Информационные технологии для классного руководства

  Областное автономное учреждение дополнительного профессионального образования  

ЛИПЕЦКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИКТ в работе классного руководителя

Исполнитель: Бурцева Мария Вячеславовна

                                         преподаватель  Г(О)Б ОУ НПО

                   П У № 14 г. Грязи

Руководитель: Коблякова  Валентина  Степановна

Липецк  2012

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

 ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 Внедрения ИКТ в работу классного руководителя………………… 5

  1.1  Компьютер — лучший друг………………………………………………………… 5

  1.2  Цели внедрения ИКТ в работу классного руководителя …………….6

  1.3 Информационная культура классного руководителя…………….8

ГЛАВА 2 Области применения и возможности ИКТ в работе классного руководителя……………………………………………………………………………………11

               2.1 Электронная документация классного руководителя        Мониторинг, диагностирование, анкетирование…………………. …………11

               2.2 Внеклассные мероприятия. Творческая работа с учениками .13

           2.3  Использование ИКТ в работе с родителями…..…………………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………………16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНТКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………18

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………….19

Введение

 «…очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей — вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий».

Д.А. Медведев

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года сказано:

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».

Создание информационной среды, удовлетворяющей потребности всех слоев общества в получении широкого спектра образовательных услуг, а также формирование механизмов и необходимых условий для внедрения достижений информационных технологий в повседневную образовательную и научную практику является ключевой задачей на пути перехода к информационному обществу.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования.

Этот процесс инициирует:

совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала, формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность;

внедрение разнообразных видов самостоятельной деятельности по обработке информации;

создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

           В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.

ГЛАВА 1   Внедрения ИКТ в работу классного руководителя

1.1     Компьютер — лучший друг

В последние годы мир меняется так быстро, и учителям никак нельзя отставать от стремительного развития общества, науки и техники. Учителя не только учат детей, но и всю жизнь учатся сами. Появляются новые предметы, новые учебники.

На всё это уходит огромное количество времени и сил. Развиваются новые компьютерные технологии, которые могут придти на помощь учителю в его работе. Современному учителю в основном самостоятельно приходится осваивать эти технологии.

А можно ли обратиться к помощи компьютера для организации работы классного руководителя. Ведь никто и никогда не учил этому. Все ученики очень любят компьютер и проявляют к нему интерес, поэтому этот интерес всегда можно направить в нужное русло.

Для этого нужно немного желания, немного терпения, немного свободного времени, любовь к детям и своей работе. Ведь современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий. Этого требует время. А учитель всегда должен идти в ногу со временем, улавливая малейшие изменения в обществе.

Дети легче идут на контакт, если в учителе, классном руководителе они видят грамотного, современного человека, умеющего использовать все прогрессивные технологии. Ушло время лекций и бездумного послушания. Пришло время диспутов, самостоятельного поиска правды и истины, использования для этого новых информационных технологий.

     В настоящее время одним из приоритетных направлений образования является усиление роли классного руководителя. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.
          Современные информационные технологии призваны помочь нам ориентироваться в бесконечном потоке информации, и, самое главное, экономить драгоценное время. Поэтому любой современный учитель, классный руководитель должен владеть компьютерной грамотностью.
 

1.2  Цели внедрения ИКТ в работу классного руководителя

        Основными целями внедрения ИКТ в работу классного руководителя являются:

– формирование у школьников мировоззрения открытого     информационного общества, подготовка членов информационного общества;

– формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества;

– развитие познавательной и творческой активности учащихся;

– формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;

– повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

– организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;

– внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;

– развитие способности свободного культурного общения;

– обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;

–всестороннее развитие личности ребенка;

– организация содержательного досуга детей и молодежи.

      Таким образом, внедрение ИКТ в процесс обучения и воспитания позволяет нацелить школу на достижение таких результатов образования, как:

–  компетентность разрешения проблем, т.е. способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей и оценивать результаты своей деятельности, что позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь;

– информационную компетентность, т.е. способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию  из различных источников на любых носителях, что позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи;

– коммуникативную компетентность, т.е. способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, взаимодействовать с членами группы, готовность получать необходимую информацию в диалоге, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.

– нравственные компетенции – готовность жить по традиционным нравственным законам;

– автономизационные компетенции – способность к самоопределению и самообразованию, конкурентоспособности;

– социальные компетенции – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей

     Компьютеризация школы коснулась всех сторон её жизни, в том числе и работы классного руководителя, который может использовать ИКТ в воспитании и организации классного коллектива. Я стараюсь идти в ногу со временем и применять компьютерные технологии в обучении и воспитании школьников. Формирование в обществе высокого уровня информационной культуры диктует необходимость развиваться в этой области и классному руководителю.

              1.3 Информационная культура классного руководителя

В основе информационной культуры педагога лежит информационно-компьютерная грамотность, под которой понимается система компьютерных знаний  и умений, обеспечивающая необходимый уровень получения, переработки, хранения и представления профессионально значимой информации.

Можно сформировать минимальные навыки информационной деятельности педагога:

  1. уметь применять компьютер и периферийные устройства;
  2. уметь применять прикладные ПО и графический интерфейс на уровне пользователя;
  3. уметь применять коммуникационные средства (электронная почта, Интернет) на уровне пользователя;
  4. иметь представления о правовых и этических нормах работы с информацией;
  5. уметь применять санитарные нормы и правила при работе на компьютере;
  6. уметь использовать презентационное оборудование и средства;
  7. уметь работать с различными видами информации на уровне пользователя.

           Освоив компьютер, программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Access и многие другие, классный руководитель владеет мощным инструментом, который помогает ему провести интересный классный час, внеклассное мероприятие, проиллюстрировать наглядным материалом любое выступление на семинаре, педагогическом совете, родительском собрании.

Использование ИКТ превращает работу классного руководителя в интересный и творческий процесс. Общение учителя и ученика не подменяется техническим устройством, оно все также опосредуется многообразными видами взаимодействия, дополняемыми возможностями компьютера.

Нам трудно теперь представить без компьютера, интерактивной доски, видеокамеры, цифрового фотоаппарата любое мероприятие, Уроки мужества и памяти, различные интеллектуальные и творческие конкурсы, классные часы и т.д. В моей педагогической копилке появилась целая коллекция мультимедийных презентаций, которые сочетают в себе различные информационные среды: графику, текст, анимацию, видео, звуковые эффекты, что создает полноценный зрительный и звуковой ряды. Аудиовизуальные средства в данном случае выступают мощными концентраторами внимания, что делает проводимую работу более эффективной в плане воспитания, интересной и привлекательной для учащихся

Большая роль в воспитательной работе отводится классному часу. Он формирует ценностные ориентации у учащихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит. А если к тому же при проведении классного часа используются проектор или интерактивная доска, то он запоминается и усваивается учащимися лучше. Применение ИКТ делает работу классного руководителя более эффективной и результативной. Детям очень нравятся такие мероприятия, и они не только ждут, но и помогают их готовить.

 Классное руководство, безусловно, не сводится к проведению классных часов раз в неделю. Однако в суматохе ежедневных забот, уроков, в потоке дел у классного часа должна быть своя очень важная роль. Наиболее любимой формой классного часа у моих учеников стала игра. Дети поняли необходимость применения проектора, цифрового фотоаппарата и видеосъемки, которые позволяют в динамике видеть события, экономить время на классном мероприятии. ИКТ по сути являются важным средством восприятия информационного материала, хотя этому предшествует колоссальная работа с компьютером, поиск необходимого материала.

В современной школе классному руководителю приходится заполнять много различных документов. Это и социальный паспорт класса, и план воспитательной работы, и различные отчеты по работе с «трудными» и «одаренными» детьми, и работа с родителями и т.д. Для того чтобы собрать и упорядочить данные воедино, можно использовать базу данных Microsoft Access.

Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Здесь можно воспользоваться уже готовыми электронными вариантами популярных методик, например – социометрия.

Она позволяет изучить неофициальную структуру класса, психологическую атмосферу, выявить лидеров и отстающих, антипатии и симпатии.

Таким образом, мы видим очевидную необходимость использования компьютерных технологий в воспитании.

ГЛАВА 2  Области применения и возможности ИКТ в работе классного руководителя

2.1. Электронная документация классного руководителя.       Мониторинг, диагностирование, анкетирование
В компьютере создается банк данных необходимой информации, которую можно каждый год лишь обновлять, а не создавать заново. Например, 
— План воспитательной работы;
— Социальный паспорт класса;
— Анкеты;
— Психолого-педагогические характеристики учащихся класса; 
— База данных учащихся и их родителей.
 
В ежедневной работе классного руководителя часто приходится обращаться к многочисленным и, как правило, неупорядоченным данным об учениках класса, родителях, занятости учащихся во внеурочное время и т.д.
Для того чтобы собрать и упорядочить данные воедино, можно использовать СУБД Microsoft Access.

Использование такой программы позволяет классному руководителю за короткое время создавать списки учащихся класса с различной информацией по требованию администрации.
     Выставление текущих оценок, ведение журнала пропусков, мониторинг успеваемости по полугодиям и за год могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel.
          Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Данные отчеты могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel. Электронные таблицы позволяют наглядно представить результаты обработки анкет, диагностик с помощью графиков и диаграмм. 
Определение уровня воспитанности каждого ученика, группы.

 В чем преимущества компьютерного варианта по сравнению только с текстовым представлением информации о воспитанности? Во-первых, это наглядность представления информации, во-вторых, при смене классного руководителя нужно оперативно получить достоверную информацию о каждом ученике.

При такой работе из года в год легко отследить произошедшие улучшения или ухудшения. Например, хорошо прослеживается динамика успеваемости или качества знаний учащихся класса, изменение уровня здоровья учащихся, уровня занятости учащихся во внеурочное время. По результатам сравнительных диаграмм можно делать выводы и согласно им планировать дальнейшую работу классного руководителя.

По диаграммам хорошо видно, по какому направлению деятельности были достигнуты положительные результаты, а чему нужно уделить особое внимание из-за отрицательной динамики. Согласно сделанных выводов легко можно построить свой план воспитательной работы, который тоже очень удобно сделать на компьютере в программе MS Word. В таком виде план более удобен в использовании, эстетичен, в него всегда, в любой момент можно внести изменения и поправки

При составлении плана воспитательной работы на будущий учебный год приходится учитывать особенности каждого школьника. Представим, что у большинства учащихся класса такой показатель как доброта, отзывчивость, милосердие низкий. Классный руководитель в этом случае должен акцентировать свое внимание на беседы о нравственности, обсуждению прочитанных книг, просмотренных фильмов, конкретных жизненных ситуаций и т.д. Очень удобная в использовании программа Microsoft Excel, которая позволяет по введенным формулам прямо на глазах подсчитывать средний показатель ученика по разным критериям, средний показатель класса по данному критерию, найти эти значения в процентах и построить диаграммы. Таким образом, мы получаем возможность оперативно получить информацию о воспитанниках, прослеживать динамику их развития.
             2.2
  Внеклассные мероприятия. Творческая работа с учениками 
Творческие отчеты в виде презентации о праздниках, походах, поездках, экскурсиях. 
Создание фотоальбома из школьной жизни класса, ежегодное его пополнение. В настоящее время существует множество программ, позволяющих не просто сохранять фото и видеокадры на компьютере, но и красиво оформить в виде фотоальбома. Одна из таких программ «Автоплей-меню для фотоколлекций, v1.53»
Создание портфолио каждого обучающегося  , портфолио группы

Организуя внеклассные мероприятия, классные часы, классные руководители используют презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а также позволяют экономить время проведения мероприятия:

Создается методическая копилка:

– презентаций

– видеоматериалов

– конспектов мероприятий с использованием ИКТ

– методических рекомендаций к проведению таких мероприятий.
Подготовка и использование презентаций при организации внеклассных мероприятий (соревнования, классные часы, диспуты и т.п.) способствуют повышению заинтересованности учащихся к предложенной теме. К тому же чтобы это было ярко, красиво нужна помощь родителей, художников, звукооператоров. Для изготовления наглядного материала нужны ватман, краски, т.е. определенные материальные затраты. Компьютерные варианты наглядных пособий легче сохранить в хорошем состоянии до следующего использования. Ежегодно пополняю электронный банк методических разработок с целью дальнейшего их использования на уроках и во внеурочное время. 
Так же использую готовые образовательные ресурсы, мультимедийные энциклопедии и т. д. (например, по Великой Отечественной войне «От Кремля до Рейхстага»– документальные кадры, по наркомании – видеофрагменты и т. д.)

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся осуществляется в следующих направлениях: учебные проекты, социальное проектирование, участие в сетевых телекоммуникационных проектах.

Социальное проектирование – эффективный метод формирования гражданской активности детей и подростков.

Сетевые телекоммуникационные проекты. Что же такое телекоммуникационный проект и чем он отличается от обычного проекта, выполняемого в классе? Прежде всего, это совместная творческая деятельность обучающихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель – исследование какой-то проблемы, направленная на достижение общего результата деятельности.

2.3  Использование ИКТ в работе с родителями

По-прежнему работа с родителями учащихся является одной из самых важных в работе классного руководителя. Здесь применимы как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Но универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. На нем дается анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной и внеклассной деятельности. Данная информация отражается в виде электронной презентации, выполненной с помощью Microsoft Power Point. В ней наглядно, убедительно и доступно можно представить большой объем информации в виде таблиц, диаграмм, графиков.
      2.4  Ресурсы сети Интернет
В организации воспитательной работы я использую ресурсы Интернет. Это различные диагностики, необходимая информация и фотоматериал для разработки и проведения внеклассных мероприятий на различные темы, а иногда и готовые разработки мероприятий. Использую Интернет для самообразования, расширения кругозора. Владение электронной почтой помогает поддерживать общение с нужными пользователями и учреждениями.
Интернет дает большие возможности для общения с учениками и их родителями: электронная почта, гостевая книга на сайте ОУ. Родители могут пройти тестирование на сайте ОУ «Удовлетворенность родителей работой ОУ» и т.п.
Привлекаю учащихся к поиску информации для проведения различных мероприятий, политинформаций. Появилась возможность для классного руководителя как участие в Интернет – конкурсах, фестивалях (например, http://www.ppoisk.nm.ru, http://1september.ru), где классный руководитель может также поделиться своим опытом работы.          

               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время (информационный век), использование компьютера как рабочего инструмента является не модным веянием, а острой необходимостью в работе квалифицированного специалиста.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие и совершенствование работы классного руководителя возможно и должно проходить параллельно с развитием всех остальных сторон жизни социума для того, чтобы воспитательный процесс в школе не шел вразрез с современными идеалами, а умело с ними сочетался.

 Результат работы классного руководителя зависит от ряда условий:

 1) стратегической устремленности и долгосрочной перспективы планирования процесса воспитания;

2) направленности содержания воспитательной деятельности на развитие детей;

3) системности осуществления воспитательного взаимодействия;

4) ориентации воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей;

5) технологичности работы педагога-воспитателя;

6) диагностической оснащенности деятельности классного руководителя.

 Четкое знание классным руководителем своих функций, направлений и содержания работы, условий для повышения эффективности воспитательного процесса позволяет качественно выполнять возложенную на него миссию.

Эффективность работы классного руководителя оценивается на основании разрабатываемых критериев относительно ведущих направлений деятельности самим педагогом и администрацией образовательного учреждения.

На современном этапе развития общества, с появлением новых информационных и технических возможностей классному руководителю необходимо использовать имеющиеся компьютерные и информационные технологии для повышения эффективности воспитательной работы.

Достоинства ИКТ

1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.

2. Значительно расширяют возможности представления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.

3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления

воспитательных мероприятий.

4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.

5. Способствуют адаптации обучающегося в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.

7. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.

8. Повышают качество педагогического труда.

9. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Занятия с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся  школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы педагога.

Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Учителю, занимающемуся воспитанием детей, нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса в рамках национального проекта «Образование».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алоева В.А., Бейсова В.Е. Настольная книга классного руководителя. – Ростов: Феникс, 2004

2.  Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. – СПб. КАРО, 2007

3.  Дереклеева Н.И. Классный руководитель: основные направления деятельности. – М.: Верум, 2006

4.  Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя. – М.: ВАКО,2007

5.  Дик Н.Ф. Современный справочник классного руководителя в вопросах и ответах. – Ростов: Феникс, 2007

6.  Журнал классного руководителя / сост. Л.В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2007

7.  Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1(ред. от 13.02.2009) «Об образовании»

8.  Классному руководителю. Учебно-методическое пособие (под ред. Рожкова М.И.). – М.:Владос, 1999

9.  Классный руководитель 2004/ 5 Научно-методический журнал для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы

10.  Конвенция о правах ребенка

11.  Куприянов Б.В. Программа мониторинга деятельности классного руководителя // Классный руководитель – 2007.- №8.

12.  Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. – М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999

13.  Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации

14.  Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 №393 О концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 № 393 Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года

15.  Приоритетный национальный проект «Образование»

16.  Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000

17.  Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М.: ЦГЛ,2003

18.  Слепенкова Е.А., Кильянова Л.В., Повшедный А.В. и др. Работа классного руководителя: Методическое пособие (под ред. Слепенковой Е.А.) — М:Аркти, 2005Спутник классного руководителя. 8-9 классы / авт.-сост. Н.А. Максименко. – Волгоград: Учитель,2007

19.  Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации), -М.: Центр «Педагогический поиск», 2004

20.  Шилова О.Н., Лебедева М.Б Как помочь учителю освоить современные технологии обучения. Методическое пособие для преподавателей (тьюторов) системы РКЦ-ММЦ проекта ИСО. – М: ИНТУИТ.РУ, 2006.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

§ 
Классное руководство — это не обязанность, это бесконечное
творчество.

§ 
«Истинная компьютерная грамотность  означает не только умение
использовать компьютер и компьютерные идеи, но   и знание, когда это следует
делать»

Воспитательные функции в образовательной
организации выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в
решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному
руководителю. От успешности его работы зависит уровень воспитанности учащихся и
межличностные отношения в классном коллективе.

Цель деятельности классного руководителя — это
создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающегося, его
успешной самореализации в обществе.
 

Основными
целями внедрения ИКТ в работу классного руководителя являются:

Ø
развитие творческого, самостоятельного мышления учащихся,
формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки
информации, овладение навыками использования информационных технологий;

Ø
развитие познавательной и творческой активности учащихся;

Ø
повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной
деятельности;

Ø
внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;

Ø
организация эффективного информационного взаимодействия преподавателей,
учащихся и родителей;

Ø
формирование устойчивого познавательного интереса учащихся к
интеллектуально-творческой деятельности.

Каждый классный руководитель
сталкивается с необходимостью заполнять  много различных документов: уточнять
списки группы; собирать информацию о каждом студенте группы и т.д.

На помощь классному руководителю в
его работе сегодня приходят ин­формационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

При помощи ИКТ классный руководитель
может готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при
проведении классного часа, родительского собрания, на выступлениях методического
объединения и педсовете. ИКТ позволяют разнообразить формы работы с учащимися,
сделать их более творческими. Использование ИКТ во многом упрощает процесс
общения с учениками и их родителями. Использование ИКТ существенно облегчает
трудозатраты по введению документации классного руководителя, а значит остаётся
больше времени для работы с учениками.

Можно выделить следующие области
применения и возможности ИКТ в работе класс­ного руководителя.

1.    
Ресурсы сети Internet в организации
воспитательного процесса.

Сеть Internet интересна не только единой коллекцией
образовательных ресурсов Образовательное сообщество давно осваивает электронное
пространство Интернета, создавая в нем специализированные, предметные и личные
сайты, наполненные образовательным контентом.

В нём можно найти диагностические материалы,
информацию и фотоматериал для разработки и проведения внеклассных мероприятий
на различные темы, готовые разработки мероприятий. Интернет также можно
использовать для самообразования, расширения кругозора, обмена опытом. Умение
пользоваться электронной почтой по­могает поддерживать общение с коллегами и
образовательно-воспитательными учре­ждениями. Интернет создает условия для
общения с учениками и их родителями, ис­пользуя интерактивные формы на сайтах,
как общешкольных, так и личных.

В сети Интернет созданы бесплатные сервисы для
организации общения, созда­ния и поддержки сайтов. Для классного руководителя
предоставляется возможность участия в интернет-конкурсах, фестивалях,
возможность создания своего сайта для размещения собственных разработок,
возможность дистанционно пройти курсы повышения квалификации.

2. Мониторинг,
диагностирование, анкетирование.

К этому виду деятельности относится выставление
текущих оценок, ведение жур­нала пропусков, мониторинг успеваемости по полугодиям
и за год, обработка анкет и др. Ука­занную работу можно осуществлять в
электронных таблицах, сделав их самостоятель­но, или воспользовавшись
интернет-сёрфингом. Удобная в использовании электронная таблица (
Microsoft Exel, OpenOffice.org Calc) позволяет по введенным
формулам сразу подсчитывать средние показатели ученика по разным критериям, средние
показатели группы, найти эти значения в процентах и построить диаграммы. Таким
образом, классный руково­дитель получает возможность оперативно использовать
информацию о воспитанниках, отслеживать динамику их личностного развития. В
дальнейшем эта информация может быть использована для оформления портфолио
воспитанника, выбора направления предпрофильной и профильной работы,
выступления на родительском собрании.

3. Внеклассные
мероприятия.

Для того чтобы внеклассное мероприятие прошло
интересно, мало правильно выбрать его тему, нужно ещё соответствующим образом
оформить информационную часть, чтобы это было ярко, красиво, эффектно. Здесь
нужна помощь родителей, ху­дожников, звукооператоров. Для изготовления
наглядного материала нужны ватман, краски и многое другое, т.е. определенные
материальные, временные и энергетические затраты.

Использование мультимедиа-презентаций
для организации внеклассных мероприя­
тий (соревнований,
классных часов, диспутов и т.п.)
способствует повышению заинтересо­
ванности
воспитанников в коллективном творческом деле. Компьютерные варианты наглядных пособий легче сохранить в хорошем
состоянии до следующего использования. Их можно ежегодно пополнять, тем самым
создавая электронный банк методических раз­
работок с целью дальнейшего
их использования на уроках и во внеурочное время. Боль­шую помощь также могут
оказать электронные мультимедийные энциклопедии и про­граммы, а также единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов (ЕКЦОР —
http://schooicollecticn.edu.ru) в Internet.

4. Творческая работа
с учащимися.

·        
Выпуск электронной газеты группы или техникума.

·        
Создание электронного альбома для выпускников.

·        
Творческие отчеты в виде презентации о праздниках, походах,
поездках, экскурсиях.

·        
Создание портофолио каждого учащегося
, портофолио группы.

Возможность создания собственного сайта можно
использовать для творческой работы с воспитанниками, что ведёт к развитию их
творческого и креативного мышле­ния, учит быть самостоятельными и легко
адаптироваться в социуме. Творческие отче­ты в виде презентаций о праздниках,
походах, поездках, экскурсиях можно обсуждать на классных часах и размещать на
сайте. В настоящее время существует множество программ, позволяющих не просто
сохранять фото и видео на компьютере, но и офор­мить их в виде фото-,
видеоальбомов. Конечно, самые удобные — это платные програм­мы, такие,
например, как
Adobe PhotoShop, но есть и
немало бесплатных программ, находящихся в свободном доступе, в том числе и
через
Internet (www.freesoft.ru и др.).

Использование компьютера как рабочего инструмента
для автоматической обра­ботки и получения информации является не модным
веянием, а острой необходимо­стью в работе классного руководителя. Навыки
применения новых ИКТ будут, без­условно, полезны и для сопровождения
выступления на педсовете, методическом объединении, для проведения семинара или
творческого совещания, для обобщения опыта работы.

5. Электронная
документация классного руководителя.

В ежедневной работе классного руководителя часто
приходится обращаться к многочисленным и, как правило, неупорядоченным данным
об учениках группы, роди­телях, занятости учащихся во внеурочное время и т.д.
Для облегчения задачи в компь­ютере создается банк данных необходимой
информации, которую можно каждый год лишь обновлять, а не создавать заново.
Например:

*    план
воспитательной работы;

*    социальный
паспорт группы;

*    различные анкеты;

*    психолого-педагогические
характеристики учащихся группы;

*    база данных учащихся
 и их родителей.

Стоит отметить, что организационно для этого
используется система управления базами данных (СУБД), а применение такой
программы без специальной компьютер­ной подготовки невозможно, однако,
используя возможности современных коммуни­каций (в частности, сети
Internet), любой классный
руководитель за короткое время может найти уже систематизированную и
оформленную документацию, в том числе и в свободном доступе. Приемы работы в
сети
Internet по поиску такой
информации не­сложны, достаточно в поисковых строках популярных серверов, таких
как Яндекс (
www.yandex.ru), Рамблер (www.rambler.ru) и других,
правильно сформулировать за­прос на интересующую тему. Полученная таким образом
информация будет полезна не только начинающему пользователю, но и достаточно
подготовленному в области ИКТ.

6. Коммуникации

·        
Для непосредственного общения с учащимися и их родителями большие
возможности дает Интернет. Для коллективного (и личного, в том числе) общения
можно использовать Чаты и Форумы.

·        
Общение возможно через Обратную связь сайта образовательной
организации. Для личного общения можно воспользоваться электронной почтой.

7. Работа с родителями

·        
для
коммуникаций;

·        
для
проведения родительских собраний.

В работе же с
родителями иногда приходится испытывать затруднения с проведением родительских
собраний. Не секрет, что большинство родителей не любят их посещать. Всегда
находятся причины, по которым они не могут (или не хотят) присутствовать. И
собрать всех – вот задача. Существуют различные методики для решения этой
проблемы. Одной из них и является использование ИКТ: применяя фото и
видеоматериалы из жизни группы, предлагая диаграммы успеваемости и качества
знаний, можно сделать родительское собрание ярким событием, вызываю тем самым у
родителей желание прийти вновь.

8. Методическая работа

·        
сопровождение
выступления на педсовете, методических объединениях;

·        
для
проведения семинара или творческого совещания;

·        
для
обобщения собственного опыта.

Таким
образом, внедрение ИКТ в процесс обучения и воспитания позволяет нацелить образовательную
организацию на достижение таких результатов образования, как:

—  компетентность
разрешения проблем, т.е. способность анализировать нестандартные ситуации,
ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей и оценивать
результаты своей деятельности, что позволяет принять ответственное решение в
той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь;

— информационная
компетентность, т.е. способность делать аргументированные выводы, использовать
информацию для планирования и осуществления своей деятельности, осуществлять
информационный поиск и извлекать информацию  из различных источников на любых
носителях, что позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию,
самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной
задачи.  В основе информационной культуры преподавателя лежит
информационно-компьютерная грамотность, под которой понимается система
компьютерных знаний  и умений, обеспечивающая необходимый уровень получения,
переработки, хранения и представления профессионально значимой информации

— коммуникативная
компетентность, т.е. способность соотносить свои устремления с интересами
других людей и социальных групп, взаимодействовать с членами группы, готовность
получать необходимую информацию в диалоге, представлять и цивилизованно
отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

начальная школа п. Харп

Использование

информационно-коммуникативных технологий

в работе классного руководителя

Гроза В.К.

учитель

начальных классов

Классное руководство – это не обязанность,

это бесконечное творчество.

В настоящее время важнейшими направлениями работы классного руководителя являются:

  • Организация воспитательного процесса в классе;

  • Правовое обеспечение воспитательной деятельности в школе;

  • Оказание помощи ученическому самоуправлению;

  • Работа с семьёй учащихся.

Кроме того, классному руководителю приходится заполнять много различных документов. Это социальный паспорт класса, план воспитательной работы, различные отчёты по работе с «трудными» и «одарёнными» детьми, по работе с родителями и т.д.

На помощь классному руководителю в его работе сегодня приходят новые информационно-коммуникационные технологии (в данном контексте слово «новые» предполагает использование компьютера как основного инструмента обработки информации). У новых ИКТ есть две составляющие: технологическая и педагогическая.

Технологическая составляющая новых ИКТ состоит в том, что компьютер как инструмент для автоматической обработки информации участвует в процессе накопления, хранения, преобразования и передачи текстовой, графической, числовой информации. Например, относительно текстовой информации все операции, проводимые пользователем, выполняются для одной цели – обеспечить доступность для потребителя, что приводит к лучшему усвоению и запоминанию.

Что касается педагогической составляющей, то здесь на первый план выходит содержательная часть информации. Важными вопросами в этом случае являются такие: какая по смысловому содержанию должна быть информация, какие качества у человека она должна формировать и воспитывать, не навредит ли информация личности? Основные действия пользователя будут связаны с качественной оценкой большого информационного массива и выбором информации, наиболее подходящей для учебной, воспитательной и развивающей деятельности.

С технологической точки зрения на помощь классному руководителю приходят программы из так называемого офисного набора. Очень важно при этом не «зарыться» в документах и максимально эффективно использовать компьютер. Оформление всех документов (в том числе различных схем, диаграмм успеваемости и т.д.) ставит учителя, использующего новые ИКТ, на новый качественный уровень, так как электронная документация имеет мобильный доступ для корректировки. Классный руководитель, максимально разгруженный от «бумажной» работы, может сосредоточить свое внимание непосредственно на выполнение своих должностных обязанностей, то есть на воспитание детей.

Если же использовать весь спектр составляющих единиц по информатизации образовательного пространства школы (технические устройства и программные средства), то классные часы и родительские собрания проходят на таком уровне, что не воспринимаются детьми как административное мероприятие, и они не только ждут, но и помогают их готовить. Родители же, не имеющие порой возможности посетить родительское собрание, всегда имеют полную информацию о жизни класса и успехах своего ребёнка. Это возможно благодаря использованию мультимедия-технологий, подразумевающих использование совокупности всех видов информации, наглядным примером которых является компьютерная презентация. Такая деятельность и обеспечивает подготовку подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Владение этими технологиями определяет уровень компьютерной грамотности и ИКТ – компетентности участников образовательного процесса

Рассмотрим области применения и возможности новых ИКТ в работе классного руководителя.

  1. Ресурсы сети Internet в организации воспитательного процесса в школе.

Отдельно можно поговорить об особых безграничных возможностях всемирной сети. Сеть Internet интересна не только единой коллекцией образовательных ресурсов (ЕКЦОР – http://school-collection.edu.ru). Образовательное сообщество давно осваивает электронное пространство Интернета, создавая в нем специализированные, предметные и личные сайты, наполненные образовательным контентом.

В нем можно найти диагностические материалы, информацию и фотоматериал для разработки и проведения внеклассных мероприятий на различные темы, готовые разработки мероприятий. Интернет также можно использовать для самообразования, расширения кругозора, обмена опытом. Умение пользоваться электронной почтой помогает поддерживать общение с коллегами и образовательно-воспитательными учреждениями. Интернет создаёт условия для общения с учениками и их родителями, используя интерактивные формы на сайтах, как общешкольных, так и личных.

В сети Интернет созданы бесплатные сервисы для организации общения, создания и поддержки сайтов. Для классного руководителя предоставляется возможность участия в интернет-конкурсах, фестивалях (например, http://www.ppoisk.com, http://1september.ru ), возможность создания своего сайта для размещения собственных разработок (www.ucoz.ru, www.joomla.ru и др.), возможность дистанционно пройти курсы повышения квалификации (http://edu.of.ru/distantobr.ru, www.eidos.ru ).

  1. Мониторинг, диагностирование, анкетирование.

К этому виду деятельности относится выставление текущих оценок, ведение журнала пропусков, сдача и проверка дневников, мониторинг успеваемости по полугодиям и за год, обработка анкет, определение уровня воспитанности каждого ученика и др. Указанную работу можно осуществлять в электронных таблицах, сделав их самостоятельно, или воспользовавшись интернет-сёрфингом. Удобная в использовании электронная таблица позволяет по введенным формулам сразу подсчитывать средние показатели ученика по разным критериям (доброта, отзывчивость, милосердие, трудолюбие и т.п.), средние показатели класса, найти эти значения в процентах и построить диаграммы. Необходимые шаблоны для начинающего пользователя легко найти через поисковые сервисы Internet. Таким образом, классный руководитель получает возможность оперативно использовать информацию о воспитанниках, отслеживать динамику их личностного развития. В дальнейшем эта информация может быть использована для оформления портфолио воспитанника, выступления на родительских собрании.

3. Внеклассные мероприятия.

Для того чтобы внеклассное мероприятие прошло интересно, мало правильно выбрать его тему, нужно ещё соответствующим образом оформить информационную часть, чтобы это было ярко, красиво, эффектно. Здесь нужна помощь родителей, художников, звукооператоров. Для изготовления наглядного материала нужны ватман, краски и многое другое, т.е. определённые материальные, временные и энергетические затраты.

Использование мультимедиа-презентаций для организации внеклассных мероприятий (соревнований, классных часов, диспутов и т.п.) способствует повышению заинтересованности воспитанников в коллективном творческом деле. Компьютерные варианты наглядных пособий легче сохранить в хорошем состоянии до следующего использования. Их можно ежегодно пополнять, тем самым создавая электронный банк методических разработок с целью дальнейшего их использования на уроках и во внеурочное время. Большую помощь также могут оказать электронные мультимедийные энциклопедии и программы («От Кремля до Рейхстага», «От плуга до лазера», продукты компании «Кирилл и Мефодий», фирмы «Новый диск»), а также единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕКЦОР – http://school-collection.edu.ru ) в Internet.

4. Творческая работа с воспитанниками.

Возможность создания собственного сайта можно использовать для творческой работы с воспитанниками, что ведёт к развитию их творческого и креативного мышления, учит быть самостоятельными и легко адаптироваться в социуме. Творческие отчеты в виде презентаций о праздниках, походах, поездках, экскурсиях можно обсуждать на классных часах и размещать на сайте. В настоящее время существует множество программ, позволяющих не просто сохранять фото и видео на компьютере, но и оформить их в виде фото-, видеоальбомов. Конечно, самые удобные – это платные программы, такие, например, как Adobe PhotoShop, но есть и немало бесплатных программ, находящихся в свободном доступе, в том числе и через Internet (www.freesoft.ru и др.).

Использование компьютера как рабочего инструмента для автоматической обработки и получения информации является не модным веянием, а острой необходимостью в работе классного руководителя. Навыки применения новых ИКТ будут, безусловно, полезны и для сопровождения выступления на педсовете, методическом объединении, для проведения семинара или творческого совещания, для обобщения опыта работы.

5. Электронная документация классного руководителя.

В ежедневной работе классного руководителя часто приходиться общаться к многочисленным и, как правило, неупорядоченным данным об учениках класса, родителях, занятости учащихся во внеурочное время и т.д. Для облегчения задачи в компьютере создаётся банк данных необходимой информации, которую можно каждый год лишь обновлять, а не создавать заново. Например:

  • План воспитательной работы;

  • Социальный паспорт класса;

  • Различные анкеты;

  • Психолого-педагогические характеристики учащихся класса;

  • База данных воспитанников и родителей.

Стоит отметить, что организационно для этого используется система управления базами данных, а применение такой программы без специальной компьютерной подготовки невозможно, однако, используя возможности современных коммуникаций (в частности, сети Internet), любой классный руководитель за короткое время может найти уже систематизированную и оформленную документацию, в том числе и в свободном доступе. Приёмы работы в сети Internet по поиску такой информации несложны, достаточно в поисковых строках популярных серверов, таких как Яндекс (www.yandex.ru), Рамблер (www.rambler.ru ) и других, правильно сформулировать запрос на интересующую тему. Полученная таким образом информация будет полезна не только начинающему пользователю, но и достаточно подготовленному в области новых ИКТ.

Внеурочная (внеклассная) работа
составная часть учебно-воспитательного процесса
школы, одна из форм организации свободного
времени учащихся.

Внеурочная работа ориентирована на
создание условий для неформального общения
школьников одного класса или учебной параллели,
имеет выраженную воспитательную и
социально-педагогическую направленность
(дискуссионные клубы, вечера встреч с
интересными людьми, экскурсии, посещение театров
и музеев с последующим обсуждением, социально
значимая деятельность, трудовые акции).
Внеурочная работа — это хорошая возможность для
организации межличностных отношений в классе,
между школьниками и классным руководителем с
целью создания ученического коллектива и
органов ученического самоуправления. В процессе
многоплановой внеурочной работы можно
обеспечить развитие общекультурных интересов
школьников, способствовать решению задач
нравственного воспитания.

Внеурочная работа тесно связана с
дополнительным образованием детей, когда дело
касается создания условий для развития
творческих интересов детей и включения их в
художественную, техническую,
эколого-биологическую, спортивную и другую
деятельность.

Основными целями информатизации
внеурочной деятельности
школьников являются:

  • вовлечение школы в построение единого
    информационного пространства; (создание
    школьного веб-сайта.)
  • формирование у школьников мировоззрения
    открытого информационного общества, подготовка
    членов информационного общества;
  • формирование отношения к компьютеру как к
    инструменту для общения, обучения,
    самовыражения, творчества;
  • развитие творческого, самостоятельного
    мышления школьников, формирование умений и
    навыков самостоятельного поиска, анализа и
    оценки информации, овладение навыками
    использования информационных технологий;
  • развитие познавательной и творческой
    активности учащихся;
  • формирование устойчивого познавательного
    интереса школьников к
    интеллектуально-творческой деятельности;
  • развитие внимания, памяти, воображения,
    восприятия, мышления, сообразительности;
  • повышение воспитательного воздействия всех
    форм внеурочной деятельности;
  • развитие материально-технической базы системы
    общего среднего образования;
  • организация эффективного информационного
    взаимодействия учителей, школьников и родителей;
  • развитие информационных ресурсов
    образовательного учреждения (ведение
    внутришкольных сайтов, газет, стендов, музеев,
    медиатеки и т.п.);
  • внедрение средств ИКТ в
    социально-воспитательную работу;
  • осуществление индивидуализации и
    дифференциации в работе со школьниками;
  • развитие способности свободного культурного
    общения;
  • обучение методам конструктивного
    взаимодействия и взаимопонимания;
  • всестороннее развитие личности ребенка;
  • организации содержательно досуга детей и
    молодежи.

Для достижения целей информатизации
внеурочной деятельности школьников необходимо
организовать:

  • проведение и консультирование проектной
    деятельности;
  • доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и
    оказание помощи в их применении;
  • внеурочную деятельность с применением средств
    ИКТ (кружки, предметные лаборатории, организация
    конкурсов и олимпиад, другие формы
    воспитательной работы и деятельности по
    социализации личности школьников и т.д.);
  • работу школьных средств массовой информации с
    применением средств ИКТ (обновляемая школьная
    страница в сети Интернет, газеты, журналы, видео,
    оформление кабинетов);
  • досуг детей в школьном компьютерном клубе
    (например, клуб программистов, Интернет-клуб,
    клуб разработчиков компьютерных презентаций и
    др.).

Информационная культура учащихся и
учителей растет. Приоритетным является в школе
умение самостоятельно мыслить и добывать знания
в безбрежном пространстве информационного поля.

Именно информационные технологии
организуют такое взаимодействие учеников и
учителей, которое мотивирует и стимулирует на
творческую, экспериментальную деятельность.

Использование информационных
технологий позволило видоизменить содержание,
методы и формы воспитания. Результаты этих
изменений можно увидеть в следующем:

  • происходит формирование личности в процессе
    приобретения знаний, умений, навыков, а не
    простого заучивания.
  • интегрированное изучение предметов.
  • взаимодействие процессов обучения и
    воспитания.
  • познание мира осуществляется в результате
    создания его модели.

Применяя ИКТ, классный руководитель
может готовить разнообразные материалы для
использования непосредственно при проведении
классного часа, родительского собрания.

Информационные технологии позволяют
разнообразить формы работы с учащимися, сделать
их творческими, упрощается процесс общения с
учениками и их родителями.

Внедрение ИКТ во внеурочную
деятельность – это повышение интереса многих
подростков, и именно этот ресурс необходимо
использовать для активизации воспитательной
работы в новых условиях. Основным фактором,
обеспечивающим эффективность воспитательного
процесса, является включение учащихся в жизнь
класса. Используя новые, увлекательные для
нового поколения технологии, можно обеспечивать
эту включённость.

Рассмотрим применения компьютерных
технологий на практике
:

1. Во-первых, в организации воспитательной
работы я использую ресурсы Интернет. Это
различные диагностики, необходимая информация
для проведения и разработки внеклассных
мероприятий на различные темы, а иногда и готовые
разработки мероприятий. Здесь отрадно отметить,
что в сети Интернет можно встретить интересные
разработки наших коллег, работающих в
школе-гимназии №4 (Чегодаева Елена Геннадьевна),
лицее №1 (Багнюк Ольга Леонидовна) и др. школах
города Елабуга.

Интернет дает большие возможности для
общения с учениками и их родителями: электронная
почта, гостевая книга на сайте школы, форумы.

2. Во-вторых, в ежедневной работе
классного руководителя часто приходится
обращаться к многочисленным и, как правило,
неупорядоченным данным об учениках класса,
родителях, занятости учащихся во внеурочное
время и т.д.

Для того чтобы собрать и упорядочить
данные воедино, я использую СУБД Microsoft Access. Вношу
все необходимые данные об учениках и их
родителях в таблицу и по необходимости составляю
различные отчеты.

3. Выставление текущих оценок, ведение журнала
пропусков, сдача и проверка дневников,
мониторинг успеваемости по полугодиям и за год
могут формироваться с помощью электронных
таблиц Microsoft Excel.

Каждый классный руководитель в своей
работе пользуется различными диагностиками,
которые требуют больших временных затрат на
обработку и анализ. Данные отчеты могут
формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft
Excel. Электронные таблицы позволяют наглядно
представить результаты обработки анкет,
диагностик с помощью графиков и диаграмм. Такие
наглядные результаты анкетирования интересны не
только учащимся, но и родителям.

В Excel удобно использовать шаблон для
автоматического подсчета баллов при проведении
мероприятий соревновательного типа (КВНы,
различные конкурсы с выставлением оценок жюри).

4. Организуя внеклассные мероприятия,
соревнования, классные часы часто готовлю и
использую презентации, которые позволяют
красочно и наглядно представить любой материал,
а так же позволяют экономить время проведения
мероприятия. Например, презентация к игре
“Звездный час” и др.

img6.jpg (25673 bytes)

С помощью программы создания
презентаций учащиеся оформляют мультимедиа
альбом класса, где помещены фотографии с
различных мероприятий, информация о достижениях
учащихся, их увлечениях и интересах.

Кроме того, на классных часах я
использую видео лекции, например, посвященные
профилактике алкоголизма, курения и наркомании,
методике восстановления зрения.

При подготовке и проведении
внеклассных мероприятий, оформлении классного
уголка, вместе с учащимися мы используем и другие
прикладные программы, такие как проигрыватель
Windows Media, графический редактор Adobe Photoshop, которые
делают внеклассную работу яркой и
запоминающейся.

Таким образом, мы видим очевидную
необходимость использования компьютерных
технологий в воспитании.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

Использование информационно-коммуникационных технологий

в работе классного руководителя

Локоткова Юлия Викторовна,

учитель начальных классов

2015 г.

Научно-технический прогресс на протяжении последних десятилетий активно вторгается в жизнь мирового сообщества, проникая все больше и больше в разные сферы человеческой жизнедеятельности: экономическую, статистическую, банковскую, медицинскую, юридическую, образовательную и другие.

Приоритетной целью воспитательной работы является формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению.

Среди целей деятельности школы, обозначенных в Программе развития школы, одна из основных – развитие познавательных интересов посредством внедрения инновационных программ, проектных методик; гуманизация воспитательного процесса, выраженная в создании условий для развития личности в ходе совместной деятельности участников образовательного процесса.

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.

Современные информационные технологии призваны помочь нам ориентироваться в бесконечном потоке информации, и, самое главное, экономить драгоценное время. Поэтому любой современный учитель, классный руководитель должен владеть компьютерной грамотностью.

Освоив компьютер, программы Microsoft Word, Microsoft Excel, и многие другие, классный руководитель владеет мощным инструментом, который помогает ему провести интересный классный час, внеклассное мероприятие, проиллюстрировать наглядным материалом любое выступление на семинаре, педагогическом совете, родительском собрании.

Области применения и возможности ИКТ в работе классного руководителя

  1. Электронная документация классного руководителя.

В компьютере создается банк данных необходимой информации, которую можно каждый год лишь обновлять, а не создавать заново. Например,

— План воспитательной работы;

— Социальный паспорт класса;

— Анкеты;

— Психолого-педагогические характеристики учащихся класса;

— База данных учащихся и их родителей.

В ежедневной работе классного руководителя часто приходится обращаться к многочисленным и, как правило, неупорядоченным данным об учениках класса, родителях, занятости учащихся во внеурочное время и т.д.

.

  1. Мониторинг

Выставление текущих оценок, ведение журнала пропусков, сдача и проверка дневников, мониторинг успеваемости по полугодиям и за год могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel.

3. Диагностирование, анкетирование

Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Данные отчеты могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel. Электронные таблицы позволяют наглядно представить результаты обработки анкет, диагностик с помощью графиков и диаграмм.

4. Внеклассные мероприятия

Подготовка и использование презентаций при организации внеклассных мероприятий (соревнования, классные часы, диспуты и т.п.) способствуют повышению заинтересованности учащихся к предложенной теме. К тому же чтобы это было ярко, красиво нужна помощь родителей, художников, звукооператоров. Для изготовления наглядного материала нужны ватман, краски, т.е. определенные материальные затраты. Компьютерные варианты наглядных пособий легче сохранить в хорошем состоянии до следующего использования. Ежегодно пополняю электронный банк методических разработок с целью дальнейшего их использования на уроках и во внеурочное время.

Так же использую готовые образовательные ресурсы, мультимедийные энциклопедии и т. д. (например, по Великой Отечественной войне «От Кремля до Рейхстага»– документальные кадры, по наркомании – видеофрагменты и т. д.

5. Ресурсы сети Интернет

В организации воспитательной работы я использую ресурсы Интернет. Это различные диагностики, необходимая информация и фотоматериал для разработки и проведения внеклассных мероприятий на различные темы, а иногда и готовые разработки мероприятий. Использую Интернет для самообразования, расширения кругозора. Владение электронной почтой помогает поддерживать общение с нужными пользователями и учреждениями.

Интернет дает большие возможности для общения с учениками и их родителями: электронная почта, гостевая книга на сайте школы. Родители могут пройти тестирование на сайте школы «Удовлетворенность родителей работой ОУ» и т.п.

Привлекаю учащихся к поиску информации для проведения различных мероприятий, политинформаций. Появилась возможность для классного руководителя как участие в Интернет – конкурсах, фестивалях (например, http://www.ppoisk.nm.ru, http://1september.ru), где классный руководитель может также поделиться своим опытом работы. Размещаю свои разработки на персональном сайте.

6. Методическая работа

— сопровождение выступления на педсовете, МО;

— для проведения семинара или творческого совещания;

— для обобщения собственного опыта.

7. Работа с родителями

При выполнении организационно-координирующей функции классный руководитель устанавливает контакт с родителями учащихся. Самый распространенный вид работы с семьей — это родительские собрания. Рекомендуется применение ИКТ на такого рода мероприятиях. Родители с интересом просматривают презентации по различным темам, процент посещения родительских собраний увеличивается, т.е. растет доверие к школе.

7. Творческая работа с учениками

Создание школьного сайта.

Творческие отчеты в виде презентации о праздниках, походах, поездках, экскурсиях.

Создание фотоальбома из школьной жизни класса, ежегодное его пополнение. В настоящее время существует множество программ, позволяющих не просто сохранять фото и видеокадры на компьютере, но и красиво оформить в виде фотоальбома. Одна из таких программ «Автоплей-меню для фотоколлекций, v1.53»

Создание фильмов или слайд шоу в windows live В настоящее время (информационный век), использование компьютера как рабочего инструмента является не модным веянием, а острой необходимостью в работе квалифицированного специалиста.

5

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Настойка прополиса для приема внутрь инструкция
  • Новатор джанкой руководство
  • Тиамин в таблетках цена инструкция по применению взрослым отзывы
  • Озон руководство компании официальный сайт
  • Циклопирокс инструкция по применению цена аналоги