Имя этого итальянца навечно вписано в российские летописи. А главными творениями его жизни еще долго будут любоваться наши потомки.
Не испугавшись ни бездорожья, ни сильных морозов, ни татаро-монгольского ига, в 1475 году Аристотель Фиораванти по тверскому тракту прибыл в Москву. Он приехал по приглашению московского князя Ивана III, чтобы возглавить строительство собора, которому впоследствии будет суждено стать главным собором Кремля.
До Аристотеля собор уже пытались строить российские зодчие. Их труды не увенчались успехом: стены храма рухнули еще до завершения работ. Иван III той неудачей был и расстроен, и обескуражен одновременно. Уж очень ему хотелось воздвигнуть у себя на земле храм не хуже владимирского Успенского собора, построенного Андреем Боголюбским. Но задача осложнялась тем, что после обрушения уже почти возведенного собора ни один русский мастер не хотел браться вновь за его строительство.
Но, как это обычно и бывает, на помощь мужу пришла жена. Именно Софья Палеолог посоветовала Ивану III обратить внимание на заморского зодчего по имени Аристотель Фиораванти.
К тому моменту у себя на родине, в Италии, Аристотель уже успел стать признанным гением инженерии. Родившись в начале XV века (точная дата рождения неизвестна) в семье известного на всю Болонью строителя, к шестнадцати годам он освоил отцовское дело и отлил свой первый колокол.
А в 1455 году добился разрешения от городского совета Болоньи доверить ему передвижение двадцатипятиметровой звонницы, загораживающей перспективу главной улицы. Для того времени неслыханная инженерная операция, из которой Фиораванти вышел победителем. Известность и слава о нем разлетелись по всей Италии.
После феерического успеха мастер работал в Риме, Венеции, Милане. Прокладывал каналы, строил мосты, возводил дворцы. Но вместе с популярностью у инженера появились и недоброжелатели, которые составили на Аристотеля ложный донос, обвинив последнего в фальшивомонетничестве.
К счастью, дело развалилось, доказать ничего не смогли, и мастера выпустили из тюрьмы. И в этот самый момент он получил приглашение в Москву на строительство собора. Итальянец не стал долго раздумывать: его мечта построить прекраснейший храм могла наконец-то воплотиться в жизнь. Его совершенно не смущало, что это произойдет вдали от родины.
В 1475 году под колокольный перезвон, доносящийся со стороны Кремля, Аристотель въехал в Москву и сразу принялся за работу. Изучив и разобрав развалины старого храма, мастер сделал вывод, что ни материал, ни раствор для строительства нового не подходят. С собой на Русь Аристотель привез невиданные по тем временам строительные технологии. Получив указания великого князя о том, что московский собор должен быть построен по образу и подобию владимирского, Аристотель отправился в длительную командировку на север Руси изучать русскую архитектуру. Путешествуя от Суздаля до Владимира, от Владимира до Вологды и Северного моря, Фиораванти стал первым чужеземцем после викингов, который попал на Русский Север.
Изучая в дальней поездке по Северу Руси местную архитектуру, инженер отметил, что многие белокаменные полуразрушенные творения — дело рук европейских мастеров. Однако восстановить их после набега Батыя не представлялось возможным. Европейцы не учли особенности строительного материала, белого камня, который хорошо впитывал влагу. При русском климате с постоянными перепадами температур, белокаменные блоки трескались и теряли прочность.
На обратном пути в Москву Аристотель проанализировал ошибки своих предшественников и решил строить Успенский собор из прочного кирпича. А недолговечный белый камень использовать для облицовки храма снаружи.
Успенский собор Кремля — это первое сооружение, которое строили по «циркулю и линейке», то есть по чертежам, а не на глазок, как это было принято ранее. И все это благодаря Фиораванти.
Справившись с собором, итальянец получил новое задание от Ивана III — соорудить крепостные стены Кремля. За образец в этом проекте итальянец взял мощные стены ломбардского замка Сфорца, возвышающегося в центре Милана. Фиораванти был хорошо с ним знаком, так как долгое время работал в итальянской Ломбардии.
Именно так и появились знакомые всем нам знаменитые зубцы кремлевских стен в виде ласточкиного хвоста. Они имели не столько эстетическое, сколько политическое содержание, на котором автор проекта целенаправленно сделал акцент. Дело в том, что в XV веке в Ломбардии господствовало две партии. Одна поддерживала монархическую власть, другая — власть папы Римского. Так вот те, кто поддерживал императора, крепости и дворцы строили с зубцами ласточкиного хвоста. Таким образом, архитектор подчеркнул главенство светской власти в России того времени.
Но прославился на Руси Аристотель не только своими сооружениями. Благодаря Фиораванти русская армия получила полевую артиллерию. Великий инженер поставил пушки на колеса, что сыграло ключевую роль в битве на Угре и навсегда закрыло вопрос господства татаро-монголов над Русью.
Мобильные легкие полевые пушки били картечью или небольшими каменными ядрами, не давая врагу переправиться на другой берег реки. Эта тактика застала врага врасплох, и замерзающие татары покинули поле боя.
За годы работы при дворе Ивана III Аристотель стал по-настоящему незаменимым. От войны до стройки, от кирпичного завода до пушечного двора, от инженерных чертежей до чеканки монет — везде требовалось его участие или совет.
Но, помимо этого, итальянец стал хранителем государственных тайн. Так что вопрос о возвращении на родину был для зодчего закрыт. Мастер оказался невыездным и закончил свои дни где-то по дороге на Тверь. По той дороге, по которой он много лет назад въехал в Москву.
Как он умер, где похоронен, летописи молчат. Зато живы его творения, которыми мы любуемся по сей день.
Аристотель Фиораванти — один из самых просвещенных и образованных людей 15 века, архитектор и инженер, приехавший из Италии в Москву специально для возведения Успенского собора. У себя на родине и других странах он, после получения специального образования в военно-инженерной, литейной и чеканной профессиях, занимался строительством зданий, мостов, крепостей, и даже передвигал башни и колокольни (вместе с колоколами) на несколько метров.
Аристотель Фиораванти: биография и начало деятельности
Точная дата его рождения неизвестна, в летописях указывают обычно 1415-1420 гг. Рудольфо Фиораванти (его настоящее имя, а Аристостель — прозвище) родился и вырос в итальянском городке Болонья в семье архитекторов. Упоминания о строительной деятельности его отца встречаются в исторических хрониках 14 века, когда он занимался перестройкой Палаццо Коммунале (Болонского муниципалитета).
В этой же хронике в 1436 г. отмечен и сам Аристотель Фиораванти, вместе с литейщиком Г. Нади построивший и отливший колокол для башни Аринго. Еще один колокол в 1453 г. они отлили и подняли на башню с помощью специального подъемника, который разрабатывал Рудольфо, имеющий и инженерные знания.
Начиная с 1447 года, Фиораванти с отцом и дядей работали над неординарными проектами по передвижению колокольни Св. Марка (Болонья) и башни в Венеции. За заслуги перед городом совет Болоньи торжественно вознаградил его званием старшины ложи каменщиков, а также ему было пожизненно подарено материальное обеспечение.
Но после трагедии с венецианской башней, которая рухнула из-за плохого грунта в основании и задавила несколько рабочих, архитектор покинул Венецию и переехал в Павию для реставрации древнего моста и строительства Пармского канала.
Инженерная деятельность в Европе
С 1458 г. Фиораванти начал службу в Милане у герцога Фр. Сфорца, где применял свои инженерные навыки. Затем вернулся в родную Болонью (1464), а с 1467 г. по приглашению короля Венгрии М. Корвина переехал в эту страну, где Аристотель Фиораванти построил мосты через Дунай и крепости на реке. В качестве благодарности король даже разрешил архитектору печатать монеты со своим изображением.
Следующие годы его в качестве известного специалиста приглашали для разрешения инженерных строительных работ в различные города Италии. По его проектам были построены гидротехнические сооружения на каналах в гг. Кремоне и Парме, построен шлюз Виаренна в Милане.
Его инженерные проекты были смелыми, с использованием новейших технических решений, что снискало ему славу выдающегося специалиста, который был заслуженно наделен различными благами и вознаграждениями.
Полоса несчастий
В 1473 г. по ложному доносу Фиораванти был арестован как фальшивомонетчик. Произошло это при попытке расплатиться монетами с собственным изображением, за что его лишили всех привилегий. Позднее, после вмешательства венгерского посла, обвинения были сняты, и его оправдали.
Уже после освобождения он с радостью согласился на предложение русского посла, приехавшего в Италию для поисков хорошего архитектора, который бы сумел достроить Успенский собор в Москве.
С этим собором приключилась большая катастрофа: в 1474 г. он обрушился почти на стадии завершения строительства. Московский князь Иван 3-й повелел для постройки нового собора пригласить архитектора из Италии. В 1475 г. после заключения контракта Фиораванти Аристотель, итальянский архитектор, вместе со взрослым сыном Андреа и слугой направился в Московское княжество. Было ему тогда уже 60 лет.
Подготовка к строительству Успенского собора
После приезда в Москву Фиораванти начал работу с расчистки развалин рухнувшего собора, на что ушла всего неделя. При сносе использовалось дубовое бревно «баран», которым били стены. Рабочие с трудом успевали выносить обломки здания и камни.
Затем приступили к постройке основания храма. Здесь архитектор с успехом применил все свои инженерные знания и имеющиеся технические средства. В основание глубиной 4,5 м были забиты тяжелые дубовые сваи, для обеспечения крепости и устойчивости будущего здания рвы были засыпаны битыми камнями, а сверху залиты известью.
Специально для строительства был построен кирпичный завод недалеко от Андроникова монастыря под Москвой, который делал качественный кирпич по единому стандарту. Также для стен и основания был использован белый камень, привозимый из древних разработок в Мячкове.
Работа над проектом собора
Для того чтобы начать постройку русского собора, архитектор решил вначале ознакомиться с примерами русского национального зодчества и отправился в путешествие по России. По предписанию Ивана 3-го за образец для строительства был взят Успенский храм во Владимире, и потому Фиораванти приехал сюда для работы. Уже тут в сам проект были внесены некоторые изменения, которые позволили в будущем говорить о новизне архитектурного решения нового московского собора.
Особенность архитектуры Успенского собора состоит в том, что план сооружения разделен на одинаковые квадраты, а не сделан в крестово-купольном построении (что характерно было для предшествующих храмов Византии и России). За счет одинаковых размеров вертикальных промежутков между арками на фасаде стен собора подчеркивается выразительность и монолитность всего здания.
При создании плана собора зодчий Аристотель Фиораванти гармонично вписал сооружение в ансамбль Соборной площади Москвы, руководствуясь принципами градостроения эпохи Возрождения и рассчитывая на восприятие большой объемности всего собора. В последующем все здания, строившиеся на площади, и их декоративные элементы были выполнены в аналогичном стиле и даже с копированием некоторых архитектурных форм собора.
Строительство собора
При возведении здания собора Аристотель Фиораванти, уже как опытный инженер, применил множество нововведений, удивлявших и поражавших рабочих и всех москвичей. Техника возведения стен была смешанной, когда блоки из белого камня перемежались с кладкой из сверхпрочных кирпичей. Так были возведены столпы, своды храма и его 5 барабанов, что позволило уменьшить нагрузку верхней части на стены.
Архитектором был создан четкий план здания, вычерченный на бумаге, и проведены точные расчеты всех конструкций. Для поднятия тяжелых блоков на высокие стены храма была построена подъемная машина, состоящая из колес и блоков. С помощью веревок и машины блоки и кирпичи довольно быстро поднимались наверх и укладывались рабочими в стены.
К 1479 г., практически за 4 года, строительство Успенского собора было завершено. Здание было высокое, венчали его пять куполов-шлемов. Внутренняя часть храма поддерживалась четырьмя массивными столбами и представляла собой огромное пространство.
В этом сооружении соединились стилистические особенности различных национальных архитектур. В нем использованы некоторые образы городов Италии и архитектурные элементы русских деревянных и каменных церквей, которые посещал во время поездки по городам и весям России Аристотель Фиораванти. Успенский собор Московского Кремля — главный памятник русской архитектуры, в котором в единое целое были собраны черты храмового зодчества Новгорода, Владимира, Москвы, Италии и деревянных построек Русского Севера.
Белоснежные стены храма сделаны простыми, в стиле новгородских построек, их украшает только пояс из тонких колонок и арок (заимствованный из произведений владимирских зодчих), перевязанных по самой середине. Чисто итальянское широкое и высокое крыльцо-терраса выходит на площадь, приглашая все желающих посетить храм.
Внутреннее убранство собора
Внутри собор не разделялся на ограниченные пространства (как это делалось ранее в русских храмах), а, наоборот, имел огромной необъятное пространство, предстающее всем входящим в собор во всем великолепии и объеме. Создается впечатление огромного торжественного дворцового зала.
Отделка внутренних помещений Успенского собора велась 2 года до открытия его в 1479 г., живописное оформление было начато еще при жизни архитектора и завершилось к началу 16 века. Современный же интерьер собора (росписи и иконостас) был выполнен только в 17 веке.
За период 14-17 вв. Успенский собор стал усыпальницей, где были похоронены главы Русской православной церкви. Эти захоронения расположены внизу, под полом здания, над ними в 17 веке были поставлены надгробия с почетными эпитафиями.
Другая деятельность Фиораванти в России
Во время пребывания в России архитектор принимал участие в военных походах русских войск на Новгород (где Аристотель Фиораванти построил понтонный мост через Волхов, ставший первым таким сооружением в России), на Казань и Тверь (1482-1485 гг.). При этом он выполнял обязанности военного инженера и даже стал командиром артиллерии.
Затем, вернувшись в Москву, Аристотель занялся проектом и постройкой из красного кирпича стен Московского Кремля, которые уже на протяжении более 500 лет являются украшением главной площади столицы России. При возведении кремлевских стен были задействованы итальянские архитекторы Марк Руффо и Пьетро Солари (Фрязин), а также русские зодчие.
Формирование русского архитектурного стиля
Новизна архитектуры Успенского собора вдохновила русских зодчих на создание православных соборов в аналогичном стиле с добавлением национальных русских традиций (мотивы деревянной архитектуры Русского Севера). Московские талантливые архитекторы под руководством итальянских мастеров и с помощью новых технических средств того времени продолжили создание архитектурных памятников, сделанных с высоким художественным вкусом.
Первым примером стало строительство в 1529 г. храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в с. Дьякове под Москвой, который был выстроен по образцам деревянных церквей. Основной корпус храма сделан в виде восьмигранной башни с выступами в форме полукруга для алтаря в восточной части. По бокам располагались четыре башни меньшего размера, все они соединены между собой галереями с выходами и оконными пролетами.
Еще более усовершенствовал эту идею русский зодчий, который построил (руководствуясь архитектурные принципами, которые заложил Аристотель Фиораванти) Церковь Вознесения в селе Коломенском (1532). Это сооружение в плане представляет крест с равными концами, при этом основное здание — башня из 20 стен, которые увенчаны кокошниками с вырастающими из них меньшими восьмигранными башенками. Все здание венчает шатер с башенкой сверху, который заканчивается главкой и крестом. Прообразами всех архитектурных деталей и особенностей стали деревянные русские церкви.
Дьяковская и Коломенская церкви стали основополагающими при создании шатрового стиля в русской архитектуре, который был использован и при возведении храма Василия Блаженного в Москве русскими зодчими Бармой и Постником во второй половине 16 века.
Последние годы Фиораванти в России
После окончания строительства Успенского собора Аристотель Фиораванти, годы жизни которого были посвящены России, хотел вернуться на родину в Италию. Однако Иван 3-й не хотел его отпускать и, после попытки побега, даже посадил в тюремные застенки. Такова была «благодарность» русского правителя.
По некоторым данным, архитектор скончался в 1486 г. в Москве.
Роль Фиораванти в русской архитектуре
Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, приехав в далекую и незнакомую Россию, смог выполнить свою заветную мечту и построить свой главный собор в жизни — Успенский, ставший центром православной религии в Москве и впоследствии во всей России.
Сами жители Москвы тогда восприняли эту постройку как «чудное величество с высотою и звонкостью пространства» (цитата из летописей).
Вопрос о том, с каким сооружением связано имя Аристотеля Фиораванти в России, всегда имел однозначный ответ: с Успенским собором Московского Кремля.
Успенский собор стал прообразом нового архитектурного стиля в России и ознаменовал собой эпоху возведения большого количества прекрасных и величественных русских храмов по всей территории Российского государства, но уже не итальянскими, а русскими архитекторами.
Статья из журнала «Эхо планеты».
30 апреля 1472 года в Московском Кремле в очередной раз был заложен Успенский собор. Все построенные до этого доморощенными зодчими на этом месте сооружения простояли недолго. Лишь итальянскому зодчему Аристотелю Фиораванти удалось возвести храм, дошедший до наших дней и внесённый ЮНЕСКО в реестр историко-архитектурных памятников всемирного значения.
Ужас и смятение охватили людей в мае 1474 года, когда земля начала уходить из-под ног. Москву настиг «трус», так тогда называли землетрясение. Те же, кто выбрался из домов наружу, стали свидетелями ужасного зрелища в Кремле. Хорошо видный со всех сторон Успенский собор, уже доведённый за три года строительства до сводов, начал медленно разрушаться, и уже через несколько минут от грандиозного сооружения ничего не осталось.
Собор, уже доведённый за три года строительства до сводов, начал медленно разрушаться, и уже через несколько минут от грандиозного сооружения ничего не осталось
Взявшиеся за его строительство псковские мастера Кривцов и Мышкин явно не рассчитывали на такой финал своего детища, вспоминая рассказы о разрушенных храмах, стоявших на этом самом месте. Казалось, сама земля не принимала других сооружений, очищая место в Московском Кремле для творения Фиораванти.
Место для храма
Оно никогда не пустовало. Московский князь Даниил Александрович одним из первых оценил достоинства этого места, где с XII века стояла небольшая деревянная церквушка. Князь в конце XIII века повелел церквушку снести и построить вместо неё первый в городе каменный храм — церковь Успения Богородицы. Но и этот храм постигла участь деревянной церквушки: простояв всего 25 лет, он был также разрушен в целях возведения более величественного сооружения.
Вторую попытку возвести величественный храм предпринял Иван Калита, сумевший уговорить митрополита Петра задержаться в Москве сначала временно, а потом и насовсем.
Митрополит Пётр не стал возвращаться во Владимир, где у него были натянутые отношения с местным князем. Так в Москве была основана митрополия, а её глава Пётр потребовал от князя строительства собора, соответствующего новому статусу Москвы. Пришлось Калите раскошелиться в 1326 году на перестройку церкви Успения, однако этот храм, простояв недолго, стал разрушаться на глазах. Чтобы не рухнул совсем, стены ветшавшей на глазах церкви подпёрли толстыми брёвнами.
Сооружение простояло полтораста лет, грозя обрушиться в любой момент, пока, наконец, великий князь и государь всея Руси Иван III не решил в 1472 году его перестроить, придав статус главного кафедрального собора единого централизованного государства. Строительством храма занялись уже упомянутые выше мастера Мышкин и Кривцов, взявшие за образец величественный златоверхий Успенский собор во Владимире. Решив сделать его более масштабным и грандиозным, мастера довольно точно повторили форму Владимирского собора, поставив в алтаре строящегося храма временную деревянную Успенскую церковь, в которой в ноябре 1473 года произошло венчание Ивана III с византийской царевной Софьей Палеолог.
Строительство уже подходило к концу, когда недостроенный храм превратился в результате землетрясения в груду развалин. Прибывшая на место правительственная, прошу прощения, княжеская комиссия, состоящая из псковских мастеров, констатировала, что причиной разрушения стал человеческий фактор.
Прибывшая на место правительственная, прошу прощения, княжеская комиссия, состоящая из псковских мастеров, констатировала, что причиной разрушения стал человеческий фактор
Вследствие использования кладки стен «без перевязки» и «неклеевитой» жидкой извести. Какова судьба Мышкина и Кривцова, история умалчивает, но категорический отказ других псковских зодчих заняться восстановлением собора явно указывает на то, что княжеский гнев был сильным.
Вот тогда Иван III и прислушался к совету своей супруги Софьи Палеолог, порекомендовавшей пригласить зодчих из Италии.
На поиски архитектора в Италию отправили дьяка Семёна Толбузина, выделив ему из казны огромную сумму в 700 рублей. Дьяк должен был найти специалиста, согласного работать в Москве за заработную плату 10 рублей в месяц. Это была большая сумма: к примеру, целое село Степанковское в Коломенском уезде было продано в это время со всеми жителями всего за 22 рубля. Толбузину пришлось нелегко, теплолюбивые итальянцы опасались ехать в далёкую, дремучую и холодную страну. Но всё же упорный дьяк добился своего, тем более что действовал по рекомендации великой княгини Софьи Палеолог. Так в Москве в 1475 году появился 60-летний Аристотель Фиораванти, взявшийся за строительство в Москве Успенского собора по образцу и подобию подобного храма во Владимире.
Мастер на все руки
Житель города Болоньи, старшина ложи местных каменщиков и магистр инженерных работ Аристотель Фиораванти был разносторонне развитым человеком. В сферу его интересов входили археология, литейное дело, мостостроение, военная инженерия и, разумеется, зодчество. Аристотель был потомственным зодчим и начинал постигать азы этого искусства в качестве подмастерья своего отца. Став мастером, Аристотель переехал в Рим, где активно занимался строительством и приобщился к археологии.
При этом Фиораванти не забыл свой родной город, построив в Болонье несколько колоколен, которые обеспечил колоколами собственного литья. В 1455 году Фиораванти прославился на всю Италию, когда с помощью созданных им механизмов передвинул без единого повреждения на десять с половиной метров колокольню церкви Санта-Мария Маджоне.
Именно он сконструировал модель главного дворца Болоньи, который был возведён по его замыслу другими мастерами, поскольку Фиораванти был уже к тому времени в России. Его известность росла, тем более что он построил здание госпиталя с крепостными стенами в Милане, грациозные каналы в Парме и Кремоне и мост через Дунай по заказу короля Венгрии Матиаша I Корвина. Были, конечно же, и неудачи. Так, в Венеции он быстро выпрямил «падавшую» башню при церкви Сан-Анджело, которая, не простояв и двух суток после этого, всё-таки рухнула из-за слабого грунта. Фиораванти пришлось тогда бежать, но этот отрицательный опыт не прошёл для него даром, и в дальнейшем он всегда уделял особое внимание тщательной проверке почвы перед началом любого строительства.
Правда, известность Фиораванти этими достижениями не ограничивалась. В июне 1473 года по обвинению в занятии фальшивомонетничеством он был арестован в Риме.
Правда, известность Фиораванти этими достижениями не ограничивалась. В июне 1473 года по обвинению в занятии фальшивомонетничеством он был арестован в Риме.
На эту новость сразу же отреагировали в Болонье, коммуна которой отлучила «покрывшего себя позором» Аристотеля от должности магистра инженерных работ и лишила денежного содержания. Следует отметить, что в тот период в Италии обвинение в подделке денег активно использовалось для устранения более успешных конкурентов. Видимо, кому-то Фиораванти перешёл дорогу при распределении выгодных заказов. Как бы то ни было, через некоторое время с Фиораванти были сняты обвинения, но репутация была потеряна, а значит, он должен был на время покинуть Италию. У него был выбор, тем более что им заинтересовался султан Османской империи Мухаммад II. Но ехать в мусульманскую страну Аристотель не захотел, выбрав Москву.
Успешная акклиматизация
Посмотрев в Москве на развалины недостроенного храма, Фиораванти вместе со своим сыном Андреа и помощником Петром отправился в короткое путешествие по северным землям России. Посетив Владимир, Новгород, Ростов Великий, Суздаль и Псков, Фиораванти везде осматривал русские храмы, обращая внимание на мельчайшие подробности их конструкции. Он высоко оценил мастерство псковских зодчих, но при этом раскритиковал плохую известь, которую использовали местные мастера.
Продумав и сделав проект будущего храма, Аристотель занялся подготовительной работой, которая включала в себя, как сказали бы сегодня, создание производственных мощностей. В первую очередь Фиораванти организовал выделку извести по собственному рецепту. А затем в селе, находящемся недалеко от Андроникова монастыря, построил целый завод по производству кирпича очень высокого качества, который делался из найденной им местной отборной глины. Он сумел подготовить и обучить кадры мастеров так, что кирпичи получались на загляденье — крепкими, продолговатыми и узкими. Известь намертво прилипала к этим кирпичам.
Летом 1475 года в основание Успенского собора вновь очень торжественно заложили очередной «первый камень». Но надо было расчистить территорию для дальнейшего строительства от остатков каменной кладки рухнувшего храма. И тогда Фиораванти спроектировал и сделал стенобитную машину, которую москвичи сразу же прозвали «бараном». Фиораванти приказал обложить полуразрушенные стены хворостом и поджечь их, после чего в дело вступил «баран». Невиданной на Руси машине потребовалось всего три дня, чтобы полностью расчистить пространство для стройки.
Фиораванти спроектировал и сделал стенобитную машину, которую москвичи сразу же прозвали «бараном»
В августе 1479 года строительство Успенского собора было завершено. Москвичи были поражены этим грандиозным и очень красивым храмом, крышу которого увенчало золотое пятиглавие. «Яко един камень», — оценили работу Фиораванти москвичи, восхищённые выросшим на 50 метров вверх собором.
Особенно красиво и необычно выглядело в глазах москвичей «красное» крыльцо главного входа, декорированное изящными висячими арками. Эта идея Фиораванти так понравилась русским мастерам, что стала одним из обязательных элементов в строительстве храмов на Руси. Внутри собора изящные крестовые своды из красного кирпича поддерживались четырьмя массивными столбами, не создавая ощущения тяжеловесности во многом благодаря «инновациям» итальянского зодчего. Фиораванти впервые на Руси использовал здесь связки из металла и кладку сводов в один кирпич, закреплённую необычайно твёрдой известью.
А в одной из маковок собора Фиораванти, видимо, по просьбе великого князя, создал специальное помещение для хранения казны. Московский митрополит Геронтий торжественно освятил собор и отслужил в нём молебен. А довольные горожане устроили в Москве народные гулянья по поводу сооружения «главного алтаря» России, которые продолжались семь суток.
Как сложилась дальнейшая судьба зодчего, точно неизвестно. Иван III не отпустил его обратно в Италию. Есть упоминание в летописи о том, что Аристотель за некую провинность был лишён имущества и посажен в тюрьму. Правда, потом мастер был прощён, и он лил для великого князя пищали, строил мосты и даже чеканил монету.
По пути Аристотеля
Фиорованти привнёс в русское зодчество не только дух Ренессанса, но массу новых инженерных решений и архитектурных приёмов. Вслед за ним в Москву стали прибывать другие «фрязины» — итальянские мастера, приглашённые великим князем для придания столице нового облика. Пьетро Антонио Солари, Алевиз Старый, Антон, Бон и Марк Фрязины занялись грандиозной перестройкой Московского Кремля, в результате которой обветшавшие белокаменные укрепления XIV века сменились величественными стенами и башнями из красного кирпича.
В самом Кремле были возведены великолепные Грановитая палата и великокняжеский дворец. А в 1508 году, завершая общую композицию Соборной площади Московского Кремля, на месте старого собора XIV века под руководством итальянца Алевиза Нового был возведён Архангельский собор.
Вообще первая треть XVI века — это период наивысшего влияния итальянского стиля в русской архитектуре. Итальянскими мастерами были возведены несколько десятков сооружений, среди которых соборы в Ростове Великом, Дмитрове, Ярославле. В Москве же появились многолепестковые храмы в основании колокольни Ивана Великого и в Петровском монастыре, церковь Вознесения в Коломенском и стены Китай-города.
Русские зодчие учились у итальянцев, особенно новым технологиям, и влияние «фрязинов» хорошо видно в сооружениях второй половины XVI и даже начала XVII века.
Следующая волна итальянских архитекторов появляется уже при Петре I. В основном свои таланты Николо Микетти, Доменико Трезини и Гаэтано Киавери раскрыли уже в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Ну а творчество Франческо Растрелли вообще определяло стиль русской архитектуры в эпоху правления императрицы Елизаветы Петровны. Плодотворно работали в России уже при Екатерине II такие мастера, как Антонио Ринальди, Джакомо Кваренги и Иван Жилярди. Так что итальянский след в русской архитектуре весьма заметен.
Нажмите на фотографии для увеличения:
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре
Текст и иллюстрации Успенский собор Кремля
Почему итальянцу Аристотелю Фиораванти, чтобы построить главный московский храм, пришлось сначала его разрушить
В 1479 году москвичи и гости столицы, которые тогда уже появлялись в Москве, могли полюбоваться вновь построенным грандиозным зданием. Однако этому предшествовали довольно важные политические события и религиозные изменения. В 1439 году на знаменитом Флорентийском соборе было принято решение об унии Флорентийская уния — соглашение между представителями католической и православной церквей, которое было заключено на Ферраро-Флорентийском соборе 1438–1445 годов: верховенство папы должно было признаваться над всеми христианами в обмен на помощь в отражении османской агрессии против Византии. , которое, как надеялись византийцы, позволит им защитить Восточную Римскую империю, Византию, от нашествия турок.
Но этого не случилось. И уния, то есть идея воссоединения восточнохристианских церквей и западной Католической церкви, Латинской церкви, как тогда ее называли, не была принята во многих государствах, в том числе на Руси. Это событие в значительной мере дискредитировало в глазах русских людей и Константинопольскую церковь, и ее патриарха. Оказалось, что старое греческое благочестие сохраняется именно на Руси. Раньше такой идеи не было: все больше и больше русские люди чувствовали себя буквально единственными наследниками и хранителями правильного христианства.
В 1472 году происходит еще одно важное событие: в Москву снаряжается экспедиция с византийской принцессой Зоей, или Софией Палеолог. Она не прямая, но все-таки наследница дома византийских императоров. То есть фактически папа римский и люди западного мира вообще сосватали за великого князя Ивана III византийскую принцессу. Она и прибывает сюда через Европу — через север, а потом Балтийским морем. Вместе с ней на Русь прибывает свита. В значительной мере это византийцы, жители Константинополя, эмигранты, которые сначала оказываются в Риме, а потом в составе свиты появляются в Москве.
Курс «Византия для начинающих»
История, искусство, музыка, суеверия, войны и интриги Византийской империи, а также лекции Сергея Иванова о литературе Византии
К этому моменту встает вопрос о том, что в Московском Кремле надо построить новое главное здание. Главное здание было — каменный Успенский собор, построенный при Иване Калите практически по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, но оно оказалось слишком маленьким. Если поехать сейчас в Юрьев-Польский и посмотреть на Георгиевский собор, можно представить, каким был Успенский.
Начинают строить большой храм, возводят своды, уже есть стены и практически есть перекрытия. В какой-то момент происходит катастрофа — собор рушится. Есть подозрение, что в Москве могло произойти землетрясение. Было оно или нет, мы не знаем, но собор рухнул. Получалось, что еще на несколько лет Москва остается без главного храма.
Иван III предпринял довольно энергичные меры. Прежде всего он вызвал экспертов — артель псковских мастеров. На самом деле это довольно загадочная история, потому что в самом Пскове из камня и кирпича не строят, а собор был кирпичный. Уже значительно позже летописец как бы проговаривается, что это были не просто псковские мастера, а «навыкшие от немец каменосечной хитрости» Никоновская летопись XVI века. — не гастарбайтеры, но универсальная артель, которая в том числе работала на Западе и, видимо, работала с кирпичом, поэтому их и позвали. Они пришли, посмотрели, похвалили кладку и не стали ругать своих предшественников, только сказали, что известь «не клеевито» ПСРЛ. Т. 20, ч. 1. 1910., поэтому здание и разрушилось. Но когда их попросили возвести собор, они отказались.
И Иван III отправляет в Италию посла Семена Толбузина, одним из поручений которого было найти хорошего мастера — архитектора, даже больше инженера, потому что Иван III еще надеялся восстановить собор, который был. К этому моменту по всей Италии гремит слава не столько архитектора, сколько инженера Аристотеля Фиораванти, который был большим мастером, например, поднимать и передвигать с места на место башни, колонны, обелиски и другие огромные сооружения. Он умел делать и многие другие вещи: отливать пушки, чеканить монету.
Кстати, это и подвело его потом в родной Болонье, потому что его обвинили в фальшивомонетничестве, и, может быть, отчасти благодаря этому он приехал на Русь — видимо, ему хотелось уехать подальше от этих обвинений. Надо сказать, что знаменитый теоретик архитектуры Антонио Филарете, собирая как бы гипотетическую универсальную сборную мастеров, которые могли бы построить памятник для герцогов Сфорца, объединил его в одну команду с Донателло, то есть с совершенно гениальным скульптором.
Мастер Аристотель очень заинтересовался посулами Толбузина. Он пригласил его к себе домой и там поразил его фокусами — например, показывал кувшин В Львовской летописи — «судно яко умывальница»., из которого будто бы по желанию лилось либо вино, либо мед, либо вода. Потом произошел забавный случай. То ли Толбузин не понял Фиораванти, то ли что-то потом не понял летописец, но, согласно летописи Львовская летопись // ПСРЛ. Т. 20. 1910., Толбузин решил, что это Фиораванти построил собор Сан-Марко, отчасти созданный в византийском стиле, хотя трудно предположить, что Фиораванти на самом деле обманул посла в этом вопросе. Скорее всего, архитектор просто захотел показать, что ему нужно будет построить и как выглядит восточнохристианская архитектура.
Весной 1475 года Толбузин с Фиораванти прибывают в Москву. Фиораванти тоже смотрит на то, что осталось от собора, тоже ругает эту «неклеевитую» известь — и отказывается достраивать собор, который есть: проще строить заново. Первое упоминание про его работу в летописи говорит о том, что он почти сразу же приступает к разборке остатков предыдущего собора, потом роет под фундаменты огромные рвы — это тоже производит на москвичей впечатление, потому что они оказались гораздо глубже, чем было принято на Руси. Мало того, в дно фундаментных рвов он вбивает дубовые сваи, делает фундамент и налаживает производство очень крепкого брускового кирпича, который хорошо отожжен. Из него и будет сложен Успенский собор.
Кроме того, летопись рассказывает нам, что Фиораванти отправляют как бы в командировку во Владимир посмотреть на Успенский собор, большой пятиглавый храм, который служил образцом. Летопись доносит до нас его слова о том, что, мол, наших мастеров работа В Львовской летописи значится: «Некых наших мастеров дело».. Видимо, это действительно так. При Андрее Боголюбском во Владимире храм Покрова на Нерли и внутреннюю часть Успенского собора, ту, что была до пожара Пожар случился в 1185 году. При Всеволоде Большое Гнездо (1154–1212) храм обстроили уже русские мастера., строили видимо, ломбардцы, которых, как считал историк Василий Татищев, Фридрих I Барбаросса Фридрих I Барбаросса (1122–1190) — император Священной Римской империи, один из руководителей Третьего крестового похода. прислал еще Андрею Боголюбскому. Фиораванти посмотрел на них, понял, как ему надо строить, и возвел собор, который мы видим сейчас. Хотя надо сказать, что эта белокаменная облицовка все-таки много раз перекладывалась, не стоит думать, что он сохранился в изначальном состоянии, но сходство близкое. И собор совершенно соответствует духу греческого благочестия.
Тем не менее он приносит много нового. Прежде всего это художественное решение: тело собора цельное. Он почти не разбит, у него есть аркатурно-колончатый пояс — эти лопатки как бы расчленяют фасад собора — и все, это монументальное здание. Сверху — пять глав тоже почти одинакового диаметра. Следует обратить внимание, что и окна узкие, как будто бойницы, и деталировка очень простая. В этом есть практический смысл, но есть смысл и чисто художественный и композиционный. Вместо трех обычных апсид — полукружий в восточной части, где помещается алтарь, — он строит пять. И, более того, их прячет: он делает стеночку, которая, если смотреть со стороны главной, южной стены, которая выходит на площадь, их закрывает, для того чтобы объем казался как можно более целостным, как бы компактным, собранным.
Еще больше новшеств внутри. Наверное, самое главное — это круглые колонны. На Руси о них знали, но применяли мало. Он и использовал именно круглые колонны, а не пилон, то есть крещатую, или крестообразную, опору. Круглые колонны дали совершенно особенный эффект, который отметили и летописцы. Дело в том, что когда вы делите пространство, то есть располагаете внутри храма пилоны, то получается что-то вроде пространства для игры в крестики-нолики. Можно спокойно ходить по всему залу или храму, но в голове пространство разделяется на фрагменты, потому что выступающие части этих опор и отвечающие им выступы на стенах его делят. Если вы используете простой прием с круглыми колоннами, это разделение пропадает, зал становится единым целым. Почему и говорят «зальное пространство». Кроме того, если еще и перекрытия, проще говоря потолки, находятся на одинаковой высоте и к тому же они высокие, то это ощущение единого пространства становится еще более явным, и это прекрасно видно даже непрофессионалам.
Успенский собор Московского кремля стал своего рода эталоном. Надо сказать, что от этого эталона отступали: в следующей лекции мы увидим попытку сделать одним из главных храмов Московского царства, которым оно стало к тому времени, храм шатровый. Тем не менее, когда надо было обозначить державность, верность традициям, возвращались как раз к формам Успенского храма. И если мы посмотрим на некоторые особенно большие храмы, которые возводятся уже в наше время, то они будут в достаточной мере похожи как раз на Успенский собор Московского Кремля.
Кремль как новый центр государства
Как русские и итальянские зодчие построили символ Московского царства
Московское царство: собирание земель и формирование самодержавия
Как московский князь стал царем всея Руси
Расшифровка
Материал подготовлен совместно с Комитетом по архитектуре
и градостроительству города Москвы и приурочен к его 30-летию,
а также к Году архитектуры и градостроительства в СНГ
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Загадки «Повести временных лет»
Дело о Велимире Хлебникове
Пророк Заратустра и его религия: что надо знать
Новая литература в новой стране: о чем писали в раннем СССР
Краткая история феминизма
Марсель Пруст в поисках потерянного времени
Как жили первобытные люди
Дадаизм — это всё или ничего?
Третьяковка после Третьякова
«Народная воля»: первые русские террористы
Скандинавия эпохи викингов
Портрет художника эпохи СССР
Языки архитектуры XX века
Английская литература XX века. Сезон 2
Ощупывая
северо-западного
слона (18+)
Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова
Взлет и падение Новгородской республики
История русской эмиграции
Остап Бендер: история главного советского плута
Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»
Главные идеи Карла Маркса
Олег Григорьев читает свои стихи
История торговли в России
Жак Лакан и его психоанализ
Мир средневекового человека
Репортажи с фронтов Первой мировой
Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?
Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)
Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме
Немецкая музыка от хора до хардкора
Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?
Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?
История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней
Берлинская стена. От строительства до падения
Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига
Польское кино: визитные карточки
Зигмунд Фрейд и искусство толкования
«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского
Английская литература XX века. Сезон 1
Культурные коды экономики: почему страны живут
по-разному
Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?
Золотая клетка. Переделкино
в 1930–50-е годы
Как исполнять музыку на исторических инструментах
Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем
Как гадают ханты, староверы, японцы и дети
Последние Романовы: от Александра I до Николая II
Отвечают сирийские мистики
Как читать любимые книги по-новому
Как жили обыкновенные люди в Древней Греции
Путешествие еды по литературе
Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне
Легенды и мифы советской космонавтики
Гитлер и немцы: как так вышло
Как Марк Шагал стал всемирным художником
«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского
Лесков и его чудные герои
Культура Японии в пяти предметах
5 историй о волшебных помощниках
Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?
Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток
Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации
Что такое романтизм и как он изменил мир
Финляндия: визитные карточки
Как атом изменил нашу жизнь
Данте и «Божественная комедия»
Шведская литература: кого надо знать
Теории заговора: от Античности до наших дней
Зачем люди ведут дневники, а историки их читают
Помпеи до и после извержения Везувия
Народные песни русского города
Метро в истории, культуре и жизни людей
Что мы знаем об Антихристе
Джеймс Джойс и роман «Улисс»
Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?
«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)
Безымянный подкаст Филиппа Дзядко
Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно
Как читать китайскую поэзию
Как русские авангардисты строили музей
Как революция изменила русскую литературу
Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?
Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой
Криминология: как изучают преступность и преступников
Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль
Введение в гендерные исследования
Документальное кино между вымыслом и реальностью
Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)
Как мы чувствуем архитектуру
Американская литература XX века. Сезон 2
Американская литература XX века. Сезон 1
Холокост. Истории спасения
Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?
У Христа за пазухой: сироты в культуре
Первый русский авангардист
Как увидеть искусство глазами его современников
История исламской культуры
История Византии в пяти кризисах
История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)
Поэзия как политика. XIX век
Особенности национальных эмоций
Русская литература XX века. Сезон 6
10 секретов «Евгения Онегина»
Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы
История завоевания Кавказа
Ученые не против поп-культуры
Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России
Что такое современный танец
Как железные дороги изменили русскую жизнь
Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо
Россия и Америка: история отношений
Как придумать свою историю
Россия глазами иностранцев
История православной культуры
Русская литература XX века. Сезон 5
Как читать русскую литературу
Блеск и нищета Российской империи
Жанна д’Арк: история мифа
Любовь при Екатерине Великой
Русская литература XX века. Сезон 4
Социология как наука о здравом смысле
Русское военное искусство
Закон и порядок
в России XVIII века
Как слушать
классическую музыку
Русская литература XX века. Сезон 3
Повседневная жизнь Парижа
Русская литература XX века. Сезон 2
Рождение, любовь и смерть русских князей
Петербург
накануне революции
«Доктор Живаго»
Бориса Пастернака
Русская литература XX века. Сезон 1
Архитектура как средство коммуникации
Генеалогия русского патриотизма
Несоветская философия в СССР
Преступление и наказание в Средние века
Как понимать живопись XIX века
Греческий проект
Екатерины Великой
Правда и вымыслы о цыганах
Исторические подделки и подлинники
Театр английского Возрождения
Загадки «Повести временных лет»
Дело о Велимире Хлебникове
Пророк Заратустра и его религия: что надо знать
Новая литература в новой стране: о чем писали в раннем СССР
Краткая история феминизма
Марсель Пруст в поисках потерянного времени
Как жили первобытные люди
Дадаизм — это всё или ничего?
Третьяковка после Третьякова
«Народная воля»: первые русские террористы
Скандинавия эпохи викингов
Портрет художника эпохи СССР
Языки архитектуры XX века
Английская литература XX века. Сезон 2
Ощупывая
северо-западного
слона (18+)
Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова
Взлет и падение Новгородской республики
История русской эмиграции
Остап Бендер: история главного советского плута
Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»
Главные идеи Карла Маркса
Олег Григорьев читает свои стихи
История торговли в России
Жак Лакан и его психоанализ
Мир средневекового человека
Репортажи с фронтов Первой мировой
Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?
Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)
Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме
Немецкая музыка от хора до хардкора
Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?
Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?
История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней
Берлинская стена. От строительства до падения
Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига
Польское кино: визитные карточки
Зигмунд Фрейд и искусство толкования
«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского
Английская литература XX века. Сезон 1
Культурные коды экономики: почему страны живут
по-разному
Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?
Золотая клетка. Переделкино
в 1930–50-е годы
Как исполнять музыку на исторических инструментах
Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем
Как гадают ханты, староверы, японцы и дети
Последние Романовы: от Александра I до Николая II
Отвечают сирийские мистики
Как читать любимые книги по-новому
Как жили обыкновенные люди в Древней Греции
Путешествие еды по литературе
Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне
Легенды и мифы советской космонавтики
Гитлер и немцы: как так вышло
Как Марк Шагал стал всемирным художником
«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского
Лесков и его чудные герои
Культура Японии в пяти предметах
5 историй о волшебных помощниках
Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?
Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток
Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации
Что такое романтизм и как он изменил мир
Финляндия: визитные карточки
Как атом изменил нашу жизнь
Данте и «Божественная комедия»
Шведская литература: кого надо знать
Теории заговора: от Античности до наших дней
Зачем люди ведут дневники, а историки их читают
Помпеи до и после извержения Везувия
Народные песни русского города
Метро в истории, культуре и жизни людей
Что мы знаем об Антихристе
Джеймс Джойс и роман «Улисс»
Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?
«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)
Безымянный подкаст Филиппа Дзядко
Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно
Как читать китайскую поэзию
Как русские авангардисты строили музей
Как революция изменила русскую литературу
Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?
Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой
Криминология: как изучают преступность и преступников
Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль
Введение в гендерные исследования
Документальное кино между вымыслом и реальностью
Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)
Как мы чувствуем архитектуру
Американская литература XX века. Сезон 2
Американская литература XX века. Сезон 1
Холокост. Истории спасения
Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?
У Христа за пазухой: сироты в культуре
Первый русский авангардист
Как увидеть искусство глазами его современников
История исламской культуры
История Византии в пяти кризисах
История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)
Поэзия как политика. XIX век
Особенности национальных эмоций
Русская литература XX века. Сезон 6
10 секретов «Евгения Онегина»
Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы
История завоевания Кавказа
Ученые не против поп-культуры
Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России
Что такое современный танец
Как железные дороги изменили русскую жизнь
Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо
Россия и Америка: история отношений
Как придумать свою историю
Россия глазами иностранцев
История православной культуры
Русская литература XX века. Сезон 5
Как читать русскую литературу
Блеск и нищета Российской империи
Жанна д’Арк: история мифа
Любовь при Екатерине Великой
Русская литература XX века. Сезон 4
Социология как наука о здравом смысле
Русское военное искусство
Закон и порядок
в России XVIII века
Как слушать
классическую музыку
Русская литература XX века. Сезон 3
Повседневная жизнь Парижа
Русская литература XX века. Сезон 2
Рождение, любовь и смерть русских князей
Петербург
накануне революции
«Доктор Живаго»
Бориса Пастернака
Русская литература XX века. Сезон 1
Архитектура как средство коммуникации
Генеалогия русского патриотизма
Несоветская философия в СССР
Преступление и наказание в Средние века
Как понимать живопись XIX века
Греческий проект
Екатерины Великой
Правда и вымыслы о цыганах
Исторические подделки и подлинники
Театр английского Возрождения
Все курсы
Спецпроекты
Кандидат игрушечных наук
Детский подкаст о том, как новые материалы и необычные химические реакции помогают создавать игрушки и всё, что с ними связано
Автор среди нас
Антология современной поэзии в авторских прочтениях. Цикл фильмов Arzamas, в которых современные поэты читают свои сочинения и рассказывают о них, о себе и о времени
Господин Малибасик
Динозавры, собаки, пятое измерение и пластик: детский подкаст, в котором папа и сын разговаривают друг с другом и учеными о том, как устроен мир
Где сидит фазан?
Детский подкаст о цветах: от изготовления красок до секретов известных картин
Путеводитель по благотворительной России XIX века
27 рассказов о ночлежках, богадельнях, домах призрения и других благотворительных заведениях Российской империи
Колыбельные народов России
Пчелка золотая да натертое яблоко. Пятнадцать традиционных напевов в современном исполнении, а также их истории и комментарии фольклористов
История Юрия Лотмана
Arzamas рассказывает о жизни одного из главных
ученых-гуманитариев
XX века, публикует его ранее не выходившую статью, а также знаменитый цикл «Беседы о русской культуре»
Волшебные ключи
Какие слова открывают каменную дверь, что сказать на пороге чужого дома на Новый год и о чем стоит помнить, когда пытаешься проникнуть в сокровищницу разбойников? Тест и шесть рассказов ученых о магических паролях
Наука и смелость. Второй сезон
Детский подкаст о том, что пришлось пережить ученым, прежде чем их признали великими
«1984». Аудиоспектакль
Старший Брат смотрит на тебя! Аудиоверсия самой знаменитой антиутопии XX века — романа Джорджа Оруэлла «1984»
История Павла Грушко, поэта и переводчика, рассказанная им самим
Павел Грушко — о голоде и Сталине, оттепели и Кубе, а также о Федерико Гарсиа Лорке, Пабло Неруде и других испаноязычных поэтах
История игр за 17 минут
Видеоликбез: от шахмат и го до покемонов и видеоигр
Истории и легенды городов России
Детский аудиокурс антрополога Александра Стрепетова
Путеводитель по венгерскому кино
От эпохи немых фильмов до наших дней
Дух английской литературы
Оцифрованный архив лекций Натальи Трауберг об английской словесности с комментариями филолога Николая Эппле
Аудиогид МЦД: 28 коротких историй от Одинцова до Лобни
Первые советские автогонки, потерянная могила Малевича, чудесное возвращение лобненских чаек и другие неожиданные истории, связанные со станциями Московских центральных диаметров
Советская кибернетика в историях и картинках
Как новая наука стала важной частью советской культуры
Игра: нарядите елку
Развесьте игрушки на двух елках разного времени и узнайте их историю
Что такое экономика? Объясняем на бургерах
Детский курс Григория Баженова
Всем гусьгусь!
Мы запустили детское
приложение с лекциями,
подкастами и сказками
Открывая Россию: Нижний Новгород
Курс лекций по истории Нижнего Новгорода и подробный путеводитель по самым интересным местам города и области
Как устроен балет
О создании балета рассказывают хореограф, сценограф, художники, солистка и другие авторы «Шахерезады» на музыку Римского-Корсакова в Пермском театре оперы и балета
Железные дороги в Великую Отечественную войну
Аудиоматериалы на основе дневников, интервью и писем очевидцев c комментариями историка
Война
и жизнь
Невоенное на Великой Отечественной войне: повесть «Турдейская Манон Леско» о любви в санитарном поезде, прочитанная Наумом Клейманом, фотохроника солдатской жизни между боями и 9 песен военных лет
Фландрия: искусство, художники и музеи
Представительство Фландрии на Arzamas: видеоэкскурсии по лучшим музеям Бельгии, разборы картин фламандских гениев и первое знакомство с именами и местами, которые заслуживают, чтобы их знали все
Еврейский музей и центр толерантности
Представительство одного из лучших российских музеев — история и культура еврейского народа в видеороликах, артефактах и рассказах
Музыка в затерянных храмах
Путешествие Arzamas в Тверскую область
Подкаст «Перемотка»
Истории, основанные на старых записях из семейных архивов: аудиодневниках, звуковых посланиях или разговорах с близкими, которые сохранились только на пленке
Arzamas на диване
Новогодний марафон: любимые ролики сотрудников Arzamas
Как устроен оркестр
Рассказываем с помощью оркестра musicAeterna и Шестой симфонии Малера
Британская музыка от хора до хардкора
Все главные жанры, понятия и имена британской музыки в разговорах, объяснениях и плейлистах
Марсель Бротарс: как понять концептуалиста по его надгробию
Что значат мидии, скорлупа и пальмы в творчестве бельгийского художника и поэта
Новая Третьяковка
Русское искусство XX века в фильмах, галереях и подкастах
Видеоистория русской культуры за 25 минут
Семь эпох в семи коротких роликах
Русская литература XX века
Шесть курсов Arzamas о главных русских писателях и поэтах XX века, а также материалы о литературе на любой вкус: хрестоматии, словари, самоучители, тесты и игры
Детская комната Arzamas
Как провести время с детьми, чтобы всем было полезно и интересно: книги, музыка, мультфильмы и игры, отобранные экспертами
Аудиоархив Анри Волохонского
Коллекция записей стихов, прозы и воспоминаний одного из самых легендарных поэтов ленинградского андеграунда
1960-х
— начала
1970-х годов
История русской культуры
Суперкурс
Онлайн-университета
Arzamas об отечественной культуре от варягов до
рок-концертов
Русский язык от «гой еси» до «лол кек»
Старославянский и сленг, оканье и мат, «ѣ» и «ё», Мефодий и Розенталь — всё, что нужно знать о русском языке и его истории, в видео и подкастах
История России. XVIII век
Игры и другие материалы для школьников с методическими комментариями для учителей
Университет Arzamas. Запад и Восток: история культур
Весь мир в 20 лекциях: от китайской поэзии до Французской революции
Что такое античность
Всё, что нужно знать о Древней Греции и Риме, в двух коротких видео и семи лекциях
Как понять Россию
История России в шпаргалках, играх и странных предметах
Каникулы на Arzamas
Новогодняя игра, любимые лекции редакции и лучшие материалы 2016 года — проводим каникулы вместе
Русское искусство XX века
От Дягилева до Павленского — всё, что должен знать каждый, разложено по полочкам в лекциях и видео
Европейский университет в
Санкт-Петербурге
Один из лучших вузов страны открывает представительство на Arzamas — для всех желающих
Пушкинский
музей
Игра со старыми мастерами,
разбор импрессионистов
и состязание древностей
Стикеры Arzamas
Картинки для чатов, проверенные веками
200 лет «Арзамасу»
Как дружеское общество литераторов навсегда изменило русскую культуру и историю
XX век в курсах Arzamas
1901–1991: события, факты, цитаты
Август
Лучшие игры, шпаргалки, интервью и другие материалы из архивов Arzamas — и то, чего еще никто не видел
Идеальный телевизор
Лекции, монологи и воспоминания замечательных людей
Русская классика. Начало
Четыре легендарных московских учителя литературы рассказывают о своих любимых произведениях из школьной программы
Аудиолекции
10 минут
1/12
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря
Что мы знаем о самых ранних дошедших до нас каменных зданиях Москвы и при чем тут архитекторы середины ХХ века
Читает Сергей Кавтарадзе
Что мы знаем о самых ранних дошедших до нас каменных зданиях Москвы и при чем тут архитекторы середины ХХ века
12 минут
2/12
Успенский собор Кремля
Почему итальянцу Аристотелю Фиораванти, чтобы построить главный московский храм, пришлось сначала его разрушить
Читает Сергей Кавтарадзе
Почему итальянцу Аристотелю Фиораванти, чтобы построить главный московский храм, пришлось сначала его разрушить
13 минут
3/12
Храм Покрова, что на Рву
Как архитектура собора Василия Блаженного связана с концом света и при чем тут храм Соломона
Читает Сергей Кавтарадзе
Как архитектура собора Василия Блаженного связана с концом света и при чем тут храм Соломона
13 минут
4/12
Церковь Троицы в Никитниках
Как архитектура Москвы изменилась при династии Романовых и что такое московское узорочье
Читает Алла Аронова
Как архитектура Москвы изменилась при династии Романовых и что такое московское узорочье
14 минут
5/12
Лефортовский дворец
Как выглядел типичный, но не самый знаменитый представитель нарышкинского барокко и при чем тут петровские банкеты
Читает Алла Аронова
Как выглядел типичный, но не самый знаменитый представитель нарышкинского барокко и при чем тут петровские банкеты
22 минуты
6/12
Сенатский дворец
В чем секрет дворцового купола и почему за несколько лет до постройки дворца сначала разобрали, а потом восстановили кремлевскую стену
Читает Алла Аронова
В чем секрет дворцового купола и почему за несколько лет до постройки дворца сначала разобрали, а потом восстановили кремлевскую стену
16 минут
7/12
Храм Христа Спасителя
История храма-памятника, который начали строить в 1810-х годах в одном месте, а закончили спустя 70 лет — в другом
Читает Алла Аронова
История храма-памятника, который начали строить в 1810-х годах в одном месте, а закончили спустя 70 лет — в другом
10 минут
8/12
Особняк Рябушинского
Откуда в Москву пришел стиль модерн и как один из его лидеров — Федор Шехтель — придумывал свои главные шедевры
Читает Айрат Багаутдинов
Откуда в Москву пришел стиль модерн и как один из его лидеров — Федор Шехтель — придумывал свои главные шедевры
14 минут
9/12
Дом Наркомфина
История знаменитого здания, в котором вместо квартир были ячейки, а туалет, гостиная и спальня располагались на разных уровнях
Читает Айрат Багаутдинов
История знаменитого здания, в котором вместо квартир были ячейки, а туалет, гостиная и спальня располагались на разных уровнях
16 минут
10/12
Главное здание МГУ
Как сталинская высотка объединила в себе американский небоскреб и русскую средневековую башню
Читает Айрат Багаутдинов
Как сталинская высотка объединила в себе американский небоскреб и русскую средневековую башню
14 минут
11/12
Дворец пионеров на Воробьевых горах
Как оттепель в архитектуре привела к появлению советского модернизма
Читает Айрат Багаутдинов
Как оттепель в архитектуре привела к появлению советского модернизма
19 минут
12/12
Дом «Патриарх»
За что мы любим и ненавидим современную московскую архитектуру и при чем тут Вавилонская башня
Читает Айрат Багаутдинов
За что мы любим и ненавидим современную московскую архитектуру и при чем тут Вавилонская башня
55.750682; 37.617348
Россия, Москва, Соборная площадь
Москва
Россия
Патриарший Успенский собор Московского Кремля — одна из величайших святынь всей России. Несколько веков этот храм был духовным и политическим центром страны: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов.
Содержание
- 1 История
- 2 Описание
- 2.1 Архитектура
- 2.2 Интерьер
- 2.3 Усыпальница
- 3 Святыни
- 4 Престольные праздники
- 5 Местонахождение
- 6 Паломнику
- 7 Фото
- 8 Видео
- 9 Ссылки
История[править]
История храма начинается в 1326 году, когда великий князь Иван Калита и святитель Петр заложили на этом месте первый каменный собор в Москве, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Отныне именно Московский, а не Владимирский Успенский собор был призван стать главным храмом Святой Руси.
Ключевую роль в выдвижении Москвы и строительстве собора сыграл святитель Петр, первый митрополит Московский; здесь же он был погребен (еще в недостроенном храме). Митрополиту Петру Иван Калита посвятил церковь Поклонения веригам св. апостола Петра, ставшую приделом Успенского собора. С именем святителя связана небольшая икона, именуемая «Богоматерь Петровская». По преданию, икону написал сам свт. Петр в бытность свою юным иноком на Волыни. Икона была подарена им митрополиту Максиму, позднее она хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь. Дошедший до нас список написан через несколько десятилетий после кончины святителя.
Успенский собор в XIX веке. Картина Генри Чарльза Брюэра
В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 году до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-1479) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.
20 августа 1479 года митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя, находившиеся во время строительства в церкви святого Иоанна Богослова, были перенесены в собор.
Успенский собор — величественный и монументальный, мощных пропорций, трехнефный пятиглавый храм. С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер с 6 тонкими высокими столпами. Они не стесняют пространство, но создают впечатление огромного дворцового зала. Успенский собор, бывший главным храмом Московского государства, до конца XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси.
Храм выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень». Современники были поражены величеством и высотою, и светлостью и пространством» собора.
Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия. Современный облик собора определяют росписи 1642-1643 гг. (над ними работала группа из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым) и грандиозный иконостас 1653 г., созданный по инициативе Патриарха Никона.
Темы росписи определило посвящение храма празднику Успения Пресвятой Богородицы. Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста — гимна в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение Вселенских Соборов в нижних ярусах стен. На западной стене храма традиционно расположена композиция Страшного Суда.
Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.
Собрание икон XI-XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель. Среди наиболее ценных икон собора — двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка Владимирской иконы Божией Матери, храмовый образ «Успение», «Предста Царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие.
Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Особый интерес представляет так называемый «Мономахов трон» — моленное место, созданное в 1551 году для царя Ивана Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры — изображения фантастических хищных зверей. Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь из Византии царских регалий — шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.
С 1326 года, когда в храме был погребен свт. Петр, и до 1700 года собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора. Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках — мощехранительницах.
Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая сейчас висит в центре собора.
Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.
После Октябрьской революции Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей.
Богослужения в соборе были возобновлены в 1990 году.
Описание[править]
Архитектура[править]
Архитектор Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец — Успенский собор во Владимире, — древний храм XII века, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень».
Своеобразие архитектуры Успенского собора сильнее ощущается в его интерьере: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала. Собор поразил современников «величеством и высотою, и светлостью и пространством».
Интерьер[править]
Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения.
Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – росписи 1642-1643 гг. и грандиозный иконостас 1653 года.
Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер для хранения священных реликвий.
В XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Все захоронения святителей, кроме почитаемых святых, чьи мощи были помещены в раки, находятся под «спудом», под полом собора, над ними в XVII веке соорудили надгробия, причем патриаршие надгробия у южной стены снабдили резными белокаменными надписями – эпитафиями. В 1913 году все гробницы закрыли латунными посеребренными чехлами.
После революции 1917 г. Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 г. в соборе возобновились богослужения.
Усыпальница[править]
21 декабря 1326 года в еще недостроенном здании Успенского собора был погребен митрополит Петр. С этого времени собор становится храмом-усыпальницей русских святителей – митрополитов и патриархов. В 1329 году преемник Петра на митрополичьем престоле грек Феогност соорудил в память своего святого предшественника Петропавловский придел, где он и сам был погребен в 1353 году.
Все захоронения святителей, кроме почитаемых святых, чьи мощи были помещены в раки, находятся под «спудом», под полом собора, над ними в XVII веке соорудили надгробия, причем патриаршие надгробия у южной стены снабдили резными белокаменными надписями – эпитафиями. В 1913 году все гробницы закрыли латунными посеребренными чехлами, изготовленными фирмой И.П. Хлебникова, с восьмиконечными золочеными крестами и черневыми надписями на крышках.
Святыни[править]
Паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно.
- мощи: свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские
- оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери
- Гвоздь Господень
- посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси
Престольные праздники[править]
Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа
Димитрий Солунский, великомученик — 8 ноября
Похвала Пресвятой Богородицы — Cуббота пятой недели Великого поста (придельный)
Петр и Павел, первоверховные апостолы — 12 июля (придельный)
Местонахождение[править]
Адрес: Россия, Москва, Кремль, Соборная пл.
Телефон: +7 495 695-37-76
Паломнику[править]
Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00.
В период c 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00.
Выходной день — четверг.
Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади дает право осмотра Успенского, Архангельского, Благовещенского соборов, церкви Ризположения, Патриарших палат с церковью Двенадцати апостолов, экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» в подклете Благовещенского собора, экспозиции выставки русской деревянной скульптуры в крытой галерее церкви Ризположения, экспозиции посвящённой Вознесенскому монастырю в южной пристройке Архангельского собора.
Стоимость билета (без предоставления скидок) — 500 руб.
Стоимость билета для российских студентов дневной формы обучения и пенсионеров (при предъявлении соответствующих документов) — 250 руб.
Бесплатно архитектурный ансамбль и выставки посещают:
Лица до 16 лет, вне зависимости от гражданства; члены многодетных семей; лица, получающие пенсию по потере кормильца; инвалиды I и II групп; дети — инвалиды детства; дети, находящиеся на попечении государства (дети — сироты); участники ВОВ и приравненные к ним категории; музейные сотрудники (РФ и СНГ); служители культа (РФ и СНГ); члены Общества Друзей Музея; военнослужащие срочной службы. Лица не достигшие 18 лет — каждый второй вторник календарного месяца.
Билеты можно приобрести:
— Онлайн на сайте музея, кроме льготных и бесплатных;
— в кассах в Александровском саду с 9:30 до 16:30.
В период c 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 16:30. Выходной день — четверг.
Дополнительные услуги:
— экскурсии в сопровождении экскурсовода музея.
Любительская фотосъёмка и видеосъёмка в музеях-соборах запрещена.
Внимание! Посещение Оружейной палаты осуществляется по отдельному билету.
Фото[править]
-
Мощи свт. Ионы
-
Мощи свт. Петра
-
-
-
-
-
-
-
-
Видео[править]
Успенский собор Московского Кремля
Успенский собор московского Кремля
Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля
Успенский собор Московского Кремля! С.Рахманинов — «Всенощное бдение»
Ссылки[править]
Успенский собор