Имеет ли право руководства вуза

1. Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:

1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;

2) назначается учредителем образовательной организации;

3) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;

4) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).

2. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.

3. Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством.

КонсультантПлюс: примечание.

Требование о прохождении обязательной аттестации не распространяется до 01.09.2024 на руководителей и кандидатов на должности руководителей организаций, расположенных на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей (ФЗ от 17.02.2023 N 19-ФЗ).

4. Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи) проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации также согласовываются с уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным государственным органом.

5. Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации, за исключением филиала, в котором организуется осуществление образовательной деятельности исключительно в форме практической подготовки обучающихся, не могут исполняться по совместительству. Должностные обязанности руководителя филиала государственной или муниципальной образовательной организации, в котором осуществляется образовательная деятельность исключительно в форме практической подготовки обучающихся, могут исполняться по совместительству лицами, являющимися работниками данных государственной или муниципальной образовательной организации или организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.

7. Права и социальные гарантии, предусмотренные для педагогических работников пунктами 3 и 5 части 5 статьи 47 настоящего Федерального закона, предоставляются руководителям образовательных организаций.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 45-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Руководители образовательных организаций, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки руководителям федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а руководителям образовательных организаций субъектов Российской Федерации, руководителям муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 01.03.2020 N 45-ФЗ)

8. Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации, а также за реализацию программы развития образовательной организации.

(в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Особенности замещения должностей, назначения на должности и статуса руководителя федеральной государственной образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, определяются в порядке, установленном федеральными законами.

10. Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.

11. В образовательной организации высшего образования может учреждаться должность президента образовательной организации высшего образования в порядке, определяемом ее уставом.

(в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования не допускается.

13. Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования определяется уставом образовательной организации высшего образования.

(в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. После избрания президента государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования между ним и учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Прекращение трудового договора с президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем этой образовательной организации.

15. Полномочия президента образовательной организации высшего образования, в том числе связанные с его участием в определении программы развития образовательной организации высшего образования, в деятельности коллегиальных органов управления образовательной организации высшего образования, в решении вопросов совершенствования образовательной, научной, воспитательной, организационной и управленческой деятельности образовательной организации высшего образования, а также связанные с представлением образовательной организации высшего образования в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями, устанавливаются уставом образовательной организации высшего образования.

(часть 15 введена Федеральным законом от 25.05.2020 N 159-ФЗ)

16. Президент образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета может быть председателем ученого совета образовательной организации высшего образования.

(часть 16 введена Федеральным законом от 25.05.2020 N 159-ФЗ)

Кто несет ответственность за подготовку научных и научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования?

Ответственность за работу по подготовке научных и научно-педагогических кадров в сфере послевузовского профессионального образования возложена на федеральный орган управления образованием – Министерство образования Российской Федерации. Минобразование России решает вопросы, связанные с открытием аспирантуры и докторантуры, реорганизацией и прекращением в случае необходимости их деятельности, осуществляет научно-методическое руководство и контроль за работой аспирантуры и докторантуры в образовательных и научных учреждениях, организациях независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.

Какие основные формы подготовки научно-педагогических и научных кадров существуют в нашей стране?

В России существуют следующие основные формы подготовки научно-педагогических кадров:

  • аспирантура (адъюнктура) – очная и заочная;
  • докторантура – очная;
  • соискательство ученой степени кандидата наук;
  • соискательство ученой степени доктора наук;
  • ординатура;
  • интернатура.

Что такое аспирантура?

Аспирантура – основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.

Подготовка аспирантов осуществляется в соответствии с действующей Номенклатурой специальностей научных работников, утверждаемой министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации (приказ Минпромнауки России от 31.01.2001 № 47).

Каков порядок и процедура открытия аспирантуры?

Открыть аспирантуру или прекратить ее деятельность в образовательных учреждениях (далее – высшие учебные заведения) или научных учреждениях, организациях независимо от их ведомственной подчиненности может только Министерство образования Российской Федерации. Минобразование России в этих целях проводит соответствующую экспертизу высшего учебного заведения или научного учреждения, организации, после чего оформляет свое решение приказом.

Инициатором открытия аспирантуры выступают вузы, научные учреждения, организации и те министерства и ведомства, в ведении которых данные учебные заведения и научные учреждения, организации находятся.

Пакет документов, направляемых в Минобразование России, оформляется в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 № 796, приказом Минобразования России от 23.04.2001 № 1800 «Об утверждении форм бланков лицензии на осуществление образовательной деятельности, приложений к ней и документов, представляемых на лицензионную экспертизу» и инструктивными письмами Минобразования России от 20.05.1997 № 06−52−84ин/25−06 «О предоставлении документов для оформления лицензий на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования научным организациям» и от 12.01.1998 №1 «О порядке лицензирования образовательных учреждений и организаций по новым для них образовательным программам послевузовского профессионального образования».

Кто может поступить в аспирантуру?

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.1996 № 12-ФЗ, Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 №125-ФЗ, Положением о подготовке научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 27.03.1998 № 814 в аспирантуру вузов, научных учреждений и организаций принимаются на конкурсной основе граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование (дипломированный специалист, магистр).

Прием иностранных граждан осуществляется на основе международных соглашений Российской Федерации, а также по индивидуальным договорам, заключаемым вузом, научным учреждением, организацией с юридическими или физическими лицами и предусматривающим оплату стоимости обучения. Граждане, получившие высшее образование за рубежом, кроме диплома, представляют копию свидетельства об его эквивалентности, выданную Минобразованием России.

Лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, принимаются в аспирантуру российских высших учебных заведений и научных учреждений, организаций в порядке, предусмотренном для граждан Российской Федерации (приказ Минобразования России от 27.11.2000 № 3410).

Каков порядок приема в аспирантуру на договорной основе?

Порядок приема в аспирантуру на договорной основе аналогичен порядку приема в аспирантуру за счет средств федерального бюджета. Подготовка названных аспирантов осуществляется по прямым договорам с оплатой стоимости обучения юридическими и физическими лицами (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, пп. 38−40, 59).

Должны ли поступающие в аспирантуру на договорной основе сдавать вступительные экзамены или достаточно согласия предполагаемого научного руководителя и собеседования в приемной комиссии?

Поступающие в аспирантуру сверх контрольных цифр приема по прямым договорам с оплатой стоимости обучения юридическими или физическими лицами сдают вступительные экзамены в соответствии с государственными  образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальной дисциплине, философии, иностранному языку, определяемому вузом или научной организацией и необходимому аспиранту для диссертационного исследования.

Какие права и обязанности имеют лица, поступающие в аспирантуру на договорной основе?

Лица, поступающие в аспирантуру на договорной основе, имеют те же права и обязанности, что и лица, принимаемые за счет средств соответствующих бюджетов.

Необходимо ли заключить договор между аспирантом, обучающимся на внебюджетной основе, и его научным руководителем?

Взаимоотношения научного руководителя и аспиранта, обучающегося на внебюджетной основе, определяются договором, заключаемым между руководителем вуза, научного учреждения, организации и конкретным юридическим или физическим лицом.

Имеет ли право вуз требовать дополнительные документы при поступлении в аспирантуру, кроме указанных в Положении о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденном приказом Минобразования России от 27.03.1998 № 814?

Нет, не имеет. Нормативным документом в сфере послевузовского профессионального образования для высших учебных заведений и научных учреждений, организаций независимо от их ведомственной принадлежности является выше названное Положение.

Какие формы стажировки существуют при поступлении в аспирантуру? Пользуются ли стажеры льготами, освобождающими их от службы в армии?

Высшие учебные заведения и научные учреждения, организации могут в соответствии с договорами, заключаемыми с заинтересованными предприятиями, учреждениями и организациями, осуществлять предварительную стажировку сроком до одного года, для лиц, поступающих в аспирантуру, с выплатой зарплаты направляющей стороной (Положение о подготовке научно – педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования в российской Федерации, п. 67).

Лицам, направленным на стажировку, не предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.

Имеет ли право поступать в аспирантуру специалист, не име­ющий базового образования? Что следует понимать под «профес­сиональным образованием»?

Поступать в аспирантуру имеет право гражданин, имеющий высшее профессиональное образование (Положение о подготов­ке научно-педагогических и научных кадров в системе послеву­зовского профессионального образования в Российской Федера­ции, п. 36).
Под «профессиональным образованием» понимается овладе­ние знаниями по специальности, необходимой для какой-либо определенной деятельности.
Поступающий в аспирантуру не по профилю специальнос­ти, полученной в высшем учебном заведении, должен владеть знаниями по выбранной специальности в полном объеме тре­бований, предъявляемых к вступительным экзаменам в аспи­рантуру.

Соискатель ученой степени, имеющий высшее профессио­нальное образование, не соответствующее отрасли науки, по ко­торой выполнено диссертационное исследование, по решению диссертационного совета сдает дополнительный кандидатский экзамен по общенаучной применительно к данной отрасли на­уки дисциплине (Положение о порядке присуждения ученых степеней (п. 13), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2002 № 74).

Несмотря на то, что нормативными правовыми документами наличие соответствующего базового образования при поступле­нии в аспирантуру не требуется, необходимо помнить, что в со­ответствии с вышеуказанным Положением, к защите диссерта­ции по медицинским наукам допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование, по ветеринарным наукам —  лица, имеющие высшее ветеринарное образование.

Нужен ли практический опыт работы (стаж) для поступления в аспирантуру (ординатуру) после окончания вуза по медицинским и педагогическим специальностям?

Нормативными правовыми документами стаж практической работы при поступлении в аспирантуру не предусмотрен. Суще­ствовавшие ранее ограничения для поступления в аспирантуру (например: стаж, возраст) ныне сняты.

Если поступающий в аспирантуру не удовлетворен результа­тами вступительных экзаменов, можно ли их пересдать?

Пересдача вступительных экзаменов не допускается. Сдан­ные вступительные экзамены в аспирантуру действительны в те­чение календарного года (Положение о подготовке научно-педа­гогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, п. 40).

Как быть поступающему в аспирантуру, если он не удовлет­ворен решением комиссии, принимающей вступительный экзамен?

В том случае, когда поступающий в аспирантуру не удовлет­ворен решением комиссии, принимающей вступительный экза­мен, он может обратиться с заявлением к руководству вуза или научной организации.

Следует ли проходить процедуру установления эквивалентно­сти диплома о высшем образовании, если он получен в одной из республик СССР до распада СССР?

Диплом о высшем образовании, полученный в одной из рес­публик СССР до распада СССР, установления эквивалентности не требует.

Какой язык считается иностранным для лиц из стран СНГ, поступающих в аспирантуру?

Для лиц, получивших образование в странах СНГ, иностран­ный язык определяется высшим учебным заведением или науч­ным учреждением, организацией, исходя из необходимости вы­полнения аспирантом диссертационного исследования. Русский язык не может рассматриваться как иностранный для лиц, обу­чающихся в образовательных учреждениях Российской Федера­ции, независимо от гражданства.

Какой язык должен сдавать иностранный гражданин, посту­пающий в аспирантуру?

Иностранные граждане принимаются в аспирантуру на основе международных договоров и межправительственных соглашений, а также по прямым договорам вузов и научных учреждений, орга­низаций, предусматривающих оплату стоимости подготовки юри­дическими или физическими лицами (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовско­го профессионального образования в Российской Федерации, п. 7). Указанная категория граждан сдает иностранный язык, оп­ределяемый высшим учебным заведением или научным учреж­дением, организацией и необходимый аспиранту для выполне­ния диссертационного исследования.

Сколько аспирантов может быть у одного научного руководи­теля? Каковы его права и обязанности?

Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образова­ния в Российской Федерации не ограничивает количество аспи­рантов, прикрепленных к одному научному руководителю. Ко­личество аспирантов, прикрепленных к научному руководителю, определяется с его согласия руководством высшего учебного за­ведения или научного учреждения, организации.

Задача научного руководителя состоит в том, чтобы оказы­вать научную и методическую помощь аспиранту при написании диссертации и выполнении других видов обязательных для ас­пиранта работ.

Научный руководитель помогает аспиранту в определении темы диссертации, выработке плана диссертационного исследо­вания, читает и обсуждает с аспирантом материалы диссертации, делает заключение о завершении работы над диссертацией.

Научный руководитель контролирует выполнение аспиран­том утвержденного индивидуального плана, делает первичное заключение о возможности перевода аспиранта с курса на курс. Его слово является решающим при ежегодной аттестации аспи­ранта, которую проводит кафедра (отдел, сектор, лаборатория).

Разрешено ли международное руководство аспирантами?

Научный руководитель утверждается ректором высшего учеб­ного заведения или руководителем научного учреждения, орга­низации из числа докторов наук или профессоров вуза, научного учреждения, организации, заявленных в сведениях о научном руководителе (форма 5а утверждена приказом Минобразования России от 23.04.2001 № 1800 «Об утверждении форм бланков лицензии на осуществление образовательной деятельности, при­ложений к ней и документов, представляемых на лицензионную экспертизу») при лицензировании на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования высших учебных заведений и научных учреж­дений, организаций независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.

Нормативными правовыми документами, действующими в сфере послевузовского профессионального образования, вопро­сы международного руководства аспирантами не регулируются.

Может ли быть у аспиранта научный руководитель из дру­гого вуза?

Решение данного вопроса относится к компетенции вуза или научной организации, учреждения.

Должны ли совпадать научные специальности (в том числе шифры) научного руководителя и аспиранта?

В связи с внесением изменений в Номенклатуру специаль­ностей научных работников может иметь место несовпадение шифров и названий научных специальностей научного руково­дителя и аспиранта, работающего над диссертацией. Необходимо, чтобы научные труды предполагаемого научного руководи­теля за последние пять лет были выполнены по тематике исследований,  соответствующей научной специальности, по которой проходит подготовка аспиранта.

Имеет ли право аспирант требовать от научного руководи­теля консультаций в письменной форме?

Нормативные правовые документы, действующие в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, не предусматривают письменную форму консульта­ций научного руководителя по диссертационным исследовани­ям аспирантов и выполняемому ими индивидуальному плану работы.

Возможно ли иметь двух научных руководителей (или руково­дителя и консультанта), если диссертация выполняется по од­ной научной специальности?

Нет. Второй научный руководитель (научный консультант) допускается только при наличии смежных специальностей, по которым защищается диссертация (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послеву­зовского профессионального образования в Российской Фе­дерации, п. 49).

Чем отличается статус «научный руководитель» и «научный консультант»?

Статус «научный руководитель» и «научный консультант» никакими документами не определен, но традиционно сложилось, что научный руководитель назначается для руководства кандидатскими диссертациями, а научный консультант — для докторских. Возможно консультирование и по кандидатской диссертации (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, пп. 18, 49).

Должны ли утверждаться темы кандидатских и докторских диссертаций на ученом совете вуза?

Индивидуальные планы аспирантов, соискателей и докторан­тов и темы диссертаций утверждаются ректорами (учеными со­ветами) высших учебных заведений или руководителями (научно-техническими советами) научных учреждений, организаций по представлению кафедр (отделов, секторов, лабораторий) в сроки, определяемые высшими учебными заведениями и науч­ными учреждениями, организациями (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузов­ского профессионального образования в Российской Федерации, пп. 48,71).

Является ли обязательной подготовка аспирантов по дисциплинам,  необходимым для получения дополнительной квалификации «преподаватель высшей школы»? Нужна ли эта подготовка, если аспирант является преподавателем вуза?

Если аспиранты, в том числе и работающие на должности пре­подавателя вуза, выражают желание получить дополнительную квалификацию «преподаватель  высшей школы», то ректоры высших учебных заведений должны предоставить им возможность выполнения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «преподаватель высшей школы» (Положение о подготовке научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования в российской Федерации, п. 56).

В соответствии с Временными требованиями к основной об­разовательной программе послевузовского профессионального образования по отраслям наук аспирантам, желающим получить дополнительную квалификацию «преподаватель высшей школы», могут быть перезачтены теоретические курсы цикла «Факультативные дисциплины», изучавшиеся ранее.

Возможен ли перевод аспиранта с одной специальности на другую в процессе обучения?

Да, возможен в исключительных случаях при условии моти­вированного решения руководства вуза или научного учрежде­ния, организации (обязательные условия: вакантное место и пе­ресдача кандидатского экзамена по «новой» научной специальности). При этом необходимо согласовать данное ре­шение с Минобразованием России.

Имеет ли право ректорат вуза перевести аспиранта – «договорника» на вакантное «бюджетное» место?

Ректорат вуза имеет право принять решение о переводе аспиранта, обучающегося на внебюджетной основе, на вакантное «бюджетное» место только при наличии средств стипендиально­го фонда.

Каков порядок перевода аспиранта из одного высшего учебного заведения или научного учреждения в другое, и с одной формы обучения на другую? Есть ли у аспиранта такое право?

Да, такое право в отдельных случаях у аспиранта есть. Перевод аспирантов из одного высшего учебного заведения или научного учреждения в другое, а также с заочной формы обучения на очную, осуществляется по заявлению аспиранта ректором выс­шего учебного заведения или руководителем научного учрежде­ния, организации при наличии у принимающего вуза (учреждения) необходимых средств стипендиального фонда.

Какие формулировки должны быть в приказах вузов при пере­воде аспиранта из одного вуза в другой?

Например: аспирант второго года обучения И.И. Петров от­числен в связи с переводом в (название вуза). При этом личное дело аспиранта передается в соответствующий вуз.

Есть ли основания, по которым вуз может отказать аспи­ранту в переводе в аспирантуру другого вуза?

Основным условием перевода аспиранта из одного вуза или научного учреждения, организации в другое должно быть согла­сие двух сторон, наличие средств у принимающей стороны (вуза, научного учреждения); в заявлении аспиранта должны быть ука­заны веские уважительные причины перевода. При соблюдении указанных условий причин для отказа не имеется.

С какого времени начинает выплачиваться стипендия ас­пиранту?

Стипендия аспиранту начинает выплачиваться со дня зачис­ления, зафиксированного в приказе ректора или руководителя научной организации. В случае, когда аспирант до поступления в аспирантуру работал, то не ранее дня увольнения с предыду­щего места работы и представления трудовой книжки в отдел аспирантуры.

Каков порядок назначения государственной социальной сти­пендии аспиранту?

Государственная социальная стипендия для аспирантов не предусмотрена.

Утверждаются ли квоты на число стипендий Президента Российской Федерации, назначаемых аспирантам, по вузам?

Нет, не утверждаются. Списки кандидатов на назначение сти­пендий Президента Российской Федерации, получивших рекомендации ученых советов высших учебных заведений, согласовывают­ся с советами ректоров региона (города) и направляются в мини­стерства, ведомства по подчиненности для участия в конкурсе.

Кто осуществляет в министерствах и ведомствах отбор кан­дидатов из числа аспирантов на получение стипендий Президен­та Российской Федерации и  каковы критерии отбора?

В министерствах и ведомствах создаются из числа работников данного государственного учреждения, представителей государ­ственно-общественных организаций, научной общественности, ведущих научно-педагогических работников экспертные комис­сии, которые на конкурсной основе осуществляют отбор канди­датов на получение стипендий Президента Российской Федера­ции и принимают решение. Списки кандидатов утверждаются на заседаниях коллегий министерств и ведомств и до 1 августа теку­щего года направляются в Минобразование России для подготов­ки соответствующих приказов.

Основными критериями отбора кандидатов являются: успехи в учебе, подтвержденные соответствующими справками или копи­ями удостоверений о сданных кандидатских экзаменах по форме 2.2; значительные достижения в научно-исследовательской деятельно­сти, подтвержденные дипломами (или другими документами) по­бедителей конкурсов грантов для молодых ученых, всероссийских и международных олимпиад, научных конкурсов, творческих фес­тивалей, свидетельствами о сделанных открытиях, двух и более изоб­ретениях; высокий уровень и значительные объем и количество научных трудов, опубликованных в ведущих научных изданиях Российской Федерации, а также за рубежом.

Сохраняются ли государственные стипендии для аспирантов, удостоенных стипендий Президента Российской Федерации либо специальных государственных стипендий Правительства Россий­ской Федерации?

В соответствии с Постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 27.06.2001 № 487 «Об утверждении Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах под­держки студентов государственных и муниципальных образова­тельных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов» (п. 16) государственные стипендии аспирантам, удостоенным стипендий Президента Рос­сийской Федерации либо специальных государственных стипен­дий Правительства Российской Федерации, могут сохраняться и выплачиваться по решению и в порядке, утвержденном уче­ным советом высшего учебного заведения в соответствии с его уставом (рекомендации по применению Типового положения о стипендиальном обеспечении даны в инструктивном письме Минобразования России от 23.01.2002 № 35−55−35ин/02−07, п. 18).

Какими льготами пользуются аспиранты, обучающиеся на платной основе?

Льготы аспирантам, обучающимся на платной основе, долж­ны быть предусмотрены в договоре.

Какими льготами пользуются соискатели, прикрепленные к высшим учебным заведениям, научным учреждениям, организа­циям для подготовки и защиты диссертации?

Для завершения диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук соискателям, как лицам, соче­тающим основную работу с научной деятельностью, по месту работы предоставляются отпуска с сохранением средней зара­ботной платы продолжительностью соответственно три или шесть месяцев. Отпуск предоставляется по рекомендации ученого  со­вета высшего учебного заведения или научно-технического (на­учного) совета научного учреждения, организации (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в систе­ме послевузовского профессионального образования в Россий­ской Федерации, п. 11). Никакими другими социальными льготами соискатели уче­ной степени кандидата или доктора наук не пользуются.

Когда аспирантам предоставляются академические отпуска? Какие обстоятельства позволяют аспиранту предоставить академический отпуск?

Академический отпуск аспирантам не предоставляется. Ас­пирант, отчисленный из аспирантуры, может быть восстановлен на оставшийся (после отчисления) срок обучения при наличии соответствующих средств в высшем учебном заведении или научном учреждении, организации (Положение о подготовке науч­но-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, п. 50).

Оплачивается ли аспиранткам отпуск по беременности и родам?

Срок обучения в очной аспирантуре за счет средств бюджета  продлевается приказом ректора высшего учебного заведения илируководителя научного учреждения, организации на время от­пуска по беременности и родам при наличии соответствующего медицинского заключения (Положение о подготовке научно-пе­дагогических и научных кадров в системе послевузовского про­фессионального образования в Российской Федерации, п. 52) и выплачивается стипендия в пределах средств стипендиального фонда. (Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государ­ственных и муниципальных образовательных учреждений выс­шего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, п. 37).

В какой форме проводятся кандидатские экзамены?

Форма проведения кандидатских экзаменов определяется экзаменационными комиссиями. По их усмотрению кандидат­ские экзамены могут проводиться по билетам или без билетов.

Для подготовки ответа соискатель ученой степени использует экзаменационные листы, которые сохраняются после приема экзамена в течение года.

Уровень знаний соискателя оценивается на: «отлично», «хо­рошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» (Положе­ние о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Рос­сийской Федерации, пп. 88—90).

Каков состав комиссии по приему кандидатского экзамена по иностранному языку? Должен ли быть в составе комиссии доктор наук по научной специальности обучающегося при сдаче  иностранного языка?

Состав комиссии по иностранному языку определен Поло­жением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (пп. 83, 84, 86). В состав комиссии по приему кандидатских экзаменов по иностранному языку могут быть включены представители кафедр и подразделений науч­ных учреждений по специальности аспиранта, имеющие уче­ные степени и свободно владеющие соответствующими иност­ранными языками.

Какой срок действия имеют сданные кандидатские экзамены?

Нормативными правовыми документами срок действия ра­нее сданных кандидатских экзаменов не установлен, кроме кан­дидатских экзаменов по специальностям, наименования и со­держание которых существенно изменились в связи с введением новой Номенклатуры специальностей научных работников (инструктивное письмо Минобразования России от 06.07.2000 № 35−55−203 ин/35−23).

Нужно ли пересдавать кандидатские экзамены гражданам быв­шего СССР, если они были сданы до образования стран, входящих в состав СНГ?

Нет, не нужно. За исключением кандидатского экзамена по специальной дисциплине, если она претерпела существен­ные изменения в связи с введением новой Номенклатуры спе­циальностей научных работников (инструктивное письмо Минобразования России от 06.07.2000 № 35−55−203ин/35−23 «О кандидатских экзаменах»).

Определен ли срок сдачи кандидатского экзамена по специаль­ной дисциплине?

В соответствии с Положением о подготовке научно-педаго­гических и научных кадров в системе послевузовского профес­сионального образования в Российской Федерации (п. 87) сроки и продолжительность сессий устанавливаются ректором высше­го учебного заведения или руководителем научного учреждения, организации, осуществляющих прием кандидатских экзаменов. Срок сдачи кандидатского экзамена по специальной дисциплине во время проведения сессии определен индивидуальным пла­ном подготовки аспиранта. В случае представления диссертации в диссертационный совет кандидатский экзамен может быть при­нят вне сроков сессии.

Какие экзамены сдает соискатель ученой степени кандида­та наук, имеющий высшее профессиональное образование, не со­ответствующее отрасли науки, по которой подготовлена диссертация?

Соискатель ученой степени кандидата наук, имеющий высшее профессиональное образование, не соответствующее отрасли науки, по которой подготовлена диссертация, по решению соответствующего диссертационного совета сдает дополнительный кандидатский экзамен по общенаучной применительно к данной отрасли науки дисциплине.

К защите диссертаций по медицинским наукам допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование, по ветери­нарным наукам — лица, имеющие высшее ветеринарное образо­вание (Положение о порядке присуждения ученых степеней (п. 13), утвержденное Постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 30.01.2002 № 74).

До введения в действие новых программ кандидатских экза­менов при приеме кандидатских экзаменов необходимо руковод­ствоваться Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 27.03.1998 № 814 (инструктивное пись­мо Минобразования России от 11.06.2002 № 36−55−104ин/01−12 «О приеме кандидатских экзаменов в 2002−2003 гг.»).

Что изменилось в форме удостоверения о сдаче кандидатских экзаменов в настоящее время?

В настоящее время форма удостоверения о сдаче кандидат­ских экзаменов не изменена, изменен порядок представления данного документа в Высшую аттестационную комиссию Мин­образования России (Положение о диссертационном совете, ут­вержденное приказом Минобразования России от 09.04.2002 № 1305, приложение № 14, п. 4).

Нужно ли сдавать кандидатский экзамен по второй научной специальности, если диссертационное исследование идет на сты­ке двух специальностей?

Нет, не нужно. Аспирант за время обучения обязан сдать кан­дидатские экзамены по философии, иностранному языку и спе­циальной дисциплине (Положение о подготовке научно-педаго­гических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, п. 44).

По какой специальности необходимо сдавать кандидатский экзамен, если диссертационное исследование проводилось на стыке двух научных специальностях?

Кандидатский экзамен сдается по научной специальности, шифр которой стоит первым в автореферате диссертации на со­искание ученой степени кандидата наук. Вопросы по второй на­учной специальности включаются в дополнительную программу кандидатского экзамена.

Можно ли указать в автореферате диссертации на соиска­ние ученой степени кандидата или доктора наук сведения о том, что работа выполнена на двух кафедрах?

Можно. В этом случае заключение по диссертации целесо­образно принимать на совместном заседании двух кафедр или на расширенном заседании одной из кафедр.

Можно ли принимать кандидатские экзамены на платной (или бесплатной)  основе у лиц, не имеющих статуса ни соискателя, ни аспиранта?

Нет, нельзя. Высшие учебные заведения и научные учреждения, организации, имеющие лицензию на право ведения образова­тельной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, могут принимать кандидатские экзамены у аспиран­тов или соискателей ученой степени кандидата наук. Высшие учеб­ные заведения и научные учреждения, организации, имеющие ас­пирантуру, могут принимать по ходатайству сторонних организаций, не имеющих право принимать кандидатские экзамены по соответствующим специальностям, кандидатские экзамены у аспирантов и соискателей этих организаций (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского про­фессионального образования в Российской Федерации, пп. 79, 85).
Кроме того, студенты, обучающиеся в магистратуре, могут сдавать кандидатские экзамены по философии и иностранному языку, если они предусмотрены в плане подготовки магистра (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кад­ров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, п. 80).

Действителен ли кандидатский экзамен по иностранному язы­ку у кандидата, например технических наук, при защите канди­датской диссертации по юридическим наукам?

Сдача кандидатских экзаменов обязательна для присуждения ученой степени кандидата наук. Соискатель ученой степени кандидата наук сдает кандидатский экзамен по иностранно­му языку, необходимому для выполнения диссертационной работы, в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих аспирантуру по отрасли наук экзаме­нующегося (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, п. 83).

Когда делается приказ о продлении срока обучения в аспирантуре (до окончания срока обучения или после)?

По сложившейся практике, приказ о продлении срока обучения в аспирантуре делается за три месяца до окончания обуче­ния в пределах средств стипендиального фонда.

Возможно ли продление срока обучения в заочной аспиранту­ре? Каков порядок продления срока обучения в аспирантуре для лиц, принятых по прямым договорам с оплатой стоимости обу­чения юридическими или физическими лицами?

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском про­фессиональном образовании» (ст. 11) срок обучения в аспирантуре не может превышать по очной форме трех лет, по заочной форме — четырех лет. Порядок продления срока обучения в ас­пирантуре по заочной форме и обучающихся на платной основе находится в ведении высшего учебного заведения и научного учреждения, организации (Положение о подготовке научно-пе­дагогических и научных кадров в системе послевузовского про­фессионального образования в Российской Федерации, п. 52).

Какой порядок поощрения аспирантов и их научных руководи­телей в случае досрочной защиты аспирантом кандидатской дис­сертации?

На основании действующего Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского про­фессионального образования в Российской Федерации (пп. 60, 61) ректоры высших учебных заведений и руководители научных уч­реждений, организаций могут устанавливать надбавки к стипенди­ям аспирантов и устанавливать доплату научным руководителям без ограничения их предельных размеров за счет бюджетных и вне­бюджетных средств. Руководство высшего учебного заведения или научного учреждения, организации может оказать аспиранту на основании личного заявления единовременную материальную по­мощь (Типовое положение о стипендиальном обеспечении и дру­гих формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, п. 33), а также премировать научного руководителя.

Какие меры могут быть приняты к аспиранту, если он по тем или иным причинам не выполняет свой индивидуальный план работы?

Все зависит от причин, по которым такое происходит. Если причина уважительная, например, длительная болезнь, то руководство, принимая это во внимание, продлевает при наличии соответствующих медицинских документов время пребывания в аспирантуре на период болезни. Если аспирант не выполняет в установленный срок свой индивидуальный план без уважи­тельных причин, то он отчисляется из аспирантуры приказом ректора высшего учебного заведения или руководителя научного учреждения, организации.

Имеет ли право ректорат вуза не отчислять аспиранта из аспирантуры, если он досрочно защитил диссертацию, но она еще не утверждена ВАК?

Окончившим аспирантуру считается лицо, полностью выпол­нившее индивидуальный учебный план, сдавшее кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине и защитившее кандидатскую диссертацию. В связи с изложенным аспирант, досрочно защитивший диссертацию, должен быть отчислен из аспирантуры.

Можно ли при успешном окончании аспирантуры предостав­лять очному аспиранту отпуск? На основании каких документов оплачивается этот отпуск?

Стипендиальное обеспечение и материальная поддержка аспи­рантов и докторантов осуществляется в соответствии с Типовым положением о стипендиальном обеспечении и других формах ма­териальной поддержки студентов государственных и муниципаль­ных образовательных учреждений высшего и среднего профессио­нального образования, аспирантов и докторантов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2001 №487, в пределах бюджетных средств, предусмотренных на обра­зование. В соответствии с данным Типовым положением (п. 21), вступившим в силу с 1 января 2002 г., выплата государственной стипендии аспиранту, докторанту прекращается с месяца, следую­щего за месяцем издания приказа о его отчислении.

Отчисляются ли очные аспиранты из аспирантуры на время стажировки в зарубежные научные центры?

Аспиранты очной формы обучения отчисляются из аспиран­туры на время стажировки в зарубежные научные центры с пра­вом восстановления на оставшийся срок обучения.

Если зарубежная стажировка предусмотрена индивидуальным планом аспиранта, то он не отчисляется, и срок подготовки не продлевается.

Кому предоставляются «творческие» отпуска?

Для завершения диссертации на соискание ученой степени кан­дидата или доктора наук работникам предприятий, учреждений, организаций по месту работы предоставляются отпуска (ранее на­зываемые «творческие») с сохранением средней заработной платы продолжительностью соответственно три или шесть месяцев. От­пуск предоставляется по рекомендации ученого совета вуза или научно-технического совета научного учреждения, организации с учетом актуальности научной работы, объема проведенных иссле­дований, возможности завершения диссертации за время отпуска. Аспиранты очной и заочной формы обучения, прошедшие полный срок обучения в аспирантуре, правом на получение от­пуска по месту работы для завершения и защиты диссертации не пользуются.

Кто конкретно и в чем помогает соискателям?

Соискателям оказывают всестороннюю помощь те высшие учебные заведения и научные учреждения, организации, которые имеют аспирантуру по соответствующим научным специальностям, располагают необходимой научно-исследовательской, экспериментальной базой и высококвалифицированными на­учными кадрами.

Оплачивается ли аспиранту педагогическая практика? Каков обязательный минимальный объем часов, затрачиваемый аспи­рантом на прохождение педагогической практики?

В соответствии с Временными требованиями к основной образовательной программе послевузовского профессиональ­ного образования по отраслям наук предусмотрена обязатель­ная минимальная педагогическая практика аспирантов в объеме 100 часов. Если позволяют финансовые возможности вуза, аспиранта можно оформить на почасовую оплату труда.

Как можно оформить на работу аспиранта очной формы обучения?

Оформить на работу аспиранта очной формы обучения можно по срочному трудовому договору (Трудовой кодекс Российской Федерации, ст. 59) либо по совместительству.

Как и кем осуществляется трудоустройство окончивших ас­пирантуру?

Трудоустройство окончивших аспирантуру осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Имеет ли какие-то преимущества при оплате педагогического труда специалист, окончивший полный курс аспирантуры, но не защитивший диссертацию?

Не имеет.

Входит ли время обучения в аспирантуре в научно-педагоги­ческий стаж при представлении к ученому звания доцента или профессора по кафедре?

Да, время обучения в очной аспирантуре засчитывается в стаж  научно-педагогической и научной работы (Положение о подго­товке научно-педагогических и научных кадров в системе после­вузовского профессионального образования в Российской Феде­рации, п. 47).

Сдан экзамен по истории и философии науки по физико-математической отрасли. Может ли защититься соискатель по техническим наукам?

Не может. Экзамен по истории и философии науки должен быть сдан по отрасли соответствующей науки.

Если в комиссии по приему кандидатского по иностранному языку есть доктор филологических наук, обязательно ли в комиссию должен также входить представитель по специальности?

Включение представителя (доктора наук) в этом случае не обязательно, но желательно, поскольку доктор филологических наук вряд ли является специалистом по соответвующей специальности.

Если публикация в издании ВАКа была сделана до того, как это издание попало в список ВАК, засчитывается ли такая публикация? На какой момент процедуры защиты (подача заявления, день защиты, день утверждения) считается действительным издание ВАКа?

Перечень вступает в действие с такого-то по такое-то число. В одном из примечаний говорится, что если работа была прията издательством до изменения в перечне, то она засчитывается. В справке о присуждении можно уточнить в скобках, в соответствии с каким перечнем она засчитывается.

Соискатель постоянно проживает за рубежом. Где он заверяет личный листок (анкету)?

Кадровая служба той организации, в которой происходит защита, заверяет подпись руки соискателя.

Сколько лет должно пройти между защитой кандидатской и докторской диссертаций?

Нормативные документы не требуют временного интервала между защитой кандидатской и докторской диссертаций. Однако, если докторская диссертация представляется к защите ранее, чем через 5 лет после защиты кандидатской, ВАК, как правило, проявляет к ней более пристальное внимание.

Какими нормативными документами определяются аудиовизуальные и электронные издания, которые могут быть включены в список опубликованных работ (форма 16)?

Информационное письмо «Об электронных изданиях» от 21.01.2003 №43−52−06/12, подпись Е.Е. Чепурных.
www.ed.gov.ru/ed-pr/gost7/lett.html

Может ли отчет о НИР,  имеющий государственную регистрацию, быть приравнен к публикации, с указанием раздела, который выполнил автор?

К публикациям отчеты о НИР относить нельзя. Госрегистрация позволяет вести учет НИР с целью распределения и формирования последующих заказов для НИР. Вместе с тем, если материалы по НИР пройдут процедуру депонирования, тогда, сформированная из материалов НИР депонированная рукопись приравнивается к авторской публикации.

Перспективы сохранения в России ученых степеней кандидата наук и доктора наук в рамках Болонской декларации.

Существующая аттестация будет сохранена.

На каких условиях могут работать по совместительству аспиранты-бюджетники?

Работа аспиранта в период обучения не является совместительством и регламентируется п.57 приказа № 814 (при условии выполнения индивидуального плана).

Обязаны ли аспиранты – очники, обучающиеся на договорной основе, уволиться с места работы при зачислении?

Нет, не обязаны.

Всегда ли научный руководитель соискателя степени кандидата наук должен быть утвержден ученым советом?

Кандидат наук может назначаться научным руководителем по решению ученого совета для конкретного аспиранта (соискателя).

Добрый день,

Согласно положениям Федерального закона  от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (п. 1 ч. 1 ст. 43)

 Обучающиеся обязаны:
 добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия.

Внеурочное время не относится к учебному плану, учебным занятиям.

Следовательно, где Вы будете в выходные 9 — 12 июня, что собираетесь делать в это время — об этом проведенном времени отчитываться Вы ни перед кем не обязаны. Требовать у Вас объяснительных не имеют права, в данном случае.

Напомните преподавателям об уголовной ответственности, ст. 137 УК РФ. 

Нарушение неприкосновенности частной жизни.

С уважением,

Имеет ли право руководство вуза расформировать группу и что обязаны предложить взамен нашим детям?

Мой сын учится на бюджетном отделении в МИЭМ ВШЭ. От группы осталось всего восемь человек. После грядущей зимней сессии может стать еще меньше. Имеет ли право руководство вуза расформировать группу и что обязаны предложить взамен нашим детям?

Вопрос от 25.10.2012, 19:10

Ответы на вопрос (2):

Могут, но оставшихся перевести в другие группы. С чесноков

Спросить

Расформирование, переформирование и т.п. мероприятия с группами не лишают студента права на получение образования.

Спросить

Похожие вопросы

Могул ли расформировать группу или нет?

Вопрос такой, могу ли расформировать единственную бюджетную группу в политехническом колледже города СПБ. Все учатся хорошо в группе отстающих нету, все ходят, все было хорошо. Вдруг деректор сказал что может расформировать группу по причин слишком много проблем из за группы. Могул ли расформировать группу или нет?

Читать ответы: 1
Вопрос от 12.11.2015

Есть ли приоритеты? Какими законами это регулируется?

В нашем детском саду 3 группы детей 3-4 лет. Наша группа была сформирована на год раньше остальных — с 2 х лет. Сначала мы были год в одной группе. Потом нас всех перевели в другую группу к другим воспитателям. И соответственно набрали ещё 2 группы наших ровесников. В этом году из трёх групп детей отбирают в логопедическую группу. А из этих трёх групп сделают две путём расформирования одной группы. Какая группа будет расформирована мы узнаём в мае. Мой ребёнок очень тяжело перенёс адаптацию. Можно ли каждый год перекидывать в разные группы? Как защитить нашу группу от этого? Все-таки наши дети уже два года вместе, а в тех группах только год. Есть ли приоритеты? Какими законами это регулируется?

Читать ответы: 1
Вопрос от 10.04.2016

Что делать в такой ситуации и как нам поступать?

У нас вот такая проблема: Сын учится в МИЭМ на 3-м курсе. Но совсем недавно МИЭМ объединили с ВШЭ (Высшая Школа Экономики). Не будем говорить про полную глупость объединения технического и экономического ВУЗов. По окончании сессии у сына было три задолженности. По уставу ВШЭ студенты имеющие более 2-х задолженностей подлежат отчислению. Но в деканате МИЭМ его допустили к пересдаче и он все долги закрыл и стал спокойно учиться на следующем семестре. Но тут ВШЭ издало приказ об отчислении студентов, у которых на момент окончания сессии было более 2-х задолженностей, не смотря на то, что сессия у них уже закрыта и они продолжают учиться. Переводиться в другой ВУЗ проблемно, так как каникулярное время закончилось, и ещё им затягивают время с выдачей выписки из зачётной книжки, где уже проставлены все экзамены и по которой видно, что задолженностей на данный момент нет. Что делать в такой ситуации и как нам поступать? Заранее спасибо.

Читать ответы: 1
Вопрос от 16.02.2013

Права и обязанности обучающихся

Основные правила учебы и внутреннего распорядка высшего учебного заведения (далее – вуз) регламентируются Законом Российской Федерации «Об Образовании», Уставом вуза, приказами и распоряжениями администрации вуза. 

1. Студентом является лицо, в установленном порядке зачисленное для обучения. Студент берет на себя обязательства сохранять добрые традиции вуза, приумножать его славу, беречь его имущество, соблюдать нормы общественной морали. 

2. Вуз гарантирует студенту возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, принадлежности к общественным организациям, отношения к религии, убеждений, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения.

3. Студенты вуза имеют право:

·         получать знания, соответствующие современному уровню развития науки, техники и культуры, участвовать в определении и формировании содержания своего обучения при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования; указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом вуза и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;

·         посещать все виды учебных занятий в вузе, а по согласованию между руководителями и в других высших учебных заведениях, выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки специалиста) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой;

·         участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности вуза, в том числе через общественные организации и органы управления вуза;

·         бесплатно пользоваться библиотеками, информационным фондом, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений вуза в порядке, определяемом его уставом, принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, представлять к публикации свои работы, в том числе в изданиях высших учебных заведений;

·         получать дополнительные платные услуги сверх утвержденных образовательно-профессиональных программ; порядок предоставления платных образовательных услуг определяется соответствующим положением;

·         обжаловать приказы и распоряжения администрации вуза в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

·         получать образование по военной специальности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

·         в исключительных случаях, в качестве поощрения, при наличии на факультетах свободных мест для обучения за счет федерального бюджета студенты, завершающие с хорошими и отличными оценками обучение по основной образовательной программе и успешно прошедшие промежуточную аттестацию могут переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном положением, утвержденным ученым советом вуза; приоритетом при соблюдении требований данного пункта пользуются дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды I и II группы;

·         в случае болезни, по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам студенту вуза может быть разрешено повторное прохождение курса не более одного раза за период обучения, а в случае длительной болезни и в других исключительных случаях, студенту может быть представлен академический отпуск в порядке, установленном законом;

·         по личному заявлению студента он может быть переведен на обучение по индивидуальному графику.

4. Студенты вуза обязаны:

·         выполнять требования Устава вуза и соблюдать правила внутреннего распорядка и правила общежития, уважать труд и достоинство преподавателей, учебно-вспомогательного персонала и других работников вуза;

·         за время обучения своевременно выполнить требования образовательной программы высшего профессионального образования;

·         овладевать теоретическими знаниями, практическими навыками и современными методами исследований по избранной специальности;

·         выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования;

·         выполнять приказы и распоряжения руководства факультета и вуза.

5. Студенты очной формы обучения получают в установленном порядке и размерах государственную стипендию либо стипендию предприятий, учреждений, организаций, а также имеют право в свободное от учебы время работать на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм. 

6. Основными документами студента являются студенческий билет и зачетная книжка. 

Студент должен иметь при себе студенческий билет и предъявлять его по просьбе сотрудникам службы безопасности вуза, членам добровольной народной дружины, работникам охраны корпусов, руководителям вуза.

К сдаче зачета или экзамена студент допускается только при наличии зачетной книжки.

7. Традиционной формой приветствия преподавателя, входящего в аудиторию в начале занятий, является вставание студентов. 

8. Студент, опоздавший к началу занятий, может быть допущен только при разрешении преподавателя. 

Пропуск занятий без уважительной причины не допускается. При отсутствии на занятиях преподаватель, заведующий кафедрой, декан факультета могут потребовать у студента объяснения причин пропуска занятий и выполнения учебного задания за пропущенные занятия.

Студент может получить разрешение декана факультета и заведующего выпускающей кафедры на индивидуальный график обучения, о чем он должен поставить в известность преподавателя в начале семестра.

При отсутствии на занятиях более двух дней студент обязан поставить в известность деканат факультета.

Справки о болезни могут быть получены студентом в поликлинике по месту жительства, но их учет и регистрацию выполняет базовая студенческая поликлиника. По медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту предоставляется академический отпуск.

9. В вузе запрещено создание политических партий и проведение на территории вуза политической деятельности. 

10. Студенты могут создавать общественные организации в форме профсоюза, имеющие целью содействия учебе и социальной поддержке студентов. Вхождение в студенческую общественную организацию является добровольным. 

11. К военной подготовке студент привлекается только на добровольной основе, путем заключения контракта. Правила, график и содержание военной подготовки определяются распоряжениями Министерства обороны Российской Федерации. 

На время обучения студентам очной формы обучения предоставляется отсрочка от призыва в армию. Она сохраняется при переходе в другое учебное заведение и на время академического отпуска.

12. В помещениях и на территории вуза запрещается:

·         нахождение в нетрезвом виде;

·         распитие алкогольных напитков;

·         курение в учебных зданиях и помещениях;

·         распространение и употребление наркотических веществ;

·         осуществление действий, создающих помехи учебному процессу.

13. Нахождение студентов в учебных и служебных корпусах во внеучебное время не разрешается. Вход в учебные корпуса осуществляется только при предъявлении студенческого билета.

Нахождение в учебных корпусах в праздничные и общевыходные дни, в рабочие дни после 22 часов всех лиц допускается только при наличии специального разрешения администрации вуза.

14. Студент имеет право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным процессом. 

15. Каникулы студентам предоставляются два раза в год, общей продолжительностью не менее 7 недель, в том числе не менее двух недель зимой. 

16. Студенту, не имеющему прописки, предоставляется место в общежитии. 

Проживающий в общежитии обязан:

·         соблюдать режим работы корпуса;

·         беречь имущество;

·         поддерживать чистоту;

·         выполнять общественные обязанности по поддержанию порядка и чистоты;

·         выполнять требования администрации по размещению студентов;

·         не создавать помех для обучения и проживания другим.

Права и обязанности проживающих в общежитии регламентируются соответствующими Правилами. С каждым проживающим в общежитии заключается типовой договор.

17. Дополнительное улучшение условий проживания в общежитии может быть предоставлено только на условиях дополнительной оплаты. 

18. Студент, отчисленный из вуза или окончивший обучение, должен покинуть общежитие не позже чем через 3 дня. Дальнейшее нахождение в общежитии является нарушением правил, установленных органами министерства внутренних дел. 

19. За успехи в учебе, активное участие в научно-исследовательской или общественной работе студенты могут быть поощрены через: 

·         объявление благодарности;

·         награждение грамотой, ценным подарком, денежной премией;

·         установление надбавок к стипендии.

Особо отличившимся студентам назначаются именные стипендии.

20. За нарушение правил учебы и поведения студент может быть привлечен к административному наказанию в виде замечания, объявления выговора, снятия со стипендии, выселения из общежития, исключения из вуза. Все виды административных наказаний фиксируются в личном деле студента.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что такое руководство по качеству испытательной лаборатории
  • Альмагель при изжоге инструкция по применению цена
  • Тойота королла филдер 161 кузов мануал
  • Руководство новосибирского района новосибирской области
  • Ребагит инструкция по применению взрослым в таблетках от чего цена