Ингуши это руководство

Ингуши еврейского происхождения

За всевозможные преступления ( искажения истории, убийства, ограбления, поджоги, отравления, обманы, махинации, ритуальные убийства детей и т.д.) евреев изгоняли из разных стран мира и они вынуждены были скрывать свое еврейство. Именно из-за этого евреи присутствуют в каждой национальности. Ингуши тоже не избежали — подобного присутствия.

J2 — это (род Авраама) семитскя гаплогруппа которая преобладает у евреев. Теперь самое интересное то что у ингушей J2 — более чем 87,4 % Но и это конечно же ещё не всё. Здесь всплыли ещё более интересные факты связи ингушей и евреев:

Удивительно, но у ингушей с евреями-ашкенази совпадают не только гены но и язык
14-13-30-23-10-11-12-13,16. Тоже самое у ингушей по этому же гену. Генетики выявили родство и совпадение генов ингушей армян и евреев. По генетическому сравнению ингуши имеют наиболее близкую к евреям чистоту крови.

В письменных грузинских источниках описывающих события этого периода предки ингушей известны под этнонимом «кавкасионы» и в античных — под именем «махли». Махли — (евр. болезненный ):
1) левит, сын Мерари, брат Муши (инт. Мусы). Его потомки получили название род Махли или поколение Махли (Исх 6:19; Чис 3:20,33; 26:58; 1Пар 6:19);
2) левит, потомок Мерари, сын Мушия (1Пар 23:23; 24:30) Левит — представитель еврейского сословия священнослужителей-левитов (из колена Левина).

Хазары исповедовали Иудаизм, и по словам хазарского еврея, приближённого к царю хазар Юсуфу-Иосифу. Согласно арабским источникам, после разгрома Хазарии, хазары и их царь отреклись от Иудаизма, и приняли ислам. К примеру армянские историки (и не только) — современники хазар, отмечали, что язык хазар схож с языком ингушей. В древности, игнуши назывались «гаргари», а по Мовсесу Хоренаци Месроп Маштоц создает алфавит для гаргарского языка: «Stegts nshanagirs kokordakhos aghkhazur hjakan khetsbekazunin aynorik gargaratsvots lezun» («создал письмена для богатого горловыми звуками дикого языка белых хазар [«agh» — «белый», «khazur» — «хазар»] похожего на варварский гаргарский»)

Схожесть ингушского, арабского и хазарского и еврейского языков:
В ингушском языке много слов не только тюркского наречия, но и арабских слов, а учитывая то что и иврит и арабский очень схожие языки, вот вам и вся «лингвистическая связь ингушского и еврейского». Во многом ингушские и ивритские слова дополняют друг друга и это мы наблюдаем в названий народ, охло и т.д . Кроме этого ингушские и еврейские ценности и даже обычаи ближе чем арабо-израильские, что говорит многое, не только просто о языке.. Ингушский язык дает ответы на вековые вопросы Шаддай Ц1ейБог/Ц1ейОтец. Шад сделанный из огня. Жугти/Джугти..

К примеру слова: Чичак, Идал и т. д.. напоминают ингушские слова:
ЧИЧАК (хазарская царица, по хазарски «цветок») — чеченское зезаг («цветок»)!
ШАТ (хазарский царь) — слегка видоизмененное тейп сад/садой? ингушское, грубо говоря твёрдый как лед
ДЖЕБУКАГАН — ингушское имя ДЖАБУ вторая часть — каган
ТУДУН (наместники областей, назначаемые каганом и призванные следить за местным управлением и поступлением налогов в казну кагана) — происходит от ингушского турда — буквально «отец/обладатель меча»

Не от слова ли «каган»/«хакам» происходит ингушское «хьаькам», употребляемое в значении «начальник»?
Волгу «Идал» как и иудо-хазары.

Многие топонимы в ингушетии связаны с хазарами причем что называется — напрямую. Например Хазар-дукъ (Хазар дук) «Хазаров хребет» — на ю.-в. стороне ХIийлах, местности в окрестностях того же ХIийлах Хазарчоь и Хазар басо. Есть Олхазаран ирзо (Олхазаран ирзо) «Олхазара (л.) поляна». ГIазар-ГIала (Газар-Гала) «Хазарская крепость» («Хазарское укрепление») — находилось на правом берегу Ивгий, на в. от Боони-Юрт, ит.д.

ГIазар-ГIалийтIа (Газар-Галийта) «Хазарское укрепление» — в черте села ГIачалкъа. Возможно, Iалхан-Эвл, ГIазар-ГIала являются древнейшими частями (поселениями) села ГIачалкъа.
«селение ГIачалкъа должно было возникнуть из пяти небольших населенных пунктов, с Хазарским укреплением в центре: Барчхойн куп, Зандакъойн куп, Iалхан-Эвл, Охьчойн куп и Хазарское укрепление», — А. Сулейманов.

С другой стороны, в интернете есть ингушский автор Юсупов М. («Саул»), доказывающий родственные связи ингушей и евреев. На происхождение из колена Дана говорит и тот факт, что раньше одним из названий ингушей было Г1алдини, где Дани, Дени это очевидно имя.
Хазары (переписка дипломата Хасдаи ибн-Шапрута и хазарского царя Иосифа), говоря о свей родине, утверждали, что «предки наши рассказывали нам, что место, где они (хазарские евреи) жили, прежде называлось «гора Сеир». Т.е. родина хазар – страна Сеир / Серир, о котором Масуди пишет, что он «он составляет ветвь Кавказа. … он находится в горах», то есть хазары.

У ингушей сохранилась память об их Иудейском празднике дне пятницы (Пераска де) – Шаббат. Имя предка ингушей – Молк (Малкх) образовано от еврейского малк? Интересно имя отца шурина Молка, – МаIаша, напрашивающееся на отождествление с Моше, – ср. С. Дауев считает название столицы Ингушетии Магас (Моагас) производным от имени Моисей (Моуса — Муса). Такое имя действительно носил один хазарский царь. Также интересен и тот факт, что по данным инструкции НКВД по работе с агентурой (1936) более 30% ингушей в то время тайно исповедовали Иудаизм.

Не обошёл ингушей вниманием и широко известный исследователь С.А.Дауев, по обоснованному мнению которого ингуши это и есть хазары-иудеи, и строят они столицу имени МОИСЕЯ город -Моагас по еврейскому заговору. При этом ингуши вопрошают (?) — дескать непонятно в чем преступление, если даже это и правда. Моисей признается всеми мировыми религиями. Дауев предупреждает, руководство России о том, что ингуши выполняют операцию по восстановлению иудейской Хазарии, извечного врага России и доказывает, что они были очень тесно связаны с еврееями — «ингуши-хазаряне». Интересгно что только евреи сохранили и вернули имущество ингушам, когда они вернулись на Родину в 57-м. Мало кто знает что второе название ингушей — карабулаки, что типично тюркское. Некоторые ученые схожи во мнении о том, что ингушей занесло на Кавказ с монголо-татарами.

Ингушский язык подсказывает, что ЕВРЕЙ — АНАТ-бэнни /инг. буквально рожденный богиней, по Галл-падде/, но как называет эти древнейшие и чрезвычайно важные названия ИВРИТ.. Ингушский язык хоть и считался относительно изолированным в горах Кавказа, но претерпел влияние тюркимбайского языка, который по мнению специалистов необходимо очистить если мы желаем подойти к праязыку ближе чем сегодня. Ивритский язык так же немного претерпел влияние арабо-бедуинского языков, и немного потерял фонетические звуки-слова, горловые-гортанные-надгорные и т д звуки и стал облегченным языком для общения, что также надо учитывать. Если мы таким путем подойдем к ивритскому/ингушскому (или точнее иврито-ингушскому) языку, мы придем к общему одному ПРАЯЗЫКУ. Это подтвердит лингвист спец древнего ингушского языка и иврита.

Ингушское слово кинез/«церковь» по мнению Д. Мальсагова заимствовано из еврейско-хазарского кнесь «молитвенное собрание, собор»

Галаха — Г1иллакх — обычай, традиция, закон в ингушетии и Израиле (на эти и другие совпадения еврейского и ингушского языков обратил внимание Альберт Мачигов например: «шин» — то есть «двойной» на иврите как и на ингушском шиъ-шин.).
Ингушское имя 1убадий/1ибадий напоминает еврейское имя Обадия (такое имя носил и хазарский царь).
Ингушское слово «Яхъ» переводится как сущность. Но как мы знаем что с Иврита слово «Ях» это корень от Слова «Сущий», то есть Г-пода. Есть еще и ингушская фамилия Яхъяев. итд.

А теперь о самом главном, вчитайтесь строки — Яхве, сын ЭллаАьла. Две традиции — Яхвистская и Элогистическая- соединились отныне в единое Писание.
ЯХЬВЕ — одно из имен иудейского “бога”.
Ингушская этимология — двухсоставного слова — Яхь-ве.
Яхь — высокая мера морально-нравственной ответственности человека перед Богом и обществом, за собственные поступки, Яхь — путь человека от рождения до подвига, «яхь» — соревновательность в неукоснительном следовании нравственным нормам в поступках и действиях, стремиться к общественному признанию — вот далеко не полный перечень составных элементов этого высокого слова. Ва – есть. Яхь йоаца саг вац — говорят всегда ингуши, что означает — человек без Яхь не человек. Две традиции — Яхвистская и Элогистическая — соединились отныне в единое Писание. Две Традиции и Два Народа объединились в один, что в первую очередь говорит в осознаний своей “богоизбранности” как у евреев.

Ингуши, по некоторым тептарам (преданиям), являются потомками евреев-джудитов (евреев из ближнего Востока). Есть много рассказов иорданских ингушей, что ингуши — это джудиты, бежавшие из ближнего Востока где и сегодня преобладают семитские племена. Существует ингушская легенда о Маго (или Магале; имя явно семитское), который пришёл из «страны Халиб» о которой упоминают и чеченские тептары (записи). Название страны напоминает название города Халеб в Сирии. В Библии упоминается Халев (Калеб) из колена Иуды — участник исхода евреев из Египта, бывший активным сторонником и лазутчиком Моисея. Аьрд — разьединение, разьем; Аьрдало — система разделения разросшего племени на 12 колен, от сына до 7 отца а внутри рода. Это аькхи/аккинцы, г1алг1ай, ц1у-бацой, туш-бацой/огрузинились и тюрказировались — и новое колено мялхи.

Вот она разгадка века при помощи ингушского языка. Oтгадка арабо-израильского, семитского тысячелетнего противостояния. Двенадцать колен иудеев /на ингушском языке ГО/ это великие прямые предки израильского и вейнаахского народа у которых произошло историческое разьединение. Вспомните Нах-Ара брата Абрама из Торы, вспомните детей Нах-ара с буквально с сегодняшними вейнахскими именами Буту/сбитый, Къамял/разговорчивый, Хоза/красивый. Семья Авраама происходит от шумерийских жрецов, и к захватчикам-семитам (акадцам) относилась с презрением и смешения с ними избегала, хотя и адаптировала их язык, ставший впоследствии ивритом. Многие предприимчивые люди оттуда вероятно чувствовали, что великий некогда город не имеет будущего, и отправлялись в путешествия в поисках лучшей судьбы.

Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Ингушской власти у нас нет. Есть «власть Ингушетии». А это – совершенно разные понятия. Ингушской можно назвать только ту власть, которая не только избрана ингушами, но и защищает, сохраняет, развивает атрибуты «ингушскости»: ингушский язык,
ингушский этикет, ингушскую культуру. И – разумеется – территориальную целостность.

Ингушский язык – древний язык. И хотя за тысячелетия он подвергся некоторым изменениям, в основе своей он близок своим древним формам. Но так сложилось, что сегодня ингушский язык находится в опасности. Ему угрожает исчезновение и этому есть разные причины.

Первая – засилье русского языка (в образовании, СМИ, учреждениях и т. д.). И сейчас я пишу по-русски не потому, что не могу сделать это на родном языке. Многие просто не поймут написанного на ингушском. Ведь я пишу не на бытовую тему, а лексический запас большинства ингушей ограничен этой единственной темой.

Уж сколько раз писали о том, что надо расширять сферу использования ингушского языка, но нашим обрусевшим чиновникам ингушский язык не нужен. К тому же расширение сферы использования ингушского языка приведёт к «лишним» расходам, которые уйдут мимо карманов чиновников. Да и шовинистский самопровозглашённый «федеральный центр» будет недоволен.

Пару лет назад республиканская власть приняла Республиканскую целевую программу «Ингушский язык» по реализации Закона РИ «О государственных языках Республики Ингушетия». Что сделано? И куда ушли/уходят выделенные на программу ПЯТЬСОТ МИЛЛИОНОВ рублей?

Планировалось начать перевод начальной школы на родной язык. И что – кроме разговоров – сделано?

Где детские книжки на ингушском?

Где таблички на ингушском языке при въездах-выездах в населённые пункты?

И т. д., и т. п.

Тогда же, в 2010-м, собирались лингвисты (мужчины и женщины) и приняли согласованное решение о необходимым изменениях в ингушской орфографии. Но стоило запротестовать школьным учительницам ингушского языка, и – всё заглохло. То есть, их нежелание переучиваться на новую орфографию власть поставила выше национальных интересов ингушского этноса.

В «Сердало» начали появляться статьи с отклонениями от литературного языка. Интернет полон ошибок. В одном учебнике я встретил правило, что надо писать «бебба» и «дедда» вместо «бергба» и «вергва». Интересно, могут ли авторы этой чуши провести морфемный разбор этих словообразовательных мутантов? Что за морфемы «-бба» и «-дда»? Суффиксы? Почему нигде больше не встречаются? И почему тогда не писать/говорить вместо «вергва» и «ергья» — «вевва» и «йейя»?

«Грамотеи» вместо «ху(р)гда» и ху(р)гба» используют «худда/худа» и «хубба/хуба» (звук [р] перестали произносить давно (и это очень плохо!) хотя ещё в 80-е некоторые старики произносили его). А заменить «хургва» и «хургья» на «хувва/хува» и «х…я» («хургья» без «-ргь-») не пробовали? Например, вместо «Са йи1иг лор хургья» говорить «Са йи1иг лор х…я»?

Ещё причина – сочетание самоуверенности и абсолютной лингвистической безграмотности местных патриотов-дилетантов. Довольно часто появляются далёкие от науки трактовки любителей в лексикологии, этимологии. Не прочитав (о серьёзном изучении и речи нет) даже базового списка работ по нахскому языкознанию, эти «исследователи» всё объявляют ингушским и все слова «расшифровывают» с помощью ингушского языка. И – обратите внимание! – ни один из этих дилетантов-«знатоков ингушского языка» почему-то даже не пытается заниматься исследованиями в области морфологии или синтаксиса. Интерес к родному языку похвален, но не надо выдавать за факты своё мнение.

Пока у нас не будет образования, делопроизводства, СМИ на родном языке, прогноз неутешителен: наш язык просуществует не более века. Да и то – если повезёт… А чтобы ингушский язык встал вровень с развитыми языками, надо перевести на родной язык также науку и производство.

Не надо переводить всё подряд. Малая численность нашего народа и малые экономические возможности (и сравнительно малые потребности в инженерах, метеорологах, геологах, лётчиках и т. п.) делают неактуальным изучение на родном языке нефтепереработки, геологии или радиоэлектроники в вузе. Некоторые профессии просто нельзя переводить на ингушский язык, несмотря на их массовость, в связи с их спецификой. Например, медиков надо готовить на русском языке. (Хотя, в принципе, на ингушском языке можно преподавать всё, хоть квантовую физику.) Но рабочие специальности можно и нужно давать на родном языке, особенно в сельском хозяйстве, сфере быта, торговле.

Есть опыт бывших союзных республик в сфере перевода обучения на родной язык в средней и высшей школе. Есть опыт Татарстана.

Осетинское руководство является более патриотичным. Об этом свидетельствует информация на сайте http://region15.ru/news/2012/06/26/15-20/ :

«Комиссия при главе РСО-Алания подвела итоги четырехлетней целевой программы о сохранении и развитии осетинского языка. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, денежные средства на ее реализацию были выделены из республиканского бюджета.
За четыре года на родном языке в свет вышли книги по математике, природоведению, культуре осетинской речи с аудиоматериалами. Также были переведены и озвучены два российских мультфильма. Готов учебник «Осетинские обычаи» для 8-9 классов. Заведующий кафедрой ЮНЕСКО Северо-Осетинского государственного университета имени Хетагурова Тамерлан Камболов предложил членам комиссии версию «Нартских сказаний» для детей.»

Наши муллы, имамы говорят на ингушском языке коряво. И у них звучат уродливые словесные выкидыши вроде «шоага» (вместо «шуга»), «х1ама даар» (вместо «х1ама яар»), и т. п. А ведь их слушают тысячи, у которых в голове закрепляются эти ошибки.

Не повезло Ингушетии в плане языковом с властью. Ни со светской, ни с духовной.

Барахоев Магомет.

НазваниеПравить

ЭтимологияПравить

Этноним «Ингуши» является производным от названия ингушского селения Ангушт[10].

СамоназваниеПравить

Самоназвание ингушского народа — ГIалгIай, — произошло от названия самого крупного из западно-вайнахских этнографических обществ, занимавшего лучшую и довольно обширную часть горной Ингушетии — Ассинскую котловину, где сосредоточено большое число средневековых башенных архитектурных памятников: Таргим, Эгикал, Хамхи и др[11].

ЧисленностьПравить

Общая численность во всем мире — 700 тыс. человек[3]. В России по последней переписи 2010 года проживает 444 тысяч ингушей, большая часть из которых расселено в Ингушетии — 385,5 тысяч человек, а также в Северной Осетии — 28,3 тысяч человек[1].

Этническая историяПравить

Древняя история и СредневековьеПравить

Во II век н. э. древнегреческий географ Страбон в своей «Географии» упоминает северокавказский народ гаргарейцы, живший рядом с амазонками. Этноним «гаргарейцы» имеет хурритские корни и напоминает самоназвание ингушей — галгаи. С ингушского языка слово «гаргарейцы» можно перевести как «родственный». Армянский историк VII века Анания Ширакаци упоминает народ нахчаматьян, границы расселения которого примерно соответствовали нынешней Чечено-Ингушетии. В грузинских хрониках XI века Леонтия Мровели «Картлис Цховреба» и капитальном труде историка Вахушти Багратиони «Сакартвелос Цховреба» вайнахские племена названы глигвами и дзурдзуками[12].

В средневековье ингуши входили в племенной союз алан[13]. По некоторым данным, на территории Ингушетии в районе Экажевско-Яндырского городища находилась столица Алании — Магас[14]. Знаменитый немецкий и русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и путешественник XVIII—XIX веков П. С. Паллас, побывавший в конце XVIII века на Кавказе полагал, что ингуши являются остатками собственно алан[15]. В 1238—1240 годах Алания и весь Северный Кавказ были завоеваны монголо-татарами, и включены в состав Улуса Джучи. А в 1395 году объединение алан было окончательно уничтожено в ходе похода на Северный Кавказ Тамерлана, а оставшееся население переселилось в горы. В горах происходило формирование ингушского народа на основе пяти обществ — шахаров. С русскими ингуши впервые познакомились в 1590 году[16].

В составе РоссииПравить

Ингуши, одними из первых среди народов Кавказа вошли в состав России. В 1770 году был подписан известными старейшинами от самых влиятельных тайпов «Договор о единении основной части Ингушетии с Российским государством». В дальнейшем этот договор был перезакреплен новым «Актом о единении Ингушетии с Россией» в 1810 году. После вхождения ингушей в состав России через их земли пролегла Военно-грузинская дорога, а в 1784 году на берегу Терека при ингушской деревне Заур была заложена крепость Владикавказ[17][18]. Ингуши в восстаниях против российской администрации участия практически не принимали. Номинальным был и их вклад в войну с Россией 1817—1864 годов. В XIX веке у ингушей на смену тайповым союзам — шахарам, приходят территориальные объединения — Лоамарой, Галашевцы и Назрановцы. В 1848 году ингуши большей частью исповедовавшие язычество, подавляющим большинством добровольно приняли ислам после посещения Ингушетии суфистским миссионером — богословом Кунта-Хаджи Кишиевым.

В конце 40-х годов XIX века началось строительство цепи казачьих станиц на равнинной части Ингушетии. Ингуши изгонялись из своих равнинных сел в горы и предгорья, а на месте их сел водворялись казачьи станицы. Позднее казаки последних некоторых станиц выселились из-за непригодности земель для обработки, и сдавали ингушам в аренду эти земли. В мае 1888 году решением царских властей были выселены ингуши проживавшие в селе Гвелети на военно-грузинской дороге. В 60 годы XIX века часть ингушей, в большей мере жители ликвидированных сел, переселилась в Османскую империю[13]. В 1860 году территория Ингушетии образовала Ингушский округ в составе Терской области. В 1870 году Ингушский округ был объединен с Осетинским во Владикавказский округ. В 1888 году Владикавказский округ был расформирован, на месте Ингушского округа был образован Ингушско-Казачий Сунженский отдел. В 1909 году Сунженский отдел был разделен на два округа — Сунженский и Назрановский.

Гражданская войнаПравить

В период революций 1917 года и гражданской войны ингуши активно поддержали большевиков, поверив в их обещания справедливого решения национального вопроса. Тысячи ингушей погибли в борьбе за Советскую власть в период гражданской войны. Генерал белой армии А.И. Деникин в своих мемуарах писал, что именно в Ингушетии захлебнулось его победное шествие по России.

Советское времяПравить

Установление Советской власти на Северном Кавказе благотворно сказалось на положении ингушей, вернувших свои земли у терских казаков отобранные в XIX веке, в Гражданскую войну в основной массе своей поддержавших белых. Согласно БСЭ в 1920 году среди ингушей было 3 % грамотных, а уже к 1940 году грамотность среди ингушей составляла 92 %[20].По переписи 1926 года в СССР проживало 74 097 ингушей[21], а по переписи 1939 года их численность составила 92 120 человек[22].

Депортация в Казахстан и Среднюю АзиюПравить

Во время Великой Отечественной войны ингуши, вместе с чеченцами, были обвинены в сотрудничестве с фашистскими захватчиками и депортированы в Казахстан и Сибирь. По оценкам потери составили от четверти до половины населения. Они были восстановлены в своих правах в 1957 году, после смерти Сталина.

В составе Российской ФедерацииПравить

Формально ингуши были полностью реабилитированы в правах лишь 26 апреля 1991 года, когда на 1 съезде Верховного Совета РСФСР был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий»[13].

В 1992 году принят Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ». В октябре-ноябре застарелый осетино-ингушский конфликт вокруг Пригородного района Северной Осетии перерос в вооружённые столкновения. Всего в войсковой операции против ингушей принимали участие 68 000 бойцов. В том числе: дивизия особого назначения (ДОН); два полка псковской дивизии ВДВ; спецназ МВД РФ; гарнизон и курсанты военных училищ Владикавказа; ОМОН МВД Северной Осетии; два казачьих полка; Республиканская гвардия; народное ополчение; бригада «Ир» из Южной Осетии. По данным прокуратуры России, за время боевых столкновений в результате конфликта погибло 583 человека (350 ингушей и 192 осетина), 939 человек были ранены (457 ингушей и 379 осетин), ещё 261 человек пропал без вести (208 ингушей и 37 осетин)[23]. Разграбленными и разрушенными оказались почти 4 000 ингушских домов. Свыше 60 000 ингушей были вынуждены бежать из Владикавказа и Пригородного района в Ингушетию[24][25].

ЯзыкПравить

Ингушский язык относится к нахской ветви нахско-дагестанских языков. По сходству некоторых слов, С. А. Старостин и И. М. Дьяконов полагают нахско-дагестанские языки потомками хурритского и урартского языков[26].

ВероисповеданиеПравить

ЯзычествоПравить

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, указывал о наличии среди ингушей христиан и язычников:

« Ингуши большей частью мусульмане-сунниты, но встречаются среди них и христиане, и совершенные язычники. Мусульманство водворилось у них не ранее половины прошлого столетия, в древности же Ингуши были христианами, о чём свидетельствуют многие часовни и остатки старинных церквей, которые пользуются у ингушей большим уважением и в которых они совершают жертвоприношения, справляют различные празднества, представляющие собой смесь христианских преданий и языческих воззрений. Особым почитанием пользуются у ингушей человеческие скелеты, находящиеся в каменной будочке близ мст. Назрань; по преданию, скелеты эти принадлежат народу нарт, некогда жившему около Назрани, и оставались нетленными в течение 200 лет, но с приходом русских стали портиться[27]. »

В 1858—1859 годах знаменитый французский писатель Александр Дюма совершил поездку в Россию, проследовав из Санкт- Петербурга до Астрахани и дальше на Кавказ. Вернувшись в Париж и желая

Последний языческий жрец Ингушетии Элмарз с праправнучкой

ознакомить соотечественников со своими впечатлениями от этого путешествия, писатель публикует газету «Кавказ». В частности, упомянул здесь о религии ингушей:

Язычество ингушей тесно связано с нартским эпосом[29].

ХристианствоПравить

Первые христианские миссионеры, согласно трудам историка Башира Далгата, появились в Ингушетии приблизительно в X веке, одновременно с расцветом Грузии, и были грузинами. Христианство распространялось в Ингушетии и Чечне достаточно широко, в настоящий момент на территории современных Чечни, Ингушетии и Северной Осетии существует множество археологических, исторических и архитектурных памятников, подтверждающих многовековое христианство среди ингушей в частности, и вайнахов в общем. В исследовании учёного описываются многочисленные свидетельства историков и путешественников раннего и среднего Средневековья, согласно которым, на территории ингушских земель были построены церкви или даже, возможно, монастырь. В частности, согласно свидетельствам русских немцев-учёных Иоганна Гюльденштедта и Петра Симона Палласа, побывавших в Ингушетии в XVIII века, в церкви Тхаба-Ерды хранились древние документы, написанные, по словам их собеседника-монаха, «золотыми, голубыми и черными буквами», а дверями храма есть надпись «готическими буквами»[29].

ИсламПравить

Ингуши являются мусульманами традиционного суфийского тариката, основанного на тарикате шейха Абд ал-Кадира ал-Джилани и шейха Бахауддина Накшбанди. Ислам приняли чуть более двести лет назад. Несмотря на все усилия знати, насаждение ислама шло с большим трудом. Но после посещения Ингушетии шейхом кадырийского тариката Кунта-Хаджи Кишиевым распространение ислама приняло повсеместный характер[29]. Исповедуется умеренный ислам суннитского толка мазхаба имама Аш-Шафии, ставший одним из элементов национальной идентичности и культурной традиции.

КультураПравить

Ингушка в традиционном костюме

Этический кодексПравить

Основой культуры ингушского народа является Эздел — свод неписанных моральных и этических правил поведения ингушей, который охватывает все сферы жизни любого члена общества, начиная с самого детства. Эздел является Кодексом чести и поведения, передаваемым из поколения в поколение родителями и обществом.

Ингушская культура очень разнообразна и насчитывает множество легенд, эпосов, рассказов, пословиц и поговорок. Богатые музыкальная, танцевальная и певческая традиции. Популярными музыкальными инструментами являются дахчан-пандар (вид балалайки), каьхат-пандар (аккордеон, используемый преимущественно для аккомпанирования девушкам), ч1ондарг (трехструнная скрипка), яьбакх-зурма (волынка), зурна (вид кларнета), тамбурин и барабаны.

АрхитектураПравить

Ингуши как этнос ментально неразрывно связаны со своей башенной культурой. Данный факт, лучше всего подчеркивается самоназванием ингушей — «ГIалгIай», которое переводится как «жители башен».

Ингушские башни, строились в период между X и XVII веками нашей эры. Расположены преимущественно в Джейрахском районе Ингушетии, в небольшом количестве имеются также в Сунженском районе Ингушетии.

Выделяются три основных типа башен: жилые, полубоевые и боевые. Также к объектам древнего ингушского каменного зодчества относятся культовые строения и могильники, располагающиеся в периметре башенных комплексов.

Средь башенных построек, привлекают взгляд камни, на которых высечены петроглифы. Они расположены по стенам здания без видимой системы и симметрии. Среди петроглифов — знаки, напоминающие буквы, рисунки в виде крестов, спиралей, свастик, солярных кругов, изображения предметов быта и вооружения, тамгообразные знаки. Иногда встречаются фигуры людей и животных. При этом, у людей подчеркнуты признаки пола, их сопровождают таинственные знаки: кружки, зигзаги, спирали, наводящие на мысль, что это изображения божеств, мифологических персонажей или героев. Возможно среди них «мать людей» — богиня плодородия Тушоли, особенно почитавшаяся ингушами, а также бог Дэла. Обычно у входа в башню имеется оттиск ладони — руки мастера, возводившего здание. Оно являлось своеобразной гарантией прочности творения зодчего, что и подтверждено временем — многие башни пережили своих создателей на много веков.

Значительные башенные комплексы имеются в селениях Эрзи, Лялах, Таргим, Пуй, Пялинг, Хяни, Эгикал, Верхнем и Нижнем Лейми, Хамхи, Ляжги, Эбан, Джейрах. Башенное строительство ингушей — яркое наследие древней материальной культуры, уникальное как на Кавказе, так и во всем мире.

Известный археолог, кавказовед Е. И. Крупнов так выразился об ингушских башнях :

Считается, что башенные комплексы в течение многих веков вырабатывали у горцев эстетическое чувство прекрасного, чувство бережного отношения к дому, как святилищу семьи. Башни играли настолько важную роль в жизни ингушей, что, желая унизить человека, про него говорили, что «у него нет ни башни, ни склепа»[31].

Башенная архитектура ингушей

Ingushetia - Erzi.jpeg

Ingushetia - Targim.jpeg

Ingushetia - Vovnushki.jpeg

Боевые башни аула Эрзи Аул Таргим Замок-крепость Вовнушки

Антропологический типПравить

Кавкасионский тип (лат. Varietas Caucasia) — северокавказский вариант европеоидной расы. Термины «Varietas Caucasia» и «Caucasian race» так же используются для обозначения белой расы, введенные немецким ученым Иоганном Фридрихом Блуменбахом, отнёсшим к ней жителей Европы. Название возникло от того, что Блуменбах считал Кавказ первым местопребыванием белого человека, и потому, что племена, живущие в настоящее время на Кавказе, он признавал наиболее чистым и несмешанным типом этой расы[32]. До настоящего времени термин Caucasian в английском языке является стандартным обозначением белой расы. Вот как описывал кавказский тип И. Блуменбах:

Кавказский тип — для изучения я взял именно этот тип, горский тип Кавказа, потому как его южный склон производит самую красивую расу людей; под этой расой я, в первую очередь, подразумеваю грузин. Все физиологические признаки сводятся к этому. Таким образом, мы можем, с большей уверенностью утверждать, что Кавказ — это место рождения белого человека[33].

Антропологическое обследование ингушского народа, проведенное в 30-х годах XX века экспедициями Московского антропологического института под руководством крупного советского антрополога профессора В. В. Бунака, ещё тогда позволило ему высказать следующее:

В отдаленнейшую эпоху Северный Кавказ был заселен двумя потоками народа: одним — двигавшимся по западной окраине Кавказа, другим — по восточной. Оба эти потока родственны с народностями Малой Азии. В центре Кавказа они встретились и образовали собственный своеобразный тип, в разных видоизменениях встречающийся к югу от Главного Кавказского хребта, но в известной мере проникший и на северные его склоны. Среди ингушей этот собственный кавказский тип сохранился более чем у кого-либо из других северокавказских народов[34].

Позднее другой видный советский антрополог профессор Г. Ф. Дебец признал, что кавкасионский антропологический тип «самый кавказский из всех кавказских»

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, даёт следующее описание ингушей:

По наружному своему виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу чёрный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты[27].

ГенетикаПравить

Ингуши являются носителями шести гаплогрупп, четыре из которых являются доминирующими[35]:

  • J2 — 88 %
  • R1a — 3,5 %
  • J1 — 2,5 %
  • G — 2 %

Известно, что у многих древних средиземноморских и ближневосточных народов гаплогруппа J2 была преобладающей, в том числе: хатты, хурриты, хетты, этруски, критяне, греки, финикийцы и их карфагенское ответвление, израильтяне, а также римляне, ассирийцы и персы[36].

См. такжеПравить

  • Ингушетия
  • Нартский эпос
  • Вайнахская мифология

ПримечанияПравить

  1. 1 2 Всероссийская перепись населения 2010 г. Национальный состав регионов России
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года в отношении демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей
  3. 1 2 3 4 5 6 Долгиева М.Б. Современное расселение ингушей. Вопросы истории. Магас. 2013 г., стр. 84
  4. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения.rar)
  5. В. Хауг. Демографические тенденции, формирование наций и межэтнические отношения в Киргизии. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  6. Всеукраинская перепись населения 2001 года. Распределение населения по национальности и родному языку.
  7. Перепись населения Республики Беларусь 2009 года. НРаспределение населения по национальности и родному языку. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  8. Распределение населения Латвии по национальному составу и государственной принадлежности на 01.07.2010  (латыш.)
  9. Том 3. Национальный состав и владение языками, гражданство населения Республики Таджикистан
  10. Шнирельман В. А. «Быть аланами. Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке». стр. 229
  11. Танкиев А. Х. Ингуши. Саратов 1998.
  12. Ш. М. Казиев, И. В. Карпеев. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке.
  13. 1 2 3 Н. Д. Кодзоев. История Ингушетии. Ростов-на-Дону. 2012 г.
  14. Н. Д. Кодзоев. Местонахождение и значение названия аланской столицы города Магас
  15. Паллас П. С. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства. М., 1999 г., стр. 128
  16. Из статейного списка русских послов в Кахетию князя С. Г. Звенигородского и дьяка Т. Антонова
  17. Ракович Д. В. «Прошлое Владикавказа». 1911 г. стр. 3 — 4
  18. Шнирельман В. А. «Быть аланами. Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке». стр. 121
  19. Деникин. А. И. Очерки русской смуты. т. 4., стр. 174 — 175
  20. Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика. БСЭ. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011.
  21. Всесоюзная перепись населения 1926 года.Национальный состав населения по республикам СССР. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  22. Всесоюзная перепись населения 1939 года. Национальный состав населения по республикам СССР. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  23. Осетино‑ингушский конфликт: хроника событий  (рус.), Inca Group «War and Peace» (08.11.08).
  24. Правозащитный центр «Мемориал»
  25. Осетино-ингушский конфликт
  26. С. А. Старостин, И. М. Дьяконов.Хуррито-Урартийские и Восточнокавказские языки.
  27. 1 2 Ингуши. Брокгауз-Ефрон. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011.
  28. А. Дюма. «КАВКАЗ»
  29. 1 2 3 Далгат Б. К. Первобытная религия чеченцев и ингушей стр. 38-52
  30. Е. И. Крупнов. Средневековая Ингушетия. 1971 г.
  31. Шнирельман В. А. «Быть аланами. Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке» стр. 208
  32. [ Д. В. Богатенков, С. В. Дробышевский Антропология. http://www.ido.rudn.ru/psychology/anthropology/5.html#5.5.3]
  33. Johann Friedrich Blumenbach, The anthropological treatises of Johann Friedrich Blumenbach, translated by Thomas Bendyshe. 1865. November 2, 2006.
  34. В. В. Бунак. Антропологическое изучение чечено-ингушского народа. «Грозненский рабочий». 5. VII 1935.
  35. Eupedia : Geographic spread and ethnic origins of European haplogroups
  36. Гаплогруппа J2. Средиземноморская и закавказская гаплогруппа J2a

ЛитератураПравить

  • Танкиев А. Х. «Ингуши». Саратов. 1998 г.
  • Авторский коллектив. «История Ингушетии». Ростов-на-Дону. 2012 г.
  • Крупнов Е. И. «Средневековая Ингушетия». Магас. 2008 г.
  • Шнирельман В. А. Часть III. Преодоление судьбы (чеченцы и ингуши) // Быть аланами. Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке / Ред. серии И. Калинин. — Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. — М.: «Новое литературное обозрение», 2006. — 696 с. — 1500 экз. — ISBN 5-86793-406-3.
  • Ш. М. Казиев, И. В. Карпеев. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке

СсылкиПравить

Ингуши: кто они, родные братья чеченцев?

Вайнахи, как известно, включают в себя два главных народа — чеченцев и ингушей. Плюс малочисленных байцбийцев-христиан, живущих в восточной Грузии.

Сегодня мы с вами немного поговорим об уникальном и прекрасном древнем ингушском этносе, ближе которого чеченцам в мире просто никого нет.

Где живут ингуши

Итак, ингуши. В мире их живет около полумиллиона человек. Живут в республике Ингушетия — самом маленьком субъекте РФ и самой молодой республике России (выделилась из состава Чечено-Ингушетии лишь в 1992 году).

Столица Ингушетии — 10-тысячный город Магас, один из самых молодых населенный пунктов в России. Построен в 90-е годы в чистом поле рядом с Назранью.

Также ингуши живут в Пригородном районе Северной Осетии, до 1944 года относившемся к Чечено-Ингушетии. Крупные общины ингушей имеются за пределами Кавказа — в Москве, Казахстане, Киргизии.

Как себя называют ингуши

Сам себя этот древний народ именует ГIалгIай, что обычно связывают с ГIала — башня. Т.е, галгайцы, строители замков и башен, циклопических древних сооружений, коими по сей день так знаменита горная Ингушетия.

В прежние времена ингуши имели и другие названия — разные соседние народы их именовали калками, кистами, дзурдзуками, глигвами, гаргареями.

[img]»[/img]

Русское название ингуши утвердилось для западных вайнахов уже в начале XIX века, когда ингушская земля добровольно стала частью России. Происходит оно от названия аула Ангушт, крупного в XVIII столетии ингушского аула (ныне село Тарское в Пригородном районе Северной Осетии).

Сами ингуши свою землю называют ГIалгIайче, ГIалгIай Мохк (край галгаев) или ГIалгІай Республика. Русское название Ингушетия — это Ингуш+ети (грузинский суффикс земля). Т.е Ингушетия — земля ингушей.

На каком языке говорят ингуши

Язык ингушей называется ингушский — ГӀа́лгӀай мотт. На нем говорят около 400 тысяч человек — в Ингушетии, Чечне, Северной Осетии.

Ингушский язык весьма близок к чеченскому и неплохо с ним взаимопонимаем. Отличия в кое-каких значениях слов и фонетики . К примеру, ингушский звук «ф» в чеченском заменяется на «п» и хI .

Между чеченским и ингушским языками существует немало переходных диалектов — мелхистинский, орстхойский и другие.

Также понятен ингушский для бацбийцев в Грузии. Пишут ингуши кириллической азбукой.

История ингушей

[img]»[/img]

В средние века история Ингушетии неразрывно связана с историей Аланского государства, куда ингуши входили вместе с предками осетин и карачаевцев. По одной из версий, столица Алании град Магас, уничтоженный позже монголами, стоял именно на территории современной Ингушетии.

Ингушетия окончательно стала частью России в 1810 году. Однако, сами ингуши после того нередко поднимали восстания против злоупотреблений царских чиновников (Назрановское и другие).

В 1944 году ингуши, вместе с чеченцами, пережили страшную трагедию — подверглись выселению во время сталинской операции «Чечевица». Из Средней Азии вайнахам разрешили вернуться лишь в 1950-е годы. При том, часть ингушской территории оказалась в составе Северной Осетии, что привело в начале 1990-х к крупному осетино-ингушскому конфликту.

Кого ингуши считают своими братьями?

[img]»[/img]

Сегодняшние ингуши своими братьями называют два кавказских народа. Братьев-чеченцев, понятное дело. Ингуши и и чеченцы всегда готовы придти друг другу на помощь, часто считают себя единым целым, вайнахской нацией.

Аеще ингуши братьями называют грузин — несмотря на полные различия в языке и религии. Ингушетия и Грузия связаны еще минимум с X века н.э. По одной из версий, именно в горах Ингушетии скрыта могила великой грузинской царицы Тамар. А еще ингуши и грузины — два кавказских народа, что никогда не враждовали и не воевали друг с другому.

Кто по религии ингуши

Ингуши ныне следуют суннитскому исламу шафиитского масхаба с влиянием суфизма. Ислам пришел в Ингушетию около XIV века н.э

Но среди ингушей мирно укрепился одним из последних на Кавказе — уже в конце XIX века. Мусульманином стал последний ингушский языческий жрец.

Любопытно, что в средние века среди ингушей было сильно влияние христианства. На память о тех далеких временах в горах Ингушетии остался древний христианский храм Тхаба-Ерды.

[img]»[/img]

Источник

Ингуши — автохтонный народ Кавказа, чья древнейшая история уходит корнями во второе тысячелетие до нашей эры. Жизнь народности столетиями регулируют нормы единого для всех морально-этического кодекса. Свод неписаных правил позволил до сегодняшних дней сохранить непререкаемый авторитет старейшин, уважение к предкам, ценность семьи и чести.

Где живут, численность

Ингуши — автохтонное население Северного Кавказа. Большая часть представителей народности продолжает занимать места исторического расселения: Ингушетию, часть Северной Осетии. В результате захвата территорий российскими властями во второй половине XIX столетия, репрессий в конце Великой Отечественной войны, значительная часть ингушей выселена в Османскую империю, Среднюю Азию, Казахстан. Передел исторических ингушских территорий в сороковых годах прошлого столетия между Грузией и Грозненской областью поныне является причиной конфликтов чеченских, ингушских, осетинских народов.

Общая численность ингушей в мире, по данным на 2012 г., составляет порядка 700 000 человек. Разделение народа по государствам:

  • Россия — 444 833 чел.
  • Турция — 85 000 чел.
  • Сирия — 35 000 чел.
  • Иордания — 25 000 чел.
  • Ливан — 20 000 чел.
  • Казахстан — 15 000 чел.

В России наибольшее число ингушей проживает в Республике Ингушетия — 385 537 человек. Значительная часть — 28 336 человек, продолжает занимать исторические зоны расселения, ныне относящиеся к Пригородному району Северной Осетии. От 1000 до 5000 ингушей живет в Республиках Чечня и Кабардино-Балкария, Москве, Ставропольском крае, Тюменской и Ростовской областях.

Название

Самоназвание народа возникло от названия ингушского поселения Ангушт, располагающегося в Северной Осетии на территории Пригородного района. Существует другое самоназвание народа: ГIалгIа́й, или галгаи, в переводе означающее «жители башен».

Жилище

Этноним «галгаи» возник от традиционного типа жилищ и оборонительных сооружений ингушей — каменных башен. Они составляли горные поселения, располагавшиеся в глубине ущелий, на склонах. Боевые башни достигали высоты 16 м, жилые возводились на высоту в 2-3 этажа. Существовали полубоевые сооружения высотой до 10 м: первые этажи занимали жилые помещения, вверху располагались бойницы, площадки для обороны в случае нападения врагов.
Башни строили из камней — природного материала, в изобилии имевшегося в горной местности. Стены украшали петроглифами, солярными, спиральными, антропоморфными, животными изображениями. Знаки несли сакральный смысл, обращались к языческим ингушским божествам, обладали защитными функциями.
На передней стене главный строитель боевой башни или старейшина рода оставлял отпечаток ладони. Считалось, он дарит защиту от врагов, злых духов. На территории Ингушетии сохранилось более 100 башенных селений, общее число построек XIII–XIX столетий составляет порядка полутора тысяч. Конструкции сооружений, долговечность построек говорят о высоком мастерстве строителей, архитекторов.
Существовала традиция: завершить возведение новой башни требовалось за год, иначе считалось, что род ослабевает, угасает. Высотой конструкции, общим состоянием, числом комнат, оценивались благосостояние, надежность семьи. Существовала пословица: «Поведай мне, что за башня у твоей семьи, я отвечу, достоин ли ты моей дочери!».

Традиции

С каменными постройками связывали не только жизнь, но и смерть человека. Другая пословица гласит: «Живому человеку требуется башня, а мертвому склеп». Каждый род имел фамильный склеп, располагавшийся недалеко от жилища. Ингуши видели в этом философию созерцательности, размышлений о нормах морали живых. Глядя на постройки, где родные находили вечный покой, предполагалось думать о вечном, совершенствовать душу при жизни.

Склепы строили в виде просторных помещений, напоминавших жилые башни с покатыми крышами. Сюда после смерти помещали останки погибших. Второй вариант — небольшие сооружения, напоминающие дольмены, снабженные щелями для проникновения света и воздуха. Подобная конструкция неслучайна: со времен аланской культуры существовал обычай, по которому умирающий человек сам или с помощью близких еще до смерти перемещался в склеп.
До прихода ислама в XIX столетии в горных регионах старики почитали за честь успеть самим дойти до места своего вечного приюта. Выйти из склепа считалось величайшим позором, запрещалось заносить внутрь пищу. Случалось, что родственники навещали умирающего в течение нескольких дней после перехода в склеп.
С повсеместным распространением ислама подобный способ погребения ушел в прошлое: умерших начали хоронить по мусульманским обрядам. Тело обмывали, одевали в светлые одежды, заворачивали в ковер и выносили на двор, где желающие устраивали прощание. Процессия выдвигалась на фамильное кладбище, где после молитв тело предавали земле. Женщины на кладбище не допускались: в их задачи входило приготовить обильный поминальный обед. Как и на свадьбы, на проводы в последний путь, занимавшие до трех дней, собирались все члены огромных ингушских фамилий, друзья, соседи.

Свадебные традиции

Брачный возраст мужчин наступал в 17-20 лет, девушек — в 15-17 лет. Невесту тщательно выбирали родители жениха, оценивая род в целом, особое внимание уделяя женской половине. Свадебная обрядность начиналась со сватовства, в котором участвовали родители и родственники мужа. Для получения согласия требовалось прийти в дом выбранной девушки не менее трех раз. Положительного ответа это не гарантировало: насильно замуж не выдавали.
В день свадьбы за невестой приезжал свадебный поезд без жениха. После шуточного выкупа и обряда прощания с родителями девушку доставляли в дом свекрови. Старшая женщина встречала ее медом и маслом, что символизировало пожелание сладкой, сытой жизни. Свадьбы проводили шумные, многолюдные: не менее 200-500 человек, иногда число гостей доходило до тысячи. Не позвать кого-то из родных или знакомых считалось оскорблением, равно как и проигнорировать приглашение. Длились торжества до десяти дней.
На время пира девушку проводили в отдельную комнату, где она находилась всю свадьбу. По другой традиции невестка стояла на протяжении свадебного застолья в углу зала, принимая подарки. Жених находился в доме друга, к невесте приходил на третьи сутки, затем избегание продолжалось до месяца. Заканчивались свадебные обряды выводом девушки к роднику за водой, во время которого она знакомилась с жителями селения.

Внешность

Ингуши относятся к кавкасионскому антропологическому типу европеоидной расы. По мнению исследователей, именно этому народу удалось сохранить наибольшее число аутентичных признаков внешности. К ним относят:

  • высокий рост;
  • худощавое телосложение;
  • жесткие, прямые волосы темных оттенков;
  • серые, карие, горизонтально расположенные глаза;
  • низкий выступающий подбородок;
  • волосяной покров развитый.

Ингушских мальчиков с детства приучали к тяжелым физическим нагрузкам, спорту, джигитовке, обращению с оружием, что делало их физически сильными. Правилами поведения регламентировалась умеренность в еде. Мужчинам налагалось до старости иметь подтянутую фигуру, стыдно было иметь лишний вес, особенно в области живота. Существовала особая проверка стройности: ложась на бок на плоскую поверхность, в области талии необходимо иметь просвет, сквозь который сможет пробраться кошка.
Женская красота ценилась, однако при выборе невесты определяющим были другие качества: ум, смелость, скромность, благородство, честь, трудолюбие, способность к деторождению. Именно последний фактор позволял женщинам, особенно имеющим детей или готовящимся стать матерями, иметь фигуру, далекую от сегодняшних идеалов.

Одежда

Традиционна одежда ингушей общекавказского типа: шаровары, нательная рубаха с высоким воротом на пуговицах, бешмет. На праздники и торжественные мероприятия надевали черкеску, украшенную газырями. Долгое время традиционная для кавказских народов папаха у ингушей имела коническую форму, после распространился вариант с расширенным верхом.
Дополняли наряд поясом, где крепилось холодное оружие, чаще кинжал. С кинжалом связан целый ряд адатов — норм поведения. Кинжал запрещалось без надобности доставать, а достав, не вкладывать в ножны не использовав. Нельзя было в шутку замахиваться оружием. В случае борьбы полагалось наносить удар сверху: этому посвящали длительные тренировки вплоть до глубокой старости.
Женский костюм состоял из белой холщовой рубахи до пола, под которую надевали шаровары. Сверху наряд дополняло распашное платье, праздничный вариант которого шился из дорогих тканей. Подпоясывали костюм поясом из кожи или серебра. Голову покрывали платком или традиционной красного цвета шапкой курхарс, в форме конька с раздвоенным верхом.

Жизнь

Традиционная форма семьи — патриархальная, чаще малая или трехпоколенная. Младший сын оставался жить в отчем доме. Старшие приводили невесток в родительский дом, однако начинали строить свое жилище, если имели возможность. Основа межличностных и общественных взаимоотношений базировалась на уважении старших и почтении предков, которых знали до седьмого колена.
Главой семьи был мужчина, отвечавший за финансовое благополучие, безопасность, защищавший честь родных. Женщина занимала зависимое положение, однако никогда не играла роль прислуги или рабыни. С древних времен ее почитали как мать, дающую жизнь всему сущему. Существовала поговорка: «Мужчина портится — семья портится, женщина портится — весь народ портится». До женщин запрещалось дотрагиваться даже пальцем: противное означало оскорбление, вело к кровной мести. При них нельзя было сквернословить, курить, драться. Преследование кровника прекращалось в их присутствии, женщин и детей не использовали как жертв кровной мести.

Религия

Традиционными религиями ингушей были анимизм, тотемизм, магические верования. Тотемными животными считались волк, медведь, олень. Существовал сложный пантеон божеств, который населяли существа мужского и женского пола. Верховным был бог Дяла, не меньше почитались:

  • бог грома и молнии — Села;
  • мать воды — Хи-нана;
  • богиня плодородия — Тушоли;
  • мать ветров — Миханана
  • покровитель скотоводства — Галь-Ерда;
  • богиня горной местности — Мехканана;
  • покровитель охотников, властитель диких животных — Елта;
  • мать вьюги — Дарза-нана;
  • бог войны — Молдз-Ерда;
  • владыка загробного мира — Эштр.

В Средние века в регионе значительно распространилось христианство, о чем свидетельствуют сохранившиеся каменные церкви, кресты. Ислам начинает проникать в регион в XIII-XV вв., однако на равнинах укореняется лишь в XVII-XVIII столетиях, в горах еще позже — в конце XIX в.

Видео

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Двигатель cummins 6isbe мануал
  • Vba краткое руководство
  • Руководство ремонта на матиз
  • Метостабил таблетки инструкция по применению для чего назначают взрослым
  • Falcon eye fe 1104mhd light инструкция