Художественное руководство академическим хором специальность

Специальность: 53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором

Выпускник этой программы будет готов на профессиональном уровне руководить церковным хором, обучать церковному пению, изучать и распространять церковно-певческую культуру, − и вместе с тем способен взять на себя руководство светским хоровым коллективом. Освоение техники управления хором сопровождается углубленным изучением древнерусских распевов и их авторских переложений, монастырского певческого наследия, богослужебного устава и богословских дисциплин. Государственный диплом дает выпускнику возможность трудоустроиться как руководителем хора, так и преподавателем в различных образовательных учреждениях.

Очная форма

места в месяц в год
бюджет 2 (из них 1 квота + 1 спец.квота)
скидка 100% 5 Узнать подробнее
скидка 80% 5 9400 94000
без скидки 2 47000 470000
соц. грант собеседование Узнать подробнее

Вступительные испытания:

Дополнительная информация:

Вступительные испытания:

  1. Творческое испытание (очно).
  2. Собеседование (очно).
  3. Профессиональное испытание (очно).

1. Творческое испытание представляет собой исполнение программы (дирижирование под рояль).

Исполнение программы

От поступающего требуется:
Продирижировать двумя произведениями, контрастными по темпу и динамике (одно – a cappella для смешанного хора, другое – с сопровождением); исполнить наизусть на фортепиано эту же партитуру для хора а cappella. Знать наизусть хоровые партии этих произведений.
На вступительном испытании происходит проверка вокальных данных. Поступающий должен обладать здоровым голосовым аппаратом, владеть певческими навыками.

На вступительном испытании проверяется общая подготовка по сольфеджио и гармонии: поступающий должен уметь определить на слух тональности (по данному тону «ля», по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями) и интервалы (простые и составные); уметь воспроизвести голосом (бас-тенор-альт-сопрано) исполненную экзаменатором на рояле гармоническую последовательность в четырехголосном изложении в форме периода (исполняется 2 раза).

2. Собеседование.

Вступительное испытание представляет собой собеседование  и работу с хором.

Собеседование

Выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание литературы по специальности, в т.ч. по хороведению. Проверяются понимание содержания, формы и стилистических особенностей произведений, исполненных поступающим на вступительных испытаниях, умение проанализировать выразительные средства их музыки и текста.

Работа с хором

От поступающего требуется:

В течение 10-15 минут показать работу с хором над несложным произведением а cappella, обнаружив владение основами техники дирижирования, методикой разучивания музыкального произведения, умение общаться с исполнителями и др.

Произведение для работы с хором поступающий выбирает самостоятельно. Можно взять для работы с хором произведение a cappella, представленное при исполнении программы под рояль.

Поступающий самостоятельно обеспечивает нотный материал для работы с хором в количестве 40 экземпляров.

Примерный список произведений для дирижирования без сопровождения и работы с хором:

Анерио — Мотет (сб. Старинная хоровая музыка. Л., 1967).

  1. А. Аренский — «Анчар»; «Жемчуг и любовь»; «Серенада»; Херувимская песнь.
  2. Д. Бортнянский — Концерты для хора №№ 3, 15, 16, 27, 32, 35.
  3. И. Брамс — «Горбатый уличный скрипач»; «Розмарин»; «О, светлый май».
  4. А. Брукнер — Ave Maria; Graduale (по выбору).
  5. Дж. Верди — Ave Maria; Pater noster.
  6. С. Василенко — «Метель».
  7. Х. Вольф — «Отшельник».
  8. М. Глинка — Херувимская песнь.
  9. А. Гречанинов — «Нас веселит ручей»; «Над неприступной крутизной»; «Лебедь, щука и рак»; «Волною морскою» (ирмос); «К Богородице прилежно» (причастный стих); Концерт для хора «Внуши, Боже».
  10. Ш. Гуно — «Ночь».
  11. А. Даргомыжский — «Буря мглою небо кроет».
  12. Кл. Дебюсси — Три песни на стихи герцога Шарля.
  13. М. Ипполитов-Иванов — Литургия Св. Иоанна Златоуста (фрагм.).
  14. В. Калинников — «Кондор»; «Лес»; «Звезды меркнут и гаснут»; «Нам звезды кроткие сияли»; «Утром зорька»; «Ой, честь ли то молодцу»; духовные произведения.
  15. А. Кастальский — «Сам един еси»; «Вечная память героям» (фрагм.).
  16. З. Кодай — «Вечерняя песня».
  17. Ц. Кюи — «Две розы»; «Грозовые тучи»; Ноктюрн; «Сокрытая красота»; Чайльд-Гарольд».
  18. Ф. Лист — Ave Maria.
  19. Ф. Мендельсон — хоровые песни.
  20. А. Новиков — «Веселый пир»; «Любовь».
  21. Фр. Пуленк — «Лик человеческий» («Будь терпеливой», «Страшна мне ночь»); «Белый снег»; «Грусть».
  22. М. Равель — «Николетта»; Рондо.
  23. С. Рахманинов — «Всенощная» (фрагм.); «В молитвах неусыпающую богородицу»; «Пантелей-целитель».
  24. Н.А. Римский-Корсаков — «Месяц плывет»; «Старая песня»; «Татарский полон».
  25. В. Салманов — «Тишина»; «Издалека»; «Высоко ли, высоко ли»; Три хора на стихи Есенина.
  26. Г. Свиридов — «Вечером синим»; «Табун»; «Пушкинский венок» (фрагм.); «У берега зеленого».
  27. И. Стравинский — Ave Maria.
  28. С. Слонимский — Две русские песни.
  29. С. Танеев — «На могиле»; «Развалину башни»; «Молитва»; «Звезды» (ст. Полонского); «Звезды» (ст. Хомякова); «Из края в край».
  30. Ю. Фалик — «Осенняя песня»; «Зимние песни»; «Карельская акварель».
  31. П. Чайковский — «Ночевала тучка»; «Соловушко»; Три хора, посвященных хоровому классу Мельникова-Беккера; Литургия Св. Иоанна Златоуста (фрагм).
  32. П. Чесноков — «Август»; «Зимой»; «Лес»; «Дубинушка»; духовные сочинения.
  33. В. Шебалин — «Березе»; «Мать послала к сыну думы»; «Жаворонок».
  34. Д. Шостакович — «Как меня-младешеньку».
  35. Р. Шуман — «На Боденском озере»; «Вечерняя звезда»; «Мальчик и роза».
  36. Р. Щедрин — Четыре хора на стихи Твардовского; «Русские деревни».

Примерный список произведений для дирижирования с сопровождением фортепиано:

  1. Б. Барток — Cantata profana (фрагм.).
  2. И.С. Бах — Magnificat (фрагм.); «Страсти по Иоанну» (заключительный хор); Кантата № 21 (№ 2); Рождественская оратория (№ 1).
  3. Г. Берлиоз — Реквием (фрагм.).
  4. Л. ван Бетховен — Месса до мажор (№ 1); Торжественная месса (№ 1).
  5. А. Бородин — хоры из оперы «Князь Игорь» («Слава», «Мужайся, княгиня», финал I-го действия, финал IV-го действия).
  6. А. Брукнер — Te Deum (фрагм.).
  7. Б. Бриттен — Военный реквием (фрагм.).
  8. Р. Вагнер — Хор матросов из оперы «Летучий голландец»; хор рыцарей из оперы «Тангейзер»; свадебный хор из оперы «Лоэнгрин»; сцена шествия из оперы «Нюрнбергские майстерзингеры».
  9. С. Василенко — Хор народа из оперы-кантаты «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре».
  10. Дж. Верди — Stabat mater, Реквием (№ 1, № 2 — фрагм.).
  11. А. Вивальди — Gloria (фрагм.).
  12. Й. Гайдн — «Сотворение мира» (заключительный хор), «Времена года» (№ 2, заключительный хор).
  13. Г.Ф. Гендель — «Иуда Маккавей» (№ 2), «Самсон» (заключительный хор), «Мессия» («Аллилуйя», заключительный хор).
  14. М. Глинка — Свадебный хор из оперы «Иван Сусанин», Финал из оперы «Руслан и Людмила», Польский с хором («Велик и свят»).
  15. Ш. Гуно — Вальс из оперы «Фауст»; Большая торжественная месса (фрагм.).
  16. Давиденко — «Улица волнуется»; «Подъем вагона».
  17. А. Даргомыжский — «Русалка» (Три хора крестьян, Свадебный хор, хоры русалок).
  18. С. Дегтярев — «Минин и Пожарский» (хор «Слава Минину с Пожарским»).
  19. Г. Доницетти — Интродукция и хор из оперы «Любовный напиток».
  20. А. Кастальский — «Братское поминовение» (фрагм.).
  21. Л. Керубини — Реквием (фрагм.).
  22. З. Кодай — «Венгерский псалом»; Te Deum (фрагм.).
  23. Ф. Лист — «Легенда о Святой Елизавете» (фрагм.).
  24. А. Лядов, А. Глазунов — Кантата памяти Антокольского (№ 2).
  25. Дж. Мейербер — Сцена ссоры из oперы «Гугеноты».
  26. В.А. Моцарт — Месса до минор (№ 1, № 4); Реквием (фрагм.).
  27. М. Мусоргский — «Эдип»; «Поражение Сеннахериба»; «Борис Годунов» (Сцена под Кромами, фрагм.).
  28. А. Онеггер — «Царь Давид» («Аллилуйя»).
  29. Г. Перселл — Заключительный хор из оперы «Дидона и Эней».
  30. С. Прокофьев — Заключительный хор из оперы «Война и мир»; «Александр Невский» (№№ 2, 4, 7).
  31. С. Рахманинов — Хор «Огни погашены» и финал из оперы «Алеко»; «Колокола» (№ 1).
  32. Н.А. Римский-Корсаков — Хор «Яр-Хмель» из оперы «Царская невеста»; хор «Грозен царь идет» из оперы «Псковитянка»; сцена в заповедном лесу из оперы «Снегурочка».
  33. Дж. Россини — Stabat mater (фрагм.).
  34. С. Свиридов — Поэма памяти Сергея Есенина (№№ 2, 4, 7); «Патетическая оратория» (№ 7); «Весенняя кантата» (№ 1).
  35. С. Стравинский — Симфония псалмов (ч. I).
  36. С. Танеев — Хор «Слава Афине» из оперы «Орестея»; «Памятник».
  37. Г. Форе — Реквием (фрагм.).
  38. П. Чайковский — Сцена вальса из оперы «Евгений Онегин»; хор девушек и хор «Нету, нету тут мосточка» из оперы «Мазепа»; хор «Радостно, весело в день сей» из оперы «Пиковая Дама».
  39. Д. Шостакович — Хор каторжан из оперы «Катерина Измайлова».
  40. Ф. Шуберт — Месса соль мажор (№1); Месса си-бемоль мажор (№1).

3. Профессиональное испытание (сольфеджио и гармония (письменно и устно)), фортепиано.

Сольфеджио

От поступающего требуется:

  1. Записать двухголосный диктант гармонического склада с элементами полифонии. Диктант исполняется 8 раз.
  2. Определить на слух:
    а) тональности по камертону и по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
    б) вид лада по звукоряду и в мелодическом фрагменте;
    в) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от большой до четвертой октавы (звук за звуком, «цепочкой»);
    г) гармонические интервалы группами по 3-4 интервала, в разных октавах, простые и составные, в ладу и от звука;
    д) аккорды в тональности и от звука в элементарном и четырехголосном изложении, в тесном и широком расположениях, различных мелодических положениях (возможно ненормативное изложение); спеть прослушанный аккорд: по структуре (звучанию): все виды трезвучий с обращениями, малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры — увеличенный терцквартаккорд; в тональности (по разрешению): малый мажорный септ- и секундаккорды, уменьшенный септаккорд с обращениями, увеличенный терцквартаккорд — в качестве альтерированных аккордов субдоминантовой и доминантовой групп;
    е) аккордовую последовательность (4-6 тактов) после двух прослушиваний; спеть по вертикали;
    ж) гармоническую последовательность в форме периода, включающую 2-3 модуляции; назвать тональный план и аккорды, повторить на фортепиано (гармонические средства соответствуют программе по гармонии музыкального училища);
    з) гармонию во фрагменте музыкального произведения, повторить на фортепиано.
  3. Спеть:
    а) «цепочку» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
    б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
    в) с листа одноголосную мелодию (сольфеджируя или с текстом). Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 1-104; романсы и песни М. Глинки, А. Даргомыжского, Ф. Шуберта, В. Моцарта;
    г) один из голосов двухголосного примера с одновременным исполнением другого голоса на фортепиано и дирижированием. Примерная трудность: И. Способин. Двухголосное сольфеджио.

Гармония

От поступающего требуется:

  1. Письменно гармонизовать мелодию (12-16 тактов) без неаккордовых звуков, включающую модуляции в тональности 1-й степени родства. Срок выполнения — 2 часа (120 минут).
  2. Играть на фортепиано в четырехголосном изложении:
    — функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-митактовых построений);
    — диатонические и альтерированные аккорды в широком расположении в объеме программы музыкального училища;
    — тональные и модулирующие секвенции.
  3. Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Примерная трудность: Ф. Мендельсон. «Наш удел»; М. Ипполитов-Иванов. «Сосна», «О, край родной»; Р. Глиэр. «Гимн великому городу».
  4. Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии.

Фортепиано

От поступающего требуется исполнение следующей программы:

  1. Полифоническое произведение (Прелюдия и фуга И.С. Баха или Д. Д. Шостаковича).
  2. Классическая соната (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ванн Бетховен), I или II и III части.
  3. Пьеса.

Рейтинг всех вузов, университетов и институтов России со специальностью «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором». Подробная информация о специальностях, проходных баллах, бюджетных местах и вступительных испытаниях. Наилучший результат (ТГУ) – 2-ое место в рейтинге вузов Томска. Всего в России 25 вузов со специальностью 53.05.02. Направление «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором» находится на 212-ом место в рейтинге всех специальностей.

Б бюджет / бесплатно Д договор / платно информация отсутствует

ранг в РФ | рейтинг

8-ой 569

53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором очно конкурсные группы – 1

  • 53.05.02Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором профиль Художественное руководство академическим хором отделение Институт искусств и культуры егэ 1русский язык 2литература 3творческий конкурс (дирижирование; фортепиано; сольфеджио)

    очно~5.2 лет

    • места 2023–4

      Б 1 Д

    • баллы егэ 2022–3

      Б 262 Д

    • стоимость 2023–4

      313 000 / год

ранг в РФ | рейтинг

91-ый 465

53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором очно конкурсные группы – 3

  • 53.05.02Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором профиль Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром

    очно5 лет

    • места 2019–0

      Б 35 Д 2

    • баллы егэ 2018–9

      БД

    • стоимость 2018–9

      396 000 / год

ранг в РФ | рейтинг

155-ый 440

53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором очно конкурсные группы – 1

  • 53.05.02Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором профиль Художественное руководство академическим хором егэ 1литература 2русский язык 3дополнительный экзамен

    очно5 лет

    • места 2019–0

      Б 0 Д 1

    • баллы егэ 2018–9

      БД

    • стоимость 2018–9

      188 300 / год

ранг в РФ | рейтинг

157-ой 439

53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором очно конкурсные группы – 1

  • 53.05.02Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором профили Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром Художественное руководство академическим хором отделение Институт Академия имени Маймонида егэ 1русский язык 2литература 3профессиональное испытание 4творческое испытание

    очно~5.2 лет

    • места 2022–3

      Б 7 Д 3

    • баллы егэ 2021–2

      Б 319 Д

    • стоимость 2021–2

      374 000 / год

ранг в РФ | рейтинг

238-ой 410

53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором очно конкурсные группы – 1

  • 53.05.02Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором

    очно~5.2 лет

    • места 2019–0

      БД 7

    • баллы егэ 2018–9

      БД

    • стоимость 2018–9

      70 000 / год

ранг в РФ | рейтинг

265-ый 403

53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором очно конкурсные группы – 2

  • 53.05.02Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором профиль Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром отделение Дирижерский факультет / Кафедра оперной подготовки, оркестрового и оперно-симфонического дирижирования

    очно5 лет

    • места 2019–0

      Б 2 Д 6

    • баллы егэ 2018–9

      БД

    • стоимость 2018–9

      163 000 / год

ранг в РФ | рейтинг

308-ой 391

53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором очно конкурсные группы – 2

  • 53.05.02Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором профиль Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром отделение Кафедра оперно-симфонического дирижирования егэ 1русский язык 2литература 3творческое испытание 4профессиональное испытание 5собеседование.

    очно5 лет

    • места 2021–2

      Б 2 Д 7

    • баллы егэ 2020–1

      Б 460 Д 454

    • стоимость 2021–2

      384 600 / год

ранг в РФ | рейтинг

332-ой 386

53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором очно конкурсные группы – 1

  • 53.05.02Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором

    очно5 лет

    • места 2019–0

      Б 2 Д 1

    • баллы егэ 2018–9

      Б 498 Д

    • стоимость 2018–9

      305 600 / год

ранг в РФ | рейтинг

353-ий 382

53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором очно конкурсные группы – 1

  • 53.05.02Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором отделение Кафедра хорового дирижирования егэ 1литература 2русский язык 3дополнительный экзамен

    очно5 лет

    • места 2019–0

      Б 10 Д 4

    • баллы егэ 2018–9

      БД

    • стоимость 2019–0

      470 400 / год

ранг в РФ | рейтинг

392-ой 374

53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором очно конкурсные группы – 1

  • 53.05.02Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором егэ 1литература 2русский язык 3специальная дисциплина 4специальная дисциплина*

    очно5 лет

    • места 2020–1

      Б 3 Д 0

    • баллы егэ 2019–0

      Б 378 Д

    • стоимость 2020–1

      222 100 / год

ранг в РФ | рейтинг

394-ый 373

53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором очно конкурсные группы – 1

  • 53.05.02Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором

    очно5 лет

    • места 2019–0

      Б 3 Д 2

    • баллы егэ 2018–9

      Б 333 Д 308

    • стоимость 2018–9

      270 000 / год

ранг в РФ | рейтинг

402-ой 372

53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором очно конкурсные группы – 1

  • 53.05.02Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором профиль Художественное руководство академическим хором егэ 1литература 2специальная дисциплина 3специальная дисциплина* 4русский язык

    очно5 лет

    • места 2020–1

      Б 2 Д 5

    • баллы егэ 2019–0

      Б 412 Д

    • стоимость 2020–1

      451 000 / год

Вузы со специальностью 53.05.02 в городах РФ:

Специалитет, код специальности 73301

Специальность Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором

Изюминка специальности – сочетание в учебном плане творческих, педагогических и управленческих дисциплин. Будущие «худруки» проходят, гармонию, историю искусств и музыки. Изучают менеджмент в области музыкальной культуры, методику преподавания. Занимаются музыкальной информатикой, полифонией и фортепиано. Осваивают чтение партитур и анализ музыкальных форм. Штудируют правовое регулирование в области культуры и др. Практику проходят как в вузе (в творческих мастерских), так и в хоровых и оркестровых коллективах.

Чем менее известным коллективом отвела судьба управлять художественному руководителю, тем больше работы ему приходится выполнять. В начинающем хоре или оркестре – худрук един сразу в нескольких лицах. Он проводит прослушивания, нанимает на работу и увольняет с работы. Зачастую может выступать в качестве концертмейстера и дирижера. А иногда – и режиссера-постановщика. Но основная обязанность художественного руководителя – работа с репертуаром. Он подбирает концертную программу, руководит постановочной частью, планирует концертное действо.

Профили обучения: художественное руководство оперно-симфоническим оркестром, художественное руководство академическим хором

Формы обучения: очная, очно-заочная

Вузов

Проходной балл

Бюджетных мест

С какими ЕГЭ можно поступить

литературалитература

русский языкрусский язык

Вузы по специальности

Российская академия музыки имени Гнесиных

Один из ведущих музыкальных вузов страны и мира. Уникальность академии заключается в том, что именно здесь представлены все возможные специальности и специализации различных музыкальных направлений. Концертный отдел вуза организует участие коллективов РАМ им. Гнесиных на музыкальных фестивалях и конкурсах. Особое место занимает лаборатория аудио и видеозаписей, где студенты пробуют свои силы в создании этих записей и их монтажа на современном оборудовании.

Российская академия музыки имени Гнесиных

Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки

Нижегородская консерватория это динамично развивающийся современный российский вуз, крупный образовательный, научно-просветительский и культурный центр Поволжья. Консерватория бережно хранит и приумножает лучшие традиции российской академической музыкальной школы. Престиж вуза подтверждают широкая география абитуриентов и стабильная конкурсная ситуация. Укрепляются контакты с зарубежными вузами, осуществляется обмен творческими визитами.

Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки

Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова

Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова—один из ведущих творческих вузов России. В то же время УГАИ является единственным в Башкортостане многопрофильным высшим учебным заведением, готовящим профессиональные кадры в области музыкального, театрального и изобразительного искусства.

Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова

Челябинский государственный институт культуры

Институт как региональный вуз осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов преимущественно для Челябинской, Курганской, Оренбургской, Свердловской, Тюменской областей, Республики Башкортостан и других субъектов Российской Федерации. За 55 лет работы вузом подготовлено более 40 тысяч специалистов для сферы культуры и искусства.
В состав института входят 6 факультетов.

Челябинский государственный институт культуры

Академия хорового искусства имени В.С. Попова

Комплекс учебных заведений хорового профиля в Москве. Здесь готовят дирижеров хора и певцов хора и оперы. В Академии широко распространена концертная практика. На каждом курсе формируется камерный хор или вокальный ансамбль смешанного состава, которые часто объединяются для совместного исполнения произведений. Выступления хоров проходят в крупнейших концертных залах Москвы.

Академия хорового искусства имени В.С. Попова

Похожие специальности

Российская высшая школа подготовки музыкантов предлагает оттачивание навыков исполнительского мастерства и обязательную теоретическую подготовку. Студенты изучают историю искусств, историю и теорию музыки, историю исполнительских стилей. Помимо избранного инструмента, студенты играют на фортепиано, в оркестровом и ансамблевом классе.

Студенты программы получают классическое музыкальное образование, предполагающее одинаково сильную теоретическую и практическую подготовку исполнителей-вокалистов.

Редкая специальность, представленная всего в четырех российских вузах. Во время обучения студенты учатся сочинять музыку к фильмам и спектаклям, песни для эстрадных исполнителей, оркестровые композиции. Осваивают искусство аранжировки и импровизации.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 16 ноября 2017 г. № 1119

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ — СПЕЦИАЛИТЕТ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 53.05.02

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РУКОВОДСТВО ОПЕРНО-СИМФОНИЧЕСКИМ

ОРКЕСТРОМ И АКАДЕМИЧЕСКИМ ХОРОМ

В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776; 2015, № 26, ст. 3898; № 43, ст. 5976; № 46, ст. 6392; 2016, № 2, ст. 325; № 8, ст. 1121; № 28, ст. 4741; 2017, № 3, ст. 511; № 17, ст. 2567; № 25, ст. 3688), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4377; 2014, № 38, ст. 5069; 2016, № 16, ст. 2230; 2017, № 2, ст. 368), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — специалитет по специальности 53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором (далее — стандарт).

2. Установить, что:

образовательная организация высшего образования вправе осуществлять в соответствии со стандартом обучение лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с их согласия;

прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором (уровень специалитета), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2016 г. № 1164 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 сентября 2016 г., регистрационный № 43817), прекращается 31 декабря 2018 года.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 30 декабря 2017 года.

Министр

О.Ю. Васильева

Приложение

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 16 ноября 2017 г. № 1119

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ — СПЕЦИАЛИТЕТ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 53.05.02

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РУКОВОДСТВО ОПЕРНО-СИМФОНИЧЕСКИМ

ОРКЕСТРОМ И АКАДЕМИЧЕСКИМ ХОРОМ

I. Общие положения

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее — ФГОС ВО) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ специалитета по специальности 53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором (далее соответственно — программа специалитета, специальность).

1.2. Получение образования по программе специалитета допускается только в образовательной организации высшего образования (далее — Организация).

1.3. Обучение по программе специалитета в Организации может осуществляться в очной и очно-заочной формах.

1.4. Содержание высшего образования по специальности определяется программой специалитета, разрабатываемой и утверждаемой Организацией самостоятельно. При разработке программы специалитета Организация формирует требования к результатам ее освоения в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников (далее вместе — компетенции).

Организация разрабатывает программу специалитета в соответствии с ФГОС ВО, с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы, включенной в реестр примерных основных образовательных программ (далее — ПООП).

1.5. При реализации программы специалитета Организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, применяемые при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — инвалиды и лица с ОВЗ), должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

Реализация программы специалитета с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не допускается.

1.6. Реализация программы специалитета осуществляется Организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.

1.7. Программа специалитета реализуется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом Организации [1].

[1] Статья 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2930, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 18, ст. 2625; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; № 10, ст. 1320; № 23, ст. 3289, ст. 3290; № 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292; 2017, № 18, ст. 2670; № 31, ст. 4765).

1.8. Срок получения образования по программе специалитета (вне зависимости от применяемых образовательных технологий):

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 5 лет;

в очно-заочной форме обучения увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения;

при обучении по индивидуальному учебному плану инвалидов и лиц с ОВЗ может быть увеличен по их заявлению не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования, установленным для соответствующей формы обучения.

1.9. Объем программы специалитета составляет 300 зачетных единиц (далее — з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану.

Объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год, составляет не более 70 з.е. вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану (за исключением ускоренного обучения), а при ускоренном обучении — не более 80 з.е.

1.10. Организация самостоятельно определяет в пределах сроков и объемов, установленных пунктами 1.8 и 1.9 ФГОС ВО:

срок получения образования по программе специалитета в очно-заочной форме обучения, а также по индивидуальному учебному плану;

объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год.

1.11. Области профессиональной деятельности [2] и сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу специалитета (далее — выпускники), могут осуществлять профессиональную деятельность:

[2] Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный № 34779) с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. № 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный № 46168).

01 Образование и наука (в сферах: дошкольного, начального общего, основного общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования; научных исследований);

04 Культура, искусство (в сферах: музыкального исполнительства; культурно-просветительской деятельности; художественно-творческой деятельности).

Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.

1.12. В рамках освоения программы специалитета выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

художественно-творческий;

культурно-просветительский;

педагогический;

организационно-управленческий.

1.13. При разработке программы специалитета Организация выбирает специализацию программы специалитета из следующего перечня:

Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром;

Художественное руководство академическим хором.

1.14. Программа специалитета, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, разрабатывается и реализуется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в области защиты государственной тайны.

II. Требования к структуре программы специалитета

2.1. Структура программы специалитета включает следующие блоки:

Блок 1 «Дисциплины (модули)»;

Блок 2 «Практика»;

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация».

Структура и объем программы специалитета

Таблица

Структура программы специалитета

Объем программы специалитета и ее блоков в з.е.

Блок 1

Дисциплины (модули)

не менее 210

Блок 2

Практика

не менее 27

Блок 3

Государственная итоговая аттестация

6 — 9

Объем программы специалитета

300

2.2. Программа специалитета должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по философии, истории (истории России, всеобщей истории), иностранному языку, безопасности жизнедеятельности в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)».

2.3. Программа специалитета должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту:

в объеме не менее 2 з.е. в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)»;

в объеме не менее 328 академических часов, которые являются обязательными для освоения, не переводятся в з.е. и не включаются в объем программы специалитета, в рамках элективных дисциплин (модулей) в очной форме обучения.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном Организацией. Для инвалидов и лиц с ОВЗ Организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

2.4. В Блок 2 «Практика» входят учебная и производственная практики (далее — практики).

Типы учебной практики:

творческая практика;

научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы).

Типы производственной практики:

концертно-просветительская работа;

творческая практика;

педагогическая практика;

научно-исследовательская работа.

2.5. В дополнение к типам практик, указанным в пункте 2.4 ФГОС ВО, ПООП может также содержать рекомендуемые типы практик.

2.6. Организация:

выбирает один или несколько типов учебной практики и один или несколько типов производственной практики из перечня, указанного в пункте 2.4 ФГОС ВО;

вправе выбрать один или несколько типов учебной практики и (или) производственной практики из рекомендуемых ПООП (при наличии);

вправе установить дополнительный тип (типы) учебной и (или) производственной практик;

устанавливает объемы практик каждого типа.

2.7. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входят:

подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если Организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации);

подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы.

2.8. При разработке программы специалитета обучающимся обеспечивается возможность освоения элективных дисциплин (модулей) и факультативных дисциплин (модулей).

Факультативные дисциплины (модули) не включаются в объем программы специалитета.

2.9. В рамках программы специалитета выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

К обязательной части программы специалитета относятся дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование общепрофессиональных компетенций, определяемых ФГОС ВО.

(в редакции Приказа Минобрнауки России от 08.02.2021 № 84)

В обязательную часть программы специалитета включаются, в том числе:

дисциплины (модули), указанные в пункте 2.2 ФГОС ВО;

дисциплины (модули) по физической культуре и спорту, реализуемые в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)».

Дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование универсальных компетенций, определяемых ФГОС ВО, а также профессиональных компетенций, определяемых Организацией самостоятельно, могут включаться в обязательную часть программы специалитета и (или) в часть, формируемую участниками образовательных отношений.

(в редакции Приказа Минобрнауки России от 08.02.2021 № 84)

Объем обязательной части, без учета объема государственной итоговой аттестации, должен составлять не менее 70 процентов общего объема программы специалитета.

2.10. Организация должна предоставлять инвалидам и лицам с ОВЗ (по их заявлению) возможность обучения по программе специалитета, учитывающей особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

2.11. При реализации программы специалитета аудиторная контактная работа предусматривает групповую работу обучающихся с педагогическими работниками Организации (в группах численностью от двух человек) и индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками Организации.

Объем контактной работы обучающихся с преподавателем при проведении учебных занятий по программе специалитета должен составлять в очной форме обучения — не менее 30 процентов, в очно-заочной форме обучения — от 10 до 20 процентов общего объема времени, отводимого на реализацию дисциплин (модулей).

2.12. Реализация части (частей) программы специалитета, направленной (направленных) на подготовку выпускников к художественно-творческой профессиональной деятельности, и проведение государственной итоговой аттестации, не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

III. Требования к результатам освоения

программы специалитета

3.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой специалитета.

3.2. Программа специалитета должна устанавливать следующие универсальные компетенции:

Наименование категории (группы) универсальных компетенций

Код и наименование универсальной компетенции выпускника

Системное и критическое мышление

УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

Разработка и реализация проектов

УК-2. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

Командная работа и лидерство

УК-3. Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели

Коммуникация

УК-4. Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия

Межкультурное взаимодействие

УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия

Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)

УК-6. Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни

УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

Безопасность жизнедеятельности

УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций

3.3. Программа специалитета должна устанавливать следующие общепрофессиональные компетенции:

Наименование категории (группы) общепрофессиональных компетенций

Код и наименование общепрофессиональной компетенции выпускника

История и теория музыкального искусства

ОПК-1. Способен применять музыкально-теоретические и музыкально-исторические знания в профессиональной деятельности, постигать музыкальное произведение в широком культурно-историческом контексте в тесной связи с религиозными, философскими и эстетическими идеями конкретного исторического периода

Музыкальная нотация

ОПК-2. Способен воспроизводить музыкальные сочинения, записанные разными видами нотации

Музыкальная педагогика

ОПК-3. Способен планировать образовательный процесс, выполнять методическую работу, применять в образовательном процессе результативные для решения задач музыкально-педагогические методики, разрабатывать новые технологии в области музыкальной педагогики

Работа с информацией

ОГПС-4. Способен планировать собственную научно-исследовательскую работу, отбирать и систематизировать информацию, необходимую для ее осуществления

Информационно-коммуникационные технологии

ОПК-5. Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

Музыкальный слух

ОПК-6. Способен постигать музыкальные произведения внутренним слухом и воплощать услышанное в звуке и нотном тексте

Государственная культурная политика

ОПК-7. Способен ориентироваться в проблематике современной государственной политики Российской Федерации в сфере культуры

3.4. Профессиональные компетенции определяются Организацией самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии).

При определении профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов Организация осуществляет выбор профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из числа указанных в приложении к ФГОС ВО и (или) иных профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из реестра профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности), размещенного на специализированном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru) [3] (при наличии соответствующих профессиональных стандартов).

[3] Пункт 1 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный № 34779) с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. № 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный № 46168).

Из каждого выбранного профессионального стандарта Организация выделяет одну или несколько обобщенных трудовых функций (далее — ОТФ), соответствующих профессиональной деятельности выпускников, на основе установленных профессиональным стандартом для ОТФ уровня квалификации [4] и требований раздела «Требования к образованию и обучению». ОТФ может быть выделена полностью или частично.

(п. 3.4 в редакции Приказа Минобрнауки России от 08.02.2021 № 84)

[4] Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 мая 2013 г., регистрационный № 28534).

3.5. При отсутствии профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, профессиональные компетенции определяются Организацией на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники, иных источников.

(п. 3.5 в редакции Приказа Минобрнауки России от 08.02.2021 № 84)

3.6. Совокупность компетенций, установленных программой специалитета, должна обеспечивать выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области профессиональной деятельности и сфере профессиональной деятельности, установленных в соответствии с пунктом 1.11 ФГОС ВО, и (или) решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в соответствии с пунктом 1.12 ФГОС ВО.

3.7. Организация устанавливает в программе специалитета индикаторы достижения компетенций самостоятельно.

(п. 3.7 в редакции Приказа Минобрнауки России от 08.02.2021 № 84)

3.8. Организация самостоятельно планирует результаты обучения по дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с установленными в программе специалитета индикаторами достижения компетенций.

Совокупность запланированных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам должна обеспечивать формирование у выпускника всех компетенций, установленных программой специалитета.

IV. Требования к условиям реализации программы специалитета

4.1. Требования к условиям реализации программы специалитета включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, требования к кадровым и финансовым условиям реализации программы специалитета, а также требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета.

4.2. Общесистемные требования к реализации программы специалитета.

4.2.1. Организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-техническим обеспечением образовательной деятельности (помещениями и оборудованием) для реализации программы специалитета по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» и Блоку 3 «Государственная итоговая аттестация» в соответствии с учебным планом.

4.2.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде Организации из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), как на территории Организации, так и вне ее. Условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды могут быть созданы с использованием ресурсов иных организаций.

Электронная информационно-образовательная среда Организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), практик;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ и оценок за эти работы.

В случае реализации программы специалитета с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий электронная информационно-образовательная среда Организации должна дополнительно обеспечивать:

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы специалитета;

проведение учебных занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети «Интернет».

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации [5].

[5] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448; 2010, № 31, ст. 4196; 2011, № 15, ст. 2038; № 30, ст. 4600; 2012, № 31, ст. 4328; 2013, № 14, ст. 1658; № 23, ст. 2870; № 27, ст. 3479; № 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, № 19, ст. 2302; № 30, ст. 4223, ст. 4243; № 48, ст. 6645; 2015, № 1, ст. 84; № 27, ст. 3979; № 29, ст. 4389, ст. 4390; 2016, № 26, ст. 3877; № 28, ст. 4558; № 52, ст. 7491; 2017, № 18, ст. 2664; № 24, ст. 3478; № 25, ст. 3596; № 27, ст. 3953; № 31, ст. 4825, ст. 4827), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451; 2009, № 48, ст. 5716; № 52, ст. 6439; 2010, № 27, ст. 3407; № 31, ст. 4173, ст. 4196; № 49, ст. 6409; 2011, № 23, ст. 3263; № 31, ст. 4701; 2013, № 14, ст. 1651; № 30, ст. 4038; № 51, ст. 6683; 2014, № 23, ст. 2927; № 30, ст. 4217, ст. 4243; 2016, № 27, ст. 4164; 2017, № 9, ст. 1276; № 27, ст. 3945; № 31, ст. 4772).

4.2.3. При реализации программы специалитета в сетевой форме требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы специалитета в сетевой форме.

4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы специалитета.

4.3.1. Помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения учебных занятий, предусмотренных программой специалитета, оснащенные оборудованием и техническими средствами обучения, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).

Минимально необходимый для реализации программы специалитета перечень материально-технического и учебно-методического обеспечения включает в себя специально оборудованные помещения для проведения учебных занятий, в том числе:

концертный зал (от 300 посадочных мест) для выступления вокального и инструментального ансамблей, симфонического, духового оркестров, оркестра народных инструментов, оснащенный концертными роялями, пультами и звукотехническим оборудованием;

малый концертный зал (от 50 посадочных мест), оснащенный концертными роялями, пультами и звукотехническим оборудованием;

библиотеку, читальный зал, лингафонный кабинет, помещения для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека или фильмотека);

учебные аудитории для групповой и индивидуальной работы обучающихся с педагогическими работниками Организации, оборудованные с учетом специализаций программы специалитета.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду Организации.

4.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению при необходимости).

4.3.3. При использовании в образовательном процессе печатных изданий библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль), проходящих соответствующую практику.

4.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению (при необходимости).

4.3.5. Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

4.4. Требования к кадровым условиям реализации программы специалитета.

4.4.1. Реализация программы специалитета обеспечивается педагогическими работниками Организации, а также лицами, привлекаемыми Организацией к реализации программы специалитета на иных условиях.

4.4.2. Квалификация педагогических работников Организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии).

4.4.3. Не менее 70 процентов численности педагогических работников Организации, участвующих в реализации программы специалитета, и лиц, привлекаемых Организацией к реализации программы специалитета на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны вести научную, учебно-методическую и (или) практическую работу, соответствующую профилю преподаваемой дисциплины (модуля).

4.4.4. Не менее 5 процентов численности педагогических работников Организации, участвующих в реализации программы специалитета, и лиц, привлекаемых Организацией к реализации программы специалитета на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны являться руководителями и (или) работниками иных организаций, осуществляющими трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники (иметь стаж работы в данной профессиональной сфере не менее 3 лет).

4.4.5. Не менее 60 процентов численности педагогических работников Организации и лиц, привлекаемых к образовательной деятельности Организации на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны иметь ученую степень (в том числе ученую степень, полученную в иностранном государстве и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное в иностранном государстве и признаваемое в Российской Федерации).

К педагогическим работникам и лицам, привлекаемым к образовательной деятельности Организации на иных условиях, с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие в соответствующей профессиональной сфере государственные почетные звания Российской Федерации (Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Заслуженный артист Российской Федерации), лауреаты государственных премий в области культуры и искусства, лица, имеющие диплом лауреата международного или всероссийского конкурса в соответствии с профилем педагогической деятельности.

4.4.6. При реализации программы специалитета Организация должна планировать работу концертмейстеров в объеме 100 процентов от количества учебных часов, предусмотренных учебным планом на аудиторную работу в рамках изучения дисциплин (модулей) по вокальной подготовке, хоровому классу, и в объеме 200 процентов от количества учебных часов, предусмотренных учебным планом на аудиторную работу в рамках изучения дисциплин (модулей) по дирижированию.

4.5. Требования к финансовым условиям реализации программы специалитета.

4.5.1. Финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в объеме не ниже значений базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования — программ специалитета и значений корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат, определяемых Министерством образования и науки Российской Федерации [6].

[6] Пункт 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 28, ст. 4226; 2016, № 24, ст. 3525; № 42, ст. 5926; № 46, ст. 6468; 2017, № 38, ст. 5636).

4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета.

4.6.1. Качество образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки, в которой Организация принимает участие на добровольной основе.

4.6.2. В целях совершенствования программы специалитета Организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета привлекает работодателей и (или) их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников Организации.

В рамках внутренней системы оценки качества образовательной деятельности по программе специалитета обучающимся предоставляется возможность оценивания условий, содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик.

4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной деятельности по программе специалитета в рамках процедуры государственной аккредитации осуществляется с целью подтверждения соответствия образовательной деятельности по программе специалитета требованиям ФГОС ВО.

(в редакции Приказа Минобрнауки России от 08.02.2021 № 84)

4.6.4. Внешняя оценка качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, отвечающими требованиям профессиональных стандартов (при наличии), требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

Приложение

к федеральному государственному

образовательному стандарту

высшего образования — специалитет

по специальности 53.05.02

Художественное руководство

оперно-симфоническим оркестром

и академическим хором,

утвержденному приказом

Министерства образования и науки

Российской Федерации

от 16 ноября 2017 г. № 1119

ПЕРЕЧЕНЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ

ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛИТЕТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 53.05.02

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РУКОВОДСТВО ОПЕРНО-СИМФОНИЧЕСКИМ

ОРКЕСТРОМ И АКАДЕМИЧЕСКИМ ХОРОМ

№ п/п

Код профессионального стандарта

Наименование области профессиональной деятельности.

Наименование профессионального стандарта

01 Образование и наука

1.

01.001

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 декабря 2013 г., регистрационный № 30550), с изменениями, внесенными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № 1115н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2015 г., регистрационный № 36091) и от 5 августа 2016 г. № 422н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 августа 2016 г., регистрационный № 43326)

2.

01.003

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 613н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2015 г., регистрационный № 38994)

3.

01.004

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2015 г., регистрационный № 38993)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мазь гепаридекс для чего применяется инструкция
  • По указанию руководства направляю вам
  • Сметка лекарство инструкция по применению для детей
  • Панадол сироп инструкция по применению взрослым
  • Руководство к смартфону poco x3 pro