Please use this identifier to cite or link to this item:
https://repository.ifla.org/handle/123456789/1126
Title: | Руководство ИФЛА по непрерывному профессиональному образованию: принципы и передовой опыт (Второе издание) |
Other Titles: | IFLA Guidelines for Continuing Professional Development: Principles and Best Practices (Second edition) |
Authors: | Varlejs, Jana Lewis, Vivian Schnuer, Susan Jara de Sumar, Juanita |
Keywords: | Subject::Continuing professional development Subject::Library and information profession Subject::Professional development |
Issue Date: | Apr-2019 |
Publisher: | International Federation of Library Associations and Institutions (IFLA) |
Abstract: | Цель настоящего документа – обратить внимание библиотекарей и информационных работников на важность инвестирования в поддержание и развитие высокого квалификационного уровня кадров. Он призван стать руководством для частных лиц, ассоциаций и учреждений в их деятельности по обеспечению непрерывного образования библиотечных и информационных специалистов с тем, чтобы уровень их квалификации позволял им оказывать услуги на высоком профессиональном уровне. Данное пособие предназначено для библиотечных и информационных специалистов-практиков, а также для всех тех, кто отвечает за проведение учебных мероприятий и организацию и/или вовлечение работников в непрерывное профессиональное образование и обучение на рабочем месте. Данный документ может быть взят на вооружение не только библиотекарями, но и информационными специалистами, осуществляющими свою профессиональную деятельность вне библиотечного сектора. |
URI: | https://repository.ifla.org/handle/123456789/1126 |
Appears in Collections: | IFLA Publications |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.
Уважаемые коллеги!
Секция по международному сотрудничеству РБА приглашает ознакомиться с русскоязычным переводом полного текста Руководства ИФЛА по непрерывному профессиональному образованию, доступном на официальном сайте ИФЛА в разделе Секции по непрерывному профессиональному развитию и обучению на рабочем месте (Continuing Professional Development and Workplace Learning, CPDWL).
Этот документ, опубликованный на английском языке в 2016 году, призван стать руководством для частных лиц, ассоциаций и учреждений в их деятельности по обеспечению непрерывного образования библиотечных и информационных специалистов с тем, чтобы уровень их квалификации позволял им оказывать услуги на высоком профессиональном уровне. Данное пособие предназначено для библиотечных и информационных специалистов-практиков, а также для всех тех, кто отвечает за проведение учебных мероприятий и организацию и/или вовлечение работников в непрерывное профессиональное образование и обучение на рабочем месте.
Структура документа отражает конкретные роли и обязанности отдельных лиц и учреждений:
- Ученик
- Работодатель
- Профессиональные ассоциации и другие органы, занимающиеся развитием библиотек
- Программы для получения степени в области библиотечных и информационных наук
- Обучение провайдеров.
В настоящее время Руководство представлено на сайте ИФЛА в следующих вариантах:
- Полный документ на английском языке и переводы на немецкий, шведский и русский языки.
- Краткое содержание документа на английском языке и перевод на другие языки, включая русский.
- Постеры на английском языке и переведенные на другие языки.
Презентация документа для профессионального библиотечного сообщества России состоялась в рамках Третьей ежегодной форсайт-сессии «Формируя будущее библиотек», которая состоялась 25 апреля 2019 года в Библиотеке иностранной литературе, и на заседании Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования на Всероссийском библиотечном конгрессе 14 мая в Туле.
Секция по международному сотрудничеству приглашает к обсуждению Руководства ИФЛА по непрерывному профессиональному образованию руководителей библиотек, методистов, специалистов по непрерывному профессиональному образованию и обучению на рабочем месте, преподавателей и студентов библиотечных дисциплин, а также сотрудников библиотек, заинтересованных в повышении своих профессиональных компетенций. Штаб-квартира Секции ждёт ваши комментарии (rba@libfl.ru), которые могут стать отправной точкой для дальнейшей работы с документом. Рабочая встреча, посвящённая обсуждению документа ИФЛА, состоится в сентябре в Библиотеке иностранной литературы, дата будет объявлена позже.
Штаб-квартира
Секции по международному сотрудничеству РБА
Уважаемые коллеги! Секция по международному сотрудничеству РБА приглашает ознакомиться с русскоязычным переводом полного текста Руководства ИФЛА по непрерывному профессиональному образованию, доступном на официальном сайте ИФЛА в разделе Секции по непрерывному профессиональному развитию и обучению на рабочем месте (Continuing Professional Development and Workplace Learning, CPDWL).
Этот документ, опубликованный на английском языке в 2016 году, призван стать руководством для частных лиц, ассоциаций и учреждений в их деятельности по обеспечению непрерывного образования библиотечных и информационных специалистов с тем, чтобы уровень их квалификации позволял им оказывать услуги на высоком профессиональном уровне. Данное пособие предназначено для библиотечных и информационных специалистов-практиков, а также для всех тех, кто отвечает за проведение учебных мероприятий и организацию и/или вовлечение работников в непрерывное профессиональное образование и обучение на рабочем месте.
Структура документа отражает конкретные роли и обязанности отдельных лиц и учреждений:
· Ученик
· Работодатель
· Профессиональные ассоциации и другие органы, занимающиеся развитием библиотек
· Программы для получения степени в области библиотечных и информационных наук
· Обучение провайдеров.
В настоящее время Руководство представлено на сайте ИФЛА в следующих вариантах:
· Полный документ на английском языке и переводы на немецкий, шведский и русский языки.
· Краткое содержание документа на английском языке и перевод на другие языки, включая русский.
· Постеры на английском языке и переведенные на другие языки.
Презентация документа для профессионального библиотечного сообщества России состоялась в рамках Третьей ежегодной форсайт-сессии «Формируя будущее библиотек», которая состоялась 25 апреля 2019 года в Библиотеке иностранной литературе, и на заседании Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования на Всероссийском библиотечном конгрессе 14 мая в Туле.
Секция по международному сотрудничеству приглашает к обсуждению Руководства ИФЛА по непрерывному профессиональному образованию руководителей библиотек, методистов, специалистов по непрерывному профессиональному образованию и обучению на рабочем месте, преподавателей и студентов библиотечных дисциплин, а также сотрудников библиотек, заинтересованных в повышении своих профессиональных компетенций. Штаб-квартира Секции ждёт ваши комментарии (
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
), которые могут стать отправной точкой для дальнейшей работы с документом. Рабочая встреча, посвящённая обсуждению документа ИФЛА, состоится в сентябре в Библиотеке иностранной литературы, дата будет объявлена позже.
Штаб-квартира Секции по международному сотрудничеству РБА
РБА
- Категория: околоКнижные новости
-
10 июня 2019
Секция по международному сотрудничеству РБА приглашает ознакомиться с русскоязычным переводом полного текста Руководства ИФЛА по непрерывному профессиональному образованию, доступном на официальном сайте ИФЛА в разделе Секции по непрерывному профессиональному развитию и обучению на рабочем месте (Continuing Professional Development and Workplace Learning, CPDWL).
Этот документ, опубликованный на английском языке в 2016 году, призван стать руководством для частных лиц, ассоциаций и учреждений в их деятельности по обеспечению непрерывного образования библиотечных и информационных специалистов с тем, чтобы уровень их квалификации позволял им оказывать услуги на высоком профессиональном уровне. Данное пособие предназначено для библиотечных и информационных специалистов-практиков, а также для всех тех, кто отвечает за проведение учебных мероприятий и организацию и/или вовлечение работников в непрерывное профессиональное образование и обучение на рабочем месте.
Структура документа отражает конкретные роли и обязанности отдельных лиц и учреждений:
- Ученик
- Работодатель
- Профессиональные ассоциации и другие органы, занимающиеся развитием библиотек
- Программы для получения степени в области библиотечных и информационных наук
- Обучение провайдеров.
В настоящее время Руководство представлено на сайте ИФЛА в следующих вариантах:
- Полный документ на английском языке и переводы на немецкий, шведский и русский языки.
- Краткое содержание документа на английском языке и перевод на другие языки, включая русский.
- Постеры на английском языке и переведенные на другие языки.
Презентация документа для профессионального библиотечного сообщества России состоялась в рамках Третьей ежегодной форсайт-сессии «Формируя будущее библиотек», которая состоялась 25 апреля 2019 года в Библиотеке иностранной литературе, и на заседании Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования на Всероссийском библиотечном конгрессе 14 мая в Туле.
Секция по международному сотрудничеству приглашает к обсуждению Руководства ИФЛА по непрерывному профессиональному образованию руководителей библиотек, методистов, специалистов по непрерывному профессиональному образованию и обучению на рабочем месте, преподавателей и студентов библиотечных дисциплин, а также сотрудников библиотек, заинтересованных в повышении своих профессиональных компетенций. Штаб-квартира Секции ждёт ваши комментарии (Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.), которые могут стать отправной точкой для дальнейшей работы с документом. Рабочая встреча, посвящённая обсуждению документа ИФЛА, состоится в сентябре в Библиотеке иностранной литературы, дата будет объявлена позже.
Штаб-квартира
Секции по международному сотрудничеству РБА
Комментарии для сайта Cackle
© 2002-2022 Муниципальное бюджетное учреждение «Библиотечно-информационная система», г. Нижневартовск
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработка сайта — Компания АрктикСофт
Последнее обновление: 19 мая 2023
Непрерывное образование библиотекарей
Библиотекарь является активным
посредником между пользователями и ресурсами.
Профессиональное и непрерывное образование
библиотекаря является обязательным условием
предоставления услуг на должном уровне.
ЮНЕСКО, Манифест о публичной библиотеке, 1994 г.
Образовательные возможности для подготовки библиотекарей сегодня весьма разнообразны.
Можно получить профессиональное библиотечное образование в средних и высших учебных заведениях. Можно получить диплом о профессиональной переподготовке (полезная статья здесь), например на Высших библиотечных курсах при крупнейших библиотеках. Повысить квалификацию можно у себя в библиотеке или на курсах от сторонней организации.
Все эти возможности хороши сами по себе, но оторваны друг от друга и не встраиваются в систему непрерывного образования, где каждый образовательный элемент надстраивается на уже имеющиеся знания и навыки и не дублирует предыдущий, а дополняет его.
Ранее ЛаЛаЛань уже писала о некоторых фрагментах образовательной парадигмы библиотечных кадров:
- «Наставничество в библиотеке» — говорим о том, как наладить эффективный обмен опытом между опытными сотрудниками и молодыми библиотекарями среди книжных стеллажей и RFID-сканеров;
- «Аттестация библиотекаря» — говорим об аттестации библиотечных кадров и вместе решаем, что это такое: нервное и бесполезное мероприятие или трамплин на пути к повышению;
- «С чего начать знакомство с профессией молодому библиотекарю» — рассказываем, с чего начать знакомство с будущей профессией, как адаптироваться к неожиданной нагрузке и откуда черпать вдохновение молодому библиотекарю.
Однако это лишь отдельные этапы на профессиональном пути сотрудника библиотеки. Именно о такой — непрерывной — образовательной системе для библиотечных работников мы сегодня и поговорим.
Непрерывное образование — как это?
Идея непрерывного профессионального образования своевременна и необходима. В любой сфере — не только библиотечной — это способ перманентно повышать качество оказываемых услуг и давать необходимый профессиональный рост всему коллективу.
Активно в библиотечной сфере идею непрерывного образования обсуждают еще с начала XXI века. Тогда, в 2005 году, на средства небольшого гранта Секцией ИФЛА (International Federation of Library Associations — Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений), которая занимается непрерывным профессиональным образованием и обучением на рабочем месте, был представлен документ, опубликованный в 2006 г. и переведенный на 12 языков — «Непрерывное профессиональное развитие: принципы и передовой опыт».
Этот документ, более известный под коротким названием «Руководство по обеспечению качества», содержит десять требований, обеспечивающих библиотечно-информационным работникам доступ и возможность пользоваться непрерывным обучением.
В 2016 г. была представлена его обновленная версия (познакомиться с ней можно
по ссылке
). Главная цель авторов и составителей — «обратить внимание библиотекарей и информационных работников на важность инвестирования в поддержание и развитие высокого квалификационного уровня кадров».
Достигается этот «высокий квалификационный уровень кадров» как раз непрерывным обучением сотрудников, начиная с профориентации школьников и заканчивая многоступенчатой подготовкой студентов и сотрудников, их адаптацией на новом рабочем месте, системой наставничества и мотивации к повышению уровня профессиональной компетентности.
Поскольку потребности общества меняются, технологии развиваются и достигается прогресс в самых разных научных областях, то и знания и компетенции коллектива библиотеки постоянно нуждаются в обновлении.
Ключевые аспекты в создании системы непрерывного образования
На что можно обратить внимание при выстраивании полноценной системы непрерывного и эффективного образования библиотечных кадров? (На что уже обращают внимание разные организации — об этом ниже.)
Во-первых, это продуманная система профориентации будущих (возможно) библиотечных работников.
На этом этапе необходимо полноценное информирование школьников и студентов о том, что представляет собой деятельность библиотекаря. Можно приводить учеников в библиотеку, показывать, как устроены внутренние процессы. Это позволит не только привлечь заинтересованных в профессии и отсеять незаинтересованных, но и показать суть работы библиотечных сотрудников — каталогизаторов, комплектаторов, библиографов, библиотекарей-педагогов и других — без неуместных стереотипов.
Во-вторых, это полноценная работа с новыми сотрудниками: адаптация к месту работы и коллективу, знакомство с Уставом библиотеки и ее помещением и пр. Через этот этап проходят все новопришедшие работники библиотеки, но мало где он систематизирован и выстроен как полноценный процесс.
Кроме того, это формирование целеполагания сотрудника, его личной и профессиональной мотивации, в том числе денежной. Руководители должны объяснить, при каких условиях оклад будет повышен или пересмотрен, как будет происходить движение по должностным категориям, какие существуют дополнительные материальные формы оплаты квалифицированного труда.
В-третьих, это выстроенная, планомерная работа с опытными сотрудниками. В данном случае стоит признать, что часто в библиотеке работают специалисты с иным, не библиотечным образованием, которые за долгие годы работы приобретают необходимый опыт — но только наличие этого опыта и стремление к сохранению традиций («всегда так работали») не позволит всему коллективу расти в профессиональном плане.
Много говорится о необходимости в совершенстве владеть компьютером, но важно, например, и знание иностранных языков (и не только для тех, кто работает в отделе зарубежной литературы), и понимание человеческой психологии для отличной работы с посетителями, и понимание трендов ведения соцсетей для дальнейшего развития библиотеки.
Обогатить профессиональные компетенции можно не только на курсах повышения квалификации или при подготовке к аттестации: библиотечные конференции, тематические круглые столы, постоянная коммуникация с компьютерными коллегами очень важна для личностного и профессионального роста сотрудника.
Движение в заданном направлении
Пока что полноценная система непрерывного образования только выстраивается. О ней много говорят: мы уже приводили пример с ИФЛА, на тему непрерывного образования проводятся конференции, по этой теме защищаются диссертации. Однако полностью выстроенной системы по всей России пока нет.
Свое видение предлагают в разных библиотеках и регионах, например, в ГПНТБ СО РАН (Новосибирск), в РГБ (Москва) и пр. Но в целом это пока идея — пусть и не вызывающая сомнений в своей необходимости, — а не конкретный план действия, не продуманный цикл процессов для каждой библиотеки и каждого ее сотрудника.
А пока вы тоже раздумываете о том, как уже реализовываются положения непрерывного образования и как еще более эффективно их можно внедрить в деятельность библиотеки, предлагаем вам немного сокращенный список литературы по этой теме, собранный Ярославской областной универсальной научной библиотекой
им. Н. А. Некрасова.
Итак, что почитать?
- Абрамовских В. «Кто дерзновенью своему границ не ставит…»: организация системы непрерывного образования специалистов;
- Борнеман О. Профессиональные проекты в лабиринте времени: непрерывное образование специалистов в детских библиотеках;
- Ветчанова О. В. Программа обучения сотрудников библиотек вузов;
- Высшие библиотечные курсы: учеб-метод. материалы (сост.
Е. Б. Артемьева, ГПНТБ СО РАН, 2003);
- Гришина С. М. Непрерывное профессиональное образование в условиях ЦБС: практическое пособие;
- Дидковская О. Учение длиною в жизнь: система непрерывного образования библиотекарей района;
- Высшие библиотечные курсы. Тематические семинары: учебно-методические материалы (отв. сост. Е. Б. Артемьева, ГПНТБ СО РАН, 2011);
- Збаровская Н. В. Деловые игры для занятий библиотечных специалистов;
- Кадровый потенциал библиотек (отв. ред. Е. Б. Артемьева, ГПНТБ СО РАН, 2006);
- Как важно знать и уметь: Обучение кадров и исследовательская деятельность в муниципальных библиотеках Кировской области в 2007 г. (сост. Н. А. Скрябина);
- Комисарова Л. Профессионал новой формации: каков он?;
- Макаренко Т. С. Приоритеты молодежной кадровой политики в библиотечной сфере;
- Непрерывное образование: традиции и новаторство форм (сост.
О. В. Кондрашова);
- Повышение квалификации библиотечных работников системы образования: методические рекомендации (сост. Е. М. Зуева,
- Рос. акад. образования, ГНПБ им. К. Д. Ушинского);
- Подготовка и переподготовка специалистов библиотечно-информационной сферы: ежегодный межведомственный сборник научных трудов (ГПНТБ России, 2005);
- Публичные библиотеки: пути взаимодействия: третий всероссийский конкурс для муниципальных библиотек «Современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей» (сост. М. В. Криворучко);
- Рыжова Н. А. Интеграция российского библиотечно-информационного образования в Болонский процесс;
- Сукиасян Э. Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование.
Понравился ли Вам материал?