Индивидуальный план развития под руководством наставника форма наставничества педагог обучающийся

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА

Форма наставничества — «педагог — обучающийся»

Ролевая модель – «педагог — одаренный обучающийся»

Ф.И.О. наставляемого (-ых) — Сафаргулова Эльвина, Сафаргулова Эльвира, Китаева Кристина.

Ф.И.О. и должность наставника — Китаева Альбина Мирзабековна, педагог дополнительного образования.

Срок осуществления плана: с «01» декабря 2020 г. по «30» мая 2021 г.

Проект, задание

Срок

Планируемый

результат

Фактический результат

Оценка

наставника

Раздел 1. Анализ трудностей и способы их преодоления

1

Составление инверсионной  композиции

январь

Умение самостоятельно разрабатывать и составлять приемы  композиции, выполнять построение воздушной и линейной перспективы.

Примерные темы для практической реализации: «Аллея», «Парк города Муравленко», «Метель».

Выполнена работа по развитию инверсионной композиции, темы отработаны. По темам отработана воздушная перспектива и линейная.

Работы по композиции выполнили хорошо и успешно, что можно судить по участием в конкурсах.

2

Передача комбинированного освещения

февраль

Умение художественно передавать освещение и цветовые изменения в различных темах и жанрах живописи. Освещение ночное или дневное.

Примерные темы для практической реализации: «Натюрморт с чучелом птицы», «Натюрморт с фруктами», «Закат», «Рассвет».

Отработана работа по передачи комбинированного освещения, темы отработаны. Обучающиеся научились передавать  комбинированное освещение и цветовые изменения в различных жанрах живописи.

Работы выполнены успешно, что можно судить по участием в конкурсах.

3

Способы  деталирование художественной работы

март

Умение через детали художественной работы передавать настроение, прорабатывать мелкие детали, акцентировать внимание на теме и идее работы.

Примерные темы для практической реализации: «Мои друзья», «Вид из окна», «Кисти рук»

Выполнена в художественных работах передача настроения, проработка мелких деталей. Проработаны работы «Мои друзья», «Вид из окна», «Кисти рук».

Работы  выполнили хорошо и успешно, что можно судить по участием в конкурсах.

Раздел 2. Направления развития обучающегося

1

Подготовка к конкурсу «Мой Ямал»

январь

Создание художественной работы в жанре пейзажа. Развитие умений передавать через изображение чувство любви к своему краю

Развитием коммуникативных, творческих навыков, научились передавать чувство любви к своему краю.

Раскрытие творческого потенциала. Китаева Кристина – 1 место

2

Подготовка к городскому конкурсу «Новогодний сюрприз»

январь

Создание художественной работы в Новогоднем жанре. Передавать чувство любви к праздникам.

Развитием коммуникативных, творческих, навыков, стимулирование идей саморазвития.

Раскрытие творческого потенциала. Китаева Кристина – 3 место

3

Подготовка выставки «Герои Отечества»

февраль

Создание и подготовка работ, оформление выставки. Развитие  умения передавать в изображении чувство сострадания и гордости за мужество солдат

Развитием коммуникативных, творческих, навыков, стимулирование идей саморазвития.

Выставка прошла успешно в центре технического творчества.

4

Проведение мастер-класса для родителей «Дорогая мама»

март

Проведение наставляемыми мастер-класса для родителей.

Формирование умение выступать перед публикой.

Мероприятие прошло успешно.

5

Подготовка к конкурсу «Таежные обитатели»

апрель

Создание работ на экологическую тему.

Умение подготавливать работы на конкурс, стимулирование саморазвития.

Работы оправлены успешно

6

Подготовка к городскому конкурсу «Великая Победа»

май

Подготовка работ на военную тематику.

7

Подготовка к конкурсу «Звезда Спасения»

май

Создание работ на военную тему.

8

Итоговая выставка «Вернисаж»

Презентация обучающимися своих работ.

Подпись наставника___________________________

                                           «____» _________ 20__г.

В программе используются следующие понятия
и термины.

Наставничество — универсальная технология
передачи опыта, знании, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и
ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и
паптнеостве.

Форма наставничества — способ реализации
целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы,
участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации,
определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Программа наставничества — комплекс
мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию
взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения
ожидаемых результатов.

Наставляемый — участник программы
наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и
поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи,
приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных
формах наставляем » может быть определен термином «обучающийся». Наставник
— участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении
жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный
поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов
самореализации и самосовершенствования наставляемого.

2. Цель и задачи программы наставничества.

Целью наставничества является максимально
полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной
личной и профессиональной самореализации в современных условиях
неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы
поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся.

1. Помощь учащимся в раскрытии и оценке
своего личного потенциала.

 2.Повышение мотивации к учебе и
саморазвитию, к саморегуляции, формирования ценностных и жизненных ориентиров.

3.Развитие лидерских, организационных,
коммуникативных навыков и метакомпетенций.

4.Помощь в построении образовательной
траектории и будущей профессиональной реализации.

 4. Реализация программы наставничества.

 Этапы комплекса мероприятий по реализации
взаимодействия наставник — наставляемый.              

   • Проведение первой, организационной,
встречи наставника и наставляемого.

• Проведение второй, пробной рабочей,
встречи наставника и наставляемого. Проведение встречи-планирования рабочего
процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым.

• Регулярные встречи наставника и
наставляемого.

• Проведение заключительной встречи
наставника и наставляемого. Количество встреч наставник и наставляемый
определяют самостоятельно при приведении встречи — планировании.

 5.
Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.

 •оценка мотивационно-личностного,
компетентностного, профессионально о роста участников, динамика образовательных
результатов.

 Форма наставничества: «учитель-ученик».

Ф.И. и класс наставляемого: Кучерявых
Андрей, 8 класс

Ф.И.О. и должность наставника: Рындина
Т.В., учитель английского языка.

Срок осуществления плана: с «01» октября
2020 г. по «28» мая 2021 г.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Раздел 1.
Ознакомление с деятельностью наставника несовершеннолетнего,
 его регламентом работы, задачами, обязанностями

1.1

Подробное ознакомление и
изучение личного дела наставляемого: ознакомление с биографией, историей возникшей 
проблемы

1.2

Изучение плана работы
наставника на соответствующий год (основных функций и задач)

1.3

Составление первоначальной
характеристики на наставника

1.4

Планирование знакомства
с семьёй наставника, местом проживания, бытовыми условиями
и проблемами (первичными необходимыми действиями наставника),
порядком решения возникших проблем

1.5

Определение
первоначального плана действий

Раздел 2.
Организация и реализация первичных видов деятельности наставника,
регулирующих вопросы взаимодействия с семьёй

2.1

Знакомство и составление
социального  портрета семьи наставляемого, выявление трудностей в
общении  с  родителями, членами  семьи, обучении и их
причины

2.2

Выявление особенностей
развития и поведения несовершеннолетнего наставляемого, роли и места в
семье

2.3

Организация диалога
«Наставник–родитель»

2.4

Первичные беседы с родителями
на темы:

— «Социальная адаптация наставляемого «;
— «Причины трудновоспитуемости наставляемого подростка».
— «Как организовать досуговую деятельность наставляемого»

2.5

Консультация у школьного
психолога о психических особенностях развития наставляемого

2.6

Консультация медицинских
работников о физическом состоянии организма наставляемого

2.7

Беседы с родителями по
вопросам адаптации (по необходимости)

2.8

Мониторинг успеваемости, посещаемости,
соблюдения дисциплины в социально-значимых местах

2.9

Взаимодействие классного
руководителя с родителями

2.10

Своевременное оповещение
родителей о затруднениях ребенка

2.11

Контроль за выполнением
дом. заданий, соблюдением внутреннего распорядка школы, контроль за
соблюдением режима дня

2.12

Привлечение родителей к
посещению родительских собраний

2.16

Привлечение родителей к
участию в социально-значимой жизнедеятельности наставляемого

2.17

Утверждение
индивидуального плана работы с несовершеннолетним наставником, находящимся
в  социально-опасном  положении

II. ОСНОВНОЙ ПЕРИОД

Раздел 1.
Исследование, наблюдение и меры по развитию и социальной адаптации
 личности наставляемого несовершеннолетнего

1

Социально-педагогическое
и медико-психологическое сопровождение

1.1

Изучение уровня адаптации наставляемого,
в предложенных  наставником, новых социальных условиях.
Дальнейшее исследование личности наставляемого: интересов и способностей

1.2

Консультирование с
медицинскими работниками о состоянии здоровья, получение результатов медицинского
осмотра

1.3

Поддерживать тесную связь
с психологом школы, с социальным педагогом, организатором по внеклассной
работе, руководителями кружков

1.4

Контроль за выполнением
санитарно-гигиенических норм и правил наставляемого в семье и в
быту

1.5

Способствование развитию
самооценки и самоконтроля

1.6

Проводить воспитательную
работу через членов семьи, выражая доверие наставляемому

2

Правовое воспитание

2.1

Знакомство наставляемого с
«Правами и обязанностями юного гражданина» нашей страны

2.2

Контроль за наставляемым: посещаемостью
в школе, успеваемостью, занятостью в свободное время

2.3

Проведение индивидуальной
работы, фиксация в дневниках индивидуального сопровождения

3

Организация досуга

3.1

Ежедневное проведение
бесед на тему «Как прошел день?»

Вовлечение и участие
несовершеннолетнего в культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных
мероприятиях микрорайона, города (участие в организации и проведении
мероприятий)

Помощь в выборе
и вовлечение наставляемого в творческую деятельность детских
объединений по интересам в  УДО

3.3

Помощь в выборе
художественной литературы, прививать любовь к чтению в свободное время, в
часы самостоятельной работы с книгой

3.4

Поощрение желания
заниматься в свободное время развивающими видами деятельности: вышивание
крестом, ремонт мебели, работы в саду и огороде и т.д.

3.5

Воспитание чувство дружбы,
товарищества, доброжелательного отношения с друзьями.

3.6

Рекомендации для чтения художественной
литературы:
Твен М. «Принц и нищий»
Беляев А.Р. «Человек-амфибия»
Юксерн В. «Атаманыч»
Фадеев А. «Молодая гвардия» (отрывки)
(по усмотрению  наставника)

4.

Проведение
индивидуальных бесед

4.1

Личностное
развитие:

  • «Поможет ли нам обман»
  • «Как воспитать в себе сдержанность»
  • «Учись ценить каждый час»
  • «Я и мои соседи»
  • «Что такое самовоспитание?»

4.2

Основы социализации
 и общения:

  • «Правила культуры поведения в общественных
    мессах, в транспорте»
  • «Стыд и совесть»
  • «Моя любимая профессия»
  • «Что такое счастье?»
  • «Хорошие манеры»
  • «Красота человека в его поступках» (решение
    ситуационных задач)
  • «Мои проблемы. Что меня волнует?»  (блиц-опрос)
  • «Лестница успеха» (органайзер)
  • «Чем я полезен другим?» (органайзер)
  • «Зачем человеку свободное время?» (беседа)
  • «Мои «хочу» и мои «надо» (практикум)
  • «Умей давать и сдерживать свои обещания»
  • «Моя будущая профессия»
  • «Что мне поможет?» (органайзер)
  • Правила безопасности в каникулярное время (инструктажи
    по ТБ)

Выявление проблем и
оказание помощи в процессе адаптации в социуме: в учебное и
внеурочное время, в детско-взрослом коллективе, в преодолении трудностей
личностного характера

Промежуточный анализ
уровня воспитанности, отмечая положительные качества наставляемого

Раздел 2. Изучение
жизнедеятельности семьи наставляемого, выполнение родителями (законных
представителей) наставляемых своих обязанностей

2.1

Изучение микроклимата,
материально-бытовых условий проживания семьи

2.2

Поддержка связи с
родственниками через Коммуникации: телефон, социальные сети, лично при
встречах

2.3

Оказание индивидуальной
помощи родителям:

  • установление и налаживание отношений с
    преподавателями;
  • совместный анализ поступков, ситуации, итогов
    дня;
  • нахождение способа выхода из конкретной
    ситуации

Индивидуальная беседа о
строгом контроле за посещаемостью учебных занятий

Беседы с родителями на
темы:

  • «Наиболее эффективные методы воспитания
    ребенка«;
  • «Нравственная грамматика«;
  • «Роль семьи и школы в воспитании
    нравственных качеств учащихся».
  • «Роль семьи в развитии способностей
    ребенка»; «Психологическая помощь и реабилитация»;
  • «Проблемы агрессивных детей. Профилактика
    драк, нарушения дисциплины, выражения нецензурной бранью».
  • «Взаимодействие семьи и школы»;
  • «Асоциальное и аморальное поведение
    родителей пагубно влияет на развитие и поведение ребенка»;
  • «Профилактика курения, пьянства,
    употребления токсических веществ у подростков».
  • «Возможности дополнительного образования
    вашего ребенка»;
  • «Вовлечение несовершеннолетних в
    деструктивные секты»;
  • «Задачи семьи в формировании нравственных
    качеств личности ребенка» .
    «Проблемы общения детей. Выражение нецензурной бранью. Влияние
    алкоголя на общение в семье»;
  • «Пожары. Поджоги. Мера
    ответственности»;
  • «Роль семьи в развитии моральных качеств
    подростка».
  • «Выбор будущей профессии»;
  • «Влияние алкоголя и никотина на
    интеллектуальное и физическое развитие подростков»;
  • «Роль общественных и государственных
    организаций в воспитании подростков»
  • «Выбор будущей профессии»;
  • «Влияние алкоголя и никотина на
    интеллектуальное и физическое развитие подростков»;
  • «Организация летнего отдыха и оздоровления
    ребенка»;
  • «Трудоустройство»;
  • «Как организовать досуговую деятельность
    детей»

Раздел 3.
Выполнение прав и обязанностей поручений, индивидуальных заданий
наставляемого как: члена семьи, детско-взрослого коллектива

3.1

Совместная постановка
жизненно-важных и необходимых, личностно-профессиональных целей и задач

3.2

Самостоятельное выполнение
обязанностей: члена семьи, учащегося школы, гражданина своей страны

3.3

Выполнение практико-ориентированных
заданий под руководством наставника

III. ИТОГОВЫЙ ПЕРИОД

Раздел 3. Контрольные мероприятия
по проверке готовности  наставляемого
 к
самостоятельной успешной жизнедеятельности (успешной социализации) выполнению
обязанностей гражданина

3.1

Оценка
психолого-педагогических изменений (тестирование / собеседование)

3.2

Анализ трудностей
личностного и общественного характера, с которыми столкнулся
наставляемый в процессе взаимодействия с наставником

3.3

Итоговый анализ уровня
воспитанности, отмечая положительные качества наставляемого

3.4

Итоговая  беседа:
«Вот и стали мы на год взрослее. Как ты оцениваешь свои поступки?»

3.5

Подготовка отчета об
итогах наставничества

Индивидуальная программа наставничества объединения
«Мир на ладошке»

Автор: Ковпак Елена Петровна

Организация: МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи имени В.М. Комарова»

Населенный пункт: Челябинская область, г. Снежинск

Автор: Дерибезова Людмила Михайловна

Организация: МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи имени В.М. Комарова»

Населенный пункт: Челябинская область, г. Снежинск

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи

3. Форма наставничества «педагог– обучающийся»

4. Форма наставничества «обучающийся – обучающийся»

5. Формы контроля и оценочные материалы программы

6. Литература

Введение

Целью наставнической деятельности в системе образования выступает непосредственное воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее образование, активную социализацию, продуктивное развитие, социальную адаптацию путем передачи опыта от наставника к наставляемому.

Наставник – это человек, передающий свой опыт и навыки, способствуя тем самым раскрытию потенциала другого человека.

Основные принципы организации наставничества в дополнительном образовании:

— Добровольность

— Открытость

— Компетентность

— Соблюдение норм профессиональной этики

Доверие и уверенность являются основой успешных отношений между наставником и наставляемым

Выделяют 6 форм наставничества:

«педагог – педагог»

«педагог– обучающийся»

«педагог — родитель»

«студент — обучающийся»

«обучающийся – обучающийся»

«работодатель – обучающийся.

В объединении «Мир на ладошке» программа наставничества реализуется в двух формах «педагог– обучающийся», «обучающийся – обучающийся»

В программе используются следующие понятия и термины.

Наставничество — универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Наставничество — способ передачи знаний, умений, навыков от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета детям и подросткам, оказание им необходимой поддержки в социализации и взрослении.

Форма наставничества — способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией

участников.

Программа наставничества — комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый — участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».

Наставник — участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Наставническая деятельность – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

1. Пояснительная записка

Наставничество по направлению «Мир на ладошке» — это добровольная практика, способ решить сложные проблемы отдельных категорий обучающихся в группах на занятиях. Практика наставничества реализуется в форме «педагог-обучающийся», «обучающийся-обучающийся» и характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью и согласованностью взаимных действий, взаимного влияния друг на друга, предполагающий совместную деятельность. По программе «Мир на ладошке» используются следующие формы наставничества:

1. Индивидуальная — предполагает персонализованное сопровождение наставником обучающегося, с учетом индивидуальных образовательных особенностей личности ребенка.

2. Групповая — сопровождение группы обучающихся, обладающих общим или сходным образовательным дефицитом.

3. Коллективная — организация наставничества в работе с коллективом (большой группой) обучающихся, обладающих различными типами образовательных дефицитов.

Цель таких форм наставничества является раскрытие потенциала каждого наставляемого, повышение мотивации к занятиям в объединении и улучшение образовательных результатов. В фокусе внимания наставника находятся:

— личность сопровождаемого и его внутренний мир;

— базовые процессы личностного развития, социализации, самоопределения, идентификации, адаптации сопровождаемого в социальной и образовательной среде;

— деятельность сопровождаемого;

— система социальных отношений сопровождаемого, в которые он включен в контексте своей деятельности.

Структурные компоненты взаимодействия «педагог-обучающийся», «обучающийся-обучающийся»:

эмоциональный – показывает способность понимать переживания и сопереживать в процессе межличностных отношений, выражать солидарность и согласие, находить компромисс;

оценочно-рефлексивный – определяет способность к самонаблюдению в системе отношений, к оценке качества взаимодействия и осознанию необходимых изменений;

операционально-деятельностный – отражает способности к совместной деятельности: определению цели, созданию проекта и плана действий.

Нормативно-правовая база

1. ФЗ РФ № 273 «Об образовании», ст. 28, 47, 48.

2. Приказ Министерства образования и науки от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования».

3. Указ Президента РФ от 2 марта 2018 года № 94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество».

4. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и

стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Программа «Мир на ладошке» имеет как естественно — научную так и художественную направленность с элементами экспериментальной деятельности. Поэтому благодаря программе наставничества более широко реализуются такие основные принципы объединения «Мир на ладошке» как:

— Педоцентрический принцип

Педоцентрический принцип помогает определить отбор наиболее актуальных для обучающихся младшего школьного возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому обучающемуся возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

— Принцип экологизации

Необходимость принципа экологизации содержания обучения программы «Мир на ладошке» определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования детей. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений ребенка о взаимодействии человека с окружающим, а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).

— Краеведческий принцип

Краеведческий принцип позволяет при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений детей и облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий.

2. Цели и задачи

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир на ладошке» была создана для расширения кругозора обучающихся (об окружающем мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях) и развитие мелкой моторики через освоение различных техник рукоделия (лепка, шитье, вышивка, бумагопластика плетение и др.). Для более эффективного освоения программы, она интегрирована с программой наставничества в форме «педагог- обучающийся», «обучающийся – обучающийся». Цель такой интеграции:

  • эффективная реализация индивидуального подхода к каждому ребенку;
  • более продуктивная поддержка отстающих по причине пропусков занятий или личных особенностей ребенка;
  • развитие коммуникативных навыков у детей;
  • более эффективная работа с одаренными детьми;
  • больше простора к мотивации на творческую деятельность
  • более гибкий график работы с каждым ребенком;
  • личная психологическая поддержка и мотивация ребенка;
  • развитие таких качеств как взаимовыручка, умение работать в команде.

Для реализации программы наставничества решаются следующие задачи:

1. Разработка индивидуальной программы работы для учащихся творческой группы (для более эффективной реализации индивидуального подхода к каждому ребенку и эффективной работы с одаренными детьми, личной психологической поддержки и мотивации ребенка).

2. Формирование базы наставников из детей успешно усвоивших программу и выразивших желание попробовать себя в роли наставника (для более продуктивной поддержки отстающих по причине пропусков занятий или личных особенностей ребенка и развитию коммуникативных навыков у детей).

3. Формирование списка сложных тем, в которых педагогом может быть использована помощь наставников детей (для развития таких качеств как взаимовыручка, умение работать в команде).

4. Подготовка оценочных таблиц усвоения знаний умений и навыков по программе (для учета и контроля результатов работы над проектом).

3. Форма наставничества «педагог – обучающийся»

Ролевые модели внутри формы «педагог–обучающийся» предполагают индивидуальную наставническую работу с каждым обучающимся в творческой группе и одаренными или отстающими детьми занимающимися в группах первого и второго года обучения.

Наиболее широко наставническая форма «педагог – обучающийся» интегрирована с работой творческой группы. Так как в творческой группе практикуется свободный выбор ребенка тем исследовательских работ, самостоятельный выбор формы организации своей работы над проектом (в команде и/или индивидуально), а также возможен самостоятельный выбор техники рукоделия при создании своей творческой работы.

Таким образом, в таб.1 представлены ключевые направления деятельности.

Таблица №1. Реализация формы наставничества

«педагог – обучающийся» в учебном году

Ф И наставляемого

Темы углубленного изучения

(по программе)

Темы индивидуальные

(За рамками программы)

Индивидуальный проект

Описание

Сроки реализации

Агеева Алина

Вязание крючком амигуруми

Освоение техники:

Кольцо амигуруми,

Столбик без накида, полустолбик прибавка, утавка, счет петель.

09.2021

Изготовление простой изрушки амигуруми из одной детали – птички.

09.2021

Изготовление сложной мгогосоставной игрушки мишки-мишки-амигуруми

10.2021

Минаева Кристина

Нетканный гобелен иглой

Освоение техники:

Подготовка ткани, перенос рисунка на ткань, заправка нити, регулирование длинны петли, способы заполнения рисунка, фиксация нитей.

09.2021

Изготовление простой вышивки — котика

09.2021

Изготобление сложной многосоставной вышивки.

10.2021

Белидских Елена

Вязание спицами

Освоение техники:

Набор петель на спицы, лицевая, изнаночная, кромочная петля, закрытие петель, сшивание изделия.

09.2021

Изготовление простой игрушки на спицах — зайки

09.2021

Изготовление многосоставной игрушки на спицах — котика

10.2021

Технология реализации формы наставничества «педагог – обучающийся»

Индивидуальная наставническая работа «педагог – обучающийся» делится на два направления:

  1. Наставничество детей отстающих по причине пропусков и индивидуальных особенностей. Эта работа производится по мере необходимости на занятиях с использованием основных блоков № 1, 2 (Оценочные таблицы умений и навыков)
  2. Наставничество детей желающих усовершенствовать свои знания умения и навыки в определенной теме. В случае если ребенок выразил желание более основательно освоить какую-либо тему программы — данные наставляемого, тему углубленного изучения фиксируют в таблице 1 в графе «темы углубленного изучения по программе» (Табл.1 Реализация формы наставничества «педагог – обучающийся» в учебном году). У обучающегося также есть возможность выбрать тему для изучения, не входящую в тематический план программы. Эта тема фиксируют в таблице 1 в графе «Темы индивидуальные, за рамками программы» (Табл.1 Реализация формы наставничества «педагог – обучающийся» в учебном году). Чтобы повысить мотивацию к работе, перед ребенком ставится конкретная цель – планируется индивидуальный проект. Тема проекта и сроки реализации отмечаются в графах таблицы 1 «индивидуальный проект», «описание», «сроки реализации» (Табл.1 Реализация формы наставничества «педагог – обучающийся» в учебном году).

Ожидаемые результаты внедрения формы наставничества «педагог–обучающийся»:

  • повышается творческая активность детей (обучающийся мотивируется на создание авторских творческих работ, получая персональную помощь при выборе и реализации своего проекта с учетом его предпочтений, освоенных навыков и способностей.)
  • снижается уровень неуспевающих обучающихся (так как совершенствуется механизм выявления и поддержки отстающих по причине пропусков занятий или личных особенностей ребенка)
  • повышается мотивация к самоорганизация и самоконтролю обучающихся так как ребенку ставятся четкие цели и сроки реализации проекта, для работы с одаренными детьми создается индивидуальный план участия в творческих конкурсах с гибким графиком работы подстроенный под каждого ребенка

4. Форма наставничества «обучающийся-обучающийся»

Ролевые модели внутри формы «обучающийся-обучающийся» могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого:

  • взаимодействие «владеющий – осваивающий» (классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов в дополнительном образовании);
  • взаимодействие «равный – равному» (в процессе которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным или взаимная поддержка, совместная работа над проектом).

Форма взаимодействия «Обучающийся-обучающийся» всегда находится под контролем педагога. Чаще обучающиеся творческой группы выступают наставниками для обучающихся групп первого и второго года обучения.

Основной возраст детей выступающих наставниками в объединения «Мир на ладошке» 9-12 лет. Особенности развития детей этого возраста:

Происходят изменения в мышлении. Ребенок требует фактов и доказательств. Он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике. Особенно критичен к авторитетам. Не любит разделять одинаковые убеждения с другими. Для него трудно принять те соображения, которые идут вразрез с его желаниями. Начинает мыслить абстрактно, но обычно находит всему только крайние «контрастные» объяснения. Либо видит всё в чёрном, либо в белом цвете. Возрастает способность к логическому мышлению. Ребенок способен к сложному восприятию времени и пространства, к проявлению творческого воображения и творческой деятельности и может прогнозировать последствия своих поступков.

По этому материал занятий построен так, чтобы давать больше «пищи» для размышления. Поощряется творческая деятельность, за счет создания свободы для самостоятельного выбора работ и форм организации труда. Дети побуждаются к качественному и вдумчивому рассуждению.

Выступая в роли наставника, ребенок в данном возрасте учится самоорганизации, совершенствует коммуникативные навыки, развивает речь, учится проявлять заботу и терпение, снисходительно относится к чужим ошибкам, поддержать и ободрить наставляемого.

В зависимости от предпочтений и качества усвоения материала наставничество «Обучающийся-обучающийся» может реализовываться по следующим темам:

  • Сравнительная характеристика химических и физических процессов.
  • Покорение неба. Развитие воздухоплавания.
  • Природные явления (вулканы, ветер, звук, электричество,свет, снег, кристаллы)
  • Животные, насекомые и птицы (птицы, кошки, собаки, летучие мыши, ящерицы, пауки, улитки, бабочки).
  • Ремесла древней Руси (гончарное искусство, плетение из бересты, лозы и камыша, ткачество)
  • Традиционные русские узоры (хохлома, городетская роспись, гжель, Роспись Северной Двины, Мезенская (палащельская) роспись
  • Время и механизмы его измерения в прошлом.
  • Разрушительные стихии природы (землетрясение, оползни, сели, обвалы, засуха и наводнения, ураган и смерч)
  • Занимательная физика (наклонная плоскость, блок и рычаг, маятники, центр тяжести, устройства анти- гравитации, движущиеся механизмы своими руками
  • Экология земли (загрязнение воды, воздуха, земли)
  • Человек (органы чувств)
  • Как жили на Руси (древнерусский город, деревня, уклад, особенности жизни, профессии древних славян, что ели и пили на Руси, детские забавы и обязанности в Древней Руси).
  • Народные промыслы России
  • Стили русской росписи (Палехская лаковая живопись, Федоскинская лаковая живопись, Ростовская финифть, Великоустюжское чернение по серебру
  • Ткачество и вышивка (ткачество на бёрдышке,. ткачество на дощечках. ткачество на сволочке или ниту, ткачество на раме, устройство ткацкого станка, русская вышивка жемчугом, орловский спис)
  • Кружево (Кружево на коклюшках, Вологодское кружево, кружево крючком и на спицах. игольное кружево
  • Ковка и резьба (Каслинское чугунное литье, чеканка, скань, тульский самовар, русская резьба (Холмогорская резьба по кости), русская деревянная игрушка)
  • Гончарство на Руси. Изделия из стекла и камня. (Изделия из глины, технологии создания на Руси, промыслы русской художественной керамики. гончарный круг, русская глиняная игрушка, скопинская керамика, изделия из стекла и камня.(Гусевский хрусталь, малахитовые изделия)
  • Вышивка (изонить, хордовая вышивка, вышивка французским узелком, крестиком).
  • Макраме
  • Валяние (мокрое валяние на плоскости, мокрое валяние на шаблоне, сухое валяние на ткани, сухое объемное валяние).
  • Орнамент (геометрический орнамент в квадрате, в круге, растительный орнамент).
  • Гипсовые изделия (резьба по гипсу, техника Терра, отпечатки в гипсе, формы для заливки гипса своими руками)
  • Чеканка и ковка (чеканка на трафаретной основ, объемная чеканка, имитация ковки из фольги, имитация ковки из картона, имитация ковки с заклепками из картона).

Таб.2 План реализация формы наставничества

«обучающийся – обучающийся» в учебном году

Ф И наставника

Время проведения занятий

Темы занятий

Основные действия

Индивидуальное наставничество

Ф.И наставляемого

Передаваемые ЗУН

Агеева Алина

Тв.группа 1

15.09.2021

Как мы познаем окружающий мир

Проводит консультацию по завязыванию узлов

Группа 1 года обучения

Возраст: 6-10 лет

Проверяет правильность выполнения узла.

Дает дополнительные пояснения

10.2021

Как устроен реактивный двигатель

Проводит консультацию по изготовлению бумажной модели ракеты

Группа 1 года обучения

Возраст: 6-10 лет

Показывает и проверяет правильность сборки и крепления ракеты на нить

10.2021

Подготовка к осенней выставке

Проводит консультацию по изготовлению витража из пластилина

Группа 1 года обучения

Возраст: 6-10 лет

Показывает и проверяет правильность создания контура витража из пластилиновых жгутиков

Ф И наставника

Время проведения занятий

Темы занятий

Основные действия

Индивидуальное наставничество

Ф.И наставляемого

Передаваемые ЗУН

Минаева

Кристина

Тв.группа 1

10.2021

Подготовка к осенней выставке

Проводит консультацию по плетению на станке

Группа 2 года обучения

Возраст: 7-11 лет

Проверяет правильность плетения на станке

Дает дополнительные пояснения

10.2021

Как устроен реактивный двигатель

Проводит консультацию по изготовлению бумажной модели ракеты

Группа 1 года обучения

Возраст: 6-10 лет

Показывает и проверяет правильность сборки и крепления ракеты на нить

10.2021

Подготовка к осенней выставке

Проводит консультацию по изготовлению витража из пластилина

Группа 1 года обучения

Возраст: 6-10 лет

Показывает и проверяет правильность создания контура витража из пластилиновых жгутиков

Ф И наставника

Время проведения занятий

Темы занятий

Основные действия

Индивидуальное наставничество

Ф.И наставляемого

Передаваемые ЗУН

Половинкина

Елизавета

Тв.группа 1

10.2021

Подготовка к осенней выставке

Проводит консультацию по плетению на станке

Группа 2 года обучения

Возраст: 7-11 лет

Проверяет правильность плетения на станке

Дает дополнительные пояснения

Технология реализации формы наставничества «обучающийся – обучающийся»

Наставником может стать ребенок выразивший желание и освоивший тот навык или технику, которую будет передавать.

Наставляемым может быть обучающийся, нуждающийся в эпизодической или долговременной помощи.

Процесс наставничества происходит под контролям педагога, который должен своевременно откорректировать возможное неправильное поведение участников и исправить ошибки, которые могут возникнуть в ходе демонстрации навыка или передачи знаний.

Пары наставник и наставляемый формируются по обоюдному желанию обучающихся. Взаимодействие в парах может быть как краткосрочным (в течение одного урока), так и долгосрочным в зависимости от возможностей, способностей и предпочтений самих детей. Наставник-обучающийся примеряет на себя роль педагога (строго под присмотром руководителя), а наставляемый чувствует поддержку и пути реализации себя.

При долгосрочном наставничестве данные наставляемого и передаваемые ЗУН вносятся в графы «индивидуальное наставничество» таблицы 2 (План реализация формы наставничества «обучающийся – обучающийся» в учебном году).

Наставничество «обучающийся – обучающийся» может реализовываться как внутри отдельной группы среди его участников, так и между группами, когда дети освоившие программу приходят на занятия младших групп.

Ожидаемые результаты внедрения формы наставничества «обучающийся – обучающийся»:

  • дети, выступающие в роли наставников, развивают умение четко выразить свою мысль, дать лаконичное, емкое описание и объяснение своих действий, развивают память и такие коммуникативные навыки общения как терпимость и снисхождение к ошибкам других, эмпатия, доброжелательность в поведении, выдержка и самоконтроль, умение принять другую позицию, посмотреть на ситуацию со стороны;
  • дети, выступающие в роли наставляемых, получают своевременную, оперативную поддержку и мотивируется к развитию своих умений и навыков, чтобы тоже быть полезным;
  • в коллективе улучшается психологический климат, повышается взаимовыручка, сплоченность группы;
  • у обучающихся развивается умение работать в команде, так как увеличивается число совместных проектов;
  • практика взаимного наставничества, когда один и тот же ребенок выступает и в роли наставляющего и в роли наставляемого снижает риск развитие таких качеств у детей как превозношение, самодовольство, надменность.

5. Формы контроля и оценочные материалы программы

В рамках реализации работы используются следующие методы взаимодействия с участниками процесса:

  • курирование способ сохранения и поддерживания контакта наставника и обучающийся, контроля ситуации со стороны наставника;
  • интервенция специфический способ «вхождения» в личностное пространство для минимизации (устранения) негативной адаптации и стимулирования позитивной адаптации личности в изменяющихся ситуациях;
  • психологическая помощь особая деятельность наставника, осуществляемая в процессе решения творческих задач при выполнении индивидуального проекта;
  • консультирование.

Для контроля и оценки результатов наставнической деятельности используются следующие методы: наблюдение, опрос, тестирование, практическая работа.

Полный текст статьи см. в приложении.

Приложения:

  1. file1_8c2b3080-5d2c-45c4-9.. 37,8 МБ

  2. file0.doc.. 385,5 КБ

Опубликовано: 15.12.2021

Программа наставничества филиала МБОУ «Цнинская СОШ №2» в д. Красненькая на 2021-2022 год наставничества «учитель — ученик» отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Цели и задачи

Целью такой формы наставничества является раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, адаптация в новом учебном коллективе, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого; развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций; создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры; разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения. Среди основных задач взаимодействий.

Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри школы, формирование устойчивого сообщества обучающихся. Ожидаемые результаты Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы филиал МБОУ Цнинской СОШ № 2 в д. Красненькая, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

Среди оцениваемых результатов:

● повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса и школы;

● рост интереса к обучению, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью, что влечет за собой снижение уровня стресса или апатии;

● количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов;

● численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;

● рост вовлеченности обучающихся в жизнь школы;

● рост подготовленности обучающихся к жизни, которая ждет их после окончания обучения;

● снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции;

● обучающиеся преодолеют вынужденную замкнутость образовательного процесса и получат представление о реальном мире, своих перспективах и способах действия;

● снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.

Принципы наставничества

  • добровольность;
  • гуманность;
  • соблюдение прав молодого специалиста;
  • соблюдение прав наставника;
  • конфиденциальность;
  • ответственность;
  • искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
  • взаимопонимание;
  • способность видеть личность.

Нормативные основы реализации программы

· Устав школы.

· Программа развития школы.

 · Положение о педагогическом совете.

 · Положение о методическом совете.

 · Издание приказов на уровне школы — о назначении куратора по внедрению целевой модели наставничества; — об утверждении Положения о наставничестве, дорожной карты внедрения системы наставничества; — об утверждении программы наставничества.

Термины и определения

Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Форма наставничества — способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Программа наставничества — комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов

Наставник – участник Программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.    

   Программа наставничества является универсальной моделью построения отношений внутри школы «Классическая» как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей. Особая роль наставника в процессе формирования личности состоит в том, что в основе Программы наставничества лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства, и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности.

  Наставляемый – участник Программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».

      Программа наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, урочная система, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение), что очень важно в современном мире. Высокая скорость обусловлена тремя факторами:

1) непосредственная передача живого опыта от человека к человеку;

2) доверительные отношения;

3)взаимообогащающие отношения, выгодные всем участникам наставничества.

Наставляемый:

Вариант 1. Неуспевающий ученик. Демонстрирует низкую мотивацию к учебе и саморазвитию, неудовлетворительную успеваемость, имеет проблемы с поведением, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе.

Вариант 2. Пассивный ученик. Социально или ценностно дезориентированный обучающийся, демонстрирующий отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации, не принимающий участия в жизни школы, отстраненный от коллектива, не имеющий активной гражданской позиции, испытывающий кризис самоидентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров. Ученик, имеющий проблемы при адаптации в новом учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.

Вариант 3. Одаренный ученик. Обучающийся, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, лидер класса, принимающий активное участие в жизни школы (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность), которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо испытывающему трудности коммуникации. Обучающийся с особыми образовательными потребностями, имеющий низкую информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей.

Вариант 4. Ребенок с ОВЗ или ребенок-инвалид. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать психологические барьеры, он демонстрирует неудовлетворительные образовательные результаты, испытывает трудности с обучением и адаптацией в школьном коллективе.

Возможные варианты программы Вариации ролевых моделей внутри формы «учитель – ученик» могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника:

● взаимодействие «учитель – неуспевающий ученик», классический вариант педагогической и психологической поддержки обучающегося для достижения лучших образовательных результатов, раскрытие его потенциала, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, преодоление дезориентации обучающегося в образовательном процессе, адаптации его в школьном коллективе. В качестве наставника выступает классный руководитель, который работает в тесном контакте с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом;

 ● взаимодействие «учитель – пассивный ученик», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих навыков, формирование жизненных ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и активной гражданской позиции. В качестве наставника выступает классный руководитель.

● взаимодействие «учитель – одаренный ученик», в процессе которого происходит психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, совместная работа над проектом и т.д. В качестве наставника может выступать классный руководитель или учительпредметник, в общении с которым наставляемый хотел бы повысить свой творческий потенциал;

● взаимодействие «учитель – ребенок с ОВЗ/ребенок-инвалид», в процессе которого происходит педагогическая и психологическая поддержка такого ученика, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, развитие его творческих и коммуникативных навыков, адаптация в школьном коллективе. В качестве наставника выступает классный руководитель, который работает в тесном контакте с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом, методистом. Область применения в рамках образовательной программы Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности: консультации по предметам, отработка умений и навыков, устранение пробелов в знаниях обучающегося, беседы, знакомство с дополнительной литературой, с ресурсами Интернета по определенным темам, подготовка к конкурсам и олимпиадам, участие в конкурсах и олимпиадах, проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа, подготовка к мероприятиям школьного сообщества, совместные походы на спортивные и культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации) и т.д.

Характеристика участников формы наставничества «Учитель — ученик»

Наставник Наставляемый
Активный Пассивный
Неравнодушный профессионал с большим (от 5 лет) опытом работы с высокой квалификацией. • Активная жизненная позиция. • Обладает развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в общении, умением отнестись к ученику как к равному в диалоге и потенциально будущему коллеге. • Возможно, выпускник того же образовательного учреждения, член сообщества благодарных выпускников. • Возможно, родитель образовательного учреждения. Социально активный школьник с особыми образовательными потребностями, мотивированный к расширению круга общения, самосовершенствованию, получению новых навыков Плохо мотивированный, дезориентированный школьник, не имеющий желания самостоятельно выбирать образовательную траекторию, мало информированный о карьерных и образовательных перспективах, равнодушный к процессам внутри школы и ее сообщества.

Схема реализации формы наставничества «Учитель — ученик»

Формы взаимодействия Цель
Представление программ наставничества в форме «Учитель — ученик». Ученическая конференция
Проводится отбор наставников из числа активных и опытных учителей, АнкетированиеИспользование базы наставников.
Обучение наставников  
Проводится отбор учащихся, имеющих проблемы с учебой, не мотивированных, не умеющих строить свою образовательную траекторию. Либо — учащиеся, с особыми образовательными потребности, не имеющими возможности реализовать себя в рамках школьной программы. Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых.  
Формирование пар, групп. Личные встречи или групповая работа в формате «быстрых встреч».
Повышение образовательных результатов у наставляемых. Мотивированны, интегрированы в сообщество. Осознано подходят к выбору профессий. Защита проекта. Анализ успеваемости. Определение образовательной траектории.  
Рефлексия реализации формы наставничества. Анализ эффективности реализации программы.
Наставник получает уважаемый и заслуженный статус. Поощрение наставляемого на ученической конференции. Благодарственное письмо на предприятие или организацию наставника.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА

Ф.И.О., класс/группа наставляемого ____________________________________________________________________________________

Ф.И.О. и должность наставника _______________________________________________________________________________________

Срок осуществления плана: с «___» _______20__ г. по «____» ___________20__ г.

  Проект, задание Срок   Планируемый результат Фактический результат Оценка наставника
Раздел 1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления
1.1. Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений профессионального развития   Определен перечень дефицитных компетен-ций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником    
1.2. Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником для уточнения зон развития      
1.3. Разработать меры по преодолению трудностей с учетом тем мероприятий раздела 2.   Разработаны меры преодоления трудностей    
Раздел 2. Направления профессионального развития ученика
2.1. Изучить методы оценки своего личностного и профессионального потенциала, оценить его   На основе метода … осуществлена оценка личностного и профессионального потенциала    
2.2. Освоить эффективные подходы к планированию своей деятельности   Освоены такие эффективные подходы к планированию деятельности, как SMART-целепостановка, …    
2.3 Разработать ученический проект предпринимательства в области…   Разработан проект предпринимательства «…», который можно внедрить в деятельность (название предприятия-партнера)    
2.4. Развить/сформировать коммуникативные компетенции   Сформированы способности публичной презен-тации разработки на примере проекта в области предпринимательства    
2.5. Повысить успеваемость по дисциплинам «…», «…»   Получены четвертные и годовая оценки не ниже «4»    
2.6. Пройти профориентационную программу по…   Пройдены профориентационные тесты, профессиональные пробы по …    
2.7. Посещать кружок…/секцию по…   Изготовлена опытная модель… для проекта предпринимательства/ получен первый юношеский разряд по …    
2.8. Изучить производственные и управленческие процессы (название предприятия-партнера)   Изучена специфика производственной и управленческой деятельности (название предприятия-партнера) в рамках экскурсий, проведенных наставником/ в рамках практики-стажировки    
2.9. Войти в резерв на замещение вакантной должности «…»на (название предприятия-партнера)   Включен (на) в резерв на замещение вакантной должности «…»    
2.10. Организовать и провести совместно с наставником (наименование мероприятия на базе предприятия-партнера)        
2.11        
Подпись наставника___________________________                                            «____» _________ 20__г. Подпись наставляемого обучающегося_______________________ «____» _________ 20__ г.

 КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ НАСТАВНИКА[1]

Мероприятие Сроки Ответственный
Анализ потребностей в развитии наставников (разработка анкеты, анкетирование, обработка результатов/ устный опрос и др.) Куратор
Организация и проведение вводного совещания с наставниками   Куратор
Определение способов развития наставников (повышение квалификации, внутреннее обуче-ние в ОО, стажировка и др.), согласование способов с наставниками   Директор ОО
Организация профразвития наставников, проведение обучения: — по программе повышения квалификации «…» на базе …;   — в рамках стажировки на базе «…»     Куратор   Организация, проводящая обучение Принимающая организация
Организация и проведение совещания с наставниками по итогам обучения   Куратор
Оценка уровня удовлетворенности наставников работой Школы наставника   Куратор
Анализ деятельности Школы наставника за год, внесение по итогам анализа предложений по коррективам Программу наставничества ОО на следующий год   Куратор

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА

Форма наставничества: « Учитель – ученик».

  Проект, задание Срок   Планируемый результат Фактический результат Оценка наставника
Раздел 1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления
1.1. Определение фактического уровня знаний   октябрь выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации    
1.2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом и обязательно с самим ребенком. октябрь    
1.3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика октябрь Выделение индивидуальных проблем обучающегося    
Раздел 2. Направления образовательного развития ученика
2.1. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий. В течение года Рост динамике от занятия к занятию    
2.2. Контроль за выполнением домашнего задания   Повышение самостоятельности и качества выполнения домашнего задания    
2.3 Организация индивидуальной работы   Повышение уровня самостоятельности при выполнении заданий    
2.4 Ликвидация пробелов в знаниях, выявленных при выполнении самостоятельных и контрольных работ, повторный контроль   Контроль знаний и умений    
2.5 Карточки-подсказки, тренажеры     Использование карточек-подсказок, тренажеров      

Приложение

Рекомендации при работе со слабоуспевающими учащимися

1.  При опросе «слабоуспевающим» ученикам необходимо давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

2.  По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, которые помогут им последовательно изложить материал.

3.  Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

4.  В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу доброжелательности.

5.  В процессе изучения нового материала внимание «низко мотивированных» учеников обращается на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими  понимание учебного материала, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

6. В ходе самостоятельной работы на уроке «слабоуспевающим» ученикам рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при устных ответах или в письменных работах.

7. Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения  и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
 Определение доминирующих мотивов учения

Дорогой ученик! Для работы по преодолению неуспешности в обучении учителю необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы твоего обучения.

Поставь, пожалуйста, напротив наименования мотива указанный балл.

  1. Понимаю, что ученик должен учиться хорошо.
  2. Хочу закончить школу и учиться дальше. 
  3. Понимаю, что знания мне нужны для будущего.
  4. Хочу быть культурным и развитым человеком 
  5. Хочу получать хорошие отметки
  6. Хочу получать одобрение родителей
  7. Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне
  8. Хочу быть лучшим учеником в классе
  9. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех
  10. Хочу занять достойное место среди лучших в классе    
  11. Мне нравится учиться 
  12. Люблю узнавать новое   
  13. Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей     
  14. Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности 
  15. Люблю уроки, на которых можно рассуждать   
  16. Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи  

Мотивы обучения:

  • мотив долга и ответственности – № 1;
  • мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;
  • мотивы собственного благополучия – № 5–7;
  • мотивы престижности – № 8–10;
  • мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;
  • мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.

                                                       Памятка

  «Психотерапия неуспеваемости»

  1. «Не бить лежачего».

  Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

  2. Не более одного недостатка в минуту

  Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.

  3. «За двумя зайцами погонишься…»

  Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.

  4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение

  Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.

  5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами.

  Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

  6. Не скупитесь на похвалу.

  Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

  7. Техника оценочной безопасности

  Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».

  8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели.

  Не искушайте его невыполнимыми целями.

  9. Учащийся не объект, а соучастник оценки

  Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки «на правила», своевременное выполнение задания.

  10. Сравнивайте достижения

  Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.

Профилактика неуспеваемости

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока Акценты в обучении
В процессе контроля за подготовленностью учащихся   Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.
При изложении нового материала   Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. 
При организации самостоятельной работы вне класса Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Zyrtec таблетки 10 mg инструкция по применению взрослым
  • Руководство по ремонту автомобиля крайслер
  • Как подать заявление на доставку пенсии через госуслуги инструкция
  • Калгон капсулы для стиральных машин инструкция
  • Руководство по эксплуатации эскалаторов латрэс