Ханин ю л краткое руководств

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ТРЕВОЖНОСТИ Ч.Д. СПИЛБЕРГЕРА, Ю.Л. ХАНИНА

Название на русском языке: Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина

Оригинальное название: State-Trait Anxiety Inventory, — STAI (Spielberger C.D., 1964).

Источник: Spielberger C.D., Gorsuch R.L., Lushene. R.E. Manual for the State-Trait Anxiety Inventory.//Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press. — 1970. Spielberger C.D. Test Anxiety Inventory: Preliminary professional manual. — Menlo Park. — 1980. Адаптация методики Ю.Л. Ханина. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к шкале реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. — Ленинград. — 1976. — 18 с.

Тип (подчеркнуть):

— шкала оценки

— индекс

— вопросник

— другое (уточнить):

Назначение: Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина является шкалой самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика личности) и применяется в клинике для определения выраженности тревожных переживаний, оценки состояния в динамике и др. Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого.

Содержание (шаблон)

Инструкция

Шкала ситуативной тревожности

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет

N пп

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Инструкция

Шкала личной тревожности

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

N пп

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

21

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

22

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23

Я легко расстраиваюсь

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

25

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

26

Я чувствую прилив сил и желание работать

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Ключ (интерпретация):

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

Уровень реактивной тревожности вычисляется по формуле:

ТР — показатель реактивной тревожности;

— сумма баллов по прямым вопросам (3, 4, 6, 7, 9, 12, 14, 15, 17, 18);

— сумма баллов по обратным вопросам (1, 2, 5, 8, 10, 11, 13, 16, 19, 20).

Для исчисления уровня личностной тревожности применяется формула:

ТЛ — показатель личностной тревожности;

— сумма баллов по прямым вопросам (22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40);

— сумма баллов по обратным вопросам (21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

Интерпретация

до 30 баллов — низкая тревога (тревожность),

31 — 44 балла — умеренная;

45 и более — высокая.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных личностей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Приложение Г6

Скачать документ целиком в формате PDF

Текущая страница: 12 (всего у книги 22 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]

Шкала оценки уровня тревоги и тревожности3333

  См.: Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. Л., 1976.

[Закрыть]

Шкала оценки тревоги разработана Ч.Д. Спилбергером в 1966–1973 гг. для дифференцированной оценки личностной тревоги (тревожности) и реактивной тревоги. Аналогичным является разделение таких физиологических понятий, как возбудимость и возбуждение нервной системы. Склонность субъекта к повышенной чувствительности, к изменениям, происходящим с ним, характеризуется тревожностью. Тревога– реакция на реальную или воображаемую опасность – возникает в конкретной ситуации. Человек может быть тревожным, но не проявлять этого качества, если обстоятельства благоприятны для него. С другой стороны, напряженная ситуация или цепь ситуаций, в которых субъект находится, могут постоянно вызывать у него тревогу, обусловленную объективными обстоятельствами. Такое разделение важно в практическом плане, так как позволяет оказывать человеку адресную психологическую помощь.

В нашей стране используется вариант методики, адаптированный Ю.Л. Ханиным и получивший название шкалы реактивной и личностной тревожности Спилбергера– Ханина (1976, 1978). Ю.Л. Ханин осуществил адаптацию, модифицировал и стандартизировал методику, получил ориентировочные нормативы поуровневой выраженности тревожности.

Методика может применяться для лиц в возрасте от 16 лет.

Порядок исследования: Текст опросника зачитывается экспериментатором или предъявляется испытуемому списком на заранее приготовленных бланках. Текст состоит из двух шкал, по 20 утверждений в каждой, раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожность.

Испытуемые, отвечая на утверждения первой части опросника (№ 1–20), выбирают один из четырех вариантов ответов: 1) нет; 2) скорее нет; 3) скорее да; 4) да. Напротив номера утверждения записывают число, соответствующее выбранному ответу. Для второй части опросника (утверждения № 21–40) варианты ответов иные: 1) почти никогда; 2) иногда; 3) часто; 4) почти всегда.

Инструкция: «Вам будет зачитан ряд утверждений. Внимательно прослушав каждое из них, выберите из четырех возможных ответов один, наиболее подходящий, по вашему мнению. Напротив номера утверждения запишите число, соответствующее выбранному вами ответу. Для утверждений с-1по 20 варианты ответов таковы: 1) нет, 2) скорее нет, 3) скорее да, 4) да. Вопросы есть? Начинаем».

После того как будут зачитаны все предложения первой части, предлагаются новые варианты ответов:

«Для следующих 20 утверждений, которые будут вам предложены, варианты ответов другие: 1) почти никогда; 2) иногда; 3) часто; 4) почти всегда. Вы также выбираете самый подходящий и записываете соответствующее ему число».

Текст опросника

1. Я спокоен.

2. Мне ничто не угрожает.

3. Я нахожусь в напряжении.

4. Я испытываю сожаление.

5. Я чувствую себя свободно.

6. Я расстроен.

7. Меня волнуют возможные неудачи.

8. Я чувствую себя отдохнувшим.

9. Я встревожен.

10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.

11. Я уверен в себе.

12. Я нервничаю.

13. Я не нахожу себе места.

14. Я взвинчен.

15. Я не чувствую скованности, напряженности.

16. Я доволен.

17. Я озабочен.

18. Я слишком возбужден, и мне не по себе.

19. Мне радостно.

20. Мне приятно.

21. Я испытываю удовольствие.

22. Я очень быстро устаю.

23. Я легко могу заплакать.

24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие.

25. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения.

26. Обычно я чувствую себя бодрым.

27. Я спокоен, хладнокровен и собран.

28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня.

29. Я слишком переживаю из-за пустяков.

30. Я вполне счастлив.

31. Я принимаю все слишком близко к сердцу.

32. Мне не хватает уверенности в себе.

33. Обычно я чувствую себя в безопасности.

34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.

35. У меня бывает хандра.

36. Я доволен.

37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.

38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.

39. Я уравновешенный человек.

40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.

Обработка результатов:

Подсчитывается сумма чисел, записанных при ответе на утверждения: № 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18 – (Σ1); затем сумма остальных чисел, записанных при ответе на утверждения: № 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20 – (Σ2). Затем высчитывается показатель уровня реактивной тревожности:

Аналогичным образом подсчитывается уровень личностной тревожности:

где Σ1 – сумма цифр-ответов на утверждения: № 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; Σ2 – сумма остальных цифр по пунктам № 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

Если полученная сумма меньше 30 – это показатель низкой тревожности, 31– 45 – умеренная тревожность, 46 и более – высокая тревожность.

Тест школьной тревожности Филлипса 3434

  См.: Альманах психологических тестов.

[Закрыть]

Цель: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Инструкция: «Ребята, сейчас вам будут предложены вопросы о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе для ответов наверху запишите свои имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ „+“, если вы согласны с ним, или „–“ если не согласны.

Текст опросника

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько хорошо ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты поймешь что он говорит?

7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос о том, что тебя оставят на второй год? 13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17. Трудно ли тебе получать такие оценки, каких ждут от тебя родители?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли ты с ним справился?

22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по-дружески?

25. Работаешь ли ты усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29. Когда ты получаешь хорошие оценки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?

34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один со своим учителем?

45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих делах больше, чем другие ребята?

47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые так хорошо знал ранее?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием? 51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка твоих заданий в школе?

53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь сделать ты?

55.Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Обработка и интерпретация результатов

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «–», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом, – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее количество несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста—о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Таблица 21

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

1. Общая тревожность в школе– эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, в достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуации проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость мнения других в оценке своих результатов, поступков и мыслей; тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Личностный опросник Г. Айзенка для детей3535

  См.: Пивоварова Г.Н., Панасюк А.Ю. Возрастная динамика некоторых характеристик темперамента детей школьного возраста. Методы моделирования и разработки нормативов постнатального сомато-психического развития. М., 1976. С. 164– 170.

[Закрыть]

Методика разработана Г. Айзенком (опубликована в 1969г.) на основе варианта для взрослых (Eysenck Personality Inventory– EPI, 1963). Предназначена для оценки двух биполярных психических характеристик высокой степени обобщения – нейротизма с крайними полюсами «устойчивый – неустойчивый» и «экстраверсии – интроверсии». Может применяться для обследования детей 7 лет и старше. Кроме того, она содержит 12 вопросов, позволяющих выявлять установочное поведение испытуемых (стремление показать себя в лучшем виде).

Нейротизм не тождественен неврозу, однако у лиц с высокими показателями по данной шкале в неблагоприятных ситуациях, например стрессовых, может развиться невроз. «Нейротическая» личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. При неблагоприятных обстоятельствах эта черта может перерасти в невроз.

Г. Айзенк по-своему интерпретирует понятия экстраверсии и интроверсии, заимствованные у К. Юнга, как комплексы коррелирующих между собой черт. Согласно его пониманию, экстраверта характеризует общительность, широкий круг знакомств, импульсивность, оптимистичность, слабый контроль над эмоциями и чувствами. Для интроверта характерны противоположные черты – спокойствие, застенчивость, интроспективность, отдаленность от всех, кроме близких людей. Он планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем.

Данные психические качества в значительной мере определяют поведение людей, в том числе коммуникативное поведение, поэтому их знание полезно логопеду.

Инструкция: «На дополнительном бланке под соответствующими номерами утверждений, если вы согласны, поставьте знак „+“, если вы не согласны – знак „–“.

Помните, согласием вы отвечаете в том случае, если предлагаемое свойство наиболее характерно для вас, проявляется достаточно часто. Не делайте пометок на листке с утверждениями. Старайтесь отвечать быстро и искренне.

Помните, что ответ должен содержать только то, что вы достоверно сами знаете и думаете о себе. Это не испытание ума и способностей; здесь нет ни хороших, ни плохих ответов».

Список вопросов

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?

3. Всегда ли ты находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают?

4. Бываешь ли ты иногда раздражен чем-нибудь?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Верно ли, что тебе обычно приятнее и легче с книгами, чем с ребятами?

7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?

10. Чувствуешь ли ты иногда себя несчастным, хотя для этого и нет настоящей причины?

11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, оживленный человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Часто ли ты бываешь раздражен чем-нибудь?

14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе?

15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все окончилось благополучно?

16. Можно ли тебе доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты без труда внести оживление в скучную компанию сверстников?

18. Бывает ли, что у тебя без причины (физической нагрузки, бега, подъема по лестнице и так далее) сильно бьется сердце?

19. Обычно ты делаешь первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?

20. Приходилось ли тебе иногда говорить неправду?

21. Легко ли ты расстраиваешься, когда критикуют тебя или твою работу?

22. Часто ли ты шутишь и рассказываешь веселые истории своим друзьям?

23. Часто ли ты чувствуешь себя усталым?

24. Всегда ли ты сначала делаешь уроки, а уже потом играешь?

25. Обычно ты весел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Ты очень любишь общение с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. Бывает ли у тебя головокружение?

30. Нравится ли тебе иногда ставить других в неловкое положение?

31. Часто ли ты чувствуешь, что тебе что-то надоело?

32. Любишь ли ты иногда похвастаться?

33. Молчишь ли ты чаще всего в обществе незнакомых людей?

34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

35. Быстро ли ты обычно принимаешь решение?

36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?

37. Часто ли тебе снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в обществе друзей?

39. Легко ли тебя огорчить?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41. Верно ли, что обычно ты говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно для обдумывания?

42. Ты долго переживаешь, если оказываешься в глупом положении?

43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?

44. Ты всегда ешь все, что тебе подают?

45. Когда тебя о чем-либо просят, трудно ли тебе отказать?

46. Любишь ли ты часто ходить в гости?

47. Бывает ли так, что у тебя пропадает всякий интерес к жизни?

48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

49. Считают ли тебя ребята живым и веселым человеком?

50. Часто ли ты отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Тебе больше нравится сидеть и смотреть, чем принимать активное участие в общем веселье?

52. Обычно тебе трудно уснуть из-за разных мыслей?

53. Бываешь ли ты обычно совершенно уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?

54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

55. Тебе трудно заговорить первым с незнакомыми людьми?

56. Часто ли ты спохватываешься, когда уже поздно?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Иногда ты чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякой причины?

59. Считаешь ли ты, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной и шумнойкомпании сверстников?

60. Часто ли тебе приходится волноваться из-за того, что сделал что-нибудь не подумав?

Интерпретация и оценка результатов:

Оценка результатов производится с помощью ключа.

Ключ

Нейротизм. Подтверждается ответами «да» – 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18,21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

Экстраверсия: «да» – 1, 3, 6, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57; «нет» – 48, 51, 55, 59.

Ложь: «да» – 8, 16, 24, 28, 36, 44; «нет» – 4, 12, 20, 32, 40, 48.

Интерпретация показателей заключается в оценке того, к какому из двух полюсов склоняются выявленные показатели. Например, экстраверсия диагностируется при показателе больше 12 по этой шкале; чем этот показатель меньше 12, тем более выраженной является интроверсия.

Социометрия

Метод разработан Дж. Морено (1951). В настоящее время имеет много модификаций.

Цель: Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности – разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии– антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Материалы: Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица.

Подготовка исследования: Обследованию может подвергнуться группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий – это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарища для досуга).

В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели работать?») и негативные («C кем бы вы не хотели работать?»).

После выбора и формулировки критериев составляется опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.

Порядок исследования: Перед началом опроса происходит инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе его следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Примерный текст инструкции: «При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для вас и для вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности коллектива.

Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».

Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.

Процедура: Опросу подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

Возможны три основных способа выбора:

а) количество выборов ограничивается 3– 5;

б) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);

в) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов – третий. Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение за отрицательный выбор.

Ниже приведен пример обследования группы при помощи первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.

Бланк социометрического опроса

Ф. И. О._______________

курс (группа, класс)_________________________

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы (курса, отдела, класса и т. д.) с учетом отсутствующих.

1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться (работать) в новом коллективе?

а)

б)

в)

2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?

а)

б)

в)

3. С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход?

а)

б)

в)

Обработка и интерпретация результатов

1. Составление социоматрицы.

Социоматрица – это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

Таблица 22

Примечание. Взаимные выборы отмечаются «++» или «+» (если взаимность неполная).

Количество полученных выборов (79) – социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возможным числом выборов (11×9) = 99.

Существует и такой социометрический параметр, как индекс групповой сплоченности:

Показатель хорошей групповой сплоченности – 0,6–0,7.

2. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы – «мишени».

Рис. 18. К методике «Социометрия» Дж. Морено. Социограмма

Примечание: девочки обозначены кружками, мальчики – треугольниками; ® – односторонний выбор; ↔ – взаимный выбор.

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I. Внутренний круг – это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II. Второй круг – зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

III. Третий круг – зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV. Четвертый круг – зона изолированных; это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма (рис.18) наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

Рис. 19. К методике «Социометрия» Дж. Морено. Социограммы: 1) отдых; 2) работа; 3) опасность

Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу о взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Методика предназначена как для индивидуального, так и для группового обследования.

По Ю. Л. Ханину, состояние тревоги или ситуативная тревожность, обозначаемые одинаково: «СТ», возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность («ЛТ») как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением «СТ». Величина «ЛТ» характеризует прошлый опыт индивида, т.е. насколько часто ему приходилось испытывать «СТ…».

Диагностическая цель: Определение уровня ситуативной (появляющейся в данный момент) и личностной тревожности личности.

Контингент: методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Процедура проведения: Шкала реактивной и личностной тревожности состоит из двух частей по 20 заданий в каждой. Первая шкала предназначена для определения того как человек чувствует себя в данный момент, т. е. для диагностики актуального состояния — оценки ситуативной тревожности (СТ). Задания второй шкалы направлены на выяснение того, как субъект себя чувствует обычно, т. е. диагностируется тревожность как свойство личности (ЛТ). Каждая из частей шкалы снабжена собственной инструкцией, продолжительность обследования составляет примерно 5-8 мин. Каждое высказывание, включенное в опросник, оценивается респондентами по 4-балльной шкале.

Скачать бланк с вопросами методики «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера»

Скачать трафарет для подсчета суммы баллов по субтестам шкалы реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина

Инструкция к первой части шкалы: «В зависимости от самочувствия в данный момент, напротив утверждения, напишите наиболее подходящую для вас цифру: «1» — нет, это совсем не так; «2» — пожалуй, так; «3» — верно; «4» — совершенно верно».

1 2 3 4
1. Вы спокойны
2. Вам ничто не угрожает
3. Вы находитесь в напряжении
4. Вы испытываете сожаление
5. Вы чувствуете себя свободно
6. Вы расстроены
7. Вас волнуют возможные неудачи
8. Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком
9. Вы встревожены
10. Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения
11. Вы уверены в себе
12. Вы нервничаете
13. Вы не находите себе места
14. Вы взвинчены
15. Вы не чувствуете скованности и напряжения
16. Вы довольны
17. Вы озабочены
18. Вы слишком возбуждены и вам не по себе
19. Вам радостно
20. Вам приятно

Инструкция ко второй части шкалы: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и запишите подходящую для вас цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Цифры справа означают: «1» — почти никогда; «2» — иногда; «3» — часто; «4» — почти всегда)».

1 2 3 4
1. Вы испытываете удовольствие
2. Вы быстро устаете
3. Вы легко можете заплакать
4. Вы хотели бы быть таким же счастливым человеком, как и другие
5. Бывает, что вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро принимаете решения
6. Вы чувствуете себя бодрым человеком
7. Вы спокойны, хладнокровны и собраны
8. Ожидание трудностей очень тревожит вас
9. Вы слишком переживаете из-за пустяков
10. Вы бываете вполне счастливы
11. Вы принимаете всё слишком близко к сердцу
12. Вам не хватает уверенности в себе
13. Вы чувствуете себя в безопасности
14. Вы стараетесь избегать критических ситуаций и трудностей
15. У вас бывает хандра, тоска
16. Вы бываете довольны
17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют вас
18. Вы так сильно переживаете свои разочарования, что потом долго не можете о них забыть
19. Вы уравновешенный человек
20. Вас охватывает сильное беспокойство, когда вы думаете о своих делах и заботах

Скачать бланк с вопросами методики «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера»

Скачать трафарет для подсчета суммы баллов по субтестам шкалы реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина

Обработка результатов

Обработка полученных материалов осуществляется следующим образом.

Ситуативная тревожность (СТ) определяется по формуле: СТ = ∑1 — ∑2 + 35,

где ∑1 – сумма чисел при ответе на утверждения №№ 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

2 – сумма чисел при ответе на утверждения №№ 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.

Личностная тревожность (ЛТ) определяется по формуле: ЛТ = ∑1 — ∑2 + 35,

где ∑1 – сумма чисел при ответе на утверждения №№ 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20;

2 – сумма чисел при ответе на утверждения №№ 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19.

Результаты оцениваются обычно в градациях:

20 30 баллов – низкий уровень тревожности;

31 45 баллов – средний уровень тревожности;

46 баллов и более – высокий уровень тревожности.

Интерпретация результатов:

При интерпретации результатов особое внимание уделяется пиковым значениям.

Низкие значения уровня тревожности свидетельствуют о сниженном чувстве ответственности и необходимости обратить внимание на мотивы деятельности, выполняемой человеком. В некоторых случаях низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя «социально желательным».

Высокие значения уровня тревожности предполагают склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности и свидетельствуют о необходимости снизить субъективную значимость ситуации, перенести акцент на осмысление деятельности. Высокая личностная тревожность характеризуется также устойчивой склонностью воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие и коррелирует с эмоциональными и невротическими срывами.

Высокое ситуативное состояние тревоги характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Это вызывает нарушение внимания, нарушение тонкой координации.

Понятие ситуативной (актуальной), т. е. реактивной тревожности и понятие личностной, т. е. активной тревожности имеют не только специальный, описанный выше, но и более общий психологический смысл. Как отмечает О.П. Елисеев, диагностика реактивной и активной тревожности позволяет достаточно определенно судить о проявлении двух основных особенностей поведения личности в плане ее отношения к деятельности, а именно:

  1. По значению (в баллах), полученному для ситуативной тревожности, открывается возможность оценки параметра реактивности личности в смысле ее включенности, погруженности в деятельность, в ситуацию взаимодействия внутреннего и внешнего. В частности, в реактивности проявляются психодинамика и темперамент. Высокая реактивность, по Я. Стреляу, отвечает темпераменту меланхолика, менее высокая – флегматика, а низкая реактивность – холерика и вслед за ним – сангвиника.
  2. По значению (в баллах), полученному для личностной тревожности, можно оценить активность личности в плане ее характерологических свойств. Высокая активность соответствует мыслительному и практико-мыслительному типам характера, а низкая – художественному и практико-художественному.

При необходимости контроля за состоянием тревожности и за состоянием психодинамики личности, изменяющимися в ходе длительного обследования, а также при необходимости подобного контроля в «пилотажных» исследованиях применяется сокращенный вариант определения реактивной (ситуативной) тревожности (РТ).

Инструкция: «В зависимости от самочувствия в данный момент напротив утверждения напишите наиболее подходящую для вас цифру: «1» -нет, это совсем не так; «2» — пожалуй, так; «3» — верно; «4» — совершенно верно».

1 2 3 4
1. Я чувствую себя свободно
2. Я нервничаю
3. Я не чувствую скованности
4. Я доволен
5. Я озабочен

Показатель реактивной тревожности (РТ) высчитывается по формуле:

РТ =∑1 — ∑2 + 15,

где ∑1 – сумма чисел при ответе на утверждения №№ 2, 5;

2 – сумма чисел при ответе на утверждения №№ 1, 3, 4.

Величина показателя меняется от 5 до 20. Соответственно, чем выше показатель, тем выше уровень реактивной тревожности.

Источник:

  1. Здравствуйте, уважаемые участники форума.
    Я невролог, аспирант кафедры нервных болезней 1МГМУ им. И. М. Сеченова (клиника нервных болезней им. А. Я. Кожевникова, на ул. Россолимо). Мы проводим научную работу (тема ее изложена в разделе моих интересов, но суть не в этом).
    В работе мы используем различные психологические шкалы, в том числе шкалу самооценки Спилбергера-Ханина (ситуационная и личностная тревожность). Несмотря на то, что методика разработана и применяется уже очень давно, оказалось, что по интернету гуляет аж 4 метода подсчета результатов теста:
    1) «тревожные» вопросы считаются в прямом порядке (т.е. 1, 2, 3 или 4) а «противотревожные» — в обратном (т.е. 4, 3, 2, 1), затем все складывается.
    2) все вопросы считаются в прямом порядке, потом из «тревожных» вычетают «противотревожные» и прибавляют 35
    3) по сути вариация второго пункта, только для подсчета ситуативной тревожности прибавляют почему-то 50, а не 35
    4) этот вариант мне представляется самым бредовым и является по сути помесью первых двух вариантов, т. е. «тревожные» вопросы считаются в прямом порядке «противотревожные» — в обратном, а затем как во втором варианте одно вычитается из другого и прибавляется 35.

    Ссылки на сайты, где я это все нашел, не привожу, дабы избежать подозрений в распространении спама, но могу в качестве доказательств скинуть в личные сообщения.

    Естественно, все 4 варианта я проверил — и все 4 варианта выдают абсолютно разное значение, т.е. они не равносильны. Отсюда два вопроса — 1) какой из них правильный? 2) Откуда взялось столько вариантов?

    Задавшись вопросом, что же предолжил автор адаптированной версии (т.е. Ханин Ю. Л.), я решил обратиться к первоисточникам, но и тут ничего толкового не вышло, поскольку методичку Ю. Л. Ханина («Краткое руководство по применению шкалы самооценки Ч. Д. Спилбергер»), изданную в 1976 г. в ЛНИИФК я нигде не нашел, даже в Ленинке (РГБ), на мое письмо в сам ЛНИИФК (ныне СПбНИИФК) я ответа не получил. В другой книжке Ю. Л. Ханина («Психология общения в спорте») изложен краткий вариант шкалы для экспресс-диагностики (там всего 5 или 10 вопросов), где излагается первый из указанных вариантов обсчета. В сборнике тестов для исследования профпригодности и т д. (издан в Петрозаводске в 1993) излагается уже 2й вариант (с вычитаниями и прибавлениями). Иными словами поиск к конкретным результатам не привел.

    Просьба ко всем участникам форума, если у кого-то есть большой опыт работы с этой шкалой, а еще лучше — достоверная информация, как же правильно считать, то поделитесь ею, пожалуйста. И еще один вопрос — откуда все-таки взялось столько вариаций на тему подсчета (в особенности 1 и 2 варианты)


    Шмелев А.Г. нравится это.

  2. Евгений, здравствуйте.

    Сочувствую Вашей проблеме. Но, к сожалению, не могу помочь, так как сам всю жизнь больше разрабатывал оригинальные методики, чем использовал готовые чужие методики. Очень надеюсь, что кто-то из коллег сможет Вам что-то подсказать. Для этого я направлю ссылку на это Ваше сообщение известным мне эрудированным специалистам — участникам этого И-сообщества.

    Всего доброго.

    А.Г.Шмелев


    Троицаров А.С. нравится это.

  3. Правильным является первый вариант подсчета. Остальное — это творчество составителей сборников тестов, которые таким образом пытаются облегчить процесс счета, чтобы не путаться с обратными шкалами. С ШРЛТ другая проблема — там в разных источниках различаются пункты и какой из них правилен и соответствует исходной адаптации Ю.Л.Ханина сказать сложно, поскольку исходная методичка 1976 года действительно недоступна.

  4. Евгений!
    Думаю, моя информация несколько облегчит поиски. У меня есть ШРЛТд — Шкала реактивной и личностной тревожности детская. В списке литературы (ниже) указан источник под № 1. В 1993-м году я в Ленинской б-ке заказал фотокопию соответствующей публикации. Похоже, это была последняя копия (отдавали неохотно) — соответствующий фонд микрофильмов сгорел! А мне именно этот вариант очень нравился. Относительно широкий возрастной диапазон, наличие ориентировочных норм (как американских, так и российско-прибалтийских). По тому времени это было очень неплохо. К тому же Ю.Л.Ханин разрабатывал русские версии в прямом контакте с автором.
    Методику использовал активно. Именно ШРЛТд, а не взрослый вариант, работали надежно и неплохо дифференцировали выборки. В частности, опыт применения отражен в моих кандидатской (1997), и докторской (2002) диссертациях, а также монографии по активности субъекта бытия (2007).
    Высылаю фрагменты пособия. Если уж очень нужно будет — вышлю целиком.

    Литература:

    1. Ханин Ю.Л. Диагностика состояния тревоги и личностной тревожности у детей и подростков. Методические рекомендации. Вильнюс, 1988

    2. Стресс и тревога в спорте /Под ред. Ю.Л.Ханина. – М.: ФиС, 1983.

    3. Ханин Ю.Л. Исследование тревоги в спорте //Вопросы психологии. 1978. № 6. С. 94 — 106

    Высылаю фрагмент пособия 1988 года:
    Диагностика состояния тревоги и личностной тревожности
    у детей и подростков

    Методические рекомендации

    1. Назначение методики

    Настоящая методика представляет собой детский вариант шкалы реактивной и личностной тревожности (ШРЛТд), разработанной Ч.Д.Спилбергером и адаптированной на русский язык Ю.Л.Ханиным (1976) по стандартному алгоритму. Методика представляет собой самооценочную шкалу для изучения состояния тревоги в определенных ситуациях (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) у младших школьников, а главным образом – для учащихся 3 – 7 классов.

    По структуре и замыслу ШРЛТ(д) аналогична взрослому варианту методики: она имеет 2 самостоятельные подшкалы, каждая из которых состоит из 20-ти вопросов-суждений. С их помощью дети могут оценивать выраженность у себя ситуативной тревоги (СТ) – свое состояние в данный конкретный момент (в настоящем, прошлом или будущем). СТ изменчива и характеризует выраженность и интенсивность субъективно неприятных переживаний напряжения, беспокойства, неуверенности, волнения, страха. Другая подшкала позволяет определить относительно устойчивый показатель – личностную тревожность (ЛТ) – свое «обычное состояние» и частоту его переживания – склонность, предрасположенность ребенка испытывать СТ в самых различных ситуациях. В обобщенном виде этот показатель фиксирует прошлый опыт эмоционального реагирования на самые разные стрессоры и характеризует вероятность того, что тот или иной ребенок будет испытывать состояние повышенной тревоги в условиях оценки, угрозы самоуважению, необходимости выполнять задания высокой личностной значимости. То есть, ЛТ характеризует общий, относительно более устойчивый, проявляющийся в самых различных напряженных ситуациях уровень тревожности — тревожности, которая уже является черной личности.

    Высоко тревожные дети (высокая ЛТ) склонны чаще и более эмоционально реагировать на ситуации, воспринимаемые ими как угрожающие, по сравнению с низко тревожными детьми, то есть, СТ у них возникает чаще и сильнее выражена.

    3. Обработка и интерпретация результатов

    Опрос с помощью методики ШРЛТд проводится в группе или индивидуально. Время не ограничивается, но, как показывает опыт, заполнение подшкалы СТ редко требует больше 5-6 минут, а вся шкала, включая ЛТ, заполняется за 15-20 минут. Для каждой подшкалы используется отдельный протокол (бланк). Сначала заполняется подшкала СТ, затем – ЛТ. Возраст испытуемых – от 8 до 14-ти лет. Шкала пригодна и для школьников 1-х классов, но для них, особенно при первом опросе, может потребоваться помощь экспериментатора, проводящего опрос. Некоторые выражения и слова (робкий и т.п.) при первом заполнении часто требуют пояснений со стороны экспериментатора.

    «Не тревожные» вопросы в подшкале СТ: №№ 1, 3, 6, 8, 10, 12, 13, 14, 17, 20. В них первый слева ответ как наименее тревожный оценивается в 1 балл, второй – в 2 балла, третий – в 3 балла. Остальные 10 «тревожных» вопросов (2, 4, 5, 7, 9, 11, 15, 16, 18, 19) оцениваются наоборот – первый слева ответ как наиболее тревожный оценивается в 3 балла, второй – в 2 балла, третий – в 1 балл. Итоговый результат по каждой из шкал измеряется от 20 до 60-ти баллов.

    В подшкале ЛТ все ответы оцениваются одинаково, поскольку все суждения в ней – «тревожные». Ответ «почти никогда» оценивается в 1 балл, «иногда» — в 2 балла, «часто» — в 3 балла. Итоговый результат также находится в диапазоне от 20-ти до 60-ти баллов. Чем выше итоговый показатель, тем выше личностная тревожность.

    ШРЛТд пригодна для внутри- и межгрупповых сопоставлений и при изучении межиндивидуальных и внутрииндивидуальных различий. Нормативные показатели по СТ и ЛТ были получены при исследовании 407 школьников 3 – 7 классов в Ленинграде, Таллинне и Каунасе.

    Сводные нормативные данные для оценки состояния тревоги и личностной тревожности, полученные при обследовании 147 ленинградских школьников в возрасте 9-13 лет (Ю.Л.Ханин, Г.В.Буланова, 1979 г.) приведены в приложении, Табл. 1. Сводные нормативные данные по СТ и ЛТ, полученные при обследовании другой выборки – из 260-ти школьников Таллинна и Каунаса, — отдельно по каждой из 5-ти возрастных категорий (с 10 до 14 лет) приведены в Табл. 2.

    Полученные нами данные сопоставимы с результатами исследования выборки американских школьников 4 – 7 классов (817 мальчиков и 737 девочек – Ч.Д.Спилбергер, 1973). Сводные данные этих исследований для школьников 4 – 6 классов и по всей выборке приведены в Табл. 3. Их можно расценивать и как свидетельство эквивалентности русского варианта ШРЛТд оригинальной методики.

    На основании полученных результатов выделяются 3 категории испытуемых:

    1. низкотревожные дети – ЛТ от 20 до 30 баллов;
    2. умеренно тревожные – ЛТ от 31 до 45 баллов;
    3. высокотревожные – ЛТ от 46 до 60-ти баллов.

    Низкотревожные дети не склонны или мало подвержены действию потенциально угрожающих для них и их самооценки ситуаций. И, хотя у них в отдельных случаях и может возникнуть ситуативная тревога, такая вероятность у них невелика. Для них оценка, отметка, соревнование с другими не являются сильными стрессорами, особенно, если они хорошо готовы к выполнению задачи.

    Напротив, высокотревожные дети склонны воспринимать угрозу своей самооценке, самоуважению в достаточно широком наборе ситуаций. В этих случаях вероятность появления у них повышенной ситуативной тревоги достаточно велика. Для высоко тревожных детей излишне подчеркивать значимость предстоящей деятельности, требовать категорически высокого результата, выражать сомнение в их возможностях. Высокая тревожность, как правило, связана с низкой самооценкой, высокой чувствительностью и ранимостью.

    Ситуативная тревога оценивается в тех же диапазонах:

    1. низкая СТ – от 20 до 30-ти баллов;
    2. умеренная СТ – от 31 до 45 баллов;
    3. высокая СТ – от 46 до 60-ти баллов.

    Средние групповые показатели СТ следует рассматривать как лишь очень грубые ориентиры, поскольку для оптимизации состояния конкретного ребенка и его деятельности важнее внутрииндивидуальные сопоставления, то есть, необходимо знать динамику СТ именно у него в определенной ситуации (например, в ситуации школьных занятий).

    Многократные замеры СТ позволяют выяснить, в каком именно состоянии успешнее всего действует тот или иной ребенок, то есть, определить его индивидуальные «зоны оптимального функционирования». Иными словами, при оценке уровня СТ нужно исходить из вполне определенных критериев. Если за основу взята успешность деятельности (например, ситуация контрольной работы), оптимальным может быть и относительно высокий уровень СТ, который мобилизует ребенка на определенные достижения в решении той или иной задачи.

    При изучении динамики показателей СТ при многократных замерах можно использовать не «сырые баллы» (20-60), а так называемые процентильные ранги, то есть, выраженные в процентах кумулятивные частоты встречаемости соответствующих показателей по шкале. В этом случае каждому «сырому баллу» соответствует свой процентильный ранг, который вычитается из 100 и интерпретируется как величина (в %) числа людей в конкретной выборке, пимеющих показатель СТ ниже данного. В качестве примера в Табл. 4 приведены процентильные ранги состояния тревоги (СТ) на выборке 133 мальчиков и 167 девочек. Если при тестировании у конкретного мальчика или девочки будет получен, например, показатель СТ = 30 баллам, то это значит, что ниже данного уровня СТ наблюдается 41 % мальчиков (100 – 59 = 41) и у 58% девочек (100 – 42 = 58). Сдвиги в СТ при повторном замере даже в 1 – 2 балла более заметны, если их превращать в процентильные ранги.[1]

    Для индивидуальной работы с конкретным ребенком можно ориентироваться на частотные характеристики его собственных колебаний по ситуативной тревоге в самых разных ситуациях, а не на групповые процентильные ранги.

    4. Надежность методики

    Русский вариант ШРЛТд эквивалентен оригинальной методике и надежен по ряду показателей. Прежде всего, были получены высокие коэффициенты корреляции каждого вопроса с соответствующими шкальными показателями СТ и ЛТ. Медианы коэффициентов корреляции в разных возрастных группах для СТ находились в диапазоне от 0,28 до 0,59, а для шкалы ЛТ – в диапазоне от 0,30 до 0,37. Соответственно, однородность вопросов в подшкале СТ и ЛТ подтверждается высокими коэффициентами альфа Кронбаха: для СТ – от 0,87 до 0,98 и для ЛТ – от 0,66 до 0,78. Для оригинальной шкалы эти показатели находились в диапазоне 0,78-0,87.

    Устойчивость ШРЛТд определялась в ходе двукратного тестирования 70 человек (34 девочки и 36 мальчиков) с интервалом в 11 недель между первым и вторым измерениями. Показатели устойчивости Шкалы ЛТ составили у девочек 0,70, у мальчиков 0,64. Это сопоставимо с соответствующими параметрами на американской выборке (0,71 и 0,65 соответственно). Как и следовало ожидать, шкала СТ оказалась более изменчивой, и коэффициенты корреляции здесь оказались ниже: 0,59 у девочек и 0,35 у мальчиков (на американской выборке 0,47 и 0,31 соответственно).

    В ходе психометрической проверки в шкале СТ были выявлены устойчиво повторяющихся (3-4 раза) в четырех выборках девочек и мальчиков 10 наиболее информативных пунктов: №№ 3, 6, 8, 9, 11, 13, 14, 15, 17, 20.

    В качестве дальнейшей перспективы работы с ШРЛТд можно указать на необходимость определения конкурентной валидности ее шкал по мере появления корректно разработанных опросников, пригодных для работы с детьми и подростками. Другое направление связано со стандартизацией на самых различных выборках и сопоставление поведенческих проявлений в крайних по уровню ЛТ группах детей.

    Опыт работы со шкалами показывает, что методика ШРЛТд является достаточно информативным инструментом для оперативной диагностики состояния тревоги и личностной тревожности у детей и подростков и объективизации воспитательных и психокоррекционных воздействий, а также при решении задач эмоционально-волевой регуляции поведения.

    Проведенная методика может также с успехом применяться при работе с юными спортсменами для выявления высокотревожных и низкотревожных детей, а также индивидуализации тренировочного процесса при многократных замерах шкал.

    5. Ключ к шкале СТ

    №№ вопросов

    Баллы

    №№ вопросов

    Баллы

    1

    123

    11

    321

    2

    321

    12

    123

    3

    123

    13

    123

    4

    321

    14

    123

    5

    321

    15

    321

    6

    123

    16

    321

    7

    321

    17

    123

    8

    123

    18

    321

    9

    321

    19

    321

    10

    123

    20

    123

    В столбце «Баллы» указан порядок начисления баллов. Например, по 1 вопросу – за ответ в первом столбце – 1 балл, во втором – 2 балла, в третьем – 3 балла. А вот оценка 11-го вопроса – обратная: ответ в первом столбце наиболее тревожен (3 балла), во втором – умеренно тревожен (2 балла), а в 3-м – самый тревожный. То есть, «не тревожным» вопросам – 1, 3, 6, 8, 10, 12, 13, 14, 17, 20 – баллы присуждаются в таком порядке: 1, 2, 3. Остальные («тревожные») вопросы оцениваются наоборот: 3, 2, 1.

    Таблица 1. Нормативные (средние) данные для оценки СТ и ЛТ ленинградских

    школьников (Ю.Л.Ханин, Г.В.Буланова, 1979).

    3-4 классы (9-10 лет)

    5-6 классы (11-13 лет)

    ЛТ

    СТ

    ЛТ

    СТ

    Мальчики

    Мальчики

    38,4

    29,56

    36,32

    33,00

    Девочки

    Девочки

    41,32

    33,68

    38,27

    33,12

    Таблица 2. Нормативные (средние) данные по ситуативной и личностной тревожности

    таллинских и каунасских школьников (В.Б.Шварц, С.М.Багочюнас, 1986)

    10 лет

    11 лет

    12 лет

    13 лет

    14 лет

    ЛТ

    СТ

    ЛТ

    СТ

    ЛТ

    СТ

    ЛТ

    СТ

    ЛТ

    СТ

    М А Л Ь Ч И К И

    40,0

    33,0

    39,0

    29

    39,0

    29,0

    39,0

    31,0

    38,0

    33,0

    Д Е В О Ч К И

    41,0

    31,0

    39,0

    32

    41

    41

    38,0

    33,0

    40,0

    39,0

    Таблица 3. Нормативные (средние) данные по шкалам СТ и ЛТ для 1554 младших

    школьников-американцев (Ч.Д.Спилбергер, 1973)

    4 класс

    5 класс

    6 класс

    Вся выборка

    ЛТ

    СТ

    ЛТ

    СТ

    ЛТ

    СТ

    ЛТ

    СТ

    М А Л Ь Ч И К И

    36,3

    30,1

    36,4

    31,0

    37,3

    31,8

    36,7

    31,0

    Д Е В О Ч К И

    38,1

    30,3

    38,7

    31,2

    37,3

    30,6

    38,0

    30,7

    Таблица 4. Процентильные ранги для показателей ситуативной тревоги (СТ)

    Сырые

    баллы

    Мальчики

    (n = 133)

    Девочки

    (n = 167)

    Сырые

    баллы

    Мальчики

    (n = 133)

    Девочки

    (n = 167)

    20

    2

    0

    36

    86

    84

    21

    4

    2

    37

    90

    86

    22

    5

    4

    38

    92

    89

    23

    7

    5

    39

    93

    90

    24

    8

    8

    40

    95

    93

    25

    10

    10

    41

    97

    93

    26

    12

    13

    42

    98

    93

    27

    22

    19

    43

    98

    94

    28

    30

    24

    44

    99

    95

    29

    44

    32

    45

    99

    96

    30

    59

    42

    46

    100

    97

    31

    71

    54

    47

    98

    32

    76

    62

    48

    98

    33

    83

    70

    49

    98

    34

    83

    76

    50

    99

    35

    85

    80

    51

    100

    Литература:

    1. Ханин Ю.Л. Диагностика состояния тревоги и личностной тревожности у детей и подростков. Методические рекомендации. Вильнюс, 1988

    2. Стресс и тревога в спорте /Под ред. Ю.Л.Ханина. – М.: ФиС, 1983.

    3. Ханин Ю.Л. Исследование тревоги в спорте //Вопросы психологии. 1978. № 6. С. 94 — 106

    [1] Процентили интерпретируются следующим образом: 30-й процентильный ранг говорит о том, что 30% испытуемых имеют более низкий результат по диагностической шкале, чем у этого испытуемого. 75-й процентиль по шкале ЛТ обозначает то, что 75% испытуемых выборки стандартизации имеют более низкий показатель личностной тревожности.

  5. Дорогой Андрей Александрович,

    спасибо Вам большое. Я бы на месте Евгения был бы просто в восторге от столь подробной информации.


    Тукачев Ю.А. нравится это.

  6. Коллеги,
    обращаю ваше внимание, что при вставке текста в комментарий из ворда — форматирование текста теряется. Лучше для этого использовать опцию «Загрузить файл» справа от поля ввода комментария.


    Шмелев А.Г. нравится это.

  7. Да, к сожалению, я сам не обратил на это внимание.
    Но таблицы в этот редактор из Ворда вставить копи-пастом нельзя.

  8. Коллеги, большое спасибо за советы. Я долго не отвечал, потому что у меня закрылся доступ и долго не мог понять в чем дело, сегодня наконец все уладили и я смог прочитать все сообщения. Огромное спасибо за помощь.
    С таблицами разберусь.
    Уважаемый Андрей Александрович! Скажите, пожалуйста, а Вы действительно применяли детскую методику у взрослых? Просто, меня этот момент несколько смущает. Дело в том, что детей в моем исследовании нет — только взрослые (средний возраст пока 52 года +/- 12, а дальше думаю только увеличится), хотя, возможно, надежность детского варианта наверное обусловлена большей простотой и понятностью формулировки вопросов :)
    Во всяком случае, если я правильно понял, что в детском варианте, что во взрослом нет вычитаний и прибавлений, а есть «тревожные» и «противотревожные» вопросы, которые считаются соответственно в прямом и обратном порядке.


    Тукачев Ю.А. нравится это.


Форум ЭСПП

Ханин Ю. Л Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. — Л., 1976.

Ханин Ю. Л Исследование тревоги в спорте // Вопросы психологии. — 1978. -№ 6. — С. 94-104.

Ханин Ю. Л Русский вариант шкалы соревновательной личностной тревожности // Стресс и тревога в спорте. — М., 1983. — С. 146-156.

Ханин Ю. Л Буланова Г. В. Управление эмоциональным состоянием студентов средствами физического воспитания // Стресс и тревога в спорте. — М., 1983. -С.261-267.

Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. — Будапешт.: Изд-во АН Венгрии, 1988.

Хармаз В. Половозрастные особенности реакций на фрустрацию у эмигрантов // Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 1997. -С. 285-286.

Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. — М., 1978.

ХессетДж. Введение в психофизиологию. — М., 1981.

Хилова Г. Н. Надежность памяти при эмоциогенных воздействиях // Экспериментальная и прикладная психология. Ученые записки ЛГУ. — 1973. — № 368. — Вып. 5. -С. 74-79.

Хлебников Г. Ф., Лебедев В. И. О динамике эмоционально-волевых процессов при парашютных прыжках у космонавтов // Вопросы психологии. — 1964. — № 5.

Холл С. Инстинкты и чувства в юношеском возрасте. — Пг., 1920.

Холмогорова А. В., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. — 1999. — № 2. — С. 61-74.

Список литературы 715

Хоментаускас Г. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. — 1986. — № 1.

Хомская Е. Д. Нейропсихология. — М.: Изд-во МГУ, 1987.

Хомская Е. Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование. — М., 1998.

Хорнблоу Э. Р. Применение зрительно-аналоговой шкалы для оценки тревоги // Стресс и тревога в спорте. — М., 1983. — С. 165-173.

Хорни К. Женская психология. — СПб., 1993.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. — М.: Прогресс, 19936.

Хорошко В. К. Учение о лобных долях мозга по личным исследованиям за последние 30 лет // Клиническая медицина. — 1935. — Т. 13. — № 10. — С. 1421-1434.

Хризман Т. П., Еремеева В. П., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. — М.: Педагогика, 1991.

Хрусталева Н. С. Ностальгия как психическое состояние эмигрантов // Ананьев-ские чтения-97: Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 1997. -С. 288-290.

Цагарелли Ю. А. Объективные методы измерения уровня эмоциональности // Теоретические и прикладные исследования по психологии. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1977. — С. 156-163.

Цагарелли Ю. А. Особенности личности и профессиональная направленность обучения // Прикладная психология в высшей школе. — Казань, 1979.

Цагарелли Ю. А. Изучение зависимости самооценки способностей от свойств нервной системы // Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности. — Л., 1981. — С. 144-159.

Цагарелли Ю. А. Функциональная музыка в структуре психологической службы вуза // Психологическая служба в вузе. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1981.-С. 189-214.

ЦветковаЛ. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. — М.: Ког-нито-центр, 1998.

Цветкова Л С, Сидорова О. А., Куликов М. А. Локализация поражения коры головного мозга человека и особенности распознавания эмоциональной экспрессии // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. — 1984. — № 3.

Циген Т. Физиологическая психология. — СПб., 1909.

Цыганова Н. И. Значение изучения категории счастья и несчастья в психологии // Психология: итоги и перспективы: Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 1996. — С. 50-51.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мануал на автомобили фольксваген
  • Бензидамин инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Монурал цена в омске инструкция по применению
  • Инструкция по применению бетагистина в таблетках 24мг
  • Фильм руководство няни как найти монстра