Информация по классному руководству

«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность

Классный руководитель — кто он и зачем нужен

Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…

У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:

  • за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
  • за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
  • за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.

В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.

Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.

В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.

  • Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.

Цели, задачи и функции классного руководителя

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.

Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

На педагога возложено несколько групп функций:

  • педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
  • социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.

Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.

Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.

Обязанности классного руководителя

Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.

Неизменная часть содержит шесть блоков:

  1. Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
  2. В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
  3. Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
  4. В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
  5. Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
  6. В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.

Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.

Права классного руководителя

Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.

Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):

  • федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
  • выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.

Ответственность классного руководителя за детей

Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Инвариантные обязанности классного руководителя
    642.5 КБ

  • Нормативно‑правовая база для классного руководителям
    634.1 КБ

Скачать

Классное руководство.
Классный руководитель должен быть организатором ученического коллектива класса, хорошо знать учащихся, условия их жизни, особенности характеров, их интересы и склонности и с учетом этого проводить разностороннюю работу с классом по решению учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой. Классный руководитель — это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в усвоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности в классном коллективе, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации. 

В своей деятельности педагогические работники, осуществляющие классное руководство, руководствуются Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», законодательными актами Российской Федерации и Чувашской республики, нормативными правовыми актами Министерства образования РФ и Чувашской Республики, регулярно читают методическую литературу. 

Классное руководство осуществляется как педагогическая функция, обеспечивающая организацию воспитательного процесса в основном его звене — первичном ученическом коллективе. 

В работе с конкретным коллективом учащихся классный руководитель изменяет содержание и соотношение видов деятельности школьников в зависимости от их возраста и уровня воспитанности. Он учитывает также особенности социальной обстановки в стране и конкретные условия школы, класса. Планирование воспитательной работы по видам деятельности обеспечивает разносторонность взаимодействия школьника с окружающим миром, позволяет предупредить однобокое влияние школы, сведение ее воспитательного влияния к узкому кругу однообразных дел, широкого процесса воспитания личности — к обучению. 

Классный руководитель должен владеть целой палитрой форм организуемой деятельности. Необходимо отметить, что количество форм коллективной, группой и индивидуальной деятельности учащихся безгранично. Выбор и создание новых форм определяется как целями воспитания данного коллектива, так и конкретной ситуацией, в которой оно осуществляется. Но вместе с тем форма не может быть самоцелью, она создается как выражение глубокого психологического замысла и реализации воспитательной цели. В этой связи совершенно очевидно, что классный руководитель должен обладать методическим запасом образованных, распространенных в практике школьного воспитания и наиболее популярных форм работы со школьниками, особенно дискуссионных, игровых, состязательных, творческих и др. 

Классный руководитель работает по плану, составленному на четверть или полугодие, в котором кратко определяются конкретные мероприятия по воспитательной работе с классом исходя из наиболее актуальных задач, стоящих перед школой. 

План классного руководителя утверждается директором школы. В крупных школах директор школы может поручать утверждение части планов классных руководителей заведующему учебной частью. Классный руководитель подотчетен в своей работе директору школы, заведующему учебной частью и педагогическому совету. 

Целью классного руководства является формирование ценностных ориентации обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность их личности, соответствующую насущным интересам личности и общества, принципам государственной политики в области образования и определенных Законом РФ «Об образовании». Цель его работы с классом состоит в создании благоприятной микросферы и психологического климата в коллективе, а также в координации усилий педагогов (учителей-предметников, воспитателей, руководителей кружков и др.), родителей, других взрослых, влияющих на становление личности его воспитанников. 

Задачи классного руководства:

Создание классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка. 

Организация всех видов коллективной и индивидуальной , деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации, с помощью представителей всех социальных институтов воспитания. 

Коррекция индивидуального развития учащихся класса, I способствующая свободному и полному проявлению и развитию их способностей. 

Основополагающими для классного руководства являются следующие принципы:

гуманистическая направленность: в центре внимания классного руководителя — развитие личности каждого обучающегося закрепленного класса (учебной группы), обеспечение прав и свобод обучающихся; 

коллегиальность в организации воспитательного процесса: участие в нем обучающихся, их родителей (законных представителей), а также педагогических работников; 

системность: обеспечение взаимосвязанности и целостности усилий всех участников воспитательного процесса; 

природосообразность: выбор форм организации воспитательного процесса с учетом половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, ценностных и целевых ориентации коллектива образовательного учреждения, объективных условий его жизнедеятельности. 

Основные направления классного руководства:

Аналитико-прогностическое: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; выявление специфики, определение состояния и перспектив развития классного коллектива. 

Организационно-педагогическое: организация и стимулирование творческой деятельности обучающихся; установление связей семьи и образовательного учреждения; координация педагогических работников в вопросах организации обучения и воспитания в закрепленном классе (учебной группе), индивидуальная работа с обучающимися; формирование классного коллектива. 

Коммуникативное: развитие и регулирование межличностных отношений между обучаююимися и педагогическими работниками, содействие развитию общего благоприятного психологического климата в коллективе.


В процессе своей деятельности классный руководитель:

получает регулярную информацию о физическом и психическом здоровье воспитанников, их успеваемости и поведении; 

по мере необходимости обращается за методической и организационно-педагогической помощью к руководству образовательного учреждения, методическим объединениям, работающим в нем; 
выносит на рассмотрение администрации, педагогического совета или совета образовательного учреждения предложения, направленные на улучшение жизнедеятельности детского коллектива закрепленного класса, отдельных обучающихся; 

по согласованию с администрацией образовательного учреждения приглашает родителей (законных представителей) для оказания помощи, координации действий в воспитании их детей, обращается в комиссию, инспекцию по делам несовершеннолетних и другие организации для решения вопросов, связанных с обучением и воспитанием обучающихся класса;

систематически анализирует динамику личностного развития обучающихся; 
контролирует ведение дневников; 

проводит классные часы (собрания, «часы общения» и т. п.) и родительские собрания; 

содействует деятельности родительского комитета класса (учебной группы); 

при поддержке коллег и родителей (законных представителей) осуществляет диагностику вос-питанности обучающихся, эффективности воспитательной работы с ними; 

повышает свою профессиональную квалификацию в целях совершенствования воспитательного процесса; 

планирует свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию, установленными администрацией образовательного учреждения для классных руководителей; 

ведет личные дела обучающихся, дневник (журнал, карту и т. п.) педагогических наблюдений за динамикой развития обучающихся и коллектива класса (учебной группы) в целом; 

осуществляет постоянный текущий контроль над учебным процессом;

работает с родителями по всем профессиональным, воспитательным и бытовым проблемам учащихся; 

ведет индивидуальную работу с «трудными» учащимися и их родителями; 

осуществляет сбор сведений о семьях с указанием места работы, жительства, контактных телефонах; 

осуществляет организационную поддержку досуга школьников. 

Классный руководитель является организатором разнообразных видов жизнедеятельности детей:

познавательной, которая расширяет кругозор школьников, приобщает их к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями; 

трудовой, направленной на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирующего уважительное отношение к материальным ценностям как средству существования человека; 

художественной, развивающей чувственные мироощущения, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям и стимулирующей художественную самодеятельность школьника; 

спортивной, культивирующей здоровый образ жизни, формирующей силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела; 

общественной, содействующей социализации школьника, приобщающей его к активному преобразованию действительности; 

ценностно-ориентировочной, направленной на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях; 

свободного общения, осуществляемого как досуг школьников, когда их общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью их деятельности является общение с «другим человеком» как ценностью.

Полномочия классного руководителя:

получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье детей;

контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса; 

контролировать успеваемость каждого ученика; 

координировать работу учителей-предметников, организовывать педконсилиумы, «малые педсоветы»; 

выносить на рассмотрение администрации, педагогического или методического совета школы согласованные с коллективом класса предложения;

посещать уроки учителей и внеклассные занятия в своем классе;

оценивать поведение учащихся по согласованию со всеми учителями класса, объявлять благодарность классу в целом и отдельным учащимся за успехи в учении, труде, общественно полезной работе и поведении, а также порицание учащимся за допущенные проступки; 

входить в педагогический совет с предложениями о поощрениях учащихся за отличные успехи в учении, труде, другой общественно полезной работе и за примерное поведение в установленном порядке, а также об исключении из школы отдельных учащихся за серьезные проступки, если в отношении к ним были исчерпаны все другие меры педагогического воздействия; 

вызывать родителей учащихся для совместного решения вопросов, связанных с улучшением учебной и трудовой деятельности школьников и их воспитанием; 

проводить собрания родителей класса;

приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в школу; 

по согласованию с администрацией обращаться в отдел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (ОППН), советы содействия семье и школе на предприятиях, организуя решение вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся его класса;

определять программы индивидуальной работы с детьми; 

по согласованию с администрацией и с разрешения педагогического совета школы вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и воспитательной деятельности; 

выбирать формы повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных и групповых формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку. 

Требования к подготовке классного руководителя и общие условия его работы

Слагаемыми профессиональной подготовки классного руководителя являются: 

знания и умения по педагогике, детской и возрастной психологии, социальной психологии и психологии отношений; психологии детских коллективов; педагогической этике; 

знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков; владение эффективными методами изучения отдельной личности и группы; 

знание возрастной физиологии, школьной гигиены; 

знание теоретических основ воспитания, владение технологией воспитательного воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой организации свободного времени школьников, коллективной творческой деятельности; техникой индивидуального общения с детьми, родителями и др.); 

знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по организации воспитательного процесса; основных направлений и перспектив развития народного образования и педагогической практики; 

знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других государственных органов по вопросам обучения и воспитания учащихся; Конвенции о правах ребенка; основ трудового законодательства; 

способности к анализу, диагностированию, прогнозированию, программированию, коррекции, самоконтролю; 
организаторские умения и навыки; 
коммуникативные способности; 
высокая духовная культура. 


Для реализации педагогических задач классному руководителю необходимо создать соответствующие условия:
материально-техническое обеспечение организуемой им воспитательной деятельности; 

организационно-методическую помощь со стороны руководства учреждения образования, методической службы;

мотивированное обеспечение (организация систематического коллективного педагогического анализа состояния и перспектив классного руководства, использования методов и мер морального и материального поощрения и др.). 

Круг обязанностей классного руководителя1. Организация деятельности классного коллектива. 
• Ведение журнала. 
• Организация классного коллектива: распределение поручений, работа с активом, направление учеников класса в советы дел, правильная организация каждого коллективного творческого дела, помощь в работе старшего дежурного. 
• Организация дежурства по классу, по школе, по столовой. 
• Соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета. 
• Забота о внешнем виде воспитанников. 
• Организация питания. 
2. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных учащихся. 

• Строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель несет личную ответственность за пропуски учащимися уроков без уважительных причин.

• Забота о заболевших школьниках, пропустивших много уроков, обеспечение им помощи в учебе, передачи уроков, внимания товарищей по классу. 

• Создание обстановки, благоприятствующей учебе. 

• Координация деятельности учителей, работающих в классе (регулирование отношений, коррекции, помощи в учебе; проведение минипедсовета учителей, работающих в классе, раз в четверть). 

• Работа с ученическими дневниками, контакт с родителями по поводу успеваемости школьника. 

• Создание условий для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлечение в кружки, факультативы, конкурсы, олимпиады, смотры, организация устных журналов, экскурсий, посещений выставок, дальних поездок и т. п.). 

• Развитие умения научно организовать умственный труд (цикл бесед, рекомендации, индивидуальная работа, привлечение к работе психолога). 

• Забота о круге чтения (рекомендации учителей-предметников, знакомство с кругом чтения, помощь в выборе книг, коррекция). 


3. Организация внеучебной жизни классного коллектива. 

• Создание микроклимата в классе, формирование межличностных отношении, их коррекция, регулирование взаимоотношений. 

• Развитие умений общаться, воспитание ответственности перед коллективом за порученное дело, помощь в его исполнении, контроль за его исполнением. 

• Организация творческих дел в классе с привлечением отдельных учащихся или всего коллектива класса.

• Всемерное вовлечение в общественно полезную, нужную товарищам, людям деятельность, воспитание доброты и милосердия. 

• Охрана здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья, вовлечение в физкультурную, спортивную работу через походы. 

• Организация спортивных соревнований, спортивных игр, походов. 

• Помощь в деятельности различных детских общественных организаций. 

• Поиск интересных форм, глубокого содержания каждого организуемого дела, определение целесообразности и целенаправленности при организации и проведении любой встречи классного руководителя с классным коллективом (будь то классный час, классное собрание, политчас, беседа, откровенный разговор, огонек и т. д.). (Проведение 1 тематического классного часа в месяц обязательно). 

4. Изучение личности и коррекция в воспитании школьников. 

• Изучение личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, с учетом мнения учителей, работающих в классе, и родителей. 

• Работа с характеристиками учащихся, использование характеристик для коррекции личности воспитанника. 
• Организация нравственного воспитания. 

• Воспитание политической культуры. Формирование эстетической культуры. 

• Воспитание ответственного отношения к труду и формирование трудовых навыков. 
• Привитие санитарно-гигиенических навыков. 

5. Работа с родителями. 

• Проведение тематических родительских собраний 1 раз в четверть и дня открытых дверей 1 раз в четверть.
• Изучение условий воспитания в семье. 
• Индивидуальная работа с родителями.

• Привлечение родителей для организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности классного коллектива. 
• Влияние на общение ребят с родителями. 


Критерии оценки деятельности классного руководителя. 

Основным критерием оценки работы классного руководителя является реальный рост воспитанности, общей культуры учащихся класса. В оценке уровня воспитанности отдельно взятого ребенка классный руководитель ориентируется на идеальную модель всесторонне развитой личности, т. е. личности, у которой сформированы интеллектуальные, физические, нравственные, эстетические и трудовые качества, наблюдается целостность бытия, сознания и самосознания, сформированы чувства, воля и правильное поведение. Задача классного руководителя — установить меру соответствия реального образа школьника идеальной модели, выражающей цели воспитания.

Классный руководитель
должен быть организатором ученического коллектива класса, хорошо знать
учащихся, условия их жизни, особенности характеров, их интересы и склонности
и с учетом этого проводить разностороннюю работу с классом по решению
учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой. Классный руководитель —
это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в
усвоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений
через разнообразные виды воспитывающей деятельности в классном коллективе,
создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и
осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации. 

В своей деятельности педагогические работники, осуществляющие классное
руководство, руководствуются Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией
РФ, Законом РФ «Об образовании», законодательными актами Российской
Федерации и Чувашской республики, нормативными правовыми актами Министерства
образования РФ и Чувашской Республики, регулярно читают методическую
литературу. 

Классное руководство осуществляется как педагогическая функция,
обеспечивающая организацию воспитательного процесса в основном его звене —
первичном ученическом коллективе. 

В работе с конкретным коллективом учащихся классный руководитель изменяет
содержание и соотношение видов деятельности школьников в зависимости от их
возраста и уровня воспитанности. Он учитывает также особенности социальной
обстановки в стране и конкретные условия школы, класса. Планирование
воспитательной работы по видам деятельности обеспечивает разносторонность
взаимодействия школьника с окружающим миром, позволяет предупредить однобокое
влияние школы, сведение ее воспитательного влияния к узкому кругу
однообразных дел, широкого процесса воспитания личности — к обучению. 

Классный руководитель должен владеть целой палитрой форм организуемой
деятельности. Необходимо отметить, что количество форм коллективной, группой
и индивидуальной деятельности учащихся безгранично. Выбор и создание новых
форм определяется как целями воспитания данного коллектива, так и конкретной
ситуацией, в которой оно осуществляется. Но вместе с тем форма не может быть
самоцелью, она создается как выражение глубокого психологического замысла и
реализации воспитательной цели. В этой связи совершенно очевидно, что
классный руководитель должен обладать методическим запасом образованных,
распространенных в практике школьного воспитания и наиболее популярных форм
работы со школьниками, особенно дискуссионных, игровых, состязательных,
творческих и др. 

Классный руководитель работает по плану, составленному на четверть или
полугодие, в котором кратко определяются конкретные мероприятия по
воспитательной работе с классом исходя из наиболее актуальных задач, стоящих
перед школой. 

План классного руководителя утверждается директором школы. В крупных школах
директор школы может поручать утверждение части планов классных руководителей
заведующему учебной частью. Классный руководитель подотчетен в своей работе
директору школы, заведующему учебной частью и педагогическому совету. 

Целью классного руководства является формирование ценностных ориентации
обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность их личности,
соответствующую насущным интересам личности и общества, принципам
государственной политики в области образования и определенных Законом РФ
«Об образовании». Цель его работы с классом состоит в создании
благоприятной микросферы и психологического климата в коллективе, а также в
координации усилий педагогов (учителей-предметников, воспитателей,
руководителей кружков и др.), родителей, других взрослых, влияющих на
становление личности его воспитанников. 

Задачи классного
руководства:

Создание классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды,
обеспечивающей социализацию каждого ребенка. 

Организация всех видов коллективной и индивидуальной , деятельности,
вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации, с помощью
представителей всех социальных институтов воспитания. 

Коррекция индивидуального развития учащихся класса, I способствующая
свободному и полному проявлению и развитию их способностей. 

Основополагающими для классного руководства являются следующие принципы:

гуманистическая направленность: в центре внимания классного руководителя —
развитие личности каждого обучающегося закрепленного класса (учебной группы),
обеспечение прав и свобод обучающихся; 

коллегиальность в организации воспитательного процесса: участие в нем
обучающихся, их родителей (законных представителей), а также педагогических
работников; 

системность: обеспечение взаимосвязанности и целостности усилий всех
участников воспитательного процесса; 

природосообразность: выбор форм организации воспитательного процесса с учетом
половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, ценностных и
целевых ориентации коллектива образовательного учреждения, объективных
условий его жизнедеятельности. 

Основные направления
классного руководства:

Аналитико-прогностическое: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и
динамики их развития; выявление специфики, определение состояния и перспектив
развития классного коллектива. 

Организационно-педагогическое: организация и стимулирование творческой
деятельности обучающихся; установление связей семьи и образовательного
учреждения; координация педагогических работников в вопросах организации
обучения и воспитания в закрепленном классе (учебной группе), индивидуальная
работа с обучающимися; формирование классного коллектива. 

Коммуникативное: развитие и регулирование межличностных отношений между
обучаююимися и педагогическими работниками, содействие развитию общего
благоприятного психологического климата в коллективе.

В процессе своей
деятельности классный руководитель:

получает регулярную информацию о физическом и психическом здоровье
воспитанников, их успеваемости и поведении; 

по мере необходимости обращается за методической и
организационно-педагогической помощью к руководству образовательного
учреждения, методическим объединениям, работающим в нем; 
выносит на рассмотрение администрации, педагогического совета или совета
образовательного учреждения предложения, направленные на улучшение
жизнедеятельности детского коллектива закрепленного класса, отдельных
обучающихся; 

по согласованию с администрацией образовательного учреждения приглашает
родителей (законных представителей) для оказания помощи, координации действий
в воспитании их детей, обращается в комиссию, инспекцию по делам
несовершеннолетних и другие организации для решения вопросов, связанных с
обучением и воспитанием обучающихся класса;

систематически анализирует динамику личностного развития обучающихся; 
контролирует ведение дневников; 

проводит классные часы (собрания, «часы общения» и т. п.) и
родительские собрания; 

содействует деятельности родительского комитета класса (учебной группы); 

при поддержке коллег и родителей (законных представителей) осуществляет
диагностику вос-питанности обучающихся, эффективности воспитательной работы с
ними; 

повышает свою профессиональную квалификацию в целях совершенствования
воспитательного процесса; 

планирует свою деятельность по классному руководству в соответствии с
требованиями к планированию, установленными администрацией образовательного
учреждения для классных руководителей; 

ведет личные дела обучающихся, дневник (журнал, карту и т. п.) педагогических
наблюдений за динамикой развития обучающихся и коллектива класса (учебной
группы) в целом; 

осуществляет постоянный текущий контроль над учебным процессом;

работает с родителями по всем профессиональным, воспитательным и бытовым
проблемам учащихся; 

ведет индивидуальную работу с «трудными» учащимися и их родителями; 

осуществляет сбор сведений о семьях с указанием места работы, жительства,
контактных телефонах; 

осуществляет организационную поддержку досуга школьников. 

Классный руководитель
является организатором разнообразных видов жизнедеятельности детей:

познавательной, которая расширяет кругозор школьников, приобщает их к чтению,
развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует
интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями; 

трудовой, направленной на создание, сохранение, приумножение материальных
ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного
труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым
формирующего уважительное отношение к материальным ценностям как средству
существования человека; 

художественной, развивающей чувственные мироощущения, потребность в прекрасном,
способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям и
стимулирующей художественную самодеятельность школьника; 

спортивной, культивирующей здоровый образ жизни, формирующей силу,
выносливость, пластичность и красоту человеческого тела; 

общественной, содействующей социализации школьника, приобщающей его к
активному преобразованию действительности; 

ценностно-ориентировочной, направленной на рациональное осмысление
общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной
причастности к миру во всех его проявлениях; 

свободного общения, осуществляемого как досуг школьников, когда их общение
освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью их деятельности
является общение с «другим человеком» как ценностью.

Полномочия классного
руководителя:

получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье детей;

контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса; 

контролировать успеваемость каждого ученика; 

координировать работу учителей-предметников, организовывать педконсилиумы,
«малые педсоветы»; 

выносить на рассмотрение администрации, педагогического или методического
совета школы согласованные с коллективом класса предложения;

посещать уроки учителей и внеклассные занятия в своем классе;

оценивать поведение учащихся по согласованию со всеми учителями класса,
объявлять благодарность классу в целом и отдельным учащимся за успехи в
учении, труде, общественно полезной работе и поведении, а также порицание
учащимся за допущенные проступки; 

входить в педагогический совет с предложениями о поощрениях учащихся за
отличные успехи в учении, труде, другой общественно полезной работе и за
примерное поведение в установленном порядке, а также об исключении из школы
отдельных учащихся за серьезные проступки, если в отношении к ним были
исчерпаны все другие меры педагогического воздействия; 

вызывать родителей учащихся для совместного решения вопросов, связанных с
улучшением учебной и трудовой деятельности школьников и их воспитанием; 

проводить собрания родителей класса;

приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в школу; 

по согласованию с администрацией обращаться в отдел по профилактике
правонарушений среди несовершеннолетних (ОППН), советы содействия семье и
школе на предприятиях, организуя решение вопросов, связанных с обучением и
воспитанием учащихся его класса;

определять программы индивидуальной работы с детьми; 

по согласованию с администрацией и с разрешения педагогического совета школы
вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и
воспитательной деятельности; 

выбирать формы повышения педагогического мастерства через систему
переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных и
групповых формах методической работы, через систему образования и выездную
стажировку. 

Требования к подготовке
классного руководителя и общие условия его работы

Слагаемыми профессиональной подготовки классного руководителя являются: 

знания и умения по педагогике, детской и возрастной психологии, социальной
психологии и психологии отношений; психологии детских коллективов;
педагогической этике; 

знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков; владение
эффективными методами изучения отдельной личности и группы; 

знание возрастной физиологии, школьной гигиены; 

знание теоретических основ воспитания, владение технологией воспитательного
воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой
организации свободного времени школьников, коллективной творческой
деятельности; техникой индивидуального общения с детьми, родителями и др.); 

знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по
организации воспитательного процесса; основных направлений и перспектив
развития народного образования и педагогической практики; 

знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других
государственных органов по вопросам обучения и воспитания учащихся; Конвенции
о правах ребенка; основ трудового законодательства; 

способности к анализу, диагностированию, прогнозированию, программированию,
коррекции, самоконтролю; 
организаторские умения и навыки; 
коммуникативные способности; 
высокая духовная культура. 

Для реализации
педагогических задач классному руководителю необходимо создать соответствующие
условия:
материально-техническое обеспечение организуемой им воспитательной
деятельности; 

организационно-методическую помощь со стороны руководства учреждения
образования, методической службы;

мотивированное обеспечение (организация систематического коллективного
педагогического анализа состояния и перспектив классного руководства,
использования методов и мер морального и материального поощрения и др.). 

Круг обязанностей
классного руководителя

1. Организация
деятельности классного коллектива.
 
• Ведение журнала. 
• Организация классного коллектива: распределение поручений, работа с
активом, направление учеников класса в советы дел, правильная организация
каждого коллективного творческого дела, помощь в работе старшего дежурного. 
• Организация дежурства по классу, по школе, по столовой. 
• Соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета. 
• Забота о внешнем виде воспитанников. 
• Организация питания. 

2. Организация учебной
работы классного коллектива и отдельных учащихся.
 

• Строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель несет личную
ответственность за пропуски учащимися уроков без уважительных причин.

• Забота о заболевших школьниках, пропустивших много уроков, обеспечение им
помощи в учебе, передачи уроков, внимания товарищей по классу. 

• Создание обстановки, благоприятствующей учебе. 

• Координация деятельности учителей, работающих в классе (регулирование
отношений, коррекции, помощи в учебе; проведение минипедсовета учителей,
работающих в классе, раз в четверть). 

• Работа с ученическими дневниками, контакт с родителями по поводу
успеваемости школьника. 

• Создание условий для развития наиболее одаренных детей, для развития
познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлечение в кружки,
факультативы, конкурсы, олимпиады, смотры, организация устных журналов,
экскурсий, посещений выставок, дальних поездок и т. п.). 

• Развитие умения научно организовать умственный труд (цикл бесед,
рекомендации, индивидуальная работа, привлечение к работе психолога). 

• Забота о круге чтения (рекомендации учителей-предметников, знакомство с
кругом чтения, помощь в выборе книг, коррекция). 

3. Организация
внеучебной жизни классного коллектива.
 

• Создание микроклимата в классе, формирование межличностных отношении, их
коррекция, регулирование взаимоотношений. 

• Развитие умений общаться, воспитание ответственности перед коллективом за
порученное дело, помощь в его исполнении, контроль за его исполнением. 

• Организация творческих дел в классе с привлечением отдельных учащихся или
всего коллектива класса.

• Всемерное вовлечение в общественно полезную, нужную товарищам, людям
деятельность, воспитание доброты и милосердия. 

• Охрана здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика,
укрепление здоровья, вовлечение в физкультурную, спортивную работу через
походы. 

• Организация спортивных соревнований, спортивных игр, походов. 

• Помощь в деятельности различных детских общественных организаций. 

• Поиск интересных форм, глубокого содержания каждого организуемого дела,
определение целесообразности и целенаправленности при организации и
проведении любой встречи классного руководителя с классным коллективом (будь
то классный час, классное собрание, политчас, беседа, откровенный разговор,
огонек и т. д.). (Проведение 1 тематического классного часа в месяц
обязательно). 

4. Изучение личности и
коррекция в воспитании школьников.
 

• Изучение личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, с
учетом мнения учителей, работающих в классе, и родителей. 

• Работа с характеристиками учащихся, использование характеристик для
коррекции личности воспитанника. 
• Организация нравственного воспитания. 

• Воспитание политической культуры. Формирование эстетической культуры. 

• Воспитание ответственного отношения к труду и формирование трудовых
навыков. 
• Привитие санитарно-гигиенических навыков. 

5. Работа с родителями. 

• Проведение тематических родительских собраний 1 раз в четверть и дня
открытых дверей 1 раз в четверть.
• Изучение условий воспитания в семье. 
• Индивидуальная работа с родителями.

• Привлечение родителей для организации интересной, насыщенной внеучебной
деятельности классного коллектива. 
• Влияние на общение ребят с родителями. 

Критерии оценки
деятельности классного руководителя.
 

Основным критерием оценки работы классного руководителя является реальный
рост воспитанности, общей культуры учащихся класса. В оценке уровня
воспитанности отдельно взятого ребенка классный руководитель ориентируется на
идеальную модель всесторонне развитой личности, т. е. личности, у которой
сформированы интеллектуальные, физические, нравственные, эстетические и
трудовые качества, наблюдается целостность бытия, сознания и самосознания,
сформированы чувства, воля и правильное поведение. Задача классного
руководителя — установить меру соответствия реального образа школьника
идеальной модели, выражающей цели воспитания.

Кто это? Классный руководитель является важным человеком в жизни класса. От него зависит вся воспитательная работа с учениками в рамках школы. На должность он назначается директором.

Чем занимается? Работа классного руководителя в школе является дополнительной нагрузкой. В нее входят организация и проведение классных часов, контроль за успеваемостью, посещаемостью и питанием учеников. Кроме этого, могут организовываться внешкольные мероприятия, такие как экскурсии или совместные походы в театр или кино.

Оглавление:

  1. Образ классного руководителя в современной школе
  2. Основные направления работы классного руководителя в школе
  3. Взаимодействие классного руководителя с другими сотрудниками школы
  4. Сотрудничество классного руководителя с родителями учеников
  5. Режим работы классного руководителя
  6. 13 советов начинающему классному руководителю

Образ классного руководителя в современной школе

В нашей стране нет ни того, кто не знает значение слов «классный руководитель». Этот человек навсегда связан со школьными воспоминаниями, и в памяти имя классного руководителя остается на всю жизнь. Любой преподаватель-предметник или даже директор школы может стать этим специалистом.

Образ классного руководителя в современной школе

Так как классный руководитель является профессиональным педагогом, то он играет важную роль в становлении личности молодого поколения. Для подростка он будет:

  • наставником и связующим звеном;
  • защитником от морального истощения и, как следствие, от нравственной гибели;
  • строителем сотруднических отношений в классе посредством совместной деятельности в различных областях;
  • создателем определенных условий, в которых каждый ребенок может развиваться и проявить самовыражение;
  • помощником, осуществляющим совместно с социальными педагогами и психологом коррекцию его процесса социализации;
  • наставником, консультантом и другом в организации повседневной жизни и деятельности;
  • помощником в принятии и осмыслении социально-экономических и политических аспектов жизни;
  • лицом, координирующим совместные усилия учителей, семьи и окружающего социума;
  • основателем благоприятного микроклимата в детском и подростковом коллективах.

Организация работы классного руководителя в школе представляет собой систематизированную деятельность планового характера, которая основывается на общей воспитательной программе, принятой в образовательном учреждении, накопленном опыте прошлых лет, а также положительных и отрицательных событий, происходящих в обществе.

При этом обязательно учитывается личностный подход с учетом первоочередных задач, стоящих перед преподавательским составом учебного заведения, конкретной ситуации в классном коллективе, межконфессиональных и межэтнических отношений.

Классный руководитель при осуществлении своей трудовой деятельности должен учитывать уровень воспитанности школьников, условия их жизни, как социальные, так и материальные, обстановку в семье и т.д.

Основные направления работы классного руководителя в школе

В приказе Министерства образования и науки есть полный перечень того, что входит в должностные обязанности классного руководителя. Следует отметить, что этот список имеет рекомендательный характер, соответственно, если педагог исполняет его не со стопроцентной точностью, то меры дисциплинарной и административной ответственности к нему не могут быть применены.

Основные направления работы классного руководителя в школе

Совсем необязательно, что в каждом учебном заведении обязанности классных руководителей должны быть одинаковыми. В каждой школе они прописываются в таких документах, как «Положение о классном руководстве», «Функциональные обязанности классного руководителя», и Уставе образовательного учреждения.

  • Посредством классного руководителя обеспечивается взаимная связь между учебным заведением и семьей ученика, устанавливаются личностные контакты с родителями. Например, каждый учитель обязан знать все контактные данные (ФИО, телефон, домашний адрес) каждого ученика, его родителей, а при необходимости, и ближайших родственников.

    Классный руководитель в ходе учебного процесса может осуществлять проводить беседы со школьником и его семьей, организовывать встречи родителей с учителями конкретных дисциплин.

  • Классный руководитель обязан осуществлять организацию образовательного процесса, который должен быть оптимальным с точки зрения развития положительного потенциала учеников в границах деятельности всего коллектива школы.

    Преподаватель должен знать все индивидуальные особенности характера и здоровья каждого ученика в классе для того, чтобы они могли получать максимальную пользу от учебного процесса и реализовывать свои возможности.

  • Контролировать посещаемость уроков своими учениками также входит в зону ответственности классного руководителя. Он должен знать, по какой причине отсутствует на уроке, в школе, так как во время учебного процесса именно педагог несет ответственность за жизнь и здоровье учеников.

    В связи с этим, вполне очевидным выглядит желание учителя попросить у родителей справку или записку, где указана причина отсутствия ребенка. Если такой документ есть, то ответственность за школьника от классного руководителя переходит к родителям или ближайшим родственникам.

  • В обязанности педагога входит и контроль за успеваемостью своих учеников. Как правило, классный руководитель еженедельно осуществляет проверку дневников, выставляет недостающие отметки, а при необходимости, оставляет информационные сообщения для родителей. В условиях повсеместной цифровизации, большинство родителей предпочитают воспринимать информацию на бумажном носителе.

Взаимодействие классного руководителя с другими сотрудниками школы

Деятельность классного руководителя предполагает тесное взаимодействие со следующими специалистами:

  • Преподавателями отдельных дисциплин. 

В ходе совместной деятельности разрабатываются общие педагогические требования и подходы к ученикам в ходе учебно-воспитательного процесса, основанные в соответствии с общими целями учебного заведения, обсуждается вовлечение учеников в систему внеклассной (дополнительной) работы по предметам, участие в предметных кружках, факультативах, тематических вечерах и т.д.

После общения с предметниками учителю будет проще представлять интересы своих воспитанников на педсовете.

Взаимодействие классного руководителя с другими сотрудниками школы

  • Педагогом-психологом.

Совместно с этим специалистом классный руководитель изучает индивидуальные особенности детей, их адаптацию и интеграцию в микро — и макро социум. Преподаватель осуществляет координацию связи педагога-психолога с родителями на предмет консультативной и терапевтической поддержки.

С помощью педагога-психолога классный руководитель может анализировать процесс развития классного коллектива путем определения познавательных и творческих способностей, а также возможностей учеников, осуществляет помощь детям в определении будущей профессии и т.д.

  • Педагогами дополнительного образования. 

Совместная работа с этим преподавательским составом позволяет использовать весь потенциал, которым обладает система дополнительного образования учеников, для расширения их способностей во всех направлениях, мотивации на саморазвитие, самовоспитание и самоопределение, желание расширения зоны общения.

С помощью классного руководителя происходит объединение и включение учеников в разнообразные творческие сообщества, в зависимости от их интересов, как в общеобразовательном заведении, так и в заведениях дополнительного образования.

Классный час в 6 классе: советы по организации

  • Педагогом-организатором. 

В процессе взаимодействия с этим специалистом, классный руководитель использует его способности для осуществления внутриклассовых мероприятий. Также педагог-организатор помогает в организации общешкольных мероприятий во время каникул и во внеучебное время.

  • Социальным педагогом. 

С его помощью осуществляется связь ребенка со всеми социальными институтами для разрешения любых кризисных ситуаций, которые могут возникнуть у ученика в процессе обучения. Классный руководитель, совместно с социальным педагогом, производит социально значимую деятельность школьников, мероприятия, направленные на развитие и реализацию инициатив социального характера и иных проектов.

  • Библиотекарем.

Сотрудничество с ним позволяет классному руководителю расширить круг читательских интересов своих учеников, помогает сформировать и развивать у них культуру чтения, отношения к нравственности и этическим нормам поведения.

Учитель будущего: компетенции и личностные качества

Осуществляя свою деятельность, классный руководитель в обязательном порядке должен общаться с медицинскими работниками учебного заведения. Это объясняется постоянной заботой о здоровье своих учеников.

Сотрудничество классного руководителя с родителями учеников

Регламент работы классного руководителя в школе будет признан успешным и эффективным, если будет налажен тесный рабочий контакт с родителями.

В разрезе классных мероприятий к ним относится проведение родительских собраний и индивидуальных встреч, а в разрезе всего учебного заведения – организация и проведение родительских лекториев, за подготовку которых и отвечают классные руководители в кооперации с иными специалистами, а именно – административным персоналом, школьными психологом, медработниками, социальным педагогом.

Сотрудничество классного руководителя с родителями учеников

Деятельность классного руководителя в области общения с родителями направлена на взаимодействие семьи и школы на благо интересов ребенка, формирование единого подхода к воспитательному процессу, совместное изучение личности ребенка, его психологических и физиологических особенностей, разработку близких по смыслу требований и правил, организацию помощи в освоении учебного материала, физическое и духовное развитие школьника.

В обязанности классного руководителя входит привлечение родителей к непосредственному участию в процессе воспитания в учебном заведении. Это оказывает благоприятное воздействие на внутрисемейные отношения, психологический и эмоциональный комфорт ребенка при нахождении его, как в общеобразовательном учреждении, так и за его пределами.

Как вовлечь ребенка в учебу и заинтересовать его

Совместная работа классного руководителя и родителей призвана способствовать тому, чтобы родители осознали свою ответственность не только за вождение ребенка, но и за его воспитание.

Режим работы классного руководителя

У классного руководителя есть обязанности, которые он должен выполнять ежедневно, еженедельно и в соответствии с определенным графиком. К ежедневным обязанностям относится контроль за посещаемостью учеников и соблюдением школьной дисциплины. Преподавателю приходится принимать участие в урегулировании различных конфликтных и спорных ситуаций, которые могут возникать как между школьниками, так и между учениками и преподавателями.

Режим работы классного руководителя

В соответствии с утвержденным директором учебного заведения графиком, классный руководитель должен еженедельно проводить классный час. На этом собрании происходит решение любых организационных вопросов, обсуждаются все аспекты и нюансы, которые возникают у ребят в процессе обучения и вне его: от обсуждения досуговых и праздничных мероприятий до изучения правил дорожного движения в сложных метеоусловиях.

Как правило, от двух до четырех раз в год классный руководитель должен проводить родительские собрания. График их утверждения находится в компетенции директора учебного заведения.

13 советов начинающему классному руководителю

Ниже приведены советы начинающему классному руководителю, которые способствуют сохранению профессиональной компетенции и психологического здоровья.

13 советов начинающему классному руководителю

  • Соблюдайте личные и профессиональные границы.

Дети, а также их родители, будут, пусть и неосознанно, стремиться к нарушению ваших границ с того момента, как вы станете классным руководителем и будете нести ответственность на учеников. Нарушение границ для ребенка это такой же естественный процесс для них, как съесть яблоко или пойти погулять. Таким способом они познают окружающий мир. Метод проб и ошибок учит их что можно, а что нельзя, что такое хорошо, а что такое плохо.

Родители от своих детей ничем не отличаются. Для них важно, чтобы именно их ребенку было уделено как можно больше внимания, чтобы у ребенка, а соответственно и у родителей не было никаких проблем. Но чудес не бывает и угодить всем невозможно, поэтому решение проблем нужно осуществлять исходя из их приоритетности и удобства.

  • Создайте для класса чёткие правила и следите, чтобы все, включая вас, их соблюдали.

Соблюдать четкие правила важно не только родителям, но и детям. Они должны понимать, что как только оказались в школе, то есть определенные ограничения в поведении, что-то можно делать, а что-то нельзя. Также у них должен выработаться четкий алгоритм действий при наступлении различных ситуаций.

Конечно, сколько бы не было правил, дети будут их нарушать. Однако они очень нужны для них, так как наличие правил дает им ощущение безопасности и позволит избегать возникновения тревожного чувства. Также, с помощью наличия ограничений дети осваивают умение договариваться, с помощью которого можно решить любой конфликт.

Что такое ранняя профориентация

  • Никогда публично не отчитывайте ребёнка.

Публичное отчитывание и наказание ребенка является пережитком прошлых лет. Однако некоторые преподаватели, в том числе и довольно опытные, считают такой метод воспитания наиболее эффективным. Педагог должен понимать и осознавать, что если он так делает, то своим поведением он настраивает, пусть и неосознанно, учеников против себя.

Происходит не сближение классного руководителя с детьми, а их отдаление. Также в такой ситуации происходит настраивание учеников друг против друга и создается благоприятная атмосфера для травли провинившегося ребенка.

  • Никогда не обсуждайте чужих детей и коллег с родителями.

В ситуации, когда происходит эмоциональное выгорание классного руководителя, накапливается злость и усталость, преподаватель старается выплеснуть весь негатив. Это неправильно. Если сильным раздражителем является какой-либо ребенок, родитель или коллега по школе, то необходимо сходить на беседу со школьным психологом. Иногда может помочь даже простой разговор с коллегой, к которому вы испытываете доверие и симпатию.

В случае, если негативные эмоции не прошли, тогда следует «пройти перезагрузку» — отправиться в отпуск с семьей или близкими друзьями, найти новое хобби или увлечение и т.д. Самое важное в стрессовой ситуации – это поиск конструктивного выхода негатива без нарушения профессиональной этики педагога.

  • Доверяйте детям и давайте им свободу выбора и действий.

Всем известна проблема, когда ребенок сопротивляется выполнению домашнего задания прямо сейчас. В этом случае нужно договариваться, дать ему необходимое количество времени для отдыха, после чего он сядет и сделает все задания. Если ученик не желает гулять на большой перемене, то можно договориться, что он совершит прогулку после обеда.

Умение договариваться, не бояться идти на компромиссы – это важная черта классного руководителя. Так преподаватель сможет заслужить не только уважение своих учеников, но и научит их нести ответственность за свои поступки.

  • Признавайте свою вину и просите прощения.

Нет в мире совершенства, поэтому ошибки может совершить каждый. Взрослые, в силу ряда объективных причин, могут потерять объективность и утратить контроль над ситуацией. Это не страшно. Страшнее последствия того, если в этой ситуации сделать вид, что ничего страшного не произошло и так и должно быть. Дети этого не простят, и постепенно отношения между учителем и учениками из доверительных перерастут в формальные.

Не стоит бояться просить прошения у своих учеников, надо делать соответствующие выводы и проводить с детьми разъяснительные беседы, почему вы поступили таким образом или иным. Это сделает вас только сильнее.

  • Помогайте родителям в рамках своей компетенции.

Классный руководитель для родителей должен быть не только статистом, который сообщает об успеваемости и проблемах ребенка, но и немного психологом. Иногда нужно уметь выслушать родителей, понять их беспокойство. При этом не стоит забывать про границы, но и человеком педагог обязан быть.

Пусть даже решение озвученной проблемы совершенно не касается компетенции классного руководителя, но в его силах успокоить взволнованного родителя и дать какой-либо совет.

Классный руководитель для родителей

  • Открыто обсуждайте проблемы класса с детьми.

Дети являются полноправными членами общества, поэтому имеют право знать все, что происходит в их классе. Это знание дает им чувство безопасности и понимания, что любую ситуацию взрослые держат на контроле. При проведении классного часа нужно обсуждать любые проблемы, которые затрагивают эмоциональный комфорт учеников, как в индивидуальном плане, так и в масштабах всего коллектива.

Это может быть проблемные ситуации с дисциплиной на уроках, травля отдельных учеников, высокая нагрузка по домашним заданиям и т.д. Классный руководитель должен озвучить свое видение проблемы и выслушать мнение детей. Порой просто достаточно задать вопрос, и ученики сами найдут правильное решение. Даже если учитель решит проблему по своему, дети будут осведомлены о том, что их мнение важно для преподавателя.

  • Просите родителей обо всех конфликтных ситуациях между детьми сообщать только вам, а не другим родителям.

Большинство родителей не соблюдают это правило, хотя оно является очень важным. В ситуации, когда один ученик ударил другого, а классный руководитель не знал этого, родители могут начать выяснят отношения между собой. Но за все, что происходит с учениками в школе, отвечает преподаватель, и поэтому урегулировать конфликт должен именно он. Разборка между родителями ни к чему хорошему не приведет, только наоборот, усугубит негатив.

При возникновении аналогичных ситуаций нужно просить родителей детей, участников конфликта, связаться непосредственно с классным руководителем. В этом случае ситуация будет под полным контролем учителя.

  • Играйте с детьми.

Эмоциональный контакт и интерес между людьми может возникнуть только посредством совместной деятельности. Самым доступным видом деятельности для ребенка является игра. Посредством игры классный руководитель без лишних вопросов сможет понять, с каким настроением дети пришли в школу, что им интересно в данный момент и что беспокоит.

Терапевтический эффект игра оказывает и на взрослый организм. Если от усталости нет больше сил работать с полной самоотдачей, то просто предложите детям сыграть в какую-нибудь игру.

  • Шутите!

Шутки расслабляют и разряжают обстановку в коллективе. Только шутить нужно с умом, чтобы шутка не перетекла в травлю кого-либо. Классный руководитель может и должен шутить вместе с детьми, над собой, над ними, но при этом нельзя нарушать ни чьих границ. К сожалению не все педагоги могут относиться к себе с юмором и иронией, поэтому у них быстрее происходит профессиональное выгорание.

  • Избегайте рутины.

Самым сложным в работе классного руководителя является однообразие, которое постепенно приводит к возникновению лени. Чтобы этого не случилось, нужно буквально с усилием ежедневно придумывать что-нибудь новое.

Например, хотя бы раз в неделю нужно проводить урок в новом формате, время от времени организовывать праздники, экскурсии, походы в кино. Организация новых задач, границы которых выходят из зоны вашего комфорта, будет ощутимым толчком энергии и наплыва свежих сил.

Классный руководитель

  • Не живите только работой и не жалейте себя.

Довольно часто некоторые учителя жалуются чрезмерной нагрузкой, что они ничего не успевают, что приходится брать работу на дом.

Тем самым преподаватели не только не улучшают свою жизнь, а наоборот, становятся заложником или жертвой ситуации. Оптимист, если он чего-то хочет по-настоящему, обязательно найдет на это время. Самобичевание и жалость к себе никому не пойдут на пользу. Нельзя жить и думать только о работе. Нужно быть постоянно в движении и развиваться, тогда и мыслям о жалости к себе некогда будет появляться. Нужно делать то, что хочется и нравится, и получать удовольствие от этого.

Классный руководитель несет ответственность за воспитание как в отношении каждого ребенка по отдельности, так и в отношении всего класса в целом. Приходится решать возникающие задачи и проблемы с учетом возраста учеников, устоявшихся взаимоотношений и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Самое важное в работе классного руководителя в школе – это раскрытие и реализация потенциала детей, содействие саморазвитию, обеспечение социальной защиты учеников, умение создавать условия по активации усилий своих подопечных для решения их собственных проблем.

Классное руководство

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Классное руководство – это разновидность педагогической деятельности, ориентированная на воспитание, социальное и общее развитие личностей учащихся разных возрастных категорий в системе образования.

Классное руководство связано с формированием коллектива учащихся и созданием системы коллективной жизнедеятельности и коллективного воспитания в рамках школы.

Реализацией классного руководства занимается классный руководитель, являющийся педагогом и духовным наставником. Его деятельность направлена на решение воспитательных задач, построение индивидуальных образовательных и воспитательных маршрутов учащихся, а также на гуманизацию образования.

История развития классного руководства

Классное руководство, как система воспитания в учебных заведениях возникла в России около трех столетий назад.

Рассмотрим этапы становления классного руководства:

  1. Досоветская система классного руководства. Появление классного руководства приходится на 1871 год. В это время осуществляется создание системы наставничества в учебных заведениях разного типа. Наставниками назначались педагоги, которые занимались ведением документации и контролем посещаемости и дисциплины. Кроме того, наставки занимались патриотическим воспитанием подрастающего поколения, прививали им трудовые навыки и воспитывали уважение к религиозным канонам.
  2. Советская система классного руководства. С созданием СССР происходит полная ликвидация системы наставничества. В новой системе образования вводится система ученического самоуправления. Она оказалась неэффективной, поскольку не решала задач воспитания. Должность классного руководителя впервые была введена в образовательную систему СССР в 1934 году. Было утверждено первое положение о классном руководстве, в котором установлены его функции по составлению характеристик учащихся, проведению мероприятий, установлению взаимодействия со всеми педагогами, ведущими занятия в классе, аналитическая работа. В 1960 году было принято новое положение о классном руководстве, согласно которому педагогу отводилась роль организатора мероприятий. Направленность воспитательной деятельности стала носить мероприятийный характер. С 1970 года классному руководителю стала отводится новая роль: воспитатель, организатор трудовой деятельности, организатор мероприятий. Классный руководитель занимался воспитанием учащихся, развитием у них навыков самостоятельности, проводил выезды на сельскохозяйственные работы, вел документацию, составлял отчетность и т.д. Это вело к огромному перенапряжению, перегруженности работой педагогов. При этом, классным руководителем не мог стать каждый педагог. Был жесткий отбор, выбирались только лучшие учителя, профессионалы, мастера своего дела.
  3. Постсоветский период развития классного руководства. После распада СССР была принята новая система образования, в которой классное руководство приобрело новый характер. Классное руководство становится творческим процессом. Современный педагог занимается воспитанием и развитием всесторонне развитой гармоничной личности. он воспитывает познавательный интерес учащихся, организует систему взаимодействия с родителями, занимается организацией классной и внеклассной работы. К современному классному руководителю предъявляются повышенные требования. Он должен быть не только мастером своего дела, профессиональным квалифицированным специалистом, но и владеть информационными-коммуникативными технологиями, общей культурой, коммуникативными навыками.

«Классное руководство» 👇

Целевое назначение классного руководства

Классное руководство нацелено на формирование в учебном заведении и коллективе учащихся условий, способствующих саморазвитию, самореализации и самоутверждению личности каждого учащегося.

Классный руководитель анализирует систему отношений в коллективе, изучает личность каждого учащегося и помогает в решении затруднений социального становления и развития этой личности.

Исходя из целевого назначения классного руководства можно обозначить ряд его задач. К ним относятся:

  • Формирование классного коллектива;
  • Развитие классного коллектива и построение положительных взаимоотношений между его участниками;
  • Создание положительного микроклимата в классном коллективе;
  • Защита прав и свобод, интересов каждого учащегося;
  • Создание системы воспитывающего обучения;
  • Формирование основ здорового образа жизни;
  • Нравственное воспитание и социальное развитие каждого учащегося;
  • Выстраивание системы гуманных отношений между учащимися;
  • Построение социально-ориентированного творческого образовательного процесса.

Классный руководитель реализует данную цель и задачи на основе планирования своей деятельности, основанного на методических рекомендациях и собственном творческом подходе к классному руководству.

Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные направления классного руководства

Классное руководство выступает деятельностью, носящей системный характер т.е. она имеет ряд связанных компонентов и направлений, каждое из которых тесно связано с другим и их функционирование взаимообусловлено. Таким образом, классное руководство является совокупностью следующих направлений, которые характеризуются взаимосвязью и взаимозависимостью:

  • Аналитическое направление. Оно связано с диагностикой личности каждого учащегося, составлением характеристик на них, а также проведением анализа существования и функционирования классного коллектива, оценкой динамики его развития, составление прогнозов дальнейшего существования и полноценного развития.
  • Организационно-педагогическое направление. Оно ориентировано на развитие всех аспектов деятельности учащихся в учебном заведении: творческого, познавательного, социального. Кроме того, осуществляется организация различных видов деятельности учащихся, организация внеклассной работы и установления взаимодействия с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
  • Коммуникативное направление. Оно связано с координацией взаимоотношений в учебном коллективе, а также отношений между учащимися и педагогами и созданием благоприятного взаимодействия в учебном коллективе и благоприятного психологического микроклимата.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 09.04.2023

Похожие материалы по теме

Социальная работа

#Статья

Автор(ы):
Александра Владимировна Каптюк

Автор(ы):
Елена Александровна Булахова

Автор(ы):
Нина Петровна Добренко

Автор(ы):
Юлия Алеквандровна Герцен

Автор(ы):
Юлия Альбиновна Хмельницкая

Автор(ы):
В.П. Ручкина

Решение любого учебного вопроса за 300

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по ремонту тмз 8481
  • Цитофлавин официальная инструкция по применению таблетки
  • Стелланин мазь инструкция по применению для чего цена аналоги дешевые
  • Гиперпрост инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Крем краска для волос капус инструкция по применению