Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя тьютора

Уже несколько лет “Гуманитарно-юридический лицей №86” города Ижевска работает в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования и мы можем подводить промежуточные итоги в плане выполнения сформулированных в них требований.  С 2016 года организуем работу учащихся 9-х и 10-х классов над индивидуальным проектом, и за эти годы накопили определенный опыт, которым многие педагоги просят поделиться.

Для начала позволю себе длинную цитату из документа1 (пункт 11)

“Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного”.

Итак, наши учащиеся работают над индивидуальным проектом дважды: в 9-м и 10-м классах. Приветствуется продолжение работы в 10-м над темой, выбранной в 9-м классе. Но это не обязательно. Обучающийся может работать над совершенно разными проектами в разных предметных областях или метапредметным проектом.

Сроки: на выполнение проекта отводится  4 месяца, с сентября по декабрь.

Сентябрь — учащиеся определяются с идеей и темой проекта (ограничений в тематике нет), выбирают научного руководителя (учителя-предметника). Выбор за учеником. Учителей, сопровождающих учеников в их проектной и исследовательской деятельности не очень много, поэтому количество обучающихся, прикрепленных к одному педагогу регулируется заместителем директор по науке. 

Октябрь-ноябрь — основная работа над проектом.

Ноябрь (первая половина) — предзащита проекта.

Декабрь (вторая половина) — защита проекта.

Январь (вторая половина) — повторная защита для тех, кто не смог по уважительным причинам попасть на первую.

Исключения: если ученик аргументирует просьбу продления срока проекта (проект долгосрочный, требует длительной обработки информации), то администрация всегда идет на встречу и продлевает срок работы над проектом согласно  объему работы ученика. Но не более 1 учебного года. 

Учебным планом отводится 1 час в неделю на электив “Проектная деятельность”, на котором школьники знакомятся с этапами проектной деятельности или повторяют изученное ранее, и работают над проектом.  Нужно отметить, что  времени, отведенного учебным планом, конечно, не хватает, и значительную часть работы обучающиеся выполняют самостоятельно во внеурочное время.

После организационного собрания ученики выбирают направление работы, тему проекта и тьютора, который будет их сопровождать. Тьюторов может быть и несколько, если проект межпредметный.  В 2019 году одну исследовательскую работу по архитектурным особенностям г. Ижевска в 30-50-е годы сопровождали три тьютора: два учителя лицея (учитель искусства и методист, наставник проектов), а также учитель истории из сопредельного государства. Интересный опыт, который требует, возможно, отдельного поста. В локальном акте лицея есть пункт о том, что тьютором может являться не только школьный учитель, но и педагог дополнительного образования, тренер, а также родители. Иногда ученик настаивает на самостоятельной работе над проектом, и это не запрещено. Мы стараемся давать школьникам как можно больше свободы выбора. Но справедливости ради нужно признать, что проекты, выполненные не под руководством педагога-профессионала, практически всегда слабые, а иногда и очень слабые, такие, что ученик вынужден приходить на повторную защиту несколько раз.

Выбор темы и тьютора сопровождается подписанием информационного документа, в котором прописаны сроки выполнения всех этапов проекта. Этот документ подписывают ученик, один из его родителей и тьютор(ы). Копия остается ученику, а оригинал передается заместителю по НМР для дальнейшей работы.

Дальше начинается самый непростой этап, когда кажется, что времени еще очень много и можно не торопиться. Тут решающим фактором является грамотное сопровождение тьютора, который включается в работу с учениками. Каждый учитель решает для себя самостоятельно, как ему работать со школьником: кто-то делает это только в очной форме после уроков, кто-то выносит общение в сеть. Самым удачным вариантом, на наш взгляд, является сопровождение проектной и исследовательской деятельности в технологии смешанного обучения. Это значит, что основные теоретические знания и небольшую практическую часть ученик получает и выполняет на элективном курсе, а остальной объем работы — в сети.

image

Для сопровождения проектной и исследовательской деятельности создана виртуальная среда, основной частью которой является социальная сеть «ВКонтакте». В группе “Индивидуальный проект”, выложены все необходимые для ребят учебные и информационные материалы. Навигация в группе организована с помощью графического меню, поэтому что найти все документы достаточно легко.

Обсуждения текущих вопросов сейчас происходят в беседах. Например, для учащихся, работающих над проектами по физике или межпредметными проектами с тьютором — автором статьи, созданы сразу несколько бесед “ВКонтакте”. Сейчас это очень удобный инструмент, так как беседа позволяет сохранять и быстро находить все вложения, отправленные школьникам: ссылки на документы, фото, аудио и видео материалы.      

Непосредственная работа над проектом ведется параллельно в нескольких направлениях: самостоятельная работа ученика (поиск и обработка информации, выполнение некоторой практической части работы), работа с тьютором в онлайн-документе и работа над практической частью в школьной лаборатории.        

На этапе планирования работы: написания цели, задач проекта, выбора объекта и предмета исследования (тут у ребят всегда сложности), выбора методов исследования — ученик переходит к работе в гугл-документе с доступом по ссылке. Часто именно гугл-документ является основной площадкой для взаимодействия наставника с учеником вне учебного заведения. Здесь тьютор видит, что делает обучающийся, на каком этапе он находится, какие испытывает затруднения. Тьютор может оставлять комментарии, а может писать просто в самом документе свои соображения. Иногда достаточно  полчаса совместной работы вечером, чтобы ученик понял, как выйти из затруднений и двигаться дальше. Шаблон такого документа можно увидеть по ссылке

Таким образом, в школьной лаборатории ученик делает только экспериментальную часть, если она необходима. Всю остальную работу —  в сети.

Естественно, оформление результатов проекта также происходит в общем гугл-документе. Можно работать в синхронном или асинхронном режиме. Вся история правок сохраняется и можно вернуться к любой из версий в любой момент. В конце работы все комментарии убираются, документ оформляется согласно требованиям локального акта лицея, добавляется титульный лист и распечатывается.

Видео — рассказ об организации проектной и исследовательской деятельности в технологии смешанного обучения:

За месяц до защиты проектов проводится предварительная защита. На нее обучающиеся приходят с теми материалами, которые уже есть на данный момент. За 3 мин они озвучивают название работы, цель, задачи и показывают уже выполненный объем. Учителя, слушающие ребят, дают советы, как улучшить работу, указывают на недостатки, помогают решить любые проблемы, возникшие в ходе работы.

К защите ученик должен подготовить:

  1. текстовую часть работы (требования к работе);
  2. продукт (в исследовательских проектах продукта может не быть);
  3. презентацию к выступлению.

Защита проектов происходит по секциям в несколько дней. Комиссия состоит из трех человек — учителей различных профилей. Регламент на защите выдерживается жестко: 5 мин — доклад, 3 мин — вопросы. На защиту приглашаем и родителей защищающихся лицеистов.

После слушаний выставляются баллы согласно критериям  и ученик получает «зачет» (от 50-ти баллов). максимальный балл — 100. Если учащийся получил «незачет», то обязан доработать проект и прийти на повторную защиту через 1,5-2 недели. При этом, родители получают уведомление о неудовлетворительном результате ребенка.

защита проектов

         На фото один из членов комиссии рассматривает продукт проекта — фотоальбом с фотографиями, выполненными различными фотоаппаратами — от пленочного до цифрового

Учащимся, чьи работы получили 90 баллов и выше, комиссия рекомендует принять участие в научно-практической конференции школьников “Шаг в науку”, которая проходит в лицее в конце февраля. Часто бывает, что из небольшой проектной работы вырастает глубокое исследование, которое позже ученик представляет на различных Всероссийских конференциях и конкурсах.

Ответы на часто задаваемые вопросы

  1. Откуда брать темы для проектов, исследования?

Лучше всего отталкиваться от интересов ребенка, поэтому сначала выясняем, что ему интересно, потом под этот интерес либо он сам выдвигает, либо учитель предлагает темы. Например, в начале этого года паренек подошел с полным непониманием, что ему делать. На вопрос “что он любит?” ответил  “играть в компьютерные игры” (как неожиданно!)  Тут же предлагаю интерес перенести в проектную деятельность, изучить тему образовательных мобильных приложений. Найти в сети мобильные образовательные игры, поиграть в них немного, найти достоинства и недостатки, создать таблицу, классифицировать игры, проверить собственные знания и знания одноклассников, и дать совет геймера, стоит ли в них играть, чтобы повысить качество знаний. Чем не проект?  И работа у мальчишки получилась.

Еще один вариант. Чтобы ребенок смог определиться с тем, что ему интересно (а он часто представляет себе только область интереса, но не конкретное направление), нужно показать ему спектр возможностей для изучения. Так что иногда я отправляю школьника на сайт http://obuchonok.ru, где собрана огромная подборка тем для исследования. НО! Это только отправная точка. Если школьнику интересна тема звуковых колебаний, дальше нужно выбрать узкое направление для проекта или исследования. И тогда устраиваем мозговой штурм, куда можем пригласить несколько учащихся, родителей, интересующихся темой или еще одного учителя по смежной дисциплине, например, биолога. Штурм проводим или в общем документе или на стикерной доске http://linoit.com. В результате таких штурмов рождаются межпредметные и очень интересные темы. Например, почему, подзывая кошку, мы говорим “кис-кис”? Это достаточно серьезное исследование ультразвукового диапазона, который содержится в шипящих и который слышат кошки.

2. А с гуманитарными предметами как быть? Там лишь рефераты получатся? Какие там методы исследования, только опрос?

Конечно же нет. Да и реферативные работы запрещены в нашем лицее  (вполне возможно, что в других учебных заведениях такого запрета нет). Честно говоря, я иногда жалею, что не гуманитарий, потому что темы для гуманитарных проектов можно выбрать просто захватывающие! Думаю, читателям не надо напоминать, что проект — это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного продукта, результата.

Итак, какой может быть проблема при изучении русского или иностранного языка? Проблема чтения и понимания текста школьниками существует?  Программы по литературе и истории не имеют точек соприкосновения — это проблема? Недостаток материалов с национальными особенностями — существует такая проблема?

Имея сформулированную проблему, можно  нанизать целую “гирлянду” тем для проектов: историческая канва литературных произведений (изучи исторический период,  который описывается в произведении, проведи параллели, найди причины, почему герои поступают именно так, возможно на них влияют конкретные исторические события, создай ленту времени, на которой отобрази исторический и литературный ряд, проанализируй полученный результат); виртуальные экскурсии по… (собери информацию, отсортируй, создай свой видеоряд, озвучь, сними, смонтируй фильм); русские сказки на английском (татарском, удмуртском…) языке (выбери любимые сказки первоклассников вашего лицея, переведи, запиши аудио файл, подбери видеоряд, возможно, из рисунков самих первоклассников, проведи занятие, используя полученный продукт). Этот ряд примеров можно продолжать бесконечно.

3. Что делать, если нет научности в проекте?

Давайте вернемся к цитате, приведенной мною в начале текста. Прочитайте этот текст внимательно еще раз. Где-нибудь упоминается термин “научный”? Нет, речь идет об учебных проектах. Обратите внимание на то, что должны отражать результаты выполнения индивидуального проекта, какие навыки. И вы увидите, что речь идет о навыках, необходимых каждому человеку в любой сфере деятельности, чтобы быть успешным. А научностью пусть занимаются научные центры ;)

4. Как мотивировать учителей к тому, чтобы становиться наставниками в проектной деятельности?

Это очень сложный вопрос, потому что не каждому педагогу интересен данный вид деятельности, да и он требует временных затрат. Мы пошли по простому пути: стимулируем материально (премии за количество сопровождаемых учеников и за качество работ по итогам НПК и  конкурсов). В каждом коллективе есть увлеченные исследованиями педагоги, на них и стоит опираться.

На этом останавливаюсь. Тема эта бесконечна, статья может превратиться в нечитаемую из-за ее размера.

Большое спасибо Татьяне Серовой за мотивацию к написанию этой статьи и за неубывающий интерес к теме проектной деятельности в школе.

Отвечу на любые вопросы, связанные с организацией проектной деятельности в школе, так как за пределами этой статьи их осталось много.

Источник

1. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»

Индивидуальный проект – что это такое?

Мы живем в мире, где каждый день привносит в нашу жизнедеятельность изменения в различных сферах. Каждое нововведение меняет привычную ситуацию, в которой живет или к которой приспособился индивид, то есть вынуждает его покинуть рамки «зоны комфорта». Любая ситуация подразумевает некие действия и то, насколько быстро и качественно они будут спланированы, отразится на желаемом результате. Современному человеку необходимо уметь быстро перестраивать алгоритмы своего поведения под новые правила, чтобы внезапный всплеск энтропии информации не повлек за собой стрессовую реакцию и не разрушил работоспособность.

Подготовка к реалиям жизни в условиях постоянно растущей информационной энтропии современного общества начинается еще в школе. Именно этот социальный институт обязан в рамках учебной деятельности развить у обучающихся основополагающие элементы адаптивного поведения, а именно: самостоятельность в принятии решений, творческое мышление, поиск решений разнообразных задач, умение сформулировать проблему, проанализировать и распланировать свою деятельность по работе с изменившимися условиями, коммуникативная гибкость. Для.

Для достижения данной цели Федеральными государственными стандартами начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования прописано внедрение системно-деятельностного подхода, заключающегося в «…формировании готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектировании и конструировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения; активной учебно-познавательной деятельности обучающихся» и обозначена особая форма организации деятельности обучающихся, названная индивидуальный проект.

Что же это такое и как он помогает в решении задачи «приспособления» к информационной энтропии?

 «Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)» (ст. 11 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578)).

Индивидуальный проект – это самостоятельная деятельность обучающегося, выраженная в некотором конечном продукте – материальном или информационном.

В зависимости от ступени внедрения индивидуальный проект может быть реализован:

— в рамках внеурочной деятельности; результат его можно внести в портфолио обучающегося (начальное общее образование);

— в рамках учебного процесса (вариативная часть) – 34 часа; результат его освоения заносится в аттестат об основном общем образовании в «Дополнительные сведения» без отметки и может быть учтен при приеме в профильный класс (основное общее образование);

— в рамках учебного процесса, как учебный предмет – 68-70 ч.; результат его освоения заносится в аттестат о среднем общем образовании с отметкой (среднее общее образование).

Рассмотрим именно третий вариант, когда индивидуальный проект является таким же учебным предметом, как математика или английский язык.

 Индивидуальный проект состоит из двух видов деятельности – проектная и исследовательская. Таким образом, он может быть реализован, как в рамках одной из данных видов деятельности, так и в их совокупности. Целесообразно разделить требуемые 68-70 часов на два года изучения, в идеале: 34-35 часов в 10 классе – проектная деятельность и 34-35 часов в 11 классе – исследовательская деятельность.

В чем разница между этими двумя видами деятельности? Индивидуальный проект базируется на поиске и обработке информации, но в проектной деятельности эта обработка заключается в изменении формы и представления информации, а в исследовательской деятельности – в изменении содержания, то есть получении новой информации.

Как это различие выражено на практике? Проектная деятельность всегда имеет своим результатом то, что было заложено на начальном её этапе (визуализация) и в ней нет этапа построения гипотезы. Исследовательская деятельность базируется на гипотезе и в результате может иметь подтверждение гипотезы, её опровержение или же не иметь конкретного итога вовсе, например, по причине недостаточного объема исследования.

Логично начать освоение индивидуального проекта без гипотез, то есть научиться работать с информацией, которой в нашем мире достаточно много, и получить практические навыки по отсеиванию информационного шума. Проектная деятельность поможет также повторить некие практические основы работы с программными средствами визуализации, определить уровень коммуникативности и исследовательской активности.

Как уже говорилось, ядро проектной деятельности – это визуализация результата. После определения интересующей обучающегося проблематики обязательно идет этап визуализации итога его проектной деятельности, то, ради чего он всю эту деятельность будет производить. От грамотности и детальности визуализации зависит конкретика и логичность темы, цели и задач. Если отнестись к данному этапу халатно, то весь проект будет на грани распада и действия по его реализации будут тщетными.

Индивидуальный проект имеет две стадии аттестации – предзащита (декабрь) и защита (апрель-май), на которых обучающийся демонстрирует свои успехи/неудачи по работе над проектом. После предзащиты конечный результат, к которому стремится обучающийся, может быть скорректирован, и, как следствие, будут изменены тема, цель и задачи. Защита и предзащита – это презентация своей работы перед экспертной комиссией, другими словами, обучающийся демонстрирует свои профессиональные возможности, позиционируя себя, как мастера в узком проблемном круге.

Проектная деятельность 10 класса и исследовательская деятельность 11 класса могут быть, как сонаправленные (продолжающееся исследование), так и разнонаправленные. Кроме того, вовсе не обязательно, что в 11 классе все обучающиеся будут заниматься именно исследовательской деятельностью, равно как и в 10 – только проектной.

Выбор вида деятельности будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого обучающегося – его самостоятельности, самоконтроля, творческого интереса, научного кругозора и приобретенных знаний, умений, навыков. Кто-то будет готов заниматься исследованием уже в 10 классе, а другому будет вполне достаточно только проектной деятельности на протяжении всех двух лет.

Важно помнить, что результаты, которые представлялись на защите 10 класса, не могут быть презентованы на защите в 11 классе, даже в измененной форме визуализации. Например, если в 10 классе обучающийся создал Web-страницу, где рассказал об интересных местах своего города, а в 11 классе расширил свой проект до полноценного сайта с той же тематикой. Какой тут может быть выход? Как вариант – создание видео-экскурсии по данным достопримечательностям или аудиогида.

Если же говорить о пролонгации работы над проектом, но с изменением вида деятельности, то, в качестве примера можно рассмотреть следующую ситуацию: в 10 классе ученик изучал цветовосприятие и его влияние на процесс обучения, результатом стали подобранные в соответствии с проведенным исследованием учебные принадлежности, благоприятствующие процессу усвоения новых знаний. Тема обучающемуся понравилась и, он в 11 классе желает продолжить работать с цветом. Что можно предложить ему в качестве исследования? Например, исследование влияния цветового освещения на рост кактусов, гипотеза – при зеленом освещении кактусы растут быстрее и цветут чаще, результат – подтверждение или опровержение гипотезы на основании статистических данных, полученных эмпирическим путем – наблюдением за ростом и цветением кактусов, находящихся под разным цветовым освещением в течение года.

Какова же направленность изучения индивидуального проекта с точки зрения подготовленности выпускника общеобразовательной организации к деятельности в современных изменяющихся реалиях?

Согласно все тому же федеральному государственному стандарту среднего общего образования, в результате положительного освоения в полном объеме учебной дисциплины «Индивидуальный проект» на защите собственного проекта обучающийся должен будет продемонстрировать:

сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской, проектной  деятельности,  критического мышления

способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности

сформированность навыков самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач

способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов

Другими словами, проектная и/или исследовательская деятельность, реализуемая обучающимся в рамках индивидуального проекта, формирует и развивает у него навыки критического мышления, самодисциплину и самокритику, умение собирать и верно интерпретировать информацию из различных источников, умение выделить проблему и сформулировать основные задачи для её решения, навыки планирования и алгоритмизации собственных действий в изменяющихся условиях, навыки научно-исследовательской деятельности.

Цель формирования у выпускника общеобразовательной организации адаптивного поведения и, как следствие, гибкости его приспособленческих навыков к внезапному скачку информационной энтропии, достигнута.

Индивидуальный
 проект придумали, чтобы ученик лишний раз смог продемонстрировать свои знания.

Проект
— замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов,
чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической
реализации.

Индивидуальный
проект

1)   
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности
обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

2) 
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством
учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых
учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности
(познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной,
художественно-творческой, иной).

3) 
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

·       
сформированность навыков коммуникативной,
учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

·       
 способность к инновационной,
аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

·       
 сформированность навыков проектной
деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и
способов действий при решении различных задач, используя знания одного или
нескольких учебных предметов или предметных областей;

·       
 способность постановки цели и
формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и
интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов
исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

4) 
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в
рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть
представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного
проекта: информационного, творческого, социального, прикладного,
инновационного, конструкторского, инженерного.

Зачем
нужен индивидуальный проект

Прежде
всего для самооценки. Кто я, что я умею и чего хочу? Итоговый проект даёт
возможность реализовать себя и научиться чему-то новому, продвинуться на шаг в
своём развитии.

Работа
над проектом требует чёткой организации. Существуют документы, которые
определяют порядок выполнения и критерии оценки деятельности. Стоит внимательно
их изучить вместе с учителем и родителями.

Положение
о проектной деятельности обучающихся в рамках реализации основной
образовательной программы основного общего образования муниципального
общеобразовательного учреждения;

·       
карта оценки индивидуального итогового
проекта обучающегося на уровне основного общего образования;

·       
инструктивные материалы для обучающегося и
карта самооценки;

·       
дневник работы над проектом;

·       
план консультаций с преподавателем или
тьютором.

1.
Найти идею

Прислушайся
к себе. Что ты хочешь сделать для собственного развития? Освоить новые
технологии и получить новые знания или тебе хочется совершенствовать имеющиеся
навыки, а может, ты хочешь применить свой талант для создания чего-то нового
или оригинального.

Что
делать, если идей очень много? Оцени их все и подумай, какую пользу принесёт
твоя деятельность тебе и другим. Приди к компромиссу между «интересно» и
«полезно». Что делать, если идей совсем нет? Советуйся с учителем, родителями,
одноклассниками, но помни, что навязанная работа не принесёт пользы. Если ты
решил воплотить чужой замысел, то постарайся привнести своё, оригинальное.

Типы
проектов:

Проекты учеников
могут быть принципиально разными по форме. Это могут быть:

1. Исследовательский
проект
– напоминает по форме научное исследование. При этом акцент на
теоретической части проекта не означает отсутствия практической. Так, например,
проект по теме «Современные проблемы твердых бытовых отходов». 

2. Практико-ориентированный
проект
– предполагает в качестве основной цели изготовление определенного
продукта. Данный продукт может использоваться как самим участником, так и иметь
внешнего заказчика, например школу, район и т.д. Например: социальные плакаты,
посвященные правилам дорожного движения, стереофотографии, и др.

3. Творческий
проект
– предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению
результатов работы. Такие проекты, как правило, требуют самых больших усилий от
их авторов, часто связаны с необходимостью организовывать работу других людей,
но зато вызывают наибольший резонанс и, как следствие, больше всего
запоминаются. Например: моноспектакль «Победила я», спектакль «Гарольд и Мод»,
уличное фаер-шоу. 

4. Информационный
и социально-ориентированный проекты
– представляют собой особую форму
проектов и предполагают сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь
актуальной социально-значимой тематике. Примеры тем: «Допустимо ли применение
смертной казни в России», «СПИД – личностная проблема общества».

Примерный
план по созданию индивидуального  проекта по этапам:

1)
Подготовительный.

2)
Ориентировочный.

3)
Организационный.

4)
Продуктивный.

 На
подготовительном этапе необходимо выбрать тему исследования, конкретизировать
её. Учитель предлагает обучающимся несколько интересных тем, слушает
предложения обучающихся. Самое важное — заинтриговать, заинтересовать,
«заразить» идеями, нарисовать в сознании радужные перспективы
работы.   Примерные темы школьных проектов могут касаться любых областей
знаний, могут быть обширными, главное — конкретизировать их. 

 Ориентировочный
этап-это определение целей и задач проекта, выбор предмета или объекта
проектирования. Ученик должен четко представлять, что он проектирует, для чего
и зачем он это делает.  Задачи проекта:  -Изучить информацию о ……. — Выявить
характерные особенности объекта

 Организационный
этап —  самый трудоемкий, он предполагает организацию работы над проектом,
составление плана работы. На этом этапе можно применять различные методы
проектирования, которые в свою очередь формируют и развивают поисковые навыки.
Это могут быть: самостоятельное прочтение, изучение книг, фильмов по теме,
наблюдение, интервью, эксперимент, обращение к глобальной компьютерной сети
Интернет.  Во время поиска информации школьнику необходимо хотя бы кратко
изучить историю вопроса, разные точки зрения на данное явление, в результате
чего открываются интересные факты. Все это вызывает дополнительный интерес и
стимулирует школьника к дальнейшему изучению темы.

 Продуктивный
этап — последний этап — это оформление работы, подготовка к защите, вопросам.
Ученик должен четко знать и  понимать результаты проекта, чтобы успешно
представить свою работу. Для лучшего восприятия работы необходимо представить
наглядность-иллюстрации, схемы, чертежи, диаграммы, макеты, компьютерные
презентации и т. д.  Требования к оформлению проектов можно найти Приложении
1.  Результатом работы является то, что у школьников развивается и
совершенствуется  навык поиска информации: умение работать с литературой,
Интернетом и др. Старшеклассники учатся обширно мыслить, последовательно
действовать, добиваться поставленных целей. Ученик  четко представляет всю
структуру поиска, у него формируется мотивация к изучению новых неизвестных тем
и фактов. Неоценимым следствием развития такого навыка является то, что
школьник становится на новую ступень развития и может успешно реализовать себя
в учебе в 10-11 классе и в высшей школе, у выпускника  вырабатываются навыки
самостоятельной работы при поиске и обработке информации.

 2. Каким должен
получиться проект

Результатом
работы над проектом может быть как готовый объект или информация (учебное
пособие, сайт, результаты исследования), так и оригинальное представление
своего замысла (макет, модель, чертёж, бизнес-план).

Виды
продуктов проектной деятельности:

·       
Сайт;

·       
видеофильм;

·       
экспозиция и экскурсия по ней;

·       
коллекция;

·       
модель, макет;

·       
художественное произведение;

·       
мультимедийный продукт;

·       
постановка;

·       
праздник;

·       
справочник

·       
учебное пособие

·       
экскурсия или интерактивная экскурсия;

·       
бизнес-план;

·       
карта, атлас;

·       
пакет рекомендаций;

·       
путеводитель;

·       
справочник;

·       
учебное пособие.

3.
Привлекай родителей

Индивидуальный
проект — ответственное и значимое событие. Не стесняйся просить помощи у
родителей. Не отказывайся от помощи других людей. Твои близкие и друзья
поддержат и помогут увидеть достоинства или недостатки, которые ты сам не
увидел. Говорят, что совместный труд объединяет!

4.
Как оценить свою работу

Прочитай
свой «Дневник работы над проектом». Вспомни трудности и то, как ты их преодолевал.
Ответь на вопросы анкеты.

«Чему удалось
научиться или улучшить в ходе работы над проектом?» Отметь знаком «+»!

Планировать свою
деятельность, распределять время

Организовывать
рабочее пространство

Доделывать всё до
конца

Добывать
информацию и отбирать необходимую для работы

Выделять главное,
существенное

Правильно
оформлять проект

Достигать
поставленной цели, несмотря на ошибки и разочарования

Прислушиваться к
разным мнениям

Доказывать свою
точку зрения

Создавать
презентацию

Другое

Вопросы собеседования
после окончания работы над проектом

Теперь, когда
работа закончена, каковы ваши первые мысли об этом проекте в целом? Являются ли
они в основном положительными или отрицательными?

Если результат
положительный, что приходит на ум конкретно?

Каковы были самые
интересные открытия, которые вы сделали во время работы над этим проектом? О
проблеме? О себе? О других?

Определите
некоторые самые сложные моменты в работе над проектом. В чем причина
затруднения?

Чему вы научились
в ходе работы над проектом?

Когда вы поняли,
что вы нашли окончательное и лучшее решение?

Как вы считаете,
ваш проект актуален, относится ли он к реальным ситуациям и проблемам?

Насколько полезны
были консультации с преподавателем? Оцените степень своей самостоятельности.

Чем бы вы могли
помочь другим в ходе работы над проектом?

Что вы открыли для
себя? Какие ваши самые сильные стороны? Ваши самые большие недостатки?

Что бы вы сделали
по-другому, если бы вы начали работу снова?

Как вы будете
использовать то, что вы узнали в будущем?

5.
Как организовать защиту проекта

Оформи
необходимые сопроводительные документы. Создай презентацию, в которой представь
все этапы работы над своим проектом. Чётко сформулируй цели и задачи проекта.
Расскажи о своих затруднениях и достижениях. Расскажи о планах на будущее.

Приложение
1

Требования
к оформлению проекта

Общие
требования к оформлению

      
Проект, должен быть оформлен в соответствии с едиными стандартными
требованиями, предъявляемыми к данному виду  работ.

       
Текст работы представляется на белой бумаге формата А4 (297*210), текст
располагается только на одной стороне листа.

  
     При написании и печати следует соблюдать следующие правила:

·        
размер полей: левое — 2 см, правое — 2 – 1,5 см, верхнее и нижнее — 2 см;

·        
нумерация страниц — по центру внизу страницы;

·        
междустрочный интервал-1,5;

·        
абзацный отступ — 1,25 см;

·        
на листе 29-30 строк;

·        
нумерация страниц начинается с титульного листа, которому присваивается номер
1, но на страницу он не ставится. Далее все страницы работы, включая
библиографический список и приложения, нумеруются по порядку до последней;

·        
каждая глава начинается с новой страницы. Это относится также и к введению,
заключению, библиографическому списку, приложениям;

·        
название главы печатается жирным шрифтом заглавными буквами, название
параграфов — прописными буквами, выделение названий глав и параграфов из текста
осуществляется за счет проставления дополнительного интервала;

·        
заголовки следует располагать по середине строки симметрично  тексту, между
заголовками и текстом пропуск в 3 интервала. Такое же расстояние выдерживается
между заголовками главы и параграфа;

·        
для компьютерного набора размер шрифта —14, начертание -Times New Roman;
выравнивание по ширине.

·     
   порядковый номер главы указывается одной арабской цифрой (например: 1, 2, 3
и т.д.), параграфы имеют двойную нумерацию (например: 1.1, 1.2 и т.д.). Первая
цифра указывает на принадлежность к главе, вторая — на собственную нумерацию.

                
Требования к оформлению таблиц 

      
Цифровые данные исследования группируются в таблицы, оформление которых должно
соответствовать следующим требованиям:

·        
Слово «Таблица» без сокращения и кавычек пишется в правом верхнем углу над
самой таблицей и ее заголовком. Нумерация таблиц производится арабскими цифрами
без знака номер и точки в конце. Если в тексте только одна таблица, то номер ей
не присваивается и слово «таблица» не пишется.

·        
Нумерация таблиц и рисунков может быть сквозной по всему тексту работы или
самостоятельной в каждом разделе. Тогда она представляется по уровням подобно
главам и параграфам. Например: в главе 2 таблицы будут иметь номера 2.1, 2.2 и
т. д. Первый вариант нумерации обычно применяют в небольших по объему и структуре
работах. Второй — предпочтителен при наличии развернутой структуры работы и
большого количества наглядного материала.

·        
Название таблицы располагается между ее обозначением и собственно содержанием,
пишется с прописной буквы без точки в конце.

·        
При переносе таблицы на следующую страницу Заголовки вертикальных граф таблицы
следует пронумеровать и при переносе таблицы на следующую страницу повторять
только их номер. Предварительно над таблицей справа поместить слова
«Продолжение таблицы 8».

·        
Название таблицы, ее отдельных элементов не должно содержать сокращений,
аббревиатур, не оговоренных ранее в тексте работы.

       
Требования к оформлению иллюстраций

      
В качестве иллюстраций в проекте могут быть использованы рисунки, схемы,
графики, диаграммы, которые обсуждаются в тексте. При оформлении иллюстраций
следует помнить:

·       
Все иллюстрации должны быть пронумерованы
(рис. 1 или иллюстрация 1). Если в работе представлены различные виды
иллюстраций, то нумерация отдельно для каждого вида. 

·       
В текст работы помещаются только те
иллюстрации, на которые в ней имеются прямые ссылки типа «сказанное выше
подтверждает рисунок…». Остальной иллюстрационный материал располагают в
приложениях.

·       
Номера иллюстраций и их заглавия пишутся
внизу под изображением, обозначаются арабскими цифрами без знака номера после
слова «Рис.».

·       
На самой иллюстрации допускаются различные
надписи, если позволяет место. Однако чаще используются условные обозначения,
которые расшифровываются ниже изображения. 

·       
 При построении линейных диаграмм обычно
используют координатное поле. По оси абсцисс в изображенном масштабе
откладываются независимые факторные признаки, по оси ординат – показатели на
определенный момент или период времени или измененные размеры какого-либо
признака. Вершины ординат обычно соединяются штрихом, в результате чего
получается ломанная прерывистая линия. На координатное поле можно наносить
несколько линейных диаграмм для наглядного сравнения результатов. На
столбиковых и секторных диаграммах размер прямоугольников или секторов должен
быть пропорционален изображаемым ими величинам.

       
Требования к оформлению приложений

      
Приложения по своему содержанию могут быть разнообразны. При их оформлении
следует учитывать общие правила.

·       
Приложения оформляются как продолжения
основного материала на последующих за ним страницах. При большом объеме или
формате приложения оформляют в виде самостоятельного блока в специальной папке,
на лицевой стороне которой дается заголовок «Приложения», и затем повторяют все
элементы титульного листа исследовательской работы.

·       
Каждое приложение должно начинаться с
нового листа, должно быть пронумеровано в правом верхнем углу, пишут:
Приложение 1 (2, 3 … и т. д.) без точки в конце. 

·       
Каждое приложение имеет тематический
заголовок, который располагается посередине строки.

·       
Нумерация страниц, на которых даются
приложения, должна продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

·       
Связь основного текста с приложениями
осуществляется через ссылки словом «см.». Указание обычно заключается в круглые
скобки, например: эмпирические данные (см. приложение 1) можно сгруппировать
следующим образом.

      
Требования к оформлению библиографического списка 

     
Список литературы исследовательской работы составляют только те источники, на
которые в тексте имеются ссылки. При составлении списка в научных кругах
принято применять алфавитный способ группировки литературных источников, где
фамилии авторов или заглавий (если нет авторов) размещаются в алфавитном
порядке.

Библиографический
список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003. «Библиографическая запись.
Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления»:
(М.: НПК Изд-во стандартов, 2004).

     
Правила оформления библиографических списков:

·       
Для книг одного или нескольких авторов
указываются фамилия и инициалы авторов (точка), название книги без кавычек с
заглавной буквы (точка и тире), место издания (точка, двоеточие), издательство
без кавычек (запятая), год издания (точка и тире), количество страниц в книге с
прописной буквой «с» на конце (точка). 

Пример:
Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей.
— М.: Педагогика, 1991. — 248 с.

·       
Для составительского сборника двух-трех
авторов указывается название сборника (одна наклонная линия) далее пишется
слово «Сост.» (точка) инициалы и фамилия составителей (точка, тире), место
издания (точка, двоеточие), название издательства (без кавычек, запятая), год
издания (точка, тире), количество страниц в сборнике с прописной буквы «с». 

Например:
Советы управляющему / Сост. А. Н. Зотов, Г. А. Ковалева. — Свердловск.:
Сред.Урал. кн. изд-во, 1991. — 304 с.

·       
При оформлении сборника с коллективом
авторов под общей редакцией указывается название сборника (одна наклонная линия),
далее могут быть 2 варианта: 1) слово «Сост.» и перечисление составителей
(точка с запятой), слово «Под ред.» (точка), инициалы и фамилия редактора
(точка, тире), место издания (точка, двоеточие), издательство (запятая), год
издания (точка, тире), количество страниц (прописная «с», точка), 2) слово «Под
ред.» (точка), инициалы и фамилия редактора (точка, тире), место издания
(точка, двоеточие), издательство (запятая), год издания (точка, тире),
количество страниц (прописная «с», точка).

Например:
Краткий толковый словарь русского языка / Сост. И. Л. Горецкая, Т. Н.
Половцева, М Н. Судоплатова, Т. А. Фоменко; Под ред. В. В. Розановой. — М.:
Русс. яз., 1990. — 251 с.

Психология.
Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд. — М.:
Политиздат, 1990. — 494 с.

·       
Для статей в сборнике указывается фамилия
и инициалы автора (точка), название работы (две наклонные линии), название
сборника (точка, тире), место издания (точка, тире), заглавная буква «С»
(точка), номер первой и последней страниц (точка). 

Пример:
Леонтьев А. Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по возрастной
психологии. Под ред. Д. И. Фельдштейна—М.: Междунар .педагогич. академия, 1994.
— С. 112—121.

·       
Для статей в журнале указывается фамилия и
инициалы автора (точка), название статьи (две наклонные линии), название
журнала без кавычек (точка, тире), год издания (точка, тире), номер журнала
(точка, тире), заглавная буква «С» (точка) страницы (точка). 

Пример:
Айнштейн В. Экзаменуемые и экзаменаторы // Высшее образование в России. — 1999.
— № 3. — С. 34—42.

Титульный
лист (образец)

 
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы  Школа с
углубленным изучением английского языка №1375

Индивидуальный
проект Тема: «…..»

Автор:
Ф.И.  ученика, класс

Работа
выполнена на «…..»

Руководитель
проекта: Ф.И.О. учителя

2019г.

Протокол
защиты индивидуальных учебных проектов  обучающимися 11 классов

Учитель
– руководитель  ___________________________  Предмет
__________________________  Дата проведения защиты
____________________________   Комиссия в составе: 
_________________________________________________________________________ 
__________________________________________________________________________
___________________


Ф.И. ученика Класс  Зачет/незачет, дата
пересдачи                                                                           

Всего 
по списку:  Получили «зачет» (кол-во человек): Пересдача в другие сроки (у
кого?): Отмечены «отличные» работы (Ф.И учеников):

Получили
«зачет-автомат»:

 Подпись
учителя-руководителя

 Приложение 2

Примеры
проектов по физике.

Глава
1. Физика в квартире.

1.1.
Электромагнитное поле.

Главное
физическое явление, с которым мы встречаемся в квартире это электромагнитное
поле, а именно электромагнитные волны (Приложение 1). Электромагнитные       поля
— это особая форма существования материи, характеризующаяся совокупностью
электрических и магнитных свойств. Основными параметрами, характеризующими
электромагнитное поле, являются: частота, длина волны и скорость
распространения. Электромагнитные поля окружают нас повсюду, но мы не можем их
почувствовать и вообще заметить, — поэтому мы не видим излучений полицейского
радара, не видим лучей, поступающих от телевизионной башни или линии
электропередачи. Имеется целый ряд типов электромагнитного излучения, начиная с
радиоволн и заканчивая гамма-лучами. Электромагнитные лучи всех типов
распространяются в вакууме со скоростью света и отличаются друг от друга только
длинами волн. Сегодня открыты электромагнитные волны всех без исключения
диапазонов, и практически все они находят широкое и полезное применение в науке
и технике.

Электромагнитное
излучение подразделяется на:

      радиоволны;

      инфракрасное
излучение;

      видимый
свет;

      ультрафиолетовое
излучение;

      рентгеновское
излучение.

1.2.
Радиоволны.

         Радиоволны
– это электромагнитные колебания, распространяющиеся в пространстве       со
скоростью      света (Приложение 2). Польза, которую приносят нашей цивилизации     радиоволны,
поистине неоценима. Однако практически с самого начала их использования во
благо человечества скептики задаются вопросом: не приносят ли радиоволны вред организму
человека?

         Множество
исследований, проводимых разными научными группами, дают порой прямо
противоположные результаты, поэтому единого мнения на этот счёт    по-прежнему
нет. Кожный покров человека, точнее, его внешние слои, поглощает радиоволны, вследствие
чего выделяется тепло, которое абсолютно точно можно зафиксировать
экспериментально. Максимально допустимое повышение температуры для
человеческого организма составляет 4 градуса. Человек, говорящий по мобильному
телефону, наверняка

замечает,
что у него нагревается ухо. Из этого следует, что для серьёзных последствий
человек должен подвергаться продолжительному воздействию довольно мощных
радиоволн, что маловероятно в повседневных бытовых условиях. Среди вероятных
негативных эффектов также выделяют ухудшение кровообращения, затруднение
деятельности головного мозга и даже генетические мутации. Смертельно опасны
радиоволны для владельцев электрических кардиостимуляторов – последние имеют
чёткий пороговый уровень, выше которого электромагнитное излучение, окружающее
человека, подниматься не должно.

1.3.
Инфракрасное излучение

         Инфракрасное
излучение является частью электромагнитного излучения (Приложение 3). Это то же
самое тепло, которое Вы чувствуете от горячей печки, солнца или от батареи
центрального отопления. Оно не имеет ничего общего ни с ультрафиолетовым
излучением, ни с рентгеновским. Абсолютно безопасно для человека.

Более
того, сейчас инфракрасное излучение нашло очень широкое распространение в
медицине (хирургия, стоматология, инфракрасные бани), что говорит не только о
его безвредности, но и о полезном действии на организм. Существует также
понятие дальнего, или длинноволнового инфракрасного излучения. Какое же влияние
оказывает оно на тело человека? Это влияние разделяют на две составляющих.
Первая из них  общеукрепляющее действие, которое помогает организму бороться со
многими известными болезнями, усиливает иммунитет, повышает природную
сопротивляемость организма, помогает бороться со старостью. Вторая – прямое
лечение общих недомоганий, с которыми мы встречаемся повседневно.

1.4.
Видимый свет.

Видимое
излучение (видимый свет) — участок общего электромагнитного спектра,

состоящий из      7       цветов        (красный,   оранжевый, желтый,      зеленый,         голубой,     синий,

фиолетовый)(см.Приложение
4). Обладает способностью проникать в кожу на глубину до

1
см, однако действует, главным образом, через зрительный анализатор — сетчатку
глаза.

Восприятие
видимого света и составляющих его цветовых компонентов оказывает опосредованное
влияние на центральную нервную систему и тем самым на психическое состояние
человека. Влияние этого излучения на кожу осуществляется главным образом
примыкающими к границам его спектра инфракрасными и ультрафиолетовыми лучами,

оказывающими 
тепловое  и  химическое  действие.  Так,  в  спектре  лампы  накаливания,

являющейся
источником видимого света, имеется до 85% инфракрасного излучения.

Развитие
полупроводниковой технологии за последние несколько лет привело к созданию ряда
приборов медицинского назначения с использованием полупроводниковых светодиодов
большой яркости и различного спектра. Клинические испытания этих приборов
показали их высокую эффективность и открыли дополнительные перспективы для
технических решений в области свето- и цветотерапии.

1.5.
Ультрафиолетовое излучение.

Ультрафиолетовое
излучение — электромагнитное излучение, занимающее диапазон между фиолетовой
границей видимого излучения и рентгеновским излучением (Приложение 5). В
небольшом количестве УФ излучение полезно для здоровья и играет важную роль в
выработке витамина Д. Однако чрезмерное воздействие УФ излучения связано с
различными типами рака кожи, солнечными ожогами, ускоренным старением кожи,
катарактами и другими болезнями глаз. Имеются также фактические данные о том,
что УФ излучение снижает эффективность иммунной системы.

1.6.
Рентгеновское излучение.

Рентгеновские
лучи – это одна из форм электромагнитного излучения, которой свойственно
проникать даже в самые потаенные участки тела человека(Приложение 6).

         Так
как рентгеновским лучам свойственно проникать очень глубоко, это становится
причиной того, что они начинают оказывать негативное воздействие на
человеческий организм. В общем, рентгеновское излучение – это та же радиация,
под воздействием которой происходит ионизация даже самых сложных молекул и
атомов человеческого организма. Вне всякого сомнения, такое сильное облучение
не может благотворно влиять на организм. Клиническими исследованиями было
доказано, что во время одного рентгенологического исследования грудной клетки
количество радиации равняется облучению, которое воздействует на человека в
течение десяти обычных дней жизни. О том, что рентгенологическое исследование
может нанести вред общему состоянию здоровья, было известно уже давно. Именно
поэтому современные специалисты сделали все возможное, чтобы снизить данное
негативное воздействие до минимума. На сегодняшний день для рентгенологического
исследования используются только лучи с низкой энергией. Плюс ко всему, тело
человека подвергается облучению только на очень короткий промежуток времени. В
результате, современные рентгенологические исследования можно отнести к
категории безвредных. Если верить статистическим данным, то данный метод
диагностики тех или иных заболеваний вызывает побочные эффекты всего лишь у
одного процента больных из тысячи. Самым частым побочным эффектом в данном
случае принято считать повышение риска возникновения злокачественных опухолей,
которые могут дать о себе знать только лишь через десятки лет

Глава
2. Физика на кухне.

2.2.Тепловые
явления.

         Вокруг
нас происходят явления, внешне весьма косвенно связанные с механическим
движением. Это явления, наблюдаемые при изменении температуры тел или при
переходе их из одного состояния (например, жидкого) в другое (твердое либо
газообразное). Такие явления называются тепловыми. Сложилось так, что природа
тепловых явлений объясняется в физике двумя способами: термодинамический подход
и молекулярно-кинетическая теория вещества. Термодинамический подход
рассматривает теплоту с позиции макроскопических свойств вещества(давление,
температура, объём, плотность и т.д.). Молекулярно-кинетическая теория
связывает протекание тепловых яввлений и процессов с особенностями внутреннего
строения вещества и изучает причины, которые обуславливают тепловое движение. 

         Примеры
тепловых явлений:

      Нагревание.

      Охлаждение.

      Плавление.

      Отвердевание.

      Конденсация.

         Итак,
рассмотрим тепловые явления в жизни человека. Если в горячий чай опустить
холодную ложку, через некоторое время она нагреется. При этом чай отдаст часть
своего тепла не только ложке, но и окружающему воздуху. Из примера ясно, что
тепло может передаваться от тела, более нагретого к телу менее нагретому.
Существует три способа передачи теплоты — теплопроводность, конвекция,
излучение  История вопроса:  Ни один человек не может уйти от реального
материального мира, окружающего его и в котором он сам живёт. Природа, быт,
техника и всё то, что нас окружает и в нас самих происходит, подчинено единым
законам происхождения и развития – законам физики. Квартира – настоящая
физическая лаборатория, в которой человек должен быть активным наблюдателем,
способным хотя бы приближенно объяснить наблюдаемые им физические явления.
Современный научно-технический прогресс являет собой торжество физики над
невежеством и мистицизмом. Наука и техника не могли бы успешно развиваться,
если бы они не опирались на знания фундаментальных основ физики. Не покидают
нас физические явления и физические закономерности даже в том случае, когда мы
находимся с вами в домашних условиях. Современный домашний быт исключительно
богат проявлением многообразных физических явлений из области механики,
термодинамики, электромагнетизма, физики жёстких полей, оптики, акустики,
гидравлики, газовой динамики. С физикой связана прямо или косвенно практически
любая отрасль практической деятельности человека: математика и информатика,
медицина, биология и экология, история и география, техника и быт,
строительство и искусство, спорт и даже литература. Нагревание ложки в горячем
чае — пример теплопроводности. Все металлы обладают хорошей теплопроводностью.
Конвекцией передается тепло в жидкостях и газах. Когда мы нагреваем воду в
кастрюле или чайнике, сначала прогреваются нижние слои воды, они становятся
легче и устремляются вверх, уступая место холодной воде. Конвекция происходит в
комнате, когда включено отопление. Горячий воздух от батареи поднимается, а холодный
опускается. Но ни теплопроводностью, ни конвекцией невозможно объяснить, как,
например, далекое от нас Солнце нагревает Землю. В этом случае тепло передается
через безвоздушное пространство излучением (тепловыми лучами). В природе мы
являемся свидетелями тепловых явлений, но порой, не обращаем внимания на их
сущность. Например, летом идёт дождь а зимой снег. Образуется роса на листьях.
Появляется туман. Основной источник тепла на Земле — Солнце. Но, кроме того,
люди используют много искусственных источников тепла: костер, печку, водяное
отопление, газовые и электрические нагреватели и т.д.. Знания о тепловых
явлениях помогают людям конструировать обогреватели для домов, тепловые
двигатели (двигатели внутреннего сгорания, паровые турбины, реактивные двигатели
и т. д.), предсказывать погоду, плавить металл, создавать теплоизоляционные и
термостойкие материалы, которые используются всюду — от постройки домов до
космических кораблей.

2.2.
Диффузия.

         Диффузия
– фундаментальное явление природы. Оно лежит в основе превращений вещества и
энергии. Оно широко используется в технике, в повседневной жизни. Например, чай
всегда заваривают кипятком, так как при этом диффузия происходит быстрее.
Сущность диффузии – движение частиц среды, приводящее к переносу веществ
выравниванию концентраций или к установлению равновесного распределения частиц
данного вида в среде. Явление диффузии широко используется и на практике. В
повседневной жизни, когда пользуемся аромолампой с эфирными маслами или спреями
для тела или для ног, духами, распыляем спрей, чтобы уничтожить в помещении
комаров мух, когда что-то склеиваем или когда пьем чай или кофе. В природе
благодаря диффузии насекомые за многие километры обоняют аромат цветов и
прилетают для сбора нектара, одновременно опыляя растения. По запахам животные
находят свои жертву или родственных особей. Велико значение диффузии в техники,
производстве, медицине, при обработке материалов и т.д., а существование живых
организмов было бы невозможно, если бы не было этого явления. К сожалению,
приходится бороться с отрицательным проявлением этого явления, но положительных
факторов намного больше и поэтому мы говорим об огромном значении диффузии в
природе и технологиях. Природа широко использует возможности, заложенные в
процессе диффузионного проникновения, играет важнейшую роль в поглощении
питания и насыщении кислородом крови. Диффузия оказывает влияние на протекание
или определяет механизм и кинетику химических реакций ,а также многие
физико-химические процессы и явления: мембранных, испарения, конденсации,
кристаллизации, растворения, набухания, горения, замедления нейтронов в ядерных
реакторах и т. д. Диффузия служит основой многих распространенных технических
операций: спекания порошков, химико-термической обработки металлов, гомогенизации
сплавов, металлизации и сварки материалов, дубления кожи и меха, крашения
волокон;

перемещения
газов. Роль диффузии существенно возросла в связи с необходимостью создания
материалов с заранее заданными свойствами для развивающихся областей

техники
(ядерной энергетики, космонавтики, радиационных и плазмохимических процессов и
т. п.). Таки образом, диффузия является важнейшим явлением в нашей жизни.

2.3.
Теплопередача.

         Теплопередача
— физический процесс передачи тепловой энергии от более горячего тела к более
холодному либо непосредственно (при контакте), либо через разделяющую (тела или
среды) перегородку из какого-либо материала. Когда физические тела одной
системы находятся при разной температуре, то происходит передача тепловой
энергии, или теплопередача от одного тела к другому до наступления
термодинамического равновесия.Самопроизвольная передача тепла всегда происходит
от более горячего тела к более холодному, что является следствием второго
закона термодинамики. Всего существует три простых (элементарных) вида передачи
тепла:

1.      Теплопроводность.

2.      Конвекция.

3.      Тепловое
излучение.

         Существуют
также различные виды сложного переноса тепла, которые являются сочетанием
элементарных видов. Основные из них:

      теплоотдача
(конвективный теплообмен между потоками жидкости или газа и поверхностью
твёрдого тела);

      теплопередача
(теплообмен от горячей жидкости к холодной через разделяющую их стенку);

      конвективно-лучистый
перенос тепла (совместный перенос тепла излучением и конвекцией);

      термомагнитная
конвекция.

         Пример
теплопередачи в быту – это обмен тепловой энергии между горячим чаем и стенками
стакана, так как он осуществляется путем теплопроводности. Также, процесс
теплообмена произойдет намного быстрее, если холодную воду налить в горячую
(плотность холодной воды больше плотности горячей и при других равных условиях
перемешивание воды произойдет быстрее). Примеры изменения внутренней энергии
тела в процессе теплообмена:

      остывание
горячего чая, нагрев стенок стакана;

      нагрев
металлических изделий;

      охлаждение
нагретых тел.

         Процесс
теплообмена быстрее закончится в медном сосуде чем в стальном, так как медь
обладает лучшей теплопроводностью чем сталь. Мы обжигаем губы, когда пьем чай
из металлической кружки, так как благодаря высокой теплопроводности температура
стенок металлической кружки высока. У фарфора теплопроводность значительно
ниже, температура стенок такой кружки не такая высокая. Горячая вода,
оставленная в термосе, охлаждается медленно, из-за слабого теплообмена с
окружающей средой Теплообмен в термосе слабый поэтому его можно использовать в
качестве холодильника. Мороженое тает, потому что оно поглощает энергию
окружающего воздуха. Окружающий воздух, отдавая энергию, охлаждается,
опускается вниз, на смену ему приходит теплый воздух. Чем скорее происходит
теплообмен и перемешивание слоев воздуха, тем быстрее мороженое растает.
Вентилятор только ускоряет таяние мороженого. Ручки у кастрюль делают из
материалов, плохо проводящих тепло, чтобы не обжечься.

Глава
3. Физика в ванной.

3.1
Испарение.

         Испарение
– это процесс перехода жидкости в пар (газообразное состояние). Испарение
происходит при любой температуре жидкости. Пар — это газообразное состояние
вещества, в которое переходят жидкости при испарении. Молекулы жидкости при тепловом
движении движутся с разными скоростями. Самые быстрые молекулы образуют пары.

         Скорость
испарения жидкости зависит от:

      температуры
(чем выше температура жидкости, тем большей скоростью обладают ее молекулы);

      от
площади поверхности испаряющейся жидкости (чем больше площадь поверхности, тем
большее число быстрых молекул покидает жидкость);

      от
наличия ветра над поверхностью жидкости.

         Так
как при испарении жидкость покидают наиболее быстрые молекулы, обладающие
соответственно большей кинетической энергией, средняя кинетическая энергия
молекул жидкости уменьшается, значит температура жидкости при испарении
понижается.

         Для
испарения воды требуется тепло. Чтобы молекула воды оторвалась от слоя воды, то
есть, чтобы произошло испарение, молекуле необходимо сообщить энергию,которая
позволила бы ей преодолеть притяжение других молекул. Поэтому, например,когда
мы выходим из душа энергию для испарения вода отбирает у нашего тела, и мы
ощущаем прохладу.

3.2.
Конденсация.

         Конденсация
– это переход вещества из газообразного в жидкое состояние. Молекулы жидкости,
покинувшие ее в процессе испарения, находятся в воздухе в состоянии
непрерывного теплового движения. Так как движение молекул хаотичное, то
какая-то часть молекул вновь попадает в жидкость. Число таких молекул тем
больше, чем больше давление пара над жидкостью. Пар конденсируется. Например
когда мы моемся в ванной, запотевание зеркала и стен происходит в результате
конденсации водяного пара. Кран с холодной водой, всегда можно отличить по
капелькам воды, которые образовались на нём при конденсации водяного пара. Если
в чашку налить горячую воду и накрыть крышкой, то водяной пар конденсируется на
крышке.

3.3.
Насыщенный пар.

         Рассмотрим
процесс образования насыщенного пара: В сосуд наливаем жидкость и закрываем
его. Жидкость в сосуде начинает испаряться, и плотность пара над жидкостью в
сосуде увеличивается. В результате теплового движения часть молекул водяного
пара возвращается в жидкость. Чем больше плотность водяных паров в сосуде, тем
большее число молекул пар жидкость. Через некоторое время в сосуде
устанавливается динамическое равновесие между жидкостью и паром: число молекул,
покинувших жидкость за какой-то отрезок времени, становится равным числу
молекул, возвращающихся в жидкость за такой же отрезок времени. В сосуде
образовался насыщенный пар. Насыщенный пар – это пар, находящийся в
динамическом равновесии со своей жидкостью.

3.4.
Кипение.

         Кипение
— это процесс парообразования. При нагревании жидкости растворенный в жидкости
газ начинает собираться в пузырьки по всему объему жидкости. В дальнейшем
испарение происходит не только с поверхности жидкости, но и внутрь пузырьков.
Внутри пузырьков образуется насыщенный пар. С повышением температуры жидкости
давление насыщенного пара в пузырьках растет, что ведет к увеличению объема
пузырьков. Под действием выталкивающей силы пузырьки всплывают к поверхности
жидкости, лопаются и выбрасывают пар. Кипение жидкости начинается при давление
насыщенного пара в пузырьках становится равным давлению в жидкости. Давление в
жидкости= гидростатическомудавлению (давлению высоты столба жидкости) +
внешнему атмосферному давлению. Температурой кипения называется температура
жидкости, при которой давление ее насыщенного пара равно или больше внешнего
давления. Для поддержания кипения к жидкости надо подводить теплоту, которая
расходуется на парообразование, т.к. внутренняя энергия пара больше внутренней
энергии жидкости такой же массы. В процессе кипения температура жидкости
остается постоянной. Влажность воздуха Влажность воздуха – это содержание
водяного пара в воздухе. Атмосферный воздух состоит из смеси газов и водяных
паров. Влажность воздуха характеризуется следующими величинами: абсолютная
влажность воздуха – это масса воздуха  может оцениваться:

а)
через плотность водяного пара в воздухе, тогда единицы измерения – г/м3.

б)
в метеорологии – через парциальное давление водяного пара, тогда единицы
измерении -мм рт.ст. или Па.

Индивидуальный проект

Индивидуальный
проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся
(учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный
проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя
(тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных
предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной,
практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и
др.).

Индивидуальный
проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени,
специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного
учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого,
социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Цель курса:
формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации
обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на
решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Задачи курса:Хочу такой сайт

·       
реализация
требований ФГОС к личностным и метапредметным результатам освоения основной
образовательной программы;
Хочу такой сайтХочу такой сайт

·       
формирование у
обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и
форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для
достижения практико-ориентированных результатов образования;

·       
повышение
эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также
усвоения знаний и учебных действий.

Общая характеристика курса.
Содержание программы в основном сфокусировано на процессах исследования и
проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем содержит необходимые
отсылки к другим типам деятельности. При этом программа предполагает
практические задания на освоение инструментария исследования и проектирования в
их нормативном виде и в их возможной взаимосвязи.

Дополнительный
учебный предмет «Индивидуальный проект» реализуется на уровне среднего общего
образования из расчета 35 часов в год в 10 классе (35 часов на уровне СОО).

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

Большакова Любовь Сергеевна,

учитель английского языка

ГБОУ гимназии №498 Невского района

Проект — форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленная на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде конечного продукта.

ПОЭТАПНЫЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

Начальная ступень образования

Основная ступень образования

Старшая школа

Учитель предлагает учащимся проектно-исследовательские задачи и творческие задания как элементы проектно-исследовательской деятельности.

Исследования и проекты как деятельность по типовому алгоритму с оказанием необходимой помощи со стороны учителя как блоки элементов:

  • проекты на внеурочных занятиях,
  • исследования на уроке

Исследования и проекты по выбору.

Алгоритм подбирается/

конструируется учащимся.

Учитель – консультант, партнер, эксперт.

Высокий уровень самостоятельности и ответственности.

Полноценные проекты и исследования

Ситуации, провоцирующие мыслительную деятельность

и поиск ответов

Совместный поиск сложных решений. Изменение алгоритмов. Несложные проекты и исследования в условиях коммуникации «учитель-учащийся»

Индивидуальная деятельность.

9 класс – обязательный проект

От элементов проекта до учебного проекта

Учебный предмет «Индивидуальный проект», ИИП

Эвристическая

беседа

ФГОС СОО

• Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

• Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, иной).

ФГОС СОО

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать (ФГОС):

• сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

• способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

• сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

• способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Условия эффективности

проектно-исследовательской деятельности

  • Самостоятельность школьника в разработке проекта в сочетании с педагогическим руководством.
  • Учет индивидуальных особенностей (способностей, творческих возможностей, интересов ученика) при выборе темы проекта.
  • Практическая познавательная значимость, полезность будущего проекта, его востребованность, направленность на решение реальных проблем.
  • Создание атмосферы творческой познавательной активности, демонстрация педагогом искренней заинтересованности в работе школьника над проектом.
  • Консультирование школьника не только по содержанию проблемы, методам исследования, но и по рациональной организации работы над проектом.
  • Учет возрастных особенностей и возможностей старшеклассников.

ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Юность – важный период вхождения человека во взрослую жизнь. Это «третий мир», существующий между миром взрослых и детей/подростков.

Личностные характеристики:

  • Снижение доверчивости
  • Снижение внешней эмоциональности
  • Повышение интереса к оценке окружающих
  • Физиологические особенности:

  • Продолжается интенсивный рост организма (самостроительство)
  • Сглаживаются диспропорции в развитии функциональных систем
  • Нарастание мышечной массы (потребность в белковой пище)

Рекомендации:

Не допускать перегрузки, с пониманием относиться к проявлениям усталости

И ЖЕЛАНИЕ СПАТЬ…

ОСОБЕННОСТИ как МОТИВЫ участия

в проектно-исследовательской деятельности

  • Потребность в самоутверждении – реализуется в результатах деятельности (прогнозируют успех и неуспех)
  • Уже достаточно развита волевая сфера
  • Могут взяться за дело из прагматичных соображений (поступление в вуз)
  • Потребность в престиже
  • Осмысленный интерес
  • Расширение круга и
  • «географии» общения

Что дает принадлежность к поколению «Z»?

  • Могут радовать нестандартными идеями
  • Активно используют IT-средства – «цифровое поколение»
  • Интеллектуальные спринтеры: опора на интерес (иначе, «Зачем нам это надо?»)
  • Длительная работа в ожидании успеха сильно утомляет – «Гении с ленцой»
  • Амбициозны, настроены на быстрый успех
  • Инфантильны, снижена самостоятельность, ответственность
  • Способны к многозадачности
  • Радуют эрудицией, нестандартным мышлением, но могут не знать элементарного
  • Нужна системность знаний!

Организация работы над ИИП
Обязательный предмет «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
Содержание программы по предмету 
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
(тематическое планирование)

10 класс

11 класс

Введение. Индивидуальный учебный проект как одна из форм организации учебного процесса –

1 час.

Введение. Анализ итогов работы над проектом в 10 классе. Корректировка проекта с учетом рекомендаций. Планирование деятельности по проекту на 11 класс — 4 часа.

Раздел 1. Общая характеристика проектной и исследовательской деятельности — 11 часов.

Раздел 1. Управление оформлением и завершением проектов — 20 часов.

Раздел 2. Инициализация проекта — 19 часов.

Раздел 2. Защита результатов проектной деятельности — 6 часов.

Раздел 3. Оформление промежуточных результатов проектной деятельности — 3 часа.

Раздел 3. Рефлексия проектной деятельности — 4 часа.

10 КЛАСС

11 КЛАСС

«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»

(10-11 КЛАССЫ, 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

ПРАКТИЧЕСКИЙ

БЛОК

Методологический курс

  • Что такое индивидуальный проект и зачем он нужен?
  • Проект и исследование: разница и особенности.
  • Замысел, цель, задачи, критерии результативности.
  • План и его реализация.
  • Как лучше презентовать свою работу?

ТЕМА И ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА
Тема проекта должна быть:

  • важной в мировоззренческом плане;
  • личностно-значимой для учащегося;
  • учитывающей особенности возраста;
  • обеспечивающей достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения

Проблема должна быть:

  • практико-ориентированной;
  • понятной для учащегося;
  • связанной с профилем обучения и будущей профессией;
  • требующей использования разной информации из разных источников (книги, Интернет, музеи и др.)

Тема проекта

Проблема проекта

?

Анализ проблемы напрямую влияет на планирование проекта, на определение всех его возможных мероприятий, на постановку цели, задач проекта и определение основного результата.

Откуда берутся проблемы для проектов?

ФЕНОМЕНЫ

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ

ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Цель и задачи проекта
Цель — это

то, что мы хотим получить при проведении исследования

, некоторый образ будущего. По существу, в цели форм улируется общий замысел исследования. Поэтому она должна быть сформулирована кратко, лаконично и предельно точно в смысловом отношении.

Задачи исследования — это

те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели

, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования и достижения результата.

ЦЕЛЬ

Задача 1

Задача 2

Задача …

Планируемый результат

Внешний результат

можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности

Внутренний результат

опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности

Чем отличается проектная и исследовательская деятельность ?
Результат проектирования
Результат исследования

  • продукт, обладающий потребительскими качествами (презентация-тренажер, сайт, памятка, брошюра, пособие, макет, бизнес-план, справочник, виртуальная экскурсия и т.п.).
  • новое знание

Результат должен быть получен обучающимся самостоятельно, а не заимствован откуда-то в готовом виде.

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

  • Научить исследовательским процедурам на простых примерах
  • Сформировать понятие об исследовательской логике.
  • Научить работать с информацией (для чего?).
  • Совместно определять суть затруднений и находить способы их преодоления.

КУЛЬТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ

СЕРИЯ «ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА»

Ориентация на практическую деятельность

40% теории 60 % практики

Дорожная карта
работы над ИИП

Этап работы

Вид деятельности

дата

Подпись руководителя

план

факт

1.Определение темы проекта

Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы

2.Изучение справочной и научной литературой.

Составление библиографии по теме; конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ

3. Постановка цели и задач. Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы.

Определение методов

Написание Введения

4. Сбор материала

Описание теоретической части. Проведение опыта, эксперимента

5.Обработка полученного материала

Описание практической части. Представление полученного результата в виде схем, таблиц, диаграмм и т.п.

6.Формулирование выводов

Систематизация и обобщение результатов работы. Написание Заключения

8. Оформление проекта

Подготовка и написание работы в соответствии с требованиями

9.Представление результатов работы

Подготовка к защите, редактирование текста выступления, оформление презентации.

Критерий

Содержание критерия

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый (1 балл)

Повышенный (2-3 балла)

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Способность поставить проблему и выбрать способы её решения, найти и обработать информацию, формулировать выводы и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.

Работа в целом свидетельствует

о способности самостоятельно

с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Регулятивные действия

Умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии;

некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Коммуникация

Умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

иип

интегрирует важные УУД, полученные на протяжении всего обучения

корректирует возрастные проблемы

выполняется преимущественно в рамках внеурочной деятельности, но поддерживает деятельность урочную и «работает» на предметный результат

подводит итоги проектной деятельности в школе

является важной переходной «ступенькой» к получению профессионального образования

ЕДИНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

профессионально-грамотное педагогическое сопровождение проекта

учебный материал в рамках предмета «Индивидуальный проект»

метапредметные, предметные и личностные результаты

ЖИВУТ ТОЛЬКО ТЕ ЗНАНИЯ,

КОТОРЫЕ НАХОДЯТ ПРИМЕНЕНИЕ

НА ПРАКТИКЕ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Maxwell увлажнитель воздуха инструкция по применению
  • Casio g shock 3194 инструкция на русском
  • Ренгалин таблетки от кашля инструкция по применению детям дозировка
  • Душевая стойка с термостатом gappo g2491 инструкция
  • Ferroli pegasus f3 n 153 2s инструкция