Дополнительные формы бюджетной отчетности
«Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2016, N 4
Приказом Минфина России от 01.03.2016 N 15н «Об утверждении дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета и Инструкции о порядке их составления и представления» (далее — Приказ Минфина России N 15н) утверждены дополнительные формы годовой и квартальной бюджетной отчетности. Данный Приказ на момент подготовки журнала в печать находился на регистрации в Минюсте. Он не вносит изменения в Инструкцию N 191н <1>, им утверждается отдельная Инструкция (далее — Инструкция N 15н).
<1> Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.12.2011 N 191н.
Какие дополнительные годовые и квартальные формы содержит Инструкция N 15н, рассмотрим в статье.
Согласно п. 3 Приказа Минфина России N 15н положения Инструкции, утвержденной данным Приказом, применяются начиная с 1 апреля 2016 г. То есть при составлении квартальной отчетности по итогам I квартала получатели бюджетных средств должны будут применять нормы этого документа и включить в состав отчетности, формируемой в силу норм Инструкции N 191н, еще отчетные формы, установленные Инструкцией N 15н.
В состав дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета (далее — дополнительная бюджетная отчетность об исполнении федерального бюджета) включаются следующие формы отчетов:
Наименование отчетной формы |
Случаи формирования |
Сведения об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества (ф. 0503190) |
Формируются главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, в составе разд. 4 «Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности» сводной пояснительной записки (ф. 0503160) дополнительно к информации, раскрываемой в сведениях о движении нефинансовых активов (ф. 0503168) |
Расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам (ф. 0503191) |
Формируется главными распорядителями бюджетных средств по расходам подведомственными получателями бюджетных средств на основании данных бюджетного и аналитического учета, а также бюджетной и аналитической отчетности подведомственных получателей бюджетных средств |
Расшифровка дебиторской задолженности по контрактным обязательствам (ф. 0503192) |
Формируется получателями (главными распорядителями) бюджетных средств, если бюджетное обязательство возникло из государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и остаток дебиторской задолженности по указанному обязательству составляет на отчетную дату более 300 млн руб. |
Расшифровка дебиторской задолженности по субсидиям организациям (ф. 0503193) |
Формируется главными распорядителями бюджетных средств по субсидиям, предоставленным организациям, в части остатков дебиторской задолженности |
В рамках статьи мы рассмотрим порядок заполнения формы 0503191.
Общие положения о формировании дополнительных отчетных форм
Дополнительная бюджетная отчетность об исполнении федерального бюджета составляется с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой получателями средств федерального бюджета на следующие даты: квартальная — на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года; годовая — на 1 января года, следующего за отчетным (п. 3 Инструкции N 15н). Отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
Для вновь созданных получателей бюджетных средств первым отчетным годом считается период с даты их регистрации в установленном законодательством РФ в порядке по 31 декабря года их создания.
Квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года.
Получатели бюджетных средств сдают дополнительную бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в предусмотренные им сроки на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств, с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством РФ (п. 4 Инструкции N 15н). Так же как и отчетность, составляемая в силу норм Инструкции N 191н, формы отчетности, утвержденные Приказом N 15н, подписываются руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств. В случае отражения в форме аналитических показателей она подписывается еще ответственным исполнителем.
Расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам (ф. 0503191)
Расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам (ф. 0503191) (далее — расшифровка (ф. 0503191)) составляется ежеквартально и по итогам года главными распорядителями бюджетных средств, и для ее заполнения информацию будут запрашивать у подведомственных получателей бюджетных средств (п. 9 Инструкции N 15н). Поэтому можно с большой долей вероятности утверждать, что эта форма будет заполняться получателями бюджетных средств и уже на основании представленных данных главный распорядитель бюджетных средств сформирует свой отчет.
Ниже приведем информацию, отражаемую в указанной форме.
В разд. 1 «Задолженность по выданным авансам» расшифровки (ф. 0503191) должны быть представлены такие сведения:
Графа |
Показатель |
1 «Наименование показателя» |
Наименование кода счета бюджетного учета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» (1 206 11 000 — 1 206 91 000), по которому на отчетную дату отражены остатки расчетов по дебиторской задолженности |
3 «Код счета бюджетного учета» |
Код счета бюджетного учета счета 0 206 000 00 «Расчеты по выданным авансам» (1 206 11 000 — 1 206 91 000) |
4 «Сумма» |
Общая сумма дебиторской задолженности на конец отчетного периода, учтенная по соответствующему коду счета бюджетного учета, отраженному в графе 3 |
5 «Сумма, просроченной задолженности, всего» |
Общая сумма просроченной дебиторской задолженности на конец отчетного периода, учтенная по соответствующему коду счета бюджетного учета, отраженному в графе 3; показатель графы 5 формируется путем суммирования показателей граф 6, 7, 8, 9 |
6, 7, 8, 9 «Сумма, просроченной задолженности» |
Сумма просроченной дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам с детализацией по срокам неисполнения (просрочки) обязательств (до одного месяца включительно, от месяца до года включительно, от одного года до трех лет включительно, свыше трех лет) |
10 «Сумма обеспечения задолженности» |
Сумма обеспечения исполнения поставщиком обязательств, по которым образовалась отраженная в графе 5 просроченная дебиторская задолженность, предоставленная в соответствии со ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (денежный залог, банковская гарантия) |
11 «Сумма взысканий через суд» |
Сумма просроченной задолженности на начало года, направленной на взыскание через суд, и сумма задолженности, по которой принято судебное решение о взыскании, направленная на взыскание в принудительном порядке, соответственно |
12 «Сумма взысканий, присужденных судом, и находящаяся на взыскании в ФССП России» |
|
13 «Сумма взысканий приостановленных, по которым исполнительный лист возвращен» |
Сумма исков, по которым взыскание приостановлено в установленном законодательством порядке и (или) исполнительный лист по которым возвращен |
Показатели, отражаемые в разд. 2 «Сроки погашения дебиторской задолженности» расшифровки (ф. 0503191), формируются в зависимости от сроков погашения (до конца текущего финансового периода, с начала очередного финансового периода до трех лет включительно, от трех лет до пяти лет включительно, более пяти лет) с детализацией по кодам счетов бюджетного учета.
Графа |
Показатель |
1 «Наименование показателя» |
Наименование кода счета бюджетного учета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» (1 206 11 000 — 1 206 91 000), по которому на отчетную дату отражены остатки расчетов по дебиторской задолженности |
3 «Код счета бюджетного учета» |
Код счета бюджетного учета счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» (1 206 11 000 — 1 206 91 000) |
4 «Сумма» |
Общая сумма дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам на конец отчетного периода, учтенная по соответствующему коду счета бюджетного учета, отраженному в графе 3, за исключением просроченной задолженности |
Обратите внимание! Главными распорядителями бюджетных средств могут быть установлены дополнительные требования к раскрытию показателей состояния дебиторской задолженности федерального бюджета по расходам подведомственными получателями бюджетных средств с учетом отраслевой специфики.
Контрольные соотношения показателей расшифровки (ф. 0503191) выглядят так (п. п. 16 — 18 Инструкции N 15н):
Показатель графы 4 строки 010 разд. 1 «Задолженность по выданным авансам» |
Показатель графы 4 строки 010 разд. 2 «Сроки погашения дебиторской задолженности» |
Пример. Казенное учреждение по состоянию на 1 апреля 2016 г. имеет дебиторскую задолженность — 114 000 руб., возникшую в связи с недопоставкой материальных запасов (ткани). На поставку ткани, из которой планировалось пошить постельное белье, был заключен контракт (договор) на сумму 380 000 руб.
По условиям контракта перечислен аванс в размере 30% от суммы договора (114 000 руб.). Контракт должен был быть исполнен в ноябре 2015 г. По состоянию на 1 апреля 2016 г. с поставщиком ведутся судебные разбирательства. Сумма обеспечения по контракту равна 19 000 руб.
В бухгалтерском учете перечисление суммы аванса отражено так:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Перечислен аванс по контракту (договору) на поставку ткани |
1 206 34 560 |
1 304 05 340 |
114 000 |
В расшифровке данная ситуация отражена так:
Расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам 1. Задолженность по выданным авансам
Наименование показателя |
Код строки |
Код счета бюджетного учета |
Сумма |
Сумма просроченной задолженности |
Сумма взысканий через суд |
|||||||
всего |
в том числе со сроком |
сумма обеспечения задолженности |
направлено в суд, всего |
из них присуждено судом |
||||||||
до 1 месяца |
от 1 месяца до 1 года |
от 1 года до 3-х лет |
свыше 3-х лет |
находится на взыскании в ФССП |
взыскание приостановлено, исполнительный лист возвращен |
|||||||
10 |
11 |
12 |
13 |
|||||||||
Сумма выданных авансов, всего |
010 |
1 206 00 000 |
114 000, 00 |
114 000, 00 |
114 000, 00 |
19 000,00 |
114 000 |
|||||
в том числе в процентах от объема обязательства: |
||||||||||||
менее 30% |
020 |
|||||||||||
из них по счетам учета: |
||||||||||||
1 206 34 000 |
1 206 34 000 |
114 000, 00 |
114 000, 00 |
114 000, 00 |
19 000,00 |
114 000 |
Форма 0503191 с. 2
2. Сроки погашения дебиторской задолженности
Наименование показателя |
Код строки |
Код счета бюджетного учета |
Сумма |
Сумма задолженности на отчетную дату, всего |
010 |
1 206 00 000 |
|
в том числе: |
|||
со сроком погашения до конца текущего финансового периода (года) |
020 |
||
из нее по счетам учета: |
|||
1 206 34 000 |
1 206 34 000 |
114 000, 00 |
Заключение
В завершение хотелось бы отметить, что не все получатели бюджетных средств будут составлять дополнительную бюджетную отчетность об исполнении федерального бюджета. Например, если у получателя бюджетных средств нет объектов незавершенного строительства, то сведения (ф. 0503190) не формируются. Если сумма дебиторской задолженности по контрактам у упомянутых получателей на отчетную дату более 300 млн руб., то расшифровка (ф. 0503192) не заполняется. Согласитесь, что такой размер дебиторской задолженности крайне редко встречается у получателей бюджетных средств. Расшифровка (ф. 0503193) получателями бюджетных средств не заполняется, поскольку они не выделяют сумм субсидий. Остается только расшифровка (ф. 0503191), которая составляется в случае наличия соответствующего распоряжения главного распорядителя бюджетных средств.
Т.Сильвестрова
Главный редактор журнала
«Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение»
4. Получатель бюджетных средств представляет дополнительную бюджетную отчетность об исполнении федерального бюджета своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки.
Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств составляет сводную и (или) консолидированную дополнительную бюджетную отчетность об исполнении федерального бюджета и представляет ее финансовому органу и (или) главному распорядителю бюджетных средств в установленные ими сроки.
Главные распорядители, распорядители бюджетных средств, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении федеральных государственных бюджетных и (или) автономных учреждений, формируют сводную дополнительную бюджетную отчетность об исполнении федерального бюджета с учетом выверки взаимозависимых показателей годовой, квартальной сводной бухгалтерской отчетности федеральных государственных бюджетных и (или) автономных учреждений, сформированной ими на основании бухгалтерской отчетности федеральных государственных бюджетных и (или) автономных учреждений, представленной в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
В случае передачи полномочий субъекта бюджетной отчетности по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности финансовому органу, иному государственному (муниципальному) учреждению (далее – централизованная бухгалтерия), дополнительная бюджетная отчетность об исполнении федерального бюджета составляется и представляется в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности.
По решению финансового органа централизованная бухгалтерия составляет консолидированную бюджетную отчетность по субъектам бюджетной отчетности (субъектам консолидированной отчетности), входящим в периметры консолидации, в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.
Дополнительная бюджетная отчетность об исполнении федерального бюджета предоставляется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в порядке, установленном для представления бюджетной отчетности.
В случае отсутствия организационно-технической возможности у субъекта бюджетной отчетности составления и хранения бюджетной отчетности в виде электронного документа и (или) в случае, если законодательством Российской Федерации установлено требование о необходимости составления (хранения) документа исключительно на бумажном носителе, дополнительная бюджетная отчетность об исполнении федерального бюджета формируется на бумажном носителе и представляется главным бухгалтером субъекта бюджетной отчетности или лицом, ответственным за ведение бюджетного учета, составление и представление бюджетной отчетности, в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом с одновременным представлением электронной копии бюджетной отчетности на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи.
В случае если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление бюджетной отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, субъект бюджетной отчетности обязан по требованию другого лица или государственного (муниципального) органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бюджетной отчетности, составленной в виде электронного документа.
(Пункт 4 в редакции Приказа Минфина России от 10 декабря 2019 года № 216н. – См. предыдущую редакцию.)
5. Дополнительная бюджетная отчетность об исполнении федерального бюджета подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств.
Дополнительная бюджетная отчетность об исполнении федерального бюджета, составленная централизованной бухгалтерией, подписывается руководителем субъекта бюджетной отчетности, передавшего полномочия по ведению учета и (или) составлению бюджетной отчетности, руководителем (либо лицом им уполномоченным) централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бюджетного учета и (или) составление бюджетной отчетности, а также должностным лицом (главным бухгалтером (бухгалтером-специалистом) централизованной бухгалтерии, на которое возложена обязанность по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.
(абзац введен Приказом Минфина России от 10 декабря 2019 года № 216н. – См. предыдущую редакцию.)
Дополнительная бюджетная отчетность подписывается главным бухгалтером или иными должностными лицами, на которые возложена обязанность по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности, в части финансовых показателей, сформированных на основании данных бюджетного учета, либо при формировании консолидированной бюджетной отчетности в части данных, сформированных путем обобщения показателей бюджетной отчетности, используемой при консолидации.
(Абзац введен Приказом Минфина России от 10 декабря 2019 года № 216н. – См. предыдущую редакцию.)
Формы дополнительной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, содержащие аналитические показатели, кроме того, подписываются ответственным исполнителем, предоставившим указанные данные в целях составления дополнительной бюджетной отчетности.
(В редакции Приказа Минфина России от 10 декабря 2019 года № 216н. – См. предыдущую редакцию.)
Как отразить отдельные операции в формах отчетности. Разъяснения Минфина
Инструкция № 191н устанавливает требования к составлению бюджетной отчетности. Согласно п. 3 Инструкции № 191н, отчетным периодом для сдачи годовой отчетности признается календарный год, но некоторые формы необходимо составлять ежемесячно и ежеквартально.
В этой статье подробно рассмотрим разъяснения Минфина по отражению отдельных операций в формах бюджетной отчетности.
Требования к заполнению ф. 0503127 в части отражения бюджетных ассигнований
В статье 6 БК приведено определение бюджетных ассигнований.
Под ними понимаются предельные объемы денежных средств, которые предусмотрены для исполнения бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году.
Главный распорядитель обладает правом распределения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Инструкцией № 191н регламентирован порядок отражения бюджетных назначений (бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств) с учетом положений, указанных в БК.
Отчет ф. 0503127 разделен на три раздела:
- доходы бюджета – заполняются главными администраторами (администраторами) доходов бюджета;
- расходы бюджета – заполняют получатели бюджетных средств, в том числе главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, которые являются получателями бюджетных средств;
- источники финансирования дефицита бюджета – заполняют главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета.
В графе 4 «Утвержденные бюджетные назначения» раздела «Расходы бюджета» ф. 0503127 согласно п. 55 Инструкции № 191н должны отражаться годовые объемы бюджетных назначений по расходам. Они заполняются на основании данных по соответствующим аналитическим счетам: 1 503 10 000 «Бюджетные ассигнования текущего финансового года» в сумме утвержденных (доведенных) бюджетных ассигнований на текущий финансовый год согласно бюджетной росписи, учитывая последующие изменения, соответствующим образом оформленные на отчетную дату.
При этом, в данной графе получателем отражаются показатели утвержденных бюджетных ассигнований, которые доведены ему главным распорядителем бюджетных средств за отчетный период с учетом их изменений: дебетовый оборот по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 503 15 000 «Полученные бюджетные ассигнования текущего финансового года», содержащим в 15-17-м разрядах код вида расходов, относящийся к подгруппам 310 «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам», 330 «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера».
Главный распорядитель бюджетных средств как их получатель, в данном случае, отражает показатели бюджетных ассигнований, доведенных себе как получателю бюджетных средств за отчетный период с учетом изменений: кредитовый оборот по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 503 13 000 «Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам текущего финансового года», содержащим в 15-17-м разрядах код вида расходов, относящихся к подгруппам 310 «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам», 330 «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера».
Перед формированием консолидированного отчета ф. 0503127 главный распорядитель бюджетных средств дополнительно формирует отчет ф. 0503127, в котором содержатся данные о бюджетных назначениях по расходам, отражение которых в части граф 4 и 5 раздела «Расходы бюджета» получателями средств бюджета не предусмотрено п. 55 Инструкции № 191н.
В графе 4 отчета о бюджетных назначениях главный распорядитель бюджетных средств отражает разницу между показателями бюджетных ассигнований, которые были доведены ему финансовым органом, и бюджетных ассигнований, распределенных им до подведомственных распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств, в том числе себе как получателю бюджетных средств за отчетный период с учетом изменений: кредитовые остатки по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 503 12 000 «Бюджетные ассигнования к распределению текущего финансового года».
БК предусмотрена возможность исполнения получателями бюджетных средств в лице главного распорядителя бюджетных средств как получателя за счет бюджетных ассигнований исключительно нормативных обязательств. Данные показатели подлежат отражению в графе 4 раздела «Расходы бюджета» отчета ф. 0503127, который составляется получателем бюджетных средств в лице главного распорядителя бюджетных средств как получателя.
Показатели, не относящиеся к публичным нормативным обязательствам (не распределяемых по получателям бюджетных средств), доведенных до главного распорядителя бюджетных средств бюджетных ассигнований на исполнение расходных бюджетных обязательств, подлежат отражению в графе 4 раздела «Расходы бюджета» отчета о бюджетных назначениях, составляемого главным распорядителем бюджетных средств.
Требования к заполнению ф. 0503117
Рассмотрим порядок отражения операций, связанных с размещением средств на депозитах. Согласно ст. 33 БК объемы расходов, предусмотренные бюджетом, должны соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
Рассматривая принцип общего покрытия расходов бюджетов, можно сделать вывод, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом о бюджете.
Приказом Минфина от 28.02.2018 № 37н утвержден СГС «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности», согласно п. 30 Стандарта в соответствующем разделе отчета об исполнении бюджета ф. 0503117 необходимо отражать годовые объемы:
- прогнозные показатели поступлений в разрезе источников финансирования дефицита бюджета, которые утверждены законом (решением) о бюджете;
- бюджетные назначения, относящиеся к выплатам источников финансирования дефицита бюджета, утвержденные на основании сводной бюджетной росписи. При этом необходимо так же учесть внесенные изменения, оформленные в соответствии с бюджетным законодательством на отчетную дату;
- изменения остатка средств бюджета, утвержденных законом (решением) о бюджете.
Порядок заполнения данной формы установлен п. 133-138 Инструкции № 191н. Графа 3 отчета ф. 0503117 заполняется в соответствии с требованиями, указанными в п. 134 Инструкции № 191н. В ней отражаются коды бюджетной классификации по приведенным ниже разделам классификации:
- доходов;
- расходов;
- источников финансирования дефицита бюджета.
При этом формируются промежуточные итоги по группировочным кодам бюджетной классификации в структуре утвержденных законом о бюджете бюджетных назначений по доходам бюджета, расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета соответственно.
По строке 700 в графе 4 отчета ф. 0503117 отражается утвержденный законом о бюджете объем изменений остатка средств бюджета.
Показатели изменений остатков бюджета, которые раскрываются в строке 700 отчета ф. 0503117, отражают общее изменение остатков средств бюджета, разницу между поступлением и выбытием. Они не могут быть увязаны с определенными видами поступлений и выбытий.
На основании вышеизложенного, по мнению Минфина заполнение графы 3 строки 700 отчета ф. 0503117 является нецелесообразным.
Требования к заполнению ф. 0503164
Порядок формирования сведений об исполнении бюджета ф. 0503164 установлен п. 163 Инструкции № 191н. Рассмотрим отражение причин отклонений от планового бюджета в сведениях об исполнении бюджета ф. 0503164.
В соответствии с п. 69.2 СГС «Бюджетная информация в отчетности» раскрываемые в пояснительной записке сведения об исполнении бюджета, которые входят в состав бюджетной отчетности, содержат обобщенную информацию за отчетный период, а именно:
- показатели исполнения бюджета субъектом отчетности, а также информацию о причинах отклонений;
- данные об утвержденных бюджетных назначениях по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета.
Заполнение группы граф «Причины отклонений от планового процента исполнения» производится в соответствии с п. 163 Инструкции № 191н и отражается:
- в графе 8 раздела «Доходы бюджета», «Расходы бюджета», «Источники финансирования дефицита бюджета» – указывается код причины отклонений по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджета от доведенного финансовым органом и (или) пользователем бюджетной отчетности планового процента исполнения на отчетную дату;
- в графе 9 раздела «Доходы бюджета» – указывается информация по факторному анализу отклонений фактического исполнения доходов бюджета от прогноза поступлений доходов в бюджет, а также анализ исполнения доходов в части не прогнозируемых главным администратором доходов источников, кассовое исполнение по которым осуществлялось в отчетном году;
- в графе 9 раздела 2 «Расходы бюджета» – указывается причина, повлиявшая на наличие отклонений, и код указанный в графе 8.
Положениями, указанными в Инструкции № 191н, не предусмотрен перечень причин отклонений и их кодов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета для заполнения граф 8 и 9 разделов «Доходы бюджета» и «Источники финансирования дефицита бюджета» сведений ф. 0503164.
При этом п. 163 Инструкции № 191н установлено право финансового органа ввести нормативным правовым актом для главных администраторов доходов бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета):
- коды для формирования факторного анализа в разделах «Доходы бюджета» и «Источники финансирования дефицита бюджета» (графы 8 и 9) сведений ф. 0503164;
- перечень наименований причин или факторов, которые оказали влияние на наличие отклонений фактических показателей по доходам и (или) источникам финансирования дефицита бюджета от плановых (прогнозных) показателей.
Такой перечень способствует раскрытию информации в форме ф. 0503164 (причины отклонения от плановых показателей по доходам и источникам финансирования). Утверждение такого перечня полностью соответствует положениям Инструкции № 191н.
Это позволит обеспечить раскрытие в сведениях ф. 0503164 факторного анализа отклонения показателей фактического исполнения бюджета от плановых (прогнозных) показателей по аналогии с разделом «Расходы бюджета» сведений ф. 0503164.
Данные, отраженные в ф. 0503169, имеют общие данные о состоянии расчетов дебиторской и кредиторской задолженности субъекта бюджетной отчетности в разрезе видов расчетов за отчетный период. Отчет заполняется раздельными формы по дебиторской и по кредиторской задолженности и по видам деятельности.
Требования к заполнению ф. 0503169
Порядок заполнения данной формы установлен п. 167 Инструкции № 191н. В соответствии с инструкцией, при формировании консолидированных сведений ф. 0503169 финансовым органом предусмотрено суммирование одноименных показателей в графах итоговых строк по кодам счетов расчетов консолидированных сведений главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов доходов бюджета и исключение взаимосвязанных показателей по расчетам между учреждениями соответствующего бюджета.
Информацию, которая не отражена в таблицах и приложениях, входящих в данный раздел согласно п. 152 Инструкции № 191н, но которая оказала существенное влияние и характеризующая показатели бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности за отчетный период, необходимо включать в раздел 4 «Анализ показателей бухгалтерской отчетности» пояснительной записки ф. 0503160.
С учетом принципа существенности п. 17 СГС «Концептуальные основы» информацию о наличии внутриведомственных расчетов между органом местного самоуправления и подведомственными ему учреждениями, связанных с администрированием доходов необходимо раскрыть в разделе 4 текстовой части пояснительной записки ф. 0503160.
В стране продолжается массовый переход на электронный документооборот. В связи с этим Минфин России утвердил новые электронные формы первичных документов. Уже со следующего года эти формы должны будут применяться всеми организациями бюджетной сферы без исключения. В статье мы приведем список новых электронных документов, крайний срок и мероприятия по переходу на электронный документооборот, а также рассмотрим возможность формирования электронных документов в программе 1С:БГУ 8, ред. 2.0.
Новые электронные формы документов
В прошлом году приказом Минфина России от 15.04.2021 № 61н (далее — Приказ № 61) утверждены унифицированные формы электронных документов бухгалтерского учета, а также методические указания по их формированию и применению.
Эти электронные документы не заменяют унифицированных форм, утвержденных приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Это дополнительные формы, по которым ранее не существовало специальных документов.
Например, ранее для оформления решения о признании задолженности неплатежеспособных дебиторов сомнительной не существовало унифицированной формы. Учреждения разрабатывали такие документы самостоятельно, проверяли наличие обязательных реквизитов и закрепляли форму в учетной политике. Теперь для этих целей применяется Решение о признании (восстановлении) сомнительной задолженности по доходам (ф. 0510445). Форма и методические указания по ее заполнению утверждены Приказом № 61н.
На момент публикации статьи Приказом № 61н утверждено 17 унифицированных форм первичных документов:
- Ведомость группового начисления доходов (ф. 0510431);
- Извещение о начислении доходов (уточнении начисления) (ф. 0510432);
- Акт о консервации (расконсервации) объекта основных средств (ф. 0510433);
- Акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование (ф. 0510434);
- Акт об утилизации (уничтожении) материальных ценностей (ф. 0510435);
- Акт о признании безнадежной к взысканию задолженности по доходам (ф. 0510436);
- Решение о списании задолженности, невостребованной кредиторами, со счета____ (ф. 0510437);
- Решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439);
- Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440);
- Решение о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441);
- Решение об оценке стоимости имущества, отчуждаемого не в пользу организаций бюджетной сферы (ф. 0510442);
- Решение о признании (восстановлении) сомнительной задолженности по доходам (ф. 0510445);
- Решении о восстановлении кредиторской задолженности (ф. 0510446);
- Изменение Решения о проведении инвентаризации (ф. 0510447);
- Акт о результатах инвентаризации наличных денежных средств (ф. 0510836);
- Ведомость начисления доходов бюджета (ф. 0510837);
- Ведомость выпадающих доходов (ф. 0510838)
и 3 регистра:
- Журнал операций по забалансовому счету_______ (ф. 0509213);
- Ведомость доходов физических лиц, облагаемых НДФЛ, страховыми взносами (ф. 0509095);
- Карточка учета имущества в личном пользовании (ф. 0509097).
Это не окончательный список. Перечень электронных документов со временем будет дополняться.
Крайний срок, чтобы перейти на электронный документооборот
Сроки перехода на электронные документы, утвержденные Приказом № 61н, установлены в п. 6 этого приказа:
- с 01.01.2022 электронные формы применяются федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и подведомственными им федеральными казенными учреждениями, передавшими полномочия по ведению бюджетного учета Федеральному казначейству. Перечень этих организаций приведен в Приложении 1 к письму Минфина России от 01.12.2021 № 02-07-07/98091;
- с 01.01.2023 электронные формы должны применяться всеми остальными организациями бюджетной сферы.
Электронные документы, утвержденные Приказом № 61н, могут применяться до 01.01.2023, если соответствующие положения установлены учетной политикой.
На бумаге документы могут печататься в двух случаях:
1. Если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о составлении (хранении) документа исключительно на бумажном носителе.
2. Если отсутствует организационно-техническая возможность формирования и хранения электронных документов.
Электронный образ (скан-копии) документа, сформированного на бумаге, нужно будет представить бухгалтеру.
Мероприятия при переходе к использованию электронных документов
Письмом Минфина России от 01.12.2021 № 02-07-07/98091 доведены методические рекомендации по переходу на применение в 2022 году унифицированных форм электронных первичных документов.
При переходе к использованию электронных документов финансовым ведомством предлагается провести следующие подготовительные мероприятия:
1. Определить дату перехода на применение электронных документов.
2. Внести изменения в учетную политику (единую учетную политику).
3. Определить лиц, ответственных за формирование и подписание электронных документов.
4. Определить сроки формирования, подписания, утверждения электронных документов, их передачи для отражения в бухгалтерском учете.
5. Внести дополнения в график документооборота с учетом использования электронных документов.
6. Обеспечить всех сотрудников и должностных лиц, составляющих, подписывающих, утверждающих и согласовывающих электронные документы простой электронной подписью или квалифицированной электронной подписью.
7. При централизации бухгалтерского учета дополнить ролевое расписание новыми позициями и обеспечить доступ к информационной системе бухгалтерского учета для должностных лиц, членов и председателя комиссии.
8. Привести в соответствие с требованиями Приказа № 61н справочники, используемые при формировании электронных документов в программах бухгалтерского учета.
9. Утвердить (уточнить) порядок списания кредиторской задолженности с забалансового счета 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами».
10. Уточнить порядок определения лиц, ответственных за имущество учреждения (ответственных лиц).
Электронные документы в 1С:БГУ 8, ред. 2.0
Электронный документооборот, как внутренний, так и внешний, а также новые электронные формы реализованы только во второй редакции программы 1С:БГУ 8. Поэтому, если вы работаете на первой редакции программы 1С:БГУ 8, стоит всерьез задуматься о переходе на редакцию 2.0. Кроме того, в прошлом году фирма «1С» выпустила информационное письмо, в котором сообщила, что редакция 1.0 программы 1С:БГУ 8 будет поддерживаться лишь до марта 2023 года.
Если вы хотите сэкономить время и нервы при переходе на редакцию 2.0, можете обратиться к нам за сертифицированной помощью. Подробнее читайте в статье: «Первая редакция 1С:БГУ 8 снимается с поддержки: помогаем перейти на редакцию 2.0».
Чтобы воспользоваться возможностями электронного документооборота в программе 1С:БГУ 8, ред. 2.0, в первую очередь нужно включить соответствующие настройки. Это делается в разделе Администрирование — Настройка параметров учета — Обмен данными и интеграция.
После настройки станет доступна кнопка ЭДО в формах документов. По этой кнопке можно подписать электронный документ простой или квалифицированной электронной подписью.
Отметка о том, что электронный документ подписан электронной подписью проставляется в его нижней части.
Опубликовано 02.03.2022
21.12.2020 Письмо Минфина России № 02-04-04/110850, Казначейства России № 07-04-05/02-26291 от 17.12.2020 «О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности, годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2020 год»
Определено, в частности, что составление и представление главными распорядителями (распорядителями, получателями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджет годовой бюджетной отчетности, а также консолидированной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых они осуществляют полномочия учредителя, за 2020 год осуществляется в соответствии с требованиями:
Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (далее — Инструкция N 191н), Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее — Инструкция N 33н), Инструкции о порядке составления и представления дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 01.03.2016 N 15н (далее — Инструкция N 15н).
Представление бюджетной отчетности получателями средств федерального бюджета, бухгалтерской отчетности бюджетными и автономными учреждениями, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, а также составление распорядителями, главными распорядителями сводной (консолидированной) отчетности на основании указанной отчетности осуществляется в соответствии с пунктами 288 — 292 Инструкции N 191н.
Представление главными администраторами средств федерального бюджета консолидированной отчетности об исполнении бюджета Союзного государства осуществляется посредством ППО «СУФД» в ППО «АСФК».
Бюджетная (бухгалтерская) отчетность, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, представляется главным распорядителем (распорядителем) средств федерального бюджета в установленном ими порядке, с учетом требований к защите государственной тайны.
Консолидированная бюджетная отчетность, отдельные отчеты консолидированной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются главными администраторами средств федерального бюджета в МОУ ФК в соответствии с требованиями к защите государственной тайны, без учета положений, предусмотренных пунктами 288, 289, 292 Инструкции N 191н, в части представления отчетности средствами подсистемы учета и отчетности государственной интегрированной информационной системы управления государственными финансами «Электронный бюджет».
Главные администраторы средств федерального бюджета, представляющие отдельные формы консолидированной отчетности по сведениям, содержащим государственную тайну, в Пояснительной записке (ф. 0503160), Пояснительной записке к балансу учреждения (ф. 0503760) к ним указывают только ту информацию, которая непосредственно касается сведений, содержащих государственную тайну.
Иная информация, в том числе о перечне отчетов (сведений), предоставляемых с учетом требований об ограничении раскрытия информации, а также о перечне непредставленных форм отчетов (сведений) в связи с отсутствием в них показателей, подлежит отражению в Пояснительной записке, представляемой в составе консолидированной годовой отчетности, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну.
Бюджетная (бухгалтерская) отчетность представляется главным администратором бюджетных средств в составе форм, установленных Инструкциями, без представления дополнительных форм отчетности, установленных главным администратором бюджетных средств.
Заказать демо-версию систем