жалобы о правонарушениях сотрудников органов внутренних дел принимаются в МВД России КРУГЛОСУТОЧНО.

В случае нарушения прав граждан сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, гражданским служащим или работником системы МВД России, они вправе обратиться:

в ГУСБ МВД России или подразделение собственной безопасности территориального органа МВД России на региональном уровне (субъекта Российской Федерации) – с сообщением о совершении сотрудником, гражданским служащим или работником системы МВД России преступления и иного правонарушения;

в органы прокуратуры – для проверки законности решений, принимаемых подразделениями МВД России, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Как устные сообщения, так и письменные обращения подлежат обязательному рассмотрению.

Устное сообщение или письменное обращение о правонарушениях сотрудника органов внутренних дел, гражданских служащих или работника системы МВД России может быть передано:

— через приемную МВД России (Москва, ул. Садовая-Сухаревская, д. 11) либо через почтовый ящик, установленный в административном здании МВД России (Москва, ул. Житная, д. 16);

— по почте в ГУСБ МВД России (107078, г. Москва, ул. Садовая Спасская, д. 1/2) либо в подразделение собственной безопасности территориального органа МВД России на региональном уровне (субъекта Российской Федерации);

— путем заполнения электронной формы обращения на официальном сайте МВД России;

— по федеральным номерам «телефона доверия», входящего в систему «горячей линии МВД России»:  (800) 222-74-47, 8 (495) 667-74-47

либо по одному из телефонов территориального органа МВД России на региональном уровне (субъекта Российской Федерации).

Выбрать телефон необходимого подразделения МВД России возможно на официальном сайте МВД России по адресу: https://mvd.ru/contacts/sites;

— путем подачи письменного заявления или устного сообщения:

– в дежурную часть органа внутренних дел;

– в подразделение собственной безопасности территориального органа МВД России на региональном уровне (субъекта Российской Федерации),

– дежурному офицеру ГУСБ МВД России;

– записавшись на личный прием к руководителю органа внутренних дел, где проходит службу сотрудник, действия которого обжалуются.

График приема граждан с телефонами для записи можно посмотреть на Интернет-страницах территориальных МВД России на региональном уровне (субъекта Российской Федерации).

Отсутствие предварительной записи не является основанием для отказа в приеме!

Письменное обращение должно содержать:

— наименование органа, в которое направляется, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица и его должность;

— фамилию, имя, отчество гражданина (заявителя);

— почтовый адрес или адрес электронной почты гражданина (заявителя) для направления ему ответа;

— суть обращения;

— личную подпись и дату;

— документы и материалы либо их копии, относящиеся к рассматриваемому вопросу (прилагаются в случае необходимости подтверждения доводов).

В целях объективности и оперативности проверки информации по устному сообщению или письменному обращению при его составлении необходимо как можно подробнее указать обстоятельства правонарушения:

— кто из сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, гражданских служащих или работников системы МВД России (фамилия, имя, отчество, должность, наименование учреждения) его совершил;

— в чем выражено правонарушение;

— подробное описание обстоятельства (время, место, образ совершения и т.п.).

При подаче заявления о совершении сотрудником органов внутренних дел, гражданским служащим или работником системы МВД России правонарушения гражданин в соответствии со статьей 141 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предупреждается об ответственности за заведомо ложный донос.

Макаров Александр Иванович


Александр Макаров родился 14 ноября 1965 года в селе Иванково, Рязанская область. На службу в органы внутренних дел поступил в 1986 году в качестве курсанта Чебоксарской специальной средней школы милиции Министерства внутренних дел СССР. Позднее, окончил Юридический институт МВД России по специальности «Правоведение».

С 1988 года молодой человек служил на различных должностях в органах внутренних дел Железнодорожного района города Рязани. В период с 1991 по 2005 год прошел путь от старшего оперативного уполномоченного до начальника Управления по борьбе с организованной преступностью Управления Внутренних Дел Рязанской области. Макаров принимал активное участие в разгроме «слоновской» банды киллеров в Рязани, расследовал преступления тольяттинской «автомобильной» мафии.

В 2005 году Макарова назначили на должность заместителя начальника Криминальной милиции Главного Управления Внутренних Дел Московской области, начальника Управления по борьбе с организованной преступностью. С 2008 года занимал должность заместителя начальника, начальника Оперативно-розыскного бюро №2 МВД России.

С 27 сентября 2010 года являлся начальником Управления внутренних дел по Зеленоградскому административному округу города Москва. После прохождения переаттестации, 1 июля 2011 года, приказом начальника ГУ МВД России по городу Москва Макаров назначен на должность начальника УВД по Зеленоградскому Административному Округу ГУ МВД Российской Федерации по Москве с присвоением звания «полковник полиции».

Макаров, 12 августа 2011 года занял должность начальника Управления внутренних дел по Северо-Восточному административному округу ГУ МВД России по городу Москва.

Указом Президента России №227 от 23 февраля 2012 года Макарову Александру Ивановичу  присвоено специальное звание «генерал-майор полиции».

Александр Макаров 30 июля 2012 года назначен на должность начальника Главного управления собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Указом Президента России Владимира Путина №414 от 11 июня 2014 года Макарову Александру Ивановичу присвоено специальное звание «генерал-лейтенант полиции».

Женат, имеет двоих детей.

Награды Александра Макарова

Орден Почета

Награжден именным пистолетом Макарова за раскрытие убийства мэра города Дзержинского Виктора Доркина

14.11.2019

Эмблема ДСБ МВД России

Главное управление собственной безопасности МВД РФ (ГУСБ МВД РФ) — подразделение полиции, являющееся самостоятельным структурным оперативным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ.

ГУСБ МВД РФ обеспечивает и осуществляющет в пределах компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах обеспечения собственной безопасности, противодействия коррупции в системах МВД России и ФМС России, государственной защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и их близких.

Деятельность Главного управления координирует и контролирует лично Министр внутренних дел РФ.

Штаб-квартира: Москва, ул. Большая Пионерская, д.6/8

Содержание

  • 1 Общие данные
    • 1.1 Основные задачи Департамента собственной безопасности
      • 1.1.1 История
      • 1.1.2 Интересные факты
  • 2 Начальник ГУСБ МВД России
  • 3 Ссылки
  • 4 Примечания

Общие данные

Главное управление собственной безопасности МВД России было создано в декабре 1995 года.

В ноябре 2004 году был образован ДСБ МВД России в связи с реорганизацией структуры МВД, проведенной в соответствии с Указом Президента России от 5 ноября 2004 года № 1407.

На работу в службу собственной безопасности попасть не так просто. Сюда берут сотрудников полиции с пятилетнем стажем безупречной работы. Кандидата изучают, проверяют и тестируют. В обязательном порядке — четырехчасовая проверка на детекторе лжи.

Обратиться в службу собственной безопасности и пожаловаться на неправомерные действия сотрудников полиции может любой гражданин. В каждом управлении есть телефоны «горячей линии». Можно как позвонить, так и написать заявление, приложив, если есть, видеоматериалы. Единственное требование — в заявлении нужно указать свои личные данные. С анонимными документами в службе собственной безопасности не работают.

Основные задачи Департамента собственной безопасности

Предотвращать проникновение в службу органов МВД и ФМС России лиц, преследующих противоправные цели.

Предупреждать и выявлять преступления и коррупцию со стороны сотрудников, федеральных государственных служащих, работников органов внутренних дел и ФМС России.

Обеспечивать сотрудникам и их близким государственную защиту.

История

Органы собственной безопасности существовали всегда во всех структурах: и в КГБ, и в МВД СССР. Разница в том, что в советские времена меры воздействия были возложены на кадровые службы и носили воспитательный характер, поскольку нарушения были преимущественно дисциплинарными. В условиях рынка у многих работников милиции возник соблазн легкого обогащения. Число преступлений, совершаемых стражами порядка, росло, что и вынудило руководство страны и МВД создать в 1995 году специальную структуру по борьбе с нарушителями.

Аналогичные службы существуют в структуре полиции стран Европы и Америки. Некоторые из них по численности работников превосходят российские подразделения СБ. К примеру, в управлении внутренних расследований полиции Нью-Йорка работает более 540 сотрудников — в три раза больше, чем в управлении СБ московского ГУВД. При этом, количество полицейских и жителей в этих столицах примерно одинаковое.

В 2011 году сотрудники службы раскрыли 5,000 преступлений, совершенных блюстителями порядка. Две трети из них — получение взяток и превышение служебных полномочий[1].

Интересные факты

  • На встрече с главой МВД Рашидом Нургалиевым в августе 2010 года президент России Дмитрий Медведев пояснил суть законов, которые бы хотел видеть по отношению к полиции в целом, так: «Надо кое-где закрутить гайки!»
  • Президент подписал на этой встрече пять федеральных законов, напрямую затрагивающих службу и жизнь полицейских .
  • С 2010 года полицейским не может стать гражданин с криминальным прошлым.
  • Согласно поправкам в УК, теперь если умышленное преступление совершит полицейский, то это будет являться отягчающим обстоятельством.
  • УК пополнился новой 286.1 статьёй, которая карает полицейских за умышленное неисполнение приказов, не противоречащих закону. Раннее такая норма действовала только в отношении сотрудников Минобороны и ФСБ.

Начальник ГУСБ МВД России

  • Макаров Александр Иванович — генерал-майор полиции. (С 28 июля 2012 по настоящее время) [2]
  • Генерал-лейтенант полиции Юрий Драгунцов (с 17 марта 2006 года по 18 июня 2012 год)[3]
  • Константин Ромодановский (С 2001 по 2004 год)

Ссылки

  • Официальный сайт
  • Блог Департамент собственной безопасности МВД России
  • Департамент собственной безопасности МВД России на Youtube

Примечания

  1. Полиция в полиции на Первый канал
  2. Президент назначил главу ГУСБ МВД России,31.07.2012, 00:52, RG.ru
  3. Глава Управления собственной безопасности МВД подал в отставку,30.05.2012 , Vesti.ru

Содержание

  • Об организации
    • Что такое УСБ?
  • История
  • Направления деятельности
    • Главные векторы работы
  • Состав службы собственной безопасности России
  • Работа УСБ
  • Структура
    • Основные функции и полномочия Главного управления
    • Обращения граждан
  • Главное управление
    • Кто координирует и контролирует?
  • Перечень руководителей
  • УСБ — ОСБ. Как они работают?
  • Интересные факты
  • Заключение

Об организации

Отдел собственной безопасности официально называется Управлением собственной безопасности МВД. Что же это за система?

Так именуется специальная служба, деятельность которой направлена на контроль за работой сотрудников системы внутренних дел. Сюда входит рассмотрение случаев злоупотребления собственными правомочиями, борьба со взяточничеством, выявление полицейских — нарушителей закона и прочее.

Отдел собственной безопасности призван оградить систему МВД от сотрудников, дискредитирующих полицию в глазах общественности, подрывающих авторитет структуры перед социумом и в целом препятствующих развитию РФ как правового демократического государства.

телефон отдел собственной безопасности

Что такое УСБ?

Главное управление собственной безопасности МВД России

УСБ МВД РФ – структурное подразделение полиции, являющееся самостоятельным органом и находящееся в подчинении центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ.

Всю деятельность данной структуры контролирует исключительно Министерство внутренних дел РФ и сам министр внутренних дел.

Последняя реорганизация УСБ проходила в 2004 году, тогда был образован департамент собственной безопасности (позднее переименованный в Главное управление). Основание для образования – Указ Президента России № 1407, изданный 5 ноября 2004 года.

Управление занимается вопросами по выработке общегосударственной политики и нормативными актам, задействованными в сфере обеспечения собственной безопасности, противодействия коррупции в подразделениях МВД и ФМС Российской Федерации. А также, защитой сотрудников этих органов и членов их семей. Управление призвано оградить полицию от сотрудников, которые подрывают авторитет полиции в глазах рядовых граждан. А также, управление собственной безопасности способствует развитию России, как правового демократического государства.

История

Органы собственной безопасности существовали всегда во всех структурах: и в КГБ, и в МВД СССР. Разница в том, что в советские времена меры воздействия были возложены на кадровые службы и носили воспитательный характер, поскольку нарушения были преимущественно дисциплинарными. В условиях рынка у многих работников милиции возник соблазн легкого обогащения. Число преступлений, совершаемых стражами порядка, росло, что и вынудило руководство страны и МВД создать в 1995 году специальную структуру по борьбе с нарушителями.

Аналогичные службы существуют в структуре полиции стран Европы и Америки. Некоторые из них по численности работников превосходят российские подразделения СБ. К примеру, в управлении внутренних расследований полиции Нью-Йорка работает более 540 сотрудников — в три раза больше, чем в управлении СБ московского ГУВД. При этом, количество полицейских и жителей в этих столицах примерно одинаковое.

В 2011 году сотрудники службы раскрыли 5,000 преступлений, совершенных блюстителями порядка. Две трети из них — получение взяток и превышение служебных полномочий.

Направления деятельности

Аналогично остальным государственным органам, задачи отдела собственной безопасности МВД четко разграничены и распределены. Сотрудники структуры занимаются решением задач по следующим направлениям:

  • защите сотрудников ведомства и их близких, гарантированной государством;
  • предотвращению принятия в число работников системы МВД недостойных кандидатов, устраивающихся с противозаконными целями;
  • общему контролю кадровой политики ведомства;
  • выявлению и прекращению незаконных действий со стороны полицейских всех уровней ответственности;
  • поиску и устранению поводов, создающих благоприятные условия для нарушения законодательства сотрудниками полиции;
  • организации розыскных и следственных мероприятий по обеспечению выполнения поставленных задач;
  • созданию благоприятного имиджа ведомства органов правопорядка;
  • профилактике правонарушений, с пропагандой соблюдения законности и правопорядка должностными лицами системы МВД.

В число основных задач службы собственной безопасности МВД входит работа с гражданами, в результате анализа информации, полученной по телефону доверия, поданным жалобам и другим формам обратной связи с населением. Этот сектор работы предусматривает предотвращение:

  • случаев формализма в рассмотрении ходатайств частных лиц и организаций;
  • отказа от возбуждения уголовного рассмотрения дел;
  • фактов подделки документов;
  • незаконных арестов граждан;
  • физического воздействия на задержанных;
  • грубого и хамского отношения к населению и других превышений полномочий.

Работа строится на системной основе и всестороннем комплексном подходе к выполнению поставленных задач. В ходе функционирования отдел использует последние достижения научной мысли, развивая перспективные направления исследований для дальнейшего совершенствования методологии и интеллектуального обеспечения деятельности.

Главные векторы работы

Как и все иные государственные учреждения, данное имеет четко определенные направления деятельности. Отдел собственной безопасности полиции работает по следующим векторам:

  1. Государственная защита лиц, работающих в МВД, а также членов их семей.
  2. Предотвращение трудоустройства в органы граждан, преследующих таким образом противозаконные цели.
  3. Как выявление, так и пресечение антиправовой деятельности со стороны сотрудников полиции.
  4. Нахождение и устранение причин случаев нарушения закона в системе МВД.
  5. Всеобъемлющая профилактическая работа, направленная на пропаганду законности в работе сотрудников полиции.

Немаловажная часть деятельности отдела собственной безопасности полиции — это работа, касающаяся гражданского общества. Сюда входит борьба со следующими факторами:

  • Случаи формального рассмотрения обращений, заявлений и жалоб, поступающих от граждан.
  • Укрытие совершенных преступлений от постановки на учет.
  • Необоснованные отказы в открытии уголовных дел, а также необъясненные прекращения их ведения.
  • Фальсификация сотрудниками полиции документов.
  • Незаконные задержания граждан.
  • Рукоприкладство в отношении задержанных.
  • Грубость, хамство сотрудников и проч.

отдел собственной безопасности мвд

Состав службы собственной безопасности России

В составе УСБ мелкие отделы, выполняющие административные функции, подчиняются более крупным. В их отношении крупные выполняют управленческие, координационные и контрольно-методические задачи.

Все подразделения управления подчиняются Министерству внутренних дел. В состав УСБ входят:

  • Главное управление собственной безопасности – орган имеющий надзирательную и контрольную функцию над всей структурой;
  • Управления собственной безопасности по Федеральным округам;
  • Управления собственной безопасности по субъектам Российской Федерации;
  • Отделы собственной безопасности при городских, окружных и районных органах внутренних дел.

На уровне ведомств, вопросами безопасности и борьбой с коррупцией в системе МВД занимаются заместители Министра внутренних дел, начальники (и их заместители) центрального аппарата МВД. Далее, следуют руководители территориальных органов МВД РФ на окружном уровне, а также, их заместители.

Следующий уровень – руководители территориальных органов на уровне региона. Внизу структуры находятся начальники подразделений на уровне районов, округов и городов. Также, в состав управления входят оперативно-технические и оперативно-поисковые подразделения.

Работа УСБ

Основными задачами Управления собственной безопасности являются:

Предупреждение, выявление и пресечение преступлений, подготавливаемых, совершаемых или совершенных должностными лицами ФССП России, а также выявление и устранение условий, способствующих их совершению.

Обеспечение совершенствования нормативного правового регулирования по вопросам деятельности Управления.
Оказание содействия правоохранительным органам в предупреждении, пресечении и выявлении преступлений в пределах своей компетенции.

Разработка и реализация мер, направленных на обеспечение соблюдения должностными лицами ФССП России ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Профилактика коррупционных правонарушений в ФССП России.

Формирование у должностных лиц ФССП России нетерпимости к коррупционному поведению.

Организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений собственной безопасности территориальных органов ФССП России.

Организация в пределах компетенции сотрудничества органов принудительного исполнения с органами государственной власти.

Управление собственной безопасности осуществляет контроль:

За соблюдением должностными лицами ФССП России запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

За соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами принудительного исполнения, а также за реализацией мер по профилактике коррупционных правонарушений.

За организацией пропускного режима в зданиях федерального органа принудительного исполнения.

Управление собственной безопасности осуществляет следующие основные полномочия:

Определяет приоритетные направления по совершенствованию деятельности органов принудительного исполнения по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

Осуществляет комплексный анализ эффективности мер, принимаемых органами принудительного исполнения, их подразделениями, по реализации основных направлений, отнесенных к компетенции Управления.

Анализирует текущую обстановку в установленной сфере деятельности, разрабатывает меры по оперативному реагированию на ее изменение, подготавливает проекты стратегических решений по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, на основе анализа прогнозов изменения оперативной обстановки.

Принимает меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе.

Обеспечивает соблюдение должностными лицами ФССП России требований к служебному поведению.

Участвует в перспективном и текущем планировании деятельности ФССП России, разработке концепций, основных направлений развития органов принудительного исполнения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

Участвует в пределах компетенции в подготовке федеральных целевых и государственных программ, в реализации которых принимает участие
ФССП России, а также в разработке государственных программ в сфере борьбы
с преступностью.

Участвует в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем с участием должностных лиц ФССП России.

Обеспечивает деятельность Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой судебных приставов, и урегулированию конфликта интересов, а также Центральной аттестационной комиссии федерального органа принудительного исполнения в части компетенции Управления.

Оказывает должностным лицам ФССП России консультативную помощь по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению и общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885, а также с уведомлением представителя нанимателя, органов прокуратуры Российской Федерации, иных федеральных государственных органов о фактах совершения должностными лицами ФССП России коррупционных правонарушений, непредставления ими сведений либо представления недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Обеспечивает соблюдение законных прав и интересов должностных лиц ФССП России, сообщивших о фактах коррупции, ставших им известными.

Обеспечивает реализацию должностными лицами ФССП России обязанности уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.

Осуществляет проверки:

Достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений (в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений), представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в ФССП России, а также отдельных должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед ФССП России, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых должностными лицами ФССП России, работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед ФССП России, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Соблюдения должностными лицами ФССП России требований
к служебному поведению.

Соблюдения гражданами, замещавшими должности федеральной государственной службы в ФССП России, ограничений при заключении ими после увольнения с федеральной государственной службы в ФССП России трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Осуществляет мероприятия по контролю за соответствием расходов должностных лиц ФССП России, работников, замещающих отдельные должности
в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед
ФССП России, их доходам.

Проводит служебные проверки.

Осуществляет прием и регистрацию уведомлений должностных лиц ФССП России обо всех случаях обращения к ним в целях склонения их к совершению коррупционных и иных правонарушений, организует проверку содержащейся в уведомлениях информации для дальнейшего доклада Директору с целью принятия решения о направлении данной информации в органы прокуратуры или другие государственные органы.

Осуществляет прием и регистрацию в установленном порядке сообщений, поступающих по телефону доверия ФССП России.

Проводит проверку сообщений о должностных преступлениях, выполняет процессуальные действия, принимает по ним решения в порядке, установленном статьями 144 — 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Принимает участие в формировании кадрового резерва органов принудительного исполнения.

Участвует в работе по подбору кандидатов на включение в федеральный кадровый резерв.

Проводит проверку достоверности сообщенных кандидатом сведений
с целью установления наличия либо отсутствия оснований, препятствующих поступлению его на службу в органы принудительного исполнения, федеральную государственную гражданскую службу ФССП России.

В случае совершения либо угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях) федерального органа исполнительной власти организует информационное взаимодействие с уполномоченными правоохранительными органами.

Принимает участие в мероприятиях по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) федерального органа принудительного исполнения.

В пределах компетенции принимает участие в разработке форм статистической и оперативной отчетности и документов первичного учета по вопросам, относящимся к сфере деятельности федерального органа принудительного исполнения.

Формирует и анализирует статистические показатели по направлениям деятельности.

Организует в пределах своей компетенции мероприятия, направленные на обеспечение безопасности должностных лиц ФССП России.

Осуществляет взаимодействие в пределах компетенции с федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, органами законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации.

Осуществляет в пределах компетенции рассмотрение парламентских запросов, запросов и обращений комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, обращений граждан и организаций.

Вносит на рассмотрение руководства ФССП России предложения о проведении проверок деятельности территориальных органов принудительного
исполнения по вопросам компетенции, участвует в их проведении. По результатам проверок вносит предложения о мерах реагирования.

Организует заслушивания руководителей территориальных органов принудительного исполнения и их заместителей по вопросам организации работы по направлениям деятельности, отнесенным к компетенции Управления.

Осуществляет организационное, методическое руководство и контроль за служебной деятельностью подразделений собственной безопасности территориальных органов принудительного исполнения.

Осуществляет в пределах компетенции обработку персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных в целях предупреждения и выявления коррупционных и иных правонарушений.

Организует и обеспечивает в пределах компетенции мобилизационную подготовку и мобилизацию.

Управление осуществляет свои полномочия как непосредственно,
так и через подразделения собственной безопасности территориальных органов принудительного исполнения.

Управление осуществляет иные полномочия органов принудительного исполнения.

Структура

УСБ не относится к структуре, которая обслуживает федеральные, региональные или территориальные участки. Данное управление принадлежит к единой системе независимых подразделений, занимающихся вопросом собственной безопасности в Министерстве внутренних дел.

Во главе находится Главное управление собственной безопасности. ГУСБ было создано в 1995 году. Оно независимо от других департаментов и ведомств, находится в подчинении непосредственно министра внутренних дел России. Главным документом, регламентирующим деятельность ГУСБ, является Положение о Главном управлении собственной безопасности.

Задачи этого органа перекликаются с основными задачами всей структуры:

  1. борьба с трудоустройством в МВД граждан, имеющих противозаконные цели и намерения;
  2. профилактика и выявление случаев преступлений, совершенных сотрудниками МВД;
  3. создание безопасных условий для сотрудников системы и членов их семей.

Основные функции и полномочия Главного управления

Главное управление собственной безопасности МВД России

Символика ГУСБ МВД России

Образование главного управления собственной безопасности российской полиции произошло в 1995 году. Основные функции руководящего органа подразделения аналогичны главным направлениям деятельности всего органа, предусматривая:

  • недопущение оформления в качестве полицейских кандидатов, идущих в представители государственных органов с преступными целями;
  • профилактику и пресечение противоправной деятельности сотрудниками системы МВД и гражданскими служащими;
  • безопасность и защиту полицейских и их родных от лица государства;
  • претворение в жизнь основных решений государственных политических органов;
  • совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей основные направления работы;
  • разработку и контроль выполнения комплексных мероприятий, призванных противодействовать коррупционным схемам в системе МВД;
  • проведение контроля функционирования подчиненных формирований;
  • организационно-методическую деятельность, направленную на координирование функционирования отдела;
  • обработку полученной информации с подготовкой соответствующей отчетности по всем направлениям функционирования.

Полномочия представителей управления позволяют:

  • представлять исковые заявления к судебному рассмотрению выявленных фактов нарушений;
  • проводить оперативно-розыскные мероприятия по выяснению размеров доходов, принадлежащей собственности, материальных и моральных обязательств объектов расследования;
  • контролировать контракты, заключаемые государственными организациями, определять направления развития указанных компаний на период до пяти лет;
  • предоставлять руководству государственных учреждений и органов данные по результатам расследований с контролем достаточности принятых мер;
  • организовывать и проводить проверки с целью проверки поступивших заявлений от граждан.

Главное управление напрямую взаимодействует с парламентскими комитетами, представляя необходимую информацию и организуя мероприятия по претворению в жизнь государственной политики.

Начальник управления непосредственно подчинен министру МВД.

Критерии отбора в управление связаны с серьезными требованиями к кандидатам. В число сотрудников принимаются представители МВД, отработавшие в системе не менее пяти лет, зарекомендовав себя с положительной стороны.

На заметку! Детально проверяются биографические сведения претендентов, производится всестороннее тестирование, включающее четырехчасовую процедуру проверки на полиграфе.

Обращения граждан

В обязанности службы собственной безопасности входит принятие и рассмотрение обращений от любых граждан, включая сотрудников ведомства, ставших очевидцами противоправных действий представителей полиции.

Номера телефонов доверия подразделений собственной безопасности МВД по каждому отдельному административному округу представлены в средствах массовой информации, с возможностью беспрепятственного доступа любому желающему.

Допускается сообщение по телефону или подача письменных обращений. К поступающим сигналам предъявляется два требования:

  1. Рекомендованное — предоставление доказательных фактов, подтверждающих сообщенную информацию;
  2. Указание личных сведений заявителя.

Внимание! Ведомство не принимает анонимных заявлений, оставляя подобные сигналы без рассмотрения.

Все поступившие обращения регистрируются надлежащим образом, для обеспечения контроля их надлежащего рассмотрения, с фиксацией даты подачи, сведений о заявителе, предмета разбирательства.

К задачам ГУПРа относится координация деятельности подчиненных подразделений, профилактическая работа с личным составом, обеспечение государственной защиты сотрудников с их семьями.

Главное управление

ГУСБ МВД России — Главное управление собственной безопасности. Это структурное самостоятельное оперативное подразделение центральной части системы Министерства внутренних дел. Контроль и координация его деятельности — личная прерогатива министра данной структуры.

Главуправление было создано в 1995 году. Основные его задачи перекликаются с задачами всей системы:

  1. Предотвращение трудоустройства в систему МВД лиц с противозаконными целями.
  2. Предупреждение и выявление случаев правонарушений, преступлений со стороны сотрудников Министерства внутренних дел и госслужащих федерального уровня.
  3. Обеспечение безопасности как работников органов МВД, так и членов их семей.

Отбор сотрудников Главуправления очень строгий. Сюда может устроиться только полицейский с не менее чем 5-летним стажем безупречной работы в органах. Биография кандидата проходит тщательную проверку. Ему предстоит множество тестов, среди них — 4-часовая процедура на детекторе лжи.

отдел собственной безопасности

Кто координирует и контролирует?

Главное управление собственной безопасности МВД России

УСБ МВД РФ – самостоятельное структурное подразделение, входящее в состав Министерства внутренних дел.

Поэтому, его контроль и координацию проводит исключительно министр внутренних дел. Это его личная прерогатива. Другим ведомствам, структурам и лицам, УСБ не подчиняется.

УСБ – государственный орган, главное назначение которого – борьба с правонарушениями сотрудников системы МВД. С жалобой или обращением на действия полицейского или другого служащего может обратиться каждый гражданин. Другая, немаловажная задача управления – защита самих работников, создание безопасных условий для них и членов их семей.

Перечень руководителей

Руководство службой безопасности МВД России в разные годы осуществлялось:

  • Константином Ромодановским — в период с 2001 по 2005 гг.;
  • Юрием Драгунцовым — с марта 2006 по июнь 2012г.;
  • Александром Макаровым — после ухода предыдущего начальника по сей день.

Главное управление собственной безопасности МВД России

Макаров Александр Иванович

Два из последних начальника структуры имеют чин генерал-лейтенанта полиции.

УСБ — ОСБ. Как они работают?

Недавно в МУРе задержали сотрудника, продавшего пистолет ТТ. Разогнали весь личный состав отдела и передали этот пустой отдел в другое ОРЧ.

Вот версия сотрудника, который все это сделал, он сейчас сидит в СИЗО и уже несколько раз пытался покончитьс жизнью.

Во время Универсиады он был откомандирован в Татарстан, где познакомился с сотрудником из другого региона. Они подружились. Наш фигурант помог другу (так он тогда о нем думал)перевестись в Москву в МУР.

Правда при переводе в Москву с «другом» побеседовали в УСБ и, видимо, сделали предложение, от которого тот не смог отказаться.

И вот через некоторое время этот «друг» стал предлагать своему напарнику продать кинжал из вещдоков. Напарник долго не соглашался, но, поддавшись уговорам, сделал это и получил якобы 100000 рублей.  По идее, именно в этот момент УСБ и должно было взять продавца и тем самым прекратить его незаконную деятельность, спровоцированную его «другом». Но для УСБ это было «мелко». Нужно было доказать систему. И вот «друг» предлагает продать еще один кинжал. Будущий арестант опять соглашается. Еще 100000 рублей. На этом можно было бы и закончить, но здесь возникает вопрос — а не мелко ли это? Ведь такие кинжалы можно купить по интернету.  И вот «друг» предлагает стащить пистолет во время очередной облавы.

После долгих размышлений сотрудник идет на это преступление. Финал известен. УСБ-шники привинчивают звездочки на погоны, получают премии и т.д., а сотрудник возможно не доживет до суда.

Заметим, что это только версия одной стороны. Хотелось бы верить, что это не так, но что-то мешает …..

Второй случай.

На прошлой неделе в ОМВД «Северное Тушино» задержали участкового якобы за взятку в 170 тыс.рублей. Отличился сотрудник ОСБ СЗАО некто Шубин.

Суть дела (опять по версии задержанного).

Произошло следующее. Один водитель испортил другому машину. Потерпевший оценил ущерб в 170 тыс. рублей. Материал поступил участковому — старлею с небольшим стажем службы. Тот видимо не захотел писать бумаг, позвонил одному и другому и договорился о том, что если один передаст требуемую сумму потерпевшему, и тот напишет расписку, что претензий нет.

На том все и порешили. И вот, на опорный приходит со 170 тысячами «вредитель», участковый звонит потерпевшему, чтобы тот пришел за деньгами, но тут «вредитель» вдругбросает деньгии убегает. Влетает Шубин и компания, на участкового оформляют взятку. Тут приходит потерпевший и спрашивает — «А где мои деньги»? Немая сцена. После чего потерпевшего начинают пугать, что его так же посадят за взятку. Что было дальше — покрыто мраком. Неизвестно даже, допросили ли потерпевшего по поводу 170 тысяч или нет! В итоге — участковый задержан, Шубин — «король», правды нет.

Опять повторимся, что это версия одной стороны, но уж больно убедительная…..

Ну и расскажем еще один случай, который произошел около 2 лет назад.

В профсоюз пришел сотрудник, который сказал, что с него вымогают 150 тыс. за перевод в другое подразделение.

Мы созвонились с руководством УСБ Москвы и направили сотрудника туда.

Оттуда сотрудника направили в округ. Там с ним побеседовал начальник ОСБ и начальник округа. После чего, буквально через день, тот, кому предназначались 150 тыс. встретил около дома сотрудника и высказал ему все, что он о нем думает. Вот в этом случае УСБ-ОСБ «спрофилактировали» взяточника, не стали его сажать и он до сих пор работает в органах.

И этот случай уже не версия, а реальный факт.

Интересные факты

  • На встрече с главой МВД Рашидом Нургалиевым в августе 2010 года президент России Дмитрий Медведев пояснил суть законов, которые бы хотел видеть по отношению к полиции в целом, так: «Надо кое-где закрутить гайки!»
  • Президент подписал на этой встрече пять федеральных законов, напрямую затрагивающих службу и жизнь полицейских .
  • С 2010 года полицейским не может стать гражданин с криминальным прошлым.
  • Согласно поправкам в УК, теперь если умышленное преступление совершит полицейский, то это будет являться отягчающим обстоятельством.
  • УК пополнился новой 286.1 статьёй, которая карает полицейских за умышленное неисполнение приказов, не противоречащих закону. Раннее такая норма действовала только в отношении сотрудников Минобороны и ФСБ.

Заключение

Подразделение, наряду с остальными структурами системы МВД РФ, выполняют важнейшие государственные задачи, стоя на страже законности и правопорядка в стране.

Учитывая, что к представителям государственных органов предъявляется особый спрос, сотрудники службы собственной безопасности МВД на отдельном счету в плане отношения к служебному долгу и чистоте поступков. От них зависит эффективность исполнения государственного законодательства и деятельности органов, реализующих политику державы внутри страны и на международной арене.

Источники

  • https://www.syl.ru/article/378903/otdel-sobstvennoy-bezopasnosti-politsii-deyatelnost-zadachi-struktura
  • https://vzapase.expert/sluzhba/usb-mvd
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1776752
  • http://omon-mvd.ru/sluzhba-sobstvennoj-bezopasnosti-mvd/
  • https://fssp.gov.ru/usb/
  • https://www.prof-police.ru/gu-mvd-rossii-po-g-moskve/usb/1838-usb-osb-kak-oni-rabotayut.html

[свернуть]


Фото: Михаил Синицын/РГ

Что происходит на «невидимом фронте» борьбы с предателями, рассказал в эксклюзивном интервью «Российской газете» начальник Главного управления собственной безопасности МВД России генерал-майор полиции Александр Макаров.

Александр Иванович, насколько, на ваш взгляд, коррумпирована российская полиция?

Александр Макаров: Уровень коррумпированности полиции является оценочным признаком, и базовым для его определения служит экспертный подход. В таком случае, как это часто бывает, сколько существует экспертов — столько, в конечном счете,  будет и мнений. Признаюсь, мне и раньше нередко задавали этот вопрос, но, а теперь, что называется, сам Бог велел.

374 сотрудника полиции задержаны службой собственной безопасности за взятки в нынешнем году

При  этом, отвечая, я стараюсь донести до собеседника понимание того, что органы правопорядка — не какая-то самостоятельная ветвь власти — это один из государственно-властных институтов, в котором служат граждане страны: чьи-то родственники, соседи, друзья. Поэтому, когда речь заходит о коррупционной пораженности, то надо понимать, что проблема остра в полицейском ведомстве ровно настолько, насколько она остра в самом обществе. И рассматривая соотношение уровня коррупции с зарубежными государствами, надо быть сдержаннее в оценке. Поскольку в значительной степени, и мы неоднократно сталкивались с этим наблюдением в процессе обмена опытом с коллегами из иностранных полицейских структур, существование коррупционных механизмов нередко рассматривается излишне формально, как в тестировании, без учета специфики общественного уклада и  системы госдуарственного управления, и системы внутреннего противодействия коррупции.

Вот, например, «язык цифр» говорит нам о том, что за взятки за неполный текущий год было задержано 374 сотрудника. Это много? Впечатляет. При этом, во-первых, в прошлом году эта цифра была на 20 процентов больше, а во-вторых, силами службы собственной безопасности были задержаны восемь из десяти взяткополучателей. Широко известно, что позиция министра внутренних дел на это счет однозначна — ведомству не нужны «попутчики». Для этого создан и функционирует внутриведомственный механизм обеспечения собственной безопасности. И он эффективен.

Для примера, рекомендую отслеживать, например, сообщения на официальном сайте МВД России. Это даст более-менее целостное представление о том, каковы масштаб и география выявляемых преступлений коррупционного характера. При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что самые значимые из них по размеру ущерба приходятся на те государственно-властные структуры, в которых внутренний механизм коррупционного сдерживания не достаточно отлажен.

Что касается данной работы в органах внутренних дел, то в своей значительной части она строится именно на результатах подразделений собственной безопасности.

Вы возглавили Главное управление собственной безопасности МВД меньше полугода назад — в июле. Известно, что сами вы, что называется, природный оперативник, сыщик, работали в уголовном розыске, боролись с организованной преступностью. Вас не смутила новая специфика работы?

Александр Макаров: Понимаю, что вы имеете в виду. К службе собственной безопасности другие сотрудники относятся настороженно. Да и для меня лично, не скрою, такое назначение было абсолютно неожиданным. Но приказы не обсуждаются.

С другой стороны, я изнутри знаю специфику службы и задач полицейских,  их психологию и образ мышления. Мне понятны мотивы их поступков, характер взаимоотношений в коллективе, возможные коррупционные схемы и уловки.

Разумеется, всегда приятно докладывать вышестоящему руководству реляции по задержанию какого-нибудь криминального «авторитета» полицейскими, или, например, мошенников, «решал», иных лиц, выдающих себя за сотрудников, поскольку подтвердилось, что твои коллеги не при чем, а, значит, ты не зря им доверяешь.

Но, действительно, обидно, когда преступником оказывается один из полицейских. Каждая такая история внутренне тяжела от осознания того, что «не досмотрели», «не проконтролировали», «не остановили» — в этом плане специфика новой работы для меня действительно не простая. При этом разумом понимаешь, что этот нарушитель, сам взрослый человек, часто имеет семью, детей, но при этом жертвует их жизненным счастьем, только из-за того, чтобы доказать себе «некую состоятельность».

Установка министра предельно четкая: если сотрудник не виноват — защитить его от навета, а если его вина неоспорима — действовать без всяких сантиментов, по всей строгости закона. Например, вызывает стыд и возмущение недавно раскрытая нашими сотрудниками история с так называемым полицейским «такси», когда автомобили полиции использовались по частным заказам коммерсантов. В рамках оперативного реагирования нашими сотрудниками была пресечена целая цепь получения взяток от бизнесменов, в результате чего среди задержанных оказался руководитель этого подразделения МВД России и сотрудники разного уровня. Все материалы переданы в Следственный комитет России. Министром внутренних дел назначено проведение служебной проверки.

Известно, что в середине 90-х, работая в Рязани, вы обезвредили знаменитую и очень опасную банду «Слонов», державшую в страхе несколько российских регионов. Прибегали ли вы к помощи сотрудников собственной безопасности?

Александр Макаров: В тот период такие спецотделы только создавались. Но вот, казалось бы, парадокс для пресловутых «лихих 90-х». Работая против мощной ОПГ, на счету которой только доказанных 22 заказных убийства, где свыше полутора тысяч свидетелей и потерпевших, мы не столкнулись ни с одним случаем предательства сотрудников органов внутренних дел.

Вы пришли в главк со своей новой командой?

Александр Макаров: Некоторые новые назначения прошли и, конечно же, в дальнейшем будут еще. Это нормальный рабочий процесс управления: кто-то из сотрудников показывает свою способность к дальнейшему профессиональному прогрессу, кто-то наоборот  «пресыщается» проделанной работой, и возникает объективная необходимость укрепления его позиции. При этом я приверженец недопустимости ломки работающей системы.

В целом, коллектив службы собственной безопасности, в частности Главного управления, — высокопрофессиональный, это люди, которым я могу доверять. Более того, считаю, что СБ — это элитарное подразделение полиции. Для того чтобы работать в нем, надо не только доказать свою состоятельность на практике, но и сохранить  непредвзятость оперативного мышления. И, что самое важное, оставаться порядочным человеком.

Уже неоднократно освещалось в прессе, и, в том числе «Российской газете», что в целях проверки соответствия кандидатов к требованиям, предъявляемым для службы в ГУСБ МВД России, установлено обязательное прохождение полиграфа. При этом, кстати, по аналогии с ФБР Минюста США и полицией Израиля, в настоящее время на базе «детектора лжи» реализована практика комплексной психологической оценки личностных свойств кандидата. Она заключается в прохождении сотрудником собеседования с нашим штатным специалистом-психологом. В дальнейшем заключение психолога и данные тестирования на полиграфе сводятся в единый акт, который является обязательным документом, рассматриваемым на аттестационной комиссии. В текущем году десяти кандидатам было отказано в прохождении службы в подразделениях ГУСБ МВД России именно по так называемому «психологическому» критерию.

Необходимость такого тщательного изучения личности сотрудника необходима. Решая «деликатную» задачу оперативной работы в профессиональной среде своих коллег, сотруднику службы собственной безопасности жизненно необходимо иметь навыки первичной оценки информации, умение выявлять откровенную дезинформацию, а также оценивать законность действий, в которые предпринимал проверяемый в контексте событий прошлого и противоречивости имеющихся данных.

Как театр начинается с вешалки, так и обеспечение законности мы начинаем со своей службы. В этой связи в Главке создан отдел внутренних проверок, компетенция которого распространяется на сотрудников собственной безопасности. Кстати,  недавно сотрудники этого подразделения проводили проверку по рапорту сотрудника дорожной полиции. Вкратце: возник  конфликт между инспектором и сотрудником нашего территориального подразделения в процессе проведения административных процедур разбора обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. Внимательно изучив факты, мы пришли к заключению о неправомерности действий сотрудника СБ. Он уволен.

Прозвучала критика по поводу результатов внеочередной аттестации личного состава МВД. Мол, далеко не все коррупционеры были выявлены. Значит ли это, что полицию опять ждут массовые, поголовные проверки?

Александр Макаров: Конечно, нет. Министр внутренних дел России Владимир Колокольцев против повторного проведения всеобщей переаттестации.

Тем более, что нет объективной необходимости устраивать «встряску» сформировавшихся коллективов. Сейчас время других методов и подходов. И общественность может увидеть, как руководство МВД России и территориальных органов реагирует на неправомерные действия подчиненных. Неприкосновенных нет и не будет.

Несомненно, институт аттестации будет использоваться, но точечно, в тех ситуациях, когда он будет востребован и может способствовать наведению порядка в коллективе, одновременно с сохранением его работоспособности. Как у врача-хирурга: главное — сохранять холодную голову и удалять очаг заболевания. В этом и излагается сущность работы службы собственной безопасности.

Тем не менее, мы не отказываемся от применения профилактических, превентивных мер в рамках существующей системы оперативного обслуживания органов внутренних дел.

Она эффективна, если выражаться врачебной терминологией, для борьбы с отдельными метастазами. Судите сами: с начала текущего года, в дисциплинарном порядке понижены в занимаемой должности 165 сотрудников, перемещены по службе — 162, уволены из органов внутренних дел и миграционной службы — 1163. Это люди, которые балансируют на грани коррупционного риска.

К тому же эффективным профилактическим средством является процедура согласования службой собственной безопасности сотрудников при назначении на новую, более высокую должность. В этом году проверку прошли 118619 сотрудников. В 5683 случаях — а это почти 5 процентов — в отношении кандидатов имелась негативная информация.

Насколько учитывается мнение вашей службы при таких назначениях? Известно, что сотрудники злополучного отдела «Дальний» не были рекомендованы собственной безопасностью к службе в полиции. Тем не менее, их аттестовали. Правильно ли это, что мнение СБ носит лишь рекомендательный характер?

Александр Макаров: Я считаю, что правильно. Это и есть тот самый «деликатный» момент нашей работы. Свидетельство эффективности сопровождения службой собственной безопасности процесса назначения сотрудников на руководящие должности, по моему мнению, является то обстоятельство, что в девяти случаях из десяти начальники  органов внутренних дел учитывают рекомендации СБ.

Проверка на полиграфе имеет определяющее значение в кадровых решениях? Ведь это — дело добровольное, сотрудник вправе отказаться от прохождения такой процедуры?

Александр Макаров: Конечно,  вправе отказаться. Но тогда автоматически снимается вопрос о замещении им вышестоящей должности. Это — первое. А второе — ему с этого момента уделяется повышенное внимание со стороны службы собственной безопасности. Ведь этому человеку наверняка есть что скрывать. Тем более, что по правилам применения полиграфа, испытуемого заранее знакомят со всеми вопросами, которые будут ему заданы. Получается, он точно знает, что на некоторые из них не сможет ответить правдиво. Так можно ли ему доверять?

А кадровики несут какую-либо ответственность за брак в своей работе?Александр Макаров: Безусловно. Но опять же — в сфере своей компетентности. Будут проверены все звенья согласования, которые проходил провинившийся сотрудник. И если выяснится, что на каком-то этапе имелась в отношении него негативная информация, будет проведена служебная проверка — почему не обратили внимания?

Насколько эффективна служба собственной безопасности?

Александр Макаров: Судите сами. Ежегодно более половины сотрудников, совершивших правонарушения, привлекались к ответственности по материалам самих органов внутренних дел. Причем подразделениями собственной безопасности выявляется двое из трех сотрудников, совершивших преступления. Наши сотрудники выявляют 83 процента взяточников. Выявлено 1518 сотрудников, совершивших коррупционные преступления, из них 303 — взяточничество.

При этом, в 9 территориальных органах МВД России все сотрудники, совершившие преступления этой категории, выявлены исключительно подразделениями собственной безопасности — республики Ингушетия, Карелия, Камчатский край, Амурская, Калининградская, Новгородская, Рязанская, Смоленская, Тульская области.

Подразделениями собственной безопасности проводятся проверки по жалобам, заявлениям и иной информации о коррупционных правонарушениях, к которым причастны сотрудники и работники системы МВД.  За 9 месяцев 2012 года проведено 4824 проверки, по результатам которых в 1267 случаях изложенная информация о неправомерных действиях сотрудников нашла свое подтверждение. На основании этих материалов органами Следственного комитета России возбуждено 542 уголовных дела с привлечением 345 сотрудников к уголовной ответственности.

Вы разобрались с нашумевшей историей, связанной с введением новой формы в МВД?

Александр Макаров: Да, мы провели серьезную проверку законности заключения государственных контрактов на поставку товаров для нужд МВД России. Для этого привлекли специалистов службы по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, ревизоров Контрольно-ревизионного управления. Изъята в полном объеме вся документация по заключенным контрактам и конкурсам, тендерам, служебные документы о проведенных аукционах на поставку товаров, выполнения работ и оказания услуг за период с 2010 по 2012 годы. Проверяются сведения о причастности к противоправной деятельности ряда руководителей тыловых подразделений МВД России и других должностных лиц министерства, в компетенцию которых входил ведомственный контроль за соблюдением установленного законом порядка проведения конкурсов по государственным заказам. По некоторым сделкам, в которых принимало участие МВД России, уже установлены нарушения условий и порядка проведения торгов. В частности, установлены факты манипуляций. То есть, отклонялись заявки  рядовых участников аукционов по формальным основаниям и таким способом обеспечивались победы аффилированных компаний.

Так, выявлены нарушения существенных условий поставки вещевого имущества для нужд МВД в сентябре 2011 — марте 2012 года по заключенным государственным контрактам. В частности,  проверка образцов шерстяных брюк и кителей, рубашек показала, что поставленная продукция не соответствует нормам, определенным в госконтракте.

А в итоге?

Александр Макаров: В итоге Арбитражный суд по иску МВД России расторгнул государственный контракт с несколькими крупными поставщиками  на поставку вещевого имущества общей суммой 3,96 миллиарда рублей в связи с невыполнением ими существенных условий контракта.

По этому делу ожидаются аресты, «посадки» высокопоставленных чиновников МВД?

Александр Макаров: Все материалы, как положено по закону, переданы в Следственный комитет России — там примут решение. Но могу сказать, что это, к сожалению, не единственная подобная афера. Мы проверили госконтракты на поставку рационов питания и выявили, что фактически поставленные образцы не отвечают установленным требованиям. Сейчас ГУСБ проверяет законность действий должностных лиц МВД, заключавших и сопровождавших контракты, организаций, нарушивших существенные условия сделок. Устанавливаем и фактическую сумму ущерба, причиненного бюджету.

Какие так называемые «полицейские услуги» сегодня наиболее востребованы криминалитетом?

Александр Макаров: Ну почему только криминалитетом? Современный бизнес быстро адаптировался к рынку незаконных услуг. Это сказывается в подходах к конкурентной борьбе — заказы на проведение проверки у конкурентов сейчас один из самых популярных запросов.

Например, к нам обратился подмосковный предприниматель — пожаловался на внезапную проверку сотрудниками УЭБиПК ГУ МВД России по Московской области его бизнеса и изъятие реализуемой им продукции. ГУСБ МВД России и органы Следственного комитета  по Московской области провели совместную проверку. Установлено, что в июне-августе сотрудниками ОРЧ №1 с территории торговых складов  в Мытищах было незаконно вывезено свыше 20 тысяч коробов с обувью, принадлежащей заявителю. При этом оперативниками ГУСБ МВД России задокументирован факт вымогательства со стороны двоих сотрудников полиции незаконного денежного вознаграждения за возврат изъятой продукции. 11 сентября сотрудниками собственной безопасности при получении взятки в размере 1 миллиона 200 тысяч рублей в помещении кафе задержан гражданин, который выполнял функции посредника. Затем в момент получения незаконного денежного вознаграждения с поличным задержан один из вымогателей — майор полиции, старший оперуполномоченный ОРЧ №1 УЭБиПК ГУ МВД России по Московской области.

Правда ли, что посредничество в коррупционных схемах стало высокодоходной формой бизнеса?

Александр Макаров: Действительно, оперативники службы собственной безопасности неоднократно сталкивались с тем, что так называемые «решалы» стали даже создавать свои фирмы, якобы оказывающие консалтинговые услуги. И на этом фоне процветают разного рода мошенники, якобы со связями в правоохранительной системе.

Вот характерный пример. ГУСБ МВД России и ГУ МВД России по Московской области была проведена совместная проверка обращения о возможных фактах вымогательства должностными лицами органов внутренних дел незаконного денежного вознаграждения за принятие решения по уголовным делам, находящимся в производстве следственных подразделений. Оперативным путем была установлена схема мошеннических действий. Участники преступной группы, действуя, якобы в качестве представителей сотрудников следственных органов МВД России, предлагали услуги по прекращению уголовного преследования. Размер вознаграждения доходил в зависимости от сложности дела до нескольких десятков миллионов рублей.

В процессе оперативной разработки членов группировки был задокументирован факт вымогательства 1 миллиона долларов у родственников подследственного за прекращение уголовного дела. В момент получения части вымогаемых средств в сумме 22 миллионов рублей в Красногорском районе Московской области наши сотрудники задержали двух человек, один из которых оказался заместителем генерального директора столичной коммерческой организации.

У этих «решал» и в самом деле были связи в правоохранительных органах или они банально блефовали?

Александр Макаров: Это мы сейчас выясняем, проводим проверку возможной причастности сотрудников ОВД к мошеннической схеме, устанавливаем всех ее участников.

Оказывали ли сотрудники, подозреваемые в преступлении, сопротивление при задержании? Кто проводит такие задержания — в главке есть свое спецподразделение?

Александр Макаров: В большинстве случаев задержания проводятся оперативниками ГУСБ МВД России, прошедшими специальную подготовку. В исключительных тактических ситуациях для задержаний привлекаются так называемые «тяжелые» подразделения — сотрудники Центра специального назначения МВД России.

Все действия аксиоматичны: «Четкость и оперативность при задержании исключает сопротивление задерживаемого». Во-первых, каждое такое мероприятие тщательно готовится, просчитываются все варианты, учитывается наличие оружия у человека, уровень его подготовки и степень опасности. Все происходит мгновенно и внезапно, без предварительной «артподготовки». И, во-вторых, подавляющее большинство задерживаемых хорошо понимают бессмысленность сопротивления сотрудникам собственной безопасности.

Известно, что ваш главк обязан защищать сотрудников от разного рода угроз. Неужели полицейский не может защитить себя сам?

Александр Макаров: Наш анализ подтверждает, что ситуация действительно сложная — практически каждое третье задержание, проводимое сотрудниками органов внутренних дел, сопровождается оказанием физического сопротивления. В обиходе сотрудников даже укоренился специальный термин — «жесткое задержание». Недавно погиб участковый уполномоченный, пытавшийся задержать мелкого хулигана. Тот застрелил полицейского из пистолета. В этом году зарегистрировано свыше 16 тысяч преступлений, совершенных против сотрудников органов внутренних дел. Даже в «лихие 90-е» такого порядка цифр отечественная уголовная статистика просто не знала. За 9 месяцев 2012 года произошло 9519 нападений, погибло свыше 50 сотрудников. Это сравнимо со штатной численносттю отдела полиции, обслуживающего населенный пункт, в котором зарегистрировано приблизительно 50 тысяч жителей. По российским меркам — это один из 155 средних городов.

Мы изучали международный опыт: такой криминальной активности в мирное время не знает ни одно экономически развитое государство.

Как вы защищаете полицейских?

Александр Макаров: Система государственной защиты применяется достаточно широко. В этом году  обеспечено мерами безопасности около 2 тысяч сотрудников полиции и членов их семей, что практически на треть больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. При этом, количество первоначальных  сигналов о принятии мер государственной защиты выросло в полтора раза. По мнению наших экспертов, это связано с активизацией криминала, который пользуясь процессами реорганизации системы обеспечения правопорядка, предпринял попытку передела сфер влияния. В отличие от событий 90-х, былого беспредела удалось избежать. Прежде всего, за счет эффективной работы механизма госзащиты сотрудников.

С начала года в подразделения собственной безопасности поступило свыше 2036 обращений от сотрудников, что на 60,7 процента больше, чем в прошлом году.

С начала года для обеспечения защиты жизни и здоровья сотрудников, сохранности их имущества меры безопасности применялись 4 170 раз. Это и личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице, замена документов, изменение места работы, службы или учебы, временное помещение в безопасное место. Результатом работы стало возбуждение 390 уголовных дел в отношении угрозоносителей. Никто из защищаемых сотрудников и близких не пострадал.

Кого-то посадили?

Александр Макаров: Вот пример. В Ивановской области сотрудник полиции пресек нарушение ПДД со стороны одного из так называемых «братков», неоднократно судимого, который к тому же был в нетрезвом состоянии. Вместо объяснений полицейский получил угрозы. При доставлении в отдел задержанный пообещал расправиться с сотрудником. С учетом этих обстоятельств подразделением собственной безопасности был выработан комплекс защитных мероприятий. В частности, обеспечена охрана сотрудника и членов семьи. Сотрудниками собственной безопасности даны четкие рекомендации по поведению защищаемых лиц на весь период действия угрозы. В итоге удалось своевременно пресечь нападение на сотрудника и провести полицейскую спецоперацию по задержанию участников планируемой акции. Задержанные были признаны судом виновными в противоправных действиях в отношении сотрудников полиции и осуждены к реальным срокам лишения свободы.

А вам самим приходится прибегать к подобным методам защиты?

Александр Макаров: С 1991 по 2000 год, работая оперативником, я застал то время, когда ситуация, предполагающая применение оружия,   могла возникнуть внезапно и непредсказуемо. Многие сотрудники тогда работали в условиях чрезвычайного служебного риска, и именно в эти годы резко пошла в гору печальная статистика профессиональной смертности.

В последующем методы криминала стали изменяться. На смену жесткому устранению сотрудника пришли подкуп, шантаж. В последние годы, особую актуальность приобрела дискредитация сотрудников.

Право должностных лиц системы МВД России на защиту чести, достоинства и деловой репутации является их конституционным правом, а деловая репутация органов внутренних дел — одним из условий их успешной деятельности, при этом как сотрудник, так и орган, считающие, что о них распространены не соответствующие действительности порочащие сведения, вправе предъявить судебные иски.

Также в соответствии с законодательством Российской Федерации сотрудник как гражданин вправе требовать опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, а орган внутренних дел как юридическое лицо — сведений, порочащих его деловую репутацию.

С целью выработки системного подхода к защите чести и достоинства сотрудников, их деловой репутации, а также репутации органов внутренних дел приказом Министра внутренних дел в структуре ГУСБ МВД России создано подразделение, в компетенцию которого входит решение вышеобозначенного круга вопросов.

На наш взгляд, установление имевшего места распространения сведений о сотруднике, порочащего характера этих сведений и несоответствия их действительности возможно в рамках проведения служебных проверок в отношении сотрудников органов внутренних дел.

При этом мы поддерживаем идею установления серьезной ответственности для тех лиц, которые целенаправленно дискредитируют сотрудников. По моему мнению, этот род противоправных действий выходит за рамки клеветы, поскольку преступник преследует цели не только оговора сотрудника, но и нарушения нормального порядка осуществления им служебных полномочий, а в резонансных случаях — нормального порядка функционирования самого органа внутренних дел.

Недавно ГУСБ МВД России закончило проведение служебной проверки по жалобе гражданина о том, что сотрудники транспортной полиции на железнодорожном вокзале незаконно произвели его задержание и, с его слов, похитили у него большую сумму денег, которая предназначалась для покупки автомобиля. В течение нескольких недель наши оперативники проверяли всех сотрудников транспортной полиции, которые могли нести службу в районе предполагаемого происшествия. Информация, которую сообщал заявитель, в корне не подтвердилась. При сопоставлении всех фактов выяснилось, что заявитель действительно был задержан сотрудниками за мелкое хулиганство, причем денег при нем не было и быть не могло, потому что он «спустил» их в казино. А чтобы оправдаться дома перед женой ничего лучше не придумал, чем версию «жертвы». Подобная ситуация, наверное, больше похожа на сюжет низкопробной комедии, но проблема в том, что таких фактов достаточно много.

Мы полагаем, что установление уголовной ответственности за вмешательство в деятельность сотрудников органов внутренних дел, а равно оказание давления на должностных лиц правоохранительных органов при исполнении ими полномочий по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью, вместе с реализацией алгоритма ведомственной правовой защиты сотрудников создаст нормальные психологические условия для эффективной работы полицейских коллективов.

Куда гражданин может пожаловаться на полицейского?

Александр Макаров: Номера телефонов, почтовые адреса, по которым можно сделать сообщение в службу собственной безопасности, есть в каждом отделе полиции в каждом регионе. Размещены они и на официальном сайте МВД России. На этом же сайте есть и телефон «горячей линии».

Много ли жалоб на полицейских подтверждаются?

Александр Макаров: Не более половины. Причем мы тщательно проверяем все сообщения, даже анонимные. Другое дело, что нередко такая информация оказывается клеветнической, ошибочной, излишне эмоционально окрашенной либо просто глупой.

Например, житель одного из районов Москвы не доволен тем, что постовой на контрольно-пропускном пункте в отделе полиции спрашивает о цели визита. Жительница Смоленской области обжаловала действия сотрудников полиции, задержавших мать заявительницы, разбившую камнем стекло автомобиля. Еще один заявитель пожаловался на «горячую линию», что сотрудники полиции медленно подходят к «телефонам доверия».

А вот совершенно другая история. Из Ярославской области пришло сообщение о ДТП с участием служебного полицейского автомобиля. По информации, изложенной заявителем, авария произошла по вине сотрудника, был полностью разбит автомобиль гражданского водителя, а сам он получил тяжкие телесные повреждения. При этом нарушение было сокрыто руководством УМВД, меры к виновным не приняты, сотрудник оказывает давление на пострадавших лиц. Мы выяснили, что ДТП действительно имело место. Однако автомашины получили незначительные повреждения. В момент аварии оба водителя были в трезвом состоянии, телесные повреждения участникам ДТП не причинены, вина водителей признана обоюдной. О факте аварии сотрудник в тот же день поставил в известность непосредственное начальство и подал рапорт о случившемся руководителю органа.

Оказалось, что обращение в ГУСБ было направлено от имени заявительницы женой бывшего сотрудника, который годом ранее по инициативе попавшего в аварию офицера полиции был переведен на нижестоящую должность, а затем и уволен в виду ненадлежащего исполнения служебных обязанностей. Так что нам приходится защищать сотрудников и от заведомой клеветы. Кто-то интригует, кто-то сводит счеты, а кто-то мешает расследованию преступления, стремясь искусственно создать для оперативника или сыщика проблемы с начальством.

Вы намерены что-либо менять в работе службы собственной безопасности?

Александр Макаров: Скорее, не менять, а развивать направления работы.  В 2007 году впервые за всю историю МВД была создана Концепция обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел и ФМС России. Главная ее суть — приведение к общему знаменателю работы всех наших подразделений.  Мало кто знает, но была очень серьезная проблема — необходимость самоочищения органов правопорядка по-разному, мягко говоря, трактовалась в разных регионах.  Где-то, исходя из личных мотивов, руководители искажали ситуацию, укрывали проблемы с законностью, что, в конечном счете, вызывало серьезные нарушения прав граждан. Например, вспомним случай с Евсюковым, отдел полиции «Дальний». Одним словом, создание антикоррупционной атмосферы достигалось — если достигалось — лишь по команде сверху и при непосредственном вмешательстве ГУСБ МВД России. Отсутствовала единая идеология ведомственной работы по обеспечению собственной безопасности — каждый начальник самостоятельно оценивал степень угрозы и, исходя из собственного опыта, определял, каким образом их нейтрализовать. На практике это положение дел приводило к недооценке проблем и самоустранению некоторых начальников от принятия решений в вопросах законности и служебной дисциплины. В результате ежегодно увеличивалось число преступлений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, причем многие из этих преступлений укрывались

«Ручной режим» обеспечения собственной безопасности изжил себя. Потребовалась новая доктрина.

Доктрина появилась. Что изменилось?

Александр Макаров: Концепция позволила использовать передовые научные и методологические наработки для изменения идеологии внутренней законности в органах внутренних дел. МВД не скрывает проблем в своих рядах и стремится каждому чрезвычайному происшествию дать ведомственную оценку, установить круг системных проблем.

Впервые на ведомственном уровне закреплена персональная ответственность руководителей всех уровней за состояние законности и обеспечение собственной безопасности. Самое главное здесь — повышение персональной ответственности начальников за систематическое укрытие от учета правонарушений сотрудников. Была перестроена структура подразделений собственной безопасности, скорректирован их правовой статус и полномочия.

Изменены условия отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел.  Введены институты согласования кандидатов на руководящие должности в системе МВД России с подразделениями собственной безопасности, личного поручительства при поступлении на службу, проведение психофизиологических исследований с применением полиграфа.

Определен порядок представления сведений о доходах, уведомления о фактах коррупционных обращений, разграничены полномочия по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, а также соблюдения сотрудниками полиции требований к служебному поведению. Сейчас разрабатывается новая Концепция на ближайшие пять лет.

Какие предлагаются новации?

Александр Макаров: Речь, в том числе, будет идти о совершенствовании правового статуса и ответственности служащих органов правопорядка.

В первую очередь, необходима четкая систематизация дисциплинарного производства: моментов начала производства по дисциплинарным проступкам, задачи дисциплинарного производства, круг обстоятельств, исключающих производство по делу о дисциплинарном проступке, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, статус участников производства, обстоятельства по делу о дисциплинарном проступке, подлежащие выяснению, порядок реализации мер процессуального обеспечения и порядок их обжалования, исполнительное дисциплинарное производство.

Нужно ввести и меры административной и уголовной ответственности за сообщение заведомо ложной информации о коррупции, как это сделано, например, в Сингапуре.

В государственно-служебном законодательстве необходимо уточнить порядок выведения госслужащих за штат, их увольнения или понижения в должности при проведении организационно-штатных мероприятий, детально определить их правовой статус, чтобы снизить риск коррупционных правонарушений со стороны лиц, которые формально относятся к соответствующему органу государственной власти. Следует также ввести меры ответственности служащих за коррупционные правонарушения, например пожизненное лишение пенсионных, медицинских и иных льгот, предоставленных в связи со статусом госслужащего, исключение из общего трудового стажа время работы на государственной службе.

Досье «РГ»

Александр Иванович  Макаров, генерал-майор полиции, начальник Главного управления собственной безопасности МВД РФ.

Родился в 1965 году в Рязанской области. В 1986 году поступил в Чебоксарскую специальную среднюю школу милиции МВД СССР. С 1988 года служил на различных должностях в ОВД Железнодорожного райисполкома Рязани. С 1991 по 2005 годы прошел путь от старшего оперуполномоченного до начальника Управления по борьбе с организованной преступностью УВД Рязанской области.

В 2005 году назначен на должность заместителя начальника Криминальной милиции ГУВД Московской области — начальника Управления по борьбе с  организованной преступностью. С 2008 года — заместитель начальника, начальник Оперативно-розыскного бюро №2 МВД России. В 1995 году окончил Юридический институт МВД России по специальности «Правоведение». Награжден орденом Почета.

27 сентября 2010 года Указом Президента РФ назначен на должность начальника Управления внутренних дел по Зеленоградскому административному округу Москвы.

1 июля 2011 года после прохождения переаттестации Приказом начальника ГУ МВД России по Москве назначен на должность начальника УВД по Зеленоградскому АО ГУ МВД РФ по Москве с присвоением звания «полковник полиции».

12 августа 2011 года Указом  Президента РФ назначен начальником Управления внутренних дел по Северо-Восточному административному округу ГУ МВД России по Москве. 

Указом Президента РФ от 23 февраля 2012 года присвоено специальное звание «генерал-майор полиции».

Указом Президента РФ от 27 июля 2012 года назначен начальником Главного управления собственной безопасности МВД РФ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Скачать руководство по эксплуатации мерседес w210
  • Плиточный клей белфикс юнис инструкция по применению
  • Семакс капли в нос детям инструкция по применению отзывы
  • Мануал дрз 400 на русском
  • Тойота спринтер 1995 руководство