Ифла руководство по непрерывному образованию

Please use this identifier to cite or link to this item:
https://repository.ifla.org/handle/123456789/1126

Title:  Руководство ИФЛА по непрерывному профессиональному образованию: принципы и передовой опыт (Второе издание)
Other Titles:  IFLA Guidelines for Continuing Professional Development: Principles and Best Practices (Second edition)
Authors:  Varlejs, Jana
Lewis, Vivian
Schnuer, Susan
Jara de Sumar, Juanita
Keywords:  Subject::Continuing professional development
Subject::Library and information profession
Subject::Professional development
Issue Date:  Apr-2019
Publisher:  International Federation of Library Associations and Institutions (IFLA)
Abstract:  Цель настоящего документа – обратить внимание библиотекарей и информационных работников на важность инвестирования в поддержание и развитие высокого квалификационного уровня кадров.
Он призван стать руководством для частных лиц, ассоциаций и учреждений в их деятельности по обеспечению непрерывного образования библиотечных и информационных специалистов с тем, чтобы уровень их квалификации позволял им оказывать услуги на высоком профессиональном уровне. Данное пособие предназначено для библиотечных и информационных специалистов-практиков, а также для всех тех, кто отвечает за проведение учебных мероприятий и организацию и/или вовлечение работников в непрерывное профессиональное образование и обучение на рабочем месте. Данный документ может быть взят на вооружение не только библиотекарями, но и информационными специалистами, осуществляющими свою профессиональную деятельность вне библиотечного сектора.
URI:  https://repository.ifla.org/handle/123456789/1126
Appears in Collections: IFLA Publications

Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

Уважаемые коллеги!

Секция по международному сотрудничеству РБА приглашает ознакомиться с русскоязычным переводом полного текста Руководства ИФЛА по непрерывному профессиональному образованию, доступном на официальном сайте ИФЛА в разделе Секции по непрерывному профессиональному развитию и обучению на рабочем месте (Continuing Professional Development and Workplace Learning, CPDWL).

Этот документ, опубликованный на английском языке в 2016 году, призван стать руководством для частных лиц, ассоциаций и учреждений в их деятельности по обеспечению непрерывного образования библиотечных и информационных специалистов с тем, чтобы уровень их квалификации позволял им оказывать услуги на высоком профессиональном уровне. Данное пособие предназначено для библиотечных и информационных специалистов-практиков, а также для всех тех, кто отвечает за проведение учебных мероприятий и организацию и/или вовлечение работников в непрерывное профессиональное образование и обучение на рабочем месте.

Структура документа отражает конкретные роли и обязанности отдельных лиц и учреждений:

  • Ученик
  • Работодатель
  • Профессиональные ассоциации и другие органы, занимающиеся развитием библиотек
  • Программы для получения степени в области библиотечных и информационных наук
  • Обучение провайдеров.

В настоящее время Руководство представлено на сайте ИФЛА в следующих вариантах:

  • Полный документ на английском языке и переводы на немецкий, шведский и русский языки.
  • Краткое содержание документа на английском языке и перевод на другие языки, включая русский.
  • Постеры на английском языке и переведенные на другие языки.

Презентация документа для профессионального библиотечного сообщества России состоялась в рамках Третьей ежегодной форсайт-сессии «Формируя будущее библиотек», которая состоялась 25 апреля 2019 года в Библиотеке иностранной литературе, и на заседании Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования на Всероссийском библиотечном конгрессе 14 мая в Туле.

Секция по международному сотрудничеству приглашает к обсуждению Руководства ИФЛА по непрерывному профессиональному образованию руководителей библиотек, методистов, специалистов по непрерывному профессиональному образованию и обучению на рабочем месте, преподавателей и студентов библиотечных дисциплин, а также сотрудников библиотек, заинтересованных в повышении своих профессиональных компетенций. Штаб-квартира Секции ждёт ваши комментарии (rba@libfl.ru), которые могут стать отправной точкой для дальнейшей работы с документом. Рабочая встреча, посвящённая обсуждению документа ИФЛА, состоится в сентябре в Библиотеке иностранной литературы, дата будет объявлена позже.
 

Штаб-квартира

Секции по международному сотрудничеству РБА

05.06.2019 16:09

Уважаемые коллеги! Секция по международному сотрудничеству РБА приглашает ознакомиться с русскоязычным переводом полного текста Руководства ИФЛА по непрерывному профессиональному образованию, доступном на официальном сайте ИФЛА в разделе Секции по непрерывному профессиональному развитию и обучению на рабочем месте (Continuing Professional Development and Workplace Learning, CPDWL).

ifla-logo

Этот документ, опубликованный на английском языке в 2016 году, призван стать руководством для частных лиц, ассоциаций и учреждений в их деятельности по обеспечению непрерывного образования библиотечных и информационных специалистов с тем, чтобы уровень их квалификации позволял им оказывать услуги на высоком профессиональном уровне. Данное пособие предназначено для библиотечных и информационных специалистов-практиков, а также для всех тех, кто отвечает за проведение учебных мероприятий и организацию и/или вовлечение работников в непрерывное профессиональное образование и обучение на рабочем месте.

Структура документа отражает конкретные роли и обязанности отдельных лиц и учреждений:

·                     Ученик

·                     Работодатель

·                     Профессиональные ассоциации и другие органы, занимающиеся развитием библиотек

·                     Программы для получения степени в области библиотечных и информационных наук

·                     Обучение провайдеров.

В настоящее время Руководство представлено на сайте ИФЛА в следующих вариантах:

·                     Полный документ на английском языке и переводы на немецкий, шведский и русский языки.

·                     Краткое содержание документа на английском языке и перевод на другие языки, включая русский.

·                     Постеры на английском языке и переведенные на другие языки.

Презентация документа для профессионального библиотечного сообщества России состоялась в рамках Третьей ежегодной форсайт-сессии «Формируя будущее библиотек», которая состоялась 25 апреля 2019 года в Библиотеке иностранной литературе, и на заседании Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования на Всероссийском библиотечном конгрессе 14 мая в Туле.

Секция по международному сотрудничеству приглашает к обсуждению Руководства ИФЛА по непрерывному профессиональному образованию руководителей библиотек, методистов, специалистов по непрерывному профессиональному образованию и обучению на рабочем месте, преподавателей и студентов библиотечных дисциплин, а также сотрудников библиотек, заинтересованных в повышении своих профессиональных компетенций. Штаб-квартира Секции ждёт ваши комментарии (
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
), которые могут стать отправной точкой для дальнейшей работы с документом. Рабочая встреча, посвящённая обсуждению документа ИФЛА, состоится в сентябре в Библиотеке иностранной литературы, дата будет объявлена позже.

Штаб-квартира Секции по международному сотрудничеству РБА

РБА

Категория: околоКнижные новости

10 июня 2019

Секция по международному сотрудничеству РБА приглашает ознакомиться с русскоязычным переводом полного текста Руководства ИФЛА по непрерывному профессиональному образованию, доступном на официальном сайте ИФЛА в разделе Секции по непрерывному профессиональному развитию и обучению на рабочем месте (Continuing Professional Development and Workplace Learning, CPDWL).

Этот документ, опубликованный на английском языке в 2016 году, призван стать руководством для частных лиц, ассоциаций и учреждений в их деятельности по обеспечению непрерывного образования библиотечных и информационных специалистов с тем, чтобы уровень их квалификации позволял им оказывать услуги на высоком профессиональном уровне. Данное пособие предназначено для библиотечных и информационных специалистов-практиков, а также для всех тех, кто отвечает за проведение учебных мероприятий и организацию и/или вовлечение работников в непрерывное профессиональное образование и обучение на рабочем месте.

Структура документа отражает конкретные роли и обязанности отдельных лиц и учреждений:

  • Ученик
  • Работодатель
  • Профессиональные ассоциации и другие органы, занимающиеся развитием библиотек
  • Программы для получения степени в области библиотечных и информационных наук
  • Обучение провайдеров.

В настоящее время Руководство представлено на сайте ИФЛА в следующих вариантах:

  • Полный документ на английском языке и переводы на немецкий, шведский и русский языки.
  • Краткое содержание документа на английском языке и перевод на другие языки, включая русский.
  • Постеры на английском языке и переведенные на другие языки.

Презентация документа для профессионального библиотечного сообщества России состоялась в рамках Третьей ежегодной форсайт-сессии «Формируя будущее библиотек», которая состоялась 25 апреля 2019 года в Библиотеке иностранной литературе, и на заседании Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования на Всероссийском библиотечном конгрессе 14 мая в Туле.

Секция по международному сотрудничеству приглашает к обсуждению Руководства ИФЛА по непрерывному профессиональному образованию руководителей библиотек, методистов, специалистов по непрерывному профессиональному образованию и обучению на рабочем месте, преподавателей и студентов библиотечных дисциплин, а также сотрудников библиотек, заинтересованных в повышении своих профессиональных компетенций. Штаб-квартира Секции ждёт ваши комментарии (Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.), которые могут стать отправной точкой для дальнейшей работы с документом. Рабочая встреча, посвящённая обсуждению документа ИФЛА, состоится в сентябре в Библиотеке иностранной литературы, дата будет объявлена позже.
 

Штаб-квартира

Секции по международному сотрудничеству РБА

Комментарии для сайта Cackle

© 2002-2022 Муниципальное бюджетное учреждение «Библиотечно-информационная система», г. Нижневартовск
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработка сайта — Компания АрктикСофт

Последнее обновление: 19 мая 2023

Непрерывное образование библиотекарей

Библиотекарь является активным

посредником между пользователями и ресурсами.

Профессиональное и непрерывное образование

библиотекаря является обязательным условием

предоставления услуг на должном уровне.

ЮНЕСКО, Манифест о публичной библиотеке, 1994 г.

Образовательные возможности для подготовки библиотекарей сегодня весьма разнообразны.

Можно получить профессиональное библиотечное образование в средних и высших учебных заведениях. Можно получить диплом о профессиональной переподготовке (полезная статья здесь), например на Высших библиотечных курсах при крупнейших библиотеках. Повысить квалификацию можно у себя в библиотеке или на курсах от сторонней организации.

Все эти возможности хороши сами по себе, но оторваны друг от друга и не встраиваются в систему непрерывного образования, где каждый образовательный элемент надстраивается на уже имеющиеся знания и навыки и не дублирует предыдущий, а дополняет его.

Ранее ЛаЛаЛань уже писала о некоторых фрагментах образовательной парадигмы библиотечных кадров:

  • «Наставничество в библиотеке» — говорим о том, как наладить эффективный обмен опытом между опытными сотрудниками и молодыми библиотекарями среди книжных стеллажей и RFID-сканеров;
  • «Аттестация библиотекаря» — говорим об аттестации библиотечных кадров и вместе решаем, что это такое: нервное и бесполезное мероприятие или трамплин на пути к повышению;
  • «С чего начать знакомство с профессией молодому библиотекарю» — рассказываем, с чего начать знакомство с будущей профессией, как адаптироваться к неожиданной нагрузке и откуда черпать вдохновение молодому библиотекарю.

Однако это лишь отдельные этапы на профессиональном пути сотрудника библиотеки. Именно о такой — непрерывной — образовательной системе для библиотечных работников мы сегодня и поговорим.

Непрерывное образование — как это?

Идея непрерывного профессионального образования своевременна и необходима. В любой сфере — не только библиотечной — это способ перманентно повышать качество оказываемых услуг и давать необходимый профессиональный рост всему коллективу.

Активно в библиотечной сфере идею непрерывного образования обсуждают еще с начала XXI века. Тогда, в 2005 году, на средства небольшого гранта Секцией ИФЛА (International Federation of Library Associations — Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений), которая занимается непрерывным профессиональным образованием и обучением на рабочем месте, был представлен документ, опубликованный в 2006 г. и переведенный на 12 языков — «Непрерывное профессиональное развитие: принципы и передовой опыт». 

Этот документ, более известный под коротким названием «Руководство по обеспечению качества», содержит десять требований, обеспечивающих библиотечно-информационным работникам доступ и возможность пользоваться непрерывным обучением.

В 2016 г. была представлена его обновленная версия (познакомиться с ней можно

по ссылке

). Главная цель авторов и составителей — «обратить внимание библиотекарей и информационных работников на важность инвестирования в поддержание и развитие высокого квалификационного уровня кадров».

Достигается этот «высокий квалификационный уровень кадров» как раз непрерывным обучением сотрудников, начиная с профориентации школьников и заканчивая многоступенчатой подготовкой студентов и сотрудников, их адаптацией на новом рабочем месте, системой наставничества и мотивации к повышению уровня профессиональной компетентности.

Поскольку потребности общества меняются, технологии развиваются и достигается прогресс в самых разных научных областях, то и знания и компетенции коллектива библиотеки постоянно нуждаются в обновлении.

Ключевые аспекты в создании системы непрерывного образования

На что можно обратить внимание при выстраивании полноценной системы непрерывного и эффективного образования библиотечных кадров? (На что уже обращают внимание разные организации — об этом ниже.)

Во-первых, это продуманная система профориентации будущих (возможно) библиотечных работников.

На этом этапе необходимо полноценное информирование школьников и студентов о том, что представляет собой деятельность библиотекаря. Можно приводить учеников в библиотеку, показывать, как устроены внутренние процессы. Это позволит не только привлечь заинтересованных в профессии и отсеять незаинтересованных, но и показать суть работы библиотечных сотрудников — каталогизаторов, комплектаторов, библиографов, библиотекарей-педагогов и других — без неуместных стереотипов.

Во-вторых, это полноценная работа с новыми сотрудниками: адаптация к месту работы и коллективу, знакомство с Уставом библиотеки и ее помещением и пр. Через этот этап проходят все новопришедшие работники библиотеки, но мало где он систематизирован и выстроен как полноценный процесс.

Кроме того, это формирование целеполагания сотрудника, его личной и профессиональной мотивации, в том числе денежной. Руководители должны объяснить, при каких условиях оклад будет повышен или пересмотрен, как будет происходить движение по должностным категориям, какие существуют дополнительные материальные формы оплаты квалифицированного труда.

В-третьих, это выстроенная, планомерная работа с опытными сотрудниками. В данном случае стоит признать, что часто в библиотеке работают специалисты с иным, не библиотечным образованием, которые за долгие годы работы приобретают необходимый опыт — но только наличие этого опыта и стремление к сохранению традиций («всегда так работали») не позволит всему коллективу расти в профессиональном плане. 

Много говорится о необходимости в совершенстве владеть компьютером, но важно, например, и знание иностранных языков (и не только для тех, кто работает в отделе зарубежной литературы), и понимание человеческой психологии для отличной работы с посетителями, и понимание трендов ведения соцсетей для дальнейшего развития библиотеки.

Обогатить профессиональные компетенции можно не только на курсах повышения квалификации или при подготовке к аттестации: библиотечные конференции, тематические круглые столы, постоянная коммуникация с компьютерными коллегами очень важна для личностного и профессионального роста сотрудника.

Движение в заданном направлении

Пока что полноценная система непрерывного образования только выстраивается. О ней много говорят: мы уже приводили пример с ИФЛА, на тему непрерывного образования проводятся конференции, по этой теме защищаются диссертации. Однако полностью выстроенной системы по всей России пока нет.

Свое видение предлагают в разных библиотеках и регионах, например, в ГПНТБ СО РАН (Новосибирск), в РГБ (Москва) и пр. Но в целом это пока идея — пусть и не вызывающая сомнений в своей необходимости, — а не конкретный план действия, не продуманный цикл процессов для каждой библиотеки и каждого ее сотрудника.

А пока вы тоже раздумываете о том, как уже реализовываются положения непрерывного образования и как еще более эффективно их можно внедрить в деятельность библиотеки, предлагаем вам немного сокращенный список литературы по этой теме, собранный Ярославской областной универсальной научной библиотекой
им. Н. А. Некрасова.

Итак, что почитать?

  • Абрамовских В. «Кто дерзновенью своему границ не ставит…»: организация системы непрерывного образования специалистов; 
  • Борнеман О. Профессиональные проекты в лабиринте времени: непрерывное образование специалистов в детских библиотеках;
  • Ветчанова О. В. Программа обучения сотрудников библиотек вузов;
  • Высшие библиотечные курсы: учеб-метод. материалы (сост.

   Е. Б. Артемьева, ГПНТБ СО РАН, 2003);

  • Гришина С. М. Непрерывное профессиональное образование в условиях ЦБС: практическое пособие; 
  • Дидковская О. Учение длиною в жизнь: система непрерывного образования библиотекарей района;
  • Высшие библиотечные курсы. Тематические семинары: учебно-методические материалы (отв. сост. Е. Б. Артемьева, ГПНТБ СО РАН, 2011);
  • Збаровская Н. В. Деловые игры для занятий библиотечных специалистов;
  • Кадровый потенциал библиотек (отв. ред. Е. Б. Артемьева, ГПНТБ СО РАН, 2006);
  • Как важно знать и уметь: Обучение кадров и исследовательская деятельность в муниципальных библиотеках Кировской области в 2007 г. (сост. Н. А. Скрябина);
  • Комисарова Л. Профессионал новой формации: каков он?;
  • Макаренко Т. С. Приоритеты молодежной кадровой политики в библиотечной сфере; 
  • Непрерывное образование: традиции и новаторство форм (сост.

  О. В. Кондрашова);

  • Повышение квалификации библиотечных работников системы образования: методические рекомендации (сост. Е. М. Зуева,
  • Рос. акад. образования, ГНПБ им. К. Д. Ушинского);
  • Подготовка и переподготовка специалистов библиотечно-информационной сферы: ежегодный межведомственный сборник научных трудов (ГПНТБ России, 2005);
  • Публичные библиотеки: пути взаимодействия: третий всероссийский конкурс для муниципальных библиотек «Современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей» (сост. М. В. Криворучко);
  • Рыжова Н. А. Интеграция российского библиотечно-информационного образования в Болонский процесс; 
  • Сукиасян Э. Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование.

Понравился ли Вам материал?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кардиодарон инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Бравекто для кошек спот он инструкция
  • Бравекто для кошек спот он инструкция
  • Мануал кавасаки zx6r 1996
  • Инструкция по сборке кораблика из бумаги